Какова роль л в духовной жизни человека. Классическая литература в современном мире

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Проверка домашнего задания:

1. Мы знакомимся с Древней Индией. Покажите эту страну на карте: где она расположена? Покажите и назовите высочайшие в мире горы, главные реки Индии.

2. Какие касты существовали в Индии? Как индийцы объясня­ли возникновение каст? Как согласно индийским верованиям вы­глядел бог Брахма?

3. За что индийцы почитали брахманов? Как брахманы прино­сили жертвы?

5. Кто такие «неприкасаемые»? Какие надежды порождала у них вера в переселение душ?

6. Кто из индийских мудрецов не придавал значения кастовым различиям между людьми?

7. Что рассказывали индийцы о Гутаме? Под каким именем Гаутама более известен? В чем состоит его учение?

План:

1. Географическое положение и природные условия Китая

2. Конфуций – древнекитайский философ.

3. Учение Конфуция.

Новые понятия: Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, бамбук.

Изучение нового материала:

1. Страна, где жили китайцы.

От­кройте карту на форзаце (обратная сторона обложки) учебника. Материк Ев­разия делится на Европу и Азию.

В Китае, как и в Индии, еще в древности возникли государ­ства и совершился переход от первобытности к цивилизации. В Восточной Азии к Тихому оке­ану несут свои воды две большие реки - Хуанхэ (в пере­воде означает «желтая река») и Янцзы («голубая» или «длинная река»). Здесь находится страна Китай. Судя по археологическим находкам, первые поселения возникли в долинах Хуанхэ и Янцзы около 5 тысяч лет до н. э. В конце XI века до н. э. в районе Хуанхэ появился коче­вой народ, который называл себя чжоу. Кочевники осели среди живших в долине земледельцев, ко­торые выращивали рис, просо, овощи, со­бирали орехи и листья с чайных кустов. В эпоху чжоу было создано сильное госу­дарство. Китайцы называли его Поднебес­ной империей. Главным божеством счита­лось Небо, а правителя называли Сыном Неба.

В середине I тысячелетия до н.э . в Китае было несколько самостоятельных государств, или царств , которые вели между собой кровавые войны . Известно, что после одногоиз побо­ищ под Чанпином в 260 г. до н.э. воины царства Цинь закопали живьем 400 тысячсдавшихся в плен воинов царства Чжао . Наиболее сильным среди них стало в III венедо н.э. государство Цинь. Победам этого государства способствовала новая организация войска; в первых рядах всегда была молодежь, а в обороняющихся - опытные пожилые воины. По приказу пер­вого императора Цинь на территории Китая вводилось единое законодательство и общая монета. Если раньше в качестве денег в ходу были панцири черепах, раковины, куски яшмы, то теперь стали рассчитываться только золотыми или медными монетами. Император ввел единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины. Иероглифическая письменность была изменена так, что ею могли пользоваться жители в разных концах страны.

Строгое соблюдение законов Цинь Ши-хуанди считал главным условием порядка в стране. Бунтовщики подлежали казни. Однажды в Саньяне, столице нового государства, было казнено более 460 ученых, о чем было оповещено по всей стране.

Великий китайский мыслитель Конфуций жил две с половиной тысячи лет назад (примерно в те времена, когда к западу от Китая образовалась огромная Персидская держава). Он был уроженцем одного из китайских государств. По преданию, Конфуций двадцати двух лет от роду стал учителем. К нему стали приходить люди, интересовавшиеся древней муд­ростью. Сам Конфуций говорил, что он не отказывал в знаниях никому, кто приносил с собой связку вяленого мяса - обычную плату учителю в те времена.

Конфуции быстро стал известен. Случилось так, что его назначили на должность начальника города. Всего за год он превратил вверенный ему город в образцовый. Однако не всем это нравилось: злые люди побудили правителя государства нанести Конфуцию оскорбление. Мудрец поспешил покинуть родные места и пустился в странствия. Большинство правителей китайских государств ласково встречали мудреца, но он ни к кому из них так и не поступил на службу. Состарившись, Конфуций вернулся на родину и посвятил конец жизни ученым занятиям. Как говорят, у мудреца осталось семьдесят два ученика, которые глубоко знали шесть главных предметов тогдашнего образования: правила поведения достойного человека, музыку, стрельбу из лука, управление колесницей, письмо и счет.

Чему учил Конфу­ций.

Конфуций считал, что...

Необходимо уважительно относиться к прошлому своей стра­ны, изучать его, соблюдать те обычаи и порядки, которые уста­новлены с давних времен, ибо наши деды и прадеды были не глупее нас;

Чтение старинных книг поможет приобщиться к мудрости древних;

В семье младшие должны почтительно относиться к старшим, а старшие любить младших и быть к ним снисходительными;

Мудрый правитель не должен быть жестоким, мучить людей казнями и суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывать их прежде всего своим примером. Правитель обязан помнить, что не народ существует для него, а он - для народа.

Всю жизнь Конфуций учил своих учеников, как стать благо­родным (т. е. достойным) человеком - «Чего не желаешь себе, не делай и другим», - говорил Конфуций.

Нравственные идеи китайского мудреца мы прочитаем ; многое из того, чему учил Конфуций, не потеряло своего значе­ния и в наши дни (с. 103).

Высказывания:

Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный - к справедливо­сти.

Надо думать не о том, чтобы любым способом, даже бесчестным, стать богаты, а жить по правде, жить честно, никого не обижать, помогать людям.

Благородный человек винит себя, а ничтожный - других.

Как вы понимаете это высказывание? Если произошло что-нибудь нехорошее в вашей жизни, то подумайте, не вы ли сами виноваты в случившемся. Например, получив двойку по истории, не надо говорить: «Вот учитель ко мне придирается, не любит меня...» Или если кто-нибудь из ваших одноклас­сников не хочет дружить с вами, то задумайтесь, не вы ли сами оттолкнули его каким-нибудь дурным поступком или словом.

Богатство - это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться. Бедность - то, что страшит людей. Но если она постигла меня незаслуженно, я не буду ее стыдиться.

Подумайте, в чем смысл этих слов. Если человек стал богатым благодаря своему труду, своим заслугам и способностям, то в этом нет ничего дурного... Но если человек по каким-либо причинам не сумел разбогатеть, не надо горевать: лучше быть честным бедняком, чем богачом, неправедно нажившим свое богатство.

Есть простую пищу и пить воду, спать, подложив локоть под голо­ву, - в этом тоже заключается радость.

Радуйтесь самой жизни, как бы говорит Конфуций, и никому никогда не завидуйте.



3. Как выглядели китайские книги во времена Конфуция.

Подобно жителям Южного Двуречья и Египта, китайцы самостоятель­но создали письмо. Это произошло более трех тысяч лет назад (китайское письмо - одно из древнейших в мире, хотя оно «моложе», чем египетские иероглифы и клинопись). Китайское письмо также возникло из рисунков . Рассмотрите рисунок «Ки­тайские иероглифы» (с. 103).

Каждый китайский иероглиф обозначал целое слово. Количество иерогли­фов в Китае первоначально было невелико, но оно непрерывно увеличи­валось.

Самые древние надписи, найденные при раскопках, сохранились на кос­тях животных. На лопатках быков и баранов, на черепашьих панцирях ки­тайцы процарапывали вопросы духам, например спрашивали: «Ставить ли западни для оленей?», «Созвать ли охотников преследовать лосей?», «Охоти­ться ли нам с собаками?». Древние земледельцы беспокоились, не погибнет ли их урожай от засухи. Поэтому они постоянно спрашивали духов: «Сегод­ня мы принесли жертву - будет ли дождь?» Или: «Соберем ли мы урожай проса?» Затем к кости с надписью прикасались куском раскаленной бронзы: кость трескалась. По узору трещин пытались узнать, что ответили духи - «да» или «нет».

Рассмотрите рисунки «Заросли бамбука», «Бамбуковые дощечки с иероглифами», «Бамбуковая книга» (с. 102-103). Писать на костях неудоб­но - китайцы стали использовать для письма бамбук. Его раскалывали на длинные дощечки, которые гладко выстругивали, писали на них кисточкой из тонкого мягкого волоса. Кисточку макали в тушь, которую приготовляли из угля или сажи. Для подчистки ошибок в написанном употребляли нож. Поэтому образованные люди просили положить им в гроб нож и кисть. На узких и длинных табличках можно писать только столбиком. На одной дощечке бамбука не уместится научное сочинение, поэма или описание воен­ного похода. Их записывали на нескольких дощечках. В верхней части бам­буковых планок просверливали отверстия, продевали сквозь них шнурок и связывали вместе. Связка бамбуковых дощечек и была древнейшей китай­ской книгой.

4. Великий шелковый путь.

В древности китайцы научились выделывать шелк. В отличие от хлопка и льна шелковые нити не растительного происхождения, их изготавливают из выделений шелковичного червя. Разведение червей - трудоемкая работа.

Рассмотрите рисунок «Сбор листьев шелковицы» (с. 104). Листья шелковичного дерева (шелковицы), которыми кормят червей, должны быть чистыми, свежими и сухими. В помещении, где разводят шелковичных чер­вей, не должно быть сквозняка, посторонних запахов, дыма, червям вредны даже шум и смена температуры.

При хорошем уходе черви выпускают тонкую, похожую на паутину нить, из которой вьют коконы . Внешне кокон напоминает небольшой орех продолговатой формы, он свит из тончайшей шелковой нити, длина которой достигает тысячи метров.

Рассмотрите рисунок «Производство шелка в Китае» (с. 105). Чтобы получить из коконов шелк, их нужно поместить в горячую воду, которая размягчает клей, склеивающий шелковую нить. Взяв нити от нескольких коконов (от 4 до 18) и соединив их, китайские женщины пропускали нити через кольцо и прикрепляли их к небольшому колесику. Затем колесико медленно вращали, и нити, проходя через кольцо, склеивались в одну крепкую гладкую нитку. Из нитей ткачихи создавали материю. Китайцы держали в секрете способ производства шелка, который отправляли на За­пад по Великому шелковому пути. Ценился шелк на вес золота.

Великий шелковый путь учащиеся находят на карте (форзац учебника): это была не одна дорога, а множество путей, дорог и троп, по которым из Китая на Запад везли различные товары, и прежде всего высоко ценив­шийся шелк.

Рассмотрите рисунок «Древнейший компас...» (с. 105). Одним из замечательных изобретений, сделанных в Китае, был компас.

Представим себе царский дворец где-нибудь в Сирии, недалеко от берегов Средиземного моря. Молодой вельможа склоняется в низком поклоне перед повелителем. - О господин! Ты отправил меня во главе отряда воинов встретить китайских купцов. Я благополучно добрался до Великого Шелкового пути и в условленном месте увидел навьючен­ных верблюдов и людей в длинных халатах. Дальнейший путь караван совершал под моей охраной. Однако вскоре погода испортилась: небо заволокли тучи, ночью не стало видно звезд, а днем солнца. Мы заблудились и не знали, что делать. Тогда начальник каравана помолился богам, затем откуда-то достал и положил на землю гладкую прямоугольную дощечку. На ней был ряд делений и иероглифов, но что они обозначали, я не знал. В центре китаец установил желез­ную ложку, длинная ручка которой не касалась дощечки и как бы повисла в воздухе. И тут про­изошло нечто удивительное: ложка без человеческой помощи повернулась и приняла другое, сравнительно с первоначальным, положение. «Колдовство! - воскликнул я. - Но чем оно может помочь нам?» Начальник каравана мне не ответил, но могу поклясться, он выбрал направление, указанное волшебной ложкой. Это благодаря ей мы не погибли в безлюдной и страшной пустыне.

Китайцы уже в древности знали, что магнит притягивает железо. Им было известно свой­ство магнита - указывать направление на север и на юг. Китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагничен­ного железа. Ложку клали на гладкую деревянную или бронзовую подстав­ку с делениями, раскручивали ее, и она останавливалась, показывая одной стороной на юг, а другой - на север. В древности компас не был известен ни одному народу, кроме китайцев. Компас использовался во время поездок по Великому шелковому пути.

ЧАЙ = Некий китайский врач навещает больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство.

    Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный...

    Лекарство редко бывает приятным на вкус, - убеждает врач, - но оно
    вернет тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велики: по­
    помни мои слова, за этим питьем большое будущее.

Древний врач оказался прав: в наши дни настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы людей.

По ходу урока делаются в тетради.

Древний Китай

Реки Хуанхэ и Янцзы

Учение Конфуция

Великий шелковый путь

Домашнее задание: § 22. Обратить внимание класса на то, что материал учебника под заголовком «Как должны вести себя учти­вые китайцы» (§ 22, п. 3) на уроке не рассматривался; учащиеся должны самостоятельно подготовить его пересказ. Вопросы к § 22. Индивидуальное задание: пересказ текста «Великий шелко­вый путь».

Китай на­хо­дит­ся в Во­сточ­ной Азии. Ве­ли­кие реки Китая, Янцзы и Ху­ан­хэ, по­хо­жи на реки Тигр и Ев­фрат. Они очень бур­ные, несут много ила и песка, часто вне­зап­но раз­ли­ва­ют­ся, раз­ру­шая дамбы и смы­вая почву с полей. Осво­е­ние долин этих рек на­ча­лось около 2000 г. до н. э. в сред­нем те­че­нии Ху­ан­хэ. Позд­нее, около 1700 г. до н. э., здесь воз­никли пер­вые го­су­дар­ства, пра­ви­те­ли ко­то­рых часто враж­до­ва­ли между собой. Но жи­те­ли всех этих го­су­дарств счи­та­ли себя одним на­ро­дом, по­то­му что имели еди­ную куль­ту­ру и сход­ные обы­чаи. На се­го­дняш­нем за­ня­тии мы по­зна­ко­мим­ся с тра­ди­ци­я­ми и обы­ча­я­ми Древ­не­го Китая, узна­ем о судь­бе ве­ли­ко­го ки­тай­ско­го мыс­ли­те­ля Кон­фу­ция.

Как и дру­гие на­ро­ды, ки­тай­цы ве­ри­ли в сверхъес­тественные су­ще­ства: в богов, духов, чу­до­вищ, кры­ла­тых змеев – дра­ко­нов. Но самым выс­шим су­ще­ством для них было Небо. Они счи­та­ли Небо пред­ком пра­ви­те­ля, по­это­му царя в Китае на­зы­ва­ли «Сын Неба», а под­чи­нен­ную ему стра­ну – «Под­не­бес­ной».

Об обы­ча­ях древ­них ки­тай­цев рас­ска­зы­вал муд­рец Кон­фу­ций (рис. 1), ко­торого очень по­чи­та­ли в Китае.

Рис. 1. Кон­фу­ций

Кон­фу­ций ро­дил­ся на во­сто­ке стра­ны, в кня­же­стве Лу, в знат­ной, но обед­нев­шей семье. Отец его был храб­рым офи­це­ром. Ко вре­ме­ни рож­де­ния Кон­фу­ция, по­след­не­го сына, ему было 70 лет, а через два года он умер. Семья бед­ство­ва­ла, и Кон­фу­ций рано стал тру­дить­ся, осва­и­вая раз­ные ре­мес­ла. Был он кре­пок телом и высок, от­ли­чал­ся лю­бо­зна­тель­но­стью и тру­до­лю­би­ем. В мо­ло­до­сти по­лу­чил долж­ность над­зи­ра­те­ля ам­ба­ров и го­су­дар­ствен­ных зе­мель. К нему часто об­ра­ща­лись за со­ве­та­ми. По­сте­пен­но он пре­вра­щал­ся в учи­те­ля, в част­но­сти, учи­те­ля му­зы­ки. Имя, дан­ное ему при рож­де­нии, – Кун Цю – бла­го­дар­ные уче­ни­ки пе­ре­ина­чи­ли на Кун Фуц-зы, что зна­чит «По­чтен­ный учи­тель Кун». (В Ев­ро­пе утвер­ди­лась ла­ти­ни­зи­ро­ван­ная форма – Кон­фу­ций.) Он пу­те­ше­ство­вал по Китаю и бла­го­да­ря своим об­шир­ным зна­ни­ям поль­зо­вал­ся ува­же­ни­ем. Вер­нув­шись на ро­ди­ну, Кон­фу­ций уже в зре­лом воз­расте был на­зна­чен на­мест­ни­ком го­ро­да, а затем стал вер­хов­ным су­дьей кня­же­ства. Несмот­ря на то, что дела его шли успеш­но, он ушел в от­став­ку и от­пра­вил­ся в стран­ствия вновь. У него было, со­глас­но пре­да­нию, 3 ты­ся­чи уче­ни­ков, из ко­то­рых 12 на­хо­ди­лись при нем по­сто­ян­но.

Порой ему угро­жа­ла смер­тель­ная опас­ность, но он ни­ко­гда не терял му­же­ства и спо­кой­ствия. По­след­ние свои годы про­вел на ро­дине и умер под сенью де­ре­вьев на бе­ре­гу тихой речки. За­пи­сок он не оста­вил. Из­ре­че­ния Кон­фу­ция были за­пи­са­ны его уче­ни­ка­ми и по­сле­до­ва­те­ля­ми (рис. 2).


Рис. 2. Из­ре­че­ния Кон­фу­ция

По­уче­ния Кон­фу­ция дошли до нас в виде древ­не­ки­тай­ских книг, на­пи­сан­ных на узень­ких до­щеч­ках из рас­щеп­лен­но­го бам­бу­ка. Тон­кую ки­сточ­ку или па­лоч­ку об­ма­ки­ва­ли в чер­ную тушь и на­но­си­ли иеро­гли­фы свер­ху вниз. Если де­ла­ли ошиб­ку, то со­скаб­ли­ва­ли написан­ное ножом. Потом в до­щеч­ках де­ла­ли от­вер­стия и про­де­ва­ли бе­чев­ку. Связ­ка бам­бу­ка и была древ­не­ки­тай­ской кни­гой (рис. 3).

Рис. 3. Древ­не­ки­тай­ские книги

Уче­ный ки­та­ец дол­жен был за­пом­нить тыся­чи иеро­гли­фов, обо­зна­чав­ших от­дель­ные слова. Так же как в еги­пет­ской пись­мен­но­сти, в Китае иеро­гли­фы про­изо­шли из ри­сун­ков, и ино­гда в их форме еще можно уга­дать пер­во­на­чаль­ное изоб­ра­же­ние.

Ра­зум­ную ор­га­ни­за­цию об­ще­ства Кон­фу­ций видел в со­хра­не­нии тра­ди­ций: «Если не со­блю­дать из­д­рев­ле уста­нов­лен­ных об­ря­дов или тем более от­ме­нить их, то все пе­ре­ме­ша­ет­ся и на­сту­пит раз­лад». Сам он вос­при­ни­мал об­ря­ды не как сред­ство уми­ло­сти­вить богов, а как эле­мент са­мо­дис­ци­пли­ны и по­ряд­ка.

Кон­фу­ций счи­тал, что вос­пи­тан­но­го че­ло­ве­ка легко узнать по его по­ве­де­нию. Учти­вый кита­ец перед вхо­дом в дом сни­мал туфли и шел бо­сиком. Идти в туф­лях по ци­нов­кам, расстелен­ным на полу, счи­та­лось про­сто непри­лич­ным. Си­де­ли ки­тай­цы либо на той же ци­нов­ке, либо на низ­ком си­де­нии, но непре­мен­но по­до­гнув под себя пятки. Си­деть све­сив ноги, а тем более вы­тянув их впе­ред, могли толь­ко со­вер­шен­но не­воспитанные люди. Уже в древ­но­сти ки­тай­цы овла­де­ли ис­кус­ством есть с по­мо­щью двух па­лочек. Этот обы­чай они со­хра­ня­ют и по­ныне.

Древ­ние ки­тай­цы со­ору­жа­ли на го­ло­ве слож­ные при­чес­ки, со­би­рая во­ло­сы в пучок. Тех же, кто ходил с рас­пу­щен­ны­ми во­ло­са­ми, они счи­тали ди­ка­ря­ми. Обыч­но ки­тай­цы но­си­ли халат, у про­стых людей ха­ла­ты были из де­ше­вой ма­терии. Знат­ные бо­га­чи оде­ва­лись в ха­ла­ты шел­ковые, с кра­си­вой вы­шив­кой цве­та­ми и фигу­рами дра­ко­нов (рис. 4).


Рис. 4. Тра­ди­ци­он­ная одеж­да и при­чес­ки

Кон­фу­ций учил, что не толь­ко в семье, но и во всем го­су­дар­стве дол­жен со­блю­дать­ся по­ря­док в от­но­ше­ни­ях между стар­ши­ми и млад­ши­ми. Вос­пи­тан­ный ки­та­ец со всеми веж­лив, он не гру­бит тем, кто ниже его по по­ло­же­нию, и не за­искивает перед теми, кто выше. Но он ведет себя с теми и с дру­ги­ми, хо­ро­шо зная свое место, – со стар­ши­ми по­чти­тель­но, а с млад­ши­ми бла­госклонно. Кон­фу­ций учил, что го­су­дар­ство по­добно боль­шой семье. Под­дан­ные долж­ны ува­жать пра­ви­те­ля как отца. Но и пра­ви­те­лям Кон­фу­ций со­ве­то­вал от­но­сить­ся к под­дан­ным как к своим детям. Муд­рый пра­ви­тель не муча­ет людей су­ро­вы­ми на­ка­за­ни­я­ми, а тер­пе­ли­во вос­пи­ты­ва­ет их – пре­жде всего своим при­ме­ром. Пра­ви­те­лю вовсе не к лицу же­сто­кость, дос­таточно оте­че­ско­го на­став­ле­ния. «Каз­нить ко­го-ли­бо, вме­сто того чтобы на­ста­вить его на истин­ный путь – бес­че­ло­веч­но», – го­во­рил Кон­фу­ций.

Предыстория

Китай расположен в Восточной Азии. В первом тысячелетии до нашей эры китайцы заселили всю Великую Китайскую равнину между реками Хуанхэ и Янцзы. Во II тыс. до н. э. в долинах рек Хуанхэ и Янцзы возникают первые государства. В первом тысячелетии до н. э. здесь существовало несколько государств, которые враждовали друг с другом.

События

551-479 гг. до н.э. - годы жизни древнекитайского философа Конфуция (Кун Фуц-зы - почтенный учитель Кун), основателя конфуцианства.

Учение Конфуция строилось на том, что он…

  • считал важным следование традициям, соблюдение издавна установленных обрядов (Конфуций говорил: «Я подражаю старине, а не сочиняю»).
  • считал, что старших надо уважать. Младшие братья должны оказывать почтение старшим, дети - родителям, нижестоящий - вышестоящему. Конфуций сравнивал государство с большой семьей, в которой подданные относятся к правителю как к отцу. Правитель должен воспитывать и наставлять подданных (казни и жестокие наказания Конфуций осуждал).
  • считал, что древняя мудрость выражена в книгах. Книга в Древнем Китае представляла собой связку дощечек из расщепленного бамбука. На такие дощечки китайцы наносили иероглифы сверху вниз.
  • считал необходимым соблюдение правил поведения: снимать обувь перед входом в дом, сидеть подогнув под себя пятки, есть с помощью двух палочек.

Китайцы верили в сверхъестественных существ (духов, богов, крылатых змеев - драконов), высшим существом они считали Небо. В Китае был распространен культ предков.

Заключение

Конфуций заложил основы конфуцианства, которое стало одним из основных философско-религиозных течений Китая. В эпоху империи Цинь последователи Конфуция подвергались гонениям (см. урок ), но уже со II в. до н.э. конфуцианство становится государственной идеологией, заложившей основы своеобразия китайской цивилизации и образа жизни.

Китай находится в Восточной Азии. Великие реки Китая, Янцзы и Хуанхэ, похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь воз-никли первые государства, правители которых часто враждовали между собой. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели единую культуру и сходные обычаи. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с традициями и обычаями Древнего Китая, узнаем о судьбе великого китайского мыслителя Конфуция.

Как и другие народы, китайцы верили в сверхъес-тественные существа: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев - драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли «Сын Неба», а подчиненную ему стра-ну - «Поднебесной».

Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций (рис. 1), ко-торого очень почитали в Китае.

Рис. 1. Конфуций ()

Конфуций родился на востоке страны, в княжестве Лу, в знатной, но обедневшей семье. Отец его был храбрым офицером. Ко времени рождения Конфуция, последнего сына, ему было 70 лет, а через два года он умер. Семья бедствовала, и Конфуций рано стал трудиться, осваивая разные ремесла. Был он крепок телом и высок, отличался любознательностью и трудолюбием. В молодости получил должность надзирателя амбаров и государственных земель. К нему часто обращались за советами. Постепенно он превращался в учителя, в частности, учителя музыки. Имя, данное ему при рождении, - Кун Цю - благодарные ученики переиначили на Кун Фуц-зы, что значит «Почтенный учитель Кун». (В Европе утвердилась латинизированная форма - Конфуций.) Он путешествовал по Китаю и благодаря своим обширным знаниям пользовался уважением. Вернувшись на родину, Конфуций уже в зрелом возрасте был назначен наместником города, а затем стал верховным судьей княжества. Несмотря на то, что дела его шли успешно, он ушел в отставку и отправился в странствия вновь. У него было, согласно преданию, 3 тысячи учеников, из которых 12 находились при нем постоянно. Порой ему угрожала смертельная опасность, но он никогда не терял мужества и спокойствия. Последние свои годы провел на родине и умер под сенью деревьев на берегу тихой речки. Записок он не оставил. Изречения Конфуция были записаны его учениками и последователями (рис. 2).

Рис. 2. Изречения Конфуция

Поучения Конфуция дошли до нас в виде древнекитайских книг, написанных на узень-ких дощечках из расщепленного бамбука. Тон-кую кисточку или палочку обмакивали в чер-ную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написан-ное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой (рис. 3).

Рис. 3. Древнекитайские книги ()

Ученый китаец должен был запомнить тыся-чи иероглифов, обозначавших отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в Китае иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме еще можно угадать первоначальное изображение.

Разумную организацию общества Конфуций видел в сохранении традиций: «Если не соблюдать издревле установленных обрядов или тем более отменить их, то все перемешается и наступит разлад». Сам он воспринимал обряды не как средство умилостивить богов, а как элемент самодисциплины и порядка.

Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый кита-ец перед входом в дом снимал туфли и шел бо-сиком. Идти в туфлях по циновкам, расстелен-ным на полу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вы-тянув их вперед, могли только совершенно не-воспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух па-лочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.

Древние китайцы сооружали на голове слож-ные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они счи-тали дикарями. Обычно китайцы носили халат, у простых людей халаты были из дешевой ма-терии. Знатные богачи одевались в халаты шел-ковые, с красивой вышивкой цветами и фигу-рами драконов (рис. 4).

Рис. 4. Традиционная одежда и прически ()

Конфуций учил, что не только в семье, но и во всем государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими. Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не за-искивает перед теми, кто выше. Но он ведет себя с теми и с другими, хорошо зная свое место, - со старшими почтительно, а с младшими бла-госклонно. Конфуций учил, что государство по-добно большой семье. Подданные должны ува-жать правителя как отца. Но и правителям Конфуций советовал относиться к подданным как к своим детям. Мудрый правитель не муча-ет людей суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывает их - прежде всего своим примером. Правителю вовсе не к лицу жестокость, дос-таточно отеческого наставления. «Казнить кого-либо, вместо того чтобы наставить его на истин-ный путь - бесчеловечно», - говорил Конфуций.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Bibliotekar.ru ()
  2. Sch714-china.narod.ru ()
  3. Newacropol.ru ()

Домашнее задание

  1. Определите местоположение Древнего Китая.
  2. Какие правила приличия должен был соблюдать воспитанный китаец?
  3. Как китайцы должны были относиться к правителям, и как правители должны были относиться к простому народу?
  4. Чем китайская письменность похожа на письменность других государств древности? Чем отличается?

Сочинение на тему «Литература в жизни человека». 4.74 /5 (94.76%) 42 votes

С самого детства нас сопровождают различные литературные произведения: сказки, загадки, рассказы, поэмы, романы, пьесы и так далее. Все они играют огромную роль в становлении человека. Еще в раннем возрасте литературные произведения закладывают в нас основные моральные принципы и нормы. Сказки, загадки, притчи и прибаутки учат нас ценить дружбу, делать добро, не обижать слабых, уважать родителей, обдумывать свои поступки. Все это изложено доступным языком для детей языком, поэтому им это быстро и легко запоминается. Именно поэтому роль литературы и книг, в общем, в жизни человека огромна. Они не только участвуют в формировании человека, но составляют основную часть морального воспитания каждого из нас.


За время изучения школьной литературы, мы не просто узнаем новых авторов, новые произведения, новые течения, но и сближаемся с литературой настолько, что она становится неотъемлемой нашей частью. Знаменитый педагог В.П.Острогорский сказала: «Правильно и широко воспитанное общее эстетическое настроение возвышает и облагораживает человека путем благороднейшего наслаждения, которое становится потребностью. Оно делает для него привлекательною, интересною всю жизнь, открывая в ней, в природе, в человеке, прекрасное существование, коего он доселе и не подозревал… Таким образом, это чувство, подавляя в нас эгоизм, выводит нас из ежедневного круга обыденности, в то же время пробуждая и в эту обыденность вносить мысль и добро, — выводит в широкое общение с природою, обществом, родиной, человечеством… Все же это, вместе взятое, т.е. все эти эстетические отношения к самому себе, природе, людям, искусству, обществу, и создает в человеке особый духовный мир с самим собой, то доброе настроение, то единение с миром, то постоянное стремление к духовной красоте, к служению общей пользе, к честному труду и борьбе со злом – словом, то, что единственно только и составляло во все времена человеческое счастье».
На мой взгляд, эти слова очень глубоко и ярко отражают роль литературы и искусства, в общем, в жизни человека. Книги учат нас любить окружающих и дарят нам настоящее человеческое счастье. Именно поэтому, люди, читающие книги и любящие литературу, могут чувствовать на себе все прелести окружающего нас мира: видеть красоту природы, любить и быть любимыми. К тому же, благодаря литературе, пополняется наш словарный запас и обогащается духовный мир.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что литература очень важна в жизни человека: она влияет на наше мировоззрение. Формирует наш внутренний мир, обогащает нашу речь. Именно поэтому мы должны как можно больше читать, любить и уважать книгу, ведь без нее наш мир будет серым и пустым.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Общественно-политические взгляды русских мыслителей были тесно связаны с развитием русской литературы. Широко известны слова Герцена: «У народа, лишенного общественной свободы, литература единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры, давно утраченные другими странами Европы». Анализируя роль литературы и литературной критики в русской культуре XIX в., современный исследователь И. Кондаков писал: «...литература – в силу специфически стесненных общественно-политических условий развития страны – выполняет миссию сразу нескольких составляющих культуры одновременно: философии, социальных наук, публицистики, общественно-политической деятельности (неправительственного оппозиционного характера), далее непосредственно служит гласности (за счет способности метафорически, иносказательно говорить о том, что нельзя сказать прямо буквально) применительно к обществу, в своей основе безгласном. Вместе с тем это означало и то, что литература в России (начиная с николаевской эпохи, т.е. еще при жизни Пушкина) перестала быть только искусством в ряду других искусств и становилась особым – универсальным, синтетическим явлением культуры, по необходимости замещающим ее иные, вынужденно неполноценные отрасли, отвечающие за познавательные, мировоззренческие, общественно-регулятивные и иные функции. Принципиально иным становится груз ответственности литературы перед обществом – ответственности не только и не столько художественно-эстетической, сколько нравственно-этической, политической, социально-философской, познавательно-мировоззренческой» .

Таким образом, в духовной культуре новой эпохи происходил сложный процесс дифференциации, развивались такие ее сферы, как наука, художественная литература и искусство, образование, многочисленные социокультурные учреждения. Светский характер, открытость, способность вбирать в себя лучшее из культур других народов, сохраняя национальную самобытность и целостность, характеризовали русскую культуру XVIII в. Разрыв между достигнутым уровнем духовной культуры и возможностями широких народных масс овладеть культурными ценностями стал преодолеваться во второй половине XIX в. благодаря распространению печатного слова и грамотности, пополнению интеллигенции и среднего сословия разночинцами. Капитализм и относительная децентрализация управления положили начало объединению дворянской европеизированной и народной традиционной культур в единую общенациональную культуру. Эти же причины способствовали появлению крупных провинциальных культурных центров в промышленных и торговых районах страны. Господствующее положение в начале XIX в. «просвещенного дворянства» было поколеблено к середине столетия, когда в общественную, научную, художественную жизнь вошли представители низших сословий.

На духовную культуру эпохи большое влияние оказывала общественная мысль. Начиная с XVIII в. одной из самых важных культурных идей стала выдвинутая просветителями идея естественного права личности, данного ей по рождению. Особенностью развития общественной мысли в России была ее политическая заостренность, поиск места России в мировом сообществе.




Top