Конкурсы для учащихся по сольфеджио. Тестовые задания для олимпиады по сольфеджио

0 Олимпиада по сольфеджио "Музыкальный эрудит" для переводных классов

Республика Казахстан,Северо-Казахстанская область,г.Петропавловск
Школа искусств "Жас дарын"

Преподаватель сольфеджио
Желецкая Н.В.

Сольфеджио в школе искусств является одной из дисциплин, способст­вующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса и самое главное: составляет основу профессионального обучения юного музыканта, дающую необходимые теоретические знания.

В конце каждой четверти для проверки знаний учащихся проводятся контрольные уроки. Иногда их можно заменять олимпиадами или викторинами.

Мне кажется, олимпиады ни в коем случае не должны напоминать экзамен по сольфеджио. Конечно, они должны выявить творческий потенциал и степень подготовки участников, но сделать это с помощью каких-то необычных, интересных, нестереотипных заданий: звуковые кроссворды, проверку умения работать с незнакомым нотным текстом, знание терминологии, увлекательные тесты и занимательные кроссворды. Задания достаточно трудные, но нестереотипные, порой требуют от участников не только знаний, но и находчивости. Подготовка к олимпиаде очень способствует повышению интереса и к сольфеджио.

Для детей процесс соревнования представляется весьма интересным. Здесь нет скованности, сопутствующей контрольному уроку. Ученик может проявить себя во всей своей полноте. На коллективной олимпиаде и робкий ребенок, чувствуя себя частичкой коллектива, раскроется по-новому, преподнеся педагогу немало сюрпризов.

Вариантов олимпиад - множество. Это зависит от фантазии и желания педагога. Коллективные олимпиады, викторины помогут ребенку перейти от игры к учебе, сформируют потребность в получении знаний, помогут усваивать знания путем активного восприятия.

Олимпиада должна быть не скучной "обязаловкой", а настоящим творческим конкурсом увлеченных детей!

Олимпиады по сольфеджио прочно вошли в практику нашей школы как интересная и продуктивная форма творческого соревнования, позволяющая повысить их интерес к предмету сольфеджио, проверить уровень знаний учащихся, а также выявить наиболее способных, для подготовки к поступлению в средние и высшие учебные заведения по профилю.

В этой связи целью мероприятия является:

выявление комплекса музыкальности ребёнка, его личностных характеристик, которые обеспечивают более глубокое постижение предмета сольфеджио и музыкального искусства в целом.

Из нее вытекают следующие задачи :

  • развивать музыкальное мышление;
  • воспитывать интерес к музыке и предмету сольфеджио;
  • проверить уровень знаний.

Предлагаю вашему вниманию разработку олимпиады по сольфеджио «Музыкальный эрудит» для переводных классов .

I вариант

3 задание: Зачеркните лишние доли.

4 задание: Решите музыкальные примеры.

5 задание

6 задание: Постройте интервалы в Ми b мажоре.

7 задание: Построить последовательность аккордов в Ля b мажоре.

8 задание:

II вариант

1 задание: Определите размер и тональность………………

4 задание: Зачеркните лишние доли.

5 задание : Проверьте интервалы, если нужно поставьте знаки альтерации.

6 задание: Постройте интервалы в Ля мажоре.

7 задание: Построить последовательность аккордов в фа миноре.

8 задание: Определите тональность, форму и каденции.

Методическая разработка

Викторина по предмету «Сольфеджио» во 2 классе школы искусств

Седова Вера Олеговна
Описание. Предлагаю викторину по предмету «Сольфеджио» для обучающихся второго класса школы искусств. Материал будет полезен преподавателям теоретических дисциплин ДШИ, заинтересованным родителям и увлечённым учащимся. Так же материал викторины можно использовать при проведении музыкальных КВНов, конкурсов, соревнований, викторин для детей от восьми до десяти лет.
Цель: проверка усвоения знаний обучающимися второго класса по предмету «Сольфеджио» детской школы искусств.
Задачи: развивать мышление, внимание, память; повторить и закрепить правила по теории музыки; учить внимательно, быстро и аккуратно заполнять контрольные тесты; воспитывать терпение, волю, здоровое отношение к соперничеству, стремление к победе.
Дидактический материал: тесты теоретической викторины для второго класса ДШИ по числу участников мероприятия, карточки с фортепианной клавиатурой и нотоносцем по числу участников викторины, по одному простому и цветному карандашу на каждого участника, ластики.
Викторина составлена для учащихся, полностью освоивших материал второго года обучения ДШИ.
Ход мероприятия
Приветствие участников теоретической викторины, разъяснение требований к выполнению тестов.
Требования
1. Написать вверху бланка викторины свои фамилию, имя, класс.
2. Выбрать правильные ответы в каждом задании и закрасить их цветным карандашом. Варианты оформления задания: отметить галкой правильный ответ, обвести кружком букву с правильным ответом.
Ведущий объявляет о времени выполнения заданий. Материал тестов викторины раздаётся каждому участнику. На столах у каждого учащегося должны быть карточки с нотной клавиатурой и нотоносцем. По окончанию времени, отведённого на выполнение заданий, тесты сдаются ведущему мероприятия. После проверки правильности выполнения тестовых заданий объявляется победитель(ли), который(ые) награждается(ются) Дипломом(ами) Победителя(ей) теоретической викторины.

Викторина по предмету «Сольфеджио», 2 класс

Вопросы

а) большая секста
б) малая секста
в) чистая октава
г) чистая квинта
2. Тритон - это:
а) увеличенная квинта
б) уменьшённая кварта
в) уменьшённая септима
г) увеличенная кварта

а) ре и ми-бемоль
б) ля и си-бемоль
в) ре и ми-бемоль, ля и си-бемоль
г) ля и си-бемоль, фа и соль
4. Бемоль
а) понижает звук на тон
б) повышает звук на полутон
в) понижает звук на секунду
г) понижает звук на полутон

а) Эрмитаж
б) рондо
в) персик
г) фрегат

а) ми, соль, си
б) ре, фа-диез, ля, до
в) ре-диез, фа, ля. до
г) ре-диез, фа-диез, ля, до

а) andante
б) adagio
в) legato
г) piano

а) до и ре, фа и соль
б) до-диез и ре, фа и соль
в) до-диез и ре, фа-диез и соль
г) до и ре, фа-диез и соль
9. В ре миноре гармоническом
а) повышается звук до (до-диез)


г) звуки не изменяются

а) уменьшённая квинта
б) увеличенная кварта
в) чистая кварта
г) чистая квинта

а) грейфрут
б) шлягер
в) капилляр
г) антресоль

а) ля, до, ми, соль
б) ля, до-диез, ми, соль
в) ля-диез, до-диез, ми, соль
г) ля-диез, до, ми, соль

а) Соль мажор
б) До мажор
в) Си-бемоль мажор
г) си минор
14. Диез
а) повышает звук на тон
б) повышает звук на секунду
в) повышает звук на полутон
г) понижает звук на полутон



в) повышаются звуки до и ре (до-диез, ре-диез)
г) звуки не повышаются

а) гречиха
б) рассольник
в) фантазия
г) анатомия

а) до, ми, соль, си
б) до-диез, ми, соль, си
в) до-диез, ми, соль, си-бемоль
г) до, ми, соль, си-бемоль

а) си-до
б) си-до-бекар
в) си-си-диез
г) си-си-бемоль

а) до-ми-соль
б) ля-до-диез-ми
в) си-ре-диез-фа-диез
г) до-ми-бемоль-соль
20. В чистой октаве
а) 12 тонов
б) 11 тонов
в) 12 полутонов
г) 11 полутонов

а) жребий
б) водоём
в) витамин
г) сафари

а) соль, си, ре


г) соль, си-бемоль, ре

а) До мажор
б) Фа мажор
в) Соль мажор
г) соль минор

а) ми-диез-фа
б) ми-диез-фа-диез
в) ми-фа
г) ми-бемоль-фа-диез

а) соль и си
б) ре и фа
в) си и ре
г) соль-диез и си

а) си-фа
б) си-фа-диез
в) си-ми-диез
г) си-соль-бемоль
27. Найди чистую квинту:
а) до-диез-соль-диез
б) до-диез-соль-бемоль
в) до-диез-соль
г) до-диез-фа
28. Найди малую сексту:
а) си-бемоль-соль
б) си-бемоль-ля-бемоль
в) си-бемоль-соль-диез
г) си-бемоль-соль-бемоль

а) ре и фа
б) ре и фа-диез
в) ре-диез и фа
г) ре-диез и фа-диез

а) крейсер
б) кровля
в) телефакс
г) динамик
31. Три четверти составляют:



г) четверть с точкой, восьмую и четверть
Ответы
1. Реши пример: большая септима минус 2 полутона, получится:
а) большая секста
б) малая секста
в) чистая октава
г) чистая квинта
2. Тритон - это:
а) увеличенная квинта
б) уменьшённая кварта
в) уменьшённая септима
г) увеличенная кварта
3. Полутоны в гамме Си-бемоль мажор натуральный образуются между звуками:
а) ре и ми-бемоль
б) ля и си-бемоль
в) ре и ми-бемоль, ля и си-бемоль
г) ля и си-бемоль, фа и соль
4. Бемоль
а) понижает звук на тон
б) повышает звук на полутон
в) понижает звук на секунду
г) понижает звук на полутон
5. Между третьей и четвёртой линейками в скрипичном ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) Эрмитаж
б) рондо
в) персик
г) фрегат
6. Неустойчивые ступени в ми миноре гармоническом:
а) ми, соль, си
б) ре, фа-диез, ля, до
в) ре-диез, фа, ля. до
г) ре-диез, фа-диез, ля, до
7. Медленный темп в музыке обозначается словом:
а) andante
б) adagio
в) legato
г) piano
8. Полутоны в гамме си минор натуральный образуются между звуками:
а) до и ре, фа и соль
б) до-диез и ре, фа и соль
в) до-диез и ре, фа-диез и соль
г) до и ре, фа-диез и соль
9. В ре миноре гармоническом
а) повышается звук до (до-диез)
б) повышается звук си-бемоль (си-бекар)
в) повышаются звуки си-бемоль и до (си-бекар, до-диез)
г) звуки не изменяются
10. Реши пример: большая секста минус-3 полутона, получится:
а) уменьшённая квинта
б) увеличенная кварта
в) чистая кварта
г) чистая квинта
11. Над пятой линейкой в скрипичном ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) грейфрут
б) шлягер
в) капилляр
г) антресоль
12. Неустойчивые ступени в си миноре гармоническом:
а) ля, до, ми, соль
б) ля, до-диез, ми, соль
в) ля-диез, до-диез, ми, соль
г) ля-диез, до, ми, соль
13. Параллельная тональность соль минору:
а) Соль мажор
б) До мажор
в) Си-бемоль мажор
г) си минор
14. Диез
а) повышает звук на тон
б) повышает звук на секунду
в) повышает звук на полутон
г) понижает звук на полутон
15. В ми миноре мелодическом:
а) повышается звук ре (ре-диез)
б) повышается звук до (до-диез)
в) повышаются звуки до и ре (до-диез, ре-диез)
г) звуки не повышаются
16. На третьей линейке в басовом ключе пишется нота. «спрятанная» в слове:
а) гречиха
б) рассольник
в) фантазия
г) анатомия
17. Неустойчивые ступени в ре миноре гармоническом:
а) до, ми, соль, си
б) до-диез, ми, соль, си
в) до-диез, ми, соль, си-бемоль
г) до, ми, соль, си-бемоль
18. Преврати большую секунду си-до-диез в малую, понизив верхний звук, и найди правильный вариант ответа:
а) си-до
б) си-до-бекар
в) си-си-диез
г) си-си-бемоль
19. Найди минорное трезвучие:
а) до-ми-соль
б) ля-до-диез-ми
в) си-ре-диез-фа-диез
г) до-ми-бемоль-соль
20. В чистой октаве
а) 12 тонов
б) 11 тонов
в) 12 полутонов
г) 11 полутонов
21. Под первой линейкой в басовом ключе пишется нота. «спрятанная» в слове:
а) жребий
б) водоём
в) витамин
г) сафари
22. Устойчивые ступени в соль миноре:
а) соль, си, ре
б) соль, си-бемоль, ре, фа-диез
в) фа-диез, ля, до, ми-бемоль
г) соль, си-бемоль, ре
23. Параллельная тональность ми минору:
а) До мажор
б) Фа мажор
в) Соль мажор
г) соль минор
24. Преврати большую секунду ми-фа-диез в малую, повысив нижний звук, и найди правильный вариант ответа:
а) ми-диез-фа
б) ми-диез-фа-диез
в) ми-фа
г) ми-бемоль-фа-диез
25. В ля миноре натуральном пятую ступень опевают звуки:
а) соль и си
б) ре и фа
в) си и ре
г) соль-диез и си
26. Построй от звука си вниз чистую кварту и найди правильный вариант ответа:
а) си-фа
б) си-фа-диез
в) си-ми-диез
г) си-соль-бемоль
27. Найди чистую квинту:
а) до-диез-соль-диез
б) до-диез-соль-бемоль
в) до-диез-соль
г) до-диез-фа
28. Найди малую сексту:
а) си-бемоль-соль
б) си-бемоль-ля-бемоль
в) си-бемоль-соль-диез
г) си-бемоль-соль-бемоль
29. В ми миноре гармоническом первую ступень опевают звуки:
а) ре и фа
б) ре и фа-диез
в) ре-диез и фа
г) ре-диез и фа-диез
30. Между первой и второй линейками в басовом ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) крейсер
б) кровля
в) телефакс
г) динамик
31. Три четверти составляют:
а) четверть сточкой и ещё четверть
б) четверть с точкой и восьмую
в) четверть с точкой и две восьмых
г) четверть с точкой, восьмую и четверть
Заключение. Теоретическую викторину можно провести среди обучающихся вторых классов музыкальных школ города, района или области в конце учебного года или в начале учебного года среди третьих классов. Важно предварительно обговорить с учащимися планируемые задания викторины, дать подобные задания для самостоятельной работы дома. Если детям какие-либо задания не понятны, они могут около них поставить вопросительные знаки с тем, чтобы на уроке по предмету «Сольфеджио» или во внеурочное время разобрать вопросы с преподавателем.
Приложение
1. Тестовое задание теоретической викторины для второго класса школы искусств (по количеству участников викторины)

Всероссийская Олимпиада по сольфеджио и музыкальной литературе март 2019

Календарь мероприятий

Всероссийская Олимпиада по сольфеджио и музыкальной литературе- март 2019

Регион: В Санкт-Петербурге

Дата начала проведения: 21.03.2019

Дата окончания: 24.03.2019

О конкурсе

Всероссийская музыкально-теоретическая олимпиада – очень важное событие для музыкально-одаренных детей, которое проходит в Петербурге уже в пятый раз.
По традиции она состоится в последнюю пятницу перед весенними школьными каникулами. Количество участников и география этого конкурса растет с каждым годом.

Что привлекает в олимпиаде по оценкам наших педагогов и участников:

  • демократичная и честная атмосфера
  • общение участников и преподавателей из разных уголков страны
  • награждение всех участников памятными наградами олимпиады

В 2019 году французская мировая сеть отелей "ИБИС" предоставляет размещение участников. Конкурсанты живут в самом сердце Санкт-Петербурга - это любимая часть города по независимым оценкам наших участников. Отель находится в шаговой доступности от олимпиады (13 -15 минут пешком по историческому центру города), в 5 минутах от достопримечательностей, Невского проспекта и всего в 500 метрах от Московского вокзала.


В рамках XVI Международного форума искусств «Петербургская весна»

Положение

V Всероссийская музыкально-теоретическая олимпиада

по сольфеджио и музыкальной литературе

21-23 марта 2019 года, Санкт-Петербург

21 марта - заезды участников в отель "Ибис" Лиговский пр.54

15-17.30 - Регистрация -встреча с оргкомитетом. Зал " Владимирский" .
18.00 - * Выезд от отеля на обзорную экскурсию "Блистательный вечерний Петербург" (посадка, согласно спискам).

Олимпиадный день- 22 марта 2019 года

Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Правды, д. 8. (метро «Владимирская», 6 минут пешком, вход во двор в арку дома №4), Центр Внешкольной Работы Центрального района Санкт-Петербурга.
ВНИМАНИЕ! Участникам иметь личные ручки, карандаши и резинки и сменную обувь.
С 9.15ч. в кабинете № 301 (3 этаж) оргкомитет проводит регистрацию, включающую в себя оформление отчетных финансовых документов и командировочных удостоверений.
ВНИМАНИЕ по ДОКУМЕНТАМ! Напоминаем, что если участие оплачивала организация, то участники должны привезти 2 заверенных экземпляра договора и акта выполненных работ.
Необходимо быть на месте за 15 минут до начала группы.

Номинация «Сольфеджио»

10:00 - 4/2 классы, 1 группа

10:00 - 4/2 классы, 1 группа

11:00 - 5/3 классы, 2 группа

11:00 - 5/3 классы, 2 группа

12:00 - 6/4 классы, 3 группа

12:00 – 7(8)/5 классы, 4 группа

Номинация «Музыкальная литература»

14:00 -1 год обучения, 1 группа

14:00 – 1 год обучения, 1 группа

15:00 – 2 год обучения, 2 группа

«Зарубежная музыкальная литература»

15:00 – третий год обучения, 3 группа

«Русская музыкальная литература»

16:00 – 4 год обучения, 4 группа

«Отечественная музыкальная литература XX века»

17.30 – Круглый стол с жюри по номинациям

18.00 – Торжественное награждение и закрытие олимпиады в актовом зале.

С 2019 года консультация с жюри проходит в форме круглого стола с получением общих рекомендаций по результатам олимпиады.

Круглые столы с жюри проходят в аудиториях проведения номинации.

Руководители, желающие посмотреть работы, могут подать запрос в оргкомитет в письменном виде в индивидуальном порядке - только в день олимпиады (после награждения и круглого стола).

Получение результатов ранее назначенного времени - технически невозможно.

Ресторан столовая "Мама Рома" - Шведский стол с 12 до 16 часов - 350 руб. Загородный проспект, 21-23 (Телефон+7 812 595‑63-75, +7 812 925‑48-48)

Столовая «Тарелка» Санкт-Петербург, ул. Колокольная, 18/19. Обеды - от 200 руб. (+7 812 383‑55-00, +7 812 383‑55-01)


23 марта – с 10ч - *Музейный день «Храмы Петербурга» (4 часа)

Завтрак, Освобождение номеров.

9.50 – Сбор в фойе отеля, посадка на автобус (посадка, согласно спискам).

Дополнительно оплачиваются Входные билеты с экскурсией внутри музеев (по 70-350 руб.)

Спас на Крови, Исаакиевский Собор с колонадой, Казанский Собор.

14 ч. – возвращение в отель.


__________________________________________________________________________________________________

П рием заявок на участие в номинацию "Сольфеджио" в группы:

5 и 7 класс - продолжается до 18 марта.

Прием заявок на участие в номинацию "Музыкальная литература" в группы:

5, 6 и 7 класс- продолжается до 18 марта.

Заявку необходимо заполнить и выслать на электронную почту оргкомитета:
Все организационные вопросы по оформлению и подаче заявки направлять: ; +79633185702 (Билайн, Viber, Whats app, FaceTime).
Методические вопросы по заданиям олимпиады по сольфеджио: [email protected] (Методист - Светлана Анатольевна).

Методические вопросы по заданиям олимпиады по музыкальной литературе: [email protected] (Методист - Наталья Анатольевна).

Общие положения

Олимпиада проводится для учащихся детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, центров детского творчества и всех желающих по образовательным программам: «Сольфеджио» (пятилетний и семилетний сроки обучения), «Музыкальная литература» (четырехлетний срок обучения). Олимпиада включена в программу Международного форума-конкурса искусств «Петербургская весна»

Организаторы олимпиады:

Некоммерческая организация "Санкт-Петербургский фонд развития культуры и искусства";
– Институт музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена;
– ГБУ ДО ЦВР Центрального района Санкт-Петербурга.

Цели и задачи:

– повышение интереса учащихся к музыкально-теоретическим предметам;
– совершенствование качества обучения учащихся по предметам музыкаль-но-теоретического цикла;
– выявление способных и одаренных учащихся;
– повышение профессионально-педагогического мастерства преподавателей.

Номинации участия

Возможно участие как в двух, так и в одной номинации.

Номинация I «Сольфеджио»

Проводится для учащихся 4–7 (7-летний срок обучения) и 2–5 (5-ти летний срок обучения) классов.

Конкурсные группы:
I группа – 4/2 классы,
II группа – 5/3 классы,
III группа – 6/4 классы,
IV группа – 7/5 классы.

Проводится для учащихся 4–7 (7-летний срок обучения) и 2–5 (5-тилетний срок обучения) классов.

Конкурсные группы:
I группа – 4/2 классы, первый год обучения по предмету,
II группа – программа «Зарубежная музыкальная литература»
III группа – программа «Русская музыкальная литература»
IV группа – программа «Отечественная музыкальная литература XX века»

Требования по номинациям:

Уровень сложности всех заданий соответствует требованиям программных стандартов по сольфеджио и музыкальной литературе для учреждений дополнительного образования культуры.


Номинация I «Сольфеджио»

I группа – 4 класс (7-летний срок обучения), 2 класс (5-летний срок обучения)
Конкурсное задание включает:
1) Диктант (может содержать эскизы, «подсказки»). Исполняется 8 раз. Объем – 8 тактов. Тональности – мажорные до 3-х знаков, минорные до 2-х знаков.
2) Слуховой анализ (звукоряды, интервалы, аккорды). Исполняется всего десять элементов; 2 проигрывания.
3) Теоретические задания (построить от звука аккорды, интервалы, определить тактовый размер).

II группа – 5 класс (7-летний срок обучения), 3 класс (5-летний срок обучения)
1) Диктант. Исполняется 8 раз. Объем – 8 тактов. Тональности – мажорные до 4-х знаков, минорные до 3-х знаков.

2) Слуховой анализ: звукоряды, интервалы, аккорды от звука; гармоническая последовательность (5–6 аккордов) в одной тональности, 2 проигрывания.
3) Теоретические задания (построить последовательность аккордов в одной тональности – 8 аккордов, сгруппировать длительности и расставить таковые черты, исправить ошибки в записи и обозначении аккордов, интервалов и их обращений, вписать недостающий звук, чтобы получил-ся данный аккорд и т. д.).

III группа – 6 класс (7-летний срок обучения), 4 класс (5-летний срок обучения)
1) Диктант. Тональности мажорные до 5 знаков, минорные до 4-х знаков. Исполняется 8 раз.
2) Слуховой анализ: звукоряды, интервалы, аккорды от звука; определить и записать смешанную гармоническую последовательность (8 элементов) в одной тональности, 2 проигрывания.
3) Теоретические задания (найти и отметить в предложенных музыкальных примерах движение мелодии по звукам аккордов, построить аккорды в указанной тональности, соедините стрелочками интервалы и их разрешение).

IV группа – 7 и 8 классы (7-8 летний сроки обучения), 5 класс (5-летний срок обучения)
1) Диктант. Исполняется 8 раз. Тональности мажорные до 6-и знаков, минорные до 5-и знаков.
2) Слуховой анализ (звукоряды, интервалы, аккорды от произвольно выбранного звука). Записать и построить гармоническую последовательность в тональности (10 аккордов), 2 проигрывания.
3) Теоретические задания (определить и подписать аккорды, лады, разрешить интервалы).

Номинация II «Музыкальная литература»

В номинации принимают участие учащиеся 1, 2, 3, 4 годов обучения по предмету «Музыкальная литература».
Конкурсное задание включает тест с теоретическими вопросами (10 вопросов) и викторину (10 фрагментов) с аудио- и видеофрагментами музыкальных произведений в соответствии с программой курса.

ВНИМАНИЕ! Просим участников выбирать конкурсную группу в соответствии с изучаемой программой в вашем учебном заведении.

I группа – первый год обучения по программе «Музыкальная литература».
Теоретические вопросы:
выразительные средства музыки, музыкальные инструменты, симфонический оркестр и оркестр народных инструментов, танцевальные жанры, программная музыка.
Викторина:
Э. Григ: сюита «Пер Гюнт» (Сюита №1 и песня Сольвейг из Сюиты №2);
М.И. Глинка: опера «Руслан и Людмила» (Ария-рондо Фарлафа, Марш Черномора, Хор «Ах ты, свет Людмила»);
П.И. Чайковский: балет «Щелкунчик» (Марш, Кофе – арабский танец, Чай – китайский танец, Танец трех пастушков, Вальс цветов, Адажио, Танец феи Драже), «Детский альбом» («Утренняя молитва», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Вальс», «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», «Неаполитанская песенка», «Баба-Яга», «Песня жаворонка»);
М.П. Мусоргский: «Картинки с выставки («Балет невылупившихся птенцов», «Гном», «Лимож. Рынок», «Прогулка»);
В.А. Моцарт: Менуэт из оперы «Дон-Жуан»;
Дж. Верди: Триумфальный марш из оперы «Аида»;
К. Сен-Санс: сюита «Карнавал животных» («Кенгуру», «Слон», «Лебедь»).
Учебники:
1. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения.
2. Лагутин А.И., Владимиров В.Н. Музыкальная литература. Первый год обучения.

II группа – программа «Зарубежная музыкальная литература»
Теоретические вопросы:
Жизнь и творчество композиторов – И.С. Бах, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф Шопен.

Викторина:
И.С. Бах: Двухголосные инвенции (до мажор, фа мажор), Прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира», «Французская сюита» до минор (Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига), Токката и фуга ре минор для органа;
Й. Гайдн: Симфония №103 «симфония с тремоло литавр» (I часть), Соната ре мажор, Соната ми минор;
В.А. Моцарт: Симфония №40, Соната ля мажор, опера «Свадьба Фигаро» (увертюра, каватина Фигаро, ария Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный», ария Керубино «Сердце волнует жаркая кровь»);
Л. Бетховен: Симфония №5, Соната для фортепиано до минор №8 «Патетическая», Увертюра «Эгмонт»;
Ф. Шуберт: Симфония №8 (I часть), фортепианные произведения («Экспромт» ми-бемоль мажор, «Музыкальный момент» фа минор, Вальс си минор), песни («Гретхен за прялкой», «Лесной царь», «Вечерняя серенада», «Аве Мария», «Форель»);
Ф. Шопен: Мазурки (до мажор соч. 56 №2, си-бемоль мажор соч. 7 №1, ля минор соч. 68 №2), Вальс до-диез минор, Полонез ля мажор, Прелюдия ми минор, Прелюдия ля мажор, Ноктюрн фа минор, Этюд до минор соч. 10 №12.

Учебники:
1. Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Второй год обучения.
2. Прохорова И.А. Музыкальная литература зарубежных стран.

III группа – программа «Русская музыкальная литература»
Теоретические вопросы: жизнь и творчество композиторов – М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский. Основные сведения о деятельности «Могучей кучки».

Викторина:
М.И. Глинка: опера «Иван Сусанин» (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), «Камаринская», «Вальс-фантазия», романсы и песни («Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок», «Попутная песня»), опера «Руслан и Людмила» (увертюра), «Арагонская хота»;
А.С. Даргомыжский: опера «Русалка» (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), романсы и песни («Мне минуло шестнадцать лет», «Мне грустно», «Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник», «И скучно, и грустно»);
А.П. Бородин: опера «Князь Игорь» (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), Симфония №2 (I часть), романс «Для берегов отчизны дальной»;
М.П. Мусоргский: опера «Борис Годунов» (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), фортепианная сюита «Картинки с выставки», «Блоха», «Детская», опера «Хованщина» (вступление «Рассвет на Москва-реке);
Н.А. Римский-Корсаков: опера «Снегурочка» (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), симфоническая сюита «Шехеразада»;
П.И. Чайковский: опера «Евгений Онегин», (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), Симфония №1 (все части).

Учебники:
1. Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. Третий год обучения.
2. Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература.

IV группа – программа «Отечественная музыкальная литература XX века»
Теоретические вопросы:
жизнь и творчество композиторов – А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов. Композиторы последней трети XX века.
Викторина:
А.Н. Скрябин: Симфония №3 «Божественная поэма (I часть «Борьба»), Этюд ре-диез минор соч. 8 №12, Прелюдия ми минор соч. 11 №4;
С.В. Рахманинов: Концерт для фортепиано с оркестром №2 (I часть), Прелюдия до-диез минор соч. 3 №2, Этою-картина ля минор соч. 39 №6, романсы («Не пой, красавица», «Весенние воды»);
А.И. Хачатурян: балет «Гаянэ» («Танец с саблями»), Вальс из музыки к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»;
С.С. Прокофьев: Симфония №7 (I и IV части), кантата «Александр Невский» (№№ 2, 4, 5, 6), балет «Золушка» («Па-де-шаль», Вальс соль минор, «Принц и сапожники», первый «Галоп», Адажио), балет «Ромео и Джульетта» («Танец рыцарей», «Джульетта-девочка»);
Д.Д. Шостакович: Симфония №7 «Ленинградская» (I часть), Романс из к/ф «Овод»;
Г.В. Свиридов: «Поэма памяти Сергея Есенина» (фрагменты, которые характеризуются в учебнике).

Учебник: Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература XX века. Четвертый год обучения.


Организация олимпиады

Для решения организационных вопросов на время подготовки и проведения Олимпиады формируется оргкомитет.
Полномочия оргкомитета:
- подготовка и проведение олимпиады;
- организация проживания участников.
- определение материала для олимпиады;
- организация работы жюри олимпиады;
- организация церемонии награждения;

Работа жюри олимпиады

Состав жюри олимпиады формируется Оргкомитетом олимпиады из числа ведущих специалистов высших, средних специальных учебных заведений, а также учебных заведений дополнительного образования детей в сфере музыкально-теоретических дисциплин.

Наивысшая оценка каждого конкурсного задания – 10 баллов.
При оценке конкурсанта учитывается:
– правильность ответов в каждом из основных заданий;
– соответствие содержательного уровня ответа требованиям программных стандартов для учреждений дополнительного образования культуры;
– итоговый суммарный средний балл участника.
Жюри имеет право:
– делить, присуждать и не присуждать призовые места;
– награждать участников специальными грамотами (призами).

Награждение

Победители, призеры и дипломанты Олимпиады определяются по каждой номинации, согласно рейтингу количества набранных баллов.
Победителям олимпиады, занявшим 1, 2, 3 места по каждой номинации и в каждой возрастной группе, присуждается звание «Лауреат» 1, 2, 3 степени с вручением диплома.
Победителю, получившему наивысший балл, возможно присуждение звания Гран-При конкурса.
Участники, не вошедшие в число Лауреатов, получают звание «Дипломант»1,2,3 степени, выполнившие менее 50% заданий, получают звание "Участник"
Дипломы и медали получают все участники олимпиады
Преподаватели, подготовившие двух и более участников Олимпиады, получают сертификаты.
Учреждениям, принявшим активное участие, предусмотрены благодарственные грамоты

Предварительная программа приезда на фестиваль:

21 марта
15 - 17ч - заезды в отель ИБИС, Лиговский пр.54, регистрации участников
17.30 – *Сбор в холле отеля (после регистраций) встреча с гидом, выезд на экскурсионную программу

18.00 - *Обзорная экскурсия «Блистательный Вечерний Петербург» от Вашего отеля.
Все экскурсии необходимо заказать заранее! Для групп/участников, прибывших на олимпиаду без предварительного заказа экскурсий, присоединение к поездкам будет организационно невозможно!(согласно новым правилам ГАИ).
Автобусная экскурсия с выходами.

Петропавловская крепость и домик Петра I, стрелка Васильевского острова с величественным зданием Биржи и Ростральными колоннами, Сенатская площадь с Медным всадником и монументальным Исаакиевским собором, Адмиралтейство, Дворцовая Площадь, Зимний дворец, Марсово поле и Летний сад, Невский пр, Площадь Искусств со зданиями Михайловского дворца (Русский музей) Михайловского театра, Певческий мост и здание Императорской капеллы. Вторая половина экскурсии пройдет в красивом вечернем освещении, что несомненно добавит впечатлений!

*Возможен ужин в отеле.

22 марта
Завтрак в отеле.
Олимпиадный день в ЦВР Центрального района. Ул. Правды 8
9.00 - регистрация участников олимпиады (фойе ЦВР, 1 этаж), оформление закрывающих и командировочных документов в оргкомитете.
Проведение олимпиады по номинациям «Сольфеджио», «Музыкальная литература» согласно расписанию.
18.00 – закрытие олимпиады. Церемония награждения.
Круглые столы с жюри.
*Желающие на просмотр работы могут подать запрос в оргкомитет в письменном виде в индивидуальном порядке - только в день олимпиады (после награждения и круглого стола).
*Возможен обед в районе проведения олимпиады.
*Возможен ужин в отеле*(Согласно сделанным заказам).

23 марта

Завтрак в отеле.
День выездов/Музейный день
10.00 - Выезд из отеля на *Музейный день - Тематическая поездка в музеи-соборы Санкт-Петербурга (при комплектации поездки - от 15 человек)
Музеи Санкт-Петербурга: "Спас на Крови"(*билеты) + "Исаакиевский Собор"(*билеты) + "Казанский Собор" (своб. вход)
Либо Загородная поездка - под запрос групп : Царское Село (Пушкин, Екатерининский дворец с янтарной комнатой)/ Павловск / Гатчина.
!Общая продолжительность Музейного дня рассчитана на 6 часов.
Возвращение, трансфер в гостиницу / на Московский вокзал.
(ориентировочное прибытие на Московский вокзал к 16.00-16.30ч.)

Финансовые условия участия:

Участники самостоятельно организовывают и оплачивают дорогу до Санкт-Петербурга и обратно.

По организационным причинам, размещение осуществляется оргкомитетом в аккредитованном отеле конкурса.

Для участия необходимо оплатить размещение на олимпиаде и организационный взнос.

Размещение на олимпиаде 3950 руб. чел. включает:

Размещение в отеле ИБИС *** в 2(3)местных номерах 21-23 марта (3 дня/2 ночи)
*Возможно продление проживания в отеле 1650 руб./сутки с человека.
Завтраки - шведский стол.
Wi-Fi в отеле
Посещение всех мероприятий олимпиады: церемония открытия, культурная программа в течение конкурсного дня, награждение дипломами и медалями, круглый стол с жюри.
Преподавателям - педагогические сертификаты теоретической олимпиады международного форума искусств «Петербургская весна»
Благодарности учреждениям, принявшим активное участие.

Организационный взнос за номинацию 2300 руб.

Оплачивается за каждого участника олимпиады в одной номинации олимпиады.
*За участие в двух номинациях/ либо двух детей из одной семьи - для плательщиков-физических лиц возможно предоставление скидки 10%.

* Участники из Санкт-Петербурга и Ленинградской области оплачивают только организационный взнос (без проживания).

Организация трансферов и экскурсий

Экскурсионная программа от Вашего отеля стоимостью 1500 руб. с человека. (при наборе группы от 15 человек) Стоимость включает две экскурсионные поездки от отеля с полным автобусным обслуживанием и сопровождением гида в автобусе.
21 марта - в 18.00 ч - Обзорная экскурсия «Блистательный вечерний Петербург» (2,5 -3 часа)
23 марта - в 10.00 ч - Поездка в музеи Петербурга «Музейный день» (4 часа)
*Дополнительно оплачиваются:
  • Входные билеты с экскурсией внутри музеев (по 50-250 руб.)
  • Организованный обед по желанию группы – 300-350 руб. с человека.
Внимание! Для входа группы на любой объект гид собирает оплату на месте только наличным расчетом (оплата картами для организованного входа с группой невозможна).

Внимание руководителей! Как заказать трансферы и экскурсии:

Согласно постановлению правительства РФ № 1177 от 17 декабря 2013 г. "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами" (в ред. постановлений правительства РФ № 579 от 23.06.2014 г., № 652 от 30.06.2015 г., № 569 от 22.06.2016 г.), ограничиваются сроки подачи информации для организации трансферов и обзорной экскурсии.
Заявки на трансфер и обзорную экскурсию принимаются не позднее, чем за 3 недели до приезда группы.
Для организации трансфера и обзорной экскурсии необходимо выслать на электронный адрес оргкомитета точные данные приезда и отъезда на фестиваль(дата, номер поезда, время,) и заполненную таблицу с данными приезжающих и указанием, кто с кем будет сидеть в автобусе.
Так же необходимо указать контактный телефон, для детей до 18 лет указывается телефон одного из родителя.

Образец таблицы:


Позднее, чем за 3 недели до приезда группы, внесение изменений в данные приезда-отъезда, списки на трансферы и экскурсии, транспортную рассадку участников невозможно.
Ответственность за достоверность и своевременность предоставления указанных данных лежит на лицах, предоставивших эти данные от лица участников. Указанные данные принимаются только в электронном виде.
Рекомендуем приобретать авиа и ж/д билеты только после согласования принятия заявки с менеджером конкурса.

Расписание олимпиадного дня

Расписание будет опубликовано за неделю до олимпиады

Методическая разработка

Теоретическая викторина по предмету «Сольфеджио» для обучающихся 1 класса школы искусств

Седова Вера Олеговна
Описание. Предлагаю викторину по предмету «Сольфеджио» для обучающихся первого класса школы искусств. Материал будет полезен преподавателям теоретических дисциплин ДШИ, заинтересованным родителям и увлекающимися предметом «Сольфеджио» учащимся. Так же материал викторины можно использовать при проведении музыкальных КВНов, конкурсов, соревнований, викторин для детей от семи до девяти лет.
Цель: проверка усвоения знаний обучающимися первого класса по предмету «Сольфеджио» детской школы искусств.
Задачи: развивать мышление, внимание, память; учить внимательно, быстро и аккуратно заполнять контрольные тесты; воспитывать терпение, волю, здоровое отношение к соперничеству, стремление к победе.
Дидактический материал и канцелярские принадлежности: тесты теоретической викторины для первого класса ДШИ по числу участников мероприятия, карточки с фортепианной клавиатурой и нотоносцем по числу участников викторины, по одному простому и цветному карандашу на каждого участника, ластики.
Викторина составлена для учащихся, полностью освоивших материал первого класса школы искусств.
Ход мероприятия
Приветствие участников теоретической викторины, разъяснение требований к выполнению тестов.
Требования
1. Написать вверху бланка викторины свои фамилию, имя, класс.
2. Выбрать правильные ответы в каждом задании и закрасить их цветным карандашом. Варианты оформления задания: отметить галкой правильный ответ, обвести кружком букву с правильным ответом.
Ведущий объявляет о времени выполнения заданий. Материал тестов викторины раздаётся каждому участнику. На столах у каждого учащегося должны быть карточки с нотной клавиатурой и нотоносцем. По окончанию времени, отведённого на выполнение заданий, тесты сдаются ведущему мероприятия. После проверки правильности выполнения тестовых заданий объявляется победитель(ли), который(ые) награждается(ются) Дипломом(ами) Победителя(ей) теоретической викторины.

Теоретическая викторина по предмету «Сольфеджио», 1 класс

Вопросы

а) половинная
б) четверть
в) целая
г) восьмая
2. В септиме:
а) 6 ступеней
б) 3 ступени
в) 1 ступень
г) 7 ступеней

а) верхнем регистре
б) в среднем регистре
в) в среднем и верхнем регистрах
г) в нижнем регистре
4. Бемоль понижает звук на:
а) тон
б) дитон
в) полутон
г) приму

а) ремесло
б) минор
в) фамилия
г) неделя

а) си, ре, фа
б) до, ми, соль
в) си, ре, фа, ля
г) си, фа, ля

а) связно
б) не связно
в) отрывисто
г) подчёркнуто

а) домра
б) капля
в) силач
г) креветка

а) вводные ступени
б) устойчивые ступени
в) неустойчивые ступени
г) тоническое трезвучие

а) одной четверти и двух восьмых

в) трёх четвертей
г) пяти восьмых

а) две восьмых и четверть
б) четверть и восьмая
в) половинная и восьмая
г) целая нота
12. Восемь ступеней в:
а) ноне
б) приме
в) октаве
г) сексте

а) среднем и нижнем регистре
б) среднем регистре

г) нижнем регистре

а) До мажоре
б) Фа-мажоре
в) Ре мажоре
г) Соль мажоре

а) мираж
б) факир
в) кассир
г) ребята

а) две четверти
б) три четверти
в) одна четверть
г) четыре четверти

а) 1
б) 7
в) 4
г) 6

а) одну четверть
б) одну целую
в) одну восьмую
г) одну половинную
19. Диез повышает звук на:
а) секунду
б) тон
в) полутон
г) приму

а) фа-диез и ля
б) си и ре
в) до и ми
г) ля и до

а) Фа мажор
б) До мажор
в) Соль мажор
г) Ре мажор

а) тире
б) миксер
в) марсианин
г) водолаз

а) на первой линейке
б) под первой линейкой
в) между третьей и четвёртой линейками нотного стана


а) си-бемоль
б) си-диез
в) до-диез
г) до


б) пятую ступень в До мажоре
в) пятую ступень в Ре мажоре

26. Меццо-форте значит
а) громко
б) не очень громко
в) тихо
г) не очень тихо



в) Ре-ми-#фа-соль-ля-си-#до-ре

28. Бекар

б) повышает звук ми-бемоль на полтона


29. Бекар
а) понижает звук до-диез на полтона




а) фа и ля
б) ми и соль
в) си-бемоль и ре
г) соль и си-бемоль
Ответы
1. Длительность, равная двум восьмым, называется:
а) половинная
б) четверть
в) целая
г) восьмая
2. В септиме:
а) 6 ступеней
б) 3 ступени
в) 1 ступень
г) 7 ступеней
3. Ноты скрипичного ключа записываются в:
а) верхнем регистре
б) в среднем регистре
в) в среднем и верхнем регистрах
г) в нижнем регистре
4. Бемоль понижает звук на:
а) тон
б) дитон
в) полутон
г) приму
5. Между второй и третьей линейками в скрипичном ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) ремесло
б) минор
в) фамилия
г) неделя
6. Неустойчивые ступени в До-мажоре:
а) си, ре, фа
б) до, ми, соль
в) си, ре, фа, ля
г) си, фа, ля
7. Штрих нон легато обозначает
а) связно
б) не связно
в) отрывисто
г) подчёркнуто
8. На третьей линейке в басовом ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) домра
б) капля
в) силач
г) креветка
9. В последовательности звуков гаммы Фа мажор - фа-ля-до-фа - пропущены:
а) вводные ступени
б) устойчивые ступени
в) неустойчивые ступени
г) тоническое трезвучие
10. Половинная нота состоит из:
а) одной четверти и двух восьмых
б) двух четвертей и одной восьмой
в) трёх четвертей
г) пяти восьмых
11. Размер две четверти указывает, что в такте
а) две восьмых и четверть
б) четверть и восьмая
в) половинная и восьмая
г) целая нота
12. Восемь ступеней в:
а) ноне
б) приме
в) октаве
г) сексте
13. Ноты басового ключа записываются в:
а) среднем и нижнем регистре
б) среднем регистре
в) среднем и высоком регистре
г) нижнем регистре
14. Ре, фа-диез, ля - устойчивые ступени в:
а) До мажоре
б) Фа-мажоре
в) Ре мажоре
г) Соль мажоре
15. На четвёртой линейке в скрипичном ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) мираж
б) факир
в) кассир
г) ребята
16. Половинная, четверть, восьмая и две шестнадцатых помещаются в такте с размером
а) две четверти
б) три четверти
в) одна четверть
г) четыре четверти
17. Секста обозначается цифрой:
а) 1
б) 7
в) 4
г) 6
18. Четыре шестнадцатых и две восьмых составляют в целом
а) одну четверть
б) одну целую
в) одну восьмую
г) одну половинную
19. Диез повышает звук на:
а) секунду
б) тон
в) полутон
г) приму
20. Вводными звуками вокруг третьей ступени в гамме Соль мажор являются звуки:
а) фа-диез и ля
б) си и ре
в) до и ми
г) ля и до
21. До, фа, ля являются звуками тонического трезвучия в гамме:
а) Фа мажор
б) До мажор
в) Соль мажор
г) Ре мажор
22. Между второй и третьей линейками в басовом ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) тире
б) миксер
в) марсианин
г) водолаз
23. В слове «чудо» «спряталась» нота, расположенная в скрипичном ключе
а) на первой линейке
б) под первой линейкой
в) между третьей и четвёртой линейками нотного стана
г) между второй и третьей линейками нотного стана
24. Если повысить на полутон звук си, получится
а) си-бемоль
б) си-диез
в) до-диез
г) до
25. Вводные звуки соль и си опевают
а) первую ступень в Соль мажоре
б) пятую ступень в До мажоре
в) пятую ступень в Ре мажоре
г) третью ступень в Соль мажоре
26. Меццо-форте значит
а) громко
б) не очень громко
в) тихо
г) не очень тихо
27. Выберите правильное написание гаммы Ре мажор:
а) Ре-ми-#фа-cоль-ля-си-до-ре
б) Ре-ми-фа-соль-ля-си-#до-ре
в) Ре-ми-#фа-соль-ля-си-#до-ре
г) Ре-ми-#фа-#соль-ля-си-#до-ре
28. Бекар
а) понижает звук ми-бемоль на полтона
б) повышает звук ми-бемоль на полтона
в) понижает звук ми-бемоль на тон
г) повышает звук ми-бемоль на тон
29. Бекар
а) понижает звук до-диез на полтона
б) повышает звук до-диез на полтона
в) понижает звук до-диез на тон
г) повышает звук до-диез на тон
30. Пятую ступень в Фа мажоре опевают звуки
а) фа и ля
б) ми и соль
в) си-бемоль и ре
г) соль и си-бемоль
Заключение. Теоретическую викторину можно провести среди обучающихся первого класса музыкальных школ города, района или области в конце учебного года или в начале учебного года во втором классе. Важно предварительно обговорить с учащимися планируемые задания викторины, дать подобные задания для самостоятельной работы дома. Если детям какие-либо задания непонятны, они могут около них поставить вопросительные знаки с тем, чтобы на уроке по предмету «Сольфеджио» или во внеурочное время разобрать вопросы с преподавателем.

Приложение.
1.Таблица тестовых заданий теоретической викторины для первого класса школы искусств (по количеству участников викторины)

Викторина «Занимательное сольфеджио» для юных музыкантов

Буторина Елена Ивановна, преподаватель теоретических дисциплин.
Место работы: МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Горнозаводска, Пермский край.
Описание материала: Уважаемые преподаватели теоретических дисциплин Детских музыкальных школ и школ искусств! Предлагаю вашему вниманию конспект викторины по учебному предмету «Сольфеджио» для юных музыкантов. Данная викторина может быть как внеклассным мероприятием, так и одним из вариантов проведения контрольного урока в конце четверти.
Назначение материала: Викторина «Занимательное сольфеджио» предназначена для учащихся 1 - 3 классов Детских школ искусств и Детских музыкальных школ.
Цель мероприятия – проверка знаний обучающихся по предмету «Сольфеджио» в игровой форме с использованием информационно-компьютерных технологий.
Задачи:
- расширить представления учащихся о предмете «Сольфеджио»;
- применить приобретенные знания и навыки в игровой ситуации;
- развивать логическое мышление, раскрывать творческий потенциал участников викторины;
- развивать коммуникативные навыки, в том числе навыки работы в команде.
- предоставить возможность ученикам продемонстрировать свои интеллектуальные способности в соревновательной форме.
Оборудование: учебный класс, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, колонки, инструменты для шумового оркестра.
Демонстрационные материалы: видеофрагменты музыкальных произведений разных жанров, электронные тесты по предмету «Сольфеджио».
Правила участия:
Учащиеся 1-3 классов распределяются на 3 разновозрастные команды. Команды участвуют во всех этапах викторины, набирая баллы за правильность и скорость, оригинальность и творческий подход при выполнении заданий.

Этапы викторины:

1 этап – «Разминка» , в котором участники викторины отвечают на разные вопросы по сольфеджио (вопросы изображаются на экране):

Вопрос № 1:


Правильный ответ – нота.
Вопрос № 2:


Правильный ответ – 7 ступеней.
Вопрос № 3:


Правильный ответ – три главных ступени: I, IV, V.
Вопрос № 4:


Правильный ответ – II, IV, VI, VII ступени.
Вопрос № 5:


Правильный ответ – четвертым по счету.
Вопрос № 6:


Правильный ответ – бемоль.
2 этап - «Абсолютный слух» , в котором участники викторины определяют лад музыкального произведения после его прослушивания. Для этого этапа необходимо заранее подготовить музыкальные примеры, желательно видеофрагменты разных по жанру музыкальных произведений:


- Рауно Лехтинен, слова М. Пляцковского, «Летка-енка» (правильный ответ – минор);
- В.Я. Шаинский, песня «От улыбки» из мультфильма «Крошка Енот» (правильный ответ – переменный лад);
- Р. Паулс, Колыбельная из кинофильма «Долгая дорога в дюнах» (правильный ответ – мажор);
- В.А. Моцарт, 3 часть сонаты Ля мажор, «Рондо в турецком стиле» (правильный ответ – минор);


- русская народная песня «Вдоль да по речке» (правильный ответ – переменный лад);

И.С. Бах, «Шутка» (правильный ответ – минор).
3 этап - «Знатоки сольфеджио» , в котором участники команд с помощью электронных тестов отвечают на вопросы по пройденному материалу. В данном этапе учитываются скорость и правильность ответов обучающихся. Предлагаю вам три варианта электронных тестов: «Нетрудные вопросы по сольфеджио», «Музыкальный калейдоскоп» и «Занимательное сольфеджио».
"Нетрудные вопросы по сольфеджио" :


Вопрос № 1:


Правильный ответ – мажор.
Вопрос № 2:


Правильный ответ - скрипичный ключ.
Вопрос № 3:


Правильный ответ - разрешение.
Вопрос № 4:


Правильный ответ - интервал.
Вопрос № 5:


Правильный ответ - 3 звука.
Вопрос № 6:


Правильный ответ - бемоль.
Вопрос № 7:


Правильный ответ - диез.
Вопрос № 8:


Правильный ответ - "громко".

Презентация на тему: Нетрудные вопросы по сольфеджио


На экран проецируются слайды электронных тестов "Музыкальный калейдоскоп" :


Вопрос № 1:


Правильный ответ - созвучие из трех и более звуков.
Вопрос № 2:


Правильный ответ - 5 ступеней.
Вопрос № 3:


Правильный ответ - тоника.
Вопрос № 4:


Правильный ответ- 0 знаков.
Вопрос № 5:


Правильный ответ - си бемоль.
Вопрос № 6:


Правильный ответ - 2 звука.
Вопрос № 7:


Правильный ответ - изменение ступеней.
Вопрос № 8:


Правильный ответ - реприза.

Презентация на тему: Занимательное сольфеджио


На экран проецируются слайды электронных тестов "Занимательное сольфеджио" :


Вопрос № 1:


Правильный ответ - расстояние между двумя музыкальными звуками.
Вопрос № 2:


Правильный ответ - простые интервалы.
Вопрос № 3:


Правильный ответ- по количеству ступеней и тонов (полутонов).
Вопрос № 4:


Правильный ответ - буква + цифра.
Вопрос № 5:


Правильный ответ - обращение.
Вопрос № 6:


Правильный ответ - 4 ступени.
Вопрос № 7:


Правильный ответ - 0 тонов.


Top