Гремлины как зовут доброго. Гремлины

Привет, друзья! Сегодня в эфире разговор об одной из популярных профессий в сфере торговли. Именно она заставляет нас покупать то, что не планировалось, но на что «случайно» упал взгляд. Догадались о ком я? Итак, мерчендайзер кто это, что входит в его обязанности и какие подводные камни прячутся в его работе, обо всем вам обязательно расскажу!

Когда я с ребенком иду в магазин, то знаю, он обязательно найдет что-то вкусное, интересное, или необычное для себя. Именно то, без чего он спокойно жил до прихода сюда. Но после того как он натыкается на это, этому спокойствию приходит конец. Начинаются просьбы, уговоры, хныканья немедленно купить ему это.

Хорошо, что до показных истерик, лежа на полу и крика на весь гипермаркет, дело не доходит. Но и без этого он прилагает все усилия, чтобы выпросить то, что ему понравилось. Как я веду себя при этом, это тема отдельной статьи, для рубрики психология. Сейчас разговор о другом.

Суть в том, что я, как правило, не замечаю то, что первый увидел он. И тут как раз срабатывает грамотная раскладка товаров в магазине. На уровне глаз и рук ребенка одни товары, на моем — другие.

Одним словом в тех магазинах, где я бываю, мерчендайзеры стараются и не зря зарабатывают свои деньги. А уж сколько импульсивных покупок я совершила и делаю это до сих пор.. лучше промолчу.

Придешь вот так в магазин, к примеру, за спичками, а уйдешь с пакетом всяких вкусняшек, нужных и ненужных продуктов, а спички так и забудешь купить. Вам знакомо такое? Наверняка, да.

Считается, что 3 из 4 покупателей делают покупки под воздействием случайных импульсов. Так что нас таких много.

Догадались, к чему я все это пишу? Да-да, это все заслуга героев сегодняшней статьи. И прочитав мои примеры, вы уже знаете о мерчендайзинге 99% того, что достаточно для общего развития. Но я все равно вас не отпускаю, оставайтесь со мной дальше и вы узнаете еще много интересного о специфике работы и всех ее плюсах и минусах!

Кто это такой мерчендайзер, поможет разобраться сам термин мерчендайзинг. Перевод его с английского означает стимулирование сбыта. То есть мерчендайзер увеличивает продажи товара, выгодно продвигает его среди других и заинтересовывает вас именно им.

Товар преподносится покупателю как нужный, выгодный или интересный для него в данный момент. В мерчендайзинге это достигается за счет выгодного расположения на торговых площадях и рекламных материалов (о скидках, акциях и тп), которые тут же попались вам на глаза.

Это актуально для розничных сетей. В небольших отдельных магазинах также встречаются эти специалисты, но все же обычно речь идет о сетевых крупных магазинах – супер и гипермаркетах.

Товаров в них, как вы понимаете, миллион. И чтобы среди них не затерялся продвигаемый продукт, его стараются разместить на то место и в том виде, где он обязательно попадет в ваше поле зрения. И соответственно побудить вас купить именно его, а не товар конкурентов.

Грамотные маркетологи знают как включать интерес и формировать ваши предпочтения, и через работу мерчендайзеров достигают своих целей.

И это не просто слова. Было проведено множество исследований на каждый шаг, взгляд и вздох потенциального покупателя, и грамотные специалисты с ловкостью управляют нашими эмоциями и бессознательными импульсами.

Поместив товар на полки с уровнем глаз, можно добиться увеличения его продаж на 80 %.

Внизу полок могут стоять более выгодные по цене предложения, но до которых ваш взгляд может и не опуститься. В детских магазинах или отделах наоборот, важно чтобы ребенок увидел что-то интересное и мог дотянуться до этого, а дальше родители готовьте кошельки.

Вообще это целая наука и в ней много интересного, например, по какой траектории обычно движется поток людей в магазине, какие торговые зоны попадают на его пути, а какие остаются в тени, каким образом мы смотрим на полку и выхватываем что-то для себя и множество других тонкостей.

Ответы на все эти вопросы и лежат в основе грамотной выкладки товаров. Помимо этого роль играют различные рекламные материалы – плакаты, в том числе подвесные, листовки, стикеры, ценники и т.д.

Мерчендайзеру, естественно, не надо самому их изготавливать, лишь получать готовые. Но к слову, часто носить на себе, перемещаясь из магазина в магазин.

Есть 3 типа занятости в этой сфере:

  1. Мобильный
  2. Стационарный
  3. Смешанный

Первый перемещается из одной торговой точки в другую на протяжении всего рабочего дня. Количество точек может быть самым разнообразным, от 5-7 и даже выше. В одном магазине можно все сделать за полчаса, а в другом провести несколько часов. Ведь помимо выкладки товара, обязанности на этом не заканчиваются.

Второй тип занятости означает работу в одном закрепленном магазине от имени конкретной марки. И третий — смешанный между ними вид работы.

Мерчендайзер обязанности

Должностные обязанности, которые делает мерчендайзер, довольно многогранны. Итак, что входит в его функции:

  1. Выкладывает товар согласно полученной схеме (планограмме).
  2. Поддерживает торговый запас данной марки, следит за количеством продаваемого товара, его запасом и остатками.
  3. Оформляет место, где представлен товар (рекламные материалы).
  4. Помогает в проведении промоакций.
  5. Поддерживает чистоту, порядок и целостность упаковок своего товара на полках.
  6. При необходимости сам находит товар на складе и переносит/перевозит его в торговый зал.
  7. Проводит анализ конкурентов – следит за их ценами, акциями, долей занимаемого места и т.п.
  8. Составляет регулярные отчеты по результатам своей работы.

Стационарных мерчендайзеров руководство самих магазинов, бывает, просят помогать с выкладкой и других товаров в этом отделе. И такое не редкость. Да, это не официальные просьбы, и этот работник, не являясь сотрудником магазина этого делать не должен. Но на практике делает, чтобы не испортить отношения, от которых многое зависит в успехе его деятельности.

Требования к мерчендайзерам

Основные требования к мерчендайзерам это возраст (в каждой компании свой «потолок»). Но если вы не попадаете в него, можно все же убедить, что вы справитесь. Это условие вызвано тем, что работа это физически не простая, и не всем подойдет.

  • Энергичность и активность.
  • Хорошая коммуникабельность. Ведь общий язык придется находить с людьми с совершенно разными манерами общения и развития.
  • Приветствуется наличие автомобиля. В некоторых компаниях можно работать и без него, в других только с ним.
  • Наличие санитарной книжки при работе с продуктами.
  • Требований по уровню образования, как правило, нет. Поэтому в этой сфере работает множество студентов.

Всему, что требуется знать, обучают на месте.

Карьерный рост может строиться разными путями:

  • Последующий переход в офис компании (отдел продаж, маркетинга…)
  • Рост по траектории своей работы – торговый представитель или супервайзер (руководитель группы мерчендайзеров), менеджер по дистрибуции, региональный представитель и так далее вплоть до получения должности топ-менеджера.
  • Переход на работу непосредственно в штат самой торговой точки с возможностью роста уже в ее рамках.

Минусы и сложности работы

Как вы уже поняли, сложностей в работе мерчендайзеров не так много, но они ощутимые:

  • Постоянно на ногах. При мобильном типе занятости надо много ходить, и не важно какая погода – мороз, метель, жара или дождь.
  • Часто приходится выносить товар со склада самостоятельно, а это опять же требует физическую силу и выносливость.
  • Из-за этого руки, и сам весь постоянно в пыли, на нее может развиться аллергия.
  • Некоторые специфические виды товара не прибавляют здоровья, например работа с бытовой химией и порошками (сильный запах), или в холодной зоне, где продаются йогурты, рыба, мясо и т.д.
  • Некоторые компании очень тщательно следят за сотрудниками, следят за их передвижением с помощью современных программ, контролируют минуты прихода и ухода из магазина. Многих это утомляет.
  • Вместе с этим встречается не уважительное отношение как со стороны руководства как к «низшему звену» в цепочке продаж, так и со стороны работников магазина.
  • Не все люди, с кем нужно взаимодействовать ведут себя адекватно.

Плюсы работы

Надеюсь, мое описание не получилось слишком мрачным, и теперь я расскажу вам о плюсах в работе мерчендайзера. Ведь они тоже есть в этой работе:

  1. Не нужен опыт, чтобы устроиться.
  2. Может быть относительно свободный график работы (в зависимости от руководства).
  3. Нет необходимости весь день проводить в офисе.
  4. Смена обстановки, передвижение на свежем воздухе в случае мобильного типа занятости.
  5. Есть карьерная возможность, и изучение торговых процессов с первых ступенек.
  6. Часто зарплата мерчендайзера выше работника в магазине.
  7. Нет такого частого взаимодействия с руководством «лицом к лицу», как в офисе.

Мерчендайзер или мерчандайзер

И напоследок, скажу вам правду, как правильно пишется это слово. Это мерчандайзер, то есть через букву «а». Вы удивлены, почему я все это время писала его через букву «е»?))

Как иногда бывает с заимствованными словами, они немного искажаются, и именно такой вариант слова прочно вошел в обиход речи. А поскольку мне хотелось рассказать об этой профессии, то я намерено его так и писала.

Ведь люди, далекие от тонкостей этого термина, прежде всего ищут суть, а не лингвистический анализ. И до сих пор в большинстве случаев употребляют это слово именно через букву «е». Самое интересное, что такое правописание популярно даже в названии этих вакансий.

Теперь вы знаете, мерчендайзер кто это, а может, и сами уже имели опыт такой работы. В этом случае пишите в комментариях, интересно почитать!

До новых встреч, Анастасия Смолинец

После распада СССР в образовавшихся на его руинах странах экономика с плановой превратилась в рыночную. В связи с этим появилась целая серия новых профессий с непривычными для славянского уха названиями: маркетолог, айтишник, промоутер, всевозможные варианты менеджеров и т. п. Все эти англицизмы требовали адаптации в русском. Однако из-за особенностей произношения отдельных букв в английском языке возникли споры о верности написания этих неологизмов. Среди таких проблемных названий профессий - мерчендайзер (или мерчандайзер). Как это слово? Давайте узнаем об этом.

Кто такой мерчандайзер (или мерчендайзер)

Прежде чем разобраться с правильным написанием изучаемого слова, стоит уточнить его значение.

Итак, мерчандайзером (или мерчендайзером) называют того, кто специализируется на продвижении товаров его компании в торговых сетях. Такой человек контролирует наличие достаточного количества и ассортимента продукции в том или ином магазине. Также он и следит, чтобы она была представлена наиболее выгодным образом.

Для достижения этих целей такой специалист составляет заказы товаров, мониторит их выкладку на прилавках, проводит различные промоакции для привлечения потенциальных покупателей.

Существует несколько разновидностей таких работников.

  • Стационарные. Обычно трудятся в одном магазине на протяжении всего дня. Как правило, это редкий вид из-за свой непрактичности. Обычно стационарные работники параллельно выполняют дополнительные функции (консультанты, продавцы, промоутеры). Чаще всего они работают в фирменных магазинах торговой марки.
  • Визитные. Наиболее распространенный вид мерчандайзера (или мерчендайзера). На протяжении рабочей смены контролирует наличие продукции сразу в нескольких торговых точках.
  • Гибридный. В зависимости от сложившейся ситуации может быть как визитным, так и стационарным работником.

Происхождение термина

Разобравшись со значением рассматриваемого слова, стоит узнать о его происхождении.

Название профессии «мерчандайзер» (или «мерчендайзер») образовано от английского слова «торговец» - merchandiser. Оно, в свою очередь, возникло благодаря термину merchaunt («лавочник», «купец», «торговать»).

Это слово впервые возникло в среднеанглийский период языка, правда, тогда оно выглядело несколько иначе - marchant. Считается, что заимствовано оно было из латыни от слова «покупатель» (mercans), через посредничество норманнского термина marchant.

Кстати, этот термин и сегодня используется в английском, когда речь идет о торговле и связанных с ней делах. Хотя чаще в этой сфере используется не merchandiser, а dealer или trader.

Как произносится изучаемое существительное в английском языке

Разобравшись с происхождением рассматриваемого слова, стоит обратить внимание на его произношение в родном, английском языке.

При написании merchandiser оно имеет произношение [ˈmɜːtʃəndaɪzər], характерное и в британском, и американском вариантах.

Из транскрипции четко видно, что латинская буква «а» в этом термине произносится как [ə], то есть ближе к русскому «е».

Как пишется: «мерчендайзер» или «мерчандайзер»

Определившись с тем, как пишется и произносится рассматриваемый термин на языке оригинала, стоит узнать ответ на главный вопрос. Итак, как писать: мерчЕндайзер или мерчАндайзер?

Как ни странно, но российские лингвисты за более чем два десятка лет существования этой профессии на отечественных просторах так и не пришли к единому мнению.

Одни полагают, что название этой профессии стоит произносить, как и в оригинале, через букву «е».

Другие, наоборот, советуют облегчить гражданам жизнь и использовать букву «а», поскольку не знающие английского языка люди все равно будут произносить и писать этот термин таким образом.

Какой вариант предпочтительнее

Узнав, что на вопрос «Писать как правильно: мерчендайзер или мерчандайзер?» нет однозначного ответа, стоит все же разобраться, какой из вариантов предпочтительнее.

В сфере профессиональных бизнесменов и специалистов по экономике принято использовать вариант «мерчандайзер». Об этом свидетельствует то, что в большинстве российских финансовых и экономических словарей и книг изучаемое слово пишется с «а».

При этом Толковый словарь Татьяны Ефремовой приводит сразу два способа написания.

Если посмотреть мнение по данному вопросу переводчиков в интернете, то Google Translate все время будет исправлять написание «мерчАндайзер» на «мерчЕндайзер».

Что касается Яндекс.Переводчика, то он также солидарен со своим «коллегой» и придерживается варианта с «е».

В вездесущей и всезнающей «Википедии» приведены сразу два варианта написания изучаемого существительного.

Таким образом, можно сделать вывод, что писать и произносить слово «мерчандайзер» («мерчендайзер») можно любым из этих двух способов. Однако в экономической сфере более распространенным будет вариант с «а».

Мерчандайзинг и меркантильность

Хотя рассмотренный англицизм до сих пор полноценно не прижился в российском языке, в нем уже более сотни лет есть родственное для него слово.

Речь идет о существительном «меркантильность» (расчетливость, стремление к выгоде). Как и мерчандайзер (манчендайзер), оно произошло от латинского слова mercans («покупатель»), а дальше фигурировало во многих европейских языках как название торговцев и их занятия.

Однако если в них это было сугубо названием профессии, без какого-то эмоционального оттенка, то в русском, украинском и белорусском оно приобрело именно негативный посыл.

По этой причине словосочетание «меркантильный интерес» воспринимается с негодованием, хотя, по сути, оно является синонимом деловой или финансовой заинтересованности.

Мерчандайзинг, как неотъемлемый элемент торговли, появился в России одновременно с первыми супермаркетами в начале 90-х годов прошлого века. Со временем эта научная дисциплина послужила основой для появления такой профессии, как мерчендайзер.

Что такое мерчендайзинг: определение понятия

В общих чертах мерчандайзинг можно охарактеризовать, как комплекс мероприятий, нацеленных на увеличение объемов продаж торговой организации.

В частности это:

  • Выкладка товара в соответствии со стандартами , направленными на достижение понятного позиционирования, улучшения общего визуального восприятия витрин и привлечения внимания покупателя.
  • Оформление точек продаж, витрин, упаковок товара различными POS-материалами.
  • Работа над звуковым сопровождением , стимулирующим продажи.

Отсюда вытекает, что мерчендайзер - это никто иной, как специалист, отвечающий за продвижение товара.

МерчЕндайзер или мерчАндайзер - как правильно?

Данное слово заимствовано от английского merchandiser и по сути является неологизмом в русском языке.

Единого мнения о правильности написания слова «мерчендайзер» или «мерчандайзер» не существует .

В одних словарях его пишут через букву «е», в других - через «а».

Википедия предлагает оба варианта, как верные в написании.

Если ссылаться на переводческую транскрипцию или калькирование, то оба варианта имеют место быть.

Можете смело использовать при написании, как букву «е», так и букву «а» - это не будет считаться ошибкой.

В чем заключается работа мерчендайзера: должностная инструкция, основные обязанности

Должность мерчендайзера подразумевает стимулирование роста продаж подотчетной категории товаров.

Мерчендайзер должен обладать необходимым набором навыков и знаний , чтобы суметь преподнести свой товар потенциальному покупателю как востребованный и непременно нужный.

Согласно стандартной должностной инструкции, человек, назначаемый на должность мерчендайзера, должен иметь профессиональное образование по специальности «мерчандайзинг», либо иметь дополнительную подготовку в этой области знаний.

В частности он должен знать следующие моменты:


Какие обязанности выполняет мерчендайзер?

Основной пункт в должностной инструкции мерчендайзера — пункт, описывающий его должностные обязанности, которые заключаются в следующем:

  1. Посещает торговые точки на закрепленной за ним территории , согласно утвержденному графику.
  2. Осуществляет выкладку товара в местах продаж , соблюдая при этом установленные стандарты мерчандайзинга.
  3. Следит за наличием на полках максимально возможного ассортимента товаров , сверяет остатки и в случае необходимости оформляет заказ.
  4. Консультирует покупателей о потребительских свойствах товара.
  5. Отвечает за размещение фирменного оборудования и рекламных материалов , а также за своевременность их обновления.
  6. Контролирует наличие корректных ценников на свой товар.
  7. Следит за сроками годности товара и соблюдает ротацию на местах продаж по принципу - товар, изготовленный ранее, располагается ближе к покупателю.
  8. По возможности дублирует точки продаж товара , улучшает условия его размещения по отношению к товарам конкурента.
  9. В случае возникновения претензий со стороны клиента по качеству или количеству поставляемого товара, передает информацию супервайзеру.
  10. По поручению супервайзера, занимается сбором маркетинговых данных.
  11. Ведет отчетность установленной формы по всем закрепленным за ним торговым точкам , в том числе делает фотоотчеты.

В зависимости от специфики работы той или иной компании, список обязанностей мерчендайзера может дополняться и другим функционалом.

Что делает мерчендайзер в супермаркете?

По этой причине они закрепляют за крупными торговыми сетями своих мерчендайзеров, которые в зависимости от объемов продаж, могут находиться целый день на одной торговой точке, либо посещать несколько магазинов за день.

Со своей стороны, руководству супермаркетов и гипермаркетов выгодно пользоваться услугами сторонних мерчендайзеров, поскольку зачастую на их долю приходится до половины всей работы, связанной с выкладкой товара в торговом зале.

Это позволяет им экономить на расходах по заработной плате, так как эти расходы ложатся на плечи компании-поставщика.

Мерчендайзер выполняет в супермаркете весь функционал, который прописан в его должностной инструкции.

В чем заключается работа мерчендайзера в интернет-магазине?

Иногда в объявлениях о работе можно встретить вакансию «мерчендайзер интернет-магазина» .

В таких случаях работодатель просто путается в названии должности и на самом деле ищет маркетолога или оператора по наполнению сайта товарами.

Поскольку в классическом понимании мерчандайзинга, такой специалист, как мерчендайзер, просто не может работать в интернет-магазине.

Мерчендайзер - это тот человек, который работает с товаром в живую.

Поэтому, сталкиваясь с подобной вакансией, Вы должны понимать, что обязанности этих двух специалистов значительно отличаются друг от друга.

Кто такой супервайзер?

Супервайзер — непосредственный руководитель мерчендайзеров и отвечает за их работу на закрепленной за ним территории.

Основные обязанности супервайзера:

  • Четкая постановка задач перед мерчендайзерами и закрепление за каждым из них конкретной территории;
  • Оценка выполнения сотрудниками своих обязанностей;
  • Организация обучения мерчендайзеров, введение новых работников в должность;
  • Составление графика работы своих подчиненных с учетом специфики торговых точек , за которыми они закреплены и контроль за его исполнением;
  • Контроль за соблюдением сотрудниками трудовой дисциплины;
  • Ведение переговоров с руководством ключевых торговых партнеров;
  • Сбор от мерчендайзеров необходимой информации по каждой торговой точке в виде отчетов, ее систематизация и анализ;
  • Составление отчетов для руководства о результатах работы на закрепленной территории.

Супервайзер следит за объемами товарооборота, занимается планированием графика поставок и выкладки товара.

Хотя бы один раз в неделю супервайзер посещает все закрепленные за ним магазины для личного контроля за соблюдением мерчендайзерами правильности выкладки и для решения текущих вопросов с руководством торговых точек.

Мобильный и стационарный мерчендайзер - в чем отличие?

По характеру привязки к торговой точке мерчендайзеры делятся на две группы: мобильные и стационарные.

Если товарооборот большой и требует постоянного присутствия сотрудника , то за магазином закрепляют стационарного мерчендайзера на полный рабочий день.

Если объемы продаж относительно невысокие или совсем маленькие , то в таких точках работают уже мобильные мерчендайзеры , уделяя работе в конкретном магазине ежедневно по несколько часов в день, а то и в неделю.

Такие мерчендайзеры за день объезжают по несколько точек и для большей оперативности на эту должность предпочитают брать людей с личным автомобилем.

Если за мерчендайзером закреплено большое количество точек и все они достаточно удалены друг от друга, то пользуясь общественным транспортом, успеть их объехать за день практически невозможно. И в любом случае больше времени уйдет на передвижение, чем на работу.

Такое разделение связано с объемами товарооборота определенных категорий товара в конкретно взятом магазине.

Обязанности мерчендайзера: для резюме и дальнейшей работы

Выбирая работу мерчендайзера, нужно понимать, что это стартовая позиция в крупных торговых компаниях, преимущественно оптовых. Не редко на эту позицию берут молодых людей без опыта работы, хотя наличие такового в сфере торговли будет Вашим преимуществом при трудоустройстве.

Основные личные качества, которыми должен обладать мерчендайзер:

Из профессиональных навыков будущему мерчендайзеру пригодятся:

  • знание законов, регулирующих торговую деятельность;
  • знание основ мерчандайзинга, менеджмента, маркетинга, социологии, психологии;
  • опыт работы с программами учета товаров;
  • опыт работы с офисной техникой и ТСД.

Для мобильных мерчендайзеров дополнительным конкурентным преимуществом будет наличие водительского удостоверения и личного автомобиля.

Если Вам уже приходилось работать, опишите более подробно свой опыт и функционал с нескольких последних мест работы , желательно не более трех, чтобы резюме не выглядело слишком громоздким.

Особое внимание уделите своим достижениям и приобретенным навыкам. Еще одним плюсом может послужить наличие положительного рекомендательного письма от Вашего бывшего работодателя.

Если же Вы раньше нигде не работали и Вам никогда не доводилось составлять резюме, возьмите за основу несколько готовых образцов из интернета и сделайте свое.

Должностная инструкция мерчендайзера: на что обратить внимание при трудоустройстве?

Если Вы уже составили грамотное резюме и успешно прошли собеседование на должность мерчендайзера, Вам предстоит этап подписания трудового договора и должностной инструкции.

При изучении инструкции особое внимание уделите нескольким пунктам:

  1. Кому Вы подчиняетесь, то есть кто Ваш непосредственный руководитель, как правило, это супервайзер. При этом назначение на должность и освобождение от нее производится непосредственно решением руководителя компании. Это означает, что самостоятельно супервайзер не принимает решения о принятии на работу и увольнении.

Данную информацию Вы найдете в первом разделе — «Общие положения»:

  1. Все в том же первом разделе перечисляются профессиональные навыки и знания , которыми должен обладать мерчендайзер.
  2. Во втором разделе подробно описываются должностные обязанности мерчендайзера . Изучите их с особой тщательностью и старайтесь исполнять в полном объеме в процессе работы, чтобы у работодателя не возникало причин для недовольства и оснований для увольнения.
  3. В третьем разделе описываются права мерчендайзера. Несоблюдение работодателем любого из пунктов этого раздела может служить основанием для невозможности выполнения какой-либо обязанности или выполнения ее не в полной мере.
  4. В заключительном четвертом разделе прописывается ответственность мерчендайзера за те или иные действия . Что касается материальной ответственности, то более подробно она описывается отдельно в коллективном договоре о материальной ответственности.




Top