Дворянское гнездо анализ. Роман И.С

В первое воскресенье сентября в Беларуси традиционно проводится национальный праздник – День белорусской письменности, в основу которого заложено желание сохранить духовное наследие, лучшие культурные традиции и бережное отношение к родному языку. В 2016 году праздник будет отмечаться 4 сентября в г. Рогачев.

Это торжество большого масштаба, время, когда люди отдают дань не только родному языку, но и всей культуре республики, которая на протяжении веков впитывает в себя влияние ближайших славянских соседей.
Впервые День белорусской письменности отметили в 1994 году в г. Полоцк. В последующие годы центрами празднований становились другие города республики – Новогрудок, Туров, Орша, Пинск, Мир и другие.
Трудно переоценить огромную историческую значимость белорусской письменности для культурного и духовного наследия Беларуси и России, равно как и тот огромный вклад, который в свое время внесли великие белорусские просветители, по праву признанные не только у себя на родине, но и ставшие фигурами европейского масштаба.
Список великих деятелей, внесших особый вклад в развитие белорусской письменности, открывает купеческий сын Франциск Скорина (1482 -1551). Осознав значимость духовного просвещения, Ф. Скорина перевел на старобелорусский язык Библию, участвовал в ее иллюстрации и издании. В Праге 6 августа 1517 года вышла в свет его первая книга – “Псалтырь”. Приобщая свою родину к общеевропейской цивилизации, Скорина перевел на язык простых белорусских людей и напечатал 23 библейские книги, и эти великие деяния приравниваются к подвигу.
Мелетием Смотрицким (1575-1633) была издана “Грамматики словенския правильное синтагма”, ставшая практическим руководством белорусской письменности, доступным учебником для народа. Огромно значение “Грамматики” для России, ведь ее на протяжении 150 лет использовали в качестве живого учебника русского языка и именно по ней обучали правильно писать по-русски Михаила Ломоносова.
Еще большую значимость в истории России сыграл Симеон Полоцкий (1629-1684), белорусский философ, поэт, просветитель и теолог. Прекрасно зная славянскую и отлично изучив западноевропейскую культуры, Симеон стремился к их объединению. В Москве, где обучал царских детей, осуществил свою мечту – основал при дворе светскую типографию, независимую от патриарха Московского. Им же был составлен проект первого в России учреждения высшего образования – “Славян-греко -латинской Академии”, в которой впоследствии учился М. Ломоносов.
Большую роль в развитии русской и белорусской культуры имеет деятельность Ефросиньи Полоцкой. Без нее нельзя представить не только многогранную панораму духовной жизни на восточнославянских землях в XII ст., но и всю историю белорусской культуры.
Немаловажную роль также сыграли Якуб Колос – национальный белорусский писатель, открывший для мировой литературы письменное слово Беларуси и воспевший наш народ, и Янка Купала, ставший основоположником новой белорусской литературы. И еще многие другие патриоты белорусской земли, почитавшие и несшие всему миру белорусский язык и культурное наследие, создававшие просветительские центры и заложившие фундамент дальнейшего духовного развития своей Родины.

Задумал роман "Дворянское гнездо" Тургенев еще в 1855 году. Однако писатель испытывал в то время сомнения в силах своего таланта, накладывался и отпечаток личной неустроенности в жизни. Работу над романом Тургенев возобновил лишь в 1858 году, по приезде из Парижа. Роман появился в январской книге "Современника" за 1859 год. Сам автор впоследствии отмечал, что "Дворянское гнездо" имело самый большой успех, который когда-либо выпал ему на долю.

Тургенев, отличавшийся способностью подметить и изобразить новое, нарождающееся, и в этом романе отразил современность, главные моменты жизни дворянской интеллигенции того времени. Лаврецкий, Паншин, Лиза - не отвлеченные образы, созданные головным путем, а живые люди - представители поколений 40-х годов XIX в. В романе Тургенева не только поэзия, но и критическая направленность. Это произведение писателя - обличение самодержавно-крепостнической России, отходная песнь "дворянским гнездам".

Излюбленное место действия в тургеневских произведениях - "дворянские гнезда" с царящей в них атмосферой возвышенных переживаний. Их судьба волнует Тургенева и один из своих романов, который так и называется "Дворянское гнездо", проникнут чувством тревоги за их судьбу.

Этот роман проникнут сознанием того, что "дворянские гнезда" вырождаются. Критически освещает Тургенев дворянские родословные Лаврецких и Калитиных, видя в них летопись крепостнического произвола, причудливую смесь "барства дикого" и аристократического преклонения перед Западной Европой.

Рассмотрим идейное содержание и систему образов "Дворянского гнезда". Тургенев поставил в центр романа представителей дворянского класса. Хронологические рамки романа - 40-е годы. Действие начинается в 1842 г., а в эпилоге рассказывается о событиях, происшедших 8 лет спустя.

Писатель решил запечатлеть ту полосу в жизни России, когда в лучших представителях дворянской интеллигенции растет тревога за судьбы свои и своего народа. Тургенев интересно решил сюжетный и композиционный план своего произведения. Он показывает своих героев в самые напряженные переломные моменты их жизни.

После восьмилетнего пребывания за границей возвращается в свое родовое имение Федор Лаврецкий. Им пережито большое потрясение - измена жены Варвары Павловны. Уставший, но не надломленный страданиями Федор Иванович приехал в деревню, чтобы улучшить быт своих крестьян. В соседнем городе в доме у своей двоюродной сестры Марьи Дмитриевны Калитиной он встречается с ее дочерью - Лизой.

Лаврецкий полюбил ее чистой любовью, Лиза ответила ему взаимностью.

В романе "Дворянское гнездо" большое место автор уделяет теме любви, потому что это чувство помогает высветить все лучшие качества героев, увидеть главное в их характерах, понять их душу. Любовь изображена Тургеневым как самое прекрасное, светлое и чистое чувство, пробуждающее в людях все лучшее. В этом романе, как ни в одном другом романе Тургенева, любви героев посвящены самые трогательные, романтические, возвышенные страницы.

Любовь Лаврецкого и Лизы Калитиной проявляется не сразу, она подступает к ним исподволь, через многие размышления и сомнения, а потом внезапно обрушивается на них своей неодолимой силой. Лаврецкий, испытавший многое на своем веку: и увлечения, и разочарования, и потерю всех жизненных целей,-- сначала просто любуется Лизой, ее невинностью, чистотой, непосредственностью, искренностью-- всеми теми качествами, которые отсутствуют у Варвары Павловны, лицемерной, развратной жены Лаврецкого, бросившей его. Лиза близка ему по духу: "Случается иногда, что два уже знакомых, но не близких друг другу человека внезапно и быстро сближаются в течение нескольких мгновений, - и сознание этого сближения тотчас выражается в их взглядах, в их дружелюбных и тихих усмешках, в самих их движениях. Именно это случилось с Лаврецким и Лизой". Они много беседуют и понимают, что у них очень много общего. Лаврецкий серьезно относится к жизни, к другим людям, к России, Лиза тоже глубокая и сильная девушка, имеющая собственные идеалы и убеждения. По мнению Лемма, учителя музыки Лизы, она "девица справедливая, серьезная, с возвышенными чувствами". За Лизой ухаживает молодой человек, столичный чиновник с прекрасным будущим. Мать Лизы была бы рада отдать ее замуж за него, она считает это прекрасной партией для Лизы. Но Лиза не может любить его, она чувствует фальшь в его отношении к ней, Паншин - человек поверхностный, он ценит в людях внешний блеск, а не глубину чувств. Дальнейшие события романа подтверждают это мнение о Паншине.

Только когда Лаврецкий получает известие о кончине в Париже своей жены, он начинает допускать мысль о личном счастье.

Они были близки к счастью, Лаврецкий показал Лизе французский журнал, в котором сообщалось о смерти его жены Варвары Павловны.

Тургенев в своей излюбленной манере не описывает чувства человека, освободившегося от стыда и унижения, он использует прием "тайной психологии", изображая переживания своих героев через движения, жесты, мимику. После того как Лаврецкий прочитал известие о смерти жены, он "оделся, вышел в сад и до самого утра ходил взад и вперед все по одной аллее". Через некоторое время Лаврецкий убеждается в том, что любит Лизу. Он не рад этому чувству, так как он уже испытывал его, и оно принесло ему только разочарование. Он пытается найти подтверждение известия о смерти жены, его мучает неопределенность. А любовь к Лизе все растет: "Он любил не как мальчик, не к лицу ему было вздыхать и томиться, да и сама Лиза не такого рода чувство возбуждала; но любовь на всякий возраст имеет свои страданья, - и он испытал их вполне". Чувства героев автор передает через описания природы, которая особенно прекрасна перед их объяснением: "У каждого из них сердце росло в груди, и ничего для них не пропадало: для них пел соловей, и звезды горели, и деревья тихо шептали, убаюканные и сном, и негой лета, и теплом". Сцена объяснения в любви Лаврецкого и Лизы написана Тургеневым удивительно поэтично и трогательно, автор находит самые простые и в то же время самые нежные слова для выражения чувств героев. Лаврецкий бродит ночью вокруг дома Лизы, смотрит на ее окно, в котором горит свеча: "Лаврецкий ничего не думал, ничего не ждал; ему приятно было чувствовать себя вблизи Лизы, сидеть в ее саду на скамейке, где и она сидела не однажды..." В это время Лиза выходит в сад, как будто чувствуя, что там Лаврецкий: "В белом платье, с нерасплетенными косами по плечам, она тихонько подошла к столу, нагнулась над ним, поставила свечку и чего-то поискала; потом, обернувшись лицом к саду, она приблизилась к раскрытой двери и, вся белая, легкая, стройная, остановилась на пороге".

Происходит объяснение в любви, после которого Лаврецкого переполняет счастье: "Вдруг ему почудилось, что в воздухе над его головою разлились какие-то дивные, торжествующие звуки; он остановился: звуки загремели еще великолепней; певучим, сильным потоком струились они, - ив них, казалось, говорило и пело все его счастье". Это была музыка, которую сочинил Лемм, и она полностью соответствовала настроению Лаврецкого: "Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного: сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на земле дорогого, тайного, святого; она дышала бессмертной грустью и уходила умирать в небеса". Музыка предвещает трагические события в жизни героев: когда счастье было уже так близко, известие о смерти жены Лаврецкого оказывается ложным, из Франции Варвара Павловна возвращается к Лаврецкому, так как осталась без денег.

Лаврецкий стоически переносит это событие, он покорен судьбе, но его тревожит, что будет с Лизой, ведь он понимает, каково ей, впервые полюбившей, пережить такое. От страшного отчаяния ее спасает глубокая, беззаветная вера в Бога. Лиза уходит в монастырь, желая лишь одного - чтобы Лаврецкий простил свою жену. Лаврецкий простил, но жизнь его закончилась, он слишком сильно любил Лизу, чтобы еще раз начать все сначала с женой. В конце романа Лаврецкий, далеко не старый человек, выглядит стариком, он и ощущает себя человеком, отжившим свой век. Но любовь героев на этом не закончилась. Это то чувство, которое они пронесут через всю жизнь. Последняя встреча Лаврецкого и Лизы свидетельствует об этом. "Говорят, Лаврецкий посетил тот отдаленный монастырь, куда скрылась Лиза, - увидел ее. Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо-смиренной походкой монахини - и не взглянула на него; только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только еще ниже наклонила она свое исхудалое лицо - и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались друг к другу". Она не забыла свою любовь, не разлюбила Лаврецкого, и ее уход в монастырь это подтверждает. А Паншин, который так демонстрировал свою любовь к Лизе, полностью подпал под чары Варвары Павловны и стал ее рабом.

История любви в романе И.С. Тургенева "Дворянское гнездо" очень трагична и в то же время прекрасна, прекрасна потому, что это чувство неподвластно ни времени, ни обстоятельствам жизни, оно помогают человеку возвыситься над окружающей его пошлостью и обыденностью, это чувство облагораживает и делает человека человеком.

Сам Федор Лаврецкий явился потомком постепенно выродившегося рода Лаврецких, когда-то сильных, незаурядных представителей этой фамилии - Андрея (прадеда Федора), Петра, потом Ивана.

Общность первых Лаврецких - в невежестве.

Тургенев очень точно показывает смену поколений в роде Лаврецких, их связи с - различными периодами исторического развития. Жестокий и дикий самодур-помещик, прадед Лаврецкого ("что барин восхотел, то и творил, мужиков за ребра вешал... старшого над собой не знал"); его дед, который однажды "перепорол всю деревню", безалаберный и хлебосольный "степной барин"; полный ненависти к Вольтеру и "изуверу" Дидероту, - это типичные представители русского "барства дикого". Сменяют их приобщившиеся к культуре то претензии на "французскость", то англоманство, что мы видим в образах легкомысленной старой княжны Кубенской, в весьма преклонном возрасте вышедшей замуж за молодого француза, и отца героя Ивана Петровича. Начав с увлечения "Декларацией прав человека" и Дидро, он кончил молебнами и баней. "Вольнодумец - начал ходить в церковь и заказывать молебны; европеец - стал париться и обедать в два часа, ложиться в девять, засыпать под болтовню дворецкого; государственный человек - сжег все свои планы, всю переписку, трепетал перед губернатором и егозил перед исправником". Такова была история одного из родов русского дворянства.

В бумагах Петра Андреевича внук нашел единственную ветхую книжку, в которую тот вписывал то "Празднование в городе Санкт-Петербурге замирения, заключенного с Турецкой империей его сиятельством князем Александром Андреевичем Прозоровским", то рецепт грудного декохта с примечанием; "сие наставление дано генеральше Прасковье Федоровне Салтыковой от протопресвитера церкви живоначальные Троицы Федора Авксентьевича" и т. п.; кроме календарей, сонника и сочинения Абмодика у старика не было книг. И по этому поводу Тургенев иронически заметил: "Читать было не по его части". Как бы мимоходом Тургенев указывает на роскошь именитого дворянства. Так, смерть княжны Кубенской передана в следующих красках: княжна "разрумяненная, раздушенная амброй a la Rishelieu, окруженная арапчонками, тонконогими собачками и крикливыми попугаями, умерла на шелковом кривом диванчике времен Людовика XV, с эмалевой табакеркой работы Петито в руках".

Преклонявшаяся перед всем французским, Кубенская прививала и Ивану Петровичу такие же вкусы, дала французское воспитание. Писатель не преувеличивает значения войны 1812 г. для дворян типа Лаврецких. Они лишь временно "почувствовали, что русская кровь течет в их жилах". "Петр Андреевич на свой счет одел целый полк ратников". И только. Предки Федора Ивановича, в особенности его отец, больше любили иностранное, чем русское. Европейски образованный Иван Петрович, вернувшись из-за границы, ввел дворне новую ливрею, оставив все по-прежнему, о чем Тургенев не без иронии пишет: "Все осталось по-прежнему, только оброк кое-где прибавился, да барщина стала потяжелее, да мужикам запретили обращаться прямо к барину: патриот уж очень презирал своих сограждан".

И сына своего Иван Петрович решил воспитывать по заграничной методе. А это привело к отрыву от всего русского, к отходу от родины. "Недобрую шутку сыграл англоман со своим сыном". Оторванный с детства от родного народа, Федор лишился опоры, настоящего дела. Не случайно писатель привел Ивана Петровича к бесславной кончине: старик стал невыносимым эгоистом, своими капризами не дававшим жить всем окружающим, жалким слепцом, подозрительным. Смерть его явилась избавлением для Федора Ивановича. Перед ним вдруг открылась жизнь. В 23 года он не постеснялся сесть на студенческую скамью с твердым намерением овладеть знаниями, с тем, чтобы применить их в жизни, принести пользу хотя бы мужикам своих деревень. Откуда у Федора замкнутость и нелюдимость? Эти качества явились следствием "спартанского воспитания". Вместо того чтобы ввести юношу в гущу жизни, "его подержали в искусственном уединении", оберегали его от жизненных потрясений.

Родословная Лаврецких призвана помочь читателю проследить постепенный отход помещиков от народа, объяснить, как "вывихнулся" из жизни Федор Иванович; она призвана доказать, что неминуема социальная гибель дворянства. Возможность жить за чужой счет приводит к постепенной деградации человека.

Также дано представление о семействе Калитиных, где родителям нет никакого дела до детей, лишь бы были накормлены и одеты.

Вся эта картина дополняется фигурами сплетника и шута старого чиновника Гедеонове кого, лихого отставного штаб-ротмистра и известного игрока - отца Панигина, любителя казенных денег - отставного генерала Коробьина, будущего тестя Лаврецкого, и т. п. Рассказывая историю семей персонажей романа, Тургенев создает картину весьма далекую от идиллического изображения "дворянских гнезд". Он показывает разношерстую Россию, люди которой ударяются во все тяжкие от полного курса на запад до буквально дремучего прозябания в своем имении.

А все "гнезда", которые для Тургенева были оплотом страны, местом, где концентрировалась и развивалась ее мощь, претерпевают процесс распада, разрушения. Описывая предков Лаврецкого устами народа (в лице дворового человека Антона), автор показывает, что история дворянских гнезд омыта слезами многих их жертв.

Одна из них - мать Лаврецкого - простая крепостная девушка, оказавшаяся, на свое несчастье, слишком красивой, что привлекает внимание барича, который, женившись из желания досадить отцу, отправился в Петербург, где увлекся другой. А бедная Малаша, не перенеся еще и того, что у нее, в целях воспитания, отняли сына, "безропотно, в несколько дней угасла".

Федор Лаврецкий воспитывался в условиях надругательства над человеческой личностью. Он видел, как его мать, бывшая крепостная Маланья, была в двусмысленном положении: с одной стороны, ее официально считали женой Ивана Петровича, перевели на половину хозяев, с другой стороны, относились к ней с пренебрежением, в особенности ее золовка Глафира Петровна. Петр Андреевич называл Маланью "сыромолотная дворянка". Сам Федя в детстве чувствовал свое особое положение, чувство приниженности угнетало его. Над ним безраздельно господствовала Глафира, мать к нему не допускали. Когда Феде шел восьмой год, мать умерла. "Память о ней, - пишет Тургенев, - об ее тихом и бледном лице, об ее унылых взглядах и робких ласках навеки запечатлелась в его сердце".

Тема "безответности" крепостного крестьянства сопровождает все повествование Тургенева о прошлом рода Лаврецких. Образ злой и властной тетки Лаврецкого Глафиры Петровны дополняют образы постаревшего на барской службе дряхлого лакея Антона и старухи Апраксеи. Эти образы неотделимы от "дворянских гнезд".

В детские годы Федя должен был задумываться о положении народа, о крепостном праве. Однако его воспитатели делали все возможное, чтобы отдалить его от жизни. Воля его подавлялась Глафирой, но "… по временам находило на него дикое упрямство". Воспитанием Феди занимался сам отец. Он решил сделать его спартанцем. "Система" Ивана Петровича "сбила с толку мальчика, поселила путаницу в его голове, притиснула ее". Феде преподносились точные науки и "геральдика для поддержания рыцарских чувств". Отец хотел сформировать душу юноши на иностранный образец, привить ему любовь ко всему английскому. Именно под влиянием такого воспитания Федор оказался человеком, оторванным от жизни, от народа. Писатель подчеркивает богатство духовных интересов своего героя. Федор является страстным поклонником игры Мочалова ("не пропускал ни одного представления"), он глубоко чувствует музыку, красоты природы, словом, все эстетически прекрасное. Лаврецкому нельзя отказать и в трудолюбии. Он очень прилежно учился в университете. Даже после женитьбы, прервавшей почти на два года учебу, Федор Иванович вернулся к самостоятельным занятиям. "Странно было видеть, - пишет Тургенев, - его могучую, широкоплечую фигуру, вечно согнутую над письменным столом. Каждое утро он проводил за работой". И после измены жены Федор взял себя в руки и "мог заниматься, работать", хотя скептицизм, подготовленный опытами жизни, воспитаньем, окончательно забрался в его душу. Он стал очень равнодушен ко всему. Это явилось следствием оторванности его от народа, от родной почвы. Ведь Варвара Павловна оторвала его не только от занятий, его работы, но и от родины, заставив его скитаться по западным странам и забыть о долге перед своими крестьянами, перед народом. Правда, с детства его не приучили к систематическому труду, поэтому временами он находился в состоянии бездействия.

Лаврецкий сильно отличается от героев, созданных Тургеневым до "Дворянского гнезда". К нему перешли положительные черты Рудина (его возвышенность, романтическое устремление) и Лежнева (трезвость взглядов на вещи, практицизм). Он имеет твердый взгляд на свою роль в жизни - улучшать быт крестьян, он не замыкается в рамки личных интересов. Добролюбов писал о Лаврецком: "… драматизм его положения заключается уже не в борьбе с собственным бессилием, а в столкновении с такими понятиями и нравами, с которыми борьба, действительно, должна устрашать даже энергического и смелого человека". И далее критик отмечал, что писатель "умел поставить Лаврецкого так, что над ним неловко иронизировать".

С большим поэтическим чувством Тургенев описал возникновение любви у Лаврецкого. Понявший, что он крепко любит, Федор Иванович повторил многозначительные слова Михалевича:

И я сжег все, чему поклонялся;

Поклонился всему, что сжигал…

Любовь к Лизе - это момент его духовного возрождения, наступившего при возвращении в Россию. Лиза противоположна Варваре Павловне. Она-то смогла бы помочь развернуться способностям Лаврецкого, не помешала бы ему быть тружеником. Сам Федор Иванович думал об этом: "…она не отвлекала бы меня от моих занятий; она бы сама воодушевила меня на честный, строгий труд, и мы пошли бы оба вперед, к прекрасной цели". В споре Лаврецкого с Паншиным раскрывается его безграничный патриотизм и вера в светлое будущее своего народа. Федор Иванович "заступался за новых людей, за их убеждения и желания".

Утратив личное счастье вторично, Лаврецкий решает выполнять свой общественный долг (как он его понимает) - улучшает быт своих крестьян. "Лаврецкий имел право быть довольным, - пишет Тургенев, - он сделался действительно хорошим хозяином, действительно выучился пахать землю и трудился не для одного себя". Однако это было половинчато, это не заполняло всей его жизни. Приехав в дом Калитиных, он задумывается о "деле" своей жизни и признается, что оно было бесполезным.

Писатель осуждает Лаврецкого за печальный итог его жизни. При всех своих симпатичных, положительных качествах главный герой "Дворянского гнезда" не нашел своего призвания, не принес пользу своему народу и даже не добился личного счастья.

В 45 лет Лаврецкий чувствует себя состарившимся, неспособным к духовной деятельности, "гнездо" Лаврецких фактически прекратило свое существование.

В эпилоге романа герой появляется постаревшим. Лаврецкий не стыдится прошлого, он не ждет ничего от будущего. "Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!" - говорит он.

"Гнездо" - это дом, символ семьи, где не прерывается связь поколений. В романе Дворянское гнездо" нарушена эта связь, что символизирует разрушение, отмирание родовых поместий под влиянием крепостного права. Итог этого мы можем видеть, например, в стихотворении Н.А. Некрасова "Забытая деревня". тургенев крепостной публикация роман

Но Тургенев надеется, что не все еще потеряно, и обращается в романе, прощаясь с прошлым, к новому поколению, в котором он видит будущее России.

Сегодня мы поговорим о романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

У неё есть своя семья, и Тургенев все больше чувствует себя лишним. В таком настроении Тургенев пишет и Толстому (рис. 2),

Рис. 2. Л.Н. Толстой ()

и Фету (рис. 3),

и другим своим корреспондентам, что он должен вернуться в Россию, чтобы «пахать землю». Эта фраза потом будет отдана главному герою романа «Дворянское гнездо» Федору Лаврецкому. И Тургенев действительно возвращается в Россию. Лето 1858 года выдалось для него одним из самых счастливых в его жизни. Он много встречается с Толстым, Фетом, Борисовым. Они охотятся, читают друг другу произведения, говорят о дальнейшей судьбе России, о крестьянском вопросе. Тургенев старается обустроить жизнь своих крестьян. Но чем дальше, тем больше убеждается, что не так все просто. Его уступки крестьянам доходят почти до подлости, а крестьяне проявляют все больше недовольства и непонимания. В какой-то момент Тургенев начинает ощущать, что дело не просто в нем, в том, что он не умеет хозяйствовать на земле, которому чужды эти проблемы. Дело в чем-то гораздо более серьезном. Вероятно, все дворянское сословие должно уйти с исторической сцены. С Тургеневым яростно спорят и Толстой, который в этот момент почти полностью посвятил себя сельскому хозяйству, и Фет. Чуть раньше, в 1857 году, состоялся примечательный спор, почти скандал, между Тургеневым и Фетом. Они спорили о долге дворянства. Тургенев считал, что дворяне должны быть на земле и помогать крестьянам чем угодно, поэтому он посмеивался над Фетом, у которого не было даже клочка земли. Этот спор тоже найдет свое отражение в романе «Дворянское гнездо», когда Михалевич приедет в гости к Лаврецкому, и они будут спорить до криков и хрипоты всю ночь напролет.

Вот в такой жаркой обстановке идейных споров проходила работа над романом «Дворянское гнездо» (рис. 4).

Рис. 4. Титульный лист рукописи романа «Дворянское гнездо». Автограф. 1859 года ()

Однако, когда роман вышел в свет, критика приняла его не единодушно. Возник вопрос: «Зачем еще один роман о дворянине, интеллигенте, неудавшейся судьбе? Тургенев последовательно возражал своим критикам. Между героями романов есть существенная разница. Во-первых, к Рудину, герою одноименного романа, можно предъявить целый ряд нравственных претензий: он болтлив, тщеславен, он любит актерствовать, любит пожить за чужой счет. К Лаврецкому ничего такого предъявить нельзя. Во-вторых, у Рудина фактически нет биографии, поэтому мы не совсем понимаем, как именно сформировался этот герой. У Лаврецкого же есть не только биография, но и история рода Лаврецких на протяжении четырех поколений. Род Лаврецкого пришел в Россию во времена Василия Темного (рис. 5).

Рис. 5. Князь Василий ІІ Темный ()

Затем Тургенев начинает рассказывать о прадеде Лаврецкого Андрее: « Андрей, человек жестокий, дерзкий, умный и лукавый. До нынешнего дня не умолкла молва об его самоуправстве, о бешеном его нраве, безумной щедрости и алчности неутолимой. Он был очень толст и высок ростом, из лица смугл и безбород, картавил и казался сонливым; но чем он тише говорил, тем больше трепетали все вокруг него…»

Вот такая сильная, неординарная и яркая личность. Следующий в этой семье - Петр, обычный степной помещик, который ловил зайцев, играл в карты, проиграл часть нажитого отцом имения. Третий в этом семействе - Иван, человек начала XIX века, который получает образование у богатой тетки, выписавшей ему лучших преподавателей. Но кто же эти преподаватели? Бывший наставник Ивана Петровича - отставной аббат и энциклопедист, бежавший от французской революции аристократ, сторонник учения Руссо, Вольтера, Дидро - удовольствовался тем, что влил в своего воспитанника всю премудрость XVIII века, которая пребывала в нем, не проникнув в его душу. Но образованный Иван оказывается в тяжелом положении: тетка под старость выходит замуж за этого аббата, которого она называет « fine fleur эмиграции » . Он переписывает на себя ее капитал и бежит во Францию, тетка умирает, а Иван, оставшись без наследства, возвращается домой, где никто толком не знал о Руссо и Дидро. Разумеется, в такой обстановке Иван томится, поэтому заводит роман с молоденькой деревенской девушкой Маланьей, которая искренне влюбляется в своего господина. Этот роман вызывает скандал, но Иван объявляет, что женится на своей крепостной Маланье. И действительно, он обвенчался с ней, но затем уехал от неё на долгие годы, не подумав о том, что у Маланьи растет его сын Федор.

Так появляется на свет Федор Иванович Лаврецкий (рис. 6) - главный герой романа «Дворянское гнездо».

Рис. 6. Федор Лаврецкий (К.И. Рудаков. Ил. к роману «Дворянское гнездо») ()

Таким образом, если в романе «Рудин» речь шла о судьбе одного человека, то здесь разговор уже идет о судьбе целого рода Лаврецких. Более того, если первый роман Тургенева назван по имени главного героя, то второй - «Дворянское гнездо», потому что автору важно рассказать об исторических судьбах дворянства в эпоху реформ. Эти судьбы видятся Тургеневу не в самом радужном свете. На примере истории рода Лаврецких мы можем сказать, что происходит длительное увядание самого дворянства как явления: от сильного и жестокого Андрея к слабохарактерному Ивану, который долгое время жил за границей, стал англоманом, а по возвращению в Россию вынашивал реформаторские идеи. Но после восстание декабристов Иван испугался и затворился в деревне, на всякий случай стал верующим, раскис, ослаб. Таким образом, мы видим это увядание дворянского сословия, на причины которого Тургенев пытается ответить всем ходом романа «Дворянское гнездо».

Федор Лаврецкий вначале воспитывается под призором мрачной и суровой тетки Глафиры Петровны, затем его с матерью забирает к себе дед Петр Андреевич, но воспитывает без участия Маланьи, которая только издали робко смотрела, как гуляет ее сынок по саду в господской одежде. Некоторое время образование Лаврецкий получал под присмотром Глафиры, причем образование это заключалось в чтении житий, содержавших страшные и суровые истории о том, как люди шли на мучения и казнь, но не изменяли своим убеждениям. Это был очень важный урок в жизни Лаврецкого. Но когда вернулся отец, он начал учить его по самой новейшей методике. Он будил его в 4 часа утра, обливал ледяной водой, заставлял делать упражнения. Вначале бедный ребенок чуть не умер от воспаления легких, но затем окреп и поздоровел. Иван не отпустил сына в университет, и тому до 23 лет пришлось нянчиться со своим несчастным, капризным и даже ослепшим под конец жизни отцом. Смерть отца стала свободой для сына. И вот Федор, молодой и образованный юноша, выходит в жизнь. У него еще нет жизненного опыта, и поэтому он становится легкой добычей веселой, красивой и наглой авантюристки. Его буквально женит на себе светская барыня Варвара Павловна. Брак для Лаврецкого значит необычайно много. Он, у которого было одинокое детство, отсутствие матери, видит в супруге и подругу, и мать, и сестру. Она для него всё. А для Варвары Павловны он просто богатый муж, которого она увозит в Париж, хотя Лаврецкий хотел начать преобразования в деревне. В Париже Варвара Павловна дерзко изменяет своему мужу. Она оставляет на видном месте записку позорного содержания, которую обнаруживает Лаврецкий. Трудно представить всю глубину разочарования Федора: человек, который был для него всем, становится предателем. И он в растерзанном состоянии мечется по разным странам, не находит себе приюта, но все-таки принимает решение: поскольку личное счастье ему уже не светит (разводов в России того времени не существует), он собирается ехать в Россию, чтобы «землю пахать» .

В России Лаврецкий попадает в дворянское гнездо: в прекрасную, усеянную поэзией усадьбу его дальних родственников Калитиных. Там он встречает девушку, с которой мог бы быть счастлив. Это 19-летняя Лиза Калитина, умная, честная и глубоко религиозная девушка (рис. 7).

Рис. 7. Лиза Калитина (К.И. Рудаков. Ил. к роману «Дворянское гнездо») ()

Счастье между ними невозможно (Федор женат), но тут следует внезапный, даже авантюрный поворот сюжета: приходит известие о смерти Варвары Павловны. Лаврецкий тяжело переживает смерть жены, несмотря на то, что он не любил и презирал её. Но вместе с тем герой радуется тому, что он теперь свободен и может связать свою жизнь с совершенно другим человеком, который не будет отвлекать его от занятий на земле. Казалось бы, что героям ничего не угрожает, они свободны и счастливы, но их что-то отводит от счастья. Их мучит предчувствие, они печальны и тревожны. Разумеется, это чувство их не подведет. В Россию приезжает Варвара Павловна, которая не умерла и приехала за деньгами (рис. 8).

Рис. 8. Примирение Лаврецкого с женой (К.И. Рудаков. Ил. к роману «Дворянское гнездо») ()

Для героев это катастрофа. Но для Тургенева важно, что катастрофу эту герои предчувствовали. Таким образом автор отвечает на вопрос о роли дворянства в эпоху реформ. Над дворянским сословием тяготеет некое страшное родовое проклятье. Как только Лаврецкий начинает думать о личном счастье, ему вспоминается его мать, тихая, кроткая, вечно виноватая, забитая, испуганная Маланья. Как только он начинает раздумывать над тем, почему ему это счастье не удалось, он видит мужика, оборванного, грязного, несчастного, у которого умер сын. Т. е. тема народа начинает звучать именно тогда, когда герои начинают задумываться над личным счастьем. Лиза тоже не верила в возможность счастья для себя. Она говорила Лаврецкому о том, что знает, как все создавалось, и что теперь это надо отмолить.

Таким образом, родовая вина - это вина перед народом. Дворянство действительно создало уникальную культуру, золотую культуру XVIII-XIX веков, но она создавалась за счет несчастного, изнуренного мужика, которому от этой культуры не досталось ничего. Эта вина копилась, умножалась из поколения в поколение, и дворянство, отягченное этой страшной виной, должно уйти с исторической сцены. Многие спорили с Тургеневым, почему судьба дворянства закончена. Толстой приводил пример того, что многие дворяне готовы были отдать собственную землю крестьянам и даже писали петицию императору. Почему же дворянство исчерпало свои творческие возможности? Тургенев считал, что это действительно так.

С раздумьями о России связано и еще одно различие между героями первого и второго тургеневских романов. Рудин был западником, а Лаврецкий - славянофилом. Тургенев сам называл себя западником, а славянофильство считал ложным учением, но важным для него было то, что его герой стоял на земле и был кровными узами связан с ней. Но даже такой сверхположительный герой, как Лаврецкий, изменить ни в своей судьбе, ни судьбе крестьян ничего не мог. Остается только удивиться социальной чуткости Тургенева. Он считал, что дворянство заплатит за эту роковую вину личной несчастливостью. И действительно, оставшихся 4 % столбового дворянства в России через 60 лет ждет трагическая судьба.

Список литературы

  1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: Русское слово.
  2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. - М.: Дрофа.
  3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Интернет-портал A 4format.ru ().
  2. Интернет-портал Bestreferat.ru ().
  3. Интернет-портал Litsoch.ru ().

Домашнее задание

  1. Составьте сравнительную характеристику образов Дмитрия Рудина и Федора Лаврецкого.
  2. Определите новшества в романе «Дворянское гнездо» по сравнению с предыдущими произведениями Тургенева.
  3. * Подумайте, в чем выражается психологизм романа. Запишите обоснованный и подтвержденный примерами из романа ответ.



Top