Как развить навыки рисования путем упражнений. Как улучшить свои навыки рисования? Инструменты, которые понадобятся

Учиться — никогда не поздно. А самосовершенствоваться — тем более) Вашему вниманию — 9 советов как улучшить свой рисунок. Я вспомнила и записала разного рода советы, которые мне давали в свое время совершенно разные люди, преподаватели и не только, и кое-что добавила от себя.
Предлагаю вам просмотреть их и, возможно, что-то вам окажется полезным.

1. Работайте с разными форматами, не используйте клочки бумаги.

«В маленьких рисунках легко скрадывается большая ошибка, но малейшая ошибка прекрасно видна на большом рисунке», — писал Альберти Леон Батиста. Привыкание к определенному формату может нести в себе опасность. Бывает, что художник, вечно рисующий на обрывках и салфетках просто напросто теряется при виде большой поверхности. Начинает мельчить, в работе не хватает цельности.
Важно, чтобы лист воспринимался как пространство, в которое следует вписать композицию (а не наоборот — обрезать пустое); если вы обрезаете лист после того, как закончили рисунок, стоит поработать над композицией.

Выбор формата (вертикальный или горизонтальный) — первый важный шаг в композиции листа. Формат оказывает психологическое влияние, визуально усиливает эмоциональное «звучание». Подумайте над этим, прежде чем приступать к работе.

Совет для начинающих: соорудите себе рамку, пропорциональную размерам листа. (это могут быть две L-образные фигуры из плотной бумаги, их можно сдвигать, образуя рамку) С ее помощью можно определить формат композиции, понять, что в ней главное, а что второстепенное, где центр.
Не ленитесь потратить 5 минут на обдумывание композиции, это сэкономит массу времени и сил.

2. Делаем «перевертыш»

Когда рисунок уже находится на стадии проработки бывает полезно его отзеркалировать. Посмотрите на него в зеркало и сразу увидите недостатки. Этот совет очень полезен для рисования портретов. Давайте посмотрим на примере:

Я рисовала портрет несколько часов и глаз уже успел «замылиться». Когда я его отзеркалила, то смогла выявить неточности в анатомии: правый глаз выглядит плоско из-за отсутсвия перспективы, такая же проблема со скулой, она слишком широка, кроме того, хорошо бы ее смягчить, чтобы она не была такой контрастной с фоном.

Иногда бывает трудно сконцентрироваться на форме объекта, особенно если это сложная конструкция в перспективном сокращении. Попробуйте посмотреть на это иначе: часто бывает проще увидеть формы «просветов».

Тем же принципом я руководствуюсь при рисовании людей. На примере, я заштриховала области пространств, на формы которых ориентировалась. Для того, чтобы рисовать реалистично, вам не обойтись без знания анатомии, конструкции предметов, их перспективы. А этот способ — своего рода проверка. Особенно, если есть сомнения; но что именно не так в рисунке, вы не можете определить.

4. Сочетаем 3 вида рисунка: с натуры, по памяти и по впечатлению.

Вы наверное уже миллион раз слышали о пользе рисунка с натуры. И это истинная правда) Изучая предмет с натуры, мы обращаем внимание на пластику, передачу объема, запоминаем пропорции, подбираем истинные цвета. Но! Всякую память нужно тренировать. Попробуйте нарисовать по памяти близкого человека (вы ведь часто видитесь?:) Оказывается, это очень непросто. Промучившись над работой, вы выясните свои слабые стороны и впредь будете обращать внимание именно на них.

Еще один вид рисования — по впечатлению. Например, попробуйте нарисовать иллюстрацию к любимой книге. Придумать композицию «из головы», создать реалистичное освещение — нелегкая задача. Все эти сложности — дополнительный стимул для развития памяти.

5. Рисуйте обдуманно, ставьте для себя задачи, анализируйте.

Иначе есть шанс прийти к формальному рисованию, стилизаторству. Я часто встречаю в сети рисунки, про которые сам автор пишет, что вот, мол, «нарисовалось». И есть ощущение, что автор действительно стоял где-то рядом и принимал очень непосредственное участие в рисовании.

Не спорю, бывают интересные работы, которые будто сами собой создаются из каких-то абстрактных цветных пятен, линий, узоров. Но тем не менее, если такое рисование на «автопилоте» заполняет большую часть ваших блокнотов — стоит задуматься. Каждый рисунок должен быть своего рода шагом вперед, вашим ростом. Этого не будет происходить, если вы не ставите перед собой цели. Как можно решить задачу, если ее нет?

Совет: Дайте своим рисункам свет. Повесьте работу на видное место на несколько дней. Проходя мимо, каждый раз вы будете отмечать для себя какие-то моменты: тут что-то удалось, а тут нет. Перекошенная композиция будет раздражать глаз (очень хорошо!!), неудачные сочетания цветов будет хотеться исправить (отлично!). Не стесняйтесь неудавшихся шедевров.

Глядя на вас со стены, они будут оказывать вам необыкновенную услугу: вы будете смотреть и думать как в следующих раз избежать тех же ошибок, а какие удачные решения стоит взять на заметку.

6. Рисуйте автопортреты.

Нет натуры более терпеливой и послушной, чем вы сами. Кто еще будет часами корчить рожи и стоять в нужной позе?

Кроме того, в портрете особенно важны пропорции, каждая линия должна быть на своем месте. Работа над портретом особенно ответственна и развивает острый глаз.
Рисовать автопортреты совсем не скучно. Сегодня — это линейный рисунок тушью, завтра акварельное безумие, а в другой раз — стилизованный портрет акрилом. Как всегда, выбор — за вами.

7. Продолжая тему выбора материала.

Экспериментируйте с техниками, с материалами, поверхностями. Новое и неизведанное всегда вдохновляет на подвиги. Будьте разносторонними и не бойтесь искать себя. Сейчас на рынке художественных материалов — море всего потрясающе интересного, на любой вкус: цветная тушь для интересных графических работ, масляная пастель, целые брикеты не то пастели, не то акварели (для настоящих экспериментаторов!), дизайнерская кроющая гуашь, фломастеры-кисточки, акрил и целая куча добавок к нему для создания самых фантастических эффектов.

Тему художественных материалов можно продолжать бесконечно, лучше просто попробовать самому:)

Иной раз совсем ничего не клеится. В такие моменты мне помогает кардинальная смена чего-либо: техники, формата листа, материала. Главное, что-то делать, не ждать у моря погоды. За время простоя уходят навыки и портится настроение. Так что берите на заметку)

8. Собирайте библиотеку вдохновяющих картинок.

Во-первых, на тот же случай ожидания музы, а во-вторых такая база просто незаменимый помощник в рисовании. Даже у самых натренированных память не идеальна, а фотографии всегда подскажут верные пропорции и интересные детали. Само собой, полезно смотреть репродукции и альбомы, ходить на выставки. Старайтесь понять, почему вам нравится та или иная картина, что в ней необычного?

Делайте копии. Изучайте манеру любимых художников, анализируйте композицию, в этом нет абсолютно ничего зазорного. Копирование — один из очень полезных методов обучения. Но, выставляя такие работы где-то на всеобщее обозрение, не забудьте добавить, с какой работы вы рисовали копию.

Только так вы научитесь рисовать. Какими бы дорогими и качественными не были ваши блокноты и кисти, без ваших собственных навыков от них, к сожалению, не будет никакой пользы.
Рисуйте в метро, в отпуске на море, в кафешках и клубах, в музеях и в магазинах. Всюду, где ваше внимание привлекло чье-то лицо или пластика тела, завитушка на потолке или забавный узор на скатерти.

Заведите себе полезную привычку — вести дневник в рисунках. Это интересно и полезно. Блокнот карманного формата и капиллярная ручка много места не отнимут;)

What You"ll Be Creating

Будучи детьми мы все рисовали. Тогда это было легко, неважно чем вы рисовали: цветными карандашами, или просто пальцами по запотевшему окну. Но даже тогда вы замечали, что некоторые дети рисовали лучше вас. Не то чтобы вы понимали, что их работы "лучше", просто вы чувствовали, что им досталась сладость похвалы. Как только вы слышали, как кого-то хвалят, а вашу работу игнорируют, вы чувствовали себя хуже и хуже. В итоге вы просто бросили рисование. Зачем вам было продолжать, если это никого не интересовало?

Теперь же, неважно по какой причине, вы желаете начать рисовать снова, но вам страшно. Те дети, которые никогда не сдавались и доводили начатое до конца, сейчас стали профессионалами, а их работы кажутся почти волшебными. Как вам преодолеть эту пропасть? Догоните ли вы их когда-нибудь?

Этого никто не знает. Но дело не в том, что вы догоняете их. Дело в том, что вы мечтаете, чтобы вы рисовали то, что вам хочется, в любом стиле, в котором вам хочется, и чтобы никто вас не критиковал за ошибки. "Будущий вы" должен стать вашим идеалом, так как превращение в него зависит от вас, а не от мастерства/решимости других людей.

Как только вы установите в качестве опорной точки "будущего себя", вы начнете постоянно прогрессировать. Ваша цель - стать лучше, чем вчера. Разве эта цель не кажется более реальной, нежели та, чтобы стать таким же хорошим, как кто-то другой, в кратчайшие сроки? Если вы согласны со мной, присоединяйтесь к этому отличному квесту. Я не стану показывать вам как рисовать - я и не собираюсь этого делать! Вместо этого, я покажу вам как учиться рисовать. Я поведу вас через четыре больших этапа, которые вы станете осваивать в своем темпе.

Этот этап первый. Если вы недоумеваете, как начать рисовать после такого большого перерыва, здесь вы найдете ответ. Я представлю вашему вниманию набор упражнений для абсолютных новичков - некоторые из них могут показаться вам простыми, но это означает лишь, что вы немного более продвинуты, чем думали. Готовы?

Сконцентрируйтесь

Если вы решили научиться чему-то, правильный настрой намного важнее любых книг и инструкций. Я уже дала вам один из советов - сравнивай свои навыки с "будущим собой", а не с другими людьми. Будут и другие советы, так что внимательно прочтите эту часть, прежде чем вы приступите к упражнениям.

Совершенства несуществует

Когда вы намечаете цель, может казаться, что она вполне выполнима. "Это сегодняшний я, а это я, достигший цели", - вот что вы представляете. Существует определенный путь между этими двумя точками, и вам кажется, что вы можете его преодолеть. Однако вы упускаете один момент - вам придётся измениться.

Сегодня рисование каркасных фигур может казаться вас чем-то удивительным, но это только потому, что вы еще не умеете этого делать. Как только вы достигнете этой цели, вы перестанете так думать и начнете искать новую цель, что-то серьёзнее. Вы не можете мечтать о том, что у вас уже есть. Вот почему вы можете жаловаться, что не умеете рисовать каркасные фигурки, будто это какое-то невероятное мастерство, а тот, кто умеет их рисовать, жалуется, что не может нарисовать реального человека.

Вы никогда не будете достаточно хороши. Мы так устроены, просто примите это. Вы никогда не будете думать: "Я великий художник, и мне больше ничего не нужно учить, я рисую в свое удовольствие." Этого не случится! Всегда будет что-то, чего вы не умеете, чего вам не хватает... а однажды, достигнув и этого, вы откроете новые горизонты, откроете то, чему вам ещё нужно научиться.

Когда вы думаете, что знаете что-то на 99%, то оставшийся 1% показывает, насколько вы ошибались.

Если и существует способ стать совершенным, то он заключается в том, чтобы перестать пытаться . Вы должны понимать, что неважно насколько вы хороши в рисовании, это не сделает вас более хорошим, более значительным человеком, чем вы есть на самом деле. Но верно и обратное - неважно насколько вы плохи в рисовании, это не делает вас хуже . Это приводит нас к другому:

Работайте для себя

Если вы хотите красиво рисовать только чтобы ощутить сладость похвалы, готовьтесь к страданиям. Помните, что вы чувствовали, когда вы гордились одной из своих работ, пока кто-то не раскритиковал её? Почему это чувство гордости ушло так легко только лишь потому, что какой-то случайный прохожий высказал своё мнение?

Пока вы будете полагаться на чужое мнение, вы никогда не почувствуете удовлетворение от работы. Более того, вы позволите другим людям влиять на ваше настроение! И даже если вы станете хорошим художником, в конечном счете вас никогда не покинут переживания о том, что вы недостаточно хороши. И кем же вы хотите быть: хорошим художником, которого постоянно что-то гложет, или же художником чуть похуже, но зато с легким сердцем?

Рисование на самом базовом уровне - практически интуитивный навык для нас. Даже маленькие дети знают, как превратить изображение в своей голове в набор карандашных линий, даже если для других они будут непонятны. Когда мы взрослеем, мы узнаем больше о мире вокруг нас, а также узнаем, как запечатлить его с помощью линий более точно.

Линии кажутся практически синонимом рисования, но, если вы посмотрите внимательно, в реальном мире вы их нигде не найдете. Это мы «пакуем» реальные объекты в плотную оболочку, потому что оболочка - это все, что мы можем нарисовать. Оболочка, линии - это усреднение реальности, а зачастую множество усреднений описывают один и тот же предмет.

До тех пор, пока вы этого не поймете, вам приходится рисовать плоско, используя линии, как что-то естественное и неизменное. Не важно, насколько прекрасными вы представляете ваших существ - вам приходится рисовать их в одной банальной позе, с затенением, которое ничуть не делает их менее плоскими. Вот до какого момента вас сможет довести один талант. А сейчас самое время взять ваши способности в свои руки. Я покажу вам метод мышления, необходимый для того, чтобы полностью контролировать линии, чтобы создавать их из воображения и все равно делать их более реалистичными, чем вычерченные.

И еще кое-что, прежде чем мы начнем: я хочу, чтобы вы были очень, очень сосредоточены в процессе чтения этой статьи. Если что-то кажется непонятным с первого взгляда, на секунду остановитесь, перечитайте и попробуйте на практике. Если же вы продолжите читать, не сделав этого, вы ничему не научитесь.

Что такое линии и откуда они появляются?

Два способа рисования

Мы не можем изобразить реальность. Это слишком сложно, даже если мы будем учитывать лишь визуальный аспект процесса. Если вы используете только статичный кадр реальности, отдельную картинку, вы можете попытаться воспроизвести его при помощи цветов с различной яркостью и насыщенностью, симулируя свет и тень в изображении. Конечно, это, все же, будет рисунок картинки, а не реальности.

С линейным рисунком дела обстоят иначе. Такой вид рисунка основан на линиях, и линии в данном случае символизируют контуры предметов, которые мы видим. Но как только мы отделим линии от их «родителей», они становятся чем-то самобытным. Линии могут быть использованы даже и без родителей вовсе - вы можете использовать их, чтобы нарисовать что-то, что вы никогда не видели.

По всей видимости, нашему сознанию нужно немного, чтобы распознать реальность. Мы очень способные в плане распознания узоров и символов, даже если они довольно далеки от реальности. Нам не нужно четкие контуры, взятые с фотографии, чтобы изобразить объект - мы можем рисовать случайные линии, пока наше сознание не распознает их, как что-либо.

Итак, существует два типа линий. Первый включает контуры, полученные из статичного изображения реальности. В нем нет контуров случайных, но чем больше их вы включите в работу, тем реалистичнее будет результат. Второй тип противоположен первому: вы рисуете любые линии, и ждете до тех пор, пока ваше сознание не приведет вас к узнаваемому результату. Узнаваемых результатов существует множество, и чем больше у вас навыков, тем ближе он будет к результату первого типа (на фото).

Мы используем оба пути, когда учимся рисовать. Первый обычно используется при начертании, или тогда, когда у нас есть, откуда срисовывать. Это простой способ нарисовать узнаваемое изображение, но этим способом вы сможете нарисовать лишь те предметы, которые вы уже видели. Скука!

Другой метод используется, когда вы рисуете из воображения. У вас есть определенная картинка в голове, но вы не можете взять оттуда линии, ведь на самом деле вы этого не видите. Точно как текст, который вы пытаетесь прочесть в своем сне - картинка меняется каждый раз, когда вы пытаетесь на ней сфокусироваться. Единственный способ нарисовать то, что вы вообразили это…рисовать, сравнивая каждую линию с вашими ожиданиями. Вполне очевидно, что это непросто.

Когда талант становится препятствием

Талант - весьма своеобразный «учитель». Он позволяет делать те вещи, которым осознанно вы никогда не учились - кажется, что они просто получаются сами по себе. Тем не менее, говоря о таланте, мы обычно представляем человека, создающего произведение искусства просто и без каких-либо усилий. Правда в том, что талант никогда не даст вам никаких умений, он лишь сделает основы очевидными.

Талант кажется чем-то хорошим, но я заметила, что талант к рисованию зачастую становится препятствием на пути к вашему прогрессу. Вы никогда не учитесь, как рисовать, вы просто рисуете и ждете потрясающего эффекта. До некоторого времени это работает, но приходит время, когда вы просто перестаете прогрессировать. И вы не знаете, что делать, ведь ранее у вас никогда не было подобных проблем!

Когда талантливый человек рисует, линии похожи на реальность более, чем линии у остальных. Художник не знает, как это происходит; это просто происходит. Поэтому у талантливого человека нет никакого контроля над собственным прогрессом. Все, что он может сделать, это рисовать больше и надеяться на лучшее.

Не важно, талантливы вы или нет - чтобы научиться рисовать, вам нужно понимать происхождение линий. Вам нужно усвоить разницу между линиями, которые наше сознание воспринимает, как реалистичные, и теми, которые, в сущности, ничего из себя не представляют. И только тогда вы получите контроль над своими рисунками и перестанете быть рабом своего таланта или же его недостатка.

Источник линий - форма

Мы срисовываем линии в большинстве своем из контуров объекта. Контуры могут быть «увидены» даже слепым человеком, так как их можно почувствовать, как резкую смену формы объекта. Но вам не нужно прикасаться к объекту, чтобы найти края - неровность формы влияет на падающий на нее свет, и линии в большинстве случаев достаточно четки.

Проблема с линиями, которыми мы изображаем контуры объекта, заключается в том, что при помощи одного и того же набора линий могут быть запечатлены совершенно разные формы:

Формы и их поперечное сечение на виде сбоку

Похоже, затенение и есть тот самый ключ к тому, чтобы показать истинную форму объекта, но значит ли это, что незатененные рисунки обязаны быть плоскими? К счастью, нет, и я уверена, вы видели множество набросков с большей глубиной, чем в детализированных, цветных рисунках. Как же это работает?

Множество ликов формы

Разница между формой и плоским объектом заключается в том, что у последнего есть только одна сторона. У него нет передней части, задней части, верхней и нижней частей, и, следовательно, он не может быть повернут. Форму же мы с легкостью можем повернуть, и это, на самом деле, является частью ее сущности.

Давайте посмотрим на три стороны куба, который является очень хорошей простой формой. Мы видим левую грань (1), верхнюю грань (2), и правую грань (3). Каждая из них по отдельности выглядит очень плоской и скучной. По факту, вы даже не можете их затенить, дабы сделать их более интересными!

Подобный вид возникает, когда вы смотрите на фигуру, поставленную в «первоначальную» позицию.

Если вы повернете фигуру горизонтально, вы сможете видеть две стороны одновременно. Но она по-прежнему выглядит плоской!

Давайте повернем форму и по вертикали тоже. Вуаля!

Сама суть формы заключается в том, что она может быть повернута, дабы мы могли увидеть другую ее сторону. Однако в статичном изображении отсутствуют визуальные различия между плоским объектом и формой, которую не повернули и у которой не видно других сторон. Вы должны повернуть форму, чтобы добавить глубину.

Кот был трехмерной формой с самого начала, но необходимо было его повернуть, чтобы доказать трехмерность формы нашим глазам.

От форм к линиям

Чтобы рисовать линии, напоминающие формы, а не плоские листы бумаги, нам нужно основывать их на формах. Талантливые художники достигают этого путем проб и ошибок, ожидая, что верные линии появятся сами по себе. И когда они появляются, художник не знает, откуда они взялись, или как их подкорректировать, не утратив их значения.

Настоящий секрет рисования форм заключается не в линиях, которые вы рисуете, а в знании того, откуда они появились. Или, лучше сказать, откуда они должны были появиться. До того, как вы начнете рисовать, вам следует представить форму, на которой будут основываться ваши линии, вместо того, чтобы рисовать самобытные линии. Итак, ключ в том, чтобы знать, как должны измениться линии, если объект повернуть, а не просто помнить определенный набор линий, изображающий определенную позу.

Это истинная причина того, почему начинающие художники обычно рисуют одну и ту же «стандартную» позу все время. Они не понимают, как визуально конвертировать эту позу в трехмерную форму, чтобы ее повернуть. Это также относится и к проблеме с рисованием по воображению, когда вы можете нарисовать лошадь, смотря на ее изображение, но без изображения вы теряетесь.

Линии трудно запомнить и их нельзя модифицировать; формы запомнить легко, и так же легко их можно модифицировать. Причина, по которой мы выбираем линии, заключается в том, что рисование линий интуитивно и основано на таланте. Второе же требует бОльших усилий и активного обучения, но результат стоит того!

Как рисовать формы вместо линий

Теперь, когда мы знаем, почему формы важнее линий, давайте посмотрим, как мы сможем использовать это знание на практике.

1. Думайте формами

Первый пункт - изменение вашего мышления. Если вы легко можете срисовать что-то с фотографии, но не из жизни (даже если объект не двигается), это указывает на эту самую проблему - вы слишком много внимания уделяете контурам. Я покажу вам, что я имею в виду:

Давайте представим, что вы смотрите на это фото и готовитесь его нарисовать. Вы думаете, что вы видите лошадь, но то, что вы видите на самом деле…

…выглядит скорее вот так. Вы отделяете тело от фона и ищите характерные контуры.

Затем вы приступаете к рисованию увиденного. Как вы думаете - вы действительно станете рисовать лошадь вот так? Или скорее контуры, которые вы увидели на ее теле, контуры, которые остальным напомнят лошадь?

Возможно, это подходящий метод, если вы так и собираетесь рисовать так называемые «отсылки» к предметам. Потому что этот метод не дает возможности предсказать другие позы! Посмотрите на два примера ниже. На обоих изображениях лошади, просто в разных позах. В действительности, они практически идентичны, но вот у их линий нет ничего общего!

Вы не можете получить линии одной позы из линий позы другой

Итак, это ваше первое упражнение. Вам нужно изменить привычки мышления, что нельзя сделать за одну ночь, но не позволяйте этому остановить вас! Что вам следует делать - это наблюдать за объектами и разбирать их. Представляйте каждый сложный объект так, будто бы он сделан из более простых объектов. Да, и даже лошадь!

Повернуть лошадь в своем воображении может быть достаточно сложно, но что если поворачивать простые формы, например мячики, яйца или бочки?

2. Поймите концепцию сторон

Большинство из нас понимает эту концепцию интуитивно, но когда доходит до рисования, мы обычно забываем об этом. Давайте выведем самые важные правила, и я покажу вам, почему они так важны! На минуту объяснение может показаться вам слишком «геометрическим», но так легче всего объяснить основные правила.

1. Основные стороны

Существует 6 основных сторон, которые мы можем найти в формах, даже если у них уж очень сложные поверхности и гладкие края:

  1. Передняя сторона
  2. Задняя сторона
  3. Верхняя сторона
  4. Нижняя сторона
  5. Сторона A
  6. Сторона В

Эти стороны с названиями А и В могут также называться левой и правой, в зависимости от того, с какой точки вы рассматриваете объект. Например, если вы стоите перед коробкой, сторона А - это ваша левая сторона, а сторона В - правая.

Это правило применимо даже к такой необычной форме, как тело Мистера Чабби:

2. Виды

Проблема со сторонами заключается в том, что их все нельзя увидеть одновременно . Например, если вы стоите перед чем-либо, вы видите только это и ничего больше. Коробка, например, будет выглядеть, как квадрат. Чтобы увидеть любую другую сторону, вам нужно подвинуть коробку или подвинуться самому:

  • Чтобы увидеть верх вниз (или же сами переместитесь выше)
  • Чтобы увидеть низ коробки, переместите коробку наверх (или переместитесь ниже)
  • Чтобы увидеть левую вправо (или переместитесь влево)
  • Чтобы увидеть правую сторону, переместите коробку влево (или переместитесь вправо)
  • Чтобы увидеть три стороны одновременно, комбинируйте перемещения

Вы не сможете увидеть больше, чем три стороны одновременно.

3. Противоположные стороны

Существует три пары противоположных сторон: верх-низ , перед-зад , лево-право . Правило, касающееся их, состоит в том, что их нельзя увидеть одновременно , так как одна сторона перекрывает другую.

4. Смежные стороны

Смежные стороны можно видеть одновременно, но чем больше вы видите одну из них, тем меньше вы видите другую . Единственный способ увидеть сторону полностью, это смотреть с такой точки, с которой не видно смежных сторон.

5. Перпендикулярные линии

Только тогда, когда мы видим одну или две стороны, их края образуют правильный угол (они перпендикулярны по отношению друг к другу). Когда вы хотите увидеть и третью сторону тоже, это отношение исчезает.

Невозможно одновременно показать три стороны и сохранить хоть один правильный угол. Вы можете использовать это правило, как простой метод проверки, верно ли повернут предмет.

Если вы используете неправильные углы, рисуя сложный предмет, он может выглядеть «как-то неправильно, но я не понимаю, почему». Рисование линий вначале может помочь вам избежать подобной ситуации.

6. Расстояние

Объект становится зрительно меньше на большем расстоянии, так что если две противоположные стороны очень далеко друг от друга (когда объект большой), та сторона, которая расположена дальше, будет казаться меньше.

Мистер Чабби с точки зрения муравья, которого он перепрыгивает

В качестве упражнения, проверьте свои рисунки, и найдите те, в которых вы попытались достичь трехмерного эффекта, игнорируя эти правила. Теперь вы понимаете свои ошибки?

3. Усвойте концепцию направляющих линий

Стороны куба обычно понять довольно просто, но объекты, которые мы рисуем, очень редко имеют столь четкую и аккуратную конструкцию. Они, в основном, являются чем-то вроде усреднения между сторонами, как показано здесь:

Однако концепция сторон может быть использована в качестве основы для куда более полезного метода представления вращения. Я не знаю, есть ли у него какое-то профессиональное название, поэтому давайте пока называть этот метод направляющих линий . Их цель заключается в том, чтобы убедить ваши глаза, что вы смотрите на повернутую форму, а не на плоский набор линий.

Давайте использовать цилиндр в качестве примера. Это удлиненная форма с кругом в основании. В большинстве видов цилиндр выглядит, как прямоугольник, но на виде сверху (3) и виде снизу (4) он выглядит, как круг. Это важно!

  • А: это ваш уровень глаз (прямо перед вами). Здесь круг лежит параллельно вам, поэтому вы видите лишь один его край - круг выглядит как линия .
  • В: чем выше цилиндр поднимается над уровнем ваших глаз сверху - кругом. Линия закругляется к верху .
  • С: чем ниже цилиндр опускается от уровня ваших глаз , тем больше он стремится стать видом снизу - кругом. Линия закругляется к низу .

Это работает и с боковыми видами, если цилиндр расположен горизонтально:

Это именно то, что происходит с любыми формами с, грубо говоря, круглым сечением, как, например, тело Мистера Чабби:

Этот мистический ракурс, о котором вы, возможно, слышали, есть не что иное, как изменение между двумя видами - изменение длины сторон, описанное в правиле 4 (смежные стороны).

Лицо Мистера Чабби не совсем плоское, поэтому длина B усреднена

Когда вы хотите нарисовать направляющие линии на стороне формы в каком-либо промежуточном виде, представьте, как край, который вы пытаетесь нарисовать, выглядит в двух видах, между которыми вы находитесь. Он будет настолько промежуточным, насколько вы видите:

  • Если вид - это «вид спереди, слегка повернутый вправо », направляющие линии будут слегка закругляться вправо , и вид спереди будет слегка укорочена .

В качестве напоминания: при вращении объекта вправо, вы показываете его левую сторону

  • Если вид - это «вид спереди, сильно перемещенный вниз », направляющие линии будут сильно закруглены к низу , и вид спереди будет сильно укорочен .

Основное правило может быть описано вот так:

Если вы хотите быть уверены в том, что вы рисуете кривые правильно, всегда рисуйте эллипс полностью - потеря симметрии послужит сигналом о том, что вы потеряли точность.

Рисуйте «внутреннюю» половину эллипса более тонкими линиями, и вы непременно увидите глубину

Если вы наблюдали внимательно, вы могли заметить еще одну кривую на Мистере Чабби, которая не подчиняется правилам, которые мы описали. Это потому, что мы говорили о цилиндре, а Мистер Чабби полностью закруглен. Не волнуйтесь - в данном случае нужно добавить всего одну вещь, и она происходит из того, что мы уже знаем.

Цилиндр имеет только одно круглое сечение, а у сферы круглых сечения три - и все перпендикулярны по отношению друг к другу. Это значит, что если одно из сечений вы видите, как круг, остальные будут выглядеть, как прямые линии.

Вот поэтому у Мистера Чабби существует не один набор линий. Давайте посмотрим поближе:

  • До тех пор, пока мы вращаем объект по одной оси, его направляющая линия не будет меняться (здесь: вертикальная голубая линия).
  • А: это уровень глаз . Синий овал 1 здесь просто линия . Голубой овал тоже просто линия , а кривые 2 и 3 вместе составляют круг ; они являются центральным овалом верхней нижней части соответственно.
  • В : это вид снизу : центральный овал нижней части здесь выглядит как прямая линия , и так как голубой овал все еще выглядит как линия , последнему из овалов, 1 , достается весь периметр .
  • С : это вид сверху . Центральный овал верха выглядит на этом виде, как прямая линия , и так как голубой овал все еще выглядит как линия , последнему из овалов, 1 , достается весь периметр .
  • Между фазами овалы меняются местами, превращаясь из линий в кривые , точно как в случае с цилиндром

Выделите время, чтобы понять эту схему. Попытайтесь вращать сферу в своем воображении и сравнить ее с телом Мистера Чабби.

На самом деле, есть одна проблема с трехсторонним видом. Круг, который мы видим в этом виде, не только укорочен вертикально и горизонтально, но также как бы немного повернут. Вместо того, чтобы пытаться понять, как его вращать, просто запомните это: у эллипса есть две пары длинных кривых (1) и две пары более скругленных кривых (2).

Чувствуете, как ваш мозг дымится? Сделайте перерыв и поищите направляющие линии в своем окружении!

Направляющие линии способны изменить плоский контур в целый набор разных форм.

4. Анализируйте и практикуйтесь до тех пор, пока это не станет очевидным

ОК, теперь вы знаете правила, но кажется, что у них больше общего с математикой, чем с реальностью. Чтобы действительно понять, как их использовать, вы должны их почувствовать, а для этого нет лучшего упражнения, чем рисование.

Найдите набор изображений объектов, которые мы будем использовать как источник, сперва пусть это будут простые объекты. Распечатайте их на одной странице, немного светлее (вы можете понизить непрозрачность изображения или изменить его яркость в настройках принтера). Проанализируйте: где стояла камера, которая засняла это фото? Она сверху объекта или снизу? Тогда, как должны быть закруглены направляющие линии, вверх или вниз? Сильно или слегка?

Когда сомневаетесь, возвращайтесь к моему объяснению правил и постарайтесь увидеть их на практике. Не используйте линейку или другие предметы; старайтесь рисовать линии свободно, с расслабленной рукой. Рисуйте их без усилий, а затем усильте контуры. Вы также можете поэкспериментировать, и намеренно нарисовать искаженные линии, а затем посмотреть, что случится с вашим восприятием объекта.

Когда вы чувствуете, что готовы, вы можете попробовать и более сложные объекты. Рисуйте линии на них, а затем попытайтесь перерисовать те же объекты в других позах.

От форм к линиям - на практике

Возможно, сейчас вы немного запутались - сначала я говорю, что не стоит начинать рисунок с линий, а потом даю вам целую кучу запутанных правил, которые ведут к…большему количеству линий. Позвольте мне объяснить.

Я упоминала ранее, что существует два способа рисования. Для рисования по воображению нам всегда следует использовать второй способ: начинать со случайных линий, и ждать, пока наше сознание их узнает. Тем не менее, рисование формами добавляет сюда еще один этап. Вы не начинаете рисование с линий, которые будут частью конечного результата - вы набрасываете форму , и ждете, пока ваше сознание ее не узнает. Когда формы вами установлены, вы можете спокойно добавлять детализирующие линии, зная, что они будут выглядеть хорошо, что бы ни случилось!

Давайте посмотрим, как это работает!

Шаг 1

Начните с набрасывания основной идеи. Пока вам не нужно использовать направляющие линии, но учитывайте правила сторон.

Шаг 2

На минуту задумайтесь о том, какие виды форм представляет собой ваш набросок. Как они повернуты? Вы можете определить поворот при помощи простых скрещенных направляющих линий.

Шаг 3

Когда основа готова, вы можете добавить оставшиеся части тела, согласно направляющим линиям основы. Конечно, простое знание форм не сделает анатомию животных очевидной. Вам необходимо провести некоторое время, анализируя изображения настоящих животных, и попытаться сконвертировать их в простые формы. Как только вы их запомните, вы сможете нарисовать животное по воображению!

Шаг 4

Теперь пришло время для «нормального» рисунка. Вы можете добавлять детали, не задаваясь вопросом, куда их нужно добавлять, или как они изменятся при повороте.

Обратите внимание, как шерсть указывает на некоторые направляющие линии

Заключение

Видите ли вы, как формы, которые хоть и с трудом поддаются объяснению, облегчают процесс рисования? Несомненно, сейчас это все может выглядеть слишком запутанным, но правда в том, что вы работаете с формами каждый раз, когда вы пытаетесь рисовать реалистично. Вы просто не знаете об этом, поэтому вы стреляете наугад. Неудивительно, что это сложно!

Это нормально, если вы чувствуете себя перегруженными этой информацией, но не сдавайтесь! Выделите необходимое время и учитесь шаг за шагом; не нужно пытаться все это понять за один присест. Вам показали секрет всех великих художников - не отрицайте его, только потому, что он сложный. Медленно применяйте его к вашему способу рисования и возвращайтесь к уроку каждый раз, когда у вас появляется вопрос, требующий ответа.

Новый год — это новые рисунки и чтобы помочь вам сделать этот год творчески плодотворным, мы собрали 14 лучших советов по рисованию для достижения потрясающих результатов.

Рисуйте вверх ногами

Рисование вверх ногами помогает избавиться от плохой привычки, присущей большинству начинающих художников – мы зачастую рисуем то, что, как нам кажется, мы видим, а не то, что есть на самом деле.

Например, рисуя портрет, дети часто рисуют длинные волосы в виде двух линий по обе стороны лица – они изображают то, что им известно о волосах, а не их реальные свойства – то, как волосы ниспадают на затылок, частично прикрывают лицо и плечи и т.д.

В следующий раз, когда возьметесь рисовать с фотографии, переверните её. Новая перспектива поможет вам быть более точным.

Свет мой, зеркальце, скажи…

Этот совет похож на предыдущий. Проверяйте свой рисунок время от времени в зеркале – это освежит вашу перспективу и поможет обнаружить ошибки. Например, проверяя портрет, стоит обращать внимание на симметрию лица. Ноздрю слишком большого размера намного легче заметить, когда смотришь на зеркальное отражение. Если вам нужны дополнительные аргументы, то знайте – этим приемом пользовался сам Леонардо да Винчи.

Экспериментируйте с разными материалами

Долгое время я рисовал только ручкой, будучи убежден, что это мой стиль и единственный доступный мне способ. Несколько неудачных попыток рисовать карандашами оттолкнули меня от дальнейших экспериментов с графитом. Тем не менее, когда я наконец отважился взять один из тех карандашей – они придали моим рисункам мягкий эффект, которого я никогда не мог достичь ручкой.

Теперь для разительного эффекта я беру ручку, а для чего-то более деликатного – карандаш. Что подводит нас к следующему совету…

Заточите карандаши

Воздайте должное своему творчеству и держите карандаши всегда в заточенном, готовом состоянии.

Лепка

Если вы боретесь со светом и тенью в картине, возьмите немного модельной глины и слепите форму вашего предмета рисования. Он не должен быть идеальным – идея заключается в том, чтобы помочь вам понять, как форма выглядит с разных углов и как свет отражается от ее поверхностей для создания светотени.

Световой рельеф

Рисунки имеют плоскую природу, но это правило можно нарушить. Превратите свои рисунки в карту при помощи контурных линий – линий, обозначающих рельеф. Например, если вы рисуете лицо, самой «высокой» точкой будет кончик носа, поэтому начните рисовать отсюда небольшую форму нос, затем расширяйте рисунок вокруг. Близкие друг к другу линии обозначают крутой уклон (например, нос), а далеко стоящие линии обозначают пологий уклон (например, щеки).

После окончания у вас получится что-то напоминающее книжку-раскраску. Если хотите, заполните эти участки соответствующими цветами и тенями и у вас получится рисунок с трехмерным эффектом.

Метод сетки

Сохранение пропорций – одна из самых сложных задач при срисовывании изображения. Чтобы облегчить ее, нанесите квадратную сетку поверх эталонной картины и еще одну на чистый лист бумаги.

Используйте карандаш светлого оттенка, чтобы сетку можно было затем стереть. Если эталонный рисунок совпадает по размером с вашей бумагой, обе сетки должны быть идентичными. Если же он больший или меньший, то сетку нужно соответствующим образом отмасштабировать, чтобы соотношение сохранилось: например, если вы копируете изображение размером A5 на бумагу А4, то на первом изображении (А5) нужно нарисовать сетку с шагом в 1 см., а на бумаге сетку с шагом в 2 см, чтобы рисунок получился точно в два раза больше.

Всю жизнь мы чему-то учимся, комплексным навыкам, можно так выразиться. Например, умение ходить, читать, водить машину, кататься па лыжах, коньках. Как мы начинаем учиться ходить или читать, рисование складывается из нескольких навыков, овладев ими, вы способны делать потом всю жизнь.

Практика в рисовании, совершенствование техники, умение нарисовать то, что находится у вас перед глазами, не являются собственно навыками рисования. Это навыки восприятия: восприятие очертаний; восприятие пространства; восприятие пропорций; восприятие света и тени; восприятие целостного образа.

Мое рисование началось с поступления в художественную школу, до этого у меня не было особого желание рисовать. Я, как и все мальчишки бегал в спортивную секцию, ходил с мамой на уроки музыки, в прочем к игре на пианино у меня тоже были склонности, говорил мой учитель. Несколько раз бросал поначалу художественную школу, особенно в сентябре, но со временем, втянулся, и навыки детского рисования воплощаю сейчас, учась в университете.

Существует множество технических приемов рисования - например, различные способы применения материалов и инструментов, используемых при рисовании. Но те пять навыков, обеспечивают требуемую тренировку восприятия для квалифицированного овладения способностью выражать свои восприятия с помощью рисунка.

Любой человек может научиться рисовать за короткое время. Можно за неделю интенсивных занятий приобрести основные навыки рисования. Навыки к чтению и рисованию становятся со временем автоматическими, так же как и рисование становиться потребностью, но это я о себе.

Начальное обучение зачастую настоящая борьба, сначала за овладение каждым из составляющих навыков, а затем за плавное соединение изученных компонентов. Я прошел эту борьбу в художественной школе. В один прекрасный день просто начнете рисовать как, например, однажды научились ходить, читать. Потом человек почти забывает о том, как учился читать, как учил таблицу умножения, как учился рисовать.

Пятый навык, восприятие целого, возникает в результате приобретения других четырех навыков. Последовательно, изучая один за другим, мы превращаемся в профессионального художника.

В процессе обучения рисованию человек одновременно учится управлять тем, как его собственный мозг обрабатывает информацию. Использования цвета при рисовании - это прекрасная переходная ступень к живописи.

Я определяю, что логической последовательностью для человека, изучающего рисование должно стать: линия, валер, цвет, живопись.

Применение линии приобретается за счет контурного изображения форм и пространств. Использование валера (искусство живописи тональный нюанс, тонкое различие одного и того же цвета по светлоте), осваивается через передачу света и тени. Применение цвета требует, прежде всего, способности чувствовать цвет. Эту способность невозможно приобрести, пока человек не научится чувствовать соотношение света и тени в процессе рисования.

С развитием навыков рисования наш мозг связывается со зрительным восприятием. Система зрения, вовлекающая в работу весь мозг, собирает зрительную информацию. Вся информация изменяется, интерпретируется и концептуализируется в зависимости от образованности человека.

Обучение восприятию через рисование, наделяет нас непосредственным зрением. Научившись рисованию, наш мозг подвержен сопереживанию, волнению. Жизнь становиться гораздо более насыщенной. Мы видим мир по-новому, можно сказать другими глазами.

В заключении приведу убедительный довод, мы должны научиться навыкам рисования, для того чтобы увидеть мир другими глазами.




Top