Картины природы и их роль в романе «преступление и наказание». Сочинение

№2.

информационный

Электронный модуль

2 . КАРТОЧКИ-ПУТЕВОДИТЕЛИ для д\з:

1.Интерьер (комната, квартира):

Ч.1, гл.1,

Ч.1, гл.2,

Ч. 1, гл. 2,

Ч.1, гл.3,

Ч.3, гл. 5,

Ч.4, гл.4,

Ч.4, гл.5.

2. Улица (перекрестки, площади, мосты):

Ч.1, гл.1,

Ч.1, гл.5,

Ч.2, гл.2,

Ч.2, гл.1,

Ч.2, гл.6,

Ч.5, гл 5,

Ч.6, гл.8

3. Трактир:

Ч.1,гл.1

Ч.1, гл 2

Ч.2, гл.6,

4. Цвет города : (желтый и красный)

По тексту (можно дать опережающим заданием для ученика с высокой учебной мотивацией)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ «В помощь учителю»:

Карточка ЭОР к теме: «Русская литература 19 века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

ЭОР №1.

Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

ФЦИОР www.fcior.edu.ru :

Электронный учебный модуль «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 8, 9 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Русская литература XIX века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

ЭОР №2.

Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для изучения темы «Русская литература XIX века. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского».

ЭОР №3.

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 10 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Русская литература XIX века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

ЭОР №4.

«Преступление и наказание» как роман-трагедия в 5 актах (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Преступление и наказание» как роман-трагедия в 5 актах» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 11 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Достоевский «Преступление и наказание».

ЭОР №5.

Контрольный тест «Литературный путь Федора Михайловича Достоевского» (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Контрольный тест "Литературный путь Федора Михайловича Достоевского"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Русская литература XIX века. Ф.М. Достоевский».

ЭОР №6.

Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Достоевский. Преступление и наказание».

ЭОР №7.

Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» (баз. изуч)

Электронный учебный модуль «Контрольный тест "Творчество Федора Михайловича Достоевского"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"».

ЭОР №8.

Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание» № 1 (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Контрольный тест по роману Достоевского "Преступление и наказание"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Достоевский "Преступление и наказание"».

ЭОР №9.

Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание» (№ 2, базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Контрольный тест по роману Достоевского "Преступление и наказание"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Русская литература XIX века. Роман Достоевского "Преступление и наказание"».

ЭОР №10.

Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 10 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

ЭОР №11.

Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Мармеладов (углубленное изучение)

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Мармеладов» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

ЭОР №12.

Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Порфирий Петрович (углубленное изучение)

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Порфирий Петрович» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

ЭОР №13.

Сравнительная характеристика. Раскольников и Свидригайлов (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика. Раскольников и Свидригайлов» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

ЭОР №14.

Сравнительная характеристика. Тренажер для сравнительного анализа героев романа «Преступления и наказания». Раскольников и Лужин (углубленное изучение

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика. Тренажер для сравнительного анализа героев романа «Преступления и наказания». Раскольников и Лужин» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

ЭОР №15.

Коллекция «Петербург - столица Российской империи»

Коллекция, посвященная Санкт-Петербургу, содержит фотографии основных архитектурных и исторических объектов города, историко-архитектурные справки об этих зданиях, подборку литературных произведений о Петербурге-Ленинграде

3 группа: составьте описания интерьеров (часть1:гл.3 -каморка Раскольникова; часть1: глава 2 -описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть1: глава2 Выпишите ключевые слова в таблицу.

Фамилия, имя


Пейзаж и его функции в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие пейзажей Достоевского. Как правило, это типовые пейзажи. Так, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем два типа пейзажей. Первый - это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт... Второй - хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве...

Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Таков уже первый пейзаж романа. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных... и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».


Символ солнца в романе

Необыкновенную духоту Петербурга отмечает и Пульхерия Александровна, приехавшая из провинции. Выйдя из квартиры сына, она замечает: «...ужас у него душно... а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!». Ю. В. Лебедев замечает, что невыносимая духота Петербурга - «частица общей атмосферы романа, душной и безысходной».

Единственный яркий штрих, встречающийся в пейзажах первого типа, - это яркое, кроваво-красное солнце. Однако и это ослепительное, красное солнце на фоне душного, пыльного города оставляет не радостное, а гнетущее впечатление. «Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась, - обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день».

Образ солнца в романе имеет несколько значений. Раскольникову больно смотреть на солнце, солнце будто ослепляет его. В этом описании восприятия героем природы Достоевский намекает, что Раскольников ослеплен своей идеей, и все мировосприятие героя искажено.

Рассуждая на заданную тему, хотелось бы сказать о той связи, которая существовала между автором и его будущим героем еще до создания романа. Достоевского не поняли при жизни, мучившие его проблемы и вопросы, оказались недоступны современникам, и глобальные пророчества казались плодом болезненного воображения. И в этом смысле Достоевский мог бы повторить вслед за Раскольниковым, что «истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть».

«Я никогда не мог понять мысли, что одна десятая доля людей должна получить высшее развитие, а остальные девять десятых должны лишь послужить к тому материалом и средством, а сами оставаться в тени, во мраке... Верую..., что царство мысли и света способно водвориться у нас, в нашей России, еще скорее, может быть, чем где бы то ни было... Я не знаю, как все это будет, но это сбудется». Эти строки, вышедшие из-под пера самого Достоевского, отражают основную идею романа, определяют отношения автора и героя. Достоевский посредством созданных им образов, сюжетных линий, действий, пейзажей постепенно ниспровергает, показывает несостоятельность и чудовищность теории главного героя, теории, порождаемой различными социальными факторами, теории, отвергающей равноценность людей и делящей общество на «избранных», «власть имеющих» и «тварей дрожащих».

Оценка критиками

Подобные оценки "Преступления и наказания" сводят его к изображению случайного патологического явления жизни.

Д.И. Писарев увидел в авторе романа крупного писателя - реалиста. Подходя к "Преступлению и наказанию" с позиций "реальной критики" Д.И. Писарев первым понял и показал социальное значение романа как реалистически верное воспроизведение некоторых "бедственных обстоятельств" русской жизни 60-х годов. Сила статьи Писарева в том, что критик сосредоточился на анализе нравственных проблем. Он раскрыл духовные взаимосвязи между опустившимся Мармеладовым и Раскольниковым, попавшим в исключительное положение. Мармеладов не всегда был жалким, и "по остатку его человечности" Раскольников понимает, что "есть тропинка, ведущая к мармеладовскому падению, и что есть возможность спуститься на эту скользкую тропинку даже с той высоты умственного и нравственного развития, на которую удалось взобраться ему, студенту Раскольникову". Эти страницы статьи Писарева раскрывают глубину его гуманной мысли.

Критик рассматривает образ Раскольникова как жертву, социальной несправедливости, приглушив при этом его чувство индивидуального протеста.



Итоговые вопросы

1. Как вы поняли, какова роль пейзажа в романе?

3. Что говорили критики о романе?


Домашнее задание

1).Чтение романа.

2). Написать сочинение - рассуждение по заданным темам.

Смотрите также по произведению "Преступление и наказание"

  • Своеобразие гуманизма Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
  • Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Анализ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М.
  • Система «двойников» Раскольникова как художественное выражение критики индивидуалистического бунта (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

  • Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным (Анализ эпизода из главы 10 части четвертой романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Сцена чтения пушкинского стихотворении (Анализ эпизода из главы 7 части второй романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

В романах Достоевского мы чаще всего встречаем урбанистический пейзаж. «Достоевский понимает поэзию города. В шуме столицы он находит такую же прелесть и тайну, как другие поэты в рокоте океана; они убегают от людей в „широкошумные дубравы" — он бродит, одинокий, по улицам большого города... В лесах, на берегу океана, под открытым небом все видели тайну, все чувствовали бездны природы, но в наших унылых прозаических городах никто, кроме Достоевского, не чувствовал так глубоко тайны человеческой жизни», — писал Д. Мережковский.

Описания природы у Достоевского достаточно кратки и всегда тесно связаны с внутренним состоянием героев, с их чувствами, с сюжетом, с идеей произведения. Однако связь эта не подчеркивается писателем (пейзаж у него не сливается с переживанием героя), но подразумевается. Эта связь объясняет некую условность пейзажей, их «заданность». Так, в «Преступлении и наказании» пейзажи, наряду с интерьерами, «неуклонно раскрывают единый смысл: впечатление чего-то в большей мере неправильного, нестройного, искривленного, грязного, безобразного». Эта условность картин природы напоминает нам условность пейзажей у Гоголя. Однако у Гоголя описание природы в целом было подчинено раскрытию характера героя, у Достоевского же пейзаж более многозначен. Описания природы у этого писателя зачастую символичны, предваряют те или иные события, ситуации.

Картины природы у Достоевского, как и у Лермонтова, Толстого, Тургенева, зачастую даются в восприятии героев, отражают их впечатления. Однако в этих пейзажах нет того обилия запахов и звуков, разнообразия красок, световых эффектов, которое мы встречаем в пейзажах Лермонтова или Тургенева.

Кроме того, в философии Достоевского очень значима мысль о том, что «гармония в человеческом обществе вообще — и гармония с прекрасной природой в частности — недостижимая мечта, утерянный рай». Если Пушкин, Гоголь, Гончаров и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена.

Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие пейзажей Достоевского. Как правило, это типовые пейзажи. Так, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем два типа пейзажей. Первый — это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт... Второй — хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве...

Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Таков уже первый пейзаж романа. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных... и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».

Сильная жара и духота — неотъемлемая часть пейзажей «Преступления и наказания». Вот Раскольников выходит на улицу уже после убийства, и он снова попадает в ту же невыносимую атмосферу. «На улице жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики».

Необыкновенную духоту Петербурга отмечает и Пульхерия Александровна, приехавшая из провинции. Выйдя из квартиры сына, она замечает: «...ужас у него душно... а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!». Ю. В. Лебедев замечает, что невыносимая духота Петербурга — «частица общей атмосферы романа, душной и безысходной».

Единственный яркий штрих, встречающийся в пейзажах первого типа, — это яркое, кроваво-красное солнце. Однако и это ослепительное, красное солнце на фоне душного, пыльного города оставляет не радостное, а гнетущее впечатление. «Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась, — обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день».

Образ солнца в романе имеет несколько значений. Раскольникову больно смотреть на солнце, солнце будто ослепляет его. В этом описании восприятия героем природы Достоевский намекает, что Раскольников ослеплен своей идеей, и все мировосприятие героя искажено.

Кроме того, ослепительное, огромное солнце в этих эпизодах невольно порождает мысль о Людовике XIV, «короле-солнце». В связи с этим можно предположить, что здесь писатель «обыгрывает» часть теории героя о «сильной» личности, о Наполеонах и Магометах, к которым герой хочет причислить и себя. Однако солнце ослепляет Раскольникова — точно так же героя губит его идея о «сильной личности».

Солнце, неизменно присутствующее в пейзажах, задает в романе и мотив открытости, узнавания, обнаружения. «Все делающий ясным и открытым свет солнца служит символом открытия, обнаружения, возмездия и праведного наказания». «Пути их всегда пред Ним, не скроются от очей Его... Все дела их — как солнце пред Ним...» — читаем в Книге Премудрости Иисуса. Яркий свет солнца как будто высвечивает всю бесчеловечность, безнравственность замысла и поступка Раскольникова, однако сам герой не видит истинного положения вещей. Так, пейзаж у Достоевского участвует в сюжетном развитии действия, предопределяя будущее раскрытие преступления Раскольникова.

Раскольникова в романе часто сопровождает и солнце заходящее, угасающее. В первый раз он видит закат солнца в квартире старухи-процентщицы. «Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. „И тогда, стало быть, так же солнце будет светить!.." — как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова...»

Замечание это весьма знаменательно. Закат солнца ассоциируется у нас с закатом человеческой жизни, закат и затмение солнца, согласно Библии, предвещают людям смерть и несчастия. Именно об этом говорит Господь Фараону Египетскому, желая покарать его за жестокость и своеволие. «И когда ты угаснешь, закрою небеса и звезды их помрачу, солнце закрою облаком, и луна не будет светить светом своим. Все светила, светящиеся на небе, помрачу над тобою и на землю твою наведу тьму... Приведу в смущение сердце многих народов, когда разглашу о падении твоем между народами...», — читаем откровения пророка Иезикииля.

Закат солнца Раскольников видит и после своего первого сна, в котором Миколка забивает несчастную лошаденку. Натура героя протестует против насилия — он видит себя ребенком, в гневе бросающимся на Миколку с кулачонками. И после этого сна Раскольникову кажется, что он опомнился, отказался от «проклятой мечты своей». Однако Достоевский показывает нам все то же заходящее солнце, символизирующее будущую картину убийства, заката человеческой жизни. Солнце в данном пейзаже не только предваряет будущие события, но и как будто предупреждает героя, напоминая ему о суде и о гневе Божьем.

В самой повторяемости данного образа в романе заложен глубокий философский смысл. «Неизменяемый порядок, в котором солнце целые тысячи лет совершает свое дневное и годичное течение, служит залогом и образом неизменяемости Божественных советов и определений». В книге пророка Иеремии читаем: «Но вот завет, который я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон мой во внутренность их и на сердцах их напишу его... Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью... Если сии уставы перестанут действовать предо мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо мною навсегда».

Образ закатного солнца, переходящий из пейзажа в пейзаж, символизирует в романе постоянство, вековую неизменность понятий «добра» и «зла». В этих картинах Достоевский развенчивает поступок своего героя. Библейский Каин убивает своего брата из зависти. Современный герой, Раскольников, убивает старуху-процентщицу и Лизавету для того, чтобы проверить свою теорию. Однако, по Достоевскому, смысл поступка того и другого неизменен, путь каждого из них — греховен и порочен. Так пейзаж в романе связывается с идейным смыслом произведения.

Заметим, что героя практически никогда не сопровождает солнце утреннее, восходящее. Происходит это лишь в одном из пейзажей — на каторге, когда Раскольников вместо ненависти осознает в себе любовь, любовь к Соне. «День опять был ясный и теплый. Ранним утром, часов в шесть он отправился на работу, на берег реки... С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не пришли еще века Авраама и стад его». Пейзаж этот символизирует будущее Раскольникова, его воскресение, переход из одного «идейного мира» в другой.

В снах Раскольникова появляется лунный пейзаж. Так, во сне об убийстве старухи «вся комната была ярко облита лунным светом... Огромный, круглый, медно-красный месяц глядел прямо в окна. „Это от месяца такая тишина, — подумал Раскольников, — это он, верно, теперь загадку загадывает". Он стоял и ждал, долго ждал, и чем тише был месяц, тем сильнее стучало его сердце, даже больно становилось».

Символическое значение месяца здесь во многом совпадает со значением солнечного света в «реальных» пейзажах романа. «В Священном Писании Церковь Божия на земле величественно сравнивается с луною, так как она заимствует свой блеск и сияние от Солнца правды, Христа».

Символический пейзаж встречается и в грезах героя. Перед преступлением Раскольникову представляется, что он где-то «в Африке, в Египте, в каком-то оазисе». Караван отдыхает, смирно лежат верблюды; кругом растут пальмы, все обедают. Он же все пьет воду, прямо из ручья, который журчит рядом. «И прохладно так, и чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блесками песку...»

Как отмечает Р. Г. Назиров, пейзаж этот перекликается со стихотворением М. Ю Лермонтова «Три пальмы». Но в финале лермонтовского стихотворения пальмы безжалостно вырубают. По мнению исследователя, эта скрытая ассоциация предваряет трагедию в романе.

Однако стоит отметить цветовой колорит этих грез. Ручей, который журчит рядом с Раскольниковым, — чистый и прозрачный, почти голубой. Голубой цвет — цвет разума, рассудка, рациональности. Он успокаивает, способствует погружению в себя. Рассудок героя (а не только сердце) подсознательно восстает против его «безумной идеи», просит его одуматься. Однако идея-страсть заглушает голос разума, и, очнувшись, Раскольников начинает свои лихорадочные приготовления.

Голубой цвет присутствует и в другом пейзаже романа — в картине Зимнего дворца. «Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцати до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение... Необъяснимым холодом веяло на него [Раскольникова] всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина...»

Голубой цвет здесь — очень холодный, равнодушный цвет. Зимний дворец воплощает собой лицо Петербурга. Картина эта символизирует собой Город, равнодушный к человеческим судьбам, благополучный, капиталистический Петербург.

Второй тип пейзажей в романе связан с образом Свидригайлова. Мрачный, унылый пейзаж сопровождает предсмертную ночь Аркадия Ивановича. Вот герой приходит в дешевенькую гостиницу. «А Свидригайлов между тем ровнехонько в полночь переходил через -ков мост по направлению на Петербургскую сторону. Дождь перестал, но шумел ветер. Он начинал дрожать и одну минуту с каким-то особенным любопытством и даже с вопросом посмотрел на черную воду Малой Невы. Но скоро ему показалось очень холодно стоять над водой; он повернулся и пошел на -ой проспект».

Мрачный, темный пейзаж появляется во сне Свидригайлова. «Он ощупью нашел задвижку и отворил окно. Ветер хлынул неистово в его тесную каморку и как бы морозным инеем облепил ему лицо и прикрытую одной рубашкой грудь... с деревьев и кустов летели в окно брызги, было темно, как в погребе, так что едва-едва можно было различить только какие-то темные пятна, сопровождавшие предметы».

Здесь опять возникает мотив темноты, сопровождающий этого героя (тусклое горение свечки, темная баня с пауками). Темнота эта символизирует беспросветность жизни Аркадия Ивановича, отсутствие в ней светлых сторон, подлинных человеческих радостей.

Но начинается сон Свидригайлова с прекрасных видений. «Ему вообразился прелестный пейзаж; светлый, теплый, почти жаркий день, праздничный день, троицын день. Богатый, роскошный, деревенский коттедж в английском вкусе, весь обросший душистыми клумбами цветов, обсаженный грядами, идущими кругом всего дома; крыльцо, увитое вьющимися растениями, заставленное грядами роз, светлая, прохладная лестница... Он особенно заметил в банках с водой, на окнах, букеты белых и нежных нарцизов, склоняющихся на своих ярко-зеленых, тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом».

Посреди всего этого великолепия Свидригайлов видит гроб, в котором лежит загубленная им девочка, самоубийца. Как заметил В.Я. Кирпотин, сон этот — трансформированная совесть героя. Цветы — символ невинности, чистоты и красоты — передают его мысли о поруганной им невинности, загубленной красоте.

Мрачное, безысходное настроение героя передано пейзажем последнего дня его жизни. «Молочный, густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошел по скользкой, грязной деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве. Ему мерещилась высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты и, наконец, тот самый куст... С досадой стал он рассматривать дома, чтобы думать о чем-нибудь другом. Ни прохожего, ни извозчика не встречалось по проспекту. Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями».

Свидригайлов у Достоевского «движется в тумане»: у него нет никакой цели в жизни, никаких интересов, никаких моральных устоев. Аркадия Ивановича ничто не занимает, он не может найти забвение в пьянстве, гастрономии — он не любит этого. Он погрязает в разврате, однако и это занятие не может поглотить Свидригайлова вполне. Он ни во что не верит, совесть за совершенные злодеяния не мучает его до последнего предсмертного часа. Фактически ему тоже «некуда идти», как и Раскольникову, как и Мармеладову. Кроме того, пейзаж этот своей тоскливой безысходностью предваряет смерть Свидригайлова, его самоубийство.

Таким образом, практически все пейзажи в романе символичны. Они предвещают будущие события и ситуации, тесно связаны с духовной эволюцией персонажей, с их нравственными исканиями, с подсознательной жизнью героев, с идейным замыслом произведения.

Цели:

1. Расширить сведения изобразительно-выразительной роли пейзажа в произведениях русской литературы в XIX в.; способствовать более глубокому пониманию произведения через эстетическое воздействие иллюстраций известных художников.

2. Развитие образного восприятия; формирование интереса к произведению через глубокий анализ художественных деталей; углублять навыки самостоятельного анализа художественного произведения, совершенствовать мыслительные способности учащихся; работать над культурой речи.

3.Воспитание любви к искусству через литературное произведение.

Методические приемы:

1. Основной прием – беседа с включением сообщений учащихся.

2. Выборочная работа с текстом.

3. Элементы творческой работы.

“…Словно в миг, попала в мир иной:


И, как будто из романа Достоевского…”
Черкашина Арина “Двуликий Петербург”

Каждая эпоха в истории русского общества знает свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему. Для поэтов XVIII века: Ломоносова, Сумарокова, Державина – Петербург предстает как “преславный град”, “Северный Рим”, “Северная Пальмира”.

Им чуждо видеть в городе будущего какое-то трагическое предзнаменование. Лишь писатели XIX века придали образу города трагические черты. Откуда они возникли и почему так укоренились в сознании Пушкина, Некрасова, Гоголя, Достоевского?

Несомненно, одну из главных ролей в этом сыграла петербургская легенда, появившаяся в эпоху петербургских реформ: “Петербургу быть пусту!”

“Еще во времена Петра I дьячок из Троицкой церкви спустясь с колокольни, впотьмах, увидел кикимору – худую бабу и простоволосую, - сильно испугался и затем кричал в кабаке: “Петербургу, мол, быть пусту”, за что и был схвачен, пытан в Тайной канцелярии и бит кнутом нещадно. Так с тех пор, должно быть, и повелось думать, что с Петербургом нечисто. То видели очевидцы, как по улице Васильевского острова ехал на извозчике черт. То в полночь, в бурю и высокую воду, сорвался с гранитной скалы и скакал по камням медный император. То к проезжему в карете тайному советнику липнул к стеклу и приставал мертвец – мертвый чиновник. Много таких россказней ходило по городу. С унынием и страхом внимали русские люди бреду столицы. Люди говорили, что город, построенный на костях сотен тысяч людей – греховный, и природа обязательно отомстит за мученические смерти подневольных строителей города.”

Изучая роман Достоевского “Преступление и наказание”, мы не раз обращали внимание на то, что события в этом произведении разворачиваются в Петербурге. Изображение Петербурга в романе несет значительную идейно-художественную нагрузку.

Сегодня мы проведем с вами урок-исследование “Петербург Ф.М.Достоевского в романе “Преступление и наказание”, где на примере анализа пейзажей покажем механизм перехода от восприятия художественных образов произведения к системе понятийных обобщений; чтобы вернуться к изображаемой автором действительности на новом, более высоком уровне восприятия и попытаемся доказать, что, чем шире наши сведения по литературе, тем совершеннее становится процесс познания произведения.

Прежде чем исследовать Петербург Достоевского, давайте с вами вспомним как другие русские писатели XIX века изображали Петербург в своих произведениях. Некоторые ребята получили домашнее задание подготовить сообщения “Петербург в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова”.

По ходу этих сообщений составим сравнительную таблицу: “Петербург в описании А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского”.

Сравнительная таблица

Итак, давайте подведем итоги нашим сообщения; во-первых, петербургская тема, поднятая еще русскими литераторами в XVIII веке, в XIX веке стала темой первостепенной важности, который нередко так и называли “петербургским”. Во-вторых, писатели 19 века придали образу Петербурга новые трагические черты, возникшие на основе легенды.

Образ Петербурга занимает видное место и в творчестве Ф.М.Достоевского. Около тридцати лет прожил Достоевский в Петербурге. Здесь создавалась большая часть его произведений, в том числе и романы “Записки из мертвого дома”, “Униженные и оскорбленные”, “Преступление и наказание”, “Братья Карамазовы”.

Многие места в Петербурге связаны с именем великого писателя. Среди них – дом в центре города на углу Кузнечного переулка, где в 1846 году и с 1878 по день смерти 09 февраля 1881 года жил Ф.М.Достоевский.

В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову, особенно к Некрасову. И в этом мы сегодня убедимся.

Роман Достоевского “Преступление и наказание” многие критики называют “петербургским романом”. И это название в полной мере характеризует произведение. На страницах “Преступления и наказания” автор запечатлел всю прозу жизни столицы России 60-х годов XIX столетия. Города доходных домов, банкирских контор и торговых лавок, города мрачного, грязного, но в тоже время по-своему прекрасного.

Для того, чтобы выяснить какую роль играет в произведении изображение Петербурга, мы прежде всего должны дать понятие слову “пейзаж”.

Что такое пейзаж? Что нам известно о роли пейзажа в художественном произведении?

С целью расширения и углубления сведений о пейзаже давайте познакомимся со статьей в словаре литературоведческих терминов.(Записываем в тетрадь).

Роль пейзажа:

Изображение характерных черт местности, области, страны (создание местного колорита). (Гоголь “Вечера на хуторе близ Диканьки);

Дополнительное средство для более выразительного изображения действующих лиц: путем контраста, путем соответствия природных явлений чувствам м мыслям персонажа. (Пушкин “Повести Белкина”, “Выстрел”, “Метель”.)

Символическое значение.

А теперь давайте выясним, какова же роль пейзажа в романе “Преступление и наказание”. Во время чтения романа много ли вы заметили описаний природы? Какие функции, по-вашему, выполняет пейзаж в романе писалеля-реалиста?

Чтобы постичь художественное мастерство писателя, проникнуть в неповторимый мир его образов, индивидуальность стиля, необходимо знать текст литературного произведения. К нему-то мы и обратимся.

Но сначала, давайте подберем определения к слову “пейзаж”, характеризующие его по отношению к времени года, суток, месту действия.

Время года

весенний

Время суток

вечерний

полуденный

утренний

Место действия:

сельский

городской

Какой пейзаж наиболее часто встречается у Достоевского?

А теперь задание будет таким: выписать в тетрадь эпитеты, сравнения, которые использует автор в различных пейзажных зарисовках. Для этого разделимся на группы: (После выполнения работы на доске появляется по ходу сообщений учащихся следующая запись).

Ч.1 (1). С.5. Жара страшная; летняя вонь; нестерпимая вонь; отвратительный, грустный колорит; глубочайшее омерзение.

Ч.!.(5).С.43.Время серенькое; день удушливый; дорога пыльная; пыль черная.

Ч.!! (6) С.95. Духота прежняя; вонючий, пыльный, зараженный городом воздух.

Ч.11 (6). С.103. Розовый отблеск заката; последний луч; темневшие, сгущавшиеся сумерки, темневшая вода канавы, дикое, безобразное видение.

Ч.6 (6). С.308. Молочный, густой туман: скользкая, грязная мостовая; мокрые дорожки.

Какие картины рисуются в нашем воображении при чтении этих пейзажей?

Как эти удручающие мрачные картины связаны с темой романа, и помогают ли они глубже проникнуть в авторский замысел?

Рассмотрим иллюстрации художников из серии “Петербург Достоевского”.

На доске открывается запись всех страниц, на которых читатель встречает пейзаж.

Все ли изображенные в романе пейзажи представляют собой реальные картины?

Рядом с указанными страницами записать время суток и указать, реальный пейзаж изображен на этих страницах или из сна.

В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастические очертания. Реальное кажется кошмарным видением, а бред и сон – реальностью. Реальность и бред, явь и кошмары – все сплелось в Петербурге, неслучайно Свидригайлов назвал “городом полусумашедших”.

В ночь после убийства Раскольников очнулся после забытья – это реальность. Так же реально рисуется и его бред. В бреду чулится безобразная сцена избиения его хозяйки. Реалистически точно и конкретно описан болезненный сон Раскольникова. Живые, впечатляющие детали. Все это не похоже на сон.

Есть ли какая-то закономерность в смене времени суток, после какого события появляется вечерний пейзаж?

Какой персонаж действует на фоне ночного пейзажа?

С какой целью бродит Свидригайлов по ночному Петербургу в грязь, в туман?

Обратим внимание на такую деталь:

Свидригайлов хочет покончить счеты с жизнью и бродит в тумане (причем густом, молочном, из-за которого ничего не видно впереди) по скользкой, грязной мостовой.

Как вы думаете, случайно ли употреблены Достоевским эпитеты “густой”, “скользкая”, “грязная”?

Изображен ли где-нибудь Раскольников на фоне ночного пейзажа? Как вы думаете,почему?

Все ли пейзажи в романе исполнены в мрачных тонах? Просмотрим пейзажи в ч.1 (6) с.46; ч.3 (6) с.167; ч.6 (60) с.306.

Какие краски преобладают в них, какие эпитеты использует автор?

Эти пейзажи видят герои в реальной жизни?

А теперь послушаем один небольшой отрывок из романа: ч.1 (5) с.38.

В изображении природы здесь Достоевский использует яркие краски, герой погружается в состояние покоя и тишины, он видит яркое красное солнце, яркий закат. Но это не сон.

А теперь послушаем еще один отрывок из романа ч.2 (2) с.70.

Какой художественный прием положен в основу изображения этой пышной панорамы Петербурга?

Да, действительно, открывшаяся с этой точки обзора картина не только будила историческую память, но и писала важную информацию. На одном берегу Академия художеств, Университет, Академия наук напоминали о веке русского Просвещения и надеждах просветителей совершенствовать общественно-политическую жизнь России, воспитывая разум и души своих современников. Но перспектива набережной замыкалась видневшимся вдали шпилем Петропавловской крепости, в которой побывали лучшие умы России.

На противоположном берегу, словно по контрасту, сосредоточились Зимний дворец, Исаакиевский собор, Сенат и Синод. В описании Достоевского особо выделен собор. Сияющий купол притягивал взгляд героя не только к самому зданию, но и к Сенатской площади перед Собором, связанной с воспоминаниями о декабристском восстании. Раскольников, пристально вглядываясь в этот архитектурный пейзаж, “дивился…каждый раз своему угрюмому и загадочному выводу, что деятель, стремится повлиять на ход истории, непременно должен быть готов к тому, чтобы бестрепетно переступить через пролитую кровь.

Итак, еще раз посмотрим на иллюстрации, изображающие реальные пейзажи, на фоне которых, разворачивается действие романа и попытаемся словами “нарисовать” картину, которая возникает в воображении героя.

Но в романе есть утренний пейзаж. Где и с какой целью использует его автор, какую роль играет этот пейзаж?

Послушаем еще один отрывок из романа – эпилог с.330.

Какой вывод можем сделать из этого отрывка?

Подведем итоги. Пейзаж в романе Достоевского используется:

  • для создания местного колорита;
  • выступает в качестве фона, на котором разворачиваются события и подчеркивает внутреннее состояние героя, отражая его чувства и переживания;
  • служит дополнительным средством для более выразительного изображения действующих лиц (прием контраста или соответствия природных явлений чувствам и мыслям персонажа).

С помощью пейзажа автор более ярко и достоверно отражает состояние безысходности, одиночества “маленького человека” в большом и бездушном городе, подчеркивает, что живя в таких условиях, люди дичают, озлобляются, теряют человеческую сущность, доброту, милосердие, поэтому в их умах зарождаются жестокие бесчеловечные идеи. Но наступает утро, когда зараженная душным зловонным городским воздухом душа очищается через страдания, открывшиеся навстречу любви, надежде, поворачиваются к людям. И в этом символичное значение пейзажа.

Таким образом, Петербург в романе “Преступление и наказание” не просто город, фон всего происходящего, а даже в какой-то степени действующее лицо. (Завершение таблицы).

Петербург Достоевского – трагический и фантастический город. Его город живет отдельно самостоятельной жизнью и влияет на чувства, помыслы, поступки людей. Порою он представляется какой-то грезою, сном, который исчезает после пробуждения, словно подтверждение пророчеству: “Петербургу быть пусту!” на его улицах наравне с князем Христом блуждают преступники и убийцы, обдумывая свои планы в “самом отвлеченном и умышленном городе на всем земном шаре”.

А теперь я предлагаю вам небольшую творческую работу – написать минисочинение “Петербург Достоевского”. До изучения романа “преступление и наказание” вы представляли Петербург по-другому и это отражено в ваших рисунках.

Подведение итогов урока.

Итак, миф города, появившийся в эпоху реализма, может продолжать свое существование в дальнейшей литературе, либо исчезать, или же вовсе меняться, как, например, изменился миф Петербурга – теперь это “бандитский город”, центр преступного мира России и антипод этому город, претендующий на звание столицы России.

Закончить урок стихотворением.

Двуликий Петербург.

В северной столице первый раз я
Красотою каменной пьяна,
Этот город вечный, гордый, властный,
Смотрит взглядом, обжигая, на меня.
И собор Казанский и Исаакиевский,
Эрмитаж, Фонтанка, Летний сад.
Свою историю, как будто в сказке,
Своим видом о прекрасном говорят.
Вдруг, свернув, я в переулок узенький,
Словно в миг попала в мир иной:
Темный, пыльный, жуткий, пьяненький
Петербург предстал передо мной.
И, как будто из романа Достоевского
“удрученный бедностью” народ,
Не такой, как на проспекте Невского,
Молча, хмуро в темноту бредет.
Я иду по Петербургу Достоевского,
Словно здесь была уже не раз:
Узкий переулок темно-серенький,
Сырость, мерзость, уличная грязь.
Все привыкли воспевать наш город северный,
Наш красивый, гордый “царский град”,
Но никто не знает об “униженных”,
Или знать об этом не хотят?!

Черкашина Арина (ученица 10 класса).

Домашнее задание:

1. Найти описания обстановки, в которой жили Раскольников, Соня, семья Мармеладовых. (Выписать в тетрадь эпитеты, сравнения, которые использует автор).

2. Найти сцены уличной жизни Ч.2 (2); Ч.2 (6); Ч.5 (6). Подготовить пересказ. Подумать, что обозначают следующие “сцены уличной жизни” и актуальны ли они в наше время.

Ф. М. Достоевский, прослеживая в романе "Преступление и наказание" зарождение и развитие идеи Раскольникова, показывает, что наравне с другими факторами немало способствовал этому сам пейзаж Петербурга. Так, в начале романа описывается, какое впечатление произвели на героя невские острова: "Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам. Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных. Но скоро и эти новые, приятные ощущения перешли в болезненные и раздражающие. Иногда он останавливался перед какою- нибудь изукрашенною в зелени дачей, смотрел в ограду, видел вдали, на балконах и террасах, разряженных женщин и бегающих в саду детей. Особенно занимали его цветы; он на них всего дольше смотрел. Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы…" (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1973. Т. VI. С. 45; далее — только том и стр.).

Архипелаг невских островов (Петровский, Аптекарский, Крестовский, Каменный, Елагин) был окраиной города. Там находились дачи петербургской знати и дворцы, принадлежавшие царской фамилии. Пейзажи островов вызвали у Раскольникова двойственные чувства. Они словно являли глазам героя тот идеал гармоничного единения с природой, к которому вечно стремится человеческое сердце. Но не случайно первые, непосредственные "приятные ощущения" вскоре сменились у Раскольникова озлоблением. Он вспомнил, что этот светлый, прекрасный мир создан для узкого круга социальной элиты и отгорожен прочной оградой от остальных людей, обреченных на нищету и страдания в маленьких грязных каморках и душных городских переулках. И сам он, подсчитывающий на ладони все свое состояние ("около тридцати копеек"), может лишь издали, сквозь ограду созерцать недоступный для него благодатный земной рай.

Художественным первоисточником этой сцены скорее всего стало стихотворение Ф.И. Тютчева "Пошли, Господь, свою отраду…" (1850):

Пошли, Господь, свою отраду

Тому, кто в летний жар и зной,

Как бедный нищий, мимо саду

Бредет по жаркой мостовой;

Кто смотрит вскользь через ограду

На тень деревьев, злак долин,

На недоступную прохладу

Роскошных, светлых луговин.

Не для него гостеприимной

Деревья сенью разрослись,

Не для него, как облак дымный,

Фонтан на воздухе повис.

Лазурный грот, как из тумана,

Напрасно взор его манит,

И пыль росистая фонтана

Главы его не освежит.

Пошли, Господь, свою отраду

Тому, кто жизненной тропой,

Как бедный нищий, мимо саду

Бредет по знойной мостовой.

Это стихотворение вошло в поэтический сборник Тютчева, вышедший из печати в 1854 году в качестве приложения к журналу "Современник". Достоевский, познакомившись с этим сборником, писал А. Н. Майкову 18 января 1856 года: "Скажу Вам по секрету, по большому секрету: Тютчев очень замечателен; но… и т.д. (…) Впрочем, многие из его стихов превосходны" (Достоевский Ф. М. Указ. собр. соч. Письма. Т. 28. Кн. 1. С. 210). Дважды у Тютчева упоминается фонтан. Этот образ контрастен другим, открывающим и заканчивающим стихотворение: "летнему жару и зною", "знойной мостовой". Роман Достоевского открывается таким описанием Петербурга: "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу…" (6, 6). И в дальнейшем герой, проходя мимо Юсупова сада, "занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях" (6,60). Но если Тютчев уповает на Божье милосердие ("Пошли, Господь, свою отраду…"), то герой Достоевского убежден, что никто не решит за людей их социальные проблемы и лишь от них самих может зависеть преобразование окружающей действительности. Мечты Раскольникова о том, какой бы он хотел видеть человеческую жизнь, также переданы с помощью петербургского пейзажа: "Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь" (Там же).

Речь идет не просто об эстетической перепланировке одного из петербургских ландшафтов, подтекст этого отрывка гораздо глубже и сложнее. Марсово поле было местом военных учений и парадов, местом демонстрации военной мощи русского самодержавия. Желание Раскольникова уничтожить саму память об этом поле, превратив его в сад, намекает на невысказанную прямо на страницах романа суть идеи героя. Главное в ней — стремление освободить людей от самодержавно-бюрократического гнета, найти пути к созданию нового общества, основанного на социальной справедливости и внимании к нуждам простого человека. Тогда можно было бы распоряжаться и дворцовыми садами, ставшими общенародным достоянием.

Упоминание о Михайловском саде тоже не случайно. Здесь стоял дворец-замок Павла I, безмолвный свидетель политического заговора, в результате которого был убит император. Сама русская история XVIIIначала XIX века, дворцовые перевороты, совершавшиеся с завидной легкостью, могли привести героя к убеждению, что в России все возможно, можно "взять просто-запросто все за хвост и стряхнуть к черту". Вопрос лишь в том, найдется ли тот, кто осмелится сделать решающий шаг. Недаром Раскольников говорит Соне, что "власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут одно только, одно: стоит только посметь!" (6, 321).

Один из пейзажей, изображенных в романе, является особенно значимым. Вероятно, именно он способствовал возникновению теории Раскольникова о "необыкновенных" личностях, могущих оказать влияние на ход истории. В романе говорится, что "случалось ему, может быть раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте, пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму и каждый раз почти удивляться одному неясному и неразрешимому своему впечатлению". Раскольников стоял на Николаевском мосту, по которому обычно ходил в университет, и "оборотился лицом к Неве, по направлению дворца" (6, 90, 89).

В черновых вариантах Достоевский подчеркивал, что его герой, возвращаясь из университета, "даже взял в привычку останавливаться минуты на две на мосту…" (7, 39). Открывавшаяся с этой точки обзора перспектива зданий, расположенных по обоим берегам Невы, не только будила историческую память, но и несла определенную социально- политическую информацию. На одном берегу здания Академии художеств, университета, Академии наук, Кунсткамеры (первого русского музея) ассоциировались с веком русского Просвещения и напоминали о наивных надеждах русских просветителей совершенствовать политический строй и общественно-социальную жизнь России, воспитывая разум и души своих современников, а прежде всего — правителей. Но перспектива набережной замыкалась виднеющимся вдали шпилем Петропавловской крепости, в которой в качестве арестантов побывали лучшие умы России. В XVIII веке там оказались те же самые просветители (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев), в 40-е годы XIX века томился, ожидая смертного приговора, Достоевский вместе с товарищами-петрашевцами", также поплатившимися за увлечение просветительскими идеями.

В период создания романа "Преступление и наказание" в крепости находился Д. И. Писарев, успевший уже привлечь внимание публики своими резкими и оригинальными критическими статьями. А чуть ранее там писал роман "Что делать?" объявленный государственным преступником Н. Г. Чернышевский. В последней главе романа Чернышевский выражал надежду, что в 1865 году, когда будут закончены реформы и народ окончательно убедится, насколько жестоко его обманули, может произойти социальный взрыв, который приведет к "перемене декораций". Достоевский, создавая в этом же 1865 году свой роман и вспоминая четвертый сон Веры Павловны, с горькой иронией констатировал, что упования Чернышевского оказались напрасными и вместо "хрустальных дворцов" народ получил только кабаки. "Хрустальный дворец" — так назван в романе один из неприглядных трактиров, где Раскольников встречается с Заметовым. Причем это знаменательное название вовсе не придумано Достоевским, а взято из реальной петербургской жизни.

Таким образом, исторический опыт России показывал, что просветительство бессильно помочь народным бедам, так как интеллектуальная и духовная жизнь общества находится под неусыпным контролем правящих властей, категорично пресекающих распространение неугодных им идей. Вот какая цепь далеко идущих размышлений могла выстроиться у читателя, представлявшего себе один из берегов Невы, увиденный Раскольниковым с Николаевского моста.

На другом же берегу, словно по контрасту, сосредоточились здания, символизировавшие все формы власти, с помощью которых государство жестко подчиняло себе человека: Зимний дворец (власть императорская), Исаакиевский собор (идеологическая), Сенат и Синод (бюрократическая). В описании Достоевского особо выделен Исаакий: "Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцати до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение" (6, 89-90).
Сияющий купол притягивал взгляд героя не только к зданию собора, но и к тому месту, которое в истории Петербурга имело особенное значение. Это — Сенатская площадь перед собором, связанная с памятью о неудавшемся декабристском восстании. В сущности. Раскольников, желавший восстановить социальную справедливость, столкнулся с теми же проблемами, которые в свое время пытались, но не смогли решить декабристы. И недаром Раскольников, "пристально" вглядываясь в этот ландшафт, "дивился (…) каждый раз своему угрюмому и загадочному впечатлению…" (6, 90). Именно этот вид мог вызвать у героя мучительный вывод, что деятель, стремящийся повлиять на ход истории, непременно должен быть готов к тому, чтобы бестрепетно переступить через пролитую кровь. Декабристы, желая избежать кровопролития, отказались от обсуждавшегося плана вооруженного захвата Зимнего дворца — и потерпели поражение. Зато Николая Павловича подобные нравственные проблемы не смущали — и он стал русским правителем. Раскольников однажды думает: "Прав, прав "пророк", когда ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостоивая даже и объясниться! Повинуйся, дрожащая тварь, и — не желай, потому — не твое это дело!…" (6, 212).

Обычно комментаторы относят это высказывание к одному из эпизодов борьбы за власть Наполеона. Но Сенатская площадь подсказывала герою (а вместе с ним и читателю) более близкую аналогию из русской истории, когда Николай I, выдвинув пушки, хладнокровно расстрелял посреди собственной столицы своих политических оппонентов, а вместе с ними — попавших под картечь случайных зевак и мастеров, работавших на строительстве Исаакиевского собора. Подтверждением закономерностей, касавшихся судеб "необыкновенных" личностей, для Раскольникова мог служить и возвышавшийся посреди Сенатской площади памятник Петру I. Приход к власти Петра, своевольно изменившего жизнь России, сопровождался жестоким подавлением стрелецких мятежей и казацких бунтов. В первоначальном замысле романа не Наполеон, а именно Петр I являлся для Раскольникова главным ориентиром, по которому он проверял свою теорию. Об этом свидетельствуют черновые редакции. Так, в исповеди перед Соней Раскольников говорил: "Мне власти надо. (…) Я хочу, чтоб все, что я вижу, было иначе (…) Я не мечтать хочу, я делать хочу. Я сам делать хочу". И вслед за этим в скобках Достоевский привел исторический пример, на который ссылается герой: "Голландец Петр" (7, 153).

Если в окончательном варианте Раскольников смотрит на Сенатскую площадь с Николаевского моста, то в черновиках он приходит на площадь, и внимание его сосредоточено на памятнике Петру: "Я пошел потом по Сенатской площади. Тут всегда бывает ветер, особенно около памятника. Грустное и тяжелое место. Отчего на всем свете я никогда ничего не находил тоскливее и тяжело вида этой огромной площади?" (7, 34). В окончательной редакции русские аналогии, неудобные по цензурным соображениям, были заменены европейскими примерами. Но в подтексте романа тень Петра повсюду сопровождает Раскольникова. О Петре напоминает сам созданный им и названный в его честь город. Возвращаясь с островов, Раскольников засыпает на Петровском острове. "Раз сто" останавливаясь на Николаевском мосту, он видит скульптуру Медного Всадника. Даже в его размышлениях о том, чтобы соединить Летний сад с Михайловским, тоже подспудно присутствует образ Петра. Ведь в Летнем саду стоял Петровский дворец, а возле Михайловского замка, напротив Летнего сада, Павел I распорядился поставить еще одну конную статую Петра.

Повествуя о том, как Раскольников запутался в противоречиях своей теории и совершил нелепое, бессмысленное преступление, Достоевский развенчивал представления героя о том, что можно стать "добрым" Наполеоном или Петром. Раскольников мечтал о власти, чтобы облагодетельствовать обездоленных людей. Сестре он признавался: "Я сам хотел добра людям и сделал бы сотни, тысячи добрых дел…" (6, 400). А в черновиках автор так формулирует мечту героя: "сгрести их в руки и потом делать им добро" (7, 83). Но, по Достоевскому, любой правитель, навязывающий свою единоличную волю целому народу (даже если это делается из самых лучших побуждений), неизбежно оказывается деспотом, безразличным к нуждам и бедам "маленького человека". И не случайно отрывок из ранних редакций романа, когда Раскольников оказывался на пустынной Сенатской площади перед памятником Петру, испытывая при этом "тоскливые" и "тяжелые" ощущения, перекликался с кульминационной сценой поэмы Пушкина "Медный Всадник". Сам город, наполненный историческими воспоминаниями, подсказывал писателям разных эпох сходные темы.

Грачева И.В. Русская речь №5 (..2001)




Top