Горе от ума черты классицизма кратко. Черты классицизма и реализма в комедии А

В своем произведении Грибоедов придерживался принципов классицизма, в том числе принципа «трех единств». Это правило подразумевает единство места, времени и действия. В пьесе единство места подтверждается тем, что все происходит в доме Фамусова, который выступает как символ Москвы. Принцип единства времени также соблюден автором. Все происходит в течение суток, начинаясь утром одного дня и кончаясь утром другого. В пьесе описан всего лишь один день, когда Чацкий вернулся в дом к своей возлюбленной.

Только единство действия не соблюдается, так как в пьесе существует не один, а целых два конфликта. Любовный конфликт в итоге приходит к финалу, а вот социальный конфликт не находит разрешения. Грибоедов вводит в классицистическую форму и свои новаторские идеи. Например, вместо классического набора персонажей, автор использует свой, как будто перепутав все амплуа.

Также писатель нарушает принцип однозначности характеров. Кроме того, Грибоедов вводит русскую форму имен, без какой-либо иронии. Все персонажи получили реальные, а не вымышленные имена. Благодаря использованию говорящих фамилий, сразу становится ясно, что собой представляет герой. Таким образом, Грибоедов с одной стороны придерживается принципов классицизма, а с другой стороны вводит свои новаторские идеи.

Черты классицизма, реализма и романтизма в комедии А. С. Грибоедова *Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова еГоре от ума» была написана в 1820-1824 годах, именно в то время, когда на сцене господствовал классицизм, но в литературе уже появился реализм и активно раз­вивался романтизм. Поэтому в комедии присут­ ствуют как черты классицизма, так и черты ро­ мантизма, а, кроме того, *Горе от ума» по праву считают первым реалистическим произведением.

В своей комедии Грибоедов руководствуется эстетическими принципами классицизма, твор­ чески изменяя их. Так, в основном соблюдается принцип трех единств. Действие происходит только в доме Фамусова и укладывается в сутки: события начинают развиваться рано утром и за­ канчиваются поздно вечером, когда гости разъез­ жаются после бала. Однако единство действия нарушается: помимо сюжетной линии Софья - Молчалин - Чацкий, в комедии присутствует общественный конфликт, который не укладыва­ ется в рамки любовного сюжета. Количество дей­ ствующих лиц также не соответствует класси­ цистическому канону: в «Горе от ума» их более двадцати. Кроме того, для типизации введены внесценические персонажи, что недопустимо в классицистическом произведении, так как нару­шается единство действия.

Грибоедов сохраняет традиционную «систему амплуа». Сюжет основан на развитии «любовно­ го треугольника». В комедии есть героиня, два любовника (герой-любовник и второй любовник), а также горничная, устраивающая их свидания, и отец, не догадывающийся об увлечении собст­ венной дочери. Однако есть и отступления от традиции. Чацкий не совсем герой-любовник, так как терпит крах в любви, а также выполняет функцию резонера. Следует отметить, что и Мол- чалин не подходит под амплуа второго любовни­ ка, ведь он удачлив в любви, но и амплуа первого он тоже не соответствует, так как не является идеальным героем и изображен с негативной ав­ торской оценкой. Выходят за рамки традицион­ных характеров и второстепенные персонажи в этой любовной интриге. Лиза не только субретка, но и своеобразный второй резонер. Она дает мет­ кие характеристики действующим лицам: в экс­ позиции комедии говорит про Фамусова, что, как все московские отцы, хотел бы «зятя он с звездами да с чинами», и с деньгами, «чтоб мог давать он балы*. Также Лиза метко подмечает, что Чацкий «чувствителен, и весел, и остер*. Та­ ким образом, характеры не укладываются в рам­ ки традиционных амплуа, они шире.

В «Горе от ума» также сохраняется принцип «говорящих фамилий » , среди которых можно выделить несколько типов, К первому относятся собственно говорящие фамилии, которые указы­ вают на одну важную черту героя. Например, фа­милия Фамусов, возможно, происходит от латин­ского слова «Гата» - молва. Следовательно, об­ ладатель этого имени - человек, преклоняю­ щийся перед общественным мнением, бо-ящийся сплетен. Но это не единственное качество, на ко­ торое указывает эта фамилия. Ю. Тынянов пред­ положил, что «Фамусов» имеет отношение к анг­ лийскому *^апкшзэ - известный. И действи­ тельно, Павел Афанасьевич достаточно извест­ ный в Москве человек: все наперебой зовут его в гости, на погребенье, на крестины. Фамилия Ту-гоуховский указывает на физический порок пер­сонажа: князь, действительно, был тугим на ухо, Фамилия Репетилов происходит от французского слова «гере^ега - повторять. И на самом деле этот герой не имеет собственных мыслей, а по­ вторяет то, что говорят другие, часто искажая первоначальный смысл услышанного, Молча- лин же не просто молчаливый, но как человек, зависящий от других, не считает возможным свободно выражать свое мнение.

Второй тип - фамилии оценивающие, К ним можно отнести фамилии Скалозуб, Хрюмина, Хлестова, в которых явно выражено негативное отношение автора к их носителям.

Имя Чацкого ассоциируется с именем Чаада­ ева, философа и общественного деятеля. Другой возможный смысл его фамилии- то, что он в чаду.

Однако ни одна фамилия не раскрывает полно­ стью характера героя, так как характер часто не­ однозначен и не исчерпывается одной чертой.

Композиция комедии в основном соответству­ ет классицистическим канонам. В комедии четы­ре действия: в первом- экспозиция и завязка, во втором - развитие сюжетной линии, в тре­ тьем - кульминация, а в четвертом - развязка. Действие комедии начинают второстепенные персонажи: Лиза и Фамусов, которые вводят зрителя в курс дела.

Также в комедии присутствуют и черты ре­ ализма. По словам Гончарова, Грибоедов умело с помощью группы из двадцати лиц отобразил, как случ света в капле воды, всю прежнюю Москву, ее дух, исторический момент и нравы», что указывает на типичность характеров и обсто­ ятельств, показанных в произведении. Кроме то­го, писатель точен в подборе деталей.

Можно еще отметить, что герои этого произве­ дения не только типы, но и индивидуальности. Фамусов, например, не только служащий в ка зенном месте, но и человек, обладающий своими взглядами и убеждениями, а кроме того - любя­ щий отец и легкомысленный барин, заигрываю­ щий с горничной своей дочери. А Софья способна как на глубокие чувства, так и на подлость. Она беззаветно любит Молчалина и в то же время пускает сплетню о сумасшествии Чацкого.

Таким образом, в произведении, помимо геро­ ев, изображенных с преимущественно отрица­ тельной или положительной оценкой, есть герои, пафос изображения которых неоднозначен, В от­личие от классицистических пьес в комедии Гри­боедова порок не наказан, а добродетель не тор­ жествует. Молчалин скрывается в своей комна­ те до того, как Фамусов появляется на сцене, Чацкий же вынужден бежать из Москвы, «ис­ кать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».

Можно отметить, что характер конфликта в произведении отчасти романтический, так как одинокая сильная личность противостоит целому обществу, Гончаров писал, что в «Горе от ума* присутствуют два лагеря; с одной стороны, ла­ герь Фамусовых и всей партии «отцов и стар­ ших*, с другой - один пылкий и отважный бо­ ец, «враг исканий». Чацкий единственный из сценических персонажей противостоит всему об­ ществу* Также Гончаров называет роль Чацкого «страдательной*, так как герой «сломлен коли­ чеством старой силы* и вынужден бежать из Москвы, В пьесе присутствуют мотив одиночест­ ва и мотив путешествия, характерные для роман­ тизма. Чацкий пускается в дорогу, спасаясь от прошлого, в надежде избавиться от «мильона терзаний *.

Таким образом, можно сказать, что в пьесе присутствуют элементы трех направлений - классицизма, романтизма и реализма. Слож­ ность творческого метода, которым была написа на комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума*», объ­ ясняется эпохой, когда в литературе одновремен­ но существовало несколько направлений.

Написанная в начале XIX столетия, а именно в 1821 году, комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” впитала в себя все особенности литературного процесса того времени. Интересно проанализировать формальные и содержательные особенности комедии с точки зрения художественного метода. Литература, как и все общественные явления, подвержена конкретно-историческому развитию, поэтому на рубеже веков складывается ситуация параллельного существования трех методов: классицизма, романтизма и критического реализма. Комедия А. С. Грибоедова была своеобразным опытом соединения всех этих методов, отдельные их черты четко вырисовываются и на уровне содержания и на уровне формы.
Из теории литературы известно, что эти два понятия неразрывно связаны между собой, и нередко можно встретить мнение о том, что содержание всегда формально, а форма содержательна. Поэтому при рассмотрении содержания комедии А. С. Грибоедова мы будем обращаться к теме, проблеме и идейно-эмоциональной оценке, а в вопросах формы будем изучать предметную изобразительность, сюжет, композицию и художественную речь.
Суть комедии - горе человека, и горе это проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема “ума” в грибоедовское время была весьма злободневной и “ум” понимался широко - как вообще интеллигентность, просвещенность, культурность. С понятиями “умный”, “умник” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но “вольнодумном”, носителе новых идей. Пылкость таких “умников” сплошь и рядом оборачивалась в глазах реакционеров и обывателей “безумием”, “горем от ума”.
Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне круга Фамусовых, молчалиных, скалозубов и загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Именно на этом основано в комедии развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности героя делают его в представлении окружающих сперва “чудаком”, “странным человеком”, а потом - просто сумасшедшим. “Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?” - уже с полной уверенностью говорит Фамусов под занавес.
Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно, включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Она тоже оказывается в числе “мучителей”, оскорбивших свежий ум Чацкого. Именно поэтому личная и общественная драмы главного героя не противоречат, но взаимно дополняют одна другую: конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его житейские отношения, в том числе и на любовные.
Отсюда можно сделать вывод, что проблематика комедии А. С. Грибоедова не классицистическая, ибо мы не наблюдаем борьбы между долгом и чувством; наоборот, конфликты существуют параллельно, один дополняет другой.
Можно выделить еще одну неклассицистическую черту в этом произведении. Если из закона “трех единств” единство места и времени соблюдено, то единство действия - нет. Действительно, все четыре действия происходят в Москве, в доме Фамусова. В течение одних суток Чацкий открывает обман, и, появившись на рассвете, он на рассвете уезжает. А вот линия сюжета не однолинейна. В пьесе две завязки: одна - это холодный прием Чацкого Софьей, другая - столкновение между Чацким и Фамусовым и фаму-совским обществом; две сюжетные линии, две кульминации и одна общая развязка. Такая форма произведения показала новаторство А, С. Грибоедова.
Но в комедии сохраняются некоторые другие черты классицизма. Так, главный герой Чацкий - дворянин, образованный, начитанный, остроумный молодой человек. Здесь художник верен традиции французских классицистов - ставить в центре героев, царей, военачальников или вельмож. Интересен образ Лизы. В “Горе от ума” она слишком
вольно держится для служанки и похожа на героиню классической комедии, бойкую, находчивую, вмешивающуюся в любовные интриги своих господ.
К тому же комедия написана преимущественно низким стилем и в этом тоже новаторство А. С. Грибоедова.
Весьма интересно проявились черты романтизма в произведении, ибо проблематика “Горя от ума” частично носит романтический характер. В центре не только дворянин, но и человек, разочаровавшийся в силе разума, ищущий себя в сфере иррационального, в сфере чувств, но Чацкий несчастен в любви, он фатально одинок. Отсюда - социальный конфликт с представителями московского барства, трагедия ума.
Характерна для романтизма и тема скитаний по свету: Чацкий, не успев приехать в Москву, с рассветом ее покидает.
В комедии А. С. Грибоедова проявляются зачатки нового для того времени метода - критического реализма. В частности, соблюдаются два из трех его правил. Это социальность и эстетический материализм.
Грибоедов верен действительности. Умея выделить в ней самое существенное, он так изобразил своих героев, что мы видим стоящие за ними социальные законы, определяющие их психологию и поведение. В “Горе от ума” создана обширная галерея реалистических художественных типов, то есть в комедии появляются типические герои в типических обстоятельствах. Имена персонажей великой комедии стали нарицательными. Они до сих пор служат обозначением таких явлений, как чванство (фамусовщина), подлость и подхалимство (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина).
Но выходит, что и Чацкий, герой по сути романтический, имеет реалистические черты. Он социален. Он не обусловлен средой, но противостоит ей. Чацкий эмблематичен. Возникает контраст личности и среды, человек противостоит обществу. Но в любом случае - это жесткая связь. Человек и общество в реалистических произведениях всегда неразрывно связаны.
Также синкретичен и язык комедии А. С. Грибоедова. Написанная низким стилем, по законам классицизма, она впитала в себя всю прелесть живого великого русского языка. Еще А. С. Пушкин предсказал, что добрая часть фраз комедии станут крылатыми.
Таким образом, комедия Александра Сергеевича Грибоедова - это сложный синтез трех литературных методов, соединение, с одной стороны, отдельных их черт, а с другой - целостная панорама русской жизни начала XIX века.

Реализм комедии «Горе от ума»

Появление «Горя от ума» предвещало победу реализма в русской литературе.

С гениальной зоркостью Грибоедов вслед за Радищевым раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых. Лизе грозит и любовь стареющего барина-волокиты, и барская расправа. «Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить», - кричит на нее в конце комедии разъяренный Фамусов.

Сочувствие закрепощенным народным массам - основа грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий, составляет неотъемлемый фон его комедии.

В «Горе от ума» жизнь раскрывается не в статических образах классицистической комедии XVIII в., а в движении, в борьбе нового со старым, в развитии. Ясно ощущается смена исторических эпох, которые Грибоедов определяет в своей комедии с хронологической точностью. В высказываниях Фамусова, Чацкого и других возникает образ старой Москвы, уходящей к екатерининским временам, и Москвы после 1812 г., в которой появились люди типа Чацкого. В образах и картинах комедии с исторической верностью воспроизведена русская жизнь современной драматургу эпохи.

Утверждая принцип развития, Грибоедов, естественно, должен был показать и те жизненные факторы, которые определяют изменения, происходящие в характере человека, обусловливают процесс формирования его личности. Драматург раскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала.

В этом сила его реализма. Молчалин стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он зависит. Особенности воспитания определили характер Софьи. В формировании личности Чацкого подчеркнута роль передовых идей.

Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Этому требованию реализма вполне отвечает «Горе от ума». Писатели XVIII в., также стремились к созданию типов в своих произведениях. Но нередко созданные ими типы представляли собой отвлеченных носителей положительных или отрицательных нравственных качеств.

Художественное новаторство Грибоедова проявилось в «Горе от ума» в том, что он преодолевает единичную линейность в изображении характеров, свойственную писателям XVIII в.

Их односторонней эстетике противопоставлен принцип реалистического изображения характера.

Типизируя образ, Грибоедов вместе с тем каждому персонажу комедии придает индивидуальные свойства. Сам Грибоедов и многие современники отмечали портреты персонажей «Горя от ума». «Портреты и только портреты, - писал драматург, - входят в состав комедии и трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий».

Существенно, что в своей комедии Грибоедов стремится в частном, единичном раскрыть общее, что присуще данной эпохе и данной среде. Принцип обобщения путем изображения единичного последовательно проведен через всю комедию.

В сценах и эпизодах частной жизни одной дворянской семьи раскрываются типические черты: рисуется социальный портрет целого общественного круга в момент обострения борьбы двух политических лагерей в русском обществе эпохи декабристов. В судьбе одного передового мыслящего молодого человека отражается судьба целого поколения свободолюбивой дворянской молодежи.

Грибоедов сумел дать картину огромного обобщающего значения, раскрыть существенные, типические стороны русской действительности того времени, выявить основной конфликт эпохи.

Вместе с тем комедия никогда не приобрела бы той жизненности, которой она поражает до сих пор, если бы конфликт, в ней изображенный, не был бы связан с судьбой конкретных людей, с личными отношениями главных героев.

Именно поэтому конфликт в «Горе от ума», глубоко историчный в своем конкретном содержании, имеет общечеловеческое значение и смысл: идет борьба умного, честного, свободолюбивого человека с общественными пороками. При этом надо отметить, что конфликт, развивающийся в «Горе от ума», проявляется в резких столкновениях, во все усиливающейся борьбе между противоположными сторонами.

Новаторство Грибоедова-художника, выразившееся в естественности, простоте и ясности драматургической композиции, блестяще охарактеризовано еще В.К. Кюхельбекером.

Гениальным новатором оказался Грибоедов и в развитии языка русской драматургии. Он широко и обильно использовал в своей комедии живую разговорную речь. Важно отметить, что индивидуализации персонажей, их яркой портретности способствовали речевые характеристики. Показательна в этом отношении речь Скалозуба с ее военными терминами, фразами, похожими на военные приказы, грубыми выражениями аракчеевской военщины, вроде «ученостью меня не обморочишь», «учить по-нашему: раз, два». Деликатен, вкрадчив, немногословен Молчалин, любящий почтительные слова. Колоритна и характерна речь Хлестовой, бывалой московской барыни, бесцеремонной и грубоватой.

Вообще речь фамусовского общества чрезвычайно характерна своей типичностью, своим колоритом, смесью «французского с нижегородским». Грибоедов тонко и зло высмеивает в своей комедии тот факт, что в большинстве своем офранцузившиеся представители дворянства не владеют своим родным словом, родной речью.

Очень разнообразна, богата оттенками речь Чацкого. В репликах и монологах Чацкого запечатлены эмоциональные и лексические особенности языка передовой интеллигенции 20-х годов прошлого века. Чацкий действует в век романтизма, и его романтическая чувствительность, пламенная страстность находят свое отражение и в его лирико-романтической фразеологии.

Но Чацкий не только любит, он обличает, и лирическая речь его часто сменяется речью сатирика, бичующего пороки фамусовского общества, двумя-тремя словами точно и выразительно клеймящего его представителей. Чацкий любит афоризмы, в которых находят свое отражение его философский склад ума, его связи с веком Просвещения. Исполненные общественного пафоса речи Чацкого по своему строю, по своему высокому стилю, несомненно, восходят к политической оде Радищева и поэтов-декабристов. Наряду с этим грибоедовский герой хорошо чувствует свой родной язык, его дух, его своеобразие. Об этом свидетельствуют употребляемые им идиомы: «Она не ставит в грош его», «Да полно вздор молоть». Человек высокой культуры, Чацкий редко прибегает к иностранным словам, возводя это в сознательно проводимый принцип для того, «чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев».

В работе Грибоедова над языком заметны две тенденции. Автор «Горя от ума» стремился, с одной стороны, преодолеть гладкость, обезличенность светского языка, которым писались легкие любовные комедии Хмельницкого и других модных драматургов. С другой - он настойчиво очищал свои произведения от тяжеловесной архаики, восходящей к стилям старинной книжной речи. Лексические и стилистические архаизмы Грибоедов допускает в своей комедии только с художественными целями - передать особенности языка того или иного персонажа, его эмоциональное состояние. Художественной задачей Грибоедова было обогащение литературного языка практикой живой разговорной речи.

В «Горе от ума» Грибоедов добился удивительной легкости стиха, который почти неощутим в диалоге, вместе с тем является необыкновенно чеканным и выразительным, резко отличающимся от тяжелого стиха большинства тогдашних комедий. Для комедии XVIII - начала XIX в., типичен шестистопный ямб. В «Горе от ума» почти половина всех стихов написана также шести стопным ямбом. Но ямбический размер все время варьируется: шестистопный ямб перебивается другими ямбическими стихами - от одностопного до пятистопного - и теряет благодаря этому свою однообразность и тяжеловесность.

Стих комедии, так же как и ее язык, поразил современников своей непринужденностью и естественностью.

Вольный стих грибоедовской комедии подготавливал переход русской драматургии, в частности комедии, к прозаическому языку. Через десять лет после «Горя от ума» появился «Ревизор» Гоголя, и русская прозаическая комедия утвердилась на сцене.

«Горе от ума» разрушало принятое в эстетике классицизма разделение различных драматургических жанров. Резко отличаясь от классицистической комедии, пьеса не была и комедией, основанной на любовной интриге, поскольку в ней на первом плане общественная коллизия. Нельзя отнести ее и к жанру бытовой комедии. «Горе от ума» является, как говорили современники, высокой комедией. В «Горе от ума» сочетались и общественная сатира, и комедия характеров, и психологическая драма: комические сцены сменяются в ней сценами патетическими.

Сочинение на тему «Черты классицизма» в комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова

Классицизм (от лат. classicus – образцовый) как стиль европейской литературы 17 - нач. 19 веков возник в результате обращения к искусству античности и поэтике Аристотеля и Горация. Отсюда и культ разума и обобщенных идеальных образов без конкретно-индивидуальных особенностей. Классицизм с его нормативностью должен был представлять жизнь в идеально-прекрасном виде и вести к совершенствованию человеческой натуры. Развернутая эстетическая теория классицизма была создана во Франции Николо Буало в поэме "Поэтическое искусство" (1674 г.) Теория жанров делила произведения на "высокие" (эпопея, трагедия, ода) и "низкие" (сатира, басня, комедия). Произведения классицизма должны были строго следовать следующим принципам:

Правило трех единств: времени, места и действия;

Гармония и соразмерность частей;
-логическая стройность и лаконизм композиции;
-простота сюжета;
-ясность и четкость языка (стиль и язык должны строго соответствовать выбранному жанру)

Русский классицизм возникший во второй четверти 18 века, под сильным воздействием идей просветительской идеологии, характерной для продолжателей реформ Петра I, в большей степени был направлен на конкретные явления русской действительности, на преобладание национально-исторической тематики над античной.

В начале 19 века в России усилилась борьба за народность и истинность литературы в их неразделенности: освобождение от чужеродных влияний, за обращение к народной героике, "просторечию", неприкрашенному изображению народного быта.

Возникли споры о назначении комедии, о её разных направлениях:

1. Злободневная, "колкая", памфлетно-сатирическая комедия, (А.А. Шаховской, М.Н. Загоскин) ставила целью эстетическую полемику и исправление нравов.

2. Светская комедия (А.И. Писарев, Хмельницкий) – свободная от нравоучений, подчинялась поискам изящной, динамичной интриги и непринужденных форм стихотворного диалога, близкого к салонной беседе.

Будучи одним из создателей жанра "светской" комедии, А.С. Грибоедов уже с первых шагов стремился творчески использовать идейно-тематические и жанрово-стилистические особенности обоих типов русской комедиографии.

Комедия (как более свободный "низкий" жанр, призванный отражать современную действительность) легче воспринимала вариативность использования изобразительных средств. Она могла быть сатирической, героической или лирической, а могла и соединять в себе разные типы. И чем талантливей был автор, тем органичней сливались в его произведениях элементы различных типов комедий.

Грибоедов добивался естественного развития действия комедии, живости стиха, выразительных характеристик персонажей (острых, легких и жизненных), а также стремился создать ироничные зарисовки дворянского быта, осваивал стихию просторечия. Все эти напряженные творческие поиски блистательно воплотились в главном произведении Александра Сергеевича Грибоедова – комедии "Горе от ума".

При создании комедии "Горе от ума" Грибоедов использовал правило трех единств драматургии классицизма:

Единство места действия – дом Фамусова;
- единство времени действия – всё происходит в один день - день приезда Чацкого в Москву;
- единство действия – непрерывность действия концентрируется вокруг Чацкого.

Русская комедия предпочитала "частной завязке" (т.е. интриге частной жизни) – "общую завязку", при которой в действие вовлекалась определенная социальная среда в целом. У Грибоедова комедия, начинаясь, как "частная" история неразделенной любви, постепенно переросла в конфликт представителя независимой мысли (пылкого, нетерпимого, но честного и благородного героя) с окружающей его социальной средой (косной, бездуховной и беспринципной, яростно враждебной любым проявлениям свободной мысли, попыткам обновления норм жизни).

Фамусовская барская Москва олицетворяет узнаваемые законы застойного жизненного уклада ("времен Очакова и покоренья Крыма"), сохраняющие свою силу при всех "превращеньях" правлений, климатов и нравов, и умов". Конфликт между "либералом" и "ретроградами" предстаёт как проявление борьбы за права и достоинство личности вообще. За обретение этой личностью законного места в современном обществе, за её прочную связь с основами национальной жизни. В комедии зреет сатирический социальный пафос, конфликт взят автором из общественной жизни своего времени.

Строгая эстетическая дисциплина классицизма не мешала Грибоедову наполнить комедию жизненной правдой и с небывалой свободой использовать новые формы драматической образности. "Я как живу, так и пишу свободно и свободно". Эта свобода творческого осознания, независимость художественных представлений от условностей и стеснительных правил позволили Грибоедову создать великую комедию.

Комедийное построение легко и органично включило в себя публицистику, сатиру, нравоописание, тонко разработанную любовно-психологическую драму, трагедийные мотивы. Даже самые патетические монологи Чацкого вовлекались в динамику непрерывной смены комических положений, подчиняясь комедийному темпу и ритму. Стихия смешного завладевала высоким героем, не изменяя его природы, сосуществуя с патетикой и сарказмом, любовью и озлоблением, идеологическим пафосом и психологическими тонкостями. Развитие действия комедии подтверждало справедливость обличений Чацкого, но вскрывались не просто отдельные пороки барской или чиновничьей среды, но и ненормальность общества в целом. Когда фарсовая острота "диалога глухих" вместе с комедийными недоразумениями сгустилась до предела, комедия приобрела трагический смысл.

Потому что трагична участь Предтечи, горе Уму в обществе глухих к нему. Слепая беспощадность мгновенно объединившихся сил зла перед опасностью покушения на его главные механизмы (мздоимство, поклонение чинам и богатству, "радение родному человечку") и незащищенность нарождающихся сил добра – гениальное открытие Грибоедова, составившее смысловую основу великой комедии.

Условные комедийные образы преобразились в типические характеры, отчасти сохранившие связь с традиционными амплуа, но уже вобрали в себя черты живой действительности. Скалозуб, Репетилов, Молчалин – это характерные для комедии имена-маски, но умея выделить в действительности самое существенное и характерное, автор так изобразил своих персонажей, что мы ощущаем стоящие за ними социальные законы, определяющие их психику и поведение.

В "Горе от ума Грибоедов создал целую галерею реалистических художественных типов. Имена персонажей стали нарицательными и сегодня служат обозначением таких явлений, как бюрократизм и чванство (фамусовщина), подхалимство и подлость (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина), и т. д.

Речь персонажей не расходится с их психологической характеристикой, принимая соответствующий колорит. Житейское правдоподобие и критерий поэтической правды выступают в полном согласии друг с другом.

Синтетичность драматургической поэтики Грибоедова особенно ярко проявилось в языке комедии. Разностопный ямб "Горя от ума" сравнялся в гибкости с разговорной речью; стихотворные монологи, диалоги, реплики стали передавать интонации персонажей, оттенки их психологии и особенности поведения. А традиционная афористическая отточенность сценической речи у Грибоедова зиждется на новой основе, - он привлёк ресурсы меткости и краткости народного слова, сблизив его с законами построения пословиц и породив множество новых пословиц и поговорок.

"Счастливые часов не наблюдают",
"Ах! злые языки страшнее пистолета",
"Всё врут календари",
"Служить бы рад, прислуживаться тошно",
"Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок",
"Блажен, кто верует, тепло тому на свете!"

В примерах недостатка нет, ещё Пушкин предсказал, что половина стихов "Горе от ума" войдёт в пословицы. Грибоедов осуществил двусторонний процесс взаимосвязи и взаимообогащения живого разговорного языка народа и языка литературного.

Подводя итоги, нам хотелось бы отметить парадоксы комедии Грибоедова "Горе от ума".

1. По определению Пушкина Грибоедов в своем произведении обнажил и вынес на суд проблемы и болезни нашего общества, воплощая тем самым принцип "высокой комедии", которая "не основана единственно на смехе, но на развитии характеров, и… близко подходит к трагедии".

По теории жанров классицизма Грибоедов работает в низком жанре, а в результате создаёт по общему признанию высокую комедию.




Top