Фреска вики. Что такое фреска? Фрески итальянского происхождения

МОРФОЛОГИЯ - это раздел грамматики, который изучает разные аспекты слова: его принадлежность к определенной части речи, структуру, формы изменения, способы выражения грамматических значениях.

ЧАСТИ РЕЧИ-это лексико-грамматические разряды, на которые распадаются слова языка вследствие наличия у них

  1. семантического признака (некоторого общего значения, сопровождающего конкретное лексическое значение данного слова),
  2. морфологического признака (системы грамматических категорий, специфических для данного разряда слов),
  3. синтаксического признака (особенностей синтаксического функционирования).

В русском языке различаются самостоятельные и служебные слова.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Самостоятельные (знаменательные) части речи - это разряды слов, которые называют предмет, действие, качество, состояние и т.д. или указывают на них и которые обладают самостоятельным лексическим и грамматическим значением и являются членами предложения (главными или второстепенными).

К самостоятельным частям речи относятся:

  1. имя существительное,
  2. имя прилагательное,
  3. имя числительное,
  4. местоимение,
  5. глагол,
  6. наречие.

24. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - это самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие предметы и одушевленные существа (значение предметности) и отвечающие на вопросы кто? что? Это значение выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевлённости и неодушевлённости. В предложении существительные В основном выступают в роли подлежащего и дополнения, но они могут быть и другими членами предложения.

24.1. Разряды существительных: нарицательные, конкретные, собирательные.

В зависимости от лексико-грамматических признаков существительные делятся на:

  • нарицательные (наименования однородных предметов, действий или состояний): дом, кровать
  • собственные (названия единичных предметов, выделенных из ряда однородных - имена, фамилии, географические названия и гд-): Ваня Петров, Плутон, Москва;
  • конкретные (называют конкретные предметы и явления из реальной действительности): мальчик, вокзал и отвлечённые (абстрактные) (называют предмет или признак отвлеченно от действователя или носителя признака): ненависть, любовь, забота;
  • собирательные (обозначают совокупность одинаковых или подобных руг другу отдельных предметов как одно целое): студенчество, лист.

24.2. Лексикр-грамматические категории имён существительных:

24.1. Категория одушевленности-неодушевлённости: одушевленные существительные обозначают живые существа (людей и животных), а неодушевлённые существительные - предмет в собственном смысле слова, в отличие от живых существ. Эта категория проявляется при склонении существительных, а именно в винительном падеже множественного числа: форма винительного падежа множественного числа одушевленных существительных совпадает с формой родительного падежа, а неодушевленных- с формой именительного падежа. У существительных МУЖСКОГО рода (кроме на -а, -я) тоже самое происходит и в единственном числе.

Мужской род - это разновидность категории рода, характеризующаяся определенным формоизменением, а у одушевлённых существительных- принадлежностью к ней существ мужского рода (отец, кот, стол, дом).

Женский род- это разновидность категории рода, характеризующаяся определенным формоизменением, а у одушевленных существительных - принадлежностью к ней существ женского рода (мать, кошка, скамейка, терраса).

Существуют существительные общего рода, которые могут быть соотнесены как с лицами мужского, так и женского рода: неряха, сирота, инкогнито, протеже.

Средний род - это разновидность категории рода, характеризующаяся определенным формоизменением (частично совпадает с формоизменением мужского рода) и значением неодушевленности (окно, небо, солнце);

24.2.3. Категория числа: в русском языке есть форма единственного числа (обозначает один прадматвряду однородных предметов): стул, носок, мальчик, и множественного числа (обозначает неопределенное множество однородных предметов): стулья, носки, мальчики.

Единственное и множественное число различаются различными окончаниями, разной сочетаемостью с другими частями речи.

Есть существительные, которые имеют только форму единственного числа: некоторые отвлечённые существительные (любовь, забота), собирательные существительные (листва, студенчество), имена собственные (Москва, Сибирь), некоторые существительные, обозначающие вещество (молоко, золото).

Есть существительные, которые, наоборот, имеют форму только множественного числа: некоторые отвлечённые существительные (каникулы, сумерки), некоторые существительные, обозначающие вещество (щи, сливки), названия некоторых игр (шахматы, прятки), некоторые конкретные существительные, которые состоят из нескольких составных частей (ножницы, брюки);

24.2.4. Категория падежа: эта категория основывается на противопоставлении падежных форм и обозначает отношение обозначаемого существительным предмета к другим предметам, действиям или признакам. В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

24.3. Склонение имён существительных - это изменений имен существительных по падежам.

В русском языке есть три склонения.

1 скл.
сущ. м.р. и ср.р.
на -а,-я

2 скл.
сущ. м.р. с нулев. оконч.
суш. ср.р. на -о, -е

Зскл.
сущ.ж.р.
с нулев. оконч.

Единственное число:

И.п. мам-а. дяд-я
Р.п. мам-ы,дяд-и
Д.п. мам-е, дяд-е
В.п. мам-у, дяд-ю
Т.п. мам-ой, дяд-ей
П.п. о мам-е, о дяд-е

дом, окн-о
дом-а, окн-а
дом-у, окн-у
дом, окн-о
дом-ом, окн-ом
о дом-е, об окн-е

ночь
ноч-и
ноч-и
ночь
ночь-ю
о ноч-и

Множественное число:

И.п. мам-ы. дяд-и
Р.п. мам, дяд-ей
Д.п. мам-ам, дяд-ям
В.п. мам, дядей
Т.п. мам-ами, дяд-ями
П.п. о мам-ax, о дяд-яx

дом-а, окн-а
дом-ов, окон
дом-ам, окн-ам
окн-а, дом-а,
дом-ами, окн-ами
о дом-ax, об окн-ах
ноч-и
ноч-ей
ноч-ам
ноч-и
ноч-ами
о ноч-ах

Примечания: в существительных мужского и сред» него рода, у которых перед падежным окончанием пишется гласная и, в безударном положении в П.п. пишется окончание -и; у существительных женского рода это правило распространяется на Д.п. и П.п.

И. п. милиция, гений, лезвие
Р.п. милиции, гения, лезвия
Д.п. милиции, гению, лезвию
В.п. милицию, гения, лезвие
Т.п. милицией, гением, лезвием
П.п. о милиции, о гении, о лезвии

Подробнее о сложных случаях написания окончания существительных смотрите в разделе «Орфография».

В русском языке есть разносклоняемые существительные: это 10 существительных среднего рода на -мя (пламя, бремя, время, вымя, знамя, семя, стремя, щемя, племя, имя) - склоняются с наращением суффикса -ен- в единственном числе во всех падежах, кроме творительного, по 3-ему склонению, а в творительном падеже единственного числа - по 2-ому склонению, во множественном числе склоняются по 2-ому склонению; слова мать, дочь (склоняются по 3-ему склонению с наращением -ер-), путь (склоняется во всех падежах по 3-ему склонению и только в творительном - по 2-ому), дитя (это слово сейчас не употребляется в косвенных падежах единственного числа).

Существуют также несклоняемые существительные (то есть они не изменяются по падежам и числам). В основном к ним относятся слова иноязычного происхождения, которые обозначают как неодушевленные предметы (кафе, радио), так и лица мужского и женского рода (атташе, леди); они также могут обозначать животных (кенгуру, шимпанзе), имена и фамилии (Элен Франкенштейн), географические названия (Баку, Хельсинки) и т.д.

24.4. Синтаксические функции существительных

В предложении имя существительное может быть; любым членом:

  • подлежащим: Мама идет в магазин,
  • дополнением: Я попросил его дать мне книгу.
  • определением: Мама мне купила тетрадь с бумагой в клетку.
  • приложением: Река Волга очень красивая.
  • обстоятельством: Он добился своего несмотря на трудности.
  • сказуемым: Мой отец - инженер.

Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (человек, животное, молодёжь, музей, Москва, доброта, бег, синева ) и имеет категории рода, числа и падежа.

Начальная форма имени существительного - именительный падеж единственного числа. Синтаксическая функци я: в предложении имя существительное может быть любым членом предложения : как главным – подлежащим или сказуемым, так и второстепенным – дополнением, определением или обстоятельством. Но в абсолютном большинстве случаев имя существительное мы встречаем в предложении как подлежащее или дополнение.

1. Нарицательные и собственные имена существительные

Нарицательные - существительные, представляющие собой обобщённые наименования однородных предметов и явлений (море, река, созвездие, город, гора, чувство и т. д.). Эти наименования носят понятийный характер, поскольку служат именем не отдельного конкретного предмета, а всех предметов и явлений одного типа. Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.

Имена собственные - существительные, обозначающие индивидуальные названия отдельных живых существ, предметов или явлений и выделяющие его из ряда однородных (Енисей, Стрелец, Памир, Рязань, Марина Цветаева и т. п.). К именам собственным относятся фамилии, имена и отчества, псевдонимы и прозвища людей, клички животных; географические, астрономические названия; названия произведений литературы и искусства, газет, журналов; исторических событий, праздников, предприятий, магазинов, кафе и т. д.

Имена собственные могут состоять из нескольких слов (Западная Сибирь, Туманность Андромеды ). Кроме того, они не изменяются по числам и имеют форму либо единственного, либо множественного числа (Сахалин, Алтай, Карпаты, Афины ).

Одни и те же слова могут быть как нарицательными, так и именами собственными: «максим » (пулемёт) - Максим (имя), стрелка (предмет) - Стрелка (кличка). Имена собственные пишутся с прописной (большой) буквы.

2. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Одушевлённые существительные обозначают живые существа (людей, животных) и отвечают на вопрос кто? Например: врач, спортсмен, медведь, журавль.

Неодушевлённые существительные обозначают наименования неживых предметов, явлений, абстрактных понятий и отвечают на вопрос что? Например: велосипед, учебник, вечер, радость.

Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые в языке не всегда совпадает с делением предметов на живые и неживые в природе. Например, существительные народ, команда, отряд, экипаж обозначают группу живых существ (людей), однако в языке являются неодушевлёнными, и наоборот: существительные покойник, мертвец , обозначающие неживые предметы, в языке являются одушевлёнными.

У одушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного . Правило действует и для существительных единственного числа мужского рода.

У неодушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой именительного . Правило действует и для существительных единственного числа мужского рода.

3. Конкретные и абстрактные имена существительные

Конкретные существительные обозначают реальные предметы (дом, стол, лампа ).

Абстрактные (отвлечённые) существительные обозначают непредметные понятия - качества, свойства, действия или процессы (быстрота, ловкость, рисование ). Как правило, множественного числа не имеют.

4. Собирательные и единичные имена существительные

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как целое (листва, студенчество ). Имеют форму множественного числа.

Единичные существительные обозначают предметы, выделенные из совокупности (соломинка, пылинка, соринка ).

5. Род имён существительных

Имена существительные относятся к одному из трёх ро­дов только в единственном числе: мужскому (вестибюль, тюль, рельс, шампунь); женско­му (вуаль, мозоль); среднему (заседание, повидло, регби, шасси). Имена существительные по родам не изменяются.

У неизменяемых слов иноязычного происхожде­ния род определяется следующим образом:

  • если слово обозначает неодушевленный предмет, оно среднего рода (эскимо, метро, интервью); исключения - кофе (муж. род), авеню, кольраби (жен. род);
  • если слово обозначает лиц женского пола, оно относится к женскому роду (мадам, леди, мисс);
  • если слово обозначает лиц мужского пола или животных, оно относится к мужскому роду (атташе, денди, пони, ка­каду);
  • если слово является географическим названием, его род определяется родом того нарицательного имени, которым это название может быть заменено: Колорадо - женский род, если это река, и мужской род, если это штат; Суху­ми - мужской род, так как это город.

Род сложносокращённых слов определяется по роду главного слова: МГУ (Московский государственный университет) - мужского рода, так как главное слово универ­ситет - мужского рода.

Существительные общего рода - существительные с окончанием -а (-я), обозначающие качества людей (забияка, плакса, неряха, сирота). Они относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Например, Миша - круглый сирота; Лена - известная забияка.

С существительными общего рода не следует путать некоторые существительные мужского рода, которые называют лиц по профессии, должности (врач, адвокат, директор, про­фессор, стоматолог и др.) и тоже могут называть как лиц мужского, так и лиц женского пола. Глагол при таком сущест­вительном-подлежащем меняет род в зависимости от значе­ния, но прилагательное при таком существительном употреб­ляется только в мужском роде. Ср.: Операцию делал известный врач Иванов; Операцию делала известный врач Иванова.

6. Число имён существительных

Число - словоизменительная категория имён существительных. Она выражается противопоставлением форм единственного и множественного числа, образуемых соответствующими окончаниями. Эти окончания несут также значения определённого падежа и рода.

Все существительные разделяются на три категории: 1) те, что могут иметь формы как единственного, так и множественного числа; 2) те, что имеют только форму единственного числа; 3) те, что имеют только форму множественного числа.

Сегодня можно встретить немало предложений от разных фирм на изготовление фресок цифровых, на гибкой штукатурке и т. д. Давайте выясним, что же такое фреска.

Слово «фреска» в переводе с итальянского означает «живопись на сырой штукатурке». Это древняя техника настенной живописи, в которой краски наносятся на влажную штукатурку. Причем штукатурка или левкас, как ее называют специалисты, совсем не похожа на обычную отделку стен. Для изготовления фрески используется смесь песка с гашеной известью. В качестве красок пользуются натуральными пигментами, разведенными водой.

Техника фрески

Краски, которые нанесены на влажную известь, высыхая вместе с ней, покрываются прозрачной тонкой кальциевой пленкой, которая навечно защищает живопись на . А вот если краски будут наноситься на высыхающее известковое покрытие, то такой прочной пленки не получится, и краски могут осыпаться.

Художник, работающий в технике фрески, должен быть настоящим мастером своего дела, ведь переделать или доделать нарисованное нельзя. Лишь в крайних случаях для исправления какого-либо фрагмента высохшей фрески полностью сбивается слой извести, наносится новый и процесс повторяется. Поэтому для создания фрески влажный известковый слой наносится на небольшую площадь: ровно настолько, чтобы влажная масса не успела высохнуть, и мастер сумел нанести рисунок в течение одного дня.

Что такое фреска в истории?

Техника фрески присуща многим памятникам монументальной живописи. Появилась она еще в античные времена. Хозяева вилл украшали стены росписью и мозаикой. Сегодня известен помпейский стиль настенной фресковой живописи, возникший в древние времена. Наивысшего расцвета техника фрески получила в эпоху Возрождения, когда украшать стены фресками стало очень модным, интерьер помещений благодаря этому становился все более пышным и роскошным. В знаменитой спальне во дворце мантуанского герцога Людовика Гонзага стены украшены фресками из жизни хозяев дома. Великие итальянские мастера того времени - Рафаэль, Микеланджело, Мазаччо и другие - создали уникальные фрески, дошедшие до наших дней.

В период Ренессанса богатство и роскошь дворцов знати достигалось именно благодаря фресковой живописи.

Яркие примеры древнерусских фресок представлены на стенах Светогорского монастыря, расположенного неподалеку от Пскова, и Ферапонтова монастыря у города Кириллова.

Сегодня можно полюбоваться образцом византийской фресковой живописи, украшающей стены в церкви Санта Мария в Риме.

Искусство настенной живописи постепенно все более совершенствовалось и дошло до наших дней. Появились новые виды красок, изменились приемы перенесения рисунков на стену. Сегодня практически нельзя найти все те натуральные материалы, которыми пользовались в прошлое время. Например, специальная известь для фрески должна гаситься на протяжении десятилетий. Поэтому сейчас фреска - это изображение на стене при помощи акриловых красок или современной цифровой печати.

Оформляя современный интерьер, многие дизайнеры используют фрески для создания оригинального а, городской квартиры или других общественных помещений. Опытный мастер, применяя современные краски и технологии их нанесения на поверхность, может создать настоящий шедевр, неповторимое авторское произведение искусства. Стоимость такой работы, конечно, будет высока.

Если вы не готовы к таким расходам, а украсить комнату необычно все же хочется, воспользуйтесь современным видом настенного украшения - цифровой или печатной фреской. Такое изображение может быть большим, по размеру стены. А иногда фреска состоит из небольших фрагментов, располагающихся в разных местах одного помещения.

Фреска, как один из видов настенного украшения, способна создать неповторимый индивидуальный интерьер любого помещения.

от итал. fresco – свежий, сырой), вид монументальной живописи. Краски наносятся непосредственно на поверхность стены, потолка, свода. Площадь, занимаемая фреской, и ее композиция зависят от архитектурных форм здания. Обычно фресками украшают интерьеры; на фасадах зданий, где они могут подвергаться вредному воздействию влаги, их размещают гораздо реже. Фреска включает в себя несколько техник: живопись водяными красками как по сырой штукатурке (аль фреско), так и по сухой (а секко); живопись известково-казеиновыми и темперными красками.

Фреска – одна из самых древних живописных техник. Подлинными ее шедеврами являются росписи древнеегипетских гробниц в Медуме, Бени-Гасане и Фивах, Кносского дворца на острове Крит (2-е тыс. до н. э.), росписи домов вПомпеях (2 в. до н. э. – 1 в. н. э.). В раннехристианском искусстве (настенные росписи катакомб), в Средние века фреска стала одним из ведущих видов живописи. Фресковые росписи широко использовались для украшения храмов (в меньшей степени – светских сооружений) как в Восточной, так и в Западной Европе. Их размещение на стенах, сводах, опорных столбах храма подчинялось четкой схеме и было связано с символикой храма. Всемирно известны византийские фрески Нерези (церковь св. Пантелеймона, 1164, Греция), Милешева (Сербия, ок. 1245 г.), росписи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде (1378), Андрея Рублева в Успенском соборе г. Владимира (1408), Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря (1502–03) в Вологодской оласти, росписи 17 в. в храмах Ярославля. В Западной Европе фресковая живопись переживает расцвет в романском искусстве (росписи в церквях Санта-Мария и Сан-Клементе в Тауле, Сан-Исидро в Леоне, Испания; Берзе-ла-Виль, Франция; все – 12 в.). В эпоху готики создавались фрески и на светские темы (росписи Папского дворца в Авиньоне, Франция, 14 в.).

В эпоху Возрождения именно во фреске были совершены новаторские открытия [росписи Джотто в капелле Скровеньи (дель Арена), Падуя, 14 в.]. Все чаще создаются фрески на светские и мифологические сюжеты (росписи братьев П. и А. Лоренцетти в палаццо Публико в Сиене, 1337–39; А. Мантеньи в «Камере дельи Спози» в замке Сан-Джорджо, 1474;Рафаэля в Ватиканском дворце, 1509–14; Дж. Б. Россо и Ф. Приматиччо во дворце Фонтенбло, 1530–40-е гг.). Высшие достижения связаны и с церковным искусством (росписи Пьеро делла Франческа в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452–66; Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане, 1508–41; «Тайная вечеря»Леонардо да Винчи в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане, 1495–98). В эпоху барокко особенное внимание уделялось росписям плафонов, где с помощью иллюзионистических приемов, сильных ракурсов создавался эффект прорыва ввысь, разверзающихся небес, стремительного взлета фигур святых. Фрески 18 в. носят преимущественно декоративный характер (Дж. Б. Тьеполо). В эпоху классицизма входит в моду подражание мотивам росписей древних Помпей. Новую популярность фреска обретает в эпоху модерна.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Фреска (от итал . fresco, буквально - свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной; фреской называют также произведение, выполненное в этой технике. Фреска, позволяющая создавать монументальные композиции , органично связанные с архитектурой , - одна из основных техник стенных росписей. Штукатурный грунт для фрески накладывается, как правило, в несколько слоев и состоит из гашёной извести, минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка, дроблёные кирпич или керамика); иногда в состав грунта включают органические добавки (солома, пенька, лён и т. п.). Наполнители предохраняют штукатурку от растрескивания. Для фрески применяются краски, не вступающие в химические соединения с известью. Палитра фрески довольно сдержанна; употребляются главным образом натуральные земляные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зелёный кобальт и т. д., реже краски медного происхождения (голубец и др.). Растительные краски (индиго и баканы), киноварь, синие, а иногда и чёрные краски наносятся на уже просохшую штукатурку с помощью клея. Фреска позволяет пользоваться тонами в их полную силу, но при высыхании краски сильно бледнеют. Важную роль во фреске играют лессировки , но при большом количестве красочных слоев цвет ослабевает и бледнеет. Кроме собственно фрески с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко).

Фреска была распространена уже в эгейском искусстве (2-е тысячелетие до н. э.); большого подъёма достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков нашей эры близкие к фреске росписи создавались у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др.). Античные мастера заканчивали фреску по сухому с помощью темперы . Этот приём был характерен и для средневековой фрески, получившей развитие в искусстве Византии , Древней Руси, Грузии, Сербии, Болгарии , Италии, Франции , Германии и других стран Европы. Новый расцвет искусство фрески пережило в творчестве итальянских мастеров эпохи Возрождения (Джотто , Мазаччо , Пьеро делла Франческа, Рафаэль , Микеланджело и др.). С XVI в. в Италии распространилась "чистая" фреска ("буон фреско") без применения темперы; верхний слой грунта (интонако) в этом виде фрески наносился только на тот участок, который живописец рассчитывал закончить до его высыхания. Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII-XVIII вв. В XIX в. к фреске обращались назарейцы в Германии, а также отдельные представители "модерна " (Ф. Ходлер в Швейцарии и другие). В технике фрески работают многие прогрессивные художники XX в. (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.).




Top