Хачатур абовян биография. Хачатур абовян - раны армении

Швейцария, несомненно, является одним из самых маленьких существующих федеративных государств. Например, Соединенные Штаты в 227 раз больше, чем Швейцария. Численность населения Швейцарии достигает приблизительно 6,3 миллионов. Однако Швейцария разделена на 26 кантонов, каждый из которых является государством с суверенной юрисдикцией. Кантон Аппенцелль Иннерроден насчитывает только 14000 жителей. В нем меньше жителей, чем государственных служащих в городе Цюрихе. Но эти малые демократические государства могут развиваться в современном окружении высоких технологий и сверхдержав, когда экономика требует больших территорий и больших рынков.

Исторически Швейцария как страна возникла на месте традиционной конфедерации старых средневековых государств. Хотя институционально Швейцария стала федеративным государством, она все еще называется Конфедерацией. Причина этой путаницы заключается в особенностях перевода. По-немецки Швейцария называется «Schweizerische Eidgenossenschaft». Немецкое слово «Eidgenossenschaft» не переводится на французский, итальянский или даже английский языки. Это немецкое слово буквально означает, что Швейцария - это страна, основанная на соглашении «присягнувших».

Каждый субъект Швейцарской конфедерации имеет свою конституцию, легислатуру и правительство, однако их права ограничиваются федеральной Конституцией: согласно ст. 3 Конституции, кантоны суверенны в той мере, в которой их суверенитет не ограничен федеральной Конституцией. Принимая во внимание все эти обстоятельства, исследователи указывают, что Швейцария разделена на 26 кантонов, каждый из которых «является государством с суверенной юрисдикцией» Конституции государств Европы: Т.3 // Под ред. Окунькова Л.А. М.,2001. С. 540..

На федеральном уровне автономия кантонов защищается не только Конституцией, но и политической практикой, часто выходящей за существующие правовые рамки, но и в конечном счете получающей институциональное воплощение.

Швейцария является «пестрой» в этнонациональном отношении страной, состоящей из четырех основных этнических групп: немецкая -- 65%; французская -- 18%; итальянская -- 10%; ретороманская -- 1% (представлена швейцарскими романшами). В соответствии с Конституцией все эти группы равноправны и все четыре языка -- государственные (впрочем, романшский -- «ограниченно» государственный, т. е, не все официальные документы публикуются на этом языке). Лингвистический состав населения таков: немецкий (63,7%), французский (19,2%), итальянский (7,6%), романшский (0,6%). В Швейцарии проживают около 1 млн неграждан-иностранцев (порядка 6% населений принадлежат этническим группам, отличным от перечисленных). Католицизм и протестантизм исповедуют примерно равное число швейцарцев (на прочие культы и религии приходится 5% от общего числа жителей страны).

Швейцарский федеративный опыт уникален: он выходит за рамки классического американского или канадского федерализма. Швейцарское федеративное устройство часто характеризуется в понятиях разделенного (или ограниченного) суверенитета. Согласно Конституции, сувереном -- наравне со всем швейцарским народом как единым целым -- выступают и отдельно взятые кантоны. Кантоны суверенны в том, что они являются учредителями самих себя и соучредителями единого государства. Но государство утверждается также всем швейцарским народом как целым, и это целое тоже суверенно. Таким образом, народ Швейцарии и граждане кантонов «делят» суверенитет. В институционально-функциональном плане это отражается в автономных полномочиях как центральной власти, так и властей кантонов.

Кроме работающего в условиях Швейцарии принципа, что каждое кантональное большинство должно считаться с таким же правом локальных (коммунальных или муниципальных) меньшинств, в швейцарской модели имеются и другие институты сохранения единства на федеральном уровне. Федеральная власть оставляет в своей исключительной законодательной компетенции сферы внешней политики и обороны, финансовую систему, гражданское и уголовное право, патентное право, транспорт, почту, социальное страхование, атомную энергетику. Высшей инстанцией, подтверждающей изменения в конституциях кантонов, которые обязаны выполнять федеральные законы, является Федеральное Собрание.

Высший орган исполнительной власти -- Федеральный Совет. Семь его членов избираются на четырехлетний срок на совместной сессии обеих палат Федерального Собрания. При формировании Федерального Совета исключается избрание двух человек из одного кантона. В декабре каждого года Федеральное Собрание выбирает из состава Федерального Совета Федерального президента и его заместителя сроком на один год. Федеральный президент выполняет функцию главы государства, но имеет весьма ограниченные полномочия, будучи «первым среди равных» в Федеральном Совете. Правительство подотчетно Федеральному Собранию, однако последнее не имеет полномочий по роспуску или отставке Федерального Совета. В свою очередь, Федеральный Совет так же не может распустить парламент.

Из состава нижней палаты парламента выбираются члены Федерального Верховного Суда, Федерального Страхового Суда.

Считается, что судебная система страны функционирует в основном на кантональном уровне. Каждый кантон имеет апелляционный суд, кассационный суд, общегражданский и уголовный суды.

Высшим законодательным органом Швейцарии является Федеральное Собрание, состоящее из двух равноправных палат -- Национального совета и Совета кантонов.

Нижняя палата парламента -- Национальный совет -- состоит из 200 депутатов, избираемых на четырехлетний срок в ходе прямых выборов по пропорциональной системе.

Верхняя палата парламента -- Совет кантонов -- состоит из 46 человек (два депутата от каждого кантона; в разделенных кантонах -- по одному депутату от каждого полукантона), избираемых на основе кантональных законов, которые значительно разнятся от кантона к кантону.

На законодательные акты, одобренные обеими палатами парламента, исполнительной властью не может быть наложено вето. Такие законы также не могут быть опротестованы в судебном порядке. Особенностью законодательного процесса в Швейцарии являются предусмотренные Конституцией страны внесения конституционных изменений или дополнений по итогам референдумов, считающихся наиболее эффективным способом влияния на законодательные решения. 50 тыс. граждан могут потребовать референдума по поводу решения Федерального Собрания. Таким образом, швейцарская политическая традиция отдает предпочтение народным инициативам и референдумам. Как считают сами швейцарцы, в системе, где власть передана кантонам и коммунам, принципы представительной демократии играют второстепенную роль. На кантональном уровне законодательную власть осуществляет Большой Совет или Совет Кантона, или Совет Земли.

Исполнительная власть -- прерогатива правительства кантона, которое возглавляется избираемым местными законодателями один год председателем (эта должность называется в различных кантонах по-разному). В небольших кантонах (полукантонах Аппенцелля и Унтервальдена, Гларус) выборы не проводятся,-- общие собрания граждан принимают решения простым голосованием.

Кантоны лишены права свободного выхода из состава федерации, хотя в Конституции нет положения, регулирующего этот вопрос. Согласно ст. 6 Конституции, кантоны должны получать у федерации одобрение (гарантии) своим Конституциям. Федеральные законы предусматривают меры по обеспечению этих гарантий, в том числе меры федерального вмешательства - отзыв субсидий, применение военной силы, которая не использовалась с 1847 году.

В то же время в выполнении своих обязательств выявляется политическая автономность кантонов, поскольку федеральное правительство не имеет исполнительных структур для прямой реализации федеральных законов. Их внедрение и исполнение -- функция властей кантонов. В данной связи кантоны сохраняют известную остаточную автономию даже в сфере исключительной компетенции федерации. Кантоны не могут организовывать себя по типу монархии. Их правительственная система должна быть либо республиканской, либо демократической. Однако они могут копировать Вестминстерскую модель, американскую или даже французскую президентскую систему. Однако ни один из кантонов не использовал эти возможности. Так что кантональные системы так или иначе изменили систему федерального правительства, единственного в мире правительства, которое копировало директивную систему второй Французской Республики 1795 г. Энциклопедия: Федерализм. // Под ред. В.И. Коваленко. М., 2000. С. 374

Институты местного самоуправления в Швейцарии представлены коммунами (муниципалитетам), т. е. такой формой самоорганизации, которая позволяет наиболее эффективно сбалансировать интересы кантонов и граждан. Последним предоставлена широкая возможность принятия решений на самом низовом уровне. Роль коммун (их насчитывается более трех тысяч) в политическом процессе настолько значительна, что швейцарскую федеративную модель иногда называют коммунальным федерализмом. Постепенно происходит рост числа местных сообществ за счет дробления и образования новых коммун. Примерно половина коммун насчитывает не более 500 человек. В некоторых кантонах коммуны объединяются в районы. Степень автономии коммун различна и регулируется кантональными Конституциями. Однако за ними закреплены некоторые неотъемлемые права: на объединение с другой коммуной, невмешательство сверху, если не нарушается федеральная или кантональная Конституция, определение структуры управления в рамках кантонального законодательства, свобода действий в рамках полномочий, не входящих в компетенцию кантонального или федерального уровня власти.

Целесообразно остановиться на такой уникальной особенности Швейцарии как институт двойного (иногда тройного) гражданства, предусматривающий предоставление федерального гражданства негражданам лишь после получения муниципального (коммунального), а затем и кантонального гражданства.

Принципиально важно, что Конституция Швейцарии начинается словами: «Мы, народ Швейцарии и кантоны», что дает основание говорить, как уже подчеркивалось выше, об особом принципе суверенитета, а также о своеобразной кантональной и коммунальной лояльности, органично дополняемой и лояльностью к федерации в целом. Конституции государств Европы: Т.3 // Под ред. Окунькова Л.А. М.,2001. С. 531.

Необходимо особо отметить характер политической культуры швейцарцев, в значительной степени определяющей облик этой страны. Как утверждал Дэниел Элейзер, несмотря на множество разделительных линий, политическая культура Швейцарии является федералистской во всех своих проявлениях (включая институциональные), особенно в организации ячеек гражданского общества в умении создавать консультативные механизмы с целью принятия решений на основе консенсуса. По мнению этого исследователя ковенантная родословная швейцарского федерализма проявляется хотя бы в том факте, что немецкоговорящие швейцарцы до сих пор называют федерацию «Eidgenossenschaft», что можно перевести как «ассоциация (Genossenschaft), скрепленная особым обязательством в форме взаимной клятвы (Eid)», а гражданина Швейцарии - «Eidgenosse», что означает участника соглашения, товарища, связанного клятвой. Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. № 5. С. 106--115.

Здравый смысл, умеренный консерватизм и толерантность проявляются на всех уровнях власти и во всех сферах жизни Швейцарии. Уже много лет согласно неписаному правилу в федеральное правительство входят по два представителя Радикально-демократической партии, Христианско-демократической народной партии, Социал-демократической партии и один представитель Швейцарской народной партии, что позволяет поддерживать политический баланс в обществе. Так что можно говорить о том, что в многопартийной Швейцарии доминирует четырехпартийная коалиция.

Соблюдению договоренностей по партийному составу федерального совета и других органов федеральной власти способствует партийная система. В отличие от большинства других федераций, в Швейцарии организационные центры партий рассредоточены по кантонам, т. е. географические размежевания внутри партий играют более важную роль, чем идеологические разногласия между различными партиями. В результате на федеральных выборах основная борьба разворачивается непосредственно в кантонах.

Принцип разделения полномочий касается не только Федерального Совета, но и других федеральных структур, а также всех уровней власти. Различные сегменты общества (национальные общины, конфессиональные и языковые группы) рассматриваются как партнеры в политическом процессе. С учетом этого принципа швейцарская федеральная почтовая служба, например, возглавляется тремя директорами, каждый из которых принадлежит к определенной языковой группе.

Хотя в ст. 3 и 5 Конституции провозглашается суверенитет кантонов, они не являются независимыми во внешних сношениях. Согласно ст. 8 Конституции, заключение союзов и договоров является исключительным правом Швейцарской конфедерации, однако -- в качестве исключения -- статья 9 наделяет кантоны «правом заключать соглашения в сфере экономических связей госсектора, регулирования отношений с соседями и по вопросам полицейского сотрудничества при условии, что они ни в чем не противоречат Конфедерации или правам других кантонов». В практическом плане кантоны обладают лишь параллельными и подчиненными полномочиями, что оговорено в ст. 10 Конституции: «В целях добрососедства кантоны могут напрямую устанавливать отношения с соответствующими им по уровню властями и официальными лицами», однако это право, как следует из ст. 9, не должно использоваться «в ущерб Конфедерации или правам других кантонов». Конституции государств Европы: Т.3 // Под ред. Окунькова Л.А. М.,2001. С. 531-540.

Швейцария во многих отношениях является потенциально очень конфликтной страной. Поэтому так важны процедуры, которые помогают сохранять спокойствие в обществе.

Многие наблюдатели думают, что демократические процедуры в Швейцарии неэффективны, поскольку требуется обычно более десяти лет, чтобы реализовать политическую идею, которая нуждается в поправках к конституциям и законам. Но такая процедура позволяет всем группам, интересы которых не совпадают, защитить свои интересы в процессе рациональной и открытой процедуры.

Кроме того, поскольку парламентские предложения о новых законах или расходах отклоняются, если граждане не убеждены в их легитимности и необходимости, меньшинства всегда имеют возможность помешать принятию новых законов в ходе референдума. И, так как легко предлагать новые инициативы, меньшинства также имеют хорошую возможность для выдвижения новых политических идей и возобновления установленных политических структур.

Многие критики утверждают, что эти процедуры очень неэффективны. Если эффективность измерять временем, необходимым для реализации новых идей, которые будут приняты на уровне законов, эта критика оправдана. Но, если принимать во внимание, что эти идеи должны быть осуществлены в обществе, что они должны быть приведены в исполнение без полицейской силы и без нарушения интересов меньшинств, тогда испытание таковых идей на эффективность в Швейцарии проходит успешно.

Швейцария

Швейцарская Конфедерация

Площадь: 41,3 тыс. кв. км

Административно-территориальное деление: 26 кантонов

Столица: Берн

Официальные языки: немецкий, французский, итальянский и ретороманский

Денежная единица: швейцарский франк

Население: 7,5 млн (2007)

Плотность населения на кв. км: 181,5 чел.

Доля городского населения: 68 %

Этнический состав населения: германо-швейцарцы, франко-швейцарцы, итало-швейцарцы и ретороманцы; ок. 20 % населения страны составляют иностранцы (итальянцы, испанцы, немцы, французы и др.)

Религия: доминирует католическое христианство (42 % населения), на втором месте – протестантизм (33 % населения)

Основа экономики: промышленность, банковские услуги

Занятость населения: в сфере услуг – св. 70 %; в промышленности – ок. 26 %; в сельском хозяйстве – ок. 4 %

ВВП: 386,1 млрд USD (2007)

ВВП на душу населения: 51,4 тыс. USD

Форма государственного устройства: федерализм

Форма правления: парламентская республика

Законодательный орган: двухпалатный парламент

Глава государства: президент

Глава правительства: премьер-министр

Партийные структуры: многопартийность

Основы государственного устройства

В раннее Средневековье почти вся территория Швейцарии входила во Франкское государство. После распада империи Карла Великого Швейцария делилась на множество практически не связанных между собой земель – кантонов (от фр. canton – округ). В августе 1291 г. с целью совместных действий против территориальных претензий Габсбургов лесные кантоны Швейцарии заключили между собой «вечный союз», заложивший основы Швейцарской Конфедерации (Швейцарского Союза), которая обладала широкими правами в рамках Священной Римской империи. (1 августа в Швейцарии отмечается национальный праздник – День основания Конфедерации.)

За долгие годы существования государства, конституции, отражавшие различные периоды истории Швейцарии, принимались пять раз: в 1795, 1802, 1848, 1874 гг. и последняя – в 1998 г. 18 декабря 1998 г. одобрена парламентом, 18 апреля 1999 г. принята на референдуме, 1 января 2000 г. вступила в силу). В составе нынешней Конституции преамбула, шесть частей и сто девяносто семь статей. Поправки к Конституции выносятся на референдум и окончательно принимаются волеизъявлением народа.

Благополучие Швейцарии тесно связано с политикой нейтралитета. С 1848 г. нейтралитет является конституционной нормой.

Коллективным главой государства и одновременно высшим органом исполнительной власти (правительством) является Союзный (Федеральный) совет в составе семи членов, которых сроком на четыре года избирает парламент. Все члены Совета равны в правах и принимают решения исключительно на коллегиальной основе. Из числа советников по принципу ротации избирается Союзный президент, полномочия которого длятся не более года; на следующий срок заступает член Совета, занимавший до того пост вице-президента. Президент председательствует на заседаниях Союзного совета и выполняет в основном представительские функции. Каждый из советников возглавляет один из союзных департаментов (министерств): департамент иностранных дел; департамент внутренних дел; департамент юстиции и полиции; департамент обороны, защиты населения и спорта; департамент экономики; департамент финансов; департамент транспорта, связи и энергетики.

Верховную (законодательную) власть в Конфедерации осуществляет Союзное собрание (парламент), которое состоит из двух палат: Национального совета и Совета кантонов. Конституция указывает, что обе палаты имеют равное положение.

Выборы в Национальный совет (двести депутатов) производятся раз в четыре года. В основу выборов положен принцип пропорциональности. Каждый кантон должен иметь в Совете не менее одного места. Процедура выборов в Совет кантонов регулируется самими кантонами. Всего в Совет кантонов по мажоритарной системе избираются сорок шесть депутатов. Срок полномочий депутатов определяется конституциями кантонов, обычно это три или четыре года.

Председатели обеих палат переизбираются ежегодно.

Избирательным правом в Швейцарии пользуются граждане, достигшие восемнадцати лет. Важно указать, что Швейцария стала последней страной в Европе, предоставившей избирательные права женщинам. Произошло это в 1971 г.

Каждый из двадцати шести кантов Швейцарии имеет свою конституцию, парламент и правительство. Основными административно-территориальными единицами кантонов являются коммуны (всего в Швейцарии около трех тысяч коммун). Прямое демократическое правление осуществляется при помощи проведения референдумов и собраний коммун.

Судебная система

На уровне Конфедерации верховным органом правосудия является Союзный суд, который одновременно осуществляет функции Конституционного суда. Согласно сто восемьдесят девятой статьи Конституции, в его компетенцию входит разрешение жалоб на нарушение конституционных прав; на нарушение автономии общин и других гарантий кантонов в пользу публично-правовых корпораций; на нарушение государственных договоров или договоров кантонов. Также Союзный суд может рассматривать публично-правовые споры между Союзом и кантонами или между кантонами.

В каждом кантоне действует своя судебная система.

Ведущие политические партии

В Швейцарии зарегистрировано более двадцати партий общенационального уровня, в кантонах есть свои партии.

Старейшая Радикально-демократическая партия Швейцарии (РДПШ) основана в 1848 г. С этого же года неизменно представлена в парламенте.

Достоин уважения и возраст Демократическо-христианской партии Швейцарии (ДХПШ; до 1970 г. называлась Консервативная христианско-социальная католическая партия). В 2008 г. ей исполнилось сто двадцать семь лет.

Ненамного моложе ДХПШ Социал-демократическая партия Швейцарии (СДПШ), существующая с 1888 г. В конце XIX – начале ХХ в. основной костяк партии составляли политические эмигранты из разных стран, в том числе и из Российской империи.

В 1913 г. был основан Либерально-демократический союз Швейцарии (ЛДСШ), в наши дни преобразованный в Либеральную партию Швейцарии (ЛПШ).

Преемницей Коммунистической партии Швейцарии (КПШ), основанной в 1921 г. и в 1944 г. прекратившей свое существование, стала Швейцарская партия труда (ШПТ). В последней четверти ХХ в. ШПТ пересмотрела свои позиции, прежде ориентированные на достижение социалистических идеалов, и сблизилась с демократами.

Швейцарская народная партия (ШНП) существует с 1971 г. Под ее крылом объединились выходцы из Партии крестьян, бюргеров и ремесленников (основана в 1919 г.) и Демократической партии Швейцарии (основана в 1941 г.).

К новым партиям относятся Евангелическая народная партия, партия «Швейцарские демократы» и «зеленые».

Президент

Ежегодно сменяемый член коллегиального Союзного совета; полномочия президентов начинаются и заканчиваются 1 января

Из книги Энциклопедия собаки. Охотничьи собаки автора Пуньетти Джино

167. ШВЕЙЦАРСКАЯ ГОНЧАЯ (Лауфхунд) Происхождение. Эта гончая произошла от охотничьих собак, которых разводили на побережье Нила. В Европу они были завезены финикийцами, а в Швейцарию - римскими легионерами. Самое первое изображение этой собаки, которое хранится в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШВ) автора БСЭ

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XIX века автора Новиков В И

Из книги История конницы [с иллюстрациями] автора Денисон Джордж Тэйлор

Из книги Все страны мира автора Варламова Татьяна Константиновна

ШВЕЙЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Из книги Памятка гражданам СССР, выезжающим за границу автора Автор неизвестен

Из книги Энциклопедия юриста автора

Швейцария Швейцарская Конфедерация Дата создания независимого государства: 1 августа 1291 г.Площадь: 41,3 тыс. кв. кмАдминистративно-территориальное деление: 26 кантоновСтолица: БернОфициальные языки: немецкий, французский, итальянский и ретороманскийДенежная единица:

Из книги Зарубежная литература XX века. Книга 2 автора Новиков Владимир Иванович

Швейцарская Конфедерация Консульский отдел посольства: г. Берн, Эльфенаувег, 81, 3006, тел. 031/44-05-67, телекс 911297, телефакс 031/44-55-95.Генеральное консульство: г. Женева, Рю Шоб, 24, 1202, тел. 022/734-90-83, 022/734-79-55, телекс

Из книги 365 секретов для красоты и здоровья женщины автора Мартьянова Людмила Михайловна

Швейцария (Швейцарская Конфедерация) ШВЕЙЦАРИЯ (Швейцарская Конфедерация) - государство, расположенное в Центральной Европе. Несмотря на то что официальное название страны - Швейцарская Конфедерация, это федеративное государство. Оно состоит из 23 кантонов, три из

Из книги Энциклопедия спецназа стран мира автора Наумов Юрий Юрьевич

ШВЕЙЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Роберт Вальзер (Robert Walser) Помощник (Der Gehulfe) Роман (1908) Швейцарская провинция начала XX в. Молодой человек по имени Иозеф Марти поступает помощником в техническое бюро инженера Карла Тоблера. До

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

ШВЕЙЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

(официальное название Швейцарская Конфедерация) - государство в центральной Европе. На севере граничит с Германией, на западе с Францией, на юге с Италией, на востоке с Австрией и Лихтенштейном.

Площадь - 41,3 тысяч кв. км.

Столица - Берн (127 тысяч человек).

Население - 7,56 млн человек. 20,2 % населения страны составляют иностранцы.

Крупнейшие города (в тыс. человек) - Цюрих (365), Женева (185), Базель (165), Лозанна (123). Официальные языки: немецкий (швейцарский диалект, так называемый «швицердюч») - 64% населения), французский - 20%, итальянский - 6,5%, ретороманский - 0,5%.

Доминирующие конфессии - римско-католическая (42% населения) и протестантская (33%). Приверженцы православия составляют 4,4%, ислама - 4,3%, иудаизма - 0,3%. 11% населения не причисляют себя ни к одной из конфессий.

Государственный флаг - квадратное полотнище красного цвета с белым симметричным крестом в центре. Герб страны - белый крест на красном щите.

Денежная единица - швейцарский франк (1/100 франка - сантим).

История государства

В древние времена Швейцария называлась Гельвецией . Будучи покоренными римлянами, племена гельветов продолжали сопротивляться их власти, пока империя не распалась. Тогда страна стала частью королевства Бургундии. После этого гельветы попали под господство франков, а затем германских императоров.

В 1291 году кантоны Ури, Швиц и Унтервальден заключили между собой «союз на вечные времена» для борьбы против Габсбургов, пытавшихся подчинить себе земли, расположенные на подступах к Сен-Готтардскому перевалу - кратчайшему транзитному пути из Южной Европы в Северную и Западную. Постепенно за счет добровольного вхождения в союз соседних территорий сформировалось многонациональное швейцарское государство.

С 1848 года конституционной нормой Швейцарии является постоянный вооруженный нейтралитет, признанный и гарантированный европейскими державами на Венском конгрессе 1815 года и впоследствии подтвержденный Версальским договором 1919 года.

В 1990-х годах Швейцария модернизировала свою концепцию внешней политики, в т. ч. по вопросу нейтралитета. Теперь участие в создании систем коллективной безопасности, в многосторонних акциях по линии ООН и ОБСЕ рассматриваются как совместимое с нейтральным статусом. Однако присоединение к любому военному союзу по-прежнему исключается. Швейцария твердо придерживается политики нейтралитета и не намерена отходить от нее в дальнейшем, в том числе в качестве члена ООН, коим является с 2002 года.

Государственное устройство

Швейцария - федеративная парламентская республика. Состоит из 26 кантонов, каждый их которых имеет свою конституцию, парламент и правительство.

Самым молодым является кантон Юра , отделившейся в 1979 году от кантона Берн после того, как осенью 1978 года народ Швейцарии подавляющим большинством проголосовал за его создание.

Законодательная власть Швейцарии принадлежит парламенту - Федеральному собранию, состоящему из двух палат : Национального совета (200 депутатов, председатель на 2009 год - Чиара Симонеши-Кортеси (Chiara Simoneschi-Cortesi и Совета кантонов (46 депутатов, председатель на 2009 год - Ален Берсе (Allen Berse

Национальный совет избирается прямым тайным голосованием по пропорциональной системе сроком на 4 года, Совет кантонов - по мажоритарной системе. Председатели палат переизбираются ежегодно. Последние парламентские выборы состоялись 21 октября 2007 года.

Коллективным главой государства и высшим органом исполнительной власти (правительством) является Федеральный совет в составе семи федеральных советников (министров), избираемых парламентом на четыре года. Согласно Конституции, все они равны в правах, принимают решения строго на коллегиальной основе.

Глава государства и правительства - Президент Конфедерации. Он избирается парламентом из числа членов Федерального совета на один год в порядке ротации, председательствует на заседаниях Федсовета и выполняет в основном представительские функции.

В 2009 году Президентом Швейцарии является Ханс-Рудольф Мерц (Hans-Rudolf Merz).

С 1953 года Федеральный совет традиционно формируется на основе коалиции четырех ведущих партий страны: Социал-демократической (СДПШ), Радикально-демократической (РДПШ), Швейцарской народной партии (ШНП) и Христианско-демократической (ХДПШ).

Каждый из федеральных советников возглавляет один из Федеральных департаментов (министерств).

В Швейцарии зарегистрированы более 20 партий общенационального уровня, 13 из которых представлены в федеральном парламенте.

В профсоюзном движении выделяются Объединение швейцарских профсоюзов (ОШП), Швейцарская конфедерация христианско-национальных профсоюзов, Федерация швейцарских объединений служащих.

Вооруженные силы организованы по милиционному принципу на основе всеобщей воинской обязанности. Численность - 226 тысяч человек. Состоят из 4 мотопехотных, 3 горнострелковых и 2 бронетанковых бригад, бригады связи и управления, сил ВВС и ПВО (по одной учебно-боевой бригаде).

Экономика и финансы

Швейцария - высокоразвитое индустриальное государство с интенсивным сельским хозяйством и почти полным отсутствием каких-либо полезных ископаемых.

Страна является одним из важнейших банковских и финансовых центров мира (Цюрих - третий после Нью-Йорка и Лондона мировой валютный рынок). В стране функционирует около 4 тысяч финансовых институтов, в том числе множество филиалов иностранных банков. На швейцарские банки приходится 35-40 % мирового управления собственностью и имуществом частных и юридических лиц. Они пользуются хорошей репутацией у клиентов благодаря стабильной внутриполитической обстановке, твердой швейцарской валюте, соблюдению принципа "банковской тайны". Банковский сектор страны производит 11% ВВП, дает до 20% всех налоговых поступлений в бюджет государства.

Важнейшую статью дохода Швейцарии составляет транзит грузов через территорию страны (50% грузооборота между северной и южной частями Западной Европы).

По производству ВВП на душу населения (62,8 тысяч швейцарских франков) Швейцария занимает четвертое место в мире, уступая лишь Лихтенштейну, Люксембургу и Норвегии.

Ведущие отрасли промышленности - микроэлектроника, биотехнологическая, электротехническая и фармацевтическая промышленность.

Доля сельского хозяйства в валовом национальном продукте составляет 2,4%. Основная отрасль - мясомолочное животноводство (75% валового объема сельхозпродукции). За счет собственного производства обеспечивается около 60% потребности населения страны в аграрной продукции.

В производстве электроэнергии доля гидроэлектростанций составляет до 60%, АЭС - 39,5%.
Наибольший объем внутренних перевозок осуществляется железнодорожным транспортом. Общая протяженность железных дорог - 4840 тысяч км; автомобильных - 71300 км (в т.ч. 1730 км скоростных).

Внешнеэкономические связи ориентированы главным образом на Западную Европу и Северную Америку (83% внешнеторгового оборота, в том числе 60% экспорта и до 80% импорта - на страны Европейского союза). Экспорт капитала приходится в основном на 10 ведущих промышленно развитых стран. Общий объем швейцарских прямых инвестиций за рубежом составляет 444,7 млрд швейцарских франков, портфельных - 857,8 млрд Зарубежные авуары швейцарских банков достигают 2,2 трлн швецарских франков.

Существенную роль в экономике страны (5,3% ВВП) играет международный туризм. Являясь традиционной страной туризма, Швейцария удерживает в этой сфере прочные позиции в Европе. Наличие развитой туристической инфраструктуры, сети железных и автомобильных дорог в сочетании с живописной природой и выгодным географическим положением обеспечивает приток в страну значительного количества туристов.

Международную известность имеет город Давос , расположенный в восточной Швейцарии, в кантоне Граубюнден, на реке Ландвассер. Это самый высокогорный (1560 м над уровнем моря) город Европы. Известен как горнолыжный курорт и место проведения Всемирного экономического форума ("Давосский форум"). Кроме того, в Давосе ежегодно проводится международный турнир по хоккею с шайбой, известный как кубок Шпенглера.

Государство в Центральной Европе. Столица - г. Берн. Форма государственного устройства - федеративное государство. Название "конфедерация" - результат компромисса, достигнутого при одобрении Конституции 1848 г., положившего конец противостоянию (принявшему в 1830-1332 гг. вооруженную форму) между сторонниками унитарной Гельветической Республики, провозглашенной в 1798 г. под влиянием Французской революции (упразднена в 1803 г.), и сторонниками союза независимых кантонов по Договору о Союзе 1815 г. Ныне действующая Конституция 1874 г. определяет (ст. 3) пределы суверенитета кантонов: "Кантоны суверенны в той мере, в какой их суверенитет не ограничивается федеральной конституцией. Они осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти". Это позволяет характеризовать Ш. именно как федеративное государство, причем как федерацию конституционную, а не договорную. Территориальное деление - 23 кантона (даны названия в соответствии с языком, на котором говорит большинство жителей данного кантона): Ааргау, Аппенцелль, Базель, Берн, Вале, Во, Гларус, Граубюнден, Женева, Золотурн, Люцерн, Невша-тель, Санкт-Галлен, Тичино, Тур-гау, Унтервальден, Ури, Фрибург, Цуг, Цюрих, Шафхаузен, Швиц, Юра. Каждый кантон имеет свою Конституцию, парламент и правительство. В пределах своей компетенции кантоны издают законодательные акты. Глава государства - президент, избираемый Федеральным собранием (парламентом) из числа членов Федерального совета (правительства) сроком на 1 год без права переизбрания на следующий срок. Обычно на этом посту чередуются представители различных кантонов. Одновременно избирается и вице-президент, представляющий, как правило, другую языковую и религиозную общность. Законодательная власть на федеральном уровне осуществляется Федеральным собранием, состоящим из двух палат: Совета кантонов (верхняя палата) и Национального совета (нижняя палата). Совет кантонов состоит из 49 депутатов (каждый кантон избирает по два депутата). Национальный совет состоит из 200 депутатов, избираемых всеобщим прямым голосованием по системе пропорционального представительства сроком на 4 года. Помимо законотворческой деятельности в компетенцию парламента входит избрание правительства, Федерального суда, канцлера, главнокомандующего армией, а также одобрение конституций кантонов, контроль за исполнением кантонами своих обязанностей как членов федерации. Исполнительная власть осуществляется Федеральным советом - правительством - во главе с президентом. В состав правительства входят на коалиционной основе 7 федеральных советников (министров), являющихся начальниками департаментов. Вице-президент также входит в состав правительства, возглавляя один из департаментов. Правительство избирается парламентом сроком на 4 года. Помимо обычных для правительства полномочий, Федеральный совет вправе решать споры между кантонами, в том числе и по вопросам применения федерального законодательства. Он также дает заключения по законопроектам, внесенным палатами Федерального собрания или законодательными органами кантонов. Судебная система имеет два уровня: федеральный и кантональный. Федеральный суд, все члены которого избираются Федеральным собранием, состоит из нескольких палат по отраслям права. На него возложены также функции конституционной юрисдикции. В виде отдельной его палаты заседает Федеральный суд по социальному страхованию. Судебные органы кантонов не единообразны и несут на себе печать местных традиций. Они имеют в своем составе мировых судей, полицейские суды, исправительные трибуналы и т. д. В ряде кантонов суды избираются населением; мировыми судьями могут быть и лица без юридического образования. Однако следствие и защита осуществляются на профессиональной основе. (А. К.)


Смотреть значение Швейцария (швейцарская Конфедерация) в других словарях

Конфедерация — ж. лат. тесный союз государей или государств. Польские конфедерации были заговоры, возмущенья.
Толковый словарь Даля

Конфедерация Ж. — 1. Союз независимых государств, имеющих объединенные органы для координации военной, внешнеполитической и некоторых других задач. // Соответствующая форма государственного........
Толковый словарь Ефремовой

Швейцарская Ж. — 1. Комната швейцара.
Толковый словарь Ефремовой

Конфедерация — конфедерации, ж. (латин. confoederatio). 1. Союз, сообщество, объединение каких-н. организаций (право). государств. Всеобщая унитарная конфедерация труда во Франции (объединение........
Толковый словарь Ушакова

Конфедерация — (от лат. confoederatio - союз, объединение) - форма межгосударственного объединения, при которой государства-субъекты К. образуют постоянный союз в целях координации своей........
Политический словарь

Конфедерация — -и; ж. [лат. confederatio]
1. Союз, объединение каких-л. организаций. Всемирная к. труда. К. профсоюзов.
2. Союз государств, сохраняющих свою независимость и объединяющихся........
Толковый словарь Кузнецова

Конфедерация — (позднелат. confoederatio -
союз,
объединение) - временный союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных........
Экономический словарь

Форма Счетоводства, Швейцарская — - разновидность французской формы счетоводства. Ее особенность заключалась в
переносе статей из памятной
книги в Главную.
Техника переноса предполагала........
Экономический словарь

Швейцарская Биржа Финансовых Фью — (Swi Option and Financial Future Exchange, SOFFEX) учреждена в 1988 г. фондовыми биржами Цюриха, Базеля и Женевы при участии пяти
банков. Находится в Цюрихе. Среди совершаемых сделок -
........
Экономический словарь

Швейцарская Биржа Финансовых Фьючерсов И Опционов — Первая полностью автоматизированная мировая система торговли с полностью интегрированной и автоматизированной клиринговой системой. Контракты включают свободно........
Экономический словарь

Swiss Options And Financial Futures Exchange (soffex) (швейцарская Биржа Финансовых Фьючерсов И Опци — Расположенная в Цюрихе биржа финансовых фьючерсов (financial futures). Среди совершаемых на ней сделок присутствуют индексные фьючерсы (index futures) на базе индекса швейцарского........
Экономический словарь

Швейцарская — -ой; ж. Комната швейцара в подъезде.
Толковый словарь Кузнецова

Ашанти Конфедерация — раннеполитическое образование ашанти на территориисовременной Ганы. Основана в кон. 17 - нач. 18 вв. ЗахваченаВеликобританией и в 1901 включена в состав колонии Золотой Берег.

Барская Конфедерация — в 1768-72 вооруженный союз польской шляхты противкороля Станислава Понятовского и России. Образовалась в г. Бар (Подолье).Подавление королевскими войсками Барской конференции........
Большой энциклопедический словарь

Всемирная Конфедерация Труда (вкт) — основана в 1920 при поддержкеВатикана под названием Международная конфедерация христианских профсоюзов(МКХП). Св. 14 млн. членов (кон. 1990). Местопребывание - Брюссель.
Большой энциклопедический словарь

Всеобщая Итальянская Конфедерация Труда — крупнейший национальныйпрофцентр Италии. Основан в 1944. 4,5 млн. членов (1992).
Большой энциклопедический словарь

Всеобщая Конфедерация Труда — Франции - крупнейший национальный профцентр.Основан в 1895. Входит во Всемирную федерацию профсоюзов. 1,3 млн. членов(1988).
Большой энциклопедический словарь

Ирландская Конфедерация — революционная организация в 1847-48. Созданалевыми элементами Ассоциации рипилеров. Организованное Ирландскойконфедерацией восстание (1848) было подавлено английскими........
Большой энциклопедический словарь

Конфедерация — (от позднелат. confoederatio - союз - объединение),1) формагосударственного устройства, при которой государства, образующиеконфедерацию, полностью сохраняют свою независимость,........
Большой энциклопедический словарь

Конфедерация Журналистских Союзов — самоуправляемая независимая творческаяорганизация. Создана в 1991 в Москве (ведет историю от Союза журналистовСССР, основан в 1959).
Большой энциклопедический словарь

Конфедерация Союзов Кинематографистов — творческая общественнаяорганизация, объединяющая деятелей киноискусства различных государств.Создана в 1990 в Москве на основе Союза кинематографистов СССР (образованв........
Большой энциклопедический словарь

Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов (мксп) — основана вдекабре 1949 в Лондоне в результате раскола Всемирной федерации профсоюзов(ВФП); в 1989 - 142 национальных организации 100 стран и территорий общейчисленностью ок.........
Большой энциклопедический словарь

Международная Конфедерация Христианских Профсоюзов — до 1968 названиеВсемирной конфедерации труда.
Большой энциклопедический словарь

Саксонская Швейцария — (Sachsische Schweiz) - предгорья Рудных гор, наюго-востоке Германии, в Саксонии. Высота 500-700 м. Прорезана ущельями р.Эльба и ее притоков. Причудливые формы рельефа (башни, иглы,........
Большой энциклопедический словарь

Тарговицкая Конфедерация — союз польских магнатов (акт Тарговицкойконфедерации опубликован 14.5.1792 в местечке Тарговица, Targowica).Стремясь ликвидировать реформы Четырехлетнего сейма, Тарговицкаяконфедерация........
Большой энциклопедический словарь

Французская Демократическая Конфедерация Труда (фдкт) — национальныйпрофессиональный центр Франции. Основан в 1964. Ок. 470 тыс. членов (1992).
Большой энциклопедический словарь

Швейцария — (нем. Schweiz - франц. Suisse, итал. Svizzera), ШвейцарскаяКонфедерация, государство в Центр. Европе. 41,3 тыс. км2. Население 6,99млн. человек (1993). Городское население 60% (1991). Официальные........
Большой энциклопедический словарь

Конфедерация — конфедера́циясоюз государственных образований на основе принципов федерализма. Государства, входящие в конфедерацию, сохраняют свою независимость и имеют собственные........
Географическая энциклопедия

Саксонская Швейцария — Саксо́нская Швейца́рия(Sächsische Schweiz), сев. предгорья Рудных гор на ЮВ. Германии, между городами Пирна (Германия) и Дечин (Чехия). Высота 500–700 м. Сложены песчаниками и конгломератами,........
Географическая энциклопедия

Швейцария — (немецкое Schweiz, французское Suisse, итальянское Svizzera, английское Switzerland), Швейцарская Конфедерация, гос-во в Центр. Европе. Пл. 41,3 тыс. км², столица Берн. Федерация в составе........
Географическая энциклопедия

Государство в Центральной Европе.
Территория - 41,3 тыс. кв.км. Столица - г.Берн.
Население - 7 млн.чел. (1998 г.).
Официальные языки - немецкий, французский и итальянский, государственные - немецкий, французский, итальянский и ретороманский.
Религия - 46% верующих - католики, 40% - протестанты.
В 58 г. до н. э. территорию современной Швейцарии, которую населяли кельтские племена гельветов, завоевали римляне. С 536 г. - в составе Франкского государства. Официальная дата основания Швейцарской Конфедерации - 1 августа 1291 г., когда 3 кантона - Швиц, Ури и Унтервальден - заключили военный союз о дружбе и взаимопомощи и создали самостоятельное формирование в рамках Священной Римской империи. В течение XIII - XVI вв. к этому союзу примкнуло еще 10 кантонов. В 1499 г. Швейцария получила фактическую независимость. В 1798 г. в страну вступили французские войска. Венский конгресс 1815 г. восстановил национальную независимость Швейцарии и провозгласил ее "вечный нейтралитет". В гражданской войне 1847 г. федеральные войска разгромили союз отсталых католических кантонов. Это позволило ликвидировать остатки феодализма и провести централизацию страны. В 1848 г. была принята Конституция, официально провозгласившая Швейцарию федеративным государством.

Государственное устройство

Несмотря на то что официальное название страны - Швейцарская Конфедерация, по форме государственного устройства это федеративное государство. Оно состоит из 23 кантонов, 3 из которых делятся на полукантоны. В Швейцарии имеется многообразная система различных форм местного управления и самоуправления; каждый кантон самостоятельно определяет вопросы их организации. Большинство кантонов в административном отношении делятся на округа и общины. В мелких кантонах и полукантонах имеются только общины. В каждом кантоне действует своя конституция, работают парламент и правительство. Границы их суверенитета определены в федеральной Конституции: "Кантоны суверенны в той мере, в какой их суверенитет не ограничивается федеральной конституцией. Они осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти" (ст.3).
Ныне действующая Конституция принята референдумом 14 апреля 1999 г. и вступила в силу с 1 января 2000 г. Она не внесла радикальных изменений в государственное устройство страны, а лишь объединила накопившиеся многочисленные поправки к прежней Конституции 1874 г. в новый текст. Из последнего были удалены анахронизмы и внесены некоторые новые положения, как правило, пользующиеся широкой поддержкой среди населения. Так, в обновленный Основной закон вошли статьи, закрепляющие права детей, молодежи, право на забастовку.
По форме правления Швейцария - парламентская республика оригинального типа. Политический режим - демократический.
Законодательную власть осуществляет парламент - Федеральное собрание, которое состоит из 2 палат - Национального совета и Совета кантонов. В Национальный совет входят 200 депутатов, избираемых на 4 года всеобщим голосованием на основе пропорционального представительства. В Совете кантонов заседают 46 депутатов (по 2 от кантонов и по 1 от полукантонов); часть их избирается местными парламентами, часть назначается правительствами кантонов. Срок полномочий членов Совета кантонов - от 3 до 4 лет. Конституция устанавливает, что очередные сессии парламента проводятся 1 раз в год. Они созываются федеральным правительством. По требованию правительства, депутатов парламента или нескольких кантонов могут быть созваны чрезвычайные сессии.
В качестве рабочих органов в обеих палатах образуются постоянные и временные комиссии. Так, в комиссиях происходит первоначальное рассмотрение законопроектов, поступающих затем на пленарные заседания палат. На пленарных заседаниях после обсуждения законопроекта депутатами он ставится на голосование. Если за него проголосовало большинство в обеих палатах, законопроект считается принятым. Когда мнения палат расходятся, из их представителей на паритетных началах образуется согласительная комиссия. Если и она не приходит к положительному решению, законопроект больше не рассматривается.
Помимо законодательной деятельности "по всем вопросам, относящимся к ведению федерации", Федеральное собрание наделено рядом других функций, определенных Конституцией. Оно избирает правительство, Федеральный суд, канцлера и главнокомандующего армией. Федеральное собрание определяет бюджет, ратифицирует договоры с иностранными государствами, имеет право объявлять войну и заключать мир. В его компетенцию входит одобрение конституций кантонов и принятие решений о мерах, обеспечивающих выполнение кантонами своих федеральных обязанностей. Федеральное собрание также правомочно решать вопросы о мерах по охране "внутреннего порядка" и по предотвращению "угрозы Федерации". Оно, кроме того, контролирует федеральную администрацию, вооруженные силы, обладает правом помилования. Контроль за деятельностью правительства выражается в основном в форме интерпелляций и рассмотрения ежегодных отчетов правительства о своей деятельности. Однако парламент не вправе потребовать отставки правительства или отдельных его членов.
Высшую исполнительную власть осуществляет Федеральный совет - правительство Швейцарии. В его состав входят 7 человек, избираемых Федеральным собранием. Правительство формируется из представителей коалиционных партий, обладающих большинством в парламенте. Во главе Федерального совета стоит Президент, ему помогает Вице-президент. И тот и другой ежегодно избираются Федеральным собранием из числа членов правительства. Один и тот же человек не может быть избран Президентом или Вице-президентом 2 раза подряд. Президент председательствует в Федеральном совете и выступает от имени федерации в отношениях с другими государствами. Иных прерогатив по сравнению с остальными членами правительства он не имеет.
Выборы членов Федерального совета происходят каждые 4 года после избрания Национального совета. Члены парламента, избранные в Федеральный совет, уже не могут осуществлять депутатские полномочия, а также состоять на службе федерации или кантонов. Полномочия Федерального совета достаточно обширны: в его ведении находятся экономические, финансовые и социальные вопросы федерального уровня, оборона страны, разведка. Правительство руководит внешней политикой, решает споры между кантонами по поводу применения федерального законодательства. За ним закреплено право принятия чрезвычайных мер.
Определенные полномочия возложены на Федеральный совет в сфере законодательства. Он обладает правом законодательной инициативы, рассматривает законопроекты, внесенные палатами Федерального собрания или кантонами, и дает по ним заключения. Правительство может самостоятельно издавать различные нормативные акты, а при осуществлении им чрезвычайных полномочий - общеобязательные постановления. Заседания правительства проводятся каждую неделю, решения принимаются единогласно. Руководство различными сферами государственной жизни распределено в правительстве между департаментами (внутренних дел, иностранных дел, финансов и таможен и др.).

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система Швейцарии входит в романо-германскую правовую семью. Первые в истории положения собственно швейцарского права были сформулированы в договоре об образовании Швейцарского Союза, заключенном свободными крестьянами 3 кантонов (Швиц, Ури и Унтервальден) в 1291 г. Этот договор, заложивший фундамент швейцарской государственности, одновременно закрепил принцип самостоятельности правовых систем и судебных органов каждого из кантонов. Исключение составляли лишь вопросы совместной вооруженной борьбы против Габсбургов, а также единообразного уголовного преследования наиболее опасных преступлений - убийства, поджога, разбоя. На протяжении последующих столетий существования Швейцарского Союза, к которому последовательно присоединялись все новые кантоны (к началу XVI в. их стало и до 1789 г. оставалось 13), в отдельных его частях действовали собственные собрания правовых обычаев городских и сельских районов (городское и земское право). Неписаное обычное право, основные нормы которого оглашались городскими и сельскими старейшинами накануне судебных заседаний, со временем стало записываться и даже приобретать более или менее кодифицированный характер. Например, в кантоне Гларус в 1387 г. были записаны конституция и правила судебной процедуры, а в 1448 г. издан земский кодекс. Такие правила и кодексы нередко заимствовались кантонами у своих соседей.
Важным источником права со временем стали совместные акты, принятые всеми или большинством кантонов. Например, так называемая Поповская хартия 1370 г. провела четкие разграничения между светской и церковной юрисдикцией, а также запретила всем проживавшим на территории Швейцарского Союза обращаться к иностранным судам с исковыми заявлениями, за исключением некоторых категорий брачных и церковных дел, подсудных епископскому суду в Констанце.
Существенным дополнением к местным источникам права нередко служили, как и в других частях средневековой Европы, отдельные принципы и нормы римского права, а также "Каролина" - уголовно-судебное уложение, изданное в 1532 г. императором Священной Римской империи Карлом V. В отношении швейцарских наемников, состоявших на иностранной военной службе, "Каролина" была официально признана действующим швейцарским уголовным правом, а в 3 кантонах она подлежала применению ко всем гражданам.
В период Гельветической республики (1798-1803 гг.), провозглашенной на территории Швейцарии после вступления туда французских войск, был издан ряд законодательных актов, преследовавших цель создать и укрепить "единое и неделимое" государство. Среди них - Уголовный кодекс 1799 г., составленный по образцу французского УК 1791 г. Он отменил пытки, калечащие и другие телесные наказания, а вместо квалифицированных видов смертной казни (сожжение, четвертование и т.п.) ввел гильотину. Однако упразднение Гельветической республики, возврат Швейцарии к конфедерации, а затем (по Конституции 1848 г.) образование федерации кантонов привело к созданию такой правовой системы, в которой союзное (общефедеральное) законодательство находится в достаточно определенных (для того или иного периода), но исторически изменяющихся взаимоотношениях с законодательством отдельных кантонов.
С начала XIX в. в Швейцарии наблюдался процесс постепенного вытеснения устаревших норм средневекового обычного права, в том числе и кодифицированного, законодательными актами, которые более соответствовали складывающимся в стране капиталистическим отношениям. При этом долгое время решающая роль в развитии законодательства принадлежала отдельным кантонам, а не федеральным органам власти.
Поскольку до 1814 г. Швейцария находилась в зависимости от наполеоновской Франции, ее законодательство испытало сильное влияние французских законов, прежде всего ГК 1804 г. (это влияние сказывалось и спустя много десятилетий после обретения Швейцарией полной государственной независимости). По образцу французского ГК были составлены гражданские кодексы в кантонах с франкоязычным населением. Кантоны с преобладанием немецкоязычных граждан ориентировались на австрийский ГК 1811 г. Так были составлены, например, достаточно оригинальные гражданские кодексы кантонов Берн (1824) и Цюрих (1853), в свою очередь послужившие образцом для кодексов ряда других кантонов. Но вместе с тем в нескольких кантонах на протяжении почти всего XIX в. нормы обычного права оставались основным источником права, в том числе в сфере гражданских и торговых отношений.
Процесс унификации законодательства начался в Швейцарии по существу лишь с принятием в 1874 г. Конституции и в особенности с внесением в нее в 1898 г. поправок, предусматривающих расширение полномочий федерации и передачу в ее ведение основных вопросов гражданского и практически всех вопросов уголовного права. В том же 1874 г. был издан федеральный Закон о гражданском состоянии и браке (впоследствии отмененный), а в 1881 г. федеральный Обязательственный кодекс, которым регулировался широкий круг вопросов, прежде всего относящихся к торговле. Обязательственный кодекс, составленный с участием видного швейцарского юриста И. Блюнчли, преследовал цель облегчить гражданский оборот между разноязычными кантонами. Тенденции унифицировать законодательство в масштабе всей страны выявились и в проекте общешвейцарского Гражданского кодекса, принятого в 1907 г. Он был подготовлен известным швейцарским цивилистом Е. Губером на базе тщательного изучения системы и истории гражданского права кантонов и с учетом опыта законодательства в области гражданского права других европейских государств.
Швейцарский ГК стал заметной вехой в истории буржуазного гражданского права. В некоторых странах, например в Турции, он служил образцом при подготовке реформы национального законодательства. Этому в немалой степени способствовали простота и четкость формулировок Кодекса, поскольку он был составлен в расчете на его правильное понимание не только юристами, но и гражданами (в том числе непрофессиональными судьями). К тому же Кодекс подлежал переводу и изданию на всех 3 официальных языках - немецком, французском и итальянском.
Гражданский кодекс Швейцарии вступил в силу лишь с 1912 г., поскольку с его принятием потребовалось внести немало изменений в законодательство как федерации, так и кантонов, в каждом из которых были изданы довольно пространные законы о введении Кодекса в действие. В результате в сфере гражданского и торгового права в компетенции кантонов остались лишь отдельные, не столь существенные вопросы (регулирование имущественных отношений между соседями, между братьями и сестрами и др.).
За время действия Конституции 1874 г. к ней было принято несколько десятков поправок, с помощью которых компетенция федерации последовательно все более и более расширялась за счет компетенции кантонов. К полномочиям органов федерации отнесено решение важнейших вопросов государственной жизни, законодательство в области финансов, промышленности, транспорта, связи, труда, социального страхования, гражданского и уголовного права. Компетенция кантонов, хотя и имеющих свои конституции, ограничивается по некоторым из названных вопросов лишь возможностями издавать нормативные акты, детализирующие либо дополняющие федеральное законодательство. Наиболее важный предмет, сохраняющийся в ведении кантонов, - регулирование вопросов судоустройства, судебной процедуры по гражданским и уголовным делам и деятельности полиции.
Среди источников швейцарского права основная роль принадлежит законодательству, а в нем главенствующую позицию занимает Конституция. Вопросы об изменении Конституции, так же как об издании иных союзных законов общегосударственного значения, должны ставиться на всенародное голосование, если этого потребуют путем сбора подписей 30 тыс. граждан либо власти 8 из 26 ныне существующих кантонов и полукантонов (факультативный референдум). Однако правительство может объявить внесенный им законопроект "срочным" и тем самым избежать референдума. В последние десятилетия все большее распространение получает принятие подзаконных актов (ордонансов) правительством либо, по его поручению, департаментами федерации.
После Второй мировой войны была проведена большая работа по кодификации действующего федерального законодательства, закончившаяся изданием тщательно подготовленного, составленного по тематическому принципу Систематического собрания законов федерации, принятых за период с 1848 по 1947 г. Те законодательные акты, которые не вошли в 14 томов Систематического собрания, с 1 января 1953 г. (дата вступления Собрания в силу) считались утратившими силу. Законодательные акты, принятые после 1947 г., публикуются в хронологических собраниях и в дополнениях к томам Систематического собрания. С 1986 г. федеральное законодательство публикуется не только на французском, немецком и итальянском языках, как это было установлено ранее, но и на четвертом - ретороманском языке. Свои собрания законов имеют и кантоны: во многих из них существует весьма давняя традиция издания хорошо подготовленных сборников такого рода. Публикуются они, как правило, на языке большинства населения соответствующего кантона.
Наряду с законодательством источником права в Швейцарии могут служить местные и торговые обычаи, когда это непосредственно предписывается Гражданским кодексом либо если обнаруживаются пробелы в законе. При определенных условиях в качестве источника права могут выступать и судебные решения, прежде всего вынесенные Федеральным судом. Гражданский кодекс допускает, что при наличии пробелов в законе судьи вправе "замещать" законодателя.
Исследования по вопросам права проводятся в основном под эгидой юридических факультетов университетов в Базеле (основан в 1460 г.), Берне, Женеве, Лозанне, Невшателе, Фрибуре и Цюрихе. Преподавание в них ведется на немецком либо французском языке (во Фрибуре - на обоих).

Гражданское и смежные с ним
отрасли права

Обращаясь к современному состоянию основных отраслей швейцарского законодательства, следует отметить, что в регулировании отношений в сфере гражданского и торгового права решающая роль ныне по-прежнему принадлежит Гражданскому кодексу 1907 г. с дополняющими его законами и подзаконными актами. Он состоит из небольшой вводной главы (10 статей) и 4 частей, в которых регулируются следующие вопросы: физические и юридические лица (часть I), семейное право (часть II), наследственное право (часть III), вещное право, включая вопросы собственности, ограничения имущественных прав и владения (часть IV). В качестве раздела (или части V) в ГК нередко включается самостоятельный Обязательственный кодекс 1881 г., подвергшийся существенной переработке в 1911 г. (накануне вступления в силу ГК) и в 1936 г. Он, в свою очередь, состоит из разделов, содержащих общие положения об обязательствах, нормы, регулирующие отдельные виды договоров, обязательства из правонарушений, право торговых обществ, в том числе товариществ с ограниченной ответственностью, правовой режим ценных бумаг и др.
Для швейцарского ГК характерно предоставление участникам правоотношений, прежде всего частным собственникам и их объединениям, весьма широких возможностей действовать по своему усмотрению при заключении договоров, создании юридических лиц. Ограничения диктуются лишь необходимостью соблюдать наиболее важные интересы государства и общества. Кодекс предусматривает и достаточно широкие пределы судейского усмотрения. Существенная особенность швейцарского законодательства последних десятилетий - нередко одновременное регулирование материального и процессуального права (например, в 1985 г. вступили в силу такого рода дополнения к ст.28 ГК относительно защиты личных прав граждан).
В последние годы начался процесс пересмотра норм ГК, регулирующих вопросы семейного права и наследования. Расширены права замужних женщин, в том числе при наследовании (законы 1984 и 1987 гг.), готовится реформа в области процедуры развода и его правовых последствий. Торговое право и деятельность компаний регулируются нормами Гражданского и в особенности Обязательственного кодексов, а также рядом иных федеральных законов: о банках 1934 г. (содержит нормы об охране "банковской тайны", разглашение которой объявлено преступлением), о картелях 1985 г., о недобросовестной конкуренции 1986 г. (имеет целью создание условий для справедливой конкуренции "в интересах всех участников торгового оборота").
К полномочиям федерации относится регулирование основных вопросов трудового права. С 1911 г. Обязательственный кодекс содержит нормы о коллективном трудовом договоре. Эти нормы неоднократно подвергались изменениям (в частности, в результате реформы 1956 г.), и ныне в основном именно коллективным договором определяются заработная плата и условия труда рабочих (некоторые положения об охране труда сформулированы в кантональном законодательстве). Распространена практика, по которой в коллективных договорах предприниматели берут на себя обязательство не прибегать к локаутам, а работники вынуждены в ответ отказываться от своего права на проведение забастовок.
Вопросы социального страхования регулируются большей частью на уровне законодательства федерации, однако относительно некоторых видов страхования кантоны вправе самостоятельно определять, насколько оно обязательно. Системы социального страхования, финансируемые совместно федеральными и кантональными властями, частными учреждениями и общественными организациями, а также самими застрахованными, получили развитие в основном лишь после Второй мировой войны. Выплачиваются пенсии и пособия по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности, болезни и др. С 1951 г. введено страхование от несчастных случаев на производстве и выплата пособий по безработице. Вопросы охраны окружающей среды регулируются в Швейцарии как законодательством федерации, так и нормативными актами кантонов. В 1971 г. создано Федеральное управление охраны окружающей среды, соответствующие органы учреждены и в каждом кантоне. На уровне законодательства федерации наибольшее значение в этой области имеют следующие акты: об охране вод - 1955 и 1972 гг., об охране природы и ландшафта - 1966 г., о национальных парках - 1980 г., об охоте и охране птиц и млекопитающих - 1986 г. и, наконец, принятое в 1988 г. постановление о чрезвычайных мерах по сохранению лесов.
Поскольку Конституция Швейцарской Конфедерации оставила в ведении кантонов вопросы правосудия, в стране действуют 26 кантональных гражданских процессуальных кодексов и соответствующий федеральный ГПК от 4 декабря 1947 г., регулирующий процедуру разбирательства дел в Федеральном суде. Кодексы эти принимались в разное время и отражают местные особенности, но имеют и немало общего: во всех признается возможность свободного формулирования сторонами своих исковых требований и допускается достаточно активная роль судьи, в частности, при разбирательстве исков по семейным делам и мелких имущественных споров, если стороны не представлены адвокатами. Процедура арбитража, к которой нередко прибегают участники торговых сделок, ныне регулируется межкантональной арбитражной конвенцией 1969 г. (к ней присоединились почти все кантоны).

Уголовное право и процесс

Развитие уголовного права в Швейцарии после упразднения в 1803 г. Гельветической республики и ее законодательства определялось противоречивыми тенденциями - к партикуляризму (первоначально более сильная) и к унификации законодательства кантонов, которая диктовалась потребностями более эффективной борьбы с преступностью (в конечном счете она и возобладала). Некоторые кантоны после 1803 г. сохранили у себя Уголовный кодекс Гельветической республики в качестве кантонального права, другие объявили своим действующим уголовным и процессуальным законом средневековую "Каролину". Наконец, в ряде кантонов были изданы в 1803 - 1848 гг. собственные уголовные кодексы, составленные под сильным влиянием законодательства соседних государств, прежде всего французского УК 1810 г., австрийского УК 1803 г., баварского УК 1813 г. За принятием Конституции 1848 г., передавшей в ведение Союза некоторые вопросы уголовного законодательства, последовало издание в 1853 г. Закона об уголовном праве Швейцарского Союза. Этот Закон состоял из Общей и из небольшого числа норм Особенной части, устанавливавших ответственность за общегосударственные преступления. Его принятие стимулировало обновление уголовных кодексов во многих кантонах (некоторые из них следовали образцу германского УК 1871 г.). Однако в 2 кантонах даже в XX в. продолжало действовать обычное уголовное право.
В конце XIX в. в Швейцарии начались работы по подготовке проекта общего уголовного кодекса, который должен был полностью заменить собой кантональные уголовные кодексы. Эти работы возглавил бернский профессор Карл Штосс. Его проект, составленный на базе сравнительного анализа кантонального и современного ему зарубежного уголовного права, в 1896 г. был одобрен экспертной комиссией. В результате после всенародного референдума в Конституцию Швейцарии в 1898 г. была включена ст.64-бис, провозгласившая, что "Союз имеет право законодательства по вопросам уголовного права". Однако издание общешвейцарского УК, несмотря на наличие проекта К. Штосса, задержалось на несколько десятилетий, в течение которых был составлен еще не один предварительный проект. После обсуждения, начавшегося в 1928 и закончившегося в 1937 г., Федеральное собрание одобрило текст "Гражданского уголовного" (как его называют в отличие от Военно-уголовного) кодекса. В противоположность ГК 1907 г. его пришлось поставить на всенародный референдум, поскольку этого потребовало около 70 тыс. избирателей. Входе референдума "за" высказалось 53% участников голосования. Он вступил в силу с 1 января 1942 г., после того как власти каждого кантона издали законы о вступлении его в силу. В ведении кантонов (согласно ст.335 УК) осталось только установление наказаний за некоторые малозначительные уголовные деяния, не предусмотренные федеральным УК, за нарушение кантональных административных и процессуальных предписаний, а также кантонального налогового законодательства.
В швейцарском УК нашли отражение противоречивые тенденции в развитии буржуазного уголовного законодательства, связанные прежде всего с идеями социологической школы уголовного права, одним из видных представителей которой был К. Штосс. Кодекс установил широкие пределы судейского усмотрения при выборе наказания (иных мер). В месте с тем введение в действие УК 1937 г. было связано с осуществлением ряда либеральных реформ: отменялась смертная казнь за общеуголовные преступления (до этого она сохранялась в некоторых кантонах; полностью смертная казнь отменена в 1992 г.), расширялась сфера условного осуждения и условного досрочного освобождения и др.
Противоречивость тенденций развития швейцарского уголовного законодательства проявляется и в реформах, которым подвергся Кодекс после его вступления в силу. Так, в 1950 г. усилены санкции за преступления "политического характера" и одновременно расширены возможности вынесения условных приговоров. В 1966 г. в текст УК внесены нормы, направленные на усиление воспитательного воздействия лишения свободы, назначаемого несовершеннолетним и молодым людям в возрасте до 25 лет. В 1971 г. проведена большая реформа системы наказаний: по существу, отменены различия в условиях содержания в каторжной тюрьме и при "обычном" тюремном заключении, предусмотрено широкое применение режима "полусвободы" для заключенных, отдельное содержание лиц, впервые приговоренных к лишению свободы, и т.п. Последующие реформы уголовного законодательства касаются, главным образом, изменений в Особенной части УК (в частности, усилены наказания для участников вооруженных ограблений и других насильственных преступлений).
Регулирование вопросов уголовного (как и гражданского) процесса находится в компетенции кантональных законодательных органов, за исключением деятельности Федерального суда, руководствующегося правилами, которые издаются федеральными властями (важнейший среди них акт Федеральный закон об уголовном правосудии 1934 г. с последующими изменениями). В кантонах действуют свои законы о судоустройстве и уголовно-процессуальные кодексы, большинство из которых были существенно обновлены после Второй мировой войны. Входе этих реформ были расширены некоторые права обвиняемого, но одновременно существенно упрощена процедура разбирательства дел о малозначительных преступлениях, в частности установлена возможность применения штрафных санкций органами полиции без передачи дела в суд. В сфере регулирования кантональных властей находятся также вопросы исполнения наказаний, в том числе связанных с лишением свободы, хотя ряд весьма важных норм в этой области был включен за последние десятилетия в общешвейцарский Уголовный кодекс.

Судебная система. Органы контроля

Судебная система Швейцарии включает федеральные суды (только на самом высоком уровне) и суды кантонов, причем и те и другие могут применять как общешвейцарское право, так и право отдельных кантонов.
Федеральный суд, по традиции заседающий в Лозанне, состоит из 26-28 судей и 11-13 их заместителей - все они избираются сроком на 6 лет Федеральным собранием (допускается повторное избрание). В составе суда, согласно Конституции, должны быть представлены все 3 официальных языка федерации. Председатель и вице-председатель суда избираются Федеральным собранием каждые 2 года (без права переизбрания) из числа старших по возрасту и стажу судей. В составе Федерального суда, который никогда практически не собирается в полном составе, функционируют постоянные палаты из 5-7 судей каждая. 2 из них занимаются вопросами конституционного и административного права, 2 - гражданского права, 1 палата разбирает дела о взыскании долгов и 1 - о банкротстве, и, наконец, палата, называемая Кассационным судом, занимается вопросами уголовного права. Кроме того, при необходимости создаются другие палаты - на временной основе.
В компетенцию Федерального суда входит рассмотрение в качестве первой и единственной инстанции конституционных споров между властями федерации и кантонов, между кантонами, а также жалоб граждан на нарушения их конституционных прав. Суд разбирает гражданско-правовые споры федерации и кантонов между собой, с объединениями и гражданами, а также другие гражданские споры, если об этом просят обе тяжущиеся стороны и если сумма иска достигает установленного на данный период размера. Федеральный суд рассматривает по первой инстанции с участием присяжных уголовные дела о государственной измене, о преступлениях против международного права, о преступлениях и проступках политического характера и о преступлениях должностных лиц федерации. Он выступает в качестве высшей кассационной инстанции по гражданским, уголовным и административным делам, рассматривая жалобы по вопросам права на решения и приговоры высших судебных инстанций кантонов (для обращения в Федеральный суд имеются некоторые ограничения).
Как относительно самостоятельное подразделение Федерального суда в Люцерне заседает Федеральный суд по социальному страхованию. Он состоит из 7 судей и рассматривает жалобы на решения кантональных судов по вопросам выплаты пенсий и пособий.
Судебные системы отдельных кантонов, закрепленные в их конституциях, отличаются немалым своеобразием, что выражается даже в названиях соответствующих судебных инстанций. Так, высшие суды кантонов могут называться кантональными, высшими, кассационными либо апелляционными. В большинстве кантонов они выступают в качестве высшей судебной инстанции, куда могут быть обжалованы решения и приговоры нижестоящих судов, и лишь в немногих кантонах они рассматривают по первой инстанции некоторые категории гражданских и уголовных дел. В качестве низших судов по гражданским делам выступают либо мировые судьи, которые рассматривают мелкие тяжбы, либо окружные суды (иногда именуемые судами первой инстанции), в которых рассматривается основная масса гражданских дел (при относительно небольшой сумме иска дела в них обычно слушает единоличный судья). В качестве первой инстанции по уголовным делам выступают либо полицейские суды, в которых единоличный мировой судья рассматривает дела о малозначительных уголовных правонарушениях, либо исправительные трибуналы (в составе 3 судей) по делам о преступлениях и проступках средней тяжести, либо, наконец, суды присяжных - по делам о тяжких преступлениях. Уголовно наказуемые преступления и проступки подростков рассматриваются в судах по делам несовершеннолетних.
В некоторых кантонах, как правило более крупных, имеются также иные специализированные суды. В частности, для разбирательства коммерческих споров созданы торговые суды, в составе которых представлены как профессиональные судьи (обычно 2-3), так и представители деловых кругов, избранные кантональными советами. Конфликты в сфере трудовых отношений разбираются в судах по трудовым спорам, в состав которых входят профессиональный судья и представители предпринимателей и наемных работников. В 1-2 кантонах имеются также суды по аренде недвижимости. В ряде кантонов и на федеральном уровне действуют специальные органы (комиссии и т.п.) административной юстиции.
Судьи в кантонах избираются на свои должности либо населением, либо кантональными советами на различные сроки (от 3 до 8 лет), за исключением ряда кантонов, где судей низших судов назначают вышестоящие судебные инстанции. В низовых звеньях судебной системы во многих кантонах должности судей занимают лица, не имеющие юридического образования.
Расследование уголовных дел проводится полицией под более или менее строгим, в зависимости от кантона, контролем прокуратуры. Обвинение в суде обычно поддерживает прокурор кантона (он назначается кантональными властями) либо его представители. В Федеральном суде и по некоторым делам в кантональных судах обвинение поддерживает федеральный прокурор (его назначает швейцарское правительство) либо другие должностные лица федеральной прокуратуры.
Защиту обвиняемых по уголовным делам в большинстве кантонов могут осуществлять лишь профессиональные адвокаты, имеющие университетское юридическое образование и принятые после сдачи соответствующих экзаменов в кантональные ассоциации адвокатов. Интересы сторон по гражданским делам также часто представляют профессиональные адвокаты, однако в некоторых кантонах и при разбирательстве дела в Федеральном суде их участие не считается обязательным.

Литература

Уголовный кодекс Швейцарии. М., 2000.




Top