Каковы убеждения и взгляды базарова. Что такое нигилизм? Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Главный интерес романа сосредотачивается на Базарове. Автор ничего не говорит о том, как развился его герой, как могло сложиться такое лицо. Быстрое окончание романа не дает возможности угадать, какое развитие суждено Базарову впереди. Это молчание имеет основание предполагать, что Евгений образовался не постепенным накоплением отдельных влияний, а быстрым крутым переломом.

Базаров в романе "Отцы и дети" - человек теории, и теория создала его незаметно, без событий, создала одним умственным переворотом. Быстрая смерть Базарова нужна была автору для простоты и ясности картины. Евгений, рано или поздно, должен был измениться. Мы не имеем право упрекать автора за то, что он остановился на одной ступени в развитии героя. Показавши нам живой полный тип в лице Базарова, автор вполне исполнил свою задачу.

Базаров в романе "Отцы и дети", как представитель детей, прежде всего отличается от отцов презрением к барству. Он не признает различия между мужиком и барином. Базаров нигде не возвышает протеста против крепостного права, но все его поступки и убеждения говорят о том, что, по его мнению, крепостное право незаконно. Сильнее всего его протест против барства выражается в прощальных словах Аркадию.

Базаров отрицает все, что отцами считалось непреложной истиной, именно — «принципы», бесплодные разговоры о которых были в большой моде у Рудиных и Михалевичей. Сделавши опыт единственным источником знания, Евгений стал отвергать все: науку, искусство, религию и нравственность.

Заботясь только об удовлетворении физических потребностей, Базаров в романе "Отцы и дети" унизил достоинство человека и приравнял его к животному. Отсюда и отношение его к людям, по его теории, должно было отличаться грубостью. Если известное лицо мне не нравится или мешает мне жить, то я могу, по его теории, нагадить ему или убить. Этот ужасный вывод из своей теории Базаров нигде не высказывает, но он подтверждается не-которыми фактами. Так, Евгений однажды обнаруживает намерение задушить своего приятеля Аркадия, ни с того, ни с сего, просто из-за того, что ему это нравится. В другой раз на замечание Аркадия, что нужно стремиться к улучшению жизни крестьян, Базаров отвечает: «... А я и возненавидел этого последнего мужика…»

Таким образом, теоретические взгляды Базарова ужасны. Евгений вышел бы извергом, разбойником, если бы следовал своей теории. Но жизнь совершенно разбила все его взгляды. Базаров в романе "Отцы и дети" почти во всем поступает против своих взглядов. Он отрицает науку, но на самом деле предан ей осей душой. Он усердно занимается медициной, которая не ограничивается только наблюдением над частными фактами, а, напротив, требует синтетического обобщения, исторических данных и т. п. Базаров старается соблюдать только практические интересы в жизни, но в то же время он исполнен горячей любви к людям «Странное существо человек — хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними». Он старается холодно, равнодушно относиться ко всем, но через эту внешнюю холодность брызжет горячая струя любви ко всем. Лица, окружающие героя, бессознательно ощущают в нем любящего человека; вот почему к нему обращено столько привязанностей, сколько не сосредотачивает на себе ни одно другое лицо романа. Кроме отца и матери, которые вспоминают и молятся о нем с бесконечной нежностью, Базарова вспоминают и другие лица с искренней любовью, так, в минуту счастья Катя, сестра Одинцовой, и Аркадий чокаются «в память Базарова». Евгений отрицает красоту, поэзию и искусство, а сам на деле искренно влюбляется в Одинцову, увлекается Фенечкой и проч. Базаров честен, правдив и прост с людьми. Таким образом, действительный Базаров в романе "Отцы и дети" совсем не тот, что в теории, которая, как мыльный пузырь, должна была уничтожиться при первом столкновении с действительностью.

Базаров обладает непреклонной силой воли. Он твердо отстаивает свои воззрения и поэтому на каждом шагу вынужден вести ожесточенную борьбу с современными порядками. Протест и самозащита часто бросают его в крайности. Базаров в романе "Отцы и дети" с презрением смотрит на все, способное на уступки или на оговорки. Ничто так его не раздражает, как малейшее отклонение его воли с обычного пути. Евгений, например, почувствовал, что сконфузился перед Одинцовой, и поэтому немедленно рассердился на себя «Вот тебе раз! — бабы испугался!» — подумал он, и, чтобы совершенно подавить в себе застенчивость, развалился в кресле и заговорил «преувеличенно развязно». Прямота и практическая сила, на взгляд Базарова, самые лучшие добродетели. Он и Одинцовой начинает интересоваться потому, что она — «баба с мозгом», «видала виды», «тертый калач». Действительно, Одинцова — сильная натура; она обладает практическим умом, энергией и самообладанием. Базаров мог полюбить только такую женщину, здесь сила одолевает силу. Встретивши отпор со стороны Одинцовой, Евгений долго не мог успокоиться.

Таким образом, борьба за свои убеждения была для Базарова не легка. Но он твердо надеялся, что победа останется на его стороне. Когда Павел Петрович указал ему, что последователей его всего четыре человека с половиною и миллионы противников раздавят его, Евгений спокойно отвечал: « — Коли раздавят, туда и дорога».

Базаров в романе "Отцы и дети" умирает от случайной причины, а не от удара своих противников. Поэтому смело можно предположить, что победа осталась бы на его стороне. Но в этой борьбе многое из его убеждений должно было измениться, отпасть или аргументироваться иным образом.

Образ Базарова продолжает традицию изображения «лишних людей», начатую Пушкиным в начале 19 века. Онегин, Печорин, Обломов – люди умные, образованные, имеющие свою точку зрения, но не знающие, как практически применить свои знания. Они являются яркими представителями своего времени, отражающими политические и социальные изменения, происходящие в обществе. Базаров – один из них, «новый человек», бунтарь, разночинец, ставивший своей задачей «сперва… место расчистить», а «строить» потом.

Прототипом главного героя был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.

Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Молодой человек, Аркадий Кирсанов, возвращается домой после учёбы и привозит с собой погостить своего приятеля, представившегося как «Евгений Васильев». Вскоре мы узнаём, что Базаров – сын уездного лекаря и дворянки. Он не только не стыдится своего положения в обществе, но даже отвергает свои дворянские корни. «Чёрт его знает. Секунд-майор какой-то»,– с пренебрежением говорит он об отце своей матери.
По самому первому описанию мы видим, что Базаров умён и самоуверен. Он полностью посвятил свою жизнь естественным наукам и медицине. Герой признаёт за истину только то, что можно увидеть и пощупать, а все остальные чувства – это «вздор» и «романтизм». Базаров – ярый материалист, доходящий в своих убеждениях до крайностей. Он отвергает музыку, поэзию, живопись, искусство вообще. В окружающей природе он видит лишь мастерскую человека и не более того. «Что же такое Базаров?»– спрашиваем мы словами Павла Петровича.

Интересно, что уже описание внешности героя говорит нам о неординарности его натуры: высокий рост, обнаженная красная рука, «длинное, худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом», «большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды песочного цвета», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Еще можно заметить отношение автора к герою. Оно не прочитывается прямо, но если сравнивать с тем, как иронично говорит Тургенев о внешности Павла Петровича, то можно заметить некоторое уважение и симпатию к столь необычному виду Базарова. Из этого описания можно сделать выводы о Базарове: его красная обнаженная рука говорит об отсутствии щегольства, простоте и «плебействе», а медлительность, вернее, неохотливость действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.

У Базарова особые взгляды на жизнь: он – нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Базаров показан Тургеневым как сторонник самого «полного и беспощадного отрицания». «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным»,- говорит Базаров... - В теперешнее время полезнее всего отрицание,-мы отрицаем». Что ж отрицает Базаров? На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: «Всё». И, в первую очередь, то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить»,- самодержавие, крепостное право и религию. Базаров отрицает всё то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, патриархальную старину, общину, семейный гнёт и т. д.

Такое отрицание, бесспорно, носило революционный характер и было свойственно революционным демократам 60-х годов. Это прекрасно понимал сам Тургенев, в одном из писем по поводу «Отцов и детей» говоривший о Базарове: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей... если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».

Не раз Базаров высказывает свои идеи: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «природа пустяки… Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит». Этот герой отрицает даже любовь.
Он отрицает и принципы либералов, и английский аристократизм, и логику истории, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, и общину с круговой порукой – одним словом, всё то, во что верили либералы – «отцы». Он смеётся над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной», ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль.
Базаров отрицал возможность наслаждения красотой природы, «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью». Однако было бы неверным утверждать, что Базаров рубит сплеча, начисто отвергая всё. Отрицая абстрактную науку, Базаров выступает за конкретные, прикладные науки; отрицая авторитеты ради авторитетов, он считается с мнением «дельных» людей.

Тургенев не мог, разумеется, видеть в нигилисте Базарове своего положительного героя. Но он хотел, чтобы читатель «полюбил» Базарова «со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью». Писатель не хотел придавать своему герою ненужной «сладости», делать его «идеалом», а хотел «сделать его волком» и всё-таки «оправдать его». В Базарове ему «металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на погибель, потому что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего...» То есть Тургенев считал, что время Базарова еще не наступило, но именно благодаря таким личностям общество движется вперед.

Образ Базарова получил продолжение в литературной традиции в произведении Чернышевского «Что делать?».


Базаров влюбляется в Одинцову и вдруг осознает, что чувства вполне реальны, ощутимы и вполне завладели им. Любви удалось стать сильнее любой теории, и она смогла нанести сильный удар по системе ценностей воинствующего нигилиста. И герой, первоначально отвергавший романтизм, неожиданно принял его. Данный факт не позволяет считать Базарова полноценным революционером и нигилистом. Так, если соотнести Базарова и Печорина, то как раз революционером и нигилистом можно считать последнего. Григорий Александрович отрицает важность чувств людей (как, например, в «Тамани») и устраивает в их жизни духовные революции, разрушая судьбы. Базаров не таков, он деятелен и решителен, а революция захватывает лишь мысли Евгения Васильевича, но не его натуру как таковую. Оказывая медицинскую помощь крестьянину, Базаров заражается сам и умирает. Печорин бесполезен для общества, а Базаров как раз стремится принести ощутимую пользу.

Сам Иван Сергеевич Тургенев очень симпатизировал своему герою, что можно заметить еще при первом прочтении. Если так можно выразиться, Базаров – «именно герой» и «именно тургеневского романа». Тургенев признался, что кроме воззрений на искусство, разделяет практически все убеждения своего героя.

Правда, автор не пытается спорить со своим героем по поводу своих с ним разногласий: во-первых, картина мира Базарова практически перевернута выпавшим на его долю любовным чувством, а во-вторых, накрывшая героя с головой романтика могла бы заставить Базарова пересмотреть свои взгляды на природу. Природные пейзажи и трогательные чувства родителей Евгения к своему сыну параллельны нигилистическим речам героя о природе и никак не пересекаются с тургеневскими душевными описаниями и комментариями. Таким образом, герой не выдерживает проверку чувством и как будто перерождается.

Базаров, главный герой романа, -- нигилист. Решительно и беспощадно отрицает он всё: общественное устройство, пустословие, народолюбие, а также искусство и любовь. Предметом его “поклонений” является практическая польза.

Базаров отличается от Кирсановых своей энергией, мужественностью, твёрдостью характера и самостоятельностью.

Следует заметить, что в романе не показано детство Базарова. А ведь известно, что характер человека закладывается в первые годы его жизни. Может быть, Тургенев вообще не представлял, как складываются подобные характеры? Базаров увлекается естественными науками. Каждый день его заполнен трудом, новыми поисками. “Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гулять -- он прогулок без цели терпеть не мог, -- а собирать травы”. Он признавался Аркадию, что страсть к труду сделала из него человека. “Только своим трудом нужно добиваться цели”. Привыкший полагаться лишь на собственный ум и энергию, Базаров выработал спокойную уверенность в себе. Его совершенно не беспокоит, что думают о нём другие:

Отношения между мужчиной и женщиной он сводит к физиологии, искусство -- к “искусству делать деньги, или нет более геморроя”, то есть ему совершенно чужд весь мир прекрасного, который он называет “романтизмом, чепухой, гнилью, художеством”.

Его философия бытия берёт своё начало из подобного отношения к жизни и заключается в полном отрицании всех устоев общества, всех верований, идеалов и норм человеческой жизни. “Нигилист -- это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип”, -- говорит в романе Аркадий, очевидно, словами своего учителя (Базарова). Но отрицать всё -- тоже принцип.

В споре с Павлом Петровичем ещё более ярко выражены взгляды Базарова. Все принципы Павла Петровича сводятся к тому, чтобы сохранить старый порядок в России. Базаров же стремится этот порядок уничтожить. Однако Базаров никак не показан в общественной деятельности, и мы не знаем, есть ли у него реальные планы проведения своих взглядов в жизнь.

Когда спор затрагивает вопрос об отношении к народу, Павел Петрович говорит, что русский народ “патриархален”, “свято чтит предания” и “не может жить без веры” и что поэтому нигилисты не выражают его потребностей и совершенно ему чужды. Базаров соглашается с утверждением о патриархальности, но для него это лишь свидетельство отсталости народа, его несостоятельности как общественной силы Базаров считает себя ближе к народу, чем Павел Кирсанов: “Мой дед землю пахал.

Базаров не признаёт духовного начала ни в природе ни в человеке. К человеку он относится как к биологическому организму: “Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой... Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною берёзой”.

После того как Базаров достаточно основательно изложил свои взгляды, начинается проверка их жизнью. Становится ясно, что нигилист Базаров одинок на общественном поприще, хотя сам утверждал: “Нас не так мало, как вы думаете”. Ещё в последнем разговоре с Павлом Петровичем Базаров отказывается от своего прежнего взгляда на народ и признаёт, что его понять сложно. И мы видим, что он всё-таки остаётся чужд народу. Оставшись без сторонников, порвав без сожаления с Аркадием, получив отказ любимой женщины и разуверившись в правоте своего мировоззрения, испытанного жизнью, Базаров перестаёт дорожить своей жизнью. Поэтому его смерть можно расценивать не только как случайность или самоубийство, но и как логическое следствие его духовного кризиса.


Базаров Евгений Васильевич – герой романа «Отцы и дети»(1862) И. С. Тургенева. Он является представителем нового движения разночинно-демократической интеллигенции. Называя себя нигилистом, Базаров отрицает основы уклада современной ему общественной жизни, отвергает любые авторитеты, высмеивает принципы, основанные на вере, не понимает восхищения искусством и красотой природы, а возвышенное чувство любви объясняет элементарно, ссылаясь на физиологию человека.

Базаров – разночинец, студент-медик, который прошел школу труда и лишений, добиваясь независимости и самостоятельности. Он убежденный противник крепостнического строя и дворянского уклада жизни. Базаров знает, что такое труд, и считает его единственным необходимым условием для достижения независимости и возможности иметь собственную точку зрения. Базаров – невероятно сильный, но, вместе с тем, дерзкий и циничный человек. Он идет напролом, не признавая чужих мнений, и абсолютно уверен в собственной правоте. Внешность Базарова не слишком привлекательна, одевается он просто, так, чтобы ему удобно было, а не по требованиям моды. Говорит он всегда то, что думает, прямо и открыто, без намеков, и не употребляет иностранных слов.

Его можно назвать весьма сдержанным человеком, далеким от романтики и безрассудных поступков.

В начале романа Базаров гостит в доме у своего друга Кирсанова Аркадия. Здесь он неоднократно вступает в словесные поединки с дядей Аркадия – дворянином и либералом, Павлом Петровичем Кирсановым. Позже Евгений отправляется в губернский город, там происходит его знакомство с помещицей Одинцовой Анной Сергеевной. По ее приглашению он некоторое время живет в ее усадьбе. Неожиданно для себя Евгений понимает, что влюблен в Одинцову, это страстное чувство захлестнуло его, будто стихия. Базаров пытается бороться со своей страстью, но безуспешно, его цинизм и спокойная уверенность в себе разрушены окончательно. Герой решается на смелое признание и открывает свое сердце любимой женщине, но получает отказ. Анна Сергеевна слишком ценит свой размеренный и спокойный уклад жизни, чтобы впускать в него «нигилиста» Базарова. Евгений покидает дом Одинцовой и вместе с Аркадием приезжает к своим родителям, правда, ненадолго. Базаров тоскует, и они снова отправляются к Анне Сергеевне, она встречает их холодно, и друзья вновь приезжают в имение Кирсановых. Базаров не задерживается здесь надолго и возвращается к родителям. Он помогает отцу

лечить крестьян и однажды, заразившись «трупным ядом», смертельно заболевает.

Встретившись лицом к лицу со смертью, Базаров смутно начинает понимать всю значимость таких проявлений жизни, как любовь, красота, поэзия. Обнаруживается, что он обычный человек, со своими слабостями, горестями и радостями. Он такой же, как и другие. Он мог быть счастлив с любимой женщиной, заботиться о родителях, не скрывая свою любовь за пренебрежительным отношением, радоваться жизни и получать от нее удовольствие, если бы не злосчастная теория «нигилизма», искусственно созданная и обреченная на смерть. В последние минуты своей жизни Базаров прощается с Одинцовой, которая приехала к нему, несмотря на опасность заразиться. Он просит ее утешить родителей, слова героя наполнены нежностью и грустью. Становится понятно, что Евгений – это романтичная, мятежная и трогательная натура, которая на протяжении всего романа скрывалась за маской отрицания. Базаров умирает. Его образ остается одним из самых сложных и противоречивых в истории русской литературы.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-12-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.




Top