Электрогитара из чего состоит. Строение электрогитары


Устройство электрогитары на примере Fender Stratocaster

1-Гриф. 2-Корпус. 3-Головка грифа. 4-Верхний порожек. 5-Порожек лада. 6-Колки. 7-Бридж (с тремоло). 8-Звукосниматель хамбакер. 9-Звукосниматель сингл. 10-Рычаг. 11-Переключатель звукоснимателей. 12-Регулятор тембра. 13-Регулятор громкости. 14-Гнездо подключения шнура. 15-Отверстие для регулировки анкера. 16-Крепление ремня. 17-Маркер лада.

Гриф электрогитары (1) практически ничем не отличается от акустики и состоит из двух частей: собственно сам гриф и накладка, скрепленные клеем. Напомним, что накладка грифа - это его верхняя часть, на которой расположены лады. На головке грифа (3) также находятся колки (6), а внутри грифа имеется анкер , задача которого по-прежнему та же - не дать струнам согнуть гриф. Гриф может быть приклеен к деке, а может быть прикреплен при помощи шурупов (это одно из отличий от акустики).

Как и у акустической гитары, у электрогитары имеются гриф, корпус, струны, колки... Но корпус электрогитары совсем не такой как у акустической, а плоский.

Корпус электрогитары (2) может быть полностью сделан из дерева, либо полым.

Гитары с полым корпусом обладают теплым, насыщенным звуком и обычно используются в джазе, блюзе и кантри. Недостатками этих гитар является быстрое угасание звука, и возникновение скрипящего звука при игре на большой громкости.

Корпус у цельнокорпусных гитар выполнен либо из одного, либо из нескольких кусков дерева, как правило, одного сорта, которые склеены друг с другом. Чем больше мест склейки корпуса, тем хуже будет звук, из-за потери резонанса древесины в этих местах. Исключение составляют некоторые модели гитар, корпус которых намерено сделан из разных пород дерева для улучшения звучания. Такие гитары имеют более резкий и агрессивный звук, что наиболее подходит для исполнения тяжелой музыки.

Теперь о том, что кардинально отличает акустическую гитару от электрогитары.

Бридж или машинка (7) — это устройство, с помощью которого струны крепятся к деке. Существует две разновидности бриджей: с тремоло и без (на рисунке бридж с тремоло). У каждой из них есть свои преимущества и недостатки.

Бриджи с системой тремоло - это подвижная подставка, которая приводится в движение при помощи рычага (10), что позволяет изменять натяжение всех струн и создавать эффект вибрато даже с отрытыми струнами. Обычно такие машинки ставятся на стратокастерах и подобных им инструментах. Такие машинки позволяют изменять высоту звука на полтора-два тона, что здорово разнообразит звук.

Бриджи без тремоло ставятся на гитары типа телекастер и полуакустики. Их конструкция еще более простая, количество деталей сведено к минимуму, за счет чего гитары, оснащенные такими бриджами лучше держат строй, более певуче звучат, с ними меньше проблем, когда нужно быстро поменять струны.

Для новичков лучше выбирать гитары оснащенные машинкой с простым тремоло (когда машинка работает только на понижение звука) или вовсе без него.

Под струнами на корпусе электрогитары расположены датчики - звукосниматели, которые преобразуют колебания струны в электрический сигнал. Звукосниматель - очень важная часть гитары, от их типа и качества зависит выдаваемый гитарой звук.

Звукосниматели бывают двух типов: синглы (single) (9) и хамбакеры (hambucker) (8). Синглы обладают чистым и прозрачным звуком. Этими звукоснимателями пользуются при игре в стилях блюз и кантри. Недостаток, связанный с конструкцией таких датчиков - это множество посторонних шумов и сильный фон при игре с дисторшн. Хотя сейчас выпускают разделенные синглы, у которых значительно снижен шум.

Хамбакеры подавляют посторонние шумы и более приспособлены для игры через гитарные эффекты. Эти датчики обладают более мощным и насыщенным звуком. За счет этих качеств хамбекеры больше подходят для тяжелых направлений музыки.

Производители комбинируют датчики обоих типов в разных последовательностях и таким образом добиваются разнообразия звучания инструмента. В описании электрогитары можно увидеть что-то вроде S-S-H или H-S-H - таким образом, обозначается последовательность, в которой на гитаре установлены звукосниматели S - сингл (single), H - хамбакер (humbucker).

Звукосниматели могут быть пассивными и активными. У активных датчиков более широкий частотный диапазон и слабый выходной сигнал. Для его усиления в гитару встраивается предусилитель, работающий от кроны. Активные датчики, как и пассивные, бывают как синглы, так и хамбакеры.

Для переключения между звукоснимателей на гитаре установлен переключатель (11), делающий активным один или два из установленных на гитаре звукоснимателей. Переключаясь между звукоснимателями, можно изменять производимый гитарой звук. Часто устанавливаются переключатели, которые включают два соседних друг с другом звукоснимателя и, таким образом, создают новые звучания.

Также на корпусе электрогитары, как правило, располагаются регуляторы громкости (13) и тембра (12) звука.


Электрогитары отличаются друг от друга и внешним видом, и внутренним строением, но все же в них присутствует ряд основных элементов, без которых музыкальный инструмент не может называться гитарой будь то гитара Yamaha, Fender или любая другая. Рассмотрим подробнее эти составляющие:


  1. Гриф – длинный брусок из дерева, на котором располагается плоская накладка, и на нее нанесены металлические порожки. Он может отличаться по длине и форме в каждой электрогитаре в зависимости от модели.
  2. Стержень анкерный - применяется для того, чтобы не ломался гриф, поскольку на него оказывается сильнейшее давление.
  3. Колки - служат для регулирования натяжения струн (натягивать их или расслаблять). Они расположены на головке грифа, бывают одиночные, спаренные, закрытые или открытые.
  4. Лад нулевой - находится между самим грифом и его головкой, производится из высокопрочного пластика.
  5. Лады - изготавливаются из стали и отличаются между собой по износостойкости и цвету. Если струны в гитаре приходят в негодность быстрее всего остального, то лады по износу занимают второе место. Поэтому при выборе электрогитары следует обратить особое внимание на качество изготовления ладовых порожков.
  6. Маркеры – предназначены для удобства ориентации музыканта на грифе. Могут наноситься на него как точками, так и другими своеобразными символами.
  7. Звукосниматели – устройства, помогающие модифицировать колебания струн из металла в электрические сигналы.
  8. Переключатель звукоснимателей – предназначен для переключения с одного звукоснимателя на другой (как бы комбинируя звуки), тем самым создавая своеобразное новое звучание электрогитары.
  9. Регуляторы – используются для регулирования громкости и тембра звука.
  10. Бридж или струнодержатель - предназначен для крепления струн непосредственно к корпусу электрогитары. Помогает изменять высоту звука и создавать звучание «тремоло».
  11. Гнездо для подведения электрического кабеля обязательно присутствует на любой электрогитаре.
  12. Корпус гитары. Чаще всего он цельный, но в редких случаях может быть клееный из нескольких частей. Конечно, более качественным считается цельный корпус, так как из него исходит более качественное звучание, однако все зависит еще и от того, какую музыку вы собираетесь играть на своей электрогитаре. Например, если корпус состоит из нескольких составляющих, то звучание получается резким, с агрессией, поэтому такие инструменты чаще используют для создания более тяжелой музыки. От корпуса акустической гитары он отличается тем, что может быть как полым, так и цельным внутри. На самом корпусе крепится накладка для скрытия электроприборов гитары и для более привлекательного внешнего вида.
  13. Также на каждой гитаре присутствуют держатели ремня. Находятся они на задней части корпуса. Особенно полезными они будут музыканту при выступлениях на сцене.

Немаловажной частью в любой электрогитаре является электрическое составляющее. Как правило, оно спрятано от посторонних глаз внутри ее корпуса.

Данных составляющих гитары вполне хватит, чтобы на ней было комфортно играть. Но не забывайте, что под каждый стиль музыки необходимо докупать дополнительное оборудование, которое сделает звучание более приятным как для исполнителя, так и для слушателей. Поэтому выбирайте гитару по основным деталям, но одновременно обращайте внимание и на дополнительные комплектующие.


В этой статье Вы узнаете устройство электрогитары, чтобы у Вас сложилось ясное представление об этом инструменте.

Давайте посмотрим внимательно на электрогитару:

1- гриф
2- корпус
3- звукосниматели (датчики)
4- головка грифа
5- колки
6- бридж (машинка)
7- ручки громкости и тембра
8- гнездо для подключения шнура
9- порожки и лады
10- переключатель звукоснимателей
11- струны
12- верхний порожек
13- рычаг

Давайте познакомимся поближе с устройством электрогитары.

Корпус (или дека)

Корпус (или дека) гитары значительно влияет на акустические свойства инструмента, которые определяют звучание гитары через усилитель. Деки бывают толстые или тонкие, из мягкой или плотной древесины.

Считается, что плотные, тяжелые породы древесины, такие как ясень и красное дерево (махогони) дают больший сустейн (sustain - англ., длительность звучания нот). Но далеко не только вес древесины определяет звучание инструмента.

Послушайте гитары из клена или ольхи - пород средней плотности и веса - из этих пород фирма Fender делает большинство своих инструментов. Или, к примеру, очень легкие гитары из липы или болотного ясеня. Гитары из всех этих пород древесины находятся в арсенале великих гитаристов мира.

Это значит, что по весу инструмента нельзя однозначно сказать, хорошо ли он звучит, или нет. Легкие породы древесины звучат максимально нейтрально, без приукрашивания звучания. Они больше поглощают вибрации струн, чем отражают их.

Деки лучших электрогитар делаются из одного куска дерева. Дешевые инструменты делаются из большого количества маленьких кусочков дерева, с большим количеством склеек. Чем их больше, тем вероятнее появление так называемых «волчков»- нот отличающихся по звуку от остальных. Оптимальное количество кусков дерева - три. Такие гитары обычно звучат гораздо хуже из-за потери резонансных свойств древесины в местах склеек.

Отдельно стоит отметить гитары типа Gibson Les Paul, в которых намеренно используются разные породы дерева (красное дерево для нижней части деки и клен для верхней) для того, чтобы придать звучанию гитары нужную окраску.

Stratocaster

Les Paul

Итак, отметим для себя, что гитары из красного дерева дают более мягкий, низкий звук, больший сустейн (les Paul, PRS, Ibanez и ESP ).

А гитары из ольхи, американской липы, ясеня дают более звонкое, яркое звучание (например, Fender Stratocaster ).

Гриф - это самая важная часть любой гитары. Это поверхность, на которой вы будете играть, та часть инструмента, которая будет входить в непосредственный контакт с вашими руками. Ширина и толщина грифа определяют, насколько удобно вам будет играть на данном инструменте.

Любители жесткой быстрой музыки - те, кто много играет тэппингом, легато и прочими приемами игры на грифе - по достоинству оценят широкие и тонкие грифы (можно попробовать гитары Jackson Soloist , Ibanez RG , Washburn N series ).

Любители классических стилей - рока и блюза - обычно предпочитают стандартные, более округлые грифы, которые хороши для игры аккордами (стоит посмотреть гитары Fender и Gibson Les Paul ).

Грифы с изменяющимся радиусом накладки(compound radius fingerboard) представляют разумный компромисс: гриф более круглый ближе к головке, и более плоский ближе к деке (звукоснимателям, машинке). Правда, такие грифы ставятся только на определенные модели инструментов и стоят дороже, чем обычные.

Материал накладки грифа также вносит свой серьезный вклад в звучание гитары, так как непосредственно накладка грифа получает вибрации от струн и передает их грифу и корпусу инструмента, или отражает эти вибрации.

Стоит заметить, что около 2/3 длины струны проходят над накладкой, и только одна треть - над корпусом. И если корпус гитары в принципе может быть заменен, то некачественная накладка - это испорченный гриф, а значит и испорченная гитара.

Что отличает лучший гриф от худшего? В первую очередь, это дерево. Грифы делают, в основном, из клена или красного дерева.

Грифы также могут быть сделаны из композитных материалов (которые используются в современной космической промышленности и других областях) - таких как "никогда не высыхающий" графит.

Грифы, которые сделаны из дерева, обычно покрывают лаком в целях предотвращения их искривления из-за высыхания. Однако заметим, что многие знаменитости, такие как Ван Хален (Van Halen) и Джо Сатриани (Joe Satriani), предпочитают играть на нелакированных грифах.

Ничуть не меньшую роль в звучании инструмента играет материал накладки на гриф. Существует три стандартных варианта: клен, черное дерево и палисандр.

Клен (светлое дерево, которое можно увидеть на гитарах типа Fender Telecaster ) мягок на ощупь и имеет яркое звучание.

Черное дерево, практически черного цвета, звучит гораздо плотнее и глубже.

Палисандр - это промежуточный вариант между плотным звучанием черного дерева и ярким звучанием клена. Эта порода имеет красновато-коричневый оттенок. Она является самой пористой из трех представленных пород, и обладает, пожалуй, самым "теплым" и мягким звучанием.

Обычно фирмы-производители имеют в своем арсенале большое количество моделей, на части из которых стоят клен, на части - палисандр, а на самых дорогих - подписных моделях известных гитаристов - черное дерево.

При этом нельзя однозначно сказать, грифы с какой накладкой звучат лучше других - эти три породы древесины звучат просто по-разному. Клен произрастает во многих странах мира, он прост в обработке, поэтому его стоимость невысока. Кленовая накладка придает гитаре яркое звучание.

Палисандр дороже, чем клен в обработке, и растет только в редких южных странах, поэтому стоит дороже. Стандартная накладка на приличной гитаре сделана из палисандра, хотя это дерево также нередко ставят на дорогие инструменты подписных серий, например модели Ibanez Joe Satriani и Frank Gambale, Fender Jeff Beck и Eric Clapton.

Черное дерево - самое плотное дерево. Его привозят в Европу и Америку с самых южных точек планеты. Оно очень дорого в обработке и требует специальных условий просушки и хранения. Вы никогда не увидите накладку из черного дерева на недорогом инструменте.

Можно сказать, что черное дерево - это элитное дерево, которое ставится только на дорогие подписные гитары. На гитарах с накладками из черного дерева играют Steve Vai, Nuno Bettencourt, George Benson и многие другие.

В целом можно сказать, что каждый гитарист сам выбирает для себя, на каком дереве его пальцам удобнее играть.

Запомните!

Гриф наряду с декой - самые важные части гитары. В основном они определяют ее стоимость. Вы можете поменять звукосниматели, машинку, колки- все что угодно, но замена грифа или деки, дело самое дорогое, а иногда и невозможное. Легче купить другую гитару!

Звукосниматели (датчики)

С чисто физической точки зрения звукосниматель (или датчик) - это приспособление, которое преобразует один вид энергии в другой. В случае магнитного датчика происходит преобразование колебания струны в магнитном поле в электрический сигнал переменного тока, который затем подаётся на усилитель.

Происходит это следующим образом: струна колеблется в поле, создаваемом постоянным магнитом (магнитами) датчика. Внутри катушки проволоки, намотанной вокруг этих магнитов, возникает электрический ток, который по проводам подается в усилитель.

Зачастую покупкой более дорогих датчиков можно улучшить звучание бюджетных инструментов, придать новую окраску дорогой гитаре, поэтому остановимся на этой теме подробнее.

Звукосниматели делятся на Single и Hambacker, пассивные и активные.

1.Single или Hambacker . Они отличаются даже визуально.

Hambecker

Синглы - датчики с одной катушкой (single- одиночный). Для них характерен яркий, «чистый» (не искаженный) звук. В основу их конструкции обычно входят 4 или 6 постоянных магнитов, вокруг которых навито от 7 до 10 тысяч витков медной проволоки, толщиной 0,06 мм. Благодаря высокому качеству звука эти датчики пользуются большой популярностью.

В результате, кроме звучания струн можно услышать и посторонний шум или фон. Особенно сильно это проявляется при игре с эффектами драйв или дисторшн.

Однако сейчас выпускают разделенные синглы с эффектом хамбакера. Две обмотки, каждая из которых окружает свою половину магнитов, соединены в противофазе. Магниты внутри каждой из них имеют противоположную полярность. В итоге решается проблема наводок и шумов, при этом датчики выдают традиционный сингловый звук.

Самая популярная гитара с синглами - Fender Stratocaster.

Хамбакеры (hambacking - шумоподавление) - звукосниматели с двумя катушками, которые соединены последовательно, но в противофазе, причем каждая из них обращена к струнам разными полюсами магнитов.

В результате посторонний шум или фон взаимовычитается, а полезный сигнал складывается, причем выходной уровень оказывается вдвое выше, чем у сингла.

Однако сам звук хамбакера получается более бедным, низким и лишенным «верхов». Причина этого в том, что разнесенные в пространстве катушки (15-17 мм) дают два разных сигнала, что приводит к вычитанию некоторых высокочастотных составляющих.

Извините - увлекся! Я просто технический ВУЗ закончил…J

В итоге на чистом звуке они выдают сглаженный округлый саунд, с перегрузом звучат агрессивно, отчетливо и без фона. Пример гитары с хамбакерами - Gibson Les Paul.

2.Пассивные и активные.

Принцип работы пассивных датчиков описан выше. У активных датчиков меньше витков в катушках, благодаря чему у них широкий частотный диапазон и слабый выходной сигнал.

Для его усиления в гитару крепится предусилитель, работающий от 9 вольтовой батарейки «кроны». Активные датчики бывают как синглы, так и хамбакеры.

Single EMG

Hambacker EMG

Критики активных датчиков говорят о том, что они дают стерильный, ненатуральный звук, который является результатом искусственно созданной частотной характеристики.

Противоположная сторона утверждает, что кроме низкого уровня шума, активные датчики расширяют возможности гитариста. Он может играть на нетрадиционном звуке, а потом переключиться на более привычный вариант звучания.

Наиболее известные производители «пассива»- Di Marzio , Seymour Duncan , Fender , Gibson ; «актива» - EMG .

Чуть не забыл: такие термины при описании звукоснимателей как «Hot», «Vintage», «Pro» очень субъективны и покупка датчика без его прослушивания (например, в магазине) это сплошная лотерея.

Бридж (машина, струнодержатель)

Бридж - это устройство, с помощью которого струны крепятся к деке.
Существует две разновидности бриджей: с системой тремоло и без. У каждой из них есть свои преимущества и недостатки.

1. Бриджи с системой тремоло.
Более распространенное название - машинка: Fender , Floyd Rose , Kahler , обычно ставятся на стратокастерах или стратоподобных инструментах. Их достоинство заключается в возможности понижать и, в некоторых моделях, повышать правой рукой высоту нот на гитаре. Для этого в ней существует рычаг.

Гитары с машинами Floyd Rose и Kahler оборудованы запирающимся порожком «прищепкой» и микроподстройкой. Благодаря этому, при активном использовании рычага, инструмент не расстраивается, и всегда имеется возможность скорректировать строй, не, откручивая винты «прищепки».

Такие машины позволяют качать струну вверх и вниз на 1.5 - 2 тона и выполнять некоторые забавные фишки в духе Stive Vai . Поэтому можно здорово разнообразить свою игру.

Главные недостатки следующие:

Если рвется струна, гитара немедленно расстраивается;
- чтобы заменить струну необходимо проделать множество манипуляций (лезть за ключом от «прищепки», откручивать, вставлять, закручивать и т. д.);
- гитара сложнее настраивается;
- гитару сложнее перестроить в другой строй;
- машины такого типа наиболее сильно «сжирают» сустэйн (длительность нот);
- из-за большого количества деталей эти машины чаще всего выходят из строя;

Гитары с машинами Fender избавлены от всех ухищрений:

Благодаря их более простой конструкции с ними меньше проблем, но все же:
- если рвется струна, гитара немедленно расстраивается, правда не так сильно;
- использовать рычаг надо аккуратнее, гитара может расстроиться;
- сустэйн все же уменьшается, хотя это вносит свой колорит;
- эти машины позволяют только понижать строй (качать рычаг вниз).

2. Бриджи без тремоло. Они ставятся на гитары типа Les Paul, Telecaster, некоторые Heavy Metal и полуакустики. Их конструкция еще более простая, количество деталей сведено к минимуму:

Они лучше держат строй, более певуче звучат, с ними меньше проблем на концертах. Недостаток, как вы уже догадались, только один - нет тех возможностей, которые дает машина.

Какой бридж выбрать зависит от вас, но если вы начинающий, и денег на гитару немного, выбирайте с простым тремоло или вовсе без него. С дешевыми Floyd Rose гораздо больше проблем.

Электроника (ручки громкости и тембра, переключатель звукоснимателей, гнездо для подключения шнура).

Эти детали, за исключением гнезда, служат для изменения характера звучания гитары и регулировки ее громкости.

Переключатель звукоснимателей служит для выбора нужного звукоснимателя. В зависимости от схемы распайки и количества «звучков» каждое положение переключателя дает уникальное звучание гитары.

Гнездо служит для подключения гитары к усилителю при помощи шнура.

Порожки и лады.

Металлические вставки, врезанные в гриф перпендикулярно струнам, называются порожками. Участки грифа между порожками называются ладами. Прижимая струны у разных порожков, меняется длина струны, и таким образом извлекаются звуки различной высоты.

Верхний порожек.

Пластмассовая или деревянная пластинка с прорезями для струн, которая не дает колебаться струнам за пределами грифа.

Струны.

Струны проходят через прорези верхнего порожка и закрепляются на колках. Звучание любой гитары может быть ухудшено использованием старых или некачественных струн. Это расходная статья бюджета любого гитариста.

Самые распространенные производители струн: D"Addario, DR, Ernie Ball, GHS, Dean Markley, La Bella. Elixir.

Колки.

Шесть механизмов с червячными передачами, с помощью которых можно повысить или понизить звуки гитары, поворачивая колки и натягивая или ослабляя натяжение струны.

Главное не перестарайтесь, когда будете ставить новые струны!

Головка грифа.

Верхняя часть грифа, на которой крепятся колки.

Если Вы хотите также узнать

- как выбрать электрогитару в зависимости от ваших стилевых предпочтений.

Как купить действительно хороший инструмент, а не «фанеру».

- Какие бывают усилители, комбики, гитарные эффекты, процессоры и другие полезные для гитариста устройства .

Как подключить электрогитару и остальное оборудование.

- И еще много интересного и полезного для начинающего гитариста...

Это не общие рекомендации, которые может дать любой «классический» гитарист, скорее это обзор конструктивных особенностей различных электрогитар. Если при выборе классической (испанской) гитары следует обратить внимание на техническое состояние и сорт дерева, то с выбором электрогитарой все сложнее. За свою сравнительно недолгую историю у электрогитары появилось множество разновидностей, зачастую принципиально отличающихся друг от друга. Но все по порядку.

Начнем с материала, из которого изготавливаются электрогитары. Как правило - это дерево , за редкими исключениями. Именно дерево оказывает наибольшее влияние на звук . Конечно, механические колебания струн вырабатывают индукционный ток в звукоснимателях, но характер колебаний зависит от сорта дерева, из которого изготовлен инструмент. Для электрогитар чаще всего применяют красное дерево (махагони), ольху, липу, ясень, клён, палисандр, черное дерево, реже орех и африканские сорта – бубингу и овангкол. Каждое дерево имеет свой характерный тембр. Красное дерево, например, любят за его «теплый» звук – хорошо прорабатываемые низкие и средние частоты, мало верхних, хороший сустейн. Фирма Gibson отдает красному дереву большое предпочтение. Ольха, клен и палисандр наоборот имеют хорошо прорабатываемый высокочастотный спектр, резкую атаку звука, часто характеризуемую как «тембр битого стекла». Из таких сортов делают в частности стратокастеры. Черное дерево в основном применяют в качестве накладки на гриф. Липа (утверждается, что липа должна быть непременно американской) имеет «режущий верх», не всегда нравящийся гитаристам, тем не менее, Стив Вай (Steve Vai) сумел сделать этот звук «фирменным». Иногда различные породы дерева комбинируются с целью придать звуку определенную окраску. Нередко корпуса цельнокорпусных гитар изготавливаются из прозрачного пластика . Качество звука от этого не ухудшается, и выглядит это эффектно. Встречаются также гитары, корпус которых изготовлен из алюминия , а гриф из углеродного волокна . У этих гитар есть одно большое преимущество – им не страшны перепады температуры и повышенная влажность. Можно бросить ее в воду, кроме электроники ничего не пострадает (пробовать не рекомендую).

Стив Вай с именной гитарой Ibanez JEM с корпусом из прозрачного пластика.

Dima mirror – гитара итальянской фирмы ThreeGuitars с алюминиевым корпусом и грифом из углеродного волокна

Ну и если вы прочитали статью « », то уже знаете, что электрогитары гитары бывают с пустотелым (резонирующим) и цельным корпусом. У гитар с резонирующим корпусом более мягкое звучание, поэтому такие гитары чаще всего применяют в классическом джазе, свинге, иногда в других направлениях, где требуется мягкий звук. Отсюда и часто употребляемое название в обиходе – джазовая модель. У гитар с цельным корпусом более резкое звучание и продолжительный сустейн.

В отличие от классических гитар, в гриф большинства электрогитар вмонтирован металлический стержень, идущий вдоль всего грифа - анкер . Впервые анкер начал применяться с переходом на металлические струны . Он не позволяет грифу прогнуться под значительно большим натяжением струн, кроме того позволяет регулировать прогиб грифа при помощи вращения болта на одном из концов анкерного стержня. Гриф нежелательно доводить до идеально ровного состояния - обычно рекомендуется небольшой прогиб. Если зажать струну на 1 и 12 ладу, то в области седьмого лада расстояние между струной и порожком не должно превышать 1-2 мм. В целом прогиб грифа – дело индивидуальное, каждый завод изготовитель рекомендует свои параметры, которые в свою очередь не всегда являются абсолютной истиной.

Болт для регулировки прогиба грифа. Иногда регулировочный болт находится со стороны корпуса гитары.

Следующей конструктивной особенностью, на которую нужно обратить внимание при выборе электрогитары - тип соединения корпуса и грифа . Конструкция должна быть наиболее жесткой, исключающей гашение механических колебаний. Как и в случае с классическими гитарами у многих электрогитар гриф приклеен к корпусу (set neck). В основном это джазовые модели и некоторые модели с цельным корпусом. Наиболее часто встречаемые гитары с вклеенным грифом выпускаются на фабриках Gibson, Paul Reed Smith и Rickenbacker. Чаще всего встречаются цельнокорпусные гитары с привинченным грифом (bolt on neck). Самой лучшей конструкцией считается электрогитара, сделанная из цельного куска дерева, у которой гриф является продолжением корпуса – сквозной гриф (neck through). Теоретически, такие гитары менее других глушат механические колебания струн, стало быть, обладают зачастую лучшим сустейном, однако считается, что у них не всегда хорошо прорабатывается атака (акцентированный звук в момент извлечения) по сравнению с гитарами с привинченным грифом. Я бы не стал на практике заострять на этом внимание. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что мне очень нравится атака гитар ESP Horison со сквозным грифом, равно как и Ibanez RG 1570 Prestige с привинченным грифом не уступал ESP Horison в сустейне. Поэтому каждую гитару я оцениваю по суммарному результату (звук + удобство игры).

Конструкции электрогитар с привинченным, вклеенным и сквозным грифом

Теперь рассмотрим отдельно подставку и нижний порожек на электрогитаре . Ввиду того, что многие английские термины входят в частности и в обиход гитаристов, довольно часто можно встретить слово бридж (подставка). Существуют два основных варианта крепления струн – жесткая бриджевая посадка и система вибрато. Поговорим о каждой в отдельности.

Как и на акустической гитаре, подставка служит для крепления струн, но на электрогитарах при помощи подставки можно регулировать высоту струн над грифом, а также мензуру гитары. Для этого существуют вкладки под каждой струной, обычно перемещаемые при помощи вращения болтов. В идеале каждую струну можно регулировать отдельно, на некоторых старых телекастерах одна вкладка была рассчитана на две струны, а на отдельных джазовых моделях стоит нерегулируемый порожек. Последнее может быть несущественной особенностью, однако лично я ценю большое количество возможностей регулировки.

При помощи винтов по краям подставки можно регулировать высоту струн, при помощи вкладок можно регулировать мензуру каждой струны в отдельности.

Особое внимание уделим системе вибрато . Еще на самых первых электрогитарах вместо подставки иногда ставили простое механическое устройство, состоящие из рычага и пружины, позволяющее опускать натяжение струн с последующим возвращением в первоначальное положение с целью исполнять прием вибрато. Более совершенные модели, разработанные механиком (и проектировщиком мотоциклов) Полом Бигсби (Paul Adelburt Bigsby), стали применяться в 40-х годах. История гласит, что Бигсби познакомился с кантри музыкантом Мерлом Трэвисом, который жаловался на плохое качество вибрато на его гитаре. Осознав проблему, Бигсби спроектировал свой вариант, применяемый до сих пор на многих гитарах.

Вибрато системы Бигсби на именной гитаре Чета Аткинса фирмы Gretsch.

Недостатком ранних моделей вибрато была неспособность держать строй гитары. Объяснялось это трением струн о нижний порожек. То есть, порожек делит струну на две части, натяжение в которых одинаково (или пропорционально). При работе рычагом в первую очередь натяжение становится слабее на том участке, который ближе к механизму рычага. Вторая часть струны после порожка «реагирует» с опозданием из-за трения о порожек. То же самое происходит с точностью до наоборот при возвращении рычага в исходное положение. После работы рычагом натяжение струны на «рабочем участке» - мензуре – не всегда бывает таким, каким оно было до того. В современных гитарах применяется графитовая смазка, снижающая трение, либо роликовые подставки, вкладки на которых заменены на ролики.

Разрабатывая стратокастер, Лео Фендер решил создать для него свою систему вибрато, исключающую недостатки систем (в частности нестабильности строя), существовавших в те года (по одной из версий он не хотел ставить бигсби из-за большого размера механизма, поскольку гитара с цельным корпусом была узкой). Он решил не разделять механизм вибрато и подставку. Полученный продукт он назвал «синхронизированное тремоло». Синхронизированное должно было указывать на то, что хорошо держит строй, а тремоло… что ж, Лео не был музыкантом, и не разбирался в терминологии. Но после появления стратокастеров на рынке этот механизм начал в обиходе называться тремоло. В отличие от бигсби, на модели Фендера пружины, возвращающие механизм в исходное положение стояли не с передней части корпуса, а сзади, прикрытые пластиковой панелью. Проблемы с трением возникли теперь на верхнем порожке, но решаются они так же - смазка и роликовые порожки. Кроме того, чтобы снизить трение Лео Фендер расположил колки на головке грифа таким образом, чтобы возникало как можно меньше изгибов струны до порожка и после него.

Современная система вибрато на стратокастере, вид спереди.

Пружины на задней стороне стратокастера. Обычно прикрыты пластиковой панелью, но многие гитаристы снимают ее, чтобы иметь доступ к регулировочным болтам, позволяющим изменять натяжение пружин

Меньше изгибов - меньше трения

Следующим этапом была разработка запирающихся тремоло (locking tremolo), исключающих трение полностью. Струны на верхнем порожке после настройки гитары прижимаются металлическими пластинами при помощи болтов. Точная подстройка осуществляется на самом механизме вибрато, аналогично настройке многих смычковых инструментов. С механической точки зрения это, пожалуй, самый идеальный вариант. Хотя к недостаткам можно отнести тяжелый вес механизма, реагирующим на положение инструмента в пространстве. Достаточно наклонить гитару так, чтобы корпус был параллелен полу, и у нее изменится строй. Второй недостаток – на замену струн и настройку уходит много времени. Разработана такая система была Флойдом Роузом (Floyd Rose), применяется на гитарах с середины семидесятых. Особой популярностью пользуется в тяжелом роке.

Остальные системы вибрато в той или иной степени основаны на одном из трех основных видов. Каждый из вариантов крепления струн имеет свои особенности, свои за и против, поэтому невозможно сказать однозначно, какой вариант лучше. Жесткая посадка меньше глушит колебания, соответственно сустейн выше. Хотя я не стану ограничиваться одним понятием сустейн.

Однажды у меня была гитара с неплотно привинченным грифом. Взятый аккорд распадался на несколько отдельных звуков, которые как-то слабо гармонировали друг с другом. Каждая нота звучала отдельно от другой, не было той «плотности» звука, которую ожидаешь при исполнении аккорда. Так примерно можно и охарактеризовать звук гитары с жесткой посадкой – он несколько более плотный, по сравнению с гитарами, на которых есть система вибрато (хотя, как и в случае со сквозным грифом, лучше рассматривать каждый инструмент в отдельности). К плюсам этой конструкции можно также отнести возможность быстро сменить струны, в отличие от системы Флойд Роуз. Гитару с жестким бриджем можно рекомендовать музыкантам, которые не включают художественные элементы, получаемые при помощи вибрато, например ритм гитаристам.

Процесс настройки гитары с вибрато несколько сложнее, чем на гитарах с жесткой бриджевой посадкой. Силам натяжения струн противодействует сила натяжения пружин. Предположим, что первая струна настроена ниже положенного. Попробуем ее подтянуть. Струна натянет весь механизм тремоло, при этом ослабнет натяжение остальных струн. Подтягиваем остальные – ослабевает первая струна. Процесс настройки можно начинать сначала, пока не будет найдено равновесие всех сил. При этом рекомендуется, чтобы рабочая поверхность вибрато была параллельна корпусу гитары (имеется в виду система, пружины которой находятся с обратной стороны гитары, если в исходном положении она не ложится плотно на корпус). Добиться этого можно натяжением или ослаблением пружин. Хотя отстроить натяжение пружин достаточно один раз и на всю жизнь, главное менять струны на равнозначные по толщине.

По поводу систем вибрато я не могу дать никаких рекомендаций. К каждой системе надо привыкать, у каждой есть свои достоинства, недостатки и особенности использования. Есть много гитаристов, с успехом использующих совершенно разные системы, многие из них создали свое неповторимое звучание. В идеале лучше попробовать все возможные варианты и решить, что вам как музыканту ближе.

Принцип действия вибрато – равновесие сил натяжения.

Теперь поговорим об электронике. Существует два основных вида магнитных звукоснимателей – синглы и хамбакеры. Синглы – это звукосниматели, представляющие из себя одну единственную катушку (отсюда и название), имеют два вывода – сигнал и землю (Hot and Ground). Они хорошо прорабатывают высокие частоты, имеют слабый по сравнению с хамбакерами выходной сигнал. Их хорошо применять на чистом звуке или на слабом перегрузе, на сильном перегрузе звук имеет слишком резкий верх... хотя в музыке возможно все, запретить никто ничего не может. Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen) работает с таким звуком очень успешно.

Недостатком синглов является склонность цеплять электромагнитные наводки, которые являются нежелательным шумом (однажды при помощи гитары мне удалось поймать радиопередачу, правда в плохом качестве). Конечно, производители звукоснимателей пытаются бороться с лишними шумами по мере возможностей, но устранить их получается не всегда, хотя свести удается до незначительного минимума.

Еще на заре развития электрогитар начали применять сдвоенные звукосниматели , состоящие из двух отдельных катушек, обмотки в которых имеют противоположные направления относительно друг друга, кроме того полюсы магнитов направлены в разные стороны относительно соседней катушки. Электромагнитные наводки работают в противофазе и взаимоисключаются, полезный сигнал наоборот суммируется. Такой тип звукоснимателей получил название хамбакер (humbucker - шумоподавляющий). Обычно он имеет более мощный по сравнению с синглом выходной сигнал, хорошо прорабатываемые средние и низкие частоты и срезанный верх. Звук хамбакера в обиходе часто называют жирным, теплым. Он хорошо ведет себя на перегруженном звуке, поскольку мощным сигналом проще довести эффекты перегруза до жужжания, а сильно ревущий перегруженный звук с хорошо прорабатываемой серединой кажется более приятным, чем высокочастотный, который некоторые люди (особенно старшего поколения) могут воспринимать как звук трения пенопласта о стекло. Иногда хамбакеры выпускаются в формате сингла. Это удобно для любителей стратокастеров, которые не хотят портить классический дизайн при помощи фрезеровочного станка, чтобы поставить более мощный и более громоздкий звукосниматель. Большинство хамбакеров имеют 4 вывода – по два на каждую катушку. При установке дополнительных переключателей хамбакер можно снабдить дополнительными возможностями, например отключить одну из катушек, чтобы получить звук сингла, включить катушки параллельно, при этом звук будет более высокочастотный с меньшим выходным сигналом и с меньшими помехами. Для любителей звука синглов, которые хотят избавиться от шумов, фирма DiMarzio выпустила серию Virtual vintage. Эти звукосниматели действуют по принципу хамбакеров, но имеют очень маленький сигнал и высокочастотный спектр. Многие гитаристы экспериментируют с заменой звукоснимателей, чтобы найти свой звук.

Звукосниматели делятся также на активные и пассивные . Пассивные преобразовывают колебания струн в сигнал, который сразу же можно подать на вход усилителя. Активные звукосниматели имеют встроенный предварительный усилитель, требующий в свою очередь дополнительного питания, чаще всего от батареи «крона», которая установлена на гитаре. К преимуществам активной электроники можно отнести мощный выходной сигнал, низкое соотношение сигнал/шум. Недостатки – высокая стоимость, дополнительный источник питания. Многие гитаристы говорят о меньшем динамическом диапазоне, менее прозрачном звуке. В основном активные звукосниматели пользуются спросом у металлистов, потому что очень хорошо ведут себя на сильно перегруженном звуке. Любители чистого звука наоборот чаще всего предпочитают пассивную электронику. На самом деле есть много разновидностей звукоснимателей, которые имеют вышеизложенные принципы работы, но отличаются друг от друга выходным сигналом, сопротивлением, частотными характеристиками, поэтому выбор электроники практически не ограничен.

На характер звука влияет положение звукоснимателя. У подставки (бриджевая позиция) тембр более резкий, у грифа (нэковая позиция) более мягкий. Зачастую гитары снабжаются более чем одним звукоснимателем. Рекомендуется у подставки ставить звукосниматель с более мощным выходом, чем у грифа, поскольку амплитуда колебания струн у грифа значительно выше.

Jackson SL1 T Soloist с тремя звукоснимателями

(продолжение следует)

материал подготовил Леонид Рейнгардт

Гитара - волшебный инструмент. Ее партии можно услышать в любом стиле музыки - от классики до современных рок-композиций. История этого уходит своими корнями в древние времена. Ведь уже более 4000 лет человечество использует родственные ей кифару, цитру, лютню. Часто в наших домах можно встретить этот прекрасный инструмент, но не каждый задается вопросом, из чего состоит гитара.

История возникновения

В переводе с персидского «чартра» - четырехструнный. Именно инструменты с четырьмя струнами попали в страны Ближнего востока и Европы из Древнего Египта и Месопотамии. Затем к гитаре добавилась пятая струна. Это случилось в Италии в эпоху Возрождения. В это время увеличилось и число ладов на грифе с восьми до двенадцати. Привычные нам шестиструнки появились в середине 17-го века, и с тех пор устройство классических гитар практически осталось неизменным. В 30-х годах прошлого века началась своеобразная гитарная революция, и к музыкальным инструментам добавились электронные компоненты, усилители, а в следующие десятилетия - различные звуковые эффекты.

Устройство и особенности классических гитар

Предшественниками классических инструментов были "испанки". Они имели пять двойных струн и не совсем привычную для Затем в 18-19 веках к испанской добавилась шестая струна, музыкальные мастера экспериментируют с формами, длиной мензуры, изобретают новые колковые механизмы. В результате получилась дошедшая до нас классика.

Так из чего состоит гитара классическая? Основными частями инструмента являются голова, гриф и корпус. На голове грифа с помощью колков крепятся и натягиваются струны, а сам он оборудован ладовыми порожками и ладами для изменения длины колеблющейся струны и тем самым частоты звука. Корпус инструмента представляет собой верхнюю деку, заднюю деку с обечайкой, резонаторное отверстие и подставку - место, где соединяются с корпусом. Далее рассмотрим, из чего состоит гитара акустическая.

Устройство и особенности акустики

Из чего состоит гитара такого вида? Акустика по устройству почти ничем не отличается от классических инструментов. Отличие заключается в размере корпуса и струнах - у они металлические. В зависимости от размеров такие инструменты подразделяются на дредноуты, джамбо и фолк гитары. Широко используются в таких музыкальных стилях, как блюз, рок, бардовская песня, и многих других песенных жанрах.

Для производства инструментов используются разнообразные породы дерева. Несмотря на то, что гитары из экзотических пород деревьев - не редкость, акустику делают из определенных пород. Ведь на звук влияет каждый деревянный элемент из её конструкции.

Устройство и особенности электрогитары

Электрические гитары отличаются от акустических и классических наличием звукоснимателей и электрической схемы с ручками регулировки и переключателями. Такие гитары требуют наличия аппаратуры усиления звука. Для игры дома наибольшей популярностью пользуются ламповые и транзисторные комбоусилители мощностью 4-35 Вт.

Магнитные звукосниматели появились в середине 20-х годов прошлого века в компании Gibson. А гитарная революция случилась десятилетием позже, когда джазовые музыканты открыли широкий диапазон возможных тембров электрогитары.

Если говорить о внешнем виде инструментов, то самыми самобытными и популярными формами являются:


Остальные модели гитар различных производителей так или иначе заимствовали черты этих инструментов.

Материалы для изготовления

Выше было рассмотрено, из каких частей состоит гитара. А из чего они изготавливаются? Верхняя дека оказывает самое значительное влияние на звучание.

Традиционный материал для неё у классических и акустических гитар - ель. Инструменты высокого уровня имеют деку, изготовленную из красной ели. Для моделей попроще используют более дешевые сорта. Используют для производства верхней деки и кедр. Инструменты из кедра и ели звучат по-разному, но по-своему прекрасно: у первых звук ярче, а у вторых - более мягкий и обволакивающий.

Красное дерево - самый популярный материал для задней деки и обечайки. Для производства этих гитарных частей используют один и тот же материал. Кроме красного дерева, можно встретить инструменты из палисандра, клена, ореха, дерева бубинга и коа.

Гриф акустической гитары чаще всего изготавливают из красного дерева. Вторыми по популярности являются кленовые грифы. Самая распространенная накладка на гриф - палисандровая. В акустических и электрогитарах более высокого класса из эбони - черного дерева.

Электрогитары, так же как акустические и классические инструменты, изготавливаются из дерева, хотя существуют металлические гитары и модели из искусственных материалов. «Классическая» схема для Gibson: дека и гриф из красного дерева, верхняя накладка на деку из клена, накладка на гриф из красного дерева.

Инструменты Fender: дека из ольхи, гриф из клена, накладка на гриф из клена или палисандра.

Устройство и особенности бас-гитар

Бас-гитары отличаются от других видов инструментов толщиной струн, увеличенной мензурой и, вследствие этого, большими габаритами.

Такая гитара является родственницей контрабаса. Струн обычно четыре или пять, хотя встречаются шести- и более струнные инструменты. Играют пальцами, используя специфическую технику, или медиатором.




Top