Какой подвиг совершил вольга. Мнения о происхождении

Волх Всеславьевич – былинный герой, названный по имени , сына .

РОДОСЛОВНАЯ: мать — Марфа Всеславовна

ИМЯ: Откуда же взялось имя Волх? По древнему новгородскому преданию, у князя был старший сын, великий чародей — Волх. На берегу реки Мутной, что в его честь назвали Волховом, построил он себе крепость большую и разбойничал там нещадно, обращаясь водяными чудовищами наподобие бегемота, крокодила или змея страшного, преграждая путь всем судам и пугая честных корабельщиков. Крепость та была возведена на месте, что называлось Перынь, - там Волх воздвиг кумир славянского бога . Народ и боялся и почитал Волха, чтили его, как за Бога, за бога, величали меж собой и Громом и Перуном. А потом уже все чародеи, что после него жили, стали именоваться не как-нибудь, а волхвами.

ПРОТОТИП. Но говорят, что Вольга Святославович имел и другого прототипа: Всеслава Брячеславовича (он же — Всеслав Вещий или Всеслав Чародей). 57 лет княжил он в Полоцке (с 1044 по 1101 год). Известен как герой «Слова о полку Игореве», а также в восточно-славянском фольклоре, где он как чародей и богатырь фигурирует. Фольклор приписывает ему способность оборачиваться зверем лесным.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ.

  • Кто был учителем Волха?

Кудесник и чародей

  • Как шло обучение Волха? Во сколько лет и чему он научился?

В семь лет он научился грамоте, а в десять — превращаться в животных: в ясна-сокола, в серого волка, да в тура, что»золоты рога». Кроме того, мог Волх в муравья обратиться и в горностая.

  • Какой же все-таки город хотел завоевать царь Салтык?

Царя Салтык Ставрульевич захватить хотел Великий Киев-град, а также Чернигов и Новгород

  • Основная тема былины о Волхе Всеславовиче — о Родине или о волшебстве?

Истинной ценностью, смыслом жизни, самым важным и самым главным делом для всех русских богатырей была защита Отечества. А волшебство — это всего лишь средство, подмога, приятный бонус.

********

Что необычного вы заметили в самом начале былины? -Что может символизировать белое облако?

Середина неба?

Гроза?

Радуга?

Вспомните сказки, есть ли какое-то сходство, если да,

то в чём?

А рождение богатыря, его рост (в сказке: не по

дням, а по часам…)- сходство с волшебной сказ-

кой.

Как вы понимаете фразу «Пеленай меня в крепкие латы булатные » (Доспехи из твердой стали)

Как вы считаете, что такое палица? (старинное оружие- тяжелая дубинка с утолщенным концом.

А как вы думаете, кто такой старик кудесник? (Волшебник)

Как понимаете фразу: «Он научил Волхва волхвовать»-это значит что делать? (колдовать)

А как вы думаете, почему кудесник помогает нашему герою?

Всем ли помогают и в сказках волшебники? – нет, правильно ни каждому, а тому, кто из героев делает добро.

Опять мы наблюдаем сходство сходства с волшебной сказкой.

А что символизирует цифра 30?

А как вы считаете, почему Волхв решил посетить соседние царства -государства? Какую цель преследовал наш герой?(герой решил посмотреть что в каждом царстве происходит)

А как это его характеризует?

А каким вы представляете себе царя Салтыка?

Как характеризуют его поступки? Прокомментируйте.

А что вы думаете о царице? Её поведении? Нарисуйте словами её портрет, какие личностные качества ей присущи?

Как вы считаете, что означает слово «Туром»? (т.е. придет диким быком с большими рогами)

— В облике кого Волх оказался в третьем царстве царя Салтыка? (сокола)

— что остановило царя не пойти на русские земли? Найдите это подтверждение в тексте.

Кто отговаривал царя от войны с Русскими землями? (царица)

Послушал ли царь Салтык обращение к нему царицы? (нет)

— Что произошло с царицей поле этого? Найдите это подтверждение в тексте?

Как сумел Волх отвести от Русской земли беду?

Удалось ли ему справится с царем Салтымаком и освободить царицу и темницы?

Как ему это удалось? Как вы понимаете слово: то-

А другом?

Как вы думаете, каким необычным даром был наделен Волх?

Какой вывод вы сделали?

Какую мысль пытается

Передать нам былинный сказитель?

Добро всегда побеждает зло! Добро всегда возвра-

щается добром, а зло – злом.

ЧУДО РОЖДЕНИЯ: В былине о герое Волхе, которая дошла до нас в текстах XVIII-XIX веков, все дышит глубокой стариной и пронизано древними мифологическими мотивами. Подобно многим персонажам мировой мифологии, Волх обязан своим рождением фантастическим обстоятельствам.

По саду, саду зеленому
Ходила-гуляла молода княжна
Марфа Всеславьевна.
Она с каменю скочила на лютого на змея,
Обвивается лютой змей
Около чебота зелен сафьян,
Около чулочика шелкова,
Хоботом бьет по белу стегну,
А вта поры княгиня понос понесла,
А понос понесла и дитя родила:
А на небе просветя светел месяц,
- А в Киеве родился могуч богатырь.
Итак, Волх родился от фантастического змея и от него унаследовал способности, которые обыкновенному человеку не свойственны. Что родился великий герой, которому предстоят чудесные деяния, - об этом сразу же узнала природа:

Худ..Г.Юдин

Подрожала сыра земля…
А и синее море сколыбалося
Для-ради рожденья богатырского…
Рыба пошла в морскую глубину,
Птица полетела высоко в небеса,
Туры да олени за горы пошли,
Зайцы, лисицы по чащицам,
А волки, медведи по ельникам,
Соболи, куницы по островам.

Звери испугались еще и потому, что знали:
Волх будет великим охотником и им от него не станет спасения.
ЧУДО ВЗРОСЛЕНИЯ: Второе после рождения чудо с Волхом заключалось в его невероятно быстром росте и взрослении. Ему еще не было полутора часов, а он уже попросил мать, чтобы она пеленала его в крепки латы булатные», надела бы на голову золотой шлем и положила бы ему «по праву руку» «тяжку палицу свинцовую» весом в «триста пуд».
ЧУДО ПРЕМУДРОСТИ: И, наконец, третье чудо, завершившее формирование богатыря, - это быстрота, с какой Волх овладел науками - грамотой и волшебными премудростями:

А и первой мудрости учился -
Обвертываться ясным соколом,
Ко другой-то мудрости учился он, Волх,-
Обвертываться серым волком,
Ко третьей-то мудрости учился Волх -
Обвертываться гнедым туром -
золотые рога.

Так оправдалось имя, которое ему дали: Волх, то есть волхв - волшебник, кудесник, колдун. Но также - и жрец в языческом храме. Нашему Волху от рождения предстало быть великим воином - недаром он уже младенцем потребовал воинское снаряжение и оружие. В древние времена - до княжеские - ему была уготована роль вождя племени. Но в Киевской Руси вождей уже не было, на смену им пришли князья.

Вольга Святославович, К.Васильев

БЫЛИННЫЙ КНЯЗЬ: И вот былина делает Волха киевским князем: он набирает дружину и во главе ее совершает свои подвиги. Обратим внимание на его отчество: Всеславьевич. Летопись сохранила имя полоцкого князя Всеслава Брячиславича: в 60-70-е годы XI века он принимал деятельное участие в княжеских междоусобицах, и его считали князем-кудесником. Это о нем говорилось в «Слове о полку Игореве» как о князе, что волком рыскал ночами по Русской земле, успевал «до петухов» преодолеть расстояние от Киева до Тмутаракани, перебегая по-волчьи путь солнцу, на момент захватывал киевский княжеский стол и тут же соскакивал с него «лютым зверем»… Конечно же, Волх Всеславьевич - персонаж вымышленный, пришедший в историю из древней мифологии. Но, может быть, перекличка его отчества с именем реального князя, которому приписывали способности кудесника, и не случайна…
ПОХОД: Итак, набрав дружину, Волх отправляется в поход к чужому царству. В былинах, записанных в XVIII-XIX веках, оно называется Индийским. Как оно звалось в древнерусских былинах, мы не знаем, но это и не имеет значения, потому что речь идет ведь не о действительном, имевшем место в истории событии, а о вымышленном, фантастическом. Важно, что царство это - враждебное, Волх хочет напасть на него, чтобы пограбить либо предупредить поход индийского царя на Русь.
ОБОРОТНИЧЕСТВО: Самое интересное - в описании похода и в рассказе о победе. На пути в чужую страну дружина не терпит никаких трудностей: ночами, пока она спит, Волх, обернувшись «серым волком», охотится на зверей, кормит мясом дружину и одевает ее в шубы соболиные; а ради перемен оборачивается «ясным соколом» и бьет на синем море гусей, лебедей, уток. Когда нужно разведать вражеские силы, он же оборачивается сначала гнедым туром и в несколько скачков достигает чужеземного царства, а затем превращается в сокола и, усевшись на окошке, подслушивает разговор царя с царицей; наконец, оборачивается горностаем, пробирается в царские арсеналы и портит все оружие.
Когда его войско подходит к городу, перед ним оказывается каменная стена с железными воротами, и тогда Волх обращает всю дружину в муравьев, и они легко преодолевают препятствие. И лишь в самом городе дружина, вернув облик добрых молодцев, проявляет свои воинские способности. После полной победы Волх становится царем. Снова повторим: ничего исторического - в смысле событийном, летописном - былина о Волхе не заключает. Ее можно было бы счесть за сказку, если бы не одно очень важное обстоятельство: сам народ и к ее герою, и к описываемому в ней относился с полным доверием. И в этом смысле Волх - лицо историческое, он - персонаж народной устной истории. Образ Волха наглядно свидетельствует, что в Древней Руси сохранялась живая память о временах языческих, что герои языческих преданий занимали в этой памяти свое место. Но они не оставались такими, какими их создала народная фантазия языческих времен. Волх соединяет в себе черты героя мифологического и исторического. Заметим, что в нем нет никаких следов влияния христианского учения. Слияние ранней мифологии и поздней истории (уже княжеских времен) характерно для народного сознания Древней Руси; оно проявлялось в самых разных формах. В данном случае - в перенесении персонажа из языческих времен в эпоху Киевской Руси, в превращении древнего волхва (племенного вождя) в князя - предводителя дружины

СМЕРТЬ ОБОРОТЕНЯ ВОЛХА: Для своих многообразных чудес призывал чародей навий, силы тьмы. Как-то раз не поладил он с ними - они и задушили Волха, бросив его тело в реку. Оно плыло вверх по реке (против течения!) и было выброшено волнами напротив крепости, где жрецы и слуги похоронили Волха. Над могилою насыпали курган, но спустя три дня «прослезися земля и пожрала мерзкое тело» оборотня, а могила провалилась «на дно адское».
В память о сем Волхе-оборотне и был назван хитромудрый Всеславич, совершивший много чудесных подвигов. В былинах позднейшего времени он уже зовется Вольгой Святославичем и соперничает с пахарем Микулой Селяниновичем.

В ЛИТЕРАТУРЕ: … Ударился Вольга оземь, обернулся серым волком, побежал в леса. Выгнал он зверя из нор, дупел, из валежника, погнал в сети и лисиц, и куниц, и соболей. … Молодой Вольга догадался, обернулся малой мошкой, всех молодцев обернул мурашками, и пролезли мурашки под воротами. А на той стороне стали воинами. ВОЛЬГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ. Русская былина

(222)Информация найдена на просторах интернета и частично отредактирована.

"Вольга и Микула Селянинович" - великолепная былина, русское произведение в фольклорном жанре, которое писал народ. Рассмотрим основные моменты, которые играют важную роль в восприятии текста. Характеристика Вольги Святославовича в былине также имеет немаловажное значение.

Вольга Святославович в былине отправился в поход со своими молодцами для того, чтобы собрать дань с людей, проживающих в трех городах. Услышали они стук сошки и устремились к ней, чтобы понять, откуда идет звучание. Ехал Вольга Святославович долго со своей дружиной и наконец достиг своей цели. Видит он: стоит перед ним молодец, крестьянин, одет он в бархатное одеяние, а в руках сошка. Молодой человек описан во всей своей красе. Увидев Вольгу Святославовича, молодец интересуется, куда направляется дружина. Князь отвечает ему, на что получает предупреждение. В городах, куда они собрались, проживают разбойники, поэтому Вольге Святославовичу с добрыми молодцами следует быть внимательнее и аккуратнее. После этого князь решает взять пахаря с собой. Он соглашается. Скачут молодые люди на своих конях, но вскоре крестьянин вспомнинает, что он забыл бросить сошку за куст, оставив ее на том же месте. Послал князь свою дружину для того, чтобы они выполнили поручение, но им не хватило сил. В итоге оратай возвращается, с легкостью вынув сошку из земли, бросает ее за ракитовый куст. Удивленный могуществом молодца, былинный герой Вольга Святославович интересуется, как зовут пахаря. Он отвечает, что Микула Селянинович. Приехав в город, мужики узнают Микулу. Они извиняются перед ним и перед Вольгой Святославовичем. Увидев, как здесь уважают Микулу, князь дарует ему три города.

Главные герои былины

Главные герои былины "Вольга и Микула Селянинович" - князь Вольга Святославович и пахарь Микула Селянинович. Оба персонажа описаны величественными молодцами. Несмотря на то, что крестьяне были одеты достаточно просто, Микула Селянинович представлен в прекрасном бархатном одеянии, в пуховом головном уборе и в ярких сапогах на каблуках. При описании используется народный язык, что добавляет выразительность произведению. Такой простой бытовой предмет, как сошка, описывается с помощью различных выразительных средств, множества эпитетов и метафор, благодаря чему образ сохи раскрывается наиболее подробно. Использован приём контраста, антитезы при описании образов Микулы Селяниновича и Вольги Святославовича. Деятельность пахаря и его труд возвышается над воинским занятием Вольги Святославовича. Также сказитель употребляет такой прием, как гипербола - преувеличение, во время описания силы Микулы, что свойственно жанру русской былины. Целая дружина не справилась с трудом, который Микула Селянинович выполняет ежедневно и с легкостью. Отношение к крестьянину уважительное, это выражается также при помощи использования уменьшительно-ласкательнх прилагательных. Но тем не менее стоит отметить, что характеристике Вольги Святославовича сказитель уделяет меньшее внимание.

Выразительные средства для описания образов героев

Сказитель использует множество выразительных средств для описания образов Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича. Колорита произведению добавляет употребление народных слов и выражений. Большое количество эпитетов и метафор при описании образов пахаря и Вольги Святославовича представляют читателю наиболее подробно внешность и характер главных героев.

Происхождение образа Вольги Святославовича

Герой Вольга Святославович - реальный исторический персонаж, который сущестовал во времена Киевской Руси. Он представляет собой князя Киевской Руси Олега Святославовича. Его дедом был сам Ярослав Мудрый, а Владимир Мономах был двоюродным братом князя. Олег Святославович родился в 1073 году и был четвертым по счету ребенком Святослава Ярославича. Его образ также упоминается в произведении "Слово о полку Игореве".

Характеристика одного из главных героев - Вольги Святославовича

Вольга Святославович силён, его походка отличается особенной тяжестью, что подчеркивает его могущество и величие. Он словно составляет часть природы. Вольга Святославович настолько близок к естеству, к натуре, что он может превратиться в птицу и улететь. Близость к природному началу характеризует его как человека внимательного, умеющего вглядываться, всматриваться, ценящего красоту и искусство. Это означает, что князь развит не только физически, но и является обладателем богатого внутреннего мира. Он также имеет авторитет среди людей. Вольга Святославович сумел собрать молодцев для похода, создав мощную дружину. Один из главных героев обладает уважением и умеет правильно организовать такое важное событие, как поход. Все эти качества Вольги Святославовича характеризуют его как организованного, сильного, мощного, близкого к природе человека. Он является типичным героем фольклорных произведений.

Князь одет в русскую одежду, свойственную людям его сословия. В отличии от описания одежды Микулы Селяниновича, сказитель не придает такого важного значения характеристике Вольги Святославовича, а особенно тому, в чем предстает герой. Сказитель особенно выделяет его основные качества, такие как готовность к бою, умение собрать могучую дружину, быть частью природы, сливаясь с ней, составляя одно целое. Он обладает природной мудростью, самоотверженностью и храбростью. Но его образ блекнет перед образом Микулы Селяниновича, так как сказитель уделяет меньше внимания описанию Вольги Святославовича. Он показывает, что простой русский крестьянин превосходит своими качествами даже такого великого человека, как князь Вольга Святославович. Микула выделяется своей могучей силой, красотой одеяния и уважением среди народа.

Вывод

"Вольга и Микула Селянинович" - великое произведение русского фольклора, повествующее о встрече Микулы Селяниновича с князем Вольгой Святославовичем. Несмотря на всё величие князя, пахарь превосходит описание Вольги Святославовича по характеристике благодаря своей силе, а также красоте. Образы героев описаны очень точно и подробно с помощью использования множества художественно-выразительных средств.

Волх Всеславьевич, Вольга. Вольха - славянская мифология.
В былине о герое Волг е, которая дошла до нас в текстах XVIII-XIX веков, все дышит глубокой стариной и пронизано древними мифологическими мотивами. Подобно многим персонажам мировой мифологии, Волх обязан своим рождением фантастическим обстоятельствам.

По саду, саду зеленому
Ходила-гуляла молода княжна
Марфа Всеславьевна.
Она с каменю скочила на лютого на змея,
Обвивается лютой змей
Около чебота зелен сафьян,
Около чулочика шечкова,
Хоботом бьет по белу стегну*,
А втапоры княгиня понос понесла**,
А понос понесла и дитя родила:
А на небе просветя светел месяц,
- А в Киеве родился могуч богатырь.

Итак, Волх родился от фантастического змея и от него унаследовал способности, которые обыкновенному человеку не свойственны. Что родился великий герой, которому предстоят чудесные деяния, - об этом сразу же узнала природа:

Подрожала сыра земля...
А и синее море сколыбалося
Для-ради рожденья богатырского...
Рыба пошла в морскую глубину,
Птица полетела высоко в небеса,
Туры да олени за горы пошли,
Зайиы, лисицы по чащицам,
А волки, медведи по ельникам,
Соболи, кунииы по островам.

Звери испугались еще и потому, что знали:
Волх будет великим охотником и им от него не станет спасения.
Второе после рождения чудо с Волхом заключалось в его невероятно быстром росте и взрослении. Ему еще не было полутора часов, а он уже попросил мать, чтобы она пеленала его в крепки латы булатные», надела бы на голову золотой шлем и положила бы ему «по праву руку» «тяжку палицу свинцовую» весом в «триста пуд». информация с сайта http://сайт
И, наконец, третье чудо, завершившее формирование богатыря, - это быстрота, с какой Волх овладел науками - грамотой и волшебными премудростями:

А и первой мудрости учился -
Обвертываться ясным соколом,
Ко другой-то мудрости учился он, Волх,-
Обвертываться серым волком,
Ко третьей-то мудрости учился Волх -
Обвертываться гнедым туром -
золотые рога.

Так оправдалось имя, которое ему дали: Волх, то есть волхв - волшебник, кудесник, колдун. Но также - и жрец в языческом храме. Нашему Волху от рождения предстало быть великим воином - недаром он уже младенцем потребовал воинское снаряжение и оружие. В древние времена - докняжеские - ему была уготована роль вождя племени. Но в Киевской Руси вождей уже не было, на смену им пришли князья. И вот былина делает Волха киевским князем: он набирает дружину и во главе ее совершает свои подвиги. Обратим внимание на его отчество: Всеславьевич. Летопись сохранила имя полоцкого князя Всеслава Брячиславича: в 60-70-е годы XI века он принимал деятельное участие в княжеских междоусобицах, и его считали князем-кудесником. Это о нем говорилось в «Слове о полку Игореве» как о князе, что волком рыскал ночами по Русской земле, успевал «до петухов» преодолеть расстояние от Киева до Тмутаракани, перебегая по-волчьи путь солнцу, на момент захватывал киевский княжеский стол и тут же соскакивал с него «лютым зверем»... Конечно же, Волх Всеславьевич - персонаж вымышленный, пришедший в историю из древней мифологии. Но, может быть, перекличка его отчества с именем реального князя, которому приписывали способности кудесника, и не случайна...
Итак, набрав дружину, Волх отправляется в поход к чужому царству. В былинах, записанных в XVIII-XIX веках, оно называется Индийским. Как оно звалось в древнерусских былинах, мы не знаем, но это и не имеет значения, потому что речь идет ведь не о действительном, имевшем место в истории событии, а о вымышленном, фантастическом. Важно, что царство это - враждебное, Волх хочет напасть на него, чтобы пограбить либо предупредить поход индийского царя на Русь.

Самое интересное - в описании похода и в рассказе о победе. На пути в чужую страну дружина не терпит никаких трудностей: ночами, пока она спит, Волх, обернувшись «серым волком», охотится на зверей, кормит мясом дружину и одевает ее в шубы соболиные; а ради перемен оборачивается «ясным соколом» и бьет на синем море гусей, лебедей, уток. Когда нужно разведать вражеские силы, он же оборачивается сначала гнедым туром и в несколько скачков достигает чужеземного царства, а затем превращается в сокола и, усевшись на окошке, подслушивает разговор царя с царицей; наконец, оборачивается горностаем, пробирается в царские арсеналы и портит все оружие.
Когда его войско подходит к городу, перед ним оказывается каменная стена с железными воротами, и тогда Волх обращает всю дружину в муравьев, и они легко преодолевают препятствие. И лишь в самом городе дружина, вернув облик добрых молодцев, проявляет свои воинские способности. После полной победы Волх становится царем. Снова повторим: ничего исторического - в смысле событийном, летописном - былина о Волхе не заключает. Ее можно было бы счесть за сказку, если бы не одно очень важное обстоятельство: сам народ и к ее герою, и к описываемому в ней относился с полным доверием. И в этом смысле Волх - лицо историческое, он - персонаж народной устной истории. Образ Волха наглядно свидетельствует, что в Древней Руси сохранялась живая память о временах языческих, что герои языческих преданий занимали в этой памяти свое место. Но они не оставались такими, какими их создала народная фантазия языческих времен. Волх соединяет в себе черты героя мифологического и исторического. Заметим, что в нем нет никаких следов влияния христианского учения. Слияние ранней мифологии и поздней истории (уже княжеских времен) характерно для народного сознания Древней Руси; оно проявлялось в самых разных формах. В данном случае - в перенесении персонажа из языческих времен в эпоху Киевской Руси, в превращении древнего волхва (племенного вождя) в князя - предводителя дружины.

В русском фольклоре богатырь Вольга, он же князь, предводитель дружины, старейшина рода, относится к одним из самых древних персонажей. Вольга не отличался особой силой, его главное «оружие» - способность, как и у бога Велеса, обернуться в любое живое существо. Он кудесник-оборотень, унаследовавший свои волшебные свойства от отца, змея, от которого чудесным образом зачала княжна Марфа Всевласьевна. Ее сын Вольга рос не по дням, а по часам, сам научился читать и писать. И первый свой боевой поход он совершил в царство турецкого султана.

Прежде чем отправиться в поход в Турцию, Вольга собрал дружину. Но его воинам требовалось хорошо питаться, пройти серьезную боевую подготовку. И тогда Вольга превращался то в волка, то в сокола и отправлялся на охоту. Он рыскал по лесам, добывал мясо животных для своих дружинников, он взлетал соколом в небо и с высоты выискивал добычу. Он многому научил своих воинов: как изготовлять лук, тетиву для него, как вести рукопашный поединок.

В былинах не приводится сведений, против какого султана отправился воевать Вольга, кого он победил, какие города завоевал. Известно только, что сам Вольга в сражениях против войск султана непосредственного участия не принимал. Он оборачивался горностаем и портил врагам тетивы луков, чтобы не могли они пускать стрелы, он становился волком и нападал на лошадей, перегрызая им горло. И его войско быстро разгромило турецкого султана.

Дружина Вольги захватила богатую добычу - много золота, серебра, драгоценных каменьев. Сам Вольга взял себе в жены бывшую жену султана, красавицу турчанку, а его воины женились на местных девушках. Но Вольга не остался жить в Турции, а вернулся на родину, стал княжить и собирать со своих крестьян подати.

Однажды во время сбора подати он услышал, как кто-то с великим шумом пашет, так рыхлит землю, что за три версты слышно. Вольга решил взглянуть на этого пахаря. Пришпорил он своего коня и вместе с дружиной поскакал на звуки. Но впереди никого не было видно.

Три дня и три ночи скакал Вольга со своими людьми, пока не увидел этого пахаря. Простой мужик легко выкорчевывал корневища, выкидывал огромные валуны, и борозда у него получалась чистая, глубокая, и кобылка у него была ладная, работали оба себе в удовольствие, огромное поле расчистили и вспахали.
Заговорил Вольга с мужиком-пахарем, выяснил, что звали его Мику-ла Селянинович. Он был хорош собой, крепок в стати, кучеряв. Микула пожаловался князю на сборщиков налогов, которые дерут с простых мужиков «три шкуры».

И как же ты поступил с ними? - спросил его Вольга.
- Очень просто,- ответил ему Микула,- за жадность отодрал я их плеткой, снял с них «три шкуры». Долго будут помнить и не отважатся больше обижать мужиков.

Еще он рассказал Вольге, что на прямой дороге, по которой он недавно ехал, засели разбойники, так он раскидал их в разные стороны.

Вольга тотчас смекнул, что этот пахарь не простой человек, а храбрый богатырь, который может постоять за себя. И предложил Микуле вступить в его дружину, стать сборщиком податей. Микула недолго размышлял и дал согласие.

Отправились они вместе в путь. Отъехали недалеко от поля, как Микула решил проверить силу воинов Вольги, сказал, что осталась в борозде его соха. Надо бы ее вытащить из земли,Ътряхнуть и забросить за ракитов куст, чтобы злые люди не позарились на его добро. Вольга послал на поле пятерых своих дружинников. Отправились они к полю, нашли борозду, попытались выдернуть из земли соху, но не смогли. Вернулись, признались в своем бессилии. Послал Вольга вместе с ними еще десять дружинников. И те не смогли вытащить соху из земли.

Тогда Вольге, Микуле и его дружине пришлось вернуться на поле. Попытались дружинники снова выдернуть соху, не смогли. Спрыгнул Микула с коня на землю, подошел к сохе и одной рукой легко выдернул ее из земли, отряхнул и забросил за ракитов куст.

Так простой мужик, пахарь Микула Селянинович посрамил богатырей князя Вольги Святославовича.


Вольга Святославич (также Волх Всеславьевич) — богатырь, персонаж русских былин. Основной отличительной чертой Вольги является хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных.

Рябушкин, Андрей Петрович.Волга Всеславьевич. 1895.

Вольга (Волх) относится к одним из самых древних персонажей в русском фольклоре. В нём много архаического, магического. Миллер придаёт Вольге мифическое значение: по его мнению, первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и быстрая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха. Подозревают связь его имени со словом «волхв», предполагая, что лишь потом оно превратилось из нарицательного в имя собственное. На основе сохранившихся данных о Вольге исследователи мифологии древних славян даже реконструируют (достаточно спорно) древнеславянского бога охоты Волха.
Былина о походе сохранилась в 11 записях.

Рождение богатыря

Борис Ольшанский. Волхв Всеславович

Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змея. Содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Вольга увидел свет, указывают на него, как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы. Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырем, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.

Этот рассказ сохраняет древнейшие тотемические представления о животных как о предках человека и о возможности рождения великого охотника и волхва непосредственно от отца-животного.

Иван Билибин. «Вольга со своей дружиной».

Поход на Индийское царство

Борис Ольшанский.Поход Вольги

Центральный момент былин о Вольге — его поход в далекое царство: индийское, земли Турец-салтана и т. п. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается в волка и сокола, кормя её охотой. Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч.

Иллюстрация к былине "Вольга": обернулся Вольга рыбиной-щучиной.1904

Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает её в муравьев, а в стенах города возвращает человеческий облик. Победитель женится на жене убитого царя, а своих воинов — на местных девушках, оставленных в живых. Сам он становится царем.

Иллюстрация к былине "Вольга": царь Салтык Ставрульевич и царица Азвяковна

Встреча с Микулой Селяниновичем

Иван Билибин.Bogatyr Volga and Mikula Selaninovits.

Встреча с чудесным пахарем, превзошедшим Вольгу в «хитростях-мудростях». Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца, повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича, который пожаловался на сборщиков налогов г. Гурчевца, которые дерут с мужика простого втридорога, и наказал их за жадность плеткой. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Дважды посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху. Приехав в города Гурчевец и Ореховец, дали бой и собрали подати.

Вольга Святославич и князь Олег

Одно время было принято отождествлять Вольгу Святославича с Вещим князем Олегом, княжившим после Рюрика. Отождествление основывается на сходстве имен, соответствии летописного эпитета Олега «Вещий» (указывающим на его хитрость и мудрость) с качествами Вольги. Кроме того, поход Олега на Цареград соотносили с походом Вольги в Индию, а в рождении Вольги от змеи находили подобие смерти Олега от змеи же. Владимир Пропп отвергает эту попытку найти исторический прототип Вольги как совершенно фантастический.

Иван Билибин.

По Миллеру, к первоначально чисто мифической основе со временем примкнули воспоминания о вещем Олеге и Всеславе Полоцком. По Волльнеру, о Вольге и Волхе первоначально существовали две отдельные песни, которые потом были смешаны друг с другом. Веселовский сближает одну из былин о Вольге с «Хождением Карла», а самого Вольгу таким образом он сопоставляет с Карлом Великим. Вольга носит ещё название Буслаевича, что, по мнению Миллера, вместе с известием о его учёности перенесено на него от Василия Буслаевича новгородского.

Константин Васильев.Вольга

Некоторые исследователи отождествляют Вольгу Святославича и князя древлянского Олега Святославича, брата Владимира и Ярополка Святославовичей.




Top