Интересные занятия в изостудии дошкольников. Изостудия «Юные творцы

«Воображение важнее знаний, знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая Эволюцию»
Альберт Энштейн

ИЗО - изобразительное искусство формирует у детей эстетическое и нравственное сознание и способствует творческому развитию детей.
Занятия «Юные творцы» специально разработаны с целью ознакомить деток с основами изобразительного искусства, научить использовать разные материалы для реализации своих творческих фантазий и воображения.

Творческая мастерская «Юные творцы» включают в себя:

  • Рисование
  • Лепка
  • Аппликация

Что могут дать ребёнку занятия в изостудии «Юные творцы»?

1. Развитие творческой фантазии.
2. Развитие ассоциативного мышления.
3. Развитие художественного мышления.
4. Развитие творческого воображения и памяти.
5. У ребёнка отточится навык движения руки, что позволит ему легче освоить умение писать.
6. Рисунки детей помогут родителям и воспитателям понять каким малыши видят мир вокруг себя.
7. Рисуя, детки лучше осознают окружающие предметы, их размер и количество, а также начинают разбираться в цветах и оттенках.
8. И, самое главное, у детей развивается координация рук, движений, мелкая моторика, что способствует хорошей памяти, развитию интеллекта, логики, связной речи и вниманию.

Занятия ИЗО

ИЗО — изобразительное искусство. Наши занятия по ИЗО включают в себя рисование, лепку и аппликацию. Творческая мастерская позволяет развить у ребенка творческое мышление, фантазию и воображение.

Вы знаете что такое воображение? Да, мы часто концентрируем свое внимание на развитии интеллекта, памяти, речи и прочих необходимых основ развития ребенка, особенно, когда речь заходит о наших собственных детях. Но не так часто, к великому сожалению, мы, родители, задумываемся о развитии воображения. Между тем, именно развитое в детстве воображение во взрослой жизни дает:

  • Улучшение качества памяти, ведь в основе запоминания тоже лежит воображение
  • Способность генерировать новые идеи, проводить мозговые атаки
  • Умение создавать системные эффективные модели и проекты в самых различных сферах жизнедеятельности.

Знакомые слова? Странно видеть их на сайте детского садика? Это написано умышленно, чтобы мы не забывали, что наши дети когда-то станут взрослыми людьми и те способности, которые мы сможем у них развить сегодня, принесут огромные плоды в их будущем.

В нашей творческой мастерской детки реализуют свои творческие способности и развивают их. Мы вместе учимся творить не ограничивая потенциал и воображение ребенка. Творческая мастерская предназначена для возможности творить каждому малышу без ограничения фантазии и без каких-либо рамок, установленных программой. Учится навыкам рисования, лепки, музыки, слову и прочим нужным навыкам, детки могут на наших специальных занятиях, основанных на авторских методиках и программах. А в творческой мастерской детки просто творят, как позволяет им их сказочное детское воображение.

Программа изостудии «Юные творцы» специально разработана для развития деток от 1,5 до 3 лет и от 3 до 5 лет. На занятиях малыши учатся рисовать красками, держать карандаш, лепить из пластилина поделки и составлять аппликационные композиции не только из бумаги, но и из других материалов.
Если вы не хотите со временем выполнять школьные домашние задания по изобразительному искусству, т.е. рисовать вместо своих детей, то необходимо, как можно раньше, выделить время на творческое развитие детей, предоставить им карандаши, краски, фломастеры, красивые альбомы для рисования. Хорошо, когда рисованием и другим творчеством с вашими детками будете заниматься не только вы сами, но и профессионалы своего дела.
Зачастую, нам, родителям, не хватает времени, чтобы уделить внимание творческому развитию своих детей. Частенько мы даём нашим чадам карандаши и бумагу, чтобы высвободить время для себя. Мы редко сидим рядом с ребёнком, пока он занимается своим творчеством.
В детском развивающем клубе «Мэри Поппинс» на занятиях изостудии «Юные творцы» будет успешно проходить развитие творческой фантазии ваших ребятишек. Они узнают здесь много способов рисования. В нашем клубе со вниманием отнесутся к каждому рисунку, каждой поделке ваших детей, к каждой творческой фантазии. Наш грамотный педагог и психолог, Ольга Федорова, анализирует все эти результаты их трудов. Детки в рисунках могут указать на свои фантазии, какие-то страхи, выразить свои чувства. И вы сможете о них узнать. Хорошее развитие творческой фантазии у ребенка сыграет одну из важных ролей в его будущем. У детей будет сформирован собственный взгляд на вещи, который поможет ему выходить из трудных жизненных ситуаций, находя нужные решения.
ИЗО - это творческое развитие детей, которое помогает развивать в детках фантазию, ассоциативное мышление, воображение и память, а так же развивать художественное мышление.

Анастасия Комиссаренко

Программа изостудии

«Затейники»

Руководитель:

воспитатель первой кв. категории

Комиссаренко Анастасия Александровна

Пояснительная записка.

Изобразительная деятельность оказывает специфическое влияние на развитие детей, она является вариантом познания действительности и играет значительную роль во всестороннем развитии ребенка. В процессе изобразительной деятельности происходит совершенствование мелкой моторики рук, кожного и двигательного, осязательного восприятия, что является особенно важным для детей с нарушениями зрения, обеспечивает развитие эмоциональной сферы, гармоничное развитие личности ребенка, его воображения и творческих способностей.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна ребенку с нарушением зрения.

В рамках изостудии дети неограниченны в возможностях выразить свои мысли, чувства, переживания, настроение. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу изодеятельности. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Итог совместной деятельности – коллективное панно, которое имеет огромное значение в нравственном воспитании дошкольников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности и как результат имеет огромное значение в социализации дошкольника.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу изодеятельности;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Цель программы.

Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Основные задачи:

1. развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

2. развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

3. привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

4. учить создавать коллективные работы.

Методическое обеспечение.

Нетрадиционные техники:

Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Пластилинография. Оригами. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение.

Организация изостудии.

Одно занятие в неделю по 20 минут.

Материал:

o акварельные краски, гуашь;

o восковые мелки, свеча;

o ватные палочки;

o поролоновые печатки;

o коктельные трубочки;

o бумажные салфетки;

o матерчатые салфетки;

o стаканы для воды;

o подставки под кисти;

результативности программы проводится по методике Г. А. Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».

Ожидаемый результат изостудии:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года. И т. д.

Перспективный план изостудии

«Затейники»

средняя группа

Месяц Тема занятия Программное содержание

сентябрь Путешествие по радуге Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

сентябрь Осенний букет (печатание листьями) Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

октябрь Осенняя сказка

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках.

октябрь Сказочный лес (рисование + аппликация) Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

ноябрь Разноцветные рыбки (нетрадиционное рисование + аппликация) Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность.

ноябрь Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация) коллаж Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы.

декабрь Волшебный лес (рисование + аппликация) Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов.

декабрь Невиданные звери Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

декабрь Веселый лужок Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений.

январь Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету) Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

январь Снегири на ветке (метод тычка) Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка.

февраль Сказочные птицы (эксперименти-рование с материалами) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами.

февраль Что за чудо эти сказки (пятно, штрих, линия) Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь.

март Превращение ладошки Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

март Подарок маме Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма.

март Мой маленький друг (техника тычка) Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

апрель Весенние сады

(салфеткокручение) Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту.

апрель Вот и лето пришло. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество.

май Осьминожки (рисование ладошками) Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.

май Бабочки (рисование + аппликация) Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации.

Литература:

1. Т. С. Комарова Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. -2 издание испр. и доп. – Мозайка-Синтез, 2008. -160.:цв. вкл.

2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

3. Урунтаева Г. А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М. : ACADEMIA, - 1999. – 96с.

4. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1982. – 208 с.

Перспективный план работы на год изостудии "Чудесная кисточка"

Блок №1.
Тема: «Воспоминания о лете»
1. Вводное (знакомство детей с изостудией) Беседа, осмотр помещения, знакомство с оснащением, обстановкой.
2. Ознакомление с изобразительным искусством: живопись. Жанр живописи – пейзаж. Рассказ, рассматривание картин, иллюстраций, репродукций. Посещение с родителями выставок, музеев.
3. «Летний пейзаж» Краски.
4. «Закат на южном море» Аппликация из геометрических фигур, с использованием знаний о цветовом спектре.
5. «Бабочки и стрекозы на лугу» Объёмная аппликация, «гармошка»
6. «Цветы небывалой красоты» Композиция из окрашенного песка (или манной крупы)

Блок №2 .
Тема: «Золотая осень»

7. «Есть в осени первоначальной...» (пейзаж) Акварель.
8. «Осенний лес в зеркале воды» Симметричная аппликация.
9. «Осенний ветер» Пластилиновая «живопись», с использованием «расписного» пластилина, полученного путём смешивания.
10. «Грибочки» Аппликация из жатой ткани.
11. «Старичок-лесовичок на осенней лесной полянке» Поделка из природного и подручного материала, с использованием цветного картона.
12. «Осенние фантазии» Монотипия.

Блок №3.
Тема «Натюрморт»
13. Ознакомление с изобразительным искусством: жанр живописи – натюрморт. Рассказ, рассматривание картин, иллюстраций, репродукций. Посещение с родителями выставок, музеев.
14. «Кувшин и наливное яблочко» (рисование с натуры) Акварель.
15. «Что нам осень принесла...» Объёмная аппликация способом «гармошка».
16. «Грозди винограда» (коллективная работа) Нетрадиционная техника, рисование карандашом по монетам.

Блок №4.
17. «Зимняя мелодия» (пейзаж) Пастель.
18. «Кружевная снежинка» Прорезная аппликация.
19. «В гостях у Волшебницы Зимы» Восковые мелки, акварель.
20. «Волшебные снежинки» Оригами.
21. «Зимний сон одного дерева...» Объёмная аппликация из салфеток, ваты, с использованием элементов рисования.

Блок №5 .
Тема: «Здравствуй, Новый год!»
22. «Веточка ели» Объёмная аппликация из цветной бумаги.
23. Ёлочные игрушки из «гармошки» Поделки из фактурной и цветной бумаги, с использованием подручного материала для веточки ели.
24-25. «Новогодняя история» Изготовление пластинок из глины и украшение их в технике «декупаж».
26-27. «Дед Мороз и Снегурочка» Оригами, с элементами рисования.

Блок №6.
Тема: «Рождество»
28-29. «Рождественская сказка» Прорезная аппликация с декорированием.
30. «Рождественский Ангелочек» Изготовление игрушки из подручного материала (бутылочка из-под йогурта, тюль, вата, кружева, картон, блёстки)

Блок №7.
Тема: «Лохматые и пернатые»
31. «Шерстяные барашки» Аппликация из распущенных шерстяных нитей.
32. «Птички – невелички» Лепка из пластилина.
33. Ознакомление с изобразительным искусством: графика. Рисование графических элементов карандашом, углём. Рассказ, рассматривание картин, иллюстраций, репродукций. Посещение с родителями выставок, музеев.
34. «Полосатые лошадки» Тушь, перо.
35. «Сорока-белобока» Простой карандаш.

Блок № 8.
Тема: «День Защитников отечества»
36. «Мечты о дальних берегах» (кораблик в подарок папе). Изонити.

Блок №9.
Тема «Дальние страны»
37. «Жаркая Африка» Аппликация из геометрических фигур.
38. «Животные жарких стран» Гуашь, акварель, пастель по выбору детей.
39. «Экзотические птицы» Лепка из пластилина.
40. «На дне морском» Объёмная аппликация с использованием природного материала(скорлупа грецкого ореха, жёлуди).
41. «Ажурные рыбки» Тушь, перо.

Блок №10.
Тема «Весна-красна»
42. «Подарок для любимой мамочке» Украшение разделочной деревянной доски в технике «декупаж» к празднику 8Марта.
43. «Верба» Аппликация из ваты и пряжи на бархатной бумаге.
44. «Веточка цветущей вишни» Барельеф, с элементами пластилиновой живописи.
45. «Скворечники» Гуашь, фон для последующей композиции.
46. «Скворцы прилетели» Оригами, с использованием элементов объёмной аппликации из подручного материала (вата).
47. «Цветущий сад» Аппликация из жатой ткани.
48. «Яблони в цвету» Гуашь, с элементами рисования ватными палочками.

Блок №11 .
Тема: «Страна фантазий»
49. «Сказочная птица» Гуашь, рисование ладошкой, пальцами.
50. «Фантастические животные» (зооконструктор) Аппликация на развитие фантазии.
51. «Фантазийные бабочки» Квиллинг (спиральки из полосок цветной бумаги).

Блок №12.
Тема: «Мир сказок »
52. «Курочка-ряба» Лепка. «Расписной» пластилин, полученный способом резания.
53. «Сказочная матрёшка» Коллаж (техника наклеивания плоских или объёмных материалов). Цв.бумага, ткань, фольга, журнальные вырезки, конфетные обёртки, тесьма, кружева и т.д. (т.е. подручный материал).
54. Ознакомление с изобразительным искусством: жанр живописи – портрет. Рассказ, рассматривание картин, иллюстраций, репродукций. Посещение с родителями выставок, музеев.
55. «Мой любимый сказочный герой» (портрет) Гуашь, акварель по желанию.
56. «Русалочка» (портрет) Барельеф, с использованием элементов пластилиновой живописи.

Блок №13.
Тема: «Цветочная рапсодия»
57. «Расцвели вокруг цветы небывалой красоты» Рисование цветными мыльными пузырями с прорисовкой дополнительных элементов.
58. «Цветочная сказка» Ручной труд (сухоцветы, ткань, цветная и фактурная бумага)
59. «Нежный цветок» Акварель.
60. «Вернисаж фантастических цветов» Объёмная аппликация.
61. «Розочки» Лепка из солёного теста, оформление композиции в цвете.
62. «Цветочная салфеточка» Пришивание на основу элементов из ткани; пуговиц.
63. «Ваза, утопающая в цветах» Декупаж стаканчика или баночки салфетками с изображением цветов (изготовление вазочки для цветов)
64. Итоговое занятие. Выставка детских работ.

Основной задачей занятий в детской студии изобразительного творчества является развитие художественно- творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.

Творческая студия – это особая среда, способствующая развитию эмоционально чувственного мира ребенка, где он ощущает себя свободным и защищенным в своих суждениях. Здесь могут взаимодействовать, развиваться, и обучаться дети разного уровня и развития, различного социального положения, левши и правши, дети из обеспеченных и малоимущих семей, дети разного возраста.
Занятия в студии интересны и полезны. Интересны потому, что происходят необычной обстановке, не в группе, к которой дети привыкли, а, в специально созданных помещениях, оформленных особым образом, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность.
В студии можно расширить круг используемых материалов и соединение в одной работе несколько материалов для создания выразительных образов.
В условиях студии могут создаваться крупные коллективные композиции, включающие развернутый сюжет, над воплощением которого работают дети разных возрастных групп, при этом каждому ребенку находится посильное и интересное дело.
Группы можно составлять на основе уровня владения навыками изобразительной деятельности.
Состав подгруппы детей со слабо развитыми навыками и умениями может быть несколько меньшим, чем группы более сильных детей. Это позволяет каждому ребенку уделять больше внимания. Распределение по группам учитывает возрастные особенности детей и связанные с этим творческие предпочтения и возможности более адекватно самовыражения в области изобразительной деятельности.

Учитывая возрастные особенности, занятия строятся и в игровых формах, с использованием сказок, стихов музыкального ряда, соответствующего зрительного ряда.
Обязательны физкультминутки в середине занятий и как подведение итога- выставки и обсуждение работ в конце.
Включение поэтических и литературных произведений в содержание занятий по изобразительной деятельности детей создают тот педагогический механизм комплексного подхода к формированию знаний, умений, и навыков художественного образования и воспитания, который способствует общему развитию ребенка, постижению им окружающего мира через освоение природных и художественных явлений.

Огромный хаос художественных впечатлений, обрушивающийся на ребенка через СМИ, формирует человека, не имеющего духовного компаса, компаса эстетического и эмоционального. Критерии будут случайны, шатки, поверхностны. От этого никак не спасет даже широкое знаточество, даваемое теоретически, если оно не завершает системного эмоционально- образного развития ребенка с младенчества.

«Мы против превращения искусства в мастерство рук без опоры на широкую художественную культуру, но также против и подмены живого искусства теоретическим знанием о нем (искусствознание вместо искусства), именно такое «познание» искусства порождает схоластов. Искусство при этом познается, но не проживается. Знание не вживляется в духовный строй человека. Прожить можно (особенно в детском и подростковом возрасте) лишь в единстве рук, ума, чувств. В искусстве «познание – в кончиках пальцев». Да, для познания искусства нужно и то и другое, но не одно из двух и не механическое их объединение. Наша позиция иная. » Б.М.Неменский.

Познание окружающего мира на занятиях в изостудии.
Пути и методы.

Все встречи основаны на обязательной мотивировке изобразительной деятельности и созидательном труде. Для этого используются следующие методы: метод привлечения личного опыта ребёнка для установления связи искусства с жизнью (а если бы ты превратился в этот образ, что бы ты почувствовал, как двигался), игра как метод занятий, метод диалога, метод сравнения и сопоставления, метод коллективных, групповых работ и т.д.
Метод эмоционально образной драматургии — один из важнейших методов, позволяющий строить занятие как целостное художественно-игровое действо, создающее атмосферу удивления, радости, увлеченности, общения и творчества. Необходимо создавать на занятиях условия, при которых дети имеют реальную возможность творчески «высказаться».
В работе с маленькими детьми в педагогическом процессе очеловечиваем природу, вкладывая в неё тот смысл, которого в ней нет, но который помогает эмоционально осваивать её с детьми, содействуя в конечном итоге, формированию у детей образного — поэтического мышления, эмоционально нравственного отношения к окружающему миру.
Природа полна волшебных тайн, и эти тайны можно разгадывать вместе с детьми на занятиях изобразительного искусства в изостудиях. Присмотрись внимательно и ты увидишь, как похожи, бывают неживые камни, сухие деревья, чешуйки древесной коры на животных, на человека. Как будто кто то заколдовал и превратил их, полных жизни, в неузнаваемое, неподвижное. А они так хотят, что бы мы их увидели, узнали, поняли! Сухое дерево с переплетенными ветвями – словно гигантский сказочный дракон. А это дерево похоже на взлетающую птицу. Есть скала «Слон» на горном Алтае.
Искусство передает окружающую действительность (в том числе и природу) в образах и тем самым преобразует ее.
Но живой мир не познать только по картинкам — нужно отправиться в парк или лучше в настоящий лес, вдохнуть его запах, ощутить спокойствие. Что бы разговор с ребенком о природе не превратился в заумную лекцию, нужно постараться посмотреть вокруг его глазами — первооткрывателя, юного путешественника, восторженного и удивленного. »Что бы иметь доступ в чудесный дворец, имя которому — детство, мы должны перевоплощаться, становиться в какой то мере детьми. Только тогда нам будет доступна мудрая власть над ребенком» В.А.Сухомлинский. А в остальном полагаться на возраст ребенка. Увлечь ребенка в этом возрасте несложно. Пусть дети придумывают как можно больше образов — это развивает ассоциативную память и активно развивается. Новые и незнакомые объекты или явления природы не надо раскрывать сразу, лучше попросить ребенка описать увиденное, сравнить с уже знакомым, определить к какому виду это относится. « Часто, предельно часто мы не понимаем, что есть только одно семя творчества и только одно лоно, попав в которое семя это может прорасти и дать живой плод искусства.Семя это — чуткая наблюдательность, пусть сперва наивная, потом мудрая ко всем сторонам жизни, « распахнутость глаз» на ее красоты, радости, горести, беды. Способность удивляться, казалось бы, повседневному, привычному. А лоно- это развитая фантазия, в чреве которой только и может закрепиться живая искра наблюдательности и развиться в любое полноценное произведение». Б.М.Неменский.



Заразить ребенка любованием природы, восхищением её красотой, желанием запечатлеть на бумаге увиденное, одна из задач художника- педагога. Необходимо тактично поддерживать эмоциональное состояние ребенка на пути включения его в процесс созерцания. Возможность осуществления художественно- творческой деятельности, следующей за любованием, закрепляет в сознании детей идею о природе, как об источнике вдохновения и творчества. Для ребенка творческая работа с природными материалами — это лучшая школа, которая учит его пристально вглядываться в окружающий мир, сопоставлять анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное.
Всегда встречает у детей положительный отклик предложения изобразить пейзаж, животных, растения. Для того, что бы ребенок изобразил все это, необходимо сформировать у него отчетливые представления об объектах природы. В связи с этим целенаправленные совместные наблюдения объектов природы, учитывая задачи их последующего изображения, должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Познавать природу с детьми – так интересно и увлекательно. Необходимо подчеркивать детям, что у природы многому можно научиться. Вот, например, рассказать детям, что липучку на курточке придумал очень любознательный человек, глядя на обычный репейник. С давних времен люди наблюдали за крыльями птиц и мечтали подняться в небо, и спустя столетия мечта воплотилась. А затейливые кульбиты бабочки или стрекозы — разве не напоминает это фигуры высшего пилотажа.
Стремление передать образцы природы в рисунке, лепке, аппликации приводит к углублению, уточнению знаний и представлению о природных объектах и явлениях. Вместе с тем содержание детского творчества обогащается новыми образами. В детских работах появляются новые темы.
Необходимо детям дать правильное представление о жизни животных и растений. Вместе с тем подчеркнуть красоту явлений природы, каждого цветочка, дерева. В задачи ознакомления детей с природой входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь снег, иней и другие, с флорой и фауной.
Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребенка. Вот наступила золотая осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирают, рассматривают их, стремятся обратить внимание педагогов и родителей на их красоту. Важно поддержать интерес ребятишек, предложить собрать понравившиеся листочки, создать букет или составить из листьев изображение. Пусть ребенок пофантазирует, что можно сделать из этого природного материала. Сухие веточки, небольшие коряги и даже речные камушки могут стать достойным украшением гербария. При этом не обязательно наклеивать картинки, их можно просто разложить, посмотреть совместно с детьми, кто что придумал. Такие игры- упражнения нравятся детям, их можно проводить неоднократно. Композиции из листьев могут создаваться как одним ребенком, так и коллективно, после чего можно приступать к изображению осенних букетов, осеннего леса, в котором деревья похожи на листочки.
Совместные наблюдения объектов природы, учитывая задачи их последующего изображения, должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Необходимо детям дать правильное представление о жизни животных и растений. Вместе с тем подчеркнуть красоту явлений природы, каждого цветочка, дерева.
Что происходит в лесу, в поле, у реки с наступлением тепла? Какие пернатые путешественники возвращаются в родные края, и какие последние? Когда и какие цветы распускаются после зимней стужи навстречу весне? Обо всём этом дети узнают и из книг, например, отправившись вместе с автором, известным писателем-натуралистом А.Онеговым, в увлекательное путешествие по природе средней полосы Россию. » Среди наших пернатых друзей и соседей немало красивых птиц, есть птицы, одетые и в золотые одежды, но, пожалуй, только иволгу можно назвать золотой. Чудесен золотой наряд иволги-самца, отороченный черным бархатом крыльев». »Прислушайтесь, приглядывайтесь к кустам черемухи на краю влажного луга — не видели вы еще на ветках темно красного самца нашей чечевицы». А.Онегов




Целостность видения — это основа метода изображения. Занятия с детьми должны быть направлены на развитие наблюдательности, остроты глаза, формированию способностей к целостному восприятию природных форм. В процессе рисования дети учатся анализировать изображаемый объект. Ребенок восприимчив ко всему, что его окружает, обожает яркие краски, насыщенные звуки и причудливые формы. Но сколько бы не было лет ребенку, вдумчивой беседе он предпочитает игру, поэтому расширять кругозор знаний об окружающем мире лучше всего в игре, в которой могут участвовать дети разных возрастов. Так, например:
«Старое дерево»
В любом дворе наверняка найдется дерево, довольно высокое и старое. Предложить детям рассказать его легенду: как оно росло, кто приходил лакомиться его плодами, как оно чувствовало себя, пробуждаясь весной и засыпая на зиму. Вместо старого дерева объектом для фантазии может стать даже листок, упавший с дерева.
На занятиях я часто использую литературные произведения, которые очень помогают создать наиболее полный образ, глубже прочувствовать какое либо явление в окружающем мире, повнимательнее вглядеться в природу… Так, например, рассказы «Ягодка», «Листик» раскрывают перед нами целую маленькую жизнь героев, помогает создать ребенку художественный образ, задействует воображение, помогают воспитывать бережное и внимательное отношению к природе.
«Ягодка»
«Натруженные руки с любовью посадили ягодный кустик. Они каждый день поливали его, подкармливали, рыхлили землю, рвали сорняки, желавшие заглушить молодой побег. Окруженный любовью кустик быстро рос, и вот на нем появилась первая ягодка. Сначала она была маленькой и зеленой, но любовь и забота делали свое дело. Ягодка быстро росла и краснела:: выправился и покраснел один бочек, потом другой, и вот она вся налилась и заалела.» (Татьяна Григорьева)
Конечно же, после прочтения этого отрывка ребятам интересно рисовать и образы ягодки рождаются весьма интересные и даже трепетные. Это произведение затрагивает и момент труда человека (можно провести параллель с работой стариков на дачах), и момент роста кустика, созревания ягодки, и вот перед нами уже целая маленькая жизнь. Мы обязательно с детьми обсудим все это, ведь очень важен нравственный момент. Окружающий мир так прекрасен, но он может быть и очень беззащитным. Надо с благодарностью относиться к дарам природы, помня, что она живая.
«Листик»
«Наступила весна. Дул теплый ветерок, припекало солнышко, и в воздухе стоял сладкий аромат пробуждающейся зелени. Деревья пробуждались от зимней спячки, в них заструились свежие, полные жизни соки и набухли почки. Почки росли, наливались силой, и в одно прекрасное утро лопнули и раскрылись. Ах, как прекрасно, тепло, — сказал, потягиваясь, маленький листочек.- Как много света, простора.
-Ах, как прекрасно, тепло, — сказал, потягиваясь, маленький листочек. — Как много света, простора.
-Света, света, света, — понеслось со всех сторон. Листочки нежились на солнышке и расправляли свои, еще липкие тельца.
-Какое прекрасное голубое небо, и как много воздуха, — зашелестели листочки.
А дерево подумало:
-У меня опять родился новый поэт. Он не будет спать по ночам, а будет слагать стихи.
И правда, листочек рос восторженным поэтом. Он восхищался каждым новым днем, он постоянно находился в радостном возбуждении оттого, что познавал все время, что — то новое в этом удивительном многообразном мире.
Однажды его чуть не съела гусеница, когда он слагал ей стихи,
восхищенный ее гибким пушистым тельцем. Хорошо, что по близости была птица, она то и спасла юного поэта». (Татьяна Григорьева)



Сказка неотделима от красоты…Благодаря сказке ребёнок познаёт мир — не только умом, но и сердцем.
Изобразительный язык поэзии поможет ярче раскрыть цветовую, композиционную, колористическую характеристику образов.
Поэтическое произведение даёт доступный пониманию дошкольников пример гуманного отношения к природе, который может быть использован ими как образец для подражания. Темой большого разговора может стать даже стихотворение А.Барто «Мы не заметили жука»:
Мы не заметили жука и рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока, жужжит в окне,
Расправив крылья…
И я зову на помощь маму:
-Там жук живой!
-Раскроем раму!

Если мама будет радоваться не только прекрасным цветам, но и весенней капели, и утренней росинке, и полевой ромашке, и если глаза её будут излучать свет даже в пасмурный день, тогда и ребёнок будет видеть его во всей безграничной красе.
А наша задача, в конкретном случае – задача педагогов – художников, всегда учитывать это и занимаясь с детьми, параллельно сотрудничать с родителями, возможно, где-то, вести разъяснительную работу в отношении к детскому творчеству, рисунку. Ведь даже неосторожное слово близких, может глубоко ранить ребенка и даже отбить охоту к творчеству.
Дети очень любят изображать цветы, и возможно особенно потому, что знают — такой рисунок обязательно порадует маму. Много чудесных сказок и стихов о них, а так же бытует множество легенд о происхождении того или иного цветка, которые дети слушают с огромным интересом. Так, например, по народному преданию ромашка вырастает там, куда с неба упадет звезда. Согласно славянским легендам, ландыш — это счастливый смех русалки Мавки, рассыпавшийся по весеннему лесу, когда она узнала радость любви. Дети с интересом слушают рассказы, после которых еще более внимательно вглядываются в цветы. У каждого пусть самого скромного цветка есть свое лицо, свой неповторимый наряд, каждый цветок это неповторимое чудо природы.
Вообще, изображение растений — специфическая тема в искусстве. Её освоение требует максимум внимания, настойчивости, методичности в работе. Рассматривать растение необходимо с разных сторон, иначе листья или плоды помешают увидеть особенности взаимосвязи элементов и наиболее интересные фактурные образования. Если это дерево, то лучше обойти его вокруг. Небольшой цветок хорошо будет виден на фоне бедой бумаги.
Если рассматривать изображения растений как учебное задание более детально, то их можно условно разделить на три вида: аналитические, образно- эмоциональные, орнаментально – пластические. Самые необычные образы растений, созданные нашей фантазией, опираются на реальные ощущения творческой практики. Кроме того, глубокое изучение природы открывает перед нами такие чудеса, перед которыми бледнеет большинство фантастических рисунков.
Чем больше дети накапливают знаний об окружающем мире, тем богаче, ярче становится их воображение, а поэтическое слово и музыка помогают детям в обобщении впечатлений, полученных во время наблюдений и экскурсий.



Дети на занятиях начинают понимать, что все взаимосвязано в мире, все полно соответствий. Путь начинается с анализа простых форм. Если в результате сопоставлений и размышлений выясняется, что у листа дерева, скелета руки единая структура, то почему в простом листе не могут таиться целые города. Изучая строение раковин, кристаллов, насекомых, растений, ребенок открывает для себя, что самый великий и мудрый художник – это природа. С ребятами открываем новые аналогии между вещами и явлениями, складываем их в новые картины. И тогда подключается фантазия, ассоциации.. Ведь и исторически человек подсматривал у природы все ее секреты и создавал свои произведения.
Для ребёнка рисунок — это лучшая школа, которая учит его владеть, т.е. пристально вглядываться в окружающий мир, сопоставлять анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное.
На занятиях дети рисуют «с натуры, по памяти и по представлению».
Рисование с натуры развивает глазомер, чувство пропорции, учит детей внимательно рассматривать предметы, определять их конструкцию, характер, цвет и т.д. Рисуя с натуры, ребенок не только осваивает изобразительную грамоту, но и развивает воображение и творческие способности.
Рисование по памяти и по представлению — более сложная задача. Ведь рисуя по памяти, необходимо очень четко представлять, как выглядит то что изображаешь. Важно обращать внимание детей на характерные особенности предметов. Например, на прогулке можно показать ребенку, что стволы и кроны деревьев отличаются друг от друга (по толщине, высоте, по форме, по цвету). Или, например, видим ворону: ворона это птица, а птиц очень много. И все они разные. Чем же они отличаются друг от друга, ведь у каждой есть голова, туловище крылья, а отличаются птицы размером, цветом и узором оперения и т.д. Такие короткие диалоги можно вести о чем угодно. Они развивают зрительную память ребенка, помогут пополнить его « копилочку образов», и тогда маленькому ребенку легче выполнить задание по памяти.
«Тематическое рисование»- это творческая работа ребенка, в которой он пытается отобразить свою оригинальную трактовку мира. Тематическое рисование развивает фантазию ребенка, формирует его индивидуальность. Воображение художника во многом зависит от его наблюдательности зрительной памяти. Поэтому работе над композицией предшествует работа по памяти и с натуры.

Важно воспитывать у детей отношение к изобразительному искусству как к деятельности, требующей глубоких знаний, большого труда, наблюдательности, целеустремленности, умению преодолевать трудности. Без учебы и труда невозможно эстетическое и нравственное воспитание детей.
По залам музея с детьми изостудии.
Скульптура малых форм (анималистика) в помощь детям в познании животного мира и бережного к нему отношения, а так же воспитание эстетического восприятия
Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму.
На своих занятиях я знакомлю детишек с работами скульпторов анималистов и с особенностями их работ. Такие занятия очень интересны и познавательны для детей. Вместе с ребятами мы отмечаем, что у каждого скульптора свои приемы изображения, видение природного мира, милый сердцу материал. Так, например, скульптор Д.Ф. Цаплин предпочитал высекать скульптуру из камня, известняка, то есть материалом для его пластики служила сама первозданная природа. Мастер мог часами наблюдать птиц, рыб, зверей и главным для него было сделать не копию с натуры, а передать суть животного, прикоснуться к таинственному миру зверей. Тончайшая настроенность на красоту живой природы свойственна и скульптору И.С.Ефимову. Его «Жирафа»- красавица, пощипывающая хрупкую веточку,- воплощение грации и трепета жизни. Это кроткое и пугливое животное. Особенно оно красиво и грациозно во время быстрого бега, когда его длинная шея качается, как мачта скользящей яхты. Во всех работах скульптора высвечивает доброе, теплое отношение к животным: наблюдательность и юмор. И еще – главное свойство его пластики –движение. Животные, созданные мастером, как правило пребывают в действии6: крадутся, ныряют, бегут.
Играющий в волнах «Дельфин» Ефимова, момент движения дан в наивысшей его фазе. Приходим к выводу, что стремительно взметнувшийся дельфин уподоблен по форме волне.
Старейший наш скульптор-анималист В.А. Ватагин предпочитал работать в дереве. Оно привлекало его прочностью и податливостью, живой теплотой, красотой золотистого цвета, разнообразием фактуры. Дерево под руками Ватагина оживает как у доброго папы Карла. Посвятив всю свою жизнь анималистике, мастер относился к животным бережно, с пониманием, не переставая призывать к гуманности и состраданию, во всех его работах чувствуется душевное тепло, доброта художника, уважение к жизни. » Всякая форма жизни уникальна», считал известный анималист.
Сравнивая «Льва в цирке» Сотникова и «львицу» Цаплина, убеждаемся, что одного и того же зверя можно изобразить по разному. У Цаплина лев -царственное животное, символизирующее могущество. Львов, как у Сотникова, в жизни просто не бывает, у скульптора преобладает фантазия. Мастер преображает реальную натуру. У льва необычная, игровая комбинация форм: «вывернутая голова», нарочито изогнутый хвост, условно трактованная грива. Решение образа подчинено декоративности. Образ зверя стилизован. Это придает скульптуре забавное сходство с народной игрушкой, свистулькой…
Чистый, белый фарфор как нельзя лучше подходит и для другой прелестной работы Сотникова — «Ягненок». Он забавен и трогателен, как всякий малыш. Пластика скульптуры передает младенческую неуклюжесть: впервые встал на ножки, некрепко держится, разъезжаются копытца…И дети в отношении ягненка употребляют эпитеты, как: маленький, слабенький, беспомощный…Этот несмышленыш- само воплощение наивной доверчивости, беззащитности. Он — маленькое, нежное чудо природы.. И разговор как то естественно выливается в беседу: «Мы и животные рядом с нами». В которой мы размышляем о экологических проблемах, о беззащитности природного мира, о тревоге за судьбу всего живого и о нравственном долге человека перед природой.
Вывод: знания, даваемые учителем детям о работе скульпторов, об отношении их к животному миру, помогает детям внимательнее вглядываться в окружающий мир, быть терпимее и старательнее в своих трудах. Беседы о том, с какой любовью и нежностью относятся скульпторы к животным затрагивают детские сердечки, вызывают у них отклик, воспитывают гуманное отношение к животному миру.

Роль педагога.
«Педагог – носитель, передатчик новым поколениям именно целостного фундамента художественной культуры». Б.М.Неменский
«Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». К.Д.Ушинский
Познавательную деятельность детей, направленную на объекты природы, тоже следует рассматривать как творческую. »Что бы иметь доступ в чудесный дворец, имя которому — детство, мы должны перевоплощаться, становиться в какой то мере детьми. Только тогда нам будет доступна мудрая власть над ребенком». В.А.Сухомлинский.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологи­ческая обстановка, поэтому важное условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера на занятии. Педагог должен создать безопасную психологическую базу для работы ребенка. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не­свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода напрасные замечания и осуждения.
Заразите творчеством сердечки,
Научите видеть Красоту,
подберите лучшие словечки,
Не убейте детскую мечту.
Без упреков, зла и оскорблений
Пусть распустится дитя- цветок,
Чтоб вы совести не знали угрызений,
Педагоги, загубившие росток.
Ведь когда-нибудь вот эти дети
Землю- матушку для нас спасут,
Разорвут запутавшие сети
И до Бога нас же донесут.
(Илюшечкина Вера, 9 кл.)
Фундаментом педагогического мастерства являются личность педагога, знания и педагогический опыт.
В основе творческого труда учителя – прежде всего умение анализировать свою педагогическую деятельность на занятии, уроке.
Способность к импровизации, перевоплощению, артистизм и, конечно, культура речи учителя — неполный перечень слагаемых педагогического мастерства.
Задача педагога развивать творческий потенциал ребенка, прививать любовь и уважение к культурному наследию, формировать личность, умеющую и мыслящую», открывать» ребенку глаза на мир. Человек, работающий с детьми должен обладать следующими качествами: любить детей, благожелательно к ним относиться, уметь устанавливать доверительные отношения, знать особенности возрастной психологии.
Обучение и воспитание должно соответствовать возрастным этапам развития, быть своевременным и последовательным.
Педагог должен уметь устанавливать с ребенком тесные дружеские отношения; принимать его таким, какой он есть, сохранять атмосферу терпимости, что бы ребенок чувствовал себя свободно и мог, не стесняясь, выражать свои переживания, уважать его стремление самостоятельно решать свои проблемы и делать собственный выбор, уметь экспериментировать с разными художественными материалами; творчески нестандартно мыслить. Таким образом, особенностями среды изостудии определяются основные принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность и индивидуализация.
Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не­свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода напрасные замечания и осуждения.
«Дайте первую удачу!
Пусть в себя поверит человек!
Пусть в приливе радости горячей
Ощутит себя потомком всех,
Кто творил, кто делал мир богаче…
Дайте, дайте первую удачу!!»
Д.Кугультинов
«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут ». Я.Корчак

Заключение
Многие дошкольники и младшие школьники проводят больше времени за компьютером, которые постепенно заменяют им живой мир. И вот всю необходимую информацию ребенок воспринял глазами или на слух, но остальные органы чувств остались незадействованными. Казалось бы, какая мелочь! Но в результате развитие осязания, обоняния и даже интеллекта замедляется, а образы настоящей жизни, заменяет выдуманная и виртуальная. Сколько бы мы не отделялись от природы, все равно остаемся её частью и живем по её законам.
Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности. Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребенка. Природа пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного.
В.А.Сухомлинский писал: »Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий».(25)
Эмоциональное отношение к природе, любовь к ней рождаются не только тогда, когда ребёнок рассматривает цветы, гуляет по лесу, слушает птиц. Очень важна в этом плане творческая работа детей. И здесь от нас, художников-педагогов, зависит очень многое. Перед педагогом стоит и задача воспитания эмоционально положительного отношения к природе, которая тесно связана с задачей развития и поддержания глубокого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей взрослой жизни деятельности на благо Родины. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Ведь любовь к природе определяется прежде всего, действенным, бережным отношением к ней. Конечно, в дошкольном возрасте появляются лишь первые ростки бережного действенного отношения к природе, но и это имеет очень большое значение, ибо, как писал В.А.Сухомлинский, важно не только, »сколько деревьев посадил каждый ребёнок, а то, чем стало для него хотя бы единственное деревце, как оно вошло в его сердце…».
Что бы радовали нас всех леса и озера, поля и реки, мы взрослые должны сеять в души наших детей сызмальства зёрна бережного отношения к окружающему нас миру, прививать любовь к нему. И тогда маленький человечек не будет расти равнодушным потребителем, и тогда, дети наши, в сердцах которых живёт любовь к окружающей природе, к близким людям, к животному, будут острее видеть красоту, а видя её и чувствуя они не смогут не быть творцами прекрасного.
«Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира» В.А.Сухомлинский
В процессе работы с детьми, я поняла, как важна воспитательная задача — гуманное отношение к окружающему миру, без неё многое, многое теряет свой смысл. Меня, как педагога, не устраивает лишь красивое и правильное изображение ребёнком дедушки ли, кота, цветка, дерева, я хочу, что бы эти рисунки были «пропитаны», прежде всего, любовью! Я хочу, что бы детское творчество наполняло детей светом и радостью, я хочу чтобы дети наши не были лишь созерцателями окружающей красоты, я хочу, чтобы они не росли равнодушными наблюдателями, в совершенстве, владеющими различными техниками и методами изображения чего либо (а таких детей, к сожалению, я встречала). Возможно, научить рисовать можно каждого. Но я как ученица школы Б.М.Неменского, как искренняя его последовательница его педагогических идей вижу для себя главную цель в ином.
«Самый главный художественный навык — это навык поэтического мира. Без этого нет искусства, только ремесло. К сожалению бывает и так…
Поэзией пропитаны все поры нашей жизни- и не стоит не замечать этого, не наслаждаться этим, но окрылять новые души великой силой поэтического, художественного познания жизни. И путь к этому доступен каждому -и художнику,и зрителю, как и любой трудный путь, начинается он всего с одного, первого робкого шага…И лучше всего – в детстве». Б.М.Неменский
«Замечательный человек и музыкант Д.Б Кабалевский озаглавил одну из своих книг так:»Прекрасное пробуждает доброе».А нам постоянно задают вопрос: если так, то почему же среди людей, причастных к искусству профессионально, есть безнравственные, отнюдь не добрые люди? И это- правда. Такие вопросы часто задают не обыватели, а ученые – психологи, философы, дидакты и т.д. Об одной из причин я уже говорил — холодное знаточество: сноб- тот же дикарь.» Б.М.Неменский
«Да, искусства способны развивать фантазию, творческую потенцию, музыкальный слух, колористическое, пространственное, композиционное мышление. И многое другое. Но сегодня для нашего общества (а может и для всего человечества) искусства в общем образовании необходимы ради своей основной, ведущей функции — формирование эмоциональных критериев личности как стимула действий, т.е. ощущения смысла жизни» Б.М.Неменский.
Цель данной работы заключалась в обосновании влияния окружающего мира на художественно эстетическое развитие детей и роль педагога в этом процессе. Вывод моей работы — окружающий мир (в частности природа, животные,) является источником художественно эстетического развития. В свою очередь художественно эстетическое воспитание и обучение помогает увидеть окружающий мир во всей его необъятной красе, ощутить, понять и прочувствовать эту красоту и как следствие полюбить этот окружающий мир ещё больше.
На основе анализа литературы можно сделать следующие выводы:
1.Эстетическое развитие детей осуществляется в процессе восприятия природы, искусства и собственной художественной деятельности.
2.Природа дарит детям взволнованное понимание красоты и является основой основ поэтического постижения мира, первоисточником красоты в искусстве.
«Азбукой познания живописи является непосредственное наблюдение природы, что бы понимать, переживать и любить живопись, человеку необходимо пройти длительную школу чувств именно в мир природы» В.А.Сухомлинский.
Любовь к природе – это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый к ней интерес и желание её беречь и охранять. В связи с этим перед педагогом ставятся следующие задачи:
-воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
-воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о ней, а так же о природном разнообразии страны и т.д.
«Я увидел, что детский рисунок, процесс рисования — это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой». В.А.Сухомлинский.
«Занимаясь изобразительным искусством, человек не только овладевает практическими навыками художника, не только осуществляет творческие замыслы, но и воспитывает свой вкус, приобретает способность видеть красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать».
Целостность видения — это основа метода изображения. Занятия с детьми должны быть направлены на развитие наблюдательности, остроты глаза, формированию способностей к целостному восприятию природных форм. Необходимо детям дать правильное представление о жизни животных и растений, вместе с тем подчеркнуть красоту явлений природы, дерева, каждого цветочка.
В.А.Сухомлинский писал: » мир, окружающий ребенка,- это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой
В процессе познания и изображения развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражения ее в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к жизни и творчеству, формируются эстетические чувства.
« Часто, предельно часто мы не понимаем, что есть только одно семя творчества и только одно лоно, попав в которое семя это может прорасти и дать живой плод искусства.
Семя это — чуткая наблюдательность, пусть сперва наивная, потом мудрая ко всем сторонам жизни, « распахнутость глаз» на ее красоты, радости, горести, беды. Способность удивляться, казалось бы, повседневному, привычному.
А лоно- это развитая фантазия, в чреве которой только и может закрепиться живая искра наблюдательности и развиться в любое полноценное произведение». Б.М.Неменский.
Актуальность и значение дополнительного образования, его задачи и цели.
Система дополнительного образования, включающая в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, предоставляет большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и, одновременно, позволяет внедрять самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества. Именно в системе дополнительного образования стал возможным действительно индивидуальный подход к ребенку.
Цель работы студии изобразительного творчества — это в первую очередь возможность интенсивного духовного роста, расширение художественного опыта ребенка, выявление и развитие у него творческих способностей и задатков в области живописи, графики и скульптуры. Квалифицированное руководство главным образом должно способствовать раскрытию творческой одаренности и развитию потенциальных способностей детей.
Для того чтобы не лишать детей радости, возможности поиграть в процессе изображения, мы хотим, чтобы каждый рисунок или выполненная работа были наполнены не учебным, а детским содержанием, что бы в них нашли отражение впечатления ребёнка, его отношения к тому, что он изображает. Пусть они рисуют то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление, чувство грусти или открытие красоты в природе и искусстве. На каждом возрастном этапе для каждого ребёнка характерным является своё, детское содержание. Об этом очень хорошо сказал поэт Давид Самойлов:
Как весело рисуют дети
Доверчивые чудеса-
Не истину и добродетель, а человечка или пса.
И пес неистов и оранжев,
В зубах зеленое: »Гав-гав!»
И, радуги разбудоражив,
Конь скачет о шести ногах.
А над конём летит сорока,
Летит дорога под коня.
Хохочет солнце кособоко,
И улыбается луна.
И человечек — огуречик
С овальным розовым брюшком
Так беззаботен, так доверчив,
На том коне сидит бочком.
Он твёрдо знает, что доскачет.
«Застенчивый» до немоты,
И в руки маленьких циркачек
Положит красные цветы…
Дитя! От мыслей безрассудных
Меня чертою отдели.
Пусти, пусти меня в рисунок
И в добром мире посели!

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Возраст обучающихся – 7-14 лет

Срок реализации программы – 3 года

Количество часов в год:

Первый год обучения – 72 часов Второй и третий год – 144 часа

Все или почти все дети любят рисовать, лепить, раскрашивать. Иногда что-то не получается, потому что они мало знают о материалах, которыми работают. Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку, незнание которой ставит в тупик. Неслучайно у многих людей, не постигших эти законы, с возрастом пропадает всякий интерес к изобразительному искусству, а это обедняет человека. Велика сила воздействия искусства на подрастающего человека. Для общества в целом именно сейчас важно формирование нравственных ценностей и эстетическое воспитание каждого ребенка. «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» как целостный курс, включает в себя: рисунок, живопись, графику, дизайн, а также традиционное народное творчество. Такой комплекс направлений позволяет всесторонне развивать творческие способности ребенка (воображение, пространственное мышление, колористический вкус), а также дает возможность учащимся приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами. Обоснованием такого подхода служит и тот факт, что детям, занимающимся в изостудии, занятия в рамках одного направления постепенно наскучивают, а это ведет к потере интереса к творчеству. Также при более узком подходе могут остаться нераскрытыми возможности воспитанника в других областях изобразительной деятельности. Однако стремление охватить в программе изостудии, рассчитанной на три года, как можно больше направлений изобразительной деятельности внешне привлекательно для детей и родителей, на самом деле часто чревато «хождением по верхам». Что формирует у детей иллюзию собственной разносторонности при поверхностных знаниях и сомнительных умениях. Язык различных видов искусства делают художественную деятельность уникальным средством воспитания и развития ребенка. Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством дают возможность раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, дизайна, народной культуры, научиться видеть красоту окружающего мира. Организация художественно-творческой деятельности младших школьников, их художественное образование и эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа. С погружением ребенка в стихию народных традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Это истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером. Поэтому большое внимание в программе уделено декоративно-прикладному искусству и народному творчеству Актуальность этой программы заключается в том, чтобы помочь детям своевременно узнать, какими возможностями обладают, казалось бы, самые обыкновенные материалы для рисования, какие существуют приемы работы простым и цветными карандашами, фломастерами, гуашью, как работать с бумагой и трафаретами. Новизна программы состоит в том, что на занятиях используются не только традиционные художественные средства (карандаш, фломастеры, акварель, гуашь), но и новейшие современные материалы для детского творчества (гелиевые ручки, различные виды цветной бумаги, картона, пленки, поролон). Кредо педагога – разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

Знакомство с жанрами изобразительного искусства;

Знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

Овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

Приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра. Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми обще-учебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

Развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

Развитие колористического видения;

Развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

Улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

Формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);

Развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

Формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

Формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;

Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

Воспитание аккуратности.

Обучение детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат. Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории развития различных видов искусств и народного художественного творчества. Основное время уделяется практическим занятиям. Предусмотрено посещение выставок и музеев с целью ознакомления воспитанников с красотой и богатством окружающего мира, а также воспитания интереса и любви к родной культуре и народу, любви к матери, родному очагу, любви к природе. Данная программа разработана для детей, не имеющих начальной подготовки в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Она основана на программе «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б.М.Неменского.

Программа предназначена для детей от 7 до 12 лет.

Форма организации занятий - индивидуально-групповая, что обусловлено целями и задачами программы. Целесообразно заниматься группой 12-15 человек два раза в неделю для детей 1 класса по одному академическому часу, для остальных по 2 часа два раза в неделю группой 10-12 человек. Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей. Уменьшение численности продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

Рисование с натуры

Рисование по представлению

Рисование на тему

Иллюстрирование

Декоративная работа с элементами дизайна

Аппликация

Беседы об изобразительном искусстве.

Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются время года и интересы учащихся.

Методы организации занятий:

Словесные: объяснение новых тем, новых терминов и понятий; обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.

Наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций, изображений скульптур, изображений зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.

Репродуктивный метод – метод практического показа.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ ДЕЛЯТСЯ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ:

Приобретение новых знаний (теоретических)

Занятия по формированию знаний, умений, навыков (самостоятельная деятельность ребенка под руководством педагога)

Повторение, подобные занятия являются заключительными.

Проверка знаний, умений, навыков

Комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач) В зависимости от особенностей темы и содержания работы можно заниматься со всей группой, по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ

Беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание

Демонстрация наглядных пособий, позволяющих конкретизировать учебный материал

Работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов

Организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества

Организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

Организация выставок детских работ

Создание и развитие детского коллектива

Работа с родителями Методы, обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях:

Фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;

Коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;

Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;

Групповой – организация работы по группам (2-5 человек);

Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий. Конкретные проявления определённого метода на практике – приём игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу, тренинг.

Методы, обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:

Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

Репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

Частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

Проектно-исследовательский – творческая работа обучающихся.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основным условием для занятий изобразительным искусством является творческая атмосфера. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Успешная реализация программы во многом зависит от правильной организации рабочего пространства студии. Помещение должно быть хорошо освещено. Методический материал, творческие работы должны храниться на специальных стеллажах. Помещение должно быть оборудовано специальными партами для рисования и черчения.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

Смартдоска

Магнитофон

Учебные пособия

Объяснительно-иллюстративный материал

Изделия народных промыслов

Репродукции картин

Натюрмортный фонд

НАТЮРМОРТНЫЙ ФОНД

1) Предметы быта: Стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, вазы, другая посуда). Деревянные (шкатулки, разделочные доски, коробочки, тарелки). Металлические (самовары, чайники, кофейники, ложки, кастрюли). Керамические (горшки, чайники, чашки, вазы, бутылки).

2) Предметы декоративно-прикладного искусства: Прялка, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки, подносы, гжельская посуда, керамические предметы).

3) Природные элементы: Букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий.

4) Драпировки.

5) Гипсовые предметы: Орнаменты, гипсовые головы с античных слепков.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Акварель

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу первого года обучения дети будут знать:

Основные цвета цветовую гамму красок (теплые и холодные цвета)

Понятие композиция листа понятие симметрии

Свойства красок и графических материалов

Азы линейной и воздушной перспективы

Основные приемы бумажной пластики

Будут уметь:

Смешивать цвета на палитре

Правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом

Грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки

Работать самостоятельно и в коллективе

Умение организовывать и содержать в порядке рабочее место

Трудолюбие

Самостоятельность

Уверенность в своих силах

К концу второго года обучения дети будут знать:

Контрасты цвета

Гармонию цвета

Азы композиции

Пропорции плоскостных о объемных предметов

Будут уметь:

Выбирать формат и расположение листа

Соблюдать последовательность в работе (от общего к частному)

Работать с натуры

Доводить работу до конца

Использовать различные техники рисования гуашью

Работать с бумагой

У них получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:

Умение работать в группе

Ответственность

Самокритичность

Самоконтроль

К концу третьего года обучения дети будут знать:

Основы линейной перспективы

Основы закона композиции

Пропорции фигуры человека

Различные виды графики

Основы цветоведения

Основные жанры изобразительного искусства

Будут уметь:

Работать в различных жанрах

Выделять основное в композиции

Передавать движение фигуры

Строить орнаменты

Критически оценивать свои работы и работы товарищей

У них получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:

Умения принимать конструктивную критику

Способность к адекватной самооценке

Умение радоваться своим успехам и успехам товарищей

Трудолюбие, упорство в достижении цели

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

В процессе обучения детей по данной программе отслеживают три вида результатов:

Текущие - (цель – выявление ошибок и успехов в работе)

Промежуточные - (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие)

Итоговые - (определятся уровень знаний, умений, навыков за весь год)

Выявление результатов осуществляется:

Через отчетные просмотры законченных работ;

Отслеживание личностного развития детей методом наблюдения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

п / п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

Организационные мероприятия

Введение в программу.

Правила техники безопасности

Графический тест «Рисую, как умею»

Рисуем штрихом

Линия, точка, пятно.

Конструирование из бумаги

Работа с трафаретами

Различные техники работы гуашью

Декоративное рисование

Иллюстрации к сказкам

Графомоторные упражнения

Выставка работ

Итоговое занятие года

Экскурсии

всего

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Организационные мероприятия: обработка заявлений, формирование групп, беседа с родителями.

1.Вводное занятие.

Знакомство со студией и педагогом. Беседа о планах на год. Организация рабочего места. Просмотр лучших работ из фонда. Правила поведения в студии. Техника безопасности. Материалы и принадлежности.

2. Графический тест. «Рисую, как умею».

3. Рисуем штрихом.

Подготовка руки к письму. Выполнение штриховых упражнений. Понятие « композиция листа». Рисунок простым карандашом, фломастером. Выполнение работ штриховкой фломастерами (пушистые игрушки, цветы, пейзажи, иллюстрации к сказкам).

4.Пятно и линия .

Линия-начало всех начал. Классификация линий. «Характер линий».

Точка-«подружка линии». Техника «пуантелизма» (создание изображения при помощи одних точек).

Пятно как украшение рисунка. «Характер пятна». Превращение путаницы из линий в цветовые пятна.

5.Конструирование из бумаги.

Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, резания, скручивания и склеивания. Развитие мелкой моторики.

Работа с рваной бумагой.

Работа с мятой бумагой. «Лепка» из мятой бумаги.

Смешанная техника (скручивание, складывание, скатывание, резание).

6. Работа с трафаретами.

Техника «отпечаток» с дорисовкой (используем осенние листья).

Печатанье по трафарету при помощи поролона.

Составление композиции натюрморта при помощи трафаретов.

7.Различные техники работы с гуашью.

Живопись - язык цвета, цветное изображение мира.

Свойства красок. Гуашь. Какие бывают кисточки. Техника «сухая кисть».

Рисование мягких игрушек.

Волшебные превращения красок – смешение цветов.

Техника «примакивание». Рисование деревьев.

Техника «тычок». Теплые и холодные цвета.

Понятие «плотный цвет».

Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребенка.

Стилизация как упрощение растительных форм. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка.

Стилизованные натюрморты.

Симметрия и асимметрия на примерах природных форм.

9. Иллюстрации к сказкам.

Сказка – любимый жанр художников. Характер сказочного героя. Цвет и характер.

10. Графомоторные упражнения.

Упражнения – рисунки, которые помогут формированию навыков правильного письма и развитию зрительно-моторной координации.

Коррекция дисграфии.

11. Экскурсии.

Посещение художественных музеев и выставок. Путешествие в мир искусства. Музей-квартира В.Васнецова. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения

п / п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

Формирование групп. Оформление заявлений. Беседа с родителями. Особенности второго года обучения.

Вводное занятие. Техника безопасности. Материалы и принадлежности. Просмотр летних работ.

Работа с трафаретами.

Рисунок (карандаш).

Натюрморт. Азы композиции.

Жанры живописи.

Бумажная пластика.

Живопись – гармония цвета.

Пейзаж.

Декоративное рисование.

Пластилинопластика.

Народные промыслы России.

Итоговое занятие. Выставка работ.

Всего

Второй год обучения.

1. Формирование групп.

2. Вводное занятие.

Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии. Просмотр летних работ. Обсуждение.

3. Работа с трафаретами .

Печатанье с дальнейшей прорисовкой. Осенние листья. Вырезание трафаретов. Печатанье поролоном. Многоцветная печать. Набрызг.

4. Рисунок (карандаш).

Пропорции – соотношение частей по величине. Метод визирования. Рисование геометрических тел. Штриховка. Светотень. Рисование драпировки. Рисование предметов посуды.

5. Натюрморт. Азы композиции.

Композиция листа. Композиции из геометрических тел. Построение натюрморта.

6. История искусств. Жанры живописи :

Натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр, библейские сюжеты.

7. Бумажная пластика.

Знакомство с объемными и рельефными композициями. Мятая бумага. Технические приемы работы с бумагой: нарезание, скручивание, резки.

8. Живопись – гармония цвета.

Основы цветоведения. Гармония цвета. Основные цвета. Цвет в натюрморте.

9. Пейзаж.

Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года.

Графические зарисовки деревьев. Силуэты деревьев. Линия горизонта. Передний план и дальний план. Линейная и воздушная перспектива. Рисование пейзажей по временам года. Колористическое решение.

Рисование цветов. Рисование декоративных композиций. Основы дизайна.

11. Пластилинопластика.

Изображение в технике пластилинографии. «Подводный мир».

12. Народные промыслы России.

Дымково. Матрешка. Городецкая роспись.

13. Экскурсии на выставки и в музеи.

Экскурсии в Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Третьяковскую галерею. Музей – усадьба « Коломенское».

Третий год обучения

п / п

Названия разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Формирование групп. Беседа с родителями.

Вводное занятие. Техника безопасности. Санитарно-гигиенические требования.

Графика.

Натюрморт.

Фигура и портрет человека.

Образ природы.

Декоративно – прикладное рисование.

Народные промыслы России.

Дизайн.

Работа на пленэре.

Экскурсии.

Выставка работ.

Итоговое занятие года.

Всего:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие.

Организация рабочего места. Повторение правил техники безопасности в изостудии. Санитарно-гигиенические требования при работе в изостудии. План работы на учебный год. Просмотр летних работ.

2. Графика.

Знакомство с разными видами графики и её характерные особенности.

Граттаж – графическая работа на восковой подкладке (способ процарапывания).

Монотипия. Гравюра. Линогравюра. Гризайль.

3. Натюрморт.

Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение группировать «говорящие вещи». Натюрморт в холодных цветах. Натюрморт в теплой гамме.

4. Фигура и портрет человека.

Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными пропорциями фигуры и головы человека. Наброски с натуры. Портрет в технике силуэта. Живописный портрет. Фигура человека в движении.

5 .Образ природы.

Красота природы в разное время года и её изображение в разных состояниях.

Стилизация природных форм. Витражи. Роспись ткани.

7. Народные промыслы России.

Жостово. Гжель.

8. Дизайн.

Дизайн интерьера. Ландшафтный дизайн.

9. Работа на пленэре.

Выбор мотива. Составление эскиза с натуры. Рисование деревьев, цветов, архитектуры.

10. Экскурсии.

Экскурсии в Третьяковскую галерею, в музей – усадьбу Царицыно.

11.Выставка работ.




Top