Хаген из тронье. "Песнь о Нибелунгах": характеристика героев

По следам нибелунгов

Музей нибелунгов в городе Вормс.

Аннотация

В мае 2016 года мы посетили город Вормс - место, где происходили события из поэмы «Песнь о Нибелунгах». Посещение местного музея, консультации со специалистами позволили сформировать корректное представление о данном произведении и связи его с историческими событиями, происходившими в этом регионе. Основные выводы приведены в данной небольшой статье.

Манускрипты о нибелунгах

Хотя легенда о Нибелунгах известна была уже с 12 века (работы Снорри Стурлусона) популярной и более интересной она стала с 18 века, когда был обнаружен манускрипт неизвестного автора в 18 веке. Именно о нем и пойдет речь.

Манускрипт был написан в 12 веке неизвестным автором и дошел до нас в трех главных версиях. Наиболее старая версия «С» (принятая номенклатура) была найдена в библиотеке принца Фюрстенберга в Донауэшингене (Германия). Другая версия «В», которая содержит портрет неизвестного автора, была найдена в Санкт-Галлене, Швейцария. Третья версия «А» датируется поздним 13 веком и была найдена в библиотеке Мюнхена. Наиболее близка к неизвестному автору версия «С», которую нашел в 1755 году молодой доктор Якоб Херманн Оберайт. Именно данную версию принимают как основную, так как она ближе к первоисточнику.

После открытия манускрипта появились и другие редакции. Некоторым авторам (в том числе христианским) не нравились характеристики героев, и они придумывали новые описания (злодеи имели злодейские качества, изменялись цвет волос героев и т.д.). Наибольшие изменения внес Рихард Вагнер в «Кольцо Нибелунгов» и тем самым внес путаницу в оригинальную версию. Поэтому сразу отмечу, что речь будет идти не о творчестве Вагнера, а о первоисточнике. В этой связи отмечу, что манускрипт «С» не имел вообще названия. Это уже поздние авторы стали его называть песнью о нибелунгах. Более верное название было бы «История Кримхильды», так как именно с нее начинается данный манускрипт.

Манускрипт «С», краткое изложение

В городе Вормс, король Гюнтер управляет бургундами со своими братьями, Гернотом и Гизельхером. Их сестра, Кримхильда была самой красивой девушкой в королевстве. Она получает предложение о замужестве от Зигфрида из Ксантена, сына короля Голландии. Зигфрид был уже известен благодаря своим героическим поступкам, в особенности, он известен бы как обладатель несметного богатства золота нибелунгов и победитель ужасного дракона. Гюнтер обещает руку Кримхильды только с одним условием: Зигфрид должен помочь ему в сватовстве с королевой Исландии, Брюндхильды. Ни один человек не очаровал ее, так как она обладала неземной силой и рассматривала только мужчину в мужья, который бы смог победить ее в трех соревнованиях: метание камня, длинные прыжки и метании копья (явелина). Зигфрид согласился. Чтобы обмануть Брюнхильду он переоделся как один из вассалов Гюнтера. Он также взял с собой магический плащ (Tarnkappe), который делал его невидимым и давал ему силу двенадцати людей. Он смог помочь Гюнтеру, который просто имитировал движения, а Зигфрид невидимый делал все сам. Таким образом, Брюнхильда была побеждена и приняла предложение замужества от Гюнтера и уехала в Вормс, где была тепло принята.

Часть стены Вормса

Зигфрид наконец-то женился на Кримхильде. Брюмхильда, однако, все еще верила, что Зигфрид вассал Гюнтера и была возмущена данной женитьбой, так как это не соответствовала нормам общества. Затем она отказалась ложиться с Гюнтером в постель, и последний снова обратился к Зигфриду. Он надел магический плащ и помог Гюнтеру уложить Брюмхильду в постель. Таким образом, Гюнтер смог закрепить свой союз и Брюмхильда лишилась девственности и окончательно потеряла свою силу. Во время помощи Гюнтеру, Зигфрид украл у Брюмхильды кольцо и девичий пояс и отдал все это Кримхильде. Затем он вернулся в Ксантен со своей женой, где продолжил править. Брюнхильда, однако, была раздражена и заинтригована ненормативным союзом и попросила Гюнтера пригласить Зигфрида и Кримхильду в Вормс. Во время празднования, королевы начали спорить: Брюмхильда требовала, чтобы Зигфрид поклонился перед Гюнтером, но Кримхильда заявила, что Зигфрид и Гюнтер равны. Кримхильда также заявила, что первый человек, который имел половой акт с Брюнхильдой был не Гюнтер, а Зигфрид. Это взорвало толпу, так как было это сказано у входа в церковь (собор). После этого, Брюнхильда потребовала доказательства и торжествующая Кримхильда представила ей кольцо и девичий пояс, который Зигфрид украл в первую ночь. Брюнхильда была переполнена стыдом и печалью и Хаген, наиболее сильный вассал Гюнтера обещал за нее отомстить.

Часть стены Вормса

Хагену удалось убедить Гюнтера убить Зигфрида. Хитростью он узнал у Кримхильды о слабом месте Зигфрида: последний окунулся в кровь дракона, которого он убил, и это сделало его кожу очень толстой, а его непобедимым. Однако, липовый листочек упал на его плечо и это место не приобрело волшебных качеств непобедимости. Хаген организовал охоту в Вогезах. Зигфрид показал свою храбрость: включая драку с медведем голыми руками.

Во время охоты, Хаген запретил участникам приносить напитки, таким образом, он мог наблюдать их около ручья, когда они будут пить. Когда Зигфрид наклонился напиться воды, Хаген вонзил свой меч в «уязвимое место» Зигфрида. После этого, тело Зигфрида было доставлено в Вормс и Кримхильда обвинила Хагена в убийстве. Те, кто были с ним, отрицали это, но рана на теле убитого показала правду. Кримхильда провела время в оплакивании мужа в Вормсе.

Часть стены Вормса

Кримхильда решила отомстить за смерть мужа. Используя золото Нибелунгов, которое Зигфрид предложил ей в качестве свадебного подарка, она заманивала иностранных героев в Вормс и предлагала им сотрудничество. Хаген, почувствовал опасность и украл золото. Затем он выбросил его в Рейн. Только спустя 13 лет после убийства Кримхильда нашла способ отомстить. Она вышла замуж за вождя гуннов Атиллу и уехала в Etzellburg (район Будапешта). Семь лет спустя, она попросила Аттилу, чтобы он пригласил ее бургундских братьев. Несмотря на предупреждение Хагена, они приняли приглашение и взяли с собой много людей для путешествия в страну гуннов. По прибытию некий Дитрих предупредил бургундов о мести Кримхильды. Поэтому Хаген принял меры.

Кримхильда удается развязать битву между нибелунгами и гуннами. Бургунды находятся в комнате, которую гунны пытаются взять штурмом. В конце Кримхильда разжигает огонь и они в бою и в огне умирают. Только Гюнтер и Хаген спаслись. Их привели связанными к Кримхильде.

Ворота в город Вормс

Кримхильда просит Хагена вернуть золото. Он говорит, что пока он жив никто не узнает, где оно спрятано. Тогда, Кримхильда отрубает голову Гюнтеру и показывает ее Хагену. Он еще раз триумфально говорит, что теперь только он знает, где золото, но не скажет ей. Кримхильда берет меч Зигфрида и отрубает Хагену голову. Готский витязь Хильдербранд убивает ее, и она истощает из себя ужасный крик, разлетаясь на куски. Выжившие оплакивают погибших.

Комментарии

1) Ни о каком проклятом золоте и речи нет. И вообще о проклятии. Это уже христианские поздние авторы могли придумать его.

2) Кольцо только фигурирует в сцене с Брюмхильдой. Речи совершенно нет о кольце, которое возвращает золото и при этом проклято.

3) Откуда взялся дракон Фафнир? Об этом история умалчивает. Вспоминается здесь аллюзии к этому событию в христианстве, когда витязь убивает дракона и т.д. Зигфрид убивал дракона не в религиозных целях!! Также поздние авторы начали приписывать данному поступку религиозный фактор.

4) Нибелунги - это те, кто владели несметным золотом. Изначально, это могло быть племя карликов, а потом уже сами бургунды назывались нибелунгами.

5) Сиггурд - это измененное имя Зигфрида в Скандинавии.

Рейн

Версия Снорри

В Младшей Эдде Снорри излагает немного иначе данную историю. В его версии есть предисловие и проклятие. Надо только не забывать, что в изложениях Снорри все же присутствует христианская подоплека. По его версии, Один, Локки и Хенир должны были заплатить колдуну Хрейдмару за убийства его сына. Пока Один и Хенир были заложниками, Локки отправился на поиски золота. Он поймал гнома Андвари хранителя несметного богатства. Локки забрал у гнома золото. Однако, гном попросил оставить одно кольцо (на самом деле с помощью него, он мог возвращать золото). Но Локки потребовал и его. Тогда Андвари произнес свое проклятие мол, кто будет обладать кольцом и золотом, тот умрет. Боги отдали золото и кольцо Хрейдмару. Проклятие перешло в семью Хрейдмару. Его сын Фафнир убил его и превратился в дракона. Он и стерег золото. По версии Снорри нибелунги - это карлики, гномы или цверги.

Именно версию Снорри Вагнер взял за основу для своей оперы. Однако, при этом сильно изменив и ее. Мы ее обсуждать не будем, так как она имеет мало общего с первоисточником.

Исторические факты.

1) В начале пятого века нашей эры действительно на одном из берегов Рейна существовало королевство бургундов, столица их была город - Вормс, а короля звали Гюнтер.

2) Место охоты и гибель Зигфрида являются спекуляциями прошлого и настоящего. Некоторые авторы утверждали, что могила Зигфрида находится в Оденхайме (в области Оденвальд). Но это лишь беспочвенная версия. Наиболее вероятное место, это Вогезы.

3) Места погребения золота в Рейне также обсуждалось много раз. Однако, более вероятное место погребения золота является Lochheim, где действительно в Рейне было найдено достаточно золота и переплавлено в монеты.

4) Etzellburg - столица королевства гуннов. В настоящее время этим городом может быть Будапешт, точнее его определенный район.


Хаген бросает золото в Рейн - памятник

Музей Вормса

Конечно главным местом, связанным с нибелунгами, является город Вормс. В настоящее время город нельзя назвать красивым. Сохранилась части стены, которые защищали в 12 веке город, ворота в город и собор. Все эти древние здания разбросаны по всему городу, а не локализированы. Музей Вормса находится в здании, построенном рядом с частью сохранившейся стены. Сам музей не содержит каких-либо артефактов. В нем продаются книги, исторические источники и дается аудио-гид для прослушивания легенды и исторических данных. Именно по этим данным я написал данную статью.

Жд-вокзал города Вормса

Часть стены

Как добраться?

Мы добирались из Хайдельберга на поезде. Далее, потратили всего 2-3 часа на весь город. Зашли в один из ресторанов, который имел название в честь героя эпоса - Хагена. Уже через 4 часа мы отправились назад.

Заключение

Как и любая легенда или любое предание история Зигфрида и Кримхильды имеет под собой историческую основу.

Поэма «Песнь о Нибелунгах» (около 1200 г.) дошла до нас в десяти полных рукописях. Три из них написаны на пергаменте и принадлежали к XIII в., семь других - к XIV в., XV и XVI вв. Автор ее - придворный шпильман, рыцарь или мужчина, который жил кругу рыцарей, - изобразил трагическое прошлое, воспроизвел современную ему эпоху, характеризующуюся кровавыми распрями феодалов и безграничными страданиями людей. Главным мотивом стал мотив столкновения добра и зла.

«Песнь о Нибелунгах» - монументальное произведение, включающее в себя 39 «авентюре» (песен, частей) и состоящее из 10 тыс. стихов, написанных «нибелунговой строфой» (строфы по четыре стиха с парной рифмовкой, каждый стих разделен на два полустишья, из которых в первом четыре ударных, во втором - три, что было признаком влияния куртуазной литературы).

Происхождение слова «Нибелунги» окончательно не выяснено, его связывают со словом Nebel - «туман». Нибелунгами в первой части эпопеи были сказочные существа, которые охраняли сокровища, и богатырь Зигфрид, а во второй - бургунди, которых называли нибелунгами.

Главная тема поэмы - изображение феодальных споров и семейно-бытовых мотивов, а идея - осуждение жестокости феодальных споров, поступков, которые несли горе народным массам.

"Песнь о Нибелунгах": краткое содержание

Сюжет произведения прост. При дворе бургундского короля появился богатырь Зигфрид Нидерландский, прославившийся своими подвигами еще в юношестве. Он одолел нибелунгов, завладел их большим богатством. Зигфрид забрал во время битвы у карлика Альбериха шапку-невидимку, убил страшного дракона и искупался в его крови. С тех пор он стал непобедимым.

Королевич посетил многие земли, проверил свою богатырскую силу. Его красота и сила вызывали всеобщее восхищение. До Зигфрида дошли слухи о необычайной красоте сестры бургундского короля Кримхильды, поэтому он решил приехать в Вормс просить ее руки. Родители не очень-то хотели отпускать сына, поскольку им была известна сила и гордость бургундки.

Взяв с собой двенадцать отважных рыцарей, Зигфрид отправился в путь. Целый год он провел при дворе короля, весело развлекаясь. Юная красавица находилась под защитой своих братьев Гунтера, Гернота и Гизельхера. Герой не имел возможности видеть ее, а она тайно любовалась им из окна.

Когда король саксов Лиутгер вместе с королем Лиутгастом объявил войну бургундцам, Зигфрид пришел на помощь Гунтеру. С тысячей лучших бургундских воинов и своими спутниками он отправился в поход. После победы вернулся в Вормс, захватив с собой пленных. В честь победителей Гунтер устроил праздник, на котором присутствовала Кримхильда со своей матерью. Праздник продолжался двенадцать дней. Кримхильда каждый день выходила к гостям. Пламя любви охватило юношу и девушку. Когда все гости начали разъезжаться, Зигфрид тоже решил вернуться домой, но Гизельхер уговорил его остаться.

Король Гунтер пожелал заключить брак с исландской королевой-воином Брунгильдой. Помочь осуществить свое намерение он попросил Зигфрида, пообещав ему руку своей сестры. Однако эта помощь была связана с ложью: богатырский подвиг, осуществление которого было залогом успеха сватовства, совершил не Гунтер, а Зигфрид с помощью плаща-невидимки. Брунгильда не могла не отметить доблести Зигфрида, но ее заверили, что он только вассал Гунтера. Она грустила о мезальянсе, в который вступила сестра ее мужа, тем самым унизив ее сословную гордость.

Вняв просьбе Брунгильды, через семь лет Гунтер пригласил Зигфрида и Кримхильду к себе. Во время спора королев (чей муж лучший) открылась неправда. Выяснилось, что лучший Зигфрид, потому что это он снял с Брунгильды кольцо и пояс целомудрия во время брачной ночи. Возмущенная и оскорбленная королева решила отомстить Зигфриду. Вассал Гунтера Хаген осуществил месть во время охоты. Он предательски убил Зигфрида, а его золотой клад, когда-то отвоеванный у сказочных нибелунгов, достался королю Бургундии. Хаген спрятал его в водах Рейна.

Прошло 13 лет постоянного унижения Кримхильды. Гуннский правитель Этцель стал вдовцом и искал себе жену. До него дошли слухи о вдове Кримхильде. Он отправил послов в Вормс. После долгого сопротивления вдова согласилась на второй брак: она хотела отомстить за смерть любимого.

Через 13 лет Кримхильда получила разрешение от Этцеля пригласить братьев и Хагена к себе в гости. Бургундцы приняли приглашение гуннского правителя, хотя знали, что это опасно. После их приезда на земле гуннов возник спор, который превратился в настоящую резню, в которой погибло много людей. Подговоренные Кримхильдой гунны напали на гостей. По ее приказу был подожжен замок вместе с людьми. В страшных мучениях погибли сотни людей. Разъяренная Кримхильда, не узнав тайну сокровищ, приказала убить Гунтера, а потом своими руками убила Хагена. Старый Хильдебранд, единственный дружинник короля Дитриха Бернского, наказал и Кримхильду за ее кровожадность. В живых остались Этцель и Дитрих. Так погибли нибелунги.

"Песнь о Нибелунгах": характеристика героев

В песне воплощены идеалы феодального общества: вассальная преданность сюзерену и рыцарское служение даме, а также идеал правителя, который заботился о благосостоянии подчиненных.

Кримхильда - образец немецкой женщины Средневековья. Она руководствовалась не только своей любовью, но и глубокими нравственными принципами. Отдав навсегда свое сердце любимому, она никогда не стремилась забрать его обратно. Кримхильда жаждала любви и готова была на самопожертвование. Женственность, мягкость, доброта сочетались в ней с суровой моралью. Известие о гибели Зигфрида сделало ее сердце холодным. Ради мести она принесла в жертву незапятнанную совесть, оставила город, второй раз вышла замуж не за молодого героя-рыцаря, а за грозного правителя гуннов.

Кримхильда не теряла гордости, когда ее унижали, в счастье была способна протянуть руку даже своему врагу. Героиня умела прощать и делала это так, что тот, кого она прощала, не испытывал никакого унижения. Вместе с тем мужество в ней преобладало над женственностью. Это произошло из-за того, что со стороны братьев она подвергалась грубости и насилию. Поэтому Кримхильда тоже не испытывала к ним ни любви, ни уважения, проявив жестокость по отношению к этим людям. В ней уже невозможно узнать прежнюю нежную женщину. Таким образом, ее поступок объясняется не фамильной местью, а страстной любовью. Она ощущала свою вину в том, что доверилась Хагену и рассказала о тайне своего мужа - открыла уязвимое место на его теле; что своими руками вышила на его одежде условный знак и попросила Хагена во время битвы прикрывать это место щитом.

Такое изображение женщины в немецкой литературе было нормой. В большинстве случаев женщины chanson de geste ("песен о деяниях") были свободны от сентиментальности, держали себя независимо, действовали решительно, почти не раздумывая. Красноречивым примером является образ Брунгильды . Она ценила мужа прежде всего как доблестного воина, сама любила вступать в поединок и наблюдать за ним.

Гунтер - бургундский король. Сначала он показан мощным, великодушным и мудрым правителем, который заботился о своих родных и подданных. Со временем Гунтер очень изменился, превратился в отрицательного героя, злого короля. Он устранил своего бывшего товарища и союзника Зигфрида, не помешал убийству, принял сторону не сестры, а жены. Поддавшись на уговоры Хагена, Гунтер лишил Кримхильду сокровища нибелунгов. При этом он не ощущал никакой вины, так как в его сознании мораль короля и общечеловеческая мораль не совпадали.

Зигфрид - королевич, победитель нибелунгов. Ему присущи все черты идеального эпического героя: богатырская сила, благородство, мужество, честность, достоинство, скромность, преданность дружбе и любви. Он не историческая личность, а героизированный сказочный персонаж. В нем соединены черты героя мифов и сказок с чертами рыцаря. Как и гомеровский Ахилл, Зигфрид имел уязвимое место: искупавшись в крови дракона, он стал неуязвимым к стрелам, однако липовый лист, который упал с дерева и прикрыл часть тела между лопатками, оставил незащищенным это место на его теле. Именно туда и направил свое копье Хаген.

Образ Дитриха Бернского появлялся эпизодически, однако видно, что поэт относился к нему с уважением. Только он смог победить в единоборстве сильнейших в мире воинов - Гунтера и Гашена. Дитрих - главная фигура национального немецкого эпоса и воплощение народного идеала. Он играл у немцев такую же роль, как Сид у испанцев, Марко Кралевич у сербов, Илья Муромец у русских. Это фигура историческая - Теодорих Великий (475-526), самый известный из немецких конунгов, победитель Одоакра, завоеватель Италии. Прозвище «Бернский» объясняется победой, которую одержал Теодорих в 489 году у города Верона.

Хаген - верный вассал Гунтера. Он сильный, храбрый, кровожадный, коварный и хитрый. На его счету два страшных преступления - убийство Зигфрида и маленького сына Кримхильды Ортлиба. Он убил Зиифрида не только потому, что был вассалом Брунгильды и выполнял ее желание (хотя прямо об этом она его и не просила), а потому, что хотел устранить его как идеал, который постоянно напоминал бургундцам об их собственном несовершенстве. Хаген не ограничился только убийством Зигфрида, но также отобрал у Кримхильды сокровище Нибелунгов, сделав ее бедной и материально зависимой от своих братьев. Кроме того, он стремился навсегда искоренить в ней и других память о нем. Война для Хагена - стихия, он зачинщик междоусобиц. Это из-за него Гунтер вооружился во время визита к сестре, что и привело к трагедии.

В поэме сказочные мотивы переплелись с подробным описанием придворной жизни, где возник конфликт. Под внешним блеском усматриваются скрытые внутренние проблемы. Власть Гунтера, благополучие его двора поддерживалось благодаря таинственной силе богатыря Зигфрида, коварным действиям Брунгильды. Такое несоответствие привело к гибели королевского двора бургундцев. Погибли не только герои, но и народ и государство. Автор осудил жестокость феодальных споров, тех поступков, которые принесли горе народу.

Источник (в переводе): Давыденко Г.Й., Акуленко В.Л. История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. - К.: Центр учебной литературы, 2007

Хаген в «Песне о Нибелунгах»

В «Песне о Нибелунгах» Хаген фигурирует как Хаген из Тронье. Тронье иногда отождествляется с городом Троген в Бельгии, иногда - с мифической Троей . (В поэме «Вальтарий» IX-го века он упоминается как «потомок троянского рода») В молодости Хаген воспитывался у короля гуннов Этцеля (Аттилы), отчего обладает знаниями о гуннах. В поэме Ортвид Мецский называет его «дядей» (стих 83).

Хагену вообще присуще мифическое всезнание. Например, в 3-й авентюре «Песни о Нибелунгах» король Гунтер посылает за Хагеном в момент приезда Зигфрида и Хаген с первого взгляда узнает Зигфрида (хотя ранее его не видел) и выдает о нём подробную информацию. В 24-й авентюре Хаген предскажет гибель бургундов в стране гуннов. В 25-й авентюре он совершает эпический подвиг: в одиночку перевозит 10-тысячный отряд бургундов через Дунай .

Образ Хагена сложен и неоднозначен. В первой части «Песни…» он скорее отрицательный персонаж. Он - основной двигатель конфликта между Зигфридом и Гунтером. Именно он наводит королей на мысль убить Зигфрида и организует это убийство. Именно он коварно выведывает уязвимое место на теле Зигфрида у его жены, и поражает его копьём в спину. Именно он подбрасывает труп Зигфрида на порог дома Кримхильды.

Однако во второй части поэмы Хаген совершает подвиг с переправой через Дунай, узнает будущее бургундов у предсказательниц, под страхом смерти отказывается выдать Кримхильде тайну клада Нибелунгов. Хаген демонстрирует черты доблестного воина, но от этого не делается менее коварным и жестоким: убивает юного сына Этцеля, без какой-либо причины отрубает руку придворному скрипачу (ср. с Карной «Махабхараты », также сочетающим доблесть с жестокостью). Хаген погибает позорной смертью (от руки женщины), которая ужасает Хильдебранда и Этцеля. Хильдебранд произносит: «Себе я не прощу, коль за бойца из Тронье сполна не отомщу» - и убивает Кримхильду в присутствии её мужа, причём последний не противодействует. Кримхильда (положительный персонаж первой части поэмы) понесла заслуженную смерть за убийство Хагена (отрицательного персонажа первой части поэмы).

Когда Зигфрид собирается ехать в страну бургундов, его отец отдельно предупреждает его о Хагене:

Но помни: люди Гунтера спесивы и горды
А смелый Хаген стоит всех прочих, взятых вместе.
Ревниво он печётся о королевской чести
Гляди, мой сын, чтоб ссоры у вас не вышло с ним,
Коль мы к такой красавице посвататься решим.
(строфы 53-54)

Хаген в скандинавском эпосе

В скандинавских версиях Хаген (Хёгни) часто положительный персонаж, в основной массе песен «Старшей Эдды » он не убивает Сигурда -Зигфрида, а даже заступается за него перед своим старшим братом. В «Краткой песни о Сигурде» Хёгни пытается отговорить Гуннара от злодейского убийства их побратима Сигурда :

Не подобает нам
Так поступать -
Мечом рассечь
Нами данные клятвы.

Исключением является песня «Речи Хамдира», древнейшая в Эдде, где упоминается «Подвиг Хёгни»:

Хамдир сказал,
духом отважный:
«Не похвалила б ты
подвига Хёгни,
когда они Сигурда
сон прервали,
ты сидела на ложе,
а убийцы смеялись».

Но и в этой песне «Старшей Эдды» главным виновником убийства предстаёт не Хёгни, а его старший брат: «Сигурд скончался… - в том Гуннар виновен!»

В «Саге о Тидреке» Хаген-Хёгни - сын сверхъестественного существа альба и матери королей Бургундии, т. е. приходится сводным братом бургундским королям. В такой трактовке поведение Хагена обретает мифический смысл: он не просто убивает Сигурда, а мстит ему за альбов, у которых Сигурд отнял клад. Он является своего рода орудием, которое несёт смерть обладателям проклятого клада.

В исландской «Песне об Атли» (IX в.) и в «Речах Атли» (XII в.) Хёгни умирает мучительной смертью: ему вырезают сердце.

«Пусть сердце Хёгни
в руке моей будет,
сердце кровавое
сына конунга,
острым ножом
из груди исторгнуто».

В гренландской «Песне об Атли» сохранилась более древняя версия смерти Хагена. Основное отличие заключается в том, что в «Песни об Атли» Гудрун мстит своему мужу Атли за то, что он убил её братьев Гуннара и Хёгни, тогда как в «Песне о Нибелунгах» Кримхильда (Гудрун), наоборот, мстит братьям за то, что они убили её мужа Зигфрида (Сигурда). Более древняя форма сказания отражает мораль родового общества (братья ближе мужа), менее древняя - мораль феодального общества (муж ближе братьев).

Хаген в поздней литературе и кино

  • В XX веке Хаген появляется в немецком фильме «Нибелунги » (1924), где его играет Ганс Адальберт Шлеттов. В фильме есть отличия от поэмы, но в целом образ Хагена существенно не изменился.
  • Имя «Хаген» из поэмы заимствовал Ник Перумов для своего персонажа в романе «Гибель богов » из цикла «Летописи Хьёрварда» - прирождённого воина и ученика Истинного Мага Хедина .

Сноски и примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Хаген из Тронье" в других словарях:

Введение

Любой народ, большой или малый, ушедший в небытие или живущий ныне, имел свою героическую эпоху, нашедшую отражение в сказаниях, былинах, сагах и героических эпосах. У славянских народов это былины об Илье Муромце, Святогоре, Микуле Селяниновиче, у древних шумеров – сказание о Гильгамеше, у карелов и финнов – «Калевала», у исландцев – «Старшая Эдда», у греков – «Иллиада», у якутов – «Олонхо»… Этот перечень можно продолжать бесконечно. В героическом эпосе отражается какое-то знаменательное событие в жизни народа, определенный исторический отрезок времени, оставшиеся в памяти людей. Для германцев таким периодом стало большое переселение народов, миграция, происходившая в 4–6 веках нашей эры. Период переселения всегда сопровождался войнами, а любая война – это подвиги, великие победы или поражения, которые не могут навечно стереться из памяти людей, и поэтому воплощаются в сюжеты историй. Позже все истории собирались в эпос, объединенный одной общей повествовательной линией. Таковым эпосом для германского народа стала «Песнь о Нибелунгах», существовавшая до середины XII века в виде устных сказаний и песен, и к XIII веку превращенная неизвестным поэтом в национальную поэму.

Происхождение имени «нибелунги» может быть объяснено из древнеисландского niff, того же корня, что и «Нифльхейм» – мир мрака, поскольку в скандинавских сказаниях хранителями сокровищ считались жившие в подземном мире карлики – черные альвы. Автор «Песни о Нибелунгах» лишь вскользь упоминает о сказочных персонажах; в эпосе нибелунгами названы могучие воины, братья Шильбунг и Нибелунг и их поданные, которых победил Зигфрид, новый хозяин клада. Во второй части эпоса имя «нибелунги» переносится на бургундских королей, завладевших кладом после смерти Зигфрида, что позволило некоторым исследователям объяснить это слово из немецкого Nebel – туман, т.е. жители туманной страны – эпитет, применявшийся к далеким франкам.

«Песнь о Нибелунгах» – обширное, многоплановое произведение, поэтому в своей работе я не буду пытаться разбирать его досконально, я хочу остановиться на одной из центральных фигур эпоса – фигуре Хагена, «владетеля Тронье», преданного вассала, героя и победителя многих битв, и – злодея. Но злодея не абсолютного, а очень сложного, с твердо устоявшийся мотивацией поступков, последовательного, в чем-то благородного, и жестокого.

История создания и сюжет

История создания

«Песнь о Нибелунгах» дошла до нас в 10 рукописях (XIII–XVI ст.) и многих отрывках. В новое время она стала известна с средины XVIII века, в 1757 году Бодмер издал последнюю часть эпоса вместе с так называемой «Жалобой» – небольшой лирической поэмой, написанной двустишиями и рассказывающей, как Этцель, Дитрих с Гильдебрандом, семья и люди Рюдигера оплакивали павших. В 1782 году К.Г. Мюллер издал полный текст «Песни о Нибелунгах», но без всякой попытки к учёной критике и разбору. С начала XIX столетия появляются характеристики и разборы поэмы; один из переводчиков её, ф. д. Гаген, уже в 1810 году стремится дать критическое её издание с разночтениями.

Историческая основа, на которой базируется повествование – это гибель бургундского королевства в 437 году и смерть гуннского короля Атиллы в 453 году. Каждая эпоха в жизни человечества по-своему отображает историю, в «Песне о Нибелунгах» история государств неразрывно связана с историей правящих ими королей; повествование ведется неспешно; оно насыщено описаниями богатого оружия, одежд, даров; рыцарских поединков и пышных пиров, что характерно для эпохи Крестовых походов.

«Песнь о Нибелунгах» состоит из 39 глав – авентюр, написана так называемой «нибелунговой строфой», состоящей из четырех длинных стихов с парными рифмами. Многие исследователи считают, что местом создания поэмы была Австрия, поскольку описания придунайских земель в эпосе более живописны, конкретны и детальны, чем описания других частей Европы.

В сюжетной основе «Песни о Нибелунгах» лежат героические сказания о Сигурде (Зигфриде) и воительнице Брюнхильде (Брунгильде), а также восходящая к V веку историческая традиция о державе Аттилы (Этцель в эпосе) и гибели Бургундского королевства. Эти сюжеты известны из песен «Старшей Эдды», прозаической «Саги о Вельсунгах», но скандинавская и немецкая эпическая традиции дают различные варианты изложения легендарных событий.

Сюжет

Содержание «Песни о Нибелунгах» можно разделить на две части. В первой их них описывается сватовство Зигфрида Фландрского к живущей в Вормсе бургундской принцессе Кримхильде. Брат Кримхильды Гунтер просит Зигфрида помочь ему завоевать благосклонность исландской королевы Брюнхильды. Благодаря плащу-невидимке Зигфрид помогает Гунтеру победить Брюнхильду в богатырских состязаниях; она же сама не ведает, что ее буйный нрав укротил Зигфрид. Гунтер женится на Брюнхильде, Кримхильда выходит замуж за Зигфрида и уезжает с ним во Фландрию.

Десять лет спустя герои встречаются вновь, и между королевами разгорается спор о том, чей муж достойнее. Кримхильда показывает Брюнхильде перстень и пояс, некогда отнятые у нее Зигфридом в знак победы, и открывает его обман. По приказу разгневанной Брюнхильды и с согласия Гунтера, завидующего могуществу Зигфрида, вассал короля Хаген убивает героя, выведав у Кримхильды его уязвимое место. Некогда Зигфрид искупался в крови дракона и мог быть сражен оружием лишь в том месте между лопаток, где к его спине пристал листочек липы. После смерти Зигфрида его сокровища достаются бургундам, которые прячут их на дне Рейна.

Во второй части поэмы вышедшая замуж за короля гуннов Этцеля Кримхильда зазывает бургундов в свою страну, которая лежит далеко за Дунаем. Кримхильда жаждет отомстить за смерть Зигфрида и вернуть его сокровища: она губит войско бургундов, убивает своего брата Гунтера и отрубает голову Хагену мечом, когда-то снятым им с тела убитого Зигфрида. Рыцарь Хильдебрандт, возмущенный жестокостью Кримхильды, разрубает ее надвое ударом меча. Золотой клад нибелунгов, одна из причин раздоров и гибели бургундского королевского дома, навеки остается лежать в потаенном месте под водами Рейна.

Хаген – трагический злодей

Хаген в «Старшей Эдде»

Хаген (Хёгни) в «Старшей Эдде» не является одним из главных героев, а так же не является вассалом конунга, он – один из сыновей конунга Гьюки, брат Гудрун (Кримхильды) и Гуннара (Гунтера). В «Песне о Сигурде» легко читается сюжет, позже развитый, дополненный и сильно измененный в «Песне о Нибелунгах». Гуннар перед тем, как совершить убийство Сигурда (Зигфрида) советуется со своим братом Хёгни.

«В чём пред тобою

Сигурд повинен,

Что хочешь ты смелого

– спрашивает брата Хёгни и тут же сам отвечает на свой вопрос:

«Брюнхильд тебя,

зло замышляя

и горе готовя,

В «Старшей Эдде» убийство совершает не Хёгни, а Готторм, не связанный клятвой побратимства с Сигурдом. Гуннар и Хёгни овладевают золотом Фафнира и кольцом Андвари, добытых Сигурдом.

Конунг Атли (Этцель), после смерти Сигурда взявший в жены Гудрун, зовет в гости Гуннара и Хёгни; они не верят в измену и едут к нему. В «Старшей Эдде» у Хёгни есть жена, умеющая читать руны и предвидящая недоброе:

«Плохо придется вам,

если поедете!

Встречи сердечной

Теперь вы не ждите!

Снилось мне, Хёгни, –

Скрывать я не буду, –

Не выгрести вам,

Хёгни довольно беспечно реагирует на предсказание жены, находя иные, не предвещающие беды, объяснения её зловещим снам. В «Песне о Нибелунгах» Хаген совершенно иначе реагирует на предсказание вещих дев, хотя так же не следует предостережению безоговорочно. Хёгни, как и Хаген, могучий, сильный, бесстрашный воин:

Потом увидали,

К цели приблизясь:

Двор возвышается –

Будли владенье;

Затрещали ворота, –

Хёгни ответил –

Не стал отступать он,

Не страшился грядущих

Испытаний суровых:

«Что вздумал пугать нас?

Впустую те речи!

Молчи, или плохо

С пренебрежительным мужеством Хёгни встречает свой смертный приговор:

«Делай как хочешь!

Готов ко всему я,

Бесстрашным я буду, –

Он проявляет великодушие, высказав просьбу отпустить обреченного на смерть раба и стойко встречает свою собственную казнь:

Был схвачен могучий –

Нельзя было медлить

И воинам замыслы

Откладывать злобные:

Хёгни смеяться

Начал-то слышали, –

Стойко терпел он

Хёгни и Гуннар погибают, а Гудрун, следуя морали родового общества, где братья ближе мужа, жестоко мстит за них Атли, убив двух своих детей, рожденных ею от второго брака, ибо дети Атли не принадлежат её роду.

Убийство в «старшей Эдде» лишено христианского осуждения, поскольку саги слагались в дохристианские времена.

Характер Хёгни в «Старшей Эдде» не настолько ярок, как в «Песне о Нибелунгах», не является он здесь и злодеем, но, чтобы глубже понять Хагена, нужно попробовать увидеть основное в Хёгни – а основным является то, что Хёгни – явление из глубины веков, он архаичен, в нём много мифического, он не отождествляется ни с каким историческим лицом, как Гуннар или Атли. Возможно, именно поэтому Хаген в «Песне о Нибелунгах» стоит гораздо ближе к миру, он не идеализирован, как другие герои песни.

Хаген в «Песне о Нибелунгах»

В древнегерманской поэме «Песнь о Нибелунгах» отразились сведения о нашествии диких варварских племен на Бургундское королевство в 437 году. Нибелунги - это загадочные волшебные карлики, которые охраняли подземные клады. Для пущей осторожности они периодически перетаскивали сокровища с места на место.

В небольшом городке Ксантене на Нижнем Рейне у короля Зигмунда с супругой Зигелиндой был сын Зигфрид, красивый, сильный и умный юноша. Как-то отправился он в город и остановился у одной кузни. Он попросил разрешения попробовать самому поработать. Хозяин-кузнец положил на наковальню самую крупную болванку. Зигфрид взял молот и со всего размаху ударил по ней. Болванка разлетелась на части, а наковальня разбилась и ушла в землю. Зигфрид попросил научить его кузнечномуделу. Вместо этого обозленный кузнец послал его в заповедный лес, где жил огромный змей, заготовить дрова для печи. Кузнец втайне надеялся, что юноша столкнется со злым змеем и не выйдет из леса живым.

Зигфрид пошел в лес, нарубил дров, сел на пенек отдохнуть. Вдруг из-под пня появилась огромная шипящая голова змея.
- Кто ты такой? Как посмел без спросу рубить мой лес? - Змей поднялся вровень с деревом и еще сильнее зашипел.

Зигфрид схватил дубину и бросился на чудище. Он так крутил дубиной, что как змей ни уворачивался, дубина настигала его всюду. Быстро сдох змей, открыл пасть, и из нее полилась черная кровь. Сунул Зигфрид свой палец в кровь, он окостенел, стал крепче стали. Тогда он весь вымылся змеиной кровью, его кожа стала крепкой как панцирь, он почувствовал в себе необыкновенные силы. Только между лопаток осталось у него маленькое уязвимое место, во время купания туда упал липовый листок.

В город Зигфрид решил не возвращаться, а отправиться странствовать. Незаметно для себя он оказался в лесу, в котором жили нибелунги. Зигфрид увидел, как два карлика выносили из пещеры свое богатство. Это были ящички, сундучки, полные золота, драгоценных камней.

Подошел к ним Зигфрид, представился, они назвали себя королями нибелунгов, попросили помочь разделить им клад, за это заранее дали ему в награду меч. Но как ни старался Зигфрид, не мог поделить сокровища так, чтобы короли были довольны. Наконец они разозлились, схватили свои мечи и бросились на него. Зигфрид стал драться с ними подаренным ему мечом и легко справился с обоими, зарубив их на месте.

Эту сцену видел еще один нибе-лунг, страшный карлик Альберих. Он решил отомстить за королей, натянул шапку-невидимку и кинулся на Зигфрида. Тот по движению воздуха понял, что на него кто-то напал, принялся крутить свой меч и зацепил карлика. Тот упал, шапка-невидимка слетела с него, он стал видимым и признал свое поражение. Зигфрид забрал у него шапку, надел ее и стал невидимым. Он осмотрел пещеру, сложил в нее все сокровища и завалил вход. Так он стал обладателем подземных сокровищ королей нибелунгов.

Вскоре Зигфрид захотел жениться. Он слышал, что в Бургундском королевстве, которым управляли три брата во главе со старшим Гунтером, жила их сестра, красавица Кримхильда, и он отправился ко двору бургундских королей.

Там он помог бургундским королям в битве против наступавших саксов. Благодаря участию Зигфрида бургундцы отстояли свою землю и в благодарность предложили ему в жены их сестру Кримхильду. Едва Зигфрид увидел ее, то сразу влюбился. И Кримхильда согласилась стать его женой. Но Гунтер попросил Зигфрида оказать ему еще одну услугу, а потом уже справлять свадьбу.

Гунтер хотел жениться на королеве Исландии Брунхильде, которая жила в море на одиноком острове, славилась силой и красотой. Каждому, кто предлагал ей руку и сердце, она в свою очередь предлагала посоревноваться с ней - сразиться на копьях, метнуть камень и прыгнуть в длину. Гунтер не был уверен в своих силах и на всякий случай взял с собой Зигфрида.

Они поплыли по Рейну, потом вышли в открытое море. Вскоре их корабль причалил к одинокому острову, на котором жила королева Брунхильда. Она узнала о цели визита к ней гостей и предложила наутро Гунтеру принять участие в состязании с ней. Гунтер опечалился, но Зигфрид успокоил его, сказал, чтобы он не волновался, все будет хорошо.

На другое утро вышла королева на бой с Гунтером, взяла копье, села на лошадь. Гунтер тоже взял копье, сел на лошадь. А там уже сидел невидимый никому Зигфрид, на его голове была шапка-невидимка. Едва королева направила свое копье в грудь Гунтера, как Зигфрид отбил его, а сам тупым концом копья Гунтера выбил королеву из седла. Очень она удивилась и предложила Гунтеру метнуть камень. Зигфрид вместо Гунтера метнул камень гораздо дальше Брунхильды. И на третьем состязании Гунтер прыгнул дальше Брунхильды. Ничего не оставалось королеве, как выполнить данное обещание - она согласилась стать женой Гунтера.

Две свадьбы сыграли в Бургундском королевстве, Гунтер стал мужем Брунхильды, а Зигфрид - Кримхильды. Зигфрид вместе с молодой женой отправился к своим родителям и остался там жить. Прошли десять лет, и Гунтер пригласил к себе Зигфрида с Кримхильдой отметить юбилей сзадьбы. Супруги прибыли в Бургундское королевство и отпраздновали десятую годовщину.

На другое утро Кримхильда и Брунхильда отправились в церковь на службу и заспорили у дверей, кому первой входить, каждая считала себя важнее другой. И вот тогда Кримхильда в сердцах сказала, что она важнее, так как ее муж Зигфрид помог Гунтеру победить Брунхильду в соревнованиях. Очень обиделась на такие слова Брунхильда, потребовала объяснений у Зигфрида и Гунтера. Зигфрид, не желая ссоры, сказал, что Кримхильда.не права. Но с того времени обе пары перестали дружить.

Тогда-то Гунтер задумал убить Зигфрида, так как опасался, что в конце концов он раскроет тайну, и Брунхильда бросит его. Он вызвал к себе верного советника Хагена фон Тронье посоветоваться как быть. Ха-ген сказал, что готов выполнить поручение и убить Зигфрида, но тело его неуязвимо, только одно маленькое местечко уязвимо, но, где оно, никто не знает. Тогда Гунтер отправил его к Кримхильде и посоветовал ненароком выспросить все у нее.

Кримхильда, ничего не подозревая, рассказала Хагену о юношеских приключениях Зигфрида, о разбитой наковальне, о битве со змеем и случайно назвала его уязвимое место - между лопаток. Заговорщики решили выманить Зигфрида на охоту, там убить его и сказать, что произошел несчастный случай.

В один прекрасный день Гунтер пригласил Зигфрида к себе в королевство на охоту. Вместе с ним отправился и Хаген. Они загнали несколько оленей и кабанов. Все были довольны, стали накрывать на стол. Но оказалось, что у них нет воды. Зигфрид и Хаген пошли к ручью, чтобы набрать ее. Едва Зигфрид наклонился над ручьем, как Хаген со всей силой вонзил копье ему между лопаток. Упал Зигфрид, потекла из раны кровь, а Хаген побежал к шатрам рассказать, что случилось несчастье, на Зигфрида напал олень и смертельно ранил его в спину.

Узнав о несчастье с мужем, Кримхильда поняла, что это дело рук ее брата и Хагена, которому она ненароком доверила тайну своего мужа. Кримхильда поклялась отомстить им обоим. Ее братья между тем нашли сокровище Зигфрида, спрятали его на дне Рейна и стали называть себя королями нибелунгов.

Кримхильда между тем вышла замуж за царя гуннов и через много лет пригласила к себе братьев погостить. Пригласила и верного их советника Хагена. Испугался вначале Гунтер, думал предупредить братьев, а потом решил, что ничего не случится, все уже давно забыли те события. Он собрал своих людей, сказал, что надо поехать к гуннам навестить сестру, взял с собой и Хагена.

Когда гости из Бургундии оказались за одним пиршественным столом с гуннами, Кримхильда подала знак своим воинам, и те напали на бургундцев, многих перебили, а Гунтера и Хагена не тронули. Привели их к Кримхильде. Она приказала зарубить обоих, и сама мечом снесла голову Хагену, который отказался открыть местонахождение клада нибелунгов.

Едва упала его голова, как все воины, бургундские и гунны, вскричали в негодовании:
- Нет оправдания женщине, убившей беспомощного воина не в бою, а коварно за пиршественным столом!
И один из приглашенных оставшихся в живых бургундцев бросился с мечом на Кримхильду. Он вонзил его ей прямо в сердце, и она упала замертво. На этом прекратился род бургундских королей, а золото нибелунгов навсегда осталось на дне Рейна.




Top