Характеристика главных героев пьесы на дне. Герои пьесы на дне горького характеристики и описания

«На дне» — сцены М. Горького. Пьеса написана в 1902 г. Первая публикация: издательство Мархлевского (Мюнхен) без указания года, под названием «На дне жизни» (в продажу поступила в конце декабря 1902 г.). Окончательное название «На дне» впервые появилось на афишах Московского Художественного театра. Публикуя пьесу, Горький не дал ей никакого жанрового определения. На афише МХТ жанр был обозначен как «сцены».

Пьеса отличается нетрадиционной, повышенной «идеологичностью», которая стала источником страстного драматизма. «Дно», выступая в различных значениях этого слова (социального низа, «глубины души», глубины понятий и нравственного падения), представлено в ней как экспериментальное пространство, в котором рассматривается человек «как он есть». Действующие лица заново пересматривают отношения «правды» и «лжи» применительно к человеку, смыслу жизни и смерти, вере и религии. Парадокс философской драмы Горького заключается в том, что о «последних» вопросах бытия рассуждают исторгнутые из общества подонки — в буквальном смысле слова. Освобожденные от «социальных одежд», иллюзий и критериев, они являются на сцену в своей сущностной наготе («Здесь господ нету... все слиняло, один голый человек остался»), являются, чтобы сказать обществу свое «нет».

Доморощенные ницшеанцы, горьковские ночлежники выступают подлинными отрицателями всех ценностей, идей и представлений, признаваемых обществом. В связи с этим Л.Н. Толстой отозвался об обитателях горьковской ночлежки как о «вселенском соборе умников». В.И. Немирович-Данченко писал о фигурах, дразнящих «презрением к вашей чистоплотности, <...> свободным и смелым разрешением всех ваших «проклятых вопросов». К.С. Станиславского восхищала в пьесе «атмосфера романтики и своеобразной дикой красоты».

В пьесе «На дне» Горький децентрализовал интригу и отказался от главного героя, найдя новое единство, объединяющее пестроту характеров, лиц, типажей. В основу сценического характера автор положил жизненную философию героя, его основную мировоззренческую установку. Перемещая центр действия от одного «минутного героя» (И.Ф. Анненский) к другому, Горький придал пьесе «На дне» не столько сюжетное, сколько идейное единство. Нерв драмы — в обнажении позиций действующих лиц, яростно защищающих свое понимание жизни. «Я» героя раскрывается как соответствие поведения — убеждению, страстно отстаиваемого в диалогах. Заряд защиты своего «я» таков, что любой спор способен вылиться в скандал, драку, поножовщину. «Равенство в нищете» подвигает героев на отстаивание собственной индивидуальной неповторимости, непохожести на остальных.

Спившийся Актер не устает подчеркивать, что у него «весь организм отравлен алкоголем» и при всяком удобном случае напоминает о своем актерском прошлом. Проститутка Настя яростно защищает свое право на «роковую любовь», вычитанную из бульварных романов. Барон, ставший ее сутенером, не прочь вспомнить о «каретах с гербами» и «кофе со сливками» по утрам. Бывший скорняк Бубнов последовательно и упрямо утверждает, что «снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется...», и готов презирать любого, кто мыслит иначе. Сапожник Алешка не желает, чтобы им командовали и в свои двадцать лет бьется в пьяной истерике: «...ничего не желаю! <...> На, ешь меня! А я — ничего не хочу!» Бесперспективность существования — мета «дна», отмечающая эту разнородную массу людей общностью судьбы. С особенной силой она выявляется в судьбах умирающей Анны и Наташи, которая все «ждет и ждет чего-то», мечтая о человеке, который выведет ее отсюда. Даже хозяин ночлежки Костылев и его жена Василиса («зверь-баба»), околоточный надзиратель Медведев — тоже люди «дна», обладающие весьма относительной властью над его обитателями.

Идеологом свободного «дна» выступает шулер Сатин, с презрением говорящий о всем том, что ценится людьми «приличного общества». Ему «надоели все человеческие слова» — стертые, пустые оболочки с выветрившимся содержанием. Его легкость отношения к жизни вызвана в значительной мере тем, что он бесстрашно пересек линию, разделяющую «да» и «нет», и свободно расположился «по ту сторону» добра и зла. Живописность облика, артистизм натуры, прихотливая изощренность логики, афористичность высказываний говорят о любовном отношении автора к этому образу — источнику всепроникающего антибуржуазного пафоса пьесы.

Взрывает привычную инерцию существования, провоцирует обитателей «дна» на самораскрытие, подталкивает их к действию — Лука, «старец лукавый»,(имя которого парадоксально вызывает в памяти и образ евангелиста Луки и эпитет дьявола — «лукавый»). Мысль о необходимости веры для человека — центральная в образе. Вопрос о действительном соотношении неприкрашенной, «голой» правды и «подрумянивающей» реальность лжи, он подменил проблемой «веры». Обитателей ночлежки Лука активно убеждает верить и действовать в соответствии с тем, во что смог, сумел поверить: Анну — в потустороннюю встречу с добрым и ласковым Богом; Актера — в существование бесплатных лечебниц для алкоголиков; Ваську Пепла — в хорошую, счастливую жизнь в Сибири; Наташу — в «хорошесть» Васьки. Настю он уверяет, что была у нее настоящая любовь, а Сатину советует идти к «бегунам». Свой парадоксальный, полный двусмысленности «символ веры» странник формулирует, отвечая на вопрос Васьки Пепла «Есть ли Бог?»: «Коли веришь, - есть; не веришь, нет... Во что веришь, то и есть...». В мировоззрении Луки вера выступает заменителем «окаянной», нестерпимой правды, которую не всякий человек может выдержать. Отводя вопрос о том, «что есть истина», он предлагает лечить душу — не правдой, а верой, не знанием, а действием. В зашифрованном виде эта мысль высказана им в хитрой сказочке о «праведной земле». Ответом на нее прозвучал монолог Сатина о «гордом человеке», в котором правда предназначается для «свободного человека», а ложь остается религией «рабов и хозяев».

Лука исчез из пьесы—«яко дым от лица огня», как «грешники от лица праведных», — ушел туда, где, по слухам, «веру новую открыли». А цепкие объятия «дна» задушили многих из тех, кого он так горячо убеждал «верить»: пропали Наташа, Васька Пепел, потерял надежду выбраться Клещ, повесился Актер. Люди «дна», свободные ото всего — от Бога, от других людей, от общества в целом, от собственного прошлого и от мысли о будущем — вольны «пропадать» и дальше. «Дно» — это не то, что жизнь сделала с людьми; «дно» — это то, что люди сделали (и продолжают делать) с собой и друг с другом — последний горький вывод драмы.

Премьера пьесы состоялась 18 декабря 1902 г. в Московском Художественном театре. Постановка К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В главных ролях: Сатин — Станиславский, Лука — И.М. Москвин, Настя — О.Л. Книппер, Барон — В.И. Качалов, Наташа — М.Ф. Андреева. В январе 1904 г. пьеса была удостоена Грибоедовской премии, высшей для драматургов награды. Спектакль МХАТ не сходил со сцены более полувека, пережив три революции и две мировые войны. Наиболее значительные другие постановки: М. Рейнгардта (1903 г., «Малый театр», Берлин); Люнье-По (1905 г., «Творчество», Париж); Г.Б. Волчек (1970 г., «Современник», Москва); Р. Оссейна (1971 г., Драматический театр, Реймс); А.В. Эфроса (1984 г., Театр на Таганке, Москва); Г.А. Товстоногова (1987, БДТ имени М.Горького, Ленинград).

Драма "На дне" является этапным произведением в творческой биографии Горького. Описание героев будет представлено в этой статье.

Произведение это было написано в переломное время для страны. В России в 90-х годах XIX века разразился серьезный Массы обнищавших, разорившихся крестьян после каждого неурожая уходили в поисках заработка из деревень. Закрывались заводы и фабрики. Без средств к существованию и крова оказались тысячи людей. Это привело к тому, что появилось большое число "босяков", опустившихся на дно жизни.

Кто жил в ночлежках?

Предприимчивые владельцы трущоб, пользуясь тем, что люди оказались в безвыходном положении, нашли, как извлечь из зловонных подвалов пользу. Они превратили их в ночлежки, в которых жили нищие, безработные, воры, бродяги и другие представители "дна". Это произведение было написано в 1902 году. Герои пьесы "На дне" - именно такие люди.

Максима Горького на протяжении всего творческого пути интересовала личность, человек, тайны его Чувства и мысли, мечты и надежды, слабость и сила - это все находит отражение в произведении. Герои пьесы "На дне" - люди, жившие в начале XX века, когда рушился старый мир, и возникала новая жизнь. Однако они от остальных отличаются тем, что отвержены обществом. Это люди "дна", изгои. Неприглядно и страшно место, в котором живут Васька Пепел, Бубнов, Актер, Сатин и другие. По описанию Горького, это подвал, похожий на пещеру. Потолок его - каменные своды с обвалившейся штукатуркой, закопченные. Почему же "на дне" жизни оказались обитатели ночлежки, что их сюда привело?

Герои пьесы "На дне": таблица

герой как оказался на "дне" характеристика героя мечты
Бубнов

Владел в прошлом красильной мастерской. Однако уйти его заставили обстоятельства. Жена Бубнова сошлась с мастером.

Считает, что человек не в силах изменить судьбу. Поэтому Бубнов лишь плывет по течению. Проявляет часто скептицизм, жестокость, отсутствие положительных качеств.

Трудно определить, учитывая негативное отношение ко всему миру этого героя.

Настя

Жизнь заставила эту героиню стать проституткой. А это и есть социальное дно.

Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными романами.

Мечтает долгое время о чистой и большой любви, продолжая заниматься своей профессией.

Барон

Был в прошлом настоящим бароном, но утратил богатство.

Насмешки обитателей ночлежки не воспринимает, продолжая жить прошлым.

Хочет вернуть свое прежнее положение, вновь став состоятельным человеком.

Алешка

Веселый и вечно пьяный сапожник, не пытавшийся никогда подняться со дна, куда его привела легкомысленность.

Как сам говорит, ничего не хочет. О себе сообщает, что он "хороший" и "веселый".

Всем всегда доволен, сложно сказать о его нуждах. Мечтает, скорее всего, о "теплом ветерке" и "вечном солнце".

Васька Пепел

Это потомственный вор, сидевший дважды в тюрьме.

Слабохарактерный, влюбленный человек.

Мечтает уехать в Сибирь с Натальей и стать добропорядочным гражданином, начав новую жизнь.

Актер

Опустился на дно из-за пьянства.

Цитирует часто

Мечтает найти работу, вылечиться от алкоголизма и выбраться из ночлежки.

Лука Это загадочный странник. О нем известно не много. Учит сочувствию, доброте, утешает героев, направляет их. Мечтает помочь всем нуждающимся.
Сатин Убил человека, в результате чего попал на 5 лет в тюрьму. Считает, что человеку необходимо не утешение, а уважение. Мечтает донести до людей свою философию.

Что погубило жизни этих людей?

Пристрастие к алкоголю погубило Актера. По его собственному признанию, раньше у него была хорошая память. Сейчас Актер считает, что все для него кончено. Васька Пепел - представитель "воровской династии". Этому герою не оставалось ничего другого, как продолжить отцовское дело. Он говорит, что даже когда был маленьким, уже тогда его звали вором. Бывший скорняк Бубнов мастерскую оставил из-за измены жены, а также из страха перед любовником своей супруги. Он разорился, после чего отправился служить в одну "казенную палату", в которой совершил растрату. Одна из наиболее колоритных фигур в произведении - это Сатин. Он в прошлом был телеграфистом, а в тюрьму попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.

Кого винят обитатели ночлежки?

Практически все герои пьесы "На дне" склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.

Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: "А почему погиб? Веры у меня не было..."

Существовал ли шанс жить другой жизнью?

Создавая образы героев пьесы "На дне", автор предоставил каждому из них возможность жить другой жизнью. То есть выбор у них был. Однако у каждого первое испытание закончилось крахом жизни. Барон, например, мог свои дела поправить не с помощью кражи казенных средств, а вкладывая деньги в выгодные дела, имеющиеся у него.

Сатин проучить обидчика мог бы другим способом. Что касается Васьки Пепла, неужели на земле нашлось бы мало мест, где о нем самом и о его прошлом никто бы ничего не знал? То же самое можно сказать о многих обитателях ночлежки. Будущего у них нет, но в прошлом у них имелся шанс сюда не попасть. Однако герои пьесы "На дне" не воспользовались им.

Чем утешают себя герои?

Им остается теперь лишь жить несбыточными надеждами и иллюзиями. Барон, Бубнов и Актер живут Мечтами о настоящей любви тешится проститутка Настя. При этом характеристика героев пьесы "На дне" дополняется тем, что эти люди, отвергнутые обществом, униженные, ведут бесконечные споры о нравственных и духовных проблемах. Хотя логичнее было бы рассуждать о поскольку они живут впроголодь. Авторская характеристика героев пьесы "На дне" говорит о том, что их занимают такие вопросы, как свобода, правда, равенство, труд, любовь, счастье, закон, талант, честность, гордость, сострадание, совесть, жалость, терпение, смерть, покой и многое другое. Волнует их также еще более важная проблема. Они рассуждают о том, что такое человек, зачем он рождается, в чем состоит истинный смысл бытия. Философами ночлежки можно назвать Луку, Сатина, Бубнова.

За исключением Бубнова, все герои произведения "ночлежный" образ жизни отвергают. Они надеются на удачный поворот фортуны, который их со "дна" вынесет на поверхность. Клещ, например, говорит о том, что он работает с малых лет (этот герой -слесарь), поэтому выберется отсюда непременно. "Вот, погоди... умрет жена..." -говорит он. Актер, этот хронический пьяница, надеется найти роскошную лечебницу, в которой чудесным образом к нему вернутся здоровье, сила, талант, память и аплодисменты зрителей. Анна, несчастная страдалица, мечтает о блаженстве и покое в которой ей воздастся, наконец, за муки и терпение. Васька Пепел, этот отчаянный герой, убивает Костылева, хозяина ночлежки, поскольку считает последнего воплощением зла. Мечта его - уехать в Сибирь, где он начнет вместе с любимой девушкой новую жизнь.

Роль Луки в произведении

Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя. Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг "еще немножко... пожить". Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот "сказки говорит" приятно, ведь так мало на свете хорошего.

Мнение Сатина

Искренней жалости к обитателям ночлежки полон Лука, однако не может ничего изменить, помочь людям зажить другой жизнью. В своем монологе Сатин отвергает такое отношение, поскольку считает его унизительным, предполагающим несостоятельность и убогость тех, на кого направлена эта жалость. Главные герои пьесы "На дне" Сатин и Лука выражают противоположные мнения. Сатин говорит о том, что необходимо уважать человека и не унижать его жалостью. В этих словах, вероятно, выражается позиция автора: "Человек!.. Это звучит... гордо!"

Дальнейшая судьба героев

Что же станет в дальнейшем со всеми этими людьми, смогут ли что-то изменить герои пьесы "На дне" Горького? Нетрудно представить их дальнейшую судьбу. Например, Клещ. Он пытается в начале произведения выбраться со "дна". Он думает, что когда его жена умрет, все изменится волшебным образом к лучшему. Однако после смерти супруги Клещ остается без инструментов и денег и мрачно поет вместе с другими: "Я и так не убегу". На самом деле, он не убежит, как и другие обитатели ночлежки.

В чем заключается спасение?

Существуют ли вообще пути спасения со "дна", и каковы они? Решительный выход, возможно, намечается из этого непростого положения в речи Сатина, когда он говорит о правде. Он считает, что назначение сильного человека - искоренять зло, а не утешать страдающих, подобно Луке. Это одно из наиболее твердых убеждений самого Максима Горького. "Со дна" могут подняться люди, лишь научившись себя уважать, обретя чувство собственного достоинства. Тогда они смогут носить гордое звание Человека. Его еще нужно заслужить, по мнению Горького.

Заявляя о своей вере в творческие силы, способности и разум свободного человека, Максим Горький утверждал идеи гуманизма. Автор понимал, что в устах Сатина, спившегося босяка, слова о свободном и гордом человеке звучат искусственно. Однако они в пьесе должны были звучать, выражая идеалы самого писателя. Эту речь некому было сказать, кроме Сатина.

Горький в произведении опроверг главные принципы идеализма. Это идеи смирения, всепрощения, непротивления. Он дал понять, за какими убеждениями будущее. Это доказывают судьбы героев пьесы "На дне". Верой в человека проникнуто все произведение.

Каждый герой пьесы «На дне» является показателем состояния определенного слоя общества в царской России, поэтому для понимания книги очень важно знать историю каждого персонажа.

  1. Михаил Иванов Костылёв. 54 года, содержатель ночлежки. Муж Василисы Карповной. Меркантилен. Прошлое неизвестно. Садист, кровопийца. Подозревал, что жена изменяла ему. Придерживался авторитарных взглядов на права человека – «нельзя, чтобы люди вроде тараканов жили…Человек должен определять себя к месту». Был убит Васькой Пеплом.
  2. Василиса Карповна. 28 лет. Жена Костылёва, сестра Наташи, бывшая любовница Васьки Пепла. Ненавидит мужа – он её избивал. Лука сравнивал её с гадюкой. Избивала сестру.
  3. Наташа. 20 лет. Сестра Василисы, любовница Пепла. Костылёв избивал её. Часто ссорилась с сестрой. Отвергает ухаживания Пепла. Исчезла без следа после смерти Костылёва.
  4. Медведев. 50 лет. Полицейский. Дядя Наташи и Василисы. Ухажёр Квашни. Вспыльчив. Не находится на “Дне”.
  5. Васька Пепел. 28 лет. Вор, сын вора. Сбывает краденое у Костылёва. Его родитель провёл всю жизнь в тюрьме, оставив ему семейное “ремесло” по наследству. Бывший любовник Василисы, Наташин ухажер, готовый пожертвовать ради неё своим образом жизни. Интересуется вопросом религии. Плохо переносит вид мертвецов. Его история заканчивается, когда он попадает в тюрьму за (непреднамеренное) убийство Костылёва.
  6. “Клещ”, Андрей Митрич. 40 лет. Слесарь, алкоголик. Муж Анны. Бил жену, хоть и любил её. Пропил своё состояние и инструменты. Материалист и трудоголик, пытался подняться со “Дна” честным трудом. Отрицает чужую идеологию. Закончил жизнь нищим.
  7. Анна. 30 лет. Жена Клеща. В прошлом жила голодной, тяжёлой жизнью. Муж её избивал. На миг желала выздороветь, но поддалась красноречию Луки и сдалась. Ждала смерти как избавления. Умерла от смертельной болезни легких под конец 2 акта.
  8. Лука. 60 лет. Странник, ведущий бродяжнический образ жизни. Исповедует своеобразные религиозные взгляды: «Во что веришь – то и есть». Интересуется личностями и историями постояльцев ночлежки. Придерживается идеи лжи во благо, стараясь облегчить страдания окружающих ложной надеждой: «Не в слове - дело, а - почему слово говорится?». Исчезает между 3-4 актом, вероятно, уйдя в “хохлы”, заинтересовавшись их верой.
  9. Настя. 24 года. Обыкновенная девица, увлекающаяся романтическими историями. Эмоциональна. Сопереживает Луке, придерживаясь его точки зрения относительно лжи. Работает проституткой, имеет отношения с Бароном.
  10. Квашня. 40 лет. Торговка пельменями. Симпатизирует Медведеву. Была замужем за нелюбимым человеком, придерживается феминистических взглядов. Её история заканчивается недосказанной, она остаётся в добром здравии.
  11. Бубнов. 45 лет, картузник, скорняк. Раньше имел своё заведение. Не умеет лгать, не понимает ложь. Всегда искренен, поэтому пессимистичен. Заканчивает жизнь в нищете.
  12. Барон. 33 года. Бывший аристократ, нынче банкрот. Вспыльчив. Прожил всю жизнь бессмысленно, словно в тумане. Не понимает причины лжи, но склонен к ней.
  13. Сатин. 40 лет. Раньше выступал на сцене, танцевал. Был телеграфистом. Стал игроком в карты. Шарлатан, алкоголик, безработный. Сидел в тюрьме за убийство подлеца, оскорбившего его сестру. Очень остроумный и рассудительный человек, который выступает против лжи, оскорбляющей человеческое достоинство жалостью.
  14. Актёр. 40 лет, алкоголик, невротик. По сцене его имя – Сверчков Заволжский. Прошлое неизвестно. Погряз в долгах. Предпочёл поверить истории Луки про бесплатную лечебницу-организмов-отравленных-алкоголем и собирался уйти на её поиски. Окончил жизнь самоубийством, повесившись.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Драма М. Горького «На дне» была написана в 1902 году. Персонажи этой пьесы - люди, которые в результате социальных процессов, происходивших на рубеже веков, оказались выброшенными на самое дно жизни.

Социальный конфликт присутствует в пьесе прежде всего в виде противостояния между хозяевами ночлежки Костылевыми и ее обитателями. Костылев предстает в глазах ночлежников богатеем, который думает только о деньгах, стремится запросить как можно больше за место. При этом Костылев строит из себя набожного человека и свято верит в то, что лишние деньги, полученные от обитателей ночлежки, он употребит на благое дело. «Я на тебя полтинку накину, - маслица в лампаду налью... и будет перед святой иконой жертва моя гореть...», -вкрадчиво говорит он Клещу. Однако сами ночлежники добрее и отзывчивее Костылева: Актер помогает умирающей Анне, Васька Пепел искренне любит Наталью. А Костылев уверен, что «доброту сердца» нельзя равнять с деньгами ни в коем случае, о чем он втолковывает Актеру: «Доброта - она превыше всех благ. А долг твой мне - это так и есть долг! Значит, ты должен мне его возместить...»

Василиса, жена Костылева и хозяйка ночлежки, любит показывать свое превосходство над ночлежниками. Якобы следя за порядком в комнатах, она грозится вызвать санитаров, которые «придут да штраф наложат», а она после этого выгонит всех обитателей ночлежки. Но ее превосходство и власть - мнимые, о чем ей, после ее гневной тирады, напоминает Бубнов: «А чем жить будешь?»

Таким образом, между хозяевами ночлежки и их постояльцами нет практически никакой разницы. Костылев покупает у вора Васьки Пепла краденые часы, у его жены Василисы был роман с тем же Васькой. Поэтому конфликт между Костылевыми и ночлежниками имеет под собой не столько социальную, сколько нравственную основу: ведь Костылев и его жена - люди без сердца и совести. Василиса подговаривает Ваську Пепла убить Костылева, который, по ее словам, мучает ее и ее сестру. Пепел осуждает ее: «...души в тебе нет, баба».

Полицейский Медведев, дядя Василисы и Натальи, тоже совсем не похож на сурового представителя закона. Он жалуется на свою беспокойную службу, жалеет, что надо постоянно разнимать драчунов: «Давать бы им бить друг друга свободно, сколько каждому влезет... стали бы меньше драться, потому побои-то помнили бы дольше». С ночлежником Бубновым он приходит играть в шашки, а торговке пельменями Квашне предлагает выйти за него замуж. В пьесе «На дне» стираются социальные различия между всеми героями. Понятие дна расширяется и захватывает всех действующих лиц, а не только обитателей ночлежки.

Каждый из героев, оказавшихся на дне, пережил в прошлом свой конфликт с обществом. Актера в ночлежку приводит пьянство, он признается, что «душу пропил». Из-за этого Актер теряет веру в себя и свой талант. Только с приходом в ночлежку Луки, чудного старичка, которому удается вернуть многим ночлежникам веру в будущее, Актер вспоминает свое имя «по сцене»: Сверчков-Заволжский. Однако в ночлежке у него нет имени, как нет ни прошлого, ни будущего. Хотя Актер постоянно цитирует строчки бессмертных пьес, он перевирает их слова, подстраивает их под ночлежную жизнь: «Напьюсь - как... сорок тысяч пьяниц...»(измененная строка из «Гамлета»), Свою жизнь Актер кончает самоубийством, будучи не в силах противостоять гнетущей и засасывающей, обезличивающей реальности дна жизни.

Изредка вспоминает о своей прошлой жизни шулер Бубнов. Раньше он был скорняком, «свое заведение имел». Его жена «связалась» с мастером, «ловкачом», по признанию самого Бубнова, и большим драчуном. Бубнов задумал убить жену, но вовремя ушел, спасшись от каторги. Но в том, что сейчас ему приходится вести такой образ жизни, Бубнов винит не коварную жену, а себя: свои запои и леность. Он с удивлением смотрит на свои руки, которые, как ему казалось, никогда не отмоются от желтой краски, и видит, что теперь они просто грязные. Если раньше руки были отличительным знаком его профессии, то теперь он всецело принадлежит безликому братству ночлежников, о чем говорит сам: «Выходит - снаружи, как себя ни раскрашивай, все сотрется... все сотрется, да!»

Сатин, когда был мальчишкой, работал на телеграфе. Барон был настоящим аристократом, учился, «носил мундир дворянского института», а потом попал в тюрьму за растрату. Вся жизнь барона предстает перед читателями как смена нескольких костюмов, нескольких масок: от дворянского мундира, халата, фуражки с кокардой до арестантского халата и одежды ночлежника.

Вместе с этими героями под одной крышей живут шулер Сатин, вор Пепел, гулящая девица Настя, рыночная стряпуха Квашня, Татарин. Однако в ночлежке социальные различия между ними стираются, все они становятся просто людьми. Как замечает Бубнов: «...все слиняло, один голый человек остался...» Социальные конфликты, определившие их судьбу, остаются в прошлом, исключаются из основного действия пьесы. Мы видим лишь результат общественных неурядиц, столь трагично отозвавшихся на жизни людей.

Однако уже само название пьесы «На дне» предполагает наличие социального напряжения. Ведь если есть дно жизни, должно быть и что-то над этим дном; должно быть и стремительное течение светлой, яркой, радостной жизни. Ночлежники не надеются когда-нибудь обрести такую жизнь. Все они, за исключением Клеща, обращены к прошлому или погружены в заботы о настоящем. Но и Клещ полон не столько надеждой, сколько бессильной злобой. Ему кажется, что он живет в грязной ночлежке только ради Анны, своей умирающей жены, но после ее смерти ничего не изменяется. Веру обитателям ночлежки в возможность новой жизни возвращает Лука, «лукавый старец», но она оказывается непрочной и быстро угасает.

«На дне» не просто социальная, а социально-философская драма. Что делает человека человеком, что помогает и мешает ему жить, обрести человеческое достоинство - на эти вопросы ищет ответ автор пьесы «На дне». Таким образом, основным предметом изображения в пьесе оказываются мысли и чувства ночлежников во всей их противоречивости. Горький показывает, что тем, кто волею судьбы попал на самое дно жизни, их положение не кажется трагическим, невыносимым, безысходным. То, что окружающая их среда, гнетущая атмосфера ночлежки толкает людей на воровство, пьянство, убийства, кажется ее обитателям нормальным течением жизни. Но авторская точка зрения отличается от позиции его героев. Он показывает, что античеловеческие условия дна ведут к оскудению духовного мира человека, даже такое возвышенное чувство, как любовь, приводит к ненависти, драке, убийству, каторге. Среди обитателей ночлежки только Сатин «пробуждается» к жизни, произносит яростный монолог о величии человека. Однако речь этого героя - лишь первый шаг на пути изменения сознания людей, попавших на дно жизни, первая попытка побороть социальные условия, давящие на свободную личность.

Иногда человеку требуется прочитать какое-либо произведение и суметь его пересказать. Но что же делать, если на это совсем не хватает времени? В таком случае можно ознакомиться с кратким содержанием книги, которое поможет понять общую идею написанного, познакомит с героями и сюжетом.

В пьесе Максима Горького «На дне» ведётся повествовани е о жителях ночлежки. К ним пришёл странный старик и ведёт беседу с каждым из них, узнаёт о мечтах, стремлениях, прошлом и настоящем. Он внимательно слушает рассказчиков, когда нужно подбадривает, сопереживает или даёт совет. Поговорив со всеми, старик бесследно исчезает, унеся с собой все услышанные секреты.

Информация о произведении

Пьеса «На дне» была написана в 1902 году , в то время её посчитали дерзкой и новаторской по своему жанру. Эта социально-философская драма не имеет традиционного сюжета, все действия развиваются только в диалогах главных героев. События происходят в дешёвой ночлежке, где проживают люди потерявшие всё и оказавшиеся на самом «дне». Основным вопросом пьесы является размышление об истине и сострадание. Что из этого выбрать? Что лучше, пожалеть человека или открыть ему глаза на его ошибки?

Что же всё-таки нужнее? Проблематика этого драматического произведения многогранна. В нём говорят о месте человека в жизни и о его роли, о вере, выясняют имеет ли право на существование лож во имя утешения. Размышляют о том , имеет ли человек возможность изменить собственную жизнь, или все уже предрешено.

Познакомившись с героями и кратким содержанием «На дне», вы сможете получить представление об основных конфликтах, рассмотренных в пьесе. Это произведение включено в школьную программу по литературе, так как заставляет думать и несёт в себе множество дилемм.

Характеристика героев пьесы

В первую очередь стоит познакомиться с персонажами пьесы, так как именно их мысли и диалоги служат для развития сюжета.

Главные герои

Второстепенные персонажи

  1. Настя - девушка лёгкого поведения, сожительница Барона. Живёт мечтами о настоящей и чистой любви.
  2. Анна - жена Клеща, спокойная и добрая женщина тридцати лет. Очень устала от безрадостной и бедной жизни. Умерла в ночлежке от чахотки.
  3. Абрам Медведем - пятидесятилетний мужчина, служит полицейским, приходится дядей Наташе и Василисе. Считает, что человек должен жить тихо и смирно.

Еще герои:

Переходим к краткому содержанию пьесы Максима Горького «На дне» . Для удобства, пересказ будет поделён на акты, как и само произведение.

Акт первый

Утро ранней весны, подвал ночлежки, похожий на пещеру.

Клещ пытается подобрать ключи к старым замкам. Квашня «хозяйничает» у большого, но грязного стола. На нарах расположился Бубнов, собравшийся подлатать свою кепку. За старой занавеской кашляет Анна, лежащая на кровати. На печке ворочается Актёр.

Квашня рассказывает Барону о том, что бывала замужем и одного раза ей хватило. Клещ дразнит женщину и говорит, что она рада будет выйти за Медведева. Барон отбирает у Насти книжку, и увидя её название «Роковая любовь», начинает смеяться.

Анна просит всех перестать ругаться и дать ей спокойно отойти в мир иной.

Сатин, Актёр, Клещ и Бубнов беседуют. Появляется хозяин ночлежки, он ищет свою жену. Стучится в комнату Пепла, чтобы поговорить, но тот прогоняет его. Костылев уходит.

Обитатели подвала обсуждают роман Василисы и Пепла. Сатин просит у Пепла денег, тот не отказывает в просьбе. Сатин начинает рассуждать о работе и жизни .

Сатин и Актёр выходят.

Появляется Наташа, она привела нового постояльца - Луку. Пепел начинает приставать к Наташе, но та не воспринимает его заигрывания.

Приходит пьяный Алешке, он не может понять, почему его отовсюду гонят. Появившаяся Василиса, выгоняет его и ругается из-за грязи. Она спрашивает у постояльцев была ли у них Наташа и говорила ли с Васькой Пеплом. Получив ответ, выходит.

В сенях слышны крики, Василиса пытается побить Наташу. Квашня, Бубнов и Медведев спешат разнять девушек.

Акт второй

Бубнов играет с Медведевым в шашки. Лука расположился возле кровати Анны. Несколько человек играют в карты, Актёр и Клещ за ними наблюдают. Анна жалуется Луке на свою жизнь. Тот успокаивает её, говоря о том, что после смерти она получит отдых.

Актёр хочет рассказать старику стихи, но забывает их, из-за чего сильно расстраивается. Лука говорит, что не все потеряно, и уговаривает Актёра перестать пить. Он утверждает, что существуют бесплатные больницы для пьяниц.

Приходит Пепел и интересуется у Медведева сильно ли избита Наташа. Тот отказывается отвечать, на что Василий угрожает рассказать следователю о воровстве, на которое его подбили Костылев с женой.

Лука пытается вмешаться, но Пепел обрывает его. Васька спрашивает зачем старик всем врёт. На что тот советует не искать правды, а идти в Сибирь «золотую сторону», чтобы найти свой путь.

Приходит Василиса, Пепел говорит, что в ней нет души и она ему надоела. На что Василиса предлагает ему свою сестру в жены, в обмен на убийство мужа.

Входит Костылев, ссорится с Пеплом и между ними вспыхивает драка, но её предотвращает Лука. Он советует Пеплу не связываться с Василисой. Затем странник замечает, что Анна умерла и все собираются у её кровати.

Акт третий

Действие происходит во дворе ночлежке. Настя рассказывает о своей любви, а Бубнов и Барон смеются над её рассказом. Настя плачет, Лука успокаивает её.

Постояльцы ночлежки рассуждают о правде и лжи .

Пепел зовёт Наташу уйти с ним, та теряется в раздумьях, но всё-таки соглашается. Василиса, слышавшая разговор, пытается столкнуть Михаила и Василия, но Лука вовремя их успокаивает.

Хозяева ночлежки просят старика уйти.

Сатин и актёр заходят в подвал, они спорят о словах странника. Лука спрашивает у Сатина, как он очутился в таком месте и тот рассказывает о сестре, убийстве и тюрьме.

Приходит Клещ, он очень расстроен, так как чтобы похоронить жену ему пришлось продать все инструменты.

Из квартиры Костылевых слышны крики Наташи. Актёр и Сатин выходят, чтобы разнять сестёр.

Квашня и Настя помогают Наташе идти, та сильно избита, а ноги обварены кипятком. За ними идут все обитатели ночлежки. Пепел видит Наташу и сильно бьёт Костылева, тот падает. Василиса начинает кричать, что её мужа убили. Василий говорит, что она сама пыталась подговорить его на убийство мужа.

Наташа обвиняет Пепла и сестру в сговоре, затем теряя сознание, просит забрать себя в тюрьму.

Акт четвёртый

Ночь, ранняя весна. За столом сидят Клещ, Сатин, Барон и Настя. На печи лежит Актёр. Там, где раньше была комната Пепла расположился Татарин.

Обитатели ночлежки вспоминают Луку, обсуждают его философию. Барон называет его шарлатаном.

Насте стала противна жизнь в таком месте, она хочет уйти. Барон предлагает взять с собой Актёра и смеётся над его мечтой об излечении.

Сатин приказывает молчать о страннике, он говорит, что тот обманывал из жалости.

Жители ночлежки переходят к обсуждению убийства Костылева. Они говорят, что Наташа вышла из больницы и пропала, Василиса, скорее всего, выкрутится из ситуации, а Пепел попадёт в тюрьму или на каторгу.

Сатин говорит о том , что человека нужно уважать, а не унижать своей жалостью. Актёр спускается с печи и убегает.

В ночлежку входят другие её обитатели, несколько человек поют, а кто-то готовится ко сну.

Распахивается дверь, Барон кричит, что Актёр повесился на пустыре.

Сатин вздыхает: «Эх, испортил песню, дурак!».




Top