Федот евграфович а зори здесь тихие. «А зори здесь тихие»: характеристика героев из повести Бориса Васильева

Каждый, наверное, согласится с тем, что за эти годы наш образ жизни изменился кардинальным образом. Технологические прорывы и наши знания о человеческом разуме и теле привели к тому, что мы шагнули далеко вперёд в своём развитии.

Наши древние предки вряд ли могли предположить, что человечество сможет достигнуть таких небывалых высот. Мы совершили путешествие на Луну, запустили в космос спутники, отправили вездеходы на дальние планеты и создали Международную космическую станцию. Медицинское сообщество добилось того, что раньше считалось невозможным (например, успешное лечение многих заболеваний, сложные операции по пересадке органов, спасающие жизни, разработка лекарств, которые лечат болезни), благодаря чему значительно выросло качество жизни.

Однако правда заключается в том, что сегодня нам также трудно поверить в реальность вещей, которые наши предки когда-то считали нормальными. В этой статье мы рассмотрим то, что в прошлом было общераспространённым, а сегодня кажется невообразимым.

1. Легальное употребление наркотиков

Как утверждалось, во время Гражданской войны в США к опиатам пристрастились 400 тысяч солдат. Каким бы странным это ни казалось сегодня, ранее считалось, что зависимость не возникнет, если вы будете вводить наркотики прямо в вену, поскольку таким образом они не смогут попасть в ваш желудок. Начиная с ранних времён, большинство препаратов для «изменения настроения» были доступны без рецепта врача. Тогда женщины считались «более слабым полом», поэтому им назначали эти препараты в огромных количествах для лечения самых разнообразных «недугов». Стоит ли удивляться, что зависимых от этих препаратов женщин было в три раза больше, чем мужчин.

Наркотические вещества предписывали женщинам для лечения таких «нарушений» в работе организма, как сексуальное истощение, боязнь щекоток, потрескавшиеся соски, скука, тоска, истерия и токсикоз во время беременности. Более того, женщинам вводили через вену кокаин, чтобы сделать их более «живыми и общительными». Также они принимали участие в «кислородных вечеринках», во время которых вдыхали закись азота.

2. Цирюльник-хирург


Нуждаетесь в бритье и стрижке? Имеется в виду ампутация того надоедливого пальца на ноге, который мешает вам жить. Нет проблем, местный цирюльник-хирург позаботится о нём. Вы можете быть уверены в том, что находитесь в правильном месте, если вы видите на подоконнике чашу со свежей кровью, а на полу – белую накидку, заляпанную красными пятнами.

Да, первые медицинские процедуры были ужасными. Кровопускание было самой популярной услугой из тех, что предлагали цирюльники-хирурги. Они вскрывали вены, чтобы слить «плохую» кровь, или использовали для этой цели пиявок. К сожалению, «хирурги» не всегда знали, когда нужно остановиться, поэтому пациенты иногда теряли слишком много крови. Трепанация также пользовалась особой популярностью. Эта процедура заключалась в проделывании отверстия в голове с целью избавления от таких недугов, как головные боли, нарывы, слабоумие, психические заболевания и так далее. Также трепанация была призвана избавить тело от злых духов. Хуже всего то, что во время проведения данных процедур пациенты находились в сознании, поскольку на тот момент ещё не придумали анестезирующих средств.

И последнее, но не менее важное: ампутация, проводимая в цирюльнях. Стоит ли ещё что-либо говорить? На раннем этапе причины возникновения и распространения болезней были неизвестны, поэтому в этом часто обвиняли демонов, звёзды, ведьм и даже плохие запахи.

3. Смертная казнь как развлечение


Публичные казни в эпоху Средневековья проводились на глазах у большого количества людей с целью продемонстрировать суровость наказания для тех, кто посмеет нарушить закон. Ходили слухи, что дни казней часто объявляли официальными праздниками, чтобы привлечь больше зрителей, и, как правило, атмосфера была заряжена волнением.

Повешение было самым популярным способом казни; в центре большинства городов и деревень всегда были наготове виселицы. После того как преступника казнили, тело обычно тут же уносили прочь, однако в некоторых случаях его оставляли висеть в петле до тех пор, пока оно не превратится в пыль.

Обезглавливание было ещё одной популярной формой смертной казни, особенно для представителей аристократии. Если всё было нормально, то палач лишал жертву головы с первой попытки. Если же его топор или меч были тупыми, а сам он действовал небрежно, то ему требовалось несколько ударов, чтобы достичь желаемой цели. Если верить слухам, то однажды палачу пришлось нанести десять ударов, прежде чем он смог отправить графиню на тот свет. Как известно, отрубленные головы иногда насаживали на колья и выставляли на всеобщее обозрение, дабы другие люди помнили о том, что закон и порядок – превыше всего.

4. Разграбление могил во имя науки


Организация пышной похоронной церемонии с целью почтить жизнь умерших близких является давней традицией. Мы скорбим, делимся воспоминаниями, после чего отпускаем их души покоиться с миром. К сожалению, в эпоху Возрождения многие умершие не находили покоя после смерти.

По мере развития науки и медицины было установлено, что знания анатомии человека могут оказаться очень полезными. Из-за жажды понять, как устроено и функционирует человеческое тело, вскоре стала наблюдаться нехватка трупов для препарирования. Изначально основным источником мёртвых тел были казнённые преступники. Когда спрос превысил предложение, начали появляться похитители трупов.

Под покровом ночи они выкапывали большое количество недавно погребённых тел. Впоследствии эти тела продавали анатомам, которые проводили их вскрытие, пока они были относительно свежими. Когда похитители трупов перестали поспевать за спросом, студенты-медики иногда самостоятельно доставали мёртвые тела. Некоторые были даже пойманы и осуждены за это. В самые отчаянные времена трупы похищали прямо во время похоронных процессий. Кстати сказать, Леонардо да Винчи в своё время провёл вскрытие огромного количества трупов, благодаря чему сделал ряд важных открытий и смог создать довольно подробные рисунки, которые значительно способствовали образованию студентов-медиков.

5. Вызов на дуэль


Если человек, в которого бросили перчатку со словами «Я вызываю Вас на дуэль», поднимал её, значит, он принимал вызов. После этого оставалось только назначить время/место и выбрать оружие. Изначально предпочтение отдавали мечам, а после шпагам и револьверам.

Дуэль на протяжении нескольких веков оставалась популярным способом для искушённых джентльменов отстоять свою честь и репутацию. Оскорбления, которые приводили к дуэлям, часто были банальными и странными (например, человека могли вызвать на дуэль только из-за того, что ему пришлась не по вкусу чья-либо одежда). Действовали строгие правила, призванные предотвратить смерть участников, но они не всегда срабатывали.

6. Медленные и опасные путешествия


В эпоху Средневековья добраться из пункта А в пункт Б было неимоверно сложной задачей. Трудно себе представить то, с чем нашим предкам доводилось сталкиваться во время пути. Современному обществу доступна масса вариантов, но в те времена выбор был крайне ограниченным. Одним из способов добраться куда-либо было путешествие пешком. За день человек мог преодолеть на своих ногах расстояние, равное 24-40 километрам. Другим вариантом было путешествие верхом на лошади. В таком случае можно было за день проехать расстояние, равное 32-48 километрам. Если человек плыл на лодке или корабле, то он мог преодолеть за день расстояние, равное 120-200 километрам.

Протяжённость пути была не единственной проблемой. Если поблизости не было гостиницы или безопасного места, чтобы укрыться на ночь, то путникам приходилось спать под открытым небом. Среди прочих проблем, с которыми приходилось сталкиваться тем, кто отправился долгий путь, были несчастные случаи или болезни, истощение или порча продуктов питания и напитков, грабители и прочее. Плавание на корабле также было не менее опасным. Многие из деревянных судов не выдерживали сильных штормов.

7. Жестокое наказание за прелюбодеяние


«Алая буква», роман американского писателя Натаниеля Готорна, описывает историю пуританской женщины, муж которой пропал без вести. В конечном счёте, она забеременела и была брошена в тюрьму, где в скором времени родила ребёнка. После освобождения она была вынуждена носить алую букву «А» (англ. adulteress – прелюбодейка) на одежде всю свою оставшуюся жизнь. Ей также приходилось избегать людей.

Хотелось бы думать, что в реальности такого не было. Однако, к сожалению, от правды никуда не денешься. Одну женщину-пуританку, изменившую мужу, приговорили к публичному избиению. После продолжительных издевательств и глумлений она была доставлена в город, где произошло прелюбодеяние. Там её ещё раз избила разъярённая толпа. Более того, она была вынуждена носить на одежде буквы «AD» (англ. adulteress – прелюбодейка), чтобы все знали, что она изменила мужу. Прямо как в «Алой букве». Также известно, что неверных женщин возили по городу в телеге и при этом хлестали кнутом. Были случаи, когда прелюбодеек казнили за их «преступление». Заметьте, что всем этим наказаниям подвергались только женщины. Когда мужчина совершал прелюбодеяние, ему предъявляли обвинения в менее тяжёлом преступлении – внебрачной связи. А всё потому, что женщин считали соблазнительницами.

8. Во имя красоты


То, что считается красивым и модным, постоянно меняется. В середине 1400-х годов дамы из высшего общества считались красивыми, если у них был высокий лоб и бледная кожа. Чтобы соответствовать моде, они выщипывали волосы по линии роста, дабы их лбы казались больше. Если выщипывание не давало нужных результатов, они прибегали к помощи грубого камня или обработке волос химическими веществами. Также существовала тенденция полностью вырывать ресницы и выщипывать брови.

Загорелая кожа считалась признаком бедняков, поэтому богатые делали всё возможное, чтобы добиться бледного цвета лица. Одним из таких средств была косметика, изготовленная из ртути, жемчуга, серебра или яичной скорлупы. Некоторые люди использовали белую муку, мел или свинцовую пудру, смешанные с оливковым маслом. Чтобы такая косметика держалась дольше на лице, поверх неё наносили тонкий слой яичного белка.

9. Купаться или нет – вот в чём вопрос


В период Средневековья, по какой-то странной причине, врачи начали верить, что купание в воде сделает вас более восприимчивым к заболеваниям. Некоторые также думали, что открытие пор во время купания позволит «жизненно важным силам» покинуть тело человека. Конечно, люди всё ещё хотели быть чистыми и иметь презентабельный вид. Особенно, в высшем обществе. Одни использовали тазы, чтобы мыть руки и лицо в течение дня. Другие щедро поливали себя духами, а третьи вытирали лицо и тело ароматическими полотенцами и часто меняли нижнее бельё.

10. Смертельные роды


Самой важной обязанностью замужней женщины в эпоху Возрождения было родить и воспитать ребёнка. Несмотря на то, что многие роженицы умирали при родах, и уровень младенческой смертности также был высоким, женщины продолжали беременеть снова и снова в течение всей своей жизни. Они рожали по 8-12 детей, а некоторые – и вообще 20 и более.

Повитухи, оказывавшие помощь при родах, обучались только у женщин предыдущих поколений. Они могли справиться с любыми проблемами, начиная от обычных родов и заканчивая случаями с обвитием пуповиной. Также они могли выполнить экстренное крещение, если существовала вероятность, что ребёнок не выживет. Кроме того, повитухи удаляли мёртвый плод и выполняли кесарево сечение, чтобы спасти малыша, если его мать умирала во время родов.

Древнерусский способ умножения на пальцах рук.

Абак - древнейшее счетное устройство, пришедшее на смену пальцевому счету.

Самым первым инструментом счета у древнего пещерного человека в верхнем палеолите, безусловно, были пальцы рук. Сама природа предоставила человеку сей универсальный счетный инструмент. У многих народов пальцы (или их суставы) при любых торговых операциях выполняли роль первого счетного устройства. Для большинства бытовых потребностей людей их помощи вполне хватало.

К счету по пальцам рук восходят многие системы счисления, например пятеричная (одна рука), десятеричная (две руки), двадцатеричная (пальцы рук и ног), сорокаричная (суммарное число пальцев рук и ног у покупателя и продавца). У многих народов пальцы рук долгое время оставались инструментом счета и на наиболее высоких ступенях развития.

У нас в быту до сих пор используется счет мелких предметов “пятка ми”: пуговиц, шурупов, крупных семян, огурцов, яиц, чеснока и т.д. В царской России чеканились золотые монеты номиналом в 5, 10 и 15 рублей (империал).

Однако в разных странах и в разные времена считали по-разному.

Несмотря на то что у многих народов кисть руки является синонимом и фактической основой числительного “пять”, у различных народов при пальцевом счете от одного до пяти указательный и большой пальцы могут иметь разные значения.

Например, у итальянцев при счете на пальцах рук большой палец обозначает цифру 1, а указательный — метит цифру 2; когда же считают американцы и англичане, указательный палец означает цифру 1, а средний — 2, в этом случае большой палец представляет цифру 5. А русские начинают счет на пальцах, первым загибая мизинец, и заканчивают большим пальцем, обозначающим цифру 5, при этом указательный палец сопоставлялся с цифрой 4. Но когда показывают количество, выставляют указательный палец, затем средний и безымянный.

Когда же совершался магический счет у древних египтян, они держали открытые ладони перед лицом, ведя счет от большого пальца правой руки до большого пальца левой руки.

Североевропейский пальцевой счет позволял показывать пальцами одной руки, складываемыми в различные комбинации, все числа от 1 до 100. Причем большим и указательным пальцами изображались десятки, остальными тремя — единицы.

Например, число 30 получалось, когда большой и указательный пальцы левой руки были соединены в кольцо. Для того чтобы изобразить число 60, большой палец нужно согнуть и как бы склонить его перед указательным, нависающим над ним. Чтобы показать число 100, нужно было прижать выпрямленный большой палец снизу к указательному и отвести остальные три пальца в сторону.

По свидетельству древнеримского историка Плиния-старшего, на главной римской площади — Форуме была воздвигнута гигантская фигура двуликого бога Януса. Пальцами правой руки он изображал принятое в то время обозначение в Риме числа 300 (соединение большого и указательного в кольцо), пальцами левой руки — 55 (загнут большой и средний). Вместе это составляло число дней в году в римском календаре.

То обстоятельство, что в Англии первые десять чисел в Средние века называли общим именем — “пальцы”, подтверждает распространенность счета на пальцах и у англичан. Видимо, неслучайно и то, что в древнерусской нумерации единицы назывались “перстами”, десятки — “суставами”, а все остальные числа — “сочислениями”.

Счет парами вплоть до середины XVIII века всегда занимал важное место в жизни россиян, поскольку имел качественное происхождение — пара рук, ног, глаз и пр. Недаром говорили: “два сапога — пара”, “двугривенный” и т.д.

Обычно счет па рами велся во всех торговых сделках, при продаже мелким оптом яиц, яблок или галантерейных изделий. Индивидуальная мера потребления порционного чая в трактире называлась “парой чая”, а торговая мера необходимого и достаточного количества молока для городской семьи, проживавшей в XIX столетии в Москве, составляла “пару (крынок) молока”. Естественной мерой расстояния, связанной с землемерием и ножными промерами русских землепроходцев, являлся сдвоенный или “парный шаг” (равный одной маховой сажени). В торговых операциях с шелковой тканью, привозимой из Турции, всегда использовался так называемый русский локоть (именуемый также парным или “большим локтем”). Дело в том, что в те времена материя приготавливалась в виде узких полос, которые удобно было отмеривать, наматывая на руку, — начиная со сгиба большого пальца, — оборачивая ее вокруг локтя и снова натягивая ее до большого пальца. Длина полного оборота материи вокруг “локтя” давала особую единицу меры — “двойной локоть”, который вошел у нас в употребление с XV века и получил название “русский локоть” или “аршин”.

Счет тройками появился на Руси в результате ее контактов с Византией, Золотой Ордой и Древним Китаем (происходя от личных местоимений “я”, “ты”, “он”). Этот счет у нас не прижился, за исключением, пожалуй, традиции запрягать лошадей в тройку да православного обычая креститься тремя перстами. Правда, напоминанием об этой эпохе еще могут служить пятиалтынные монеты достоинством в 15 копеек (выпускавшиеся и в Советском Союзе), шестиденежный алтын (трехкопеечные монеты, равные шести деньгам московским или трем медным копейкам новгородским) и червонцы в виде трехрублевых монет, выпускаемых в России с 1701 года.

Счет четверками произошел от древнего — двоичного счета. Остатки этой системы счисления прослеживаются в музыкальной нотации (например, октава делится на два тетрахорда), в названии русской меры жидкостей — “четверть”, в делении года на четыре сезона и т. п.

Четверичная система счета основана на “перстах” руки, не считая большого пальца. Большой — вовсе не “перст”, он “палесъ”! — в этой системе счисления означал конец счета, то есть являлся эквивалентом нуля. Кстати, и в английском языке те же четыре пальца называются словом “fingers”, а большой палец — “thumb”, что соответствует русскому “дыбъ” или “дыба” (дословно: “стоящий позади” палец).

Система счисления первобытных людей, рисовавших палочки на стенах пещеры или делавших зарубки на костях животных и ветках деревьев, не забыта и в наши дни. Об этом свидетельствуют сержантские полоски в армии или количество нашивных полосок на рукаве курсантского мундира, соответствующих курсу обучения в военном вузе.

Пальцевой счет шестерками на Руси практически не использовался. Однако с шестеричной системой счисления Древняя Русь познакомилась в XI—XIII веках в северном Причерноморье через так называемый византийский счет, в котором число “шесть” почему-то являлось ключевым. Нам же о тех временах на память остались несколько слов: “шестерик” или “шестак” (полдюжины или шесть штук), “шестидланный локоть” (54 см) да девичья коса длиною в шесть кулаков (“шестидланная” или “шес-тиручная” коса), одним словом “шестиручка” в 12 вершков (то есть “верхов перста”).

Счет восьмерками также основан на пальцевом счете и, по сути, является сочетанием двоичной и четверичной систем. Элементы восьмеричной системы существовали на Руси еще в начале XX столетия. Это и восьмиконечный крест, который использовали староверы, и восьмиголосное церковное пение, и название русской питейной меры — “осьмушки”, получаемой в результате последовательного троекратного деления пополам. В русской народной метрологии — это вообще деление какой-либо учетной нераздельной меры (например, куска пахотной земли, сажени или ведра вина) на части, соответствующие 1 / 2 , 1 / 4 и 1 / 8 долям.

Восьмеричная система счисления лежит в основе всех натуральных музыкальных ладов (октава) и была единственной до появления в XVIII веке хроматической гаммы. Переход от восьмеричной к десятеричной системе на Руси оставил след и в слове “девяносто” — попытке комбинации восьми- и десятеричной систем.

Пальцевой счет девятками является, пожалуй, самым распространенным русским народным способом умножения на пальцах с помощью так называемых девятериц — своеобразной таблицы умножения, обозначающей девятилетние сроки человеческой жизни. Наши предки в древности какое-то время считали девятками (впрочем, похоже, что они все-таки считали восьмерками, а с девяти начинался уже новый отрезок счета). С тех пор прошло не менее семи — девяти столетий, но мы до сих пор трепещем перед грозным “девятым валом” или устраиваем поминки по усопшему на девятый день после кончины.

Кстати, “девяносто” до 1398 года порой писалось как “девятьдесятъ”. Вспомним также популярный сказочный адрес, по которому традиционно отправлялись на подвиги герои : тридевятое царство, тридесятое государство.

Счет десятками возник около 3—2,5 тысячи лет до нашей эры в Древнем Египте. Претерпев небольшие изменения, древнеегипетская десятеричная система сначала обосновалась на Востоке (в Индии примерно к VI веку нашей эры, более известная как индийский счет), а затем через весьма активную торговлю в XI—XIII веках достигла пределов Древней Руси. От Орды Русь переняла десятичную систему счисления для весовых измерений и денежного счета, опередив в этом даже Европу, которая познакомилась с десятеричной системой счисления через арабов только в XIII веке, а усвоила ее и того позже.

Однако окончательно эта система счисления прижилась в России вместе с реформами Петра I, пришедшими к нам из Европы.

Древнерусский способ умножения на пальцах является одним из наиболее употребительных методов, которым успешно пользовались на протяжении многих столетий российские купцы. Они научились умножать на пальцах однозначные числа от 6 до 9. При этом достаточно было владеть начальными навыками пальцевого счета “единицами”, “парами”, “тройками”, “четверками”, “пятерками” и “десятками”. Пальцы рук здесь служили вспомогательным вычислительным устройством.

Для этого на одной руке вытягивали столько пальцев, на сколько первый множитель превосходит число 5, а на второй делали то же самое для второго множителя. Остальные пальцы загибали. Потом бралось число (суммарное) вытянутых пальцев и умножалось на 10, далее перемножались числа, показывавшие, сколько загнуто пальцев на руках, а результаты складывались.

Счет дюжинами ведет свое начало от счета по фалангам пальцев рук. При этом большой палец играл роль счетчика, при помощи которого пересчитывались фаланги других пальцев. Двенадцать получается, если, например, начать с нижней фаланги указательного пальца и закончить верхней фалангой мизинца. Причем у разных европейских народов в торговле укоренился счет дюжиной дюжин (“гроссом”), пятеркой дюжин, то есть “шестидесятками”, и даже дюжиной гросса, то есть “массой”.

Двенадцатеричная система счисления была когда-то широко распространена у многих европейских народов. Узаконить счет дюжинами и гроссами пытался еще шведский король Карл XII (тот самый, которого русские войска разгромили под Полтавой в 1709 году).

До недавнего времени у нас, в России, некоторые предметы (например, носовые платки, перья, карандаши, школьные тетрадки) принято было считать дюжинами. До сих пор вилки, ножи, ложки продают дюжинами, а посудные сервизы (чайные и столовые) по традиции все еще составляют из 12 комплектов. В наборы мебели до недавнего времени непременно входило 12 стульев или кресел. Год мы делим на 12 месяцев, а сутки — на 24 часа, которые в повседневной жизни предпочитаем все же считать по 12 дневных и ночных.

Счет шестидесятками также был связан со счетом на пальцах. Впервые он появился еще у шумеров в III тысячелетии до н.э. в Месопотамии (Междуречье) и затем был перенят вавилонянами, отчего и вошел в историю как вавилонская система счисления. Такой способ счета присутствовал и в древнерусских мерах длины (об этом, например, свидетельствует деление новгородского мерного “локтя” на 60 зарубок).

В Древней Руси (особенно в Новгородской республике XII—XV веков) был широко распространен счет, основанный на счислении числа фаланг на руке “счетовода”. Счет начинался с верхней фаланги “перстка ” (мизинца) левой руки, а заканчивался нижней фалангой (“низ перста”) указательного пальца. Большой, или “палесъ великий”, левой руки при этом последовательно осуществлял “подсчет” суставов на растопыренной пятерне. Досчитав до двенадцати, “счетовод” обращался к своей правой руке и загибал на ней один палец. Так продолжалось до тех пор, пока все пальцы правой руки не оказывались сжатыми в кулак (поскольку число фаланг на четырех пальцах было равно 12, получалось 12 пятерок, то есть 60). Кулак в данном случае символизировал пятерку дюжин, то есть “шестьдесят”.

Отголоски древней шестидесятеричной системы счисления до сих пор остаются у нас в виде деления окружности на 360 градусов (1 градус равен 60 минутам, минута — 60 секундам). Следуя примеру вавилонян в счислении времени, мы до сих пор и час делим на 60 минут, а минуты — на 60 секунд.

Но самое удивительное то, что следы пальцевого счета шестидесятками сохранились почти до наших дней. Еще несколько десятилетий тому назад на рынках Украины, Польши, Прибалтики и Германии можно было встретить продавцов яиц, яблок, груш, грибов и т.д., раскладывавших свой товар на копы — кучи, по 60 штук в каждой.

Счет сороками (или “сороковицами”) имел преимущественное распространение в Древней Руси. Число 40 (четыре десятка) долгое время называли “четыредцать” или “четыредесят”. Но восемьсот лет тому назад для обозначения этого множества на святой и православной Руси впервые появилось название “сорок”. До сих пор ученые спорят, откуда взялось это слово. Одни полагают, что его истоки находятся в греческом названии числа 40 — “тессаконта”, другие утверждают, что оно появилось, когда Русь платила дань “сороковинами” (ежегодная ордынская подать, равная сороковой части наличного имущества). Третья группа исследователей убеждена, что это слово произошло от так называемых меховых денег и названия “сорочка ”. Поэтому наши предки, например, на Русском Севере считали “сорока ми”, а их собратья — сибирские звероловы вели счет “сорочками”, то есть мешками для пушнины, в которых хранились звериные шкуры (преимущественно по 40 штук беличьих шкурок или по 40 собольих хвостов, шедших в XVI веке на пошив одной боярской шубы, именовавшейся “сорочкой”).

Число 40 обладало у нас особым значением, например, сорокадневные периоды, упоминаемые в Священном Писании, в пуде содержалось 40 фунтов, в мерной бочке — 40 ведер, в указном ведре — 40 косушек и т.д.

О том, что число 40 на Руси когда-то играло особую роль при пальцевом счете, говорят и некоторые связанные с ним поверья. Так, сорок первый медведь считался роковым для российского охотника, убить паука — означало избавиться от сорока грехов и т.д. Все то количество, которое превышало некое множество (например, “сорок”), превосходящее всякое воображение (“сорок

Сороков”) и не умещавшееся в голове российского землепашца из-за своей ничем не ограниченной величины, называлось одним словом — “тьма”.

Строго говоря, в Древней Руси тьмой называли, кроме того, еще и число 10 000 и “великое” число 1 000 000. Не вызывает сомнений, что предки наши были знакомы и с большими числами, для которых использовались специальные названия: число “тьма тем” (то есть миллион миллионов) называлось “легион”, число “легион легионов” называли “леодр”, “леодр леодров” называли “вороном”, а число 10 49 —“колодой”. И лишь “более сего несть человеческому уму разумевати”, то есть лишь для больших чисел у россиян в XVII веке не существовало названий.

Это вычисление ведет свое начало от счета по суставам пальцев сибирских звероловов, которые таким манером вели учет общего количества звериных шкур (“сороков”), подлежащих бартеру (мене) на другие товары. Большим пальцем правой руки, используемым в качестве счетчика, сибирский охотник пересчитывал каждую пару суставов на четырех оставшихся пальцах и, насчитав таким образом восемь единиц, загибал один палец левой руки. Очевидно, что операция счета кончалась, когда были загнуты все пять пальцев левой руки, что давало пять восьмерок, одну “сорочку” или число “сорок”. В соответствии с русскими народными представлениями об “устройстве” тела человеческого первые две фаланги указательного пальца назывались “верхом перста” (или “вершком”), среднего — “кутыркой”, а мизинец получил название “персток”. Сама же нижняя фаланга пальца именовалась “низом перста”, “корневой”, “корнем перста” или “коренным суставом”, реже — “долOвым суставом”.

К слову сказать, в таможенной грамоте 1586 года “сороками”, например, были считаны шкурки соболей и куниц, преподнесенные австрийскому цесарю Рудольфу от царя Федора Ивановича в счет платы за ведение войны с турками.

По-видимому, число 40 долгое время ассоциировалось с понятием “конец счета” и порой служило названием неопределенно большого множества. Неслучайно в русском языке слово “сороконожка” всегда имело смысл “многоножки”. Московские церкви считались также “сороками”. Еще в XVII веке говорили, что в Москве “сорок сороков церквей”, хотя на самом деле их было всего порядка ста.

Тело человека как живая счетная машина настолько тесно оказалось связанным со счетом, что на древнегреческом языке само понятие “считать” выражалось словом “пятерить”. Да и в русском языке слово “пятерить” прежде означало способность к “увеличению”, “приумножению” или счету пятерками, другими словами — умению осуществлять счет по пальцам рук.

Пальцевой счет, унаследованный от далеких предков, сохранился вплоть до настоящего времени и активно используется, например, судьей на боксерском ринге при отсчете секунд во время нокаута или на товарно-сырьевой бирже где-нибудь в Чикаго или Токио. Да и в быту он не забыт. И сегодня мы сгибаем (а американцы, наоборот, разгибают) пальцы, в споре показывая оппоненту ради большей убедительности количество аргументов в пользу своей позиции.

Литература

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. — М.: Прогресс-академия, 1992.

Гарднер М. Математические новеллы / Пер. с англ.— М.: Мир, 1974. Зорина З. А., Полетаева И. И. зоопсихология.— М., 2001.

История математики с древнейших времен до начала ХIХ столетия: В 3 т. / Под ред. А. П. Юшкевича. — М.: Наука, 1970. — Т. 1.

Кликс Ф. Пробуждающееся мышление.— М., 1983.

Кольман Э. История математики в древности.— М., 1961.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М., 1999.

Маккьюсик В. А. наследственные признаки человека.— М.: Медицина, 1976.

Миклухо-Маклай Н. Н. Путешествия.— М.; Л., 1940. — Т. 1.

Розин В. М. Введение в культурологию.— М., 1994.

Детальное описание иллюстраций:
Братья Лимбурги. “Грехопадение и изгнание из рая”, 1415 — 1416. Из часослова герцога де Берри. Музей Конде, Шантийи. Демонстрация счета на пальцах. Бог-отец перечисляет последствия грехопадения, считая на пальцах. Такое ощущение, что в следующее мгновение он будет использовать южноевропейскую разновидность пальцевого счета, то есть загибать пальцы в определенной последовательности...

Самая сложная — китайская пальцевая система счета. Каждый палец обеих рук “размечался” трижды: посреди и по бокам, переход от пальца к пальцу означал повышение разряда, позволяя отмечать прикосновениями ногтя большого пальца числа от 1 до 99 999 999.

Абак - древнейшее счетное устройство, пришедшее на смену пальцевому счету. На рисунке его китайская разновидность - суаньцань. В нижнем отделении на каждую проволоку нанизано по пять шариков, как бы соответствующих пяти пальцам, в верхнем — по два шарика, которые соответствуют двум рукам. В верхнем отделении отложено число 108, в нижнем - 1872.

Ведичество - это Вера наших предков и пращуров. В данной статье мы расскажем вам в чём же заключается суть этой веры и её предназначение. В наше время эта тема вызывает большое количество споров, и ситуация порой доходит до абсурда, однако это так и не объясняет суть Славянского Ведичества. Ведь в процессе споров мало кто задаётся вопросом о предназначении создания человека в природе. Так человек, как и многое другое является частью Мироздания, а в Мироздании ничего не создано попусту, у всего существует своё предназначение.

В своё время наши предки считали себя Даждьбожьими внуками, правнуками Сварога, и праправнуками Вышеня, которые знали абсолютно всё про существующие законы Мироздания. Однако за прошедшие века славяне забыли о своей вере и о силе своего Духа, и то что «Аз» - есть Бог, который живёт на земле.

Сегодня практически во всех книгах академической истории стародавнюю Русь называют языческой и рассказывают о Старой Вере всякие небылицы. Однако, на самом деле стародавняя Русь владела высокоморальной, нравственной, космической Ведической Верой. Так наши предки считали себя творцами Мироздания и постоянно взаимодействовали с природой и её стихиями, которые в то время считались проявлением энергии Бога на Земле.

Со временем нагрянула беда, народ поработила Христианская вера и крещение, которые в свою очередь меняли веру людей, тем самым отсекая их от природы. Количество староверов стремительно сокращалось и связь с природой была практически потеряна.

Христианская церковь совершила огромное преступление, и это не только «святая инквизиция» и миллионы загубленных людских жизней в процессе становления христианства, главное преступление - это подмена веры Богу верой в Бога.

До этого наши предки жили в гармонии и согласии с природой. Природа давала им мудрость, уверенность в своих силах, и здоровье. В свою очередь староверы всегда старались оставаться частью природы, её детищем.

Каждый человек при рождении получает определённую долю энергии от природы и Мироздания. Наши предки считали, что Вселенная произошла из тела Первобожества, Рода Небесного-Всебога. А человек есть подобием вселенной и состоит из тех же элементов. В процессе от Рода Небесного произошли остальные Боги и божества Земли. Так все стихии Земли считались отдельными божествами и частью единого Бога. В итоге получалось что земной и небесный мир был тесно связан между собой, поэтому староверы обожествляли практически всё и растения, и животных, и Космос. В то же время человек считался произведением как земных, так и небесных сил и тоже являлся неким божеством.

Старая вера несла в себе гармонию сосуществования человека, Богов и природы. А целью жизни человека была сама жизнь. По представлению наших предков, жизнь давалась человеку для созидания и благополучия его рода, его народа и его Державы. Кроме того, наши предки считали, что жизнь не заканчивалась с концом существования физического тела человека, то есть смертью, жизнь продолжалась, но уже в каком-то другом виде и форме. В священных Ведах писалось, что смерть вы наблюдаете только в окружении, а для себя её не существует. Поэтому наши предки очень любили жизнь и совсем не боялись смерти, так как смерть считалась перерождением из одной формы жизни в другую, и душа со своей кармой переходила в другой мир.

Жизнь, как считалось, была создана для жизни не только в мире Яви, но и для жизни в мире Прави, и мире Нави. Жизнь была дана человеку для тщательного всестороннего изучения себя, и познания Вселенной, как части себя. Человек должен был научиться быть творцом и созидателем, подобно своим Богам и предкам, а также развиваться духовно.


Кроме того, человек должен был прожить жизнь со всеми её радостями и горестями, духовно развиваясь и созидая благо для рода своего, а также для того, чтобы познать смысл жизни, Древнюю мудрость Богов и предков своих.

Неотъемлемой частью Ведичества и Старой веры является стремление человека к познанию самого себя, Древней мудрости и окружающего мира, при этом не навредив себе и окружающему миру.

Познание Древней мудрости, нужно было не для того, чтобы властвовать и повелевать кем-то, чувствуя своё величество, а для того, чтобы понять и осознать свой жизненный путь и своё предназначение на земле.

В отличие от религии и современного религиозного культа, старую веру нельзя принять или отвергнуть. Данная вера существовала и будет существовать независимо от мнения человека. Старая вера – это древнейшая мудрость наших предков, их образ жизни, который нельзя изменить или подстроить под современную жизнь и её политические уставы, науку и религию.

Так Древняя мудрость со своими Ведическими знаниями, которые были описаны нашими предками в Ведах, не подлежат современным критериям, науке и познаниям, которые напрочь деградировали, по сравнению с Древней мудростью, имеющейся в Ведах. Современная наука строиться на материалистических законах, и совершенно не учитывает душевные и духовные явления мира. Она разделяет живые формы существования на подвижные и не подвижные, а также на живую и не живую материю. Современная наука совершенно противоречит Древней мудрости, которая заключается в Ведах и советует не жить по законам, которые создал человек для лишения своей свободы, а жить по законам Бога Единого.

Характеристика литературного героя ВАСКОВ – герой повести Б. Л. Васильева “А зори здесь тихие…” (1969). Свобода от тенденциозности и излишней патетики, подлинность и правда в изображении простого рядового Великой Отечественной отличают психологическую военную прозу 70-х годов (Б. Васильев, В. Быков, В. Кондратьев). Мужицкий ум, мужицкую закваску подчеркивает автор в “хмуром старшине”, коменданте разъезда Федоте В. “Твердая немногословность”, “крестьянская неторопливость”, особая “мужская основательность””Шв. с тех пор, как “единственным в семье мужиком остался – и кормильцем, и поильцем, и добытчиком”. “Стариком” и “пеньком замшелым, у которого в запасе двадцать слов, да и те из устава” за глаза называют тридцатидвухлетнего В. подчиненные ему девушки-зенитчицы. “Всю свою жизнь Федот Евгра-фович выполнял приказания. Выполнял буквально, быстро и с удовольствием. Он был передаточной шестерней огромного, заботливо отлаженного механизма”. Натолкнувшись со своей “поисковой группой” из пяти “девчонок с трехлинейками в обнимку” на шестнадцать с головы до ног вооруженных фашистских головорезов, рвущихся через Синюхину гряду к Кировской железной дороге, к “каналу им. тов. Сталина”, В. “растерянность скрывал. Думал, думал, ворочал тяжелыми мозгами, обсасывал все возможности” предстоящей смертельной встречи. Из своего военного опыта знал он, что “с немцем в хованки играть – почти как со смертью”, что врага “бить надо. Бить, пока в логово не уползет”, без жалости, без пощады. Понимая, как трудно женщине, всегда жизнь нарождающей, убивать, учил, втолковывал: “Не люди это. Не люди, не человеки, не звери даже – фашисты. Вот и гляди соответственно”. Опытный, находчивый, заботливый, В. не сумел уберечь от пуль ни строгую Осянину, ни озорную Женьку, погибли Лиза Бричкина, Галка Четвертак, Соня Гурвич. И эти смерти “черным ужасом” обожгли сердце В. Ярость, которая прежде вела В., вызрела в “холодную и расчетливую ненависть”: он ощущал, что “именно за его спиной вся Россия сошлась”. Он “рычал и плакал”, “обессилев вконец”, добивая фашистов. Кровавой сути войны, трагически противоестественной для человека, “совестью своей мужской и командирской” противостоит старшина В.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Стихи читала, а главное, детишек могла бы нарожать, а они бы внуков и правнуков, и не оборвалась бы ниточка… В. Васильев, “А зори здесь тихие…” Чем объяснить, что прошло уже много лет, как мы победили, а писатели вновь и вновь Read More ......
  2. Она такой вдавила след И стольких наземь положила, Что двадцать лет и тридцать лет Живым не верится, что живы. К. Симонов Прошло много лет с того рокового утра 22 июня 1941 года, а наша память вновь и вновь возвращается к Read More ......
  3. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве людей, бороться за мир – обязанность всех живущих на земле. Поэтому одной Read More ......
  4. Борис Васильев – известный писатель, в прошлом участник Великой Отечественной войны. Он своими глазами видел жестокость и ужасы войны, не понаслышке знает то, о чем потом, в мирное время, решил рассказать своим читателям. Его лучшие произведения, на мой взгляд, “В Read More ......
  5. СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО КНИГ И ФИЛЬМОВ О ВОЙНЕ. КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ПО-СВОЕМУ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ, КАЖДЫЙ РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ГЕРОЕВ, В ОПРЕДЕЛЕННЫХ СИТУАЦИЯХ, НО ДЕЙСТВИЯ В ОСНОВНОМ ПРОИСХОДЯТ ПРИ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ – В ГОДЫ ВОЙНЫ. Я БЫ ХОТЕЛА РАССКАЗАТЬ ВАМ Read More ......
  6. (I вариант) Много книг на свете, всех их за жизнь мне не перечесть. Но я хочу рассказать о произведении, где затронута глубоко волнующая меня проблема – проблема войны. Борис Васильев – один из авторов произведений о Великой Отечественной войне. Он Read More ......
  7. Борис Львович Васильев – известный советский писатель, творчество которого представлено произведениями о войне. Одним из самых известных произведений Б. Л. Васильева является повесть “А зори здесь тихие”. Произведение описывает русскую глубинку в мае 1942 года. Название повести является оксюмороном, так Read More ......
  8. Шестьдесят с лишним лет назад на русских людей внезапно обрушилась страшная трагедия. Война – это разруха, нищета, жестокость, смерть. Война – это тысячи истерзанных, убитых, замученных в лагерях людей, это миллионы искалеченных судеб. Мы привыкли к тому, что на войне Read More ......
Васков (А зори здесь тихие… Васильев)

/ / / Образ Васкова в повести Васильева «А зори здесь тихие…»

Необычайно трогательная повесть Бориса Васильева имеет яркую галерею образов.

Центральным героем является Федот Евграфыч Васков. Он – комендант подразделения, где и происходят события повести.

Герой относится к людям простым, поэтому и называть себя просит просто Федотом или Федей. Возраст Васкова – 32 года. Он уже не так юн, но считать себя стариком не собирается. Хотя и за эти годы герой пережил не мало: уход жены и потерю сына. Возможно, поэтому он часто выглядит в глазах других хмурым, «замшелым пеньком».

Внешне Васков был коренастым мужчиной. Об одежде он не сильно пекся. Зато характер герой имел стальной. Все невзгоды он переносит с высоко поднятой головой. «Я еще живой, меня еще повалить надо», - так говорит о себе Васков, показывая свой несломленный дух.

Трагедия в семье прервала образование Федота, поэтому он закончил только четыре класса. Это сказывалось на его умении общаться. Он не умел красиво выражать свои чувства, поэтому его подчиненные часто насмехались над ним. Однако отсутствие хорошего образования не повлияло на его душевные качества. Он развил в себе лучшие качества мужчины. Герой – исполнительный, пунктуальный, добрый и отзывчивый. А то, что он немногословен, тоже можно оценить позитивно. Федот – человек дела, а не пустой болтовни. И на войне такое качество пригодилось.

Несмотря на уважение к начальству, Васков очень упрямо добивается своего. Когда он увидел, что толку с его пьющих и любящих повеселиться подчиненных нет, то начал требовать прислать других. И к нему действительно прислушались, хотя и сделали это, на его взгляд, немного странно. Так в его подчинении оказались непьющие, не гулящие… женщины.

В первые дни герой не находит общего языка с девушками. Он не привык к женским «штучкам», и поэтому ведет себя с ними поначалу, как с парнями. Это сильно обижает молодых девушек. Ведь им и так не просто на войне, а еще и начальник, который не хочет понимать их потребностей.

Но ему приходится отправиться на задание и взять с собой небольшую группу подчиненных. Он выбирает пять зенитчиц: Галю, Риту, Женю, Соню и Лизу. Проведя с ними время, герой узнает их лучше и понимает, насколько великой может быть женщина. На его глазах они совершают подвиги, оставляя в его душе тяжкий след вины. Когда одна из девушек получает удар в грудь ножом, он потом долго размышляет о следствиях войны. Ведь эта молодая женщина могла родить много деток, а они ей внуков, а так – одним ударом врага прервалась целая цепочка жизней. Вот какой важный посыл произведения вкладывает в уста своего героя Борис Васильев. Ведь война не просто уничтожает отдельных людей, а уничтожает целые роды.

После удачно выполненного задания в живых остается только Федот Васков. И ему придется жить с чувством вины, которой на самом деле и не было. Однако он не сможет забыть пятерых отважных женщин. У войны «не женское лицо», но женщина может противостоять и этому страшному чудовищу.




Top