Танцевальная терапия. Танцевально-двигательная терапия

Танцевальная терапия как отдельное направление психотерапии оформилась примерно в 50‑70‑х годах двадцатого столетия (Рудестам, 1998). С одной стороны, она ведет начало из древних ритуалов и традиций, а с другой – является «совместным продуктом» развития современного танца и психотерапии.

Официальное определение Американской ассоциации танцевально‑двигательной терапии (http://www.adta.org/) гласит: «Танцевально‑двигательная терапия – это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека».

Как и все направления телесной терапии, танцевально‑двигательная терапия базируется на понимании того, что тело и психика взаимосвязаны – изменения в телесных и двигательных паттернах вызывают изменения в сфере эмоциональной, мыслительной и поведенческой. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы в интегрированном функционировании. «Между мышечной последовательностью напряжения и расслабления (включенной во все выразительные движения) и психической установкой столь тесные взаимоотношения, что не только психическая установка связана с мышечным состоянием, но также каждая последовательность напряжения и расслабления вызывает специфическую установку» (Schilder, 1950). Основной задачей танцевальной терапии является побуждение к спонтанным выразительным движениям, благодаря осуществлению которых развивается подвижность и укрепляются силы не только на физическом, но и на психическом уровне (Осипо‑ва, 2000). Таким образом, одним из фундаментальных положений танцевальной терапии выступает убеждение, что при изменении манеры и характера движений человека, которые отражают черты его личности, изменяются его чувства как по отношению к себе, так и к собственному телу. Через двигательное взаимодействие терапевт помогает клиентам развить самоосознание, проработать эмоциональные зажимы, исследовать альтернативные модели поведения, сделать восприятие себя и других более точным, вызвать такие поведенческие изменения, которые приведут к более здоровому функционированию. Танец позволяет человеку без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами; он облегчает доступ к глубоко скрытым фантазиям и позволяет придать им форму, таким образом танец символически выражает человеческие возможности и конфликты.

К танцевальной терапии прежде всего обращаются люди, для которых движение является способом переработки информации (их иногда называют кинестетиками). Чтобы полностью что‑нибудь понять, им необходимо ощутить это в теле и найти выражение этому в движении. Для них движение – это способ самовыражения, самопознания и развития (Бирюкова, 1998).

Это могут быть и люди другого склада (скажем, аудиальный и визуальный типы), которые на определенном этапе своей жизни поняли, что для решения проблемы им надо обратиться к своему телу, научиться понимать его язык и вступать с ним в диалог.

Некоторые терапевты этого направления соединяют терапевтический подход с определенным типом танца (например, фламенко или танец живота), но гораздо чаще в танцевально‑двигательной терапии используется стилистика танца модерн или контемпорари, поскольку именно эти направления связаны с личным, авторским, глубоко индивидуальным высказыванием через движения.

Коренное отличие терапии от школы танца лежит в отсутствии предустановленного результата – образа, стиля, словаря движения. Для танцевальной терапии важнее, что человек чувствует, когда движется. То, как это выглядит, имеет скорее диагностическую ценность. Второе отличие – наличие терапевта, т. е. человека, имеющего специальное психотерапевтическое образование в сочетании с опытом в танцах. Третье отличие – соотношение вербальной модальности и танца. Танцевальная терапия всегда связана с установлением и углублением связей в системе «тело – сознание» и поэтому обращается к разным языкам – как к «языку» тела, ощущений, чувств, так и к вербальному и символическому языкам. В принципе соотношение между двумя этими модальностями может быть различным, но «тера‑певтичность» процесса во многом зависит от создания адекватного контекста, возможности осмысления и интеграции опыта.

Представление о танце как феномене, возникающем на пересечении социокультурных, социально‑психологических и личностных координат, позволяет определить танец, учитывая его разнообразные функции, как (Шкурко, 2003):

1. Форму невербального катарсиса. С этой точки зрения танец выполняет следующие психофизиологические, психологические и психотерапевтические функции:

Функцию катарсического высвобождения сдерживаемых, подавляемых чувств и эмоций, в том числе социально нежелательных;

Функцию моторно‑ритмического выражения, разрядки и перераспределения избыточной энергии;

Функцию активизации, энергизации организма;

Функцию уменьшения тревожности, сопротивления, напряжения, агрессии;

Оздоровительную функцию (функцию психофизической профилактики);

Функцию саморегуляции.

2. Вид невербального общения, наделенный всеми функциями общения:

Функцией познания людьми друг друга;

Функцией организации межличностного взаимодействия;

Функцией формирования и развития отношений.

3. Выполнение танцем функций общения возможно благодаря тому, что он является совокупностью невербальных сигналов и знаков, имеющих пространственно‑временную структуру и несущих информацию о психологических особенностях личности и группы. С этой точки зрения танец выполняет следующие социально‑психологические функции:

Функцию выражения чувств, отношений и взаимоотношений личности;

Функцию создания образа партнера и группы;

Функцию понимания и взаимопонимания, поскольку он стимулирует процессы интерпретации в общении;

Функцию установления и регуляции отношений;

Функцию самопознания и познания других;

Функцию диагностики отношений.

4. Социокультурный феномен, в котором находят свое выражение социальные ценности, общественные установки, отражаются социальные мотивы. Именно с этой точки зрения изучение танца приобретает особое значение для изучения истории развития человечества.

5. Вид пространственно‑временного искусства, художественные образы которого создаются средствами эстетически значимых, ритмически систематизированных движений и поз (Королева, 1977).

6. Символ жизни и всемирного движения.

Выделенные функции танца отражают его сложную природу и вместе с этим подчеркивают его социокультурный, социально‑психологический и психологический статусы, определяющие роль танца в жизни человека и возможности его использования в рамках психотерапии.

Танцевально‑двигательная терапия может быть частью различных психотерапевтических подходов и «работать» на разных уровнях сознания. Кроме того, что танец сам по себе является гармоничной физической практикой, танцтерапия может использовать различные модели терапевтической работы:

1) принципы терапии эмоционального катарсиса (поскольку телесное выражение чувств является самым прямым и естественным способом доступа к значимым областям опыта);

2) модель психоаналитической (глубинной) терапии (т. к. танец позволяет осознать довербальный опыт и ранние стадии развития);

3) подходы сценарной и ролевой терапии (поскольку танец является «высшей и самой совершенной формой игры» и наглядным способом символизации (Хейзинга, 1992);

4) взгляды экзистенциальной терапии (когда темами танца и «партнерами» в нем становятся любовь, одиночество, свобода, ответственность и смерть).

Выделяют три области применения танцевальной терапии (Гиршон, 2000):

– лечение больных (клиническая танцтерапия) – в данном случае танцевальная терапия чаще используется как вспомогательная, наряду с лекарственной, особенно для клиентов с нарушениями речи. Проводится в клиниках, может длиться несколько лет. В таком виде она существует с 40‑х годов прошлого века;

– терапия людей с психологическими проблемами (танцевальная психотерапия) – один из видов психотерапии, ориентированный на решение конкретных запросов клиентов, чаще всего использующий психодинамическую модель сознания (психоанализ) или подход аналитической психологии К. Г. Юнга. Может проходить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Также для достижения устойчивого результата тут требуется достаточно большой срок;

– для развития личности и самосовершенствования. Это занятия для людей, которые не страдают от проблем, но хотят чегото большего от своей жизни. В данном случае танец становится средством познания себя, своих особых индивидуальных качеств, позволяет вывести неосознанный материал на свет осознания, дает возможность расширить представление о самом себе, найти новые пути выражения и взаимодействия с другими людьми.

Танцевально‑двигательная терапия может проводиться в групповой и индивидуальной форме. Существует и семейная танцевальная терапия для работы с семейными проблемами; есть детские группы для дошкольников и школьников, развивающие творческие способности, коммуникативные навыки, помогающие подготовиться и адаптироваться в школе. Существуют уникальные программы для детей (детско‑родительские группы), корректирующие дисгармоническое развитие (задержка психического развития, минимальная мозговая дисфункция и т. д.). В группах и индивидуально ведется работа с людьми, страдающими различными психогенно обусловленными функциональными нарушениями и психосоматическими заболеваниями. Танцевальная терапия используется как способ подготовки супружеских пар к родам и к роли родителей, а также для послеродовой поддержки – специальные группы для малышей от 0 до 3 лет и их мам. Ведется также работа с людьми, страдающими посттравматическими расстройствами, с детьми‑инвалидами, беженцами.

Танцевально-двигательная терапия — что это? Где этому учат? Что требуется для того, чтобы получить образование, стать ТД-терапевтом?

Танцевально-двигательная терапия — это метод психологической коррекции, творческого развития, личностного роста и оздоровления детей и взрослых. Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) является областью психотерапии. Она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Её питают такие области знания, как анатомия, психофизиология, кинезиология, нейропсихология, неврологические исследования, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия, метод анализ движений Рудольфа Лабана. ТДТ вбирает в себя различные теории, которые относятся к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении. ТДТ развивает свою теорию, основанную на представлении о психосоматическом единстве — единстве тела и психики, и имеет свой метод работы, основанный на коммуникации через движение и танец.

Для танцевально-двигательной терапии нет ограничений по возрасту или по диагнозу. В России ТДТ изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых. Существует групповая и индивидуальная работа с детьми и взрослыми, с помощью которой можно решить свои личностные проблемы, связанные с отношениями с другими людьми, тревогами и страхами, кризисными жизненными ситуациями, потерей жизненного смысла, непониманием себя. Также существует семейная и супружеская танцевально-двигательная терапия, где можно решить семейные проблемы. ТДТ используется как способ подготовки супружеских пар к родительствованию перед родами, а также для послеродовой поддержки — специальные группы для малышей от 0 до 3 лет и их мам. Есть детские группы для дошкольников и школьников, развивающие творческие способности, коммуникативные навыки ребёнка, помогающие подготовиться и адаптироваться в школе. Существуют уникальные программы для детей, корректирующие дисгармоническое развитие ребёнка (такие, как задержка психического развития, аутизм, минимальная мозговая дисфункция и т.д.). Ведётся работа с детско-родительскими отношениями. В группах и индивидуально ведётся работа с людьми, страдающими различными расстройствами питания (анорексия, булимия, навязчивое переедание); с психогенно обусловленными симптомами и другими соматическими нарушениями. Ведётся групповая работа с психиатрическими пациентами.

Танцевально-двигательная терапия на сегодня для России — это инновационное направление в работе с различными категориями лиц по оздоровлению, развитию и коррекции психологического и физиологического состояния. Спектр применения ТДТ очень широк. Нет ограничений в применении ни по возрасту, ни по типу расстройств и нарушений. Одним из самых важных моментов, которые использует танце-терапевт это то, что тело не лжёт, это единственная проявленная в движении составляющая человека, которая обладает таким свойством.

В чём инновационность подхода? Это прежде всего:

  • Совокупность использования знаний, навыков и умений, относящийся к различных направлениям (психология, терапия, физиология, искусство, творчество).
  • На сегодня уже не секрет для просвещённых, что только целостный подход в терапии любой сложности и любого вида расстройств, как тела, так и души, даёт реальный результат.
  • Если быть ещё более точными, то практически все болезни являются психосоматическими, т.е. прежде чем проявиться на телесном уровне, она появляется как мыслеобраз, на уровне психики. И с этой точки зрения всё, что используется в традиционной медицине, в подавляющем большинстве своём, безнадёжно устарело.
  • Доселе в нашем обществе существовал значительный пробел в развитии творческого мышления и подхода (большое внимание уделялось мыслительным процессам, когнитивным методам в ущерб развитию творческого, креативного мышления), т.е. развивалось только одно преимущественно полушарие. Для целостного и гармоничного человека свойственно развитость обоих полушарий.
  • Самое не изученное на сегодня, как ни странно это звучит, это человек, в особенности его тело, связь тела и психики.

Издревле Танец сопровождал все ритуалы (рождение, свадьба, смерть и т.д.), все праздники и торжества, события повседневной жизни (охота, рыбалка, и пр.), военные походы. В танце человек передавал своё отношение с непознанным, с природой, свою связь со Вселенной, с богами и духами. Танец служил средством духовной и целительской практики и выражал Сокровенное в человеке.

И ТДТ после многих и многих веков отношения к танцу, как к форме элитного искусства, возвращает танцу его первозданный смысл: не важно, как ты двигаешься, важно, что ты ощущаешь, чувствуешь и думаешь, важно, что ты выражаешь своим танцем.

ТДТ показана:

  • Для всех, кто испытывает эмоциональные трудности, конфликты, находится в стрессе.
  • Для тех, кто хочет развить навыки общения, самоисследования и самопонимания.
  • Для тех, для кого некоторые чувства или переживания оказываются настолько слишком сильными или поглощающими настолько, что трудно подобрать слова, чтобы сказать о них, или для тех, кто избегает собственных чувств и не может подобрать точных слов, чтобы выразить свои чувства, желания, потребности.
  • Для тех, чьи проблемы связаны с телесностью: с образом тела, трудностями в движении, с ощущением напряжения и мышечными зажимами в разных частях тела, или тревогой по поводу близости, физического контакта и доверия.
  • Для людей, переживающих стресс или кризис в своей жизни, разного рода потери (смерть близких, развод и т.д.) или кардинальные изменения своей жизни.
  • Для людей, которые обеспокоены тем, что их проблемы не решаются слишком долго, что в жизни будто ходят по кругу, или испытывают общее состояние, что в жизни "всё идёт не так".

Результатами решения задач ТДТ является то, что человек:

  • Начинает осознавать взаимосвязь своего тела и чувств, своих телесных блоков и эмоционального состояния;
  • Осознаёт, как можно ослабить напряжение, что для этого нужно сделать;
  • Научается это напряжение снижать и этим уберегать себя от телесных болей и заболеваний;
  • Находит приемлемые и желательные варианты поведения;
  • Улучшает способности гибкого поведения;
  • Обучается искусству управления своими чувствами и мыслями;
  • Развивает способности к доверительным гармоничным отношениям, находит способы получения творческих сил и доступ к внутренним ресурсам и многое другое.

У читателя может возникнуть вопрос: "А зачем мне всё это нужно?" Ответ: как известно, человек стремится жить более комфортно и телесно и духовно. А для этого важно знать, чего же я хочу как минимум и как этого достичь. И вот тут-то у него обычно возникает трудность. Многие не могут найти ответа на эти вопросы, не могут удовлетворить свои потребности, потому что не осознают причин того, что с ними происходит. А причины могут быть различными. С точки зрения ТДТ, причина может лежать, например, в самых ранних этапах развития, неудовлетворённых потребностях тела, в пробелах двигательного развития, в сдержанных эмоциях или просто в отсутствии понимания потребностей тела, и т.д. И всё это можно восполнить при помощи ТДТ, причём часто самым коротким способом.

Об обучении по Танцевально-Двигательной Терапии

Обучающая программа профессиональной переподготовки по Танцевально-Двигательной Терапии существует с 1995 года. Это самая первая и пока единственная в России программа по ТДТ, которая полностью выполняет квалификационный стандарт Европейской Ассоциации Танцевально-Двигательной Терапии . Эта программа осуществляется "Институтом Практической Психологии и Психоанализа" (НОЧУ ВПО "ИППиП") — высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов в области психологии, клинической психологии, психотерапии и психоанализа.

Цель программы: всесторонняя профессиональная подготовка танцевально-двигательных терапевтов в соответствии с европейским образовательным стандартом по танцевально-двигательной терапии, готовых практиковать ТДТ в клинических, образовательных и творческих учреждениях согласно Этическому Кодексу и Кодексу практики Танцевально-двигательных терапевтов, принятых Ассоциацией Танцевально-Двигательной Терапии (Россия) и Европейской Ассоциации Танцевально-Двигательной Терапии.

К преподаванию привлекаются ведущие специалисты России, Европы и США.

По окончании программы выдаётся диплом о профессиональной переподготовке по программе "Танцевально-двигательная психотерапия" с правом на ведение профессиональной деятельности в области психологического консультирования.

Программа включает в себя:

  • Семинары по теории и практике танцевально-двигательной терапии;
  • Семинары по психологическому консультированию;
  • Прохождение танцетерапевтической клинической практики;
  • Супервизии и личную психотерапию.

Требования к поступающим:

  • Возраст не моложе 23 лет;
  • Высшее психологическое образование; или медицинское/педагогическое с переподготовкой по психологии и/или психотерапии;
  • Опыт практической работы в сфере психологической помощи не менее 2-х лет;
  • Танцевально-двигательный опыт, т.е. занимаетесь чем-либо, относящимся к движению или танцу.

Процедура приёма:

  1. Заполнить анкету и написать эссе.
  2. Пройти Вводный курс по танцевально-двигательной терапии. Программа курса включает: групповую танце-двигательную терапию "Основные жизненные темы" с последующим процесс-анализом (50 ак. часов); и основы креативного танца (10 ак. часов);
  3. Пройти собеседование.

На сегодняшний момент существует региональная программа обучения в Уфе. Центр исцеляющего искусства и творчества в сотрудничестве с ИППиП и Ассоциацией ТДТ проводит обучающие семинары, курсы в рамках требований, описанных выше. Вы можете пройти Вводный курс "Основные жизненные темы", "Креативный танец и развивающее движение" и другие программы по ТДТ и пройти процедуру приёма. Все специалисты приглашаются от ИППиП (Москва). После каждой программы выдаётся соответствующий документ.


О методе

Танцевально-двигательная терапия(ТДТ) является направлением психотерапии, лежащим на границе танцевальной импровизации, интегративной психологии, телесной психотерапии и тренингов личного развития. ТДТ – уникальный метод психотерапии, основным принципом которого является понимание того, что наше тело и психика оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга, а творческий подход дает более полное понимание себя и окружающего мира. ТДТ представляет собой психологическую работу через движение. Работая с танцем, как метафорой, танцевальная терапия дает возможность освободиться от физической и эмоциональной скованности, повышает социальную адаптивность, расширяет границы для самопознания и открывает путь к самосовершенствованию и достижению внутренней гармонии. Основными задачами метода будет развитие целостного и творческого переживания собственного «Я». Ведущая роль и ответственность за процесс отводится самому клиенту, терапевт лишь создает условия и дает поддержку.

программа

по танцевально-двигательной терапии

«Если Ты не будешь танцевать

свой собственный Танец,

то Кто его тогда станцует?» Габриэла Рот

Танцевально-двигательная терапия является направлением психотерапии, лежащим на границе арттерапии, танцевальной импровизации, интегративной психологии, телесной психотерапии и тренингов личностного развития. ТДТ - довольно молодой, но уже зарекомендовавший себя в психотерапии метод. Этот метод уникальный в своем роде. С одной стороны, в отношениях психотерапевта и клиента появляется третья составляющая – движение, танец как средство выражения себя, невербальная форма взаимодействия с собой, пространством, с другими, миром. Здесь нет установленных форм, нет правильных и не правильных движений, здесь каждый учится слышать себя, свои телесные импульсы и рассказывать свою историю. С другой, естественная радость движения, которая уже является ресурсной, позволяет очень мягко приблизиться к глубинным переживаниям клиента, пройти сквозь них и высвободить силы для изменения себя и своей жизни. Ведущая роль и ответственность отводится самому клиенту, терапевт лишь создает безопасное пространство и дает поддержку. Данный метод возможно использовать с любой категорией клиентов, он практически не имеет противопоказаний.

Цель программы

  • Познакомить участников обучающей программы с основными понятиями ТДТ;
  • Обучить участников основным принципам работы с клиентом и группой методом ТДТ;
  • Обучить участников основным приемам работы с телом и движением в ТДТ;
  • Сформировать профессиональное видение психотерапевтического процесса;
  • Практически отработать полученные навыки в группе, тройках, парах и индивидуально.

Программа предназначена для психологов, студентов психологических ВУЗов, психотерапевтов, танцоров, преподавателей различных танцевальных направлений, людей, интересующихся данным методом и желающих получить специализацию по данному направлению.

Программа рассчитана на 226 часов. По окончанию курса вы получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца, при наличии психологического или медицинского образования, в остальных случаях выдается сертификат о прохождении обучения.

Так же можно посещать и отдельные семинары


  • Музыка и ритм в ТДТ

РАСПИСАНИЕ 2018-2019

2018

2018

2018

2018

Дата время

семинар

ведущий

руб.

10.11.18 - 11.11.18

10.00 – 18.15

ТДТ

Травкина

Е.С.

6000

17.11.18 – 18.11.18

10.00 – 18.15

ТДТ

Введение в Лабан анализ

Травкина Е.С.

6000

01.12.18 – 02.12.18

10.00 – 19.15

ТДТ. Работа с базовыми эмоциями

Травкина

Е.С.

6000

22.12.18 – 23.12.18

10.00 – 19.15

ТДТ. Работа с паттернами движения и детскими телесными воспоминаниями

Травкина Е.С.

6000

2019

26.01.19 – 27.01.19

10.00 – 19.15

ТДТ. Использование метода в работе с детьми разного возраста

Травкина Е.С.

6000

02.02–03.02

10.00 – 19.15

Знакомство с телом и движением

Травкина Е.С. 6000
23.02–24.02

10.00 – 19.15

ТДТ
Введение в Лабан анализ

Травкина Е.С. 6000

02.03.19 – 03.03.19

10.00 – 19.15

ТДТ. Движущее воображение. Аутентичное движение

Травкина Е.С.

6000

23.03.19

10.00 – 19.15

ТДТ. Анима и Анимус

Травкина Е.С.

3000

20.04.19 – 21.04.19

10.00 – 19.15

ТДТ. Первостихии

Травкина Е.С.

6000

11.05.19 - 12.05.19

10.00-19.15

ТДТ. Танец с тенью

Травкина Е.С.

6000

01.06.19

10.00 - 19.15

ТДТ. Использование музыки и ритма в работе терапевта

Травкина Е.С.

3000

не является публичной офертой

Форма записи на семинар

Ваше Имя *

Ваш E-mail *

Ваш телефон *

Название семинара *

* Нажимая на кнопку «Отправить», я принимаю
условия пользовательского соглашения и даю
согласие на обработку моих персональных данных

Антиспам *




Отзывы

Валерия

Несмотря на то, что мы изучаем на тренинге совсем простые и базовые вещи, он оказался очень ресурсным для меня. Было много практики и достаточно теории. У меня не осталось ни одного вопроса, на который Екатерина не смогла мне ответить. Несомненно, это все станет прочной основой для дальнейшего обучения

Валерия

Очень полезный семинар и с практической стороны-можно включить полученные данные в работу, и для себя лично. Хотелось бы ещё посещать семинары арт-терапевтического направления(возможно даже однодневные)

Диана
Семинар интересный, тренер ведет отлично, вызывает доверие и вдохновляет. Спасибо!

Денис
Семинар был полезен больше для себя лично (я не психолог). Помог актуализировать свои проблемные стороны и возможные способы их проработки. Семинар будет очень полезен практикующим психотерапевтам, много интересных упражнений, по которым Екатерина очень умело ведет и сопровождает. Очень понравился её артистизм и отдача в работе.

от Татьяны

Тема:

Отзыв:
Все было хорошо. Катерине отдельное спасибо, мягкая, плавная, слышащая.Замечания- более организовать теор часть, таблицы, работа с доской, хочется информацию более последовательно, чтоб прям все по полочкам. А подача практического материала на 5+. Спасибо всем! Спасибо, Екатерина!

от Елены
Тема:
Танце-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Многое поняла про свои эмоции, тело. Спасибо огромное Екатерине. Профессионал и человек который очень любит свое дело. Все дни тренинга было радостное состояние потока, гармонии с собой и своим телом.

от Анастасии
Тема:

Отзыв:

Мне не хватило базового семинара, для насыщения. Хочу глубже идти. Проекту желаю развития, он нужен. Понимание темы семинар дает достаточно хорошее, Катя приятная и уютная, с ней пространство комфортно.

от Марианны

Тема:
Танцевально-двигательная психотерапия. Танец стихий
Отзыв:

Очень понравилось! Катерина как всегда, провела достойно, на высоком уровне, и бережно каждому участнику. Музыкальное сопровождение так же впечатляет. Семинар глубокий, интересный. Жду новых открытий)))

от Светланы
Тема:

Отзыв:
Огромное спасибо! Прошла интересный опыт быть в роли психотерапевта.

от Россияны
Тема:
Танце-двигательная психотерапия. Базовый семинар.
Отзыв:
Очень понравилось!!! Новые знакомства, открытия, результаты! Неожиданные повороты событий! Состояние удовлетворенности и благодарности! Благодарю Катю и организаторов!!!.

от Елены
Тема:
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый семинар.
Отзыв:
Спасибо Екатерине за доверительную обстановку внутри группы. За предоставленный практический материал, его подачу спасибо!

от Екатерины
Тема:
Танцевально-двигательная терапия. Базовый семинар.
Отзыв:
Я очень благодарна за этот семинар организаторам, тренеру Екатерина и группе за новые горизонты и плоскости развития!

от Виктории
Тема:
Танцедвигательная терапия. Базовый семинар.
Отзыв:
Спасибо организаторам данного тренинга и лично Екатерине за профессионализм, чуткое и ответственное отношение.

от Екатерины
Тема:
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Благодарю Екатерину, отличный профессионал своего дела, хороший материал, много открытий!

от Марианны
Тема:
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Спасибо большое! Екатерина, Ваша работа Ψ-терапевта высококлассна! Доверительная атмосфера в группе, созданная Вами и деликатное отношение к каждой из участниц, дает возможность раскрыться и идти в зоны спрятанные и глубоко скрытые. Спасибо! Обязательно приду еще.

от Юлии
Тема:
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Мягкое комфортное ведение тренинга. Каждый берет столько, сколько может взять в данный момент. Вводные 4 дня действительно вводят в пространство ТДТ в котором хочется находиться и развиваться в нем дальше.

от Елены
Тема:
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Все логично и понятно. Основной упор делается на практику, что не может не радовать.

от Екатерины
Тема:
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:

На этом семинаре я получила представление о том, что такое ТДТ, какие методы существуют в ТДТ, как можно использовать ТДТ в работе с группой и в индивидуальной работе. Очень понравилась аккуратность, деликатность, тактичность тренера Екатерины во время занятий и что особенно важно, в проработке личного запроса. Огромное спасибо за такое обучение! :)

от Аркадия
Тема:
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курсч
Отзыв:
Контроль над группой абсолютный. Чёткое определение границ, мгновенные останавливающие реакции, легкость и непринужденность, способность гибко подстраивать программу под работу группы - всё это говорит о том, что Екатерина уверена в себе. Это помогает выстраиванию доверительных отношений и раскрепощению участников. Ну а её движения сами говорят за себя. Этим она увлекает, поджигает и учит.
Процесс обучения оптимально сбалансирован. Всего именно столько, сколько нужно. 20 часов за дня буквально пролетели. Не было ни информационного перегруза, ни физического измождения.
Да, программа семинара полностью соответствует заявленным целям.
Если Вы слышите и чувствуете музыку, рано или поздно придете к танцу. О том, как это сделать узнаете на семинаре. Для тех же, кто уже танцует - это возможность перейти на новый уровень. У движения тела есть свой язык. Он должен быть гармоничен. Напряжения и глубинные переживания проявятся в движении. Это не зависит от уровня подготовки. Технология интересная и понятная, даже пришедшим с нулевой базой вполне доступно.

от Алии
Тема:
Танцедвигательная психотерапия. Базовый курс
Отзыв:
Все очень понравилось!

от Марии
Тема:
Танцедвигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Профессионализм, внимательность и тактичность тренера завораживает, помогает в раскрытии и преодолении душевных проблем. Спасибо Катя!

от Евгении
Тема:
Танце-двигательная психотерапия. Базовый курс
Отзыв:
Весь курс был очень продуманным, было достаточно много и теории и практики. Все занятия были очень мягкие. Тренер умело вела все занятия.

от Людмилы
Тема:
Танцевыльно-двигательная психотерапия. Базовый курс
Отзыв:
Спасибо.
Сложно найти дорогу к себе и не запутаться. Путь через тело- самый верный. Спасибо, что учите с ним общаться, слышать и всегда помнить, что оно у меня есть.

НАТА КАРЛИН

Танец с древних времен люди использовали в качестве инструмента для и отношений. Люди танцевали во время всех значимых событий, в их предвкушении и во славу случившемуся. Это происходило за дверьми роженицы и возле смертного одра. С развитием цивилизации, танцы стали для человека предметом искусства. Им отвели строгое место, ограничили рамками приличий поводы для танцев. Но в природе человека заложена любовь к танцу, и тогда была придумана танцетерапия.

Азы этой науки заложили прославленные психологи. Среди которых такие, как Фрейд, Адлер, Юнг. Эту науку пропагандировали А. Дункан, М. Вигман, Рудольф фон Лабан.

Первым танцетерапевтом в мире принято считать американскую танцовщицу Мэрион Чейс. Она работала в 30-х годах прошлого столетия. Работа ее строилась на строгом обучении правилам разных танцев. Однако женщина заметила, что люди танцуют раскованнее, и отдаются придуманным движениям с большим энтузиазмом. Их тело раскрепощается, а на лицах играет улыбка. Она стала строить свои уроки на совмещении спонтанного танца и традиционных движений.

Чтобы помочь эмоциям выбраться наружу, человек должен танцевать.

В 66 году прошлого столетия была основана первая танцевальная ассоциация Америки. В 90-х годах, популярное к тому времени движение на Западе, попало к нам.

Танцевально-двигательная терапия: теория и практика

Танцевальная терапия положительно влияет на людей, которые не умеют выражать эмоции, и страдают от этого. Занятия с танцетерапевтами строятся как на индивидуальной основе, так и в группах. Для преподавателя курсов обязательно наличие психологического и танцевального образования. Принцип работы в группе прост – присутствующие получают задание, выполняют его и делятся впечатлениями друг с другом.

Польза от танцетерапии тройная:

Нормализуется состояние здоровье, кровоснабжение и физическая форма;
Человек, чувствуя себя в новой ипостаси, обретает большую ;
Учится , используя язык тела.

Занятия помогают:

Групповая танцетерапия

Разница преподавания в групповой танцетерапии состоит в том, что люди, которые приходят в группу, становятся единым целым всего процесса. Они выглядят, как танец в хороводе или импровизация в группе. Особое отношение уделяется синхронности жестов и движений, единству переживаний учеников. Группы разбиваются на пары, где один из партнеров исполняет выбранную роль, а второй старается с помощью телодвижений заставить его отказаться от своей позиции. Многие ученики жалуются на то, что в группах появляются новые лица и исчезают привычные. Но это помогает оставшимся учиться быстро адаптироваться к переменам, и находить взаимопонимание с новыми людьми.

Танцетерапевты стараются научить людей понимать партнера через его движения, искать истинную подоплеку его поступков и действий. Разговоры в группе сменяются танцем, где каждый из тех, кого слушали, выражает свои мысли с помощью танцевальных па. Если участники группы склонны сегодня к беседе, занятия проводятся в форме монолога, сменяющегося дискуссией. Если им сегодня хочется танцевать больше, чем разговаривать, преподаватель следует желаниям группы.

Танцевальная терапия – упражнения

Есть несколько упражнений, которые используют все данс-терапевты в своих уроках. Если у вас нет возможности посещать танцевальные группы, воспользуйтесь их наработками в самостоятельных занятиях. Итак, упражнения для танцевальной терапии:

Танец отдельных частей тела.

Включите музыку, и танцуйте. Сначала одной рукой, затем другой, после этого каждой ногой по отдельности и так далее. Обязательно «потанцуйте» лицом – губами, глазами, мышцами лба. По ходу танца запоминайте, какие чувства в какой момент вы испытывали. Запишите их в блокнот.

Движемся, как умеем.

Теперь , которая вам больше нравится, и потанцуйте под нее так, как вы считаете нужным. Поменяйте мотив на противоположный, и двигайтесь под него. Запишите, как поменялось ваше настроение в зависимости от смена танца и музыки.

Стиль музыки.

Выберите музыкальные произведения в разных стилях. Старайтесь исключать те, которые вам не по душе. Включайте подряд и танцуйте, выбирая движения спонтанно. Зафиксируйте свое отношение к каждому стилю, и запишите ваши ощущения.

Перед зеркалом.

Глядя на себя в зеркало, потанцуйте. Какие чувства вызывает в вас тот человек, который танцует по ту сторону отражающей поверхности?

Переодевайтесь.

Попробуйте устроить для себя костюмированное представление. В соответствии с каждым музыкальным стилем, переодевайтесь и танцуйте.

Вы тигр или кролик?

Представьте, что вы животное, и подвигайтесь, как тот персонаж, которого вы изображаете. А теперь объясните, почему вы выбрали тигра, кролика или котенка.

Попробуйте двигаться под музыку так, как вы представляете себе какую-либо работу. Например, стирку или глажку белья. Возьмите за шаблон ваши постоянные дела – чистку зубов, еду, бритье и т.д. Меняйте движения, экспериментируйте.

Профессиональный танец.

Включите клипы или телепередачи, в которых много музыки и танцуют профессионалы. Копируйте их движения и па. Какие ощущения вы при этом испытываете?

Поставьте перед собой репродукцию картины. Попробуйте выразить в танце ее настроение.

Танцуем, как другие.

Вспомните, как танцуют ваши знакомые. Воспроизведите их движения. Какие ощущения у вас при этом возникли?

Положение сидя.

Сядьте на пол и подвигайтесь под музыку в положении сидя.

Положение лежа.

Теперь растянитесь на кровати или на полу и под музыку продолжайте танцевать.

Воображение.

Включите музыку, закройте глаза, и попробуйте вообразить, как бы вы хотели двигаться под нее.

«Партнер».

В качестве партнера возьмите игрушку, стул или зонтик. Все, что вам придет в голову и не помешает передвигаться, подойдет в качестве «партнера» для танца.

И так до тех пор, пока сможете удерживать в руках, подмышках и между ног предметы.

Кому нужна танцетерапия?

К танцетерапевтам обращаются люди, которые ощущают дисгармонию между телом и духом. Это ощущение возникает с ранних лет, когда ребенок не чувствует любви родителей и окружающих людей, когда его преследует чувство вины за поступки, когда ему самостоятельно приходится учиться выживать в окружающем мире. В том числе, если в подростковом возрасте человек испытывал чувство неудовлетворения своим телом. Это ощущение не исчезает и с годами. Человек ищет и находит в танцетерапии осознание себя, тела и личности.

Весь процесс строится на борьбе противоположностей или достижений того, что считалось недостижимым. Кроме того, человек, открывая в себе новые возможности, учится мыслить креативно. Он рассматривает себя с разных точек зрения, начинает реально смотреть на вещи, и правильно оценивать поступки и проступки.

Танцетерапевты дают возможность ученикам проникнуться ритмом музыки и выразить внутренние переживания с помощью телодвижений. Они вызывают из потаенных уголков души каждого человека те переживания и проблемы, которые так и не нашли решений. Они помогают найти ответы на вопросы, которые человек тщетно ищет годами.

14 марта 2014

Для человека творчество – одна из возможностей проникнуть в свой внутренний мир и узнать себя. Оно обращается к самым светлым и искренним аспектам нашей души. Когда мы пишем, рисуем, танцуем или выражаем себя в других видах искусства, это позволяет нам расслабиться, раскрыться и хотя бы ненадолго оказаться в гармонии с собой. Творчество — эффективный метод по исцелению психики, который сегодня нашел широкое применение в практической психологии под названием арт-терапия .

Арт-терапия обладает уникальным свойством выносить на поверхность все скрытое, потаенное, неосознанное.

Арт-терапия позволяет людям увидеть в их творчестве отражение своей истинной природы и понять, кто они есть в действительности. Она способствует «прорыву» страхов, комплексов, зажимов, извлекая их из подсознания в сознание. Основной принцип арт-терапии гласит, что творчество целительно уже само по себе. Мы исцеляемся уже по факту творения, по факту того, что мы что-то создаем и делаем. И нам совсем не обязательно понимать все принципы и механизмы работы конкретного метода.

«Правополушарные» творческие виды деятельности – это своеобразный ключ к подлинным переживаниям и к глубинным бессознательным процессам.

Арт-терапия не имеет противопоказаний. Как метод психологической помощи, арт-терапия существует очень давно. Среди множества ее видов выделяется танцевальная терапия.

Танцевальная терапия – это психотерапевтический метод, основывающийся на творческом самовыражении и направленный на исцеление психики, самопознание и самоактуализацию. Самоактуализа́ция (от лат. actualis - действительный, настоящий; самовыражение) - стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Танец — один из самых древних способов, используемых людьми для выражения своих чувств и эмоций. Движения танца это своеобразное средство коммуникации. Танец представляет собой живой язык, носителем которого является человек. Мысли и чувства передаются посредством образов. При этом музыка не является обязательным компонентом. Истоки танцевальной терапии можно найти в древнейших цивилизациях. Танец использовался для общения еще тогда, когда не существовало языков.

Как же это работает с точки зрения науки?

Вильгельм Райх, родоначальник телесно-ориентированной терапии. Он говорил, что если эмоциям (гневу, обида, радость, страх и т.д.) долго не давать выхода, они накапливаются, образуя своеобразный мышечный «панцирь». Любое переживание человека, как положительное, так и негативное, выражается в напряжении какой-либо группы мышц. Существует биоэнергетическая теория прочной связи эмоциональных переживаний и напряжений мышц. Танцевальная терапия помогает снять это напряжение.


На фото: Мария Шулыгина

Основная суть танце-терапии заключается в том, что все психические травмы человека мешают ему свободно выражать свои эмоции. На поддержание этого мышечного зажима тратится энергия. После отреагирования вовне она начинает свободно циркулировать по всем частям тела.

Современная танцевальная терапия направлена на снижение мышечного напряжения. Она способствует увеличению подвижности человека.

Максимально эффективна групповая танцевальная терапия. Эта методика позволяет членам группы лучше осознавать собственное тело и возможности его использования. Такое осознание приводит к улучшению физического и эмоционального состояния участников.

Танце-терапевты объединяют область танца и психологии. Они обладают необычным взглядом на человеческое развитие, которое основано на развитии тела целиком, а не только интеллекта или двигательных способностей физического тела.

Чем танце-терпия отличается от уроков танца?

В танцевальной терапии мы интересуемся тем, как движение ощущается, чувствуется, а не тем, как оно выглядит. Её нельзя рассматривать как танцевальное направление. Это отрасль психологии. Здесь отсутствуют стандартные танцевальные формы, благодаря чему она доступна для каждого. При этом могут использоваться самые разнообразные виды танца. Этот метод не требует специальной подготовки, навыков и талантов. Иногда они даже могут помешать, так как задают стандарты. Поэтому, если человек ранее занимался или занимается танцами, ему предлагают на время «забыть» все, что он знает, абстрагироваться от своих умений. Здесь важна спонтанность, позволяющая выразить себя, понять свои чувства, научиться доверять и действовать с полной свободой. Во время танцевальной терапии очень важно перестать оценивать, критиковать себя и свои способности.

В этом случае танец не самоцель, а лишь средство, позволяющее заглянуть в свой внутренний мир. Занятия направлены не на результат, а на процесс, в то время как в ходе специального обучения танцам все усилия направлены на овладение техникой. Цель танцевальной терапии в том, чтобы помочь людям научиться выражать свои эмоции. А движения имеют лишь вспомогательное значение и используются для понимания переживаний, результатом которых они стали.


Например, человек, который всегда спешит, может бессознательно бояться замедлиться, чтобы не испытать беспокоящую его эмоцию. Человек, который бессознательно ограничивает свои движения в пространстве, может иметь в жизни ряд сдерживающих самоограничений, не осознанных, но доставляющих дискомфорт. Внутренняя зажатость всегда выражается в скованности движений.

В танце-терапии постоянно экспериментируют, здесь не существует правильного и неправильного, красивого или некрасивого. Ценность имеет все, что бы ни происходило. Каждый участник группы проявляет себя так, как может и хочет. Чем скорее у него получится расслабиться, раскрыться, перестать переживать о мнениях других, тем скорее он ощутит, что создаваемое им действительно уникально, прекрасно и ценно.

Тело как инструмент

В современном мире мы относимся к телу, как к вещи, не испытывая к нему ни благодарности ни уважения. Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы и вид, сдерживать его, и думаем, что оно останется безответным. В спорте высоких достиженийpole dance в том числе) отношение к телу потребительское. Мы постоянно мучаем его, терпим боль, фанатично издеваемся над собой ради получения результата. А что оно получает от нас взамен? Мы даже гордимся этим, возводя себя в ранг бойцов-великомучеников от спорта: «Вот, смотрите, мне очень больно, но я всё равно тренируюсь, мне плохо, но я выступаю! Какой я молодец!» Но мы не понимаем до определенного момента, что в борьбе с собственным телом победителей нет! Объявляя телу войну, мы объявляем войну себе . Своему терпеливому «домику», своему «кораблю», который у нас один на всё путешествие под названием жизнь. Мы всё время требуем, говорим ему: «Дай!» И очень редко говорим: «Возьми». Всё это может стать темой для отдельного разговора.

Танцевальная терапия воспринимает тело как развивающийся процесс — приглашает к разговору, дает ему возможность высказаться и быть услышанным.

Почему мы выбираем танцевальную терапию?

В большинстве случаев люди приходят на танце-терапию, потому что они не чувствуют своего тела. Потеря контакта с телом происходит, когда человек:

  • ищет одобрения и любви своих родителей (развивая при этом систему “должен - не должен”);
  • пытается избежать или уходит от наказания (развивая базовые зажимы, блоки в теле и его движениях);
  • учится выживать в окружающем его мире (развивая таким образом разные степени деперсонализации - отторжения, непринятия значимых частей своей личности).


Суть процесса танце-терапии состоит в восстановлении чувствования и осознавания. Так же как и другие терапии креативного искусства, танце-терапия уделяет большое внимание креативному процессу, удивлению от встречи с бессознательным напрямую. Танце-терапевты рисуют в пространстве и работают с музыкой внутреннего ритма тела.

Это помогает сделать невидимое видимым, неясное – ясным. Это общий танец, который мы исполняем вместе, и это уникальный танец, который каждый должен исполнить сам. Наши тела отражают наше взаимоотношение с жизнью.

Может ли пилон стать средством танцевальной терапии?

Я знаю случаи, когда танец на пилоне действительно вытаскивал людей из многолетней вялотекущей депрессии и с первого же занятия возвращал им радость жизни. Значит, пилонное искусство можно использовать в непривычном нам ключе – как новое средство танцевальной терапии. С правильным подходом это может стать очень интересным веянием в поул дэнс. Здесь не должны преследоваться цели профессионального спорта, такие как идеальное освоение технических элементов и проработка двигательных качеств. Это направление больше всего подойдет людям, которые не связаны с pole dance и другими танцами. Как уже говорилось выше, профессионалам может серьезно помешать их опыт.

Наше внимание должно акцентироваться на собственном теле. Подразумевается не его форма и параметры, а его ощущения, желания и потребности. С помощью пилона можно приобрести умение слышать и понимать себя. Девушкам pole dance терапия подойдет как средство развития женственности.


В pole dance терапии, как и в других видах арт-терапии, важнее всего сам процесс, руководить которым должен квалифицированный танце-терапевт. Для того чтобы получить такую специальность, необходимо иметь высшее психологическое или медицинское образование, или педагогическое с переподготовкой по психологии/психотерапии, а также танцевально-двигательный опыт. В данном случае нужен опыт в pole dance. Для танцевальной терапии по понятным уже причинам в приоритете знание психологии, а не хореография или спорт.

Пилонное искусство дает ни с чем не сравнимое ощущение полета, высоты, широты движений, а еще помогает приобрести плавность и мягкость. Также пилон допускается рассматривать как точку опоры. С помощью pole dance можно открывать не только безграничные возможности своего тела, но и дарить исцеление своей душе, избавляясь от повседневного городского стресса, комплексов и зажимов.

Учитесь слышать и уважать свое тело. Плодотворных вам тренировок 🙂




Top