Художник автор панорамы бородинская битва. Бородинская панорама

РУБО Франц Алексеевич (1856-1928), МЯСОЕДОВ Иван Григорьевич (1881-1953) панорама «Бородинская битва». 1910-1912 гг.
Холст, масло.
Музей-панорама «Бородинская битва», Москва.

Битва состоялась 26-го августа (7-го сентября) 1812 года в 125 километрах от Москвы. Это было самое крупное сражение Отечественной войны, в нём участвовало около 130 тысяч солдат с каждой стороны. Около 50-ти тысяч человек погибло на поле боя.
Считается, что Российская армия одержала победу, однако на следующий день был отдан приказ к отступлению с целью уберечь войско от нового удара противника, что позволило сохранить силы для последующих сражений. К 100-летию битвы художник Франц РУБО по заказу НИКОЛАЯ II написал панораму «Бородинское сражение».



Фрагмент 1. Командный пункт генерала Д.С. Дохтурова.

Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семёновской. Линия фронта в этот момент проходила по Семёновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления Багратионовых флешей.
После ранения Багратиона в командование левым флангом вступил «железный» генерал Д.С. ДОХТУРОВ. Его можно видеть на первом плане, у барабана. Через полуразрушенную деревню проходят солдаты Московского и Астраханского гренадерских полков. Офицеры салютуют генералу Дохтурову. За разрушенными избами на окраине деревни войска, ранее оборонявшие Багратионовы флеши. Перед ними, на белом коне, генерал КОНОВНИЦЫН.

Фрагмент 2. Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии.

Русские войска активно обороняются. В стремительном порыве устремились в контратаку солдаты сводно-гренадерской дивизии. Они бегут по легкому дощатому мостику, по колено в воде через Семёновский ручей взбираются по крутым уступам оврага и на противоположном западном берегу вступают в жестокий рукопашный бой с французами.
По дороге на рысях мчатся два полка кирасир из дивизии И.М. ДУКИ на помощь русским гвардейским пехотным полкам. Построенные в каре на Семёновских высотах лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм. В течение шести часов под непрерывным огнём неприятельской артиллерии гвардейцы отражали атаки «железных людей» Наполеона - конницы генерала НАНСУТИ. Каждый второй гвардеец остался на поле битвы, однако наполеоновские кавалеристы так и не смогли сломить их сопротивления. После сражения в рапорте М.И. КУТУЗОВ писал: «Полки лейб-гвардии Измайловский, Литовский в сем сражении покрыли себя славою в виду всей армии».Огонь по противнику вела русская гвардейская артиллерия, расположенная вдоль Семёновского ручья.

Фрагмент 3. Схватка русских гренадер с дивизией Фриана.

«Генерал ДЮФУР (подкрепленный ФРИАНОМ) кинулся через овраг и подошёл даже к Семёновскому. Тут можно было подумать, что французы разрезали нашу армию; но это ненадолго! Недолго праздновали неприятели! Полки гренадерские: Киевский, Астраханский, Сибирский и Московский уже ревели ура!.. Четыре стены приближались, неся ружье наперевес!.. Сошлись и кинулись колоться!.. Генерал-лейтенант БОРОЗДИН 1-й предводительствовал ими. Гренадеры, работая штыком и прикладом, выжили французов из гнёзд, в которых они не успели ещё отсидеться», - так описал этот напряжённый момент сражения его непосредственный участник Ф.Н. ГЛИНКА.

Фрагмент 4. Семеновское (Багратионовы) флеши.

Одна за другой следуют атаки французской пехоты: огромной лавиной наступает дивизия ФРИАНА. Её наступление поддерживает артиллерия генерала СОРБЬЕ. У леса - захваченные французами Семёновские (или Багратионовы) флеши. Лучшие силы французской армии были брошены на эти укрепления: пехотные корпуса маршалов ДАВУ, НЕЯ и ЖЮНО, конница МЮРАТА. Обороняли флеши войска 2-й Западной армии под командованием БАГРАТИОНА.
В течение шестичасового боя стремительными контратаками, яростными рукопашными схватками героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. И лишь к полудню, когда был тяжело ранен Багратион, русские оставили укрепления. Потеряв около 30 тысяч убитыми и ранеными, французы сумели потеснить русских только на 700 метров. НАПОЛЕОН не добился своей главной цели - французы не смогли прорвать линию обороны русских.

Фрагмент 5. Командный пункт Наполеона.

Вдали - Шевардинский редут - командный пункт Наполеона. По обе стороны от него - «Старая» и «Молодая» гвардии. Вдали на белом коне во главе свиты - НАПОЛЕОН. Со всех сторон к нему спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках, о беспримерном сопротивлении русских, просят подкрепления. Идет восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха ни на левом фланге, ни в центре.

Фрагмент 6. Атака саксонских кирасир.

Пытаясь прорвать левое крыло русских, Наполеон севернее деревни Семёновской бросает конницу; мы видим, как атакует корпус ЛАТУР-МОБУРА. На первом плане саксонцы, за ними вестфальцы. На пути неприятельской конницы встает естественная преграда - Семёновский овраг. Расстроились стройные ряды кавалерии, на всем скаку всадники осаживают лошадей и небольшими группами преодолевают овраг. Ослабела атака конницы. Художник здесь подчёркивает, что позиция, выбранная КУТУЗОВЫМ для генерального сражения, была неудобной для наступающей армии НАПОЛЕОНА. У обочины дороги за движением кирасир наблюдает главнокомандующий французской резервной кавалерией маршал МЮРАТ.

Фрагмент 7. Подвиг неизвестного героя.

В центре кавалерийской схватки - русский кирасир, который в ходе боя потерял головной убор, получил многочисленные ранения. Однако, несмотря на это, он мужественно отбивается от неприятелей.
Когда у Рубо спросили, почему на полотне панорамы изображено мало отдельных героев, он ответил, что на Бородинском поле все русские воины сражались геройски, картина посвящена подвигу всей русской армии.

Фрагмент 8. Кавалерийский бой во ржи.

Завязывается ожесточённая схватка между неприятелем и русской кавалерией. «Кавалерийский бой во ржи» - один из кульминационных, самых динамичных и напряжённых фрагментов панорамы. На всём скаку, грудь в грудь, сшиблись саксонские и русские кирасиры. В самом центре сцены - русский кирасир, образ которого является олицетворением мужества и героизма всей русской армии, русских воинов, готовых к самопожертвованию ради спасения Родины. На втором плане драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют польских улан генерала РОЖНЕЦКОГО.
После нескольких часов кровопролитного боя неприятель был отброшен назад. Горит село Бородино. Белая церковь Рождества - единственный немой свидетель героической славы русского оружия, сохранившийся до наших дней.

Фрагмент 9. Горки - командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.

Идут в бой Ахтырские гусары и Астраханские кирасиры. Впереди, в зелёном мундире, командир бригады генерал Бороздин-2-й. Вдали, у деревни Горки, командный пункт русского главнокомандующего. В окружении своего штаба М. И. Кутузов. Все 15 часов шестидесятисемилетний полководец спокойно и уверенно руководил сражением. Большое значение в любом бою Кутузов придавал сохранению резервов. Он всегда подчеркивал, что «тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден». Справа от командного пункта выходят из резерва 2-й и 3-й кавалерийские корпуса.

Фрагмент 10. Раненого генерала П.И. Багратиона увозят с поля битвы.

У дальних берез расположились лейб-гвардии Семеновский и Преображенский полки, находящиеся в резерве. Поодаль, ожидая команды к атаке, стоят Кавалергардский и Конногвардейский полки, цвет русской кавалерии. Мимо них по дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с ранеными. В последней, запряженной тройкой лошадей, увозят с поля битвы тяжелораненого генерала Багратиона. Офицеры, привстав на стременах, в последний раз приветствуют героя Бородина.

  • Музей-панорама «Бородинская битва» посвящен крупнейшей битве Отечественной войны с Францией 1812 года.
  • Длина полотна Бородинской панорамы, написанной в 1912 году художником-баталистом Францем Рубо, составляет 115 метров.
  • Каждый эпизод сражения можно рассмотреть в подробностях.
  • Экспозиция из предметов вооружения и экипировки двух армий, награды, предметы прикладного искусства, графика и живопись, вдохновленные событием.
  • где прошел судьбоносный военный «совет в Филях», изображенный Л. Толстым в романе «Война и мир, с сохранившимися иконами и печью.
  • Вся важная информация переведена на английский язык, есть аудиогиды, возможно попасть на экскурсию с гидом.

На Кутузовском проспекте располагаются два крупных мемориальных комплекса, посвященные двум отечественным войнам: на Поклонной горе и музей-панорама «Бородинская битва». Панорама «Бородинская битва» посвящена крупнейшей битве Отечественной войны с Францией, которая почитается в России как подвиг русских солдат и офицеров. 7 сентября 1812 года недалеко от Москвы, сошлись в смертельном бою русские войска под командованием фельдмаршала Михаила Кутузова и армия французского императора Наполеона I. Об исходе сражения до сих пор идут споры. Стороны понесли большие потери, никто не добился решительной победы.

Полотно изображает поле битвы по состоянию на 10 часов утра. Зритель как бы находится в центре русских позиций у деревни Семеновское. Художник постарался создать впечатление, будто время остановилось, и зритель может рассмотреть в подробностях каждый эпизод сражения. Достоверности добавляют декорации на переднем плане, которые изображают горящую деревню, разбитую батарею и покинутый лагерь, где над костром все еще висит походный котелок. Площадка панорамы оборудована электронными табло с комментариями к отдельным эпизодам панорамы.

Кроме панорамы и уже упомянутой экспозиции, в музейный комплекс входят Кутузовская изба, храм-часовня Архангела Михаила и . На том месте, где сейчас находится панорама, раньше располагалась деревня Фили, в которой после Бородинского сражения размещался штаб русской армии. Тогда и прошел судьбоносный военный «совет в Филях», изображенный в «Войне и мире». На этом совете было принято решение оставить Москву, сохранив армию для перегруппировки и будущих боев. С тех пор выражение «совет в Филях» стало нарицательным, означая напряженное обсуждение перед серьезным решением.

Изба, в которой состоялось историческое совещание, принадлежала крестьянину Михаилу Фролову. До наших дней из подлинной обстановки сохранились иконы, изразцовая печь и скамья, на которой, возможно, восседал сам фельдмаршал. Изба впервые была воссоздана как музей в 1886 году по рисунку А. Саврасова. В 2010-м году, после испытаний временем и обстоятельствами, музей был отреставрирован и вновь открыт для посетителей. Сейчас в избе представлена выставка, посвященная М. Кутузову и крестьянскому быту его времени; здесь же проводятся интерактивные мероприятия для детей.

В 1912 году рядом с избой в честь архангела Михаила, небесного покровителя русской армии, возвели часовню. Заложена она была 1 октября 1910 года – в память именин Михаила Илларионовича Кутузова. Часовня в историческом русско-византийском стиле была построена архитекторами Н. Струковым и М. Литвиновым. Украсили здание часовни декор и мозаика. Эта часовня-музей она стала первым «именным» музеем Кутузова в России: в ней хранились образцы оружия и мундиров 1812 года, личные вещи фельдмаршала. Хранился в музее и походный экипаж Михаила Илларионовича, в котором он исколесил немало сражений – «гвоздь» экспозиции.

Службы в часовне продолжались до 1930 года: представители советской власти решили, что часовню нужно закрыть как объект культа, а вместе с ней – и музей. Купол снесли, и если бы не архитектор П. Барановский, вошедший в экспертную комиссию по оценке ценности исторического памятника, то храм ждала бы самая печальная судьба. Здание сохранилось, но стало служить рабочему клубу, а потом – Министерству финансов СССР и частному предприятию. Лишь в 1994-м году часовню вернули Московской Патриархии. После реставрации началась ее новая жизнь: патриарх Алексий II освятил храм-часовню 17 ноября 2000 года. Теперь и часовня-музей, и Кутузовская изба входят в мемориальный комплекс-музей Бородинской битвы.

В 1912 г. Россия готовилась торжественно отметить столетнюю годовщину Отечественной войны 1812 г. К юбилею выдающимся баталистом, академиком живописи Францем Алексеевичем Рубо по заказу императора Николая II была создана панорама «Бородинская битва». На грандиозном полотне (длина 115 м, высота 15 м) художник изобразил один из самых напряженных моментов 15-часового Бородинского сражения 12 часов 30 минут дня, после ранения князя Петра Багратиона. Сочетание кругового полотна с примыкающей к нему трехмерной экспозицией призвано создать у зрителя ощущение присутствия в самом центре событий. Ф. А. Рубо к тому времени являлся автором двух батальных панорам «Штурм аула Ахульго» (1890) и «Оборона Севастополя» (1905), с 1903 года возглавлял батальную мастерскую Петербургской Академии Художеств. Торжественное открытие панорамы «Бородинская битва» состоялось 29 августа 1912 г. в Москве в специально построенном деревянном павильоне на Чистопрудном бульваре, где она и размещалась до 1918 г., когда павильон был демонтирован, а полотно панорамы скатано в вал. В 1948 году было принято решение о восстановлении панорамы, которое проходило под руководством известных художников Э. Грабаря и П. Корина.


Музей-панорама «Бородинская битва» был открыт в 1962 г., к 150-летию Отечественной войны 1812 года, в построенном новом здании на Кутузовском проспекте напротив Поклонной горы. Расположенный в центре Москвы, на территории бывшей деревни Фили, музей-панорама «Бородинская битва» сегодня является центром историко-мемориального комплекса, посвященного Отечественной войне 1812 года. Комплекс начал складываться в конце XIX в., когда в 1883 г. офицеры Гренадерского корпуса в память о событиях 1812 года установили верстовой столб со Смоленской дороги на месте сгоревшей избы Военного совета в Филях. Сама «Кутузовская изба» была восстановлена силами Общества хоругвеносцев Храма Христа Спасителя в 1887 году. В 1912 г., в год столетнего юбилея войны, рядом с избой была возведена часовня Архистратига Михаила в память генерал-фельдмаршала М. И. Голенищева-Кутузова. В 1958 г. перед Кутузовской избой был установлен бронзовый бюст М. И. Кутузова работы скульптора Н. В. Томского. В 1968 г. на Кутузовском проспекте, между Поклонной горой и музеем-панорамой установлена Триумфальная арка (автор О. И. Бове), изначально сооруженная на площади Тверской Заставы в 1829–1834 гг. Увенчал единый историко-мемориальный комплекс памятник Героям Отечественной войны 1812 года работы скульптора Н. В.Томского, установленный перед зданием музея в 1973 г.




Создание Бородинской панорамы выдающийся творческий подвиг Рубо. Патриотическая возвышенность темы и совершенство исполнения делают панораму выдающимся художественным произведением, шедевром мирового батального искусства. П. Д. Корин Фрагменты Бородинской панорамы и комментарии к ним из книги «Бессмертен тот, Отечество кто спас…: Михаил Илларионович Кутузов» (М.: Мысль, С. 158 – 171)


Перед нами полуразрушенная деревня Семеновское, у которой в момент изображаемых событий развернулись самые ожесточенные бои. От артиллерийского обстрела вспыхнули пожары. В центре композиции этого фрагмента панорамы Д. С. Дохтуров, только что прибывший на левый фланг русской позиции в деревне Семеновское на смену тяжелораненому П. И. Багратиону. Дохтуров стоит на переднем плане картины у барабана рядом с горящей избой. Взгляд его устремлен вперед, не противоположный берег Семеновского ручья, откуда приближается неприятельская пехота. Рядом с Дохтуровым его адъютант и офицер Ахтырского гусарского полка. Офицеры атакующих Московского и Харьковского гренадерских полков приветствуют командующего. За горящими избами расположились войска, которые более шести часов сражались на Семеновских флешах. Впереди этой группы на белом коне генерал П. П. Коновницын. После ранения Багратиона он остался на левом фланге старшим в чине. Со свойственным ему хладнокровием Коновницын успел собрать войска, отвести пушки и задержать неприятеля. Сейчас войска под его командованием готовятся снова вступить в бой. Далее за ними заняли позиции спешенные драгуны Харьковского и Черниговского полков и артиллерийский резерв.


По приказу Д. С. Дохтурова через полуразрушенную горящую деревню Семеновское в атаку спешат гренадеры Московского и Астраханского полков. Успешным действиям пехоты на этом участке во многом содействовала легкая артиллерийская рота полковника Козена, которая расположилась вдоль Семеновского ручья. Справа, на втором плане, видна французская кавалерия кирасиры (тяжелые всадники) генерала Нансути. Кирасиры имели задание обойти Семеновское справа и выйти в тыл его защитникам. Но на их пути встали в боевом каре лейб-гвардии Измайловский и Литовский полки. Тесно прижавшись друг к другу и выставив вперед штыки, гвардейцы простояли на поле 6 часов. Потеряв почти половину своего состава, они отбили все три неприятельские атаки.


Линия фронта в момент изображаемых событий проходит по Семеновскому оврагу, часть которого хорошо видна на переднем плане картины. Через овраг идут в контратаку русские воины сводной гренадерской дивизии. По дощатому мосту и вброд они переходят Семеновский ручей и там вступают в рукопашную схватку с неприятелем. На втором плане изображены атакующие части французского кавалерийского корпуса генерала Нансути, которых впереди ждут построенные в каре лейб-гвардии Измайловский и Литовский полки (см. предыдущий кадр). «Полки лейб-гвардии Измайловский и Литовский в сем сражении покрыли себя славою в виду всей армии. Быв атакованы три раза неприятельскими кирасирами и конными гренадерами, стояли твердо и, отразив их стремление, множество из оных истребили». М. И. Кутузов «Неприятель, усиля свои фронты новыми подкреплениями, сделал на полки 3-й дивизии, близ их стоявшие, сильную кавалерийскую атаку, которая при всей стремительности своей осталась вовсе не удачною. Удар выдержан был с отчаянным мужеством и стоил неприятелю страшной потери». П. П. Коновницын


Французская артиллерия, расположившаяся вдоль Семеновского оврага, поддерживает огнем атаку кирасир на боевые порядки Измайловского и Литовского полков. На переднем плане в атаку идет французская пехота под командованием генерала Фриана, их передовые отряды контратакуют переправляющиеся через ручей и овраг русские гренадеры. На втором плане, за пехотой Фриана, видны два русских укрепления Семеновские (Багратионовские) флеши. Здесь недавно гремели ожесточенные бои. Об этом свидетельствует множество павших воинов и лошадей. В момент изображаемых событий флеши заняты французскими войсками.


На фрагменте изображены французские позиции. На переднем плане французская артиллерия генерала Сорбье, расположившаяся вдоль Семеновского оврага, которая поддерживает огнем атаку кирасир генерала Нансути и пехотной дивизии генерала Фриана. Конная батарея только что подошла к самому краю Семеновского оврага, артиллеристы разворачиваются, на ходу отцепляют орудия от передков, подносят снаряды, заряжают пушки, некоторые уже ведут огонь по русским позициям. На заднем плане слева видна оставленная русскими войсками правая Семеновская флешь. Правее флеши на опушке леса стоят остатки корпусов маршалов Даву и Нея, отошедшие сюда после боя за Семеновские флеши. Эти корпуса понесли огромные потери. Не случайно Семеновские флеши называли «могилой французской пехоты».


На фрагменте изображены французские позиции. На переднем плане левый край разворачивающейся французской артиллерии генерала Сорбье. На заднем плане, правее корпусов маршалов Даву и Нея, видна Старая гвардия Наполеона. Она стоит слева от Шевардинского редута (изображен на следующем фрагменте панорамы). Вместе с Молодой гвардией (которая располагалась справа от редута), Старая гвардия являлась последним, личным резервом французского императора. На многочисленные просьбы маршалов и генералов ввести их в бой Наполеон отвечал, что не может жертвовать последним резервом в восьмистах льё от Парижа.


На втором плане фрагмента у леса видна возвышенность. Это Шевардинский редут. 24 августа здесь героически сражались войска, возглавляемые генералом А. И. Горчаковым. В день Бородинского сражения в районе редута располагался командный пункт Наполеона. Он изображен вдали слева на белом коне. За императором его свита. Справа от редута вдали Молодая гвардия. Со всех сторон к Наполеону и от него мчатся гонцы с сообщениями о ходе сражения и приказаниями войскам. В этот момент Наполеону уже докладывают о появившихся в тылу его армии кавалеристах Уварова и казаках Платова. Через некоторое время он будет вынужден лично отправиться на левый фланг для выяснения обстановки. На переднем плане наступающая кавалерия Латур-Мобура (саксонские и вестфальские кирасиры). Она наносила удар справа по деревне Семеновское одновременно с наступающей слева конницей Нансути. За вводом в бой кавалерии на этом участке наблюдает неаполитанский король маршал Мюрат командующий резервной кавалерией в армии Наполеона. Он изображен у обочины дороги на светло-сером коне, в головном уборе с высоким плюмажем из страусовых перьев.


Стройными рядами идут в атаку кирасиры корпуса Латур-Мобура. Перед Семеновским оврагом строй конницы нарушается, сбивается наступательный порыв. Расположение русской армии создавало дополнительные трудности для атак неприятеля, особенно кавалерийских частей. На опушке леса итальянская гвардия. За рекой Колочь командующий 4-м корпусом наполеоновской армии вице-король Италии Е. Богарне со свитой. Его войска готовы по первому приказу двинуться в атаку на центральные русские укрепления батарею Раевского. «Наполеон, считая наш центр достаточно ослабленным, надеялся сокрушить его решительным ударом: огромные массы неприятельских войск, как грозные тучи, облагали нашу позицию… Но в этот момент предложенная атака неприятеля была приостановлена смятением в войсках вице-короля, оставленных у Бородина за Колочью… Причиною этой тревоги была атака генерала Уварова на левое крыло неприятельской армии». М. И. Богданович


Кирасиры корпуса Латур-Мобура выбираются на берег Семеновского оврага, чтобы вступить в бой с русскими кирасирами Бороздина 2-го. На втором плане на боевые порядки русской армии наступают уланы генерала Рожнецкого. Фрагмент представляет левую часть эпизода, известного как «Кавалерийский бой во ржи».


На нескошенном ржаном поле в жестокой схватке сошлись саксонские кирасиры и русские кирасиры полка Бороздина. На втором плане за кирасирами драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют улан генерала Рожнецкого. После нескольких часов упорного боя на этом участке неприятель был вынужден отступить. На заднем плане село Бородино. Сюда рано утром Наполеон обрушил один из первых своих ударов. В момент изображаемых событий село находится в руках французов. Все село сгорело, осталась лишь церковь Рождества Христова, силуэт которой виден на картине. Построенная в 1701 году, эта церковь сохранилась до наших дней и является единственным материальным свидетелем битвы. Правее села Бородина, в пороховом дыму батарея Раевского, центральное укрепление русской армии. Французы назвали его «редутом смерти». Склоны усеяны телами. К этому времени защитники отбили уже две неприятельские атаки. В изображенный момент батарею защищает 24-я пехотная дивизия генерала Лихачева. Неприятель готовится к третьей атаке на батарею, защитники к контратаке.


Воспользовавшись замешательством, вызванным атакой в тыл французам казаков М. И. Платова и кавалеристов Ф. П. Уварова, которое задержало третью атаку на батарею Раевского почти на два часа, Кутузов направил к Курганной высоте свежие войска. На заднем плане слева видно, как на помощь защитникам батареи спешат Волынский и Тобольский полки. Правее батареи Раевского группа военачальников русской армии: впереди командующий центром и правым флангом М. Б. Барклай-де- Толли, за ним командир 7-го пехотного корпуса Н. Н. Раевский, генерал- квартирмейстер К. Ф. Толь и исполняющий обязанности начальника штаба Л. Л. Бенигсен. На переднем плане спешат в атаку кирасиры бригады Н. М. Бороздина, справа в зеленом мундире и треуголке с белым плюмажем сам генерал-майор Н. М. Бороздин. На заднем плане справа деревня Горки, где находился командный пункт М. И. Кутузова. Все 15 часов битвы главнокомандующий находился на командном пункте, спокойно и уверенно руководя действиями своих войск.


На переднем плане фрагмента левый фланг атакующих кирасир бригады генерал-майора Н. М. Бороздина, за ними идут в атаку ахтырские гусары и астраханские кирасиры. На заднем плане располагаются резервы русской армии. Слева, рядом с деревней Горки, где находился командный пункт фельдмаршала Кутузова, выстраиваются в боевой порядок 2-й и 3-й кавалерийские корпуса генерал-майора Ф. К. Корфа. Справа стоят в резерве лейб- гвардии Преображенский и Семеновский полки. Резервы должны быть сберегаемы сколь можно долее, ибо тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден. М. И. Кутузов


На втором плане фрагмента, слева, близ опушки леса, видна деревня Князьково, около которой в день сражения находился один из главных перевязочных пунктов русской армии. Здесь героически трудились военные лекари, оказывая первую медицинскую помощь раненым. По проселочной дороге на перевязочный пункт направляются повозки с ранеными. На последней, запряженной тройкой лошадей, везут тяжелораненого П. И. Багратиона. Повозка проезжает мимо стоящих здесь в резерве конногвардейцев и кавалергардов. Они застыли в четком строю, отдавая честь любимому командиру.




Характеризуя момент сражения, изображенный на панораме, консультант Ф. А. Рубо генерал-лейтенант Б. А. Колюбакин писал: «В это время развернулись наиболее яркие и характерные события: время наибольшего участия наших войск, наибольшее участие конницы, участие почти всей нашей гвардии». Хотя на панораме показано всего несколько эпизодов, художнику удалось отразить весь драматизм сражения, героическую борьбу русских солдат. К 200-летию победы над Наполеоном на официальном сайте музея- панорамы «Бородинская битва» ведется работа над созданием виртуального музея, который будет доступен всем пользователям интернет. Адрес сайта Виртуальный музей



Бородинская панорама и основные жизненные вехи художника Ф.А.Рубо были изложены выше. Здесь мы познакомимся с главным экспонатом музея – панорамным полотном “Бородинская битва”, написанным в 1912 году. Длина всего полотна составляет 115 метров, высота – 15 метров. В центре зала – площадка, с которой удобно осматривать картину, на Бородинском поле это место зовется “высотой Рубо”.

Бородинская панорама. Общий вид

Между площадкой и картиной создан предметный план глубиной 13 м. Художник изобразил события на поле боя примерно на 12.30 пополудни 26 августа (7 сентября) 1812 года. Осматривая панораму, стоит задержаться на нескольких точках и подробно рассмотреть происходящие события.

Бородинская панорама. Первая точка осмотра

Первая точка называется «У Дохтурова». Это окраина деревни Семёновская. И наша точка зрения – как бы с крыши уцелевшего дома. То, что происходило в этот день точно описано в воспоминаниях Ф.Н. Глинки: “Ужасна была картина на той части поля Бородинского, около деревни Семёновской, где сражение кипело, как в котле. Густой дым и пар кровавый наступающих и разбитых эскадронов бегущих… Деревня Семёновское пылает, дома оседают, горящие брёвна катятся”.

На первом плане картины видны три офицера. Солдат подводит к ним трёх запасных лошадей. Главный среди них – генерал Дохтуров. Он изображён у барабана, на его мундире – золотые эполеты. Ему протягивают подзорную трубу. По приказу главнокомандующего он приехал сменить смертельно раненного . Здесь – в Семеновском – его командный пункт.

На заднем плане в атаку идут гренадеры, их наступление поддерживает артиллерия, они контратакуют французскую кавалерию. На заднем плане на белом коне изображён генерал Коновницын. Именно он после ранения принял на себя командование, собрал войска и организовал их отступление с флешей.

Бородинская панорама. Семёновская

Линия фронта в этот день проходила вдоль Семёновского оврага. Этот овраг, прекрасно виден на панораме правее деревни Семеновской.


Деревня Семеновская находится на левом фланге русской армии. Впереди, за пехотой, за Утицким лесом – Старая Смоленская дорога – прямой путь к Москве. На заднем плане видна пехота, которая построена в каре. Такое построение необходимо для противостояния коннице. Если пехота построена в квадраты, каре, которое на все 4 стороны ощетинивается штыками, то она неприступна для конницы. Пехота несёт потери главным образом от артиллерийского огня.

Бородинская панорама. Барабанщики

На предметном плане (его глубина 13 м) виден зарядный ящик. В таких ящиках хранились и перевозились ядра. Рядом с ящиком – нацеленное на противника полевое орудие. Также на переднем плане виден раненый солдат. Это пехотинец. Пехотинцы всегда имели при себе шинель – в этом их отличие от других родов войск. На левом берегу ручья изображен барабанщик. Барабанщики своей барабанной дробью передавали различные команды. На поле битвы было очень шумно –грохот орудий, крики атакующих, ржание коней. Расслышать какие-то команды было практически невозможно, поэтому офицер отдавал команды через барабанщика. Особым образом отбивая дробь, барабанщики передавали солдатам команды – двигаться вперёд, остановиться, построиться, отступать, атаковать и пр.
Сцена окутана клубами дыма от взорвавшихся гранат, которые при взрыве поражали людей и лошадей осколками.

Бородинская панорама. Вторая точка осмотра. Семёновские флеши

Сейчас мы передвигаемся на французские позиции. На заднем плане видны Семёновские или Багратионовы флеши. Они были построены у кромки труднопроходимого, заболоченного Утицкого леса. Три стреловидных(от франц. fleche – стрела) укрепления были выполнены в виде насыпных валов, перед которыми были вырыты рвы. На одной из флешей поднят французский флаг. На флешах был тяжело ранен генерал Но распространился слух, что генерал убит. Войско впало в уныние; один из участников сражения охарактеризовал это так: «душа отлетела от левого фланга».

После взятия флешей основной удар французов был направлен на деревню Семёновская. Следующую точку можно назвать “артиллерия Сорбье”. На заднем плане видны уже знакомые нам Семеновские флеши. Французы их взяли. На левом фланге было сосредоточено меньше русских войск и блестящий тактик Наполеон угадал замысел Кутузова и сосредоточил главный удар на левом фланге, В этом месте один русский солдат сражается с тремя французами, у французов в этом месте был троекратный численный перевес.

Бородинская панорама. Французская артиллерия

Стоит обратить внимание на французскую артиллерию – мы видим пушки, которые стоят в одну линию. На первом плане, ближе к зрителю, пушку чистят. Затем, следующая пушка – ее расчет прицеливается. Третью пушку заряжают после выстрела. Затем видно разбитое, выведенное из строя орудие, рядом с ним рассыпаны снаряды. Но сюда же подходит гвардейская конная артиллерия французов.

Бородинская панорама. Третья точка обзора. Командный пункт Наполеона

Это точка называется «Командный пункт Наполеона». Здесь видно, как немецкие кирасиры, входившие в армию Наполеона, пошли в атаку, но им встретилось препятствие – ручей. Строй смешался, замешкался, видно, как осторожно, по одному, кавалеристы переправляются через водную преграду. Справа трубач призывает из восстановить строй, но времени для этого у них нет. Это саксонцы – их легко опознать по жёлтым мундирам. На первом плане видны четверки конной артиллерии Наполеона. Мундиры артиллеристов напоминают русскую военную форму.

На помощь саксонцам спешат вестфальские кавалеристы. Почти напротив точки обзора можно рассмотреть генерала Иоахима Мюрата верхом на белом коне.

Идёт восьмой час битвы. У Шевардинского редута, на берегу речки Каменки стоит сам Наполеон. Речка очень маленькая, её даже не видно и её русло похоже на овраг. Наполеон изображён верхом на белом коне. Он окружён четырьмя телохранителями, которые стоят по углам четырёхугольника. Расстояние, с которого мы видим Наполеона – примерно 2 км от деревни Семёновская.


Позади императора – его резервы – Старая и Молодая гвардии, численностью примерно 20 тысяч солдат.

Несмотря на то, что генералы просили Наполеона дать им подкрепление, он отвечал, что не может рисковать своим последним резервом, находясь в трех тысячах километров от Парижа.

Бородинская панорама. Четвёртая точка осмотра – «Бой во ржи»

На заднем плане этой точки в дыму видна белая церковь Рождества Богородицы 1701 года, которая была свидетелем событий двух отечественных войн (1812 и 1941-45 гг.), была сильно повреждена, затем восстановлена и стоит на поле и поныне.

В гуще саксонских кирасир виден всадник без шлема, с окровавленным лицом. Это русский кавалерист,опередивший своих товарищей и вломившийся во вражеский строй. Это единственный персонаж на полотне, обращенный лицом к зрителю.

Говорят, что у него есть реальный прототип – это Игнатий Рыбас , вахмистр лейб-гвардии полка его величества, который действительно вырвался вперёд в этой атаке, был окружен неприятелем, но товарищи успели его выручить. Они вынесли его всего израненного. Игнатий Рыбас получил за этот подвиг знак ордена Святого Георгия.

События происходят на не скошенном ржаном поле. Это бой русских кирасир с тяжелой саксонской кавалерией. Русские кавалеристы изображены в черных кирасах, это архангельская кавалерийская бригада. В состав бригады входил и гвардейский гусарский Ахтырский полк. Его командиром был Денис Давыдов. Но в этот момент он уже создал летучий отряд для действий во вражеском тылу и в Бородинской битве не участвовал.

С этой точки видна фигура Михаила Богдановича (Михаэля Андреаса) Барклая де Толли – остзейского дворянина, чьи корни уходят в средневековую Шотландию, командующего 1-й русской армией в 1812 году, военачальника, на которого легло тяжкое бремя отступления, которого считали трусом и предателем интересов России.

Отступление от Немана до Смоленска было вызвано стратегической необходимостью. “Великая армия” Наполеона обладала огромным численным превосходством. Пограничное сражение с нею привело бы к гибели русской армии. Барклай де Толли понимал это и, сохраняя войска, уходил из под ударов Наполеона вглубь страны. Это вызвало неодобрение в и высшем свете, где распространялись слухи о том, что немцу Барклаю безразлична судьба России, и среди простых солдат и ратников, обзывавших (заглазно) своего командира “Болтай-да-и-Только”. Не случайно на Бородинском поле Барклай де Толли был в первых рядах сражающихся, казалось, он искал смерти. На полотне он изображен во главе группы высших офицеров сразу же за атакующими кирасирами.

Бородинская панорама. М.И.Кутузов

Вдалеке видны избы д.Горки и перед ними еле различимая группа людей. Это Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов со своим штабом.

Кутузов командовал русской армией с середины августа 1812 года по конец апреля 1813 года. После его смерти именно Барклай де Толли возглавил русскую армию. Под предводительством Барклая русские вступили в Париж.

На этом фрагменте панорамы хорошо виден многонациональный характер “Великой армии”. Недаром наши предки называли войну 1812 года “нашествием галлов, а с ними двунадесяти языков”. Саксонские кирасиры в желтых мундирах нам уже знакомы, на заднем плане их атаку поддерживает польская кавалерия Юзефа Понятовского. Ф.А.Рубо почему то изобразил их под перевернутым польским флагом. Также на заднем плане видна итальянская кавалерия под предводительством Евгения Богарне.

Справа вдали в клубах порохового дыма – Курганная высота. На ней располагалась батарея генерала Раевского.

В этом месте наши войска находились в очень невыгодном положении и несли огромные потери.

Бородинская панорама. Пятая точка обзора – «Командный пункт Кутузова»

Сам главнокомандующий еле различим – ведь он находится примерно в четырёх километрах от Семёновского. Штаб фельдмаршала Кутузова расположился в деревне Горки . Справа видны русские резервы. Это гвардейские кавалерийские части, включая знаменитые Преображенский, Измайловский и Семеновский полки.

Конюшевская Любовь Леонидовна

Всероссийский конкурс «Новая Россия начинается с 1812 года»

Исследовательская работа на тему:

Выполнила: ученица 10 “А” класса

МБОУ Заполярного района

«СОШ п. Искателей»

Конюшевская Любовь Леонидовна

Научный руководитель:

Почепинец Ольга Александровна

учитель изобразительного искусства,

черчения и МХК

Скачать:

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Новая Россия начинается с 1812 года»

Исследовательская работа на тему:

“Бородинская битва” в творчестве Ф. А. Рубо

(музей – панорама «Бородинская битва»)

Выполнила: ученица 10 “А” класса

МБОУ Заполярного района

«СОШ п. Искателей»

Конюшевская Любовь Леонидовна

Научный руководитель:

учитель изобразительного искусства,

Черчения и МХК

Пос. Искателей

2012

Введение …………………………………………………………...............................2

Глава 1. Музей – панорама «Бородинская битва» ….…………………………..........3

  1. История создания музея………………………………………………………………………………….3

Глава 2. Гордость музея – панорама «Бородинская битва»……..………………..…3

2.1. Создание панорамы………………………………………………………………..3

2.2. Фрагменты панорамы……………………………………………………………...4

Заключение……….…………....….................................................................................6

Приложения……………………………………………………………………………..7

ВВЕДЕНИЕ.

Цель: Донести до нынешнего поколения, какой глубокий след в общественной жизни оставила Отечественная война 1812 года.

Задачи:

Актуальность : 1) Растущий интерес молодежи к боевым сражениям;

2) Столетие музея – панорамы «Бородинская битва»;

3) 200-летие Бородинского сражения.

Почему я выбрала эту тему: Я выбрала эту тему, так как меня вдохновил поход в музей – панорама «Бородинская битва». Благодаря этой экскурсии во мне возникло желание узнать как можно больше о музее.

Глава 1. Музей – панорама «Бородинская битва». (Приложение 1)

  1. История создания музея

18 октября 1962 года, в дни празднования 150-летия Отечественной войны 1812 года, в Москве на Кутузовском проспекте был открыт музей-панорама "Бородинская битва", посвященный крупнейшему сражению этой войны. Здание музея построено на историческом месте. Здесь находилась деревня Фили, где 13 сентября 1812 года в избе крестьянина А. Фролова на состоявшемся Военном совете под председательством Михаила Илларионовича Кутузова решалась судьба Москвы, судьба России. Эту избу народ любовно назвал "Кутузовской". Комплектование фондов Музея-панорамы «Бородинская битва» началось сразу после его организации в 1962 году. Прежде всего, необходимо было выявить и собрать материалы. К настоящему времени, благодаря многолетней кропотливой работе по выявлению и приобретению памятников эпохи 1812 года нескольких поколений сотрудников Музея, благодаря активной помощи коллекционеров, а также потомков участников Отечественной войны 1812 года, фондовое собрание Музея-панорамы насчитывает около сорока тысяч единиц хранения. Основной темой комплектования Музея была и остается: «Отечественная война 1812 года».

Глава 2. Гордость музея – панорама.

2.1. Создание панорамы.

Бородинское сражение было "битвой гигантов", кровавой, упорной, страшной. Оно произошло 7 сентября 1812 года в 124 километрах к западу от Москвы у села Бородино. Со стороны русских в ней участвовало 120 тысяч человек, с французской - 135 тысяч человек. Именно в этом сражении впервые был развеян миф о непобедимости наполеоновской армии. Панорама "Бородинская битва" воскрешает это историческое сражение,ее автор - выдающийся художник-баталист, академик Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 гг.)(Приложение 2). Он вошел в историю русского искусства как создатель первых отечественных панорам. Панорама - особый вид изобразительного искусства. В ней живописное полотно сочетается с предметным планом-макетом местности и реальными предметами. Вершиной творчества художника явилось создание панорамы "Бородинская битва". Ф. А. Рубо с помощниками работал над ней два года (1910-1912 гг.). Панорама была написана к 100-летию Бородинской битвы. С 1912 года по 1918 год она демонстрировалась в Москве. С 1918 году живописное полотно было снято и в течение многих лет нигде не экспонировалось. Из-за длительного, далеко не идеального хранения живописное полотно сильно пострадало. Огромную работу по его восстановлению проделали советские художники-реставраторы. Они воссоздали утраченные части живописи, заново создали передний предметный план. Живописное полотно панорамы "Бородинская битва" имеет в длину по окружности 115 метров, в высоту - 15 метров. На нем воспроизведен один из напряженных кульминационных моментов сражения, когда Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семеновской. Франц Александрович Рубо запечатлел непоколебимую стойкость, героизм, упорство, отвагу и мужество русской армии в это битве.

2.2. Фрагменты панорамы.

I. .(Приложение3).Бой за деревню Семеновская. У барабана - генерал Дохтуров. Он только что вступил в командование левым флангом русской армии, заменив тяжелораненого П. Багратиона.

II. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А.Рубо. (Приложение4).Через полуразрушенную деревню Семеновскую проходят Московский и Астраханский гренадерские полки. В глубине, справа вверху, Измайловский, Литовский и Финляндский гвардейские полки. У леса, по дороге, на рысях мчится дивизия русских кирасир.

III.

(Приложение5).Гренадеры сводно-гренадерской дивизии (в высоких киверах) и павловцы (в остроконечных шлемах) контратакуют французов. Атаку кирасир генерала Нансути отбивают русские гвардейские полки.Русская гвардейская артиллерия ведет огонь по неприятелю.

IV. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение6).Солдаты из сводно-гренадерской дивизии вброд переходят Семеновский ручей. Некоторые взбираются по крутым склонам оврага, а на противоположном берегу завязался жестокий бой между русскими солдатами и пехотинцами французской дивизии генерала Фриана.

V. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение7).У леса - захваченные французами знаменитые русские укрепления - Семеновские (Багратионовы) флеши, которые защищали войска Петра Ивановича Багратиона. Вдоль оврага - артиллерия генерала Сорбье поддерживает огнем наступление французской пехоты.

VI. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение8).На опушке леса - корпуса французских маршалов Нея и Даву, захват их дорого обошелся французам - 30 тысяч убитыми и ранеными. На огневую позицию выезжает французская конногвардейская батарея. Готовится мощный обстрел деревни Семеновской и батареи Раевского.

VII. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение9).Вдали, слева - Шевардинский редут - командный пункт Наполеона. На белом коне во главе свиты - Наполеон. На вороном коне - командир кавалерийского корпуса генерал Латур-Мобур. У дороги за вводом в бой конницы наблюдает маршал Мюрат (на белом коне).

VIII. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

(Приложение10).Стремительное движение бригады саксонских кирасир задерживает глубокий Семеновский овраг. На опушке леса - Итальянская гвардия. За рекой Колочей - командир корпуса Евгений Богарне со свитой.

IX. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение11).“Бой во ржи” - один из кульминационных фрагментов панорамы. Здесь грудь с грудью сшиблись французские и русские кирасиры. На втором плане - драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют польских улан. Вдали горит село Бородино, захваченное французами.

X. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение12).Стремительно мчатся в атаку кирасиры из бригады генерала Бороздина-второго.Густым пороховым дымом объята Курганная высота. Славные защитники батареи Раевского ведут огневой бой с противником. На помощь подходят полки 4-й пехотной дивизии.

XI. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение13).Грозно движутся в бой Ахтырские гусары и Астраханские кирасиры. Впереди, в зеленом мундире, командир бригады генерал Бороздин - второй. Вдали, у деревни Горки, командный пункт русского главнокомандующего. В окружении своего штаба Михаил Илларионович Кутузов. На втором плане - выдвигаются из резерва второй и третий кавалерийские корпуса.

XII. Фрагмент панорамы «Бородинская битва». Ф. А. Рубо. (Приложение 14).У берез – в резерве стоят Семеновский и Преображенский гвардейские полки. По дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с ранеными. В последней, запряженной тройкой лошадей, отправляют в тыл тяжелораненого генерала Багратиона.

Заключение.

Цель моей работы было определение для нынешнего поколения значение отечественной войны 1812 в истории нашей страны и народа. Для осуществления цели я постарались рассказать о важности создания великого по объему и значимости монумента памяти, о подвигах русских воинов в эти суровые военные годы. Музей панорама бородинская битва является единственным музеем, экспозиция которого полностью посвящена Отечественной войне 1812 года, а сама панорама блестящий образец военной исторической живописи начала 20 века.Для потомков музей является историческим подлинником, где вместе выступают добро и зло, мужество и слабость, свободолюбие, стойкость, великая любовь к родине и своему народу. Такие исторические памятники никогда не позволят остаться равнодушными к событиям военных лет, более того, напоминая нам о суровом прошлом, они предостерегают нас от ошибок.

Приложение.

Приложение 1.

Музей – панорама «Бородинская битва».

Приложение 2.

Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 гг.) художник – баталист, академик.

Приложение 3.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 4.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо

Приложение 5.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 6.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо

Приложение 7.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо

Приложение 8.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 9.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 10.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 11.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 12.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 13.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 14

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Пояснительная записка (для педагога).

Почепинец Ольга Александровна

Должность

Учитель черчения, изобразительного искусства и МХК

Образовательное учреждение

МБОУ Заполярного района «СОШ п. Искателей»

Название материала

Исследовательская работа

Вид ресурса

Цели, задачи материала

Задачи:

1. Изучить литературу по теме

2. Изучить историю создания музея.

3. Рассказать о художественном великолепии панорамы Бородинского сражения.

Список литературы.

  1. «Военная история» Юлин Б.В.
  2. «Военная литература» Милитин
  3. «Путеводитель по местам боев Бородинского сражения 1812» Воениздат
  4. «Очерки Бородинского сражения » Ф.Н.Глинка
  5. «Подлинные документы о Бородинском сражении 1812» В.А. Афанасьев

Название материала

Исследовательская работа

Вид ресурса

Текстовый документ, презентация

Цели, задачи материала

Цель: Донести до нынешнего поколения, какой глубокий след в общественной жизни оставила Отечественная война 1812 года.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме

2. Изучить историю создания музея.

3. Рассказать о художественном великолепии панорамы Бородинского сражения.

Список литературы.

  1. «Военная история» Юлин Б.В.
  2. «Военная литература» Милитин

    Подписи к слайдам:

    “Бородинская битва ” в творчестве Ф. А. Рубо (музей –панорама «Бородинская битва») Выполнила: ученица 10 “А” класса МБОУ Заполярног района «СОШ п.Искателей Конюшевская Любовь Леонидовна Научный руководитель: Почепинец Ольга Александровна Преподаватель: изобразительного искусства, черчения и МХК Всероссийский конкурс «Новая Россия начинается с 1812 года»

    «… Ведь были ж сватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!... Вам не видать таких сражений!... Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел …»

    Цель: Донести до нынешнего поколения, какой глубокий след в общественной жизни оставила Отечественная война 1812 года. Задачи: 1) Изучить литературу по теме; 2) Изучить историю создания музея; 3) Рассказать о художественном великолепии панорамы Бородинского сражения.

    Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 гг). 1)

    1) 2) 4) 3) 8) 7) 6) 5) 12) 11) 10) 9)

    «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми»

    Спасибо за внимание!




Top