Имя дубровского из романа дубровский. Дубровский, александр сергеевич пушкин

Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин.

Пришло раз ему письмо из дома. Пишет ему старуха мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься».

Жилин и раздумался: «И в самом деле: плоха уж старуха стала; может, и не придется увидать. Поехать; а если невеста хороша - и жениться можно».

Пошел он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать.

На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ.

Дело было летом. Собрались на зорьке обозы за крепость, вышли провожатые солдаты и тронулись по дороге. Жилин ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе.


Ехать было 25 верст. Обоз шел тихо; то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит, или лошадь станет, и все стоят - дожидаются.

Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге.

Выехал Жилин вперед, остановился и ждет, пока подойдет обоз. Слышит, сзади на рожке заиграли, - опять стоять. Жилин и подумал: «А не уехать ли одному, без солдат? Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар - ускачу. Или не ездить?..»

Остановился, раздумывает. И подъезжает к нему на лошади другой офицер, Костылин, с ружьем, и говорит:

Поедем, Жилин, одни. Мочи нет, есть хочется, да и жара. На мне рубаху хоть выжми. - А Костылин - мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет. Подумал Жилин и говорит:

А ружье заряжено?

Заряжено.

Ну, так поедем. Только уговор - не разъезжаться.

И поехали они вперед по дороге. Едут степью, разговаривают да поглядывают по сторонам. Кругом далеко видно.

Только кончилась степь, пошла дорога промеж двух гор в ущелье, Жилин и говорит:

Надо выехать на гору, поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь.

А Костылин говорит:

Что смотреть? поедем вперед.

Жилин не послушал его.

Нет, - говорит, - ты подожди внизу, а я только взгляну.

И пустил лошадь налево, на гору. Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил); как на крыльях взнесла его на кручь. Только выскакал, глядь - а перед самым им, на десятину места, стоят татары верхами, - человек тридцать. Он увидал, стал назад поворачивать; и татары его увидали, пустились к нему, сами на скаку выхватывают ружья из чехлов. Припустил Жилин под кручь во все лошадиные ноги, кричит Костылину:

Вынимай ружье! - а сам думает на лошадь свою: «Матушка, вынеси, не зацепись ногой, спотыкнешься - пропал. Доберусь до ружья, я им не дамся».

А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар - закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит.

Жилин видит - дело плохо. Ружье уехало, с одной шашкой ничего не сделаешь. Пустил он лошадь назад к солдатам - думал уйти. Видит, ему наперерез катят шестеро. Под ним лошадь добрая, а под теми еще добрее, да и наперерез скачут. Стал он окорачивать, хотел назад поворотить, да уж разнеслась лошадь, не удержит, прямо на них летит. Видит - близится к нему с красной бородой татарин на сером коне. Визжит, зубы оскалил, ружье наготове.

«Ну, - думает Жилин, - знаю вас, чертей, если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть. Не дамся же живой».

А Жилин хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».

На лошадь места не доскакал Жилин, выстрелили по нем сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь оземь со всего маху, - навалилась Жилину на ногу.

Хотел он подняться, а уж на нем два татарина вонючие сидят, крутят ему назад руки. Рванулся он, скинул с себя татар, - да еще соскакали с коней трое на него, начали бить прикладами по голове. Помутилось у него в глазах и зашатался. Схватили его татары, сняли с седел подпруги запасные, закрутили ему руки за спину, завязали татарским узлом, поволокли к седлу. Шапку с него сбили, сапоги стащили, все обшарили, деньги, часы вынули, платье все изорвали.

Оглянулся Жилин на свою лошадь. Она, сердечная, как упала на бок, так и лежит, только бьется ногами, - до земли не достает; в голове дыра, и из дыры так и свищет кровь черная, - на аршин кругом пыль смочила.

Один татарин подошел к лошади, стал седло снимать. Она все бьется, - он вынул кинжал, прорезал ей глотку. Засвистело из горла, трепанулась, и пар вон.

Сняли татары седло, сбрую. Сел татарин с красной бородой на лошадь, а другие подсадили Жилина к нему на седло; а чтобы не упал, притянули его ремнем за пояс к татарину и повезли в горы.

Сидит Жилин за татарином, покачивается, тычется лицом в вонючую татарскую спину. Только и видит перед собой здоровенную татарскую спину, да шею жилистую, да бритый затылок из-под шапки синеется. Голова у Жилина разбита, кровь запеклась над глазами. И нельзя ему ни поправиться на лошади, ни кровь обтереть. Руки так закручены, что в ключице ломит.

Ехали они долго с горы на гору, переехали вброд реку, выехали на дорогу и поехали лощиной.


Хотел Жилин примечать дорогу, куда его везут, - да глаза замазаны кровью, а повернуться нельзя.

Стало смеркаться. Переехали еще речку, стали подниматься по каменной горе, запахло дымом, забрехали собаки.

Приехали в аул. Послезли с лошадей татары, собрались ребята татарские, окружили Жилина, пищат, радуются, стали каменьями пулять в него.

Татарин отогнал ребят, снял Жилина с лошади и кликнул работника. Пришел ногаец скуластый, в одной рубахе. Рубаха оборванная, вся грудь голая. Приказал что-то ему татарин. Принес работник колодку: два чурбака дубовых на железные кольца насажены, и в одном кольце пробойчик и замок.

Развязали Жилину руки, надели колодку и повели в сарай: толкнули его туда и заперли дверь. Жилин упал на навоз. Полежал, ощупал в темноте, где помягче, и лег.

Страница 5 из 6

Полез Жилин в дыру, раскопал пошире, чтоб и Костылину пролезть; и сидят они - ждут, чтобы затихло в ауле.

Только затих народ в ауле, Жилин полез под стену, выбрался. Шепчет Костылину:

Полезай.

Полез и Костылин, да зацепил камень ногой, загремел. А у хозяина сторожка была - пестрая собака. И злая-презлая; звали ее Уляшин. Жилин уже наперед прикормил ее. Услыхал Уляшин, забрехал и кинулся, а за ним другие собаки. Жилин чуть свистнул, кинул лепешки кусок - Уляшин узнал, замахал хвостом и перестал брехать.

Хозяин услыхал, загайкал из сакли:

Гайть! Гайть, Уляшин!

А Жилин за ушами почесывает Уляшина. Молчит собака, трется ему об ноги, хвостом махает.

Посидели они за углом. Затихло все, только слышно - овца перхает в закуте да низом вода по камушкам шумит. Темно, звезды высоко стоят на небе; над горой молодой месяц закраснелся, кверху рожками заходит. В лощинах туман как молоко белеется.

Поднялся Жилин, говорит товарищу:

Ну, брат, айда!

Тронулись, только отошли, слышат - запел мулла на крыше: «Алла, Бесмилла! Ильрахман!» Значит - пойдет народ в мечеть. Оли опять, притаившись под стенкой.

Долго сидели, дожидались, пока народ пройдет. Опять затихло.

Ну, с богом! - Перекрестились, пошли. Пошли через двор под кручь к речке, перешли речку, пошли лощиной. Туман густой да низом стоит, а над головой звезды виднешеньки. Жилин по звездам примечает, в какую сторону идти. В тумане свежо, идти легко, только сапоги неловки, стоптались. Жилин снял свои, бросил, пошел босиком. Подпрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает. Стал Костылин отставать.

Тише, - говорит, - иди; сапоги проклятые - все ноги стерли.

Да ты сними, легче будет.

Пошел Костылин босиком - еще того хуже: изрезал все ноги по камням и все отстает. Жилин ему говорит:

Ноги обдерешь - заживут, а догонят - убьют, хуже.

Костылин ничего не говорит, идет, покряхтывает. Шли они низом долго. Слышат - вправо собаки забрехали. Жилин остановился, осмотрелся, полез на гору, руками ощупал.

Эх, - говорит, - ошиблись мы - вправо забрали. Тут аул чужой, я его с горы видел; назад надо да влево, в гору. Тут лес должен быть.

А Костылин говорит:

Подожди хоть немножко, дай вздохнуть, у меня ноги в крови все.

Э, брат, заживут; ты легче прыгай. Вот как!

И побежал Жилин назад и влево в гору, в лес.

Костылин все отстает и охает. Жилин шикнет-шикнет на него, а сам все идет.

Поднялись на гору. Так и есть - лес. Вошли в лес, по колючкам изодрали все платье последнее. Напали на дорожку в лесу. Идут.

Стой! - Затопало копытами по дороге. Остановились, слушают. Потопало, как лошадь, и остановилось. Тронулись они - опять затопало. Они остановятся - и оно остановится. Подполз Жилин, смотрит на свет по дороге - стоит что-то: лошадь не лошадь, и на лошади что-то чудное, на человека не похоже. Фыркнуло - слышит. «Что за чудо!» Свистнул Жилин потихоньку, - как шаркнет с дороги в лес и затрещало по лесу, точно буря летит, сучья ломает.

Костылин так и упал со страху. А Жилин смеется, говорит:

Это олень. Слышишь, как рогами лес ломит. Мы его боимся, а он нас боится.

Пошли дальше. Уже высожары [Высожары - местное название одного из созвездий (группы звезд) на небе] спускаться стали, до утра недалеко. А туда ли идут, нет ли - не знают. Думается так Жилину, что по этой самой дороге его везли и что до своих верст десять еще будет, а приметы верной нет, да и ночью не разберешь. Вышли на полянку, Костылин сел и говорит:

Как хочешь, а я не дойду: у меня ноги не идут.

Стал его Жилин уговаривать.

Нет, - говорит, - не дойду, не могу.

Рассердился Жилин, плюнул, обругал его.

Так я же один уйду, прощай.

Костылин вскочил, пошел. Прошли они версты четыре. Туман в лесу еще гуще сел, ничего не видать перед собой, и звезды уж чуть видны.

Вдруг слышат - впереди топает лошадь. Слышно подковами за камни цепляется. Лег Жилин на брюхо, стал по земле слушать.

Так и есть, сюда, к нам, конный едет!

Сбежали они с дороги, сели в кусты и ждут. Жилин подполз к дороге, смотрит - верховой татарин едет, корову гонит. Сам себе под нос мурлычет что-то. Проехал татарин. Жилин вернулся к Костылину.

Ну, пронес бог; вставай, пойдем.

Стал Костылин вставать и упал.

Не могу, ей-богу, не могу; сил моих нет.

Мужчина грузный, пухлый, запотел; да как обхватило его в лесу туманом холодным, да ноги ободраны, - он и рассолодел. Стал его Жилин силой поднимать. Как закричит Костылин:

Ой, больно!

Жилин так и обмер.

Что кричишь? Ведь татарин близко, услышит. - А сам думает: «Он и вправду расслаб, что мне с ним делать? Бросить товарища не годится».

Ну, - говорит, - вставай, садись на закорки - снесу, коли уж идти не можешь.

Подсадил на себя Костылина, подхватил руками под ляжки, вышел на дорогу, поволок.

Только, - говорит, - не дави ты меня руками за глотку ради Христа. За плечи держись.

Тяжело Жилину, ноги тоже в крови и уморился. Нагнется, подправит, подкинет, чтоб повыше сидел на нем Костылин, тащит его по дороге.

Видно, услыхал татарин, как Костылин закричал. Слышит Жилин - едет кто-то сзади, кличет по-своему. Бросился Жилин в кусты. Татарин выхватил ружье, выпалил - не попал, завизжал по-своему и поскакал прочь по дороге.

Ну, - говорит Жилин, - пропали, брат! Он, собака, сейчас соберет татар за нами в погоню. Коли не уйдем версты три - пропали. - А сам думает на Костылина: «И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел».

Костылин говорит:

Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.

Нет, не пойду: не годится товарища бросать.

Подхватил опять на плечи, попер. Прошел он так с версту. Все лес идет, и не видать выхода. А туман уж расходиться стал, и как будто тучки заходить стали. Не видать уж звезд. Измучился Жилин.

Пришел, у дороги родничок, камнем обделан. Остановился, ссадил Костылина.

Дай, - говорит, - отдохну, напьюсь. Лепешек поедим. Должно быть, недалеко

Только прилег он пить, слышит - затопало сзади. Опять кинулись вправо, в кусты, под кручь, и легли.

Слышат - голоса татарские; остановились татары на том самом месте, где они с дороги свернули. Поговорили, потом зауськали, как собак притравливают. Слышат - трещит что-то по кустам, прямо к ним собака чужая чья-то. Остановилась, забрехала.

Лезут и татары - тоже чужие; схватили их, посвязали, посадили на лошадей, повезли.

Проехали версты три, встречает их Абдул-хозяин с двумя татарами. Поговорил что-то с татарами, пересадили на своих лошадей, повезли назад в аул.

Абдул уж не смеется и ни слова не говорит с ними.

Привезли на рассвете в аул, посадили на улице. Сбежались ребята. Камнями, плетками бьют их, визжат.

Собрались татары в кружок, и старик из-под горы пришел. Стали говорить. Слышит Жилин, что судят про них, что с ними делать.

Надо убить.

Абдул спорит, говорит:

Я за них деньги отдал. Я за них выкуп возьму.

А старик говорит:

Ничего они не заплатят, только беды наделают. И грех русских кормить. Убить - и кончено.

Разошлись. Подошел хозяин к Жилину, стал ему говорить.

Если, - говорит, - мне не пришлют за вас выкуп, я через две недели вас запорю. А если затеешь опять бежать, я тебя как собаку убью. Пиши письмо, хорошенько пиши.

Принесли им бумаги, написали они письма. Набили на них колодки, отвели за мечеть. Там яма была аршин пяти - и спустили их в эту яму.

Урок по литературе в 5 классе по теме

«Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев».

Цели деятельности учителя: повторить известные способы сравнительной характеристики героев; учить составлять сравнительные характеристики героев на основе выявленных сходств и отличий в их поведении; выяснить мотивы действий Жилина и бездействия Костылина (два характера - две судьбы).

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные : вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Ход урока

Береги честь смолоду, а платье снову.

Сам погибай, а товарища выручай.

Пословицы

I . Проверка домашнего задания .

II . Вопросы по содержанию повести.

Вопросы:

1. Как жили в плену Жилин и Костылин? Чем отличалась их жизнь в течение месяца плена в стане врага?

2. С чьей помощью мы знакомимся с жизнью горного аула?

3. Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему?

4. Правы ли горцы, называя Жилина «джигит» и Костылина «смирный»? Объясните причину такой разницы.

5. Почему к Жилину стали приезжать местные жители из близлежащих аулов?

6. Чем в этот период интересна жизнь Жилина и жизнь Костылина?

II I . Составление сравнительной характеристики героев.

Заполнение таблицы в ходе беседы с классом. Ответы формулируют учащиеся.

Костылин все это время «сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет». Лежал, стонал, скучал, спал, жаловался.

Поведение во время первого побега

Жилин примечал все звуки, следил за дорогой, подбадривал Костылина. Когда тот не смог идти, не бросил его, а понес на себе.

Костылин еле шел, потому что натер ноги. Он задерживал обоих, все время говорил: «Я больше не могу». По вине Костылина первый побег закончился неудачей.

Характер

Жилин – смелый человек, который умеет за себя постоять. Он находит выход из любой ситуации. Это трудолюбивый человек, он все время чем-то занят, и все у него получается хорошо. Он думает не только о себе, но и о других: о матери, у которой нет денег, о Костылине, которого не бросил в беде.

Костылин – человек вялый и нерешительный. Он сразу смирился со своей участью и ничего не делал, чтобы спастись. Не пытался чем-то заняться, только спал все время. В трудной ситуации думал только о себе, поэтому оставил Жилина одного против татар.

Вывод:

Жилин, в отличие от Костылина, деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели - освобождению.

Костылин же пассивен, ленив, бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации.

V . Составление плана для написания сочинения – сравнительной характеристики «Жилин и Костылин: разный характер, разные судьбы»

План (примерный):

    Портрет героев.

    Поведение героев во время поездки, встречи с татарами.

    Отношение к окружающим.

    Взаимоотношения героев.

V I. Заключительное слово учителя.

Мы можем видеть, как ярко, сильно может проявиться характер одного человека и совсем не проявиться характер другого в одинаковых обстоятельствах.

Одного выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в свою правоту, другой не проявляет каких-либо усилий, действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вернуться на Родину.

Домашнее задание: написать мини-сочинение «Жилин и Костылин: разный характер, разные судьбы», используя данные таблицы.

Изучая творчество Толстого в школе, в программу включено и изучение произведения, а также написание сочинения на тему: «Кавказский пленник». Лев Николаевич Толстой написал данное произведение в конце девятнадцатого века и скорее всего в этом произведении он описал историю из своей жизни, ведь, как известно, писатель побывал в плену у татар, когда проходил службу на Кавказе.

Работая над анализом произведения «Кавказский пленник» Толстого, хочется начать сочинение о том, насколько красиво автор описывает природу Кавказа, как будто попадаешь в сказку. Также в произведении писатель затрагивает повседневную жизнь татар, быт свободолюбивых горцев. Сам рассказ и события в нем формируются вокруг трех основных героев, среди них два офицера и девочка Дина.

Жилин и Костылин

В повести два офицера Жилин и Костылин попадают в плен. В сочинении по «Кавказскому пленнику» хочется отметить, что Жилин и Костылин оказались в равных условиях, но совершенно по-разному проявились их характеры. Да и по описанию автора мы видим различия и Костылин уже здесь не вызывает симпатии. Тучный, грузный, постоянно обливается потом. Другое дело Жилин. Он удал, полон сострадания, любви даже к животным, храбрый, целеустремленный.

Поступки у пленных также разные. Если Костылин уверен, что ему должны все помогать, достаточно только написать родственникам, которые вызволят его, то Жилин не хочет волновать свою мать, и решается на самостоятельное спасение, устроив побег. Он изучает местность, жителей аула, их жизнь и, все подготовив, совершает побег, прихватив собой Костылина, и в этом была его ошибка. Этот слабый, трусливый, ленивый человек и здесь не смог проявить твердость характера, поэтому их быстро поймали и вернули назад. Очень обидно было за главного героя, который все рассчитал, который уже бежал, когда свобода была уже рядом. Но, не получилось. Теперь Жилину грозила верная смерть.

Жилин и Дина

Однако все завершилось хорошо и должное нужно отдать девочке Дине – дочери татарина. В своем сочинении хочется отметить те теплые отношения, что сложились между Жилиным и Диной в «Кавказском пленнике». Сначала девочка боялась пленников, но позже поняла, Жилин добрейшей души человек и они подружились. Жилин развлекал девочку, которая была обделена любовью родителей. Он делал ей кукол из глины, а она ему носила вкусную еду. А после неудачного побега девочка и вовсе стала для офицера ангелом-спасителем, ведь предупредив об опасности, она помогла бежать Жилину второй раз. Все закончилось благополучно.

В завершении работы над «Кавказским пленником» Толстого, в своем сочинении хочется сказать, что, несмотря на жизненные ситуации, никогда не нужно опускать руки. Нужно быть, как Жилин, смелым, храбрым, решительным, целеустремленным. Именно эти качества и характеризуют настоящих мужчин, а такие ничтожные, трусливые ленивые люди, как Костылин, вызывают только жалость и уж на кого равняться не стоит, так это на подобных героев.

Урок литературы в 5 классе.

Цели урока:

Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по системе образов рассказа

Регулятивные: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;

Личностные: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе.

Тема: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.

Цели урока:

Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по системе образов рассказа

Регулятивные: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;

Личностные: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать.

1.Оргмомент.

2. Мотивация учебной деятельности. Сообщение ученика или учителя.

В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в1852 году.

3. Устная работа по вопросам.

Тема и идея художественного произведения;

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

- Сюжет и композиция . Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте.

Назовите, какие герои, картины противопоставляются в рассказе, С какой целью?

Главные герои- Жилин и Костылин.

Татары и русские (Жилин и татары)

Дина и другие жители аула.

Война и мирная жизнь.

4. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

План:

1.Военное звание.

2.Внешняя характеристика:

3.Плен:

А) место жительства в плену;

Б) питание пленных;

В) занятия;

Г) подготовка к побегу;

4.Первый побег.

5. Второй побег.

Что общее у героев и что их различает?

Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену?

(Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)

А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?

(Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал.

Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.

Найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради)

Жилин Костылин

ходит по аулу спит

всматривается скучает

выпытывает информацию считает дни

рукодельничает ждет ответ на письмо

Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.

Как завоевывает Жилин симпатию горцев?

(Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;

Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное колесо;

Однажды выступил в качестве врача. (Цитаты)

Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему?

(Он все равно был для них чужой,человек иной веры. Для них он – враг

Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?

Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.

А Костылин?

(Он безвольно ждет решения своей судьбы.)

Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?

5. Работа в группах.

Какие качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми.

Вывод: Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

Исследование «Какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина? Почему?»

Вывод: При описании Жилина- глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.

Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»?

Что обозначает:

Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий

Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных

Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?

В чём смысл названия рассказа?

(Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)

6. Итог урока. Рефлексия.

1. Чему учит рассказ?

2. Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?

Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

7).Домашнее задание. Сочинение

«Жилин и Костылин: разные судьбы.





Top