Энциклопедия сказочных героев: Русалочка. Литературное чтение.doc - Г.Х.Андерсен «Русалочка

Главная героиня сказки «Русалочка» — младшая дочь морского царя. Вместе со своими старшими сестрами, отцом и бабушкой она жила под водой, в прекрасном дворце из жемчуга. Жизнь в подводном царстве была прекрасна, но маленькой принцессе нравился тот огромный мир, который находился над поверхностью моря. Там на кораблях плавали люди, по воздуху летали птицы, а на суше стояли прекрасные города.

Дочерям морского царя не дозволялось подниматься на поверхность моря до наступления пятнадцати лет, и младшая дочь морского царя с нетерпением ждала своего пятнадцатилетия. А пока ей приходилось слушать рассказы старших сестер о чудесах надводной жизни.

В день своего пятнадцатилетия русалочка поднялась на поверхность моря. Неподалеку она увидела большой корабль, на котором люди отмечали праздник. Среди прочих русалка выделила красивого принца, который ей очень понравился. Русалка долго наблюдала, как веселятся люди, пока не началась буря. Корабль стал тонуть, и тогда морская принцесса решила, что она обязательно должна спасти принца от смерти.

Русалочка нашла в бушующих водах тонущего принца и, подхватив его, поплыла к берегу. Там она оставила юношу, который был без сознания, и спряталась. Она видела, как из прибрежного храма вышла красивая девушка, которая позвала других людей на помощь, и принца унесли.

С тех пор русалочка потеряла покой. Она полюбила принца и хотела найти его. От своей бабушки она узнала, что люди живут меньше, чем русалки, но у них бессмертная душа. Русалочке тоже захотелось иметь бессмертную душу, и еще она желала находиться рядом с принцем. Тогда она отправилась за помощью к колдунье.

Колдунья согласилась ей помочь, но в качестве платы за услугу она забрала у русалочки ее чудесный голос. Она дала принцессе колдовской напиток, и сказала, что от этого напитка хвост русалочки превратится в ноги. Колдунья предупредила, что ходить по земле на ногах русалочке будет очень больно. А если принц не полюбит ее и женится на другой девушке, то русалочка превратится в морскую пену.

Морская принцесса на все согласилась. Вскоре она очутилась на берегу, и вместо хвоста у нее были ноги. Она могла ходить, как люди, но не могла произнести ни одного слова. Принц, очарованный красотой девушки, привел ее в свой дворец. Но со временем русалочка узнала, что принц любит не ее, а ту девушку из храма, которая нашла его на морском берегу. Он знал, что девушка из храма не может выйти за него замуж, но продолжал любить ее.

Русалочка всячески старалась очаровать принца, но ее попытки были безуспешными. Вскоре родители принца решил его женить на дочери соседнего короля, и принц вместе со свитой отправился на смотрины будущей невесты. Он не собирался на ней жениться, так как любил девушку из храма. Но каково было его удивление, когда в принцессе из соседнего королевства он узнал ту самую девушку. Оказалось, что в том храме принцесса только воспитывалась. Принц и принцесса поженились, и русалочка была на их свадьбе.

Когда корабль с новобрачными возвращался домой, из моря поднялись сестры русалочки. Они отдали морской колдунье свои прекрасные волосы, а взамен та дала им нож. Сестры сказали русалочке, что если она убьет принца этим ножом, то снова станет прежней и сможет вернуться в море. Но русалочка не смогла причинить вред человеку, которого любила, и она выбросила нож в море.

Когда взошло солнце, русалочка почувствовала, что она становится бесплотной, превращается в морскую пену. Но жизнь ее на этом не прекратилась. Она попала к дочерям воздуха, бесплотным созданиям, которые разносят по всей земле ветра и благоухание цветов. Сестры воздуха рассказали русалочке, что у них тоже нет бессмертной души, но если в течение трехсот дней делать добрые дела, тогда сестра воздуха сможет получить бессмертную душу. И русалочка поняла, что ее мечта о бессмертной душе может сбыться.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Русалочка» заключается в том, что не следует совершать необратимых поступков, последствия которых невозможно исправить. Русалочка согласилась на условия колдуньи, зная, что никогда не сможет стать прежней и что она может погибнуть, если принц на ней не женится. Надежды русалки на свадьбу с принцем не оправдались, и она превратилась в морскую пену.

Сказка учит не быть самонадеянным и просчитывать последствия своих поступков.

В сказке «Русалочка» мне понравилась главная героиня, русалочка. Она стремилась к жизни в огромном надводном мире и мечтала обрести бессмертную душу. Ради выполнения своей мечты русалочка пожертвовала всем, что ей было дорого, и она искренне любила принца, за которого хотела выйти замуж.

Какие пословицы подходят к сказке «Русалочка»?

Без мечты не проживешь.
Любовь правит миром.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Знахарь и Знахарка

Заговоры Кликушество и гадания Порчи и заговоры Приметы Симпатические средства

Басни, притчи и сказки Клады

Русалка

    Русалка - также чертовка, или шутовка, или водява, что означает почти то же, потому что тут у мужиков говорится именно взамен недоброго слова черт. Русалка почти отовсюду вытеснена людьми; а она любит пустые и глухие воды. Нигде почти не найдете вы теперь такого места, где бы, с ведома жителей, поныне водились русалки ; или они были тут когда-то и перевелись, или вам укажут, во всяком месте, на другое - а тут-де нет их. На Украине их считают девочками, умершими без крещения; в других местах полагают, что каждая утопленница может обратиться в русалку, если покойница была такова при жизни; или когда девка утонула, купаясь без креста, причем полагают, что ее утащил водяной; опять иные считают русалок вовсе не людского поколения, а нечистыми духами или даже просто наваждением дьявольским. На юге у нас русалка вообще не зла, а более шаловлива; напротив, великорусская русалка или шутовка, особенно же северная, где она и называется не русалкой, а просто чертовкой, злая, опасная баба и страшная неприятельница человеческого рода. При таком понятии о них, их представляют иногда безобразными; но вообще русалки большею частию молоды, стройны, соблазнительно хороши: они ходят нагие, или в белых сорочках, но без пояса, с распущенными волосами, зелеными, как иные утверждают; живут дружно, обществами, витают под водой, но выходят и на берег; резвятся, поют, шалят, хохочут, качаются на ближних деревьях, вьют плетеницы из цветов и украшаются ими, и если залучат к себе живого человека, которого стараются заманить всеми средствами, то щекочут его, для потехи своей, до смерти. Иные утверждают, что у русалок между перстов есть перепонка как у гуся; другие даже, что у нее, вместо ног, раздвоенный рыбий хвост. Они манят к себе прохожего, если он ночью подойдет к ним - днем они почти не выходят - иногда гоняются за ним, но далеко от берега реки или озера не отходят, потому что боятся обсохнуть. Если при русалке есть гребень, то она может затопить и сухое место: доколе она чешет мокрые волосы, дотоле с нее все будет струиться вода; если же на русалке и волоса обсохнут, то она умирает. Следы этих шаловливых подружек остаются изредка на мокром песке; но это можно только видеть, застав их врасплох: в противном случае они перерывают песок и заглаживают следы свои. Где верят в водяного, там считают его атаманом русалок. Но они, бедненькие, очень скучают без мужчин, и все их затеи клонятся к тому, чтобы залучить человека и защекотать его насмерть. Сказывают, что они иногда от скуки перенимают заночевавшее на воде стадо гусей и завертывают им на спине, как шаловливые школьники, одно крыло за другое, так что птица не может сама расправить крыльев; они же, сидя в омутах, путают у рыбаков сети, выворачивают мотню и скатывают их с речной травой. Вообще, полная власть шаловливым русалкам дана во время русальной недели, которая следует за Троицыным днем и до заговенья. Первое воскресенье за Троицей также называется русальным. Это время, по народному мнению, самое опасное, так что боятся выходить к водам и даже в леса. Кажется, несправедливо - как иные полагают - будто русалки хозяйничают до Петрова дня и будто они, по народному мнению, девочки лет семи: этих поверьев я не встречал нигде. На юге русалка взрослая девушка, красавица; на севере чертовка стара или средних лет и страшна собой. На Украине, в продолжение клечальной недели, есть разные игры в честь русалкам, кои в это время бегают далече в леса и поля, топчут хлеб, кричат, хлопают в ладоши и проч. Г. Сахаров напечатал песни русалок , бессмысленные слова или звуки, отзывающиеся украинским или белорусским наречием.

Литературное чтение
Тема: Г.Х.Андерсен «Русалочка»
Цели:
 расширить знания детей о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена;
 отрабатывать навыки чтения;
 читать и анализировать 1и2 части сказки «Русалочка»;
 учить находить ответы на вопросы по тексту;
 развивать умения выполнять творческую работу – составлять синквейн
 развивать память, речь, мышление
Ход урока.
I. Мотивация учащихся.
Қайырлы күн! Добрый день! Good afternoon!
Сегодня на уроке литературного чтения мы должны особенно постараться и показать
все наши знания.
II. Актуализация опорных знаний
... Сказками увенчан, как цветами.
Строк его вкушаем благодать.
Наши папы, бабушки и мамы
Брали сказки в детскую кровать.
Открываю том его прекрасный
В поле, в доме, в школе и в лесу...
Сказок его радужные краски
Я сквозь жизнь, как праздник, пронесу!
А. Трофимов
­О ком написал свои строки поэт? (Об Андерсене)
Но кто это ­ Г.Х.Андерсен, что он за человек, когда родился и где жил?
III.Ознакомление с жизнью и творчеством Г.Х.Андерсена
­ Мы сейчас поближе познакомимся с жизнью и творчеством великого сказочника.
Перед вами выступят с небольшими сообщениями учащиеся, которые расскажут нам
биографию сказочника. Эти сообщения они приготовили дома. А вы будете не просто
слушать, а выполнять задания.
Попробуйте составить вопросы по услышанному материалу (в ходе выступлений
учащихся) для викторины, которую проведём на следующем уроке.
Итак, в добрый путь!
(Сообщения учащихся о жизни Г.Х.Андерсена)
1ученик.
Ганс Христиан Андерсен родился в старом датском городе Оденсе 2 апреля 1805 года.
Отец его был сапожником, но мечтал о двух радостях – учиться и путешествовать. А
так как ему ни то ни другое не удалось, он без конца читал и перечитывал сыну сказки
под названием «Тысяча и одна ночь».
Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была
необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и
несколько ваз на окнах: в них цвели тюльпаны.

2ученик.
Тихий мальчик Ганс рано начал выдумывать невероятные истории. Но он не сразу
решался рассказывать их взрослым. В доме у Андерсенов у мальчика был только один
благородный слушатель – старый кот по имени Карл. Но у Карла был крупный
недостаток: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку. Но мальчик
не сердился на старого кота.
В Оденсе был свой театр. Отец Ганса сделал ещё одно великое дело – он успел сходить
с сыном в театр.
Вот тут­то всё и началось! Ганс решил стать актёром, петь на сцене, танцевать и
декламировать стихи.
3ученик.
Родители же мечтали сделать из мальчика хорошего портного. Мать учила его кроить и
шить. Но мальчик шил только пёстрые платья для своих театральных кукол. (у него
дома был собственный домашний театр).
Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Ганс
отпросился у матери и на жалкие сбережения уехал из Оденсе в столицу Копенгаген –
завоевывать счастье, хотя сам ещё толком не знал, в чём оно заключается. В первые
годы в Копенгагене было много, слишком много огорчений и обид. Он был беден.
Андерсен страдал, но он не покорялся. Он гордился соей кровной близостью к
беднякам.
4ученик.
На 23 году жизни вышла первая книга «Прогулка на остров Амагер».
На скудный гонорар от своих книг Андерсен отправился в путешествие по Европе.
Путешествуя он знакомился со своими любимыми писателями и художниками,
поэтами и музыкантами. Он писал всюду, где его заставляла жажда писать.
В 1872 году он тяжело заболел. Умер 4 августа 1875 года. Его сказки много раз
переводились и издавались на русском языке.
– Что вы узнали из биографии Г.Х.Андерсена?
­­ Почему его считают великим сказочником? 170 сказок написал этот поистине
великий сказочник.

Молодцы!
IV. Викторина по произведениям.
­ Вспомним, какие произведения писателя читали, знаете? Назовите их.
(«Дюймовочка», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Гадкий утёнок»)
­ Что вы можете сказать о произведении «Гадкий утёнок»? Какая пословица подходит к этим
произведениям? (КТО КРЕПКО ДЕРЖИТСЯ, ТОТ ПОБЕЖДАЕТ. КТО ДУХОМ
УПАЛ, ТОТ ПРОПАЛ.)
V. Физкультминутка.
VI. Вводная беседа.
(Дети рассматривают изображение памятника «Русалочка»)
­ Может ли кто­нибудь из вас сказать, кого изображает этот памятник?

­ Да, это памятник русалочке, героине одной из знаменитых сказок Андерсена с таким
же названием. Он установлен в бухте города Копенгагена в Дании – стране, где
родился один из самых знаменитых сказочников мира.
­ А что вы знаете о русалках? Вспомните, в каких сказках вы встречали русалок?
­ Русалка ­ в народных поверьях и сказках существо в образе обнажённой женщины с
длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.
­ Народное поверье гласило, что русалочка обретала бессмертную душу благодаря
верной любви человека.
­ Давайте посмотрим, как Андерсен решает судьбу своей героини.
­ Прочитайте название сказки и ответьте, можно ли по этому названию судить об
отношении автора к героине сказки. (относится с нежностью, с любовью, с
уважением, с заботой)
­ Над этим произведением мы будем работать в течении нескольких уроков,
содержание сказки будем разбирать по частям, но вы должны быть очень
внимательными, слушать, отвечать на вопросы, выполнять добросовестно все задания,
чтобы на последнем уроке подойти к финалу сказки и ответить на вопрос, почему из
всех героев сказок Андерсена памятник установлен именно Русалочке.
VII.Словарная работа.
­ Прежде чем познакомимся с самим произведением, уточним значение встречающихся
в нём слов.
(на карточках записаны слова и их значение)
Якорный канат – специальная толстая верёвка, на которой якорь удерживает корабль
во время стоянки.
Коралл – красивый известковый скелет морских организмов.
Стрельчатые окна – окна, сужающиеся в верхней части.
Янтарь – окаменевшая смола древних растений.
Устрицы – морской моллюск.
Овдоветь – стать вдовцом (или вдовой).
Вдовец – мужчина, у которого умерла жена.
Вельможа – в старое время: знатный и богатый чиновник.
Снасти и реи – детали корабля.
Мачта – на корабле – высокий деревянный столб для крепления парусов.
Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза.
Валторна – духовой музыкальный инструмент.
Мельничное колесо – колесо водяной мельницы, на которое вода льётся с плотины.
Пучина – морская глубина.
Владычить – хозяйничать.
Ил – вязкий осадок на дне водоёма.
Снадобья – волшебные средства.
Муслин – лёгкая и тонкая ткань.
Штиль – полное безветрие на море.
Ныряльщики – те, кто ныряет в глубину моря и добывает жемчуг.
Рулевой – человек, управляющий рулём, направляющий ход машины или судна.
Хорошо!

VIII.Работа над сказкой. Стадия Осмысление
­ Читаем первую часть сказки (читает подготовленный ученик) (до слов «Когда вам
исполнится пятнадцать лет…»).
­ Кто главный герой сказки? Русалочка
­ Как можно разделить жизнь Русалочки? подводный мир земной мир
­ С кем живёт Русалочка в подводном мире? Жила с отцом, бабушкой, сёстрами,
принцессами
­ Какой она была из сестёр? Самая младшая, милее всех
­ Что происходило дальше, мы узнаем из второй части. (Читает подготовленный
ученик) (до слов «Надвигалась буря…»)
­ Что особенного было у русалочки, впрочем как и у остальных?
Вместо ног хвост, как у рыб.
­ О чём мечтала Русалочка, о чём думала? Тянуло на поверхность
­ Когда она впервые поднялась на поверхность? Поднялась на поверхность в
15 лет
­ Что и кого она увидела, когда подняла голову над водой?
­ Найдите в этой части сказки описание корабля, который увидела русалочка, и
прочитайте этот отрывок.
­ Какой праздник отмечали на корабле? День рождения принца.
­ Как вы думаете, хотелось ли русалочке побывать на этом празднике и почему?
Да, потому­что на корабле было красиво и ей понравился принц.
­ Удастся ли русалочке познакомиться с принцем? Как может произойти знакомство?
­ Что произошло во время бури? Во время бури спасла молодого принца
­ Изменилась ли Русалочка после этого события?
Стала ещё тише, ещё задумчивее, чем прежде.
Приплывала ко дворцу каждый вечер или каждую
ночь
­ Зачем? Всё сильнее тянуло к людям
Полюбила принца больше, чем отца и мать.
­ Каким ещё прекрасным качеством обладала Русалочка? Пела лучше всех
­ Что говорит о силе, о глубине чувства Русалочки к принцу?
­ Как она сама об этом говорит? Пошла бы на всё – только бы быть с
принцем.
­ Итак, на что пошла Русалочка? Отдала свой чудный голос, стала немая.
­ Как это произошло? Что чувствовала Русалочка по дороге к ведьме? Почему не
вернулась назад?
Покинула отцовский дом навсегда. (простилась со своей подводной жизнью)
­ Что испытала Русалочка, когда покидала свой родной дом? Терпеливо переносила
боль.
­ Кем стала Русалочка во дворце принца? Стала первой красавицей при дворе.
­ Любил ли принц Русалочку? Он любил её как милое, доброе дитя. Ему было
хорошо с ней, он привязывался к Русалочке всё больше и больше
­ Мог ли принц жениться на Русалочке? Почему?
(Он даже не думал об этом, он искал девушку, которая спасла ему жизнь)

Как поступила Русалочка, когда принц сообщил о своей женитьбе?
­ Кто и как пытался её спасти?
­ Могла ли свою жизнь спасти Русалочка?
­Что для этого она должна сделать?
­Почему не выполнила наказ сестёр, что её остановило? Не смогла убить принца.
­ Что же стало с Русалочкой? Тело расплылось пеной.
Стала дочерью воздуха, вознеслась к розовым облакам.
IX. Работа в группах
1. Художественные особенности пейзажа в сказке Г.­Х. Андерсена «Русалочка».
1 группа. «Цветные» слова:
вода ­ синяя­синяя, прозрачная­ прозрачная;
песок – белый;
жемчужины – сияющие;
цветы –невиданные;
окна – чистый янтарь; (Молодцы!)
2 группа. Эпитеты:
деревья ­ невиданные
окна ­ высокие стрельчатые
стебли – гибкие;
дно – голое;
солнце ­ ясное
3 группа. Сравнения:
вода, как лепестки самых красивых васильков; как самое чистое стекло;
рыбы, как птицы в воздухе у нас наверху;
2.Сделайте вывод, восполнив предложения:
Пейзаж, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен, _______________,
_________________. Он помогает читателю __________________________,
перенестись мысленно в ___________________________________________
Пейзаж с его красотой, ________________________, ___________________
соответствует ____________________, _____________________ настроению, царящему
в доме морского царя.
(пейзаж не только создает особое настроение, он способен отражать мысли и ощущения
персонажей, кроме того, автор при помощи пейзажа может выразить свое отношение к
героям. Один из самых ярких моментов сказки – это описание дороги к ведьме.
Давайте прочитаем этот отрывок и сопоставим его с предыдущим.)
3. Заполните таблицу примерами. Найдите конкретные предметы, описание
которых противопоставлено.

Подводное царство
Только не подумайте, что
дно голое, один только
белый песок. Нет, там
растут невиданные деревья
и цветы…
?
В самом глубоком месте
стоит дворец морского
царя – стены его из
кораллов…
Морское дно
Жилище ведьмы
?
сад
дом
Вместо деревьев и кустов в
нем росли полипы –
полуживотные­полурастения,
похожие на стоглавых змей…
?
X. Закрепление.
1.Общие выводы по сказке.
­Понравился ли конец сказки? Почему не понравился?
(Обидно за Русалочку, она так любила принца, что пожертвовала всем)
­ Как бы вам хотелось закончить сказку?
­ А отношение автора к случившемуся вы почувствовали?
(Он опечален, как и мы, что принц не ответил на чувства Русалочки)
­ Виноват ли кто­нибудь в том, что мечты Русалочки не сбылись?
(Нет, принц хороший, но полюбил другую)
XI. Рефлексия:
Экспресс­опрос.
1) Дворец морского царя стоит в самом глубоком море.
2) Русалочку воспитывали отец и мать.
3) Русалочка была самой старшей сестрой.
4) Впервые Русалочка всплыла на поверхность в 18 лет.
5) Она была в восторге от людей.
6) Русалочка рисковала жизнью, спасая принца.

Проверка по ключу в парах.
1) + 2) ­ 3) ­ 4) ­ 5) + 6) +
«5» ­ 6 баллов «4» ­ 5 баллов «3» ­ 4 балла
XII. Задание на дом. (Задаётся по выбору)
(Записано на листочках со словарными словами)
1) Прочитать сказку.
2) Составить и записать в тетрадь по чтению несколько вопросов по содержанию
прочитанного.
3) Поделить эту часть на части и озаглавить их.Пересказать эту часть.
IX. Итог урока.
­ В завершении сегодняшнего урока составим синквейн.

­ Что такое синквейн? (пять строк, нерифмованное стихотворение)
­ Какие существительные можно выбрать для составления синквейна из прочитанного?
(старуха, русалочка, море, принц)
Русалочка
Прехорошенькая, милая, смелая, добрая
Приходилось ждать, поплыла, спасла, стала ждать
Спасение жизни жертвуя собой.
Героиня.
Сабақ аяқталды, сау болыңыздар.
Урок окончен, до свидание.
The lesson is over goodbye.

Сказка Г-Х Андерсена "Русалочка"

Главные герои сказки "Русалочка" и их характеристики

  1. Русалочка, самая младшая дочь морского царя, которая влюбилась в прекрасного Принца и отдала за возможность видеть его и быть с ним рядом свой голос.
  2. Принц, которого Русалочка спасла от гибели, и в которого влюбилась. Красивый и честный молодой человек, который полюбил другую.
  3. Морская ведьма, страшное чудовище, которое дало Русалочке возможность быть человеком, но отняла у нее голос.
  4. Принцесса, милое создание, которое принц принял за свою спасительницу
  5. Бабушка Русалочки, мудрая и опытная женщина
  6. Сестры Русалочки, пять прекрасных дочерей Морского царя.
  7. Дочери воздуха, волшебные существа.

План пересказа сказки "Русалочка"

  1. Морской дворец
  2. Шесть сестер русалочек
  3. Статуя мальчика
  4. Сестры посещают поверхность моря.
  5. Русалочке исполняется пятнадцать лет
  6. Русалочка спасает принца
  7. Русалочка идет к морской ведьме
  8. Русалочка превращается в человека
  9. Принц встречает принцессу
  10. Русалочка не может убить принца
  11. Дочери воздуха.

Кратчайшее содержание сказки "Русалочка" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Русалочка играет в своем саду и ждет пятнадцатилетия, чтоб всплыть на поверхность
  2. Русалочка видит корабль и спасает принца после шторма
  3. Русалочка отдает свой голос морской ведьме за ноги
  4. Принц находит русалочку и относится к ней как к сестре
  5. Принц женится на принцессе соседнего королевства
  6. Русалочка прощается с принцем и становится дочерью воздуха

Главная мысль сказки "Русалочка"

За свою любовь, за своих любимых и за их счастье, человек готов отдать все самое дороге, даже свою жизнь.

Чему учит сказка "Русалочка"

Эта сказка учит нас любить и никогда не предавать любимых. Учит жертвовать своими интересами ради счастья тех, кого мы любим. Учит тому, что даже самый печальный конец оставляет нам надежду на лучшее.

Отзыв на сказку "Русалочка"

Сказка "Русалочка" рассказывает о великом чувстве, которое пробудилось в груди маленькой Русалочки. О том, как много она отдала просто за возможность быть рядом со тем, кого полюбила. Это прекрасная и трогательная история, которая мне очень понравилась. У этой истории трагичный конец, но последние слова сказки оставляют нам надежду на то, что Русалочка еще будет счастлива.

Пословица к сказке "Русалочка".

Одно сердце страдает, а другое не знает.

Верная любовь ни в огне не горит, нив воде не тонет.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Русалочка"

Глубоко под водой стоял прекрасный дворец Морского царя, в котором жил сам Царь, его мать и шесть сестер русалочек.

Самая младшая Русалочка была самой красивой, она любила статую мраморного мальчика, которую поставила в саду.

Когда русалочкам исполнялось пятнадцать лет, они получали право подняться на поверхность моря. Каждая из русалок оставалась очень довольна этим событием. Они рассказывали о чудесном песке, закате, широкой реке, льдах, и Русалочка с нетерпением ждала того момента, когда и ей можно будет подняться на поверхность.

И вот Русалочке исполнилось пятнадцать лет. Она увидела огромный корабль, на котором играла музыка. И увидела прекрасного принца, который был похож на ее мраморного мальчика.

К вечеру разразилась буря и корабль пошел ко дну. Русалочка спасла принца и вытащила его на берег.

Русалочка грустила и рассказала обо всем сестрам. Те показали ей дворец принца и Русалочка стала часто приплывать туда, чтобы посмотреть на принца.

Русалочка очень полюбила людей и жалела, что у нее нет бессмертной души. Когда во дворце играли бал, Русалочка тайком отправилась к Морской ведьме. Путь к ведьме был опасен и страшен, но Русалочка добралась до Ведьмы.

Ведьма знала что нужно Русалочке. Она согласилась сделать Русалочку человеком, но предупредила, что ей придется отдать голос, а ступать она будет как по ножам. И если принц женится на другой, то Русалочка станет морской пеной.

Русалочка на все согласилась и ведьма отрезала ей язык и вручила волшебный напиток.

Русалочка выпила напиток и потеряла сознание на берегу. Там ее и нашел Принц.

Принц очень полюбил Русалочку, а все вокруг радовались ее милому личику и скользящей походке. Принц называл Русалочку "Найденышем".

Цель урока. Познакомить учащихся с датским писателем Х.-К. Андерсеном и его сказкой “Русалочка”

Задачи урока.

  1. Дать общее представление об Андерсене как сказочнике и его произведениях.
  2. Создать особую эмоциональную атмосферу при изучении произведения.
  3. Формировать умения работы с текстом художественного произведения.
  4. Продолжать воспитывать нравственные качества учащихся.
  5. Учить выделять главную мысль произведения. Развивать наблюдательность, творческое воображение.
  6. Воспитывать нравственные черты характера: доброту, человеколюбие и т. д.
  7. Обобщить знания о сказке “Русалочка”, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром.

Оборудование: Сказка Х.К. Андерсена “Русалочка”, Сборники сказок Андерсена. Портрет Андерсена, Фотография статуи Русалки в Копенгагене. Музыкальное сопровождение, Детские рисунки.

До урока детям дается домашнее задание: Прочитать сказку Андерсена “Русалочка”, проиллюстрировать наиболее понравившийся эпизод.

Ход урока

Проверка д/з (слайд 1)

Сегодня на уроке мы будем работать по группам. А начнём мы с проверки д.з. На урок вы подобрали отрывки из различных произведений. Сейчас каждая группа инсценирует по 2 отрывка, ваша задача отгадать это произведение. (кроссворд - слайд2 )

Что объединяет все произведения? (Андерсен написал все произведения)

К какому литературному жанру относятся эти произведения? (Сказки )

На какие группы можно разделить все сказки? (авторская, народная ). Это, какие сказки? (авторские, т.к. её написал Г.Х. Андерсен.)

Каким писателем является Г.Х. Андерсен? (зарубежным ) Почему? (Жил в Дании).

Кто помнит столицу Дании? (Копенгаген )

(Слайд3) Книга - это всегда путешествие. Только книга может перенести нас в далекое прошлое, дать возможность почувствовать себя настоящим рыцарем, пережить сильную любовь и ощутить муки разлуки. Чтение книги - это приобщение к волшебству.

С егодня мы отправляемся в путешествие по книгам, но не в простое, а в волшебное, в путешествие в нашем воображении по удивительным сказкам Г.Х.Андерсена и в интересную страну Данию.

Давайте посмотрим на карту Даниии. (слайд4) Вот страна Дания и главный порт этой страны Копенгаген. Ответьте на вопрос. Эта страна находится на материке или на островах? Какой вид транспорта мы выберем? (Корабль .) Итак, мы плывем на корабле. Путешественники, прежде чем прибыть в какое-либо место, стараются как можно больше об этой стране, о людях, о культуре. А что вы знаете о Дании? (слайд5)

Дания - морская страна. От любого места на суше до морского побережья не более 60 км. Датчане привыкли к влажному воздуху, туманам и дождям, прохладному лету и теплой зиме. Снег здесь выпадает редко и быстро тает. Столица Дании - Копенгаген. Как переводится слово Копенгаген? Дословно "Торговая гавань".
Почему оно получило такое название? Это крупнейший порт Скандинавии .

Итак, мы выяснили, куда плывем. И пока мы будем находиться в пути, чтобы путешествие не казалось нам скучным и не мучила бы морская болезнь подумаем, почему и зачем мы плывём в Данию? (Там родился Г.Х. Андерсен, произведение, которого мы читали дома .) Расскажите, что вы о нём знаете. (слайд 6)

(На севере Европы есть маленькая скандинавская страна – Дания, а в Дании – городок Оденс, именно в нем и родился замечательный писатель, сказочник Ганс-Кристиан Андерсен. Ганс-Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года. Семья была очень бедной. Отец Ганса-Кристиана был башмачником, а мать – прачкой, стиравшей белье богатым горожанам. Андерсен с невероятным трудом пробивал себе дорогу, завоевывал признание. Однако сюжеты своих сказок Андерсен черпал, прежде всего, не из книг, а из
воспоминаний детства. Подобно своему русскому современнику Пушкину, Андерсен сперва выслушивал сказки от простых людей, а после, волшебно преображая услышанное, пересказывал их друзьям. «Однажды датского сказочника попросили написать автобиографию. А именно: почему он стал сказочником. Андерсен долго мучился, кусал перо. Он не знал, с чего начать. И вот, когда он, наверное, в сотый раз укусил свое перышко, пришла, наконец, та далекая, далекая фраза: „гадкий утенок“. Так его кто-то назвал в детстве. С этого-то все и началось. Да-да, тогда у маленького Андерсена рос длинный нос. А его уши походили на маленькие крылышки. Мать, правда, не очень огорчалась: подумаешь, был бы ум в голове. Но соседи, соседи думали другое. И маленький Андерсен часто плакал, а потом от обиды вдруг начал мечтать...

Взрослый Андерсен написал удивительные сказки. Там говорили птицы, смеялись деревья, танцевали цветы, а некрасивые люди могли по праздникам каждый раз менять носы и уши!.И с той поры его видели лишь таким, каким он видел себя в той сказке: прекрасным лебедем»
Он написал целый ряд стихотворений, романов, но известен он, конечно, своими прекрасными сказками, знакомыми вам с самого детства. (слайд 7) Каждый из вас знает злую снежную королеву с ледяным сердцем, искреннюю, добрую, любящую и верящую в силу Добра, Любви Герду и ее брата Кая из сказки “Снежная королева”; маленькую Дюймовочку из сказки “Дюймовочка”, сказку об обманчивых портных и о глупом короле это сказка “Голый король”. Сказки Андерсена мы с вами можем перечислять бесконечно: “Ромашка”, “Дикие лебеди”, “Штопальная игла”, “Принцесса на горошине”, “Ганс-чурбан”, “Пастушка и трубочист”, “Огниво”, “Сундук-самолет” и многие-многие другие. Сказки и истории Андерсена впитали народную мудрость, фольклор датчан. Вот почему так важно знать страну, народ, традиции, чтобы лучше понять творчество писателя.

Итак, мы в порту самого крупного города, который называется Копенгагеном. Дания, действительно, удивительная страна в том смысле, что каждый уголочек земли обработан с любовью, каждый цветочек окружен заботой. И, может быть, сказки Андерсена влияли на такое отношение к Родине, к земле, друг к другу. Ведь чему учит большинство сказок Андерсена? Делать добро, любить своих близких, свою землю, стремиться стать лучше. Можно сказать одним предложением: жить в любви.

Давайте послушаем музыкальное произведение. (запись шума моря, слайд 8) Какое настроение придала музыка? Что вы представляете себе, когда звучит эта музыка? Что слышите в ней? (Шум моря, плеск прибоя, песчаный берег, медузы, ракушки, подводное царство.)

А как вы думаете, о каком произведении мы будем сегодня говорить?

К какому литературному жанру относится это произведение?

Еще, на какие группы можно разделить все сказки? (о животных, бытовые, волшебные) Чем отличаются? (У каждого вида сказок свои признаки, особенности ).

У каждого вида сказок свое назначение, свое настроение и рассказывать их надо по-особому. К какому виду относится эта сказка? (волшебная: Герои-злодеи, Герои-помощники, Волшебство, Необычные испытания, Таинственное настроение, Волшебные предметы)
Мы приближаемся к Копенгагенуи при въезде в гавань нас встречает статуя Русалочки - символ Копенгагена и всей страны. (слайд 9) Почему Русалочка является символом города? Это воплощение добра, красоты, любви. Стремление к душевной красоте очень свойственно датскому народу.

Понравилась ли вам сказка? Какой эпизод привлек большее внимание? У каждого из вас сложился свой образ этого существа. Где же живут наши русалки, и чем они занимаются?

(Мифологическая русалка живет в разных местах: и в поле, и в лесу, и в воде; она завлекает путников своим очаровательным пением и необыкновенной внешностью, а затем губит их. Русалка Андерсена живет в подводном царстве, затем в мире людей; она не причиняет людям зла, а ухаживает за своим садиком, играет с сестрами, слушает рассказы бабушки .)

Несомненно, русалочка Андерсена имеет человеческую душу, она любит, хотя и не любила, и жертвует ради счастья своего любимого собственной жизнью.

Какой же можно сделать вывод? Чем похожи русалка Андерсена и русалка в мифологии? В чем их отличие?

(Русалка Андерсена и русалка в мифологии похожи только внешне. Мифологическая русалочка не имеет души, больше всего она любит причинять людям вред. Русалочка Андерсена, наоборот, приносит себя в жертву ради любви к человеку. Она гибнет во имя любви, не думая о мести. То есть Андерсен взял миф о русалочке только в основу сказки, но создал свой особый образ русалочки, с человеческой душой и человеческими качествами.)

Черты Русалка в мифологии Русалочка Андерсена
1. Происхождение русалок Женщина, умершая неестественной смертью Дочь морского царя, имеет свою семью
2. Местонахождение русалок Можно встретить в поле, в лесу, в воде, у костра; нет определенного места жительства Живет в подводном царстве вместе с семьей, затем в мире людей
3. Внешний вид русалок Роскошные длинные волосы, рыбий хвост либо ноги Роскошные длинные волосы, рыбий хвост
4. Занятия русалок Заманивает людей в свои ловушки, крадут еду и белье, наносят вред полям, Ухаживает за своим садиком, играет, слушает рассказы о людях, спасает человека
5. Отношение к человеку Запугивает, губит Спасает жизнь, любит, жертвует ради любимого своей жизнью

Так как мы на время покинули палубу корабля и вступили на берег, а ходить пешком долго и неудобно, я предлагаю вам другой вид транспорта. Велосипеды. (слайд 10) Сядем на них и в путь. Почему велосипеды? Велосипедов на датских шоссе не меньше, чем автомобилей и автобусов, на велосипедах ездят все - от школьников до стариков. На велосипедах отправляются в гости и на работу, хозяйки объезжают магазины, туристы едут рассматривать достопримечательности страны. Итак, в путь!

Копенгаген действительно создает сказочное настроение. Вспомните, как часто в сказках Андерсена встречается описание цветов. Найдите в тексте описание цветов. Копенгаген - город-цветник. А в центре города, напротив городской ратуши, установлен памятник великому Сказочнику. (слайд 11) Какое общее впечатление осталось у вас после экскурсий? Что вы можете сказать о жителях Копенгагена?

(Они любят свой город. Помнят Г.Х.Андерсена. Город очень красивый, чистый. Все, что создается или делается в этом городе, делается с любовью, творчески .)
И сказки Г.Х.Андерсена, и непосредственный контакт с этой страной заставляют нас задуматься о жизни и о себе, вызывая в нас желание, стать лучше, добрей. И все то лучшее, что у нас есть, нести людям, родной земле. (слайд 12)

Берегите эту землю, эти воды,
Даже каждую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

А как вы понимаете последнюю строчку?

А убить зверя в себе - понять, где добро и зло, по какому пути в жизни идти, поможет чтение высокохудожественной литературы. И не просто чтение, а вдумчивое чтение.

Когда вы читали это произведение вам встретилось много интересных слов. Давайте проверим, как вы помните их значение.

Словарная работа (кроссворд - слайд 13)

Внутреннее помещение корабля между нижней палубой и днищем. (Трюм)

Тонкая прозрачная материя, закрывающая лицо (вуаль)

Звание, связанное с почётным положением. (Сан)

Окаменевшая смола древнейших хвойных деревьев (янтарь)

Морское не передвигающееся животное (полип)

Знатный и богатый человек (вельможа)

Морской полип, живущий обычно большими колониями на возвышенностях морского дна (кораллы)

Длинная земляная насыпь; очень высокая волна (вал)

Какое слово получилось по вертикали? Кем является Русалочка в произведении? (главной героиней)

Какое чувство испытывает Русалочка? (любви)

К чему? (докажи словами из текста) к родителям, к людям, к принцу, к музыке, солнцу, цветам, морю, небу.

В каких произведениях Андерсена встречается ещё это чувство? (Снежная королева, Стойкий оловянный солдатик…)

Кто является положительными героями? А кто отрицательными?

Кто является в сказке героями-помощниками?

Составьте схему, которая показывала бы взаимоотношения главных героев (самостоятельная работа), проверка – (слайд 14)

Принц
Ведьма
Русалочка
Девушка
Сёстры

Какое же чувство возникает у русалочки, когда она видит принца? (Русалочке нравится принц, она очарована им и влюбляется в него .(докажи словами из текста)

Как вы думаете, почему, вопреки клятве сестер рассказать все, что она увидит на поверхности моря, русалочка ничего никому не говорила? (Хранила свое чувство, оберегала его.)

Чем же жертвует русалочка ради своей любви к принцу? (Жертвует прекрасным голосом, своей семьей, своим счастьем, терпит невыносимую боль, жертвует даже собственной жизнью.)

Почему же русалочка не убивает принца, ведь, убив его, она могла прожить свои триста лет? (Русалочка любит, она хочет, чтобы принц был счастлив, и ради счастья любимого русалочка отдает свою жизнь.)

Казалось бы, русалочка так долго шла к своему счастью и так много для этого сделала, почему же Андерсен не написал всеми ожидаемого хорошего конца? Наверно, все мы хотели бы, чтоб русалочка вышла замуж за принца, и они жили долго и счастливо. Но нет, принц женится на другой, а русалочка остается одна. Почему так?

Может, сказка Андерсена заканчивается так, потому что любовь к жизни бывает разделенной, взаимной и неразделенной, невзаимной. Андерсен показывает в своей сказке реальную жизнь, реальный, хоть и особый, мир, в котором для человека счастье уже просто находиться рядом с любимым, видеть, что он счастлив. В жизни далеко не всегда любовь заканчивается браком, а очень часто любовь трагична.

Да, сказка заканчивается печально. Принц женится на другой, а русалочка теряет все? Нет, сбылась ли ее другая мечта – иметь бессмертную душу?

(Русалочку взяли дочери воздуха в заоблачный мир .) (докажи словами из текста)

Так что же такое любовь? В чем ее сила? (слайд 15)

Любовь – прежде всего это великая сила, доступная каждому живому существу. Любовь делает нас добрее, сострадательнее, мужественнее, сильнее. Без нее нет жизни на этой земле. Любовь – это источник нашего счастья и в то же время это награда за страдания, это дар свыше; любовь – это сама жизнь.

Давайте посмотрим отрывок из мультфильма « Русалочка» (в.ф.)

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Объясните, что же значит любить и кого или что вы можете любить?

1группа объясняет, что, значит любить природу, 2 группа - родных, 3 группа - окружающих тебя людей, 4 группа – ищет в словарях значение слова « Любовь».

Работа над пословицами и поговорками. (Слайд 16)

Прочитайте предложения, предложенные вам. Что это? Что такое пословицы?

Выбери из всех пословиц ту, которая больше всего подходит к нашему произведению:

Для любви нет преград.

И лютого зверя укрощают терпением и любовью.

Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Лучше страдать да любить, чем не любя на свете жить.

Любви все возрасты покорны.

Итог урока.

Расскажите, что интересного и нового вы узнали о Дании?
Почему мы путешествовали в Данию? Как нам могут помочь географические знания при изучении литературы? И конкретно, чем нам помогли географические знания о Дании в понимании творчества Г.Х.Андерсена?

Как вы думаете, почему мы, приступая к изучению произведения или творчества писателя, всегда изучаем биографию? Нужно ли нам это?

Домашнее задание.

Написать мини-сочинение «Что значит любить природу», «Что значит любить родных», «Что значит любить окружающих тебя людей» по выбору.




Top