История создания истории пугачевского бунта. История Пугачёва

«История Пугачевского бунта» и роман «Капитанская дочка» посвящены одному и тому же событию – восстанию Пугачева, но два этих произведения очень различаются между собой.

«История Пугачевского бунта» – это документальное произведение, основанное на точных данных. Автор подробно исследует появление Пугачева в уральских степях, развитие движения восставших, точный его маршрут. Сведения из документов изложены точно, сухо, без эмоций. Так же рассказывает Пушкин и о пленении и казни Пугачева. Роман «Капитанская дочка» написан иначе. В нем в центре повест-вования – история вымышленных героев: Гринева, Швабрина, Маши Мироновой. Но их личные события происходят на фоне событий исторических, к которым ни автор, ни герои не остаются равнодушными.

Встреча Гринева и Пугачева происходит случайно, во время бурана в степи. Пугачев много странствовал, и такая встреча героев вполне была бы возможна. Но портрет героя в «Истории…» и в романе совсем различный. В «Истории Пугачевского бунта» дан стандартный словесный портрет: «сорока лет от роду, росту среднего, смугл и худощав; волосы имел темно-русые, бороду черную, небольшую и клином». А в романе портрет героя психологический, то есть по нему можно определить характер героя: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч… живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское». Ум и лукавство видны в этом портрете в отличие от документального изложения.

Автор также художественно обыгрывает в романе разные детали. Пугачев много скитался, подбивая казаков к восстанию. Пушкин изображает иносказательный разговор с хозяином постоялого двора, где идет речь об этой подготовке. Известно, что Пугачев был неграмотен. Это также рисуется Пушкиным в комической сцене подачи челобитной Савельичем. Пугачев вертит бумагу в руках «с видом значительным» и отдает ее своему «секретарю»: «Что ты так мудрено пишешь? Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать». Наконец, автор показывает характер Пугачева в самых разных ситуациях: при взятии крепости, на пиру со своими «генералами», в беседе с Гриневым и Швабриным.

Всюду Пугачев показан как живой человек, иногда жестокий, иногда благородный, иногда авантюрист. И автор не остается бесстрастным наблюдателем. Глазами Гринева он показывает разорение русских деревень после бунта, смерть людей, их страдания и как бы от его лица говорит: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» В эмоциональности авторской позиции и есть главное отличие романа от «Истории Пугачевского бунта», документального произведения.

(2 votes, average: 5.00 out of 5)

Творчество Пушкина неразрывно связано с историей. Его интересовали важные переломные моменты истории: народные движения, историческая роль царей, столкновение государственного и личного. Пушкина привлекали яркие исторические личности и события.

Он является не только автор художественных произведений на историческую тему, его можно считать историком. Пушкин тщательно изучал исторические документы, летописи, исторические повести и даже устные исторические предания. Он следил за современной ему исторической наукой, обращался к античной и всемирной истории. Это помогло ему осознать место России в мировом историческом процессе.

Событиями пугачевского бунта Пушкин был заинтересован с 1824 году. Он изучал газеты и книги, всё, что было обнародовано о Пугачёве. В 1833 году Пушкин обратился к военному министру графу Александру Ивановичу Чернышеву с просьбой о разрешении пользоваться материалами военного архива. Свое желание объяснил намерением писать «историю генералиссимуса князя Италийского графа Суворова-Рымникского». Однако его интерес был направлен на «мужицкого царя» Емельяна Пугачёва.

Когда разрешение было получено, Пушкин познакомился с материалами Секретной экспедиция Военной коллегии, архивными материалами Главного штаба, а зачем приступил к «истории Пугачёва». Он побывал в местах Пугачевского бунта - в Нижнем Новгороде, Казани, Сибирский, Оренбурге, Уральске, где записывал рассказы, песни, предания свидетелей крестьянской войны.

В Петербурге Пушкин обратился в канцелярию его Императорского величества с письмом, в котором осмеливался просить дозволения представить, написанную им, историю Пугачёвщины на высочайшее рассмотрение. В рукопись были внесены 23 поправки и изменено название с «История Пугачёва» на «Историю Пугачевского бунта».

В декабре 1834 года «Историю Пугачевского бунта» увидела свет. Книгу встретили холодно, а министра народного Просвещения Уваров С.С. взволновала, так как Пушкин пробил брешь в указе о предании вечному забвению самого имени Емельяна Пугачёва.

Пушкин создал первую в России научно-художественную летопись событий Пугачёвского бунта, которая и по сей день не утратила своего значения. События и мятежники, изображённые Пушкиным, а значительно отличались от официальной точки зрения на восстания, потрясшее Россию. Причины бунта Пушкин видел в произволе чиновников, утеснявших казаков, в жестоких действиях правительственной администрации, в отсутствие законов, в бесправии закрепощенного народа.

«История Пугачевского бунта» стала основанием исторического романа. В нем социальные проблемы и события отступают на второй план. Автора интересуют характеры людей, их взаимопонимание, представления о добре и зле, долге, чести, совести, о смысле жизни.

Роман «Капитанская дочка» неразрывно связан с «Историей Пугачевского бунта».

Просмотры: 5 396

Из-за леса, леса темного

Не бела заря занималася,

Не красно солнце выкаталося, --

Выезжал туто добрый молодец,

Добрый молодец Емельян-казак,

Емельян-казак сын Иванович.

Под ним добрый конь сив-бур-шахматный,

Сива гривушка до сырой земли,

Он идет спотыкается.

Вострой сабелькой подпирается,

Горючьмй слезьми заливается:

«Что ты, мой добрый конь,

Рано спотыкаешься?

Али чайшь над собой невзгодушку,

Невзгодушку, кроволитьице?»

Мы билися троя суточки,

Не пиваючи, не едаючи,

Со добра коня не слезаючи. Русская народная поэзия. Эпическая поэзия: Сборник/ Вступит. Статья, предисл. К разделам, подг. Текста, коммент. Б. Путилова. - Л.: Худож. Лит., 1984. - С. 258.

Данный текст мы будем рассматривать с точки зрения культурологи и истории русского народа, так как он относится к устному народному творчеству, а точнее к эпической поэзии. Эта песня носит событийный характер. Эпос был нужен народу как сосредоточие его исторической памяти и источник исторических знаний, как наиболее яркое и полное поэтическое выражение его героических, патриотических, социально-свободолюбивых устремлений. Вместе с тем он заключал в себе поэтическое отображение и осмысление широкого течения обыденной народной жизни - в многообразии присущих ей в разные исторические эпохи противоречий, социальных конфликтов, семейных и бытовых драм.

Большинство персонажей приходит в песни из реальной истории. Одна из ведущих тем - героико-патриотическая: любимые герои песен - те, кто в труднейших обстоятельствах проявили стойкость, исполнили свой долг, сохранили достоинство даже ценой жизни. Особое место в песнях народной борьбы занимают сюжеты о Пугачеве: в одних он оказывается в ряду вольных казачьих атаманов, в других - предстает как самозваный царь, отношение к которому не вполне определенно. Очевидно, что такая двоякость образа отражала сложность представлений о Пугачеве в народной среде, столкновение разноречивых точек зрения и оценок.

Историческая песня в классических ее образцах стала нераздельной частью русской культуры. Свободолюбивыми казачьими песнями восхищались Пушкин, декабристы, Белинский. Роман «Капитанская дочка» полон народно-песенных реминисценций; Пушкин записывал на Урале песни о Пугачеве, и они много дали ему для понимания личности вождя крестьянской войны. Русская народная поэзия. Эпическая поэзия: Сборник/ Вступит. Статья, предисл. К разделам, подг. Текста, коммент. Б. Путилова. - Л.: Худож. Лит., 1984. - С. 218.

Причины Пугачевского бунта

ХVII век - век царствования Екатерины II, урожденной Софии Фредерики Августы, принцессы Ангальт - Цербской (1729 - 1796).В августе 1745 года она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Федоровича. В июне 1762 года Екатерина а II пришла к власти, свергнув с престола Петра III, своего мужа, который был убит. Дворяне оказавшие ей помощь, были щедро вознаграждены, а положение крепостных крестьян ухудшилось, их можно было продавать как скот, как вещи. Бесправие, нищета толкала на бунты. В такой обстановке разнеслись слухи, что император жив, что он вернет свой престол, накажет царицу и помещиков, даст крестьянам свободу и земли. Георгиев Т. С. Русская культура: история и современность: Учеб. Пособие. - М.:Юрайт, 1999. - С. 166.

Последнюю и самую мощную крестьянскую войну начали яицкие казаки (Яик -- прежнее название р. Урала), на старинные права и вольности которого самодержавие развернуло наступление в конце 18 в. Во главе восставших в сентябре 1773 г. встал беглый донской казак Емельян Пугачев. Он имел богатый боевой опыт Семилетней и Русско-турецкой войн, хорошо узнал за годы странствий нужды и чаяния народа. Пугачев назвался императором Петром III, якобы скрывающимся от преследования «бояр» и своей жены Екатерины. С Яика восстание быстро распространилось на соседние регионы. «Царя Петра Федоровича» поддержали рабочие уральских заводов, башкиры, помещичьи крестьяне, мечтавшие вернуть себе статус государственных и с полным пониманием встречавшие призывы Пугачева «истребить всех дворян» и «учинить по всей России вольность». В общей сложности в восстании участвовали сотни тысяч человек.

Его первый этап ознаменовался шестимесячной осадой Оренбурга и разгромом на подступах к нему правительственных войск под командованием генерала Кара. Однако под Оренбургом же весной 1774 г. Пугачев потерпел жестокое поражение, после чего ушел на Урал, где пламя восстания разгорелось с новой силой. В июле 1774 г. крестьянская армия подошла к Казани и заняла весь город, за исключением кремля. Паника охватила дворян, живших даже в центре страны. Спешно стянутые войска разгромили Пугачева, но он двинулся на юг по правобережью Волги, быстро собрал новую армию из стекавшихся к нему крестьян. Правда, их боевые качества, по сравнению с яицкими казаками, башкирскими конниками и даже уральскими рабочими, были крайне низки. Пугачев, взяв несколько городов, попытался пройти к Дону. Но и присоединение к восставшим части донских и волжских казаков, а также калмыков не спасло положения. Разбитый у Черного Яра, Пугачев бежал на левобережье Волги с небольшой группой соратников и был выдан ими властям. В январе 1775 г. его казнили в Москве на Болотной площади.

И все же, несмотря на то что крестьянские войны в России были с самого начала обречены на поражение, они сыграли глубоко прогрессивную роль в нашей истории. Резко выраженный социальный протест вынуждал господствующий класс ограничить свои притязания и не повышать степень эксплуатации крестьян до уровня, за которым начался бы полный подрыв производительных сил страны. Угроза новой «разинщины» и «пугачевщины» в конечном счете и заставила правителей России в середине 19 в. пойти на реформы, обеспечившие переход к новой общественно-экономической системе. Российская история: Учебник для вузов/ Г. Б. Поляк, А.Н. Макаров, Н. С. Кривцова и др.; Под ред. Ред. Акад. Г. Б. Поляка. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. С. 136

Культурные аспекты народной песне «Пугачев кручинится»

Текст начинается строкой: «Из-за леса, леса темного…». Древняя Русь - страна лесная. Понятие «степь» в сознании человека связывалось с враждебными кочевыми набегами, которые часто тревожили своими набегами южные окраины Русской земли. Лес укрывал от врагов, одевал, кормил, давал материал для строительства жилья. Русский человек издавна был искусен в обращении с деревом: домашняя утварь, орудия труда, посуда, украшения, обувь - все это изготавливалось из подручного материала - из дерева.

Символ темного леса настраивает читателя на то, что текст невеселый. Даже само название «Пугачев кручинится» говорит о том, что герой грустит, тоскует, огорчается, горюет, у главного героя длительное душевное страдание, томление. Лаврентьев Л. С., Смирнов Ю. И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. - Спб.: «Паритет», 2005. - С. 11

«...Не бела заря занималася, Не красно солнце выкаталося, --…»

Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Гавное и исходное его значение -- свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет -- это божество, благо, жизнь, полнота бытия. Красный Означает:. Напряжение сил, концентрацию энергии -- тяжелый труд, борьба, война, конфликты, трагедия, драма, гнев, жестокость, ярость, страсти.

«Выезжал туто добрый молодец, Добрый молодец Емельян-казак. Емельян-казак сын Иванович.…» Молодец в народной словесности обозначает удалец, храбрец.

МОЛОДЕЦ. Молодой человек, сильный, крепкого сложения.

Также использовано реальное историческое имя собственное.

«Под ним добрый конь сив-бур-шахматный,

Сива гривушка до сырой земли,

Он идет спотыкается…»

В русских народных сказках сивка - бурка - это сказки про Ивана и его чудесного коня.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы (гривушка, сабелькой невзгодушка, суточки) - фольклорные мотивы.

Сам язык произведения принадлежит к определенному культурному периоду, это язык Руси примерно 18 века.

контекст семиотика интерпретация

Как есть.
С днём рождения, Александр Сергеевич!

Реферат

Тема: «А. С. Пушкин в работе над «Историей Пугачёва»

Выполнила:
Павлова Юлия Алексеевна,
ученица 9 класса
МОУ Бортсурманской СОШ

Руководитель:
Кичеева Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МОУ Бортсурманской СОШ

с. Бортсурманы
2013 г

Введение
1. Предпосылки обращения Пушкина к теме пугачёвского бунта
2. Работа Пушкина над исследованием пугачёвского восстания
2.1 Архивы
2.2. Путешествие по маршруту бунта
3. Общая оценка Пушкина как историка-исследователя
Заключение
Библиография
Приложения

Введение

Актуальность темы исследования

Тема реферата «А.С. Пушкин как исследователь в работе над «Историей пугачёвского бунта» актуальна, прежде всего, тем, что творчество Александра Сергеевича Пушкина ассоциируется в современном неспокойном обществе у широких масс исключительно с его литературной деятельностью; а, надо сказать, что его творчество было намного шире и глубже. Мало кто знает о том, что А.С. Пушкин в последние, самые трудные в жизни и творчестве годы успел проявить себя в качестве незаурядного историка-исследователя. О том, как происходило становление великого поэта и писателя в новом качестве; какой именно вклад он внёс в историческую науку; как Пушкиным осуществлялась исследовательская работа на примере одного из его исторических трудов – «Истории пугачёвского бунта» – повествует данная работа.

1. Предпосылки обращения Пушкина к теме пугачёвского бунта
Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина совпали с переломным периодом российской и мировой истории. Конец XVIII – первая половина XIX в. были заполнены, по словам Л.В. Черепнина, «острой классовой и политической борьбой, в ходе которой менялись социальный строй и международные отношения в Европе».

В России же на этот период приходится постепенный упадок феодально-крепостнического строя. В 70-е гг. XVIII в. Российская империя подверглась такому грозному потрясению, как Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва. На конецXVIII столетия приходилась деятельность русского революционера А.Н. Радищева, выступившего с призывом к ликвидации самодержавия и крепостного строя.

Отечественная война 1812 г. способствовала росту национального самосознания, расколу общества на различные политические группировки. Революционно-настроенные представители одной из них – декабристы – организовали восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. против действующей власти.

Таким образом, тема истории пугачёвского бунта была подсказана Пушкину современными ему условиями российской действительности.

На первую половину XIX в. пришлось огромное количество стихийных выступлений крестьянства и военных поселенцев. Особенно они участились в 30-е гг., достигая, по выражению А.И. Чхеидзе , «местами таких размеров, что в правительственных кругах и в широких кругах дворянского общества возникали опасения «новой пугачёвщины».

В 1830 г. в России вспыхнула и быстро распространилась на территории империи эпидемия холеры (вплоть до Петербурга). Правительство оказалось практически беспомощным в борьбе со страшной эпидемией: карантины, введённые им, организовывались настолько неумело, что они не могли препятствовать распространению эпидемии. Карантины препятствовали также и нормальному проведению торговых операций, что, в свою очередь, затрудняло своевременную доставку продовольствия и, соответственно, вызывало голод.

В 1831 г. в городе Старая Русса (неподалёку от Петербурга) вспыхнуло восстание военных поселенцев, которое стремительно распространилось на соседние губернии. Последствием данных волнений стала отставка Аракчеева. Восстание перекинулось на

новгородские поселения. Бунтовщиков поддержали дивизии гренадёров. Петербург находился под угрозой, так как восставшие в любой момент могли двинуться на столицу.

Пушкин внимательно следил за текущими событиями. В августе 1831 г. он в письме своему приятелю П.А. Вяземскому сообщал следующее: «… ты, верно, слышал о возмущениях Новгородских и Старой Руси. Ужасы. Более ста человек генералов, полковников и офицеров перерезаны в новгородских поселениях со всеми утончениями злобы… 15 лекарей убито; спасся один при помощи больных, лежащих в лазарете; убив всех своих начальников, бунтовщики выбрали себе других – из инженеров и коммуникационных… Но бунт Старо-Русский ещё не прекращён. Военные чиновники не смеют ещё показаться на улице. Там четверили одного генерала, зарывали живых и проч. Действовали мужики, которым полки выдали своих начальников. – Плохо, Ваше сиятельство. Когда в глазах такие трагедии, некогда думать о собачьей комедии нашей литературы».

Данный мятеж был с большим трудом подавлен, правительство превзошло восставших в жестокости и изуверстве.

Тема простого народа была неразрывно связана с крестьянскими бунтами, она же и стала одной из важнейших тем, исследованных Пушкиным как историком. По мнению А.И. Чхеидзе, мысль о роли народа в борьбе с крепостническим строем возникла ещё в 20-е гг., теперь же она углублялась и подвела Пушкина к постановке вопроса о крестьянском восстании как одной из форм борьбы с «создавшимися невыносимо тяжёлыми условиями».

Вольнолюбивый дух, которым проникнуто всё творчество Пушкина и, в частности, его исторические труды, выразился не только в критике деспотизма, но и, по мнению Л.В. Черепнина, нашёл своё проявление в том, что «писатель посвятил своё творчество героям, о которых дворянские историки предпочитали умалчивать… а именно предводителям крестьянских войн – Степану Разину, Емельяну Пугачёву».

Уроки истории подвели Пушкина к следующему выводу: необходимо покончить с вековой русской болезнью – крепостным правом. Пушкин так писал об этом: «Одно только страшное потрясение могло бы уничтожить в России закоренелое рабство; нынче же политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян, желание лучшего соединяет все состояния противу общего зла, и твёрдое, мирное единодушие может скоро поставить нас наряду с просвещёнными народами Европы».

История как наука и история как искусство были в определенной степени близки Пушкину, но неравномерно. «Я думал некогда написать исторический роман, относящийся ко временам Пугачёва, – писал Пушкин А.Х. Бенкендорфу, но нашед множество материалов, я оставил вымысел и написал Историю Пугачёвщины». Таким образом, тему пугачёвского бунта он разработал в плане исторического романа («Капитанская дочка») и в плане исследования («История пугачёвского бунта»).

Одним из важнейших вопросов, волновавших Пушкина как историка и публициста, был вопрос о «русском крестьянстве и его борьбе с создавшимися невыносимо тяжёлыми условиями». На историческом материале крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва Пушкин попытался «раскрыть социальный смысл современных крестьянских «бунтов».

В центре внимания поэта-историка в 1833 – 1834 гг. находилась Крестьянская война под предводительством Емельяна Ивановича Пугачёва.

«Пугачёвская тема» появилась в творчестве Пушкина в начале 1833 года. Он заканчивал писать вторую часть своей повести «Дубровский» – произведения, главный герой которого, Владимир Андреевич Дубровский, возглавил шайку разбойников, состоявших из подвластных ему крестьян и грабивших помещиков, и в это время в руки Пушкину попали материалы о дворянине-пугачёвце офицере Шванвиче. Александр Сергеевич оставил «Дубровского» и решил обратиться к данному новому персонажу.

Великий писатель задумал план нового романа – будущей «Капитанской дочки», – который был датирован 31 января 1833 г. Но ему было ясно и следующее: для того, чтобы создать наиболее яркое художественное изображение крестьянской войны, необходимо внимательно изучить данную тему. С этого и началось изучение Пушкиным материалов по истории пугачёвского восстания, которое привело в итоге к созданию в конце 1833 г. исторического труда о нём.

Надо заметить, что работа Пушкина над «Историей пугачёвского бунта» осложнялась тем, что пугачёвское восстание было эпизодом не такого уж и далёкого прошлого. Таким образом, Пушкину крайне сложно было совсем отказаться от оценки событий Крестьянской войны 1773 – 1775 гг. По мнению Г. Блока , «известная цель» данной работы у правительства была одна, у Пушкина – другая. Сложность в процессе исследования данной проблемы для великого писателя состояла и в том, что в числе персонажей его «Истории…» оказались как Екатерина II, родная бабка Николая I, так и люди, дети и внуки которых часто пересекались с Пушкиным в высшем свете. Приходилось также разрешать свои задачи (научные, публицистические и художественные) с оглядкой на цензуру, личные отношения.

Следует сказать несколько слов и о том, как отнёсся к «Истории пугачёвского бунта» Николай I, будучи личным цензором труда А.С. Пушкина. Император внимательно прочитал основной текст, сделал ряд замечаний и разрешил её к печати, так как, скорее всего, рассматривал данный труд поэта как «своеобразную крестьянскую «записку» по крестьянскому вопросу», которая не противоречила мыслям, внушённым недавними восстаниями военных поселений и дальнейшим видам правительства на этот вопрос.

Вышедшая в свет «История пугачёвского бунта» не пользовалась широким успехом, более того, вызвала яростную критику со стороны официальных кругов. «В публике очень бранят моего Пугачёва , а что хуже – не покупают. Уваров большой подлец. Он кричит о моей книге, как о возмутительном сочинении», – писал Пушкин в своём дневнике.

Александр Сергеевич не мог отказаться от оценки пугачёвского восстания, ему удалось сделать новые, весьма оригинальные выводы о характере Крестьянской войны 1773 – 1775 гг. Под влиянием французских историков А.С. Пушкин рассматривал в «Истории пугачёвского бунта» классовую борьбу как один из ключевых факторов, влиявших на историю. Так что, безусловно, данное историческое исследование носило очень важное, прежде всего, политическое значение. «История пугачёвского бунта» прошла цензуру царя, но, тем не менее, вызвала шквал критики со стороны проправительственно-настроенных кругов дворянства и не имела широкого успеха у публики при жизни Пушкина и после его смерти .

2. Работа Пушкина над исследованием пугачёвского восстания

«История Пугачёва» – единственное законченное и изданное научное исследование А.С. Пушкина на историческую тему. Интересна история названия этого труда: «История Пугачёва» при издании по распоряжению цензора книги Николая I была переименована в «Историю пугачёвского бунта».

2.1 Архивы

«История пугачёвского бунта» была основана на изучении русской и иностранной литературы, документальных источников, мемуаров и фольклора.

В 1831 г. А.С. Пушкин был зачислен в Коллегию иностранных дел, что открывало великому русскому писателю доступ к архивам, в то время чрезвычайно затруднённый.

В январе 1832 г. Пушкину было поручено заняться исследованием истории Петра I, для чего ему и были открыты архивы. Впоследствии писатель использовал эту возможность для составления истории пугачёвского восстания. Однако работа Пушкина с архивными документами осложнялась препятствиями со стороны чиновников в выдаче документов, нужных ему для написания труда.

9 февраля 1833 г. А.С. Пушкин обратился к военному министру А.И.Чернышёву со следующей просьбой: для работы над историей «графа Суворова» писателю были нужны следственное дело о Пугачёве и ряд других документов, относящихся к А.В. Суворову. 8 марта Чернышёв прислал Пушкину полученные из Москвы материалы, относящиеся к Суворову, но при этом сообщил, что «следственного дела о Пугачёве в архиве том не находится». В тот же день Пушкин просит военного министра прислать ему дополнительно «донесения генерала-аншефа Бибикова в Военную коллегию, и рапорты Бибикова в Военную коллегию, и рапорты князя Голицына, Михельсона и самого Суворова (с января 1774 по конец того же года)».

Очевидно, что писатель истребовал из архива именно те материалы, которые нужны были ему при исследовании пугачёвского восстания.

В Петербургском отделении Общего архива Главного штаба Военного министерства хранились два фолианта, содержавшие бумаги о раннем этапе восстания Пугачёва – документы Секретной экспедиции Военной коллегии, содержащие рапорты губернаторов И.А. Рейнсдорпа и Я.Л. фон Брандта о начальных успехах Пугачёва и о дальнейшем распространении восстания, рапорты о наступлении войск в глубь повстанческого края и о первых столкновениях с пугачёвцами – и которые были получены Пушкиным в феврале 1833 г. при письме военного министра графа А.И. Чернышёва, отчасти отражены в его «архивных тетрадях», II – IV главах «Истории Пугачёва» и частично опубликованы в приложениях к ним.

В Московском отделении Общего архива Главного штаба Военного министерства хранились материалы по руководству военными операциями против повстанцев за ноябрь 1773 – декабрь 1774 г. Они были получены Пушкиным из Московского отделения Общего архива Главного штаба Военного министерства при письме Чернышёва от 29 марта 1833 г. Из данных материалов Пушкин сделал многочисленные выписки, некоторые документы скопировал и широко использовалсобранные источники вIV – VIII главах «Истории Пугачёва», в примечаниях и приложениях к ней.

В Государственном Московском архиве хранились дознания о жителях Москвы и Московской губернии, разглашавших слухи об успехах Пугачёва и о его манифестах; черновики допросов пугачёвских атаманов, следственные дела многих рядовых участников восстания.

В Московском Главном архиве Министерства иностранных дел хранились документы за 70-е гг. XVIII века, которые характеризовали отклики на события пугачёвского восстания в дипломатической сфере.

25 марта 1833 г. А.С. Пушкин начал писать «Историю Пугачёва», судя по тому, как эта дата значится на первоначальном (черновом) наброске первой главы.

С первых дней работы над «Историей Пугачёва», параллельно с изучением литературы и архивных источников, Пушкин разыскивал в Петербурге людей, помнивших события пугачёвского движения, записывал их воспоминания.

К примеру, в 1833 г. А.С. Пушкин просил И.И. Дмитриева разрешить опубликовать его воспоминания о казни Пугачёва (очевидцем которой он был) вместе с материалами других лиц (письмами Екатерины II, Бибикова). В переписке с К.Ф. Толем, сообщившим Пушкину некоторые сведения об усмирителе восстания Пугачёва Михельсоне, писатель выразил сожаление, что не смог своевременно ими воспользоваться, в то время как они приблизили бы его к истине, которая «сильнее царя».

Используя свои обширные связи и служебное положение, академик Г.Ф. Миллер в 1774 – 1775 гг. собрал отдельный «пугачёвский» портфель 5 . Часть материалов из «пугачёвского» портфеля Миллера в октябре 1835 г. была получена Пушкиным из Москвы.

29 марта А.И. Чернышёв прислал Пушкину 8 книг, содержащих рапорты Бибикова, Голицына, Суворова, но среди них не было рапортов Михельсона. Отсутствие последних военный министр объяснил тем, что их «в делах Военного министерства не имеется».

Таким образом, несмотря на весьма ограниченный доступ к важнейшим архивным материалам, А.С. Пушкину удалось проделать титанический труд, работая над историей Крестьянской войны 1773 – 1775 гг. Ему удалось собрать воедино и исследовать огромный комплекс различного рода исторических источников, которые легли в основу «Истории пугачёвского бунта».

2.2 Путешествие по маршруту бунта

Не удовлетворившись архивными материалами, А.С. Пушкин, уже после написания первой черновой редакции «Истории Пугачёва», пожелал побывать в краях, где происходило пугачёвское восстание, осмотреть места военных действий и, в особенности, увидеть живых свидетелей восстания. 17 августа 1833 г. он получил разрешение от властей и выехал из Петербурга.

Писатель совершил специальную поездку в Нижний Новгород, Казань, Оренбург, Уральск, Берду, чтобы там пополнить свои сведения об обстоятельствах восстания Пугачёва. За четыре месяца он намеревался полностью повторить путь армии бунтовщиков. Он выписал подорожную, чтобы посетить крепости Верхне-Яицкую, Чебаркульскую, а также Авзяно-Петровский и Саткинский заводы.

О некоторых местных преданиях и песнях А.С. Пушкин сделал краткие записи в дорожной записной книжке на почтовых станциях в Васильсурске, Чебоксарах, Бердской слободе, Илецком городке и Симбирске в августе-сентябре 1833 г.

Находясь в Казани 6 и 7 сентября 1833 г., Пушкин встретился с В.П. Бабиным и Л.Ф. Крупенниковым, слушал их рассказы о захвате Казани повстанцами 12 июля 1774 г. «Многими любопытными известиями» об этих событиях снабдил писателя профессор Казанского университета К.Ф. Фукс.

Из Казани Пушкин писал жене: «Здесь я возился со стариками современниками моего героя, объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону».

По пути в Оренбург Пушкин проезжал старинные крепости Самарской и Средне-Яицкой дистанций. Здесь он записал рассказы старого казака Папкова, казачки Матрёны, воспоминания местных жителей о захвате Озёрной крепости войсками Пугачёва.

18 сентября 1833 г. Пушкин приехал в Оренбург, а утром следующего дня был в Бердской слободе вместе с В.И. Далем, писателем и этнографом, служившим в то время чиновником особых поручений. «В деревне Берде, – писал Пушкин жене о встрече со старой казачкой Бунтовой, – где Пугачёв простоял 6 месяцев, – … я … нашёл 75-летнюю казачку, которая помнит это время, как мы с тобою помним 1830 год. Я от неё не отставал…».

В Уральске поэт беседовал о Пугачёве, о начале поднятого им восстания и об осаде бывшего Яицкого городка с местными старожилами-казаками – Червяковым, очевидцем осады, и Дмитрием Денисовичем Пьяновым, отец которого, Денис Степанович, в конце 1772 г. в течение недели укрывал у себя Пугачёва. В основном тексте «Истории Пугачёва» Пушкин опирался на свидетельство Пьянова в одной из важнейших оценок Пугачёва как руководителя народного восстания. Писателю показали дом в Яицком городке, принадлежавший родственникам Устиньи Кузнецовой – второй жены Пугачёва. В старой части города, на Кабанковской улице, Пушкин видел каменный дом атамана Толкачёва, у которого останавливался Пугачёв в свои приезды из Оренбурга в Яицкий городок.

Будучи в Уральске, А.С. Пушкин записал рассказы старожилов об отношении казаков к Пугачёву и о заговоре казачьих старшин против него в сентябре 1774 г.

Имена многих пушкинских собеседников не сохранились. Но сохранилось переданное ими отношение к Пугачёву, которое так бережно отразил Пушкин на страницах «Истории…». Он писал об отношении местного населения к Пугачёву следующее:

«Уральские казаки (особливо старые люди) доныне привязаны к памяти Пугачёва. Грех сказать, говорила мне 80-летняя казачка, на него мы не жалуемся, он нам зла не сделал». Отсюда Пушкин сделал вывод, что весь «чёрный народ был за Пугачёва».

В пору работы над «Историей Пугачёва» в руках Пушкина оказались три рукописных списка «Описания шестимесячной осады Оренбурга» П.И. Рычкова 7 , которые стали одним из основных источников исследования.

А.С. Пушкин в 1836 г., вспоминая свою поездку, подчёркивал, что ему пришлось провести большую источниковедческую работу, «поверяя мёртвые документы словами ещё живых, но уже престарелых очевидцев, и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою».

1 октября А.С. Пушкин прибыл в село Болдино. Здесь он приступил к переработке первоначального текста. К началу ноября она была закончена.

В декабре 1833 г. А.С. Пушкин представил императору первый том рукописи, который содержал 5 глав «Истории Пугачёва».

29 января 1834 г. Пушкин получил рукопись обратно и передал НиколаюI продолжение, составившее второй том. Дневниковая запись Пушкина от 28 февраля свидетельствует нам следующее об этом событии: «Государь позволил мне печатать Пугачёва; мне возвращена моя рукопись с его замечаниями (очень дельными)». «История пугачёвского бунта» вышла в свет в двух частях (во второй части были помещены в качестве приложений всякого рода исторические документы и материалы).

Труд Пушкина поступил в печать в начале июля и вышел в свет в конце декабря 1834 года .

3. Общая оценка Пушкина как историка-исследователя

Для того чтобы понять, что представлял собой А.С. Пушкин как историк, в чём его заслуга как исследователя, нужно обратиться к общей характеристике его как историка.

Александр Сергеевич Пушкин проявлял глубокую осведомлённость в области социальных и исторических наук, историографии. Он внимательно изучал исторические труды как отечественных авторов (Феофана Прокоповича 9 , Татищева 10 , Голикова 11 , Болтина 12 , Щербатова 13 , Карамзина 14 , Полевого 15 , Погодина 16 , Каченовского 17 ), так и зарубежных (Тацита 18 , Вольтера 19 , Гизо 20 , Минье 21 , Тьера 22 ).

Насколько внимательно относился к истории Александр Сергеевич Пушкин? На это сам он отвечал следующим образом: «Уважение к минувшему… вот черта, отличающая образованность от дикости».

Почему Пушкин так внимательно изучал русскую историю? Он считал, что она полна захватывающего интереса и свидетельствует о величии русского народа; в полемике со своим другом П.Я. Чаадаевым он оспаривал выдвинутый последним тезис о «нашей исторической ничтожности».

Пушкин подходил к прошлому своего отечества не как простой собиратель фактов, а как художник и поэт. Он стремился не только отметить важнейшие события и уловить причинно-следственные связи между ними, но и понять их драматизм, ощутить биение

пульса народной жизни, схватить всё многообразие красок, отразивших изменчивые судьбы страны и народа на протяжении веков.

В исторических работах Пушкина были воплощены две основные идеи:

— первая из них заключается в том, что складывающаяся русская нация находит, по его мнению, своё единство в едином государстве, образующемся в сложных исторических условиях;

— вторая – в том, что эта нация получает всемирно-историческое значение.

По словам Л.В. Черепнина, обе названные идеи раскрываются в трудах Пушкина в образах отдельных политических деятелей, «потому, что перед нами не просто обобщение учёного, не синтетическое построение исследователя, а произведение писателя, для которого идеи воплощаются в человеческих характерах».

Очень сильный воспитательный мотив прослеживается в творчестве великого писателя. «Гордиться славою своих предков, – указывал писатель, – не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».История своего народа, по мысли А.С. Пушкина, должна была явиться школой подлинно благородного патриотизма.

Писатель считал, что воспроизведение правды требует не только глубокого изучения эпохи во всех её проявлениях, но и умения разглядеть главное, понимания специфики минувших времён, то есть чувства подлинного историзма.

Пушкин, будучи серьезным исследователем, прекрасно понимал, что залогом успеха исторических изысканий является кропотливое изучение источников.Как мы уже убедились, А.С. Пушкин был историком-тружеником. Сохранился ряд его черновых записей по истории, в которых он стремился отдать себе отчёт в значении исторических терминов, в природе социальных явлений, характере государственных учреждений.

Находясь на завершающем этапе работы над «Историей пугачёвского бунта», великий писатель особенно строго оценивал каждый отдельный источник, решая вопрос о возможности его использования в тексте «Истории…», в примечаниях и приложениях к ней. А.С. Пушкин старался не перегружать изложение мелкими историческими фактами и деталями.

Автор «Истории пугачёвского бунта» стремился к разумному соотношению между документами, хрониками, мемуарами, живыми преданиями очевидцев. При этом он отдавал предпочтение наиболее достоверным документам, стремясь в максимально сжатом повествовании создать цельную картину пугачёвского восстания.

А.С. Пушкин предпочитал вводить документы в «Историю пугачёвского бунта» в собственной, авторской, переработке, подвергая их текст идейной, смысловой, языковой и стилистической отделке. Он руководствовался задачами научной достоверности и художественной выразительности своего повествования при сохранении характерных и колоритных особенностей языка и стиля того времени.

Посылая экземпляр своей книги о Пугачёве В.Д. Вольховскому, А.С. Пушкин рассказал последнему, какие трудности пришлось ему преодолеть при работе с источниками: «Я старался… – писал поэт, – исследовать военные тогдашние действия и думал только о ясном их изложении, что стоило мне немалого труда, ибо начальники, действовавшие довольно запутанно, ещё запутаннее писали свои донесения, хвастаясь или оправдываясь ровно бестолково. Всё это нужно было сличать, поверять etc.».

Пушкин был библиофилом. Он любил книги, так как в них отражалась история человеческой культуры, человеческой мысли, человеческого разума. Пушкин очень ценил

усилия, направленные к приведению в систему того, что сделано людьми в разных отраслях знания, чтобы можно было их использовать для дальнейшего развития науки и просвещения.

Чувство подлинного историзма, понимание путей и характера развития русского языка позволяли А.С. Пушкину блестяще использовать его богатства в своих произведениях, посвящённых различным эпохам.

Современник ряда революций в Европе, переживший национальный подъём после Отечественной войны 1812 г. и ставший свидетелем борьбы декабристов, ненавидевший крепостное право и царский произвол, Пушкин в изучении прошлого искал уроки политической борьбы, гражданского мужества, национального самосознания. На опыте истории, как отечественной, так и всемирной, великий поэт пытался найти ответы на вопросы об общем и своеобразном в развитии отдельных стран и народов, об обусловленности тех или иных явлений, в том, какую роль играет случайность в ходе событий.

Что же побуждало писателя отвечать на эти вопросы? Скорее всего, его философская настроенность и политическая пытливость, которые и вынуждали Пушкина думать о том, куда идёт общество.

Представляя законченную рукопись на суд властей, решавших вопрос о допуске её к печати, А.С. Пушкин писал в письме к А.Х. Бенкендорфу от 6 декабря 1833 г.: «Не знаю, можно ли мне будет её напечатать, по крайней мере, я по совести исполнил долг историка: изыскивал истину с усердием и излагал её без криводушия, не стараясь льстить ни силе, ни модному образу мыслей». Это делает честь Пушкину как историку-исследователю .

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что Александр Сергеевич Пушкин, кроме выдающегося поэтического дара, обладал и многими важнейшими качествами профессионального историка-исследователя: философским складом ума, необычайным трудолюбием, широтой кругозора, чёткой гражданской позицией и честностью в освещении исторических фактов. Исходя из этого можем сказать следующее: несмотря на то, что судьба Пушкина сложилась трагически и его жизнь рано оборвалась, он успел проявить себя в качестве Историка с большой буквы. Работа над «Историей Пугачёва» открыла новые грани таланта А.С. Пушкина; собрав воедино разрозненные исторические факты, запрещённые архивные документы и рассказы очевидцев, он создал гениальный труд исторического и литературного значения – «Историю пугачёвского бунта» — произведение, не потерявшее своей актуальности на протяжении нескольких веков.

Библиография

Список литературы:

  1. Блок, Г.П. Пушкин в работе над историческими источниками / М.-Л.: АН СССР, 1949.
  2. Овчинников, Р.В. Над «пугачёвскими» страницами Пушкина / Р.В. Овчинников. – М.: Наука. 1985.
  3. Овчинников, Р.В. Пушкин в работе над архивными документами («История Пугачёва») / Р.В. Овчинников. – Л.: Наука. 1969.

Интернет-ресурсы:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki
2. http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is3/is3-438-.htm
3. http://www.rvb.ru/pushkin

1 Комментарии к этой и другим сноскам указаны в Приложении

4 Блок, Г.П. Пушкин в работе над историческими источниками / М.-Л.: АН СССР, 1949.

Черепнин, Л.В. Исторические взгляды классиков русской литературы / М.: Мысль, 1968.

Чхеидзе, А.И. «История Пугачёва» А.С. Пушкина / Тбилиси: Литература и искусство, 1963.

6 Овчинников, Р.В. Пушкин в работе над архивными документами («История Пугачёва») / Р.В. Овчинников. – Л.: Наука. 1969.
http://ru.wikipedia.org/wiki

8 Овчинников, Р.В. Над «пугачёвскими» страницами Пушкина / Р.В. Овчинников. – М.: Наука. 1985.
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is3/is3-438-.htm

23 Черепнин, Л.В. Исторические взгляды классиков русской литературы / М.: Мысль, 1968.
http://www.rvb.ru/pushkin

«История Пугачевского бунта» и роман «Капитанская дочка» посвящены одному и тому же событию – восстанию Пугачева, но два этих произведения очень различаются между собой.

«История Пугачевского бунта» – это документальное произведение, основанное на точных данных. Автор подробно исследует появление Пугачева в уральских степях, развитие движения восставших, точный его маршрут. Сведения из документов изложены точно, сухо, без эмоций. Так же рассказывает Пушкин и о пленении и казни Пугачева. Роман «Капитанская дочка» написан иначе. В нем в центре повест-вования – история вымышленных героев: Гринева, Швабрина, Маши Мироновой. Но их личные события происходят на фоне событий исторических, к которым ни автор, ни герои не остаются равнодушными.

Встреча Гринева и Пугачева происходит случайно, во время бурана в степи. Пугачев много странствовал, и такая встреча героев вполне была бы возможна. Но портрет героя в «Истории…» и в романе совсем различный. В «Истории Пугачевского бунта» дан стандартный словесный портрет: «сорока лет от роду, росту среднего, смугл и худощав; волосы имел темно-русые, бороду черную, небольшую и клином». А в романе портрет героя психологический, то есть по нему можно определить характер героя: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч… живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское». Ум и лукавство видны в этом портрете в отличие от документального изложения.

Автор также художественно обыгрывает в романе разные детали. Пугачев много скитался, подбивая казаков к восстанию. Пушкин изображает иносказательный разговор с хозяином постоялого двора, где идет речь об этой подготовке. Известно, что Пугачев был неграмотен. Это также рисуется Пушкиным в комической сцене подачи челобитной Савельичем. Пугачев вертит бумагу в руках «с видом значительным» и отдает ее своему «секретарю»: «Что ты так мудрено пишешь? Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать». Наконец, автор показывает характер Пугачева в самых разных ситуациях: при взятии крепости, на пиру со своими «генералами», в беседе с Гриневым и Швабриным.

Всюду Пугачев показан как живой человек, иногда жестокий, иногда благородный, иногда авантюрист. И автор не остается бесстрастным наблюдателем. Глазами Гринева он показывает разорение русских деревень после бунта, смерть людей, их страдания и как бы от его лица говорит: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» В эмоциональности авторской позиции и есть главное отличие романа от «Истории Пугачевского бунта», документального произведения.




Top