Горе от ума ошибки. Опыт и Ошибки в комедии Грибоедова "Горе от ума"? Герои и проблемы комедии А

Методология исследований. Методы и приемы исследований: сравнение, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, аналогия, гипотеза

Методология теоретических и экспериментальных исследований

Понятие метод (от греческого слова "методос" - путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

Метод конкретизируется в методике. Методика - это конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала. Она производна от методологических принципов и основана на них.

Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией . Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

Методы подразделяют на несколько уровней :

- эмпирический уровень , на нем применяют наблюдение, сравнение, счет, измерение и др., при этом происходит накопление фактов и их описание;

- экспериментальный (теория, гипотеза) – эксперимент, анализ-синтез, индукция-дедукция, моделирование, логический метод. На этом уровне осуществляется также описание-накопление фактов и их проверка. Факты имеют ценность, только когда они систематизированы, проверены, обработаны;

- теоретический – абстрагирование, идеализация, формализация, анализ-синтез, индукция-дедукция, аксиоматика, обобщение. На этом уровне проводится логическое исследование собранных фактов, выработка понятий, суждений, умозаключений. Соотносятся ранние научные представления с возникающими новыми, создаются теоретические обобщения. Новое теоретическое содержание знания надстраивается над эмпирическими знаниями;

- метатеоретический – это диалектический метод и метод системного анализа. Этими методами используются сами теории, разрабатываются пути из построения, устанавливающие границы из применения. Т.е. на этом уровне происходит познание условий формализации научных теорий и выработка формализованных языков, именуемых метаязыками.

Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании.

«В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»,- писал А.С. Грибоедов Катенину. В этом заявлении автора явно обозначена главная проблема «Горя от ума» – проблема ума и глупости. Она же вынесена в название пьесы, на которое также следует обратить пристальное внимание. Эта проблема гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд, а потому она требует детального разбора.

Комедия «Горе от ума» являлась передовой для своего времени. Она носила обличительный характер, как и все классицистические комедии. Но проблемы произведения «Горе от ума», проблемы дворянского общества того времени представлены в более широком спектре. Это стало возможным за счет использования автором нескольких художественных методов: классицизма, реализма и романтизма.

Известно, что первоначально Грибоедов назвал свое произведение «Горе уму», но вскоре заменил это заглавие на «Горе от ума». Почему произошла эта замена? Дело в том, что первое название содержало в себе нравоучительную ноту, подчеркивающую, что в дворянском обществе 19 века всякий умный человек будет терпеть гонения. Это не совсем соответствовало художественному замыслу драматурга. Грибоедов желал показать, что незаурядный ум, прогрессивные идеи конкретного человека могут оказаться несвоевременными и нанести вред своему обладателю. Реализовать эту задачу в полной мере смогло второе название.

Основным конфликтом пьесы является противостояние «века нынешнего» и «века минувшего», старого и нового. В спорах Чацкого с представителями старомосковского дворянства вырисовывается система взглядов одной и другой стороны на образование, культуру, в частности на проблему языка (смесь «французского с нижегородским»), семейные ценности, вопросы чести и совести. Выясняется, что Фамусов, как представитель «века минувшего», считает, что наиболее ценным в человеке являются его деньги и положение в обществе. Больше всего его восхищает умение «подслужиться» ради приобретения материальных выгод или уважения света. Очень много сделано Фамусовым и такими, как он, для создания хорошей репутации среди дворян. Потому Фамусова волнует только то, что будут говорить о нем в свете.

Таков и Молчалин, хоть он и представитель более молодого поколения. Он слепо следует устаревшим идеалам помещиков-крепостников. Иметь свое мнение и отстаивать его – непозволительная роскошь. Ведь можно потерять уважение в обществе. «В мои не должно сметь свое суждение иметь», – вот жизненное кредо этого героя. Он достойный ученик Фамусова. И с его дочерью Софьей он ведет любовную игру только для того, чтобы выслужиться перед влиятельным отцом девушки.

Абсолютно все герои «Горя от ума», за исключением Чацкого, имеют одни и те же недуги: зависимость от чужого мнения, страсть к чинам и деньгам. А главному герою комедии чужды и омерзительны эти идеалы. Он предпочитает служить «делу, а не лицам».

Когда в доме Фамусова появляется Чацкий и начинает своими речами гневно обличать устои дворянского общества, фамусовское общество объявляет обличителя сумасшедшим, тем самым обезоруживая его. Чацкий выражает прогрессивные идеи, указывая аристократам на необходимость перемены взглядов. Они же в словах Чацкого видят угрозу своему комфортному существованию, своим привычкам. Герой, названный безумным, перестает быть опасным. Благо он один, и потому просто изгнан из общества, где он не угоден. Получается, что Чацкий, оказавшись не в то время не в том месте, бросает семена разума в почву, которая не готова их принять и взрастить. Ум героя, его мысли и нравственные принципы оборачиваются против него.

Здесь возникает вопрос: проиграл ли Чацкий в борьбе за справедливость? Можно полагать, что это проигранное сражение, но не проигранная война. Совсем скоро идеи Чацкого будут поддержаны прогрессивной молодежью того времени, и «прошедшего житья подлейшие черты» будут низвергнуты.

Вчитываясь в монологи Фамусова, наблюдая за интригами, которые аккуратно плетет Молчалин, вовсе нельзя сказать, что эти герои глупы. Но их ум качественно отличается от ума Чацкого. Представители фамусовского общества привыкли изворачиваться, приспосабливаться, выслуживаться. Это практичный, житейский ум. А у Чацкого совершенно новый склад ума, заставляющий его отстаивать свои идеалы, жертвовать своим личным благополучием, и уж конечно не позволяющий ему обрести какую-либо выгоду через полезные связи, как это привыкли делать дворяне того времени.

Среди критики, обрушившейся на комедию «Горе от ума» после ее написания, звучали мнения о том, что и Чацкого-то нельзя назвать умным человеком. Например, Катенин полагал, что Чацкий «говорит много, бранит все и проповедует некстати». Пушкин, прочитав привезенный ему в Михайловское список пьесы, отозвался о главном герое так: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…»

Действительно, Чацкий представлен очень вспыльчивым и несколько бестактным. Он является в общество, куда его не звали, и начинает всех обличать и поучать, не стесняясь в выражениях. Тем не менее нельзя отрицать, что «речь его кипит остроумием», как писал И.А. Гончаров.

Такое разнообразие мнений, вплоть до наличия диаметрально противоположных, объясняется сложностью и многоплановостью проблематики «Горя от ума» Грибоедова. Следует также обратить внимание на то, что Чацкий является выразителем идей декабристов, он истинный гражданин своей страны, выступающий против крепостничества, низкопоклонничества, засилья всего иностранного. Известно, что перед декабристами стаяла задача прямо высказывать свои идеи где бы они ни находились. Поэтому Чацкий поступает в соответствии с принципами передового человека своего времени.

Получается, что в комедии нет откровенных глупцов. Просто две противоборствующие стороны отстаивают свое понимание ума. Однако уму можно противопоставить не только глупость. Противоположностью ума может быть безумие. Почему же общество объявляет Чацкого сумасшедшим?

Оценка критиков и читателей может быть какой угодно, но сам автор разделяет позицию Чацкого. Это важно учитывать при попытке понимания художественного замысла пьесы. Мировоззрение Чацкого – это взгляды самого Грибоедова. Поэтому общество, отвергающее идеи просвещения, свободы личности, служения делу, а не выслуживания является обществом глупцов. Побоявшись умного человека, назвав его сумасшедшим, дворянство само себя характеризует, демонстрируя свой страх перед новым.

Проблема ума, выведенная Грибоедовым в заглавие пьесы, является ключевой. Все столкновения, происходящие между изжившими себя устоями жизни и прогрессивными идеями Чацкого, следует рассматривать с точки зрения противопоставления ума и глупости, ума и безумия.

Таким образом, Чацкий вовсе не безумен, а общество, в котором он оказался, не так уж глупо. Просто время таких людей, как Чацкий, выразителей новых взглядов на жизнь, еще не пришло. Они в меньшинстве, поэтому вынуждены терпеть поражение.

Тест по произведению

В истории искусства и литературы бывают случаи, когда всего лишь одно произведение делает его автора бессмерт-ным. А.С. Грибоедов навсегда вошел в литературу своей соци-ально-политической комедией «Горе от ума», в которой показа-на духовная жизнь России после Отечественной войны 1812 г., противоречия «века нынешнего» и «века минувшего».

Этические и философские взгляды А.С. Грибоедова отраже-ны уже в названии комедии. Человеку, который думает о разум-ном устройстве общества и не приемлет реакционных взглядов, трудно приходится среди тех, кто понимает ум как «уменье жить».

Основной конфликт произведения разворачивается между Чацким и фамусовским обществом. В нем отразилась борьба двух общественных сил: прогрессивных либеральных дворян и реак-ционных дворян-крепостников.

А.С. Грибоедов сатирически изображает дворянско-чиновни-чью Москву и шире — Россию. При общности многих черт (эгоистические интересы, отсутствие высокой нравственности, низкий уровень образованности, страх перед просвещением) каждый образ воплощает какой-то определенный конкретно-исторический тип.

Фамусов олицетворяет «век минувший». Он — богатый поме-щик и крупный чиновник, который, однако, не отягощает себя службой («что дело, что не дело — подписано, так с плеч до-лой»). Воспринимая службу как собственную вотчину, Фамусов окружил себя родственниками и знакомыми:

При мне служащие чужие очень редки, Все больше сестрины, свояченицы детки… Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человеку!

Фамусов — лицемер и ханжа. Идеалом всего окружения Фаму-сова является Максим Петрович, который, несмотря на свои се-дины, несколько раз падал перед императрицей, чтобы повесе-лить ее, чем и заслужил монаршую милость. Фамусов готов отдать дочь замуж за кого угодно, лишь бы был при деньгах и власти. Он видит зятя даже в грубом и невежественном солдафоне Скалозубе, которого Чацкий метко охарактеризовал как «созвездие маневров и мазурки». Скалозуб раскрывает свои мечты:

… чтоб чины добыть, есть многие каналы, … Мне только бы досталось в генералы. И, не чувствуя цинизма, радуется, что Вакансии как раз открыты; То Старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты.

Все фамусовское общество боится просвещения, видя в нем угрозу собственным устоям. Фамусов уверен, что «ученье — вот чума, ученость — вот причина» всех бед; ему вторит княгиня, ругающая педагогический институт и профессоров; Скалозуб хотел бы, чтобы в лицеях и гимназиях учили «по-нашему: раз, два», его «ученостью не обморочишь», а тем, кто ведет фило-софские споры, он «фельдфебеля в Вольтеры» даст. Взгляды этого общества выразил Фамусов:

… Чтобы зло пресечь, Собрать все книги бы да сжечь.

Молодое поколение представлено в пьесе образами Чацкого, Молчалина, Софьи и Лизы. Это совершенно разные типы моло-дых людей, различающиеся по своим нравственным понятиям.

Молчалин воплощает низшую часть чиновничьей России. Его портрет обрисован одной фразой: «вот он на цыпочках и не бо-гат словами». У него два таланта, которыми он гордится, — «уме-ренность и аккуратность». Молчалин из тех, кто достигает карь-еры умением вовремя погладить моську влиятельной дамы, по-играть (умирая от скуки) со старичками в карты. Это подхалим, лицемер, который следует правилу:

… В мои лета не должно сметь Свои суждения иметь.

Такие Молчалины и поддерживают устои фамусовского об-щества.

Один из сложнейших в пьесе — образ Софьи. Как отмечал А.С. Пушкин, «она начертана неясно». Достаточно образованная и умная, она предпочитает Молчалина Чацкому. Не будучи злой и жестокой, причиняет боль другу детства и клевещет на него, объяв-ляя сумасшедшим. Ее поступки противоречивы. Вероятно, это пото-му, что в ее характере некоторые черты (независимость, свобода суждений) сформировались в отрочестве под влиянием Чацкого, но после его отъезда она оказалась во власти консервативного об-щества, воспитавшего в ней свой моральный кодекс. Можно пред-положить, что Софья не любит Молчалина, но создала идеал в сво-ем воображении. Прав Чацкий, когда говорит, что качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему.

Объективно Софья тоже оказывается в лагере Фамусовых, защищая его устои.

Фамусовскому обществу противостоит Чацкий. Молодой обра-зованный человек после трехлетнего отсутствия возвращается в Москву, движимый романтическим порывом послужить Отечест-ву, «дым которого нам сладок и приятен». Это честный, благород-ный человек с острым умом. Ему больно видеть, что по-прежнему властвует лицемерие, невежество, что в Москве «дома новы, но предрассудки стары». Его патриотическое чувство оскорбляет дух «слепого, рабского, пустого подражанья» всему иноземному, пре-клонение перед пустым «французиком из Бордо».

Нравственные понятия Чацкого — независимость, чувство собственного достоинства («служить бы рад, прислуживаться тошно»), принципиальность — находятся в непримиримом про-тиворечии с моралью фамусовского общества. Его монолог «А судьи кто?» — обличение консерватизма «отцов отечества», ко-торые живут по законам XVIII в., «сужденья черпают из забы-тых газет времен Очакова и покоренья Крыма». Они — враги свободы, крепостники, ни во что не ценящие жизнь крестьян, меняющие своих преданных слуг на собак.

Чацкий обладает пылким характером, что проявляется и в его романтической любви к Софье, и в его резких оценках окружаю-щих. Образ Чацкого дан в развитии. Он преодолевает сначала со-циально-политические иллюзии, а затем разрушаются и его лю-бовные надежды. По словам И.А. Гончарова, Чацкий испытывает «мильон терзаний», прежде чем «отрезвится сполна». Материал с сайта

Хотя пьеса написана за год до восстания, но образ Чацкого воплотил многие черты нравственного облика и социальные взгля-ды декабристов. В самой пьесе имеются намеки на то, что Чацкий не одинок в своих взглядах на существующее общество. Это вне-сценические персонажи — двоюродный брат Скалозуба: «чин сле-довал ему,… он службу вдруг оставил», «в деревне книги стал чи-тать»; племянник княгини Тугоуховской князь Федор.

Реализм комедии «Горе от ума» выразился в том, что фаму-совское общество побеждает Чацкого, хотя, несомненно, сим-патии драматурга на стороне героя. Но реальные обстоятельства не давали возможности положительной развязки.

Комедия «Горе от ума» явилась оригинальным, ярким произве-дением, не утратившим актуальность и сегодня. Необыкновенно живой язык, конкретные и меткие высказывания Чацкого обусло-вили то, что многие строки пьесы стали афоризмами. Иногда, упот-ребляя такие выражения, как «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом», «Чтобы детей иметь, кому ума не доставало», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Числом поболее, ценою подешевле», говорящий даже не знает источник крылатого выражения. Эти фразы органично вошли в разговорную речь, став поистине народными.

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова отразила настроения прогрессивного дворянства России первой четверти XIX в.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • фамусов как олицетворение «века минувшего»
  • темы и проблемы горе от ума
  • сочинения горе от ума герои
  • роковые ошибки героев а. с. грибоедова "горе от ума"

Любимое произведение, с годами не потерявшее ни свежести, ни актуальности, кладезь афоризмов, живой, настоящий русский язык – все это о « » А.С. Грибоедова. Александр Сергеевич сам по себе был выдающейся личностью с трагической судьбой (прочитайте о нем, он того заслуживает) и вошел в русскую литературу как автор одного великого произведения. «Горе от ума» написано в 1824 году, но на сцене появилось значительно позже, вначале было поставлено офицерами одного полка, любителями театра, уже после ужасной гибели автора, а в настоящем театре – и того позже. О чем комедия «Горе от ума»? В богатом московском доме живет Павел Афанасьевич Фамусов и его дочь Софья, его секретарь Молчалин, горничная Лиза. Софья влюблена в Молчалина и скрывает это от отца. Тот вроде бы отвечает ей взаимностью. После долгого отсутствия возвращается Александр Андреевич Чацкий, воспитанный в том же доме. Он влюблен в Софью, рад встрече с Фамусовым и хочет просить руки возлюбленной, но папенька на сей счет имеет другое мнение: на примете «и золотой мешок, и метит в генералы» — Сергей Сергеевич Скалозуб. Чацкий удручен, удивлен холодным приемом, оказанным Софьей, вступает в спор с Фамусовым. Спор, казалось бы, ни о чем, но для Чацкого и Фамусова это возможность высказать свои позиции, к сожалению, непримиримые. В разговоре с Лизой Софья выказывает свою неудовлетворенность Чацким. Молчалин тем временем собирается ехать верхом, но он плохой ездок и падает с коня. Софья живо сочувствует ему, и Чацкий начинает понимать, что не он герой ее романа. В доме Фамусова собирается общество на вечер. Приезжают Хлестова, Горичи, Тугоуховские, здесь Зарецкий, Хрюмины. Перед нами проходит целый ряд героев, принятых в доме Фамусова. В какой-то момент Софья, разозленная поведением Чацкого, пускает слух о его сумасшествии, который с охотой поддерживают все, ведь так проще объяснить поведение Александра Андреевича. Чацкий собирается уезжать и в прихожей встречает Репетилова – своего знакомого, который бросается ему на шею и тут же выкладывает кучу новостей, но Чацкого они не интересуют. Он становится свидетелем флирта Молчалина и Лизы, как и Софья, которая получает удар в самое сердце. Появляется Фамусов, застает недвусмысленную сцену, он в гневе, а Чацкий навсегда покидает Москву.
Проблематика комедии Название комедии говорит о главной проблеме – проблеме ума и умного человека. Кто умен – Чацкий или Фамусов? Раскрывается она в спорах этих героев, в отношениях «века нынешнего» и «века минувшего». «Век нынешний» и «век минувший» Так говорит Чацкий о Фамусове и его обществе. Я всегда удивляюсь, как ученики легко «клеймят» старые порядки. Но позвольте спросить, что, философия фамусовского общества исчезла сегодня? Исчез карьеризм, беспринципность, «служение» лицам, а не делу? Перестали процветать Молчалины, чьим талантам – умеренности и аккуратности, а еще отвратительному угодничеству – ужасался Грибоедов? Потому термины весьма условные. Так говорит главный герой, когда вступает в борьбу с Фамусовым. Спор поколений касается некоторых очень важных и тогда, и сейчас вопросов.

    • Вопрос службы и гражданской позиции . Фамусов считает, что служба – это способ обогащения и продвижения по карьерной лестнице. У него есть ориентиры: Кузьма Петрович («почтенный камергер с ключом, и сыну ключ сумел доставить») и Максим Петрович, достигший высокого чина клоунадой перед императрицей. Но для Фамусова неважно, что чин достигнут унижением очень немолодого человека, главное – достигнут. Чацкий этого принять не может, он хочет служить «делу, а не лицам», а Максима Петровича презирает, а не восхищается им («Служить бы рад, прислуживаться тошно»).
  • Вопрос образования . Фамусов и его компания считают, что надо «книги сохранить так, для больших оказий», а Чацкий – сторонник наук, «высоких и прекрасных».
  • Вопрос влияния иностранцев на русских . Здесь Фамусов, на первый взгляд, сходится с Чацким. И тот, и другой возмущаются чрезмерным влиянием иностранной культуры на русское общество. Только Фамусов видит в этом необходимость для существования в свете, а Чацкий понимает, как нелепо и жалко выглядят люди, восхищаясь ничтожеством, хоть и иностранного происхождения.
  • Вопрос о русском народе и крепостном праве . Фамусов вообще об этом не думает, считая крепостное право естественным явлением, а крепостных – «недолюдьми». Они существуют, чтобы обеспечивать ему комфортное существование. Чацкий говорит о русском народе так: «… умный добрый наш народ…». Он возмущен тем, как с крепостными обращаются помещики, видит в них прежде всего людей, достойных уважения. Нигде напрямую в комедии Чацкий не призывает к уничтожению крепостного права, скорее, он осуждает безнравственность обращения с крестьянами.
  • Вопросы семьи, брака, любви . Для Фамусова брак – способ устроиться в жизни, как он это понимает. «Кто беден, тот тебе не пара», — говорит он Софье. А вот Скалозуб – достойный претендент, хоть «слова умного не вымолвил…сроду». Чацкий считает, что брак и семья – главные ценности в жизни человека, когда человек любит, то весь мир для него сосредоточен в возлюбленном. Что интересно, что Софья считает так же, только герой ее романа такой любви недостоин.

А теперь решите, кто умнее? На самом деле, это очень серьезный вопрос. Разве не умен Фамусов? Молчалин, которому еще предстоит стать Фамусовым (он непременно станет)? Секрет комедии, ее гениальность, актуальность в том, что Грибоедов не дает прямого ответа. Чацкий – совсем не победитель, он объявлен сумасшедшим, почти изгнан. Автор может только показать, что есть другие люди, которые действительно достойны уважения, люди, у которых есть принципы и достоинство, и посмеяться над героями, которые таковых не имеют (фамусовское общество). Это идея произведения. Есть ум, который решает только свои узкие проблемы (Фамусов), а есть по-настоящему умные и нравственные люди, такие, как Чацкий. Умный читатель поймет, а вы все, я считаю, умные читатели. Внимание, ЕГЭ! В ЕГЭ по русскому языку, в задании 25 материалы комедии можно использовать как иллюстрацию к проблемам, которые я перечислила выше, помните, главная проблема – проблема ума. Надеюсь, вы поняли, кто же все-таки умнее. Загадки комедии Да, есть и такие. Например, Софья. Она умна? Почему безусловно умному и вызывающему симпатию Чацкому она предпочла убогого Молчалина? Неужели сущности его не видела? Да в том и дело, что не видела! В начале Фамусов говорит: «Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится». Она много читает французских любовных романов (а сейчас вы смотрите мелодрамы? Я – да), и просто придумала себе героя, каковым Молчалин не является вовсе. Он же молчит, почтительно слушает, и не поймешь, умен он или нет. А Чацкий разговорчив, язвителен и насмешлив, он – противоположность Молчалина. В XVIII-XIX вв. герой любовного романа был тих, печален, скромен, молчалив, а внешне Алексей Степанович таков и есть. Если говорит о трагедии героев, то уж поверьте, Чацкий оправится, Молчалин – и того быстрее поползет наверх по головам, Фамусов утешится, а Софья будет страдать долго, ее ударило больнее всех предательство, потому что она пережила еще и разочарование в идеалах. Ее стоит пожалеть. Еще одна загадка – образ Репетилова. Зачем Грибоедову в самом конце вводить еще одного героя? И в чем его суть? Вспомните, о чем говорит Репетилов. О том, что образован «секретнейший союз», что «шумим, братец, шумим» и так далее, и так далее. Только он бросается к Чацкому с объятиями (впрочем, как и к Скалозубу), можно подумать, что он его друг. Но так ли это? Чем занят секретнейший союз, о котором тут же первому встречному докладывает Репетилов? Шумят, поют, беседуют ни о чем. Слово есть, а дело? Дела нет. Фамилия героя образована от французского слова, в переводе «болтать, повторять». Ну, на кого похож герой? Да, на Чацкого, только без внутреннего содержания последнего, пустую оболочку, повторяющую первоисточник. Это пародия на героя. Зачем это автору? Я думаю, что Грибоедов, как человек талантливый, ощущал слабость позиции своего героя. Действительно, Чацкий не служит, не учится, ничем не занят. Чуть-чуть сдаст позиции, отступит от принципов – превратится в Репетилова. Потому Репетилов и появляется в конце, чтобы зритель увидел «обратную сторону» поведения Чацкого. А, может быть, ироничный Грибоедов показал немного «снизил» героя, так как тот оказался «слишком» хорошим? Но это только моя версия. В любом случае, «горе от ума» — одно из самых любимых произведений и до сих пор входит в репертуар лучших театров. Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

«аргументы по теме: Опыт и ошибки»: «Слово о полку Игореве» А.С.Грибоедов « Горе от ума» Л.Н.Толстой « Война и мир» И.А.Бунин « Господин из...»

аргументы по теме: Опыт и ошибки»:

«Слово о полку Игореве»

А.С.Грибоедов « Горе от ума»

Л.Н.Толстой « Война и мир»

Ф.М.Достоевский « Преступление и наказание»

И.А.Бунин « Господин из Сан-Франциско»

А.М.Горький «Старуха Изергиль»

К.Г.Паустовский «Телеграмма»

Произведения Аргументы

«Слово о полку Игореве»

Произведение древнерусской литературы, «Слово о полку Игореве» имеет актуальное значение и

в наш, 21 век. В нём столько поднято проблем, столько материала для размышлений современному читателю!Опыт и ошибки. Герой «Слова…»- князь Игорь - совершает страшную ошибку: он идет на половцев с небольшой дружиной, а самое главное - никакой необходимости в его походе не было, так как за год до этого киевский князь Святослав разгромил половцев, надолго отвадив их от набегов на Русь. усь.

Игорь, руководствуясь прежде всего своими эгоистическими интересами (он хотел доказать всем князьям, что и он храбр, а его дружина тоже способна одолеть врага: «Копие хочу я преломить в половецком поле незнакомом…»), губит дружину, сам попадает в плен, а половцы, почувствовав слабость русского войска, снова возобновили набеги. Велика цена ошибки Игоря. Да, он приобрёл опыт военных действий, понял, что необходимо князю продумывать на несколько шагов вперёд свои действия. Однако жизней воинов уже не вернуть.

Автор пытается донести до князей - людей, облачённых властью -, что в их руках судьбы воинов, что прежде всего ум, проницательность, дальновидность должны быть им свойственны, чтобы меньше допускать ошибок в своих действия, а опыт накапливать победами, продуманными действиями.



А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Гениальное произведение А.С.Грибоедова поражает многообразием тем, проблем, яркостью героев, важностью каждой детали. Тема опыта и ошибок тоже нашла своё место в пьесе. Софья, молодая девушка, воспитанная на французских романах о любви, не видит и не понимает, что чувства Молчалина ложны. Она ещё неопытна, не может понять, где истинное чувство, а где лишь игра в любовь, да ещё с далеко идущими целями (Молчалин мечтает жениться на Софье, чтобы выйти в высшее общество, продвинуться по служебной лестнице). «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь»,- вот каков принцип Молчалина.

И Чацкий, и Лиза, и даже Фамусов разгадали Молчалина, только Софья ослеплена своей любовью и видит в возлюбленном лишь положительные качества. («…уступчив, скромен, тих …»). Ну что ж, как говорит она сама, «счастливые часов не наблюдают.»

Придёт прозрение, она поймёт свою ошибку, но будет уже поздно. Как жаль, что героиня не оценила чувства Чацкого - искренние, настоящие.

Кто знает, может,этот горький опыт в будущем приведёт к тому, что она вообще потеряет веру в любовь. Но пока она любит, не понимая, что идёт к пропасти, ведь выбрала такого низкого и подлого человека.

Л.Н.Толстой « Война и мир»

Любимые герои романа « Войны и мир»! Как они прекрасны! Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов. Автор показал их настолько реальными, что для читателей они стали друзьями - так близки и понятны их чувства и мысли. Герои не всегда идут по ровной дороге.

Каждый из них делает свои ошибки в жизни. Но в том-то и прелесть, что они осознают их, пытаются исправить. Они совершенствуются, стремятся стать лучше - а это так привлекает читателей.Вспомним Андрея Болконского в начале романа. Сколько эгоизма и себялюбия в нём, как он мечтает о славе - любой ценой, избрав чуть ли не кумиром Наполеона.

Но ранение под Аустерлицем, ясное осознание конечности жизни и бесконечности природы - всё это помогло осознать Андрею, как мелочны были его мечты, как ничтожны. («Какая красота! Как я раньше этого не замечал? Мы ничто в сравнении с чистым, голубым, бесконечным небом.») Он трудно будет искать свой путь -от разочарования в жизни до желания быть нужным всем. («Нет. жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это…») И в конце герой с народом, защищает родину, героически сражается под Бородино, получив смертельное ранение. Через ошибки к пониманию высшего смысла жизни, который заключается в любви к близким, народу, стране - такой путь проходит герой Толстого.

Ф.М.Достоевский « Преступление и наказание»

Целую теорию создаёт Раскольников- герой романа Ф.Достоевского-, согласно которой человек имеет право на гибель людей, если у него великая цель.(Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее.») Он хочет проверить, а кто он сам, сможет ли он вершить судьбами людей.(«Тварь ли я дрожащая или право имею?») Однако понял, что не смог этого сделать. Ошибка, непродуманность его теории, жестокость и бесчеловечность её- всё это стало уроком для героя. Герой перешёл черту, отдалил себя от людей преступлением - убийством старухи- процентщицы и её сеты («Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно»)Правда, не сразу он осознал свою ошибку. Помогла ему в этом Соня Мармеладова. Именно её любовь воскресила героя, он осознал ужас содеянного и пошёл уже по другому пути, приобретя горький опыт(«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.») А.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Главный герой рассказа А.Бунина не имеет даже имени. «Господин»- так называю его все окружающие. Да, он действительно пока господин в этой жизни. Всю жизнь работал герой, копил деньги, приумножал своё состояние. И вот он достиг того социального уровня, о котором мечтал, и решил отдохнуть.(« До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее.»)А оказалось, что жизнь-то уже прожита, что ему остались считанные минуты на этой земле. Господин думал, что только начинает жизнь((« …во-первых, он был богат, а во-вторых, только что приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет»), а оказалось, что он её уже закончил. Сам господин, умерев на борту корабля, конечно, не понял, что весь его путь - ложный, что ошибочными были его цели. Весь мир вокруг него - ложный.

Нет никакого истинного уважения окружающих, нет близких отношений с женой и дочерью - всё это миф, результат того, что он имеет деньги. Как человек, как личность он никого не интересует. Не случайно смерть господина стала трагедией для близкий, но потому, что возникло столько проблем с его телом. Обратный путь на родину в трюме, ящике из-под содовой - вот итог пути героя.

Автор не случайно даёт название кораблю « Атлантида» по названию исчезнувшего в океане острова, который, по легенде, боги наказали за аморальный образ жизни. Такой путь ждёт каждого, если он не осознает своих ошибок, не поймёт, что служит призрачному богу - деньгам и богатству.

А.М.Горький « Старуха Изергиль»

Героиня рассказа А.М.Горького старуха Изергиль имела большой опыт очаровывания мужчин.

Вся её жизнь - череда сплошных историй, влюблённости, расставаний. Но принёс ли ей этот опыт счастья? Нет, не принёс. Одинока она в конце своей жизни. Да и автор называет её как-то грубовато: «старуха».Человеку свойственно допускать ошибки в жизни. Однако Изергиль так легко их совершала, так быстро забывала очередного возлюбленного.(« Никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками») Она играла судьбами людей, нисколько никого не жалея. И всё же хоть какой-то опыт жизненный она приобрела. Ведь недаром Изергиль мечтает о тихой жизни в деревушке с мужем и семьёй, чего у неё, к сожалению, нет. Она говорит, что «каждый сам себе судьба!». Одиночество стало итогом жизни героины. («За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью.») О многом задумываешься, читая рассказ. О том, что жизнь так быстротечна, что не нужно её растрачивать на ненужные встречи, действия и поступки. Страшно, если в конце жизненного пути остаёшься один.

К.Г.Паустовский «Телеграмма»

Безразличие, бессердечность, душевная чёрствость. Порой люди даже не замечают, как глубоко ранят душу близких людей. А когда заметят, посмотрят на себя со стороны, вспомнят, как они вели себя,- бывает уже слишком поздно, ничего изменить нельзя.Так и героиня повести К.Паустовского «Телеграмма» Настя тоже не могла найти времени для внимательного отношения к своей матери: всё – то она была занята, какие-то дела отвлекали её от очень важного в жизни - заботы о маме. Настя не находила пяти минут, чтобы позвонить ей, написать письмо. «Она подумала о переполненных поездах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней - и положила письмо в ящик письменного стола»

Похожие работы:

«Личный кабинет абитуриента УрФУ Добро пожаловать! После регистрации в "Личном кабинете абитуриента" Вы попадете в личное пространство и сможете заполнить в on-line режиме заявление на поступление в УрФУ и проследить за статусом своего заявления...»

«Татьяна Владимировна Кузьмина Эффективное манипулирование поведением человека текст предоставлен издательством http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=172217 Кузьмина Т.В. Эффективное манипулирование поведением человека: Издательско-торг...»

«1 Заключение В связи с поступившим на основании ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" запросом можно высказать следующ...»

«5 Turczaninowia 2004, 7(1) УДК 582.675(234.9) А.Н. Луферов A. Luferov ТАКСОНОМИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ ЛЮТИКОВЫХ (RANUNCULACEAE) ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ A TAXONOMIC SYNOPSIS OF RANUNCULACEAE OF THE FAR-EAST OF RUSSIA Приведён таксономический обзор лютиковых дальневосточной флоры России. Предложены изменения системы семейства Ranuncula...» улучшить параметры и характеристики современных оптоэлектронных систем и со...» в полумраке узкого, выкрашенного зеленой краской, коридора. Они неспешно закуривают и с наслаждением выдыхают табачный дым, иногда это получается синхронно, огоньки их сигарет...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.




Top