Историко-географические памятники европейского севера россии. Исследованные природно-культурные комплексы

В литературе много примеров, когда обстоятельства оказываются выше силы воли героев, например образ Андрея Гуськова из повести Валентина Распутина "Живи и помни". Произведение написано со свойственным автору глубоким знанием народной жизни, психологии простого человека. Автор ставит своих героев в сложную ситуацию: молодой парень Андрей Гуськов честно воевал почти до самого конца войны, но в 1944 году оказался в госпитале, и жизнь его дала трещину. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы. Но не тут то было, весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила его, как удар молнии. Все его мечты и планы оказались разрушены в одно мгновенье. И в минуты душевной смуты и отчаянья Андрей принимает роковое для себя решение, которое перевернуло всю его жизнь и душу, сделала его другим человеком.

В любом художественном произведении заглавие играет очень важную роль для читателя. Название повести "Живи и помни" наталкивает нас на более глубокое понятие и осмысление произведения. Эти слова "Живи и помни" - говорят нам, что все то, что написано на страницах книги, должно стать незыблемым вечным уроком в жизни человека.

Андрей боялся ехать на фронт, но больше этой боязни была обида и злость на все то, что его возвращало на войну, не дав побыть дома. И, в конце концов, он решается на преступление и становится дезертиром. Раньше у него и в мыслях не было такого, но тоска по родным, семье, родной деревне оказалась сильнее всего. И тот самый день, в который ему не дали отпуска, становится роковым и переворачивает жизнь героя и его семьи.

Когда Андрей оказался около родного дома, он осознал всю низость своего поступка, понял, что совершилось страшное и теперь ему всю жизнь предстоит прятаться от людей, оглядываться назад, бояться каждого шороха. Эта повесть не только о том, как солдат становится дезертиром. Она еще и о жестокости, разрушающей силе войны, убивающей в человеке чувства, желания. Если солдат на войне думает только о победе, он может стать героем. Если нет, то тоска, как правило, будет сильней. Постоянно думая о встрече с семьей, солдат мысленно стремиться увидеть всех своих родных и близких, поскорей попасть в родной дом. В Андрее эти чувства были очень сильными, ярко выраженными. И поэтому он - личность, обреченная на гибель с самого начала, так как с той минуты, когда началась война, и до последнего момента он жил воспоминаниями и в ожидании встречи.

Трагедия повести усиливается за счет того, что погибает в ней не только Андрей. Вслед за собой он уводит и свою молодую жену, и еще не родившегося ребенка. Жена его - Настена - женщина, способная пожертвовать всем, лишь бы любимый человек остался жив. Как и ее муж, Настена - жертва всесокрушающей войны и ее законов. Но если Андрея можно винить, то Настена - жертва безвинная. Она готова принять на себя удар, подозрения близких, осуждение соседей и даже наказание. Все это вызывает у читателя бесспорное сочувствие.

"Война задержала Настенино счастье, но Настена и в войну верила, что оно будет. Вот настанет мир, вернется Андрей, и все, что за эти годы остановилось, снова тронется с места. Иначе Настена и не представляла свою жизнь. Но Андрей пришел раньше времени, прежде победы, и все перепутал, перемешал, сбил со своего порядка - об этом Настена не могла не догадываться. Теперь приходилось думать не о счастье - -о другом. А оно, напугавшись, отодвинулось куда-то, затмилось, заслонилось - ни пути ему, казалось, оттуда, ни надежды”.

Разрушено представление о жизни, а с ними и сама жизнь. Не каждому человеку дано пережить такое горе и позор, который на себя брала Настена. Ей постоянно приходилось врать, вывертываться из сложных ситуаций, придумывать, что говорить односельчанам.

Автор вводит в повесть "Живи и помни" много размышлений о жизни. Особенно хорошо мы это видим при встречах Андрея с Настеной. Они не только вспоминают самые яркие впечатления из прошлого, но и размышляют о будущем. По моему мнению, здесь очень четко выделяется граница между прошлой и будущей жизнью Настены и Андрея. Из их разговоров понятно, что раньше они жили счастливо: это доказывает множество вспоминавшихся им радостных случаев и моментов. Их они себе очень ясно представляют, как будто это было совсем недавно. А вот будущую жизнь они не могут себе представить. Как это можно жить вдали от всего человеческого народа, не видеть мать с отцом и друзей? Нельзя же всю оставшуюся жизнь прятаться ото всех и всего бояться! Но другого пути у них нет, и герои это понимают. Стоит заметить, что в основном Настена и Андрей говорят о той, счастливой жизни, а не о том, что будет.

Повесть заканчивается трагической смертью Настены и ее, не родившегося ребенка. Она устала жить такой жизнью - жизнью вдали от всего живого. Настена уже ничему не верила, ей казалось, что она это все придумала сама.

"Голова действительно разламывалась. Настена готова была содрать с себя кожу. Она старалась меньше думать и шевелиться - не о чем ей думать, некуда шевелиться. Хватит. … Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть!". Она прыгнула за борт лодки и … Автор даже не написал этого слова - утонула. Он описал все это образными словами. "Далеко-далеко изнутри шло мерцание, как из жуткой красивой сказки”. Заметна игра слов - "жуткой” и "красивой” сказки. Наверное, так оно и есть - жуткая, потому что это все же смерть, а красивая, потому что именно она избавила Настену от всех ее мучений и страданий.

Велики и многогранные образы, описываемые Распутиным. Здесь мы видим типичный для деревенской жизни собирательный образ деда Михеича и жены его, консервативно строгой Семеновны. Солдата Максима Воложина, мужественного и героического, не жалевшего сил, сражавшегося за Отчизну. Многоликий и противоречивый образ истинно русской женщины - Надьки, оставшейся одной с тремя ребятишками. Она-то и подтверждает слова Н.А. Некрасова: долюшка русская, долюшка женская”.

Все отразилось и показалось - жизнь во время войны и ее счастливый конец - на жизни деревушки Атамановки. Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет, и погасить его трудно, какие б ни случались обстоятельства! В героях В.Г. Распутина и в нем самом есть поэтическое чувство жизни, противопоставляемое устоявшемуся восприятию жизни.

Следуйте словам Валентина Григорьевича Распутина - "век живи - век люби”.

1. По разным источникам информации определите центры художественных промыслов.

Вологодское кружево, как нетрудно догадаться, изготавливается в Вологде. Такие художественные промыслы, как резьба по кости и работа по бересте, используют местный материал: моржовые бивни и наружную часть коры березы. В старину на бересте писали как на бумаге. Начиная с 1951 г. было обнаружено свыше 800 берестяных грамот, больше всего в Великом Новгороде. Наибольшее развитие эти промыслы получили в городах Нарьян-Мар и Великий Устюг.

2. Подумайте, могли ли повлиять на особенности народных промыслов природные условия края, где они возникали и развивались.

В народных промыслах чаще всего используется местный природный материал, то, чем в отличие от окрестных территорий богата земля. Например, резьба по кости могла родиться только на берегах Северного Ледовитого океана у отважных морских охотников на моржей. И в изображенных на рисунке 98 фрагментах ярко представлен быт ненцев – олени в санных упряжках и моменты охоты на моржей. Толщина кожи моржей достигает 3-4 см, и пробить ее копьем может только очень сильный человек. В начале века хищнический промысел поставил моржей на грань исчезновения и они были занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов, а промысел их запрещен. Но для ненцев и некоторых других народов Севера разрешена ограниченная добыча, которая и поддерживает сейчас старинный промысел резьбы по кости.

Береста – широко распространенный по всей лесной зоне материал, используется многими российскими мастерами для изготовления коробов, корзин, изящных шкатулочек и кухонной посуды.

3. Расскажите об особенностях историко-культурных памятников Европейского Севера. Какие природные и исторические факторы определили их развитие? Дайте географическое описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе различных источников информации.

Есть в 215 км к северо-западу от Вологды небольшой городок Тотьма, пристань на р. Сухона. Сейчас здесь живет около 10 тыс. человек, и трудно поверить, что этот городок старше Москвы – он известен с 1137 г. Тотьма лежала на торговом пути из Москвы в Архангельск и быстро развивалась в XVI-XVII вв., когда основная торговля с Европой шла через Белое море. В XVIII в. здесь было построено немало церквей в стиле барокко, четыре из них сохранились и по сей день – церкви Иоанна Предтечи, Рождественская,

Троицкая, Максимовская. Взгляните на карту – железные дороги обошли стороной этот городок, и он не получил промышленного развития. Зато дома, срубленные в Тотьме, стоят во многих подмосковных дачных поселках.

На железной дороге, ответвляющейся от Воркутинской магистрали и ведущей на Лабытнанги, на границе республики Коми и Ямало-Ненецкого АО, находится необычный памятник – столб, маркирующий границу Европы и Азии. Примерно на 67° с. ш. дорога пересекает Полярный Урал. Здесь, на 99-м км перегона Полярный Урал – Обь и находится пограничный столб между частями света. В 2004 г. знаку исполнилось 50 лет, и решено было провести его реставрацию.

4. Составьте туристический маршрут по Карелии, Мурманской, Архангельской или Вологодской области. Какой вид туризма здесь предпочтительнее? В какое время года?

Для туристических маршрутов по Европейскому Северу, кроме традиционных автобусов и железнодорожных поездов, характерны также байдарки и катера. Только на катере можно добраться сейчас на Соловецкие острова, Валаам, Кижи. Лучшее время для путешествия по Северу – конец лета. Хотя родину Деда Мороза г. Великий Устюг обычно посещают под Новый год.

5. Предложите вариант северного “Золотого кольца” туристических маршрутов по аналогии с Центральной Россией. Какие объекты вы в него включите? В чем их уникальность? Какой транспорт целесообразнее использовать? Как пролегали дороги к выбранным вами местам в далеком прошлом? Какие виды транспорта вы бы предпочли для воссоздания образов исторического прошлого и более полного эмоционального восприятия памятников культуры?

Наверное, самым колоритным был бы маршрут по Ненецкому АО на оленьих упряжках или по Белому морю на кочах. Коч – основное средство передвижения сибирских первопроходцев в XVI-XVII вв. Это морское деревянное однопалубное одномачтовое парусно-гребное судно с малой осадкой.



  1. 1. Как менялось значение Европейского Севера в хозяйстве России по мере его исторического развития? С чем связано снижение и усиление роли района в экономике государства?...
  2. 1. Охарактеризуйте строение и состав костей. В состав костей входят минеральные и органические вещества. Минеральные вещества придают кости твердость, составляют 70% от массы костей. Кости...
  3. Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но...
  4. 1. Выделите главные особенности географического положения Европейского Севера. Главными особенностями географического положения Европейского Севера являются: Выход к Белому и незамерзающему Баренцеву морям; Соседство с экономически...
  5. 1. Какие функции выполняет скелет? Функции скелета: опора, перемещение тела в пространстве, защита внутренних органов, кроветворная. 2. Какое строение имеет скелет человека? Скелет человека состоит...
  6. Мой слуга, повар и спутник по охоте – полесовщик Ярмола вошел в комнату, согнувшись под вязанкой дров, сбросил ее с грохотом на пол и подышал...
  7. МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ Авторская позиция как выражение субъективного начала в журналистском тексте Факультета филологии и журналистики Н....
  8. Вот свидетельства прошедших годов о том, когда впервые упоминается и от чего происходит название “Русская земля” и кто раньше начинает княжить в Киеве, – об...
  9. В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над...
  10. ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов. ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ Кулигин сидит на скамье...
  11. Пушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год...
  12. Культуры греков и римлян, получившие в литературе название “античной”, заложили основы культуры Средиземноморья, новой Европы. Римской культуре была уготована лучшая судьба, чем древнегреческой. В Италии...
  13. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 “ПОРТРЕТ” ГЛАВА 2 “МЕРТВЫЕ ДУШИ” ГЛАВА 3 “ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ” § 1 “Женщина в свете” § 2 “О...
  14. 1. Как меняется природа арктических морей с запада на восток? Природа арктических морей сурова и неприветлива, большую часть года они покрыты льдом. С запада на...
  15. Как говорят в Берлине и в Мюнхене? Правда ли, что немцы с севера часто не понимают немцев с юга? Чем отличается Hochdeutsch от Plattdeutsch? Австрийский,...

1. По разным источникам информации определите центры этих художественных промыслов (рис. 98).

Вологодское кружево, как нетрудно до­гадаться, изготавливается в Вологде. Та­кие художественные промыслы, как резь­ба по кости и работа по бересте, использу­ют местный материал: моржовые бивни и наружную часть коры березы. В старину на бересте писали как на бумаге. Начиная с 1951 г. было обнаружено свыше 800 бе­рестяных грамот, больше всего в Великом Новгороде. Наибольшее развитие эти про­мыслы получили в городах Нарьян-Мар (резьба по кости) и Великий Устюг (работа по бересте).

2. Подумайте, могли ли повлиять на особенности народных промыслов природные условия края, где они возникали и развивались (рис. 98).

В народных промыслах чаще всего ис­пользуется местный природный матери­ал, то, чем в отличие от окрестных терри­торий богата земля. Например, резьба по кости могла родиться только на берегах Северного Ледовитого океана у отважных морских охотников на моржей. И в изо­браженных на рисунке 98 фрагментах яр­ко представлен быт ненцев — олени в сан­ных упряжках и моменты охоты на мор­жей. Толщина кожи моржей достигает 3-4 см, и пробить ее копьем может толь­ко очень сильный человек. В начале века хищнический промысел поставил моржей на грань исчезновения и они были занесе­ны в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов, а промысел их запрещен. Но для ненцев и некоторых других народов Севе­ра разрешена ограниченная добыча, кото­рая и поддерживает сейчас старинный промысел резьбы по кости.

Береста — широко распространенный по всей лесной зоне материал, использует­ся многими российскими мастерами для изготовления коробов, корзин, изящных шкатулочек и кухонной посуды.

3. Расскажите об особенностях историко-куль­турных памятников Европейского Севера. Какие природные и исторические факторы определили их развитие? Дайте географическое описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе различных источников информации.

Есть в 215 км к северо-западу от Волог­ды небольшой городок Тотьма, пристань на р. Сухона. Сейчас здесь живет около 10 тыс. человек, и трудно поверить, что этот городок старше Москвы — он извес­тен с 1137 г. Тотьма лежала на торговом пути из Москвы в Архангельск и быстро развивалась в XVI-XVII вв., когда основ­ная торговля с Европой шла через Белое море. В XVIII в. здесь было построено не­мало церквей в стиле барокко, четыре из них сохранились и по сей день — церк­ви Иоанна Предтечи, Рождественская,

Троицкая, Максимовская. Взгляните на карту — железные дороги обошли сторо­ной этот городок, и он не получил про­мышленного развития. Зато дома, сруб­ленные в Тотьме, стоят во многих подмо­сковных дачных поселках.

На железной дороге, ответвляющейся от Воркутинской магистрали и ведущей на Лабытнанги, на границе республики Коми и Ямало-Ненецкого АО, находится необычный памятник — столб, марки­рующий границу Европы и Азии. При­мерно на 67° с. ш. дорога пересекает По­лярный Урал. Здесь, на 99-м км перего­на Полярный Урал — Обь и находится пограничный столб между частями света. В 2004 г. знаку исполнилось 50 лет, и ре­шено было провести его реставрацию.

4. Составьте (на выбор) туристический маршрут по Карелии, Мурманской, Архангельской или Воло­годской области. Какой вид туризма здесь пред­почтительнее? В какое время года?

Для туристических маршрутов по Евро­пейскому Северу, кроме традиционных автобусов и железнодорожных поездов, характерны также байдарки и катера. Только на катере можно добраться сей­час на Соловецкие острова, Валаам, Ки­жи. Лучшее время для путешествия по Северу — конец лета. Хотя родину Деда Мороза г. Великий Устюг обычно посеща­ют под Новый год.

5. Предложите вариант северного «Золотого кольца» туристических маршрутов по аналогии с Центральной Россией. Какие объекты вы в него включите? В чем их уникальность? Какой транспорт целесообразнее использовать? Как пролегали доро­ги к выбранным вами местам в далеком прошлом? Какие виды транспорта вы бы предпочли для вос­создания образов исторического прошлого и более полного эмоционального восприятия памятников культуры?

УДК 719+711.13 (574.5)

ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ НА ЗЕМЛЯХ ДРЕВНЕГО ОРОШЕНИЯ ЮЖНОГО КАЗАХСТАНА

А.Н. Юсупов, К.Е. Иманалиев
Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова, г. Шимкент, Казахстан
Е.Н. Лихачев
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств, г. Новосибирск, Россия

Аннотация. Рассмотрены факторы реконструкции историко-культурных и природных памятников на землях древнего орошения Южного Казахстана и роль памятников в процессе ускоренного освоения территории региона в рамках возрождения Шелкого пути. Проведен анализ экосистем и названий поселений – топонимов земель древнего орошения, сгуппированных по основным типам. Определены основные задачи постепенного восстановления историко-культурных и природных памятников на землях древнего орошения Южного Казахстана.

Ключевые слова: реконструкция, историко-культурные и природные памятники, земли древнего орошения, освоение территории, Южный Казахстан.

1. Исторический анализ. Развитие сельского хозяйства в условиях Центральной Азии в целом и Южного Казахстана в частности непосредственно связано с освоением земель древнего орошения в сухих руслах Сырдарьи, Амударьи и других рек площадью более 8 млн га. Земли древнего орошения не только высокопродуктивные территории повышенной рентабельности, но и колыбель ушедших цивилизаций. Здесь сосредоточены ареалы историко-культурных и природных памятников (IV в. до н.э. – Х V ІІІ в.). Самыми яркими являются города античного периода и средновековья: Отрар, Дженд, Сауран, Янгикент, Шахсанем, Аккала и сотни других, в том числе с памятниками садово-паркового искусства. Запустение земель древнего орошения в регионе вызвано историко-социальными факторами и природно-климатическими изменениями, связанными с переносом русел рек. Так как земледелие базировалось на искусственном орошении, одна опустошительная война была способна обезводить страну на целые столетия и лишить ее цивилизации .

Важными аспектами реконструкции этих памятников являются: включение историко-культурных и природных памятников как потенциальных и ключевых элементов в региональную систему расселения Южного Казахстана; строительство новых водохранилищ в низовьях рек Коксарай, Сырдарьи, использование ресурсов подземных и сточных вод, капельного орошения и других современных мелиоративных технологий; ускоренное освоение территории в рамках возрождения Шелкового пути, поддерживаемое ЮНЕСКО как путь прогресса и международной интеграции стран евразийского пространства. Следует отметить, что транспортный коридор Шелкового пути, связывающий Западный Китай с Западной Европой, пролегет через земли древнего орошения Южного Казахстана. Живописные руины городов и многие памятники, расположенные в зоне видимости и доступности автодорог, будут притягивать инвестиции, население Центральной Азии и зарубежных туристов.

Восстановление этих городов и других памятников следует выполнить вкупе с прилегающими экосистемами, с растительным и животным миром. На равнинах земель древнего орошения как в древности, так и в настоящее время существуют три основные экосистемы. Функционирование и видоизменение экосистем зависит от исторически сложившейся структуры рельефа и его водообеспеченности. Экосистемы были основным фактором расселения в исторические этапы, по степени биологической продуктивности они подразделяются на следующие виды:

    тугайские экосистемы, формирующиеся в долинах и низовьях рек с богатой фитомассой (300 т /га) и животным миром;

    пустынно-песчаные экосистемы, с достаточной фитомассой (несколько десятков т/га), особенно в исторически сложившихся ареалах с соответствующим животным миром;

    глинисто-такырные экосистемы, образованные на иловых заносах Сырдарьи, Амударьи и других малых рек с умеренной фитомассой (5–8 т/га), здесь растительный и животный мир привязаны к оврагам холмистых гряд, колкам и т.п., обладают большим агроирригационным потенциалом, здесь большое количество рассредоточенных историко-культурных и природных памятников (ИКПП) с агроирригационными планировками .

Анализ с применением метода совмещения природных ареалов и антропогенных ландшафтов показал, что на каждом историческом этапе на формирование структуры расселения решающее влияние оказывали особенности структур экосистем. В период неолита размещение поселений определялось тугайными экосистемами, богатыми растительным и животным миром в низовьях древнейших русел Сырдарьи.

В период бронзы и античности развитие производительных сил обусловило возникновение земледельческих поселений на глинисто-такырных экосистемах. Поселения размещались на локальных высотах, возвышенных равнинах плато, преимущественно у гидрологических и ботанических объектов, которые не поддавались орошению и использовались в основном для хозяйственно-бытовых нужд. В этот период зародилась градостроительная культура, отраженная в городище Чирик рабат, Жетыасар, Койкрылганкала, Топрак-кала, Джанбас-кала. Ареалы тугайных, пустынно-песчаных экосистем были хозяйственно-охотничьими угодьями.

Для периода средневековья (Х–ХІІІ вв.) характерно выпрямление расселения вдоль караванной трассы Хорезм-Туркестан, где использовались ареалы экосистем, агропланировки и крепости предшествующих периодов. Сохранились руины древних городов с садово-парковыми комплексами, мечети, отдельные замки – Дженд, Сырлытам, Кум-кала и мн. др. В высохших руслах Амударьи сохранились города с садово-парковыми комплексами – Ак-кала, Вазир. До опустения исследуемой зоны в бассейне Сырдарьи в ХІХ в. основными факторами расселения были агроирригационные ландшафты, ареалы экосистем и покинутые поселения предшествующих периодов, что осталось характерным и для позднего периода. Окрестности отдельных историко-культурных и природных памятников были устойчивыми зонами расселения на протяжении многих исторических периодов. Покинутые окрестности ИКПП в результате социальных потрясений повторно заселялись в том же порядке спустя тысячелетия. Повторно использовались стройматериалы, ограждающие конструкции и фортификационные сооружения древних поселений: Чирик-рабат, Дженд, ареалы экосистем у Дайрабай калы и мн. др.

2. Анализ топонимов. Анализ исторических ландшафтов и природных памятников с применением «метода совмещений» позволил установить, что ландшафтные ареалы отдельных ИКПП являлись средоформирующими «оазисами» – устойчивыми объектами расселения, которые формировались с учетом экологии, экономики, градостроительства в условиях орошаемого земледелия. В настоящее время в результате «смены социально-экономических функций ландшафтов» средоформирующие «оазисы» перешли в ранг памятников природы, истории, археологии, архитектуры и градостроительства и приобрели социально-культурный потенциал.

На землях древнего орошения к экосистеме привязаны названия поселений – топонимы. Роль последних для выявления особенностей ландшафта высоко ставил В.П. Семенов-Тяньшанский. Он писал: «…народ невольно и очень верно и последовательно отражает в названиях своих селений характерные особенности того естественного географического пейзажа, среди которого ему приходиться жить… Предмет, первоначально давший это название, может исчезнуть с лица, но название селения останется за ним до тех пор, пока будет существовать само селение. Вот почему на карте России обычны такие имена населенных пунктов: Боровое, Горки, Озерки, Каменка и др.» .

Анализ топонимов земель древнего орошения проводился в основном на территории Южного Казахстана. Все топонимы земель древнего орошения можно разделить на 5 основных типов.

Общая сумма географических названий, связанных с влиянием ИКПП на названия населенных пунктов, составила 76,5%. Этот факт позволяет предположить, что определенную роль при формировании традиционного расселения на территории Южного Казахстана играли объекты ИКПП.

Первую группу составляют населенные пункты, названия которых связаны с историко-культурными событиями, пребыванием и деятельностью исторических личностей. Это исторические высоты и возвышенности, где происходили народные собрания. В эту группу можно отнести и имена легендарных личностей, древние города и уникальные исторические объекты.

Вторую группу составляют населенные пункты, расположенные у гидрологических объектов: у ключей, колодцев, мелких озер и рек. Опасность затопления заставляла селиться чаще не на берегу крупных рек, а на притоках или каналах, у родников или колодцев. Населенные пункты, расположенные на возвышенностях, каменных обнажениях, на характерных участках рельефа, составляют третью группу, а поселения у ботанических объектов – четвертую группу. Подобно культу высот, роща и отдельные деревья были объектами культа у всех народов (например, священное дерево Ромула, которому римляне поклонялись). В Средней Азии и Казахстане распространен термин «машат» – святилище. Научно доказано, что в основе почитания природных объектов лежал более древний культ деревьев, рощ, источников, камней. Это слово в виде синонимов (Машат) очень часто встречается в топонимике Средней Азии и Казахстана.

Последнюю группу составляют населенные пункты с названиями зоологического происхождения. Многие из них в настоящее время находятся на территории заповедников, заказников – Аксу-Жабаглы, Бидайтугай, Каракуль.

3. Особенности восстановления памятников. Таким образом, в значительной мере ориентиром традиционного расселения были объекты ИКПП. Стремление отыскать благоприятное место в условиях аридной зоны, подобно человеку, ищущему тень в условиях пустыни, диктовало свободное расселение у микрокомплексов ИКПП, которые в совокупности создавали благоприятную и своеобразную жилую среду. ИКПП постепенно стали неотъемлемой частью народной культуры и градостроительства .

Ниже приводится описание характерного исторического города – Саурана, руины которого расположены на трассе автобана вблизи города Туркестан.

Первые упоминания о Сауране относятся к средневековью. Известный арабский географ ал-Макдиси характеризовал его так: «Сауран (Савран, Сабран) – большой город, окруженный 7 стенами одна за другой, а в нем есть рабад, соборная мечеть находится во внутреннем городе. Он – пограничная крепость». Впоследствии о городе упоминают как о крупном культурном и торгово-ремесленном центре на юге Казахстана. В первой половине ХІ V в. Сауран был столичным центром государства Ак Орды. Сауран обстоятельно описан историком, который называет его «необыкновенно приятным городом». Ценные сведения о городе содержатся в мемуарах поэта и писателя Васифи, жившего здесь в 1514–1515 гг. Он описывает необычайное для этих лет кяризное водоснабжение. Кяризы – подземные галереи, через которые выводятся наружу подземные воды. «Подобных им, – замечает Васифи, – не видели люди, объехавшие весь мир на суше и на море. У истоков кяризов находилось водохранилище. На участке земли, орошаемой виноградниками и хозяйственными постройками». Сауран был для своего времени хорошо укреплен благодаря оборонительным сооружениям, обеспеченности водой и продовольствием, оружием город мог выдержать осаду в течение нескольких месяцев. Жизнь в Сауране продолжалась вплоть до конца Х V ІІІ в., но в это время город превратился в «мелкое местечко около Туркестана» .

Следует отметить, что историко-культурные и природные объекты земель древнего орошения экологично вписаны в топографию местности, оживляют сельский пейзаж, запечатлены в сознании этноса как образы родной земли. Эти объекты являются средоформирующими оазисами земель древнего орошения, подлежат восстановлению и использованию в современной архитектуре.

Предпосылками для этого служат необходимость охраны и использования ценных биоценозов и историко-культурных памятников, этническая ценность ИКПП для коренного населения. Об этой связи академик Ю.В. Бромлей пишет: «Характерные особенности географической среды (климата, почвы, рельефа, флоры, фауны и т.д.) оказывают также определенное влияние на формирование отдельных сторон духовной культуры и психологического склада этноса. Это находит свое косвенное выражение прежде всего в отдельных специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются особенности быта народа, связанные с характерными чертами его развития. Ландшафты этнической территории запечатлеваются в сознании населяющих ее людей в виде представления о родной земле» .

Основными задачами постепенного восстановления историко-культурных и природных памятников на землях древнего орошения Южного Казахстана являются:

1. Определение критериев оценки и выбора объектов ИКПП Южного Казахстана для организации экспозиционной трансграничной зоны на Шелковом пути. Научное изучение наиболее значимых и находящихся вблизи современных населенных пунктов археологических объектов.

2. Определение методов реставрации, консервации, сохранения и использования уникальных археологических, историко-культурных и архитектурных памятников Южного Казахстана, имеющих особое значение для национальной истории и истории региона.

3. Создание научно-популярных фильмов о памятниках (в 3 D программах). Изготовление миниатюрного макета городищ (в М 1:25).

4. Содействие в расширении инфраструктуры туризма. Организация мест кратковременного отдыха туристов у подножия руин средневековых городов. Использование мобильных выставочных сооружений (юрт), для демонстрации научно-популярных фильмов, макетов, проведения образовательных и культурных мероприятий. Организация конных, караванных маршрутов по объектам ИКПП, восстановленным садам и паркам.

5. Постепенная реставрация руин городов с выявлением выразительных фрагментов (ворота с башнями и частью крепостной стены, характерные жилые дома средневековья и др.).

6. Организация агрорекреационных поселений на основе сочетания рекреационной и сервисной деятельности с деятельностью крестьянских фермерских хозяйств .

Заключение. Таким образом, постепенное восстановление архитектурно-художественного облика памятников на землях древнего орошения Южного Казахстана откроет новые возможности для формирования полноценной историко-культурной и предметно-пространственной среды на Шелковом пути, будет способствовать качественному преобразованию сельской среды жизнедеятельности.

Библиографический список

1. Толстов С.П. По древним делтам Окса и Яксарта. – М., 1960. – 175 с.

2. Мурзаев Э.М. География в названиях. – М., 1982. – 20 с.

3. Квасов А.Ф., Юсупов А.Н. Народное культурное наследие и сельское расселение на землях древнего орошения // Известия вузов. Строительство и архитектура. – 1982. – № 2.

4. Байпаков К. Великий Шелковый путь на территории Казахстана. – Алматы, 2007. – 90 с.

5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., 1983.

6. Юсупов А.Н. Историко-культурные и природные факторы в процессе формирования сельского расселения (на примере мелиорируемых земель реки Сырдарьи): дис. ... канд. архитектуры. – М., 1985.

7. Хасан У. Архитектурная консервация как средство культуры // Архитектурные исследования. – 2015 (март).




Top