Жизнь Татьяны—это замечательная история воспитания в себе характера, который создавался в уроках жизни ("Евгений Онегин" А. С

Место образа Татьяны в истории русской литературы. Условия формирования характера и мировоззрения Татьяны (влияние быта, пансион, сентиментальная литература). Воспитание Татьяны ничем не выдается - так воспитывалось множество уездных барышень. Обзор чтения Татьяны (примеры из текста). Основные черты Татьяны до встречи с Онегиным: мечтательность и замкнутость, любовь к родной природе, любовь к «простонародной старине», неосознанная неудовлетворенность жизнью, «...она в семье своей родной казалась девочкой чужой»; среди условностей света Татьяна сохраняла естественность и поэтому отличалась от других. Черты Татьяны, раскрывшиеся в период любви к Онегину: прямота и искренность, решительность. Однако любовь к Онегину остается без ответа, так же, как оригинальность ее натуры не ценится семьей - Татьяна опять в одиночестве. Любить вполсилы Татьяна не умеет, она - цельная натура, и выбор ее был сделан раз и навсегда (письмо к Онегину, где раскрывается вся душа этой робкой девушки, душа, полная жажды любви). Татьяна открывается Онегину, потому что ей чужды условности, она не может скрывать возникшее в ней чувство, тем более, что она не сомневается в этом чувстве, и даже доверчиво обращается к своему избраннику на ты: «я - твоя!». Позже Татьяна по настоянию матери женится на генерале, ей стали «все жребии равны». Однако, несмотря на то, что брак был заключен без любви, Татьяна не собирается нарушать свой долг. И когда Онегин, ослепленный новой,

Светской Татьяной, признается ей в любви, она отвергает его, потому что так понимает свой долг. Татьяна - женщина глубоко нравственная.

Цель урока:

1.Раскрыть образ Татьяны Лариной как пример девушки, воспитанной в христианском духе.

2.Показать, как христианское воспитание формирует из девушки идеальную жену.

3.Познакомить с понятиями: кротость, благочестие, послушание.

Оборудование :

  1. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Симфония».
  2. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».
  3. Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
4.Иеромонах Порфирий (Левашов) «О воспитании девиц в духе истинно христианском».

Ход урока:

Беседа с учениками

Учитель : Татьяна рождена была русскими православными родителями - Дмитрием и Прасковьей Лариными. Семья жила по христианским заповедям: читала молитвы, отмечала религиозные праздники, соблюдала пост. Пожалуйста, найдите во 2 главе романа аргументы моего тезиса.

Ученик: Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели.

Учитель : Хорошо, спасибо. Ребята, читая роман «Евгений Онегин», мы наблюдаем быт и нравы русского поместного дворянского общества. Татьяна с раннего детства общается с простыми людьми, много времени проводит с няней Филиппьевной, кроткой и терпеливой женщиной. К сожалению, слово «кроткая» сейчас почти не употребляется. Пожалуйста, прочитайте в словаре С. И. Ожегова значение этого слова.

Ученик: Кроткий – незлобивый, покорный, смирный.

Учитель : А теперь найдите статью об этом понятии в «Симфонии» (стр.446)

Ученик: Христиане должны быть, как и их отец небесный, кротки. Кротость – плод истинной веры. Кротость – плод духовной мудрости. Христос поучает нас Своей жизнью кротости. По примеру Христа, кротко обходиться с обидчиками. Гнев гневом не гасится, а кротость и свирепых смягчает.

Учитель : Спасибо. Знайте, ребята, что кротость – великая духовная сила. За кротость Бог даёт счастье. Это хорошее русское слово, запомните его и употребляйте в речи. Старайтесь воспитать в себе это качество характера. Можно ли Татьяну Ларину назвать кроткой девушкой? Пожалуйста, прочитайте по ролям диалог Татьяны и няни и подумайте над моим вопросом (3 гл.)

Ученики: - Не спится, няня: здесь так душно.

Открой окно да сядь ко мне.

Что, Таня, что с тобой?

Мне скучно. Поговорим о старине…

Учитель : Благодарю вас. Вы выразительно читали. Кто хочет ответить на вопрос?

Ученик : Я думаю, что Татьяна - кроткая девушка, потому что покорно принимает объяснения Евгения Онегина в том, не нравится ему.

Учитель: Правильно. Пушкин любит свою героиню ещё и за смелость, за цельность натуры, за пламенное и нежное сердце. В письме, которое написала Татьяна Онегину, мы обнаруживаем все эти черты характера. Признавшись в своих чувствах, Татьяна ведёт себя как героиня зарубежного романа. Реальные бытовые нормы поведения русской дворянской барышни начала XIX века делали такой поступок немыслимым: она вступала без ведома матери в переписку с почти неизвестным ей человеком и первая признавалась в любви. Если бы Онегин разгласил тайну получения им письма, репутация Татьяны пострадала бы неисправимо. Скажите, в какой главе романа происходят изменения в судьбе Татьяны Лариной?

Ученик: Переворот в судьбе Татьяны происходит в 7 главе.

Учитель : Верно. Внешние перемены в её жизни – только следствие сложного процесса, который происходил в душе героини после отъезда Евгения Онегина. Не надеясь на новую встречу и взаимность, Татьяна делает решающий нравственный выбор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Она по-прежнему любит Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьёй. Слова героини в последнем монологе –

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна –

Новость для Онегина, но не для читателя: Татьяна лишь подтверждает выбор, сделанный ранее. Мы видим, что она сохранила прежние душевные качества, верность любви к Онегину и своему супружескому долгу. Татьяна Ларина поступила как благочестивая женщина – христианка, ведь она уже сделала однажды свой выбор. В книге Иеромонаха Порфирия «О воспитании девиц в духе истинно христианском» читаем: «Ничто так не возвышает женщину, как благочестие». Пожалуйста, найдите в «Симфонии» определение понятия «благочестие».

Ученик: «Благочестие есть свет и пример друг для друга для спасения. Путь благочестия – узкий путь. Узкий путь есть путь смирения, послушания, терпения, кротости. Признак благочестия – не только знать, но и жить по заповедям».

Учитель: «Жена благочестивая трудолюбива, скромна, благопокорлива, кротка, сострадательна, уважительна ко всем, примерная мать, добрая хозяйка и мужу верная спутница. Она как планета – спутница, привязанная к мировому пути своего мужа, с неуклонною правильностью и порядком будет обходить домашний быт его и разливать вокруг кроткий свет своих добродетелей и своего благоразумия. Какая честь для супруга, какое счастье для детей – иметь одному подругою, а другим матерью такое прекрасное существо». Такую идеальную жену нарисовал Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин» в образе Татьяны Лариной. В ней, благочестивой и целомудренной женщине, всё привлекательно. Как вы думаете, в чём состоит счастье человека и была ли Татьяна счастлива?

Ученик: В «Симфонии» (стр.1028) сказано: «Счастье истинное, которое внутри имеется. Счастье есть совесть спокойная. Счастье истинное – в благочестии. Счастье христианина – быть твёрдым в искушениях». Получается, что Татьяна счастлива тем, что не изменила мужу, сумела сохранить чистоту души и светлые воспоминания о любви.

Учитель : Закономерно, что в последней главе А.С.Пушкин прямо говорит читателям о том, что Татьяна Ларина отличается от светских дам, что её все любят и уважают.

К ней дамы подвигались ближе;

Старушки улыбались ей;

Мужчины кланялися ниже,

Ловили взор её очей.

А теперь, ребята, найдите, пожалуйста, в тексте любой главы романа и запишите в тетрадь понятия, о которых говорится в «Симфонии».

Ученик: Понятия из 1 главы: дружба, гордость, душа, достоинство, простота, скука, коварство, доброта, благородство, воспитание, трудолюбие, лицемерие, ревность, послушание, красноречие, молчание, лесть, лукавство.

Учитель: Молодцы. Подумайте, какие из этих качеств можно обнаружить в характере Онегина, а какие - в характере Татьяны?

Ученик : У Онегина: гордость, скука, коварство, благородство, воспитание, ревность, красноречие, лесть.

Ученица: У Татьяны: дружба, душа, достоинство, простота, доброта, воспитание, трудолюбие, лукавство, молчание, послушание.

Учитель: Молодцы. Пожалуйста, найдите в «Симфонии» статью о послушании. Прочитайте.

Ученик : Послушанием человек показывает свою веру. Господь и Бог Иисус Христос повиновался родителям.

Учитель: Хорошо. Ребята, я надеюсь, что вы понимаете, какую огромную пользу принесёт вам самовоспитание таких понятий, как кротость, послушание, совесть, благочестие, трудолюбие, скромность. Милые девочки, пусть эти важные духовно – нравственные качества, сформированные в Татьяне Лариной, семенами прорастут в ваших душах, станут для вас истинными, непререкаемыми правилами. И тогда вы счастливо и радостно проживёте в мире и согласии со своим будущим супругом.

Пожалуйста, помните о заветах настоятеля глинской пустыни игумена Филарета (Данилевского):

  1. Трудитесь.
  2. Очищайте душу от вредных помыслов.
  3. Не давайте даже входа в сердце скверным мыслям.
  4. Соблюдая чистоту сердечную, можете сохранить и телесную.
  5. Лучше малое исполнить как следует, чем много с небрежением.

Основная тема романа - передовая личность в ее отношении к дворянскому обществу. Эта тема раскрывается Пушкиным в образах Онегина, Ленского, Татьяны - представителей дворянской интеллигенции.

Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Татьяна росла и воспитывалась в семье дворян-помещиков, верных «привычкам милой старины». С детства близким ей человеком была няня, простая русская крепостная женщина, с которой Татьяна делилась своими сокровенными мыслями и переживаниями. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к родной природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, естественность. От природы Татьяна умна, своеобразна, самобытна. С детства она отличалась от своих сверстников. Она была «дика, печальная, молчалива», «как лань лесная боязлива» и «…часто целый день одна сидела молча у окна», Пушкин говорит, что она была одарена «воображением мятежным, умом и волею живой и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным».

Ум и своеобразие натуры выделяют ее среди других в помещичьей среде и светском обществе и приводят к осознанию пошлости, праздности и пустоты жизни окружающих ее людей. Она мечтает о человеке, который бы внес в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев любимых романов. Таким показался ей Онегин, светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей своей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: «…Все было им полно, все деве милой без умолку твердит о нем»,

Но Онегин не понял всей силы и глубины чувства Татьяны. И не оценил его. Любовь приносит Татьяне одни страдания. В конце концов она уступает матери, и, повторяя судьбу многих женщин того времени, выходит замуж за нелюбимого человека.

Но в душе Татьяна осталась прежней. В свете она одинока: не нашла здесь того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся в столицу.

…Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад,

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище…

Сцена последнего свидания Татьяны с Онегиным еще полнее) раскрывает ее высокие душевные качества: нравственную безупречность, верность долгу, правдивость. Повинуясь долгу, она принимает последнее роковое решение: отказывается от любви, личного счастья, навсегда связанного для нее с Онегиным.

Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русских женщин, нравственно безупречных, верных долгу, ищущих глубоко содержательной жизни. Такова Ольга Ильинская в романе Гончарова «Обломов», тургеневские героини: Наталья из «Рудина», Елена из «Накануне», жены декабристов, воспетые Некрасовым.

Татьяна Ларина - главная героиня романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Иногда читателям кажется, что автор неправильно дал название своему произведению. Симпатия всех, кто берется читать роман, всегда на стороне его волшебной героини – Татьяны.

Но, если прочитать роман внимательнее, мы увидим, что образ главного героя Пушкин изображает как летописец или биограф - разворачивает события во времени, некоторые отдельно, рассматривая их более детально. Татьяна же, поскольку не является главной героиней, появляется в романе дважды - в своем родительном имении и на бале в Петербурге.

Впервые читатель видит Татьяну тогда, когда Онегин появляется на праздновании ее именин. Она - старшая из двух сестер Лариных. Сестры являются противоположностью во всем. Одна - красивая, неразумная белянка, другая - чернявая и романтическая девушка.

Даже ее имя простонародное. Она «…та, которая грустна И молчалива, как Светлана».

В то время как ее сестра Ольга весела, играет с подружками. Евгений отмечает:

  • «В чертах у Ольги жизни нет.
  • Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне»

Татьяна одинокая , любит сидеть самая возле окна, ее увлекает - не вышивание, как других девушек, а романтичные истории о любви Ричардсона и Руссо, сонник Мартына Задеки. Пушкин подчеркивал близость Татьяны к народу не только ее простонародным именем, но и ее вкусами. Татьяна вместе с дворовыми девушками гадает, прислушивается к рассказам суеверной няни, тайно вычитывает из сонника смысл своих снов... Простая и красивая девушка, с чистым сердцем и любознательным умом, она ищет своего романтического героя и находит его в Онегине. Почему она не влюбилась в Ленского?

Он как и Татьяна - романтический герой, путешественник, студент Гетингенского университета. Человеческие пересуды сразу «повенчали» Татьяну и Евгения, тем не менее, этого могло не произойти. Пушкин определяет этот миг так:

  • И в сердце дума заронилась;
  • Пора пришла, она влюбилась

Итак , почему именно Евгений становится ее избранником? Здесь Пушкин говорит просто:

  • Давно сердечное томленье
  • Теснило ей младую грудь;
  • Душа ждала... кого-нибудь

Итак, Евгений - пока что «кто-то» для Татьяны. Она влюбляется лишь в образ, в свою мечту, которая, в конце концов, приобрела какие-то определенные черты. Онегин для нее - воплощение одухотворенных героев «любовника Юлии Вольмара», Малека-Аделя, Линара, Вертера и Грандисона:

  • «Все для мечтательницы нежной
  • В единый образ облеклись,
  • В одном Онегине слились...»

Сама Татьяна , «подобно Юлии, Дельфине», влюбленная, не умевшая высказать своей мысли русской, просто переписывает текст любовного письма с французского романа и отсылает его Онегину как свой. Для Онегина, светского льва, внезапная влюбленность сельской девочки - лишь неприятный случай, он отвечает ей, как и должен ответить взрослый мужчина девушке-подростку (даже довольно вежливо!

): «Я не созданный для брака». Он старается не обидеть ее душу, и одинаково первое девичье чувство она отброшена.

Проходит несколько лет - и Онегин снова встречает Татьяну - теперь волшебную светскую даму, жену боевого генерала. Онегин очарован: впервые он серьезно влюблен... Как и когда дикая романтическая девочка превратилась в блистающую хозяйку столичных балов? Самая неожиданная несчастная открывает для Татьяны-девочки взрослых чувств. Она читает много книжек из библиотеки усадьбы Онегиных, благодаря которым девушке приоткрывается внутренний мир влюбленного:

  • «И начинает понемногу
  • Моя Татьяна понимать
  • Теперь яснее - слава богу -
  • Того, по ком она вздыхать
  • Осуждена судьбою властной:
  • Чудак печальный и опасный»

Позднее , приехав в Москву, она научится выезжать в мир, вести себя в обществе...

Окрепнет и вырастет ее душа, она станет украшением и хозяйкой гостиных, на равные будет разговаривать со светскими львицами (например, с Ниной Вронской, «Клеопатрой Невы»). Но приобретя светского опыта, Татьяны все равно останется той дикой и романтической девочкой, умеющей любить, дворянское общество научило ее изысканным манерам, вкусу в одежде.

Но самое главное - способность к чистому человеческому чувству. Ответ Татьяны Онегину ну на его чувство звучит, будто месть - горький укор за то, что он не увидел и не оценил силы ее чувств:

  • Урок ваш выслушала я?
  • Сегодня очередь моя.
  • «Онегин, я тогда моложе,
  • Я лучше, кажется, была,
  • И я любила вас; и что же?
  • Что в сердце вашем я нашла?»

«Тогда - не правда ли ? - в пустыне, Вдали от суетной молвы, Я вам не нравилась...» - говорит Татьяна. «Меня преследуете вы? Зачем у вас я на примете?

Не потому ль, что в высшем свете Теперь являться я должна; Что я богата и знатна...». Татьяна упрекает его любовь: «Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом?» Но и сейчас она его уважает, и даже любит: «А счастье вылилось так близко... » Пушкин уже почти толкает Татьяну навстречу своему герою-ловеласу, и понимает: нет, Татьяна не для Онегиных! ее чистая и красивая душа не создана для однодневной любви, она сильная и цельная, ей нужно или все - или ничего. Ее простонародное христианское воспитание не разрешает Татьяне совершить грех даже для любимого человека. Поэтому ее выбор такой: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна» Пушкинская Татьяна - замечательный пример высокой любви, такой, которая приносит себя в жертву - ради того, чтобы не предать, не принизить это прекрасное чувство.

Если бы Татьяна не отказала Онегину, их любовь превратилась бы в похожее на многие истории. Вместе с тем ее отказ поднял эту историю на уровень мировой литературы. Пушкин любит свою Татьяну, он восхищен ее живостью, понятливостью - и девичьим, и женским. Татьяна - воплощение пушкинского идеала женщины.

А достижим этот идеал, или нет, - каждая женщина должна ответить на этот хотя бы раз в жизни.

Вы прочитали ответ на вопрос Образ Татьяны Лариной в романе А. Пушкина «Евгений Онегин» и если понрвился материал то запиши в закладки - » Образ Татьяны Лариной в романе А. Пушкина «Евгений Онегин» ? .
    День Татьяны считается у студентов их официальным праздником, поэтому он традиционно зовётся днём студенческой молодёжи. Своё официальное назначение «Татьянин день» получил начиная с восемнадцатого века, и до нынешних времен празднуется почти во всех ВУЗах. Как же появился «Татьянин день» и кто была эта загадочная Татьяна. Рассмотрим в статье. Как оказалось, Татьяна, раньше, в древности читалось как Татиана и переводилось с языка греков – учредительница или устроительница. Непосредственно День Татьяны К уроку учащимся нужно перечитать 4 и 8 главы романа и подумать над вопросами: какова эволюция отношений Татьяны и Онегина? Сопоставьте письма героев. Как их характеризует поведение в 8 главе? Характерно ли оно для каждого из них? Какова композиционная роль истории любви Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне? Урок можно провести на основе изучения и сопоставления 4 и 8 глав романа. Основные этапы урока: 1. Наблюдения за развитием событий в Пушкин вводит в роман двух героинь - сестёр Татьяну и Ольгу. Но этот неуловимый образ тоненькой девочки, который возникает в воображении читателя - словно антипод младшей сестры Ольги, черты которой можно обнаружить в любом романе того времени. Фривольность стиха, в котором описывается Ольга, вдруг сменяется серьёзной интонацией: Позвольте мне, читатель мой, Заняться старшею сестрой. И на страницах романа появляется она. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью её румяной, Не привлекла Чем же интересен образ героини романа «Евгений Онегин». Прежде всего - своими глубокими национальными корнями, своей русской основой, делающей ее совершенным явлением в московском и петербургском обществе, притягивающий блеск которого оставляет Татьяну равнодушной. А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой людный дом и вечера, Что в них Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и гад За В основе романа лежит история любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Образ Татьяны как главной героини романа является наиболее совершенным среди остальных женских образов. Татьяна - любимая героиня Пушкина, его «милый идеал» («... я так люблю Татьяну милую мою»). В образе Татьяны Пушкин отразил все те черты русской девушки, совокупность которых представляет для автора совершенный идеал. Это те особенные черты характера, которые делают Татьяну истинно русской. Формирование этих черт у Татьяны

Обсуждение закрыто.




Top