Творческое задание по литературе подвиг молодого киевлянина. Подвиг молодого киевлянина - описание картины А

В задании 6 вас просят найти пример с ошибкой в образовании формы слова. Задание 6 может выглядеть вот так:

Укажите вариант с ошибкой в образовании формы слова.

  • их пальто
  • красноречивые лекторы
  • ветер колышет флаги
  • у обоих подруг

Ниже приведен краткий перечень правил и тем, которые надо знать, чтобы справиться с заданием 6.

Ошибки в формах числительных

1. Склонение числительных. Вот правила, которые тестируются чаще всего:

При склонении числительных от 50 до 80, от 200 до 900 изменяются оба корня : семьдесят, семидесяти, семидесяти, семьюдесятью, о семидесяти; пятьсот, пятисот, пятистам, пятьюстами, о пятистах.

При склонении порядковых числительных изменяется только последнее слово : в две тысячи четырнадцатом году (нельзя: в двух тысячи четырнадцатом году).

Числительные полтора и полтораста (150) имеют формы косвенных падежей полутора и полутораста .

Для того чтобы научиться склонять числительные со вторым корнем «сто» (двести, триста, четыреста, пятьсот и т.д.), нужно воспользоваться словом «нота»: четырех нот — четырехсот, четырем нотам — четыремстам, четырьмя нотами — четырьмястами, о четырех нотах — о четырехстах. (См. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб., 1999)

2. Собирательные числительные двое, трое, четверо и т.д. не употребляются с существительными женского рода. Нельзя сказать трое подруг. Правильно говорить три подруги.

3. Оба и обе. Форма женского рода обе употребляется с существительными женского рода (обе актрисы, обе ладони) и с личными местоимениями мы, вы, они, если эти местоимения указывают на двух лиц женского пола (например, про двух балерин можно сказать они обе).

Существительные женского рода в косвенных падежах сочетаются с косвенными падежами от формы обе, а не оба. Нельзя сказать с обоих сторон, обоим дочкам, обоими руками, в обоих сумках. Правильные формы: с обеих сторон, обеим дочкам, обеими руками, в обеих сумках.

Формы существительных

1. Трудные случаи формы именительного падежа множественного числа Множественное число имен существительных

Слова мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже множественного числа имеют окончания -ы, -и (стол — столы, компьютер — компьютеры, переводчик — переводчики, мяч — мячи) или -а, -я (глаз — глаза, голос — голоса, стул — стулья). Некоторые слова имеют две формы множественного числа (например, годы и года). Не существует четких правил, которые определяли бы, какое окончание имеет форма множественного числа того или иного слова.

Слова с окончанием - ы , - и (прописная буква обозначает ударный звук)

лектор — лЕкторы — лЕкторов

инженер — инженЕры — инженЕров

шофЁр — шофЁры — шофЁров

бухгалтер — бухгАлтеры — бухгАлтеров

инспектор — инспЕкторы — инспЕкторов**

инструктор — инстрУкторы — инстрУкторов**

слесарь — слЕсари — слЕсарей**

токарь — тОкари — тОкарей**

конюх — кОнюхи — кОнюхов

договор — договОры — договОров**

возраст — вОзрасты — вОзрастов

крем — крЕмы — крЕмов

суп — супЫ — супОв

госпиталь — гОспитали — госпиталЕй и гОспиталей (равноправные варианты)

** В разговорной речи (не на ЕГЭ) допустимы варианты инспекторА, инструкторА, слесарЯ, токарЯ, договорА.

Слова с окончанием - а , - я

директор — директорА — директорОв

профессор — профессорА — профессорОв

доктор — докторА — докторОв

веер — веерА — веерОв

тетерев — тетеревА — тетеревОв

окорок — окорокА — окорокОв

якорь — якорЯ — якорЕй

катер — катерА — катерОв

Слово пропуск в значении «документ» образует множественное число пропускА, а в значении «что-то пропущенное» — множественное число — прОпуски.

Выберите ряд, в котором все слова имеют в форме им. падежа множ. числа окончание -ы или -и:

договор, шофёр, веер

лектор, профессор, инспектор

бухгалтер, инженер, возраст

директор, инструктор, доктор

2. Трудные случаи формы родительного падежа множественного числа

Родительный падеж множественного числа существительных

Попробуйте ответить на вопрос. Как правильно сказать: у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей или у рыб нет зуб?

В этой шутке есть большая доля правды: здесь представлены все три нормативных окончания формы род. падежа мн. числа:

ов (ев): столов, компьютеров, платьев, поленьев,

ей: морей, скамей, мышей, дочерей,

нулевое: башен, вишен, туч, ущелий, оладий, брызг.

Эта форма очень трудна, потому что что закономерности выбора окончания хотя и существуют, но их очень много — и они непоследовательны.

Так, одна из закономерностей заключается в том, что, если окончание в начальной форме существительного ненулевое, то в род. падеже мн. числа — нулевое и наоборот: тётя и много тёть, дыня — дынь, яблоко — яблок, окно — окон, но стол — столов, печь — печей, мать — матерей. Однако эта закономерность очень часто нарушается, сравните: один носок и пара носков; но один чулок и пара чулок; платье — платьев, море — морей.

Изредка встречаются случаи вариативные, когда норма допускает два варианта окончания:
баклажан и баклажанов, кедов и кед, свеч и свечей, туркменов и туркмен, простЫнь и простынЕй, будней и буден, граммов и грамм.

Слова с нулевым окончанием

обувь и одежда, надеваемая на ноги: чулки (пара чулок), сапоги (пара сапог), ботинки (пара ботинок), сандалии (пара сандалий), туфли (пара туфель); но пара носков

военные: гусары (нет гусар), партизаны (много партизан), солдаты (много солдат)

национальности: башкиры (много башкир), армяне (армян), болгары (болгар), осетины (осетин), цыгане (цыган)

слова на -ня, -ля: яблоня (нет яблонь), кухня (нет кухонь), вишня (нет вишен), вафля (нет вафель)

слова на -ца: блюдца (блюдец), полотенца (полотенец), щупальца (щупалец)

другие слова: погоны (нет погон), макароны (нет макарон), яблоко (нет яблок), сосиска (нет сосисок, а не сосисек), воскресенье (воскресений), ущелье (ущелий), оладья (оладий), ремесло (ремёсел), серьга (серёг), ведьма (ведьм), кочерга (кочерёг)

Слова с окончанием ов (или ев )

носки (пара носков) — в отличие от пары чулок, пары сапог и других вещей, надеваемых на ноги. В разговорной речи возможен и вариант пара носок

фрукты и овощи: абрикосов, апельсинов, бананов, лимонов, мандаринов, помидоров

консервы (консервов)

центнеров

казахов, хорватов

комментариев

Слова с окончанием ей

ясли (Яслей с ударением на первый слог); ноздри (ноздрей), клешнИ (клешнЕй), (пельмени) пельменей, падежи (падежей).

У некоторых слов нет именно формы род. падежа мн. числа (например, мечта, тахта). Нельзя сказать: «У нее было много разных мечт».

Выберите ряд, в котором все слова имеют в форме род. падежа множ. числа окончание ов:

Мачта, мечта, мама, клешня

Чулок, носок, слон, куртка

Вор, апельсин, хорват, помидор

Ремесло, оладья, пила, партизан

Выберите ряд, в котором все слова имеют в форме род. падежа множ. числа нулевое окончание:

Ведьма, консервы, армянин, осетин

Ноздря, ясли, щупальце, будни

Стол, погон, макароны, гусары

Цыган, воскресенье, глаз, солдат

3. Несколько существительных мужского рода с нулевым окончанием имеют в предложном падеже единственного числа два варианта окончания: -е и -у. При этом выбор окончания зависит от того, с каким предлогом употребляется слово:

в шкафу и на шкафу, но о шкафе

в порту и в аэропорту, но о порте и об аэропорте

в боку, но о боке

в лесу, но о лесе

на мосту, но о мосте.

Формы глаголов

1. Трудные глагольные формы Глаголы с чередованием в основе

Трудны некоторые формы настоящего времени с чередованиями в основе:

жечь — жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут (неправильно: жгёт, жгём, жгёте)

течь — теку, течёшь, течёт, течём, течёте, текут

печь — пеку, печёшь, печёт, печём, печёте, пекут

молоть — мелю, мелешь, мелет, мелем, мелете, мелют

хотеть — хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят

ехать — еду, едешь, едет, едем, едете, едут (неправильно: ехаю)

колыхать — колышу, колышешь, колышет, колышем, колышете, колышут (возможен и вариант колыхаю, колыхаешь)

полоскать — полощу, полощешь, полощет, полощем, полощете, полощут (возможен и вариант полоскаю, полоскаешь)

лазить — лажу, лазишь, лазит, лазим, лазите, лазят (существует и глагол лазать с формами лазаю, лазаешь, лазает и т.д.)

изрешетить — изрешечу, изрешетишь, изрешетит, изрешетим, изрешетите, изрешетят, причастие изрешечённый.

махать — машу, машешь, машет, машем, машете, машут (в разговорной речи возможен и вариант махаю, махаешь)

В случае наличия в языке вариантов литературной нормы при выполнении заданий ЕГЭ следует указывать только один — основной (а не разговорный) вариант.

Отметьте предложения, в которых допущены ошибки:

Я лажу по скалам.

Ветер колышет траву.

Повелительное наклонение

Образование повелительного наклонения от некоторых глаголов может вызывать трудности:

лечь — ляг, лягте

махать — маши

полоскать — полощи

положить — положи (а слова ложи не существует)

класть — клади (а слова поклади не существует)

выйти — выйди

выправить — выправь и выправи (оба варианта возможны)

Глагол ехать не имеет формы повелительного наклонения. Неправильно: ехай, едь. Глагол ездить также не имеет формы повелительного наклонения. Неправильно: езжай. Можно образовать форму повелительного наклонения только от другого глагола — поехать: поезжай.

Отметьте словосочетания, в которых допущены ошибки:

ляг на траву

помахай на прощание

едь быстрее

регулярно полощите рот

Несуществующие глаголы

Запомните: глаголов вылазить, залазить в русском литературном языке не существует! Правильно: вылезаю (а не вылажу), залезаю.

Глагола ложить тоже не существует! Правильно: класть (видовая пара класть — положить).

Другие трудные случаи

У некоторых глаголов отсутствуют определенные формы. В этом случае говорят о дефектной парадигме глаголов. Например: у глаголов победить, убедить, дерзить, чудить нет формы 1 лица единственного числа. Однако у глагола пылесосить она есть (пылесошу), хотя и употребляется редко.

Глагол жаждать образует формы жажду, жаждешь, жаждет и т.д. В разговорной речи возможен и вариант жаждаю, жаждаешь, жаждает.

У глагола вымокнуть формы прошедшего времение вымок, вымокла. Неправильно: вымокнул.

2. От глаголов совершенного вида образуются только деепричастия совершенного вида, а от глаголов несовершенного вида — только деепричастия несовершенного вида. Например, от глагола совершенного вида заменить нельзя образовать деепричастие заменя (правильная форма — заменив), а от глагола несовершенного вида держать нельзя образовать деепричастие держав (правильная форма — держа).

Формы прилагательных и наречий

1. Способы образования сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий.

Сравнительная степень прилагательных (и наречий на -о, -е) может быть образована одним из двух способов:

с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше: умнее, тише, старше

с помощью слов более и менее: более умный, более тихий, менее громко, более старый.

Эти два способа никогда не используются вместе. Нельзя сказать он более умнее или говори более тише.

Превосходная степень прилагательных (и наречий на -о, -е) может быть образована одним из трех способов:

с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: умнейший, тишайший

с помощью слов самый, наиболее и наименее: самый умный, наиболее тихий, наименее интересно

с помощью сравнительной степени прилагательного и слова всех: умнее всех, тише всех.

Эти способы тоже никогда не используются вместе. Нельзя сказать самый умнейший студент. Кроме того, не употребляются вместе сравнительная и превосходная степень. Нельзя сказать он бежит наиболее быстрее или более тяжелейший случай.

2. У прилагательных на -кий формы сравнительной степени, как правило, заканчиваются на -че: звонче (а не звончее), жёстче, ярче, горче (и горше в значении «горестный»), громче, жарче, крепче, резче.

Формы местоимений

1. В литературном русском языке нет местоимения ихний. Правильно говорить их : их кот, их кошка, их котята.

Употребление местоимений

Местоимения их, его и её

Принадлежность 3 лицу множ. числа (то есть им — родителям, друзьям, коллегам, одноклассникам, соседям) выражается местоимением их .

Это местоимение неизменяемое. Слово, к которому оно относится, может быть любого рода и может быть употреблено в любом числе и падеже — в любом случае местоимение их останется неизменным.

их кот, их обезьяна, их удивление, их дети

их кота, их коту, с их котом, об их коте

Местоимение ихний (ихняя, ихнее, ихние) относится к просторечной лексике. Употреблять его рекомендуется только писателям при описании сцен из народной жизни.

То же самое касается местоимений евоный и ейный. Это грубые просторечные ошибки, недопустимые ни в устной, ни в письменной речи. Правильно говорить его и её.

Склонение местоимения она

Местоимение она в родительном падеже имеет форму её, а с предлогами — неё. Форма родительного падежа ней —просторечная ошибка, и употреблять ее не следует.

Обратите внимание на то, что речь идет именно о родительном, а не о творительном падеже. В творительном падеже ней — литературная норма. Например, предложение «Мы с ней просто друзья» полностью соответствует литературной норме.

У нее много друзей. Нельзя: «У ней много друзей».

В XIX веке форма родительного падежа ней была литературной нормой, но постепенно у неё появился просторечный оттенок.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
(Ф.И. Тютчев, 1866 г.)

А вот пример употребления слова ней (вместо неё) в художественном тексте — автор использует прием стилизации, поскольку пишет от лица «необразованного» персонажа:

А у ней — широкая натура,
А у ней — открытая душа,
А у ней — отличная фигура,
А у меня в кармане — ни гроша.
(В. Высоцкий)

Ихнее мнение здесь никому не интересно.

Её мнение тоже никого не волнует.

Отметьте все предложения, соответствующие современной литературной норме.

У неё отличная фигура.

У ней нет ни стыда ни совести.

К ней пришли гости.

Описание картины подвиг молодого киевлянина

Войдите, чтобы оставить свой ответ

Войти Зарегистрироваться

Картина художника Андрея Ивановича Иванова создавалась в период подъема патриотического движения в российском обществе. Дата написания картины – 1810 год. В обществе созрела готовность к историческим сюжетам на национальную тему, особый интерес вызывает собственное прошлое с его героическими страницами. За основу сюжета художник взял эпизод из летописи Нестора, повествующий об осаде Киева печенегами в 968 году и о хитром юноше, сумевшем пройти через вражескую орду и позвать на помощь. Спустя тысячу лет сложно установить истинность существования такого героя, но этот летописный юноша вдохновил не только Иванова на создание монументального полотна, но и других поэтов и писателей. Картина выполнена в манере классицизма. В центре композиции – фигура обнаженного юноши. Художник использует прием светового выделения главного персонажа с целью противопоставить героя темным силам печенегов. Тело юноши изображено в традициях античных героев: классические пропорции, развитая мускулатура, характерный поворот головы. Юноша бежит босиком к Днепру, сжимая в руках уздечку. По легенде он знает язык печенегов и, пробираясь сквозь войско, ищет своего потерянного коня. Его цель – переплыть Днепр и позвать на помощь войско союзников. Мы видим юного киевлянина в движении, он уже достиг реки, спасаясь от вражеской стрелы. У его ног – умирающий печенег, сжимающий в предсмертной муке обломанный конец стрелы. Лицо врага выписано утрировано: широкое скуластое лицо, смуглая кожа, неопрятная борода. В противовес ему – лицо киевлянина: тонкие черты, гладкая чистая кожа, высокий лоб. Художник облагородил облик юноши, выполняющего важную миссию. Его тело обнажено не случайно, этот прием исполняет важную художественную задачу: делает героя беззащитным и уязвимым на фоне грозного оружия и доспехов врагов, тем самым вызывая у зрителя сопереживание к безоружному герою. Художник доносит до нас мысль, что настоящего героя невозможно остановить, для него нет препятствий, когда он должен выполнить долг по отношению к родному городу. На заднем плане виднеются стены древнего Киева, в котором остались измученные осадой жители. Справа изображен целящийся в юношу вражеский стрелок, его предыдущая стрела поразила печенега. Настоящим символом темной враждебной и необузданной стихии является конь вороной масти, на фоне которого изображен наш герой. Символический алый шарф, прикрывающий юношу, свидетельствует о тех жертвах, которые будут принесены богу войны. Шарф волнами облегает фигуру киевлянина, подчеркивая ощущение стремительности его бега. Ему надо спешить, скоро рассвет и печенеги увидят его на водной глади реки. Художнику удалось передать напряжение и динамизм момента и в то же время создать у зрителей ощущение гордости за славные страницы истории.

Отправить

Картина художника Андрея Ивановича Иванова создавалась в период подъема патриотического движения в российском обществе. Дата написания картины – 1810 год. В обществе созрела готовность к историческим сюжетам на национальную тему, особый интерес вызывает собственное прошлое с его героическими страницами. За основу сюжета художник взял эпизод из летописи Нестора, повествующий об осаде Киева печенегами в 968 году и о хитром юноше, сумевшем пройти через вражескую орду и позвать на помощь. Спустя тысячу лет сложно установить истинность существования такого героя, но этот летописный юноша вдохновил не только Иванова на создание монументального полотна, но и других поэтов и писателей. Картина выполнена в манере классицизма. В центре композиции – фигура обнаженного юноши. Художник использует прием светового выделения главного персонажа с целью противопоставить героя темным силам печенегов. Тело юноши изображено в традициях античных героев: классические пропорции, развитая мускулатура, характерный поворот головы. Юноша бежит босиком к Днепру, сжимая в руках уздечку. По легенде он знает язык печенегов и, пробираясь сквозь войско, ищет своего потерянного коня. Его цель – переплыть Днепр и позвать на помощь войско союзников. Мы видим юного киевлянина в движении, он уже достиг реки, спасаясь от вражеской стрелы. У его ног – умирающий печенег, сжимающий в предсмертной муке обломанный конец стрелы. Лицо врага выписано утрировано: широкое скуластое лицо, смуглая кожа, неопрятная борода. В противовес ему – лицо киевлянина: тонкие черты, гладкая чистая кожа, высокий лоб. Художник облагородил облик юноши, выполняющего важную миссию. Его тело обнажено не случайно, этот прием исполняет важную художественную задачу: делает героя беззащитным и уязвимым на фоне грозного оружия и доспехов врагов, тем самым вызывая у зрителя сопереживание к безоружному герою. Художник доносит до нас мысль, что настоящего героя невозможно остановить, для него нет препятствий, когда он должен выполнить долг по отношению к родному городу. На заднем плане виднеются стены древнего Киева, в котором остались измученные осадой жители. Справа изображен целящийся в юношу вражеский стрелок, его предыдущая стрела поразила печенега. Настоящим символом темной враждебной и необузданной стихии является конь вороной масти, на фоне которого изображен наш герой. Символический алый шарф, прикрывающий юношу, свидетельствует о тех жертвах, которые будут принесены богу войны. Шарф волнами облегает фигуру киевлянина, подчеркивая ощущение стремительности его бега. Ему надо спешить, скоро рассвет и печенеги увидят его на водной глади реки.

Великое произведение «Повесть временных лет» являлось мощнейшим вдохновителем для многих художников, желающих увековечить его сюжеты. Не стал исключением и знаменитый художник Андрей Иванов. Увлекшись фрагментом сюжета, в котором идет речь об осаде города Киева печенегами, происходившей в 968 году, мастер начал творить. В итоге в свет вышла картина Иванова «Подвиг молодого киевлянина». Именной об этом произведении искусства и пойдет речь далее в статье.

История написания картины

Сюжетом картины «Подвиг молодого киевлянина», описание которой будет представлено ниже, является фрагмент летописи Нестера, где славный город Киев был подвержен нападению печенегов. Иванов был настолько восхищен подвигом, который совершил тогда один юный герой, что решил изобразить его на своем полотне.

Как гласит «Повесть временных лет», в 968 году город Киев стал заложником варварских печенегов. В это время князь Святослав со своим войском был в походе, и защищать русский Киев было некому. Киевляне бы погибли, если бы не подвиг молодого парня, который знал вражеский язык. Он взял уздечку и направился в сторону Днепра, а когда его окликали печенеги с вопросом о том, куда тот направляется, он отвечал, что потерял своего коня и идет его искать. Благодаря такой хитрости юноша смог добраться до реки сквозь лагерь печенегов и перебраться на другой берег, чтобы позвать на помощь дружину князя.

Вложив огромное количество сил и собственного романтического восторга, Иванов произвел это творение. Картина появилась на свет в 1810 году и является примером ранних творческих поисков тогда еще молодого автора.

Андрей Иванов вложил особый смысл в данное полотно. Его идея заключается в том, что каждый человек способен преодолеть любую беду. Главное - верить в собственные силы и искренне желать успеха.

Картина «Подвиг молодого киевлянина» - описание сюжета

В центральном сюжете картины изображен молодой человек. Андрей Иванов восхищался античной эпохой, поэтому изобразил тело главного героя мощным, мускулистым, подчеркнув сильные ноги и крепкие руки. Юноша практически обнажен и босой, так как он собирается войти в реку. Тело юного героя слегка прикрывает алое полотно, похожее на плащ, цветом которого автор картины «Подвиг молодого киевлянина» хотел изобразить некую опасность, которая окружает парня.

Легкая нагота подчеркивает в данной картине явную беззащитность героя перед подлым врагом, но его желание привести на помощь союзников оказывается сильнее, что заметно по выражению лица. В руках юноша держит уздечку, он желает как можно быстрее вскочить на своего коня, чтобы добраться до нужной цели.

На заднем плане картины изображен осажденный Киев и кровавая битва с врагом. Недалеко от ног главного героя умирает печенег. Он мрачный, свирепый, озлобленный и никак не может смириться с собственной смертью. Глаза печенега наполнены кровью, его борода растрепана, а все тело измазано грязью.

Недалеко от центральной фигуры можно заметить коня, принадлежавшего печенегам. Он мечется, свирепствует, так как не может найти своего всадника. В образ мощного животного художник вложил ту дьявольскую силу, которая повелевала печенегами во время взятия в осаду города.

Цветопередача и настроение картины

Андрей Иванов, искусно подобрав краски для этого произведения, смог показать разницу между добром и злом, а также между героическим и подлым поступком.

Главный герой произведения изображен в светлых, ярких тонах, а основная доля света сосредоточена на его крепком теле. Противники же, наоборот, нарисованы темными красками, что вызывает некую неприязнь к этим героям произведения. Благодаря такому контрасту художник смог отчетливо выделить юношу и сделать его образ светлым по отношению к его врагам.

Всматриваясь в полотно, можно заметить, как осознание ужаса происходящего сменяется на желание сопереживать и поддерживать героя. Андрей Иванов через игру красок передал человечеству веру и надежду на то, что добро всегда побеждает зло, так как именно вера в лучшее смогла помочь молодому киевлянину перебраться на другой берег Днепра и спасти осажденный город и всех жителей.

Основная идея картины «Подвиг молодого киевлянина»

Из описания произведения видно, что картина посвящена теме любви к отчизне, а также героизму и самоотверженности человека как маленького элемента одного большого народа.

А также стоит отметить, что описание картины "Подвиг молодого киевлянина" будет неполным без понимания значимости изображенного на ней подвига в истории русского народа.

Пожалуй, трудно поспорить с тем, что искусство во многом порождено историей – ведь она пород подбрасывает творцам такие сюжеты, которые сложно придумать, даже обладая крайне богатой фантазией.

В российской живописной традиции особое место занимает направление исторической живописи – картины, запечатлевающие те или иные сюжеты, знакомые по летописям, дневникам, легендам и т.д. Признанным мастером исторического полотна стал художник, живший в 19 веке, Андрей Иванов. К сожалению, о его происхождении ничего не известно, так что сложно сказать, кто именно привил юному Гению любовь к изобразительному искусству.

При создании полотей А. Иванов руководствовался прежде всего собственными патриотическими убеждениями, острым чувством гражданского долга. Его мировоззрение отразилось и в сюжетах его картин, например, в одной из самых знаменитых: «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году». Как и в других работах, художник-классицист придерживался норм и принципов академизма, что отразилось в общем стиле полотна, во многом близкого античным образцам.

Сюжет полотна «Подвиг…» был заимствован живописцем из летописи. Согласно ей безымянный киевлянин, живущий в осаждённом печенегами в 968 году городе, стал добровольцем и решил привести на помощь Киеву русскую дружину. Для этого он, знавший язык захватчиков, вышел за ворота города, держав руках уздечку.

Герой притворился, будто ищет своего сбежавшего коня, и никто из врагов не обратил на него внимания. Добравшись до берега Днепра, юноша сбросил с себя одежду и ринулся в воду. Он сумел переплыть реку и привёл русское войско на помощь киевлянам. К сожалению, не сохранилось более подробных сведений об этом событии, однако легенда настолько полюбилась художнику, что он создаёт монументальное полотно, сложное в своей композиции и несущее большую смысловую нагрузку и эмоциональный посыл.

Несомненно, центром композиции является фигура молодого киевлянина. Андрей Иванов изображает прекрасного белокурого юношу, чья нагота лишь слегка прикрыта алым платьем, расшитым золотом, которое он перебросил через плечо. Фигура запечатлена в движении: отчётливо видны мускулы, напряжённые от бега; свет отражается от лощёного тела красивого юноши.

Реалистично и живо выглядит поза героя: он бежит, он почти у цели. Лишь одной ногой он стоит на земле, а другая отставлена назад – он не успел опустить её после очередного шага. Рука занесена назад, чтобы помочь киевлянину удержать равновесие; голова юноши повёрнута в сторону города, а взгляд устремлён на врагов: уж не преследуют ли его? В руках безымянный герой держит уздечку, которая помогла ему обмануть печенегов.

Интересно, каким прекрасным изображает киевлянина художник. Его тело, лицо написано только с использованием светлых тонов, в то время как для заднего плана картины выбраны исключительно мрачные: оттенки серого, коричневого, болотно-зелёного.

Кажется, будто за образец живописец взял фигуру какого-то олимпийца – столь красив в своей наготе юноша. Интересно, что некоторые искусствоведы считают, что цветовое решение картины обусловлено её замыслом: светлые тона, которыми написана фигура киевлянина, противопоставлены тёмным тонам, соответствующим мерзости, жестокости злобных захватчиков.

Помимо этого существует теория, будто нагота юноши объясняется его беззащитностью и чистотой среди этого хаоса, где господствует оружие вместе со стальными панцирями. Образ киевлянина нарочно облагорожен автором: тот наделяет героя тонкими и изящными чертами лица и внешней красотой, чтобы подчеркнуть значимость его подвига, его безграничную любовь к Родине, ради которой вчерашний мальчишка готов пожертвовать собственной жизнью.

Совсем иначе на картине изображены захватчики-печенеги, «населяющие» задний план. Они также изображены в движении, однако все они верхом на конях. Эта деталь подчёркивает варварскую натуру завоевателей, стремящихся заполучить всё чужим трудом. Печенеги хорошо вооружены; кажется, они догадываются о том, что юноша хочет позвать на помощь, и пытаются выстрелить в него, однако стрела попадает в их же соратника.

Это мужчина, изображённый практически карикатурно: у него нарочно гипертрофировано выражение боли на лице; его поза не выглядит красивой. Печенега Иванов пишет в тёмных тонах, являя его низменную натуру. Даже вражеских коней художник изображает гнедыми либо чёрными, подчёркивая их злобность и чужеродность этой земле.

Особого внимания заслуживает небо, разверзнувшееся на полотне. Оно угольно-чёрное, покрытое клубящимися мрачными тучами. Однако над головой молодого киевлянина тучи вдруг рассеиваются, пропуская немного света. Эта композиционная деталь подчёркивает обретение городом надежды на спасение благодаря самопожертвованию юного героя.

В целом же картина проникнута патриотическим пафосом. Художник стремится передать воодушевляющее настроение зрителям этой картины, вызвать у них эмоциональный подъём, заключающийся в ощущении гордости за собственную страну, за её безымянных героев.

Многие из нас знакомы с монументальными полотнами русского художника А. Иванова. Но есть среди его трудов картины, малоизвестные широкой публике. Одна из них - «Подвиг молодого киевлянина». Описание картины будет рассмотрено в данной статье.

Что изображено на полотне?

На картине художник в классической античной манере раскрывает перед зрителями образ молодого воина. Юноша полуобнажен, его тело едва прикрывает красный плащ. В руке он держит уздечку.

Рядом с главным героем художественного полотна изображено горячее и кровопролитное сражение: лежат на земле тела убитых воинов, видно, что вдалеке идет битва.

Многое может рассказать зрителям полотно «Подвиг молодого киевлянина». говорит нам о том, что художник изображает какой-то важный момент в истории этого юноши.

Что же это за момент? Разберем его более подробно.

Сюжет произведения

Автор изображает событие, которое имело место в русской истории. Летописи рассказывают нам, что в 968 году русский город Киев подвергся страшной осаде печенегов. Защитить родной город было некому, потому что князь Святослав в это время находился в военном походе.

Киевляне бы погибли, если бы не смелый поступок одного из юношей. Он знал печенежский язык, поэтому, взяв в руки уздечку, смело пошел через печенежский лагерь к реке. Когда его окликали, спрашивая, куда он направляется, юноша отвечал, что идет на поиски своего убежавшего коня.

С помощью такой хитрости юноша добрался до реки, а оттуда смог отправиться к дружине князя и позвать ее на помощь. С помощью его поступка Киев был спасен.

«Подвиг молодого киевлянина»: описание картины и ее жанр

Данное полотно сегодня хранится в Русском музее. Зрители всегда обращают на него внимание, ведь выполнено оно в характерной манере романтизма.

Следует отметить, что это достаточно ранняя работа художника. Написана она в 1810 году.

Тогда много силы и романтического восторга вложил в свое произведение молодой А. Иванов. «Подвиг молодого киевлянина» являет собой пример его ранних творческих исканий.

Смысл произведения заключается в характерной для художника убежденности в том, что человек, если он смел и уверен в успехе своего предприятия, может очень многое преодолеть.

Эта картина о любви к своему народу и любви к своей Родине, поэтому она всегда остается актуальной. Робкий юноша превращается в настоящего воина, который смог совершить подвиг и спас своих соплеменников.

Многое может рассказать нам работа «Подвиг молодого киевлянина», описание картины свидетельствует о ее художественной ценности.




Top