Искусство прибалтики при ссср. эстония - id77

25 сентября 2014 скончался эстонский певец Яак Йоала. Биографией, причиной смерти этого замечательного артиста до сих пор интересуются преданные поклонники. Уникальный вокал и яркая внешность сделали его одной из ведущих звезд советской эстрады. О судьбе этого удивительного человека мы и поговорим в нашей статье.

Детство

Песня «Лаванда» - это музыкальное произведение, которое стало визитной карточкой Яака Йоалы. Однако сам он не очень любил эту композицию. И судить о его музыкальном даровании по ней в корне неверно. Об исполнительском мастерстве нашего героя ходили легенды. Говорят, что он мог прочитать песню с нотного листа, спеть ее с первого дубля и тут же забыть о ней. Вероятно, такие уникальные навыки были приобретены им еще в детстве.

Эстонский эстрадный певец Яак Йоала родился в 1950 году. Он появился на свет 26 июня в одном из роддомов города Вильянди. Мальчик рос в интеллигентной семье. Его мама была профессиональным музыковедом и трудилась в местном филармоническом отделении. С ранних лет будущую знаменитость отправили в музыкальную школу, где он учился играть на фортепиано и флейте. Будучи подростком, парень увлекся творчеством The Beatles. Это подвигло его на создание собственной рок-группы. Поэтому во время поступления в училище наш герой был вполне сформировавшейся личностью. У него было четкое представление о собственных предпочтениях и вкусах. Его увлечение западной культурой не прошло для него даром. Из училища его исключили за свободолюбивый дух и любовь к рок-музыке.

Становление карьеры

После этого нашему герою пришлось пойти в армию. Биография Яака Йоалы (причину смерти укажем ниже) свидетельствует о его незаурядном темпераменте. Он был очень искренним, все принимал близко к сердцу. Возможно, избыток эмоций помогал ему лучше реализоваться в любимом деле. В армии парень продолжил концертную деятельность. Его военная часть находилась в Таллине. Певец часто выступал на различных площадках и очень нравился сверстникам. На его выступлениях бывали сплошные аншлаги. После возвращения на гражданку предприимчивый Яак сколотил собственную рок-группу под названием Lainer. Постоянные гастроли исполнитель сочетал с участием в профессиональных конкурсах - "Типпмелодия", "Таллин-Тарту", и т. д.

Известность

Йоала Яак Арнович был не только прекрасным певцом, но и отличным музыкантом. Он играл на множестве инструментов, поэтому его с удовольствием принимали в различных музыкальных коллективах. Нашему герою удалось отметится в Kristallid и Virmalised, а также выступить в составе группы Radar. Она была известна за пределами Эстонии, поэтому о талантливом парне узнали в разных концах Советского Союза. Однако переломный момент в карьере артиста наступил в 1975 году. Он успешно выступил на конкурсе молодых певцов в г. Сопоте, получил награду и был приглашен на работу за границу - в британский продюсерский центр. Это было заманчивое предложение, но во времена железного занавеса абсолютно нереальное. Не мог советский певец уехать в капиталистическую страну, не отказавшись от собственной Родины.

К счастью, персоной нашего героя заинтересовались маститые советские композиторы - Тухманов, Паулс, Зацепин. В результате Яак Йоала появился на центральном телевидении с новыми песнями. Больше всего певцу понравился песенный цикл Тухманова «Фотографии любимых». Он считает эти композиции самыми лучшими. Примерно в тот же период исполнитель вышел на сцену с песнями «Я рисую» и «Подберу музыку».

В зените славы

Российский зритель заинтересовался творчеством и биографией Яака Йоалы. О причине смерти певца мы поговорим позже. Сначала опишем его творческий путь в зените славы. Он спел несколько песен для фильма «31 июня». Картина вышла на экраны в 1979 году и мгновенно прославила всех своих участников. Песни «Драконография», «Чарльстон», «Золота слышен звон…», «Я всё равно на ней женюсь», «Любовь нас выбирает» публика знала наизусть.

Итак, всесоюзная слава настигла нашего героя. В 80-е годы он часто участвовал в различных телевизионных передачах. Его выступления становились частью праздничных концертов. Необычный «рок-н-ролльный» стиль исполнения импонировал зрителям и слушателям. Мэтры советской эстрады благоволили новичку и находили его манеру пения свежей, живой и оригинальной. Эстонский певец регулярно становился лауреатом «Песни года». Также ему доводилось сниматься в музыкальных лентах - «Двойниках», «Звездах американской регаты» и других. Востребованность артиста стала уменьшаться в начале 1990-х. После распада Советского Союза певец перестал выезжать на гастроли.

За весь период его активной концертной деятельности Яак Йоала записал несколько альбомов. В 1972, 1976 и 1979 гг. вышли пластинки с названиями "Яак Йоала", В 1979 г. был записан сборник песен Тухманова на стихи Харитонова. В 1981 г. выпущен совместный альбом героя нашей статьи и группы "Радар". Пластинка "Сама любовь" увидела свет в 1985 г. Также известны альбомы Йоалы, записанные на эстонском языке.

Последние годы

Зато записи с его выступлениями еще долго транслировались на телевидении. Песня «Лаванда» стала одним из самых любимых и запоминающихся хитов. Она была спета на очередном новогоднем огоньке. Певец был в отличной форме и радовал не только великолепным голосом, но и прекрасными внешними данными. Ротару и Яак Йоала выступили на «ура». Так что завершение концертной деятельности в первое время никак не сказалось на популярности артиста. Сам он вплотную занялся преподавательской деятельностью. Он учил студентов основам вокала и игры на гитаре в Таллиннском училище, из которого был когда-то безжалостно отчислен. В начале нулевых Яак Йоала занялся продюсированием. Он продвигал начинающих исполнителей, писал для них песни. Кроме того, он занимался защитой авторских прав, а также был главой Эстонского союза исполнителей.

Дела сердечные

Личная жизнь Яака Йоалы включала в себя множество романов. Однако законных браков было всего два. Сначала артист женился на красавице по имени Дорис. Он познакомился с ней во время съемок фильма «Дуэт-дуэль». Первая супруга подарила ему сына Янара. Через некоторое время артист бросил жену и связал себя узами брака с певицей Майре. После этого с первым ребенком он практически не общался. Даже родную внучку - Кармен - видел всего пару раз в жизни. Янар так и не простил отцу развода. По данным эстонских блогеров, он сильно пьет и во хмелю становится неузнаваемым.

Со второй супругой Яак Йоала прожил более тридцати лет. У пары были очень нежные отношения. В последние годы жизни Майре жила в уютном загородном доме, а Яак - в Таллине. Но от этого их брак не становился менее крепким.

Кончина

Знает немало взлетов и падений биография Яака Йоалы. Причиной смерти певца стал сердечный приступ. Он очень много времени и сил отдавал любимому делу и совершенно не жалел себя. Последний сердечный приступ случился в 2011 году. Исполнитель был отправлен в кардиологическое отделение. Лечение прошло успешно, певца выписали, однако через три года, в 2014 году, сердце артиста остановилось навсегда. Это случилось 25 сентября. Яак Йоала покоится на Лесном кладбище в Таллине. На его могиле всегда живые цветы.

  • Дискография Яака Йоалы насчитывает более тридцати пластинок. Кроме того, выпущено пять компакт-дисков с его лучшими песнями.
  • В юности певец был замечен известнейшим продюсером из Великобритании. Его звали Джо Наполи. Он обещал нашему герою мировую славу. Однако Яак был вынужден отказаться. После этого он долгие годы получал поздравительные открытки на Новый год от своего несостоявшегося покровителя.
  • Йоалу отличал независимый нрав. Он начинал свою певческую карьеру, когда на советской эстраде властвовали три композитора - Френкель, Фрадкин и Фельцман. Считалась, что молодой исполнитель обязан спеть одну из их песен. Однако наш герой каким-то образом сумел обойти это негласное правило.
  • Артист не жаловал журналистов. После провозглашения независимости он получил от них прозвище «кремлевский соловей». В последние годы жизни Йоала нашел способ избавится от назойливых репортеров. Он распустил слух, что живет за городом, а сам преспокойно жил и работал в Таллине.
  • Однажды певец решил сбежать из Эстонии. Он поссорился с министром культуры и решил не возвращаться на родину из Алма-Аты. Однако к моменту отъезда так напился, что заснул в аэропорту. Там его и обнаружило начальство. У музыканта отобрали паспорт и не возвращали его вплоть до отлета в Таллин.
  • Звание Заслуженного артиста республики Яак Йоала получил только в 1981 году. Однако ему должны были его присвоить гораздо раньше - в 1975 году, после победы на польском фестивале в Сопоте. Но директор эстонской филармонии предпочел сделать вид, что не знает о новом звании певца. Только окрик из Москвы заставил местное начальство поменять свою позицию.

В заключение

Теперь вы знаете, что Яак Йоала прожил достойную жизнь. Он никогда не изменял своим принципам и сильно страдал от ограничений, которые накладывал на его творчество советский режим. Только на закате жизни он почувствовал свободу. Певец занимался продюсированием, всячески поддерживал юных и талантливых исполнителей, учил их не пасовать перед трудностями и всегда оставаться верными себе и своему призванию. Многие до сих пор вспоминают его уроки с благодарностью. Жизнь и творчество Яака Йоалы интересны всем, кто любит и ценит эстрадную музыку.

При словах «советская эстрада» сегодня на ум приходит один Иосиф Кобзон. Иных уж нет, а другие не выдержали схватку со временем, сдавшись новейшим веяниям. Не лишним будет вспомнить, что это было одно из самобытнейших явлений, жанр, в котором не чурались работать певцы с оперной выучкой — такие, как, например, Муслим Магомаев. Отчасти это позабытое ныне многообразие было обусловлено и масштабами той страны, которая перестала существовать четверть века назад: таланты находились не только на территории РСФСР, но и в других республиках. И совсем не по национальным квотам.

Так в какой-то момент места под софитами практически оккупировали талантливые эстонцы — Анне Вески, Тынис Мяги, Иво Линна, которые активно гастролировали по всей стране, записывали альбомы и блистали на конкурсах.

До высот патриарха Георга Отса, который был и народным артистом СССР, и лауреатом Сталинских премий, конечно, никто из них не добрался, но явлением оказались заметным. К этому поколению принадлежал и Яак Йоала.

Секрет мастерства Йоалы, как и многих певцов той эпохи, — в классической выучке и привитой с детства культуре. Еще до поступления в Таллинское музыкальное училище будущий певец заслушивался классическими операми и грезил, как выходит на сцену с корифеями оперного искусства прошлого. Именно поэтому, когда ему самому пришло время выйти на эстраду, многие были поражены тому, что Муслим Магомаев, говоря о Йоале, называл «крепким певческим дыханием». Яаку Арновичу запросто давались и сложно организованные песни, и кавер-версии мировых хитов, вроде «Облади-облада» The Beatles.

В 1970-х певец неоднократно становился лауреатом международных песенных конкурсов, завоевывая популярность и симпатии лучших композиторов калибра Раймонда Паулса.

Прорывом же для Йоалы оказался фильм «31 июня» — фантастический мюзикл 1978 года, в котором он исполнил четыре песни из четырнадцати. «Я все равно на ней женюсь», «Он пришел, этот добрый день» — после них об исполнителе с красивым прибалтийским акцентом узнали по всей стране. Он начал активно ездить с гастролями, появлялся на телевидении — в «Утренней почте» и «Песне года» — и снимался в кино. Он так часто уезжал из Эстонии для выступлений, что на родине его даже прозвали «кремлевский соловей».

Йоала признавался, что его любимой песней того времени была не знаменитая «Лаванда», спетая в дуэте с Софией Ротару, а более камерная «Фотографии любимых», написанная Давидом Тухмановым и записанная Йоалой в 1976-м. О «Лаванде» же он отзывался крайне неодобрительно и утверждал, что исполнял ее лишь однажды — во время записи «Голубого огонька».

«Я не пою такие песни. Это уже слишком, ниже всякого уровня. И это не важно, что песня имела сумасшедшую популярность», — рассказывал он в одном из интервью.

Уход Яака Йоалы с советской сцены прошел по большому счету незамеченным — дело было в 1988 году, в СССР тогда происходили и более интересные вещи, а бульварной прессы, падкой на такие темы, в то время, считай, и не было.

Причин он так и не назвал — просто в какой-то момент Йоала, видимо, решил доказать, что соловей-то он соловей, но совсем не кремлевский. Слухи, конечно, распространились среди поклонников быстро, кто-то им верил, кто-то нет; но новых концертов эстонского певца не было, новых песен не появлялось, потом прибалтийские республики отправились в свободное плавание, окончательно распался СССР. В общем, Йоала понемногу ушел в историю, вернувшись в родную и теперь уже независимую Эстонию.

Он какое-то время организовывал концерты приезжих звезд, преподавал. В середине 90-х вместе с Мяги и Линна организовал большой — по меркам Эстонии — проект, сделав программу со своими хитами 60-70-х годов.

«Это вроде пародии на «Три тенора» или на «Три поросенка», если хотите. Честно говоря, большого удовольствия мне это не доставило», — рассказывал Йоала в начале нулевых. А уже через несколько лет он окончательно ушел из музыки.

Музыканта, конечно, не забыли — преданные поклонники у него остались, возможно, вопреки его желанию. В 2007 году в России вышел альбом «Сама Любовь» — компиляция его самых известных хитов, на которой была и «Фотографии любимых».

Яак Йоала родился в музыкальной семье и с детства мечтал о сцене. Его мать, музыковед, работающая в Государственной филармонии ЭССР прививала ему музыкальную культуру: еще маленьким мальчиком он неплохо разбирался в ней, предпочитая итальянскую оперу, обучался игре на фортепиано и флейте.

На 65-м году жизни скончался эстонский музыкант, певец и педагог Яак Йоала - одна из ярких звезд советской эстрады 70–80-х годов…


Специальностью Яака в школе и музыкальном училище была флейта, но уже с 16 лет он играл на бас-гитаре и пел в эстонских бит-командах, первой из которых был ансамбль «Кристаллы» (Kristallid), позже он начал выступать с группой «Северное сияние» (Virmalised). В это время, с 1966 по 1968-й, к Йоале приходит известность: он записывается на радио и часто появляется в телепередаче «Гороскоп».


К моменту ухода в армию молодой певец был уже настолько популярен, что за его службой следила эстонская молодежная пресса, как в свое время американские журналисты освещали армейскую жизнь Элвиса Пресли. Йоала служил в Таллине и часто посещал концерты.


Окончив службу, Яак Йоала участвует в конкурсах исполнителей и часто становится победителем. В 1970 году он лидировал в республиканском конкурске комсомольской песни, затем - в конкурсе молодых эстрадных певцов. С 1972 года артист пробует себя на всесоюзных и международных фестивалях.
Он поет в Ростоке и Хельсинки, участвует в конкурсах «Типпмелоодия-1972» и «Таллин-Тарту». В 1975 году он побеждает на конкурсе «Вильнюсские башни» и получает специальный приз жюри на международном конкурсе песни в Сопоте.
Яак Йоала пел на русском и эстонском языке. Песни специально для него писали лучшие советские композиторы: Тухманов, Зацепин, Паулс, Ойт. Всесоюзную известность Йоале принесло участие в многочисленных телепрограммах формата «Песня года» и «Голубой огонек».
Большую популярность получили его песни из кинофильма «31 июня» и исполнение всесоюзного хита «Лаванда» в дуэте с Софией Ротару.
Йоала признавался, что его любимой песней того времени была более камерная «Фотографии любимых», написанная Давидом Тухмановым и записанная Йоалой в 1976-м. О «Лаванде» же он отзывался крайне неодобрительно и утверждал, что исполнял ее лишь однажды - во время записи «Голубого огонька».
«Я не пою такие песни. Это уже слишком, ниже всякого уровня. И это не важно, что песня имела сумасшедшую популярность», - рассказывал он в одном из интервью.
На родине Йоалу много критиковали за то, что он пел на русском. Прозвище “Кремлевский соловей” он получил именно из-за этого. Такое отношение, возможно стало препятствием для развития его певческой карьеры в постсоветской Эстонии.
Уход Яака Йоалы с советской сцены прошел по большому счету незамеченным - дело было в 1988 году, в СССР тогда происходили и более интересные вещи, а бульварной прессы, падкой на такие темы, в то время, считай, и не было.
Причин он так и не назвал - просто в какой-то момент Йоала, видимо, решил доказать, что соловей-то он соловей, но совсем не кремлевский. Слухи, конечно, распространились среди поклонников быстро, кто-то им верил, кто-то нет; но новых концертов эстонского певца не было, новых песен не появлялось, потом прибалтийские республики отправились в свободное плавание, окончательно распался СССР. В общем, Йоала понемногу ушел в историю, вернувшись в родную и теперь уже независимую Эстонию.
Он какое-то время организовывал концерты приезжих звезд, преподавал. В середине 90-х вместе с Мяги и Линна организовал большой - по меркам Эстонии - проект, сделав программу со своими хитами 60–70-х годов.
«Это вроде пародии на «Три тенора» или на «Три поросенка», если хотите. Честно говоря, большого удовольствия мне это не доставило», - рассказывал Йоала в начале нулевых. А уже через несколько лет он окончательно ушел из музыки.


Музыканта, конечно, не забыли - преданные поклонники у него остались, возможно, вопреки его желанию. В 2007 году в России вышел альбом «Сама Любовь» - компиляция его самых известных хитов, на которой была и «Фотографии любимых».

***

«Из памяти уходят имена» пел когда-то советский певец эстонского происхождения. Ещё как уходят! Зря я когда-то не включил в качестве дивертисмента эту информацию в свои ретроспективные заметки - http://www.proza.ru/2007/04/13-379 . - сейчас уже многого и не вспомнить. Постараюсь, однако, хотя бы частично исправить ту ошибку, добавив к личным, теперь уже скудным воспоминаниям справки и ссылки на видео и аудио. А речь идёт о концертах в честь Дня советской молодёжи 25 июня 1989 г, организованных МДМ - Московским Дворцом Молодёжи. Всего их было три: первый – дневной,продолжительностью в несколько часов, на открытой площадке, под эгидой московской рок-лаборатории; второй и третий - вечерние, «попсовые» , в концертном зале МДМ. На первый совершенно бесплатно могли попасть все желающие, на второй или третий – лишь «счастливчики», но тоже бесплатно. Выйти с одного вечернего концерта и попасть на другой «законным путём» было почти невозможно, но я, в любом случае, не смог бы себе этого позволить, - надо было спешить на электричку до Воскресенска, где тогда доводилось проходить студенческую практику.
Итак, о дневном концерте.


Группа МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАГАЗИН. Помню балаган на сцене и больше, пожалуй ничего. Но, найдя в интернете следующий клип, могу утверждать, что это именно тот самый МАГАЗИН:
http://www.youtube.com/watch?v=ch8bwVO5e58
Ещё одно их видео, но здесь уже явных ассоциаций, честно говоря, нет:
http://www.youtube.com/watch?v=eiYqfneD3t8
А вот какую справку даёт интернет:
«Шоу-группа "МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАГАЗИН" родилась в мае 1987 года. "Создавая ее, - говорит Александр Бакин, художественный руководитель коллектива, - мы решили посвятить себя популярной музыке самых разных направлений. С первых же дней своего существования группа стремится к зрелищной концертной деятельности, ищет оригинальный сценический образ".
В декабре 1988 года ребята были приглашены киностудией "Мосфильм" участвовать в съемках художественного фильма "Приговоренный". Нередко бывают они и на телевидении. "Музыкальный магазин" выступал в телепередачах "Добрый вечер, Москва!" и "120 минут".
С июля 1989 года коллектив работает в московском театре песни, который носит то же имя - "Музыкальный магазин".
В составе группы: Александр Бакин - вокал, бас-гитара; Дмитрий Денисов - вокал, ритм-гитара; Юрий Тащилин - вокал, соло-гитара; Вячеслав Трусов - клавишные; Геннадий Щербаков - ударные.
Два последних крупных события в жизни "Музыкальный магазин" - это участие в рок-панораме "Рок-звезда СССР" и в шоу-программе "Звездный час", которую организовали Центр МЭНЭКС и студия кабельного телевидения во Дворце спорта "Динамо" для демонстрации по Интервидению.
А также шоу-группа гастролировала по городам Советского Союза и выпустила магнитный альбом "Падение и взлет!"»


"Рок-звезда СССР" и "Звездный час" это какая-то совсем уж захудалая музпериферия тех лет. Тем не менее, лидер МАГАЗИНА А.Бакин худо-бедно выступает и поныне и даже имеет официальный сайт:
http://bakinmusic.ru/


Группу КЕПКА помню по шляпе и языку, напоминающему тарабарский. Выглядела КЕПКА примерно так:
«Панк-джаз (панк-фанк, ноу-уэйв) - В самом конце 70-х – экспериментальная сцена клубов нижнего Ист-Сайда (Нью-Йорк), представители которой пытались вернуть джазу его первоначальную простоту и энергию. Используя принципы минимализма, атональность, ритмические структуры фанка и диссонирующее пение, они создали довольно своеобразный, хотя и не слишком музыкальный стиль с сокрушительным ритмом, монотонным звучанием инструментов и раздражающе-немелодичным вокалом. К середине 80-х движение распалось, хотя его представители продолжают действовать в «пограничных областях», между джазом, роком, авангардом и конкретной музыкой. »


Надо заметить, что на открытой площадке они звучали несколько какафоничнее, чем на вышеприведённом видео, - видимо, некоторые нюансы растворялись в воздухе, не успевая дойти до публики.
А вот некоторые сведения, найденные в сети:
Год образования 1987.


«…Группа "Кепка", выходящая на чистый инструментал. Превосходит других по технике игры, пожалуй, что "Комбо"» - НИНА ТИХОНОВА, кандидат искусствоведения СДВИГ (1989).


«Неплохое впечатление произвела КЕПКА экс-гитариста (?) МАНГО МАНГО Володи Корешкова: абсолютно индивидуальная музыка, исключительно своеобразный вокал - тут есть над чем думать и работать (поскольку воплощение, как всегда, оставляет желать
лучшего)». Журнал РИО, Ленинград, №38, октябрь 1989г.


Андрей Гордеев в одном из своих интервью говорил:
«...лидер «Кепки» Владимир Корешков эмигрировал в Германию…»
Из сомнительных источников:


«...Владимир Корешков в середине 90-х был найден мертвым в снимаемой квартире на Полежаевской. Его тело, склоненное над лабораторным столом в переплетении змеевидных audio кабелей, мумифицировалось. После вскрытия в его желудке обнаружили 2 кг ртути. Перестало биться радиоактивное сердце легендарного исследователя, аскета экспериментатора, химика разночинца, «трепанатора» тайн магии диалектической природы звуковой материи. Единственное, что он оставил в память о себе - 12 сенквенций, записанных на кассету - творческая активность последнего времени, отчаянная попытка расшифровать набор сенсационных sound формул, нашептанных ему Богом...»


Неоцененный по-настоящему, феномен московского рок-андеграунда, группа огромного потенциала, в нотации выступления надпись «Танцевальная музыка» многое говорит, правильно, зачем в свободное от работы время думать, отдыхать давай, знакомится, веселиться, радоваться жизни. Люди опередили время лет на 20.


КВАРТАЛ. Больше всего запомнился «Мойдодыр». Грудастая Татьяна Литвиненко в ярко-жёлтом платье, в отличие от этого ролика:
http://video.mail.ru/mail/3dognight3/1818/1830.html
Ребята в последствии неплохо раскрутились, видимо, благодаря дружбе с Макаревичем. Вроде бы существуют до сих пор, не смотря на смерть в 2002 г лидера Артура Пилявина.


АНДРЕЙ РУБЛЁВ - и название группы, и псевдоним лидера Дмитрия Степанова. Ортодоксальный хард, включая главный хит «Клевета», получивший известность ещё в бытность Д.Степанова солистом ВИЗИТА и даже включённый в пластинку нового состава этой группы, в целом от харда отошедшего. До ВИЗИТА Рублёв-Степанов прошёл через ПОЮЩИЕ СЕРДЦА, ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА и питерский АВГУСТ.
Умер в 2010 году:
http://andreyrublev.net/


ДИАНА. Лидер - Дмитрий Лаптев. «Прозрачный» саунд и «неоромантический» вокал. В паузах Дмитрий непринуждённо и артистично общается с публикой и, когда речь заходит о «фанере», признаётся, что однажды всё же пришлось согрешить - во время участия в сборном концерте в Олимпийском.
Здесь без скачивания можно послушать пару песен (треки 6и7) ДИАНЫ, как минимум одна из которых - «Кузьма» - точно звучала 25.06.89:
http://community.livejournal.com/ru_tape/1558051.html
Тусовщик и журналист Василий Бояринцев о ДИАНЕ (журнал-буклет «Русский рок» , вышедший стотысячным тиражом в 91-м):
«Характерная черта рок-лабораторных групп второго поколения – абсолютная пустота в текстовом отношении. Был стиль, были в песнях даже какие-то остросоциальные моменты, было мастерство игры, но не было полёта. Группы соревновались в техничности, появлялись безумно сложные аранжировки, музыку доводили до совершенства, порой даже до абсурда. А вот слова, больше напоминали мыльные пузыри, а не искусство. И вот появилась «Диана». До вступления в рок-лабораторию группа имела не совсем коммерческое и даже совсем неприличное название, которое мы здесь приводить не будем (а мы, ссылаясь на интернет, приведём – «Менструальная повязка» - ТС), но о котором можно спросить оу знающих в роке толк людей. При прослушиваниях в рок-лаборатории группу попросили сменить название, и Дмитрий Лаптев, ни минуты не думая, сказал: «Что ж, пусть тогда будет «Диана». Сам Лаптев – личность достаточно неординарная. По крайней мере, он совершенно не похож на поколение московских рокеров, которому на самом деле принадлежит. В своё время Лаптев был известен в тусовке как хороший авангардный поэт. А когда ему надоело быть просто поэтом, он стал перекладывать свои стихи на музыку и, будучи неплохим пианистом, сам себе аккомпонировал. И понял, что наконец нашёл то, чего ему не хватало. Вообще «Диана» это чистота звука, ясность мысли и очень хорошее поэтическое наполнение. У «Дианы» нет постоянного состава. Иногда она расширяется до пяти-шести человек, иногда сокращается до одного Лаптева, который появляется на большой сейшн среди каких-то очень навороченных команд, выходит на сцену один, садится за фортепиано и срывает колоссальнейшие аплодисменты, которые превращаютя в вопли и даже ломание стульев. Это, мне кажется, доказывает, что Лаптев, не тот человек, о котором можно сказать, что он просто стучит каблуком по клавишам или по крышке рояля. Хотя, конечно, может. Но для него это лишнее.»
Заметки этой нет ни на сайте В.Бояринцева http://www.bazilevs.narod.ru/ , ни, как мне кажется, вообще в интернете.
А это статья в «МК» 89-го года:
http://www.nneformat.ru/archive/?id=1604
По непроверенным (из интернета) сведения Д.Лаптев умер.


ЛОЛИТА. Гаражный блюз - тяжёлый, тягучий, «грязный», «пьяный», припанкованный, с хриплым вокалом. Не совсем трезвый лидер (певец/гитарист Плюха) в коротких а`ля Сабрина джинсовых шортах.
А вообще, ЛОЛИТА прославилась совместным с Ником Рок-н-Роллом альбомом «Московские каникулы»:
http://www.rockanet.ru/100/102.phtml


МИСТЕРИЯ-БУФФ. Помню только, что это уже немолодые музыканты, которых я не идентифицировал как одноимённую группу Бориса Носачёва, известную песнями на стихи Маяковского.
Хард-роковая АТАКА с развесёлым солистом в пионерском галстуке.
Может, это они?
Завершать концерт дожен был ВА-БАНК, но аппарат заглох и А.Скляр успел только выкурить (на сцене – признак «крутизны») сигарету и повозиться с гитарой.


Теперь о попсовом шоу.
Ведущий – В.Сюткин, на тот момент лидер трио ФЭН-О-МЭН. Но здесь за ним лишь конферанс и ди-джейство в фойе. Если, не ошибаюсь, трио должно было выйти на сцену во второй серии, вместе с НРГ и МИРАЖОМ.
Первым номером - Сергей Пенкин с какой-то незатейливой интерпретацией классики. Мне он абсолютно не знаком в отличие от москвичей, - по рядам проносится презрительная усмешка: «Голубой».
Сергей Крылов - «Здравствуйте, Алла Борисовна»…
БРАВО с Евгением Осиным – «Добрый вечер, Москва» и … что там ещё он успел у них спеть?..
АТТРАКЦИОН А.Шкуратова - пожалуй, самый достойный номер, но в группе уже нет исполнителя, на мой взгляд, лучших их вещей – «Осень как беда», «В праздничный день» и англоязычной «Песчаной страны».
А.Малинин - если не измняет память, что-то из телевизора, какая-нибудь «Коррида» , «Напрасные слова» и т.п.
Вейланд Родд - русский негр.
Сергей Минаев – «Ты сейчас в армии».
Дмитрий Маликов – песенка про студента, и, наверное, про свадьбу.
ЛИМОНАДНЫЙ ДЖО Валерия Шаповалова. «Стой, кто идёт» и ещё что-то в том же духе, с той же пластинки.
Лайма Вайкуле с клерикальной агиткой в межпесенной паузе, типа «Вот стою я тут перед вами, вся такая верующая-преверующая»
Где-то между затесался сатирик Смолин.
В целом действо фонограммное, но разбираться где «минус», где «плюс» особого желания не было.
Ну, а потом – Казанский, если не ошибаюсь, вокзал и электричка до Воскресенска, точнее до Цемгиганта, - городок вытянут вдоль железной дороги и там, кроме собственно В-ка ещё три-четыре остановки.


На фото - Дмитрий Лаптев

Искусство Прибалтики при СССР. Эстония March 9th, 2017

Здравствуйте уважаемые.
Много воды уже утекло с тех пор, как распалась некогда "великая и неделимая". И, наверное, вряд-ли можно спорить о том, что больше всего преференций от распада СССР получили именно страны Прибалтики. Подчеркну- естественно по отношению к другим 12 республикам. Однако, мне видится, что при имеющихся плюсах, есть и не менее жирные минусы. В Советское время Прибалтика была витриной СССР, туда ездили как на "Запад" и отношение было соответствующим. Прибалтийское - значит качественное. Умные и грамотные бизнесмены оттуда, несмотря на политические барьеры, смогли сделать на подобных воспоминаниях неплохие деньги. И в принципе. это всех устраивало. Я еще сам до недавних пор с удовольствием уплетал литовские сыры, эстонскую молочку и латышские конфеты. Сейчас практически все это перекрыто. Возможно страны Прибалтики найдут какие-то новые рынки сбыта, смогут заинтересовать европейского потребителя (чего я им желаю искренне), возможно и нет. Это сфера экономики, и тут вполне все может получится. Но есть сфера, в которой Прибалтийские страны потеряли очень много, и вряд-ли смогут выйти на уровень позднего СССР в обозримом будущем. я имею в виду развитие культуры и искусства. Просто вспомните, сколько у нас в Советском Союзе было известных прибалтийских актеров, режиссеров, музыкантов. Немало, верно? Возможно я не прав (поправляйте смело), но сейчас подобного в этих государствах в разы меньше. Давайте вспомним лишь некоторых. И начнем с Эстонии.

Эстонская ССР - одна из самых маленьких по размерам (меньше только Армянская и Молдавская ССР), и самая маленькая по населению (чуть больше 1,5 миллионов человек) очень неплохо была представлена своими представителями в различных областях искусств. И прежде всего, сходу вспоминается музыка.

Конечно же № 1 тут, один из самых известных оперных певцов, чье имя известно даже людям очень далеким от музыки - это Георг Отс . Знаменитый баритон, Народный артист СССР, Народный артист Эстонской ССР, Лауреат двух Сталинских и Государственной премии СССР был известен как эталонный Мистер Икс. И пожалуй, это один из самых известных эстонцев в истории.

Прекрасный пловец, он чуть было не погиб во Второй мировой, но открыл в себе талант к пению и выступал до конца жизни. Несмотря на то, что последние 2 года были очень тяжелые. У него была опухоль мозга и ему удалили глаз. Но он выступал и радовал своих многочисленных поклонников до конца. Помимо русского, эстонского, немецкого, финского, французского и итальянского, которыми он владел, пел на украинском, литовском, латышском, татарском, армянском, молдавском, сербохорватском, албанском, венгерском, румынском, испанском, английском, монгольском и других языках.


Очень запомнились мне в детстве эстонские эстрадные музыканты. Недавно ушедший от нас Яак Йоала был знаменит не только советским суперхитом "Лаванда" (пусть и бессовестно стыренным), но еще и немалым количеством достойных композиций.


Анне Веске до сих пор на виду. Ее мягкий, мелодичный акцент стал ее визитной карточкой, а мощный голос узнаваем по сей день. Помните:


У Тыниса Мяги вообще было полно хитов. В том числе именно ему доверили петь главную песню Олимпиады-80, а это, согласитесь, много, что значит.

Менее известен широким кругам зрителей, но не менее любим почитателями был Иво Линна . Созданные им коллективы "Апельсин" и "Рок-Отель" реально доставлял своей музыкой, сильно отличающейся от принятых канонов.


Еще были Марью Ляник, оперные певицы Ида Лоо и Ану Кааль , джазовая исполнительница Айно Байлиня , рок-музыкант Урмас Алендер , и конечно же мощный камерный певец Тиит Куузик

Знаменитые пианисты Бруно Лукк и Анна Клаас . Очень известный композитор Арво Пярт. Хорошо знакомые многим Лепо Сумеру, Эйно Тамберг и Яан Ряэтс .

Из более-менее современных же музыкантов Эстонии я могу вспомнить только нескольких дирижеров - того же Тыну Кальюсте , и запоминающуюся девочку Сандру Нурмсалуну выступающую на Евровидении

Если говорить о живописи, то сходу в голову приходит Гюнтер-Фридрих Рейндорф , народный художник СССР, замечательный график, чьему авторству принадлежат куча классных почтовых марок. Кстати, довоенные эстонские марки тоже он иллюстрировал:-)

Очень неплохим художником был также Олев Субби.

В кино и театре представительство не столь обширно, но и тут есть свои яркие представители. Разве можно забыть красавицу Эви Киви

Мощного актера Бруно Оя

фактурного Хейно Мандри

Ну и конечно же неподражаемого Лембита Ульфсака . Для меня - это Паганель навсегда и один из любимых актеров детства:-)

Продолжение следует...
Приятного времени суток.




Top