Историко-географические памятники европейского севера россии. Исследованные природно-культурные комплексы
В литературе много примеров, когда обстоятельства оказываются выше силы воли героев, например образ Андрея Гуськова из повести Валентина Распутина "Живи и помни". Произведение написано со свойственным автору глубоким знанием народной жизни, психологии простого человека. Автор ставит своих героев в сложную ситуацию: молодой парень Андрей Гуськов честно воевал почти до самого конца войны, но в 1944 году оказался в госпитале, и жизнь его дала трещину. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы. Но не тут то было, весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила его, как удар молнии. Все его мечты и планы оказались разрушены в одно мгновенье. И в минуты душевной смуты и отчаянья Андрей принимает роковое для себя решение, которое перевернуло всю его жизнь и душу, сделала его другим человеком.
В любом художественном произведении заглавие играет очень важную роль для читателя. Название повести "Живи и помни" наталкивает нас на более глубокое понятие и осмысление произведения. Эти слова "Живи и помни" - говорят нам, что все то, что написано на страницах книги, должно стать незыблемым вечным уроком в жизни человека.
Андрей боялся ехать на фронт, но больше этой боязни была обида и злость на все то, что его возвращало на войну, не дав побыть дома. И, в конце концов, он решается на преступление и становится дезертиром. Раньше у него и в мыслях не было такого, но тоска по родным, семье, родной деревне оказалась сильнее всего. И тот самый день, в который ему не дали отпуска, становится роковым и переворачивает жизнь героя и его семьи.
Когда Андрей оказался около родного дома, он осознал всю низость своего поступка, понял, что совершилось страшное и теперь ему всю жизнь предстоит прятаться от людей, оглядываться назад, бояться каждого шороха. Эта повесть не только о том, как солдат становится дезертиром. Она еще и о жестокости, разрушающей силе войны, убивающей в человеке чувства, желания. Если солдат на войне думает только о победе, он может стать героем. Если нет, то тоска, как правило, будет сильней. Постоянно думая о встрече с семьей, солдат мысленно стремиться увидеть всех своих родных и близких, поскорей попасть в родной дом. В Андрее эти чувства были очень сильными, ярко выраженными. И поэтому он - личность, обреченная на гибель с самого начала, так как с той минуты, когда началась война, и до последнего момента он жил воспоминаниями и в ожидании встречи.
Трагедия повести усиливается за счет того, что погибает в ней не только Андрей. Вслед за собой он уводит и свою молодую жену, и еще не родившегося ребенка. Жена его - Настена - женщина, способная пожертвовать всем, лишь бы любимый человек остался жив. Как и ее муж, Настена - жертва всесокрушающей войны и ее законов. Но если Андрея можно винить, то Настена - жертва безвинная. Она готова принять на себя удар, подозрения близких, осуждение соседей и даже наказание. Все это вызывает у читателя бесспорное сочувствие.
"Война задержала Настенино счастье, но Настена и в войну верила, что оно будет. Вот настанет мир, вернется Андрей, и все, что за эти годы остановилось, снова тронется с места. Иначе Настена и не представляла свою жизнь. Но Андрей пришел раньше времени, прежде победы, и все перепутал, перемешал, сбил со своего порядка - об этом Настена не могла не догадываться. Теперь приходилось думать не о счастье - -о другом. А оно, напугавшись, отодвинулось куда-то, затмилось, заслонилось - ни пути ему, казалось, оттуда, ни надежды”.
Разрушено представление о жизни, а с ними и сама жизнь. Не каждому человеку дано пережить такое горе и позор, который на себя брала Настена. Ей постоянно приходилось врать, вывертываться из сложных ситуаций, придумывать, что говорить односельчанам.
Автор вводит в повесть "Живи и помни" много размышлений о жизни. Особенно хорошо мы это видим при встречах Андрея с Настеной. Они не только вспоминают самые яркие впечатления из прошлого, но и размышляют о будущем. По моему мнению, здесь очень четко выделяется граница между прошлой и будущей жизнью Настены и Андрея. Из их разговоров понятно, что раньше они жили счастливо: это доказывает множество вспоминавшихся им радостных случаев и моментов. Их они себе очень ясно представляют, как будто это было совсем недавно. А вот будущую жизнь они не могут себе представить. Как это можно жить вдали от всего человеческого народа, не видеть мать с отцом и друзей? Нельзя же всю оставшуюся жизнь прятаться ото всех и всего бояться! Но другого пути у них нет, и герои это понимают. Стоит заметить, что в основном Настена и Андрей говорят о той, счастливой жизни, а не о том, что будет.
Повесть заканчивается трагической смертью Настены и ее, не родившегося ребенка. Она устала жить такой жизнью - жизнью вдали от всего живого. Настена уже ничему не верила, ей казалось, что она это все придумала сама.
"Голова действительно разламывалась. Настена готова была содрать с себя кожу. Она старалась меньше думать и шевелиться - не о чем ей думать, некуда шевелиться. Хватит. … Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть!". Она прыгнула за борт лодки и … Автор даже не написал этого слова - утонула. Он описал все это образными словами. "Далеко-далеко изнутри шло мерцание, как из жуткой красивой сказки”. Заметна игра слов - "жуткой” и "красивой” сказки. Наверное, так оно и есть - жуткая, потому что это все же смерть, а красивая, потому что именно она избавила Настену от всех ее мучений и страданий.
Велики и многогранные образы, описываемые Распутиным. Здесь мы видим типичный для деревенской жизни собирательный образ деда Михеича и жены его, консервативно строгой Семеновны. Солдата Максима Воложина, мужественного и героического, не жалевшего сил, сражавшегося за Отчизну. Многоликий и противоречивый образ истинно русской женщины - Надьки, оставшейся одной с тремя ребятишками. Она-то и подтверждает слова Н.А. Некрасова: долюшка русская, долюшка женская”.
Все отразилось и показалось - жизнь во время войны и ее счастливый конец - на жизни деревушки Атамановки. Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет, и погасить его трудно, какие б ни случались обстоятельства! В героях В.Г. Распутина и в нем самом есть поэтическое чувство жизни, противопоставляемое устоявшемуся восприятию жизни.
Следуйте словам Валентина Григорьевича Распутина - "век живи - век люби”.
1. По разным источникам информации определите центры художественных промыслов.
Вологодское кружево, как нетрудно догадаться, изготавливается в Вологде. Такие художественные промыслы, как резьба по кости и работа по бересте, используют местный материал: моржовые бивни и наружную часть коры березы. В старину на бересте писали как на бумаге. Начиная с 1951 г. было обнаружено свыше 800 берестяных грамот, больше всего в Великом Новгороде. Наибольшее развитие эти промыслы получили в городах Нарьян-Мар и Великий Устюг.
2. Подумайте, могли ли повлиять на особенности народных промыслов природные условия края, где они возникали и развивались.
В народных промыслах чаще всего используется местный природный материал, то, чем в отличие от окрестных территорий богата земля. Например, резьба по кости могла родиться только на берегах Северного Ледовитого океана у отважных морских охотников на моржей. И в изображенных на рисунке 98 фрагментах ярко представлен быт ненцев – олени в санных упряжках и моменты охоты на моржей. Толщина кожи моржей достигает 3-4 см, и пробить ее копьем может только очень сильный человек. В начале века хищнический промысел поставил моржей на грань исчезновения и они были занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов, а промысел их запрещен. Но для ненцев и некоторых других народов Севера разрешена ограниченная добыча, которая и поддерживает сейчас старинный промысел резьбы по кости.
Береста – широко распространенный по всей лесной зоне материал, используется многими российскими мастерами для изготовления коробов, корзин, изящных шкатулочек и кухонной посуды.
3. Расскажите об особенностях историко-культурных памятников Европейского Севера. Какие природные и исторические факторы определили их развитие? Дайте географическое описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе различных источников информации.
Есть в 215 км к северо-западу от Вологды небольшой городок Тотьма, пристань на р. Сухона. Сейчас здесь живет около 10 тыс. человек, и трудно поверить, что этот городок старше Москвы – он известен с 1137 г. Тотьма лежала на торговом пути из Москвы в Архангельск и быстро развивалась в XVI-XVII вв., когда основная торговля с Европой шла через Белое море. В XVIII в. здесь было построено немало церквей в стиле барокко, четыре из них сохранились и по сей день – церкви Иоанна Предтечи, Рождественская,
Троицкая, Максимовская. Взгляните на карту – железные дороги обошли стороной этот городок, и он не получил промышленного развития. Зато дома, срубленные в Тотьме, стоят во многих подмосковных дачных поселках.
На железной дороге, ответвляющейся от Воркутинской магистрали и ведущей на Лабытнанги, на границе республики Коми и Ямало-Ненецкого АО, находится необычный памятник – столб, маркирующий границу Европы и Азии. Примерно на 67° с. ш. дорога пересекает Полярный Урал. Здесь, на 99-м км перегона Полярный Урал – Обь и находится пограничный столб между частями света. В 2004 г. знаку исполнилось 50 лет, и решено было провести его реставрацию.
4. Составьте туристический маршрут по Карелии, Мурманской, Архангельской или Вологодской области. Какой вид туризма здесь предпочтительнее? В какое время года?
Для туристических маршрутов по Европейскому Северу, кроме традиционных автобусов и железнодорожных поездов, характерны также байдарки и катера. Только на катере можно добраться сейчас на Соловецкие острова, Валаам, Кижи. Лучшее время для путешествия по Северу – конец лета. Хотя родину Деда Мороза г. Великий Устюг обычно посещают под Новый год.
5. Предложите вариант северного “Золотого кольца” туристических маршрутов по аналогии с Центральной Россией. Какие объекты вы в него включите? В чем их уникальность? Какой транспорт целесообразнее использовать? Как пролегали дороги к выбранным вами местам в далеком прошлом? Какие виды транспорта вы бы предпочли для воссоздания образов исторического прошлого и более полного эмоционального восприятия памятников культуры?
Наверное, самым колоритным был бы маршрут по Ненецкому АО на оленьих упряжках или по Белому морю на кочах. Коч – основное средство передвижения сибирских первопроходцев в XVI-XVII вв. Это морское деревянное однопалубное одномачтовое парусно-гребное судно с малой осадкой.
- 1. Как менялось значение Европейского Севера в хозяйстве России по мере его исторического развития? С чем связано снижение и усиление роли района в экономике государства?...
- 1. Охарактеризуйте строение и состав костей. В состав костей входят минеральные и органические вещества. Минеральные вещества придают кости твердость, составляют 70% от массы костей. Кости...
- Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но...
- 1. Выделите главные особенности географического положения Европейского Севера. Главными особенностями географического положения Европейского Севера являются: Выход к Белому и незамерзающему Баренцеву морям; Соседство с экономически...
- 1. Какие функции выполняет скелет? Функции скелета: опора, перемещение тела в пространстве, защита внутренних органов, кроветворная. 2. Какое строение имеет скелет человека? Скелет человека состоит...
- Мой слуга, повар и спутник по охоте – полесовщик Ярмола вошел в комнату, согнувшись под вязанкой дров, сбросил ее с грохотом на пол и подышал...
- МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ Авторская позиция как выражение субъективного начала в журналистском тексте Факультета филологии и журналистики Н....
- Вот свидетельства прошедших годов о том, когда впервые упоминается и от чего происходит название “Русская земля” и кто раньше начинает княжить в Киеве, – об...
- В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над...
- ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов. ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ Кулигин сидит на скамье...
- Пушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год...
- Культуры греков и римлян, получившие в литературе название “античной”, заложили основы культуры Средиземноморья, новой Европы. Римской культуре была уготована лучшая судьба, чем древнегреческой. В Италии...
- СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 “ПОРТРЕТ” ГЛАВА 2 “МЕРТВЫЕ ДУШИ” ГЛАВА 3 “ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ” § 1 “Женщина в свете” § 2 “О...
- 1. Как меняется природа арктических морей с запада на восток? Природа арктических морей сурова и неприветлива, большую часть года они покрыты льдом. С запада на...
- Как говорят в Берлине и в Мюнхене? Правда ли, что немцы с севера часто не понимают немцев с юга? Чем отличается Hochdeutsch от Plattdeutsch? Австрийский,...
1. По разным источникам информации определите центры этих художественных промыслов (рис. 98).
Вологодское кружево, как нетрудно догадаться, изготавливается в Вологде. Такие художественные промыслы, как резьба по кости и работа по бересте, используют местный материал: моржовые бивни и наружную часть коры березы. В старину на бересте писали как на бумаге. Начиная с 1951 г. было обнаружено свыше 800 берестяных грамот, больше всего в Великом Новгороде. Наибольшее развитие эти промыслы получили в городах Нарьян-Мар (резьба по кости) и Великий Устюг (работа по бересте).
2. Подумайте, могли ли повлиять на особенности народных промыслов природные условия края, где они возникали и развивались (рис. 98).
В народных промыслах чаще всего используется местный природный материал, то, чем в отличие от окрестных территорий богата земля. Например, резьба по кости могла родиться только на берегах Северного Ледовитого океана у отважных морских охотников на моржей. И в изображенных на рисунке 98 фрагментах ярко представлен быт ненцев — олени в санных упряжках и моменты охоты на моржей. Толщина кожи моржей достигает 3-4 см, и пробить ее копьем может только очень сильный человек. В начале века хищнический промысел поставил моржей на грань исчезновения и они были занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов, а промысел их запрещен. Но для ненцев и некоторых других народов Севера разрешена ограниченная добыча, которая и поддерживает сейчас старинный промысел резьбы по кости.
Береста — широко распространенный по всей лесной зоне материал, используется многими российскими мастерами для изготовления коробов, корзин, изящных шкатулочек и кухонной посуды.
3. Расскажите об особенностях историко-культурных памятников Европейского Севера. Какие природные и исторические факторы определили их развитие? Дайте географическое описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе различных источников информации.
Есть в 215 км к северо-западу от Вологды небольшой городок Тотьма, пристань на р. Сухона. Сейчас здесь живет около 10 тыс. человек, и трудно поверить, что этот городок старше Москвы — он известен с 1137 г. Тотьма лежала на торговом пути из Москвы в Архангельск и быстро развивалась в XVI-XVII вв., когда основная торговля с Европой шла через Белое море. В XVIII в. здесь было построено немало церквей в стиле барокко, четыре из них сохранились и по сей день — церкви Иоанна Предтечи, Рождественская,
Троицкая, Максимовская. Взгляните на карту — железные дороги обошли стороной этот городок, и он не получил промышленного развития. Зато дома, срубленные в Тотьме, стоят во многих подмосковных дачных поселках.
На железной дороге, ответвляющейся от Воркутинской магистрали и ведущей на Лабытнанги, на границе республики Коми и Ямало-Ненецкого АО, находится необычный памятник — столб, маркирующий границу Европы и Азии. Примерно на 67° с. ш. дорога пересекает Полярный Урал. Здесь, на 99-м км перегона Полярный Урал — Обь и находится пограничный столб между частями света. В 2004 г. знаку исполнилось 50 лет, и решено было провести его реставрацию.
4. Составьте (на выбор) туристический маршрут по Карелии, Мурманской, Архангельской или Вологодской области. Какой вид туризма здесь предпочтительнее? В какое время года?
Для туристических маршрутов по Европейскому Северу, кроме традиционных автобусов и железнодорожных поездов, характерны также байдарки и катера. Только на катере можно добраться сейчас на Соловецкие острова, Валаам, Кижи. Лучшее время для путешествия по Северу — конец лета. Хотя родину Деда Мороза г. Великий Устюг обычно посещают под Новый год.
5. Предложите вариант северного «Золотого кольца» туристических маршрутов по аналогии с Центральной Россией. Какие объекты вы в него включите? В чем их уникальность? Какой транспорт целесообразнее использовать? Как пролегали дороги к выбранным вами местам в далеком прошлом? Какие виды транспорта вы бы предпочли для воссоздания образов исторического прошлого и более полного эмоционального восприятия памятников культуры?
УДК 719+711.13 (574.5)
ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ НА ЗЕМЛЯХ ДРЕВНЕГО ОРОШЕНИЯ ЮЖНОГО КАЗАХСТАНА
А.Н. Юсупов, К.Е. Иманалиев
Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова, г. Шимкент, Казахстан
Е.Н. Лихачев
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств, г. Новосибирск, Россия
Аннотация. Рассмотрены факторы реконструкции историко-культурных и природных памятников на землях древнего орошения Южного Казахстана и роль памятников в процессе ускоренного освоения территории региона в рамках возрождения Шелкого пути. Проведен анализ экосистем и названий поселений – топонимов земель древнего орошения, сгуппированных по основным типам. Определены основные задачи постепенного восстановления историко-культурных и природных памятников на землях древнего орошения Южного Казахстана.
Ключевые слова: реконструкция, историко-культурные и природные памятники, земли древнего орошения, освоение территории, Южный Казахстан.
1. Исторический анализ. Развитие сельского хозяйства в условиях Центральной Азии в целом и Южного Казахстана в частности непосредственно связано с освоением земель древнего орошения в сухих руслах Сырдарьи, Амударьи и других рек площадью более 8 млн га. Земли древнего орошения не только высокопродуктивные территории повышенной рентабельности, но и колыбель ушедших цивилизаций. Здесь сосредоточены ареалы историко-культурных и природных памятников (IV в. до н.э. – Х V ІІІ в.). Самыми яркими являются города античного периода и средновековья: Отрар, Дженд, Сауран, Янгикент, Шахсанем, Аккала и сотни других, в том числе с памятниками садово-паркового искусства. Запустение земель древнего орошения в регионе вызвано историко-социальными факторами и природно-климатическими изменениями, связанными с переносом русел рек. Так как земледелие базировалось на искусственном орошении, одна опустошительная война была способна обезводить страну на целые столетия и лишить ее цивилизации .
Важными аспектами реконструкции этих памятников являются: включение историко-культурных и природных памятников как потенциальных и ключевых элементов в региональную систему расселения Южного Казахстана; строительство новых водохранилищ в низовьях рек Коксарай, Сырдарьи, использование ресурсов подземных и сточных вод, капельного орошения и других современных мелиоративных технологий; ускоренное освоение территории в рамках возрождения Шелкового пути, поддерживаемое ЮНЕСКО как путь прогресса и международной интеграции стран евразийского пространства. Следует отметить, что транспортный коридор Шелкового пути, связывающий Западный Китай с Западной Европой, пролегет через земли древнего орошения Южного Казахстана. Живописные руины городов и многие памятники, расположенные в зоне видимости и доступности автодорог, будут притягивать инвестиции, население Центральной Азии и зарубежных туристов.
Восстановление этих городов и других памятников следует выполнить вкупе с прилегающими экосистемами, с растительным и животным миром. На равнинах земель древнего орошения как в древности, так и в настоящее время существуют три основные экосистемы. Функционирование и видоизменение экосистем зависит от исторически сложившейся структуры рельефа и его водообеспеченности. Экосистемы были основным фактором расселения в исторические этапы, по степени биологической продуктивности они подразделяются на следующие виды:
тугайские экосистемы, формирующиеся в долинах и низовьях рек с богатой фитомассой (300 т /га) и животным миром;
пустынно-песчаные экосистемы, с достаточной фитомассой (несколько десятков т/га), особенно в исторически сложившихся ареалах с соответствующим животным миром;
глинисто-такырные экосистемы, образованные на иловых заносах Сырдарьи, Амударьи и других малых рек с умеренной фитомассой (5–8 т/га), здесь растительный и животный мир привязаны к оврагам холмистых гряд, колкам и т.п., обладают большим агроирригационным потенциалом, здесь большое количество рассредоточенных историко-культурных и природных памятников (ИКПП) с агроирригационными планировками .
Анализ с применением метода совмещения природных ареалов и антропогенных ландшафтов показал, что на каждом историческом этапе на формирование структуры расселения решающее влияние оказывали особенности структур экосистем. В период неолита размещение поселений определялось тугайными экосистемами, богатыми растительным и животным миром в низовьях древнейших русел Сырдарьи.
В период бронзы и античности развитие производительных сил обусловило возникновение земледельческих поселений на глинисто-такырных экосистемах. Поселения размещались на локальных высотах, возвышенных равнинах плато, преимущественно у гидрологических и ботанических объектов, которые не поддавались орошению и использовались в основном для хозяйственно-бытовых нужд. В этот период зародилась градостроительная культура, отраженная в городище Чирик рабат, Жетыасар, Койкрылганкала, Топрак-кала, Джанбас-кала. Ареалы тугайных, пустынно-песчаных экосистем были хозяйственно-охотничьими угодьями.
Для периода средневековья (Х–ХІІІ вв.) характерно выпрямление расселения вдоль караванной трассы Хорезм-Туркестан, где использовались ареалы экосистем, агропланировки и крепости предшествующих периодов. Сохранились руины древних городов с садово-парковыми комплексами, мечети, отдельные замки – Дженд, Сырлытам, Кум-кала и мн. др. В высохших руслах Амударьи сохранились города с садово-парковыми комплексами – Ак-кала, Вазир. До опустения исследуемой зоны в бассейне Сырдарьи в ХІХ в. основными факторами расселения были агроирригационные ландшафты, ареалы экосистем и покинутые поселения предшествующих периодов, что осталось характерным и для позднего периода. Окрестности отдельных историко-культурных и природных памятников были устойчивыми зонами расселения на протяжении многих исторических периодов. Покинутые окрестности ИКПП в результате социальных потрясений повторно заселялись в том же порядке спустя тысячелетия. Повторно использовались стройматериалы, ограждающие конструкции и фортификационные сооружения древних поселений: Чирик-рабат, Дженд, ареалы экосистем у Дайрабай калы и мн. др.
2. Анализ топонимов. Анализ исторических ландшафтов и природных памятников с применением «метода совмещений» позволил установить, что ландшафтные ареалы отдельных ИКПП являлись средоформирующими «оазисами» – устойчивыми объектами расселения, которые формировались с учетом экологии, экономики, градостроительства в условиях орошаемого земледелия. В настоящее время в результате «смены социально-экономических функций ландшафтов» средоформирующие «оазисы» перешли в ранг памятников природы, истории, археологии, архитектуры и градостроительства и приобрели социально-культурный потенциал.
На землях древнего орошения к экосистеме привязаны названия поселений – топонимы. Роль последних для выявления особенностей ландшафта высоко ставил В.П. Семенов-Тяньшанский. Он писал: «…народ невольно и очень верно и последовательно отражает в названиях своих селений характерные особенности того естественного географического пейзажа, среди которого ему приходиться жить… Предмет, первоначально давший это название, может исчезнуть с лица, но название селения останется за ним до тех пор, пока будет существовать само селение. Вот почему на карте России обычны такие имена населенных пунктов: Боровое, Горки, Озерки, Каменка и др.» .
Анализ топонимов земель древнего орошения проводился в основном на территории Южного Казахстана. Все топонимы земель древнего орошения можно разделить на 5 основных типов.
Общая сумма географических названий, связанных с влиянием ИКПП на названия населенных пунктов, составила 76,5%. Этот факт позволяет предположить, что определенную роль при формировании традиционного расселения на территории Южного Казахстана играли объекты ИКПП.
Первую группу составляют населенные пункты, названия которых связаны с историко-культурными событиями, пребыванием и деятельностью исторических личностей. Это исторические высоты и возвышенности, где происходили народные собрания. В эту группу можно отнести и имена легендарных личностей, древние города и уникальные исторические объекты.
Вторую группу составляют населенные пункты, расположенные у гидрологических объектов: у ключей, колодцев, мелких озер и рек. Опасность затопления заставляла селиться чаще не на берегу крупных рек, а на притоках или каналах, у родников или колодцев. Населенные пункты, расположенные на возвышенностях, каменных обнажениях, на характерных участках рельефа, составляют третью группу, а поселения у ботанических объектов – четвертую группу. Подобно культу высот, роща и отдельные деревья были объектами культа у всех народов (например, священное дерево Ромула, которому римляне поклонялись). В Средней Азии и Казахстане распространен термин «машат» – святилище. Научно доказано, что в основе почитания природных объектов лежал более древний культ деревьев, рощ, источников, камней. Это слово в виде синонимов (Машат) очень часто встречается в топонимике Средней Азии и Казахстана.
Последнюю группу составляют населенные пункты с названиями зоологического происхождения. Многие из них в настоящее время находятся на территории заповедников, заказников – Аксу-Жабаглы, Бидайтугай, Каракуль.
3. Особенности восстановления памятников. Таким образом, в значительной мере ориентиром традиционного расселения были объекты ИКПП. Стремление отыскать благоприятное место в условиях аридной зоны, подобно человеку, ищущему тень в условиях пустыни, диктовало свободное расселение у микрокомплексов ИКПП, которые в совокупности создавали благоприятную и своеобразную жилую среду. ИКПП постепенно стали неотъемлемой частью народной культуры и градостроительства .
Ниже приводится описание характерного исторического города – Саурана, руины которого расположены на трассе автобана вблизи города Туркестан.
Первые упоминания о Сауране относятся к средневековью. Известный арабский географ ал-Макдиси характеризовал его так: «Сауран (Савран, Сабран) – большой город, окруженный 7 стенами одна за другой, а в нем есть рабад, соборная мечеть находится во внутреннем городе. Он – пограничная крепость». Впоследствии о городе упоминают как о крупном культурном и торгово-ремесленном центре на юге Казахстана. В первой половине ХІ V в. Сауран был столичным центром государства Ак Орды. Сауран обстоятельно описан историком, который называет его «необыкновенно приятным городом». Ценные сведения о городе содержатся в мемуарах поэта и писателя Васифи, жившего здесь в 1514–1515 гг. Он описывает необычайное для этих лет кяризное водоснабжение. Кяризы – подземные галереи, через которые выводятся наружу подземные воды. «Подобных им, – замечает Васифи, – не видели люди, объехавшие весь мир на суше и на море. У истоков кяризов находилось водохранилище. На участке земли, орошаемой виноградниками и хозяйственными постройками». Сауран был для своего времени хорошо укреплен благодаря оборонительным сооружениям, обеспеченности водой и продовольствием, оружием город мог выдержать осаду в течение нескольких месяцев. Жизнь в Сауране продолжалась вплоть до конца Х V ІІІ в., но в это время город превратился в «мелкое местечко около Туркестана» .
Следует отметить, что историко-культурные и природные объекты земель древнего орошения экологично вписаны в топографию местности, оживляют сельский пейзаж, запечатлены в сознании этноса как образы родной земли. Эти объекты являются средоформирующими оазисами земель древнего орошения, подлежат восстановлению и использованию в современной архитектуре.
Предпосылками для этого служат необходимость охраны и использования ценных биоценозов и историко-культурных памятников, этническая ценность ИКПП для коренного населения. Об этой связи академик Ю.В. Бромлей пишет: «Характерные особенности географической среды (климата, почвы, рельефа, флоры, фауны и т.д.) оказывают также определенное влияние на формирование отдельных сторон духовной культуры и психологического склада этноса. Это находит свое косвенное выражение прежде всего в отдельных специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются особенности быта народа, связанные с характерными чертами его развития. Ландшафты этнической территории запечатлеваются в сознании населяющих ее людей в виде представления о родной земле» .
Основными задачами постепенного восстановления историко-культурных и природных памятников на землях древнего орошения Южного Казахстана являются:
1. Определение критериев оценки и выбора объектов ИКПП Южного Казахстана для организации экспозиционной трансграничной зоны на Шелковом пути. Научное изучение наиболее значимых и находящихся вблизи современных населенных пунктов археологических объектов.
2. Определение методов реставрации, консервации, сохранения и использования уникальных археологических, историко-культурных и архитектурных памятников Южного Казахстана, имеющих особое значение для национальной истории и истории региона.
3. Создание научно-популярных фильмов о памятниках (в 3 D программах). Изготовление миниатюрного макета городищ (в М 1:25).
4. Содействие в расширении инфраструктуры туризма. Организация мест кратковременного отдыха туристов у подножия руин средневековых городов. Использование мобильных выставочных сооружений (юрт), для демонстрации научно-популярных фильмов, макетов, проведения образовательных и культурных мероприятий. Организация конных, караванных маршрутов по объектам ИКПП, восстановленным садам и паркам.
5. Постепенная реставрация руин городов с выявлением выразительных фрагментов (ворота с башнями и частью крепостной стены, характерные жилые дома средневековья и др.).
6. Организация агрорекреационных поселений на основе сочетания рекреационной и сервисной деятельности с деятельностью крестьянских фермерских хозяйств .
Заключение. Таким образом, постепенное восстановление архитектурно-художественного облика памятников на землях древнего орошения Южного Казахстана откроет новые возможности для формирования полноценной историко-культурной и предметно-пространственной среды на Шелковом пути, будет способствовать качественному преобразованию сельской среды жизнедеятельности.
Библиографический список
1. Толстов С.П. По древним делтам Окса и Яксарта. – М., 1960. – 175 с.
2. Мурзаев Э.М. География в названиях. – М., 1982. – 20 с.
3. Квасов А.Ф., Юсупов А.Н. Народное культурное наследие и сельское расселение на землях древнего орошения // Известия вузов. Строительство и архитектура. – 1982. – № 2.
4. Байпаков К. Великий Шелковый путь на территории Казахстана. – Алматы, 2007. – 90 с.
5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., 1983.
6. Юсупов А.Н. Историко-культурные и природные факторы в процессе формирования сельского расселения (на примере мелиорируемых земель реки Сырдарьи): дис. ... канд. архитектуры. – М., 1985.
7. Хасан У. Архитектурная консервация как средство культуры // Архитектурные исследования. – 2015 (март).