Искусство воздушной гимнастики. Сколько работают, как тренируются и что едят воздушные гимнастки

Две артистки цирка из России рассказали «Афише Daily», каково это - выполнять акробатические трюки на высоте 25 метров без страховки.

Елена Бараненко: «Что бы ни происходило, в день я должна сделать не меньше 50 приседаний»

Я служу в Большом Московском государственном цирке уже много лет. Мои родители были цирковыми артистами. С самого детства я принимала участие в номерах, училась дрессуре животных, жонглированию, а когда стала чуть постарше, родители отдали меня в хореографическое училище. Поэтому я во многих жанрах что-то могу. Лет семь назад мы дурачились с подругой, воздушной гимнасткой, на манеже во время репетиции, и она попросила меня сделать некоторые элементы, у меня стало многое с ходу получаться, потом мы попробовали сделать вместе пару движений и выяснили, что у меня есть склонность к этому жанру. С тех пор мы стали тренироваться вместе и уже лет шесть как выступаем под куполом.

День своего первого выхода на арену с воздушным номером я помню очень хорошо. За час до выхода я нечаянно сбрила себе брови и чувствовала себя ужасно. Я очень волновалась в тот день, не находила себе места в гримерке. Подумала, что нужно подстричь их перед выступлением. Не подходя к зеркалу, провела машинкой по бровям, а насадку надеть забыла. А потом подошла к зеркалу и увидела все великолепие. Этот инцидент меня расслабил. Я нарисовала себе две линии на месте, где раньше росли брови, и пошла выступать.

Мы работаем без страховки. Иногда во время выступления страх такой берет, что ужас! Я стараюсь его перебарывать. Меня успокаивают мысли о том, что олимпийским спортсменам сложнее, чем нам: у них дикий прессинг и ответственность в разы больше. Когда ты на вершине каната, тебе прикольно. Но иногда бывает очень страшно.

Относительно выступлений на арене у меня много суеверий. Может быть, это из-за того, что у меня на арене погибла мама. Они с папой тоже работали в жанре воздушной гимнастики. Однажды во время выступления оба сорвались, папа выжил, а мама умерла. Ей тогда было 33 года, мне - 9. После смерти мамы папа сначала строго запрещал мне выступать в цирке, какое-то время я слушалась. Но в цирк нельзя прийти, влюбиться и уйти. Если ты проникся этой жизнью однажды, то уже не сможешь бросить вот так, по чьему-то приказу.

Я всегда перед выступлением проверяю всю технику, подвеску, люблю безопасность. Хотя от судьбы не уйдешь. Ведь риск и смерть - это тоже часть жизни, особенно если мы говорим о воздушной гимнастике. Когда я выступаю с лошадьми, перед выходом я обязательно глажу лошадку по носу: мне кажется, так она успокаивается. Если у меня что-то не получается несколько раз, я делаю пируэт, этакий маленький ритуал на удачу. Перед номерами в воздухе я всегда читаю «Отче наш» и целую свой крестик. Когда приезжаю в новый цирк, перед выступлением отправляю воздушный поцелуй в сторону манежа. Еще я целую булавы, которыми жонглирую: я благодарна своему реквизиту и партнеру и пытаюсь создать положительную атмосферу вокруг. Кстати, у меня есть еще один пунктик: что бы ни происходило, я в день должна сделать не меньше 50 приседаний.

Мне важно быть в хорошей спортивной форме не потому, что это дань моде, а потому, что от этого зависит моя жизнь. Кроме того, мне необходимо красиво выглядеть, я же артистка. Я увлекаюсь здоровым питанием. С вечера завариваю себе имбирь, утром пью. Обязательно с вечера заливаю семена чиа кефиром и кладу в холодильник, утром добавляю туда цветочную пыльцу, тыквенные семечки, фрукты. Также я перемалываю себе семена льна и пью спирулину. По утрам еще часто употребляю масло авокадо, масло миндальных и грецких орехов и съедаю кусочек хлеба со сливочным маслом: это полезно для кожи. У меня низкое давление, поэтому я еще обязательно утром пью зерновой кофе. Еще я недавно прочитала, что помидоры и огурцы не усваиваются желудком, поэтому теперь стараюсь избегать их. У нас в цирке очень вкусная столовая. Стараюсь есть простую пищу, но качественную. На обед беру суп, котлеты из печени, салат из моркови. К концу дня очень устаю, поэтому заезжаю в супермаркет, покупаю мытую траву, туда брызгаю оливковое масло и с удовольствием ем. Могу себе позволить вино в хорошей компании или даже коньяк зимой. При этом я большой противник курения. Покупаю еду на рынках выходного дня, потому что там все вкусное и свежее. На тренировки всегда беру с собой гематоген, потому что в нужный момент он придает сил. В качестве перекуса могу употребить яблоко, кофе с горьким или молочным шоколадом. Если честно, я сладкоежка. Если я увижу по пути домой пирожное, я приду домой, буду думать о нем, потом вернусь за ним, куплю и съем, а потом буду приседать, пытаться избавиться от этих калорий. У меня раньше было малокровие, поэтому я часто ем говядину и баранину, кроме того, мне они очень нравятся по вкусу в отличие от остальных видов мяса.

В первый раз я вышла на манеж в 14 лет: выступала с номером, где жонглировала на лошади. Сейчас помимо номеров в воздухе выступаю с жонглированием булавами и дрессированными попугаями (это мои любимые птицы). Мои папа и брат тоже работают в цирке.

«Аскольд Запашный подходит ко мне каждый день и говорит: «Прекрати жрать»

Елена Петрикова

Я вышла на манеж в 5 лет в репризе у клоунов. А работать в жанре воздушной гимнастики начала в возрасте 14 лет, хотя официально это можно делать только с 18. Но больно хорошо у меня получалось, и поэтому Мстислав Запашный добился того, чтобы мне позволили выступать раньше положенного. Я выступала с номером на канате (корд-де-парель) на высоте 15 метров - первая и единственная в этом возрасте абсолютно без страховки.

Не знаю, почему выбрала этот жанр: я очень боюсь высоты, на каруселях меня укачивает, не могу смотреть вниз даже с балкона пятнадцатого этажа. Изначально мы с папой делали пару в акробатическом номере, выполняли стойки разные. А однажды мы приехали во Владивосток на слет самодеятельных цирков - и я увидела выступление одной девочки, которая работала в жанре корд-де-парель, и она меня восхитила. Я достала папу, он тут же пошел в порт, добыл мне канат с какого-то корабля. Девочка на том выступлении так непринужденно выполняла свой номер, что я думала, мне это тоже не составит труда. И вот я ухватилась руками и ногами за канат и замерла - вообще не могла ни одного раза подтянуться, не то что летать на нем. У меня было такое разочарование: я-то думала, сейчас залезу и сразу полечу. В итоге я потратила полтора года и наконец подготовила восьмиминутный номер в воздухе.

В то время я еще училась в школе. В 5 утра я приходила на репетицию в цирк, отрабатывала другой номер с лошадьми, потом шла в школу, приходя из нее, репетировала совместные номера с папой, потом снова номера с лошадьми, потом обязательно посещала балетный мастер-класс, потому что Мстислав Запашный следил, чтобы все артисты посещали занятия по хореографии, потом был перерыв и уже часа в два ночи при свете лампочки, когда все расходились по домам, мы с папой репетировали мой сольный номер с канатом. Когда я впервые в 14 лет на новогоднем концерте выступила в образе чайки с этим самым номером в воздухе, у меня крылья намотались на канат, я их судорожно пыталась вытащить и при этом не выйти из образа, а когда оказалась за кулисами, у меня от переизбытка эмоций просто согнулись колени и я упала. У папы даже есть видеокассета, на которой видно, как я отрабатываю номер на арене, а после выступления захожу за кулисы и падаю.

В детстве я работала все конные жанры, даже под живот лошадям лазила, пока маленькая была. Цирковые дети всегда обучаются разным жанрам. Помню, когда мне было лет 7, я готовила акробатический номер, где мне нужно было разбежаться и прыгнуть на руки стоящим передо мной ребятам. Я разбежалась, неудачно прыгнула, промахнулась и проехала лицом по ковру до конца манежа (метра четыре). Было больно, противно, стыдно, и я невзлюбила акробатику после этого.

Специфика воздушной гимнастики в том, что это очень опасно. Мы работаем без страховки, это значит, что если раскроется рука и ты уронишь человека, то все. Нужно иметь очень сильные руки и чувствовать партнера. Я привыкла работать с партнершей, мы уже около семи лет выступаем вместе и досконально друг друга чувствуем. Недавно мы взяли в номер еще одного гимнаста - и пока привыкнуть очень трудно.

Иногда, когда выходишь на сцену, очень страшно. У меня был номер, в котором нужно было делать резкий обрыв. Когда было слишком страшно, я отрабатывала весь номер, но именно этот элемент не исполняла, вместо этого просто делала разные движения, пережидая, пока музыка пройдет. У меня так было, правда, всего несколько раз. Я выступаю на высоте 25 метров без страховки. К этому страху невозможно привыкнуть, он просто появляется время от времени из ниоткуда и также неожиданно уходит. У нас недавно была премьера номера, когда мы выступали впервые втроем, а не вдвоем, и мне было до того страшно от чувства, что я не на сто процентов владею ситуацией, что тряслись пальцы. Была внутренняя паника, истерия. Я стою на манеже, у меня трясутся руки, мне стыдно, и я не знаю, как это остановить. Я думаю, что существует высший разум, иногда, когда я настраиваюсь, обращаюсь к нему. Перед номером на две секунды закрываю глаза и ухожу в себя. Может, я циник, но когда за кулисами перед выступлением стоят жонглеры, которые будут подбрасывать три булавы, и молятся и крестятся, это выглядит комично.

Родители у меня тоже цирковые артисты, поэтому у них нет паники во время моего выступления. После шоу мама может подойти ко мне, отругать, что где-то у меня было не такое выражение лица, недотянула носок. Папа стоит на лебедке (аппарате, который поднимает нас наверх) и следит за безопасностью. Мы относимся нормально ко многим вещам, к которым невоцирковленный человек отнесется негативно. Например, в детстве я каждый месяц переезжала из города в город, меняла школу из-за того, что родители постоянно гастролировали. Ты переехал, поступил в новую школу, через месяц собрал свои манатки, переехал в новый город - и все по новой. Сейчас я тоже гастролирую и часто живу в разных городах. Сколько мне лет, говорить не стану. По цирковым меркам я уже пенсионерка - у нас выслуга 15 лет. Я не замужем, детей у меня нет. Но мне это и не нужно сейчас, я не ощущаю себя взрослой женщиной, которой уже все это необходимо, мне в душе еще 17 лет.

Я хожу в фитнес-центр три раза в неделю. Не могу сказать, что я фанат тренажеров, я терпеть их не могу, хожу через силу. На манеже каждый день мы разминаемся и репетируем по 5 часов. За это время я успеваю отрепетировать номера с лошадьми, потом с собаками и свой номер в воздухе. Потом до вечера я работаю помощником художественного руководителя в Большом Московском государственном цирке.

Я очень люблю есть, это для меня трагедия. Особенно сейчас, с возрастом. Расстраиваюсь, когда не могу позволить себе макарошки и пиццу. Стараюсь питаться овощами, рыбой, курицей, естественно, без хлеба и сладостей, иначе сразу начинаю поправляться. Сейчас я вешу 56 килограмм - и я вторая в рейтинге самых толстых девочек в нашем коллективе. Мне все в цирке говорят, что я очень жирная. Аскольд Запашный подходит ко мне каждый день и говорит: «Прекрати жрать». Мне бы и правда не помешало сбросить килограмма два-три, но я не могу. Мне кажется, я смогу похудеть, только если буду сидеть на воде, но я не могу так, мне нужна сила для тренировок. С утра я обязательно съедаю кусочек хлеба со сливочным маслом, чтобы кожа была увлажненной. Правда вечером иногда могу съесть кусочек пиццы или суши. Организм привык к физической нагрузке, я от нее не худею.

Мне часто снятся выступления. Точнее то, что на манеже уже начинает играть моя музыка, а я до сих пор сижу в гримерке в повседневной одежде. На самом деле это очень страшно, я просыпаюсь в холодном поту после такого. Насколько я знаю, этот сон преследует многих цирковых артистов.

У меня много друзей не из цирка. Я дружу с рокерами, байкерами, фотографами, писателями. После выступления в цирке, часов в 11 вечера могу пойти в клуб снять напряжение или просто завалиться домой спать. Мы часто собираемся в коттедже моей подруги у камина и устраиваем просмотры Тарковского, Феллини, потом обсуждаем увиденное.

Когда я нахожусь на высоте под куполом, я ни о чем не думаю. Я слушаю музыку, держу образ, мыслей вообще нет, у меня все отключается, и я работаю. На репетициях страшнее, чем на выступлениях, потому что на репетициях ты смотришь вниз и видишь, что находишься очень высоко, а когда ты на арене, тебя ослепляет яркий свет и ты не видишь, что внизу.

В прошлом году мы с партнершей стали бронзовыми призерами в Монте-Карло. Как в мире кино главная награда - получить «Оскар», так у нас получить «Клоуна», мы его получили. Я без страховки держала партнершу одной рукой за ногу, и она висела головой вниз на 28-метровой высоте. Однажды мы чуть не сорвались, партнерша удержала меня за талию, и все обошлось. Зарплаты у нас достойные, но не огромные. Работаем мы точно не ради денег.

Артист очень тонко реагирует на похвалу. Для меня аплодисменты - это наркотики. Если вдуматься, это глупо. Но если я получаю бурные аплодисменты, то прихожу в неописуемый восторг, хочется на куски разорваться от счастья. Важно уметь подстроиться под настроение публики, понять, на кого играть. Даже когда ты на высоте 26 метров, нужно продолжать играть роль, улыбаться. Ошибочно думать, что когда ты там, зритель тебя не видит. Видно все: ненакрашенный ноготь, оторванную блестку, стрелку на колготках, страх на лице.

Не так давно я закончила режиссерское отделение ГИТИСа с красным дипломом и недавно получила еще одну специальность - менеджер по управлению организацией. Я понимаю, что не вечно буду под куполом летать. Даже когда я не смогу быть артисткой цирка, я в другой роли останусь в нем. Я мечтаю когда-нибудь стать директором цирка, поэтому сейчас получаю максимум знаний.

Когда мы были в Монако в прошлом году, пришлось выступать на опилочном манеже, который имеет свойство терять форму. Я выступала на лошади, она меня в какой-то момент сбросила, и я упала прямо в ноги принцу Альберту и принцессе Стефании. У меня с двух сторон оказались два кола, я умудрилась сгруппироваться и попасть строго между ними, иначе я бы разбилась, а так я только палец сломала. Но потом быстро встала и еще раз отработала неудавшийся трюк. Зато мне хлопал Жан-Поль Бельмондо! В другой раз мне во время выступления нечаянно ассистент порвал плечо. Обычно папа поднимает меня в воздух на канате, а в тот день его заменял другой человек. Я была в воздухе, он контролировал ситуацию снизу, и вот когда я пошла на трюк, он подумал, что я как-то низко летаю, и решил меня поднять выше, и у меня в этот момент разорвались связки плечевого сустава от такого резкого подъема. Это как раз был финал номера, я не подала виду и с максимально спокойным видом ушла за кулисы. После этого случая я не могла работать полгода. К сожалению, в нашей профессии ты не всегда зависишь сам от себя. Всегда есть ассистенты, у которых может случиться приступ идиотизма, и этого ты не можешь контролировать и с этим человеком уже ничего не сможешь сделать - да и зачем, если ты уже калека. Для нашего жанра типичны порванные плечи, кисти рук, связки.

Самое главное правило - ты должен любой ценой подарить зрителю праздник. Если бы он хотел посмотреть на страдания, то не платил бы деньги за билет в цирк, а пошел в другое место. Но он захотел праздника, он ждет чуда, поэтому что бы ты себе ни порвал, что бы ни сломал во время выступления, ни в коем случае нельзя этого показывать. После того как вышел за кулисы, ради бога, плачь, проклинай мир, беги к врачу, делай, что хочешь, это уже твое дело. Зрителю это не интересно.

Утро цирковой семьи начинается так же, как и у всех - нужно отвести ребенка в садик. Элеоноре два с половиной года. По выходным родители берут девочку с собой в цирк, а будни она проводит в детском саду. Элеоноре пока еще рано забираться под купол, но, по словам родителей, она уже норовит это сделать. Выполняет движения, подсмотренные у родителей, гордо выкрикивая при этом "я гимнастка!".


С дедом она уже сальто делает и по канату ходит, - рассказывает Алия, первые тренировки которой начались примерно в таком же возрасте.


Алия Канахина , сколько себя помнит, всегда была в цирке. С "опилками в ботинках", как говорят про детей цирковой династии, она научилась ходить, выполнять свои первые номера. Позже встретила здесь любовь своей жизни - Андрея.


Часто артисты называют цирк своим домом. Они проводят здесь все свое время. Цирк - это и дом, и работа, и хобби.


В малом зале, который используется как для тренировок, так и для представлений, артисты отрабатывают новые номера и трюки. Всегда есть над чем поработать, предела совершенству просто не существует.


Нагрузки при тренировке намного выше, чем при выступлениях. Воздушные гимнасты обычно тренируются в чешках. Но, учитывая особенности подготавливаемого номера, Алия тренируется сегодня в танцевальных туфлях.


"Номера, исполняемые в советские времена и теперь, сильно отличаются. Сегодня больше внимания уделяют сценарию, постановке. В номере должно быть начало и конец. Это и есть драматургия", - говорит Курмангали Досбатыров - отец Алии, воздушный гимнаст, заслуженный деятель СССР и Казахстана. С него и начинается история династии Досбатыровых.

Номера, исполняемые в советские времена и теперь сильно отличаются. Сегодня больше внимания уделяют сценарию, постановке.


После службы в армии, в 1974 году, глава будущей цирковой династии Досбатыровых, прошел республиканский конкурс Казахского цирка и 17 лет гастролировал по всему СССР с номером "Земля чудес".


На гастролях в Ставрополе гимнаст поселился в гостинице, где проживала молодая танцовщица народного ансамбля "Колос". Это знакомство перевернуло жизнь 17-летней Елены и 27-летнего Курмангали. Они поженились и родили троих детей - Даулета, Алию и Мадину.

Первым, на арену в возрасте двух лет вышел Даулет - старший брат Алии. Позже в той же клоунской репризе "Садись на ИЛ, садись на ТУ и прилетай в Алма-Ату!", в огромном яблоке из папье-маше выпрыгивала уже двухлетняя Алия в паре с Муратом Мутургановым.


Сегодня Курмангали Досбатыров преподает акробатику в академии им. Жургенова, а также руководит воздушными гимнастами в цирке.


Вместе с Андреем и Алией сегодня на тренировочной арене занимается одна из учениц Курмангали - Марина Стародубова . Когда Марине было 5 лет, ее впечатлил номер Алии и Даулета, и девочка захотела стать воздушной гимнасткой.

По словам Курмангали, Марина научилась делать все трюки за один год. Теперь она их только совершенствует. Несмотря на свои 9 лет, девочка выступает вместе с опытными взрослыми артистами.


Андрей Канахин попал в алматинский цирк только после поступления в эстрадно-цирковое училище. До этого момента, в родном Шымкенте, Андрей работал в цирке-шапито, но, по словам самого Андрея, это был уровень самодеятельности.


Я никогда не был связан ни с гимнастикой, ни с акробатикой. Пока учился в школе, занимался самодеятельностью, выступал как клоун Кузя. Выступал при любой возможности, - рассказывает Андрей.


Пришел момент, когда я подумал "а дальше что?". Решил поступить в эстрадно-цирковое училище. На конкурс приехали уже подготовленные ребята - были жонглеры, акробаты. Я подумал, что ловить тут точно нечего, ведь растяжки нет, сальто делать не умею. Я взял займы у кого-то свисток и показал миниатюру. Рассмешил жюри, поступил на грант, - вспоминает Андрей.


Артисты цирка получают знания во всех областях циркового искусства. Так, например, второе любимое занятие у Алии - жонглирование, а Андрей, поступив на специализацию "клоунада", переквалифицировался в воздушного гимнаста.


Андрей совмещал обучение и гастроли. Выступал сначала с труппой, потом в дуэте с Русланом Файзулиным. Объездил всю Европу. Насытившись "кочевой" жизнью, Андрей понял, что пора создать семью. Ему хотелось, чтобы в этой жизни у него появилось что-то свое, постоянное.


Мы знакомы 15 лет. Все артисты цирка знают друг друга. То он на гастроли уезжал на полгода, то я. Мы особо не общались, - говорит Алия.


Аля наверняка обо мне даже не думала, а я всегда наблюдал за ней со стороны. Как коршун, парил над своей добычей, - смеется Андрей.


Как это часто бывает, все изменилось благодаря случаю. Приближалось окончание школы, Алие необходимо было сдавать государственные экзамены. Даулет получил травму на арене, и семья Алии надолго осталась в Казахстане. Вернувшись с очередных гастролей, Андрей решил действовать, и у него получилось. Алия и Андрей встречались 6 лет, в браке уже 4 года. Сегодня Алия для Андрея - незаменимая партнерша на арене цирка, любящая жена и заботливая мама их дочери.


Сейчас пара готовится к цирковому фестивалю в Испании. Номер придумали сами, но в разработке принимала участие вся семья.


Номер совмещает в себе два жанра - акробатику на мачте (любимый жанр Андрея), и воздушную гимнастику на ремнях. По словам Андрея, этот симбиоз стилей - новшество, которое они привнесли в номер.


Сегодня удивить зрителя очень сложно, поэтому приходится придумывать что-то новое в трюках, в номерах. Папа, имея огромный багаж знаний, помогает нам, - говорит Алия.


Номер называется "Ты и я". Под трогательную французскую песню гимнасты рассказывают историю о том, как девушка мечтает о молодом человеке. В конце номера героиня остается одна. Музыка подбиралась особенно тщательно, у пары ушли месяцы на выбор песни.


Идея для номера приходит не спонтанно. Это многочасовые раздумья, бессонные ночи, нелегкое время терзаний и сомнений. Сначала берется набор трюков, потом продумывается сюжет, только затем накладывается музыка.

У нас нет любимых номеров. Каждый номер, как маленький, любимый ребенок, - говорит Андрей.


Один из номеров пары

На вопрос, тяжело ли совмещать семейную и цирковую жизнь, Алия отвечает: "С одной стороны, очень удобно, когда партнеры еще и женатая пара. Есть общая цель и мечта. Я не знаю, как бы я смогла объяснить своему мужу, не артисту цирка, что я на полгода уезжаю в Испанию. С другой стороны, некоторые ссоры переносятся с арены домой. Это - минус".


Под конец тренировки гимнасты очень устали. Не было сил даже на то, чтобы поднять бутылку воды, а ведь еще нужно было убрать весь свой инвентарь.

За дочерью пара едет тоже вместе. Андрей и Алия не расстаются никогда. Даже во сне может прийти идея для номера, и ее нужно будет обсудить утром.

Фотогалерея

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Полёт в небеса свободной птицы

Не зная страха высоты ей не нужны границы,

Она под куполом парит

Летая без усилья,

Как будто бог ей подарил невидимые крылья.

К воздушной гимнастике относятся цирковые номера, выполняемые на снарядах или аппаратах, подвешенных в воздухе, с помощью тросов или других инных крепёжных приспособлений. Номера воздушной гимнастики исполняются, как на снарядах, закреплённых на месте(статика), так и на снарядах раскачивающихся, движущихся по кругу, а также поднимающихся и опускающихся вверх, вниз.


Специфика жанра основана на демонстрации необычных навыков владения своим телом, превышающих способности среднего человека, и выходящие за рамки обыденного. Рискованный трюк - это король циркового искусства, поэтому воздушные гимнасты, рискуя порой не только получить травму, но даже своей жизнью, стараются исполнять эффектные и порой самые отчаянные трюки, чтобы показать безграничные возможности человеческого тела и духа. Не зря, этот жанр считается самым зрелищным и завораживающим в цирковом шоу. Воздушные гимнасты демонстрируют силу, ловкость и смелость, недоступные обычному зрителю. Ещё одна причина популярности воздушных номеров основана на стремлении зрителей "пощекотать себе нервы", ощутить опасность, подстерегающую гимнаста. Недаром существует устойчивое словосочетание "смертельный номер", которое ассоциируется с работой без страховки, и является предметом гордости любого воздушного гимнаста. Это элитарное и эксклюзивное искусство, которое покоряет сердца и заставляет зрителей, восхищённо рукоплескать каждому красивому трюку, исполняемому в воздухе. Особенно привлекательна в этом смысле воздушная гимнастика в исполнении грациозных девушек. Прелестные создания обладают не только красотой и пластикой, но и показывают порой сложные, силовые элементы в воздухе.

Выступление воздушных гимнастов связано с большой и кропотливой подготовительной работой, которая порой не видна и незнакома простому обывателю. Каждодневные репетиции, сорванные мозоли, синяки и травмы, делают этот труд по истине героическим. К сожалению, экономический кризис не миновал и цирковое искусство, и поэтому для постоянного поддержания себя в форме, артисту необходимо ежедневно тренироваться и тем самым зачастую самостоятельно оплачивать дорогостоящую аренду сценической площадки, делать за свой счёт костюмы и оригинальный воздушный реквизит. Но, не смотря на это, они продолжают творить и совершенствовать своё искусство.

Обыденность и однообразие шоу-программ, и исполнителей всё чаще заставляют организаторов различных развлекательных мероприятий обращаться к оригинальному и восхитительному жанру воздушной гимнастики. Гимнаст не может отработать под фонограмму (за исключением музыкальной) потому, что это настоящее живое искусство, не требующее подтверждений, оно творится здесь и сейчас, на ваших глазах. Использование современных тенденций в искусстве помогает создавать из многих воздушных номеров мини-спектакли, со своим неповторимым образом и постановкой. Народ требует "хлеба и зрелищ", всё это вы получите в полной мере, используя воздушные номера в своих шоу-программах.

Каждый из нас хоть раз был в цирке и наблюдал за легкостью и изяществом воздушных гимнастов, шоу, в котором грация и пластика борются с опасностью этого сложнейшего номера. При появлении воздушных гимнастов зал замирает и в течение всего номера наслаждается захватывающими трюками, крутками и обрывами. Увидев это великолепное шоу люди, не забывают его никогда. К воздушной гимнастике относятся номера, выполняемые на снарядах или аппаратах, подвешенных в воздухе, с помощью тросов или других иных крепёжных приспособлений. Номера воздушной гимнастики исполняются, как на снарядах, закреплённых на месте (статика), так и на снарядах раскачивающихся, движущихся по кругу, а также поднимающихся и опускающихся вверх, вниз. Специфика жанра основана на демонстрации необычных навыков владения своим телом, превышающих способности среднего человека, и выходящие за рамки обыденного. Рискованный трюк - это король циркового искусства, поэтому воздушные гимнасты, рискуя порой не только получить травму, но даже своей жизнью, стараются исполнять эффектные и порой самые отчаянные трюки, чтобы показать безграничные возможности человеческого тела и духа. Не зря, этот жанр считается самым зрелищным и завораживающим в цирковом шоу.

Ещё одна причина популярности воздушных номеров основана на стремлении зрителей «пощекотать себе нервы», ощутить опасность, подстерегающую гимнаста. Недаром существует устойчивое выражение «смертельный номер», которое ассоциируется с работой без страховки, и является предметом гордости любого воздушного гимнаста.

Откуда же берет свои истоки воздушная гимнастика, так пышно распустившаяся под куполом цирка к концу прошлого столетия?

В поисках первоисточника мы, несомненно, должны обратиться к ярмарочному полю, прародителю многих современных малых жанров. Здесь, в середине XV столетия, в качестве одного из основных аттракционов, мы встречаем целый выводок воздушных канатоходцев, которых в известном смысле можно считать прародителями современных воздушных номеров.

Воздушные канатоходцы показывали свое мастерство на городских и ярмарочных площадях, работая на канате, протянутом на большой высоте между домами, городскими башнями или берегами местной реки. Выступления их складывались из довольно примитивного характера сольных эквилибристических трюков, мимирования небольших драматических сцен, танцев на канате. Сегодня мы имеем возможность наблюдать воздушных гимнастов на кольцах, трапециях, полотнах, ремнях, петлях и многом другом. Эта, казалось бы, узкая специальность оказалась, сильнее, и еще вчерашние любители, а сегодня уже цирковые мастера, выбились теперь на передовую линию, и нередко занимают красную строку афиш.

В современном обществе становятся очень популярны практически все жанры воздушной гимнастики. Если совсем недавно такому искусству могли овладеть только профессионалы, цирковые артисты, то на сегодня это доступно каждому человеку. И здесь не играет большую роль возраст, начальная физическая подготовка. Достаточно иметь желание и стремление научиться. Самый изящный жанр, которому отдают предпочтения довольно большое число женщин - это занятия на воздушных полотнах. Грациозно парить в воздухе и при этом выполнять сложные гимнастические элементы можно научиться в танцевальных студиях.

Что представляют собой воздушные полотна?

Воздушные полотна - это спортивный снаряд, который используется в воздушной гимнастике. Они представляют собой очень плотный материал до 9 м длиной в зависимости от высоты помещения. Воздушные полотна имеют особенную систему крепления к потолку, что позволяет выполнять на них довольно сложные гимнастические и акробатические элементы. Полотна бывают из тянущегося и нетянущегося материала. Первый вид в основном используют уже профессионалы своего дела. Второй более подходит для новичков в этом жанре. При выборе полотен необходимо учитывать некоторые особенности, а именно - они должны быть не только приятны телу, но и не слишком скользить, позволяя сделать качественно элемент в статике, и не обжигать тело в момент выполнения таких элементов, как обрывы, скольжение, перевороты.

Воздушные полотна имеют особенную систему крепления к потолку, что позволяет выполнять на них довольно сложные гимнастические и акробатические элементы

Начальная подготовка

Воздушная гимнастика требует много работы, усилий. Если все же есть желание освоить воздушные полотна, то рекомендуется для начала выбрать специализированную студию, школу, где преподаватели либо цирковые артисты в этом жанре, либо профессионалы в своей области. Любой тренер должен найти подход к своему подопечному в зависимости от его особенностей.

Второе, на что необходимо обратить внимание при выборе школы, - помещение. Оно должно иметь высокие потолки не менее 3 м в высоту. Только при таких размерах можно без опасения проводить тренировку и выполнять гимнастические элементы. Оснащение также играет в выборе не последнюю роль. Помимо того, что крепления должны быть выносливыми, помещение должно содержать маты, которые являются определенной страховкой во время тренировок. Для оттачивания своего мастерства необходимы зеркала.

Первое занятие строится на ознакомлении с техникой безопасности при работе с воздушными полотнами. Далее, в зависимости от уровня физической подготовки женщины, инструктор определяет степень нагрузки и тактику проведения тренировки.

Проведение занятий

Каждое занятие на воздушных полотнах начинается с разминки, разогрева мышц и кистей рук. Только после этого переходят к инструктажу самых простых элементов. Когда первый этап будет освоен, начинается работа над собственным телом. Что это значит? Во-первых, ученик с тренером выполняет разного рода растяжки. Во-вторых, силовые упражнения, чтобы тело могло выдерживать нагрузки на высоте. Когда новичок переходит в статус любителя, инструктор начинает оттачивать мастерство его элементов.

Личный опыт

По времени такая тренировка может занимать от 1,5 до 2 часов. Чаще всего занятия бывают либо индивидуальные, либо групповые (по 4–8 человек). Во втором случае пара работает на одном подвесе поочередно.

Зачем нужны занятия на воздушных полотнах?

Самое главное то, что воздушная гимнастика - это грация, изящество, искусство, утонченность, легкость, гибкость. Перечисленное - лишь минимум того, что дает каждой женщине такие занятия. Благодаря работе на воздушных полотнах человек постоянно работает над своими мышцами. Делая растяжки мышц, спины, приобретается гибкость и изящество.

Помимо этого, занятия на воздушных полотнах задействуют абсолютно все мышцы. Ни один вид спорта не может похвастаться такой особенностью. Благодаря этим тренировкам тело становится более упругим, вырабатывается осанка, укрепляются мышцы рук, ног, ягодиц, спины. Это также отличный способ сбросить лишний вес. Связано такое заявление с тем, что подобные тренировки требуют большое количество энергии, строе питания и усердной работы.

Овладев искусством на воздушных полотнах, можно порадовать близких своим талантом на показательных выступлениях или семейных корпоративах. Многие девушки посещают такие занятия для выступлений в ночных клубах, что в последнее время пользуется не меньшей популярностью, чем танцы.

Нравится

Воздушная гимнастика на полотнах - изящное цирковое искусство исполнения акробатических номеров на двух подвешенных полотнах, постепенно перекочевавшее в спортклубы. Научиться парить под потолком сейчас может не только артист цирка, но и любой желающий.

История воздушных полотен

Считается, что трюки, подобные современным элементам гимнастики на полотнах, впервые стали выполнять акробаты в Средневековом Китае. Но вместо тканевых полотен они использовали кожаные ремни. В Европе полотна стали популярны не так давно - всего около 100 лет назад. Почему же сегодня так распространены воздушные полотна? Цирк дю Солей (всемирно известное цирковое шоу) внёс свою лепту в популяризацию воздушной гимнастики. Каждые несколько лет дю Солей выпускает новое шоу удивительной красоты. И обычно в каждом из них задействованы исполнители трюков на полотнах.

Секрет популярности

Полотна становятся всё более популярной альтернативой занятиям другими видами спорта и танцами. Такая гимнастика задействует не только ваше тело. Для того чтобы совладать с тканью, узлами и обмотками на высоте 10 метров от пола, вы должны обладать также трезвым умом, чистым сознанием и хорошей координацией. Если в номере что-то идёт не так, воздушный акробат должен суметь быстро отреагировать и моментально принять решение, как действовать дальше.

Занятия на воздушных полотнах комплексные, то есть позволяющие хорошо проработать все мышцы тела. Регулярные тренировки обеспечивают общий тонус тела и придают фигуре заметную подтянутость. Работая с полотнами, вы обязательно похудеете - организм будет сам стремиться к тому, чтобы сбросить весовой балласт, который мешает точнее группироваться и легче взбираться наверх по полотнам. Однако это подействует, только если заниматься постоянно и без перерывов.

Особое влияние эти занятия оказывают на мышцы рук. Воздушные гимнасты должны быть сильными, чтобы суметь удерживаться на полотнах. Бонусом к достижениям при регулярных тренировках является также укрепление вестибулярного аппарата (от привыкания к раскачке на полотнах перестаёт укачивать в транспорте) и потеря страха высоты - к ней попросту привыкаешь.

Что нужно для занятий

Первым делом вам понадобится найти школу, ведь воздушные полотна - это не тот снаряд, который можно запросто держать дома. Для работы с полотнами нужны высокие потолки - от 4 метров. Даже если вы захотите повесить полотна у себя в обычной квартире, то просто не сможете выполнять многие сложные элементы с падением - не хватит высоты.

Для тренировки на полотнах важна техника безопасности. Сами полотна должны быть качественно выполнены и закреплены. Обязательно нужны спортивные маты для подстраховки. Лучше, если в школе будут зеркала - так вы сможете отточить точность выполнения элементов.

Также при поиске школы обратите внимание на квалификацию тренеров, изучите их биографию, посмотрите выступления, чтобы выбрать себе наиболее умелого и подходящего по духу. Важно, чтобы тренеры не гнались за количеством людей на тренировке - если в группе больше 6-7 человек, то уделить всем внимание будет весьма сложно.

Форма одежды для занятий на полотнах - обычно майка и леггинсы. Также это может быть цельнокроеный комбинезон. Вспомните о пол-дэнсе. При всей схожести элементов, есть существенное отличие. Если при занятиях на пилоне одежда должна быть минимальной, чтобы не мешать сцеплению с пилоном, то здесь всё наоборот - форма максимально закрывает кожу, потому что иногда полотна могут "обжечь", резко размотавшись.

Элементы гимнастики с полотнами

Динамические элементы - это скольжения, перевороты, кувырки, обрывы. Эти техники требуют большего мастерства и сноровки в работе с полотнами, чем статические. Например, обрыв - это искусство, обмотавшись полотном, раскрутиться так, чтобы замереть висящим на определённой высоте.

Йога в гамаках

Отдельной вариацией занятий воздушной гимнастикой на полотнах является йога в гамаках или, как её ещё называют, антигравитационная йога. Можно назвать её более мягким видом занятий с полотнами, ведь если последние подразумевают выполнение акробатических трюков с максимальной зрелищностью, то йога призвана исключительно оздоровить ваш организм с помощью определённых упражнений - асан. Использование гамака создаёт дополнительную опору и помогает сделать многие из асан мягче и безопаснее, что и отличает данный вид йоги от других. Часто занятия йогой на полотнах выбирают для восстановления после долгой болезни.

Особые ощущения возникают при выполнении медитаций в гамаке. Ведь если закрыть глаза, сидя в покачивающемся гамаке, то появляется ощущение невесомости, которое можно сравнить с дрейфованием на волнах. Такая практика приносит чувство гармонии и успокоения.




Top