Каково первое впечатление от семьи кирсановых. Взаимоотношения в семье кирсановых

Если такой герой, как Базаров, впервые появляется в романе Тургенева, то Кирсановы - герои из привычной для автора дворянской среды. У Аркадия, к примеру, есть множество родственных черт с героем “Аси” и отчасти с Рудиным, а Николай Петрович Кирсанов схож по характеру с Лаврецким из “Дворянского гнезда” и Берсеневым из “Накануне”. Тургенев пишет о Кирсановых с легкой иронией, но они близки ему по духу, он любит их, знает все об их чувствах и мировосприятии. В письмах по поводу “Отцов и детей” Тургенев много раз подчеркивал, что описал в Кирсановых именно лучших дворян. Особенно близок автору лиричный Николай Петрович Кирсанов - утонченный эстет, ценящий Шиллера, Гёте, Пушкина, играющий на виолончели Шуберта и восторгающийся красотой природы. (Не случайно на новом месте, где Николай Петрович решил построить свой дом, из всей растительности при общем запустении прижились и буйно разрослись лишь сирень и акации - самые романтические, “дворянские” растения.) У него мягкий характер и любвеобильное сердце. Даже в сорок с лишним лет его до слез волнует “волшебный мир”, “возникающий из туманных волн прошлого”:

Он ходил много, почти до усталости, а тревога в нем, какая-то ищущая, неопределенная, печальная тревога, все не унималась. О, как Базаров посмеялся бы над ним, если б он узнал, что в нем тогда происходило!.. У него, у сорокачетырехлетнего человека, агронома и хозяина, навертывались слезы, беспричинные слезы; это было во сто раз хуже виолончели.

После смерти жены он не мог долго оставаться один и сошелся с дочерью экономки - Фенечкой, переживая, что изменил памяти покойной жены. Но с появлением ребенка у него складывается новая, счастливая семья.

Очень похож на него его сын Аркадий - восторженный и романтический, тонко чувствующий красоту природы и искусства, быстро увлекающийся людьми и легко поддающийся их влиянию. У него не сильный характер, но зато счастливый и гармоничный. Он неглуп, быстро разбирается в людях, но ум его лишен смелости и оригинальности. В нем нет ни базаровской “дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор”. “Дальше благородного смирения или благородного кипения” он не пойдет.

Совсем иной тип представляет дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов. Это надменный аристократ, в прошлом “светский лев”, обладающий, в отличие от мягкого брата, твердой и решительной натурой (недаром он с самого начала избрал для себя военную карьеру). “Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа...” Аристократизм его проявляется в неуклонном соблюдении раз и навсегда принятых им к исполнению принципов: безвыездно проживая в деревне, он одевается так, что в любую минуту дня мог бы появиться в великосветской гостиной, и разговаривает с любым собеседником с той же изысканной вежливостью, с какой говорил бы с английским лордом. (В этом он прямой антипод Базарову, у которого не меньшая сила характера проявляется как раз в освобождении себя от всевозможных принципов и ограничений.) Павел Петрович безукоризненно честен со всеми и сам с собой. Никогда бы он не уронил своего достоинства связью с женщиной из низшего сословия, так что брат Николай боится даже заикнуться ему о своем браке с Фенечкой. К искусству Павел равнодушен, но уважает в нем освященность традициями и элитарность.

Если Николай является носителем дворянской культуры, то Павел, с его интересом к политике и приверженностью к английскому парламентаризму, - носителем европейской цивилизации. Привнесение двух этих завоеваний прогресса с европейской на русскую почву и есть, с точки зрения Тургенева, главная заслуга и историческая миссия русского дворянства, которое было до недавнего времени единственным просвещенным сословием, вершившим пути духовного и общественного развития России. Характерно при этом, что Николай гораздо более приближен к русской почве, чем его брат, что должно, по замыслу автора, указывать на то, что национальная русская культура уже существует, в то время как до цивилизации в русской жизни еще далеко. Показательно, что Николай зачитывается Пушкиным, поэтическое наследие которого символизирует в романе высшие достижения дворянской культуры XIX в. Именно Николай занимается и хозяйством в имении (в основном земледелием), постоянно имея дело с “русским народом”. Но дело у него не идет, что для автора является свидетельством недееспособности дворянства в новых условиях экономического перелома. Павел же, “всю жизнь свою устроивший на английский вкус”, вообще абстрагируется от русской действительности, не касается хозяйства и, говоря с крестьянами, “морщится и нюхает одеколон”.

Объединяет братьев одно: оба они, безусловно, живут миром чувств. Конечно, объективно они видят смысл своей жизни в служении обществу и следовании непреложным для них нравственным идеалам (это вовсе не завышенный тон: вспомним слова Павла Петровича о том, что он следит за своим туалетом в деревне из чувства общественного долга, “да-с, да-с, долга”, а также его торжественное обращение к брату с призывом “исполнить обязанность честного и благородного человека” - жениться на Фенечке). Однако в реальности одна лишь любовь способна наполнить их существование и дать им настоящее счастье. Страстность, бывшая в характере Павла Петровича, сыграла в его жизни роковую роль: вся его жизнь оказалась разбита несчастной любовью к княгине Р., ради которой он пожертвовал карьерой и положением в свете. После окончательного разрыва а затем и смерти своей возлюбленной он почувствовал себя полностью опустошенным, разбитым и “уже не мог попасть в прежнюю колею”. “Потеряв свое прошедшее, он все потерял” и поселился окончательно в деревне у брата. Автор пишет о жизненной драме Павла Петровича сочувственно, но не скидывает со счетов и мнение Базарова, утверждающего, что Павел Петрович прожил свою жизнь зря: “Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакий человек - не мужчина, не самец”.

На вопрос подскажите пожалуйста ответ на вопрос: характеристика семьи Кирсановых в романе Тургенева "Отцы и дети" заданный автором Натхо лучший ответ это Кирсановы - самые стертые и пошлые представители отцов.
(А. И. Герцен)
Представители прошлого, "отцы", изображены с беспощадною вер­ностью; они люди хорошие, но об этих хороших людях не пожалеет Россия; в них нет ни одного элемента, который действительно стоило бы спасать от могилы и забвения.. .
(Д. И. Писарев)
Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших пред­ставителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если слив­ки плохи, что же молоко?
(И. С. Тургенев)
В романе показаны три характерных типа либералов в семействе Кирсановых.
Павел Петрович-человек "либеральный, любящий прогресс". Весь его напыщенный внешний вид говорит о нем как о сыне прошедшего века. Он не чувствует движения времени, "не понимает современности, не приемлет того, что происходит в окружающей жизни".
Павел Петрович живет только по «принципам» , без которых, по его мнению, жить просто нельзя. Но принципы его не только далеки от жизни, но даже находятся с ней в противоречии.
Всеми силами этот человек хочет удержать старый строй, старые порядки.
Русский народ он презирает, разговаривая с крестьянами, морщится и нюхает одеколон, но в то же время считает, что знает и понимает простых людей.
Идеалом Павла Петровича являются английские аристократы. Перед ними он раболепствует.
Упрекая Базарова в нелюбви к родине, без конца говоря о своей любви к России, ее народу, он в конце концов уезжает за границу и остается жить в Дрездене. Там он "ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится пепельница в виде мужицкого лаптя"-единственная вещь в доме, напоминающая о родине.
Так Тургенев еще заживо хоронит ярого защитника омертвевших принципов.
Вторым представителем "хорошего дворянства" является брат Павла Петровича Кирсанова-Николай Петрович.
Описывая этого человека, Тургенев не скрывает иронии, часто употребляя уменьшительно-ласкательные слова: "Мы видим уже совсем пухленького, немного сгорбленного".Черты у него "маленькие", он любил и боялся общества".
Николай Петрович пытается заниматься хозяйством, но проявляет при этом совершенную беспомощность. "Его хозяйство скрипело, как не-мазанное колесо, трещало, как домоделанная мебель сырого дерева". Несмотря на все старания быть современным, он все равно "вызывает ощущение чего-то отжившего".
Его "добродушно-патриархальный вид" резко контрастирует с видом крестьянской нужды.
Этот человек "любил помечтать", но ограниченность интересов не уводила его даже в мечтах дальше мыслей о прошлом. Его жизнь бедна содержанием, хотя он окружен любимыми людьми и обрел семейное счастье.
Будущее Николая Петровича представляется таким же тихим, спокойным, незначительным, каким было и все его прошлое.
И еще один представитель "лучших из дворян"-сын Николая Петровича, Аркадий.
Это самый молодой представитель "хорошего дворянства".
Аркадий Кирсанов выдает себя за последователя Базарова, но он только подражает ему, не имея своего мнения, только повторяет мысли Базарова, которые ему на самом деле чужды.
В действительности молодому человеку ближе взгляды отца и дяди. Закономерно, что в конце романа говорится, что свадьба сына и отца была в один день. Тем самым Тургенев совсем сближает этих героев, говорит о том, что в дальнейшем их жизнь будет очень сходна.
Действительно, Аркадий не последователь Базарова, а типичный дворянин, такой же, как и отец, только в хозяйстве он практичнее.


Семья Кирсановых в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети".

Написание романа "Отцы и дети" совпало с важнейшей реформой XIX века - отменой крепостного права.
Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук.
Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи западничества.
"Отцы" придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы.
Николай Петрович Кирсанов, который никогда не вступает в полемику с Базаровым, тем не менее настоящий оппонент нигилистов всех мастей. Его поведение лишено внешних эффектов, но в нем ощущается истинный аристократизм, душевная, русская широта, глубинные знания жизни.
Он ближе всех к Тургеневу: любитель природы, добряк, одарен любовью Фенечки.
Сын Николая Петровича, Аркадий, осознает, что идеи Базарова несостоятельны, а потому склоняется к житейской мудрости, которой обладает Катя.
Безусловно, принципы и идеалы "отцов" отходят в прошлое.
Особенно наглядно это показано в сцене дуэли Кирсанова и Евгения. "Дуэль, - писал Тургенев, - введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комическим". Но с мыслями нигилиста тоже согласиться нельзя.
В романе раскрывается жестокий и сложный процесс ломки прежних социальных отношений. Этот процесс предстает перед нами в романе как разрушительная стихия, меняющая привычное течение жизни.
Базаров, нигилист, представляет "новых людей", в качестве главного оппонента ему противопоставлен Павел Петрович Кирсанов.
Павел Петрович - сын боевого генерала 1812 года. Окончил Пажеский корпус. "Имел противное красивое лицо, юношескую стройность". Аристократ, англоман, был смешлив, самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у брата, сохранил аристократические привычки.
Писарев отмечал, что у Павла Петровича нет убеждений. Вместо них он придерживается принципов, которые трактует на свой манер, считая главнейшим - всегда быть джентльменом. Он придает значение внешней форме, но мало думает о содержании. Достаточно внимательно прочитать описание его кабинета.
Взгляды Базарова и Кирсанова были совершенно противоположными. С первой встречи они почувствовали друг друга врагами. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: "Этот волосатый?" А Базаров вечером заметил Аркадию: "А чудаковат у тебя дядя". Между ними всегда возникали противоречия. "У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую", - говорит Кирсанов.
Современники остро реагировали на появление произведения.
Реакционная печать обвиняла писателя в заискивании перед молодежью, демократическая - упрекала автора в клевете на молодое поколение.
Однако роман "Отцы и дети" имел бешеный успех в российских литературных кругах.

Арина Власьевна и Василий Иванович представляют в романе поколение «отцов» наряду с более значимыми действующими лицами, такими, как Павел Петрович и Николай Петрович.

Описанию Арины Власьевны автор уделяет немало внимания. Перед читателем предстает миловидная старушка в чепце, суетливая, добрая, кроткая, набожная и, в то же время, суеверная. Тургенев, кстати, не преминул заметить, что ей надо было бы родиться двести лет назад. Для нас, современных читателей, это уже не имеет никакого значения, поскольку то время, когда происходит действие романа, уже само отделено от нас почти двумя столетиями. Но, тем не менее, к Арине Власьевне при чтении невольно применяешь определение «старомодная старушка» и это ей подходит как нельзя больше.

Василий Иванович - уездный лекарь, добряк, каких поискать, немного суетливый, такой лее набожный, как жена, но пытающийся это скрыть. Он даже пытается быть «современным», но хорошо видно, что это человек старого поколения, консервативный, в хорошем смысле этого слова.

Душа двух стариков, как в зеркале, отражается в их отношении к сыну. Как водится, в единственном ребенке родители души не чают, всячески холят и лелеют его, поскольку именно в нем заключается единственный смысл их жизни. Даже когда Евгения рядом с ними нет (а он приезжает крайне редко), жизнь их сосредоточена на мыслях и воспоминаниях о нем.

Совсем иное дело - сам Базаров. Его отношение к родителям слишком небрежно, по крайней мере, внешне. Он знает, как они любят его, да и сам их любит, в чем признается один раз Аркадию. Однако он не привык как-либо выражать свои чувства, проявлять по отношению к кому-нибудь ласку. Поэтому его раздражает, когда с ним начинают возиться, вокруг него хлопочут. Родители, зная это, пытаются не так бурно проявлять радость от его присутствия в их доме.

Зато радость эту в полной мере может почувствовать читатель. Она видна в мелочах. Арина Власьевна боится своего сына и старается не докучать ему, но всегда позаботится о мягкой перине и вкусном борще. Василий Иванович ведет себя с сыном смелее, но все лее пытается показаться суровее и выдержаннее, чем есть на самом деле, чтобы не раздражать Евгения. Только в разговорах с Аркадием отец может потешить свое родительское тщеславие, услышав похвалы в честь своего обожаемого сына.

Но любовь - еще не значит понимание. Родители не умеют понять Базарова, его взгляды, да и он не особенно пытается делиться с ними своими мыслями. Он никогда так резко и открыто не высказывает в родительском доме свои взгляды, как в имении хех же Кирсановых. Оберегая чувства отца и матери, он все-таки ведет себя с ними мягче, чем с другими, хотя и с тем же равнодушным и небрежным видом. Все же удивительно, что в такой патриархальной семье родился и вырос ребенок, подобный Евгению Базарову. Наверное, на действительно самобытную личность в большей мере влияет не родительское, а самовоспитание.

Возможно, беда Базарова заключалась в том, что он не был понят в первую очередь своими родителями, а потом уж всеми окружающими. Может, родители и хотели бы понять Базарова, только он в своем развитии уже ушел слишком далеко от них, поэтому любовь и нежность были единственным, что он мог получить от Арины Власьевны и Василия Ивановича. Человек, у которого есть дом, может иногда забыть про него, но всегда подсознательно будет чувствовать поддержку и любовь родных. К сожалению, родители не могли поддержать Базарова именно в его начинаниях и дать ему то, к чему он стремился.

Умереть Базарову довелось в родном доме, и это для него было огромным облегчением, пусть он этого и не сознавал. Во много раз тяжелее умереть на чужбине, в незнакомом доме или гостинице.

Самое страшное для родителей - это смерть ребенка. А если этот ребенок - единственная радость, свет в окошке? Невозмолшо представить себе, что родители иерелшвут такое горе. Родители Базарова перелсили. Они не умерли, но внутри них что-то надломилось. Это страшно - жить только тем, что приходишь на родную могилу. Они так жили. Это были два надломленных усталых старика, у них оставалась только память.

Базаров мог бы дать им гораздо больше, будь он другим человеком. Он мог бы сказать отцу и матери о своей любви к ним. Хотя, кто знает, может быть, они не нуледались в словах? Родительское сердце чувствует ребенка без всяких слов. Они так никогда и не узнали (и это для них огромное счастье), насколько он был чужд им и насколько он страдал.

Главы, где показана жизнь Базарова в доме родителей, раскрывают героя с новой стороны. Он вовсе не так черств и холоден, как хочет казаться. Он полон нежности к родителям, хотя внутренний барьер никогда не позволит ему показать это. Словом, он такой же человек, как и Аркадий, их отличие только в том, что последний не скрывает свою привязанность к семье. Не может человек отрицать абсолютно все. Как сказал Базаров, смерть сама все и всех отрицает. Но и любовь тоже отрицает доводы рассудка, поэтому родители любят своих детей и всегда ждут их, несмотря ни на что. Никто так не умеет ждать, как родители. Жаль, что Базаров при жизни не сумел оценить, сколько тепла, уюта и ласки могли дать ему отец и мать. Ни у одного человека нет на земле места дороже, спокойнее и теплее, чем родной дом.
Похожие сочинения:

  • Базаров — человек и мыслитель
  • Евгений Базаров — человек нового времени
  • Мое отношение к Базарову
  • Три испытания Базарова (любовь, дуэль, смерть)
  • Базаров — представитель разночинной интеллигенции
  • Конфликт Базарова и Кирсанова — конфликт двух эпох
  • Образ Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети»
  • Могла им сложиться счастливо жизнь Базарова и Одинцовой?
  • Школьное сочинение на тему Мой подзащитный Евгений Базаров. По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Страстное, грозное, бунтарское сердце. По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Источник:
Базаров и его родители
Арина Власьевна и Василий Иванович представляют в романе поколение «отцов» наряду с более значимыми действующими лицами, такими, как Павел Петрович и Николай Петрович. Описанию Арины Власьевны
http://sochinenie5ballov.ru/essay_255.htm

Взаимоотношения Базарова с братьями Кирсановыми

Тема урока: Взаимоотношения Базарова с братьями Кирсановыми.

Цели урока: 1. обучающая: 1.1 проанализировать образы главных героев романа;

1.2 выявить основной конфликт произведения;

2. развивающая: 2.1. закрепить навыки анализа эпизода;

3. воспитывающая: 3.1. совершенствовать умения и навыки учащихся высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: урок-беседа с элементами анализа художественного произведения

Методы: аналитическая беседа, работа с таблицей, тестирование.

Учитель: — Здравствуйте, садитесь. На прошлых уроках мы с вами начали знакомство с романом И.С.Тургенева «Отцы и дети». Прежде всего, давайте вспомним, почему роман имеет такое заглавие, в чем его смысл?

(Ученики должны отметить, что заглавие романа можно толковать двояко: прежде всего, это изображение людей двух разных поколений, дворян 40-х годов и шестидесятников, разночинцев. Между ними нет общности во взглядах на мир, у них разные идеалы, воспитание, культура. То есть в основе сюжета лежит социальный конфликт: борьба Базарова с миром Кирсановых. Кроме того, в романе изображено и противопоставление отцов и детей в прямом смысле, то есть психологический конфликт: борьба молодого (Аркадий и Базаров) и старшего (братья Кирсановы) поколений. Дети пытаются выйти из-под опеки родителей, а взрослые не хотят признавать их самостоятельность. Далее схема выводится на экран).

Учитель : — Верно, перед нами люди двух разных поколений, поэтому конфликт неизбежен. С одной стороны – братья Кирсановы, с другой – Аркадий и его друг Базаров. Вспомните, Аркадий только что вернулся из университета, ему хочется показать свою взрослость, он стесняется лишний раз обнять отца, порой ведет себя развязано, великодушно принимает Фенечку и даже читает отцу наставления, но все-таки многое может принять в жизни родителя и дяди, людей старшего поколения, ведь они его семья. Аркадий даже просит Базарова быть с ними терпимее, порой резкие отзывы друга о его семье ему неприятны. Мы можем сказать, что применительно к Аркадию конфликт отцов и детей выражен не столь резко. А Базаров? Он человек иной, Кирсановы ему чужие, но только ли дело в этом?

(ученики должны отметить, что между Кирсановыми и Базаровым существуют и социальные различия: братья Кирсановы и Аркадий – дворяне, а Базаров – разночинец).

Учитель : — Верно, в кругу других персонажей романа Базаров стоит несколько особняком. Сегодня мы посмотрим, как складываются отношения между Базаровым и братьями Кирсановыми. Запишите число и тем урока. Итак, семья Кирсановых. Что вы можете сказать о Николае Петровиче?

(ученики должны вспомнить моменты биографии героя, подчеркнуть его любовь к сыну, стремление быть ему другом, а не просто отцом. В характере героя можно выделить такие качества, как доброта, кротость, неумение правильно вести хозяйство, отчего все приходит в упадок, некоторую робость в отношениях со взрослым сыном, терпимость. Это человек образованный, утонченный, умеющий видеть прекрасное. Он более демократичный, чем его брат: он принял Базарова, несмотря на грязную одежду и неумение правильно вести себя, ведь это друг его сына).

Учитель : — А что вы скажете о Павле Петровиче?

(ученики должны вспомнить историю его жизни, несчастной любви, а также верность всему английскому. Это человек изысканный, аккуратный, даже в деревне не позволяет себе расслабиться. Он твердо держится за свое социальное положение, не любит тех, кто превосходит его. Человек очень умный, но желчный. Базаров стал неприятен ему с первой минуты: его возмутила уверенность разночинца, который не стушевался даже в его присутствии и который пошел против него).

Учитель : — А базаров? Кто он и как относится к Кирсановым?

(ученики отмечают детали биографии героя, его увлеченность наукой, уверенность, умение постоять за себя. К Кирсановым он относится с иронией и считает, что их взгляды устарели).

Учитель : — Вы верно заметили, между Базаровым и Кирсановыми нет полного понимания. Они не только люди разного поколения, но и разного круга. Особенно ярко свою неприязнь демонстрирует Павел Петрович. Между ним и Базаровым то и дело происходят столкновения, которые выливаются в настоящий спор, происходящий за вечерним чаем. Дома вы должны были прочитать этот эпизод. Попробуйте сделать вывод о предмете спора.

(ученики отмечают 4 линии спора, которые постепенно выводятся на экран: 1) отношение к дворянству, аристократии и к ее принципам; 2) отношение к нигилистам; 3) отношение к народу; 4) отношение к природе и искусству. Далее следует разбор каждой линии).

Учитель: — Сравним сначала взгляды Базарова и Павла Петровича на аристократию. Что вы можете сказать об этом?

(ученики делают вывод о том, что для Кирсанова аристократия – это основная общественная сила, сосредоточившая в себе чувство собственного достоинства, самоуважения, основа общественного блага, но Базаров прямо замечает, что от « ничегонеделания» аристократов нет никакого блага, они живут за чужой счет. Первая часть таблицы выводится на экран).

Учитель : — Мы знаем, что Базаров и Аркадий называют себя нигилистами. Кто же такие Нигилисты и как к ним относятся окружающие? Посмотрим, что говорит о нигилистах сам Базаров и что говорит о низ Павел Петрович.

(Ученики отмечают, что, по словам Базарова, главным принципом нигилистов является отрицание. Они действуют обдуманно, исходя из принципа полезности. Отрицание воспринимается как деятельность, а не болтовня. Кирсанова, стоящего за сохранение традиций, пугает стремление Базарова все разрушить. Кроме того, у Базарова нет никакой программы, а строит на расчищенном месте он считает не своим делом. Табличка выводится на экран).

Учитель : — Что же думают герои о народе?

(Кирсанов считает народ патриархальным, ценящим предания, религиозным. Он умиляется отсталостью русского нарда. Базаров же видит неблагополучие в жизни народа, необразованность, отсталость и эти недостатки презирает, он отмечает и недовольство народа. Несмотря на это, крестьяне признают Базарова своим, он им ближе, хотя напоминает кого-то вроде шута, а Кирсанов все-таки барин. Табличка выводится на экран).

Учитель: — Поговорим о взглядах героев на искусство и природу.

(Базаров судит об искусстве, исходя из принципа полезности. Ему непонятен Рафаэль, гораздо ближе химики. Отрицание искусства связано и с тем, что Базаров отвергает авторитеты. Он не знает Пушкина и отрицает его, не знает Шопена и его музыку считает вздором. Базарову все это не нужно, ему не пригодятся литература и искусство в практической деятельности, поэтому он считает, что все это бесполезно и глупо. В отношении Базарова к природе чувствуется хозяйское отношение. Для него природа не храм, а мастерская, это просто источник знаний, а не красоты и вдохновения. Протест Павла Петровича связан с тем, что он более тонко понимает искусство и природу в силу своего происхождения. Его возмущает сугубо практическая направленность мыслей Базарова. Он понимает, что это и есть слабое место в теории молодого нигилиста. Табличка выводится на экран).

Учитель : — Итак, у нас есть два противоположных взгляда (вся таблица выводится на экран), а с кем из героев согласились бы вы? (далее следует обсуждение). Вы верно подметили ограниченность взглядов Базарова и Кирсанова. Они крепко держатся за свои убеждения, не желая уступать. Какой же выход? Как избежать известного Конфликта? Отцам следует быть терпимее ко всему новому, а детям – внимательнее к опыту и мудрости старших.

Источник:
Взаимоотношения Базарова с братьями Кирсановыми
Урок — Учитель: — Здравствуйте, садитесь. На прошлых уроках мы с вами начали знакомство с романом И.С.Тургенева «Отцы и дети». Прежде всего, давайте вспомним,
http://gigabaza.ru/doc/86496.html

Взаимоотношения в семье кирсановых

Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева

Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое пора в истории России - 60-е годы XIX века - показано в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит вдали за семейные рамки - это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.

Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых.
Два поколения противопоставлены в романе более того их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и совместно с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует чуткость на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович снаружи привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне. Павел Петрович постоянно безупречен и элегантен.

Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества - проводит пора в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее сильно показана в романе аккурат во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева - это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей.

Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете («Да ведь надобно и строить»), Базаров отвечает, что «сперва надобно место расчистить».

Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой - презирает «глупую жизнь отцов». От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все по-другому. Такова его жизненная позиция.

При всем этом мы видим, что аккурат родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их отношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет более того тогда, когда основополагающий герой умирает. «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давнехонько заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами. Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Базаров похоронен в этой могиле. К ней. приходят два уже дряхлых старичка. »

Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности - родной жилье, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и аккурат это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается «в пользе его влияния на Аркадия». Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.

Как бы то ни было, роман Тургенева «Отцы и дети» стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.

Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева - это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, повести “Ася”, “Первая любовь” и многие другие произведения. Любовь в глазах Тургенева прежде всего таинственна и редко поддается рациональному объяснению. “Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать - и пройти мимо”, - читаем в финале романа “Дворянское гнездо”. Вместе с тем способность любить писатель считал мерилом человеческой ценности. В полной мере это относится и к роману “Отцы и дети”.
Любовь играет существенную роль в жизни Николая Петровича Кирсанова. Женившись сразу же после смерти родителей, он всецело отдался мирному течению деревенской жизни. “Десять лет прошло как сон”. Смерть жены - страшный удар для героя: обрушился весь мир, потому что не стало женщины, которая являлась его средоточием. Отношения Николая Петровича с Фенечкой значительно спокойнее: просто “...она была так молода, так одинока”, что вызвала сострадание и, конечно, привлекала стареющего помещика молодостью и миловидностью. Мне кажется очевидным, что герой питал к девушке больше отеческие чувства, нежели страсть. Взяв “неровню”, но мать своего ребенка в жены, Николай Петрович совершил поступок, достойный мужчины.
Тургенев проводит через испытания любовью и Павла Петровича Кирсанова. Встреча на балу с княгиней Р. резко изменила жизнь героя: он не в силах противиться своему чувству, а княгиня быстро охладевает к поклоннику. “Десять лет прошло... бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро”. Интересно, что в жизни братьев Кирсановых фигурирует число десять, только с разными акцентами: у Николая это десять лет счастья, у Павла - напротив. Мне кажется, этим подчеркивается одновременно и-родство, и внутренняя противоположность братьев. Реакция на смерть возлюбленной у Павла Петровича та же, что и у Николая: жизнь кончена, герой сломлен. Однако Павел Петрович, как и брат, “заметил” Фенечку, только та его боится: не хватает старшему брату простоты и мягкости младшего. Симпатия к молодой женщине и нетерпимость к поведению, а главное - мировоззрению Базарова, презирающего все то, что свято для старшего Кирсанова, приводит к дуэли. “Рыцарство” Павла Петровича кажется несколько нелепым в этом эпизоде, но все же это рыцарство. К тому же эта “пародийная” дуэль прошла не зря для героя: что-то поколебалось в его “принсипах”, он стал человечнее и просит брата жениться на Фенечке, сам же находит в себе силы “уйти в тень”.
В суждениях о любви Аркадия Кирсанова чувствуется влияние Базарова. Подобно своему “учителю”, младший Кирсанов считает любовь “вздором”, “чепухой”, “романтизмом”. Впрочем, реальная жизнь быстро ставит все на места. Знакомство с Анной Сергеевной Одинцовой заставляет Аркадия ощутить себя “школьником, студентиком” рядом с ней, это, конечно, не настоящая любовь, а лишь увлечение пылкого неискушенного юноши “светской львицей”. Зато “с Катей Аркадий был как дома”, их объединяло все: литература, природа, музыка, отношение к жизни. Все поверхностное, наносное - то, что прививалось Базаровым, - исчезло, осталось лишь естественное молодое чувство. Аркадий повторяет, но более счастливо, жизненный путь своего отца: его интересы замыкаются в тесном кругу семейных и хозяйственных забот, но разве это так уж “мелко” - приносить счастье окружающим людям?
Что же значит любовь в жизни главного героя романа? “Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни”. Изначально молодой нигилист отрицает духовную сторону любви, настаивая, что есть лишь плотское влечение. Он отнюдь не женоненавистник, но “нравится тебе женщина- старайся добиться толку”. Так, Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых, - молодостью, чистотой, непосредственностью, и герой, не признающий нравственных обязательств хотя бы перед гостеприимными хозяевами, делает неуклюжую попытку соблазнить ее. Возможно, правда, еще одно объяснение его поступку: неосознанное желание “взять реванш” за “неудачу” с Одинцовой, утешить самолюбие. Вот к той он испытывает настоящую любовь-страсть и мучается от того, что рушится его теория отрицания высоких чувств, сведения всего к “физиологии”. Базаров понимает, что с ней-то как раз “не добьешься толку”, но отвернуться, уйти и забыть не имеет сил. Тургенев рисует внутреннюю борьбу героя с самим собой. Именно в этом заключается объяснение показного цинизма Базарова. “Этакое богатое тело!.. Хоть сейчас в анатомический театр”, - говорит он об Одинцовой. А между тем Аркадий замечает в своем друге и учителе непривычное волнение, даже робость в отношениях с Анной Сергеевной. Не только “богатое тело”, но и “свобода и независимость... мыслей” молодой женщины - вот что вызвало чувство Базарова. “Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”.
Своим романом Тургенев утверждает вечные ценности любви, красоты, природы. Недаром во время свидания с Одинцовой Базаров вдруг ощущает потрясающую красоту и таинственность летней ночи - это одухотворяющая сила любви пробудила душу героя к чувствам, дотоле неведомым.
Можно с уверенностью сказать, что сильное чувство изменило Базарова, но не смогло поколебать его основных принципов - герой не способен “сломить” себя, “подстроить” под мерки другого человека. Любовь Евгения Базарова трагична: он видит, что Одинцова себя “заморозила”, что чересчур высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни, чтобы связать свою судьбу со столь неординарной личностью, как он. Главный герой слишком непохож на окружающих, слишком незауряден, чтобы достичь личного счастья. Тихое семейное счастье достается ординарностям - Николаю Петровичу и Аркадию. Удел сильных личностей - Базарова, Павла Петровича - одиночество, по-моему, именно к такой мысли подводит нас Тургенев в своем романе “Отцы и дети”.




Top