Как называют эпоху возрождения. Этапы эпохи возрождения

Российские граждане, а также организации могут становиться субъектами уплаты налога на имущество. Соответствующий платеж предполагает перечисление в бюджет государства денежных средств в разные сроки и на специфических условиях - в зависимости от статуса конкретного плательщика, типа имущества и его характеристик. Исчисление и уплата налога на собственность граждан и организаций регулируется разными положениями законодательства - на федеральном или региональном уровне. В чем специфика платежей за имущество, которые подлежат перечислению в бюджет РФ физлицами и юрлицами? В каких нормативных актах устанавливаются сроки выполнения гражданами и организациями соответствующих обязательств?

Общие сведения о налогах на имущество

Налог на имущество по законодательству РФ уплачивают как физические, так и юридические лица. Он начисляется исходя из того, что фирма или гражданин имеют в собственности ту или иную недвижимость.

В частности, физлица становятся плательщиками налога, о котором идет речь, если владеют: жилым домом, квартирой или комнатой, гаражом, парковочным местом, комплексом недвижимых объектов единого назначения, иным зданием, сооружением или конструкцией, незавершенной постройкой. Кроме того, законодательство РФ устанавливает нормы, по которым в налоговую базу по платежам для физлиц включаются строения, расположенные на дачных участках. Вместе с тем в состав налогооблагаемого имущества не входят площади, которые относятся к общему имуществу в рамках многоквартирных жилых домов.

Касательно юрлиц - объектами налогообложения для них может быть не только недвижимое, но также и движимое имущество, включая то, что находится во временном пользовании фирмой, в доверительном управлении либо полученное в рамках концессии. Важно, чтобы объект учитывался на балансе организации и был включен в структуру основных средств с учетом положений законодательства и локальных правовых актов, регулирующих порядок ведения бухучета в фирме. Плательщиками налога на имущество юрлиц могут быть также иностранные фирмы, работающие в РФ через представительства, либо обладающие в России имуществом в собственности, либо полученным в порядке концессионных соглашений.

Принципы исчисления такого обязательства, как налог на имущество организаций, сроки уплаты его в бюджет значительно отличаются от тех, что характеризуют соответствующее обязательство граждан перед государством. Рассмотрим подробнее то, от чего зависит срочность перечисления рассматриваемого платежа в бюджет РФ.

Каким образом определяется срок перечисления налога на имущество физлиц?

Срок уплаты налога на имущество физических лиц определяется положениями Налогового кодекса - в соответствии с ними рассматриваемый платеж необходимо перечислить в бюджет РФ в срок до 1 декабря года, что идет за тем, за который исчислен налог. При этом, если 1 декабря приходится на нерабочий день, то срок отодвигается до ближайшего будничного.

Исполнять обязательство по своевременной уплате налога на имущество гражданину нужно только в том случае, если он получил уведомление от ФНС. При этом данный документ налоговая инспекция должна отправить плательщику за месяц до крайнего срока внесения платежа в бюджет. Если соответствующее уведомление будет отправлено позже - срок уплаты налога на имущество составит 30 дней с момента получения документа плательщиком. При этом гражданин получит право не уплачивать пени за просрочку платежа относительно 1 декабря или ближайшего будничного дня.

Даже если налоговое уведомление не пришло в ФНС, плательщик обязан обратиться в ведомство за уточнением информации. Дело в том, что в ФНС может не быть сведений о налогооблагаемом имуществе. Сообщать о его наличии граждане обязаны в силу требований НК РФ. Если выяснится, что сведения о налогооблагаемом имуществе в ФНС есть, и уведомление не прислано человеку по причине небольшой величины налога или по иным законным основаниям, платеж вносить в бюджет не нужно. Но плательщику необходимо дождаться нового уведомления - в следующем году.

Отметим, что теоретически ФНС может прислать документ с суммой налога за 3 года - законодательство РФ дает налоговой службе это право. В этом случае срок уплаты налога на имущество за последний год из 3 по документу - 1 декабря. Для 2 других лет - 30 дней с момента получения уведомления, если иных сроков не указано в документе от ФНС.

Налогоплательщик может получить от ФНС также документ о доначислении налога. Он может быть направлен гражданину в течение 3 лет после отчетного периода по соответствующему платежу. Вполне возможно, что налог не начислен в силу того, что по нему применена льгота либо вычет, предусмотренные законодательством РФ, а налогоплательщик - не в курсе этого. Данный вопрос в любом случае необходимо разрешить, обратившись в ФНС. Желательно взять с собой правоустанавливающие документы - такие как, например, свидетельство о праве собственности на недвижимость.

Срок уплаты налога на имущество по уведомлению о доначислении - 30 дней с момента получения документа, если иного в нем не указано.

Какие сведения в уведомлении об уплате налога нужно проверить?

Гражданину, получившему от ФНС уведомление об уплате рассматриваемого налога, будет полезно проверить документ на предмет корректности цифр, отраженных в нем, а также сведений об объекте недвижимости. Если размер платежа, зафиксированный в источнике, будет явно не соответствовать фактической стоимости недвижимости и ее характеристикам, следует обратиться в ФНС за дополнительными комментариями касательно исчисления налога.

Что будет при неуплате налога в срок?

Рассмотрим такой аспект, как возможные санкции за неуплату рассматриваемого платежа в бюджет РФ. В случае если срок уплаты налога на имущество физических лиц не будет соблюден налогоплательщиком - позже ему придется перечислить данный платеж, увеличенный на сумму пеней. Рассчитываются они исходя из установленной ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени начисляются за каждый день просрочки налогового платежа.

Кроме того, ФНС вправе наложить на плательщика штраф за неуплату рассматриваемого налога. Его величина - 20% от суммы долга в бюджет. ФНС может увеличить штраф и до 40%, если докажет, что налогоплательщик нарушил сроки уплаты налога на имущество физ. лиц намеренно. Начислив пеню, в ряде случаев - со штрафом, ФНС направляет гражданину требование о перечислении в бюджет недоимки.

В общем случае погасить долг человек должен в течение 8 дней с момента получения письма от налоговой. Но ФНС может и увеличить срок погашения недоимки. Если гражданин не перечислит платеж в соответствии с документом в бюджет, налоговая будет вправе инициировать взыскание долга в судебном порядке. При этом, как правило, задействуется механизм судебного приказа, при котором на слушании присутствие самого налогоплательщика необязательно. Человек может быть проинформирован о судебном заседании только по факту издания приказа. Поэтому гражданину на всякий случай даже при отсутствии налоговых уведомлений от ФНС полезно проверять посредством различных онлайновых сервисов - таких как, например, личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, не числится ли за ним задолженностей по имущественному налогу.

Можно ли отсрочить платеж по налогу на имущество?

Примечательно, что срок уплаты налога на имущество физических лиц может быть увеличен по просьбе гражданина. Для этого законодательством РФ предусмотрен ряд процедур.

Гражданин, не имеющий финансовых возможностей для перечисления налога на имущество в срок, может обратиться в ФНС с просьбой отсрочить платеж или оформить его рассрочку. Налоговая служба по закону должна рассмотреть данное ходатайство. Обращаясь в ФНС, гражданин должен быть готов предоставить, во-первых, доказательства того, что не имеет возможности оплатить налог в срок, а во-вторых - документы, подтверждающие наличие у него в перспективе ресурсов для перечисления соответствующего платежа в бюджет РФ.

Налог на имущество юрлиц: особенности уплаты

Итак, мы рассмотрели то, как определяется срок уплаты налога на имущество физических лиц. Однако недвижимость - объект налогообложения - может находиться и в собственности юридических лиц. Они также обязаны перечислять за него платеж в бюджет РФ.

Каким образом определяется срок уплаты налога на имущество юридических лиц? Главная особенность платежа за недвижимость юрлиц в том, что его перечисление в бюджет в значительной степени регулируется региональным законодательством. В чем это выражается?

В частности, в том, что порядок, в рамках которого перечисляется государству налог на имущество организаций, сроки уплаты его сумм устанавливаются в правовых актах субъектов РФ. Еще один нюанс - в общем случае налогоплательщики, имеющие недвижимость, перечисляют в бюджет авансовые платежи, однако региональным законодательством могут быть установлены иные нормы выполнения соответствующего обязательства.

Что касается федеральных норм - они регулируют непосредственно исчисление суммы платежа, а также особенности расчета их величин в том случае, если речь идет об уплате налога на имущество, которое находится на балансе фирмы. Некоторые особенности установлены законодательством РФ для объектов недвижимости, входящие в Единую систему газоснабжения - в данном случае значительная часть регулирующих норм фиксируется, опять же, с учетом региональной специфики деятельности предприятий, имеющих в собственности соответствующие объекты.

Если владелец налогооблагаемой недвижимости - иностранная фирма, имеющая представительство в РФ, то рассматриваемый налог уплачивается данным субъектом по месту регистрации объектов в ФНС. В некоторых случаях налог на имущество уплачивается юрлицами исходя из местонахождения того или иного объекта. Существует ряд иных важных аспектов выполнения юрлицами, имеющими недвижимость, обязательств перед государством. Имеют значение не только сроки уплаты налога на имущество. Год, за который в бюджет перечисляется соответствующий платеж, является отчетным, и по его итогам налогоплательщик должен направить в ФНС декларацию. Кроме того, аналогичный документ направляется в ФНС по завершении каждого квартала.

Фирмы, являющиеся субъектами уплаты рассматриваемого налога, должны направлять декларации в территориальные представительства ФНС исходя из месторасположения подразделения либо конкретного объекта недвижимости. ФНС должна быть проинформирована также о том, каким образом фирма берет в расчет различные показатели, характеризующие являющееся предметом такого обязательства, как рассматриваемый налог имущество. Сроки уплаты авансовых платежей должны быть соблюдены компанией, а декларация представлена также вовремя.

Примеры региональных норм

Итак, порядок внесения в бюджет РФ рассматриваемого налога для юрлиц регулируется, как мы отметили выше, законодательством субъектов РФ. Изучим для примера некоторые нормативные акты соответствующего типа. Так, можно обратить внимание на положения закона Ростовской области № 43-3С, принятого 27.11.2003 года. В нем, в частности, указано, что авансовые платежи должны уплачиваться юрлицами в течение 5 дней с момента, соответствующего дате предоставления расчета по авансовым перечислениям. При этом расчеты по авансам должны предоставляться в течение 30 дней по завершении отчетного периода - 1 квартала, 6 месяцев и 9 месяцев.

Получается, что срок уплаты налога на имущество предприятия в Ростовской области устанавливается поквартально. До 5 апреля нужно перечислить соответствующий платеж в бюджет за 1 квартал, до 5 июля - за 6 месяцев, до 5 октября - за 9 месяцев текущего календарного года.

По итогам всего налогового периода предприятия Ростовской области перечисляют рассматриваемый платеж в течение 10 дней с момента предоставления декларации в ФНС. Соответствующий документ должен направляться в налоговую службу до 30 марта года, что идет за прошедшим налоговым периодом. Стоит отметить, что в разных регионах РФ нормы, регулирующие уплату и отчетность по платежу, о котором идет речь, могут отличаться. Это зависит от приоритетов региональных властей в бюджетной политике, от той роли, которую, по их мнению, играют налог на имущество, сроки уплаты. Московская область, к примеру, может иметь одни приоритеты, Ростовская - другие.

Иногда в региональных законодательствах нормы, регулирующие рассматриваемый налог (имущество юр. лиц), срок уплаты данного обязательства, приближены к федеральным. Так, в законе г. Москвы № 64, принятом 5.11.2003 года зафиксированы те же нормы, что и в положениях НК РФ по некоторым ключевым элементам платежа, о котором идет речь. В частности, сроки давности уплаты налогов на имущество, а также авансовых платежей в московском правовом акте - те же, что зафиксированы в нормах главного федерального источника права. Но в других субъектах РФ могут быть установлены иные нормы.

Особенности исчисления налога на имущество юрлиц

Итак, мы рассмотрели то, какой срок уплаты налога на имущество юрлиц и граждан установлен законодательством РФ - на федеральном или региональном уровне. Полезно будет изучить основные особенности исчисления соответствующих платежей. Начнем с рассмотрения специфики налога для юрлиц. Сумма платежа, которая должна быть перечислена в бюджет по завершении года, исчисляется как разница между:

  • величиной налога, что рассчитана по итогам налогового периода и соответствует произведению ставки и базы, что определены для того или иного налогового периода;
  • суммой авансовых перечислений в бюджет в течение года.

Если у фирмы есть обособленные подразделения с самостоятельным балансом, то налог, а также авансы по нему уплачиваются в бюджет исходя из местонахождения соответствующих структур организации, если в их собственности есть имущество как объект на отдельном балансе. Если недвижимость находится не на территории налогоплательщика или его подразделения, то налог и авансы по нему исчисляются исходя из норм, установленных в субъекте РФ, где соответствующие объекты расположены.

Особенности исчисления налога на имущество физлиц

Выше мы изучили то, каким образом определяется срок уплаты налога на имущество физических лиц. Рассмотрим теперь особенности его исчисления. Главное, на что следует обратить внимание - при расчете соответствующих платежей используются показатели как инвентаризационной, так и кадастровой стоимости.

Формула расчета налога на недвижимость определяется исходя из показателей, часть из которых определяется на уровне федерального законодательства, остальные - региональными нормативными актами. К первым показателям можно отнести, к примеру, коэффициент-дефлятор. Ко вторым - размер налоговых вычетов, а также ставки. Формула исчисления налога на недвижимость физлиц - довольно сложная, и расчет по ней ведется специалистами ФНС. Сами граждане в общем случае не обязаны ее задействовать - но должны, как мы отметили выше, убедиться, что в ФНС есть все сведения, необходимые для расчета налога.

Но если есть желание, расчеты ФНС можно перепроверить. Для этого нужно:

  • определить размер инвентаризационной и кадастровой базы данных по налогу;
  • узнать ставку, установленную законодательством субъекта РФ;
  • применить формулу расчета налога на недвижимость, зафиксированную в Налоговом Кодексе.

Важнейший показатель при расчете платежа, о котором идет речь - площадь квартиры. В процессе исчисления налога она может быть уменьшена на величину вычета, также установленного положениями НК РФ. Кроме того, имеет смысл ознакомиться с нормами НК РФ, устанавливающим льготы по рассматриваемому налогу - возможно, налогоплательщик их вправе применить.

Резюме

Итак, мы рассмотрели специфику платежей за владение недвижимостью физлицами и юрлицами, то, в каких законодательных актах фиксируются ставки, сроки уплаты налога. Имущество, что подлежит налогообложению, должно быть в реестрах ФНС. Если оно принадлежит юрлицу - соответствующая фирма должна предоставлять расчеты по налогу в ФНС самостоятельно.

Граждане, в свою очередь, просто информируют налоговую службу о наличии у них недвижимости - все необходимые расчеты производит ФНС, а по факту проведения соответствующей работы рассылает владельцам имущества уведомления о необходимости перечисления платежа в бюджет. Сроки уплаты налога на имущество физ. лиц определены на уровне федерального законодательства.

Что касается платежей юрлиц - соответствующие нормы могут фиксироваться в региональных нормативных актах. Налог на имущество юридических лиц может исчисляться не только на недвижимое, но также и на движимое имущество. При этом в расчет берутся только те объекты, которые поставлены на баланс фирмы и учитываются в бухгалтерии.

Таким образом, принципы исчисления налога на имущество физлиц и юрлиц значительно отличаются. Исчисление соответствующих платежей регулируется разными нормами закона. Но при возникновении вопросов по расчету того или иного налога всегда можно обратиться за консультациями в ФНС РФ.

  • получены по концессионному соглашению ;
  • приобретены и фактически эксплуатируются за границей, даже если их никогда не ввозили в Россию.

К недвижимости, с которой платят налог на имущество, относят здания, сооружения. То есть те объекты, переместить которые без ущерба их назначению невозможно. При этом платить или объектов незавершенного строительства не нужно, хотя их тоже относят к недвижимости. Объяснение тут простое. С земельных участков платят отдельный налог. А объекты незавершенного строительства не являются основными средствами, а значит, и при расчете налога на имущество их не учитывают.

Движимым же имуществом признают объекты, которые не подпадают под определение недвижимости.

Это следует из положений подпункта «а» пункта 4 и пункта 5 ПБУ 6/01, статьи 130 Гражданского кодекса РФ, статьи 374 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5322 и ФНС России от 18 февраля 2013 г. № БС-4-11/2677.

Определяя состав имущества, руководствуйтесь также Законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ и Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359. Такие разъяснения есть и в письме Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5322.

Жилые дома и жилые помещения признаются объектами обложения налогом на имущество независимо от того, к какой группе активов они отнесены в бухучете. Жилые объекты, учтенные в составе основных средств, облагаются налогом на основании пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ. А жилые дома, не учтенные в составе основных средств, – на основании статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

Например, если организация приобрела жилое помещение для перепродажи, то в бухучете оно может быть отражено на счете 41 «Товары». Несмотря на то что это не основное средство, с 2015 года такое помещение тоже может облагаться налогом на имущество (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Но поскольку налоговой базой для таких жилых домов (помещений) является кадастровая стоимость , в региональном законе о налоге на имущество организаций они должны быть поименованы в составе объектов налогообложения. Если в региональном законе такой нормы нет, платить налог на имущество за жилые объекты, которые не учитываются в составе основных средств, не нужно.

Это следует из положений пункта 1 статьи 374, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 28 мая 2015 г. № 03-05-05-01/30895, от 6 мая 2015 г. № 03-05-05-01/25946, от 30 марта 2015 г. № 03-05-05-01/17315.

Таким образом, под обложение налогом на имущество подпадают:

основные средства , учет которых регулируется правилами ПБУ 6/01 и Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н;

– жилые дома и жилые помещения независимо от того, являются они основными средствами или нет.

Из этого правила есть два исключения .

Во-первых, не нужно платить налог с основных средств, которые признаются движимым или недвижимым имуществом, но которые исключены из состава объектов налогообложения пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

К таким основным средствам относятся:

земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;

– основные средства силовых структур;

– объекты культурного наследия;

– ядерные установки, которые используются в научных целях, а также хранилища ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;

– ледоколы, атомоходы и суда атомно-технологического обслуживания;

– космические объекты;

– корабли, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

– любые основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

А во-вторых, не нужно платить налог с основных средств, которые признаются объектами налогообложения, но на которые распространяются льготы , предусмотренные статьей 381 Налогового кодекса РФ.

Важно: наряду со льготами отраслевого или социального характера статья 381 Налогового кодекса РФ устанавливает льготу, которой могут воспользоваться любые организации, имеющие на балансе движимое имущество. Речь идет об освобождении от налогообложения движимого имущества, принятого на учет 1 января 2013 года и позже. Данную льготу нельзя применять в отношении движимого имущества, которое было принято на учет в результате:

– реорганизации (ликвидации) организации;

– сделок между взаимозависимыми лицами.

Такой порядок установлен пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

Следует отметить, что реорганизацией не признаются изменения, которые организации вносят в свои наименования или в учредительные документы в связи с новыми требованиями главы 4 Гражданского кодекса РФ. Например, если ЗАО становится непубличным акционерным обществом (ст. 66.3 ГК РФ). В таких случаях льгота в отношении движимого имущества, принятого на учет после 31 декабря 2012 года, сохраняется. Если же изменение названия (корректировка учредительных документов) влечет за собой смену организационно-правовой формы (например, ЗАО преобразуется в ООО), организация-правопреемник теряет право на льготу.

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 9 февраля 2015 г. № 03-05-05-01/5111 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503.

Если имущество, принятое на учет после 31 декабря 2012 года, организация приобрела через посредника, она тоже может воспользоваться льготой, предусмотренной пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ. Но только при условии, что продавец имущества не является взаимозависимым лицом ни по отношению к посреднику, ни по отношению к самой организации-заказчику. Об этом сказано в письме Минфина России от 30 марта 2015 г. № 03-05-05-01/17304.

Определить состав движимого имущества, с которого в 2016 году нужно платить налог, поможет следующая таблица:

Основания для постановки имущества на учет

Амортизационные группы, к которым относится объект движимого имущества, по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1

Первая или вторая

Другие

Поступление имущества в результате реорганизации или ликвидации организации-правопредшественника

Поступление имущества в результате сделки с взаимозависимым лицом

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ)

Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)

Другие основания

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ)

Облагается (ст. 374 НК РФ)

Поступление имущества в результате реорганизации или ликвидации организации-правопредшественника. При этом под реорганизацией подразумевается в том числе и смена организационно-правовой формы организации. Например, когда ЗАО становится ООО (письма Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503).

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ)

Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)

Поступление имущества в результате сделки с взаимозависимым лицом (письма Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503)

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ)

Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)

Другие основания

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ)

Не облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)

Основные средства, включенные в первую или вторую амортизационную группу, не облагаются налогом на имущество независимо от даты, когда их приняли на учет (письмо Минфина России от 7 апреля 2015 г. № 03-05-05-01/19338).

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество с движимого имущества, полученного организацией в качестве вклада в уставный капитал?

Да, нужно, если стороны сделки являются взаимозависимыми лицами, а объект движимого имущества относится к третьей–десятой амортизационным группам.

Основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, не признаются объектом налогообложения в принципе. Поэтому, если в уставный капитал организация получила такое имущество, платить налог с него не надо.

Если движимое имущество отнесено к другим амортизационным группам, у организации тоже есть возможность не платить налог. Дело в том, что движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года, подпадает под льготу, предусмотренную пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ. Однако эта льгота применяется с ограничениями, одним из которых является приобретение имущества у взаимозависимого лица .

Признается ли передача имущества в качестве вклада в уставный капитал сделкой с взаимозависимым лицом? Да, признается, если доля участия лица, внесшего вклад, превысит величину, установленную пунктом 2 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ (как правило, 25%).

Влияет ли на налогообложение имущества временной разрыв между датой передачи имущества и датой регистрации увеличения уставного капитала? Нет, не влияет. Наличие взаимозависимости между сторонами подтверждает само решение об участии в уставном капитале с долей, превышающей 25 процентов. Передача имущества свидетельствует о том, что сделка состоялась. А внесение изменений в учредительные документы и регистрация этих изменений в ЕГРЮЛ – это всего лишь формальность, которая удостоверяет права учредителя (участника, акционера).

Таким образом, если в результате сделки по передаче движимого имущества в уставный капитал организация и учредитель (участник, акционер) становятся взаимозависимыми лицами, полученные основные средства нужно включать в расчет налоговой базы по налогу на имущество. При условии, что эти активы относятся к третьей–десятой амортизационным группам. Налоговую базу нужно увеличивать с момента фактической передачи имущества во вклад.

Если в результате сделки организация и учредитель (участник, акционер) взаимозависимыми лицами не становятся, движимое имущество, полученное в качестве вклада в уставный капитал, от налогообложения освобождается.

Это следует из положений подпункта 8 пункта 4 статьи 374, пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503.

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество с движимого имущества, полученного унитарным предприятием в хозяйственное ведение (в качестве взноса в уставный фонд) от администрации муниципального образования ?

Нет, не нужно.

Дело в том, что основные средства первой или второй амортизационной группы по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, не облагаются налогом в принципе. А по движимому имуществу из других амортизационных групп унитарное предприятие вправе воспользоваться льготой, установленной пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ. То есть налог также платить не придется.

При этом исключение, предусмотренное данной статьей для взаимозависимых лиц (т. е. когда льгота не применяется), на предприятие и администрацию не распространяется. Ведь взаимозависимость между ними не определяется, поскольку взаимозависимыми лицами могут быть только организации или физические лица. А администрация муниципального образования к этим категориям не относится (п. 5 ст. 105.1 НК РФ).

Это следует из положений подпункта 8 пункта 4 статьи 374, пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 6 февраля 2015 г. № 03-05-05-01/5030, от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503.

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество за движимое основное средство, смонтированное взаимозависимой организацией? Оборудование для монтажа приобретено после 1 января 2013 года у продавца, который не является взаимозависимым .

Нет, не нужно.

Если движимое имущество, учтенное в составе основных средств, изготовлено из материалов, купленных после 1 января 2013 года, то облагать налогом такое имущество не нужно. При этом неважно, является ли организация – собственник основного средства взаимозависимой по отношению:

  • к продавцу оборудования и материалов, из которых было собрано основное средство;
  • к организации, которая занималась сборкой (монтажом) оборудования.

В данном случае действует правило, что движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года, от налогообложения освобождается. Да, есть исключение. Движимый объект, который приобрели у взаимозависимого лица, облагается налогом независимо от даты постановки на учет (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Однако рассматриваемая ситуация под такое исключение не попадает. Ведь организация не приобретала основное средство у взаимозависимого лица. Взаимозависимое лицо (подрядчик) лишь выполнило работы по монтажу основного средства из предоставленных ему материалов. А сами по себе материалы не являются объектом обложения налогом на имущество. А взаимозависимость с подрядчиком не ограничивает право организации на применение льготы, предусмотренной пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, основное средство, смонтированное взаимозависимым подрядчиком, освобождается от налогообложения у заказчика. Аналогичный вывод можно сделать из писем Минфина России от 5 марта 2015 г. № 03-05-04-01/11797 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 13 марта 2015 г. № ЗН-4-11/4037), от 30 марта 2015 г. № 03-05-05-01/17289.

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество за движимое основное средство, смонтированное взаимозависимой организацией из собственных материалов? Основное средство принято на баланс после 1 января 2013 года .

Да, нужно. Объясним, почему так.

По общему правилу движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года, от налогообложения освобождается. Но есть исключение. Движимый объект, который приобрели у взаимозависимого лица, облагается налогом независимо от даты постановки на учет (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Способ и документальное оформление приобретения имущества для применения названной льготы значения не имеет. Главное, что основное средство организация получила от взаимозависимого лица. На практике эта передача могла быть оформлена договором купли-продажи, договором купли-продажи с условием о монтаже основного средства силами поставщика, договором подряда на изготовление основного средства из материалов подрядчика и др. В каждом из этих случаев стороной, передающей объект организации, является взаимозависимый с ней контрагент: продавец или подрядчик.

Поэтому за движимое основное средство, смонтированное взаимозависимой организацией из ее собственных материалов, организация, получившая объект, должна платить налог на имущество.

Это следует из положений пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: должна ли организация на упрощенке платить налог на имущество с машино-мест, которые расположены в административно-офисном здании?

Ответ на этот вопрос зависит от двух факторов:

– включено ли административно-офисное здание в перечень объектов, налог с которых платят исходя из кадастровой стоимости;

– является ли организация собственником машино-мест (владеет ли ими на праве хозяйственного ведения).

Организации на упрощенке платят налог на имущество только с недвижимости, базу для которой считают исходя из кадастровой стоимости. Состав таких объектов определяют региональные власти. Посмотреть их можно в перечнях, которые публикуют на официальных сайтах субъектов РФ. Если здание включено в перечень, то с машино-места придется заплатить налог. Но только если оно в собственности организации. Ведь платить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости недвижимости должны только собственники и организации, которые владеют объектами на праве хозяйственного ведения. Это установлено пунктом 2 статьи 346.11, пунктом 7 и подпунктом 3 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

А с какой стоимости платить налог? Ведь машино-место – это лишь часть здания.

Действительно, обособленными помещениями сами по себе машино-места не являются. В частности, в офисных зданиях они, как правило, располагаются на подземных паркингах без каких-либо перегородок. Тем не менее платить налог с машино-места все-таки нужно. Оно является неотъемлемой частью подземного паркинга, а тот в свою очередь входит в состав здания как обособленное и специально оборудованное помещение (п. 5.2.1 Свода правил, утвержденного приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. № 635/9). Поэтому право собственности на машино-места регистрируют на долевой основе. То есть в собственность организации передают не целый объект, а долю в нем, соответствующую площади машино-мест. В бухучете такие объекты отражают в составе основных средств по первоначальной стоимости, пропорциональной доле в общей собственности.

Таким образом, со следующего месяца после включения машино-мест в состав основных средств они становятся объектом налогообложения. Налог на имущество по таким объектам рассчитывайте исходя из доли кадастровой стоимости, пропорциональной размеру машино-мест в общей площади здания или парковочного пространства. Это следует из положений пункта 6 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами ФНС России от 23 апреля 2015 г. № БС-4-11/7028, от 27 апреля 2015 г. № ГД-4-3/7143.

Внимание: в Москве организации, владеющие многоэтажными гаражами-стоянками, освобождены от уплаты налога на имущество с этих объектов. Однако в рассматриваемой ситуации эта льгота не применяется.

С 2016 года льгота распространяется только на многоэтажные гаражи-стоянки, которые расположены в отдельно стоящих зданиях. Если парковка находится в административно-офисном комплексе или в торговом центре, она облагается налогом на имущество по кадастровой стоимости на общих основаниях. Такой порядок предусмотрен подпунктом 9 пункта 1 статьи 4 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64.

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество с движимого имущества, приобретенного до 1 января 2013 года? Организация – собственник имущества находится в Крыму (Севастополе) .

Да, нужно.

Движимое имущество, учтенное в составе основных средств до 1 января 2013 года, признается объектом обложения налогом на имущество. Единственное исключение – если имущество входит в первую или вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

До присоединения территорий Крыма и Севастополя к России даты принятия имущества к учету организации, расположенные в этих регионах, определяли по украинскому законодательству. После внесения данных об этих организациях в российский ЕГРЮЛ ни даты постановки имущества на учет, ни стоимость имущества не пересматриваются. Это следует из положений пункта 5.1 информации Минфина России от 11 июля 2014 г. № ПЗ-12/2014. Таким образом, для расчета налога на имущество по российскому законодательству даты принятия к учету имущества, приобретенного до 1 января 2013 года, остаются прежними.

По российскому законодательству от налогообложения освобождается движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года. Исключение из этого правила сделано только в отношении движимого имущества, которое перешло к организации в результате реорганизации (ликвидации) правопредшественника либо было приобретено у взаимозависимого лица. Такие активы облагаются налогом на имущество независимо от даты постановки на учет (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Внесение данных об организации в ЕГРЮЛ реорганизацией не признается (п. 6 ст. 19 Закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ). Поэтому в рассматриваемой ситуации перерегистрация организации по российскому законодательству никак не влияет на порядок налогообложения ее движимого имущества. Дату внесения сведений об организации в ЕГРЮЛ нельзя рассматривать как дату постановки имущества на учет.

Учитывая изложенное, с движимого имущества, приобретенного до 1 января 2013 года, организация, расположенная в Крыму (Севастополе) и зарегистрированная в российском ЕГРЮЛ, должна платить налог на имущество на общих основаниях.

Движимое имущество, которое по украинскому законодательству было принято на учет с 1 января 2013 года, освобождается от налогообложения. Льгота, предусмотренная пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ на случай реорганизации (ликвидации), тоже применяется независимо от даты внесения сведений об организации в российский ЕГРЮЛ.

Практически каждый объект собственности, который записан на балансе предприятия, должен подлежать налогообложению. Налог на собственность юрлиц выражается как процентное соотношение средней кадастровой стоимости за год.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Отчитываться по внесению данного налога предприятия должны при помощи налоговой декларацией, которую они подают в органы ФНС. Рассмотрим подробней, как именно должен уплачиваться налог на недвижимое имущество юридических лиц.

Кто платит?

У обложения имущественным налогом недвижимости есть некоторые особенности. Компании, которые на ОСН, обязаны платить налог на следующее имущество:

  • объектам недвижимости, которые числятся на балансе как ОС;
  • жилые объекты недвижимости, которые не числятся в качестве ОС.

Компании, которые находятся на ЕНВД и УСН согласно пункту 1 статьи 378.2 НК должны платить налог, если владеют следующими объектами:

  • Некоторые недвижимые объекты, например торговые центра или отельные помещения в них. Полный список объектов перечислен в пункте 1 статьи 378.2 НК.
  • Жилые недвижимые объекты, которые не числятся как ОС.

Если говорить о компаниях, которые находятся на ЕСХН, то они должны платить налог в отношении собственности, которую не используют для следующих целей:

  • для производства сельскохозяйственной продукции;
  • промышленной переработки;
  • реализации продукции;
  • в процессе оказания услуг сельхоз производителями.

Данный момент описан в пункте 3 статьи 346.1 НК.

Что касается движимого имущества, которое числится на балансе, то платить налог должны компании на ОСН и ЕСХН, в отношении вышеперечисленных объектов.

Правовое регулирование

Также как и физические лица организации обязаны платить налог на собственность. Данный момент рассмотрен в главе 30 НК РФ. Налоговая ставка для юридических лиц определяется органами местного самоуправления. Это же можно и сказать о размере и порядке уплаты этого налога. Они также определяются учреждениями региональных ведомств власти.

Начиная с 2019 года, порядок расчета налога был изменен. Теперь в процессе расчета учитываются специальные ставки, которые назначаются местными представителями власти.

Налог на недвижимое имущество юридических лиц

После изменений законодательства внесенных в 2019 году размер налога резко повысился. Кроме этого, минимальный размер площади обособленно расположенных зданий, подлежащих налогообложению, будет снижен с 2 тысяч до 1 тысячи квадратов.

Сумма

Вначале требуется определить налоговую базу. Расчет следует проводить по следующей формуле:

База = Остаточное цена на начало года +….+ Остаточная цена на начало месяца после месяца являющегося отчетным периодом / Кол-во месяцев за весь отчетный период + 1

Если налоговая база по рассматриваемому налогу требует расчетов по авансовым платежам, то используем следующую формулу:

Авансовый платеж = База * Ставку / 4

По итогам года требуется умножить базу на ставку. Это будет общая сумма годового платежа. После этого потребуется только вычесть авансы, и мы выясним сумму к доплате.

Особенности расчета

Недвижимая собственность облагается налогом по ее кадастровой цене, которая присваивается ей на начало года. Данный момент указан в пункте 2 . Это означает, что имущественный налог у одной и той же компании будет одинаковым в течение всего года, при условии, что данную стоимость не изменят.

Данный налог должны платить все организации, в том числе и те, кто находится на специальных режимах налогообложения.

Ставка

Все расчеты размера рассматриваемого налога для юрлиц совершаются на основании , установленных законодательными актами отдельных субъектов страны.

При этом важно чтобы местные налоговые ставки не превышали той отметки, которая обозначена как максимальная Налоговым кодексом РФ и составляет 2,2 %.

Местные органы власти имеют право определить дифференцированные ставки на ставки для юридических лиц, с учетом категории налоговых плательщиков и разновидности облагаемого имущества.

Порядок и сроки внесения платежей

Налоговые выплаты происходят несколько раз в течение года:

  • авансы платятся по итого трех кварталов года;
  • в конце года вносится последняя доплата.

Авансовые платежи представляют собой ¼ от налоговой базы, умноженной на размер ставки. Оставшуюся сумму компания должна будет внести по истечению всего налогового периода

Сдача отчетности

В качестве отчетности выступает налоговая декларация. Предприятия должны самостоятельно рассчитывать размеры налога, заполнять соответствующую отчетность и подавать ее в ФНС, по месту регистрации предприятия или его филиала.

На данный момент установлены такие сроки внесения выплат по налогу на имущество с недвижимости юридических лиц:

  • последний платеж должен быть внесен не позже 30 марта по истечению налогового периода;
  • авансовые платежи вносятся по итогам каждого квартала, не позже первого числа нового квартала.

Налоговую декларацию следует подавать в следующий срок:

  • авансовый отчет сдается в течение 30 дней после завершения каждого квартала;
  • годовая декларации должна подаваться до конца марта

Есть ли льготы?

От уплаты налога на имущество освобождены следующие категории юридических лиц:

  • организации, принимающие участие в подготовке чемпионата мира по футболу 2019;
  • оргкомитет РФ 2019 и все его филиалы;
  • организации, занимающиеся религиозной деятельностью;
  • организации, в которых трудятся преимущественно инвалиды;
  • организации, имеющие отношение к уголовно исправительной системе;
  • фармацевтические предприятия при условии, что это их основной вид деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 380 НК ставка налога на имущество юридических лиц утверждается законодательными актами субъектов России с учетом нормативных требований гл. 30 Налогового кодекса. В рамках действующего регламента регионами устанавливаются сроки уплаты сбора, отчетные периоды, а также условия льготирования. Разберемся в действующих тарифах – таблица с общими ставками по налогу на имущество 2017 и номерами региональных законов размещена ниже.

Налоговые ставки налога на имущество организаций – механизм утверждения

Ставка налога на имущество устанавливается федеральным законодательством (Налоговым кодексом) и нормативно-правовыми актами регионов РФ (п. 1 стат. 372 НК). Перечисление платежа в бюджет обязательно юрлицами, имеющими на балансе попадающие под налогообложение объекты, включая движимые и недвижимые активы по стат. 374. Не требуется платить налог с земельных участков, природных объектов и других по перечню в п. 4 стат. 374.

Расчет сумм к уплате производится из налоговой базы (среднегодовая либо кадастровая стоимость) и ставок. Отчетными периодами являются квартал, полугодие и 9 мес., налоговым – год (п. 1, 2 стат. 379). На основании решения региональных властей отчетные периоды могут не устанавливаться (п. 3 стат. 379).

Предельная ставка налога на имущество

Чтобы правильно рассчитать имущественные налоги, ставки и льготы следует уточнять в соответствующих нормативных документах. В зависимости от категории налогоплательщика и объектов регионы вправе дифференцировать размер процента. Но предельная ставка налога на имущество организаций составляет 2,2 % (п. 1 стат. 380), за исключением некоторых ситуаций. Если регион не выпустил закон об утверждении размера сбора, ставка налога на имущество организаций регулируется глав. 30 НК, а именно стат. 380.

Налог на имущество организаций – ставка по регионам

Если проанализировать актуальные региональные правовые документы, становится понятно, что подавляющее большинство российских республик, областей и краев утвердило максимально возможный тариф в 2,2 % для начисления налога с имущества. Только в двух регионах ставка уменьшена. К последним относятся:

  1. Крым – здесь установлен тариф в 1 % для всех юрлиц, кроме сельскохозяйственных предприятий, для которых утверждена ставка в 0,5 %. Обязательное условие применения льготы – минимальная доля реализации с/х продукции в общей выручке должна составлять 70 % (Закон от 19.11.14 г. № 7-ЗРК/2014).
  2. Севастополь – в этом городе также принят пониженный тариф в 1 % для всех юрлиц, а для отдельных категорий предприятий действуют пониженные ставки в 0,1 и 0,5 %. Требования по использованию льгот, налоговых тарифов и прочие правила уплаты налога прописаны в Законе от 26.11.14 г. № 80-ЗС.

Если же налогоплательщик применяет при расчете налога показатели кадастровой стоимости, регионы также вправе утверждать собственные тарифы, ориентируясь на нормы п. 1.1 стат. 380. Максимально возможные величины приведены по годам и отдельно для г. Москвы и прочих российских субъектов:

  • по г. Москве – утвержден тариф в 1,5/1,7/2 % для 2014/2015/2016 г. и последующие.
  • по прочим субъектам – действует тариф в 1/1,5/2 % для 2014/2015/2016 г. и последующие.

То есть, в 2017 г. на местном уровне регионы не вправе утверждать ставку по налогу размером больше чем 2 %. Большая часть субъектов использует именно такой тариф, но во многих предусмотрен и меньший процент налога для тех налогоплательщиков, которые начисляют сбор не со среднегодовой цены, а с кадастра.

К примеру, это респ. Бурятия – здесь действует пониженный тариф в 0,4 % (Закон от 26.11.02 г. № 145-III) или Хабаровский край, где утвержден тариф в 1,3 % для объектов центров торговли большой площадью от 2 тыс. кв. м. (Закон от 10.11.05 г. № 308) и т.д.

Льготирование налога на имущество

Относительно льгот по этому фискальному сбору ситуация несколько иная. При определении условий представления налоговых поблажек, прежде всего, учитываются нормы стат. 381 НК, где установлен перечень юрлиц, освобождаемых от необходимости перечисления платежа. А во всех остальных ситуациях порядок утверждается регионами – ставка налога может быть понижена в отношении отдельных категорий компаний и/или определенных видов объектов.

К примеру, в Карачаево-Черкессии действуют льготы для предприятий, перерабатывающих мясную продукцию, в виде тарифа в 1,5 % (Закон от 30.11.16 г. № 77-РЗ), а в Забайкальском крае – для реализующих краевые программы инвесторов в отношении используемого в процессе инвестиций имущества в виде ставки в 1,65 % (Закон от 20.11.08 г. № 72-ЗЗК). Если юрлицо применяет льготы, обязанность по подаче отчетности сохраняется.

Таблица ставок и номеров законов по регионам:

Субъект РФ

Размер тарифа (в %) – общая/по кадастру

Нормативное основание – закон субъекта РФ (номер, дата)

183 от 22.11.03 г.

16-1 от 21.11.03 г.

Башкирия

43-з от 28.11.03 г.

145-III от 26.11.02 г.

Дагестан

22 от 08.10.04 г.

Ингушетия

59-РЗ от 24.11.03 г.

Кабардино-Балкария

102-РЗ от 27.11.03 г.

Калмыкия

3-III-З от 29.12.03 г.

Карачаево-Черкессия

77-РЗ от 30.11.16 г.

384-ЗРК от 30.12.99 г.

67-РЗ от 24.11.03 г.

7-ЗРК/2014 от 19.11.14 г.

59-З от 27.10.11 г.

Мордовия

54-З от 27.11.03 г.

1231-З № 17-V от 07.11.13 г.

Северная Осетия

43-РЗ от 28.11.03 г.

Татарстан

49-ЗРТ от 28.11.03 г.

476 ВХ-1 от 27.11.03 г.

Удмуртия

55-РЗ от 27.11.03 г.

73 от 27.11.03 г.

33-РЗ от 13.10.06 г.

38 от 23.07.01 г.

Алтайский кр.

58-ЗС от 27.11.03 г.

Забайкальский кр.

72-ЗЗК от 20.11.08 г.

Камчатский кр.

688 от 22.11.07 г.

Краснодарский кр.

620-КЗ от 26.11.03 г.

Красноярский кр.

3-674 от 08.11.07 г.

Пермский кр.

1685-296 от 30.08.01 г., № 549-ПК от 08.10.152 г.

Приморский кр.

82-КЗ от 285.11.03 г.

Ставропольский кр.

44-кз от 26.11.03 г.

Хабаровский кр.

308 от 10.11.05 г.

Амурская обл.

266-ОЗ от 28.11.03 г.

Архангельская обл.

204-25-ОЗ от 14.11.03 г.

Астраханская обл.

92/2009-ОЗ от 26.11.09 г.

Белгородская обл.

104 от 27.11.03 г.

Брянская обл.

79-З от 27.11.03 г.

Владимирская обл.

110-ОЗ от 12.11.03 г.

Волгоградская обл.

888-ОД от 28.11.03 г.

Вологодская обл.

968-ОЗ от 21.11.03 г.

Воронежская обл.

62-ОЗ от 27.11.03 г.; № 156-ОЗ от 26.11.15 г.; № 91-ОЗ от 10.06.14 г.

Ивановская обл.

109-ОЗ от 24.11.03 г.

Иркутская обл.

75-оз от 08.10.07 г.

Калининградская обл.

336 от 27.11.03 г.

Калужская обл.

263-ОЗ от 10.11.03 г.

Кемеровская обл.

60-ОЗ от 26.11.03 г.

Кировская обл.

692-ЗО от 27.07.16 г.

Костромская обл.

153-ЗКО от 24.11.03 г.

Курганская обл.

347 от 26.11.03 г.

Курская обл.

57-ЗКО от 26.11.03 г.

Ленинградская обл.

98-оз от 25.11.03 г.

Липецкая обл.

80-ОЗ от 27.11.03 г.

Магаданская обл.

382-ОЗ от 20.11.03 г.

Московская обл.

150/2003-ОЗ от 21.11.03 г.

Мурманская обл.

446-01-ЗМО от 26.11.03 г.

Нижегородская обл.

109-З от 27.11.03 г.

Новгородская обл.

384-ОЗ от 30.09.08 г.

Новосибирская обл.

142-ОЗ от 16.10.03 г.

Омская обл.

478-ОЗ от 21.11.03 г.

Оренбургская обл.

613/70-III-ОЗ от 27.11.03 г.

Орловская обл.

364-ОЗ от 25.11.03 г.

Пензенская обл.

544-ЗПО от 27.11.03 г.

Псковская обл.

316-оз от 25.11.03 г.

Ростовская обл.

843-ЗС от 10.05.12 г.

Рязанская обл.

85-ОЗ от 26.11.03 г.

Самарская обл.

98-ГД от 25.11.03 г.

Саратовская обл.

73-ЗСО от 24.11.03 г.

Сахалинская обл.

442 от 24.11.03 г.

Свердловская обл.

35-ОЗ от 27.11.03 г.

Смоленская обл.

83-з от 27.11.03 г.

Тамбовская обл.

170-З от 28.11.03 г.

Тверская обл.

85-ЗО от 27.11.03 г.

Томская обл.

148-ОЗ от 27.11.03 г.

Тульская обл.

414-ЗТО от 24.11.03 г.; № 33-ЗТО от 27.04.17 г.

Тюменская обл.

172 от 27.11.03 г.

Ульяновская обл.

99-ЗО от 02.09.15 г.

Челябинская обл.

449-ЗО от 25.11.16 г.

Ярославская обл.

46-з от 15.10.03 г.

г. Москва

64 от 05.11.03 г.

г. Севастополь

80-ЗС от 26.11.14 г.

г. Санкт-Петербург

684-96 от 26.11.03 г.

737-ОЗ от 26.07.06 г.

452-ОЗ от 27.11.03 г.

ХМАО – Югра

Бухгалтеру любого предприятия при расчете сумм платежей, которые придется оплатить в текущем году, необходимо учесть суммы налога на имущество. В законодательные акты по этому налогу в последнее время были внесены существенные изменения, в результате чего перечень плательщиков существенно расширился.

Об этом и всех других нюансах данного налогообложения и пойдет речь в данной статье.

Что это за налог, объекты налогообложения

Налог на имущество подразумевает обязанность по уплате в бюджет определенного законами процента от общей суммы основных средств, учтенных на балансе предприятия . Все основные положения и условия по данному вопросу изложены в главе 30 Налогового Кодекса.

Данный платеж относится к региональным налогам, поэтому руководство каждого субъекта Федерации может принимать собственные законодательные акты в рамках, не противоречащих общегосударственным нормам. Местные власти обладают правом определять налоговые ставки платежа, сроки уплаты и порядок расчета налога.

Объектом налогообложения является все имущество, в том числе:

  • Здания, сооружения и их части независимо от их назначения и использования.
  • Оборудование, отнесенное по бухгалтерскому учету к группе «основные средства».
  • Движимое имущество, приобретенное до начала 2013 г.

При этом не имеет значения ни способ их получения, ни форма пользования, т. е. налог придется оплачивать за объекты, находящиеся:

  • в собственности;
  • во временном владении;
  • в распоряжении;
  • в пользовании;
  • в доверительном управлении;
  • полученные в результате совместной деятельности;
  • переданные по концессионному соглашению.

К объектам не относятся:

  • земельные участки;
  • водные и другие природные объекты;
  • здания, включенные в перечень культурного наследия;
  • специфические виды имущества, окончательный перечень которых приведен в Налоговом кодексе, такие как морские и речные суда, ледоколы, ядерные установки и т. д.;
  • имущество, относящееся к обороне и находящееся в управлении у федеральных органов.

Таким образом, при наличии в бухгалтерском учете счетов по учету основных средств вопрос об уплате данного налога становится актуальным для каждой организации или предприятия. Все требования, по которым имущество признается объектом обложения налога, изложены в ст. 374 Налогового кодекса.

Налоговой базой, исходя из которой рассчитывается сумма платежа является:

  • Кадастровая стоимость объекта.
  • Среднегодовая стоимость объектов имущества, определенная из его остаточной стоимости или в тех случаях, когда амортизация не начисляется путем вычитания из первоначальной стоимости сумм износа.

Более подробно о всех особенностях начисления и уплаты данного налога можно посмотреть на видео:

Кто им облагается и кто освобожден

Возможность привлечения к уплате налога в значительной мере зависит от системы налогообложения, на которой работает организация . В полной мере его уплачивают предприятия — плательщики налога на прибыль . До 2014 года все субъекты упрощенных систем налогообложения были полностью освобождены от уплаты за принадлежащее им имущество.

В текущем году все «упрощенцы», работающие на УСН, ЕНВД или на патенте, могут стать плательщиками при условии, что у них есть объекты, перечень которых до 1 января был опубликован в местных средствах массовой информации.

В этот список попадают здания и сооружения, которые облагаются по кадастровой стоимости, а именно объекты, которые предназначаются для использования или фактически используются как:

  • Торговые, торгово-развлекательные или административно-деловые центры.
  • Отдельные помещения перечисленных центров.
  • Нежилые помещения, которые по данным инвентаризации определяются как офисы, объекты бытовых услуг, общественного питания или торговли.

Принадлежность помещений к той или иной категории определяется по наличию в них более 20% помещений, попадающих под перечисленные объекты.

На уровне общегосударственной власти освобождение от обязанности уплаты налога на имущество получили около 20 различных категорий предприятий, в том числе:

  • религиозные организации;
  • общества инвалидов;
  • предприятия фармацевтической и судостроительной промышленности;
  • а также ряд других субъектов.

По состоянию на 2019 год льготу дополнительно получили организации, имевшие отношение к организации Олимпийских и Параолимпийских игр в г. Сочи, а также предприятия-партнеры Олимпийского комитета. Освобождение касается имущества, созданного или приобретенного ими в связи с проведением данных мероприятий. Перечень льготных категорий или отдельных субъектов бизнеса определяется каждым федеральным органом власти.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

От чего зависит ставка, кем она устанавливается

Максимальные ставки налогообложения установлены в Налоговом кодексе. Региональные органы имеют право устанавливать собственные ставки, не превышающие пределы, установленные центральной властью.

Различные показатели налогообложения отличаются в зависимости от:

  • Вида имущества.
  • Региона.
  • Года.

Предельный уровень налоговой ставки составляет 2,2% от стоимости облагаемого имущества. В законодательстве предусмотрено постепенное повышение процента и достижение максимального уровня через несколько лет. Кроме того, уровень может зависеть от вида имущества или категории, к которой относятся налогоплательщики.

Так, сниженные уровни налогообложения предусмотрены для таких объектов, как:

  • Железные дороги.
  • Линии электропередач.
  • Магистральные трубопроводы.
  • Технологические сооружения, являющиеся неотъемлемой частью перечисленного имущества.

Им в 2016 году придется уплатить 1%, в 2017 – 1,3% и так далее.

В регионах принимают собственные размеры обложения налогом, руководствуясь потребностями бюджета и возможностями плательщиков.

Размер в 2017 году

Ставки налогообложения для предприятий общей системы уже давно определились, и в большинстве регионов достигли максимального значения в 2,2%. В связи с переходом к уплате от остаточной к кадастровой стоимости значительно увеличивается налоговая нагрузка на предприятия и существенно расширяется круг плательщиков. В связи с этим установлены более щадящие нормы платежей.

Для того чтобы в конкретном регионе начали действовать новые правила взимания налога, органы исполнительной власти по состоянию на 1 января текущего года были обязаны опубликовать два документа:

  1. Региональный закон о налоге на имущество, в котором определяется размер и порядок его уплаты.
  2. Перечни имущества, получившего кадастровую оценку.

Если в 2014 году большинство регионов оказались не готовы к этому и не взимали платеж, то в 2016 году обязательные документы опубликованы во всех 85 регионах. С данными нормативами можно познакомиться в местных налоговых органах или на сайте исполнительной власти.

Так, например, в Москве максимальная ставка налога составляет 1,7%, а фактическая 1,2%. В большинстве других регионов приняты нормы от 1 до 1,5%.

Достижение максимального размера предусмотрено в течение двух-трех ближайших лет.

Расчет налога с примерами

Особенность исчисления налога состоит в том, что для определения суммы, подлежащей уплате, необходимо отдельно рассчитывать платежи по различным видам имущества. Так, различные расчеты необходимо делать в следующих случаях:

  • Предприятие владеет основными средствами, облагаемыми по различным ставкам.
  • Различные виды объектов облагаются по остаточной и кадастровой стоимости.
  • Имущество организации находится на территории, отличной от места регистрации.
  • Имущество учитывается в филиалах, составляющих отдельный от головного предприятия баланс.

Наиболее простой пример расчета касается имущества, облагаемого по кадастровой оценке. В данном случае достаточно стоимость, указанную в опубликованных перечнях, умножить на налоговую ставку.

Пример: кадастровая стоимость офиса в Москве 4 млн рублей. Сумма налога рассчитывается так:

  • 4 000 000 * 1,2 % = 48 000 рублей

Для расчета налога по остаточной стоимости необходимо сложить суммы на каждое первое число и разделить на количество слагаемых сумм, полученный результат умножается на налоговую ставку.

Пример: Для того чтобы произвести расчет авансового платежа за 1 квартал складываются стоимостные показатели на 01.01 (4 000 000 руб.), 01.02 (3 800 000 руб.), 01.03 (3 600 000 руб.) и 01.04 (3 400 000 руб.), делятся на 4, умножаются на 1/4 и умножаются на 2,2 %.

  • (4 000 000 + 3 800 000 + 3 600 000 + 3 400 000) / 4 * 0,25 * 2,2% = 20 350 руб.

Еще больше усложняется расчет, если в течение года происходит приобретение или снятие с учета основных фондов. В данном случае стоимость каждого из них учитывается за количество полных месяцев, в течение которых они находились на балансе предприятия.

В случае, если кадастровая оценка была произведена неправильно, плательщик имеет право пересчитать сумму налога, исходя из новых данных.

Налоговый и отчетный периоды, порядок уплаты

Каждый регион самостоятельно определяет порядок уплаты данного налога. Существует два возможных варианта:

  1. По первому из них определяется только налоговый период, т. е. предприятия рассчитывают платеж за год и в сроки до 30 марта по окончании года подают декларацию о начисленных суммах.
  2. Второй вариант предусматривает, что предприятия ежеквартально подают расчеты авансовых платежей за отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев) в течение 30 дней после его завершения. По окончании года сдается декларация за налоговый период (год), в которой от общего начисленного налога отнимаются ранее начисленные суммы авансовых платежей.

Сроки платежей устанавливаются каждым регионом самостоятельно . В 2014 году было внесено несколько существенных изменений и дополнений в положения о налоге. В 2015 году начинается всеобщее взимание этого платежа, которое выявит все слабые места законодательства. В связи с этим стоит ожидать новые поправки, рекомендации и разъяснения по этому вопросу.

Изменения в 2016 году

С 1 января 2016 года предприятия обязаны определять данный вид налога согласно кадастровой стоимости недвижимости. Данное нововведение касается исключительно юридических лиц.

В 2016 году практически все регионы определились с индивидуальными ставками налогообложения: они становятся более щадящими по той причине, что есть существенная разница между суммой, соответствующей остаточной стоимости (по которой расчет велся раньше) и кадастровой стоимости. В большинстве регионов размер ставки колеблется в пределах от 1 до 1,5 процентов . При этом в каждом регионе действует свой порядок уплаты платежа.

Нововведения

Начиная с первого числа текущего года именно региональные власти принимают решение об освобождении от уплаты рассмотренного взноса в бюджет организациями. Данные изменения вводятся после вступления в силу ФЗ 335 от 27.11.2017 года. Если на региональном уровне не будет принят закон о введении соответствующей льготы, применяемая налоговая ставка не может быть больше 1,1%. Данное нововведение относится к имуществу организаций, принятому на баланс с 01.01.13 года.

Для примера приведем ставки в некоторых регионах РФ:

  • в Москве и области применяется нулевая налоговая ставка на 2018 – 2020 года;
  • для объектов Еврейской автономной области на текущий год применяется ставка равная 0,5 процента.



Top