Кимы по литературе 2. Ким по литературному чтению

Министерство образования и науки Волгоградской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Волгоградская государственная академия последипломного образования»
(ГАОУ ДПО «ВГАПО»)

Кафедра начального образования

КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Выполнил: слушатель курсов № 209/1
учитель начальных классов МКОУ СОШ №2
г. Михайловки
Попова Анна Флорьяновна
Проверил: ст.методист Казачкова С.П.

Волгоград – 2014 год

Инструкция по выполнению работы
Внимательно читай текст
Во время чтения выбирай из скобок и подчеркивай нужное слово.
Ответь на вопросы по содержанию.

Почему год круглый?
- Потому год круглый, - сказало Солнце, - что Земля 10
вокруг меня мчится по кругу. Как полный 17
(круг, квадрат, овал) сделает, так и год. 24
- И совсем не потому! – проскрипел Дуб. – Год потому 32
круглый, что за год на всех деревьях годовое кольцо 41
нарастает. Как год – так новое кольцо. А кольцо – тоже круг! 51
- Нет, друзья, прошептала Ёлка, - ведь всем известно, 58
что мы, ёлки, круглый год зелёные. А как же мы 67
могли бы быть (синими, зелёными, белыми), если бы 74
год-то не был круглым? 79
Н. Сладков.

Ответьте на вопросы:
1. К какому жанру относится это произведение?
2. Сколько персонажей в этой сказке?
3. Как звали героев этой истории?
4. В каком порядке высказывают своё мнение персонажи?
5. Как вы считаете, кто прав в этом споре?

По ягоды.
Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, 11
пошли в лес - и давай (петь, играть, собирать). Только бабушка - 21
в кружечку, а Надя - в рот. 26
Пришли домой. У бабушки полна (кружечка, чашечка, корзинка), 34
а у Нади - пустая, даже дедушку угостить не чем. (стыдно, смешно, 44
весело) стало Наде. 47
На другой день она пошла в лес, ни одной ягодинки не съела – всё 60
в кружечку. Пришла (в школу, домой, в садик) и говорит деду: 71
- Кушай! 72
- А сама что же? 76
- А я (вчера, сегодня, завтра) ела. 82
- Вчера не считается, - сказал (папа, дядя, дедушка). – Давай вместе. 91
И они с (Олей, Надей, Наташей) стали есть из одной кружечки. 102
Надя ягоду, дед ягоду. Так всё и съели. 110

Ответьте на вопросы:
1. Что собирали Надя с бабушкой?
2. Почему стало стыдно Наде?
3. Как поступила Надя на другой день?
4. Что предложил Наде дедушка?
5. Какой девочкой можно назвать Надю?
Лесной доктор.
Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: 12
дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено 24
интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, 35
заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. Мы побоялись 45
за наше дерево, поспешили на звук (топора, пилы, молотка), но было уже 57
(рано, поздно, вовремя): наша осина лежала, и вокруг её пня было 68
множество пустых еловых (иголок, веток, шишек). Это всё дятел 77
отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал 87
между двумя суками своей мастерской и долбил. Около пня, на срезанной 98
нашей (осине, берёзе, ели), два паренька отдыхали. Эти два (школьника, 108
лесника, паренька) только и занимались тем, что пилили лес. 117
-Эх вы, проказники! – сказали мы и указали им срезанную 126
(липу, сосну, осину). – Вам велено резать сухостойные деревья, а вы 136
что сделали? 138
- Дятел дырки наделал, - ответили (девочки, ребята, ученики). 145
– Мы поглядели и, конечно, спилили. Всё равно (пропадёт, 153
зацветёт, подрастёт). 155
Стали все вместе осматривать (дупло, гнездо, дерево). 162
Оно было совсем свежее, и только на небольшом пространстве, 171
не более метра в длину, внутри ствола прошёл червяк. 180
(Дятел, воробей, скворец), очевидно, выслушал осину, как доктор: 188
выстукал её своим клювом, понял пустоту, оставляемую червём, 196
и приступил к операции извлечения червя. И второй раз, и третий, 207
и четвёртый Нетолстый ствол осины походил на свирель с клапанами. 217
Семь дырок сделал «хирург» и только на (восьмой, второй, пятый) захватил 228
червяка, вытащил и спас осину. 233
Мы вырезали этот кусок как замечательный экспонат для музея. 242
- Видите, - сказали мы ребятам, - дятел – это лесной 249
(врач, доктор, сторож), он спас осину, и она бы жила и жила, а вы её 264
(срезали, сломали, срубили) . 267
Пареньки подивились. 269
М. Пришвин

Ответьте на вопросы:
1. О каком «интересном» дереве идёт речь в произведении?
2. Что случилось с осиной?
3. Какую ошибку допустили два паренька?
4.Кого назвал автор «хирургом» в рассказе?
5.Какую работу выполнял лесной доктор?
6.Как повели себя пареньки в конце рассказа?
Долг.
Принёс Ваня в класс коллекцию марок. 7
- Хорошая коллекция! - одобрил Петя и тут же сказал: 15
Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. 26
Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе. 37
- Бери, конечно! - согласился (Вова, Ваня, Коля). 43
Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. 54
Пете стало жаль своих (марок, значков, наклеек) 61
- Я тебе потом отдам, - сказал он Ване. 68
- Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай 79
лучше в пёрышки сыграем! 83
Стали (играть, петь, рисовать). Не повезло Пете – проиграл он 92
десять (копеек, перьев, марок). Насупился. 97
- Кругом я у тебя в долгу! 103
- Какой это долг, говорит Ваня, - я с тобой в шутку играл. 114
Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, 123
по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые 130
«И чего это я с ним дружу? – подумал (Петя, Толя, Витя). - Только 142
долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками 153
дружить, и у самого какая-то обида на (Диму, Сашу, Ваню). 163
Ляжет он спать и мечтает: 168
« Накоплю ещё (марок, солдатиков, открыток) и всю коллекцию 176
ему отдам, и перья отдам, вместо десяти – пятнадцать» 184
А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это 196
такое с товарищем случилось? 200
(подъезжает, подходит, подлетает) как-то к нему и спрашивает: 208
- За что косишься на меня, Петя? 214
Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил (маме, учителю, 222
товарищу) грубостей 224
- Ты думаешь, ты один (честный, смелый, сильный)? А другие 233
нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел? 245
Попятился Ваня от товарища, (весело, смешно, обидно) ему стало, 254
хотел он что-то сказать и не смог 261
Выпросил Петя у мамы денег, (продал, купил, обменял) перьев, 270
хватил свою коллекцию и бежит к Ване. 276
-Получай все долги сполна! – сам (усталый, радостный, грустный), 284
глаза блестят. – Ничего за мной не пропало! 291
- Нет, пропало! - говорит Ваня. - И того, что пропало, не вернёшь 301
ты уже никогда! 304
В. Осеева

Ответьте на вопросы:
1. Как звали героев рассказа «Долг»?
2. Какую коллекцию собирал Ваня?
3. Как поступил Петя, когда у него появилась коллекция марок?
4. Что произошло в игре с перьями?
5. Каким вы себе представляете Ваню?
6. Почему Петя нагрубил товарищу?
7. Какова главная мысль этого рассказа?

13PAGE \* MERGEFORMAT14215


Приложенные файлы

Вариант первый.

Цель: проверить сформированность умения работать с учебной книгой

(универсальные учебные действия).

Продолжите:

Произведения, которые вызывают у нас улыбку, смех, называются ___________________________________ .

Соотнесите жанры произведений и их авторов:

Н. Носов «Огурцы» пьеса

В. Даль «Напутное слово» рассказ

М. Зощенко «Не надо врать» стихотворение

В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано...» поучение

Л. Каминский «Сочинение» былина

Какие произведения М. Зощенко вы прочитали в этом разделе?

«Через тридцать лет» ____________________________;

«Трудная задача»________________________________.

Отметьте, какие чувства вы прежде всего испытывали, когда читали произведения этого раздела: грусть, радость, сострадание.

Тестовая работа по литературному чтению.

Вариант второй

Цель: проверить сформированность предметных и надпредметных

(чтение и работа с информацией) умений.

Прочитайте текст.

В. Железняков

История с азбукой

После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмотреть за её сыном. Всё-таки первое сентября, первый школьный день. Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами ровно в десять раз больше её головы. Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже

едят там бульоны и молочные кисели и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждёт.

- Девочка, - говорю, - почему не идёшь домой?

Никакого внимания.

- Может быть, потеряла что-нибудь?

Сидит как статуя, не шелохнётся. Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно. Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

- А мы с тобой, - говорю, - голодные. Не пора ли и нам домой?

- Нет, - отвечает, - я домой не пойду.

- Что же, ночевать здесь будешь?

- Не знаю.

Голос у неё жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос. Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть захотелось. Ну её, эту ненормальную. Вышел из класса и пошёл. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.

- Ты, - говорю, - если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он - раз два! - «скорая помощь», сирена - и ты в больнице.

Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши», - и градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.

- Ну и хорошо. Поеду в больницу.

Честное слово, она была ненормальная.

- Можешь ты сказать, - закричал я, - что у тебя случилось?

- Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор. Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.

- Ну и что же?

- А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.

- Сильна ты обещать! - сказал я. - В один день всю азбуку!

Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать!

- Я не врала, я просто не знала.

Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.

- Буквы учат целый год. Это непростое дело.

- У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у неё всё нет свободного времени. Я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали. - Сейчас она

должна была заплакать.

- Палки, - говорю, - это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. - Я подошёл к доске и написал букву «А». Печатную. - Это буква «А». Она из трёх палок. Буква шалашик. Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не заплакала.

- А теперь, - говорю, - пойдём к твоему брату, и я всё ему объясню.

Мы вышли во двор и направились к её брату. Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка и тёплая, а пальцы подушечками. Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит - засмеют. Но не бросишь же её руку - человек ведь... А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и болтает ногами. Делает

вид, что нас не видит.

- Слушай, - говорю, - старина. Как бы тебе это объяснить?

Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год.

Это не такое лёгкое дело.

- Значит, не выучила? - Он вызывающе посмотрел на сестру. - Нечего было обещать.

- Мы писали палки весь день, - с отчаянием сказала девочка. - А из палок складываются буквы.

Но он не стал её слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.

Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.

- Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! - крикнула девочка в спину брату.

Но он даже не оглянулся.

Тогда я догнал его.

- Слушай, - говорю, - ну чем она виновата? Наука - сложное дело. Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели! А у тебя и руки опустились.

- Я весь день на память письмо маме сочинял, - сказал он.

У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.

- Боже мой, какая трагедия! - говорю. - Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.

- Вот хорошо! - сказала девочка. - Мы живём в этом доме, за железной изгородью... Правда, Серёжа, хорошо?

- Ладно, - ответил Серёжа. - Я буду ждать.

Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос.

- Серёжа, ну, что, выучила твоя сестра все буквы?

Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.

- Выучить азбуку, знаешь, сколько надо учиться? - сказал Серёжа. - Надо учиться целый год.

- Значит, плакали ваши письма, - сказал мальчишка. -

И плакала ваша Сибирь.

- Ничего не плакала, - ответил Серёжа. - У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.

- Все ты врёшь, - сказал мальчишка. - Ох, и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?

Наступило молчание.

Ещё минута, и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться. Нет, это было не в моём характере.

Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями.

- Между прочим, его зовут Юркой, - крикнул я. - Есть такое всемирно известное имя.

У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Серёжа ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих. А я спрыгнул на землю и пошёл домой. Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.

Выполните задания:

Определите жанр данного текста.

О чём рассказывается в тексте. Отметьте:

о дружбе Юры и маленькой девочки;

о том, как девочка пошла в школу;

о том, как девочка хотела помочь своему брату .

Разделите текст на части. Составьте план этого текста.

Какой пересказ можно сделать по этому плану (краткий; выборочный; подробный).

Какими качествами характера обладала девочка? Запишите.

Ответьте на вопрос: хотел бы я дружить с такой девочкой и почему?

Контрольная работа по литературному чтению.

Поставьте точку в том месте, до которого вы дочитали через одну минуту.

Л. Н. Толстой

Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.

Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями. Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.

Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

Орёл устал и не мог лететь на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им пёрышки и как будто просил их, чтобы подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.

Тогда орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева. Орлята засвистали и запищали ещё жалобнее.

Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю.

Он вернулся только поздно вечером; он летел тихо и низко над землёй, в когтях у него опять была большая рыба. Когда он подлетал к дереву, он оглянулся,-нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.

Орлята подняли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и накормил детей.

О ком или о чём рассказывается в данном тексте?

Какова тема произведения:

Об орле?

Об орлятах?

Как орёл накормил своих детей?

Разделите текст на части. Сколько частей будет в данном тексте?

Озаглавьте части.

Напишите, какими качествами характера обладал орёл.

Озаглавьте текст.

Перечислите другие произведения Л. Толстого.

В какой книге можно найти прочитанное произведение Л. Толстого?

Л. Толстой. Рассказы для детей.

Рассказы русских писателей.

Русские народные сказки.

Басни.

Какое задание было самым трудным для вас?

Какое задание было самым лёгким для вас?

Контрольная работа по литературному чтению

М. Горький

***

Самое лучшее в мире-смотреть, как рождается день!

В небе вспыхнул первый луч солнца-ночная тьма тихонько прячется в ущелье гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, а вершины гор улыбаются ласковой улыбкой-точно говорят мягким теням ночи:

- Не бойтесь-это солнце!

Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют:

- Приветствуем вас, владыка мира!

Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.

- Добрый день!-говорит солнце, поднимаясь над морем.-Добрый день, красавицы! Но-довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?

Дочитайте текст до конца. Ответьте на вопросы по тексту.

Определите тему произведения (о ком или о чём говорится в тексте).

О начинающемся утре.

О природе.

О солнце.

Объясните выражение «вершины гор улыбаются ласковой улыбкой».

Объясните выражение «волны моря кланяются солнцу».

Выпишите сравнения из текста. Допишите своё сравнение.

Выпишите олицетворения. Допишите своё олицетворение.

Озаглавьте текст.

Создайте текст по аналогии с данным на тему «Вечер».

Какое задание было самым трудным? Какое задание было самым лёгким?

Итоговая контрольная работа по литературному чтению

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

В далёкие-далёкие времена ученики повсюду, в том числе и в России, писали на восковых «тетрадках». Воск же от жары, как известно, тает, растекается.

Правда, тетрадями их никто не называл. Это были просто деревянные дощечки, связанные шнурком в книжицу. Каждый деревянный «листок» напоминал маленькое корытце, залитое коричневым или чёрным воском. Бедные, бедные тогдашние школьники! Каково им было готовить уроки! К счастью, со временем дети стали писать в удобных бумажныхтетрадях из сложенных вчетверо и покрытых обложкой листов. Из-залистов, сложенных именно вчетверо, тетрадь и получила название«тетрадос», что как раз и значит «четвёртая часть».

Вот с бумажной фабрики на тетрадную прибыли рулоны бумаги. Такие громадные, что и с места не сдвинешь. Да и как на них писать? Чтобы на бумаге можно было писать, надо её разрезать на листочки, разлиновать, сшить, в обложку вложить.

Печатают тетради в клетку и в линейку на специальных тетрадных машинах. Мастера-линовщики устанавливают на них металлические ролики с выпуклыми линиями. Потом заливают в аппарат краску, и пошла работа.

Умные тетрадные машины не только разлинуют бумагу, но и разрежут на равные части, аккуратно сложат их и сошьют - скрепят листы и обложку.

Каждая машина работает так быстро, что рабочие успевают за смену изготовить на ней десятки тысяч тетрадей.

Вот какая долгая история у обыкновенной тетрадки, вот сколько ушло времени и труда, чтобы ты и миллионы таких, как ты, могли писать, считать - словом, учиться.

(А. Дитрих, Г. Юрмин)

О чём рассказывается в данном тексте? Отметьте правильный ответ знаком «+».

О том, почему тетрадку называют тетрадкой.

О том, как делают тетради.

О том, как работают машины, делающие тетради.

О том, какой путь проходит тетрадь.

Придумайте заголовок к этому тексту.

Разделите текст на части, определите микротему каждой части и составьте план.

Запишите три вопроса к данному тексту.

Тетрадь не всегда выглядела так, как сейчас. Как она выглядела? Запишите.

Если к тексту добавить ещё один абзац, о чём бы вы в нём рассказали? Запишите.

Из какой книги мог быть взят этот текст? Запишите.

Определите, какое из заданий показалось вам самым сложным, самым лёгким. Запиши.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.
Книга содержит контрольные измерительные материалы по предмету «Литературное чтение».
Назначение пособия - отработка практических навыков учащихся при подготовке к Всероссийской проверочной работе.
В сборнике даны ответы на все варианты заданий. Приведены критерии оценивания.

Примеры.
Как заканчивается пословица о Родине? Подчеркни.
На одном месте...
и весна не красна
и камень мохом обрастает
наша деревня рай
к себе в гости зовут

Запиши, к какому жанру относится произведение «Без рук, без топорёнка построена избёнка».

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
РАБОТЫ
Работа 1. Устное народное творчество
Работа 2. Люблю природу русскую. Осень
Работа 3. Русские писатели
Работа 4. О братьях наших меньших
Работа 5. Из детских журналов
Работа 6. Люблю природу русскую. Зима
Работа 7. Писатели - детям
Работа 8. Я и мои друзья
Работа 9. Люблю природу русскую. Весна
Работа 10. И в шутку и всерьёз
Работа 11. Литература зарубежных стран
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
Проверочная работа 1. Устное народное творчество
Проверочная работа 2. Люблю природу русскую.
Осень
Проверочная работа 3. Русские писатели
Проверочная работа 4. О братьях наших меньших
Проверочная работа 5. Из детских журналов
Проверочная работа 6. Люблю природу русскую.
Зима
Проверочная работа 7. Писатели - детям
Проверочная работа 8. Я и мои друзья
Проверочная работа 9. Люблю природу русскую.
Весна
Проверочная работа 10. И в шутку и всерьёз
Проверочная работа 11. Литература зарубежных
стран
Итоговая контрольная работа
Проверка читательских умений
Ответы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу КИМ ВПР, Литературное чтение, 2 класс, Шубина Г.В., 2017 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ВПР, Литературное чтение, 2 класс, Типовые тестовые задания, Крылова О.Н., 2018
  • ВПР, Литературное чтение, 2 класс, Практикум, Волкова Е.В., Птухина А.В., 2017

Следующие учебники и книги:

  • Мастерская выразительного чтения, Читаем, слушаем, рассказываем, Рабочие тетради, 4 класс, Часть 2, Синицын В.А., 2012

Контрольно – измерительные материалы

по предмету

«Литературное чтение»

2 класс

УМК «Школа России»

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная работа содержит тестовые, проверочные, контрольные работы, тексты для проведения диагностики чтения, а также проверки уровня начитанности учащихся. Данные задания составлены в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми программой по литературному чтению для начальной школы.

Структура тестов и контрольно – измерительных материалов соответствует структуре аналогичных ЕГЭ, что позволит начать подготовку к таким заданиям уже со 2 класса.

Предусмотрена многоуровневая система контроля знаний. Учитель сам выбирает работу, при помощи которой он проверит знания учащихся на данном этапе. Это может быть: самоконтроль, взаимоконтроль, текущий и итоговый контроль.

Данные работы позволяют:

    быстро проверить усвоение материала у большинства количества учащихся;

    объективно оценить результаты работы;

    повторить пройденный материал;

    углубить и систематизировать знания учащихся.

На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу отводится весь урок.

При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;

«5» - если работа не содержит ошибок.

Задания уровня сложности А следует оценивать 1 баллом, задания уровня В – 2 баллами, уровня С – 3 баллами (задания этого уровня предполагают возможность нескольких верных вариантов ответа).

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Вариант 1

1) рассказ о животных

2) сказка о животных

3) рассказ о природе

4) сказка о природе

1) Александр Сергеевич

2) Лев Николаевич

3) Иван Андреевич

4) Михаил Михайлович

1) «Хитрые грибы»

2) «Ласточки пропали …»

3) «Грибы»

4) «Осеннее утро»

1) А. Пушкин

2) Ф. Тютчев

3) А. Фет

4) С. Есенин

1) Ф. Тютчев

2) И. Крылов

3) С. Есенин

4) И. Токмакова

1) скороговорка

2) загадка

3) сказка

4) рассказ

2) «Лиса и журавль»

3) «Каша из топора»

4) «Сказка о рыбаке и рыбке»

8.Закончи предложение.

Пушкина звали Александр Сергеевич, а Тютчева - …

9.Закончи предложение.

Сказки бывают народные и …

_____________________________________________________________________

10.Закончи предложение.

Лебедь, Щука и Рак – герои …

1) … басни И. Крылова

3) … рассказа Л. Толстого

4) … русских народных сказок

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

по теме «Повторение пройденного за 1 четверть»

Учащийся …………………………………………………………………………………………

Вариант 2

1) Фёдор Иванович

2) Иван Андреевич

3) Лев Николаевич

4) Михаил Михайлович

1) М. Пришвин

2) А. Пушкин

3) А. Плещеев

4) Л. Толстой

1) … поэты.

2) … сказочники.

3) … баснописцы.

4) … летописцы.

4.Отметь лишнее слово.

1) басня

2) скороговорка

3) рассказ

4) переплёт

1) «О природе»

2) «Русские писатели»

3) «О братьях наших меньших»

1) «Осеннее утро»

2) «Опустел скворечник …»

3) «Стрекоза и Муравей»

4) «Старый дед и внучек»

7.Закончи пословицу.

2) … все за одного.

Остаться у разбитого корыта.

1) Остаться ни с чем.

4) Остаться с чудом.

9.Закончи предложение.

1) … любить детей.

2) … уважать старших.

3) … говорить правду.

4) … быть трудолюбивым.

10.Закончи предложение.

1) … на чужой стул.

2) … за чужой стол.

3) … не в свои сани.

4) … на колени к другу.

ОТВЕТЫ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

по теме «Повторение пройденного за 1 четверть»

Вариант 1

1.Отметь жанр и тему произведения Л. Толстого «Котёнок».

1) рассказ о животных

2) сказка о животных

3) рассказ о природе

4) сказка о природе

2.Знаешь ли ты имя и отечество Крылова? Отметь правильный ответ.

1) Александр Сергеевич

2) Лев Николаевич

3) Иван Андреевич

4) Михаил Михайлович

3.Отметь заголовок стихотворения.

1) «Хитрые грибы»

2) «Ласточки пропали …»

3) «Грибы»

4) «Осеннее утро»

1) А. Пушкин

2) Ф. Тютчев

3) А. Фет

4) С. Есенин

1) Ф. Тютчев

2) И. Крылов

3) С. Есенин

4) И. Токмакова

6.Найди и отметь лишнее слово.

1) скороговорка

2) загадка

3) сказка

4) рассказ

7.Найди и отметь лишнее произведение.

1) «Петушок и бобовое зёрнышко»

2) «Лиса и журавль»

3) «Каша из топора»

4) «Сказка о рыбаке и рыбке»

8.Закончи предложение.

Пушкина звали Александр Сергеевич, а Тютчева - … Фёдор Иванович.

9.Закончи предложение.

Сказки бывают народные и … литературные (авторские).

10.Закончи предложение.

Лебедь, Щука и Рак – герои …

1) … басни И. Крылова

2) … стихотворения И. Токмаковой

3) … рассказа Л. Толстого

4) … русских народных сказок

Вариант 2

1.Знаешь ли ты имя и отчество Пришвина? Отметь правильный ответ.

1) Фёдор Иванович

2) Иван Андреевич

3) Лев Николаевич

4) Михаил Михайлович

1) М. Пришвин

2) А. Пушкин

3) А. Плещеев

4) Л. Толстой

3.Отметь слово, которым можно дополнить предложение.

Ф. Тютчев, К. Бальмонт, А. Плещеев, А. Фет – это...

1) … поэты.

2) … сказочники.

3) … баснописцы.

4) … летописцы.

4.Отметь лишнее слово.

1) басня

2) скороговорка

3) рассказ

4) переплёт

5.Прочитай приведённые ниже слова и определи, к какой теме они относятся.

Потешки и прибаутки, считалки и небылицы, загадки и пословицы.

1) «О природе»

2) «Русские писатели»

3) «О братьях наших меньших»

4) «Устное народное творчество»

6.Отметь заголовок стихотворения.

1) «Осеннее утро»

2) «Опустел скворечник …»

3) «Стрекоза и Муравей»

4) «Старый дед и внучек»

7.Закончи пословицу.

Пилу точат, чтобы стала острее …

1) … кто уменьем ума набирает.

2) … все за одного.

3) … кто узнал и навстречу к нему идёт.

4) … человека учат, чтобы стал умнее.

8.Определи значение выражения.

Остаться у разбитого корыта.

1) Остаться ни с чем.

2) Остаться со старыми друзьями.

3) Остаться при своих интересах.

4) Остаться с чудом.

9.Закончи предложение.

Рассказ Л. Толстого «Старый дед и внучек» учит …

1) … любить детей.

2) … уважать старших.

3) … говорить правду.

4) … быть трудолюбивым.

10.Закончи предложение.

Впредь тебе, невежа, наука: не садится …

1) … на чужой стул.

2) … за чужой стол.

3) … не в свои сани.

4) … на колени к другу.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Учащийся …………………………………………………………………………………………

Задание № 1

Внимательно прочитай два текста. Ответь на вопросы и выполни задания.

Текст 1

Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом – воздухом. Мы его не видим, не чувствуем. Но если оно вдруг исчезнет, мгновенно закипят на Земле вода, все другие жидкости, а лучи Солнца сожгут всё живое. Без еды человек может обходиться пять недель, без воды – пять дней, а без воздуха – самое большое пять минут.

Воздух нужен и человеку, и животным, и растениям, чтобы дышать, а значит, чтобы жить. А ветер? Ведь это движение воздуха! Без ветра облака всегда стояли бы над морем или рекой. Значит, дождь без ветра мог бы идти только над водой.

(«Что такое? Кто такой?», т.1)

Текст 2

Как-то утром наше окно распахнул весёлый ветерок. Он трепал занавески, лизнул меня в лицо, полистал книжку и хотел задуть лампу-ночник. Разозлился, что не получилось, и разлохматил шерсть у кошки, и стянул скатерть, и раскачал абажур.

Я закрыл окно и почти его поймал, но он ускользнул через щель под дверью.

Я не пропускал ни одного ветра – делал вертушки, пускал бумажных голубей … Но чаще всего запускал змея.

(Л. Сергеев)

Вопросы и задания:

1.Найди верное утверждение.

1) В тексте ______ можно почувствовать отношение героя к ветру.

3) Текст _______ - научный, а текст _______ - художественный.

Задание № 2

Прочитай стихотворение. Ответь на вопросы и выполни задания.

Порванная тропинка

Моет туча синюю тайгу,

Сбросив с плеч цветное коромысло.

От дождя промокла и раскисла,

Порвалась тропинка на лугу.

В лужицах-разрывах облака,

Светит солнце, и летают птицы,

Золотые усики пшеницы

Тенькают о чашечку цветка …

Тёплый ветер дует-подувает,

Не спеша тропинку

Зашивает.

Вопросы и задания:

1) грустное, печальное

2) лирическое, душевное

3) радостное, торжественное

а)Тенькает о чашечку цветка.

_____________________________________________________________________

б)Порвалась тропинка на лугу.

_____________________________________________________________________

в)Сбросив с плеч цветное коромысло.

_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОТВЕТЫ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

по теме «Повторение пройденного за 1 полугодие»

Задание № 1

Вопросы и задания:

1.Найди верное утверждение.

1) Оба текста объясняют, почему дует ветер.

2) В обоих текстах рассказывается о ветре, но по-разному.

3) В обоих текстах описывается ветер.

2.Вставь в утверждения номера текстов так, чтобы утверждения оказались верными.

1) В тексте 2 можно почувствовать отношение героя к ветру.

2) В тексте 1 автор рассказывает о воздухе.

3) Текст 1 - научный, а текст 2 - художественный.

3.В художественном тексте подчеркни слова, которые рассказывают, что делал ветер-проказник.

Распахнул, потрепал, лизнул, полистал, разозлился, разлохматил, стянул, раскачал, ускользнул.

Задание № 2

Вопросы и задания:

1.Какое это стихотворение по настроению?

1) грустное, печальное

2) лирическое, душевное

3) радостное, торжественное

2.Перечитай внимательно стихотворение и попробуй объяснить следующие выражения.

а) Тенькает о чашечку цветка. Звенят о чашечку цветка.

б) Порвалась тропинка на лугу. Тропинка от дождя промокла и раскисла.

в) Сбросив с плеч цветное коромысло. Радугу.

3.Найди рифмы в первом четверостишии, выпиши их.

Тайгу – лугу, коромысло – раскисла.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 3

Учащийся …………………………………………………………………………………………

3) В ночь – мороз,

С утра - …,

Значит, на дворе апрель.

4) Растопило солнце снег,

Радость на душе у всех.

Птицы весело запели,

Слышен звонкий стук капели,

И ручьи бурлят, и птички

В гнёзда сели на яички.

Небо чисто-голубое –

Что с природою такое?

5) Жёлтый кнут

Во всю длину

По небу прошёл,

Небо зажёг.

6) Ревнул вол

За сто сёл,

За сто речек.

7) Посмотрю я в окошко:

Идёт длинный Антошка,

Тонкий, высокий,

Упал в осоку,

Сам не вышел,

Детей вывел.

2.Определи темы стихотворений. Соедини их с названиями.

Борьба Зимы с Весной «Сельская песенка»

Возвращение птиц на родину «Зима недаром злится …»

Мамина колыбельная «Я маму мою обидел …»

Отдых мамы «В бурю»

Без мамы плохо «Посидим в тишине»

Ледоход «Весенние воды»

3.Кто написал, приведённое ниже произведение?

1) «Сельскую песенку» написал _________________________________________

3) «Матери» - ________________________________________________________

4) ____________________________________ - автор стихотворения «Посидим в тишине»

ОТВЕТЫ

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 3

по теме «Люблю природу русскую. Весна»

1.Разгадай загадки, заполни кроссворд.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5

по теме «Повторение пройденного за 2 полугодие»

Цель: проверка читательских умений и навыков работы с текстом художественного произведения.

Учащийся …………………………………………………………………………………………

Прочитай текст. Выполни задания к нему, ответь на вопросы.

Пустые страхи

Шёл Мишка по лесу ночью. Кто-то схватил его сзади.

Обмер Мишка. Стоит, не шелохнётся.

Сова закричала.

Это сова меня держит! – Было дело, сунул лапу в дупло – дом совы сломал.

Думает Мишка, как прощенья просить, - волк завыл.

Волк меня держит!

Перед волком тоже виноват. На берёзах катался. Упал на волчье логово, чуть волчат не задавил.

«Что волку-то сказать?» - думает Мишка и чует по спине что-то бегает, по лапам, по животу.

Пауки! – ахнул медвежонок. Сколько он паутины-то порвал, бродя по лесу, - ужас!

Хотел на помощь звать, да в это самое время мышка из норы выскочила, пятку медвежонку пощекотала.

Мишка-то как подскочит, как рванётся – и свободен. За сучок шёрсткой зацепился.

(В. Бахревский)

Вопросы и задания:

1.В какое время суток происходят события, описанные в тексте?

ТЕКСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ И УСВОЕНИЯ ПРОЧИТАННОГО

Текст № 1

Две лягушки

(японская сказка)

Давным-давно жила лягушка в маленьком полувысохшем колодце во дворе. Хорошо ей там было: дно мягкое, липкое, сырое.

Но вот наступило жаркое лето. Такое жаркое, что всё кругом повысохло – лужи, канавы, ручьи. И старый колодец, конечно, тоже совсем пересох. Дно потрескалось, стало сухое и твердое. Даже не верилось, что в колодце сидишь.

«Придется переезжать!» - подумала бедная лягушка. – Но куда же? Поблизости всё кругом высохло. Пойду-ка я к морю, моря я никогда не видела. Хоть погляжу, какое оно!»

(77 слов)

Вопросы:

1) Где лягушке нравилось жить?

2) Почему она решила покинуть родные края?

Текст № 2

Идёшь по лесу и слышишь только шорохи да писки. Но за тобой глаза следят невидимые, уши слушают, а самих зверей и нет! Но они тут!

Почему их не видно? Да прячутся они слишком хорошо! Вот схоронился зайка за белой шапкой пня – великана. Вот блеснули и погасли среди кустов волчьи разбойничьи глаза. А вот огненная красавица лисичка быстро смела свои следы со снежного наста своим изумительно пушистым, сказачно-чудесным помелом.

И вновь только шорохи да писки…

(73 слова)

(По Г. Снегирёву)

Вопросы и задания:

1)Какими ты себе представляешь писателя, который рассказывает в своих произведениях о природе, животных? Опиши его.

2) Что сумел подслушать и подсмотреть Г. Снегирев в зимнем заснеженном лесу?

Текст № 3

Счастливый малыш

Вова и Миша тихо сидел в глубокой траве. Вдруг в кустах послышался шум – кто-то тяжело прошёл и выбрался к воде.

Вова осторожно приподнялся и прижал палец к губам: неподалеку стояла лосиха – горбоносая, высокая, стройная.

Медленно двигая головой, она слушала лес. Тонкие ноздри её жадно ловили запахи.

Не открывая губ от воды, она напилась и спокойно повернула голову к лесу. Из кустов выбежал длинноногий лосёнок. Он обнюхал песок, вошел по колено в воду и начал пить.

Гляди, и хвоста у него нет! – зашептал Мишка. Чувство восторга переполняло его.

Щелкнуть бы фотоаппаратом, вот это дело! – думал Вова. Лосиха медленно поплыла, лосёнок устремился за ней…

(104 слова)

(В. Архангельский)

Вопросы и задания:

1) Что удивительного увидели мальчики, сидя на берегу реки?

2) Опиши мать-лосиху и её малыша.

3) Из каких слов видно, что лосиха очень заботилась о своем малыше?

4) Как она приучила своего малыша к самостоятельной жизни?

Текст № 4

Малыш и Карлсон

Однажды Малыш сидел в своей комнате и грустно думал о том, какой он одинокий. Потому что у папы, например, была мама. И у мамы был папа. Даже брат с сестрой всегда гуляли вместе. Только у Малыша никого нет. Сколько раз он просил, чтобы ему купили собаку! И что же? Ровно столько раз ему отказывали. Не нужно объяснять, как одиноко человеку, когда у него нет собаки.

И вот в эту минуту Малыш увидел Карлсона. Сначала он растерялся. В воздухе перед ним весел человек, который летает без самолета, просто сам по себе.

Садитесь, пожалуйста, - испуганно сказал Малыш.

Человек сказал, что его зовут Карлсон, который живёт на крыше, и предложил:

Давай побалуемся…

И начал медленно облетать комнату.

(120 слов)

(А. Лингрен)

Вопросы и задания:

1)О чём говорится в первой части этой замечательной истории?

2)Что за друг появился у Малыша? Каким был этот смешной Карлсон?

3) Прочитайте книгу целиком, и ты обязательно подружишься с её героями.

Текст № 5

Яблоко

(рассказ мальчика)

По улице шла старушка с корзинкой. В корзинке были яблоки, красные и желтые, очень красивые яблоки. Вот бы мне одно!

Я тихонько подкрался сзади, схватил яблоко и сунул его в карман.

Старушка ничего не заметила. Она остановилась и сказала:

Поди-ка сюда, мальчик! Как тебя зовут?

Петрик…

Красивое имя. Ты, видать, хороший мальчик.

Старушка выбрала самое румяное и самое большое яблоко:

Съешь! Это из моего сада.

Яблоко – то, что в кармане, - прямо жгло мне ногу.

Почему ты не хочешь взять яблоко?

Старушка стояла с протянутой рукой, а я…

А я выхватил яблоко из кармана, бросил его в корзину и убежал.

Когда я прибежал домой, то заплакал. Сам не знаю: почему я заплакал?

(123 слова)

Вопросы и задания:

1)Расскажи, какое событие произошло с мальчиком.

3) Почему угощение старушки произвело на мальчика такое впечатление?

4) Что ты думаешь по поводу поступка мальчика?

М.: 2017 - 80 с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Книга содержит контрольные измерительные материалы по предмету "Литературное чтение". Назначение пособия - отработка практических навыков учащихся при подготовке к Всероссийской проверочной работе. В сборнике даны ответы на все варианты заданий. Приведены критерии оценивания.

Формат: pdf

Размер: 11,1 Мб

Скачать: Rghost


СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
РАБОТЫ
Работа 1. Летописи. Былины. Жития 7
Работа 2. Чудесный мир классики 10
Работа 3. Поэтическая тетрадь (ч. 1) 13
Работа 4. Литературные сказки 16
Работа 5. Делу время - потехе час 19
Работа 6. Страна детства 22
Работа 7. Природа и мы 25
Работа 8. Поэтическая тетрадь (ч. 2) 28
Работа 9. Родина 31
Работа 10. Страна Фантазия 34
Работа 11. Зарубежная литература 37
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
Проверочная работа 1. Летописи. Былины. Жития 40
Проверочная работа 2. Чудесный мир классики 42
Проверочная работа 3. Поэтическая тетрадь (ч. 1) 45
Проверочная работа 4. Литературные сказки 48
Проверочная работа 5. Делу время - потехе час 50
Проверочная работа 6. Страна детства 52
Проверочная работа 7. Природа и мы 54
Проверочная работа 8. Поэтическая тетрадь (ч. 2) 57
Проверочная работа 9. Родина 59
Проверочная работа 10. Страна Фантазия 61
Проверочная работа 11. Зарубежная литература 63
Итоговая контрольная работа 65
Ответы 73

В пособии представлены контрольные измерительные материалы по литературному чтению для 4-го класса, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС. Данные материалы соответствуют темам учебника «Литературное чтение» (авторы Л. Ф. Клима-нова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.).
Пособие содержит диагностические и итоговые проверочные работы, которые позволят учителю проанализировать глубину знаний и понимание учащимися изученного материала. Учитель сможет скорректировать дальнейшую работу с учащимися по ликвидации пробелов в знаниях.
На проведение работы рекомендуется отводить 10-15 минут по окончании изучения темы курса.
Ключи к заданиям и ответы к проверочным работам даны в конце пособия.
Структура работ
Все задания представлены в трёх уровнях сложности (А - базовый уровень, В - усложнённый уровень, С - уровень повышенной сложности) и в двух равноценных вариантах. Задания А, В, С предлагаются всем учащимся класса без исключения.
Оценивание заданий
Задания уровня А оцениваются в 1 балл. Задания уровня В оцениваются в 2 балла. Задания уровня С оцениваются в 3 балла.




Top