Главные мужчины в жизни Айседоры Дункан. Айседора Дункан: биография и некролог


Айседора Дункан – явление в истории культуры исключительное. После её остались лишь легенды и армия подражателей. Потомкам остаётся просто верить в то, что она была гениальна. Её танец был отражением её натуры, в которой удивительным образом сочеталась жажда любви и стремление к свободе, верность себе и необходимость обновления. Её личная жизнь была ярчайшим фейерверком страстей, а в сердце постоянно жила горечь и боль от невосполнимой утраты.

Детство, отрочество, юность

«Этот ребенок не может быть обычным. Еще в моей утробе она прыгала и скакала»- именно эти слова произнесла Мэри Дункан 27 мая 1878 г., как только Айседора появилась на свет. И действительно, девочка оказалась очень подвижной. В 13 лет она решила оставить школу, заявив, что это никчемное занятие, и сделала выбор в пользу музыки и танцев. В 18 юная американка отправилась покорять Чикаго. Стиль ее танца был легким, грациозным, свободным. Она танцевала босиком, в легкой и укороченной тунике, напоминавшей древнегреческую. Однажды Станиславский спросил у Дункан «Кто научил вас так танцевать?», улыбнувшись, Айседора гордо ответила «Терпсихора».

Дочь Дейдре

Изящная танцовщица не могла не привлекать мужчин, у нее было немало поклонников. Судьбоносной оказалась встреча с Гордоном Крегом театральным режиссером из Германии. Забеременев, Айседора продолжала танцевать, чтобы иметь средства к существованию. В 1906 г. у Дункан рождается дочка Дейдре. Как можно скорее Айседора, возвращается на сцену.


Во время очередного спектакля она теряет сознание, что лишает Гордона финансирования его очередного проекта. Вскоре они разводятся.

Сын Патрик

После одного выступления в Париже в дверь танцовщицы постучался Парис Зингер, наследник изобретателя швейной машинки. Мужчина делал ей ценные подарки, окружал заботой и вниманием, но был очень ревнив. В 1910 г. у Айседоры рождается сын Патрик.


Выйти замуж за Зингера Дункан категорически отказалась, поскольку очень дорожила своей независимостью. «Меня нельзя купить»- заявила она и продолжила флиртовать с другими мужчинами.

Трагедия



Однако за талант и популярность приходится платить. Диву мучили ужасные предчувствия и видения смерти. Ей мерещился похоронный марш, перед глазами стояли два детских гробика в снегу. Те же ощущения не покидали ее и во сне.


Айседора переехала с детьми в тихое местечко Версаль, неподалеку от Парижа. Однажды, находясь вместе с детьми в столице, у нее возникли неотложные дела. Дункан пришлось отправить детей и гувернантку в Версаль с шофером. По дороге автомобиль сломался - заглох двигатель. Водитель покинул машину, чтобы осмотреть его и разобраться в причине поломки. Машина резко сдвинулась с места, двери заклинило. Автомобиль упал в Сену. Дети пали жертвой автомобильной катастрофы вместе с няней.

Жизнь после потери

Несмотря на душераздирающую трагедию, Айседора Дункан нашла в себе силы выступить на суде на стороне шофера, ведь дети были и у него. Однако оправиться от потери она не смогла: ее постоянно преследовали галлюцинации. Однажды ей показалось, что она видит своих детей в реке. Танцовщица бросилась на землю и зарыдала, склонившийся над ней юноша предложил помощь. «Спасите меня, подарите мне ребенка!»- умоляла она. Молодой человек был помолвлен, их отношения продлились недолго. Родившийся ребенок прожил лишь несколько дней.


Ирма Дункан



Одна из 6 удочеренных девочек, Ирма Дункан, продолжила деятельность своей попечительницы, судьбы остальных неизвестны. Ирма была из бедной и многодетной семьи. Мать привела ее к Айседоре в возрасте 8 лет, во время набора учениц в первую школу танца под Берлином. Девочка всегда сопровождала Дункан во время ее гастролей, вместе с ней приехала в Москву.


После отъезда Айседоры в Европу в 1924 г. Ирма продолжила руководить школой танца в России. Стала женой журналиста И.И. Шнейдера. После смерти Айседоры Ирма развелась с мужем. В 1929 г. открыла танцевальную школу в Нью-Йорке, которой руководила многие годы. Московская танцевальная школа прекратила свое существование в 1949г. Ирма стала заниматься живописью и литературой, стала женой юриста Шермана Роджерса. Она написала книги, посвященные технике танцев Айседоры, методике их преподавания. В 1977г. Ирма Дункан скончалась в Калифорнии в возрасте 80 лет.

Биографы танцовщицы и сегодня спорят - а

Айседора Дункан (1877-1927) – знаменитая американская танцовщица-новатор, являлась основоположницей свободного танца. Ей принадлежала разработка целой системы и пластики, связанной с древнегреческими танцами. Неоднократно в результате опросов Дункан признавалась величайшей танцовщицей мира.

Айседора известна также тем, что была женой великого русского поэта Сергея Есенина.

Детство

Айседора появилась на свет 27 мая 1877 года. Произошло это в американском штате Калифорния, в городе Сан-Франциско на улице Гири. Её настоящее имя – Дора Энджела Дункан.

Её отец, Джозеф Чарлз Дункан, провернул крупную банковскую аферу, после чего забрал все деньги и сбежал, оставив беременную жену с тремя детьми без средств к существованию.

Мать будущей танцовщицы, Мэри Дора Грэй Дункан, по своему переживала эту трагедию, она ничего не могла кушать кроме устриц, которые запивала холодным шампанским. Впоследствии, когда журналисты задавали Айседоре вопрос, в каком возрасте она впервые начала танцевать, женщина в шутку отвечала, что, наверное, ещё в утробе матери, так давали о себе знать шампанское и устрицы.

Детство девочки счастливым никак нельзя назвать. Мать еле-еле вытягивала на своих плечах теперь уже четверых детей и долгое время отбивалась от обманутых отцом вкладчиков, которые то и дело митинговали под их окнами.

Надо отдать должное маме Айседоры, женщину не сломили такие беды и неприятности. Она дала себе слово, что воспитает своих детей, обеспечит всем необходимым и вырастит из них хороших людей. По профессии мама была музыкантом, и чтобы содержать семью, ей приходилось очень много работать, давая частные уроки. Из-за этого она просто физически не могла уделять своим детям должного внимания, особенно самой маленькой Доре.

Чтобы не оставлять малышку дома одну надолго, её уже в пять лет отдали в школу, скрыв при этом настоящий возраст девочки. Навсегда в сердце и в памяти Айседоры остались те неприятные воспоминания и ощущения из детства, когда она чувствовала себя неуютно и одиноко среди старших по возрасту благополучных одноклассников.

Но были в детстве девочки и хорошие моменты, хоть и редкие. Самоотверженная мама вечерами принадлежала только своим детям, она играла им произведения Бетховена и других великих композиторов, читала Уильяма Шекспира, с ранних лет прививая любовь к искусству. Дети, как цыплята вокруг курочки, объединились вокруг мамы, образовав крепкий и сплочённый клан Дунканов, который готов был бросить вызов всему миру, если потребуется.

Увлечение танцем

Можно сказать, что уже в шестилетнем возрасте Дора открыла свою первую школу танцев. Это потом она создавала их по всему миру, а тогда маленькая девочка вместе с сестрой просто учила соседскую детвору танцевать, красиво и пластично двигаться. А к десяти своим годам Дункан уже зарабатывала танцами свои первые деньги. Она не просто обучала младших детей, но и придумывала новые красивые движения. Это были её первые шаги в создании своего авторского стиля в танцах.

Очень рано заинтересовали Айседору представители противоположного пола. Нет, она вовсе не была распущенной нимфеткой, просто с юных лет отличалась влюбчивостью. Впервые ей приглянулся молодой мужчина Вернон, работавший на аптечном складе. Доре было на тот момент всего одиннадцать лет, но она так настойчиво добивалась внимания к себе, что Вернону пришлось соврать, якобы он помолвлен. И только когда молодой человек заверил Айседору, что скоро женится, она от него отстала. Девочка была ещё совсем юной, влюблённость оказалась по-детски наивной, но уже тогда стало понятно, что вырастет из неё настойчивая и эксцентричная особа.

Школьная программа давалась Доре с трудом. И не потому, что она чего-то не понимала, напротив, Дункан была весьма способной. Просто школьные занятия вызывали у Айседоры ужасную скуку. Девочка много раз убегала с уроков и бродила по берегу моря, прислушиваясь к музыке прибоя и придумывая под шум волны лёгкие воздушные танцевальные движения.

Айседоре было тринадцать лет, когда она бросила школу, заявив, что не видит в обучении никакого смысла, считает это занятием бесполезным, в жизни она и без школьного образования сможет добиться многого. Она серьёзно стала уделять внимание музыке и танцам. Поначалу девушка занималась самообразованием. Но вскоре ей повезло и без чьих-либо протекций и рекомендаций, без блата и денег: она попала к знаменитой американской танцовщице и актрисе Лои Фуллер, которая являлась основательницей танца модерн.

Фуллер взяла Айседору к себе в ученицы, но уже в скором времени юная Дункан стала выступать вместе со своей наставницей. Так продолжалось несколько лет, а к восемнадцати годам талантливая ученица отправилась покорять Чикаго.

Свои танцевальные номера она показывала в ночных клубах, где её представляли публике как экзотическую диковинку, поскольку выступала Айседора босиком и в коротком древнегреческом хитоне. Публика была шокирована манерой исполнения Дункан, она танцевала так чувственно и нежно, что невозможно было оторвать взгляд от её движений и подняться с кресел после окончания танца. Такая длина платья в те времена была немыслимой даже для прогрессивной Америки, тем не менее никто ни разу не назвал танцы Айседоры вульгарными, настолько они были легки, изящны и свободны.

Выступления Айседоры были успешными, что позволило ей улучшить материальное состояние и отправиться покорять Европу.

В 1903 году она приехала со всем семейством Дункан в Грецию. Уже в 1904 году прошли оглушительные выступления Айседоры в Берлине, Мюнхене, Вене. В Европе она очень быстро завоевала известность.

В 1904 году состоялись первые гастроли Айседоры в Санкт-Петербурге. Потом она ещё не раз приезжала в Россию, где было очень много почитателей её таланта.
Несмотря на такой успех, Дункан не была богатой женщиной, все заработанные деньги она тратила на открытие новых танцевальных школ. Бывали моменты, когда у неё совсем не было денег, тогда Айседоре помогали друзья.

Личная жизнь

После служащего аптекарского склада Вернона, в которого Айседора влюбилась в одиннадцатилетнем возрасте, в течение шести лет она была занята исключительно танцами, работой и карьерой. Её юные годы прошли без любовных приключений.

А начиная с 17 лет, Дункан испытала все чувства, которые подвластны женщине на Земле, – любовь, разочарования, счастье, горе, боль, трагедии. У неё, принципиальной противницы брачных отношений, была слишком бурная личная жизнь. Её любовниками становились разные мужчины: старые и юные, женатые и холостые, богатые и бедные, красивые и талантливые или вообще никакие.

Когда она выступала в чикагских ночных клубах, в Айседору до беспамятства влюбился польский эмигрант, художник Иван Мироцкий. Он не слыл красавцем, носил бороду, а его копна волос на голове была яркого рыжего цвета. Тем не менее Дункан прониклась к нему симпатией, даже несмотря на то, что мужчина был старше почти на тридцать лет. Их роман с прогулками по лесу, поцелуями, ухаживаниями продолжался полтора года. Дело начало двигаться к свадьбе, и уже была назначена её дата, когда брат Айседоры узнал, что Мироцкий женат, его супруга проживала в Европе. Дункан мучительно переживала этот разрыв, он стал для неё первой серьёзной трагедией в жизни. Чтобы обо всём забыть, она приняла решение уехать из Америки.

Затем в её жизни появился актёр-неудачник Оскар Бережи. Ей было 25 лет, Оскар стал первым мужчиной Айседоры, несмотря на то, что она постоянно вращалась в богемных кругах. Свадьбы снова не получилось, так как Бережи предложили выгодный контракт, и он предпочёл Айседоре карьеру, уехав в Испанию.

Спустя четыре года Дункан познакомилась с театральным режиссёром Гордоном Крэгом. Айседора родила от него дочь, но в скором времени Крэг их бросил и женился на своей давней знакомой.

Наследник знаменитой династии, придумавшей швейные машинки, Парис Юджен Зингер – следующий мужчина в жизни Дункан. Он очень хотел познакомиться с танцовщицей и однажды после выступления сам пришёл к Айседоре в гримёрку. Замуж за Зингера она не вышла, хотя родила от него сына.

Трагедия с детьми

У неё был уникальный дар: Дункан предчувствовала, когда рядом ходила смерть. В её жизни не раз бывало, что сама природа посылала ей какой-то знак, а вскоре после этого умирал кто-то из близких, друзей или знакомых Айседоры.

Поэтому, когда в 1913 году её начали мучить страшные видения, женщина потеряла покой. Ей постоянно слышались похоронные марши и виделись маленькие гробики. Она с ума сходила, переживая за своих детей. Дункан пыталась сделать жизнь малышей абсолютно безопасной. С гражданским мужем и детками они перебрались в тихое уютное местечко Версаль.

Однажды Айседора находилась с детьми в Париже, у неё появились там неотложные дела, и она отправила малышей с шофёром и гувернанткой домой в Версаль. По пути машина заглохла, водитель вышел, чтобы выяснить причину. В этот момент автомобиль поехал и упал в реку Сену, детей спасти не удалось.

Депрессия у Айседоры была жуткая, тем не менее она нашла в себе силы выступить в защиту шофёра, понимая, что у него тоже есть маленькие дети.

Она была как камень, не плакала и никогда ни с кем не говорила об этой трагедии. Но однажды во время прогулки у реки увидела призрак своих маленьких детей, они держались за руки. Женщина закричала, у неё началась истерика. На помощь к ней кинулся молодой человек, проходивший мимо. Айседора глянула ему в глаза и прошептала: «Спасите… Подарите мне ребёнка!» От этой мимолётной связи она родила малыша, но он прожил лишь несколько дней.

Дункан и Есенин

В 1921 году в её жизнь пришла самая большая любовь. Она познакомилась с русским поэтом Сергеем Есениным.

Бурный роман начался сразу же в день знакомства. Она влюбилась в него, потому что Сергей напоминал ей маленького светленького сына с голубыми глазами. Разница в восемнадцать лет не помешала им стать супругами в 1922 году, в жизни Дункан это был первый и единственный брак.

Есенин любил Айседору безумно и восхищался ею, они путешествовали по Европе и Америке, были счастливы, но недолго. Он совсем не знал английского языка, а Айседора русского. Но не только эти сложности в языковом общении нарушили их идиллию. Есенина угнетало, что заграницей все воспринимали его лишь как мужа великой Айседоры Дункан. Страсть прошла, и вечного любовного союза не получилось. Сергей вернулся в Россию через два года после свадьбы, а Айседора продолжала его любить.

Он умер в 1925 году, в жизни Дункан не стало ещё одного светловолосого, голубоглазого, самого любимого.

Смерть

Одна близкая подруга говорила про Айседору, что для неё быстро двигаться было также необходимо, как дышать. Дункан всю жизнь неслась, как сумасшедшая, делая остановку лишь для того, чтобы поесть и выпить. У неё были все предпосылки, чтобы разбиться на машине минимум раз двадцать.

Автомобили стали в жизни Айседоры каким-то наваждением и играли мистическую роль. Её дети погибли в автокатастрофе, сама танцовщица не один раз разбивалась, рассекая на машинах по России. За время европейского путешествия с Есениным они поменяли четыре автомобиля, потому что Дункан просто терроризировала шофёров, требуя ехать как можно быстрее, и несколько раз эти её требования заканчивались плачевно.

Она как будто всю жизнь играла с автомобилями: кто кого? Машины приносили ей боль, разочарования и трагедии, а она снова садилась и мчалась. 14 сентября 1927 года в Ницце наступил финал, Дункан проиграла. У неё было свидание с очередным любовником Бенуа Фалькетто. Айседора села на пассажирское сидение его двухместного спортивного автомобиля и не заметила, как край длинной шали остался за бортом и зацепился за заднее колесо. Бенуа дал газу, автомобиль сдвинулся с места, шаль натянулась, как струна, и в одно мгновение сломала шею Айседоры. В 9.30 вечера в клинике Сен-Рош медики зафиксировали смерть великой танцовщицы.

Дункан, Айседора - американская танцовщица. Анджела Изадора Дёнкан, урождённая Dora Angela Duncan (Isadora Duncan) родилась в Сан-Франциско 27 мая 1877 года. В Большой советской энциклопедия (БСЭ) год рождения 1878 указан ошибочно. Имя и фамилия танцовщицы правильно произносится Изадора Дёнкан, однако в России её всегда называли Айседора Дункан. По национальности Айседора Дункан была ирландка. Дети Айседоры Дункан утонули вместе с няней в 1913 году. Дидре, дочке Гордона Крэга, было 7 лет, а Патрику, сыну Париса Юджина Зингера было всего 4 года. Сама Дункан трагически погибла в Ницце 14 сентября 1927 года. Похоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Дункан - новатор и реформатор хореографии, давшая в своих танцах, освобожденных от формалистических классических балетных форм, пластическое воплощение музыкального содержания. Она противопоставила классической школе балета свободный пластический танец. Использовала древнегреческую пластику, танцевала в хитоне и без обуви. Одной из первых использовала для танца симфоническую музыку, в том числе Шопена, Глюка, Шуберта, Бетховена, Вагнера. Айседора мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Своим танцем восстанавливала гармонию души и тела. Она открыла людям танец в чистом виде, «самоценном исключительно в самом себе», построенном по законам чистого искусства. В гармоническом искусстве танца Айседоры Дункан стремление к гармонии и красоте выражено в идеальной форме. Отталкиваясь от музыки, она пришла в движении к гармоническому канону, и именно поэтому стала главной и единственной основоположницей всего танцевального модерна. Дункан добилась идеального соответствия эмоциональной выраженности музыкальных и танцевальных образов. Это был новый подход к искусству танца, новый метод творческого выражения, который находился за пределами эстетических рамок традиционной балетной школы. Движение рождалось из музыки, а не предшествовало ей.

В 13 лет Айседора бросила школу, и серьезно занялась музыкой и танцами. Как самостоятельная танцовщица Дункан впервые выступила в Будапеште в 1903 году, после чего, в 1903 г. она вместе с семьей совершила паломничество в Грецию. Первую свою школу танцев она открыла вместе со старшей сестрой Элизабет в 1904 году в Германии в городе Грюневальде. В Россию она приехала впервые 10 января 1905 года. В конце 1907 г. Дункан дала несколько концертов в Санкт-Петербурге. В то время она подружилась со Станиславским. 16 апреля 1915 года состоялось первое представление второй части "Патетической симфонии" Чайковского. В июле 1921 Дункан приехала в Советскую Россию по приглашению А.В.Луначарского и Л.Б.Красина, и организовала в Москве для детей рабочих хореографическую школу (особняк на ул. Пречистенка, 20), куда было принято около 60 девочек в возрасте от 4 до 10 лет. Первое выступление Дункан в Москве состоялось 7 ноября 1921-го года на сцене Большого театра в дни празднования четвертой годовщины Октября. Находясь в России (1921-24), вышла замуж за поэта С.Есенина и вместе с ним выезжала в США (1922-23). В 1922 году у Айседоры возникли крупные неприятности после нескольких интервью, в которых она высказалась об атеизме и о большевистской революции в России. Её последние выступления в Нью-Йорке состоялись 13 и 15 января 1923 года в Карнеги-холл. После развода с Сергеем Есениным, в 1925 году, возвратилась в США, где подвергалась травле как “большевистская шпионка”. Была лишена гражданства США за ведение “красной пропаганды”. В результате была вынуждена переехать во Францию, где и оставалась до последних дней жизни. В 1925 школа, основанная Дункан в России, была лишена государственного финансирования, тем не менее школа и студия просуществовали до 1949 года. После отъезда Дункан студией руководила её приёмная дочь Ирма. Школа была закрыта по идеологическим соображениям, как пропагандирующая «болезненное, декадентское искусство, завезенное в нашу страну из Америки». Однако, за Дункан последовали «пластички-босоножки» Л.Н.Алексеева и С.Д.Руднева, которые создали студии пластики и музыкального движения, продолжающие работать и до настоящего времени. В России изданы две книги Айседоры Дункан: «Танец будущего» (М., 1907) и «Моя жизнь» (М., 1930).

Сегодня в разных странах мира, - Америке, Франции, Германии, Швеции, Венгрии, Греции и России, последователи искусства Айседоры Дункан сохраняют и развивают традиции её танца. Сделана запись оригинальной хореографии Дункан в нотах, выпущены книги по технике танца, отсняты на видео оригинальные танцы Дункан в исполнении современных танцоров. В 2001 году в Санкт-Петербурге был создан Культурный Центр Чистых искусств имени Айседоры Дункан (Дункан-Центр), в рамках деятельности которого, начиная с 2002 года, проводится ежегодный Международный открытый некоммерческий фестиваль памяти Айседоры Дункан (Фестиваль Дункан).

Между 1906-1912

To seek in nature the fairest forms and to find the movement which expresses the soul in these forms—this is the art of the dancer. ... My inspiration has been drawn from trees, from waves, from clouds, from the sympathies that exist between passion and the storm."

«Искать в природе самые красивые формы и найти такое движение, которое выразит душу в этих формах — это - искусство танцора.... Мое вдохновение вызвано деревьями, волнами, облаками, той общностью, которая существует в страсти и шторме.»

А. Дункан танцует в театре Диониса, Афины, 1903 г.

ROBERT EDMOND JONES: "Come away! her dancing says. Come out into the splendid perilous world! Come up on the mountain-top where the great wind blows! Learn to be young always! Learn to be incessantly renewed! Learn to live in the intemperate careless land of song and rhythm and rapture! Say farewell to the world you know and join the passionate spirits of the world’s history! Storm through into your dreams! Give yourself up to the frenzy that is in the heart of life, and never look back, and never regret!"

«Встаньте!» -говорит ее танец. Выйдите наружу в этот ослепительный и опасный мир! Поднимитесь на горную вершину, где дует сильный ветер! Учитесь быть молодыми всегда! Учитесь постоянно возрождаться! Учитесь жить на суровой беззаботной земле песен, и ритма, и восторга! Скажите «прощай» миру, который вы знаете, и присоединяетесь к страстной душе мировой истории! Пусть стихия войдет в Ваши мечты! Посвятите себя неистовству, которое находится в сердце жизни, и никогда не оглядывайтесь назад, и никогда не сожалейте!"

Далеко в глубь столетий погружается душа, когда танцует Айседора Дункан; назад к утру мира, когда величие души находило свободное выражение в красоте тела, когда ритм движения соответствовал ритму звука, когда движения человеческого тела были едины с ветром и морем, когда жест женской руки напоминал распускающиеся лепестки розы, её нога, ступающая на дерн, была подобна листу, падающему на землю. Когда весь пыл религиозной веры, любви, патриотизма, жертвы или страсти находил свое выражение под звуки кифары, арфы или бубна, когда мужчины и женщины танцевали перед своими очагами и своими богами в религиозном экстазе, или же в лесах, или у моря, потому что их переполняла радость жизни; каждый сильный или положительный импульс передавался от души к телу в абсолютной гармонии с ритмом вселенной.
Мери Фентон Робертс

Айседора и ее ученицы, 1908 г. (фотограф Paul Berger )

В Венеции, 1903 г.

Фотографии Arnold Genthe, сделанные в Нью-Йорке в 1915-18 гг. во время визита А. Дункан в Америку:

Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Весну» Боттичелли и стихи Горация.
Максимилиан Волошин

CARL SANDBURG ("Isadora Duncan"): "The wind? I am the wind. The sea and the moon? I am the sea and the moon. Tears, pain, love, bird-flights? I am all of them. I dance what I am. Sin, prayer, flight, the light that never was on land or sea? I dance what I am."

"Ветер? Я - ветер. Море и луна? Я - море и луна. Слезы, боль, любовь, полеты птиц? Я - это они все. Я танцую себя, какая я есть. Грех, молитва, полет, свет, такой, которого никогда не было на земле или море… Я танцую себя, какая я есть."

SHAEMAS O’SHEEL: "What glorious things she makes the soul remember! Once we were young, and the leaping blades of our desire striking the granite facts of life lit lively fires of wonder. We were simple, so that when the moving beauty of nature and the joy of each other’s company stirred us to ecstasies, we sought free and natural expression; we danced—we danced as the movements of waves and branches, and as the exquisite beauties of our own bodies suggested. Such memories she evokes by her subtle gestures and movements. … The morning of time dawns on our spirits again, and once more we have a sense that hears the gods."

"Какие великолепные вещи она заставляет душу вспомнить! Когда мы были молодыми, нетерпеливые клинки нашего желания вонзались в гранитные факты жизни и зажигали живые огни удивления. Мы были проще, и когда движущаяся красота природы и радость общения друг с другом вызывали в нас экстаз, мы искали свободное и естественное выражение чувств; мы танцевали — танцевали, повторяя движения волн и веток, так, как изящная красота наших собственных тел это предполагала. Такие воспоминания она вызывает своими изящными жестами и движениями. … Утро времени наступает в наших душах опять, и еще раз у нас появляется интуитивная способность слышать богов."

Сергей Есенин, Айседора Дункан и ее приемная дочь Ирма. 1922 г.

Ок. 1923 г.

1923 г.

С. Есенин и А.Дункан

Женщина, никогда не боявшаяся идти против общественного мнения... Первый ее жених был старше на 29 лет, а единственный муж - на 18 лет младше. Она и по сей день известна всем как танцовщица, однако ее новаторский на то время стиль танца умер вместе с ней, хотя она и пыталась основать свои школы в разных странах, чтобы увековечить собственное видение пластики и хореографии. Такой была Айседора Дункан, биография которой и будет рассмотрена в данной статье. Ее скандальная и необычная жизнь прервалась не менее экстравагантной смертью. Но след, который она оставила в истории, не простыл до сих пор.

Рождение будущей звезды

Первую подножку будущей знаменитой танцовщице жизнь подставила еще до ее рождения. К тому моменту, когда малышка должна была появиться на свет, в семье уже было трое детей. Да вот только самой семьи не было. Отец, провернувший крупную банковскую аферу, сбежал, бросив беременную жену и детей на произвол судьбы. Он забрал с собой все деньги и никогда не появлялся в жизни младшей дочери.

Шел 1877 год. А может, и 1878-й… За окном стоял январь. А возможно, и май… Дело в том, что точная дата рождения маленькой Доры Анджелы Дункан неизвестна. Она появилась на свет в шумном Сан-Франциско под озлобленные крики обманутых ее отцом вкладчиков, бушевавших под окнами дома.

Раннее детство

Эти испытания, хотя и оказались полной неожиданностью для ее матери, не сломили решительную женщину. Она пообещала себе, что, несмотря ни на что, воспитает детей и обеспечит их всем необходимым. По профессии мать Доры Анджелы была музыкантом и, чтобы содержать семью, ей пришлось много работать, давая уроки.

Ей действительно удалось поставить на ноги всех своих детей, и даже дать им совсем неплохое образование. Но уделять достаточно личного внимания детям она не могла физически. Чтобы не оставлять маленькую дочку надолго дома одну, мать рано отдала девочку в школу, скрыв ее настоящий возраст.

Однако вечера самоотверженной матери безраздельно принадлежали детям. Она играла для них любимые произведения Шопена, Моцарта, Бетховена и других великих композиторов. С самого раннего детства Дункан Айседора слушала поэзию Уильяма Шекспира и стихи Перси Биши Шелли.

Первая влюбленность

Интересоваться мужчинами Дора Анджела начала еще совсем в юном возрасте. Когда ей было всего одиннадцать лет, Доре Анджеле приглянулся молодой мужчина по имени Вернон, который работал на аптечном складе. Она была так настойчива в своем желании, что парень, в конце концов, был вынужден придумать несуществующую помолвку. И только когда он заверил ее, что вскоре женится, она отступила.

Однако не стоит поспешно заключать, что Дора Анджела была распущенной нимфеткой. Это было бы явным искажением фактов. Преследование Вернона было хотя и настойчивым, но по-детски невинным. И все-таки данный эпизод из ее жизни уже многое рассказывает о характере этой эксцентричной особы, коей она и останется до своего последнего вздоха. Айседора Дункан, биография которой впишет на свои страницы еще не одно мужское имя, полностью раскроется как женщина много позже.

Определение мечты

Свою первую школу танцев Дора Анджела открыла в шесть лет. В роли учеников там выступали соседские дети. Понятное дело, это было просто детской игрой. Но к 10 годам они с сестрой уже действительно кое-что зарабатывали преподаванием танцев. Дора Анджела говорила о новой системе танца, которой, понятно, в то время просто не было. Девочка просто обучала детей красивым движениям, которые сама же стихийно и придумывала. Как бы то ни было, это уже было первыми шагами к созданию нового авторского

Выбор жизненного пути

Нельзя сказать, что учеба в общеобразовательной школе давалась Доре Анджеле с трудом. Скорее наоборот - ей было просто откровенно скучно. Она часто сбегала со школьных занятий и часами бродила по берегу моря, вслушиваясь в неспешный рокот стихии и наблюдая за накатывающимися на берег волнами.

В тринадцать лет юная ученица решила, что хватит прожигать время на ученической скамье, и бросила школу. Свою жизнь она решила безраздельно посвятить музыке и танцам. Большой удачей для девочки-подростка без денег и протекции стало согласие танцовщицы Марии Луи Фуллер взять ее в ученицы.

В погоне за славой

Проучившись несколько лет, талантливая, но нетерпеливая Дора Анджела отправляется покорять Чикаго, прихватив с собой мать и брата. В это время она и берет себе сценическое имя Дункан Айседора. Но Чикаго не спешил пасть к ногам новомодной танцовщицы, хотя ее выступления и имели определенный успех. Зато ей безраздельно покорился вполне конкретный любитель изящных искусств в лице 45-летнего Ивана Мироцкого - безработного эмигранта из Польши.

Если вспомнить, что Айседоре в то время не успело исполниться еще и 17 лет, легко представить себе, насколько странный и не вполне естественный вид был у этой парочки. Ее родные были не в восторге от подобной партии, но и злостных препятствий им не чинили. А на мнение общества Айседоре было откровенно наплевать.

Обман жениха

Роман Айседоры и Мироцкого продолжался полтора года. Это был период настоящего ухаживания в духе той эпохи. Максимум, что позволяла себе влюбленная пара, - это поцелуи во время совместных прогулок.

Наконец был назначен день свадьбы и начались приготовления к торжеству. Возможно, в истории появилась бы совсем другая Айседора Дункан - жена и почтенная мать семейства. Но этого не произошло, потому что Мироцкий хранил страшную тайну - он уже был женат, и его законная супруга проживала в Лондоне. Незадолго до свадьбы об этом узнает ее брат, и помолвка расторгается.

Дерзкие решения

Айседора не стала страдать по неудавшемуся замужеству, а отправилась выступать в Нью-Йорк. Здесь она достигла некоторого успеха. На ее импровизированные танцы с удовольствием любовались в великосветских салонах. Но Дункан понимала, что необходимо двигаться вперед.

И тогда она обошла жен местных богатеев и под различными предлогами выклянчила у них в общей сложности несколько сотен долларов. Этих денег хватило на то, чтобы купить место для проезда себе, матери, брату и сестре до Лондона. Правда, ехать пришлось в трюме, предназначенном для перевозки скота, но ни сама Айседора, ни ее семья не были избалованы излишествами в жизни, а потому перенесли это путешествие достаточно сносно.

По прибытии в Лондон она отправляется прямиком в одну из самых дорогих гостиниц, расталкивает ночного портье и заявляет ему, что они только что с поезда и скоро привезут их багаж. Она заказывает номер и завтрак, а поутру они всей семьей незаметно ускользают из гостиницы, так как все средства были истрачены на переезд.

Жизнь налаживается

Это была не последняя авантюра, провернутая жаждущей признания танцовщицей. Жизнь Айседоры Дункан полна остроумных и экстравагантных решений. Она без зазрения совести использовала в своих интересах окружающих людей. В особенности это касалось мужчин. Айседора планомерно оттачивала свое и, когда выпадала возможность, применяла его на восторженных поклонниках.

Но в первую очередь, Дункан все-таки была артисткой. Она стремилась к признанию своего таланта и понимала, что не обойдется без помощи. И помощь эта пришла в лице популярной в то время актрисы Кемпбелл, которая поверила в перспективность свежего стиля и устроила Айседоре громкий дебют в качестве «экзотической танцовщицы» на одном из светских приемов.

Айседора Дункан и Есенин

В 1921 году Дункан получила официальное приглашение открыть в Москве школу танца. Она с радостью приняла его и с верой в счастливое будущее - свое и этой великой страны, стремившейся к переменам, отправилась в Россию.

Однажды на прием, который устраивался в доме Дункан, пришел Сергей Есенин. Так встретились две яркие и неординарные личности, которые сразу же устремились друг к другу со всей пылкостью и непосредственностью своих характеров.

Брачные узы

Айседора Дункан и Есенин быстро стали предметом пересудов в столице и даже за ее пределами. Они были очень разными, не знали языка друг друга, но тем не менее продолжали встречаться. Их не останавливала ни значительная ни невозможность просто пообщаться без переводчика.

Впервые за долгие годы решилась связать себя узами официального брака свободолюбивая Айседора Дункан. Есенин же, опьяненный славой избранницы, считал этот шаг вполне естественным.

Трудности в браке

Идиллия двух представителей богемы продолжалась недолго. Существует мнение, что Сергей завидовал популярности жены. Он был честолюбив и хотел сам быть в центре внимания.

Когда прошла первая страсть, он все больше и больше стал замечать на внешности супруги отпечатки, оставленные прожитыми годами. Есенин вел себя с женой очень грубо. Много несправедливой и беспочвенной брани выслушала в свой адрес Айседора Дункан. Чья жена вытерпела столько же упреков? Возможно, в некоторой степени ее защищало то, что она просто не понимала русской речи. Но Есенин начал позволять себе бить жену. А не понять этого обращения было просто невозможно.

Развод был лишь делом времени. Но даже после этого верная себе Дункан Айседора сохранила к Есенину теплые чувства. Никогда она не позволяла себе сказать что-то плохое или неуважительное в адрес поэта.

Роковая поездка

В 1927 году Дункан Айседора находилась в Ницце. Она очень любила быструю езду на автомобиле и часто отправлялась на прогулки в открытом авто. И этим солнечным осенним днем она решила прокатиться, как обычно. Повязав на шею красивый шарф и эффектно откинув его за спину, она села в автомобиль, попрощалась с друзьями и скомандовала шоферу трогать. Они не успели далеко отъехать. Конец шарфа попал в спицы колеса, запутался в них и сломал женщине шею. Так ее настигла неумолимая смерть. Айседора Дункан жила стремительно и завершила жизнь оглушительным аккордом, в последний раз громко заявив о себе.

Square

Айседора Дункан — известная американская танцовщица, основоположник свободного древнегреческого танца, а также жена поэта Сергея Есенина (1922-1924г). Айседора, как многие женщины, заслужила славу не известным романом, а своим трудом и любовью к музыке и пластике. Благодаря чему была признана величайшей танцовщицей в мире! Однажды Станиславский спросил у Айседоры Дункан: «Кто вас научил танцевать!», она гордо ответила: «Терпсихора».

Интересные факты из биографии Айседоры Дункан

В 13 лет будущая танцовщица бросила школу, объявив, что считает это бесполезным занятием, она добьется большего и без нее!

Как отмечали современники, Айседора танцевала так легко и чувственно, что невозможно было встать с кресла после окончания выступления. Она потрясала своими движениями всех! Айседора танцевала босиком, в короткой древнегреческой тунике, которая открывала колени. Такая длина в те времена была немыслима даже для Америки. При этом ее танцы никто не называл вульгарными, движения были «легкими, свободными, изящными».

Несмотря на невероятную известность, Айседора не была богатой, все свои деньги она вкладывала в развитие танцевальных школ, зачастую у нее даже не хватало средств, тогда ей помогали друзья.

Трагедия в жизни танцовщицы

Айседора Дункан будто предчувствовала приближающуюся к ней и ее близким смерть. В 1913 году женщину постоянно мучили видения, ей снились маленькие гробики, слышались похоронные марши, длилось это несколько месяцев. А потом погибли ее дети.

Она не могла предотвратить трагедию. После мучивших ее видений, Айседора стала беспокоиться за детей. Вместе с мужем Зигером и детьми танцовщица перебралась в уютное местечко Версаль. Однажды по неотложным делам пришлось ехать в Париже, обратно Дункан была вынуждена отправить детей в Версаль вместе с шофером. По дороге автомобиль заглох, водитель вышел узнать причину поломки, в этот момент машина скатилась в Сену, малышей спасти не удалось.


Айседора Дункан и ее родные дети

Женщина впала в сильнейшую депрессию, но выступила в защиту шофера, так как знала, что у него тоже есть дети. Айседора совершенно не плакала и не говорила с близкими о трагедии, но однажды, прогуливаясь вдоль реки, она увидела державшихся за руки своих детей. Айседора вскрикнула и упала в безумных рыданиях на землю, к ней подошел молодой человек. Женщина прошептала, смотря ему в глаза: «Спасите меня… Подарите мне ребенка». Но их ребенок умер после нескольких дней жизни. Больше у Айседоры не было родных детей.

Интересный факт из жизни танцовщицы: Дункан занималась благотворительностью, открывала множество детских танцевальных школ по всему миру. Танцовщица за свою недолгую жизнь удочерила шесть девочек, а воспитала как родная мать больше сорока детей.

Трепетная любовь

Айседора отмечала, что влюбилась в , потому что он был похож на ее светленького, голубоглазого сына.


Но их отношения продлились недолго. Они вместе много путешествовали по Европе и США, но поэта воспринимали лишь как юного мужа великой танцовщицы. Разница в возрасте составляла 18 лет. Есенин отмечал, что первый год он очень любил Айседору, восхищался ею, но потом ее излишняя материнская забота погубила все чувства. Есенин стал груб, мог поднять руку, писал стихи о том, как ему ненавистна эта женщина. К тому же языковой барьер и отсутствие общих интересов не могли сделать этот любовный союз вечным, страсть прошла. Только вот Айседора Дункан продолжала любить своего Сережу после всех причиненных ей бед.


На фото Айседора Дункан с Сергеем Есениным


С приемной дочерью Ирмой

Декабрь, 1925 год, Айседора Дункан узнает о смерти Есенина из письма дочери Ирмы, проживающей в Москве. Женщина вспоминает, как в этой же гостинице «Англетер» влюбленная пара за время совместной жизни останавливались несколько раз, тогда они были счастливы. Теперь умирает второй ее любимый, светловолосый, голубоглазый… На следующий день появляется в парижских газетах некролог, написанный Айседорой:

«Известие о трагической смерти Есенина причинило мне глубочайшую боль… Он уничтожил своё юное и прекрасное тело, но дух его вечно будет жить в душе русского народа и в душе всех, кто любит поэтов. Я категорически протестую против легкомысленных и недостоверных высказываний, опубликованных американской прессой в Париже. Между Есениным и мной никогда не было никаких ссор, и мы никогда не были разведены. Я оплакиваю его смерть с болью и отчаянием».

Айседора Дункан написала мемуары о Сергее Есенине, которые принесли большие деньги — больше 300 тысяч франков. Но танцовщица от них отказалась, попросила отдать все средства от продажи этих книг матери и сестрам поэта.

Смерть Айседоры Дункан

Однажды Дункан была на гастролях в Вене, вдруг в ней в номер вошла странная девушка со свечой в руке и громко воскликнула: «Бог приказал мне задушить тебя!». Позже выяснилось, что девушка душевнобольна, но на Айседору этот случай произвел жуткое впечатление. А может это не случай? Знаменитая танцовщица вскоре погибла.

14 сентября 1927 года Айседора со словами «Прощайте, я иду к славе», в некоторых источниках: «я иду к любви», села в автомобиль. До этого ей предложили надеть теплое пальто, потому что на улице прохладно, танцовщица ответила, что ей удобнее в любимом красном, расписном шарфе. Но он был настолько длинный, что когда женщина садилась в машину, не заметила как шарф зацепился за ось колеса. Автомобиль тронулся, шарф затянулся. Так закончилась жизнь великой танцовщицы, новатора, сильной личности и просто чувственной женщины.

О жизни Айседоры Дункан сняты художественные киноленты ««Айседора Дункан, величайшая танцовщица в мире», режиссёр Кен Рассел, «Айседора», режиссёр Карел Рейш.

«Если моё искусство символично, то символ этот - только один: свобода женщины и эмансипация её от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства». А. Дункан




Top