Как изображается формирование характера петра гринева. Становление личности Петра Гринева (По повести А


В своем сочинении я хочу рассказать о становлении личности Петра Гринева-главного героя повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Детство нашего героя ничем не отличалось от детства других детей дворянского рода. Он был окружен любовью и заботой всех членов семьи. Ему привили такие качества как добросердечность, искренность, уважение к другим людям. На воспитание с пяти лет Петруша был предоставлен Савельичу, благодаря которому выучился грамоте. Но в шестнадцать лет его судьба резко переменилась. Отец решает его отправить в Оренбург, чтобы тот стал достойным человеком("...Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни...")-это было началом взрослой жизни Гринева.

Взяв путевку во взрослую жизнь, Петруша вместе с Савельичем направляется в Оренбург на службу, при этом, остановившись в небольшом городке Симбирске для закупки нужных вещей.

Встречая на своем пути генерала Зурина, Гринев, проиграв ему в бильярд, своевольно распоряжается деньгами, ведет себя неприлично с Савельичем, тем самым, показывая, что он взрослый и может делать все, что захочет. Но, обладая таким чувством как совесть, он искренне просит прощения у Савельича. Второй поступок, совершенный Петрушей, показывает, что он-милосердный. Оказавшись в степи в сильную бурю, они(Петр, Савельич и кучер) встречают вожатого, который помог им добраться до ближайшей гостиницы. За оказанную им помощь Петруша проявляет к бедному человеку милосердие-дарит ему свой заячийтулуп.

Прибыв в Белогорскую крепость, Петр оказался в дружеской, семейной атмосфере, напоминавшей его родной дом.

К хозяевам дома(Иван Кузьмич и Василиса Егоровна) он относился с уважением, на Машу-капитанскую дочь Гринев пока не обращает внимания. Самым близким товарищем становится Швабрин, описывающий с веселостью всех членов семьи Мироновых. Говоря о Маше, как о совершенной дурочке, Швабрин предстает перед нами бесчестным человеком.

Прошло немного времени, и Петр с Машей познакомились. В ней он увидел благоразумную и чувствительную девушку, совсем не похожую на ту, которую описывал ему Швабрин. Благородство и честь не позволяют нашему герою воспринимать клевету со стороны обзывателя. Результат этого-дуэль. Рискуя своей жизнью, Гринев отстаивал честь своей возлюбленной. С историей любви к Маше мы будет встречаться еще не раз.

А.С.Пушкин подвергает Петра Гринева многочисленным испытаниям. Оказавшись по воле судьбы в такой ситуации, когда нужно было выбирать: либо перейти на сторону врага(Пугачева), либо сдержать клятву и умереть, чем предать. В критических условиях Петр сумел сохранить верность офицерской присяге и остаться честным, достойным, благородным человеком. Став свидетелем смерти Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны, он проявляет большую силу духа и мужество. Петр Гринев, зная, что Маша в плену у Швабрина (так как Пугачев назначил его главным), за нее очень переживает и понимает, что может потерять ее навсегда. В конце повести Гринева судят, якобы он-предатель и изменник, но главный герой не сдается ("...я не потерял ни бодрости, ни надежды..."). Петр рассказывал все, что было на самом деле, не прибегая к вранью. Его спасением становится верная возлюбленная, Маша, готовая отстаивать честь своего Петруши.

Вернемся опять к сцене казни во время Пугачевского бунта. Почему же казак не казнил Петра? Благодаря Савельичу, Пугачев узнает нашего героя и сдерживает свое обещание("...спасибо, ваше благородие! Век не забуду ваших милостей..."). Казак уважал Петра за то, что он не стал предателем, ведь их никто не любит и не уважает. Находясь у Пуачева, наш герой ничуть не боится его, беседует с ним открыто и прямо. При третьей встрече с врагом мы уже не видим того свирепого, злобного казака. Он поет свою любимую песню, рассказывает сказку об орле и вороне, понимает, какую опасную игру он затеял, и что отступать уже бессмысленно. Гринеа присутствовал на казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу.

В своем сочинении я не упомянула о некоторых качествах нашего героя. Одним из основных, безусловно, является честь. Ему не свойственно было злорадство-сцена со Швабриным ("...я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону..."). Также его положительным качеством была искренность. Это проявлялось в том, как он просто и прямо говорил с Пугачевым, каялся перед Савельичем ("...я чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Все это меня мучило..."). И, конечно же, совесть.

В конце следует сказать, что судьбе не удалось сломить Петра Гринева, заставить изменить свои взгляды и ценности. Мы стали свидетелями всего жизненного пути нашего героя - от "недоросля" до взрослого человека, умеющего принимать собственные серьезные решения.

Крутяк! 7

В данном сочинение раскрывается характер Петра Гринёва, становление его как личности.

Повесть А.С. Пушкина « Капитанская дочка» была написана в тридцатые годы девятнадцатого века. В этом произведении автор затронул тему нравственного воспитания молодого поколения. Поэтому в качестве эпиграфа к повести Пушкин взял сокращённый вариант русской пословицы: «Береги честь смолоду». На примере Петра Андреевича Гринёва автор раскрыл становление личности, проявление его лучших человеческих качеств.

Главный герой повести Пётр Гринёв был сыном военного Андрея Петровича Гринёва, вышедшего в отставку. В пять лет Пётр был отдан на воспитание Савельичу, крепостному дядьке. Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, отец нанял для него француза, который должен был учить Петра французскому, немецкому и другим наукам. Но толку от такого учителя было мало. Француз был «добрый малый, но ветрен и беспутен», за что и был изгнан из имения. На том и закончилось образование Петра.

Жил он недорослем, бегал с дворовыми мальчишками. Так продолжалось до шестнадцати лет. Когда он попал в Белогорскую крепость, жизнь его круто изменилась. Молодой повеса остался в прошлом. В крепости Гринёв встретил свою любовь - Машу Миронову, дочь коменданта. Конечно, были поступки, о которых Пётр вспоминал со стыдом. Это проигранные ротмистру Зурину деньги, грубость и барские замашки в отношении Савельича, который не хотел оплачивать его долг. Своим поведением Пётр хотел доказать, что он взрослый. Но был и поступок, который позже спас ему жизнь. По дороге в крепость, заблудившись во время пурги, Гринёв с Савельичем встретили случайного прохожего, который вывел их к постоялому двору. В благодарность Пётр отдал мужику свой заячий тулуп, не задумываясь над тем, что его доброта оплатится ему сторицей.

Когда крепость была захвачена Пугачёвым, Пётр предпочёл самую страшную казнь, но не предательство, остался верен клятве, которую он дал государыне. Но верный Савельич спас своего господина, напомнив Пугачёву о заячьем тулупе. В разговоре с глазу на глаз Пугачёв назвал Петра человеком чести, так как он до конца стоял за свои идеалы, отличаясь доблестью, достоинством и верностью. И Пётр Гринёв за несколько встреч увидел в бунтовщике и злодее человека, сумел оценить в нём смекалку, влюблённость в волю, талантливость и самобытность.

Он стал понимать обречённость бунтовавших крестьян, научился сочувствовать им.
Находясь в осаждённом Оренбурге, узнав о попавшей беду Маше, он бросился ей на помощь. Конечно, любовь и долг боролись в его сердце. Как дворянин и офицер, он обращался за помощью к генералу, но тот отказал ему, приводя свои доводы. Чувство ответственности, любовь к Маше толкнули его в стан врага. Иного выхода он не видел.

Рискуя своей жизнью, карьерой, дворянской честью, он спас Машу. И даже когда его обвинили в предательстве, он не стал оправдываться перед судом, не желая впутывать в свои неприятности Машу. Это говорит о том, что из недоросля сформировался настоящий мужчина. И хотя Пётр Гринёв не совершил великих подвигов, он остался верным наставлениям отца, для которого самыми главными ценностями были долг и честь. Несмотря на то, что поступки Петра не имеют исторического значения, но человеческие подвиги, совершённые им, важнее любых значимых государственных событий.

Еще больше сочинений на тему: «Характер Петра Гринёва»:

Наряду с другими важными вопросами роман “Капитанская дочка” ставит проблему воспитания молодого поколения в духе патриотизма. Как же предлагает писатель воспитывать истинных граждан страны? Пушкин слишком умен, чтобы давать готовые рецепты. В образах Гринева и Швабрина он показывает примеры диаметрально противоположных характеров, а выводы должны делать сами читатели.

Роман написан в виде мемуаров Петра Андреича Гринева, где он вспоминает свою молодость и встречи с “разбойником Пугачевым”. Детство и юность Гринева ничем не отличались от жизни других барчат-недорослей, поэтому в романе об этом сказано вскользь, а вот о предстоящей службе в армии Гринев рассказывает подробно, ибо мечтал служить в Петербурге, в гвардии, надеялся на веселую и беззаботную жизнь. Отец же определил ему другое: “Чему научится он в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон”. Спорить с отцом не принято было, он решает, что делать “Петруше”, в его напутствии сыну звучит серьезный наказ, который сын даже в мыслях не попытался оспорить.

Авторитет отца - это основа семьи. Для Петра Гринева - это своеобразная клятва на верность семье, которую он никогда не предаст. Отец наставляет: “Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: “Береги платье снову, а честь смолоду”.

Гринев хорошо усвоил урок отца. Он прекрасно понимает, что за проигранный долг надо платить. На возражения Савельича Петр Андреич отвечает дерзостью, но деньги Зурину возвращает. Одаривает вожатого заячьим тулупом, то есть, по словам Савельича, ведет себя “как дитя неразумное”, но, на наш взгляд, благородно.

Служба в крепости для Гринева необременительная, а после того, как он увлекся капитанской дочкой, даже и приятная. Дуэль со Швабриным прибавляет положительных черт Гриневу. Он не какой-то неумеха, а человек, имеющий представление, как обращаться со шпагой. И, не сподличай Швабрин, еще неизвестно, как бы закончилась дуэль.

Немаловажное значение в формировании характера Гринева сыграла любовь его к Маше Мироновой. В любви человек открывается до конца. Мы видим, что Гринев не просто влюблен, он готов взять на себя ответственность за любимую. А когда Маша остается беззащитной сиротой, Петр Андреевич рискует не только своей жизнью, но и честью, что для него важнее. Он это доказал при взятии Белогорской крепости, когда, не присягнув “злодею”, ждал расправы. “Пугачев махнул платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника. Очередь была за мной. Я смело глядел на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей”.

Гринев ни разу не отступил от наказа отца, а когда пришла очередь отвечать за клевету Швабрина, Петр Андреич даже и не подумал оправдываться Машиным именем. С начала и до конца романа мы видим мужающего, постепенно взрослеющего героя, который свято соблюдает данную присягу и завет отца. Этот характер, порой по-юношески беспутный, но добрый и стойкий, вызывает симпатию читателей. Гордость охватывает за сознание, что такими были наши предки, одержавшие многие славные победы.

Читая роман, не только восхищаемся его лучшими героями, но им хочется подражать. В этом Пушкин видел главное предназначение литературы.

Источник: www.litra.ru

Главным героем семейно-бытовой части повести является Пётр Андреевич Гринёв. Сын помещика, Гринёв получил домашнее воспитание по обычаю того времени - сначала под руководством дядьки Савельича, потом - француза Бопре, по профессии парикмахера. Отец Гринёва, властный до самодурства, но честный, чуждый искательства перед высшими чинами, хотел видеть в своём сыне настоящего дворянина, как он это понимал.

Смотревший на военную службу как на долг дворянина, старик Гринёв отправляет сына не в гвардию, а в армию, чтобы он «потянул лямку», стал дисциплинированным солдатом. Прощаясь с Петром, старик дал ему наставление, в котором выразил своё понимание службы: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Пётр Гринёв стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведёт себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг. На предложение Пугачёва поступить к нему на службу Гринёв после минутного колебания отвечает решительным отказом. «Голова моя в твоей власти,- сказал он Пугачёву:- отпустишь меня - спасибо; казнишь - бог тебе судья». Прямота и искренность Гринёва понравились Пугачёву и расположили к нему великодушного вождя восставшего народа.

Однако не всегда долг побеждал в душе Гринёва. Его поведение в Оренбурге определяется не долгом офицера, а чувством любви к Маше Мироновой. Нарушив военную дисциплину, он самовольно отправляется в Белогорскую крепость спасать любимую девушку. И только освободив её, притом при помощи Пугачёва, он снова возвращается в армию, вступив в отряд Зурина.

Пётр Гринёв разделяет дворянскую точку зрения на крестьянское восстание. Он видит в нём «бунт бессмысленный и беспощадный», а в Пугачёве - разбойника. В сцене, когда он требует денег у Савельича для уплаты проигрыша Зурину, он ведёт себя, как помещик-крепостник.

Но по своей натуре Гринёв человек мягкий и добрый. Он справедлив и признаётся самому себе в своём легкомыслии. Чувствуя себя виноватым перед Савельичем, он просит у него прощения, даёт слово впредь слушаться своего дядьки. Гринёв любит Савельича. С риском для своей жизни он пытается выручить Савельича, когда тот попал в руки пугачёвцев Бердской слободы. Гринёв доверчив и плохо разбирается в людях такого типа, как Швабрин. Искреннюю и глубокую любовь питает Гринёв к Маше. Его тянет к простой и хорошей семье Мироновых.

Несмотря на дворянское предубеждение против Пугачёва, он видит в нём умного, отважного, великодушного человека, защитника бедных и сирот. «Зачем не сказать истины?- пишет Гринёв в своих записках.- В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал… спасти его голову…»

Образ Гринёва дан в развитии. Черты его характера развиваются и постепенно раскрываются перед читателем. Его поведение, в каждом случае психологически мотивировано. Из изображённых в повести представителей дворянства он - единственное положительное лицо, хотя и остаётся по своим взглядам и убеждениям сыном своего времени и своего класса.

Источник: www.kritika24.ru

«Береги честь смолоду» - этот завет является главным в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Именно ему следует Петр Гринев.

Родителями героя были небогатые дворяне, которые в Петруше души не чаяли, ведь он был у них единственным ребенком. Еще до рождения герой был записан в Семеновский полк офицером.

Петруша получил неважное образование - под руководством дядьки Савельича «на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Самым интересным занятием герой считал «гонять голубей и играть в чехарду с дворовыми мальчишками».

Но в шестнадцать лет судьба Гринева круто переменилась. Он попадает на военную службу – в Белогорскую крепость. Здесь герой влюбляется в дочь коменданта крепости – Машу Миронову. Здесь Гринев становится участником восстания крестьян под предводительством Емельяна Пугачева.

С самого начала героя романа отличает доброта, воспитанность, уважительное отношение к людям: «Муж и жена были люди самые почтенные». Петр больше всего ценит свое доброе имя и честь других людей.

Именно поэтому он не присягает на верность Пугачеву: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Во время общения с ним герой относится к Пугачеву, как к преступнику, который хочет захватить святое – государственную власть.

Очень достойно ведет себя Гринев, даже когда оказывается под следствием. Он держится спокойно, думает не только о себе, но и о честном имени Маши: «Я спокойно взглянул на Швабрина, но не сказал ему ни слова».

Пушкин показывает, что, только заботясь о своей чести, можно выйти победителем из всех испытаний: в итоге Гринева полностью оправдывают, а Швабрина справедливо приговаривают к заключению.

Таким образом, в романе Пушкина «Капитанская дочка» Гринев является положительным героем. Он «живой человек», со своими достоинствами и недостатками (вспомним, как он проигрался в карты или обидел Савельича). Но по своим «взглядам» этот герой всегда остается на стороне добра. Именно поэтому автор и мы, читатели, симпатизируем ему.

Цель урока: создать условия для определения жанровых особенностей произведения; проследить по тексту этапы формирование характера Петра Гринева; содействовать развитию у школьников навыков анализа текста

Методические приемы: аналитическая беседа, сжатый пересказ содержания глав.

Теория: мемуары, жанр, сюжет.

Словарная работа: долг, честь, достоинство, ирония.

Оборудование: демонстрационный материал по литературе для VII класса; художественный текст любого издания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

8 класс

ТЕМА: Формирование характера Петра Гринева.

Разбор 1 и II глав

Цель урока: создать условия для определения жанровых особенностей произведения; проследить по тексту этапы формирование характера Петра Гринева; содействовать развитию у школьников навыков анализа текста

Методические приемы: аналитическая беседа, сжатый пересказ содержания глав.

Теория: мемуары, жанр, сюжет.

Словарная работа: долг, честь, достоинство, ирония.

Оборудование: демонстрационный материал по литературе для VII класса; художественный текст любого издания.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Беседа по статье В.А. Кожевникова «Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании».

II. Слово учителя.

В критической литературе неоднократно взыскивались разные мнения о произведении Пушкина: одни видели в нем повествование о двух влюбленных, другие - лишь изображение Пугачева и пугачевского восстания, третьи - этапы духовного становления молодого человека, на жизненном пути которого постоянно возникает проблема выбора чести: кто прав? Мы постараемся ответить на все эти проблемы - вопросы в ходе изучения произведения. Также до сих пор нет единства в определении жанра произведения. Что это - повесть? роман? исторический роман? семейные записки? хроника? мемуары? (учащиеся зачитывают из словариков определения данных литературоведческих терминов).

«Капитанскую дочку» с полным правом можно назвать и романом, и повестью. Действительно, такие определения в литературоведении существуют. Но можно ли говорить о ней как об историческом романе, семейных записках или мемуаров? Наверное, в строгом смысле слова «Капитанская дочка» не является ни хроникой, ни мемуарами, так как в произведении есть художественный вымысел. Но она написана в форме воспоминаний, семейных записок, показывает былые судьбы, жизнь частных людей, вместе с тем даны изображения исторического события и исторических лиц (вроде Емельяна Пугачева и Екатерины II), а потому содержит в себе особенности всех названных жанров.

Но все же это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий. Все изображенные картины жизни и события ставят перед нами, читателями, проблему чести, долга.

III. Беседа с учащимися.

На какие циклы можно разделить повесть?

(Три цикла глав: I-V рисуют формирование личности рассказчика до неожиданных происшествий, имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям; VI-VII - картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика;

ХII - ХIV - роль развернутого эпилога.)

Исследователи считают, что эпиграфы в «Капитанской дочке» играют роль своеобразных конспектов каждой главы. Докажите правильность (или ошибочность) этого мнения, перечитав эпиграфы вместе с названием глав.

Кратко расскажите о жизни Гринева в родительском доме. А в каких условиях воспитывался Петруша?

Что хорошего и что дурного вынес Гринев из детских и отроческих лет?

Что пришлось испытать Петруше в это время?

Самые разные влияния пришлось испытать Петруше в это время. В отце уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, которое отмечало «людей старого века» и замашки крепостника.

Мягкая, но безвольная мать; честный, преданный, но недалекий Савельич; добрый, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки - вот окружение Петруши в детские годы. Поэтому неудивительно, что познание по окончании курса домашнего воспитания ограничивались умением судить «о свойства борзого кобеля», кое-как читать по-французски и драться на шпагах, а в нравственных понятиях царила самая невероятная путаница. «Верхом благополучия человеческого он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем - веселую жизнь в Петербурге.

(Нельзя сказать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца, хотя, конечно, многое и главное запало ему в душу. Недаром он, хотя и в иронической форме, но в духе своих юношеских воззрений объясняет оренбургскому генералу смысл поговорки «Ежовые рукавицы». Выросший на деревенском приволье, вдалеке от светского общества, Гринев научился не- предвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные замашки, но вместе с тем прямоту и честность.)

Как вы считаете, когда начинается второй этап формирования Гринева?

(С момента отъезда из родного дома. Самостоятельная жизнь Гринева - это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Первый удар иллюзиям наносит отец, так как решает отправить сына в армию (учащиеся читают соответствующие эпизоды) . Две стороны характера молодого Гринева раскрываются в эпизодах встреч с Зуриным и бродягой -«вожатым», так как мечта о веселой, беззаветной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Зато встреча с «вожатым» дает толчок проснуться в душе Гринева тому хорошему, светлому, что вынес герой из родительского дома.)

Найдите слова, выражающие чувства верного слуги по отношению к вожатому.

(«Он его пропьет, собака, в первом кабаке. . ., Бога ты не боишься, разбойник!», «Ты видишь, что дитя не смыслит, а ты рад его обобрать...», «И добро бы кому, а то пьянице оголелому»).

Итак, Савельич боится незнакомца, видит в нем вора, разбойника, пьяницу.

А как реагирует бродяга на «барский подарок»?

(«Его благородие мне жалует шубу с своего плеча..»; Он кое-как умудрился и надел тулуп, распоров по швам. «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он провел меня до кибитки и сказал с низким поклоном:

«Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».)

Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?

(Тут не в тулупе дело. Тут впервые промелькнуло между Гриневым и беглым казаком нечто иное. Автор показывает два отношения к человеку:

для одного «собака», «пьяница оголелый», для другого – «брат». «Две правды»: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек... В благородности Гринева не просто благородность. Тут больше, тут жалость, милосердие и уважение к человеку, к достоинству. А человеку холодно... И если мы безразлично проходим мимо человека, которому холодно, то это, вообще говоря, кощунство, - пишет В. Касатонов).

Что такое милосердие? Милосердны ли вы?

(Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания, помощь, вызванная этими же чувствами. На милосердие всегда отвечают милосердием.)

А почему сегодня многие стыдятся своих истинных чувств?

(Многие стыдятся, потому что люди стали равнодушны друг другу, мерилом ценностей человека стали деньги, положение в обществе, наверное, потому падает нравственность наша. И мы, читатели, должны учиться быть человеком на примере добрых, истинных проявлений чувств героев повести.)

IV . Домашнее задание:

2. Кратко рассказать о жизни Гринева до начала Пугачевского восстания

V. Итог урока


1. Воспитание Петруши.

2. Наставления отца. Служба.

3. Отношения с Савельичем.

4. Любовь к Маше и вражда со Швабриным.

5. Пугачев в судьбе Петра Гринева. Выбор между жизнью и смертью, верностью слову.

Только в богатстве души настоящее наше богатство;

Все остальное таит больше печалей в себе.

Лукиан Самосский

Главным героем повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» является Петр Гринев, вымышленный автором персонаж, образ которого, однако воплощает в себе многие положительные черты, присущие человеку и дворянину.

Автор повести показывает, как мальчик вырос в среде, типичной для помещичьих семей того времени. Его наставниками были дворовый дядька Савельич и французский па рикмахер Бопре, выдававший себя за учителя. Еще до рождения он «был записан в Семеновский полк сержантом». Понятно, что в таких условиях, в каких воспитывался юноша, он не мог получить очень глубокого и основательного образования. Он «выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Поскольку один из его наставников был французом, разумеется, Петр в определенных пределах изучил родной язык своего учителя. В родительском доме он жил беззаботно, не имея привычки серьезно задумываться о каких-либо проблемах, а тем более решать важные жизненные вопросы: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Отец внезапно решает, что пора переменить праздный образ жизни сына - пора тому оправляться на службу. Юноша в восторге, он уже предвкушает жизнь в Петербурге, полную веселья и удовольствий. Однако отец понимает, что для личностного развития его сына праздная жизнь офицера гвардии ничего не даст: «Чему он научится, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да будет солдат, а не шаматон».

Итак, все блестящие надежды молодого человека рушатcя: вместо Петербурга он отправляется в Оренбург, а оттуда его направляют в Белогорскую крепость. Все это вызывает уныние в душе юноши: «...к чему послужило мне то, что еще в утробе матери я был уже гвардии сержантом! Куда это меня завело? В *** полк и в глухую крепость на границу киргиз-кайсацких степей!.. »

Однако воля отца для Петра, как и для большинства молодых людей того времени - закон; с ней нельзя спорить, ей можно только безропотно покориться. Перед разлукой отец напутствует сына; в немногих сказанных им словах заключен огромный смысл, он кратко, но емко говорит о том, в чем же состоит честь дворянина. Несмотря на свою молодость и свойственное этому возрасту легкомыслие, юноша навсегда запомнит слова отца и не изменит его заветам:

«Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Повсюду Петра сопровождает верный Савельич, который заботится о нем, как о своем родном сыне. Странные, немного забавные и трогательные отношения связывают этих двух людей: молодого дворянина и его крепостного, который и вырастил его. Савельич - вовсе не покорный раб своего господина; всякий раз, когда распоряжения молодого барина кажутся ему неразумными, он прямо заявляет об этом и отказывается выполнять его требования. Его опека порой тяготит Петра: «...я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не ребенок». Проиграв деньги Зурину, он требует, чтобы Савельич уплатил его долг. При этом он напоминает старику: «Я твой господин, а ты мой слуга». Но Петру самому становится стыдно, что он так грубо обошелся со стариком, искренне к нему привязанным, неустанно пекущемся о нем. В том, что он сам просит прощения у своего слуги, раскрывается его настоящая сущность: умение признать свою вину, его искренность и доброе отношение к Савельичу. Петр Гринев честен и с самим собой, и с другими: «Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в Симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем... Я непременно хотел с ним помириться...».

Но характер Петра Гринева раскрывается не только через взаимоотношения с верным Савельичем. Его любовь к Маше оказывается настоящим, прочным чувством, готовым на любые испытания. Защищая ее честь от недостойных намеков Швабрина, он, не колеблясь, бросает вызов опытному дуэлянту. Чтобы вырвать девушку из рук того же Швабрина, перешедшего на сторону Пугачева, Гринев, рис- куя жизнью и нарушив дисциплину, отправляется во вражеский лагерь.

Но подлинное испытание твердости характера и верности своей клятве Гринев переживает, когда войска Пугачева захватывают Белогорскую крепость. В разговоре с Пугачевым проявляется и осторожность, и рассудительность молодого человека, но вместе с тем и непоколебимая решимость быть верным своему слову, своей присяге: «...признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. Назвать его в глаза обманщиком - было подвергнуть себя гибели; и то, на что был я готов под виселицею в глазах всего народа и в первом пылу негодования, теперь казалось мне бесполезной хвастливостью».

«Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу», - честно признается он, несмотря на то, что судьба его в этот момент висит на волоске. Но именно в таких ситуациях - перед лицом неизбежного выбора, перед лицом смерти - и происходит становление человеческой личности, ее нравственное развитие и - рост. Герой Пушкина с честью проходит это испытание, и сам грозный Пугачев поражен его смелостью и прямотой: «Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».

Наконец, последним испытанием Гринева стал суд и ложное обвинение в измене. Ему угрожает казнь, если он не оправдается; но он не рассказывает всего, чтобы не впутывать любимую девушку в судебное разбирательство. Снова перед лицом смерти он совершает свой выбор: и продиктован он не эгоистической заботой о себе, но любовью к другому человеку.

В своей повести «Капитанская дочка» Пушкин показал, как постепенно преображается личность его героя. От природы в нем заложено много достойных качеств, но подлинного раскрытия они достигают только в жизненных испытаниях, и мы видим, как легкомысленный юноша, почти мальчик, становится мужчиной, зрелым человеком, способным отвечать за свои поступки.

Учитель русского языка и литературы Иванова Галина Борисовна.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная Каплинская школа»

Урок литературы в 9 классе по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка».


Тема: «Формирование характера и взглядов Петра Гринева».
Цели: привить навык аналитического чтения произведения; раскрыть образ главного героя романа; последить за этапами формирования характера П.Гринева; формировать представление обучающихся о нравственных ценностях .

Оборудование: последний прижизненный портрет А.С.Пушкина; Словарь В.И. Даля; магнитная доск вывешивается таблица с названиями колонок , которые заполняются по мере ответов детей, у учителя

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Мы изучаем первый русский реалистический роман о том, чего могло не быть, и просто – быть не могло, роман о чуде, совершаемом любовью. Это произведение является символом совершенного искусства. Например, А.Т.Твардовский так говорил одному писателю: «У вас обширный опыт, но вам не хватает писательской культуры. Вы небось после детства «Капитанскую дочку» ни разу не перечитывали. Нет? А вам надо её перечитать – и задохнуться от восторга». И если Твардовский кого хотел укорить, то всегда говорил: «Да он «Капитанской дочки» не читал».

Поэтому, как вы поняли, настоящее, глубокое понимание романа скорее всего придет к вам позже, спустя годы, когда вам захочется вернуться к нему еще раз и перечитать. Но и сейчас никто из вас, я думаю, прочтя это произведение впервые, не смог остаться к нему равнодушным.


2. Постановка учебной цели, проблемного вопроса .

Итак, сегодня мы будем перелистывать страницы романа и наблюдать за одним из главных его героев - Петром Гриневым, за тем, как формируются характер и взгляды молодого человека. А эпиграфом к уроку мне хотелось бы взять слова А.С.Пушкина: «Самостоянье человека – залог величия его…», которые как нельзя лучше подходят к образу главного героя.

При чтении вы могли заметить, что в повествовании есть так называемые опорные слова, которые сам автор выделяет, повторяет в наиболее важные моменты и тем самым раскрывает их многозначность и глубину. Как вы думаете, что это за слова . Назовите мне одно, как вам кажется, основное опорное слово повести, напрямую связанное с судьбой главного героя? (это слово «честь», на него автор указывает уже в эпиграфе романа)

В. И. Даль, который, кстати, сопровождал А.С.Пушкина в поездке по пугачевским местам, в своем Словаре живого великорусского языка слово «честь» определяет так:1) внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; 2) условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое (на доске запись значений слова «честь»)

В каком же значении слово употребляется в повести, какое значение господствует и применимо к образу главного героя? Я предлагаю вам ответить на этот вопрос в конце сегодняшней беседы.
III. Анализ произведения.

1. Обсуждение первого этапа формирования характера Гринева.

Можно выделить несколько этапов формирования характера и взглядов Петра Гринева. Как вы думаете, какой временной промежуток войдет в 1-й этап? (детские и юношеские годы)

Назовите окружение Петруши того времени. (отец, мать, Савельич, Бопре, дворовые мальчишки)

Какое влияние они оказали на формирование характера героя.

Самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты иллюзий, но в результате обогащается его внутренний мир. Докажите правоту этих слов, проанализировав различные эпизоды из жизни героя.

(На магнитной доске вывешивается таблица с названиями колонок, которые заполняются по мере ответов детей, у учителя заранее заготовлены правильные ответы, к которым он должен привести учеников)

Первый эпизод – встреча с Зуриным. Чем она запомнилась Гриневу? (проигрыш)

Какая мечта героя здесь разрушилась? (надежда на веселую, беззаботную жизнь)

Какие чувства испытывал герой после этих событий? (стыд, раскаяние)

Обогатился ли внутренний мир героя в результате этих чувств?

Разлад мечты с реальностью продолжается и в Белогорской крепости. Проанализируем, каким образом. В каких эпизодах мы это видим ?

Сделаем вывод, как все это обогатило внутренний мир героя?

Образец таблицы.

Самостоятельная жизнь.


Эпизод

Путь утраты иллюзий

Обогащение внутреннего мира

Мечта

Реальность

Встреча с Зуриным

Веселая, беззаботная жизнь

Унизительный проигрыш

Стыд, раскаяние

Белогор-

ская крепость


1.Грозные бастионы

2. Строгий начальник

3. Смертоносное оружие

4. Военная служба, смотры, парады


5. Героический ореол

1. Деревушка, окруженная забором

2. Комендант в колпаке


3. Забитая мусором пушка.

4.Беседы с простыми людьми. Занятия литературой, любовь

5. «дурь», «тыканье железными вертелами»


Разочарование, формирование трезвого взгляда на жизнь.
Пересмотр понятия истинной чести дворянина

3. Анализ участия Гринева в военных действиях.

Пятая глава заканчивается такими словами: « Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение».

На каких же путях душа Гринева получила сильное и благое потрясение? Может быть, на путях защиты дворянской чести? Во время участия в военных действиях против Пугачева ?

Вспомним эпизод защиты Белогорской крепости, может быть, наш герой совершает там героический поступок? (нет, его сбили с ног, он вошел вместе с толпой в город, его связали кушаками, все проще и менее эффектно)

Вспомним эпизод на площади перед Пугачевым. Может быть, там наш герой повторил ответ великодушных своих товарищей? (Нет. Вмешался Савельич, дело приняло другой оборот.)

Из Белогорской крепости герой отправляется в Оренбург, может быть, защита этого города позволила показать ему свою удаль? Вспомните эпизод встречи с урядником. (Гринев участвует в наездничестве, видит врага, решает его уничтожить, но узнает в нем хорошего знакомого)

Вывод. Видим ли мы то сильное и благое потрясение, которое могло произойти в душе Гринева во время участия в военных действиях, на путях защиты дворянской чести? (нет)

4. Анализ эпизодов, где встречаются Гринев и Пугачев.

С чем же связано то самое « сильное и благое потрясение», о котором говорит Гринев ? (борьба за освобождение любимой девушки. Встреча с Пугачевым)

О чем идет между ними разговор?

Какая сторона характера раскрывается в этом эпизоде?

Можете ли вы отметить у Гринева какие – то недостатки во взглядах на происходящие события, на Пугачева (социальная узость, необъективность)

(рисуем любовный треугольник и указываем на нем черты характера героев)

С чем связано первое столкновение между героями? (Швабрин – ложь, клевета. Гринев – благородство, защита чести девушки.)

Как ведет себя Гринев со Швабриным после дуэли?(великодушное прощение)

Какие еще недостойные поступки по отношению к Маше совершает Швабрин? (заточение, намерение жениться насильно)

Как ведет себя в этой ситуации Гринев? (освобождает сироту)

Спустя некоторое время наши герои сталкиваются еще раз. Когда? (в тюрьме)

Какое еще одно грязное дело принадлежит Швабрину? (донос правительству)

Как ведет себя Гринев перед судом? (отказывается от самозащиты, т.к. основывается на своей человеческой правоте. Выходит из сферы дворянских законов, боится втянуть Машу)

А есть ли хоть что-то, за что Гринев все-таки благодарен Швабрину?

6. Нахождение основного отличия характера Гринева (сравнение со Швабриным)

Каждый из вас уже пришел к определенному выводу о том, в чем же основное отличие двух героев. Но давайте посмотрим на художественную ткань повести (заполняем схему постепенно)

В ней (худ. ткани) выделяются два пласта: дворянский и крестьянский. Куда бы вы могли отнести Швабрина?(Швабрин без остатка умещается в игре социальных сил. «Пришелся» к обоим лагерям (он дворянин с дворянскими предрассудками, с чисто сословным презрением к другому человеку, и он же становится слугой Пугачева)

А куда же мы могли бы отнести Гринева?

(Он не пришелся ни к одному лагерю. У правительства на подозрении как друг Пугачева, у пугачевцев – как дворянин и заступник за дочь врага)

В чем причина такого положения Гринева? (В нем гуманная человеческая организация, выходящая за пределы его времени. Он слишком человечен)

Образец заполнения схемы:

Художественная ткань произведения.


Он (Гринев) слишком человечен
- Где же правильный путь? Как нужно жить? Может быть, как Швабрин., своевременно перейти из одного лагеря в другой ?

(Рисую на доске, между чем оказался герой, определяем его выбор)

Законность Человечность

Правосудие Милость

Что спасает наших героев? (Правильный путь в том, чтобы подняться над «жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человечность, достоинство, уважение к жизни другого человека)

IV Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Какое значение слова «честь» господствует в произведении и применимо к образу главного героя?

V Заключительное слово учителя.

Общенародное представление о чести, любви, доброте, милосердии соединили в повести людей, противостоят вражде, ненависти, смерти.

Человек в конфликте может выступать не только жертвой, а и героем, возвышаясь до величия тех сил, которые ему противостоят.

Жизнь пушкинских героев – это подвиг сохранения себя как личности под натиском стихии природы и истории, под прицелом смерти. «Капитанская дочка» - это своего рода завещание Пушкина , открывающее читателям выстраданную правду о русском народе.

VI Домашнее задание. Сочинение «Береги честь смолоду (Гринев в жизненных испытаниях)»




Top