Как Петя из романа "Война и мир" относится к тем,кто окружает его в отряде Денисова.

В последних частях романа Л. Н. Толстого "Война и мир" воспроизводится величественная картина народного сопротивления французскому нашествию. Исход войны решило "возбуждение ненависти к врагу в русском народе", которое вылилось в партизанское движение, начавшееся раньше, чем оно было официально признано правительством. Основными чертами партизанского движения были народный характер, особое патриотическое воодушевление, ярко выраженная инициатива и непохожесть на обычное ведение сражений с их правилами.

Партизаны "уничтожали великую армию по частям... Были партии... мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотню французов". Даже маленький Петя Ростов стремился принести пользу своему отечеству.

Петя "был взят ординарцем к генералу, командовавшему большим отрядом". После того как его произвели в офицеры, он поступил в действующую армию и участвовал в Вяземском сражении, "Петя находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости..." Он спешил "не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства". Петя "был очень счастлив тем, что он видел и испытал в армии, но вместе с тем ему все казалось, что там, где его нет, там-то теперь и совершается самое настоящее геройское". И мальчик "торопился поспеть туда, где его не было".

Когда генерал решил "послать кого-нибудь в отряд Денисова, Петя так жалостно просил, чтобы послать его, что генерал не мог отказать". Но, помня, как Петя в Вяземском сражении вместо того чтобы ехать "туда, куда он послал, поскакал в день под огонь французов", генерал запретил Пете "участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова".

Когда мальчик увидел французов, "узнал, что в ночь непременно атакуют", он, как это бывает у молодых людей, мгновенно решил для себя, что все вокруг герои и "что ему было бы стыдно уехать от них в трудную минуту".

Прибыв в партизанский отряд, Петя горел желанием помочь и не стал отдыхать, а "тотчас принялся содействовать офицерам в устройстве обеденного стола". Сидя за столом, "Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей". Он сам уже разрешил себе остаться в партизанском отряде и помогать Денисову во всех его действиях: "...ничего, что я с вами останусь на денек?.. Только вы меня пустите в самую... главную... Мне не нужно наград... А мне хочется..." Петя совсем разошелся, расхрабрился и продолжал: "Только уж, пожалуйста, мне дайте команду совсем, чтобы я командовал, ну что вам стоит?"

Пете хотелось в самую гущу событий, как ребенку непременно и сейчас хочется новую игрушку. Сквозь геройство детская непосредственность в Пете не могла спрятаться и просилась наружу: "Батюшки! Я и забыл совсем. У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. У нас маркитант новый - и такие прекрасные вещи. Я купил десять фунтов. Я привык что-нибудь сладкое... А то не нужно ли вам кофейник?.. А может быть еще, у вас вышли, обились кремни, - ведь это бывает... Возьмите, пожалуйста, сколько нужно, а то и все..." И тут Петя испугался, "не заврался ли он", "остановился и покраснел". "Он стал вспоминать, не сделал ли он еще каких-нибудь глупостей".

Мальчик вдруг вспомнил о таком же маленьком, как и он, французе-барабанщике: "Куда его дели? Покормили ли его? Не обидели ли?" Петя пожалел мальчика, сначала стеснялся спросить, где он, а потом все-таки не испугался и спросил, можно ли позвать и покормить мальчика, которого взяли в плен. Но Денисов не нашел ничего зазорного в том, что Петя вспомнил про мальчика, и приказал Пете позвать сюда "жалкого мальчишку".

Петя не сдержал радости, что ему разрешили позвать француза, и поцеловал Денисова: "Позвольте вас поцеловать, голубчик. Ах, как отлично! как хорошо!"

Имя французского мальчика Vincent! уже переделали на русский манер: "казаки - в Весеннего, а мужики и солдаты - в Весеню. В обеих переделках это напоминание о весне сходилось с представлением о молоденьком мальчике". Петя услышал, что мальчика уже покормили: "Страсть голодный был!" Он позвал мальчика и успокоил его, что ему ничего не грозит. Барабанщик отвечал "почти детским голосом", он тоже был, как и Петя, совсем молод, и поэтому был очень близок герою. "Пете многое хотелось сказать барабанщику, но он не смел. Он, переминаясь, стоял подле него в сенях. Потом в темноте взял его за руку и пожал ее".

Пете очень хотелось хоть чем-нибудь помочь маленькому барабанщику: "Ах, что бы мне ему сделать!" "Когда барабанщик вошел в избушку, Петя сел подальше от него, считая для себя унизительным обращать на него внимание" - при Денисове Петя считал проявлением слабости и малодушия жалеть французского мальчика. Но для себя Петя все уже решил и "только ощупывал в кармане деньги и был в сомненье, не стыдно ли будет дать их барабанщику".

Маленький эпизод в маленькой судьбе. Но и он имеет огромное значение. Все в романе Толстого подчинено одной главной мысли: все лучшее, что живет в душе русских людей, проявляется в экстремальных ситуациях.

В тяжелые дни войны все - от мала до велика, подчинившись главному патриотическому чувству, которое управляет и движет ими, стремятся внести свой посильный вклад в общее благородное дело. Так и молодой Петя Ростов не мыслит себя в стороне от него, и все лучшее, все самое прекрасное, что впитал он в родной семье: человечность, искренность, доброту, "непосредственную чистоту нравственного чувства" не способны заглушить ни залпы орудий, ни тяжелая работа на войне.

Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода из главы 1 части 3 тома 2 романа Л.Н. Толстого "Война и мир")

Появление ребенка и смерть жены потрясли князя Андрея. Разочаровавшись в своих прежних стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, он приходит к выводу, что жить для себя и для своих близких - единственное, что ему остается. У кроватки больного Николушки вместе с сестрой князь Андрей долго стоит "в матовом свете полога, как бы не желая расстаться с этим миром, в котором они втроем были отделены от всего света".

Может ли деятельная, кипучая натура Болконского довольствоваться лишь семейным кругом? Недаром его взгляд был "потухший, мертвый", и даже в улыбке выражалась "сосредоточенность и убитость". Толстой показывает, как трудно его герой возвращается к жизни, к людям, к новым поискам.

Первая веха на этом пути возрождения - встреча с Пьером и разговор с ним на пароме. В пылу спора с другом Болконский говорит несправедливые слова, высказывает крайние суждения, но для себя делает правильный вывод. "Надо жить, надо любить, надо верить" - эти слова Пьера глубоко запали в душу князя Андрея. Его потухший взгляд ожил и стал "лучистым, детским, нежным". Именно сейчас "в первый раз после Аустерлица он увидел то высокое вечное небо, которое он видел лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе... Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя по внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь". Первый шаг на этом пути - преобразования в деревне, облегчившие участь его крестьян. "Это был один из первых примеров в России", - говорит Толстой. "Кроме занятий по имениям, кроме общих занятий чтением самых разнообразных книг, князь Андрей занимался в это время критическим разбором наших двух последних несчастных кампаний и составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений ".

Старый дуб помог ему осмыслить новое душевное состояние. Олицетворение, которое применил здесь Толстой, тонко и точно рисует погруженность человека в мир природы. Глядя на дуб, князь Андрей видит не ветви, не кору, не наросты на ней, а "руки" и "пальцы" , "старые болячки". При первой встрече дуб представляется ему "старым, сердитым и презрительным уродом", который наделен способностью думать, упорствовать, хмуриться и презирать веселую семью "улыбающихся берез". Князь Андрей приписывает дубу свои мысли и чувства, и, думая о нем, употребляет местоимения "мы", "наши".

Встреча в Отрадном с Наташей, ощущение ее душевности в лунную ночь укрепляет веру Андрея в себя, любовь к окружающей жизни. И по-новому встречает он раскидистый дуб на обратном пути из Отрадного: оба они кажутся теперь преображенными.

"Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!"

В образе Пети Ростова Л. Н. Толстой точно воссоздает черты лучшей части дворянской молодежи. Юный Ростов героически гибнет за Родину, осуществив свою мечту стать настоящим офицером и обязательно попасть в партизанскую группу.

Петя при выезде из Москвы присоединяется к полку и становится ординарцем генерала. Это событие – величайшая радость для него, поскольку он мечтает о героическом подвиге. Ростов не желает упустить случая настоящего геройства. Ему кажется, что, там, где его нет, теперь и совершается самое настоящее, геройское.

21-го октября Петя попадает в партизанский отряд Денисова. Генерал отправляет его туда при условии, что он вернется и не будет участвовать в действиях Денисова. Попав в отряд, увидев Тихона, Денисова, Петя решает сам с собою, что ему нужно остаться. Лихой гусар Денисов становится идеалом Пети.

В отряде Петя наблюдает за всеми, хочет быть полезным: «Он находится в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям».

Толстой использует излюбленный эпитет «детский», что говорит нам об искренних чувствах, переполнявших Петю.

Ростов просится «в главную», причем не ради наград, а для себя. Он хочет оценить свои силы, показать себя с лучшей стороны. Чувство радости переполняет его, и он предлагает партизанам изюм, к которому привык, кофейник: «И вдруг испугавшись, не заврался ли он, Петя остановился и покраснел». Герой стал вспоминать, не сделал ли он каких-нибудь глупостей, и вспомнил француза – барабанщика. Петя хочет спросить о нем, но боится насмешек: «Спросить бы можно?- думает он, - да скажут: сам мальчик и мальчика пожалел. Я им покажу завтра, какой я мальчик!..». Уж очень Пете хотелось, чтобы с ним обращались, как со взрослым.
И все-таки он попросил позвать этого барабанщика. Петя так обрадовался, что даже поцеловал Денисова и побежал во двор. Петя и француз сразу нашли общий язык. Всеми силами Ростов хотел помочь мальчику: «Ах, что бы мне ему сделать!» - проговорил сам с собою Петя".

Именно встреча Ростова с этим французом помогла увидеть душевную красоту героя, его доброту, желание помочь. Эти качества характерны были для всех членов семьи Ростовых. Их духовная жизнь протекала, прежде всего, в среде чувств.

Петя Ростов, находясь в отряде, постоянно следит за своими действиями, речью с целью показать себя с лучшей стороны, прежде всего, он хочет показаться взрослым. То герой вспоминает, не сделал ли он каких-нибудь глупостей при разговоре с партизанами, то боится насмешек с их стороны, когда хочет спросить о французе. При встрече с французом он тоже «был в сомнении, не стыдно ли будет дать денег барабанщику».
Несмотря на то, что Петя воспитывался в богатой, знатной семье, ему не чужды самые искренние чувства, он готов пожертвовать последним. Он открыт, и людям эта открытость нравится. Петя не умеет лгать, притворяться, его чувства искренни. Он истинный патриот, который идет воевать не ради награды, а ради Родины.

Петя Ростов привлекает к себе людей добротой, душевной отзывчивостью, благородством, готовностью прийти на помощь. Именно благодаря таким людям, как он, русские победили французов на войне 1812-го года.

Необходимо также отметить исключительную важность образа Пети Ростова для раскрытия отношения Л. Н. Толстого к войне. В данном эпизоде писатель изображает мальчика, юнца, только еще начавшего жить. Все ему кажется новым, необычным, ярким, все он видит сквозь призму своей детской восторженности. Даже война – величайшее зло человечества - - воспринимается им как нечто игрушечное. Ростов – максималист, даже толком не успевший понять, что на войне еще и умирают. Зачем же Толстой изображает нам этого милого, добродушного мальчишку, погибающего в таком юном возрасте? А делает он это для того, чтобы резко осудить бессмысленную жестокую борьбу людей. Писатель выступает против бессмысленной гибели человека, особенно ребенка.

Помимо образа Пети Ростова, в романе очень важен и образ тщедушного мальчика – барабанщика, ребенка французской женщины. Толстой изображает его не как врага, а как такого же ребенка, который стал жертвой войны, подобно Пете.

Таким образом, эпизод, посвещенный Пете Ростову в партизанском отряде, имеет огромное значение для понимания позиции автора в изображении войны.

Петя Ростов в партизанском отряде (2 вариант)

В последних частях романа Л. Н. Толстого "Война и мир" воспроизводится величественная картина народного сопротивления французскому нашествию. Исход войны решило "возбуждение ненависти к врагу в русском народе", которое вылилось в партизанское движение, начавшееся раньше, чем оно было официально признано правительством. Основными чертами партизанского движения были народный характер, особое патриотическое воодушевление, ярко выраженная инициатива и непохожесть на обычное ведение сражений с их правилами.

Партизаны "уничтожали великую армию по частям... Были партии... мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотню французов". Даже маленький Петя Ростов стремился принести пользу своему отечеству.

Петя "был взят ординарцем к генералу, командовавшему большим отрядом". После того как его произвели в офицеры, он поступил в действующую армию и участвовал в Вяземском сражении, "Петя находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости..." Он спешил "не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства". Петя "был очень счастлив тем, что он видел и испытал в армии, но вместе с тем ему все казалось, что там, где его нет, там-то теперь и совершается самое настоящее геройское". И мальчик "торопился поспеть туда, где его не было".

Когда генерал решил "послать кого-нибудь в отряд Денисова, Петя так жалостно просил, чтобы послать его, что генерал не мог отказать". Но, помня, как Петя в Вяземском сражении вместо того чтобы ехать "туда, куда он послал, поскакал в день под огонь французов", генерал запретил Пете "участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова".

Когда мальчик увидел французов, "узнал, что в ночь непременно атакуют", он, как это бывает у молодых людей, мгновенно решил для себя, что все вокруг герои и "что ему было бы стыдно уехать от них в трудную минуту".

Прибыв в партизанский отряд, Петя горел желанием помочь и не стал отдыхать, а "тотчас принялся содействовать офицерам в устройстве обеденного стола". Сидя за столом, "Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей". Он сам уже разрешил себе остаться в партизанском отряде и помогать Денисову во всех его действиях: "...ничего, что я с вами останусь на денек?.. Только вы меня пустите в самую... главную... Мне не нужно наград... А мне хочется..." Петя совсем разошелся, расхрабрился и продолжал: "Только уж, пожалуйста, мне дайте команду совсем, чтобы я командовал, ну что вам стоит?"

Пете хотелось в самую гущу событий, как ребенку непременно и сейчас хочется новую игрушку. Сквозь геройство детская непосредственность в Пете не могла спрятаться и просилась наружу: "Батюшки! Я и забыл совсем. У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. У нас маркитант новый - и такие прекрасные вещи. Я купил десять фунтов. Я привык что-нибудь сладкое... А то не нужно ли вам кофейник?.. А может быть еще, у вас вышли, обились кремни, - ведь это бывает... Возьмите, пожалуйста, сколько нужно, а то и все..." И тут Петя испугался, "не заврался ли он", "остановился и покраснел". "Он стал вспоминать, не сделал ли он еще каких-нибудь глупостей".

Мальчик вдруг вспомнил о таком же маленьком, как и он, французе-барабанщике: "Куда его дели? Покормили ли его? Не обидели ли?" Петя пожалел мальчика, сначала стеснялся спросить, где он, а потом все-таки не испугался и спросил, можно ли позвать и покормить мальчика, которого взяли в плен. Но Денисов не нашел ничего зазорного в том, что Петя вспомнил про мальчика, и приказал Пете позвать сюда "жалкого мальчишку".

Петя не сдержал радости, что ему разрешили позвать француза, и поцеловал Денисова: "Позвольте вас поцеловать, голубчик. Ах, как отлично! как хорошо!"

Имя французского мальчика Vincent! уже переделали на русский манер: "казаки - в Весеннего, а мужики и солдаты - в Весеню. В обеих переделках это напоминание о весне сходилось с представлением о молоденьком мальчике". Петя услышал, что мальчика уже покормили: "Страсть голодный был!" Он позвал мальчика и успокоил его, что ему ничего не грозит. Барабанщик отвечал "почти детским голосом", он тоже был, как и Петя, совсем молод, и поэтому был очень близок герою. "Пете многое хотелось сказать барабанщику, но он не смел. Он, переминаясь, стоял подле него в сенях. Потом в темноте взял его за руку и пожал ее".

Пете очень хотелось хоть чем-нибудь помочь маленькому барабанщику: "Ах, что бы мне ему сделать!" "Когда барабанщик вошел в избушку, Петя сел подальше от него, считая для себя унизительным обращать на него внимание" - при Денисове Петя считал проявлением слабости и малодушия жалеть французского мальчика. Но для себя Петя все уже решил и "только ощупывал в кармане деньги и был в сомненье, не стыдно ли будет дать их барабанщику".

Маленький эпизод в маленькой судьбе. Но и он имеет огромное значение. Все в романе Толстого подчинено одной главной мысли: все лучшее, что живет в душе русских людей, проявляется в экстремальных ситуациях.

В тяжелые дни войны все - от мала до велика, подчинившись главному патриотическому чувству, которое управляет и движет ими, стремятся внести свой посильный вклад в общее благородное дело. Так и молодой Петя Ростов не мыслит себя в стороне от него, и все лучшее, все самое прекрасное, что впитал он в родной семье: человечность, искренность, доброту, "непосредственную чистоту нравственного чувства" не способны заглушить ни залпы орудий, ни тяжелая работа на войне.

Петя Ростов в партизанском отряде (3 вариант)

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» представлена целая эпоха. Перед читателем разворачиваются судьбы как отдельных героев, так и целых семей. Мы знакомимся с Ростовыми, Болконскими, Курагиными. Одни симпатичны нам, другие вызывают неприятное чувство. Подобно тому, как люди бывают разными в жизни, так и в романе автор представляет нам разные образы. Последовательно, от эпизода к эпизоду, писатель раскрывает особенности характеров своих героев. Мы следим за линиями судеб персонажей благодаря сюжетной взаимосвязи эпизодов.

Одним из самых трогательных и очаровательных образов является образ Пети Ростова. Рассмотрим эпизод из 4 тома произведения, который повествует о первых впечатлениях Пети в партизанском отряде.

Петя – младший ребенок в семье Ростовых, живой, жизнерадостный мальчик, любимец матери. Попадает он на войну еще совсем юным, но у него уже есть цель – совершить подвиг и стать героем. Он был в восторге от того, что находится в партизанском отряде и у него есть возможность проявить себя. Он безрассудно хватается за любую возможность показать, что он уже взрослый и может воевать наряду с опытными офицерами. И больше всего он боится пропустить возможный случай, где бы он мог проявить свое геройство.

Петя - романтик, для него война является приключением, возможностью испытать себя, свою храбрость и силу. Он ничего не боится, он стремится быть в центре событий, обязательно на передовой, и тогда он сможет осуществить свою мечту о подвиге. Однако в отряде его оберегают. Генерал запрещает Пете принимать участие в любых действиях Денисова. Как романтик может согласиться с этим? Но он выполняет приказ, ведь для военного это закон.

В семье мальчика окружала добрая, дружеская атмосфера, благодаря чему он вырос отзывчивым, чутким, способным к состраданию. Он искренне любил всех людей и также был уверен в любви других людей к себе. Он старается сделать что-нибудь приятное для своих однополчан: то угощает изюмом, то предлагает помощь. В отряде к Пете также относятся очень тепло, по-отечески. Но мальчик хочет выглядеть старше своих лет, он старается доказать всем, что он уже вырос и стал самостоятельным. Однако, несмотря на все попытки скрыть это, мы понимаем, что он еще по-детски наивен.

Петя беспокоится о судьбе мальчика-француза, взятого в плен. Француз одного возраста с Ростовым, тоже совсем юный и неопытный. Во внутреннем монологе Пети чувствуется его доброжелательное отношение к пленному. Он переживает о том, покормили ли мальчика, не обидели ли. Ростов видит во французском пленном не врага, а попавшего в беду молодого солдата, которому требуется помощь. Он даже обращается к Денисову с просьбой пригласить пленного поужинать с партизанами, ведь ко всем, даже к пленным, надо относиться гуманно.

Винсент видит в Пете друга, который готов прийти на помощь в трудную минуту.

При этом Ростов несколько стесняется своей жалости. Он одновременно не обращает внимания на барабанщика, считая это унизительным, и пересчитывает деньги в кармане, думая, можно ли дать их мальчику. Здесь Толстой иронизирует над героем, но при этом показывает высшую степень любви к людям – искреннее доброе отношение к врагу во время войны.

Характер героя раскрывается в романе при помощи внутреннего диалога. Посредством размышлений Пети мы понимаем то, что происходит у него на душе: великая любовь к людям и непреодолимое желание совершить подвиг.

Еще одним приемом, помогающим раскрыть характер героя, является диалог. Автор дает нам речевую характеристику Пети: его фразы отрывисты, говоря об одном, он быстро переключается на другое. Рядом с опытными бойцами мальчик немного стесняется, чувствует неловкость. Петя старается казаться старше, но это у него не всегда получается, и тогда он краснеет. Он трогателен и очарователен. За эту непосредственность и робость, доверчивость и доброту, стеснительность и романтичность и любят бойцы Ростова, хотя иногда по-доброму посмеиваются над его поступками.

Эпизод, рассказывающий о жизни Пети Ростова в партизанском отряде, является наиболее важным для раскрытия характера этого героя. После знакомства с этим мальчиком, нельзя остаться равнодушным к нему. Мы любим его за его человеколюбие, душевную теплоту, романтические мечты и детскую наивность. Эти черты характерны для всех Ростовых. Наташа и Николай тоже открыты и добры, чутки и отзывчивы, способны к состраданию. Эти качества и ценит в семье Ростовых автор. К сожалению, на пути к своей мечте о подвиге Петя погибает, а ведь из него мог бы вырасти замечательный человек и благородный офицер.


Литераторы, критики и простые читатели со всего мира давно признали роман Л. Н. Толстого «Война и мир» гениальнейшим произведением. И я полностью согласна с этим определением. Я считаю, что творчество Льва Николаевича достойно той памяти, которую хранят о нём потомки. Когда я впервые познакомилась с «Войной и миром», меня сразу поразила реалистичность передаваемых событий. Ни одному писателю никогда не удавалось и навряд ли ещё удастся так точно передать жизнь людей во всех её оттенках, как сделал это Толстой. Своим романом он сломил бессчётное множество стереотипов, которые навязывают нам литература, а с некоторых пор и кинематограф. Я вовсе не хочу сказать, что другие великие произведения ничего не стоят, однако нельзя не согласиться с тем, что любой писатель, начиная работу, ставит себе целью выразить определённую идею, взгляд на жизнь.

А безукоризненное следование заданной идее неизбежно ведёт к идеализации персонажей и сюжетной линии, что, в свою очередь, приводит к рождению стереотипов. В принципе, это явление нормально и естественно для любого вида искусства. Роман же Толстого не подчиняется этому принципу – и в этом заключается его уникальность. Внимательный читатель заметит, что, описывая жизненные пути своих героев, Лев Николаевич уделяет наибольшее внимание случайным стечениям обстоятельств. Ярче всего эта особенность выражена в описаниях военных действий. Полководцы велят одно, а на деле выходит совершенно иное. Толстой показывает, что движение истории складывается из ничтожнейших случайностей, из произволов огромной народной массы, из действий каждого непосредственного участника совершающихся событий.

И, читая роман, невольно ловишь себя на мысли о том, что именно так всегда и бывает в жизни.

Мы давно уже свыклись с навязанным нам книгами и фильмами образом войны – воинская честь, герои, подвиги, патриотизм, защита Отечества… А у Толстого та же самая война показана в совершенно непривычном для нас виде. На его войне нет героев, нет подвигов, а есть обычные люди со своими обыкновенными страхами и надеждами. Нет на его войне ненависти к врагам и безумной преданности Родине, а есть голодные и продрогшие русские солдаты, которые кормят и спасают таких же голодных и обмороженных пленных французов. И даже ребёнок увидел бы, что никому не нужна эта война, что солдаты не жаждут подвигов и чести. Но тем не менее, война всё же продолжает существовать, и русские солдаты продолжают на поле боя убивать сотнями и тысячами тех же французов, которых только недавно кормили и грели у костра. Вот в таком неприглядном, нелепом свете предстаёт перед читателями война в романе «Война и мир». А между тем, такова она и есть на самом деле.

Своё отношение к войне Толстой особенно ясно передал в описании судьбы младшего сына Ростовых – Пети. Он был наивным, добрым и бойким мальчишкой, только-только ступившим на первую ступень взросления. Он вырос в дружелюбной семейной обстановке, и благодаря этому избалованность и развращенность, присущие многим дворянским детям, его не коснулись. В то время, как армия Наполеона вторглась на территорию Российской Империи, Пете было всего 15 лет. В этом горячем возрасте любой мальчишка мечтает о приключениях и подвигах, о великих делах и служении Родине; а Петя, ко всему прочему, находился в столице, где жители день ото дня ожидали генерального сражения, говорили о защите Москвы, собирали ополчение, увозили свои семьи в безопасные места. Неудивительно, что мечтательный и чувствительный мальчик просто не мог оставаться не у дел и горел желанием тоже поучаствовать в происходящих вокруг него событиях, показать себя и стать полезным для общего дела. И Петя быстро нашёл возможность записаться в армию и принять участие в военных действиях. Для него война была вернейшим способом выказать своё благородство, верность долгу и Отечеству. Он видел только лишь ту её внешнюю оболочку, которую показывают стереотипы, о которых я уже говорила раньше. Но суровая действительность не пожалела Петю и его мечты.

По счастливой, а может, и несчастливой случайности, Петя Ростов попал в партизанский отряд знакомого его семейству офицера Василия Денисова. Тот, добродушный, простой и честный человек, сразу взял мальчишку под своё крыло, по-отечески о нём заботясь. Петя полюбился не только Денисову, но и всему отряду. Даже холодный и циничный Долохов не остался равнодушным к мальчику. Взрослые солдаты, за свою жизнь навидавшиеся жестокости и несправедливости, отдыхали душою рядом с по-детски наивным Ростовым. Они понимали, что со временем эта восторженность сменится либо опытом и жизненной мудростью, либо разочарованием и очерствением, и, наверное, с грустью узнавали в Пете самих себя в юности. Петя был ещё совершенно чист душой, и потому участие и жалость ко всем, не исключая и пленного француза-барабанщика, были для него естественны.

Петя Ростов постоянно рвался в бой, в самое пекло событий. И ни Денисов, ни Долохов не смогли его удержать – Петины мечты о подвиге оказались сильнее. Однако совершить подвиг ему так и не довелось. Петя Ростов погиб во время взятия французского лагеря совершенно нелепой, и оттого ужасной смертью. Во имя чего? Ради чего умер этот добрый мальчик, полный счастливых надежд на будущее? Да просто так вышло. Просто случайная пуля полетела в его сторону и пробила голову несчастному мальчику. Вот так жестока, груба и нелепа война. И Толстой вовсе ничего не преувеличил и не приукрасил, к величайшему сожалению.

В заключение своих рассуждений могу сказать, что роман «Война и мир» заставил меня задуматься над множеством вечных вопросов, которые, я думаю, рано или поздно ставит перед собой каждый человек. И основной вопрос: «Почему люди воюют друг с другом?» так и остался для меня неразрешенным. Толстой писал свой роман в XIX веке, а мы живём в XXI. Живём, учимся, проходим на уроках «Войну и мир», скучаем, зеваем и посмеиваемся над чудаком, который полжизни посвятил этому роману. А между тем на Земле продолжаются войны. Всё так же Наполеоны и Александры ведут своих солдат убивать и умирать, всё так же погибают ни за что и ни ради чего юноши и дети, старики и женщины. Всё так же политики ведут свои бесконечные споры о благе народа, об экономике и об образовании. Всё так же люди мерзнут и голодают, сами не зная, зачем. Ничего не изменилось. Единственным ответом остаётся фраза старого князя Болконского: «Вот если у людей из жил всю кровь выпустить, и налить воды вместо неё, тогда не будет войны.»

Четвертый том романа «Война и мир» посвящен партизанской войне 1812 года, которая началась со вступления неприятеля в Смоленск. Но прежде чем она была официально принята нашим правительством, «уже тысячи людей неприятельской армии были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собак загрызают забеглую бешеную собаку».
Толстой, называя партизанскую войну «страшной дубиной, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов», готовит нас к реалистическому описанию ужасов войны. Писатель прямо не выражает своего отношения к этим историческим событиям. Он старается дать нам объективное историческое описание, но, в то же время, мы можем почувствовать его позицию через неслучайно выбранных им персонажей.

Лучше понять авторское отношение к войне нам поможет эпизод 7 главы 3 части 4 тома.

Этот эпизод обращает внимание на одного из положительных героев романа - Петю Ростова. Ко времени начала партизанской войны Петя Ростов уже был произведен в офицеры, поступил в действующую армию, где участвовал в Вяземском сражении. Он «находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства». Уже одно это небольшое замечание говорит о том, что в войне участвует не «муж», но ребенок, со свойственной ему восторженностью и порывистостью, о чем говорит также и его «безумный поступок» в Вяземском сражении: «Петя… поскакал в цепь под огонь французов и выстрелил там два раза из своего пистолета».

Итак, этот порывистый, смелый мальчик уговаривает генерала отпустить его в отряд Денисова и оказывается в кругу партизан. Л. Н. Толстой в этом эпизоде раскрывает нам душу мальчика, который, несмотря на приобретенный в сражении опыт, вряд ли до конца осознает весь трагизм и ужас войны.

Петя восхищается абсолютно всем, что его окружает: накрытым к ужину столом, едой, офицерами. Он «находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того – уверенности в такой же любви к себе других людей». Герой готов сделать для этих людей все, как готов ребенок сделать все для друзей или родителей, похваливших его. Это показано и в сцене со складным ножиком, и в сцене с изюмом и кремнем, которые Петя предлагает офицерам.
При этом он испытывает чувство стыда за то, что он что-то сказал слишком порывисто или преувеличил. Он наивно просит Денисова, командующего отрядом, пустить его «в самую… в главную…», очевидно, имея ввиду битву. Своими предложениями и просьбами Петя вызывает у окружающих улыбку. Никто не раздражается его эмоциональностью, потому что все понимают, что он ребенок.

Петя Ростов – это герой, стоящий на стороне «мира». Ему не чуждо милосердие и сострадание, которое он проявляет к французскому мальчику – барабанщику, взятому в плен. Он просит разрешения у Денисова накормить его, пытается подбодрить пленного и даже дать ему денег.

В этом эпизоде Л. Н. Толстой изображает еще маленького мальчика, который очень далек от жестокой действительности, окружающей его. Тем самым писатель выражает свое резко отрицательное отношение к войне, которая уносит жизни еще не знающих ничего молодых людей, как это произойдет с Петей Ростовым.
Война жестока и бесчеловечна в изображении Толстого, и это проявляется не только по отношению к Пете, но и к мальчику – барабанщику. Образ «весеннего», как его называли офицеры, тоже не случайно введен в это эпизод. Толстой через него так же доказывает бессмысленность и жестокость войны, которая превращает детей, и неважно, русские они или французы, в «жалких мальчишек», страдающих из-за повеления чуждых им вышестоящих лиц.

Таким образом, этот эпизод становится очень важным для раскрытия отношения писателя к войне, его резко отрицательного к ней отношения. Он пытается доказать, что война, затеянная кучкой высокопоставленных лиц, которые свои личные интересы ставят гораздо выше народных, заставляет страдать обычных людей, уверенных, что они борются с противником по объективным причинам. Толстой показывает настоящее горе, которое является плодом войны, отравляющей жизнь всех, кто в ней участвует.

Такова философия Толстого, которая зиждется «на непротивлении злу насилием» и утверждении о том, что война не должна касаться детей, так как это высшая степень проявления бесчеловечности.


В романе Л. Толстого «Война и мир» Петя Ростов не является главным героем. Но именно главы с описанием его пребывания в отряде Денисова и трагической гибели в полной мере показывают бесчеловечность и жестокость любой войны. Предлагаем краткое содержание «Пети Ростова» - 7-9 глав 3 части 4 тома.

В отряде Денисова

С тех пор как Петя Ростов попал в свой полк, а затем и в действующую армию, он пребывал в возбужденном и радостном состоянии. Однако ему всегда казалось, что все самое геройское происходит где-то там, без него. Поэтому, узнав об отправке человека к Денисову, Петя стал говорить генералу, что это должен быть именно он. Просьбу удовлетворили, но с условием ни в коем случае не участвовать в действиях отряда и, выполнив задание, сразу же вернуться назад. Так начинается «Петя Ростов», отрывок из романа «Война и мир».

Когда Денисов поинтересовался у героя, может ли он остаться, герой смешался. Отправляясь в отряд, Петя был уверен, что он действительно тут же вернется назад. Но увидев французов и узнав, что нынешней ночью непременно будет атака, молодой человек решил, что уважаемый им до этого дня генерал - дрянь, а Денисов и его товарищи - герои. Следовательно, никак нельзя покидать отряд в трудное для него время.

За ужином

В избе офицеры устроили стол, на котором были водка и ром, хлеб и жареная баранина. Петя поедал душистое мясо, и ему казалось, что в этот момент он влюблен во всех людей. Юноша обратился к Давыдову и попросил отправить его в самую главную… и дать команду. Во время разговора он подарил одному из офицеров свой а потом вспомнил об изюме, что привез с собой: «Я привык жевать что-нибудь сладкое». А еще пообещал прислать кофейник, который недавно приобрел у маркитанта.

Висеня - так прозвали солдаты пленного - сидел у костра. Петя пригласил его в караулку, уверив, что ничего плохо ему не сделают. Действительно, мальчика накормили, одели в кафтан и решили оставить при партии. Все это время герой старался не обращать на француза внимания, но раздумывал, уместно ли дать ему денег.

Встреча с Долоховым: краткое содержание

Петя Ростов много слышал об этом человеке, и когда он вошел в избу, герой поразился простоте его внешнего вида. Гвардейский офицер был выбрит, петлицу сюртука украшал Георгий, а на голове красовалась простая фуражка. Долохов снял бурку и стал расспрашивать Денисова о положении дел. Поговорили о приезде Ростова, ответах генералам, состоянии войск противника. Выслушав, Долохов произнес, что необходимо точно узнать состав последних, потому предложил кому-либо из присутствующих отправиться с ним в разведку. Петя тут же вскрикнул: «Я!», чем вызвал недовольство Денисова.

Заметив барабанщика, офицер начал говорить о неразумности оставлять в живых пленных. Денисов, придерживавшийся иной точки зрения, вступил с ним спор, во время которого Петя соображал. Он многого не понял из услышанного и отнес все к тому, что большие все знают. При этом непременно решил противостоять Денисову и отправиться в разведку. Наконец, Долохов напрямую спросил у Ростова: «Едем?». И юноша в ту же минуту дал утвердительный ответ.

В разведке: краткое содержание

Петя Ростов и Долохов переоделись во французскую форму и, проехав лагерь, направились к мосту. «Попадемся - не дамся живым», - прошептал юноша. Вдруг послышался окрик на французском. Долохов уверенно пояснил, что отстал с товарищем от своего полка и хотел бы найти полковника. Часовой ответил, что командование находится в господской усадьбе, и всадники направились дальше.

Во дворе фермы горел костер, у которого сидели несколько человек. Долохов и с ними завел разговор. Много ли русских на дороге, каково положение дел в войске, сколько пленных в отряде - вот его краткое содержание. Петя Ростов - Толстой неоднократно это подчеркивает - испытывал страх, что сейчас их обман раскроется, но держался стойко. А офицер все расспрашивал. Наконец, он попрощался, и всадники направились дальше. У моста Долохов просил передать Денисову, что утром нужно будет наступать по сигналу, а сам остался на этой стороне.

Ночь перед боем

Денисов очень волновался в ожидании юноши, потому убедившись, что разведка прошла нормально, заснул. А Петя, все еще пребывавший под впечатлением, отправился на двор, где рассказал сидевшему под фурой казаку о поездке. Затем попросил наточить свою саблю и присел рядом. Ростову вдруг показалось, что он находится в каком-то волшебном мире, где вместо караулки была пещера, вместо костра - глаз чудовища, а сам он сидел на высокой башне. Все вокруг было нереальным, и Петя закрыл глаза. В его голове звучала торжественная музыка, которая становилась все громче и отчетливее. Наконец, он понял, что это было во сне. Сквозь дрему он руководил звуками, внимая их красоте. Совсем еще мальчишка, добрый, открытый и далекий от мира жестокости, в котором оказался, - такой может быть в этот момент характеристика героя.

В бою

Сев в седло, Ростов вновь попросил Денисова дать какое-нибудь задание, тот же приказал держаться рядом и никуда не соваться. Однако когда прогремел сигнальный выстрел, Петя помчался вперед. Он проехал мост и уже не разбирал, где свои, а где враги. Подскочив к толпе, увидел, как француз сжимал древко пики, направленной на него. Это еще больше подзадорило юношу, и с криком «ура!» он помчался туда, где раздавалось больше всего выстрелов. Во дворе господского дома заметил Долохова, приказывавшего ждать пехоту. Но Петей владело такое чувство, что он не послушался офицера, а все с тем же криком понесся дальше. Вдруг молодой человек стал странно размахивать руками, выпуская поводья, и сбиваться с седла. В тот момент, когда лошадь остановилась перед тлевшим костром, Петя упал. Его ноги и руки задергались, хотя голова не шевелилась: ее пробила пуля. Так погиб совсем еще юный Петя Ростов.

Отрывок из романа «Война и мир» завершается тем, как к уже мертвому мальчику подошел Долохов и после слов: «Готов» отдал приказ не брать раненых. А подъехавший Денисов повернул к себе бледное лицо юноши, затем быстро отвернулся и отошел, издав звуки, напоминавшие собачий лай.




Top