Как сдать егэ по литературе. Как сдать ЕГЭ по литературе: особенности, требования и рекомендации

При поступлении в ВУЗ абитуриенту необходимо сдавать ЕГЭ состоящий, как правило, из 4х или 3х предметов. При этом экзамен по русскому языку сдается во всех ВУЗах и на все специальности. Также один экзамен профильного для специальности предмета. В некоторых ВУЗах это литература.

Сложности сдачи ЕГЭ по литературе

Сложностью этого предмета является большое внимание на творческие задания и владение большим количеством информации. Для успешной сдачи экзамена по литературе, необходимо изучить довольно большое количество произведений. В кодификаторе ЕГЭ указаны 150 стихотворений, 11 романов, 6 пьес, 4 повести, 10 поэм, около 20 рассказов. Все эти произведения должны быть прочитаны и проанализированы. Так как в вопросах ЕГЭ будет минимум заданий базового уровня и большая часть творческих заданий. Анализируя произведение обязательно нужно привязывать его к историческим событиям и времени, в которое писал поэт. Эти факты обязательно будут присутствовать в экзаменационных вопросах. Используйте несколько источников информации, не только книги и учебники, но и видео-уроки. Это поможет Вам отдохнуть, если вы устали от чтения, лучше запомнить, активируя слуховую память.

Проверенные секреты для лучшего запоминания

Запомнить имена всех героев и все события, кажется, не простой задачей. В этом поможет несколько приемов для лучшего запоминания:

- Прием визуализации . Представляйте все в картинках, наиболее ярких красках, можно даже добавлять свои мелочи, которые сделают полученную информацию более эмоциональной и интересной для Вас. Информация, которая сопровождается какими либо эмоциями намного больше врезается в память, чем скучный текст, который Вас ничем не зацепит.
- Еще один прием помогающий добавить красок в текст - делать зарисовки , в таком случае Вы полноценно задействуете зрительную память.
- Прием ассоциации . Ассоциируйте себя и не безразличных Вам людей с героями произведений. Во время прочтения представляйте себя и своих близких на месте персонажей. Таким образом, прочтенное приобретет яркий эмоциональный окрас в памяти, и если Вы преуспеете в этом приеме, то запомните все так, будто это произошло с Вами.

ЕГЭ по литературе будет представляться в трех частях. Первая часть с вопросами, на которые будет необходимо дать короткий ответ из одного - двух слов. Вторая часть вопросов потребует развернутого ответа. Третья часть - творческая и потребует написание сочинения. Сочинение должно быть объемом не менее 200 слов. Выполненные задания в третьем блоке будут оцениваться по нескольким критериям, в которые входят:

  • Глубина понимания произведения и самостоятельность мнения.
  • Уровень теоретических литературных знаний.
  • Структура текста, логичность и последовательность изложенного.
  • Соответствие нормам литературной речи.
  • Содержательность и полнота ответа.

Не откладывайте подготовку на последние дни, начните готовиться как можно раньше, используйте понравившиеся Вам рекомендации, и у Вас все получится.

В настоящее время ЕГЭ по литературе не вошло в перечень обязательных испытаний по окончании школы. Однако результаты по данному госэкзамену необходимы для того, чтобы поступить на различные специальности российских высших учебных заведений. Это может быть филология или журналистика, телевидение, а также вокальное и актерское искусство. Наша статья подробно расскажет вам, что нужно знать, чтобы сдать литературу (ЕГЭ).

Особенности экзамена

В 2017 году активно ходили слухи о том, что структура выпускного испытания по литературе будет значительно преобразована. Но в сентябре этого же года стало известно, что данное тестирование претерпело минимальное количество изменений. Тем не менее в одном из своих интервью министр образования Ольга Васильева заявила, что на следующий год вступит в силу другая, уже более перспективная модель госэкзамена, которую разработали ведущие специалисты института педагогических измерений. Таким образом, из КИМов были исключены тестовые задания. Теперь по литературе? Давайте разбираться вместе.

Зачем убрали тесты?

На взгляд разработчиков, задания с выбором ответа для учеников не представляют никакой сложности. Они являются только лишним элементом для оценивания. В таких заданиях есть огромная доля вероятности угадать правильный ответ, а эксперты института педагогических измерений с этим в корне не согласны.

Кроме того, стало известно, что на экзамене по литературе выпускники больше не увидят вопросов и заданий открытого характера, где они должны дать ответ в виде одного слова или последовательности из цифр. Таким образом, выпускники теряют возможность набрать баллы за знание литературоведческих терминов. Поэтому троечники не смогут отделаться «малой кровью», сдав одну часть экзамена. В 2018 году от выпускников ждут демонстрации умения красиво и четко излагать собственные мысли.

Требования на испытании. Сочинения

Известно, что на экзамене по литературе необходимо написать несколько сочинений. Разработчики контрольно-измерительных материалов увеличили минимальный объем «главного» сочинения. В предыдущие годы этот объём составлял минимум 200 слов, но уже в 2018-м выпускник будет обязан составить текст на 50 слов больше, чем в предыдущие годы.

Специалисты института конкретизировали требования к мини-сочинениям на следующий год. Их объем должен составлять минимум 50 слов. Такое требование с 2018-го относится не только к вопросу об анализе текста, но и к сопоставительным заданиям. У будущих выпускников возникает естественный вопрос: «Что нужно, чтобы сдать литературу (ЕГЭ)?» Поэтому мы с вами плавно переходим к рекомендациям.

Как сдать ЕГЭ по литературе?

Для того чтобы на тестировании получить максимально во-первых, необходимо прочитать всю литературу, которая требуется для сдачи экзамена. Учтите, что на чтение вам понадобится много времени и сил. А какую литературу нужно прочитать, чтобы сдать ЕГЭ, мы расскажем чуть позже.

Во-вторых, в книжных магазинах в продаже есть огромное количество пособий, которые гарантируют сдачу ЕГЭ без особых знаний и усилий. Вы можете приобрести все эти сборники, но по факту реального успеха ждать не стоит. Однако если вы будете решать задания в этих книгах, то на экзамене вам будет гораздо легче отвечать на вопросы.

В-третьих, бытует мнение, что заинтересованный и грамотный преподаватель в силах научить своего подопечного всему необходимому для того, чтобы сдать экзамен. Заранее задавшись вопросом о том, как сдать ЕГЭ по литературе, ученики нанимают репетиторов.

В-четвертых, среди школьников и студентов существует огромное количество ритуалов и примет, которые якобы помогают сдавать экзамены. На деле ничего общего с реальным миром у этих обрядов нет. Но, совершая их, возможно, вы будете себя чувствовать на экзамене уверенней.

Опыт выпускников

Представляем вашему вниманию опыт студентов филологического факультета, которые дают рекомендации и объясняют, как сдать ЕГЭ по литературе. Как правило, 1 сентября одиннадцатиклассники отправляются в книжный магазин и покупают огромное количество сборников по данному предмету. Нынешние студенты советуют покупать сборники прошлых лет, так как структура контрольно-измерительных материалов фактически не меняется, а их цена намного меньше. Многие выполняют задания с такой частотой, как некоторые разгадывают сканворды. Есть школьники, у которых отсутствует теоретическая база, необходимая для написания сочинений. Но они составляют планы, куда выписывают тезисы. Со временем это входит в привычку, которую человек использует сегодня, обучаясь в институте.

Отметим, что во многих университетах часто идет набор на курсы подготовки к ЕГЭ по различным предметам. Многие советуют посещать эти занятия. Как правило, нужно раз в неделю ходить на лекции, которые длятся примерно два часа. Работы перед экзаменом много: нужно постоянно писать и читать, чтобы прийти на занятия уже подготовленным. Кроме того, нередко приходят на помощь школьные учителя по литературе. С выпускниками педагоги делятся теоретическими материалами, а также опытом специалистов, которые проверяют экзаменационные работы. Таким образом, многие ученики сдают экзамен на сто баллов.

Несколько слов о списке художественной литературы

Как уже было сказано выше, список литературы, чтобы сдать ЕГЭ по литературе, немаленький. Опубликовывать этот список бессмысленно, так как он есть в каждом сборнике для сдачи экзамена. В любом случае вам необходимо знать древнерусскую литературу, а также тексты, написанные в XVIII, XIX и ХХ веках. Необходимо знать и понимать школьные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Фета, Некрасова, Тургенева, Толстого, Достоевского, Островского, Тютчева, Чехова, Бунина, Ахматовой, Цветаевой, Горького, Есенина, Пастернака, Мандельштама, Маяковского, Блока, Шолохова, Булгакова, Твардовского, Солженицына и других писателей, тексты которых входят в список художественной литературы, изучаемой на уроках с 5 по 11 класс.

Выводы

В начале этой статьи прозвучал вопрос о сложности сдачи экзамена. Ответить на него непросто, так как понятие сложности относительное. Для одних ребят тяжело писать сочинения, для других затруднительно анализировать художественный текст. В любом случае экзамен - это испытание, к которому нужно добросовестно готовиться, чтобы получить желаемый результат.

Благодаря нашей статье теперь вы знаете, как сдать ЕГЭ по литературе и что нужно делать, чтобы получить хороший результат. Помните, что педагоги, проверяющие сочинения, ждут от выпускников осознанного понимания проблемы и четкого видения позиции автора. Также аттестуемый должен ориентироваться в жанрах и литературоведческих терминах. Желаем успехов!

Чтобы успешно сдать экзамен по литературе, надо прочитать огромное количество книг, выучить стихотворений. А главное – качественно писать сочинения! Как справиться со всеми этими трудностями, узнали у уже поступивших ребят.

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ

Анастасия Мишина, первокурсница СПбГУ, факультета отечественной филологии, 91 балл

Тем, кому только предстоит пройти испытание ЕГЭ, мне хотелось бы пожелать не волноваться и серьезно подходить к подготовке. За год систематических занятий можно выйти на высокий уровень, поэтому ни в коем случае не нужно переживать, мечты всегда сбываются!

Мне кажется, моя история скорее исключение, чем правило. К экзамену действительно серьезно готовиться я начала лишь за два месяца, потому что до этого я писала всероссийские олимпиады, на которые и рассчитывала. На тот момент я не знала, куда поступать. Но знала, что олимпиада дарит широкой выбор направлений. Я была уверена, что занять призовое место для меня не составит труда, и уже потом я решу, какую специальность выбрать. Но в апреле я разочаровалась – не хватило двух баллов до призерства. Тогда я поняла, что необходимо срочно начинать готовиться к ЕГЭ, ведь осталось только два месяца!

К счастью, я всегда интересовалась литературой, у меня изначально была хорошая база по этому предмету, к тому же я занималась журналистикой, работала корреспондентом в пресс-центре, поэтому мой выбор пал либо на факультет журналистики, либо на филологический факультет.

Я начала усиленно готовиться, ходить к репетиторам-экспертам ЕГЭ и решать банк заданий ФИПИ. Я заучивала цитаты, писала сочинения, много читала и морально настраивалась на успешную сдачу экзаменов.

Результаты меня поразил! Я, честно, плакала от счастья, когда увидела цифру: «91», потому что до конца не была уверена, что смогла за короткий срок подготовиться и сдать на такие высокие баллы.

МОЛИТЬСЯ РАЗРЕШАЕТСЯ

Анастасия Заховаева, первокурсница СПбГУ, филологического факультета, кафедра отечественной филологии, 100 баллов

К ЕГЭ по литературе я начала готовиться с одиннадцатого класса. Однако экспресс-подготовка началась за три месяца до экзамена. В среднем на занятия литературой, включая школьные уроки, факультативы и самообразование, тратилось по 14 часов в неделю.

Конечно, было страшно, особенно потому, что ЕГЭ по литературе был 25 мая, то есть первым из всех. За день до этого не стоит успокаивать себя тем, что ты трудился весь учебный год, надо продолжать добросовестно повторять материал и просить всех пожелать тебе удачи. Да, удача при сдаче ЕГЭ очень важна! Молиться на вариант, который попадется, никогда не помешает.

Потом главное сосредоточиться, не обращать внимания на скрипящие парты и стулья, на пристальный взгляд наблюдателя, сверлящего твою спину, и просто выложиться на все 100%. Не стоит пугать себя во время экзамена мыслью о том, что решается твоя судьба. Это действительно так, но психологическому состоянию пользы она не принесет. Лучше думать об этом во время учебного года, когда есть еще время, силы и определенный задор.

Поверьте, перед ЕГЭ вы будете настолько уставшими от постоянных требований преподавателей, родителей, от собственных требований к самому себе, что единственным желанием перед экзаменом будет сдать его поскорее, чтобы выйти из пункта сдачи и вдохнуть майский воздух грудью свободного человека.

Тем не менее, необходимо заставить себя забыть об этом желании непосредственно перед ЕГЭ. Пока у вас есть еще год для подготовки, пишите много сочинений, читайте учебники, но давайте себе иногда время на простой отдых.

В следующий раз вы узнаете, как сдать ЕГЭ на 90+.

Фото из инстаграм @kkaterina_che

Пытались несколько раз изменить, но сами задания по сути изменились не сильно. Поэтому, надеюсь, мои советы помогут выпускникам подготовиться к экзамену и сдать его на максимальный балл. Сам я получил 91 балл - самый высокий у нас в Ставропольском крае.

Готовиться советую начинать заранее, с сентября. Признаюсь сразу, занимался я с репетитором. Мне с ним, вернее с ней, очень повезло. Изначально я думал, что заниматься с другими школьниками вредно для успеваемости, но быстро понял, как я ошибался. Мы готовились группой из трех человек - я и две девочки из моей школы.

Первым делом нам рассказали про кодификатор - перечень всего того, что может попасться на экзамене. Это произведения русской литературы, начиная от «Слова о полку Игореве» и заканчивая «Одним днем Ивана Денисовича» Но главная проблема в том, что там есть тексты, которые в школе не проходят.

Нас строго предупредили, что в письменных ответах 9 и 16 (раньше С2 и С4 ), где требуется сравнить прозаическое и стихотворное произведения с другими из литературного контекста, можно использовать примеры только из русской литературы. А любое обращение к зарубежной классике вынудит экзаменаторов ставить нули.

Список обязательной литературы оказался довольно внушительным. Но там не оказалось, например, или «Очарованного странника» , тургеневской «Аси », которые в нашей школе мы изучали на уроках литературы. А вот сатирические сказки туда вошли. Кроме того, некоторые произведения, например «История одного города» того же Михаила Евграфовича, были «для обзорного изучения», и репетитор сказала, что они почти наверняка не попадутся на экзамене (или могут попасться скорее всего там, где у нас есть право выбора, то есть как тема для большого сочинения).

Стихотворения представляли не меньшую сложность, чем эпические и драматические произведения. Во-первых, их было много. Во-вторых, их нужно было учить наизусть, поскольку цитаты в задании 16 (раньше С4 ) - вещь очень полезная. В-третьих, их нужно понимать и уметь анализировать.

Но я ничуть не жалею, что выучил их. Это получилось как-то само собой во время тренировочных заданий. У любого получилось бы. От некоторых стихотворений мурашки бежали по коже от восхищения. На школьных уроках литературы такого не было.

Русской поэзии и все, что после нее, в ЕГЭ не вошло. Не было ни , ни , ни , ни , ни - хотя опыт последних двух лет показывает обратное: стихотворения этих поэтов стали активно включать в экзаменационные задания.

Один из главных мифов о ЕГЭ звучит примерно так: если что-то не прочитать, будет плохо. Проверено на собственном опыте - это не так. Лично я не смог осилить и «Обломова». Зато перечитал другие произведения: , и далее по списку. Как вы поняли, ни шолоховское, ни гончаровское творения мне не попались. И еще один важный момент: знание содержания произведения и умение его понимать и анализировать - это совершенно разные вещи.

Теперь о самих экзаменационных заданиях. B-часть - очень легкая, нужно всего лишь знать термины. Например, определение эпоса и драмы, рассказа и романа, антитезы и оксюморона, романтизма и сентиментализма, фабулы и пафоса. В общем, вы поняли, о чем я. Объяснять, что это такое, не нужно. Тебе дают определение, а ты просто пишешь слово в бланке ответов. Я не помню, сколько баллов давали за эту часть, но знаю, что очень мало.

Другое дело - C-часть . Где нужно было написать 5 мини-сочинений. Тогда они назывались С1-С4 (сейчас задания 8 , 9 и 15,16 ) и одно большое - С-5 (задание 17.1-17.3 ). Для меня самым сложным на ЕГЭ по литературе оказались нехватка времени и боль в пальцах руки от интенсивного письма. И, конечно, постоянная концентрация и аналитическое мышление. А еще я очень боялся, что мой почерк не разберет ни один эксперт. Запоминание цитат по сравнению с этим - цветочки. Тем более что можно было в 8 и 15 заданиях (тогда С1 и С3 ) «закавычить» то, что цитатой, возможно, не является.

С1 и С3 (сейчас - 8 и 15 ) были схожи тем, что в них по прозаическому и по стихотворному произведениям соответственно были заданы вопросы, на которые надо было развернуто ответить. В этих заданиях снижали балл за пересказ текста вместо анализа (а если плохо понимаешь, о чем речь, избежать пересказа практически невозможно), за попытку рассуждений, не относящихся к теме, и, что самое страшное, за фактические ошибки.

Например, назвал ты драму Островского «Гроза» трагедией - снимают балл. Зато с использованием цитат проблем не было - тексты, необходимые для анализа, были напечатаны перед вопросами.

В С2 и С4 (сейчас - 9 и 16 ) задается вопрос: «Где еще в русской литературе встречается проблема (или мотив, или художественный прием), указанная в данном прозаическом отрывке или стихотворном произведении?» На мой взгляд, эти задания даже сложнее, чем С5.

Представьте, чтобы не потерять баллы, вам нужно вспомнить кучу произведений, выбрать из них как минимум два, которые можно хоть в чем-то уподобить, найти позиции для сравнения, сравнить, причем желательно привести цитаты для подтверждения своих мыслей. А в С4 цитаты - нередко довольно большие части стихотворения или даже несколько стихов. Для этого и нужно их учить.

Позиции для сравнения и аргументы должны быть сильными. Проблема в том, что объективно оценить это задание невозможно: одному проверяющему аргументы покажутся убедительными, а другому - нет.

Метод работы с заданиями раздела С2 следующий - во вступлении перечисляешь все произведения, которые хочешь сравнить. В первом абзаце основной части находишь сходства и различия между произведением из задания и первым названным тобой, во втором абзаце проделываешь то же самое, но со вторым предложенным произведением. Наконец, в выводе еще раз все сравниваешь, причем важно не повторяться. Поначалу думал, что это почти невозможно, но к экзамену все становится возможным.

Наконец, С5 (сегодня — задание 17.1-17.3 ) - самое ценное. За него, если мне не изменяет память, давали около половины баллов. Да, да, вы правильно прочитали. А писать его в условиях нехватки времени более чем «нервотрепно».

С5 - большое сочинение на выбор. Выбираешь одну из трех тем и раскрываешь ее. Причем раскрываешь максимально полно. Тут оценивается многое, но главное - содержательный аспект. Если проблема не раскрыта, ни на что остальное эксперт не посмотрит. И за ЕГЭ вы получите максимум 50 баллов , при условии, что все остальное выполнено идеально. Второй критерий - термины, те самые, которые были в B-части. В 2014 году их нужно было употребить не менее 10 (цифра, конечно, условная, но зато она вписывается в формулировку критерия «высокий уровень владения терминологией»). Сегодня, кстати, критерий изменили и прописали, что хотя бы в одном месте термин должен использоваться для анализа. Третье - цитирование, краткий пересказ эпизода, описание - словом, все, что докажет знание текста. В этом случае краткий пересказ не возбранялся. Четвертое - логика и связность текста, тут все понятно.

Наконец - то, на что обращают внимание всегда, но снижают только в С5, - речевые ошибки (сегодня уже речь оценивают в 8 из 15 заданий). Кстати, прелесть экзамена по литературе в том и состоит, что на грамматику не обращают внимания. Это - очень-очень хорошо. Потому что в спешке иногда невесть что напишешь. Мне в школе по литературе из-за жесткого оценивания грамматических ошибок иногда даже «2» ставили.

Удачи всем, кто будет сдавать ЕГЭ по литературе в этом учебном году!

Ответ партнёра TheQuestion

Что сложно для одного, посильно для другого, ведь все ученики разные. Сложность зависит от вашего уровня подготовки и времени до экзамена.

Если у вас впереди 10 и 11 класс, выполняйте следующие шаги.

1. Проработайте прозу.

Перечитайте прозу, которая представлена в кодификаторе. В отдельной тетради кратко записывайте полное название, автора, основные события и ключевые цитаты каждого произведения. При чтении выделяйте систему образов, особенности композиции, портретную и речевые характеристики, художественные детали. Тему произведения и важные цитаты выучите наизусть.

2. Выучите стихи.

Выучите наизусть стихотворения и отрывки стихов из кодификатора. Выпишите в тетрадь краткие справки о произведениях: название, автор, чувства, переживания, мысли лирического героя, красноречивая цитата.

3. Изучите периоды.

Оформите наглядный литературный «таймлайн» - историческую линию творчества писателей и поэтов.

  • XVIII век и первая половина XIX века: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь.
  • Вторая половина XIX века: Гончаров, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Толстой, Чехов, Тютчев, Фет, Некрасов.
  • XX век:
  • Бунин, Куприн,
  • поэты Серебряного века,
  • Булгаков, Платонов, Зощенко, Замятин, Шолохов,
  • проза и поэзия Великой Отечественной войны и о войне (Белов, Астафьев, Распутин, Шукшин, Солженицын, Вампилов)
  • Современная проза и поэзия.

Используйте стикеры, портреты писателей, заметки с цитатами. Конспектируйте

учебники В.И. Коровина и С.А. Зинина, критические статьи. Цитаты из работ Белинского выписывайте и учите наизусть. Используйте таймлайны о русской литературе и , литературные . Читайте и пересказывайте теоретический материал вслух.

4. Отработайте теоретические задания 1-7 и 10-14.

5. Научитесь писать развернутые ответы на задания 8, 9, 15, 16.

6. Попрактикуйтесь выполнять задания 17.1, 17.2, 17.3, 17.4

Если вы в начале 11-го класса решили сдавать ЕГЭ по литературе, то алгоритм будет другим.

  1. Повторите историко-литературный курс: фольклор, древнерусская литература, XVIII и XIX век. Используйте учебники В.И. Коровина, справочники Е.А. Титаренко и Л.А. Скубачевской.
  2. Читайте художественные произведения XX века из кодификатора, делайте конспекты.
  3. Изучайте теоретический материал, чтобы выполнить задания 1-7, 10-14.
  4. Пишите развернутые ответы на задания 8, 9,15 и 16.
  5. Анализируйте шаблонные сочинения, чтобы сформулировать высказывания в заданиях 17.1, 17.2, 17.3, 17.4.

Тем, кто принял решение сдавать литературу за 3 месяца до ЕГЭ, советую расставить приоритеты иначе.

  1. Отрабатывайте задания 1-7, 10-14.
  2. Учитесь детально анализировать эпизод в задании В8-, определять функции портрета или диалога, или пейзажа, или художественной детали. Связывайте выполнение заданий В8-9 с терминами А1-7.
  3. Тренируйте анализ стихотворения в задании В15-16. Учитесь определять функции художественно-выразительных средств, образной системы, композиции, выявлять тему и идею произведения. Связывайте выполнение заданий В15-16 с терминами А10-14.
  4. Анализируйте шаблонные сочинения и набивайте руку на собственных высказываниях в заданиях 17.1, 17.2, 17.3.
  5. Используйте справочный материал «шпаргалочного» характера.

Если хотите максимально эффективно подготовиться к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам за оставшееся время,

Я не сдавала, но готовила к экзамену и несколько лет была в комиссии по проверке ЕГЭ.

Почему сложно?

1. Вопросы, с одной стороны, типичные и ужасно скучные. С другой стороны, каждое слово в вопросе важно и отвечать надо строго на поставленный вопрос. Если спрашивается, какова роль образа Штольца, а вы расписываете, какой он человек и чем отличается от Обломова, это неправильно. Надо ответить, какова РОЛЬ ОБРАЗА.

2. Вопросы бывают с подвохом. Особенно это касается вопросов по фрагменту текста. Вам предложен фрагмент, где Базаров и Кирсановы говорят об искусстве. Спрашивается, как сопоставлены взгляды отцов и детей и с чем это связано. Вы начинаете расписывать, что Базаров нигилист и искусство отрицает, а Кирсановы, стало быть, любят. Это неправильно. Сопоставлены - это не противопоставлены. Базарову просто неинтересно искусство, он его не понимает, не знает и знать не хочет. А вот Кирсановы, скорее, защищают искусство, потому что так надо. Искусство ж! При этом Павел Петрович сам читает мало и в искусстве не разбирается.

3. Вопросы бывают тупые и неграмотные. Каковы чувства лирического героя в стихотворении "Клен ты мой опавший..."? (Лирический герой нетрезв. Ну давайте, детки, напишите об этом). Почему "Недоросля" можно назвать трагикомедией? (Нельзя его так назвать!)

4. Главный принцип работы комиссии - не поставь слишком много или слишком мало баллов. А не то будут расхождения в оценке между двумя проверяющими, и тогда начальство усомнится в компетентности комиссии. И всех погонят. Поэтому люди, читавшие учебник и краткие содержания, и люди, которые любят читать и интересно мыслят, получают примерно одинаковое количество баллов.

5. Там стихи. В последние годы все чаще предлагаются поэтические тексты, которых не было в кодификаторе. Сложные и непонятные. То есть заготовка про "некрасовапевцакрестьян" не сработает. Люди плачут и пишут ерунду. Стихи вообще штука сложная.

Сдавала в 2014. В целом - да, непросто, но, на мой взгляд, если интересоваться темой и любить писать сочинения, то проще, чем, скажем, история (из гуманитарных предметов). База нужна значительная, вся программа и не на уровне краткого содержания, а на уровне проблематики. И если в частях, где анализируется проза, ещё нормально, то вот в стихотворных вопросах было правда тяжело, скажем, даётся произведение и нужно привести примеры с той же проблемой. Даже при подготовке все может просто вылететь из головы, но, может это просто моя нелюбовь к поэзии в целом.

Практика решает. Чем больше тренировочных сочинений написать, тем лучше, в какой-то момент уже создаются свои шаблоны и группы произведений (про эту проблему - вот такие, про ту - другие), можно даже специально их как-то отсортировать для себя, потому что список тем и вопросов довольно ограничен и во многом пересекается в вариантах экзамена и в частях. Основные произведения тоже есть, но лучше не загадывать и быть готовым ко всему:) насчёт репетитора не знаю, лишним никогда не будет, но если в школе есть углублённые часы литературы - стоит идти туда, решать Яндекс.егэ (хорошая вещь) и читать-читать-читать.

Я сдавал экзамен по литературе 3,5 года назад и могу не знать каких-то совсем новых вещей, учтите это.
Во-первых, это сложно, поскольку экзамен подразумевает написание 5(!) сочинений на разные вопросы, помимо ответов на вопросы части Б.
Во-вторых, это еще сложнее, поскольку список литературы немаленький (вот он - ). Мало того, что этот список необходимо весь перечитать и знать, нужно уметь отвечать на типичные вопросы по произведениям и по циклам произведений (например, по "Горю от ума": "Можно ли утверждать, что Чацкий обречен на одиночество?", "Какую роль играет образ Молчалина?", "В чем беда Софьи?" и т.д.), и таких вопросов по одному только произведению может набираться пяток, по меньшей мере, а на вопросы эти необходимо отвечать правильными тезисами, правильно раскрывать тезисы, подкрепляя логичными аргументами, при этом удовлетворяя всем критериям оценки (их 5 штук, вроде). Кстати о них:
В-третьих, дополнительная сложность в том, что оценки по этим критериям очень легко могут варьироваться в зависимости от "хотелок" проверяющих, вашу работу могут принять как за гениальную, так и за заурядную, в том случае, если вы будете хоть на шаг отходить от заданных типичных тезисов и ответов.
Ну и в-четвертых, нужна огромная практика. Сочинения нужно писать, писать и писать, по каждому произведению или циклу произведений по нескольку штук на разные темы (суммарно может набраться до 200 сочинений, по 1-2 в день). Без практики и опыта минимальный балл обеспечен.
И, если что, лучше всего нанять репетитора.
Удачи, но если есть возможность не ввязываться в эту авантюру - не ввязывайтесь.




Top