Как рисовать масляными красками: пособие для начинающих. Как получают краски

Приветствую вас, дорогие читатели!
В этой статье будем говорить про основы работы масляными красками. Безусловно это самая популярная техника в мире. Величайшие мастера живописи на протяжении веков изучали, улучшали и творили масляными красками.

Кстати, а знаете ли вы, когда появились первые краски на масле? Вероятнее всего вы подумали о 14-15 веке и… ошиблись. Так думают многие. Но вот совсем недавно ученые сделали … Откройте и вы эту новость!

Детализация картины тонким лайнером

Вполне логично, если и вы хотите начать свое творчество именно с масляных красок. И если раньше вы никогда этим не занимались, но очень хотите начать, стоит сначала узнать, что должно быть под рукой у начинающего художника и как начать рисовать масляными красками.

Как создать свой собственный набор художника?

  • Покупаем необходимые краски

Мой главный совет начинающим художникам: покупайте качественные краски сразу , не пытайтесь сэкономить! От дешевых красок польза не велика, зато головной боли будет уйма. Когда вы будете постоянно практиковаться, то сможете оценить качество ваших работ, которые напрямую будут зависеть от качества красок.

Совершенно не обязательно покупать большой набор, так как всегда остаются цвета, которые никогда не используются. Чтобы начать писать масляными красками, достаточно ограничиться несколькими отдельными тюбиками. Для выработки навыка, начинающему художнику рекомендуется иметь такую палитру:


Вообще же, палитра краскок состоит из 3-ех основных (первичных) , из которых путем смешивания получаются все остальные цвета (вторичные и третичные) И когда вы научитесь смешивать их, то поймете, как и из чего получается. Все вокруг нас, состоит только из красного, синего и желтого… Удивительно, не правда ли?

  • Выбираем кисти

Второй важный совет художникам- новичкам: будьте внимательными при покупке кистей! Осмотрите их, чтобы соединение (зажим) между ворсом и ручкой был максимально плотный. Поверьте, мало приятного в том, когда вылезает ворс из кисти и его все время приходиться снимать с влажного холста!

По опыту скажу, что хорошие кисти прослужат вам не один год , если они качественные и вы с ними правильно обращались.

Начинающим рисовать масляными красками я рекомендую начать с плоских и полукруглых плоских кистей. Достаточно приобрести 3-5 размеров.

Качественные кисти зачястую становятся любимыми

Со временем можно добавить в коллекцию ретушные, веерные и линейные кисти. В другой статье- подсказке вы можете подробнее узнать, какие кисти бывают по размеру, форме и

  • Подбираем разбавители и растворители

Чтобы разбавлять (разжижать) масляную краску до нужной консистенции, необходимо специальные жидкие вещества: в основном терпентин или очищенное льняное масло. Также многие художники пользуются «Тройниками» вспомогательными средствами для разведения краски. На рынке иностранных производителей имеются различные медиумы, которыми пользуюсь и я.

Важные вещи для каждого художника

Не рекомендуется для разбавки использовать растворители в чистом виде (уайт-спирит, скипидар), потому что они ломают структуру масляной краски и «крадут» ее блеск. Но растворитель вам все равно будет нужен для очистки кистей и других инструментов, а также запачканные руки от краски.

  • Покупаем палитру

Невозможно представить работающего художника над картиной, без палитры в руках! Эта полезная вещь выполняет несколько функций: на ней размещают краски, на ней смешивают краски, на нее крепятся масленки (специальные емкости) с разбавителями масляных красок.

Поэтому, чтобы правильно рисовать масляными красками и создавать множество оттенков, рекомендую обзавестись подходящей палитрой. Деревянной или пластиковой, большой или маленькой, квадратной или круглой.… Тут выбор за вами.

  • Готовим холст

В качестве основы для масляной живописи, чаще всего используют холст. К счастью, современный художник может купить готовый грунтованный холст на подрамнике.

Практически в каждом художественном магазине в продаже есть холсты разных размеров и из разных материалов: натуральные (лен, хлопок) и синтетика. Я же советую натуральные материалы, они более плотные и не сильно провисают со временем.

Если у вас есть желание подготовить холст самостоятельно, то для этого нужно подготовить подрамник и очень туго натянуть на нее ткань. Потом необходимо загрунтовать ткань, чтобы получился холст. Провисания холста обычное явление, поэтому после грунтовки нужно перетянуть холст чуть плотнее. Подробнее о том, как сделать холст своими руками

Готовим холст сами

Примечание: самой лучшая основа для холста – лен. Он бывает мелкозернистый, среднезернистый и крупнозернистый. От зернистости холста зависит мазок на поверхности. О выборе холста

  • Приобретаем мольберт

Конечно, научиться рисовать масляными красками можно и без мольберта, прикрепив холст к любой поверхности. Но все же с мольбертом намного удобнее: он устанавливается под нужным углом на уровне глаз и дает лучший обзор картины.

С мольбертом удобно не только писать, но и находить недочеты в работе, и сразу жеисправлять их. Мольберт- надежная подставка для вашей будущей картины! Они бывают разные по высоте и удобству, а также настольные мини- мольберты для маленьких размеров холстов.

  • Запасаемся вспомогательными аксессуарами

Вы уже подумали, где будут стоять ваши кисти? А где вы их будете мыть? Чем будете оттирать краску с рук и других принадлежностей? Обязательно запаситесь баночками, в которых будете мыть кисти, бумажными салфетками, старыми газетами и несколькими хлопчатобумажными тряпочками.

Эти важные мелочи всегда должны быть у вас под рукой, чтобы вы могли спокойно работать и сосредоточить свое внимание на картине, а не на материалах. Все это будет вам незаменимо в работе, чтобы очистить кисть или мастихин, или, например, снять с холста лишнюю краску и вытереть испачканные руки.

  • Другие важные материалы и принадлежности

Незаменимый инструмент для работы с маслом - мастихин! С его помощью удобно снимать излишек краски с холста и переносить его на палитру. А еще он оставляет восхитительно объемные мазки! В принципе, достаточно одного мастихина.

Но если вы решили научиться хорошо рисовать масляными красками и посвятить этому занятию много времени, лучше приобрести несколько таких инструментов разных форм и размеров.

Этюдник – специальный ящик для транспортировки красок и принадлежностей для живописи. Очень понадобится вам, если вы решите выйти писать маслом на природу или пленэр, как это еще называют (от французского Plain air – на открытом воздухе, на свежем воздухе)

Масленки — маленькие емкости с зажимом, с помощью которых они прикрепляются к палитре. Бывает двух видов: простая и двойная.

Еще один важный элемент - защитный лак. Готовую картину обычно покрывают лаком через 6-8 месяцев после завершения работы. Лак защищает картину от ультрафиолета, влаги и потемнения…. Ну, и еще ряд причин, зачем покрывать картину лаком. Кроме того, лак делает краски насыщеннее и ярче, придавая интенсивности красочному слою. Как покрыть картину лаком можно

Как начать правильно писать масляными красками, когда набор художника собран?

Итак, вы собрали все необходимое, грунтованный холст закрепили. Что же делать дальше? Начинайте писать!

Я знаю, что у многих начинающих художников возникает страх перед белым холстом , что то может пойти не так и все будет испорчено. Не бойтесь, ведь главное, просто начать! А вот как перестать бояться и начать писать картины, .

Можно начать с незамысловатого сюжета, что в голову придет… Например, мозаичный рисунок выбранными яркими красками, который состоит из разных фигур, форм и символов. Ну, как древнеегипетские, помните? А можно взять готовое изображение, и попытаться его скопировать на холст…

Начните рисовать — почувствуйте силу цвета!

Существуют . Самые распространенные их них - многослойная живопись и Алла-прима. В них написано большинство самых знаменитых полотен, хотя есть и множество других техник.

О них вообще и о правилах письма мы будем говорить подробнее в другой статье, сейчас же вам нужно начать, чтобы просто почувствовать краски, кисть и холст.

Кстати, знаете ли вы, что творческие люди обладают Почитайте, может вы от природы творец, просто об этом не догадывались!

Вот еще несколько советов:

  • Обустройте уголок для рисования в квартире. Света должно быть достаточно, чтобы работать днем без дополнительной подсветки. Именно в месте наилучшего естественного освещения ставим мольберт. Если естественного освещения недостаточно, воспользуйтесь дополнительным освещением, чтобы на мольберт хорошо падал свет.
  • Старайтесь наносить масляные краски ровно, добейтесь равномерности на холсте. Если очень хочется нанести второй слой, не торопитесь; иногда нужно дать время для того, чтобы первый слой просох.
  • Смешивайте краски! Экспериментируйте с оттенками. Помните, что белый делает любой цвет светлее, а черный - темнее, с их помощью легко добиться нужного оттенка теней и бликов. Но сильно не увлекайтесь черным и белым, так как белила титановые, например, делают некоторые цвета мутными, а черным цветом вообще редко пользуются в классической живописи. Хоть в продаже у каждого производителя имеется несколько черных оттенков. Альтернатива черному цвету может стать темный индиго… он мягче и нежнее на вид.

« Живопись - самое доступное и удобное из искусств» - Иоганн Гете, немецкий поэт, философ и мыслитель

Этих маленьких хитростей достаточно, чтобы начать рисовать масляными красками. Если вам понравится Арт-процесс и вы захотите вникнуть в него глубже, на более современном уровне, я с удовольствием поделюсь с вами своим опытом

Дополнительные Видео- советы:

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайтеваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Натуральная краска – в 10 раз дешевле! Очень толковая статья с личным практическим опытом!

Когда последний раз вы красили свой дом? :)

В этом году мне пришлось прочувствовать цену краски. И заодно прочувствовал, как система нас... “бережёт” от лишних знаний и этим кормится.

Задумал дом покрасить, которому уже 6 лет, а заодно мастерскую и гостевой дом. Пока не посерели. И как началось: баночка за баночкой, того не хватило, то не подошло. В результате, краска – вторая по крупности трата в этом сезоне – тысяч 20 рублей.

Я считаю, что это неразумно. Это как, если женщина покупает платье, если сама прекрасно шьёт, но ленится выкройку подходящую найти.

Одно дело на 20.000 рублей саженцев купить, семян, микоризы – это на века вложения! Или пруд на века выкопать. Или на 20.000 досок и кровли купить, чтобы веранду пристроить – лет 20 точно простоит.


А краска? Во-первых, существенно ничего в жизни не меняется. Во-вторых, краски лет на 5-7 всего хватает, затем она видом своим настроение портит.

Решил, что неразумно вкладывать деньги в незначимое. Тем более что краску можно делать самому. Более качественную, в любых количествах и очень дёшево!

Впервые о самодельной краске узнал от друзей в Ковчеге – они дом свой так покрасили. Прошло несколько лет и я созрел. Далее информация от них.

Здравствуй, Вадим!

Вот финский состав, который мы использовали и рецепт его приготовления. Откуда скопировал - уже не помню.


Финский рецепт краски

ПОМНИТЕ, как Том Сойер маялся, когда тетушка Полли заставила его красить забор? Оказалось, зря мы все тратим столько сил на окраску деревянных сооружений.

Практичные жители Финляндии установили, что масляная краска не способствует долговечности домов из древесины. Исследования показали, что под краской скапливается влага, создается оптимальная среда для развития микроорганизмов, разрушающих древесину.

Лучше применить наш финский состав, говорят они. Действительно такие дома, штакетники стоят десятилетия, не подвергаясь разрушению. Предлагаю и в России шире пропагандировать финский состав для окраски домов, строений, ограждений. Это позволит сэкономить миллиарды, лучше сохранить жилой фонд, хозпостройки. Финский состав, прямо скажу, находка для жителей села, садоводов.

Финский состав для окраски:

мука ржаная или пшеничная - 720 г
железный купорос - 1560 г
поваренная соль - 360 г
сухой известковый пигмент - 1560 г
вода - 9 л

Изюминка, как говорят, кроется в строгом соблюдении технологии приготовления финского состава. Сначала готовят клейстер. Берут муку, постепенно добавляют холодную воду с тем, чтобы довести муку до консистенции густой сметаны. Остаток от 6 л воды доливают в горячем состоянии. Теперь клейстер процеживают и ставят на огонь.

Постоянно помешивая, добавляют соль, затем железный купорос, сухой известковый пигмент. Теперь вливают остаток воды (горячей) для получения рабочего малярного состава.

Наносят на поверхность кистью в два захода. Расход раствора - 300 г на квадратный метр. Если же дом или штакетник был ранее окрашен масляной краской, ее полностью счищают. Грунтовка не требуется. Штакетник, обработанный финским составом, может простоять без ремонта до 20 лет.

Известно, что дома, окрашенные масляной краской, плохо пропускают воздух. Состав лишен этого недостатка. Целесообразно наладить выпуск комплектов финского состава с приложением инструкции. Польза будет всем.


Наш опыт:

Прочитали этот рецепт, вдохновились и решили попробовать. Железный купорос уже не продают в магазинах (или надо сильно искать), зато он был на «Птичьем рынке», в Москве. Наверняка, он есть на каких-то базах.


Полагаю, что любой человек, имея телефонный справочник и телефон, без труда справится с поиском купороса даже в небольшом городке (особенно если на ответ: «У нас купорос не продаётся», спрашивать: «Может быть, вы знаете - где продаётся?». Как правило, люди охотно делятся этой информацией).

Большей загадкой был для нас «известковый пигмент». Его искать пришлось немного дольше. Сначала нужно было понять, что это, дабы иметь возможность объяснить продавцам (они все, как один, переспрашивают: «Известь?» – «Нет» - «Мел?» - «Да нет же - пигмент. Известковый». – «А что это?»)


Как следует из самого названия пигмент – это добавка, задающая цвет смеси. Видимо, раньше пигмент был обычным товаром. Чаще всего он представляет собой мелко молотую цветную глину. Это, пожалуй, самый лучший и самый экологичный вариант. Я бы, например, избегал пигментов на основе оксидов хрома (зелёный) и так далее. Тем более, что они заметно дороже, чем молотые глины.

В итоге мы нашли какую-то базу в Подмосковье, торгующую пигментами. Сделали совместную покупку, собрав заказы по поселению.

Когда у нас были все составляющие - мы, по указанному рецепту, приготовили краску. Укутали ведро одеялом и покрасили горячей смесью дом, используя обычные кисти и разрезанные пластиковые канистры в качестве временной тары.

Примечания

1. Если на доме есть деревянные элементы, которым вы хотите оставить натуральный деревянный цвет - то не прикасайтесь к ним краской: от железного купороса дерево сразу же темнеет. Под краской этого не видно, но если смыть - то там будет древесина серого цвета (такого же, как и непокрытые старые доски).

2. Шляпки оцинкованных гвоздей потеряют цинковый слой (железо восстанавливается из купороса, окисляя цинк. Так что можно не покупать оцинкованные гвозди, а сразу простые железные, они дешевле).

3. Нужна солнечная погода во время покраски и пару дней после неё.

4. В дождь мокрая стена слегка мажется. Мы успокаиваем себя тем, что стены дома построены не для того, чтобы о них тереться в дождь:) (есть состав с добавлением олифы: пишут, что он не мажется).

5. Пошёл 7 год (на 2014), краска держится. В местах наиболее интенсивно поливаемых дождем появился эффект прозрачности и немного потерялся цвет. Зато видно текстуру дерева и это создаёт всё-таки, приятный вид. Во всяком случае - отнюдь не неряшливый (в сухую погоду стена выглядит красивей, чем в мокрую).

6. Покраска двухэтажного дома, размером 6х6 м в два слоя обошлась в 260р (двести шестьдесят рублей, и большая часть цены - пигмент).

Резюме.
В целом – результат хороший. Дом выглядит удовлетворительно. Летом 2014г. хочу перекрасить составом с льняным маслом.


Пару слов об олифе. Натуральная олифа это, чаще всего - натуральное льняное масло. Оно ещё называется техническим льняным маслом.

Льняное масло обладает одним эффектом, из-за которого его и используют для покрытия древесины: будучи нагретым и нанесённым на дерево - оно впитывается и высыхает, образуя прочный защитный слой. Высыхание происходит потому, что льняное масло содержит непредельные жирные кислоты (омега-3 и другие). Не все масла со временем высыхают, некоторые образуют невысыхающую и липкую на ощупь плёнку.

Все «обычные» олифы, продающиеся в магазинах, содержат в себе смесь растительных и синтетических масел. Сами по себе высыхают они хуже, чем разогретое льняное масло (либо не высыхают вовсе). Для того, чтобы малярам было удобно (чтобы не нагревать и потом не ждать пока высохнет) - производители добавляют в смесь масел специальные вещества (сиккативы), ускоряющие процесс высыхания масла.

К сожалению, наиболее частая и самая простая (дешёвая) добавка - соединения свинца. Поэтому олифу не рекомендуют к использованию внутри помещений.

Техническое льняное масло бывает не так просто достать, зато почти в каждом супермаркете есть обычное пищевое льняное масло, стоящее примерно 100р за пол-литра (есть и дороже, но зачем?). Может, повезёт купить и просроченное, если спросить у товароведа.

Покрытие пола

Есть и интересный опыт по покрытию пола льняным маслом с воском.


В кастрюле разогрел льняное масло, положил туда кусочек натурального пчелиного воска (на 0,5л масла - кусочек размером с полмизинца). Температуру масла определял, окуная в масло спичку. Если она начинает "шкворчать", значит пора красить. Кисть лучше использовать с натуральным ворсом, пластиковая будет плавиться. Если масло перегрето, то лучше подождать, чтобы остыло, потому что иначе и натуральная кисть «закучерявиться».

Масло наносится на поверхность не как при покраске, а втирается малыми количествами: чуть-чуть макаешь кисть и потом с усилием растираешь по как можно большей поверхности. Естественно, доски должны быть не только сухими и струганными, но и шлифованными, это снижает расход масла и делает поверхность более приятной на ощупь, практически глянцевой.

Работа по втиранию масла - хорошая физическая нагрузка:). Зато чем лучше вотрёшь, тем более качественным будет покрытие. Не стоит забывать и про температуру масла. Если остыло - надо снова подогреть (горячее масло глубже проникает в древесину).

Таким образом, я покрыл половину пола на втором этаже одним слоем. Спустя три года покрытие не только не вытерлось, но стало ещё более гладким и матово-глянцевым (промежуточный вариант между глянцем и простой матовой доской). Цвет древесины не изменился совсем.

Поскольку я покрыл только половину пола (тогда не успел, а потом - времени не было), то сейчас видна разница между покрытым и непокрытым полом. Покрытый выглядит так же хорошо, как и 3 года назад, даже, наверное, лучше, за счёт дополнительной полировки ногами. Непокрытый пол приобрел слегка сероватый блеклый оттенок (по сравнению с покрытым) и больше рассохся.

Это есть с чем сравнивать: с ничем не покрытым полом на веранде и полом на первом этаже, покрытым «яхтным лаком». Непокрытый пол немного сереет, а лак со временем трескается, царапается и вытирается (отчасти из-за мягкости ели), а трещины, царапины и вытертости – темнеют. И это происходит уже на 2-3 год эксплуатации.

Резюме:

Если б знал заранее – сразу бы весь пол покрыл разогретым льняным маслом с воском (правда, пока нет опыта наблюдения за покрытием в местах наиболее интенсивного абразивного износа, на веранде, в прихожей). Но пока что – это самый хороший и стойкий вариант, и очень недорогой.

«Яхтные лаки», видимо, более подходят для твёрдых сортов древесины. Но всё же он – трескается, пачкается, вытирается. Через 3 года вид уже неряшливый.

В тех местах дома, где редко ступает нога человека - можно оставить и просто деревянный пол. Со временем он несколько тускнеет, но это не проблема.

Мастер-класс от Елены Крючковой. Акрил - дорогой, масло - дорогое, еще и сохнет долго. Что, если вы хотите только попробовать что-то нарисовать на холсте? Всего одну картинку, ради которой не хочется выкидывать "бешеные тыщи" на краски, которые потом будут просто лежать без дела? Или вы только учитесь, или рисуете с детьми, или просто рисуете для себя. В любом из этих случаев на помощь приходит дуэт гуашь+клей ПВА.

Этому приему меня научили друзья-керамисты, и я долго пользовалась этой смесью и для рисования на холстах, и для росписи фигурок - да для чего угодно это можно использовать. Между прочим, говорят, что такой же смесью расписывают шкатулки с традиционными орнаментами.

После смешивания с ПВА гуашь становится более прочной, хорошо ложится на холст или другую поверхность, не обсыпается, еще и держит объем. И все это - на долгие годы (заглавная картина была нарисована 6 лет назад, и все еще никаких изменений).

При этом, если работа не получилась или надоела - открываем кран с горячей водой и за одну минуту все смывается почти бесследно. И холст не пропадает, а снова идет в работу.

Что понадобится:

  • клей ПВА
  • самая обычная гуашь - 9 или 12 цветов
  • стеки или какие-нибудь палочки для смешивания красок
  • то, на чем вы будете рисовать
  • кисти (я беру плоские, как для масла)
  • бумага или тряпка для вытирания кистей и стеков
  • палитра
  • вдохновение

Наливаем в ячейку палитры клей ПВА из расчета примерно 1 к 1 с краской, можно 1 к 2 - смотрите по объему, по густоте краски, лучше сначала поэкспериментировать с разными пропорциями.



Смешиваем с краской. Если нужно получить новый оттенок - то сначала намешиваем этот оттенок, а потом уже вливаем ПВА, потому что пока он не высох, он создает иллюзию более светлого цвета.

Получится вот такая объемная смесь - все, набираем на кисточку и рисуем.

Можно растирать ее по холсту тонким слоем, а можно класть объемно.

После высыхания: первая полоска слева гуашь без ПВА, посередине гуашь с ПВА объемная, справа, самая светлая гуашь с ПВА растертая (видите, насколько лучше выглядит смесь гуашь+ПВА? а та, что без клея, уже готова отваливаться).

Чтобы закрепить готовый рисунок, его можно покрыть дополнительным слоем ПВА или лаком (но если возьмете лак, то уже эту картинку водой не смоете).

А вот так холст выглядит после купания в горячей воде - просто легкий след краски, поверх которого можно снова рисовать:

Другие Мастер-классы из рубрики

Сегодня я покажу вам свой небольшой мастер-класс по декорированию кожаной обложки для паспорта в технике точечная роспись. Декорировать будем с помощью трафарета. Точечная роспись достаточно недавно получила широкую известность и популярность. Хотя история ее намного древнее, истоки ее ищите в древнем мире. Элементы точечной росписи применяли в своем творчестве австралийские аборигены, народы Африки и Индонезии.

Любая малярная работа начинается с составления проекта, подбора всех необходимых материалов и инструментов, подготовки стеновых поверхностей и т.д. Сегодня поговорим о том, как сделать масляные краски в домашних условиях, какие виды растительной основы для них выбора, на какие кисти обратить внимание и с помощью чего провести колорирование.

В момент, когда готовим материалы, очень важно понимать, какое масло добавить в краску чтобы получить оптимальный результат по цветовой композиции и текстуре. Актуальные профессиональные советы по этому поводу можно найти на предлагаемой страннице.

Тут же дана исчерпывающая информация по смешиванию цветов и выбору подходящего оттенка для решения той или иной дизайнерской и оформительской задачи. Ну и не обойтись без советов по поводу выбора малярных кистей.

Краска и олифа на основе масла

Для приготовления краски на основе масла употребляют растительные компоненты, добываемые из семян: льна, конопли, подсолнечника, рапса и др.; лучшим и прочным считается льняное масло. В малярном деле употребляется оно не сырым, а вареным, с прибавкой к нему некоторых веществ, придающих ему способность скоро твердеть и сохнуть на воздухе.

Приготовленное таким образом масло называется олифой, которая в городах и больших селениях имеется в продаже. Дома можно приготовить олифу следующим образом.

Навесить котел в безопасном от пожара и удобном для варки месте, влить в него требуемое количество льняного растительное масла для красок, прибавить на каждые 16 кг по 300 г сурику и 100 г умбры (если масло варится для желтой окраски пола или другого), подложить под котел дрова и варить масло на ровном жару. Когда масло будет кипеть, следует размешивать его палочкой и не давать пригорать ему к стенкам котла, отчего оно может сделаться темным, негодным для цветных красок, да и потерять способность к затвердению. Масло варится от 1-2 часов. Вполне сваренным считается масло тогда, когда:

  • оно издает неприятный запах;
  • когда усы гусиного пера или зеленая травка, опущенные в котел, быстро свертываются, как бы от огня;
  • когда капля масла, спущенная на руку, при растирании ее пальцем не маслится, а мылится, производя пену.

Приготовленная таким способом олифа должна иметь цвет светло-соломенный, или янтарный, в соединении с краской должна просыхать в 24-48 часов, не должна давать отлипа и должна сопротивляться жару и сырости Лучшая олифа получается из старого, отстоянного масла, когда оно варится в широком котле на легком жару и постоянно размешивается. Свежее масло требует более продолжительного кипения его, чем старое. После охлаждения приготовленную олифу сливают с осадка.

При кипении масла надобно зорко смотреть, чтоб пена его не выходила за края котла; от пламени огня пена может легко загореться и зажечь все масло в котле. Гасить его отнюдь не следует водой, а следует поскорее покрыть котел крышкой и снять его с огня. Крышка и крючья для снятия котла всегда должны быть приготовлены до варки масла.

Приготовленная дома олифа из лучшего масла и неспешно может быть по качеству выше находящейся в продаже, из неизвестно из какого масла и с какими примесями приготовленной. Во всяком случае купленную олифу следует подвергнуть испытанию.

Производство рабочего состава

Одной олифой покрывают разные плотничные и столярные изделия и тем охраняют их от сырости и придают им более или менее красивый вид. Но несравненно прочнее и красивее выходит, когда олифу смешают с хорошей краской и покроют ею тот или другой предмет несколько раз; смесь эту называют масляной краской и производство рабочего состава осуществляют следующим образом.

Перед тем, как сделать масляные краски, купленный в виде камня пигмент, или вообще твердый минерал разбивают молотком, толкут в ступке, растирают курантом на плите и просевают сквозь мелкое сито; купленную же в порошке только просевают. Просеянную краску сложат на плите в виде круглой грудки, в средине ее сделают углубление, нальют в него олифы столько, чтоб ею можно было замесить краску в массу, в которой могла бы стоять шпатля; тогда сложат эту массу с плиты в посудину и плиту вытрут дочиста. Из замешанной массы берут понемногу краски па плиту и растирают ее курантом, держа его обеими руками и кружа его по поверхности плиты.

Перед тем, как самому сделать масляные краски, размазанную по плите массу, равно и приставшую к куранту, той же шпатлей собирают на средину плиты и снова растирают, пока она вполне не соединится с маслом. Чем долее растирают краску на плите, тем она бывает прочнее в деле, то есть более сопротивляется сырости и менее выгорает. Вполне истертую краску переносят с плиты в ведерко, или в банку таким образом: соберут краску на средину плиты и приложат к ней шпатлю пластъю, и приставшую краску спустят со шпатли в приготовленную посудину тонкой палочкой, которую для этого держат сверх посудины. Для растирания красок имеются в продаже машинки.

Когда приготовленная краска не будет употреблена в дело в течение суток, тогда следует прикрывать ее слоем масла, которое потом пред употреблением краски сливать; оставленная же краска на несколько суток без масла может сверху засыхать и не годиться для дела.

Тертые масляные краски имеются в продаже в городах и в больших селах, только качество их более или менее сомнительно, так как неизвестно, из лучшего ли масла и высшего ли сорта белил и красок составлены они. Во всяком случае при покупке их следует быть осторожными и купленные исследовать.

Важно знать о том, какие кисти нужны для масляных красок, а выбрать их помогут советы профессионалов. Красят посредством кистей, которые имеются в продаже разной величины и достоинства. Одни кисти продаются весом, другие - поштучно; но те и другие требуют от маляра некоторого приспособления их к делу. Весовыми кистями называются перевязанные ниткой пучки ровной щетины весом в 400, 200 и 100 г; употребляются они для окраски больших поверхностей: полу, стен и крыш дома. Штучные кисти для масляных красок снабжены рукояткой и употребляются для окраски столярных вещей, шкафов, сундуков, также дверей, оконных переплетов и проч. Весовые кисти бывают разной, доброты, лучшими считаются те, которые собраны из белой длинной и ровной щетины. Такие кисти приспособляют к делу следующим образом.

Приготовят круглую рукоятку длины и толщины по величине кисти, вокруг конца первой уложат ровным слоем щетину и, отступя немного от верхнего края, перевяжут ее прочной тонкой бечевкой. Потом из крепкой бечевки делают несколько петель и, надев их на кисть, затягивают их возможно туже. Такими петлями обвязывают кисть далее половины ее. Для клеевой и водяной окраски приготовляют весовые кисти еще и другим способом: набирают длинной и жесткой щетины в легкий железный обруч и посредством ударов по столу выравнивают ее.

Потом приготовят круглую рукоятку, утолщенную с одного конца и доску, на которой просверлят несколько разных дыр, подходящих к толщине рукоятки; тогда подыщут кусок старой подошвы и сделают на ней дыру, равную тонкому концу палки. Вставив в кисть рукоятку тонким концом, проденут ее в меньшую дыру кожи и доски и начнут ударять молотком по толстому концу ее, и по мере надобности переставлять рукоятку с кожей из меньших по размеру в большие дыры; когда толстый конец рукоятки сравняется с обручем, тогда подровняют щетину, и кисть готова.

И небольшие покупные кисти с рукоятками также требуют со стороны маляра некоторого приспособления для работы. Их необходимо перевязать прочной голландской ниткой на две трети, потому что в купленных кистях щетина, имея малую перевязь, бывает длинна и неудобна для крашения ею. Перевязку эту делают таким образом. Купят довольно длинную пробку, равную по толщине концу рукоятки, вставленному в кисть, прикрепят ее к рукоятке проволочным гвоздем и прочной голландской ниткой перевязывают кисть, начиная сверху до конца пробки посредством петель, окончательно закрепляют бечевку на рукоятке сверх кисти. Перевязь эта препятствует сползанию щетины и делает кисть более твердою и вполне годною для равномерного покрывания краской известных предметов.

Прочное устройство кистей и содержание их в порядке главное условие для успешного производства малярной работы. Самого лучшего материала и самого прочного устройства кисть можно испортить после одного употребления ее в дело, если только после оного кисть не будет тотчас надлежащим образом промыта теплой водой с мылом и вполне просушена. При обиходе же кисти могут служить очень долго. Чуть засохла кисть с краской, должно промыть ее скипидаром; волосяные кисти, употребляемые для клеевой окраски, после промывки скипидаром смазывают еще салом и завертывают в бумагу. В таком виде кисть не портится очень долго. Пред употреблением в дело обертывают кисть серой бумагой, прикладывают ее к горячему железу, причем все сало растапливается и впитывается в бумагу. При постоянном употреблении кисть с масляной краской на ночь сохраняют под водой или же погружают ее в краску, но ежедневно не промывают.

Грамотный подбор краски для стен по цвету

Очень важен профессиональный подбор цветов краски, поскольку от их сочетания зависит общее настроение и стиль. Для окраски полов в домах употребляется охра, желтая краска разных оттенков; лучшей считается французская охра. Для окраски окон и дверей в белый цвет употребляются преимущественно белила № 0, 1, 2 и крем-шифервейс, в желтый цвет-светлая охра, в коричневый - умбра и мумия. Грамотный подбор краски для стен по цвету начинается с определения общего стиля помещения и согласуется с заранее составленным проектом.

Для окраски стен в белый цвет употребляют белила, в серый - цинк-грау и цементную или же дикую -составную. В синий цвет - берут ультрамарин, берлинскую лазурь; в желтый - охру светлую, крон. Для зеленого цвета берут цинковую зеленъ и зеленую киноварь; для красного-мумию, сурик железный и сурик свинцовый. Для окраски крыш в зеленый цвет требуется медянка французская яр и цинковая зеленъ; в красный - сурик железный, сурик, мумия французская, черлядь, тот же сурик употребляется и при окраске баков для воды.

Из названных красок можно получить и другие цвета, смешав их одну с другой. Для окраски в серый цвет к белилам прибавляют немного сажи; голубой получают чрез прибавку к лазури и ультрамарину белил. Светло-зеленый цвет получают от прибавки белой краски к зеленой. От соединения синей краски с желтой получаются разные зеленые цвета.

Приготовив кисти и краску для известного дела, осуществив подбор цвета краски, подготовляют назначенные для окраски предметы. Подготовка эта состоит в том, чтоб все назначенное под окраску было совершенно сухо и очищено от пыли, копоти, грязи, ржавчины и старой краски; очистку производят щетками, кистями и стальными скребками, которыми стараются действовать осторожнее, чтоб острыми углами их не сделать на ровной поверхности повреждений. Для успешной очистки старую клеевую краску слегка водой смачивают; масляную же окраску моют крепким щелоком.

На деревянном полу старую окраску выжигают: горячим углём на железном листе, передвигая его с одного места на другое по мере надобности, или же скипидаром, покрывая им кистью уцелевшие места краски и зажигая его; в том и другом случае поступают осторожно и обгоревшую краску поскорее снимают скребком. Но так как и для новых построек часто употребляется суковатый лесной материал, и обрабатывается он мастерами спешно, да и не всегда острыми инструментами, то на поверхности полов, стен и крыш получается довольно сучков и углублений, мешающих ровной и прочной окраске их. Осуществляя подбор цветов краски для стен, потолков и прочих поверхностей следует учитывать, что необходима более интенсивная укрывания сила именно на таких местах.

К смолистым сучкам плохо пристает краска; в углублениях она ложится толстым слоем и долго не засыхает. Тогда маляру следует более смолистые и выдавшиеся сучки несколько порубить стамеской, чтоб поверхность их сделать шероховатой, способной держать краску, углубления же значительные заделать плотнику или столяру деревом, незначительные -подмазать прочной замазкой.

Подготовленную указанным способом поверхность можно выкрывать краской за несколько раз и достигать того, чтобы на ней образовался самый твердый слой краски, охраняющий ее от сырости, жару и прочих вредных воздушных влияний.

Магазин-витрина товаров ручной работы

Как сделать краски своими руками. Как сделать заменитель акриловых или масляных красок

Мастер-класс от Елены Крючковой. Акрил — дорогой, масло — дорогое, еще и сохнет долго. Что, если вы хотите только попробовать что-то нарисовать на холсте? Всего одну картинку, ради которой не хочется выкидывать «бешеные тыщи» на краски, которые потом будут просто лежать без дела? Или вы только учитесь, или рисуете с детьми, или просто рисуете для себя. В любом из этих случаев на помощь приходит дуэт гуашь+клей ПВА.

Этому приему меня научили друзья-керамисты, и я долго пользовалась этой смесью и для рисования на холстах, и для росписи фигурок — да для чего угодно это можно использовать. Между прочим, говорят, что такой же смесью расписывают шкатулки с традиционными орнаментами.

После смешивания с ПВА гуашь становится более прочной, хорошо ложится на холст или другую поверхность, не обсыпается, еще и держит объем. И все это — на долгие годы (заглавная картина была нарисована 6 лет назад, и все еще никаких изменений).

При этом, если работа не получилась или надоела — открываем кран с горячей водой и за одну минуту все смывается почти бесследно. И холст не пропадает, а снова идет в работу.

  • клей ПВА
  • самая обычная гуашь — 9 или 12 цветов
  • стеки или какие-нибудь палочки для смешивания красок
  • то, на чем вы будете рисовать
  • кисти (я беру плоские, как для масла)
  • бумага или тряпка для вытирания кистей и стеков
  • палитра
  • вдохновение

Наливаем в ячейку палитры клей ПВА из расчета примерно 1 к 1 с краской, можно 1 к 2 — смотрите по объему, по густоте краски, лучше сначала поэкспериментировать с разными пропорциями.

Смешиваем с краской. Если нужно получить новый оттенок — то сначала намешиваем этот оттенок, а потом уже вливаем ПВА, потому что пока он не высох, он создает иллюзию более светлого цвета.

Получится вот такая объемная смесь — все, набираем на кисточку и рисуем.

Можно растирать ее по холсту тонким слоем, а можно класть объемно.

После высыхания: первая полоска слева гуашь без ПВА, посередине гуашь с ПВА объемная, справа, самая светлая гуашь с ПВА растертая (видите, насколько лучше выглядит смесь гуашь+ПВА? а та, что без клея, уже готова отваливаться).

Чтобы закрепить готовый рисунок, его можно покрыть дополнительным слоем ПВА или лаком (но если возьмете лак, то уже эту картинку водой не смоете).

А вот так холст выглядит после купания в горячей воде — просто легкий след краски, поверх которого можно снова рисовать:

Как сделать масляные краски самостоятельно

Для начала необходимо купить или изготовить самостоятельно пигмент. Пигменты бывают натуральные, т.е. перетертые из каких-либо минералов, и синтетические — созданные в лабораторных условиях. Какие лучше брать — вопрос спорный, поскольку и у одного и у другого типа есть как приверженцы, так и противники.

В любом случае, пигмент не должен содержать излишне крупных частиц, поскольку это все в конечном итоге отразится на качестве полученной краски.

В качестве связующего элемента используется масло. В зависимости от желаемого эффекта можно использовать различные масла.

Так, к примеру, льняное, тунговое и конопляное масла способствуют быстрому высыханию краски, образуют прочную пленку.Также они нерастворимы в органических растворителях.

Маковое и соевое масла высыхают гораздо медленнее. Полученная пленка частично растворяется органическими растворителями, размягчается и плавится при нагревании. Стоит отметить, что маковое масло желтеет меньше остальных, в результате чего отлично подходит для белил.

Масла, вроде оливкового вообще не высыхают полностью, поэтому с их использованием надо быть крайне аккуратными.

Однако есть также масла, которые вообще не образуют пленку и не высыхают. К таким относится касторовое масло.

При изготовлении краски надо учитывать, что ее нельзя делать слишком жидкой, как и излишне густой.

Стоит отметить, что самостоятельно изготовленные масляные краски обходятся значительно дешевле магазинных.

На фото ниже показан процесс изготовления красок на основе пигмента из лазурита.

Необходимые разговорные фразы на английском

Музыка в дорогу

Действительно ли так вредна лапша «Доширак»?

Космическая миссия к Юпитеру расскажет нам историю происхождения Земли

Опасности для вашей кожи, о которых вы не догадываетесь

Коллекция книг о живописи и искусстве

Для учащихся в художественных учебных заведениях

  • Предисловие
  • Применение различных материалов в пейзажной живописи
  • Основа под живопись
  • Холст
  • Подрамник
  • Натягивание холста на подрамник
  • Увлажнение холста
  • Проклеивание холста, 1 часть
  • Проклеивание холста, 2 часть
  • Грунтовка холста, 1 часть
  • Грунтовка холста, 2 часть
  • Грунтовка холста, 3 часть
  • Грунтованные холсты фабричного изготовления
  • Холст на картоне
  • Картон
  • Текстолит
  • Фанера
  • Доски
  • Тонирование грунта
  • Масляные художественные краски
  • Белые красящие вещества
  • Жёлтые красящие вещества
  • Красные красящие вещества
  • Синие красящие вещества
  • Зеленые красящие вещества
  • Фиолетовые красящие вещества
  • Коричневые красящие вещества
  • Черные красящие вещества
  • Палитра красящих веществ
  • Масла, применяемые при изготовлении красок
  • → Способы самостоятельного приготовления масляных красок
  • Выбор красок
  • Смешивание красок
  • Корпусные и лессирующие краски
  • Краски для работы при сильном морозе
  • Разжижители масляных красок
  • Художественные принадлежности
  • Рисунок и его значение в пейзажной живописи
  • Материалы для рисунка, часть 1
  • Материалы для рисунка, часть 2
  • Материалы для рисунка, часть 3
  • Техника рисунка
  • Рисунок в творчестве некоторых известных художников
  • Этюд, часть 1
  • Этюд, часть 2
  • Техника современной пейзажной живописи

Способы самостоятельного приготовления масляных красок

Живописные масляные краски состоят из тонко измельченного красящего вещества и связующего вещества — масла. Красящее вещество придает краскам цвет, а связующее связывает частицы красящего вещества в единое целое и удерживает их на поверхности; благодаря ему краски, высыхая, образуют прочные и стойкие красочные пленки.

Качество масляных живописных красок зависит как от чистоты красящего вещества и степени его измельчения, так и от качества связующего вещества — масла.

Чистота цвета, неизменяемость его тона при высыхании и отвердевании красочного слоя, прочность, стойкость, прозрачность и блеск слоя живописной масляной краски находятся в прямой зависимости от качества связующего вещества краски — масла.

Не всегда бывает возможно приобрести необходимую масляную краску, полностью отвечающую всем требованиям к ней живописца в отношении как цвета, так и высыхания образующегося слоя и сохранения им прозрачности, глянцевитости, блеска, а главное, полной неизменяемости первоначального цветового оттенка. Но художник, имея сухие красящие вещества, в особенности природные, из местных месторождений, может сам сделать необходимую ему краску.

Масляные краски приготовляются посредством смешения тонко измельченного сухого красящего вещества с облагороженным маслом и последующего перетирания смеси курантом на каменной доске или на краскотерке до тех пор, пока вся масса не станет совершенно однородной и все частицы красящего вещества не будут смочены равным количеством масла.

Однако, прежде чем стирать отдельные красящие вещества с маслом, необходимо провести некоторые подготовительные операции.

Натуральные земляные и природные минеральные красящие вещества сначала высушивают, а затем измельчают. Измельчение очень твердых веществ надо производить в каменной или в медной ступке. Многие красящие вещества (охры, земли), а также измельченные в ступке минеральные красящие вещества твердых пород (киноварь, лазуритовая лазурь и др.) следует всыпать в сосуд с чистой водой, взболтать и осторожно слить в другой сосуд. Взмученному таким образом веществу надо дать отстояться. При этом мельчайшие частицы его осядут на дно. После этого их высушивают на воздухе, насыпав отмученное красящее вещество тонким слоем на дощатый лоток с бортами. Оставшиеся крупные частицы снова измельчают посредством растирания в смеси с водой на каменной плите. Искусственные красящие вещества обычно бывают достаточно тонко измельчены и нет надобности измельчать их дополнительно. Надо только проверить, не загрязнены ли они посторонними примесями. И если это так, необходимо либо просеять их через мелкое сито, либо произвести отмачивание.

Каменная плита и курант, имеющий форму узкого конуса, выделываются из твердых пород камня: гранита или порфира. Мягкие породы камня, например мрамор и известняк, здесь непригодны, так как при растирании на них красок поверхности стираются и образующаяся при этом каменная пыль смешивается с краской и загрязняет её.

Плита и основание куранта должны иметь совершенно ровную и гладкую поверхность, обеспечивающую хорошую захватываемость красочной массы при её перетирании.

Перетирание красочной массы на плите начинают с того, что на ее поверхность насыпают сухое красящее вещество, предварительно очищенное от различных загрязнений и примесей. В него добавляют немного масла и перемешивают шпателем до тех пор, пока не образуется густая однородная масса, которую затем перетирают курантом. Понемногу в эту массу добавляется остальное масло. Перетирание следует производить, делая равномерные кругообразные движения курантом. Время от времени растекающуюся красочную массу собирают шпателем о плиты и вновь перетирают.

При стирании красок надо иметь в виду, что каждое красящее вещество требует определенного количества масла. Его надо заранее отмерить и затем постепенно вводить в пасту в процессе её перетирания. Ниже приводим таблицу соотношения весовых частей масла, красящего вещества и отбеленного пчелиного воска.

Некоторые красящие вещества, например краплаки и берлинская лазурь, плохо смешиваются с маслом, поэтому к ним прибавляют некоторое количество глинозема, тщательно с ним смешивают, а еще лучше, если осаждают красящее вещество на глинозем и только после этого смешивают его с маслом.

Соотношение частиц масла, красящего вещества и отбеленного пчелиного воска в живописных масляных красках:

Отдельные красящие вещества, например ультрамарин, нельзя хорошо стереть только с одним маслом, так как полученная при этом паста липнет, тянется нитями, плохо ложится на грунт. При стирании такого рода красок надо добавить в масло небольшое количество воска или воскового раствора, приготовив его посредством растворения натурального пчелиного воска в скипидаре и последующего смешения с подогретым маслом. Воск необходимо предварительно выбелить. Для этого его мелко настругивают и выставляют, ничем не прикрывая, на две-три недели на солнце. Отбеленный воск растворяют в горячем скипидаре до тех пор, пока он не разойдется в нем полностью, и в виде горячего раствора вводят в красочную пасту при ее перетирании. На 100 весовых частей масла надо взять 27 частей скипидара и 7 частей отбеленного воска.

В тех случаях, когда художник по тем или иным причинам не в состоянии сам изготовить краски, а качество готовых фабричных красок его не удовлетворяет, можно заменить в готовых масляных красках фабричное масло своим, облагороженным маслом. Делают это следующим образом: открывают нижний конец тубы и выдавливают из нее всю красочную пасту на кусок картона; дают пасте в течение 6—10 часок обезмаслиться, а затем снимают ее с картона шпателем, тщательно перетирают на палитре или стекле с облагороженным маслом и помещают обратно в тубу. При этом необходимо внимательно следить за тем, чтобы перетираемые краски имели соответствующую консистенцию. Дело в том, что не все красящие вещества требуют одного и того же количества масла: одним из них его нужно больше, а другим меньше.

П. П. Кончаловский, перетирая свои краски с облагороженным маслом, руководствовался следующей нормой соотношения сухого красящего вещества и облагороженного масла:

Перетирая краски на облагороженном масле, надо брать для красок светлых тонов только подсолнечное масло, которое при высыхании совершенно не желтеет, а для красок темных тонов — льняное, которое, высыхая, немного желтеет. Необходимо также помнить, что перетирать краски можно только на облагороженных маслах достаточно жидкой консистенции, а не на сильно загустевших.




Top