Интервью с г ария кипелов. Валерий Кипелов: на наши концерты приходят батюшки

Здравствуйте, Валерий Александрович! Спасибо, что уделили нам время и согласились ответить на несколько вопросов.

Да не за что, спасибо вам.

Как у вас в целом настроение? Как поживаете?

Отличное настроение. Все нормально, процесс идет.

Прежде всего, хочу поздравить вас с выходом нового сингла. Выход ваших новых работ это всегда долгожданное событие. Что вдохновило вас на запись этой песни? Понятно, что блокада Ленинграда это событие важное для каждого жителя России, но были ли какие-то личные мотивы, связывающие вас с блокадой?

Спасибо за поздравления. Конечно, были и личные мотивы. Во-первых, в этом году семьдесят лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Для меня это не пустой, скажем, звук. У меня оба моих деда погибли во время Великой Отечественной войны: один погиб под Москвой в ополчении, другой погиб под Великим Новгородом. Это тогда, когда немцы хотели Ленинград окружить вторым блокадным кольцом, но у них это не получилось. Он и погиб как раз где-то в сорок третьем году. Поэтому для меня это тема близкая, касающаяся непосредственно меня, моих близких родственников. Много разных тем есть, касающихся Великой Отечественной войны, и Курская Дуга, другие исторические события.

Почему именно Питер? Потому что мне очень не понравилась вся эта история с вопросом, который был поднят для обсуждения на "Дожде", когда предлагалось порассуждать на тему: а не стоило ли сдать Ленинград, больше бы народу сохранили, меньше было бы разрушений. Я считаю, даже сама постановка вопроса не просто некорректна, она провокационна, и на мой взгляд, это такой плевок на могилу наших предков. Поэтому как-то хотелось ответить на эту тему. И вот мы нашли, пожалуй, наиболее

лучший способ.

Из новостей известно, что на новую песню снят клип, что можете о нем рассказать?

Мне сейчас сложно судить, поскольку я видел только отдельные кадры того, что снимали. Я думаю, что время покажет. Мы хотим это сделать к двадцать седьмому января, может, чуть раньше. Почему эта дата? Это дата окончания блокады Ленинграда, поэтому нам очень это важно, чтобы успеть все сделать, но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Надеемся, что мы к этому времени успеем. Много мы себе не можем позволить, как многие команды на западе или у нас. Но я думаю, что не во вложенных средствах заключается сама суть клипа, а в работе режиссера, как он это все видит, как он готов передать содержание песни. Порой бывает, когда маленькими средствами достигают больших результатов. Я хотел бы, чтобы это было именно так.

В одном из прошлых интервью вы упомянули, что не всегда остаетесь довольны конечным результатом при съемке клипов, и что хотели бы снять клип на быструю композицию. Непокоренный оправдал ваши ожидания?

(смеется) Мне сложно сказать. Я анализировал всегда: наиболее удачными получались те клипы, я беру и "арийский" период, когда я там работал в свое время, так называемые "концертные" клипы. Когда бралось за основу выступление на концерте, соответственно чем-то там забивалось, либо видеоряды какие-то, либо компьютерная графика. Были, конечно, и удачные. Чтобы сделать хороший клип требуется и режиссерская работа. Надеюсь, что результат нас устроит. Мне очень важно, чтобы сам клип, его динамика, его направленность, его дух, был неразрывно связан с самой песней. Мне не нравится, когда клип сам по себе, музыка сама по себе. Я это не люблю. Хотя многие считают, что так и должно быть, но я с этим н

е согласен.

Был очень хороший клип, когда был достаточно серьезный бюджет для клипа на песню "Я здесь". Это было здорово. Там много чего было задействовано, все было натурально, никакой компьютерной графики: сценические персонажи, колесницы, все было по-настоящему. Но не очень понравился конечный результат потому что от этого песня, так скажем, не выиграла. Клип сам по себе, песня сама по себе. Мне так казалось. Поэтому будем надеяться, что в данном случае; а тема такая серьезная, хотелось бы, чтобы клип соответствовал музыке. Это очень важно.

Сингл, как и предыдущие работы выйдет на виниле, как вы лично относитесь к виниловому формату?

Ну, я отношусь достаточно спокойно. Наш директор фанат винила. У меня нет даже, скажем, виниловой вертушки, на которой можно было бы слушать, и вообще, порой, я часто слушаю музыку на чем придется. Чаще всего, наверно, в машине, когда я еду, и иногда, когда зарядочку делаю, причем у меня стоит такой самый, пожалуй, примитивный музыкальный центр, иногда, когда я делаю зарядку, я включаю музыку и слушаю мои любимые радиостанции, где звучит рок-музыка, классическая музыка.

Он (директор) фанат этого дела. Мне приятно, когда я приезжаю к нему, я могу послушать, потому что, честно говоря, звук сильно отличается. Звук, который ты слушаешь на виниле, от того, который на CD и других физических носителях. Он более теплый, он напоминает мне о прошлом, скажем так (смеется), то есть он совсем другой. Он настоящий, аналоговый, классный звук. Но, к сожалению, не все могут позволить себе это дело. Я, конечно, мог бы себе позволить, но я не запариваюсь, чтобы сесть предметно послушать, порой времени не хватает для этого, честно говоря. Но те, кто серьезно относятся к звуку, кто детально хочет сесть, основатель

но послушать, это - лучший, пожалуй, вариант.

Как вы относитесь к песне "Я свободен"? Известно, что многие известные музыканты начинают со временем ненавидеть свои самые популярные хиты, потому что публика просит исполнять только их и мало интересуется остальным материалом? Например, Роберт Плант и "Лестница в небо" и музыканты Warrant и их Cherry Pie?

Я понимаю, о чем идет речь (смеется). У меня тоже есть свое определенное отношение к этой песне, хотя, грех жаловаться, в свое время она была, визитной карточкой, как принято говорить, на самом деле знаковой песней. Она и до сих пор остается, и часто ее просят исполнить на концертах. Мы раньше ее почти на каждом концерте исполняли. Недавно мы вернулись из Питера, так мы ее там не играли. Хотя ее просят. Я знаю, что есть наши поклонники, которые зачастую ходят на наши концерты, чтобы услышать не исключительно, конечно, эту песню, но во многом из-за этой песни. Она для них тоже является знаковой, какие-то воспоминания, какие-то события будит эта песня в них, кому-то помогала она в свое время выживать. Есть какой-то определенный компромисс. Иногда стараюсь импровизировать: менять мелодию, петь песню не целиком самому, зачастую я просто микрофон в зал, и вместо меня поют. Тяжело на самом деле отказаться от тех песен, которые являются знаковыми. Когда говорят о группе "Кипелов", люди, которые мало знают ее, конечно, они в первую очередь вспоминают песню "Я свободен".

Раз уж мы о ней заговорили: как вы относитесь к новой рекламе интернет-магазина, где перепевают вашу песню?

Вас это не обижает?

Да нет, я совершенно спокойно к этому отношусь. Я вспоминаю передачу, которая на Первом канале, то ли "Точь-в-точь", то ли "Один в один", я не помню, они очень похожи по формату. Это когда изображают, подражают известным музыкантам. Любопытная передача, я так с удовольствием иногда посматриваю. И видел, как Колдун исполнял песню "Я свободен". Со своей колокольни, достаточно удачно, мне показалось, он ее исполнил. Поэтому кто-то судится, я считаю, что это глупо. Если поют твои песни, значит, что эти песни чего-то стоят. Поэтому я совершенно спокойно к этому отношусь. Без каких-то предрассудков.

Какие впечатления остались от совместного концерта с Арией, посвященного юбилею группы?

Замечательные впечатления. Честно говоря, в голове не укладывается, что группа существует тридцать лет. Когда мы только-только делали ее в восемьдесят пятом году, собирались музыканты, которые вообще не представляли, что будет дальше. Как-то так судьба нас всех свела вместе на базе вокально-инструментального ансамбля "Поющие сердца". Мы никогда не могли себе представить, что будет достаточно долго существовать эта группа и пользоваться (успехом). Были, конечно, периоды, были падения и взлеты.

Понравилось ли выступать на Moscow Metal Meetings? Как вы относитесь к международным фестивалям подобного уровня?

Я хорошо отношусь к фестивалям, и мне этот фестиваль очень понравился. Не повезло немножко с погодой, но ничего страшного. Во-первых, на этих фестивалях мы можем встретить своих знакомых. Дело в том, что еще в двухтысячном году, еще в составе Арии, мы работали вместе с группой Удо Диркшнайдера. Это было очень приятно с ним снова встретиться спустя больше десяти лет, отметить его замечатель

ную форму, невзирая на возраст. Время, конечно, нас не красит, но он молодец: работает, поет замечательно. Был приятно удивлен, увидев там нашего соотечественника, Смирнова. Поэтому такие фестивали меня радуют: ты можешь сравнить свой уровень, опять же, с теми музыкантами, на которых когда-то ты если не молился, но они были для тебя авторитетными. Тот же, например, Accept. Мне приятно, на самом деле. Я не отказываюсь от участия в таких фестивалях. Единственное, когда нет разделения на основные и второстепенные команды, когда кому-то звук зажимают, кому-то свет. Я считаю, что фестиваль это такое дело, в котором нет соревновательного духа, кто лучше, кто хуже. Люди выходят делать общее дело. Если так - мне такие фестивали нравятся.

С кем из зарубежных групп хотели бы вместе выступить или записать совместный материал?

Сложно сказать (смеется). Мы-то, может быть, много с кем хотели бы, а вот есть ли у них такое желание? Я, если честно, в этом деле сомневаюсь. Если будут какие-то предложения, я никогда ничего не отвергаю. Опять же, смотря какой материал, что придется петь. Надо всегда взвешивать свои возможности и силы. Можешь ли ты достойно спеть и продемонстрировать свои вокальные данные? Тогда -да. А если нет, если есть еще какие-то сомнения, лучше в это дело не вписываться. Поэтому я всегда стараюсь четко взвешивать свои возможности. Переоценивать себя -не очень хорошее качество. Недооценивать тоже, наверно, не очень хорошо, но и переоценивать тоже. Поэтому надо так тщательно относиться: с кем, когда и где. Когда есть какие-то предложения, мы индивидуально все обсуждаем.

Группа Кипелов - апологеты традиционного хеви-метала, а как вы относитесь к другим жанрам музыки, хотели ли бы ради эксперимента попробовать себя в чем-то е

ще?

Ну, мы периодически пробуем себя в чем-то еще. Да мы играем традиционный, не побоюсь этого слова, классический хард-н-хеви, хеви-метал. Что я слушаю? Я, например, очень люблю классическую музыку. Не перестаю удивляться классическим вокалистам, их возможностям, их данным, профессионализму. Есть много чему у них поучиться. Слушаю народную музыку с огромным удовольствием. Очень ее люблю. У меня любимая певица Евгения Смолянинова, я ее могу долго слушать. Она исполняет песни Вертинского, она поет духовную музыку, она поет народную музыку, она поет городской романс. Я ее реально обожаю, и тоже есть чему поучиться у нее. Люблю разные направления. Я считаю, что у меня нет каких-то табу. Если это здорово сделано, если профессионально, если это вкусно и интересно, я люблю музыку любого жанра. Главное, чтобы это хорошая была музыка.

Да, мы иногда поем народные песни во время нашего концерта, иногда это кого-то шокирует. Мне это очень нравится, потому что я вообще воспитывался на народных песнях. Потом мы сделали, например, арию Надира из оперы Бизе, мне тоже этого давно хотелось, потому что очень эта ария нравилась, а потом как-то меня подвигло, я услышал, что многие рок-певцы, рок-музыканты, они пытаются исполнять арии известные, Верди, или других каких-то классических композиторов. И мы решили тоже попробовать такой эксперимент сделать. Вот джаза мы пока еще не касались (смеется), а что касается народной и классической музыки, мы уже ее попытались транспонировать в своем жанре. Поэтому нам ничего не чуждо, я думаю, что такие эксперименты всегда интересны. Главное тут не перегнуть палку и оставить основу. Если это классическое произведение, значит оно должно быть классикой, если народное, все-таки должны быть народные нотки. Некоторые пытаются делать народные песни в жестком в

арианте, не всегда это хорошо получается. Поэтому надо тщательно и трепетно относиться к тому, что ты делаешь. Тогда все получится.

Есть ли какая-то тема, которая вас всегда привлекала, и могла бы лечь в основу новой песни или целого альбома? Некий источник вдохновения, который вы бы хотели развить...

К слову сказать, наверно такие темы есть. Вот, например, с Маргаритой Пушкиной частенько обсуждаем темы заранее, а иногда бывает спонтанно. Вот как, например, с песней "Непокоренный". Она возникла спонтанно. Что-то подвигло. Мы в принципе находимся на одной волне с ней. Нам нравятся многие фильмы, мы вместе многое обсуждаем: классические произведения, например, Достоевского. Сейчас, вот, "Тихий Дон" недавно прошел сериал, что-то там было хорошо, что-то не очень хорошо. Понятно, что сравниваешь всегда с предыдущими работами на эту тему. Например, мне больше нравится старый вариант "Тихого Дона". Хотя, в принципе, темы для песен они вечные всегда. Борьба добра и зла -это вечные темы; место человека в этой жизни. Мне бы очень хотелось продолжить тему "Жить вопреки" - предыдущий альбом в немного другой интерпретации. Человек в определенных обстоятельствах ломается, сгибается или наоборот восстает и что-то делает. Вот это мне всегда очень нравилось и всегда меня вдохновляло. Я не могу петь стихи те, которые меня не вдохновляют. Я их не чувствую. Я чувствую -не мое. Я сразу говорю: это не мое, и я это делать не буду.

Очень хотелось в свое время сделать историю про цареубийство, про расстрел царской семьи. Но пока это не получается. Это достаточно объемное полотно, как мне кажется, серьезная тема. Хотелось бы ее поднять. Не знаю, получится, не получится... Вот и опричников в свое время поднимали эту тему, но тоже пока не довели до ума. Рад тому, что

воплотилась история с Сальери, например. Очень хотелось классический сюжеты Пушкина и Милоша Формана как-то объединить, и удачно, мне кажется, получилась эта песня. Причем даже фразы, не то что конкретно взяты из этого фильма, но, может, из одного или другого фильма на эту тему, из "Маленьких трагедий" Пушкина. Вот такие темы всегда волновали и интересовали, причем нацеленные на современную почву.

У немецкой группы Running Wild была песня про цареубийство. Можете, если будет желание, послушать.

Да-да, я знаю. Мне интересно было, я очень хотел посмотреть, с какой стороны они к этому подходят. Вот есть человек, который живет: был незаметным, таким человечком маленьким и очень хотелось ему возвеличиться. Скажем, можно такую же историю провести тут, понятно, что сложная параллель, но, вот, убийство Джона Леннона. Кто такой был этот человек, который убил его? Его никто не знал. Когда он убил Джона Леннона, он стал известен всему миру. Вот это тоже из тем. То есть человек, который прославился не какими-то своими деяниями значительными, а вот такой путь выбирает. Поэтому надо как-то определиться, четко выбрать эту линию и сделать ее достаточно доступной для многих, не только для тебя, ты понимаешь эту историю, а все-таки хочется чтобы люди, которые, может, не очень в этой теме, тоже в этом разобрались.

Как вас принял Питер на недавнем концерте?

Замечательно. В Питере всегда здорово. Я всегда благодарен этому городу. Был такой смешной вопрос: почему музыканты, которые не живут в Питере, обращаются к теме Питера. Вот, что касается "Непокоренного". Нам было очень приятно. Сингл вышел раньше, была тема такая: может быть мы все-таки эту песню поиграем на концертах? Я сказал: нет, перед Питером мы эту песню играть то

чно не будем. Премьера этой песни должна состояться именно в Питере. Это знаковое должно быть событие для нас, возможно и для наших поклонников, которые живут в Питере.

Прием был замечательный, потрясающий. Все сложилось. Концерт, он состоит из многих составляющих: твой личный настрой, как все звучит на сцене, ты хорошо себя ощущаешь, комфортно или некомфортно, ну и, соответственно, контакт с нашими поклонниками. В Питере всегда, слава Богу, это происходит. И я очень доволен концертом. Меня потрясло, как они подпевали песню (вот, кстати, один из вариантов, когда мы делаем какие-то исключения и исполняем песни нехарактерные для нашего жанра), мы спели песню "Темная ночь" из кинофильма "Два бойца", как раз тоже о блокадном Питере. И когда весь зал запел, у меня мурашки побежали, честно говоря. Это моменты, которые надолго запоминаются, и я очень благодарен нашим поклонникам, которые пришли на концерт в Питере.

Что касается завтрашнего концерта, московского. Ожидают нас какие-то сюрпризы, премьеры?

Конечно. В Москве мы всегда стараемся это делать в той или иной степени. Насколько у нас это получается, не знаю. Но мы стараемся, чтобы концерт отличался, скажем, от того концерта, который был в Питере. Не из того, что это какой-то особый город для нас. Понятно, что мы здесь родились, по крайней мере, я, и что особые требования к этому к этому концерту. Но просто хочется, чтобы концерт на концерт не был похож. А Москва, здесь все-таки такое требование всегда существует. Мы здесь чаще выступаем, чем в Питере. В Питере мы два года не выступали. В Москве мы были год назад ровно. Кто-то считает, что мы редко выступаем, я считаю, что часто. Мы постараемся, чтобы концерт был интересным, чтобы обязательно был сюрприз. Надеюсь, они понравятся нашим покл

онникам.

Какие перспективы с высоты своего положения и опыта вы видите у отечественной тяжелой сцены? Есть ли какие-то молодые группы, заслуживающие внимания?

Мне сложно сказать. Как-то не получалось следить за процессом, что происходит с молодыми командами. Понятно, что они играют несколько другую музыку. Я не встречал за последнее время таких команд, интересных, которые играют традиционный, скажем, хеви-метал, хард-н-хеви. Назвать молодыми командами Lumen язык не поворачивается, они достаточно давно работают. Louna, вот, они имеют свою публику, они популярны, они собирают уже значительные площадки. Вот это, пожалуй, наиболее интересные мне коллективы, которые мне повезло воочию видеть, я видел, как они работают -профессиональные команды, замечательные. Сказать что-то о других командах... Я не то, что не интересуюсь, просто часто не до этого. Больше всего времени уходит на то, чтобы заниматься своей группой, своей музыкой, своими делами.

О перспективах трудно, конечно, рассуждать. Могу одно сказать, что поддержки, в принципе, почти никакой нет. Очень тяжело молодым командам пробиться на какие-то значимые фестивали, про радио я вообще не говорю с телевидением, это отдельная тема. Если без какой-то поддержки, это нереально. В свое время, в принципе, то же было и с нами. Я вспоминаю, там, восемьдесят пятый год. Кто бы там где-нибудь показывал на центральных каналах группу Ария? Но тогда это было какое-то движение вперед, "мы ждем перемен", под этой маркой мы иногда где-то проскакивали. Засвечивались даже в каких-то культовых фильмах. Я помню "Тореро" песню. Под эту песню терроризировали учительницу, Елену Сергеевну, как сейчас помню. Вот только в таком ракурсе мы появлялись. Как-то удалось нам пробиваться, наверно, потому что мы очень этого х

отели, мы были, не побоюсь этого слова, фанатиками своего дела. Если у нынешнего подрастающего поколения музыкантов есть такое желание огромное это делать, то тогда, я думаю, они обязательно чего-нибудь добьются, невзирая на какие-то сложности, которые я перечислил. Многие считают, что это музыка некоммерческая. Те люди, которые занимаются шоу-бизнесом, они считают, что на этом не заработаешь, поэтому чего ими заниматься? Это так, вроде, на уровне самодеятельности. Поэтому сами музыканты должны понимать, что будут огромные проблемы, и чтобы достичь какого-то определенного уровня, надо будет пройти через серьезные тяготы.

Ну, во-первых, я могу сразу сказать, что двадцать лет я не употребляю вообще алкоголь ни в какой форме, разве что какую-нибудь там конфетку съем с содержанием ликера (смеется). Но я думаю, что это не так страшно. Пять лет в этом году исполнится, как я бросил курить. То есть вообще не курю и рад огромно этому обстоятельству, долго я пытался это сделать, в конце концов бросил. Хотя я курил очень мало. Но сам факт, что я теперь не курю, это замечательно. Выбрал себе дату -на Рождество, бросил и, слава Богу, до сих пор даже никакого желания не испытываю. Плюс, каждый день, и даже сейчас, я делаю зарядку. Каждый день у меня уходит на это время (слава Богу, с утра время есть), до обеда я обычно это делаю, параллельно, может, какие-то хозяйственные работы выполняю, вот сегодня готовил филе куриное (смеется), рис варил. И я обязательно делаю зарядку каждый день. Я не знаю, что может случиться, чтобы меня от этого как-то отвлекло. Ну, может, какой-то ранний переез

д. Бывает такое на гастролях, я в легкую разомнусь и все. А так обычно занимает где-то час-полтора. Заканчивается обычно либо гантельками, либо эспандером. На гастролях я специально вожу с собой эспандер, по возможности стараюсь заниматься, отжиматься. Таким образом стараюсь поддерживать свою форму. Перед концертом по возможности стараюсь распеваться, потому что это очень важно, чтобы аппарат твой был готов к концерту. Не всегда себя хорошо слышишь. В общем, ничего такого супер-выдающегося на самом деле.

Стараюсь часто гулять. Я не вожу автомобиль, передвигаюсь на метро, часто хожу гулять в парк. Меня как-то это вдохновляет. Хожу пешком, накручиваю километры. От меня до парка где-то три километра, туда обратно -шесть, ну и там по парку. Люблю это дело делать зимой часто, и осенью, и летом, в любое время года. Стараюсь много ходить, думать, иногда даже какие-то полезные мысли появляются, какие-то фрагменты музыкальные, что-то связанное, может, с темой для песни. Поэтому всем советую гулять почаще и заниматься своим здоровьем, потому что это дело такое, что в любой момент можно подорвать. У нас профессия непростая, надо оставаться в форме. Вот музыканты у меня относительно молодые, и я отставать от них, от их драйва, не хочу.

Само собой, животрепещущий вопрос от фанатов: когда все-таки нового альбома ждать?

Ситуация сложная. Я могу одно сказать, что мы над этим работали весь этот год. В принципе, у нас есть музыкальный материал, есть темы не для всех песен, скажем так. Вот сейчас мы отработаем московский концерт, потом у нас еще три концерта по Московской области, мы не так часто работаем в области, но в этом году мы решили перед Новым Годом сделать такой подарок для наших поклонников. Они обижаются, что мы не приезжаем в эти города. И вот сл

едующий год мы максимально просто сокращаем количество своих концертов, может, будут какие-то фестивали отдельные, чтобы держать форму и не заржаветь, а все свое время будем посвящать работе над альбомом. Тянуть дальше некуда, отступать некуда, и я надеюсь, что в следующем году мы все-таки сделаем альбом.

Ждет ли фанатов традиционный новогодний подарок от группы Кипелов?

Мы постараемся что-нибудь придумать. Обычно, последнее время мы пели песни. "Ой, мороз-мороз" мы пели, то был момент, когда мы пели песню военных лет. Что-нибудь придумаем.

Ну и вопрос в шутку или всерьез: каково это ощущать себя патриархом российской тяжелой сцены?

(смеется) Вот, честно говоря, никогда им себя не ощущал. Как только начинаешь себя ощущать чем-то значимым, тогда ты, наверно, считай, пропал. Я всегда достаточно критично относился к тому, что я делаю. Это нормально. Иногда отмечаются какие-то удачные моменты, но зачастую я себе сам являюсь таким, пожалуй, наибольшим критиком, нежели критики со стороны. Я себя совершенно нормально ощущаю. Каждый раз, перед каждым концертом, есть определенное волнение, невзирая на огромный опыт работы. Я не помню даже, сколько я концертов отработал за тридцать пять лет. В этом году, кстати, будет тридцать пять лет мой профессиональной деятельности на сцене. Впервые я вышел в восьмидесятом году, вышел, кстати, в Ленинграде на сцену в первый раз. Так что тридцать пять лет - огромный такой багаж, но все равно не перестаю порой волноваться, и это нормально. Ощущать себя звездой? Не знаю, я не ощущаю. Человеком с опытом, наверно, человеком, который имеет какой-то опыт касательно музыки, житейских каких-то ситуаций, наверно, не более того. И достаточно критично относиться к самому себе. Это залог успеха. Не почивать на лаврах, не останавливаться на достигнутом, двигаться вперед. Это, пожалуй, наиболее правильная позиция, я считаю. Главное -не забронзоветь.

И, напоследок, что бы вы хотели пожелать своим фанатам в преддверии своего концерта в Москве?

Мне бы хотелось пожелать всем удачно провести время, тем, кто придет на этот концерт, чтобы было хорошее настроение. Подготовьте свои голосовые связки -будем петь вместе, надеюсь, не одну песню. А вообще, как-то неожиданно, так быстро подкрадывается Новый Год, он всегда приходит как-то быстро и неожиданно. Мне бы очень хотелось поздравить всех с наступающим Новым Годом, наверно, может, я рано это делаю, но, есть такая возможность, почему бы и не обратиться к этому? Пожелать всем здоровья, счастья, удачи, невзирая на сложную ситуацию экономическую и политическую. Ребята, не забывайте о своих близких, родных, почаще звоните, вспоминайте о них, и не переставайте радоваться жизни. Жизнь прекрасна, невзирая на какие-то ее неприятные стороны. Вот, что мне бы хотелось вам всем пожелать. Хорошего настроения и удачи во всем.

Спасибо вам большое, что ответили на наши вопросы. Очень было приятно пообщаться. Встретимся на завтрашнем концерте!

Хорошо, спасибо. Всего доброго!

Рок-музыкант, певец и композитор, один из основателей "Арии" и лидер группы "Кипелов" Валерий Кипелов 12 июля отмечает 60-летие. Телефонный звонок корреспондента ТАСС застал музыканта на даче, где он проводит свой отпуск.

Исполнитель хита "Я свободен" рассказал в интервью, почему абсолютной свободы не существует, о православных священниках на рок-концертах, а также об отношениях с участниками "Арии" и новом альбоме своей группы.

Валерий Александрович, менеджер сказал, что вы на отдыхе. Если не секрет, где предпочитаете отдыхать, в родных краях или за границей?

Я отдыхаю у себя на даче в Подмосковье со своими внучками, с семьей, смотрю футбол, хожу купаться, загорать. За границей бываю только тогда, когда совмещаю это с работой.

Давайте уйдем в историю. Как так получилось, что из парня, игравшего в музыкальной школе на баяне, вырос, пожалуй, самый знаменитый рокер страны?

Сложно сказать. Мои вкусы формировались где-то лет в 10–12. Это был 1970-й год, тогда у меня не было ни магнитофона, ни винила, ни пластинок, слышал у ребят-одноклассников какие-то перезаписи. И еще я тогда очень любил играть в хоккей и на катке иногда вдруг слышал какую-то такую странную музыку, которая меня сильно цепляла.

Причем многие начинали с творчества Beatles, Rolling Stones, а я запал на группу Creedence Clearwater Revival, был впечатлен необычным голосом. Потом мне кто-то подарил пластинку с четырьмя их песнями. С этого и началась моя любовь к рок-музыке. Потом, конечно, были и Beatles, и Rolling Stones, и Slade, и Deep Purple, и Led Zeppelin - мои любимые группы.

Мы затаив дыхание каждый раз ждали выхода нового альбома, слушали некачественные записи. Все было на пленке тогда, какая-нибудь десятая перезапись...

Потом хотелось что-то исполнять самим, были самодеятельные коллективы. Я родился в Капотне, и в местном ДК была группа, с которой я познакомился на свадьбе своей сестры. Мне тогда было лет 14. Они попросили меня что-то спеть для сестры, и я спел, по-моему, "Песняров" (я и их тогда очень любил и до сих пор отношусь с огромным уважением к их творчеству), еще спел Creedence Clearwater Revival. Потом я стал с ними играть на танцах, на свадьбах, на заводских вечерах...

А параллельно учился в музыкальной школе по классу баяна, и как-то во мне это уживалось: и любовь к классике (играл на баяне и Баха, и Моцарта, ведь баян - это мини-орган), и к року, а папа в свое время привил мне любовь к народной музыке. Ее я до сих пор слушаю, люблю и иногда пою на концертах.

Потом был ВИА "Лейся, песня" - уже профессиональный коллектив. Я не переставал и тогда слушать рок, хотя пели мы с Колей Расторгуевым совсем другое: "Родная земля", "Обручальное кольцо"... Но даже там мы умудрялись делать какие-то аранжировки, напоминающие рок-музыку.

В 1985 году мне представился случай: мы не сдали очередной просмотр вокально-инструментальных ансамблей. Мне позвонил Виктор Векштейн, руководитель "Поющих сердец", который решил сделать на базе этого коллектива рок-группу. И вот мы пришли туда из разных команд, записали альбом, назвались "Ария". С этого момента я и стал петь с большой сцены такую музыку, которую мне всю жизнь хотелось исполнять.

- Тяжело уходили из группы "Ария"? Или же это было чем-то закономерным?

Конечно, это было сложным решением, поскольку я был у истоков образования группы. Работа в "Арии" была большой частью моей жизни - 17 лет. Причем были самые сложные периоды, которые мы смогли пережить: с 1992 по 1995 год, когда фактически никакой работы не было, я был сторожем на той же базе, где мы репетировали. В 2002 году был очередной подъем группы "Ария", вышел неплохой альбом "Химера". Но так сложились обстоятельства: то ли мы надоели друг другу, то ли устали.

И потом, накопилась масса каких-то внутренних противоречий во взглядах на музыку, тексты, вообще на жизнь. И были люди, которые тоже, скажем так, внесли свою лепту, - так называемые партнеры, спонсоры. А я никогда не любил влияния на музыку извне.

Можно сказать, что это и не была моя инициатива на сто процентов. Это была также инициатива людей, с которыми я ушел, - гитариста Сергея Терентьева и барабанщика Саши Манякина. Мы создали группу "Кипелов". Опять же, я сначала был против такого названия, говорил, что это будет не очень этично по отношению к другим участникам. Но они сказали, что не против, убедили, что так будет понятно, что это за группа, что мы собираемся делать.

- И как же зарождалась новая группа?

Было непросто. Конечно, не так, как во времена "Арии". Понятно, что за нашими плечами уже был определенный опыт, был музыкальный багаж, были написаны достаточно известные песни. Надо было доказать, что мы существуем, и мы целый год занимались только гастрольной деятельностью. Потом потихонечку стали готовить новый материал.

Отношения наладились не сразу, только через пять лет. Расставались мы не очень хорошо, мягко сказано. Должно было пройти время, чтобы страсти остыли. Тем более у нас постоянно возникали какие-то проблемы по поводу авторских прав, кому что принадлежит, была определенная дележка, что тоже не очень хорошо сказалось на отношениях. Но вот меня позвали на 20-летие альбома "Герой асфальта" в 2007 году.

По большому счету, делить нам было нечего: группа "Ария" занималась своими делами, мы - своими. Страна у нас большая: разъехались в разные концы - и практически не мешали друг другу в плане гастролей.

- Сейчас все конфликты позади?

Я бы не сказал, что все безоблачно, все равно возникают небольшие трения: кто-то что-то сказал в интервью... Но в общем, мы стараемся выдерживать джентльменские взаимоотношения, не поливая друг друга грязью. И это правильно. Это была огромная часть нашей жизни, и сейчас не хочется вспоминать о ней негативно. Дай бог сил и желания, может, и на 35 лет "Арии" вместе соберемся.

Группа "Кипелов" нечасто балует поклонников альбомами: 2005, 2011, 2017 годы. Это какой-то намеренный шаг в шесть лет?

Нет, просто так получается. Знаете, есть художники плодовитые, которые рисуют огромное количество картин, причем достойных картин. А мы вот не можем чаще выпускать альбомы. Может быть, из-за того, что у нас высокая планка в том, что касается музыки, текстов, аранжировок. Да и потом, с годами как-то все сложнее сочинять музыку, найти какую-то интересную тему, поскольку понимаешь, что, наверное, все уже сочинено до тебя. Тем более мы тоже находимся в определенных рамках жанра хеви-метал, и выскочить за эти рамки порой бывает сложно: тебя могут не понять.

У нас иногда выходят синглы, и мы уже думаем: "Вот сейчас и альбом будет". А нет, возникает пауза, начинаем заниматься самокопанием. И не всегда находим общий язык с нашей поэтессой Маргаритой Пушкиной, процесс затягивается, иногда до разрыва. А потом опять понимаем, что нам друг без друга не жить.

- Сейчас есть уже какие-то предпосылки для нового альбома?

Положа руку на сердце - да, есть некоторые идеи для новых песен.

Вот нас иногда обвиняют... Мне тут недавно даже сын сказал, что наш стиль называют "патриотическим зашкваром". Речь о таких песнях, как "Косово поле", "Непокоренный" (посвящена блокадному Ленинграду).

" YouTube/Kipelov"

Но они появляются не от того, что мы хотим кому-то понравиться и показать, какие мы правильные. Это не конъюнктурный ход. Эта тема на самом деле волнует меня, поскольку два моих деда погибли во время Великой Отечественной войны: один под Москвой, другой - на Волховском фронте недалеко от Великого Новгорода. Мне было смешно слышать комментарии, что якобы группа "Кипелов" написала песню-гимн родине Путина. Какая ерунда!

Есть ложный патриотизм, а есть тот, который в тебе с молоком матери. Когда ты делаешь от всего сердца, когда тебя это действительно волнует, я не вижу ничего страшного в патриотизме. Так что и новая песня, возможно, будет связана с каким-то юбилеем событий Великой Отечественной войны.

А не хотите посвятить песню современным событиям? Например, ситуации на Донбассе. Каково ваше отношение к этому вопросу?

Что касается Донбасса, пока не хотелось бы писать песни на эту тему, поскольку на самом деле она очень острая и непростая. Я считаю, что это огромная трагедия нашего времени, наших взаимоотношений с Украиной. Я знаю мнения разных музыкантов, они разделились: кто-то поддерживает, кто-то нет. У Макаревича, в частности, одна позиция, у меня - совсем иная.

- В честь своего юбилея что-то готовите? Специальную концертную программу, например?

Мы сейчас соберемся, обязательно обсудим. Всегда хочется чем-то по-хорошему удивить наших поклонников, как с теми же русскими народными песнями. Когда мы впервые их запели в сопровождении женского фольклорного коллектива на концерте, было интересно наблюдать за реакцией людей, с какими глазами они слушали! Надеюсь, сделаем какой-то кавер и сыграем какую-то давно забытую песню. Может, пригласим кого-то. Хочется, чтобы концерт был не проходным, неординарным.

Будем выступать в Stadium 1 декабря - уже не так далеко от Нового года. Хочется, чтобы у людей было хорошее настроение.

Многие представители отечественного тяжелого рока изо всех сил стараются подражать западным коллегам, например Оззи Осборну, уходя, скажем так, в мистицизм: черепа, оккультная символика и все такое. Вы же отказались даже от исполнения песни "Антихрист", смысл которой поклонники поняли неверно. Как складываются ваши отношения с Церковью и религией в целом сейчас?

Я не воцерковленный человек, хотя считаю себя православным. Стараюсь по возможности жить по христианским заповедям, насколько хватает сил. Конечно, все мы несовершенны, но хочется быть лучше.

Меня часто приглашают в храмы. Как ни странно, на наши концерты приходят батюшки. Я даже интересовался: нет ли запрета? Батюшки спрашивали у высших церковных иерархов, и они сказали, что никаких противоречий нет. Конечно, они приходят не в рясах, а в гражданской одежде.

Потом, много поклонников, молодых ребят дарят иконы, и я часто с ними общаюсь и на тему религии, и вообще о жизненных обстоятельствах, в которые они порой попадают.

Я считаю (и это мой личный взгляд), что Церковь - это один из оплотов существования русского человека. Но я не люблю крайних взглядов, экстремистов как с одной, так и с другой стороны. Бог есть любовь - вот это самое главное, что я пытаюсь в себе сохранить.

А почему согласились на участие в российской версии рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда"? Эта работа наделала много шума, например православные активисты пытались запретить ее в Омске.

Я не люблю выражения "православные активисты", для меня это как-то странно звучит. Я знаю, что есть люди, которые, как они говорят, пытаются защищать историю веры. Я не всегда с ними согласен. Например, эту оперу я знаю лет с 15 и абсолютно ничего там не увидел такого, что противоречило бы христианству. И музыка была потрясающая, и сюжет выбран библейский. Я знаю примеры, что люди и к вере приходили благодаря этой опере, вообще какие-то открытия для себя делали.

Вот была история с другой оперой - с постановкой "Тангейзера" в Новосибирске. Честно скажу, это мне не понравилось: взяли сюжет и исказили. Но это мое личное мнение, и опять же, я против каких-то запретов. Люди у нас неглупые и сами разберутся, что хорошо, а что плохо.

- Давайте завершим на философской ноте. Что для вас лично "свобода"?

" YouTube/Kipelov"

Меня часто спрашивают и о той песне, и о свободе. Я думаю, что абсолютно свободным быть невозможно. Ты живешь в определенной среде, есть обязательства и перед близкими, и перед музыкантами, и перед теми, кто тебя слушает. Может, это пафосно сказано, но это огромная ответственность, потому что каждое слово, которое звучит со сцены, бывает, по-разному отзывается.

Свобода - это для меня свобода творчества. Та атмосфера, в которой сейчас работает группа "Кипелов", позволяет нам быть свободными. У нас нет продюсеров, которые бы на нас давили, навязывали бы гастрольный график, корпоративные выступления. Мы сотрудничаем с замечательной компанией "Мельница", с которой мы находим общий язык. И мы себя считаем свободными людьми: едем туда, куда хотим, сочиняем музыку, которую считаем нужной.

Вот это для меня свобода - свобода высказывать свои мысли. Но я считаю, что твоя свобода должна заканчиваться там, где начинается свобода другого. Это важно

Беседовала Анастасия Силкина

Сегодня, 12.07.2013, Валерию Кипелову, рок-музыканту, бывшему солисту группы «Ария», автору популярнейшей песни «Я свободен» и основателю собственной группы «Кипелов», исполняется 55 лет. Сейчас он продолжает усиленно работать: дает концерты, выступает на различных фестивалях и готовится к записи нового альбома. «Труд» расспросил юбиляра о его планах в музыке и в жизни.

– Как идет работа над новым альбомом?

– Загадывать трудно, у нас и предыдущий альбом писался достаточно долго. Сейчас вообще проблемы с выпуском больших альбомов, поэтому мы, возможно, пойдём по другому пути и будем писать макси-синглы, то есть альбомы максимум по три песни. И таким образом ускорим этот процесс.

– Какие песни войдут в альбом?

– У нас есть баллада, оставшаяся со времен написания альбома «Жизнь вопреки». Музыкальный материал уже записан, но текста нет. Мы с Ритой (Маргаритой Пушкиной – автором многих песен «Арии» и «Кипелова» - «Труд».) очень щепетильно относимся к написанию текстов, и поэтому та песня так и не вписалась в альбом. Но, думаю, выйдет на одном из макси-синглов. Но финальный состав еще не определен. Мы сейчас переезжаем на новую базу – и уже там будем решать все вопросы.

– Вы работаете с кем-нибудь из иностранных музыкантов? Вообще, группа «Кипелов» рассчитывает на западную аудиторию?

– Предложения есть, причем достаточно много, но мы не рассчитываем на западную аудиторию. Многие наши коллеги, в том числе и группа «Ария», часто ездят за рубеж – в Германию, США, Финляндию... Но эти предложения строятся на том, чтобы петь для наших бывших соотечественников, меня это не устраивает. А чтобы завоевать западный рынок, надо петь на английском языке, и кто-то еще должен заниматься твоей раскруткой. Но зачем нам западная публика? Мы абсолютно русский коллектив, который работает для своей аудитории. Мы востребованы здесь, нас любят здесь. А так, в октябре, например, поедем в Израиль. Но эта поездка – скорее отдых, совмещенный с гастролями.

– Вы производите впечатление очень спокойного человека.

– Наверное, спокойствие – это признак опыта. Мне хочется быть примером для своих детей, для внучек, которые, кстати, уже достаточно взрослые барышни – одной 12, другой – четыре. После больших фестивалей, когда отдаешь огромное количество энергии, самый лучший способ восстановиться – заняться спортом. Я дал себе зарок каждый день полтора-два часа заниматься зарядкой. Пока его соблюдаю, может, если умирать буду, то дам себе какое-нибудь послабление. Природа дает спокойствие: дача, лес, озеро…

– Знаю, что интересуетесь футболом. Часто ли ходите на матчи?

– К сожалению, смотреть получается не часто. В свое время фан-клуб «Спартака» подарил мне абонемент на сезон, но выбраться так и не получилось. Правда, в последнее время внутренний чемпионат интересует меня все меньше. Есть неплохие футболисты, но когда я смотрю западные чемпионаты, то понимаю огромную разницу между нашей лигой и их, хотя я и огромный патриот. Какая там самоотдача! А здесь так мало ярких матчей, как будто футболисты даже играть не хотят. А те, кто хочет, уезжают за границу.

– Как вы относитесь к тому, что сейчас многие «металлические» группы оказались в разряде «неформат» и, чтобы выйти из него, начинают выступать на попсовых фестивалях и участвовать в разных телешоу?

– Я лично на телешоу не хожу – это не мое. Там все искусственно, всегда возникает ощущение, что гости что-то недоговаривают. Сидеть там, надувать щеки – зачем? Только время терять. Помню, меня однажды пригласили на программу, где обсуждали влияние алкоголя, выясняли, кто виноват – государство или сам человек. Это было интересно, мне было что сказать, но мою реплику в итоге вырезали. После этого я понял, что на подобные передачи ездить не буду.

Что касается попсовых фестивалей, то на них я тоже не выступаю, да нас и не приглашают. Была история, когда нас позвали на премию «Муз-ТВ», еще в 2004 году, когда она только зарождалась, и ребята еще не определились с форматом. Мы хотели выступить вживую, но нам не дали.

То, что металл стал неформатом, да, обидно. Такие группы не крутят по радио, разве что «Наше радио» иногда ставит что-то. Хотя мы и там стоим особняком. Но это, наверно, традиция: «Ария», я – мы постоянные участники «Нашествия». Но меня это не смущает: у поп-звезд целый штаб пиарщиков, имиджмейкеров, мы этим не пользуемся, у нас другие методы. От сердца к сердцу, что называется. Мы смотрим нашим зрителям прямо в глаза.

– Сейчас некоторые ваши коллеги идут в политику: Паук, например, стал кандидатом в мэры Москвы. У вас нет политических амбиций?

– Нет, не хочу. Каждый человек должен заниматься своим делом. Я глубоко убежден, что нашей стране не нужны потрясения. У меня есть масса претензий к Кремлю, но я понимаю, что у огромной страны – огромные проблемы, решение которых требует большого коллектива и большого опыта, и зачем в это лезть людям, которые ничего в этом не понимают, не знаю. Я не хочу лезть в политику. Когда ты в политике, ты не самостоятелен, а я очень дорожу своей свободой и тем, что надо мной нет начальников.

«Я РОС НА НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ… НАРОДНАЯ МУЗЫКА – ОСНОВА ВСЕГО. ЭТО ВПИТАНО С МОЛОКОМ МАТЕРИ…»

Интервью с Валерием Кипеловым

Музыкант Валерий Кипелов и одноименная группа – крайне интересны для изучения со стороны специалистов от авторского права, юристов в области интеллектуальной собственности. «Ария» приобрела популярность в 80-е годы, и до сих пор «арийцы», как и группа «Кипелов», остаются стадионными коллективами. Тем не менее отечественные рок-группы со схожим путем успеха совершенно не похожи на них: все они строятся вокруг персоны автора-исполнителя, будь то Шевчук и ДДТ, Кинчев и «Алиса», Гребенщиков, и даже покойный Виктор Цой. У «Арии» же, как теперь и в группе «Кипелов», совершенно иной путь: они всегда были конгломератом творческих личностей – музыкантов, поэтов и, конечно же, Вокалиста с большой буквы. Именно поэтому правовое построение отношений внутри и вокруг флагманского коллектива отечественной метал-сцены так интересно.

– Валерий, здравствуйте! Скоро уже 15 лет, как вы ушли из группы «Ария». Теперь, когда вы возглавляете группу имени себя, проблем с названием коллектива возникнуть не может ни при каких обстоятельствах. А тогда, в 2002 году, была ли у вас возможность оставить название «Ария» за собой? Какие-то соглашения регулировали возможность вашего ухода из группы? По многочисленным слухам, бродившим в то время как в прессе, так и в тусовке, «Ария» должна была достаться вам, в то время как группа Дубинина и Холстинина могла бы называться, например, «Химера». Защищено ли название «Кипелов» сейчас каким-то образом?

– Да, название «Кипелов» и логотип сейчас защищены. А в то время я был далек от юридических тонкостей, тяжело было отбросить мысль, что я больше в этом коллективе работать не буду. Мы полагались на джентльменские договоренности с нашими коллегами и, насколько я знал, название «Ария» было зарегистрировано на отдельное ООО, и нас было пять участников и директор. Но в момент разрыва и ухода трех участников группы «Ария» никто не претендовал на название «Ария», и мы понимали, что «Ария» – это нечто большее, чем три участника. Да и большая часть песен была написана оставшимися двумя участниками коллектива. Но, по правде говоря, «Ария» – это вот те пять музыкантов коллектива. Каждый из нас внес свою лепту…

Да, на тот момент они перерегистрировали название «Ария» на себя. Мы в свою очередь тоже долго переживать не стали и начали работать. Ну а время все расставило на свои места.

– Первые предпосылки к расставанию с «Арией» стали появляться еще в середине 90-х, если верить истории группы. Вы же уходили уже в 1994 году, и альбом «Ночь короче дня» начал записывать Алексей Булгаков. Опять же, по слухам, не последнюю роль в вашем возвращении в «Арию» сыграл Александр Морозов (Moroz Records), который пригрозил разрывом контрактов с группой. Действительно ли тогда имела такое значение правовая сторона вопроса?

– У нас был определенный конфликт после поездки в Германию в 1994 году, в основном, между мной и В. Холстининым. Я не собирался никуда уходить, ему, видимо, не понравились мои какие-то самостоятельные шаги. В то время было сложное финансовое положение, и я работал по клубам с группой «Мастер». Это был временный проект, группа «Мастер» на тот момент не имела вокалиста. Все свои обязательства с «Арией» я выполнял, и мы тогда даже решили работать над новым альбомом. Но тут был приглашен А. Булгаков. Алексей был лидером группы «Легион» и выстраивать новые отношения оказалось непросто – по-видимому, они просто зашли в тупик достаточно быстро.

Был ли на самом деле такой договор с Морозовым, я не знаю, мне об этом сообщил В. Холстинин, сказав, что компания не хочет выпускать альбом с другим вокалистом. Таким образом, наши отношения вошли в новую фазу и продлились до 2002 года, чему я в общем был рад.

Я слышал некоторые композиции с вокалом А. Булгакова, и что-то мне нравилось, слышал саму песню «Ночь короче дня…».

Могу только сказать, что я на тот момент никуда уходить не собирался. Это была совершенно другая ситуация, нежели та, которая возникла в 2002 году.

– Насколько вообще на начальном пути вашей метал-карьеры (1985–95 годы) договорные обязательства влияли на судьбу артистов? Правда ли, что «Мелодия» продавала миллионными тиражами ваши пластинки, не платя ни копейки «арийцам»? Каким образом в то время строились ваши отношения с продюсером «Арии» В.Я. Векштейном?

– Векштейн был художественным руководителем, мы работали в Москонцерте и получали свою фиксированную ставку. Года с 88-го ситуация поменялась, ставки были аннулированы, и мы работали свои коммерческие концерты. Оплата за концерт обсуждалась с Векштейном и уже с ним решались эти вопросы.

Это был период, когда не было особых договоров, подписей, и даже об авторских мы тогда не рассуждали. Нас особо не волновало, чья песня, – юридическая сторона вопроса возникла уже чуть позже, когда мы начали подписывать договоры на выпуск СD. И, конечно, мы юридически на тот момент не были до конца готовы к правовым отношениям, поначалу возникали некоторые проблемы.

Что касается «Мелодии», то это был некий прорыв, когда на виниле издается диск metal-команды. Позже вышел и следующий альбом… Для нас это было определенной победой – выпуск альбома металлической команды и на виниле, и на «Мелодии».

Конечно, особых денег тогда мы не получили, но нас это мало волновало. Выход альбома на виниле уже говорил о статусе группы.

– Вернемся в середину 90-х. С ушедшим в 1995 г. из «Арии» гитаристом Сергеем Мавриным вы записали сольный альбом «Смутное время», на котором впервые прозвучал главный хит всех времен и народов «Я свободен». Расскажите историю создания этого альбома. Почему эти песни не попали в репертуар «Арии»? Кто не разглядел их потенциал? Не было ли у вас правовых ограничений для выпуска сольной пластинки в то время, как вы являлись действующим вокалистом «Арии»?

– Песня «Я свободен» не то чтобы не была замечена… Наверное, она выделялась в альбоме, по крайней мере для меня, но мы не думали, что эта песня станет хитом и прочее.

Я не навязывал эту песню для исполнения в группе «Ария», мы даже почти не говорили об этом, тем более что у «Арии» много своих песен, более лиричных… По результатам совместной работы нам с Сергеем просто хотелось сделать что-то самостоятельное, итогом этой работы стал альбом, вышедший в 1997 году. Чем-то мы довольны, чем-то нет, наверное, некоторые вещи сейчас слушать смешно с позиции лет… Я думаю, что тогда и был заложен первый камень, который положил начало группе «Кипелов».

– В ваших группах, что в «Арии», что в «Кипелове», песни пишут все, кроме барабанщика. Каким образом определяется, чьи композиции группа принимает в работу, а какие откладываются на потом?

– Все решается коллегиально, кто бы что ни принес, мы стараемся вместе работать. Единственное могу сказать, что у нас происходит не так, как у некоторых западных команд, когда из 80 песен, представленных для альбома, выбирается только 10. У нас столько песен приносят, сколько в альбом и нужно.

Все решаем сами, главное, чтобы это было выдержано в стилистике группы. Что касается барабанщика, то, да, он не сочиняет песен, но у него есть масса других достоинств, и мы совершенно нормально к этому относимся. Конечно, если бы он сочинял, было бы здорово, но, тем не менее, он участвует в творческом процессе, что-то предлагает…

– Из-под вашего пера в «Арии» выходили в основном баллады, однако сольная работа представила вас прекрасным композитором и боевых треков. Почему же такая особенность была в «Арии»? Это был заказ аудитории или невозможность написать балладу другими участниками группы?

– Трудно сказать… наверное, это зависит от периодов в жизни. В «Арии» в основном, писали Грановский, Большаков, Холстинин, Дубинин, я иногда писал, но до «Арии» я вообще не сочинял песен, скажем, работая в «Лейся, песня!». Спустя какое-то время, как говорится, жизнь заставила, и я уже пробовал свои силы в написании не только баллад, но и «боевиков». Наверное, я набирался опыта…

– Авторами песни «Возьми моё сердце» значатся все участники «Арии», кроме барабанщика. И это не единственный случай. Как определяется авторство песен в «Кипелове», в «Арии» тех лет, когда все музыканты вкладываются в создание трека? Ведь гитарист может придумать вступительный рифф, соло и т.д., но при этом вокальная мелодия и гармония придумана вами. Между соавторами заключаются какие-то соглашения для дальнейшего определения дохода? Варьируется ли этот доход от вклада каждого соавтора в песню?

– Исторически, еще со времен «Арии», у нас как-то сложилось, что авторство принадлежит тому, кто сочинил мелодию и гармонию… А что касается риффа или аранжировки, то это тоже очень важно и иногда это делает свое дело… Но вот у нас сложилось так. В основном, все остальное делаем вместе, правда, бывает по-разному, но тем не менее у нас так.

– Из-за большого количества авторов исполняемого вами материала (как музыки, так и текстов) не возникало когда-либо сложностей с живым исполнением тех или иных песен? Одно время говорили, что в концертные альбомы не удавалось включить некоторые песни пера А. Большакова («Встань, страх преодолей», «Воля и разум»).

Есть, например, песня «Беспечный ангел», музыка к которой была написана группой Golden Earing, с ней тоже возникали проблемы при выпуске…

– «Кипелов» славится своим исполнением народных песен, как в тяжелой обработке, так и с народными ансамблями. Откуда увлечение подобной музыкой? Ожидать ли аудитории новых треков в таком ключе?

– Я рос на народной музыке, дома у меня всегда играл патефон и звучали Шаляпин, С. Лемешев, Русланова. Это было впитано с молоком матери, семья у меня поющая, песни звучали всегда и везде. А я вставал на табуреточку и пел для гостей русские народные песни. Всегда есть чему поучиться у народа. Народная музыка – это основа всего. И кстати, «Косово поле» – новая наша песня, ведь многие подумали, что это какая-то народная песня. Это неплохо, и любовь к народному творчеству останется со мной до конца моих дней.

– Кроме народных песен в рамках группы «Кипелов» можно услышать и кавер-версии западных рок-хитов. У вас был опыт работы в клубном проекте «Назад в будущее» в 90-х, где также исполнялись каверы. А «Ария» в 99-м году приобрела новую жизнь и стадионы новых поклонников с кавером «Беспечный ангел». Как вы в целом относитесь к исполнению песен других артистов, ведется ли какая-то правовая работа в этом направлении? Обусловлен ли выбор тех или иных каверов возможностью «очистки» прав на исходный трек для работы?

– Ну вот уже упоминалась песня «Беспечный ангел», она перешла к нам по наследству и исполняют ее и «Ария», и «Кипелов», и С. Маврин и, возможно, С. Терентьев. А что касается каверов, то крайне редко мы исполняем их, скорее, как исключение, либо это связано с «зелеными концертами», либо еще какой-то особый случай.

Был в свое время проект «Назад в будущее», исполнялись каверы, никаких проблем с авторством не возникало…

– Ваш преемник по «Арии» Артур Беркут был вовлечен в судебные тяжбы из-за сольного исполнения «арийских» песен, по сути, каверов. Вы не сталкивались с подобными инцидентами?

– Нет, со мной никто на эту тему не судился, если возникают вопросы, то у нас есть такая негласная договоренность, и мы стараемся не исполнять песни, которые нам не принадлежат. Бывают случаи, когда песня принадлежит двум авторам: одному – участнику группы «Ария», другому – участнику группы «Кипелов», но до судов у нас дело никогда не доходило.

– Валерий Кипелов известен как серьезный артист, который не участвует в проектах, которые ему не близки. В то же время вас нельзя назвать и затворником: дуэты с Галаниным, Тарьей Турунен, участие в проекте Маргариты Пушкиной «Династия посвященных». Каким-то образом вы привлекаете юристов при участии в этих проектах? Договоры с соисполнителями, контроль качества и за продвижением фонограмм?

– Это также является исключением – все эти совместные выступления, что касается, например Тарьи, то каких-либо особых договоров мы не подписывали, а то, что спели вместе, я рад.

Что касается Сергея, то это было сделано по дружбе, как жест доброй воли, никаких денег и договоров. Не всегда в этом процессе участвуют деньги, обязательства.

С группой «ПикНик» я также исполнял эти песни добровольно, по собственному желанию и без привлечения юристов.

– На каком основании строится ваше сотрудничество с ФК «Спартак»? Все мы слышали гимн многократных чемпионов России в вашем исполнении, а ведь были и предыдущие эксперименты в этом направлении. Услышим ли мы еще со сцены «Давай поднимем в небо наш красно-белый флаг!»? Расскажите историю появления этих треков.

– Мне позвонил Евгений Хавтан, и это была «проба пера», что касается гимна «Спартака». Он сказал, что есть идея записать гимн для ФК.Спартак.. Он продемонстрировал мне демо, которое, по-моему, было спето группой «Тараканы», причем спето неплохо, задорно, я не знаю, почему оно не прошло… и я согласился попробовать свои силы. Ничего подобного я ранее не делал, и было интересно.

Я не удивлен, что это не стало основным гимном. Я не знаю судьбу этого гимна, и у меня нет даже записи…

Позднее позвонил Виктор Дробыш и вышел с тем же предложением, сказав, что он сочинил гимн, немного другой, как и просил ФК.Спартак., более распевный и мелодичный. Никаких договоров и особых условий также не было. ФК.Спартак. был моим любимым клубом, и я с удовольствием согласился…

– Сейчас «Кипелов» работает над новым материалом. Одна из новых песен – «Косово поле» – уже взорвала Интернет. Как вы относитесь к тому, что поклонники знакомятся с вашим творчеством по записям с телефонов true-fans-only? Не преследуете ли вы распространение подобных пиратских записей? Например, на концертах ряда популярных рок-групп действует запрет на фото- и видеосъемку в зале.

– На самом деле, мы с этим смирились, так как глупо бегать за фэнами и запрещать, сейчас у каждого есть по нескольку телефонов, фотоаппаратов – это так же, как ветер запретить, он дует и дует. И когда появляются записи – это иногда, может, не очень приятно, но с другой стороны это мобилизует тебя – любая твоя неточность налицо, все это заставляет задуматься, что и как ты делаешь на сцене.

– Продолжая разговор о дальнейших планах группы «Кипелов», скажите, новый альбом увидит свет на материальных носителях или интернет-пиратство убило CD?

– Трудно загадывать, будет ли это полноценный альбом или мы ограничимся выпуском сингла. Мне как-то ближе история с CD, т.к. с Интернетом я не особо дружен. Были даже мысли вообще отказаться от выпуска альбома, и новые песни люди будут слушать только на концертах. Причем, ведь одно исполнение от другого может отличаться, может быть спето с разным настроением… это интересно. Но я думаю, в ближайшее время мы поймем ситуацию.

Беседовал Тимофей Щербаков

В преддверии нового года Валерий Кипелов ответил на вопросы поклонников. Соответствующая видеозапись опубликована на официальном Youtube-канале группы «Кипелов ».

Валерий рассказал о планах коллектива на юбилейный год, ответил на вопрос о сотрудничестве с Мараритой Пушкиной, поведал о своих отношениях с музыкантами группы «Ария ». Также Кипелов поделился своим впечатлением от общения с Даниилом Плужниковым, победителем конкурса «Голос. Дети», великолепно исполнившим песню «Я свободен ».

Полное интервью с Валерием Кипеловым можно посмотреть онлайн на нашем портале. Монолог музыканта длится чуть более двадцати минут.

Отметим, что следующий год для группы «Кипелов» будет юбилейным. Коллектив отметит 15-летие творческой деятельности. К знаменательной дате музыканты выпустят новый студийный альбом, работа над которым уже окончена. Кроме того, юбилею будут посвящены все концерты «Кипелов» 2017 года.

Новый альбом группы станет третьей номерной работой коллектива. Предыдущая пластинка называется «Жить вопреки », она вышла в 2011 году. Самый свежий релиз группы – сингл «Непокоренный ». Его релиз состоялся осенью 2015 года. Сингл опубликован в цифровом виде, а также выпущен на CD и виниловых пластинках.




Top