Какова роль л в духовной жизни человека. Классическая литература в современном мире
Чему учил китайский мудрец Конфуций
Проверка домашнего задания:
1. Мы знакомимся с Древней Индией. Покажите эту страну на карте: где она расположена? Покажите и назовите высочайшие в мире горы, главные реки Индии.
2. Какие касты существовали в Индии? Как индийцы объясняли возникновение каст? Как согласно индийским верованиям выглядел бог Брахма?
3. За что индийцы почитали брахманов? Как брахманы приносили жертвы?
5. Кто такие «неприкасаемые»? Какие надежды порождала у них вера в переселение душ?
6. Кто из индийских мудрецов не придавал значения кастовым различиям между людьми?
7. Что рассказывали индийцы о Гутаме? Под каким именем Гаутама более известен? В чем состоит его учение?
План:
1. Географическое положение и природные условия Китая
2. Конфуций – древнекитайский философ.
3. Учение Конфуция.
Новые понятия: Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, бамбук.
Изучение нового материала:
1. Страна, где жили китайцы.
Откройте карту на форзаце (обратная сторона обложки) учебника. Материк Евразия делится на Европу и Азию.
В Китае, как и в Индии, еще в древности возникли государства и совершился переход от первобытности к цивилизации. В Восточной Азии к Тихому океану несут свои воды две большие реки - Хуанхэ (в переводе означает «желтая река») и Янцзы («голубая» или «длинная река»). Здесь находится страна Китай. Судя по археологическим находкам, первые поселения возникли в долинах Хуанхэ и Янцзы около 5 тысяч лет до н. э. В конце XI века до н. э. в районе Хуанхэ появился кочевой народ, который называл себя чжоу. Кочевники осели среди живших в долине земледельцев, которые выращивали рис, просо, овощи, собирали орехи и листья с чайных кустов. В эпоху чжоу было создано сильное государство. Китайцы называли его Поднебесной империей. Главным божеством считалось Небо, а правителя называли Сыном Неба.
В середине I тысячелетия до н.э . в Китае было несколько самостоятельных государств, или царств , которые вели между собой кровавые войны . Известно, что после одногоиз побоищ под Чанпином в 260 г. до н.э. воины царства Цинь закопали живьем 400 тысячсдавшихся в плен воинов царства Чжао . Наиболее сильным среди них стало в III венедо н.э. государство Цинь. Победам этого государства способствовала новая организация войска; в первых рядах всегда была молодежь, а в обороняющихся - опытные пожилые воины. По приказу первого императора Цинь на территории Китая вводилось единое законодательство и общая монета. Если раньше в качестве денег в ходу были панцири черепах, раковины, куски яшмы, то теперь стали рассчитываться только золотыми или медными монетами. Император ввел единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины. Иероглифическая письменность была изменена так, что ею могли пользоваться жители в разных концах страны.
Строгое соблюдение законов Цинь Ши-хуанди считал главным условием порядка в стране. Бунтовщики подлежали казни. Однажды в Саньяне, столице нового государства, было казнено более 460 ученых, о чем было оповещено по всей стране.
Великий китайский мыслитель Конфуций жил две с половиной тысячи лет назад (примерно в те времена, когда к западу от Китая образовалась огромная Персидская держава). Он был уроженцем одного из китайских государств. По преданию, Конфуций двадцати двух лет от роду стал учителем. К нему стали приходить люди, интересовавшиеся древней мудростью. Сам Конфуций говорил, что он не отказывал в знаниях никому, кто приносил с собой связку вяленого мяса - обычную плату учителю в те времена.
Конфуции быстро стал известен. Случилось так, что его назначили на должность начальника города. Всего за год он превратил вверенный ему город в образцовый. Однако не всем это нравилось: злые люди побудили правителя государства нанести Конфуцию оскорбление. Мудрец поспешил покинуть родные места и пустился в странствия. Большинство правителей китайских государств ласково встречали мудреца, но он ни к кому из них так и не поступил на службу. Состарившись, Конфуций вернулся на родину и посвятил конец жизни ученым занятиям. Как говорят, у мудреца осталось семьдесят два ученика, которые глубоко знали шесть главных предметов тогдашнего образования: правила поведения достойного человека, музыку, стрельбу из лука, управление колесницей, письмо и счет.
Чему учил Конфуций.
Конфуций считал, что...
Необходимо уважительно относиться к прошлому своей страны, изучать его, соблюдать те обычаи и порядки, которые установлены с давних времен, ибо наши деды и прадеды были не глупее нас;
Чтение старинных книг поможет приобщиться к мудрости древних;
В семье младшие должны почтительно относиться к старшим, а старшие любить младших и быть к ним снисходительными;
Мудрый правитель не должен быть жестоким, мучить людей казнями и суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывать их прежде всего своим примером. Правитель обязан помнить, что не народ существует для него, а он - для народа.
Всю жизнь Конфуций учил своих учеников, как стать благородным (т. е. достойным) человеком - «Чего не желаешь себе, не делай и другим», - говорил Конфуций.
Нравственные идеи китайского мудреца мы прочитаем ; многое из того, чему учил Конфуций, не потеряло своего значения и в наши дни (с. 103).
Высказывания:
Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный - к справедливости.
Надо думать не о том, чтобы любым способом, даже бесчестным, стать богаты, а жить по правде, жить честно, никого не обижать, помогать людям.
Благородный человек винит себя, а ничтожный - других.
Как вы понимаете это высказывание? Если произошло что-нибудь нехорошее в вашей жизни, то подумайте, не вы ли сами виноваты в случившемся. Например, получив двойку по истории, не надо говорить: «Вот учитель ко мне придирается, не любит меня...» Или если кто-нибудь из ваших одноклассников не хочет дружить с вами, то задумайтесь, не вы ли сами оттолкнули его каким-нибудь дурным поступком или словом.
Богатство - это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться. Бедность - то, что страшит людей. Но если она постигла меня незаслуженно, я не буду ее стыдиться.
Подумайте, в чем смысл этих слов. Если человек стал богатым благодаря своему труду, своим заслугам и способностям, то в этом нет ничего дурного... Но если человек по каким-либо причинам не сумел разбогатеть, не надо горевать: лучше быть честным бедняком, чем богачом, неправедно нажившим свое богатство.
Есть простую пищу и пить воду, спать, подложив локоть под голову, - в этом тоже заключается радость.
Радуйтесь самой жизни, как бы говорит Конфуций, и никому никогда не завидуйте.
3. Как выглядели китайские книги во времена Конфуция.
Подобно жителям Южного Двуречья и Египта, китайцы самостоятельно создали письмо. Это произошло более трех тысяч лет назад (китайское письмо - одно из древнейших в мире, хотя оно «моложе», чем египетские иероглифы и клинопись). Китайское письмо также возникло из рисунков . Рассмотрите рисунок «Китайские иероглифы» (с. 103).
Каждый китайский иероглиф обозначал целое слово. Количество иероглифов в Китае первоначально было невелико, но оно непрерывно увеличивалось.
Самые древние надписи, найденные при раскопках, сохранились на костях животных. На лопатках быков и баранов, на черепашьих панцирях китайцы процарапывали вопросы духам, например спрашивали: «Ставить ли западни для оленей?», «Созвать ли охотников преследовать лосей?», «Охотиться ли нам с собаками?». Древние земледельцы беспокоились, не погибнет ли их урожай от засухи. Поэтому они постоянно спрашивали духов: «Сегодня мы принесли жертву - будет ли дождь?» Или: «Соберем ли мы урожай проса?» Затем к кости с надписью прикасались куском раскаленной бронзы: кость трескалась. По узору трещин пытались узнать, что ответили духи - «да» или «нет».
Рассмотрите рисунки «Заросли бамбука», «Бамбуковые дощечки с иероглифами», «Бамбуковая книга» (с. 102-103). Писать на костях неудобно - китайцы стали использовать для письма бамбук. Его раскалывали на длинные дощечки, которые гладко выстругивали, писали на них кисточкой из тонкого мягкого волоса. Кисточку макали в тушь, которую приготовляли из угля или сажи. Для подчистки ошибок в написанном употребляли нож. Поэтому образованные люди просили положить им в гроб нож и кисть. На узких и длинных табличках можно писать только столбиком. На одной дощечке бамбука не уместится научное сочинение, поэма или описание военного похода. Их записывали на нескольких дощечках. В верхней части бамбуковых планок просверливали отверстия, продевали сквозь них шнурок и связывали вместе. Связка бамбуковых дощечек и была древнейшей китайской книгой.
4. Великий шелковый путь.
В древности китайцы научились выделывать шелк. В отличие от хлопка и льна шелковые нити не растительного происхождения, их изготавливают из выделений шелковичного червя. Разведение червей - трудоемкая работа.
Рассмотрите рисунок «Сбор листьев шелковицы» (с. 104). Листья шелковичного дерева (шелковицы), которыми кормят червей, должны быть чистыми, свежими и сухими. В помещении, где разводят шелковичных червей, не должно быть сквозняка, посторонних запахов, дыма, червям вредны даже шум и смена температуры.
При хорошем уходе черви выпускают тонкую, похожую на паутину нить, из которой вьют коконы . Внешне кокон напоминает небольшой орех продолговатой формы, он свит из тончайшей шелковой нити, длина которой достигает тысячи метров.
Рассмотрите рисунок «Производство шелка в Китае» (с. 105). Чтобы получить из коконов шелк, их нужно поместить в горячую воду, которая размягчает клей, склеивающий шелковую нить. Взяв нити от нескольких коконов (от 4 до 18) и соединив их, китайские женщины пропускали нити через кольцо и прикрепляли их к небольшому колесику. Затем колесико медленно вращали, и нити, проходя через кольцо, склеивались в одну крепкую гладкую нитку. Из нитей ткачихи создавали материю. Китайцы держали в секрете способ производства шелка, который отправляли на Запад по Великому шелковому пути. Ценился шелк на вес золота.
Великий шелковый путь учащиеся находят на карте (форзац учебника): это была не одна дорога, а множество путей, дорог и троп, по которым из Китая на Запад везли различные товары, и прежде всего высоко ценившийся шелк.
Рассмотрите рисунок «Древнейший компас...» (с. 105). Одним из замечательных изобретений, сделанных в Китае, был компас.
Представим себе царский дворец где-нибудь в Сирии, недалеко от берегов Средиземного моря. Молодой вельможа склоняется в низком поклоне перед повелителем. - О господин! Ты отправил меня во главе отряда воинов встретить китайских купцов. Я благополучно добрался до Великого Шелкового пути и в условленном месте увидел навьюченных верблюдов и людей в длинных халатах. Дальнейший путь караван совершал под моей охраной. Однако вскоре погода испортилась: небо заволокли тучи, ночью не стало видно звезд, а днем солнца. Мы заблудились и не знали, что делать. Тогда начальник каравана помолился богам, затем откуда-то достал и положил на землю гладкую прямоугольную дощечку. На ней был ряд делений и иероглифов, но что они обозначали, я не знал. В центре китаец установил железную ложку, длинная ручка которой не касалась дощечки и как бы повисла в воздухе. И тут произошло нечто удивительное: ложка без человеческой помощи повернулась и приняла другое, сравнительно с первоначальным, положение. «Колдовство! - воскликнул я. - Но чем оно может помочь нам?» Начальник каравана мне не ответил, но могу поклясться, он выбрал направление, указанное волшебной ложкой. Это благодаря ей мы не погибли в безлюдной и страшной пустыне.
Китайцы уже в древности знали, что магнит притягивает железо. Им было известно свойство магнита - указывать направление на север и на юг. Китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную или бронзовую подставку с делениями, раскручивали ее, и она останавливалась, показывая одной стороной на юг, а другой - на север. В древности компас не был известен ни одному народу, кроме китайцев. Компас использовался во время поездок по Великому шелковому пути.
ЧАЙ = Некий китайский врач навещает больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство.
Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный...
Лекарство редко бывает приятным на вкус, - убеждает врач, - но оно
вернет тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велики: по
помни мои слова, за этим питьем большое будущее.
Древний врач оказался прав: в наши дни настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы людей.
По ходу урока делаются в тетради.
Древний Китай
Реки Хуанхэ и Янцзы
Учение Конфуция
Великий шелковый путь
Домашнее задание: § 22. Обратить внимание класса на то, что материал учебника под заголовком «Как должны вести себя учтивые китайцы» (§ 22, п. 3) на уроке не рассматривался; учащиеся должны самостоятельно подготовить его пересказ. Вопросы к § 22. Индивидуальное задание: пересказ текста «Великий шелковый путь».
Китай находится в Восточной Азии. Великие реки Китая, Янцзы и Хуанхэ, похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь возникли первые государства, правители которых часто враждовали между собой. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели единую культуру и сходные обычаи. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с традициями и обычаями Древнего Китая, узнаем о судьбе великого китайского мыслителя Конфуция.
Как и другие народы, китайцы верили в сверхъестественные существа: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев – драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли «Сын Неба», а подчиненную ему страну – «Поднебесной».
Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций (рис. 1), которого очень почитали в Китае.
Рис. 1. Конфуций
Конфуций родился на востоке страны, в княжестве Лу, в знатной, но обедневшей семье. Отец его был храбрым офицером. Ко времени рождения Конфуция, последнего сына, ему было 70 лет, а через два года он умер. Семья бедствовала, и Конфуций рано стал трудиться, осваивая разные ремесла. Был он крепок телом и высок, отличался любознательностью и трудолюбием. В молодости получил должность надзирателя амбаров и государственных земель. К нему часто обращались за советами. Постепенно он превращался в учителя, в частности, учителя музыки. Имя, данное ему при рождении, – Кун Цю – благодарные ученики переиначили на Кун Фуц-зы, что значит «Почтенный учитель Кун». (В Европе утвердилась латинизированная форма – Конфуций.) Он путешествовал по Китаю и благодаря своим обширным знаниям пользовался уважением. Вернувшись на родину, Конфуций уже в зрелом возрасте был назначен наместником города, а затем стал верховным судьей княжества. Несмотря на то, что дела его шли успешно, он ушел в отставку и отправился в странствия вновь. У него было, согласно преданию, 3 тысячи учеников, из которых 12 находились при нем постоянно.
Порой ему угрожала смертельная опасность, но он никогда не терял мужества и спокойствия. Последние свои годы провел на родине и умер под сенью деревьев на берегу тихой речки. Записок он не оставил. Изречения Конфуция были записаны его учениками и последователями (рис. 2).
Рис. 2. Изречения Конфуция
Поучения Конфуция дошли до нас в виде древнекитайских книг, написанных на узеньких дощечках из расщепленного бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в черную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой (рис. 3).
Рис. 3. Древнекитайские книги
Ученый китаец должен был запомнить тысячи иероглифов, обозначавших отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в Китае иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме еще можно угадать первоначальное изображение.
Разумную организацию общества Конфуций видел в сохранении традиций: «Если не соблюдать издревле установленных обрядов или тем более отменить их, то все перемешается и наступит разлад». Сам он воспринимал обряды не как средство умилостивить богов, а как элемент самодисциплины и порядка.
Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шел босиком. Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.
Древние китайцы сооружали на голове сложные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они считали дикарями. Обычно китайцы носили халат, у простых людей халаты были из дешевой материи. Знатные богачи одевались в халаты шелковые, с красивой вышивкой цветами и фигурами драконов (рис. 4).
Рис. 4. Традиционная одежда и прически
Конфуций учил, что не только в семье, но и во всем государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими. Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не заискивает перед теми, кто выше. Но он ведет себя с теми и с другими, хорошо зная свое место, – со старшими почтительно, а с младшими благосклонно. Конфуций учил, что государство подобно большой семье. Подданные должны уважать правителя как отца. Но и правителям Конфуций советовал относиться к подданным как к своим детям. Мудрый правитель не мучает людей суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывает их – прежде всего своим примером. Правителю вовсе не к лицу жестокость, достаточно отеческого наставления. «Казнить кого-либо, вместо того чтобы наставить его на истинный путь – бесчеловечно», – говорил Конфуций.
Предыстория
Китай расположен в Восточной Азии. В первом тысячелетии до нашей эры китайцы заселили всю Великую Китайскую равнину между реками Хуанхэ и Янцзы. Во II тыс. до н. э. в долинах рек Хуанхэ и Янцзы возникают первые государства. В первом тысячелетии до н. э. здесь существовало несколько государств, которые враждовали друг с другом.
События
551-479 гг. до н.э. - годы жизни древнекитайского философа Конфуция (Кун Фуц-зы - почтенный учитель Кун), основателя конфуцианства.
Учение Конфуция строилось на том, что он…
- считал важным следование традициям, соблюдение издавна установленных обрядов (Конфуций говорил: «Я подражаю старине, а не сочиняю»).
- считал, что старших надо уважать. Младшие братья должны оказывать почтение старшим, дети - родителям, нижестоящий - вышестоящему. Конфуций сравнивал государство с большой семьей, в которой подданные относятся к правителю как к отцу. Правитель должен воспитывать и наставлять подданных (казни и жестокие наказания Конфуций осуждал).
- считал, что древняя мудрость выражена в книгах. Книга в Древнем Китае представляла собой связку дощечек из расщепленного бамбука. На такие дощечки китайцы наносили иероглифы сверху вниз.
- считал необходимым соблюдение правил поведения: снимать обувь перед входом в дом, сидеть подогнув под себя пятки, есть с помощью двух палочек.
Китайцы верили в сверхъестественных существ (духов, богов, крылатых змеев - драконов), высшим существом они считали Небо. В Китае был распространен культ предков.
Заключение
Конфуций заложил основы конфуцианства, которое стало одним из основных философско-религиозных течений Китая. В эпоху империи Цинь последователи Конфуция подвергались гонениям (см. урок ), но уже со II в. до н.э. конфуцианство становится государственной идеологией, заложившей основы своеобразия китайской цивилизации и образа жизни.
Китай находится в Восточной Азии. Великие реки Китая, Янцзы и Хуанхэ, похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь воз-никли первые государства, правители которых часто враждовали между собой. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели единую культуру и сходные обычаи. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с традициями и обычаями Древнего Китая, узнаем о судьбе великого китайского мыслителя Конфуция.
Как и другие народы, китайцы верили в сверхъес-тественные существа: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев - драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли «Сын Неба», а подчиненную ему стра-ну - «Поднебесной».
Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций (рис. 1), ко-торого очень почитали в Китае.
Рис. 1. Конфуций ()
Конфуций родился на востоке страны, в княжестве Лу, в знатной, но обедневшей семье. Отец его был храбрым офицером. Ко времени рождения Конфуция, последнего сына, ему было 70 лет, а через два года он умер. Семья бедствовала, и Конфуций рано стал трудиться, осваивая разные ремесла. Был он крепок телом и высок, отличался любознательностью и трудолюбием. В молодости получил должность надзирателя амбаров и государственных земель. К нему часто обращались за советами. Постепенно он превращался в учителя, в частности, учителя музыки. Имя, данное ему при рождении, - Кун Цю - благодарные ученики переиначили на Кун Фуц-зы, что значит «Почтенный учитель Кун». (В Европе утвердилась латинизированная форма - Конфуций.) Он путешествовал по Китаю и благодаря своим обширным знаниям пользовался уважением. Вернувшись на родину, Конфуций уже в зрелом возрасте был назначен наместником города, а затем стал верховным судьей княжества. Несмотря на то, что дела его шли успешно, он ушел в отставку и отправился в странствия вновь. У него было, согласно преданию, 3 тысячи учеников, из которых 12 находились при нем постоянно. Порой ему угрожала смертельная опасность, но он никогда не терял мужества и спокойствия. Последние свои годы провел на родине и умер под сенью деревьев на берегу тихой речки. Записок он не оставил. Изречения Конфуция были записаны его учениками и последователями (рис. 2).
Рис. 2. Изречения Конфуция
Поучения Конфуция дошли до нас в виде древнекитайских книг, написанных на узень-ких дощечках из расщепленного бамбука. Тон-кую кисточку или палочку обмакивали в чер-ную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написан-ное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой (рис. 3).
Рис. 3. Древнекитайские книги ()
Ученый китаец должен был запомнить тыся-чи иероглифов, обозначавших отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в Китае иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме еще можно угадать первоначальное изображение.
Разумную организацию общества Конфуций видел в сохранении традиций: «Если не соблюдать издревле установленных обрядов или тем более отменить их, то все перемешается и наступит разлад». Сам он воспринимал обряды не как средство умилостивить богов, а как элемент самодисциплины и порядка.
Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый кита-ец перед входом в дом снимал туфли и шел бо-сиком. Идти в туфлях по циновкам, расстелен-ным на полу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вы-тянув их вперед, могли только совершенно не-воспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух па-лочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.
Древние китайцы сооружали на голове слож-ные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они счи-тали дикарями. Обычно китайцы носили халат, у простых людей халаты были из дешевой ма-терии. Знатные богачи одевались в халаты шел-ковые, с красивой вышивкой цветами и фигу-рами драконов (рис. 4).
Рис. 4. Традиционная одежда и прически ()
Конфуций учил, что не только в семье, но и во всем государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими. Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не за-искивает перед теми, кто выше. Но он ведет себя с теми и с другими, хорошо зная свое место, - со старшими почтительно, а с младшими бла-госклонно. Конфуций учил, что государство по-добно большой семье. Подданные должны ува-жать правителя как отца. Но и правителям Конфуций советовал относиться к подданным как к своим детям. Мудрый правитель не муча-ет людей суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывает их - прежде всего своим примером. Правителю вовсе не к лицу жестокость, дос-таточно отеческого наставления. «Казнить кого-либо, вместо того чтобы наставить его на истин-ный путь - бесчеловечно», - говорил Конфуций.
Список литературы
- А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
- Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
- Bibliotekar.ru ()
- Sch714-china.narod.ru ()
- Newacropol.ru ()
Домашнее задание
- Определите местоположение Древнего Китая.
- Какие правила приличия должен был соблюдать воспитанный китаец?
- Как китайцы должны были относиться к правителям, и как правители должны были относиться к простому народу?
- Чем китайская письменность похожа на письменность других государств древности? Чем отличается?
Сочинение на тему «Литература в жизни человека». 4.74 /5 (94.76%) 42 votes
С самого детства нас сопровождают различные литературные произведения: сказки, загадки, рассказы, поэмы, романы, пьесы и так далее. Все они играют огромную роль в становлении человека. Еще в раннем возрасте литературные произведения закладывают в нас основные моральные принципы и нормы. Сказки, загадки, притчи и прибаутки учат нас ценить дружбу, делать добро, не обижать слабых, уважать родителей, обдумывать свои поступки. Все это изложено доступным языком для детей языком, поэтому им это быстро и легко запоминается. Именно поэтому роль литературы и книг, в общем, в жизни человека огромна. Они не только участвуют в формировании человека, но составляют основную часть морального воспитания каждого из нас.
За время изучения школьной литературы, мы не просто узнаем новых авторов, новые произведения, новые течения, но и сближаемся с литературой настолько, что она становится неотъемлемой нашей частью. Знаменитый педагог В.П.Острогорский сказала: «Правильно и широко воспитанное общее эстетическое настроение возвышает и облагораживает человека путем благороднейшего наслаждения, которое становится потребностью. Оно делает для него привлекательною, интересною всю жизнь, открывая в ней, в природе, в человеке, прекрасное существование, коего он доселе и не подозревал… Таким образом, это чувство, подавляя в нас эгоизм, выводит нас из ежедневного круга обыденности, в то же время пробуждая и в эту обыденность вносить мысль и добро, — выводит в широкое общение с природою, обществом, родиной, человечеством… Все же это, вместе взятое, т.е. все эти эстетические отношения к самому себе, природе, людям, искусству, обществу, и создает в человеке особый духовный мир с самим собой, то доброе настроение, то единение с миром, то постоянное стремление к духовной красоте, к служению общей пользе, к честному труду и борьбе со злом – словом, то, что единственно только и составляло во все времена человеческое счастье».
На мой взгляд, эти слова очень глубоко и ярко отражают роль литературы и искусства, в общем, в жизни человека. Книги учат нас любить окружающих и дарят нам настоящее человеческое счастье. Именно поэтому, люди, читающие книги и любящие литературу, могут чувствовать на себе все прелести окружающего нас мира: видеть красоту природы, любить и быть любимыми. К тому же, благодаря литературе, пополняется наш словарный запас и обогащается духовный мир.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что литература очень важна в жизни человека: она влияет на наше мировоззрение. Формирует наш внутренний мир, обогащает нашу речь. Именно поэтому мы должны как можно больше читать, любить и уважать книгу, ведь без нее наш мир будет серым и пустым.
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
Общественно-политические взгляды русских мыслителей были тесно связаны с развитием русской литературы. Широко известны слова Герцена: «У народа, лишенного общественной свободы, литература единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры, давно утраченные другими странами Европы». Анализируя роль литературы и литературной критики в русской культуре XIX в., современный исследователь И. Кондаков писал: «...литература – в силу специфически стесненных общественно-политических условий развития страны – выполняет миссию сразу нескольких составляющих культуры одновременно: философии, социальных наук, публицистики, общественно-политической деятельности (неправительственного оппозиционного характера), далее непосредственно служит гласности (за счет способности метафорически, иносказательно говорить о том, что нельзя сказать прямо буквально) применительно к обществу, в своей основе безгласном. Вместе с тем это означало и то, что литература в России (начиная с николаевской эпохи, т.е. еще при жизни Пушкина) перестала быть только искусством в ряду других искусств и становилась особым – универсальным, синтетическим явлением культуры, по необходимости замещающим ее иные, вынужденно неполноценные отрасли, отвечающие за познавательные, мировоззренческие, общественно-регулятивные и иные функции. Принципиально иным становится груз ответственности литературы перед обществом – ответственности не только и не столько художественно-эстетической, сколько нравственно-этической, политической, социально-философской, познавательно-мировоззренческой» .
Таким образом, в духовной культуре новой эпохи происходил сложный процесс дифференциации, развивались такие ее сферы, как наука, художественная литература и искусство, образование, многочисленные социокультурные учреждения. Светский характер, открытость, способность вбирать в себя лучшее из культур других народов, сохраняя национальную самобытность и целостность, характеризовали русскую культуру XVIII в. Разрыв между достигнутым уровнем духовной культуры и возможностями широких народных масс овладеть культурными ценностями стал преодолеваться во второй половине XIX в. благодаря распространению печатного слова и грамотности, пополнению интеллигенции и среднего сословия разночинцами. Капитализм и относительная децентрализация управления положили начало объединению дворянской европеизированной и народной традиционной культур в единую общенациональную культуру. Эти же причины способствовали появлению крупных провинциальных культурных центров в промышленных и торговых районах страны. Господствующее положение в начале XIX в. «просвещенного дворянства» было поколеблено к середине столетия, когда в общественную, научную, художественную жизнь вошли представители низших сословий.
На духовную культуру эпохи большое влияние оказывала общественная мысль. Начиная с XVIII в. одной из самых важных культурных идей стала выдвинутая просветителями идея естественного права личности, данного ей по рождению. Особенностью развития общественной мысли в России была ее политическая заостренность, поиск места России в мировом сообществе.