Художественные приемы в литературе: виды и примеры. Литературные методы и направления

Комплексная цель

знать

  • понятие художественного метода как совокупности принципов художественного изображения;
  • категорию литературного направления как ведущей идейно-эстетической тенденции творчества;
  • литературные течения и школы;
  • сведения о художественном стиле как совокупности устойчивых элементов художественной формы и содержании творчества, стилеобразующих факторах, стилистике языка и речи, историческом развитии теории стиля;

уметь

Анализировать литературу как на уровне творчества писателя в целом, так и отдельных произведений;

владеть

  • терминологией и понятийным аппаратом данной проблематики;
  • навыками определения стилевой, образной и методологической специфики творчества отдельного автора.

Художественный метод

Следует четко представлять, в каких соотношениях и взаимосвязях находятся такие категории литературного процесса, как художественный метод, литературное направление и течение, художественный стиль.

Понятие литературного процесса является наиболее общим, исходным для определения всех категорий, характеризующих разные стороны литературы, относящихся к разным ее аспектам.

Художественный метод – это способ освоения и отображения мира, совокупность основных творческих принципов образного отражения жизни. О методе можно говорить как о структуре художественного мышления писателя, определяющей его подход к действительности и ее воссозданию в свете определенного эстетического идеала.

Метод воплощается в содержании литературного произведения. Через метод мы постигаем те творческие принципы, благодаря которым писатель воспроизводит действительность: отбор, оценка, типизация (обобщение), художественное воплощение характеров, явлений жизни в историческом преломлении.

Метод проявляется в строе мыслей и чувств героев литературного произведения, в мотивировках их поведения, поступков, в соотношении характеров и событий, в соответствии жизненного пути, судеб персонажей социально-историческим обстоятельствам эпохи.

Художественный метод – система принципов отбора жизненного материала, его оценки, принципов и преобладающих форм художественного обобщения и переосмысления. Он характеризует комплекс факторов: целостное идеологическое, оценочное, индивидуально-неповторимое, социальное отношение художника к действительности, к сознательно или стихийно отраженным потребностям, идеологическим и художественным традициям. Художественный метод во многом определяет специфику художественного образа.

С понятием "художественный метод" тесно связано понятие "художественный стиль". Метод реализуется в стиле, т.е. общие свойства метода получают свою национальноисторическую конкретность в стиле писателя.

Понятием "метод" (от греч. – путь исследования) обозначается "общий принцип творческого отношения художника к познаваемой действительности, т.е. ее пересоздания". Это своего рода способы познания жизни, которые менялись в разные исторические и литературные эпохи. По мнению некоторых ученых, метод лежит в основе течений и направлений, представляет тот способ эстетического освоения действительности, который присущ произведениям некоторого направления. Метод есть категория эстетическая и глубоко содержательная. "Он получает воплощение как в идейном строе произведения, так и в принципе построения образа, сюжета, композиции, языка. Метод – это понимание и воспроизведение действительности в соответствии с особенностями художественного мышления и эстетического идеала" .

Проблема способа изображения действительности была впервые осознана в античности и получила законченное воплощение в труде Аристотеля "Поэтика" под именем "теории подражания". Подражание, но Аристотелю, составляет основу поэзии и ее цель – воссоздать мир похожим на реальный или, точнее, каким он мог бы быть. Авторитетность этой теории сохранялась вплоть до конца XVIII в., когда романтики предложили иной подход (тоже имеющий свои корни в античности, точнее в эллинизме) – пересоздание реальности в соответствии с волей автора, а не с законами "мироздания". Эти две концепции, по мнению отечественного литературоведения середины прошлого века, лежат в основе двух "типов творчества" – "реалистического" и "романтического", в рамки которых укладываются "методы" классицизм, романтизм, разные тины реализма, модернизм. Следует сказать, что понятием "метод" пользовались многие теоретики литературы и писатели: А. Ватто, Д. Дидро, Г. Э. Лессинг, И. В. Гёте, С. Т. Колридж, написавший трактат "О методе" (1818).

Теория подражания послужила базой для развития натурализма. "Работая над “Терезой Ракен”, – писал Э. Золя, – я забыл обо всем на свете, я углубился в кропотливое копирование жизни, отдаваясь целиком изучению человеческого организма..." . Нередко особенностью такого способа отражения действительности является полная зависимость создателя произведения от предмета изображения, художественное познание превращается в копирование. Другая же модель может приводить к произволу субъективности. К примеру, Ф. Шиллер утверждал, что художник, пересоздавая действительность ("материал"), "...мало останавливается перед насилием над ним... Материал, который он обрабатывает, он уважает столь же мало, сколь и механик; он только постарается обмануть кажущейся уступчивостью глаз, который оберегает свободу этого материала" . В целом ряде работ учеными предлагается дополнить понятие метода понятием типа творчества, типа художественного мышления. При этом два типа творчества – пересоздающий и воссоздающий – охватывают все богатство принципов художественного отражения.

Касаясь проблемы соотношения метода и направления, необходимо учитывать, что метод как общий принцип образного отражения жизни отличается от направления как явления исторически конкретного. Следовательно, если то или иное направление исторически неповторимо, то один и тот же метод, как широкая категория литературного процесса, может повторяться в творчестве писателей разных времен и народов, а значит разных направлений и течений. Например, элементы реалистического принципа отражения действительности мы встречаем уже в направлениях классицизма, сентиментализма, т.е. еще до возникновения собственно реалистического метода, так же как сложившийся реализм позднее проникает и в произведения модернизма.

  • Гуляев Н. А. Теория литературы. М., 1985. С. 174.
  • Литературные манифесты французских реалистов. Л., 1935. С. 98.
  • Шиллер Ф. Собрание сочинений: в 8 τ. Т. 6. М.; Л., 1950. С. 296.
Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы Коллектив авторов

О том, что такое творческий метод, художественная система и литературное направление

Вопрос о законах создания художественного мира литературного произведения – один из самых сложных в искусстве слова. Вы уже хорошо знаете, что художественная реальность условна и не совпадает с реальной действительностью, но в то же время источником создания художественного мира всегда является личный опыт писателя, то есть его представления о реальном мире.

Как же представление о действительной жизни превращается в художественный мир литературного произведения? На этот вопрос искали ответ многие поколения художников и ученых. Результатом их размышлений стало понятие творческого метода.

Творческий метод – это основные художественные принципы оценки, отбора и воспроизведения действительности в произведении.

Что это значит? Подумайте, ведь для того чтобы создать художественную реальность на основе одного из видов условности, необходимо сначала представить себе, что такое реальность. Иными словами, прежде чем изображать природу и человека, писателю следует осознать, что он называет природой и каким представляет себе человека. Ему приходится прежде всего определить свой взгляд на окружающий его мир, создать свою концепцию мира и человека (вам уже знакомо это понятие).

Итак, прежде всего писатель производит оценку реальной действительности на основе имеющихся в его распоряжении научных данных и в соответствии со своим мировоззрением. Созданная им концепция мира и человека и служит исходным материалом для построения художественного мира литературного произведения.

Однако вы уже знаете, что нельзя механически перенести все известное о земном мире, в котором живет человек, на страницы книги. Писателю неизбежно приходится отбирать то, что представляется ему наиболее важным. В этом ему помогают принципы типизации.

Типизация – это отбор и художественное осмысление характерных черт, явлений и свойств реальной действительности в процессе создания художественных образов и построения художественного мира литературного произведения. Проще говоря, – это отображение общих, характерных черт жизни в конкретных художественных образах.

Типизация – одно из основных свойств любого искусства. Чтобы создать художественный мир, автор должен, опираясь на собственный опыт, отобрать из фактов реальной жизни, из многообразия человеческих характеров такие, которые, будучи перенесенными в художественное произведение, создадут в нем иллюзию живой жизни. В единичных, неповторимых художественных образах отражаются характерные свойства обыденной реальности. Вспомните коллизии «Дубровского». А. С. Пушкин создал два прекрасных, неповторимых художественных характера – Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Но в них запечатлелись черты многих русских помещиков: гордость обедневшего дворянства, заносчивость богатых аристократов, понятие чести, свойственное русским офицерам. А в сцене суда как в капле воды отразилась зависимость чиновников от местных богачей, характер рассмотрения тяжб. В исключительности, единичности ссоры Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова отобразились многочисленные конфликты поместного дворянства.

Типизируются не только обыденные, привычные особенности повседневной жизни. Умение писателя почувствовать зарождение новых веяний времени, новых людей и вывести их в своем творении также связано с типизацией. Это отражение в конкретном образе идеальных или же только нарождающихся новых явлений. Вот, к примеру, образ Говена из «Мула без узды»: в нем отразилась мечта об идеальном рыцаре, о настоящем защитнике слабых и обиженных. А В. С. Пикуль в очерке «Конная артиллерия – марш-марш!» сумел в образе реального русского офицера показать черты былинных богатырей – вот вам и воплощение мечты предков в конкретном облике их потомка…

Типизация существует в искусстве столько же, сколько существует само искусство. С глубокой древности художники создавали свои образы, в которых другие люди узнавали привычный им мир. Но по мере развития человечества менялось искусство, менялись и принципы типизации, так как они зависят от того, каким человек видит мир, какое место отводит в нем для себя. Типизация отражает тот уровень человеческих представлений, который присущ конкретному историческому периоду развития общества.

Вот видите, какую непростую работу приходится проделать автору, чтобы воплотить свой жизненный опыт в создание художественного мира произведения! Но и это еще не все. Мало отобрать необходимый материал, нужно, чтобы придуманный мир зажил своей самостоятельной жизнью, стал полнокровным и естественным в восприятии читателя, необходимо чувствовать возможности художественной условности, знать законы литературы как вида искусства (поэтику). Именно поэтика и определяет принципы воспроизведения действительности в литературном произведении. Писатель выбирает форму условности, жанр, приемы и средства художественной выразительности… Однако эти составные части поэтики были открыты художниками далеко не сразу, они исторически менялись, обогащались и развивались. Изменчивость принципов оценки, отбора и воспроизведения действительности была объективной причиной смены творческих методов на протяжении развития литературного процесса.

Одни творческие методы возникали на основе господствующей идеологии и существовали длительное время, видоизменяясь под влиянием новых исторических условий. Такие творческие методы принято называть продуктивными. К ним относятся классицизм, романтизм, реализм. Они образовывали в литературном процессе целые художественные системы (совокупность всех литературных произведений, созданных на основе одного продуктивного творческого метода).

Поскольку продуктивный творческий метод существовал на протяжении длительного времени, испытывая известные видоизменения, внутри художественной системы появлялись литературные направления, то есть конкретно-исторические проявления творческого метода.

Но существовали и непродуктивные творческие методы (барокко, сентиментализм, натурализм), появлявшиеся в результате творческой полемики писателей с представителями продуктивных методов. Непродуктивные методы существовали сравнительно недолго, и на их основе не возникало художественных систем, хотя они и создавали собственные литературные направления.

Поскольку каждая национальная литература опирается на свою самобытную национальную традицию и использует свой язык, национальные проявления творческого метода имеют свои характерные черты и называются литературным течением.

Первым из творческих методов, известных нам в литературном процессе европейской цивилизации, был классицизм, возникший в эпоху Возрождения.

Здесь вы справедливо можете поинтересоваться: а как же существовала без творческих методов литература Средневековья? Дело в том, что средневековая литература еще не отделилась от других видов творческой деятельности человека: агиографии (житийной литературы), хроник, научных рассуждений. Писатели не чувствовали потребности осознания способов построения художественного мира.

В то же время в средневековой литературе довольно часто синтезировались мифологическое, публицистическое и художественное начала. Жанровая самостоятельность была абсолютной, и взаимодействие жанров (явление обычное для последующих эпох) началось в средневековом искусстве сравнительно поздно.

Проще говоря, роль метода в это время выполняли отдельные жанры. Надеюсь, вы помните, что в средневековье еще не было четких границ между литературой и фольклором, а метод является характерной чертой именно литературного творчества.

Из книги Жизнь по понятиям автора Чупринин Сергей Иванович

НАПРАВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ Странная вещь, непонятная вещь! – в позднесоветскую эпоху, когда власть вроде бы строго держалась правила «больше трех не собираться», литературные направления (течения, школы) образовывались, во-первых, с легкостью необычайной, а во-вторых, на

Из книги Мысли о литературе автора Акутагава Рюноскэ

ЛИТЕРАТУРНОЕ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ЛИШЕННОЕ ТОГО, ЧТО МОЖНО НАЗВАТЬ «ПОВЕСТВОВАНИЕМ»Я не считаю, что самым лучшим является произведение, лишенное «повествования». И поэтому я не говорю: пишите только произведения, лишенные «повествования». Прежде

Из книги Откровения молодого романиста автора Эко Умберто

Что такое художественная литература? Когда мне было чуть за пятьдесят, я, в отличие от многих других ученых, не испытывал никакого расстройства из-за того, что мои писания не являются «художественной» литературой.Я никогда не понимал, почему тексты Гомера принято

Из книги ОТКРЫТОСТЬ БЕЗДНЕ. ВСТРЕЧИ С ДОСТОЕВСКИМ автора Померанц Григорий Соломонович

Из книги Алексей Ремизов: Личность и творческие практики писателя автора Обатнина Елена Рудольфовна

Из книги Фантастика - о чем она? автора Смелков Юрий Сергеевич

Из книги Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения [Хрестоматия] автора Хрящева Нина Петровна

Социологическое направление Г.В. Плеханов Французская драматическая литература и французская живопись XVIII века с точки зрения социологии Изучение быта первобытных народов как нельзя лучше подтверждает то основное положение исторического материализма, которое

Из книги Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие] автора Эсалнек Асия Яновна

Историко-типологическое направление

Из книги Западноевропейская литература ХХ века: учебное пособие автора Шервашидзе Вера Вахтанговна

Творческий метод и стиль Завершая размышления о путях анализа художественных произведений, обратим внимание еще на два понятия, обозначающие определенные качества литературных произведений.Слово метод, как известно, употребляется в разных сферах жизни и разных

Из книги Птица за птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом автора Ламотт Энн

ПОСТМОДЕРНИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Французский постструктурализм создал особую модель «литературы для писателей» (Ф. Соллерс «Драма»). Но, «несмотря на универсальность постмодернистских характеристик, тем не менее, существуют национальные условия

Из книги Фантастика- о чем она? автора Смелков Юлий Сергеевич

Творческий кризис Мало что вызывает столько уныния и тревоги, как пресловутый творческий кризис - фаза бесплодия и омертвения, когда перед вами лежит пустая страница, а вы смотрите на нее как зомби и чувствуете: мозг застывает, словно желе, а весь талант вытекает из тела

Из книги История русской литературной критики [Советская и постсоветская эпохи] автора Липовецкий Марк Наумович

Направление эволюции Спор о том, что несет человечеству НТР, ведется ныне повсеместно. В него включаются экономисты и социологи, философы и писатели. Среди последних особо активны, как мы видели, фантасты. Они, как правило, не сомневаются в больших возможностях

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

4. Психоаналитическое направление Наш последний методологический пример - психоаналитический - тоже (так уж выходит) связан с сознанием. Неизбежно основным текстом здесь должна стать повесть Гоголя 1836 года «Нос» и ее прочтение Ермаковым в 1923-м. Как практикующий

Из книги Южный Урал, №4 автора

Что такое хорошо и что такое плохо? Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: – Что такое хорошо и что такое плохо? - У меня секретов нет, – слушайте, детишки, - папы этого ответ помещаю в книжке. – Если ветер крыши рвёт, если град загрохал, - каждый знает – это вот для

Из книги Пригов. Очерки художественного номинализма автора Ямпольский Михаил

МОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПЛАН НА 19...-Й ГОД А. Гольдбергу Сдать либретто оперетты,Книгу песен «Танкоград»,Фельетонов сто в газетуИ стихи в Гослитиздат,Строк на тысячу поэмуНа нетронутую тему,А по ней уж заодноДать сценарий для кино,Две для музкомедииШуточных трагедии,Восемь

Из книги автора

Глава 1 Направление и поколение Дмитрий Александрович Пригов – явление в нашей культуре уникальное. Мой интерес к его творчеству помимо разнообразия, качества и оригинальности подогревается одним теоретическим обстоятельством. Много лет я исповедую принцип

Художественный метод

Следует четко представлять, в каких соотношениях и взаимосвязях находятся такие категории литературного процесса, как художественный метод, литературное направление и течение, художественный стиль .

Понятие литературного процесса является наиболее общим, исходным для определения всех категорий, характеризующих разные стороны литературы, относящихся к разным ее аспектам.

Художественный метод - это способ освоения и отображения мира, совокупность основных творческих принципов образного отражения жизни. О методе можно говорить как о структуре художественного мышления писателя, определяющей его подход к действительности и ее воссозданию в свете определенного эстетического идеала.

Метод воплощается в содержании литературного произведения. Через метод мы постигаем те творческие принципы, благодаря которым писатель воспроизводит действительность: отбор, оценка, типизация (обобщение), художественное воплощение характеров, явлений жизни в историческом преломлении.

Метод проявляется в строе мыслей и чувств героев литературного произведения, в мотивировках их поведения, поступков, в соотношении характеров и событий, в соответствии жизненного пути, судеб персонажей социально-историческим обстоятельствам эпохи.

Художественный метод - система принципов отбора жизненного материала, его оценки, принципов и преобладающих форм художественного обобщения и переосмысления. Он характеризует комплекс факторов: целостное идеологическое, оценочное, индивидуально-неповторимое, социальное отношение художника к действительности, к сознательно или стихийно отраженным потребностям, идеологическим и художественным традициям. Художественный метод во многом определяет специфику художественного образа.

С понятием «художественный метод» тесно связано понятие «художественный стиль». Метод реализуется в стиле, то есть общие свойства метода получают свою национально-историческую конкретность в стиле писателя.

Понятием «метод» (от гр. - путь исследования) обозначается «общий принцип творческого отношения художника к познаваемой действительности, то есть ее пересоздания». Это своего рода способы познания жизни, которые менялись в разные исторические и литературные эпохи. По мнению некоторых ученых, метод лежит в основе течений и направлений, представляет тот способ эстетического освоения действительности, который присущ произведениям некоторого направления. Метод есть категория эстетическая и глубоко содержательная.

Проблема способа изображения действительности была впервые осознана в античности и получила законченное воплощение в труде Аристотеля «Поэтика» под именем «теории подражания». Подражание, по Аристотелю, составляет основу поэзии и ее цель - воссоздать мир похожим на реальный или, точнее, каким он мог бы быть. Авторитетность этой теории сохранялась вплоть до конца XVIII века, когда романтики предложили иной подход (тоже имеющий свои корни в античности, точнее в эллинизме) - пересоздание реальности в соответствии с волей автора, а не с законами «мироздания». Эти две концепции, по мнению отечественного литературоведения середины прошлого века, лежат в основе двух «типов творчества» - «реалистического» и «романтического», в рамки которых укладываются «методы» классицизм, романтизм, разные типы реализма, модернизм. Следует сказать, что понятием «метод» пользовались многие теоретики литературы и писатели: А. Ватто, Д. Дидро, Г. Лессинг, И. В. Гете, С. Т. Колридж, написавший трактат «О методе» (1818).

В целом ряде работ учеными предлагается дополнить понятие метода понятием типа творчества, типа художественного мышления. При этом два типа творчества - пересоздающий и воссоздающий - охватывают все богатство принципов художественного отражения.

Касаясь проблемы соотношения метода и направления, необходимо учитывать, что метод как общий принцип образного отражения жизни отличается от направления как явления исторически-конкретного. Следовательно, если то или иное направление исторически неповторимо, то один и тот же метод, как широкая категория литературного процесса, может повторяться в творчестве писателей разных времен и народов, а значит, разных направлений и течений. Например, элементы реалистического принципа отражения действительности мы встречаем уже в направлениях классицизма, сентиментализма, то есть еще до возникновения собственно реалистического метода, так же как сложившийся реализм позднее проникает и в произведения модернизма.

Метод в широком смысле слова, его связь с творчеством

Все большие писатели оригинальны и слова, неповторимы. Но в то же время они часто сближаются друг с другом не только идейно, но и в самых общих принципах изображения жизни. Такого рода близость легко обнаруживается между Шелли и Байроном, Диккенсом и Теккереем, между Некрасовым и Щедриным, Брюсовым и Блоком. Они близки друг другу и идейно (резко критический взгляд на современное общество, защита интересов народа), и эстетически (сходные способы построения образа). Идейно-эстетическая общность, свойственная ряду писателей и непосредственно выражающаяся в ихтворчестве, называется художественным методом.

О "методологии", характерной для ряда художников, можно судить только по результатам их творческого труда. Лишь путем сравнительного анализа множества произведений критических реалистов можно заметить те сходные черты, которые позволяют сближать произведения Бальзака, Тургенева, Л. Толстого, увидеть нечто общее в их идейных устремлениях и творческих принципах.

Следует подчеркнуть, что метод представляет собой не свод застывших узаконений и правил. Он существует не отвлеченно, а, будучи исторически обусловленным, живет в самом творчестве, рождается и совершенствуется в процессе художественного постижения действительности. Критический реализм не был никем сформулирован, когда он обрел свою художественную плоть в произведениях Пушкина и Гоголя. Реалистический подход к изображению жизни прокладывал себе путь в борьбе с рационалистической догматикой классицизма, с дидактизмом просветителей, с отвлеченной чувствительностью сентименталистов. Он с каждым десятилетием все глубже входил в сознание передовых писателей и лишь потом получил теоретическое обоснование в эстетике Белинского.

Точно так же и социалистический реализм был выдвинут самой жизнью. Нашедший впервые свое воплощение в произведениях М. Горького, он жил и развивался в творчестве писателей послеоктябрьской поры (Маяковского, Фурманова, Гладкова, Фадеева, Шолохова и др.), а теоретически "узаконен" был лишь в 1934 г.

Нельзя видеть в методе категорию, "обитающую" где-то над литературой и искусством в виде раз и навсегда теоретически отшлифованных положений, изучив и освоив которые, писатель обретает волшебный дар к созданию совершенных художественных ценностей. Метод не разрабатывается заранее, тем более не декретируется сверху, как об этом трубят хулители социалистического реализма. Он возникает в самой художественной практике, развивается вместе с развитием литературы и общества. Его обогащение обусловливается тем, что жизнь непрерывно ставит перед писателями новые задачи, заставляет их искать наилучшие художественные решения.

Мировоззрение и художественное мышление - составные части метода

Метод состоит из двух слагаемых - идейных убеждений автора и его художест венного мышления. Причем каждое из них имеет, так сказать, свою сферу влияния, по-разному проявляется в творчестве, хотя, в конечном счете, они действуют в творческом процессе согласованно, как единое целое. Художественное мышление, выражающееся в способности писателя мыслить образами, сказывается прежде всего в создании художественной формы Идейные взгляды автора наиболее обнаруживают себя в содержании произведения, но оказывают сильное влияние и на его построение.

Мировоззрение является основой метода. Оно служит художнику компасом в его работе, дает ему возможность понять действительность, ее сложные процессы. Но в то же время мировоззренческий фактор, сколь бы ни было велико его значение, не обеспечивает всех сторон художественной деятельности. Самый глубокий идейный замысел не превратится в явление искусства, если он не получит своего художественного оформления. Если идейность, говоря фигурально, составляет душу произведения, то художественное мышление формирует его плоть, его зримые, осязаемые черты.

Все подлинные художники имеют дело с действительностью. Но они по-разному решают задачу ее художественного освоения. Одни из них стремятся запечатлеть объективный облик изображаемого, другие - выразить к нему свое отношение. В этом легко убедиться, если сравнить первую строфу седьмой главы "Евгения Онегина" ("Гонимы вешними лучами...") с стихотворением Жуковского "Весеннее чувство" (1816). А. С. Пушкин создал объективную картину пробуждающейся весенней природы: еще прозрачные, как бы зеленым пухом покрытые леса, сохнущие и одевающиеся в пестрый наряд долины, шумящие стада, вылетающая за "данью полевой" из "восковой кельи" пчела и т. д. Пушкин открыто не выражает своих "весенних" переживаний, его лирическое Я как бы растворилось в художественной ткани произведения.

В. А. Жуковский идет совершенно иным путем. Для него главное - выразить свое настроение, порожденное весной. В его стихотворении по существу нет никакой внешней картинности, оно все обращено на раскрытие внутреннего мира автора. Это пейзаж не природы, а души.

Легкий, легкий ветерок, Что так сладко, тихо веешь? Что играешь, что светлеешь, Очарованный поток? Чем опять душа полна? Что опять в ней пробудилось? Что с тобой к ней возвратилось, Перелетная весна?

Первый тип художественного мышления, свойственный Пушкину и всем писателям-реалистам, объективен в своей основе, и его обычно называют реалистическим; второй тип, проявившийся в поэзии Жуковского и других романтиков, характеризуется поглощением объективного субъективным, и его условно именуют романтическим.

Исходным моментом в выяснении гносеологической природы различных типов художественного мышления является ленинская теория отражения, она дает ключ к раскрытию особенностей реалистического или романтического изображения жизни. Художественное познание противоречиво в своей сущности. Вбирая в себя черты "объективной реальности", оно включает в себя также тенденции "отхода" от действительности. Художественный образ содержит в себе как объективные, так и субъективные элементы. В нем получает свое воплощение не только объективная правда, логика жизни, но и субъективные воззрения писателя, восприятие им тех или иных жизненных явлений.

Реалистический и романтический типы мышления

Реалист ориентируется в своем творчестве на реальную жизнь. Изображая общество, он глубоко исследует социальные отношения людей. Его обобщения есть результат изучения определенной социальной среды. Реалистическое искусство объективно па своей сути и имеет огромное познавательное значение. Произведения реалиста правдиво раскрывают человеческие характеры, порожденные общественными и историческими обстоятельствами, выступают в качестве "документов эпохи". Подобные объективные принципы изображения действительности объединяют всех писателей реалистической направленности: они характерны и для Сервантеса, и для Фильдинга, и для Гоголя, и для Шолохова.

Романтики в своих эстетических манифестах и программных выступлениях делают акцент на субъективной природе искусства, отстаивают право "гения" на свободное обращение с жизненным материалом, на нарушение его объективных пропорций, на изменение жизни в соответствии со своими идеалами. В субъективном подходе к действительности заключается наиболее характерная черта романтизма, свойственная всем романтическим писателям вне зависимости от их идеологических позиций. Она проявляется у Новалиса, раннего Гейне, Шатобриана, Гюго, Шелли, Байрона, русских поэтов-декабристов, несмотря на все различие их общественно-политических убеждений.

Следовательно, реалистический и романтический типы мышления выражают собой две грани единого в своей сущности процесса художественного познания и поэтому, как правило, в литературе они сопутствуют друг другу. В абсолютно чистом виде их почти невозможно встретить, так как насильственное разъединение ведет к разрушению художественного образа (примером могут служить различные формы модернизма). Даже самый объективный "реалист" не в силах с апатическим равнодушием, как зеркало, отразить действительность, точно так же, как наисубъективнейший "романтик" не в состоянии убежать от объективной реальности: она в той или иной мере вторгается в его творения.

Однако в реалистическом и романтическом искусстве субъективность живет разной жизнью. В реализме она проявляется, во-первых, в наличии эстетического идеала, в той форме устремленности к прекрасному, без чего подлинная художественная деятельность невозможна, и во-вторых, как оценка автором изображаемых явлений. Субъективные авторские порывы не нарушают здесь объективной логики изображения. В романтизме субъективное начало выражает себя более широко. Оно проникает собой всю ткань произведения, отражаясь в принципах обобщения, во всех элементах построения художественной формы (в сюжете, композиции, изобразительных средствах и т. д.).

Тип художественного мышления обладает стабильностью, но внутри него художественная мысль не стоит на месте. Ее развитие связано с философскими, социологическими взглядами писателя. То, что, например, Гомер или Софокл находились во власти мифологических представлений на мир, сказалось на обрисовке ими человеческих характеров. Их действующие лица еще статичны, лишены внутренней противоречивости. В творчестве Шекспира, который освободил человека от воли богов, картина уже иная. Здесь герой оказывается под воздействием реальных обстоятельств, сам отвечает за свою судьбу. Он ведет непрерывную борьбу с окружающей его действительностью, глубоко переживает свои горести и радости. Его внутренняя жизнь подвижна, и это позволяет насытить драму напряженным психологизмом.

Точно так же отпечаток своей эпохи носит художественная мысль писателей-реалистов XVIII, XIX, XX вв., но в принципах построения образа между ними нельзя заметать существенной разницы. Развитие литературы проявляется не в эволюции типов художественного мышления, а в широте и глубине отражения жизни, что непосредственно связано с изменением самого общества и все большим пониманием писателями закономерностей общественного процесса. Признание изменчивости типов художественного мышления логически приводит к отрицанию общих, типологических признаков в реалистическом и романтическом искусстве разных эпох и народов. Реалисты различных времен существенно отличаются между собой по характеру своих идейных воззрений, но они все же близки друг другу своим реалистическим видением мира. Если бы между писателями реалистической направленности не существовало такой типологической общности, то прервалась бы преемственность традиций, нельзя было бы говорить о каких-то общих принципах реалистического познания жизни.

Не следует преувеличивать роль художественного мышления в творческом процессе. Оно представляет собой лишь необходимую предпосылку, необходимое условие для достижения художественной правдивости, но не определяет степень проникновения писателя в глубину жизни, широту его обобщений - всех тех качеств, которые придают писательскому труду черты величия и бессмертия. "Говоря о Шекспире, - писал Белинский, - было бы странно восторгаться его умением все представлять с поразительной верностью и истиною, вместо того, чтобы удивляться значению и смыслу, которые его творческий разум дает образам его фантазии" * .

* (В. Г. Белинский. Поли. собр. соч., т. 6, стр. 424-425. )

Хорошо известно, что писатели, принадлежащие к одному типу художественного мышления и обладающие равным талантом; достигают разных результатов в своей творческой практике. Наибольших успехов добиваются те из них, которые глубже проникают в тайны жизни, лучше понимают тенденцию общественного развития.

Взаимодействие художественного мышления с мировоззрением. Определение художественного метода

Художественное мышление исторически сочетается с различными формами идеологии. Романтики и реалисты, сходные по особенностям своего дарования, потворческому подходу к жизни, могут выражать взгляды различных классов общества. Например, просветители XVIII в. - Дидро и Лессинг - были связаны с прогрессивной буржуазией, выступавшей в борьбе с феодализмом от имени народа; Л. Толстой отражал настроения патриархального крестьянства; М. Горький был выразителем интересов пролетариата, - но все они были сторонниками реалистических принципов изображения действительности.

Один тип художественного мышления, сочетаясь с различными мировоззрениями, может образовать несколько художественных методов. На базе реалистического подхода к изображению действительности возникли как отдельные методы реализм Возрождения, реализм просветительский, реализм критический, реализм социалистический. Романтическое мышление дало жизнь не только романтизму конца XVIII - начала XIX в., но и различным формам декадентского искусства, сложившимся в эпоху империализма (символизм, акмеизм, сюрреализм и т. д.).

Художественный метод несет в себе устойчивые (типологические) и исторически меняющиеся черты. Например, критический реализм имеет признаки, роднящие его с реализмом просветительским и социалистическим, - это прежде всего общие принципы построения образа, но в то же время он существенно отличается от них своей идейной направленностью. Если критические реалисты преследуют своим творчеством критические, обличительные цели, то просветители и социалистически мыслящие писатели рассматривают действительность с точки зрения просветительской и социалистической идейности.

Переходы от одного метода к другому внутри реалистического типа мышления составляют историю реализма, которая, учитывая общность принципов изображения жизни, характерную для реалистов различных эпох, сосредоточивает основное внимание на идейно-эстетическом своеобразии их творчества, на том новом, что они внесли в искусство, в реалистические способы борьбы за осуществление человеческих идеалов.

Художественный метод - одна из важнейших категорий эстетики. Отсюда пристальное внимание к нему философов и литературоведов. Сущность художественной методологии освещена во множестве работ советских исследователей. Зачастую в трактовке этого вопроса допускаются неточности. Главные из них две: одни теоретики сводят метод к форме художественного воспроизведения жизни, другие отождествляют его с мировоззренческой позицией писателя.

Художественный метод - категория эстетическая и глубоко содержательная. Его нельзя сводить ни к формальным способам построения образа, ни к идеологии писателя..Он, представляет собой совокупность идейно-художественных принципов изображения действительности в свете определенного эстетического идеала. Мировоззрение органично входит в метод тогда, когда оно сливается с талантом художника, с его поэтическим мышлением, а не существует в произведении лишь в форме общественно-политической тенденции.

Литературное направление, течение, школа

Писатели, родственные по методу своего творчества, далеко не всегда по-настоящему осознают свою близость. Многие из них творили с известной долей бессознательности, не отдавая себе отчета в своих творческих установках. Лишь на позднем этапе исторического развития, когда эстетическая теория достигла больших успехов, стали создаваться литературные направления, объединяющие группы писателей, сходных по типу своего художественного мышления, но далеко не всегда совпадающих по своим идеолопическим_ воззрениям. Так, напри мер, романтизм конца XVIII-первой четверти XIX в. чрезвычайно противоречив по своей идеологической природе, он объединил писателей различных по своим общественным взглядам, но тем не менее родственных по своим эстетическим устремлениям. Романтики (и прогрессивные и консервативные) выступа, ли против подражания иностранным образцам, отстаивали принципы самобытного искусства. Все они утверждали первостепенную роль "гения", вдохновения и фантазии в творческом процессе, боролись с рационалистической догматикой и нормативностью эстетики классицистов.

О направлении можно говорить там, где писатели осознают теоретические основы своей деятельности, прокламируют ее в своих манифестах, программных выступлениях, отстаивают их в борьбе с приверженцами иных эстетических убеждений. Реалисты, например, были и в средние века (авторы фаблио, шванков, новелл и т. д.), и в эпоху Возрождения (Боккаччо, Рабле, Сервантес, Шекспир и др.), но реализм как направление начал впервые складываться в просветительской литературе XVIII столетия, когда принципы реалистического искусства были сформулированы в трудах Дидро, Лессинга и других просветителей. Точно так же романтики существовали всегда, но романтизм со своей программой, обоими лозунгами сформировался лишь на рубеже XVIII-XIX вв.

В определенных обстоятельствах в рамках одного литературного направления часто образуются группы писателей, родственных и по эстетическим и по общественно-политическим взглядам. Гакую идейно-эстетическую общность принято называть литературным течением. Так, например, во французском романтизме были, с одной стороны, В. Гюго, Ж Санд, стоявшие на прогрессивных позициях, а с другой - Шатобриан, Виньи, Ламартин, придерживавшиеся консервативных политических убеждений. Такого рода дифференциацию можно провести в романтической литературе любой страны.

Между представителями различных течений в пределах одного направления обычно идет борьба, захватывающая не узкие вопросы поэтики и стилистики, а коренные проблемы эстетики, касающиеся прежде всего содержания искусства, его идеалов и общественного назначения. Хорошо известны выступления поэтов-декабристов, боровшихся за искусство высоких гражданских идей и чувств, против элегической поэзии Жуковского, или борьба Байрона и Шелли против Кольриджа и особенно Саути.

Литературное течение, в которое входят ближайшие творческие последователи какого-либо выдающегося писателя, обычно именуют литературной школой. Ее представители являются единомышленниками по всем существенным вопросам художественного творчества. Таким единством взглядов на задачи искусства отличались, например, сторонники "натуральной школы" (Тургенев, Панаев, Григорович, В. Соллогуб и др.), реалистического течения, возникшего в России в 40-е годы XIX в. Развивая традиции своего учителя Гоголя, они боролись за критическую направленность литературы, за ее демократизацию, за художественное исследование общественных отношений, за изображение человека, причем представляющего "массу", в единстве с социальной средой.

Литературные произведения возникшие на основе одного типа художественного мышления, в одинаковой или даже различной идеологической атмосфере, содержат ряд общих черт, проявляющихся в принципах создания художественной формы. Эта эстетическая общность называется стилем.

Стиль в широком смысле слова

Хорошо известно, что творения Байрона и Шелли одной стороны, Вордсворта и смысле слова Кольриджа - с другой, существенно отличаются друг от друга своей идейной направленностью, содержанием своих общественно-эстетических идеалов. Но в то же время в них есть и общее, дающее себя знать в сходных способах построения образов, в сходстве поэтического языка и т. д.

Байрона и Шелли с поэтами "озерной школы" объединяет тип художественного мышления, конкретно обнаруживающий себя в известном стилевом единстве этих разных по мировоззрению романтиков. Стиль и представляет собой выражение близости писат е леи по их художественным устремлениям, зачастую далеких друг от друга по своим идеологическим позициям. Именно стилевая общность позволяет говорить о романтизме как определенном типологическом явлении.

В чем же конкретно такое стилевое сходство проявляется? Для романтика не характерно стремление творить объективно, в соответствии с внутренними качествами изображаемых явлений. Для него гораздо важнее другое - выразить мир своих субъективных чувств и идеалов.

В творчестве писателей романтической настроенности нет объективной обрисовки характера. Романтический образ всегда тесно слит с душою автора, носит отпечаток его личного восприятия жизни. Субъективную окрашенность носят и изобразительные средства в романтической литературе-метафоры, сравнения, эпитеты и т. д.

Художественное мышление романтиков отличает тяготение к контрастам, к обрисовке исключительных героев, обладающих необыкновенно сильными страстями и действующих в необычных жизненных обстоятельствах. Романтический стиль изобилует символами, алогизмами, гиперболами и другими условными формами поэтической изобразительности.

Точно так же реалисты при всех своих индивидуальных отличиях имеют много общего в своем творчестве. Все они изображают человека не абстрактно, а в единстве с общественной средой, рассматривая его как порождение определенных социальных обстоятельств. Их герои не рупоры идей, а человеческие индивидуальности, обладающие своим поведением, своим обликом, своими привычками, своей походкой, своим языком и т. д. События в реалистических произведениях развиваются не по заранее придуманной схеме, они происходят так, как бывает в действительности-непреднамеренно, часто случайно. Поступки действующих лиц тут объективно мотивированы, объяснены логикой развития характеров и условиями жизни.

Индивидуальный метод и индивидуальный стиль

Слова "метод" и "стиль" помимо их широкого значения, о котором говорилось выше, имеют и более узкий смысл, выражая своеобразие мировоззрения и художественного мышления того или иного автора. Хорошо известно, что у Пушкина, Тургенева, Л. Толстого как у представителей метода критического реализма и реалистического стиля есть не только точки соприкосновения. Они вместе с тем и существенно отличаются друг от друга, являясь неповторимыми художественными индивидуальностями. Каково же различие между методом и стилем в их широком и узком понимании? При выявлении "методологической" и стилевой общности, присущей ряду писателей, будь то реалисты или романтики, учитываются только тип их мировоззрения и тип мышления. И это вполне естественно, так как если обобщение будет захватывать их индивидуальные особенности, то ни о какой типологической близости между ними не может быть и речи. Когда А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой подводятся под одну "методологическую крышу", во внимание принимаются лишь типовые черты в их идеологии и в принципах изображения действительности. Все индивидуальное в их творчестве опускается, так как оно ведет к их разъединению, а не к объединению.

Для критических реалистов XIX-XX вв. характерны острый критический взгляд на современное им общество, сочувствие народу, высота нравственного, эстетического идеала. Как художники слова они создают свои произведения, опираясь на жизнь, глубоко и объективно раскрывая сложнейшие связи человека с социальной средой. Таковы типовые черты мировоззрения и художественного мышления писателей, позволяющие относить их к мастерам метода критического реализма.

Однако каждый из критических реалистов обладает еще своим, только ему присущим взглядом на мир, на вопросы общественные, моральные и т. д. Точно так же каждый из них, сохраняя типологическую общность, весьма своеобразен в воспроизведении действительности.

А. С. Пушкин, изобличая "барство дикое", верил в прогрессивность просвещенного дворянства, призванного, по его мнению, возглавить борьбу народа за свое раскрепощение. У Пушкина сильна вера в силу разума, морального примера, слова. Он характерный выразитель идей дворянских революционеров.

И. С. Тургенев близок Пушкину и отрицанием крепостничества, и признанием цивилизующей роли передовых людей из дворян. Он во многом сохраняет светлый взгляд на жизнь, на будущность России, верит в преобразующую роль красоты, нравственных начал. Но вместе с тем мировоззрение Тургенева, особенно поздних лет, осложнено тревожными раздумьями о трагических судьбах человека, всего живого на земле.

Л. Н. Толстой - наиболее беспощадный критик феодального и буржуазного строя. Перейдя на позиции патриархального крестьянства, он срывает "все и всяческие маски" с современного ему общества, отвергая культуру господ, официальную церковь, правовые институты. Однако критицизм Толстого ослаблен идеей непротивления злу насилием, неверием в плодотворность революционных методов изменения жизни.

Точно так же в художественном изображении действительности между Пушкиным, Тургеневым и Л. Толстым есть существенные различия. Известно, что "Повести Белкина" казались Толстому "голыми", недостаточно сложными в психологическом отношении. Тургенев, в свою очередь, не принимал психологизма Толстого, его стремлений к исследованию психологического процесса ("диалектики души"). Сам Тургенев раскрывал психологию своих героев преимущественно через поступки, действия. Не во всем сходились эти писатели и в способах создания образа. Тургенев концентрировал в одном персонаже черты многих людей. Л. Толстой обычно избирал в качестве прототипа одну, чаще всего знакомую ему личность. Многие его герои воплощают нравственные искания и особенности самого автора. Сравнение Пушкина, Тургенева и Л. Толстого с целью выявления своеобразия их взглядов и художественного мышления можно было бы продолжить, ибо идейные и художнические позиции этих писателей при всей их типологической общности глубоко индивидуальны и неповторимы.

Советские художники в данном случае не представляют исключения. Они совладают друг с другом лишь в типе своего мировоззрения и в общих продиктованных художественным методом принципах изображения действительности, расходясь вместе с тем в своей приверженности к изображению различных сфер жизни. Совершенно естественно, отличаются друг от друга советские писатели по особенностям и степени своего дарования, глубине понимания общественных процессов и человеческих характеров. Подобного рода различия объясняются многими причинами (уровнем таланта и идейности, знанием мира, психическим складом и т. д.), но сам факт их существования не подлежит никакому сомнению. Разве идентично, например, творчество прозаиков Фадеева и Паустовского, поэтов Маяковского, Твардовского, Межелайтиса, драматургов Погодина, Арбузова и Вишневского? Каждый из них, будучи марксистом-ленинцем, все же имеет свои излюбленные области жизни, свой угол зрения, что накладывает отпечаток и на художественные особенности их произведений.

Таким образом, индивидуальная методология писателя - явление более богатое, чем метод в широком значении. Вбирая в себя типологию мировоззрения и художественного мышления, присущую авторам одного литературного направления, она в то же время включает в себя все индивидуальное в их миропонимании и способе воспроизведения жизни. Индивидуальный метод обеспечивает полифоничность, многокрасочность художественного творчества. Без индивидуального своеобразия литература и искусство были бы утомительно однообразны и утратили бы в конце концов свое эмоциональное воздействие.

Индивидуальные методы наших писателей являются источником многоцветности социалистического реализма. Именно в особенностях миропонимания и отражения жизни, свойственных социалистическим реалистам, следует искать причину идейного и художественного многообразия реалистического искусства наших дней. Оно чрезвычайно разнообразно не только по форме, но и по содержанию. Его произведения отнюдь не повторяют одно другое, как об этом говорят хулители социалистической культуры за рубежом.

Следовательно, индивидуальный метод основывается на всем богатстве мировоззрения писателя, которое наряду с типологическими чертами Содержит целый ряд индивидуально неповторимых особенностей. Устойчивая типологическая определенность, присущая взглядам того или иного автора, получает как раз выражение в стиле его творчества. При стилевом анализе в центре внимания исследователя находится не идейная платформа художника, не содержание его идеалов, а только сам принцип его подхода к решению тех или иных общественных и эстетических вопросов * .

* (Более подробно об этом см. в работе А. Н. Соколова "Теория стиля" (М., 1968, стр. 105 и др.) )

Стиль - это художественное выражение типа мировоззрения, который проявляется в способе построения образа, всех элементов художественной формы. Стилевой "почерк" определяет не талантливость исполнения, а та особая точка зрения, с которой писатель рассматривает общественные и эстетические проблемы. Вполне справедливо говорят, например, о реалистическом или романтическом типе композиции, о реалистическом или романтическом характере того или иного жанра (романа, поэмы, повести и т. д.), поэтического языка и т. п. Стиль указывает, по какому принципу - реалистическому, романтическому - создана художественная форма, но он совершенно не отражает ее идейной направленности, - того, каким целям она служит. Все эти вопросы находятся непосредственно в ведении метода, основой которого являются воззрения писателя, рассматриваемые во всем богатстве их индивидуально неповторимых и типологических черт.

Стиль произведения

Мировоззрение писателя, как правило, отличается большой сложностью и часто противоречивостью. Будучи, допустим, реалистическим в своей основе, оно может включать в себя романтические элементы и, наоборот, в романтических взглядах могут наличествовать реалистические тенденции. В связи с этим в творчестве одного и того же писателя сосуществуют произведения, разные по своему стилю. Например, Н. В. Гоголь в реалистическом стилевом ключе создает "Старосветских помещиков" и в романтическом плане - "Тараса Бульбу". Обе повести входят в один и тот же сборник. В первой отрицается пошлое бытие "небокоптителей", во второй во имя высших патриотических целей идеализируется жизнь казачьей вольницы, борящейся с польскими панами. Однако в данном случае и то и другое произведение - плод одного мировоззрения. Такая же разностильность обнаруживается в творчестве Тургенева, Достоевского, Гаршина и ряда других писателей. Они писали вещи не только реалистические, но и романтические по своему содержанию. Романтическое миропонимание отчетливо проступает в "Трех встречах", "Призраках" Тургенева, в "Сне смешного человека" Достоевского, в некоторых рассказах Гаршина и т. д. Бывает, что даже одно произведение содержит в себе разные стилевые пласты - реалистический, где жизнь изображается такой, какая она есть на самом деле, и романтический, где обитают романтические натуры или воплощаются мечты автора о "мире ином". По принципу антитезы построены многие романтические романы и поэмы, например, "Мельник из Анжибо" Ж. Санд (деревенский буржуа Бриколен, - романтические мечтатели Марсель Бланшмони и Анри Лемор) и др. Но все они выдержаны в духе романтической концепции действительности.

Следовательно, в пределах одного метода может существовать несколько стилей. Это объясняется противоречивым характером мировоззрения художника, теми задачами, которые он ставит перед собой в каждом конкретном случае, особенностями его психического склада и другими причинами.

Художественный метод

Проблемы терминологии

Необходимо иметь в виду, что этимология термина используется в других значениях, применительно к иным явлениям. Было бы грубой ошибкой отождествлять диалектический метод с художественным методом. Являясь средством познания закономерностей развития природы и общества, диалектический метод применим к изучению художественной литературы лишь в общем плане, как к определенному общественному явлению. Однако понятие художественного метода связано с особенностями литературы как вида искусства, характеризует его образную специфику. Термин «метод» употребляется в значении способа научного анализа. Мы говорим об «индуктивном» или «дедуктивном» методе анализа (от частного к общему или от общего к частному).

Наконец, следует различать методику как систему приемов изучения или преподавания какой-либо науки в целом или ее разделов и методологию как совокупность общих принципов познания в какой-либо науке, в том числе и литературной.

Нецелесообразно также подменять термин «художественный метод» термином «творческий метод», так как в последнем случае есть опасность сближения понятия «метод» с понятием «акт творчества», т. е. с процессом создания художественного произведения, его лабораторией.

Пути развития и изучения проблемы художественного метода в литературоведении

В 1920-х годах было довольно распространено упрощенное представление о художественном методе как об «оттенке» классового стиля, т. е. как об элементе мировоззрения. В данном случае пути отбора и творческой переработки жизненных впечатлений в литературе классицизма, романтизма и реализма непосредственно связываются с классовыми интересами дворянства или буржуазии. Мировоззрение художника отождествляется с его методом, и такие писатели, как Пушкин, Лермонтов, оказываются всего-навсего «дворянскими писателями». Вся сложность, специфика художественного творчества игнорируется. Некоторые литературоведы 1920-х годов прямо утверждали, что существует два художественных метода, которые определяются материалистическим либо идеалистическим мировоззрением.

При таком определении сущность творчества таких художников, как Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, О. Бальзак, определить вообще невозможно.

В дальнейшем изучение проблемы художественного метода пошло двумя путями. Одни ученые рассматривали художественный метод как явление типологическое. Они сопоставляли литературные явления по наиболее общим признакам.

П.Н. Сакулин говорит о двух «типах стилей» (методах): «реалистическом» и «ирреалистическом».

Г.Н. Поспелов выделяет «реализм» и «схематизм», позднее – «реализм» и «нормативизм». Романтизм, по его мнению, не метод, а направление.

Ранний Л.И. Тимофеев, напротив, утверждает, что методами следует считать «реализм» и «романтизм». Метод чаще всего связывается с уровнем и количеством «жизненной правды» в творчестве. Но в этом случае романтизм придется характеризовать как искусство второсортное, неполноценное, так как в нем неприменим принцип «жизненной правды».

Типологическое изучение метода позволяет выявить общее в способах художественного отражения действительности художников различных эпох и национальностей, но не дает возможности выявить их своеобразие. В самом деле, и Рабле, и Сервантес, и Шекспир, и Л. Толстой в данном (типологическом) аспекте рассматриваются как «реалисты». Но чего больше в творчестве Шекспира и Л. Толстого – сходств или различий? Скорее – различий.

Типологический способ изучения художественного метода все менее удовлетворял исследователей.

Другое направление исследования проблемы художественного метода – взгляд на него как конкретно-историческое (неповторимое) явление. При этом называются уже не два, а несколько методов: классицизм, романтизм, реализм, символизм. Некоторые склонны вообще отказаться от типологического изучения метода, а изучать его только в плане конкретно-историческом.

Ни реализм, ни романтизм в данном случае уже не рассматриваются как художественные методы, так как их нельзя связать с определенным историческим периодом, с конкретными обстоятельствами. Отыскивая в методе различия и сходства характеров, конфликтов, сюжетов, героя, жизненного материала, некоторые исследователи готовы рассматривать в методе категорию индивидуальную, свойственную группе писателей или отдельному художнику. Л.И. Тимофеев выделяет следующие художественные методы в русской литературе начала ХХ в.:

– символизм (Сологуб, Брюсов, Блок);

– Л. Толстой (критический реализм);

– Бунин, Андреев, Куприн (без названия);

– Горький, Серафимович, Бедный (социалистический реализм).

В этом случае метод не различается не только с литературным течением, но даже со стилем. Возникает идея «подвижности» граней между стилем и методом.

Становится очевидным, что необходимо соединить типологические и конкретно-исторические способы исследования проблемы художественного метода.

Опираясь на идеи Белинского, Тимофеев выдвигает понятие «тип творчества» (тип образного мышления).

По мнению Белинского, «идеальная» и «реальная» поэзия различны по методу изначально. «Идеальная» – «пересоздает», реальная – «воспроизводит» жизнь. Для Белинского это различные типы литературно-художественного творчества со времени его возникновения.

Из реального типа мышления критик выводит реалистический метод творчества, из идеального – романтический. Элементы этих двух типов литературного творчества Белинский отмечает и в древней литературе.

Из определений художественного метода представляет интерес формулировка И.Ф. Волкова, в которой подчеркнут принцип исторического сознания. В трактовке И.Ф. Волкова «метод есть объективно-историческая закономерность, преломленная в определенном типе общественного сознания…».

Одна группа ученых, определяя художественный метод, отталкивается от идеи своеобразия мышления (сознания) художника, для других метод – преобладающая тенденция действительности. Ряд исследователей советского периода рассматривают художественный метод как показатель классовой природы мировоззрения (например, буржуазный, пролетарский или революционно-демократический реализм). Эта прямолинейная связь художественного метода с мировоззрением писателя была в конце концов отвергнута большинством исследователей.

У. Фохт и его последователи предложили типологию художественного метода для русского реализма XIX в.: реализм – психологический, социальный и т. п.

Художественный метод (реализм) не связан непосредственно с уровнем развития языка: и романтические, и реалистические произведения появлялись, скажем, в один и тот же период формирования русского национального языка, во времена Пушкина, могли характеризовать как сильные, так и слабые в художественном отношении произведения.

Метод не связан непосредственно и с проблемой качества: в рамках одного метода могут быть различные по своему художественному качеству произведения.

Итак, художественный метод есть система принципов художественного познания, отражения и обобщения действительности в их конкретно-историческом преломлении.

Что же характеризует эти принципы отражения действительности, по которым можно различать методы? Прежде всего это характер отбора явлений для изображения. Для классицизма в таком отборе важен принцип аналогии , нормы; для реализма – принцип детерминизма ; для романтизма характерен отбор необычных , ярких явлений и характеров.

В методе важен также принцип изображения действительности, принцип типологизации , который в сочетании с детерминизмом придает картинам жизни естественность, верность (в реализме) или высокую патетику (в романтизме).

Принцип оценки изображаемого в котором; на первом плане – взгляд приятия или отрицания: позитивное или негативное отношение автора к изображаемому.

Можно определить общее для методов реализма, романтизма, классицизма разных стран и эпох (общее в принципах отражения действительности); можно в то же время трактовать метод как результат развития определенной эпохи и нации (русский и французский классицизм и т. д.).

I. Типологические признаки реалистического метода (объективная сторона):

Детерминизм.

Внешняя мотивация:

а) классовая соотнесенность;

б) историческая соотнесенность.

Внутренняя мотивация:

а) психологизм;

б) верность деталей.

По этим признакам включаются в реалистический тип творчества писатели разных эпох и народов.

II. Конкретно-исторические признаки реалистического метода (субъективная сторона). Например, конкретно-исторические признаки классического русского реализма XIX в. таковы:

а) преломление классовой соотнесенности: защита русского крестьянства, резкая критика дворянства и нарождающейся буржуазии (Гончаров, Тургенев, Щедрин, Достоевский, Л. Толстой);

б) социальная соотнесенность: отрицательное изображение самодержавно-крепостнических и чиновничье-бюрократических порядков в России;

в) изображение психологии дворянства как уходящего класса; хищнической психологии купца и предпринимателя, идущего на смену дворянству; психологии крестьянства и интеллигенции («типические характеры в типических обстоятельствах»).

Метод позволяет изучать литературные явления в единстве общего (типологического) Так, французский и русский классицизм, английский, французский, немецкий и русский романтизм, европейский и русский критический реализм, обладая целым рядом сходных черт, в то же время выступают в конкретном, своеобразном национальном преломлении.

Являясь формой искусства и идеологии, художественная литература, однако, не связана непосредственно с производством и политическим строем общества. В противном случае невозможно было бы объяснить, почему в самодержавно-крепостническую эпоху, например, Николая I могли появиться и творить такие художники слова, как Жуковский и Крылов, Пушкин и Лермонтов, Батюшков и Гоголь. Художественный образ шире идеи, а творчество шире идеологии, философии, экономики.

Художественный метод отражает особенности:

а) мирового литературного процесса (изучение типологии (общности) форм и закономерностей развития художественной литературы, определяемой лишь в конечном счете общностью экономических и социально-политических структур и их развития). Смена общественных формаций от рабовладельческой к феодальной и капиталистической не всегда сопровождалась изменением литературных форм: литература Древней Греции и Древнего Рима, Средних веков и эпохи Возрождения, литературы классицизма, романтизма, критического и социалистического реализма развивались по своим законам;

б) национального процесса литературного развития, определяемого в конечном счете своеобразием культурного, экономического и общественно-политического развития нации.

В данном случае наряду с типологическим применим конкретно-исторический способ изучения.

Литературное направление

Понятие литературного направления признается не всеми . У Л.И. Тимофеева вместо направления присутствует понятие «тип творчества». При этом аргументом выступает опасение отождествить направление с методом, тем более что терминологически они часто совпадают: классицизм, романтизм, реализм. В дореволюционном литературоведении понятия «метод» и «направление» не различались. У Белинского и Чернышевского термин «направление» употреблялся применительно и к направлению, и к методу. В широком смысле употреблялся термин «слог».

Предлагается также заменить термин «направление» термином «литературная школа», хотя для большинства литературоведов последний термин ýже.

С другой стороны, исследователи, отвергающие типологическое значение направления, не считают правомерным определение романтизма как метода, полагая, что романтизм – это только литературное направление. В то же время эти исследователи реализм рассматривают только как метод, а не как направление.

Пути исследования проблемы литературного направления

В 1920-е годы эта проблема еще не ставится, она возникает в конце 1930-х – начале 1940-х годов. Поначалу направление рассматривалось только в плане конкретно-историческом, как общность основных идейно-художественных тенденций, осознанных писателями и сформулированных ими в литературных программах и манифестах.

Но эстетическая программа или манифест сами по себе не определяют художественного своеобразия, а являются итогом, результатом художественной практики, которая, в свою очередь, обусловлена творческими предпосылками. В данном случае направление – только прикладная теория творчества и ближе к понятию «литературное течение». При этом из литературного процесса выводятся многие писатели: Пушкин оказывается вне направления, так как не разделял никакой программы. Гоголь – вне реалистического направления, так как не примыкал к программе натуральной школы, и т. д. Правильнее рассматривать направление как в типологическом, так и в конкретно-историческом аспекте, но обязательно в связи с методом.

Общее определение: направление – это ведущая идейно-эстетическая тенденция, выражающаяся в художественном творчестве. Направление сопоставимо с пафосом.

Романтизм как направление отражает период перехода от феодализма к капитализму. Основная тенденция: неясность, неопределенность, неустойчивость, зыбкость чувствований, настроений. В структуре – двуплановость образов (мыслимый и являемый). Отличаются два направления романтизма начала XIX в. в России – активное и пассивно-созерцательное: с одной стороны, Пушкин и декабристы, с другой – Жуковский.

Реализм как направление выражает период кризиса феодально-буржуазной системы. Основная тенденция – критически-сатирическое отношение к действительности (критический реализм).

Если метод проявляется в общности принципов отбора, изображения и оценки, то в направлении эти свойства метода дополняются силой его пафосной тенденции. Различная направленность, как основная тенденция, характеризует реализм (критический, просветительский, социалистический) , романтизм (пассивный, активный).

В конкретных национальных условиях эти тенденции воплощались с большей или меньшей силой. Понятие «направление» ýже понятия «метод». Метод конкретизируется в художественных направлениях. С другой стороны, единство (сходство) писателей в литературном направлении обеспечивается их художественной практикой – методом. Направление не существует вне метода: оно в значительной степени является носителем признаков метода и конкретизируется в методе и стиле.

Направленность проявляется, помимо пафоса, в категориях содержания – в тематике, проблематике, идеях.

Литературное течение

Общее понятие литературного течения. Терминология

Понятие литературного течения конкретно-историческое. Оно возникает в литературе классицизма как результат осознания и осмысления художественного метода и направления.

Идейными предпосылками литературных течений являются идейные течения. Но изучаются не течения общественной мысли, а литературные течения.

У некоторых исследователей понятия литературного течения нет (оно отождествлено с литературным направлением). У других нет понятия направления, так как оно покрывается понятием литературного течения: классицизма, сентиментализма и т. д.

Литературное течение объединено единством художественного метода и является внутренней разновидностью литературного направления. Обычно представлено группой писателей.

Чаще всего литературное течение определяется как группа писателей, объединенных некоторым единством жизненного опыта, идеологических позиций, творческих форм.

В романтизме это: 1) гражданский романтизм декабристов; 2) философский романтизм любомудров. В реализме: 1) натуральная школа; 2) сентиментальный реализм; 3) просветительский реализм.

Литературное течение не существует вне направления или вне метода: оно объединено единством метода и направления. И как понятие оно ýже направления, но шире понятия «стиль». Однако индивидуальный стиль (писатель) может быть и вне литературного течения (Пушкин – вне литературных течений романтизма, Гоголь – вне литературных течений реализма).

Литературные течения – понятия конкретно-исторические, имеют отношение лишь к своей эпохе и определенных названий часто не имеют. За пределами литературных течений сходство следует искать в литературном направлении и в методе.

Идейное течение

(признается не всеми)

Идейные течения – идеологические предпосылки литературных течений. Они характеризуют и проясняют общественно-исторические условия, в которых протекает литературный процесс. Идеологические предпосылки могут быть материалистическими и идеалистическими; могут называться по фамилиям основателей (петрашевцы, кружок Герцена, кружок Станкевича), по философской и социальной направленности (западники, славянофилы).

Идейные течения помогают уяснить характер литературной борьбы, но предметом литературоведения не являются. Они непосредственно не соответствуют направлениям и методам (не адекватны им): одно и то же идейное течение может обусловить различные методы и направления. Но в конечном счете идейное течение влияет на метод и направление.

В частом употреблении также термин «литературная школа». Это понятие равнозначно понятию «литературное течение». Но, в отличие от литературного течения, группа писателей в литературной «школе» «значительнее» по содержанию и составу и возглавляется (или ориентируется) на какого-либо руководителя («пушкинская», «щедринская», «гоголевская», натуральная).

Итак, из пяти рассмотренных категорий литературного процесса две характеризуют структурно-специфическую, практическую его сторону (стиль и метод); две – историко-литературные (литературное направление, литературное течение); одна категория – вспомогательная (идейное течение).




Top