Исследовательская работа просветители земли белорусской. Школа и просвещение на белорусских землях в IX-XVIII вв

Система образования и прогрессивная педагогическая мысль Беларуси развивалась благодаря усилиям передовых ученых и педагогов. Истоки природоведческого и экологического воспитания уходят в далекое прошлое, его традициями богата наша республика.

Еще в 16 веке на территории Беларуси (в составе Великого Княжества Литовского) появились прогрессивные для того времени мысли «о роли природы в формировании моральных ценностей человека». Автор этих слов Николай Гусовский (1470-1533 гг.) – белорусский поэт-гуманист и просветитель эпохи Возрождения. Творческое наследие его составляют поэмы «Песня пра зубра», “Новая і славутая перамога над туркамі ў ліпені месяцы”, “Жыццё і подзвіг св. Гіяцынта” и одиннадцать стихов, размещенных в Краковском издании сборника «Песня пра зубра». В своем лучшем произведении «Песня о внешности, дикости зубра и охоте на него» изложил многогранную идейно-эстетическую и педагогико-просветительскую программу. В этом произведении автор воспел родную Беларусь, красоту и богатство ее природы, самобытность народа.

В своем произведении «Песня пра зубра» описал природу, быт и социально-политические условия жизни народа Беларуси, особенно подчеркнув значимость природы для всестороннего развития личности. Он один из первых белорусских гуманистов выдвинул идею природоохранного воспитания человека и общества в целом.

С целью морально-этического совершенствования общества, повышения его образованности Николай Гусовский пропагандировал:

во-первых, необходимость стремиться к гармоническим взаимоотношениям человека-общества-природы;

во-вторых, важность в воспитании детей отводить большую роль общению с природой;

в-третьих, стремление осуществлять природоохранную деятельность. Именно с учетом этого, слова поэмы Николая Гусовского звучат особенно актуально, как наказ поколениям:

«Пусть не забудет потомок наказ материнский,

Чтоб умножать и лелеять лесные богатства.

Дорого злато, а лес бесконечно дороже!»

Франциск Скорина (до 1490 – ок. 1541 гг.) – белорусский первопечатник и просветитель. Им было издано 19 отдельных книг под общим названием «Библия русская». О философских, общественно-политических, морально-этических взглядах Франциска Скорины можно судить по его предисловиям, послесловиям, комментариям, помещенным в каждой из опубликованных им книг. Изданием библейских книг Франциск Скорина в первую очередь преследовал просветительские, а не религиозные цели. В предисловиях достаточно ярко и полно выражены педагогические взгляды белорусского просветителя. Он неоднократно подчеркивал, что цель его литературной и издательской деятельности учить простых людей, помочь им познать мудрость и науку. Он стремился убедить людей, что мудрый имеет в голове своей глаза, а глупый в темноте ходит, что «..як святло пераважае над цемрай, так мудры над глупым...”

Сам Франциск Скорина был высоко образован в области медицины, природоведения и гуманитарных наук. Все свои издания он рассматривал, как пособие по этим наукам. Кроме того, он считал, что библейские книги дают много сведений и по другим отраслям знаний.

Ставя перед собой цель, расширить кругозор читателя, обогатить его конкретными знаниями, Франциск Скорина в своих предисловиях часто ссылается на античных исторических личностей – Аристотеля, А. Македонского, Дария, Птолемея и др. Есть в предисловиях сведения по истории и географии стран Ближнего Востока. Он стремился осмыслить явления природы, проникнуть в сущность самого человека, объяснить отношения между человеком и природой. Его занятия в области ботаники и медицины следует рассматривать как стремление постичь истину, обращаясь непосредственно к естественным наукам, к эксперименту, к самой природе. В своей «Малой подорожной книжице» разместил различные календарные и астрономические сведения: белорусские названия месяцев, знаков зодиака, описал прогноз затмений и других астрономических явлений, что оказало значительное влияние на характер общественного сознания.

Франциск Скорина во многом определил пути дальнейшего развития просвещения. Как заслугу Франциска Скорины необходимо признать и зарождение у белорусов таких отраслей науки, как ботаника, медицина. Однако существенно повлиять на содержание образования детей идеи Франциска Скорины не смогли.

На протяжении 240 лет (с 1580 г. по 1830 г.) образование на территории Беларуси находилось под влиянием иезуитов. Преподавание естествознания детям полностью игнорировалось. Однако многие белорусские педагоги полагали, что знания о природе необходимы.

Продолжателем идей Франциска Скорины и Николая Гусовского можно считать Симона Будного (ок. 1530-1593 гг.). Деятель белорусской культуры, талантливый ученый, переводчик, педагог, один из руководителей реформаторского движения в Беларуси и Литве. Симон Будный был проповедником передовых идей, отстаивал права на обучение для всех слоев общества. Основой воспитания он считал труд.

С. Будный сыграл значительную роль в развитии науки и просветительства, его назвали одним из самых популярных распространителей прогрессивных идей. Он владел энциклопедическими знаниями, мастерством переводчика, преподавал катехизис в протестантской школе. Первой его работой на белорусском языке был «Катехизис». В области образования и воспитания большую роль сыграл «Катехизис для детей… », где автор через библейские мотивы знакомит с окружающим миром и в том числе и с красотой родной природы. Данная работа дает повод утверждать, что С. Будный также придает огромное значение природе в развитии личности человека.

Казимир Лыщинский (1634-1689 гг.) - выдающийся белорусский мыслитель, который оставил яркий след как в истории Беларуси, так и в истории всей европейской культуры. Свои идеи он изложил в трактате «О несуществовании бога».

Он в своем имении открыл школу, в которой сам преподавал языки и основы наук. В ней обучались не только мальчики, но и девочки, дети местной шляхты и дети крестьян. Школа отличалась также по содержанию и характеру обучения, которое было безрелигиозным, светским. Вместо традиционного урока Закон Божий он ввел уроки, на которых давались знания о естественных законах развития и природы и различных природных явлениях, отвергающие богов, создание ими окружающего мира и управление им. Однако он полагал, что знания о природе нужны человеку для того чтобы потом уметь управлять ею.

Факт наличия на территории Беларуси в 17 веке светской школы, дающей естественнонаучное образование трудно переоценить. Он еще не получил должной оценки, детально не изучен и ждет своего дальнейшего исследования.

Илья Федорович Копиевский (Копиевич) (1651 – 1714 гг.) - издатель и просветитель. Он был лично знаком с Петром I и поддерживал его реформы.

Педагогические воззрения И. Ф. Копиевского были прогрессивными для того времени. Цель жизни он видел в распространении знаний среди «народа славянского», разъяснении юношам важности и необходимости образования, подчеркивал значение разностороннего образования. Так, он считал, что изучение естествознания полезно в морском и горном деле, в навигации. В книгах-учебниках И. Ф. Копиевский изложил много ценных практических сведений по разным вопросам. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию. С этой задачей И. Ф. Копиевский стремился справиться с помощью произведений античных авторов. В произведении «Притчи Эссоповы» 1700 г. он комментирует положения Эзопа, Гомера, Горация, говорит о пользе естествознания в воспитании человека, в формировании его личности. В основе морально-нравственной концепции И. Ф. Копиевского лежит любовь к родному краю. Именно отталкиваясь от этого можно формировать у детей стремление к познанию мира, стойкость, доброту и чувство красоты.

Просветительская деятельность И. Ф. Копиевского сыграла видную роль в развитии школьного дела и педагогических воззрений в России 18 в.

Несколько иных взглядов на ознакомление детей с природой придерживался Казимир Нарбут (1738-1807 гг.) – педагог-просветитель и общественный деятель Беларуси, Украины, Литвы.

Будучи преподавателем в пиарской коллегии, Казимир Нарбут преподавал дисциплины естественнонаучного цикла: астрономию, физику, географию. В своих лекциях и изданных книгах «Краткий трактат практической космографии», «Логика, или наука о размышлении и рассуждении, благодаря которой всякий сможет во всем достигать истины и остерегаться заблуждений», «Из устава Комиссии национального образования» К. Нарбут уделял большое внимание естествознанию, пропаганде законов природы, в частности закона о всемирном тяготении. Он делал правильные выводы о единстве и строении планет, комет и других светил Вселенной, тем самым защищал основы научной космогонии, и говорил о связи земного и небесного, о воздействии Солнца и Луны на процессы, происходящие на Земле. Изучая проблему происхождения жизни на Земле Казимир Нарбут проводил опыты, с целью выяснения возможности зарождения живого от неживого. Он критиковал схоластические методы обучения и предлагал связывать изучение естествознания с конкретной практической деятельностью. Например, он предлагал: «Для этого следует чаще устраивать игры на открытых площадках (полях), делать упражнения по укреплению здоровья, заниматься выполнением полезной работы, как-то: подготовка почвы и разбивкой садов и огородов, распиловкой древесины, изготовлением веревок (канатов), короче, производством всех сезонных работ» .

Казимир Нарбут полагал, что введение целого ряда дисциплин естественнонаучного цикла в курс школьного обучения позволит в ближайшем будущем повысить уровень сельского хозяйства, торговли и промышленности.

Флориан Бохвиц (1779-1856 гг.) в своем трактате «Мысли о воспитании человека» впервые в истории педагогики Беларуси рассказал о важности воспитания детей дошкольного возраста. Он полагал, что с этого возраста надо приобщать детей к религии, а со школьного возраста давать научные знания. «Стремясь отыскать предназначение и цель нашего воспитания, мы обязательно должны взглянуть на мир, в котором живем. Ибо этот мир… содержит все предшествующие (становлению человека) свойства, служащие и целям нашего существования и целям нашего воспитания…» Отражая насущные потребности экономического и культурного развития общества, Ф. Бохвиц высказывался за изучение в школе ботаники, химии, физики, астрономии, анатомии, естественной истории, географии. Он считал, что изучение этих наук в определенной системе будет способствовать развитию памяти, воображения, аналитического мышления. Особое место в изучении природы он отводил непосредственному общению с природой и организации труда детей в природе. Ф. Бохвиц осуждал безделье, подчеркивал его опасность при формировании личности и считал, что труд должен быть обязательным.

Игнат Кулаковский (1800-1870 гг.), Ян Чечет (1796-1847 гг), Павел Шпилевский (1823-1861 гг.) были сторонниками идеи ознакомления детей с природой родного края. Они полагали, что любовь к родной природе лежит в основе формирования любви к родине. Наблюдения за красотой природы они предлагали дополнять произведениями белорусского народного творчества: песнями, пословицами, поговорками, загадками, которые содержательно в большинстве своем связаны с природой.

Однако в отличие от своих предшественников Иван Данилович Горбачевский полагал, что ограничиваться только наблюдением красоты родной природы не стоит, важно с самого детства давать прикладные знания о природе. И. Д. Горбачевский (неизв. гг.) – белорусский краевед, фольклорист, педагог, в своей работе «Сельский учитель» (1895 г.) излагает свою идею соединения обучения с сельскохозяйственным трудом Он полагал, что в школе важно преподавать дисциплины, имеющие прикладное значение, такие как садоводство, огородничество и пчеловодство. «Под непосредственным руководством учителя дети пололи и окапывали деревца; когда приходило время, делали прививку и пересаживали их в школу, воспитывая до тех пор пока не наступало время пересаживать на места. Ученики с большой охотой изучали садоводство и огородничество на практике. Даже в летнее время, пользуясь всякой свободной от домашних работ минутой, мальчики прибегали в училище и тщательно осматривали свои участки» . И. Д. Горбачевский подчеркивал, что постоянный и кропотливый сельский труд вырабатывает такие качества человека как, добросовестность, бережливость, и наилучшим образом способствует формированию нравственных качеств у ребенка.

Особую роль И. Д. Горбачевский отводил ознакомлению детей с необходимостью охраны окружающей среды.

Адам Богданович отмечал, что любой школьный предмет, но особенно естествознание формирует научное мировоззрение. Окружающую ребенка природу он считал наилучшим средством умственного развития ребенка и подготовки к практической деятельности. Формирование же положительного отношения к природе А. Богданович считал, что происходит в семье. Пример поведения родителей в природе, их отношение к объектам природы, народные праздники, в которых участвует семья, наилучшим образом будут способствовать формированию любви к родному краю.

Адам Егорович Богданович (1862-1940 гг.) – прогрессивный педагог, этнограф, фольклорист, отец и воспитатель поэта Максима Богдановича.

Талантливый педагог Адам Богданович, выступал против бессмысленной зубрежки. Он был убежден, что только сознательное усвоение знаний учащимися является условием их прочности и успешного обучения. Он считал, что каждый учебный предмет имеет не только образовательное, но и воспитательное значение, так как дает материал для формирования мировоззрения, базирующегося на научном освещении природы и общества. Поэтому исключительно большое значение педагог придавал естественным наукам. Он видел в природе неисчерпаемое богатство для умственного развития детей и важнейший источник для их подготовки к будущей практической деятельности.

Адам Богданович настаивал на изучении в гимназии физиологии, химии, биологии, физики, так как отсутствие этих дисциплин в гимназическом курсе рождало непонимание у детей многих явлений окружающего мира.

Страстный патриот своей Родины А. Богданович считал воспитание любви к родному краю неотъемлемым качеством гармонически развитой личности. Этой цели, отмечал педагог, должны служить родной язык, произведения народного творчества и семья. Именно семейные традиции направлены на воспитание в детях любви к труду на родной земле, среди родной природы. В семье ребенок знакомится с обычаями, белорусскими народными праздниками, которые связаны с природой.

Алоиза Степановна Пашкевич (Тетка) (1876-1916 гг.) – белорусская поэтесса, просветительница, инициатор открытия белорусских школ и издатель книг на родном языке. Она издала для детей такие книги как “Гастінец для дзяцей”, Беларускі лемантар, або Першая навука чытання”, Першае чытанне для дзетак беларусаў”. В состав книг входят рассказы, стихи, былины, поговорки, загадки, в которых отражается быт крестьянской семьи, настроения, чувства, а также объясняются окружающие предметы и природные явления.

Главная цель книг развить представления об окружающей жизни и окружающей природе. Об этом свидетельствуют названия произведений; «Лес», «Мая вясна», «Мой сад» и др.

“Люблю мой сад, як расцвітае,

Як салавей свой трэль вядзе,

Як цвет галінку прыгібае,

Як пчолка мёд адтуль нясе”

Тетка стремилась обогатить детское восприятие окружающего мира, развить умение видеть жизнь наиболее ярко и свежо

В своей книге «Первое чтение для деток белорусов» она собрала тексты для чтения детей первого года обучения. Все произведения направлены на воспитание у маленьких белорусов любви к природе, к родному краю, к людям, на формирование гуманистических взглядов и эстетических чувств, на развитие представлений, необходимых для каждой духовно богатой личности.

По мнению А. Пашкевич, именно общение с белорусской природой и белорусских фольклор содержат в себе огромные воспитательные и образовательные возможности, так как в них сохранились самые глубокие пласты национальной истории, видны корни белорусской культуры, проявляется мировосприятие и миропонимание народа.

Одной из граней художетсвенно-педагогического наследия Тетки является то, что она стала родоначальницей современной детской научно-популярной литературы, которая берет свои истоки из колоритных произведений писательницы. Это и реалистично-сказочные рассказы “Пчолы”, “Гутаркі аб птушках”, “Перал1тныя птушкі”, “Папараць-кветка” и др.

Якуб Колас (1882 – 1956 гг.) – талантливый педагог, мастер слова, знаменитый писатель, основоположник дидактики начальной школы. В художественных произведениях, педагогических трудах и многочисленных статьях нашли свое отражение взгляды автора на восмпитание и развитие личности человека. Многие его идеи вошли в копилку современной педагогики.

Для детей Якуб Колас написал огромное количество художественных произведений. Книга Я. Коласа “Другое чытанне для дзетак беларусаў” была настоящим событием времени. Как писатель и педагог, который хорошо знает психологию детей, он составил учебную книгу таким образом, что она прекрасно формировала культурные и природоведческие представления воспитанников.

Первые четыре раздела данной книги посвящены природе, а именно временам года. А в последних трех разделах размещены произведения и примеры народного творчества. Белорусская литература, фольклор и родная природа, по мнению Я. Коласа являются важными факторами средствами воспитания и обучения ребенка. “Першае, што належыць зрабіць у школеў галіне выхавання, гэта – прышчапіць дзецям любасць да працы. Але навучыць працу можна толькі шляхам непасрэднага ўдзелу ў ёй. Няхай гэта будзе работа на школьным кавалку зямлі, у невякікім садзіку, агародзе, на пасадцы дрэў каля школы, каля хат сваіх вучняў, уздоўж дарог, што праходзяць непадалёку ад вашага сяла”.

“Замірае лета,

Заціхаюць далі,

Сірацее рэчка,

Халадзеюць хвалі.

У безмежным небе

Роўненькім шнурочкам

Жураўлі ў вырай

Мкнуцца над лясочкам”.

Янка Купала (1882 – 1942 гг.) - белорусский поэт, просветитель. Анализируя творческое наследие Янки Купалы можно увидеть, что он в своих произведениях затрагивал такие важные темы, как судьба ребенка (поэма “Адвечная песня”), патриотизм и национальная гордость (стихотворения “Сын і маці”), богатство и красота природы и радость жизни (стихотворение “Кароль”). Тема природы затронута во многих произведениях автора: ”Мороз”, “Дуб”, “Вяртаюцца з выраю жоравы, гусі” и др. В стихотворении “Моя наука” он прямо говорит о роли природы в развитии личности человека:

“Наставником с детства, с годов невеселых,

Служил мне простор в белорусском краю,

И всходя на нивах и говор по селам

Мне в дар приносили науку свою,

И душу мою окрыляло раздолье,

И в небо под солнце летела она,

Светилась, сияла, как радуга в поле,

Как радуга в небе, как сказка-весна.”

Итак, изучение педагогического наследия белорусских педагогов и просветителей показало, что к началу ХХ века превалировали следующие идеи ознакомления детей с природой:

Ознакомление с природой важно начинать уже на ранних этапах развития ребенка;

Ознакомление с природой способствует умственному, нравственному, физическому и трудовому развитию детей;

Работу по ознакомлению с природой необходимо строить с учетом следующих принципов: принцип наглядности, краеведческий принцип, принцип научности, принцип доступности, принцип сезонности;

Наилучшими методами ознакомления с природой являются наблюдение, труд в природе, беседы о природе, чтение произведений природоведческого содержания, народные праздники, пример родителей.


Похожая информация.


Ефросинья Полоцкая

Дочь полоцкого князя Георгия Всеславовича , внучка Всеслава Брячиславича (Чародея ), инокиня и просветительница.

Прославлена в лике святых российским Святейшим Синодом как преподобная в мае 1910 года.

При рождении ей было дано имя Предслава . В 12 лет она приняла монашеский постриг с именем Евфросиния (в честь преподобной Евфросинии Александрийской). Будучи грамотной Евфросиния много читала и поселилась в кельи у полоцкого Софийского собора в котором находилась богатая библиотека. Занималась переписыванием книг по заказам горожан, полученные деньги раздавала как милостыню.

В конце жизни совершила паломничество в Иерусалим , где и скончалась . Её тело было доставлено в Киево-Печерский монастырь, где мощи Евфросинии находились до 1910 года, когда были перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь, где хранятся по настоящее время.

Стала первой женщиной на территории Белоруссии, признанной святой. Несмотря на то, что её житие было после раскола христианства, она равно почитаема как в православии, так в католичестве. «Житие Ефросиньи Полоцкой» — один из памятников раннего православия в Белоруссии. На территории Белоруссии Евфросиния Полоцкая, наряду с Кириллом Туровским, — одна из самых почитаемых святых.

Крест Евфросинии Полоцкой , как и Янтарная комната, входит в десятку самых ценных пропавших предметов искусств. По преданию, обретение Креста Евфросинии Полоцкой ознаменует подлинное возрождение Белоруссии

Кирилл Туровский

Церковный деятель и писатель Древней Руси. Став епископом Турова, прославился как писатель и проповедник. Канонизирован Русской православной церковью в лике святителя
Современники называли Кирилла Туровского «русским Златоустом». Автор торжественных «Слов», поучений, молитв, канонов (сохранилось около 70 произведений). Один из первых просветителей на территории Белоруссии.

Симеон Полоцкий

Духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик;

Франци́ск Луки́ч Скори́на

Белорусский учёный, философ, медик (доктор лекарских наук), первопечатник и просветитель, основатель восточнославянского книгопечатания, переводчик Библии на белорусскую редакцию (извод) церковнославянского языка

В 1517 году основывает в Праге типографию и издаёт кириллическим шрифтом «Псалтырь», первую печатную белорусскую книгу.

Всего на протяжении 1517—1519 годов переводит и издает 23 книги Библии. Меценатами Скорины были Богдан Онков, Якуб Бабич, а также князь, воевода трокский и великий гетман литовский Константин Острожский.

В 1520 году переезжает в Вильню и основывает первую типографию на территории Великого княжества Литовского (ВкЛ). В ней Скорина издаёт «Малую подорожную книжку» (1522 год) и «Апостол» (1525 год).

Шрифты и гравированные заставки из виленской типографии Скорины использовались книгоиздателями ещё сто лет.

Тадеуш Костюшко

Военный и политический деятель Речи Посполитой и США, участник Войны за независимость США, организатор восстания в Польше, Белоруссии и Литве 1794 года, национальный герой Польши, США, Белоруссии, почётный гражданин Франции.
Родился в 1746 г. в д. Меречевщина Ивацевичского р-на Брестской обл.

Николай Гусовский .

поэт-гуманист и просветитель эпохи Возрождения, представитель новолатинской восточноевропейской школы. Известен поэмой «Песня про зубра».
В 1980 году ЮНЕСКО по поводу 500-летия поэта включила имя Николая Гусовского в календарь международных дат выдающихся деятелей мировой культуры.

Васи́лий Тя́пинский

Гуманист-просветитель, писатель, книгопечатник, переводчик.

Василий Тяпинский продолжил гуманистические и культурно-просветительские традиции Великого княжества Литовского, заложенные Франциском Скориной, был лично и идейно связан с Симоном Будным, разделял его общественно-политические и религиозные взгляды. Как и Симон Будный, он перешёл от кальвинизма к антитринитаризму. В книге «Про наиважнейшие артикулы христианской веры»


Сымон Будны

Известный социнианский проповедник XVI века, гуманист, просветитель, церковный реформатор. Напечатал Новый Завет с комментариями и замечаниями, что стало первой во всемирной литературе попыткой радикальной рационалистической критики Евангелия. Поддерживал концепцию ограниченной, просвещённой монархии. Один из первых идеологов развития белорусской культуры на родном языке.

Просветитель - это тот человек, который просвещает людей в какой либо науке. В развитие белорусской культуры особый вклад внесли следующие просветители:

Ефросинья Полоцкая - религиозный просветитель, способствовала просвещению народа через доступные для него средства.(Первая женщина - святая у восточных славян).

Кирилл Туровский (каля 1135 - каля 1182)- популизировал религиозные истины, обращался к людям через наставления и притчи, желая повлиять на духовную и моральную культуру народа. (его проповеди и молитвы до сих пор читают в церквях).

Сымон Будный (1530 - 1593), выступал за всестороннее сотрудничество всех славянских народов.

Иван Фёдоров и Петр Мстиславец привезли в Россию книгопечатание и книжную графику. Российские историки не любят вспоминать, что первые московские книгопечатники: Петр Мстиславец и Иван Федоров были нашими земляками. Тем, кто не силен в географии, напомню, что Мстиславль - это город на востоке Белоруссии. Иван Федоров, а если быть точным - Федорович, был происхождением из белорусского шляхетского рода герба "Шранява".

Книгопечатание было враждебно встречено московским духовенством и вскоре после начала их деятельности, появились обвинения в "распространении ереси". В 1566 году фанатиками была разрушена московская типография Ивана Федоровича и Петра Мстиславца. Печатники вынуждены были вернуться на родину, где нашли пристанище у высокообразованного гетмана Р. Ходкевича. В его имении, расположенном в Заблудове (совр. Белостоцкое воеводство Польши), ими были изданы Евангелие (1569г.) и Псалтырь (1570г.). Позже П.Мстиславец открыл свою типографию в Вильно, а И.Федорович в Львове.

Василий Тяпинский напоминал про необходимость развития науки, литературы, культуры на родном языке и призывал к расширению на нём Слова Божьего. М.Скарбевский разрадотал теорию красноречия.



Зизаний Стефан (Тустановский; 1550-1634), беларусский писатель-полемист, церковный проповедник конца 16 - начала 17 в. В 1595 г. в братской типографии в Вильно издал "Катехизис" на беларусском и польском языках (не сохранился), который на православном соборе в Новогородке (1596) осужден как еретический. Был лишен духовного сана и отлучен от церкви, оправдан Брестским церковным собором 1596 г. Автор религиозно-философских произведений, отличающихся веротерпимостью, рационалистическим подходом к оценке явлений природы и окружающего мира.

Немаловажную роль во взаимодействии белорусской и европейской культур сыграли просветители эпохи Возрождения . Одним из них был Франциск Скорина, белорусский и восточнославянский первопечатник, мыслитель, гуманист, учёный и писатель, содействовал развитию белорусскому книгопечатанию. (была выдана первая печатная книга "Псалтирь" 6 августа 1517г.). Нельзя не упомянуть Миколу Гусовского (1470 - 1533), через его произведения Европа узнала про Беларусь (Песня пра Постаць, Дзікасць зубра), автора знаменитой поэмы на латинском языке "Песня про зубра". Он учился во Франции и Италии, где оформились его патриотические взгляды на Беларусь. Смолитич стремился отделить русскую церковь от Византийской, основатель пер. Андрей (Ян) Белоботский и Симеон Полоцкий существенная часть их творческого пути была связана с Москвой. Именно с их творчества начинается становление русской силлабической поэзии и распространения барокко в духовной жизни. Лаврентий Зизаний и Милетий Смотрицкий - разрабатывали грамматику славянских языков.Возродил кириллическое книгопечатание один из первых русских и белоруских печатников Пётр Мстиславец , который внёс значительный вклад в развитие не только белоруской и русской, но и общеславянской культур. Свой вклад в развитие как белорусской, так и русской культур внесли Симеон Полоцкий ("Букварь языка славянского", "Псалтирь рифмованая"), Илья Капиевич ("Краткое и полезное руковедение во арифметику"), который издавал учебники на русском языке по грамматике латинской, русской, риторике и т. д. фактом признания наших соотечественнков мировым сообществом может служить внесение таких имён, как Франциск Скорина и Микола Гусовский в календарь международных дат великих деятелей всей славянской культуры.

Не улучшились условия для сохранения и развития белорусской культуры, когда территория Беларуси в результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) оказалась под властью Российской империи. С этого времени к полонизации вначале очень осторожно, а позже открыто прибавились еще и русификация. Однако и в таких условиях белорусская земля дала свету таких выдающихся людей, как Адам Мицкевич, Станислав Манюшка, Михал Клеофас Агинский, Игнатий Дамейко, Михаил Глинка, Иосиф Гашкевич, Иван Черский и др.

Власти Российской империи стремились распространить и закрепить свое влияние на белорусское население. Значительная роль при этом отводилась средствам культурно-духовного воздействия, в том числе, для искоренения "польского влияния". Были закрыты Полоцкий (1820 г.) и Виленский (1832 г.) университеты, запрещены белорусский язык в школах и православных церквях, ликвидирована униатская церковь (1839 г.). Вместо закрытых белорусских униатских школ создавались российские.

Считать деятелей польскими или белорусскими можно по разным признакам, кто то назовет Тадеуша Косцюшко белорусским деятелем, потому что он родился на территории Беларуси, а кто то польским, так как он сражался за Польшу и разговаривал на польском языке. И поляки, несмотря на письма самого Тадеуша в которых он писал, что считает себя литвином (белорусам), называют его своим героем.

Ярким примером такого человека, можно считать Адама Мицкевича который писал на польском языке, но известно, что он родился на хуторе Заосье близ города Новогрудка, входящего ныне в состав Беларуси, в 1819 закончил Виленский Университет. В своих произведениях писал про Литву(Беларусь) и мне кажется его можно считать белорусским культурным деятелем.

После восстания 1863-1864 гг . в Польше, Беларуси и Литве было запрещено всякое книгопечатание на белорусском языке (1867 г.). Однако в развитие белорусской народной культуры значительный вклад внесли многие ученые, литераторы, в том числе Винцент Дунин-Марцинкевич, Францишак Богушевич и др .

Возрождению национальных традиций белорусской культуры во многом способствовала активизация белорусского национального движения в начале ХХ века . Расцвёл талант будущих классиков современной белорусской литературы - Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича, Цётки и др. Популяризации и пропаганде белорусской культуры способствовало издание газеты "Наша нива".

Благоприятные условия для развития национальной белорусской культуры сложились в 1920-е годы , когда в республике проводилась политика белорусизации. Начали работать белорусскоязычные школы, Институт белорусской культуры. На его базе в 1929 г. была создана Академия наук Беларуси. Однако с начала 1930-х годов этот поступательный процесс был прерван, поскольку в культурной жизни возобладал жёсткий идеологический контроль, были репрессированы многие деятели белорусской культуры и науки.

Сложные условия для развития национальной белорусской культуры сложились и в Западной Беларуси . К середине 20-х годов были закрыты многие белорусские школы. Однако и в таких неблагоприятных условиях появилась целая плеяда таких талантливых молодых белорусских литераторов, как М.Танк, В.Тавлай, Н.Тарас и др.

В послевоенный период вплоть до середины 1980-х годов белорусская культура развивалась в рамках идеологической заданности и жёсткого партийного контроля. Тем не менее в этот период появилось немало талантливых литераторов, как А.Адамович, В.Быков, Р.Бородулин, Г.Буравкин, А.Вертинский, В.Зуёнок, И.Науменко, Б.Саченко, И.Чигринов, И.Шамякин и др. В изобразительном искусстве работали самобытные мастера: художник М.Савицкий, скульпторы З.Азгур, С.Селиханов и др. Увеличивалась сеть культурно-просветительных учреждений, развивалась художественная самодеятельность.

Внутренний дворик Белгосуниверситета представляет собой эстетический центр БГУ. В послевоенные годы, когда отстраивался университетский городок, было решено создать в дворике аналог ботанического сада, в котором была бы представлена растительность материка Евразия. Эту задумку удалось осуществить, и в настоящее время здесь можно видеть все ярусы Евроазиатской флоры.

В недавнем прошлом дворик стал ещё более преображаться и, благодаря скульпторам Игорю Голубеву, Сергею Адашкевичу и Владимиру Пантелееву , он превратился в музей просветительской мысли Беларуси . В данное время тут установлено пять скульптурных композиций , посвящённых самым ярким представителям белорусского просвещения .

Традиция такого чествования национальных деятелей культуры, науки и политики уходит своими корнями в Средневековье. Все крупнейшие университеты Европы устанавливали памятники выдающимся соотечественникам: Краковский (Ягеллонский) - Николаю Копернику, Пражский (Карловский) Яну Гусу, Берлинский - братьям Гумбольдтам, Московский - Ломоносову.

Во внутреннем дворике университетского городка установлены скульптуры великим мыслителям и философам Беларуси : Евфросиньи Полоцкой, Кириллу Туровскому, Франциску Скорине, Николаю Гусовскому, Сымону Будному и Василию Тяпинскому .

Памятник Кириллу Туровскому

Кирилл Туровский (нач. XII в. – после 1184 г.) – проповедник и писатель XII века. Великий гуманист древности был автором торжественных «Слов», поучений, проповедей, молитв и канонов. Его произведения проникнуты восхищением великолепием природы, отличаются богатой поэтической образностью, возвышенностью. Он – символ таланта нашего народа, яркое свидетельство глубины корней нашей культуры.

Именно в чтении книг Кирилла Златоуст видел путь к моральному самоусовершенствованию и духовному развитию человека. Разум был для него высшей ценностью земной жизни. Его произведения "Слова" и "Притчи" - это подлинный гимн "книжному ученью", где гармонически соединены народнопоэтическое слово, художественная самобытность и смелость писателя и мыслителя.

Кирилл был первым восточнославянским монахом, совершившим духовный подвиг столпничества. Отрекшись от суетности мира, христанские подвижники-столпники обуздывали плоть и совершенствовали дух. Затворившись в высокой деревянной башне, стоявшей на берегу Припяти вблизи монастыря, молодой монах молился и создавал свои вдохновенные повести, "слова", притчи, послания и поучения. Уже в это время к Кириллу пришлп литературная слава. Его произведения переписывали, читали, заучивали наизусть во многих восточнославянских княжествах. Некоторое время по просьбе князя и горожан "от митрополита поставлен бысть епископом граду Турову". В конце жизни Кирилл Туровский вернулся в монастырь и жил "у святого Николы в Турове". Там незадолго до смерти он создал стихи-молитвы - ценнейшую часть своего наследия.

До наших дней сохранились восемь его "слов"-проповедей, несколько поучительных повестей ("Повесть о белоризце и монахе", "Казание о черноризском чине") и притчей ("Притча о душе и теле"), два какона, около трех десятков стихотворений.

Свои написанные на изысканном церковнославянском языке "слова" Туровский сочинял по случаю различных христианских праздников - "Слово на Вербное воскресение", "Слово на Пасху", "Слово на Вознесение". Стихи-молитвы создавались на каждый день недели и читались после богослужений утром, днем и вечером.

Спустя несколько десятилетий после его смерти было сложено похвальное слово в честь бывшего епископа, в котором его называют вторым Златоустом, что "паче всех воссиял на Руси".

Древнейшая дошедшая до нас рукопись с молитвами Туровского датируется XIII веком. Множество раз они переписывались и расходились в списках.

В 1596 году в типографии Виленского братства Сошествия Святого Духа вышло первое печатное издание молитв гениального туровлянина. Впоследствии произведения Туровского неоднократно переиздавались в Беларуси, Украине и Московии.

Произведения Кирилла и сегодня восхищают образностью и проникновенностью, простотой и искренней заботой о духовном совершенстве соотечественников.

Памятник К. Туровскому установлен в университетском дворике 31 октября 2001 г. к 80-летию Белорусского государственного университета. Автор этой скульптурной композиции - Игорь Голубев.

Многие известные люди – от святых средневековья до лауреатов Нобелевской премии и олимпийских чемпионов современности – уроженцы Беларуси

Известные исторические личности Беларуси

Барбара Радзивилл
Великая княгиня, королева Польши.

Лев Сапега
Государственный и военный деятель, гетман Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, дипломат, мыслитель. Один из главных создателей Статута ВКЛ (1588 г.) – выдающегося памятника правовой и политической мысли, по сути первой конституции в Европе.

Тадеуш Костюшко
Тадеуш Костюшко, родившийся в Беларуси в 1746 году, является национальным героем Беларуси, Америки и Польши. Был руководителем национально-освободительного восстания 1794 года в Речи Посполитой, принимал участие в войне за независимость США.

Известные ученые из Беларуси

Игнат Домейко
Родился в Беларуси в 1802 году. Был знаменитым геологом, большую часть жизни провел в Чили, где стал национальным героем. За свои достижения официально признан ЮНЕСКО.

Иван (Ян) Черский
Крупный ученый-географ, геолог, знаменитый исследователь Сибири, именем которого назван целый ряд географических объектов. Родился в имении Сволна Витебской губернии в 1845 году.

Николай Судзиловский (Николас Руссель)
Этнограф, географ, химик, биолог, врач-генетик, революционер-народник, первый президент сената Гавайских островов. Родился в 1850 г. в Могилёве в обедневшей дворянской семье. C 1892 года жил на Гавайях, где отстаивал права коренных жителей.

Александр Чижевский
Родился в Гродненской области в 1897 году. Признанный ученый , изучавший биологическое воздействие солнца и вселенной, в том числе соотношение солнечной активности с периодами войн в истории человечества.

Софья Ковалевская
Первая в мире женщина-профессор математики происходит из шляхетского белорусского рода. Детство провела в имении Палибино Витебской губернии, а в 18 лет вступила в фиктивный брак, чтобы уехать за границу и заниматься наукой. Труды Ковалевской посвящены математическому анализу, механике, астрономии.

Павел Сухой
Авиаконструктор, изобретатель, один из создателей реактивной и сверхзвуковой авиации, автор полусотни оригинальных конструкций самолетов, более тридцати из которых были построены и испытаны. Родился в 1895 г. в городе Глубокое Витебской области.

Михаил Высоцкий
Выдающийся ученый и конструктор, под руководством которого создавались лучшие автомобили , на протяжении десятилетий генеральный конструктор по автомобильной технике Беларуси. Автор 134 изобретений и 17 патентов. Герой Беларуси (2006). Родился в д. Семежево Минской области (1928).


Родился в Витебске в 1930 году. Алферов удостоен Нобелевской премии по физике в 2000 году.

Известные космонавты из Беларуси

Пётр Климук
Пётр Климук, первый белорусский космонавт, ученый в области технических наук, дважды Герой Советского Союза. Родился в д. Комаровка Брестского р-на в 1942 году. Осуществил три полета в составе экипажей космических кораблей и орбитальных комплексов, провел в космосе 78,76 суток.

Владимир Ковалёнок
Владимир Ковалёнок, белорусский космонавт, ученый в области военных наук, дважды Герой Советского Союза. Родился в д. Белое Минской области в 1942 году. Осуществил три полета в космос в качестве командира экипажа, провел в космосе 216,38 суток, в т.ч. в открытом космосе 2,3 часа.

Олег Новицкий
Первый белорусский космонавт, возглавивший в 2013 году экипаж 34-й международной экспедиции на МКС. родился в 1971 году в г. Червень Минской области. До поступления в отряд космонавтов служил военным летчиком, ветеран боевых действий, награжден медалями Министерства обороны РФ.

Известные в искусстве белорусы

Марк Шагал
Родился в 1887 году в Витебске. Самый знаменитый уроженец Беларуси, известный во всем мире как классик авангарда в изобразительном искусстве.

Леон Бакст

Прославленный театральный художник и сценограф, декоратор и модельер, портретист и мастер станковой живописи, один из основателей знаменитого объединения "Мир искусства" . Лейб-Хаим Розенберг родился в 1866 году в Гродно, а с первыми успехами взял в качестве псевдонима укороченную фамилию бабушки (Бакстер). Всемирную известность завоевал благодаря совместной работе с Сергеем Дягилевым , по приглашению которого блестяще оформил постановки легендарных "Русских сезонов" в Париже .

Наполеон Орда
Художник, композитор, уроженец д. Вороцевичи Пинского уезда. Создал более тысячи эскизов сооружений Беларуси, Литвы, Польши, Франции, которые являются ценнейшим источником для историков архитектуры и реставраторов Европы. В 2007 году 200-летие со дня рождения Н. Орды было включено в календарь памятных дат ЮНЕСКО.

Иван Хруцкий
Родился в местечке Ула Лепельского уезда Витебской губернии. Выдающийся художник, разработавший собственный тип натюрморта в сочетании с портретом. 200-летие со дня рождения Ивана Хруцкого в 2010 году было в календаре памятных дат ЮНЕСКО.

Луис Барт Майер
Родился в Минске в 1885 году. Кинематографист Луис Барт Майер наиболее известен как один из основателей голливудской киностудии "Метро-Голдвин-Майер", а также американской Академии кинематографических искусств и наук. Именно Майер предложил ежегодно вручать ставшую знаменитой премию "Оскар".

Писатель, основатель новой белорусской литературы и профессиональной драматургии, создатель первого белорусского театрального коллектива, актер. В 2008 году 200-летие со дня рождения В. Дунина-Марцинкевича было включено в календарь памятных дат ЮНЕСКО.

Михаил Савицкий
Народный художник Беларуси, автор около 200 полотен, создатель уникальной серии картин "Цифры на сердце" , посвященной узникам концлагерей. Многие работы Михаила Савицкого получили мировую известность. Родился в д. Звенячи Витебской области (1922). Герой Беларуси (2006).

Василь Быков
Быков Василий Владимирович, белорусский прозаик, драматург, публицист. Родился в 1924 году в д. Бычки Витебской области. Народный писатель Беларуси (1980). В 1990 – 1993 гг. президент объединения белорусов мира "Бацькаўшчына".

Светлана Алексиевич
Белорусская писательница и журналист, автор книг "У войны не женское лицо", "Последние свидетели", "Цинковые мальчики", "Зачарованные смертью", "Чернобыльская молитва", "Последние свидетели. Соло для детского голоса", "Время секонд хэнд". В 2015 году : "за ее многоголосое творчество – памятник страданию и мужеству в наше время".

Гавриил Ващенко
Народный художник Беларуси, живописец и педагог. "Человек года-92" и "Человек ХХ столетия" (1993) по признанию Международного биографического центра Кембриджа. "Человек года-94" по версии Американского биографического института. Родился в д. Чикаловичи Гомельской области (1928).

Владимир Мулявин
Яркий исполнитель, композитор и аранжировщик, собиратель белорусского фольклора, создатель (1970), который многие годы был одним из популярнейших в Советском Союзе. Народный артист БССР и СССР, кавалер ордена Франциска Скорины (2001). Имя Владимира Мулявина, ставшего белорусом по духу, а не по рождению, увековечено на Аллее звезд в Москве (2001) и столице Витебске.

Известные политики из Беларуси

Иосиф Гошкевич
Дипломат, ученый-востоковед, путешественник, первый консул Российской Империи в Японии и автор первого в мире японско-русского словаря. Именем Гошкевича названы описанные им виды насекомых и залив в Северной Корее (Чосанман). Родился в 1814 г. в Речицком уезде (Гомельская область). 200-летие со дня рождения И.Гошкевича включено в календарь на 2014-2015 гг.

Михаил Клеофас Огинский
Дипломат, политический деятель, участник восстания под руководством , талантливый композитор. Знаменитый полонез "Прощание с Родиной" он написал в родовой (Гродненская область ). 250-летие со дня рождения М. К. Огинского включено в календарь на 2014-2015 гг.

Хаим Вейцман
Родился в Беларуси в деревне Мотоль (сейчас Ивановский район, Брестская область) в 1874 году. Хаим Вейцман был выдающимся химиком, читал лекции в Швейцарии и Великобритании. Как активный сионист он был избран первым президентом Государства Израиль (1949) и оставался в этой должности до самой смерти (1952).

Андрей Громыко
Дипломат, в 1957-1985 гг. министр иностранных дел СССР. Возглавлял советскую делегацию на конференции по созданию ООН, разрабатывал Устав организации. Родился в 1909 г. в д. Старые Громыки (Ветковский район Гомельской области).

Знаменитые просветители Беларуси

Франциск Скорина
Родился в Полоцке в 1486 году. Белорусский и восточнославянский первопечатник. Перевел на белорусский язык и издал 23 книги Библии, первую – в 1517 году.

Святая Евфросиния
Полоцкая княжна. Родилась в XII веке. Стала монашкой в 12 лет и провела жизнь, помогая бедным и строя церкви и монастыри по всей Беларуси. Умерла во время паломничества в Иерусалим, её мощи возвращены в Беларусь в 1910 году. Причислена к лику святых, почитается как покровительница, небесная заступница земли белорусской.

Чемпионы из Беларуси

Александр Медведь
Белорусский спортсмен и тренер (вольная борьба). Чемпион Олимпийских игр (1964, 1968, 1972), мира (1962, 1963, 1966, 1967, 1969–71). Признан лучшим борцом вольного стиля ХХ столетия.

Ольга Корбут
Легендарная гимнастка завоевала 4 золотые олимпийские медали, три из них – на олимпийских играх в Мюнхене (1972). В 1972 году признана лучшей спортсменкой мира.

Виталий Щербо
Белорусский спортсмен (спортивная гимнастика). Чемпион XXV Олимпийских игр (1992, Испания). Бронзовый призер XXVI Олимпийских игр (1996, США).
14-кратный чемпион мира, 10-кратный чемпион Европы. Победитель Игр доброй воли (1990, США). Чемпион Универсиад (1993, 1995). Лучший спортсмен мира за 10-летие (1991–2000).

Игорь Макаров
Макаров завоевал золотую медаль в дзюдо

Юлия Нестеренко
Нестеренко завоевала золотую медаль в беге на 100 метров на Олимпийских играх в Афинах в 2004 году.

Максим Мирный
Максим Мирный – самый известный теннисист Беларуси, который завоевал серию международных наград в парном разряде и вывел белорусскую сборную на лучшее место за всю ее историю на Кубке Дэвиса .

Виктория Азаренко
Знаменитая белорусская теннисистка, победительница крупнейших мировых турниров, олимпийская чемпионка. В январе 2012 года Виктория Азаренко впервые в карьере возглавила рейтинг Женской теннисной ассоциации (WTA). На Олимпиаде-2012 в Лондоне завоевала золото в миксте (в паре с Максимом Мирным) и бронзу в одиночном разряде.

Дарья Домрачева
Четырёхкратная чемпионка, серебряный и бронзовый призёр Олимпийских игр, двукратная чемпионка мира, победительница и призёр этапов Кубка мира, заслуженный мастер спорта, Герой Беларуси. По версии премии Biathlon Award белорусская спортсменка названа лучшей биатлонисткой 2010 года .

Алексей Гришин
Фристайлист, принесший Беларуси первое в истории независимого государства золото зимних Олимпийских игр (Ванкувер-2010), бронзовый призер Олимпиады в Солт-Лейк-Сити (2002).

Сергей Мартынов
"Король малокалиберной винтовки", олимпийский чемпион Лондона-2012, двукратный бронзовый призер Олимпиад в Сиднее и Афинах, рекордсмен мира: 600 очков из 600 возможных в стрельбе лежа из малокалиберной винтовки.


Один из лучших игроков в истории белорусского хоккея, капитан национальной сборной. Руслан Салей первым из отечественных мастеров клюшки дошел до финала Кубка Стэнли.

Развитие просвещения на белорусских землях до вхождения в состав Российской империи можно условно разделить на три периода:

  • Полоцкое и Туровское княжества (IX-XII вв.)
  • Великое княжество Литовское (середина XIII в. - 1569 г.)
  • Речь Посполитая (1569 - 1795 гг.)

Согласно летописям, в XI-XIII вв. на территории Беларуси существовало 35 городов. Их рост, развитие ремесел и торговли требовали грамотных людей. На развитие письменности и просвещения большое влияние оказало принятие христианства. Центрами культуры были монастыри и княжеские дворы, при которых основывались школы, библиотеки, велась переписка книг. Письменность распространяется не только среди князей, но и среди простых людей. Свидетельством этого являются летописи, берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мсти- славле, рукописное Туровское Евангелие XI века, сохранившиеся надписи на архитектурных памятниках.

В рассматриваемый период наиболее высокого уровня развития достигло Полоцкое княжество, которое имело тесные торговые и культурные связи со странами Запада и Византией.

Крупный вклад в развитие культуры и просвещения на восточнославянских землях в XII в. внесли белорусские просветители. Одной из ярких представительниц белорусской культуры является Ефросинья Полоцкая (1110-1173). Дочь полоцкого князя Святослава Всеславича, Предслава получила основательное образование при княжеском дворе. С детства выделялась своими способностями, твердым характером, любовью к книгам и широким кругозором. Решив посвятить себя служению богу, вопреки воле родителей в ранней юности ушла в монастырь, в стенах которого была наречена Ефросиньей. С позволения полоцкого епископа она поселилась в Софийском соборе и занялась перепиской книг. Это занятие требовало огромного труда, умения, грамотности, поэтому им занимались исключительно мужчины. Ефросинья не только переписывала религиозные тексты, византийские и отечественные хроники, природоведческие трактаты, но и сама писала литературные произведения, принимала участие в создании местной летописи.

По традиции того времени Софийский собор был центром духовной жизни - науки, культуры, письменности. В его стенах совершались богослужения, хранились государственная казна и архив, находилась библиотека. Здесь учились не только «книжной премудрости», но и христианским заповедям (послушанию, смирению, любви к ближнему). Высокообразованная игуменья расширила учебную программу. Кроме церковнославянского, дети учили греческий, латинский языки, получали сведения по природоведению, истории, риторике, медицине.

Ефросинья основала два монастыря, где переписывать книги стали десятки грамотных людей. Открыла при них школы, что способствовало распространению письменности.

Игуменья не только наладила переписку книг, но и сплотила вокруг себя талантливых людей - художников, ювелиров. По ее заказу была выстроена всемирно известная церковь Спаса - уникальный образец полоцкой архитектурной школы. Местный мастер Лазарь Богша сделал для Ефросиньи свой знаменитый крест - бесценный памятник искусства, ставший символом и национальной гордостью белорусского народа. Просветительская деятельность Ефросиньи Полоцкой получила широкий общественный резонанс, ее имя стало символом служения родине, преданности идеалам просвещения.

В XII в. центром культуры у восточных славян был Туров, соперничавший с Киевом. Туровская земля дала известного просветителя, деятеля церкви, писателя и проповедника Кирилла Туровского (1130-1190). Он родился в знатной семье и получил хорошее образование. Знал греческий язык, богословие, семь свободных искусств. С целью постижения книжной премудрости ушел послушником в монастырь, где занимался образованием и самообразованием, изучая библейские книги и богословские трактаты. Около 13 лет возглавлял епископскую кафедру в Турове. В это время он создал лучшие свои произведения.

Деятельность Кирилла Туровского была многогранной: он занимался обустройством епархии, проповедовал, писал церковные трактаты, дидактические притчи. Его искусство оратора стало общепризнанным: послушать проповеди Туровского стекалось множество людей, а его изречения и молитвы знали за пределами Туровской земли. За ораторское мастерство современники прозвали его Златоустом. Художественная проза Туровского по стилю, форме и содержанию была безупречной, его произведения распространялись в списках и были хорошо известны на Руси .

Кирилл Туровский не оставил целостной педагогической системы. До нас дошли около 60 его работ. Наибольшую ценность представляют три дидактические повести-притчи («Притча про душу и тело», «Повесть про белоризца и монашество», «Сказание про черноризский чин») и восемь проповедей («Слово на Великдень», «Слово на вербницу» и др.), в которых содержатся ценные советы по воспитанию. Туровский считал, что грамотность и просвещение являются условием самосовершенствования человека. Призывая свою паству учиться, тянуться к книге и почитать ее, просветитель мечтал о том времени, когда знания будут доступны не только богатым людям, но и простолюдинам.

Интерес представляют взгляды Туровского на воспитание. Его работы и проповеди бичевали человеческие пороки: зло, обман, лень, обжорство, стяжательство. Наихудший из всех пороков - гордыня, которая является благоприятной почвой для развития человеческих недостатков. Человек, подверженный этому греху, слаб телом и душой. Напротив, наиважнейшие нравственные качества - любовь и милосердие, так как именно они помогают человеку возвыситься к вершинам добродетели и приблизиться к постижению Бога.

В период, когда Беларусь входила в состав Великого княжества Литовского (вторая половина XIII в.-1569 г.) белорусский язык становится государственным языком. На нем писали летописи, вели дипломатическую переписку. Как и в Европе, церковь монополизировала просвещение, однако, по мнению ряда историков, эта монополия не была абсолютной. Была развита переписка сочинений и рукописей не только церковно-религиозного, но и светского характера.

С XIV века на территорию Беларуси проникает католицизм, открываются католические храмы и школы. В католических начальных школах учили чтению, письму, счету, молитвам. В городах (Вильно, Полоцк, Брест, Минск и др.) действуют трехклассные кафедральные католические школы, в которых помимо языков (латынь, польский, греческий) изучались арифметика, грамматика, пение. Большое влияние на развитие просвещения в Великом княжестве Литовском оказывал Краковский университет - общепризнанный центр науки и культуры.

Развитие письменности, духовная тяга к книге создали предпосылки для развития книгопечатания. В истории восточнославянской культуры и письменности особое место принадлежит белорусскому просветителю и первопечатнику Франциску Ско- рине (1490 - не поздне 1551). Основательное образование, полученное им в ведущих университетах Европы (Краковский и Па- дуанский), разносторонние знания в различных областях, помноженные на гуманистическое мировоззрение, поставили его в один ряд с выдающимися просветителями эпохи. Скорина не только создал первую в истории восточнославянских народов типографию, но и издал 23 иллюстрированные книги первой белорусской Библии под общим названием «Библия руска выложена доктором Франциском Скориною из славного града Полоцка , Богу ко чти и людям посполитым к доброму научению» (1517-1519). На фоне других книг того времени издания Скорины заметно отличались как внутренним содержанием, так и внешним оформлением. В эпоху, когда в литературе господствовал старославянский, а в науке - латынь, Скорина издавал книги на родном языке - белорусском. До XVI в. издание Библии, ее толкование считалось монополией церкви и духовенства. Единственными посредниками между Богом и людьми могли быть церковь и священники. Поэтому перевод Библии на другой язык, вне- церковное ее издание и прочтение были равносильны святотатству, за которое полагалось суровое наказание.

Библия Скорины утверждала гуманистические идеи: достоинство человека, важность его дел и знаний, уважение к личности, служение родине. Библейские сказания, притчи, заповеди звучат в авторской интерпретации по-новому, полны оптимизма и веры. Автор делает акцент на земное, приближенное к человеку содержание Библии, практическую пользу, которую можно извлечь из ее чтения - обогатить себя знанием истории, опытом прошлых поколений. Скорининская Библия - не только религиозное, но и историческое, литературное произведение, собрание различных сведений. Просветитель снабдил Библию своими предисловиями и послесловиями, в которых раскрыл идею каждой книги, сообщая, при каких исторических обстоятельствах она написана, как звучит ее название на других языках. Скорина не придерживался строгих канонов церковных книг: свободно обращался с текстом, опуская и переставляя целые куски и главы, «кощунственно» напечатал в издании свой портрет.

Франциск Скорина во многом опередил свое время. В эпоху, когда царила религиозная нетерпимость, свирепствовала инквизиция, уничтожались книги, он проповедовал любовь к ближнему, выступал против религиозного фанатизма и суеверия.

Продолжателем культурно-просветительской и философской традиции Скорины был белорусский мыслитель, теолог и педагог Симон Будный (1530-1593). Он получил блестящие по тому времени знания по истории, философии, теологии и литературе, хорошо владел языками (латинским, греческим, белорусским, польским, древнееврейским). Окончил Краковский университет со степенью бакалавра философии. С. Будный известен как видный деятель протестантской церкви, теоретик теологии и проповедник. Он много сделал для объединения антикатолических сил. В своих произведениях критиковал ортодоксальные догмы христианской религии (святую троицу, бессмертие души, загробный мир). Будучи противником католицизма, испытывал особую нетерпимость к деятельности иезуитов в области образования. Считал, что им нельзя доверять воспитание и обучение молодежи.

Став в 1560 г. магистром протестантского собора в Клецке, С. Будный большое внимание уделял вопросам просвещения, развитию самосознания белорусского народа и его культуры. Выступал за широкое распространение грамотности среди всех слоев населения, за развитие светской школы, считал, что изучение античной литературы и культуры - необходимое условие образования. Принимал активное участие в создании Несвижской типографии, где в 1562 г. издал первый печатный учебник для школы на древнебелорусском языке - «Катехизис». Свои этические и педагогические идеи Будный развивал в богословских сочинениях - «Библия» (1572), «Новый завет » (1574), «О важнейших статьях христианской веры»(576) и др.

На белорусских землях просвещение и педагогическая мысль в XVI-XVII вв. развивались в условиях сосуществования и противоборства римско-католической церкви, протестантизма, православия и униатства. Отсюда широкое разнообразие типов школ: латинские, католические, протестантские, униатские, братские и др. Усиление позиций католицизма, противоборство церквей, рост патриотических настроений оказывали большое влияние на школьное дело. Поэтому с XVI в. наряду с традиционными очагами развития грамотности (семья, монастыри, церковные приходы) возникают иные центры обучения и воспитания: католические, городские (латинские), протестантские, братские школы, учебные заведения униатов.

20-60-е гг. XVI в. были периодом религиозной толерантности. Большая часть населения Великого княжества Литовского оставалась православной. Православная церковь занимала на белорусских землях ведущее место и играла значительную роль в духовной жизни. Вместе с тем при активной поддержке верховной власти (великого князя и его ближайшего окружения) на белорусских землях распространялся католицизм, который несли с собой монашеские ордена. Особую активность проявлял иезуитский орден (1534-1773), который был самым настойчивым проводником политики Ватикана на славянских землях. В деятельности иезуитов ведущее место занимала школа и педагогика. Воздействуя на умы детей и юношества, иезуиты стремились воспитать из них преданных слуг католической церкви, защищающих ее интересы в борьбе с иноверцами. Стремясь захватить просвещение в Великом княжестве Литовском, иезуиты создают сеть школ-коллегиумов в Полоцке, Несвиже, Орше, Могилеве, Витебске, Минске и др. Учитывая конкуренцию со стороны протестантских школ, иезуиты активно использовали достижения современной педагогики, приглашали опытных учителей. Светский характер образования, веротерпимость, бесплатность привлекали в иезуитские коллегиумы не только католиков, но и представителей других конфессий. Иезуитские школы были популярны среди шляхты, но в них учились и талантливые выходцы из бедных семей. Иезуиты вели борьбу за молодое поколение, прилагали огромные усилия к тому, чтобы склонить их к переходу в католическую веру. С созданием в Вильно на базе коллегиума академии (1578) сложилась целостная система католического образования: начальные (приходские), средние (коллегии) школы и высшая школа (академия). Последняя была уравнена в правах с Краковским университетом. Целенаправленная политика иезуитов в просвещении приносила ощутимые результаты: уже в XVII в. они обеспечили себе ведущую роль в распространении образования среди господствующего класса.

В середине XVI в. в Великое княжество Литовское проникают идеи Реформации, сторонники которой выступают с резкой критикой католической церкви и ее обрядов. Из всех течений протестантизма в Беларуси наибольшее распространение получил кальвинизм. Протестантские общины, а также местные магнаты (Радзивиллы, Сапега, Воловичи, Ходкевичи и др.), принявшие кальвинизм, открывали кальвинистские церкви и школы при них. Известностью пользовалось Виленское пятиклассное кальвинистское училище, в котором преподавали талантливые педагоги. В 1617 г. Януш Радзивилл создал в Слуцке кальвинистское училище, которое называли «Слуцкими Афинами». Принципы его организации, методы обучения и воспитания, правила поведения учащихся нашли отражение в Уставе, который был напечатан

11 годами позже. Протестантские школы отличались четкой организацией, основательностью образования, давали такую подготовку, которая позволяла продолжить обучение в университете.

В 60-е гг. XVI в. в движении Реформации на белорусских землях произошел раскол. От кальвинистов откололось радикальное крыло, получившее название антитринитариев или ариан, которые открывали школы в Клецке, Койданове, Несвиже, Но- вогрудке. Арианские школы притягивали к себе значительную часть молодежи независимо от ее конфессиональной принадлежности. Воспитанников этих школ зачастую приглашали в качестве домашних учителей в дома знати. Каждая община антитринитариев имела свою школу, программа которой включала изучение языков, философии, медицины, права, естественных наук и математики. Считается, что арианская педагогика стояла на более высоком уровне, чем кальвинистская .

В 1569 г. после заключения Люблинской унии между Великим княжеством Литовским и Польшей возникло федеративное государство - Речь Посполитая. Начинается политика полонизации, белорусский язык превращается во второразрядный. В 1596 г. православная церковь Речи Посполитой заключила соглашение об унии с католической церковью, что означало признание власти папы как главы церкви при сохранении православных обрядов и богослужения на церковнославянском и родном языке. Многие видели в унии средство прекращения межконфессиональной борьбы, усиления государства. Сопротивление унии среди верующих потребовало от руководства церкви подготовки проповедников и создания школ. Униатские школы предназначались в основном для бедного населения, в них изучались катехизис, языки. Уровень обучения был невысоким.

Оплотом борьбы с католической экспансией на славянских землях стали братства - национально-религиозные общественные объединения православного украинского и белорусского населения, возникшие во второй половине XVI в. Борьба за народные традиции, за обычаи и веру отцов велась братствами и через сеть братских школ - в Вильно (1585), Львове (1585), Могилеве (1590), Бресте (1591), Минске (1592), Киеве (1615), Луцке (1617), Полоцке (1633). Братские школы считались наиболее демократическими учебными заведениями того времени, поскольку были всесословными. Между тем большая часть учеников принадлежала к среднему классу. Плата за обучение в братских школах дифференцировалась в зависимости от уровня достатка семьи. Если зажиточные семьи платили в полном объеме, то бедные семьи могли освобождаться от платы или вносили ее натурой: хлебом, дровами, скотиной и т.п. .

Братские школы возглавлял ректор. Ему помогали «дозор- цы» - лица, назначаемые от братства, которое строго контролировало деятельность школы. Занятия начинались в 9 часов. После молитвы учитель опрашивал учащихся и проверял письменное домашнее задание. Затем следовало объяснение нового материала и его закрепление. После обеда в присутствии учителя или старших учеников учащиеся выполняли домашнее задание, спрашивали и проверяли друг друга. В субботу повторялся весь материал, пройденный за неделю. Организационные формы обучения в братских школах с течением времени менялись. На первых порах преобладало индивидуальное обучение, но постепенно оно уступает место коллективным занятиям, а в первой четверти XVII в. повсеместно утверждается классно-урочная система

Образование в братских школах было ориентировано на изучение языков, поэтому нередко эти школы назывались греко-славянскими. Позже в программу обучения были включены латинский и польский языки. Активно изучались произведения православных авторов (И. Златоуст, В. Великий, И. Дамаский) и деятелей братских школ (Л. Зизаний, И. Копинский, М. Смот- рицкий). Обучение делилось на две ступени. Младших школьников учили грамоте и пению, старшие изучали старославянский, греческий и латинский языки, грамматику, диалектику, риторику, поэтику, элементы математики и философии, астрономию. Большое место отводилось православному вероучению. Отдельные братские школы имели типографии. Братства обменивались изданными в своих типографиях произведениями, школьными учебниками; учителя переходили из школы в школу, что способствовало обмену опытом, поиску новых методов обучения.

Братские школы отличались строгой дисциплиной. Пропуск занятий в течение нескольких дней без уважительной причины мог послужить основанием для исключения. Такое же наказание распространялось на учеников, обвиняемых в пьянстве, воровстве, клевете, блуде. Физические наказания применялись редко, что резко контрастировало с западноевропейскими школами, где широко использовались розги.

Особое внимание уделялось вопросам нравственности. Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса было воспитание добродетельного христианина. У детей надлежало воспитывать такие качества, как благочестие, послушание, кротость, уважение и почитание старших, рассудительность. Учитель был обязан систематически проводить с учащимися беседы на религиозно-нравственные темы, следить за их поведением. Высокие требования предъявлялись к учителям, которые должны были быть высоконравственными и образованными людьми. Нередко в братских школах работали выдающиеся деятели культуры и просвещения того времени: Лаврентий Зизаний, Мелентий Смотриц- кий, Леонтий Карпович и др.

Учителя братских школ внесли большой вклад в создание первых учебных пособий. Так, Л. Зизаний создал «Азбуку», в которую вошли алфавит, молитвы, словарь, «Грамматику словенску» (1596), оставившие глубокий след в истории учебной литературы. По этим книгам учились в братских школах Украины и Беларуси, они послужили образцом для создания грамматик М. Смотриц- кого и М.В. Ломоносова.

Деятельность братских школ способствовала подъему культурной жизни и сохранению национального самосознания. Они сыграли исключительную роль в борьбе против католицизма, полонизации, в отстаивании чистоты православной веры. Некоторые историки считают, что деятельность братских школ была компромиссом между восточнославянской и западноевропейской латинской образованностью. Борясь за сохранение национальных традиций, они перенимали некоторые формы западноевропейского образования и культуры .

Спустя столетие после заключения Люблинской унии между Великим княжеством Литовским и Польшей в 1696 г. специальным постановлением Сойма в Речи Посполитой было официально запрещено использовать белорусский язык в государственном делопроизводстве. Это решение поставило латинские и католические учебные заведения в привилегированное положение, начинается вытеснение учебных заведений других религиозных конфессий. К концу XVII в. братские школы прекращают свою деятельность.

В XVIII в. школьное образование на территории Беларуси сконцентрировалось в руках монашеских орденов: иезуитов, доминиканцев, базилианцев, кармелитов, францисканцев, бернардинцев.

В начале XVIII в. римско-католический орден пиаров открывает пиарские школы (коллегиумы, училища). Ориентируясь в своей деятельности на иезуитов, эти школы принимают детей всех сословий, но особой популярностью они пользовались у шляхты. Обучение в них было бесплатным и велось на польском языке. Историки считают, что из католических орденов только иезуиты могли соперничать с пиарами на педагогическом поприще.

В середине XVIII в. прогрессивный польский деятель С. Канарский провел реформу пиарских школ. В 1755 г. он издал работу «Ordnationis visitationis apostalicae», в которой были разработаны правила приема, методы преподавания, давались советы по воспитанию, по использованию учебников, излагались обязанности воспитанников. Канарский внес изменения в содержание школьного образования. В основу программы обучения в пиарских школах были положены польский язык и произведения польских авторов, история Польши, всемирная история и география, общественные и естественные науки, математика.

Попытка осуществить общую реформу просвещения в Речи Посполитой была предпринята в 70-х гг. XVIII в. Эдукационной комиссией (1773-1794) - государственным органом управления системой образования. Деятельность комиссии проходила в сложных условиях. Система просвещения в Речи Посполитой представляла собой разнообразные типы школ, принадлежащие монашеским орденам. Их основной контингент составляли дети шляхты. Школы для низших сословий практически отсутствовали. Комиссия разработала план преобразований в области просвещения - «Устав, предписанный комиссией народного просвещения для академий и школ Речи Посполитой». По Уставу школа должна была стать бессословной и светской. Эдука- ционная комиссия предприняла попытку отделить школу от церкви: общее управление образованием изымалось из рук духовенства, преподавание теологии в стенах школы было запрещено. Содержание школьного образования было пересмотрено. Так, в частности, большое значение отводилось предметам естественного цикла, математике, связи преподавания с практикой. Гуманитарные предметы были представлены языками (польский и латынь), историей, законоведением, логикой, риторикой и др. Подчеркивалась важность физического воспитания. Вместе с тем авторы документа проигнорировали вопрос о женском образовании.

За 20 лет своей деятельности Эдукационная комиссия открыла 20 школ. Однако проведение реформы натолкнулось на ряд препятствий: нехватку подготовленных педагогов, непоследовательность и противоречивость действий комиссии, неспособность реализовать намеченный план. Против новой системы просвещения выступило католическое духовенство и консервативная часть помещиков. Они сорвали организацию приходских школ для крестьян. Декларированный принцип бессословного образования так и не был внедрен.

Реформа просвещения в условиях политической нестабильности, внутренних междоусобиц в стране вряд ли могла быть успешной. В результате разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) белорусские земли отошли России и были объединены в пять губерний (Витебскую, Могилевскую, Минскую, Гродненскую, Виленскую). Вхождение в состав Российской империи подвело черту под целым историческим периодом и ознаменовало собой новую страницу в истории просвещения на белорусских землях.

Вопросы и задания

  • 1. Каковы особенности воспитания в первобытном обществе?
  • 2. Назовите общие и специфические черты воспитания в Спарте и Афинах.
  • 3. Проанализируйте основные педагогические идеи, выдвинутые в учениях великих древнегреческих философов Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля.
  • 4. Дайте сравнительную характеристику древнегреческой и древнеримской систем воспитания.
  • 5. В чем вы видите влияние традиций греко-римского воспитания на становление и развитие современной европейской практики образования?
  • 6. Охарактеризуйте основные типы, устройство и программы обучения церковных школ раннего Средневековья.
  • 7. Назовите дисциплины, входившие в курс «семи свободных искусств».
  • 8. Какие рыцарские добродетели формировала система рыцарского воспитания?
  • 9. На основе публикаций в журнале «ALMA MATER» (1997. № 6-10) подготовьте сообщения об устройстве и содержании образования в первых европейских университетах.
  • 10. Проанализируйте развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения.
  • 11. В чем заключалась самобытность воспитания в Древней Руси?
  • 12. Почему древнерусское государство не унаследовало традиций античного образования? Аргументируйте свой ответ.
  • 13. Какие литературные памятники являются источниками сведений о воспитании в Киевской и Московской Руси?
  • 14. Охарактеризуйте развитие школьного дела на белорусских землях в период Великого княжества Литовского.
  • 15. На основе материалов энциклопедического справочника «Асветшю зямл1 Беларускай (X-XIX ст.)» и дополнительных источников подготовьте жизнеописания белорусских просветителей В. Тяпинского, Л. Зизания. К. Лыщинского.
  • 16. Подготовьте сообщение о деятельности братских школ на территории Беларуси, используя материалы учебных пособий .
  • 17. Что вы знаете о деятельности Эдукационной комиссии?

Основная литература

  • 1. Андрэева Е.Г. Псторыя педагогий: Вуч. дап. У 3 ч. Ч. II. Мн., 1993.
  • 2. Асвета и педагапчная думка у Беларусь Са старажытных часоу да 1917 г. Мн.: Нар. асвета. 1984.
  • 3. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи в Древней Греции и Риме. М.: Высш, шк., 1988.
  • 4. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: Владос, 1999.
  • 5. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1962.
  • 6. История Древней Греции. М.: Высш, шк., 1986.
  • 7. История педагогики: Учеб, пособие / Под ред. А.И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 1997.
  • 8. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. 2-е изд. Петербург, 1915.
  • 9. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник. М.: Просвещение, 1982.
  • 10. Корнетов Г. Б. Воспитание в первобытном обществе. М., 1993.
  • 11. Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования: Учебник. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995.
  • 12. Латышина Д.И. История педагогики: Учеб, пособие. М.: Гардарики, 2002.
  • 13. Мещеряков В.П. Братские школы Белоруссии. Мн., 1977.
  • 14. Нарысы ricTopbii народнай асветы i педагапчнай думю у Беларусь Мн.: Нар. асвета, 1968.
  • 15. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. ЭД. Днепров. М.: Педагогика, 1989.
  • 16. Плутарх. Застольные беседы. Л.: Наука, 1990.
  • 17. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1.
  • 18. Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989. Ч. 1.

Дополнительная литература

Алексеев Л.В. Полоцкая земля в IX-XII вв. (Очерки истории Северной Белоруссии). М., 1966.

Антология педагогической мысли Белорусской ССР / Сост. Э.К. Дорошевич и др. М.: Педагогика, 1986.

Арлоу У.А. Еуфрасшня Полацкая. Мн.: Мает, лггаратура, 1992.

Асветнш зямл1 Беларускай (X-XIX ст.): Энцыклапедычны даведшк. Мн.: Бел. энцыклап., 2001.

Ботвинник М.Б. Лаврентий Зизаний. Мн.: Наука и техника, 1973. Короткий В.Г. Творческий путь Мелентия Смотрицкого. Мн.: Наука и техника, 1987.

Мельникау А. Юрыл, ешскап Тураускь Мн., 1997.

Очерки истории и культуры Беларуси IX - начала XX вв. Мн., 1996. Парашкоу С.А. Адукацыя i асвета Беларуа пасля далучэння яе да Расшскай iMnepbii (канец XVIII - першая палова XIX ст): Вуч. дап. Магшеу, 1998.

Петухова Е.Л. Развщцё асветы i педагапчная думка на Беларусь са ста- ражытных часоу да XVIII ст.: Вуч. дап. Магшеу, 2004.

Подокшин С.А. Франциск Скорина. М.: Мысль, 1981.

Подокшин С.А. Скорина и Будный: очерк философских взглядов. Мн., 1974.




Top