Кир булычев в мире литературы. «Землетрясение в Лигоне»

  • Кир Булычев (настоящее имя Игорь Всеволодович Можейко) родился 18 октября 1934 года в Москве.
  • 1952 год – Булычев оканчивает среднюю школу и поступает в Московский государственный институт иностранных языков им. Мориса Тореза.
  • 1957 год – получение диплома, после чего Можейко отправляется в Бирму, работать переводчиком и корреспондентом АПН (Агентство печати массовых общественных организаций «Новости») на строительстве.
  • 1959 год – возвращение в Москву. Можейко поступает в аспирантуру Института востоковедения АН СССР. Тогда же начинает сотрудничать с журналами «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня», пишет научно-популярные статьи.
  • 1961 год – написан и опубликован первый рассказ писателя «Маунг Джо будет жить».
  • 1962 год – окончание аспирантуры, после которой Можейко отправляется в Институт востоковедения и работает там, специализируясь на истории Бирмы. Написал множество статей в этой области, поэтому в научном сообществе известен не только фантастическими романами.
  • 1965 год – защита кандидатской диссертации на тему «Паганское государство XI – XIII века».
  • Этот же год – написан рассказ-мистификация «Долг гостеприимства». Автор значился как «бирманский прозаик Маун Сейн Джи», а сам рассказ был подан как перевод. Одновременно написана подборка небольших рассказов «Девочка, с которой ничего не случится». Прототипом главной героини Алисы Селезневой стала маленькая дочь писателя.
  • Псевдоним «Кир Булычев» был создан, поскольку писатель не был уверен, что руководство его основного места работы (Института востоковедения) адекватно отнесется к фантастике. Булычева – девичья фамилия матери писателя. Имя Кирилл сначала писалось полностью, затем сократилось до «Кир.», а позже убрали и точку.
  • Повести и рассказы об Алисе Селезневой писались в целом почти четверть века. Дочь писателя выросла, и у нее появились уже собственные дети, но спрос на книги про Алису не уменьшался. Многие произведения были экранизированы, по ним снимались художественные фильмы и мультфильмы. Однако эти книги для детей и подростков были не единственными, написанными Киром Булычевым, а Алиса – не единственной его героиней.
  • 1972 год – Булычев издает сборник рассказов «Чудеса в Гусляре».
  • 1974 год – выходит новый сборник рассказов про Алису Селезневу «Девочка с Земли».
  • Кроме сюжетов-«сериалов», объединенных героями (как Алиса) или местом событий (как Гусляр), Булычев писал и небольшие разрозненные фантастические рассказы. Они выходят в сборниках «Люди как люди» (1975), «Летнее утро» (1979), «Перевал» (1983), «Похищение чародея» (1989), «Коралловый замок» (1990).
  • 1978 год – написан ряд новых повестей об Алисе, получивший общее название «Сто лет тому вперед».
  • 1981 год – Булычев защищает докторскую диссертацию на тему «Буддийская сангха и государство в Бирме».
  • 1982 год – Булычеву присуждена Государственная премия СССР за сценарии к фильму «Через тернии к звездам» и мультфильму «Тайна Третьей планеты». Только после этого был раскрыт псевдоним. Работы Булычев не лишился.
  • Этот же год – выходит книга «Миллион приключений».
  • 1984 год – издана книга «Девочка из будущего».
  • 1985 год – выходит книга «Непоседа».
  • 1987 – 1990 годы – последовательно издается несколько сборников из цикла «Гусляр» («Великий Гусляр», «Глубокоуважаемый микроб, или Гусляр в космосе», «Марсианское зелье. Самая полная летопись Великого Гусляра»).
  • 1988 год – написан новый сборник рассказов про Алису Селезневу и ее друзей «Пленники астероида».
  • 1989 год – выходит «гуслярская» повесть «Перпендикулярный мир».
  • 1990 год – написаны «Новые приключения Алисы».
  • 1997 год – Булычев становится лауреатом премии фантастики «Аэлита».
  • 5 сентября 2003 года – Кир Булычев умирает в Москве. Похоронен на Миусском кладбище.
  • 2004 год – за серию очерков «Падчерица эпохи» писателю посмертно присуждена шестая международная премия области фантастической литературы имени Аркадия и Бориса Стругацких в номинации «Критика и публицистика».

Кир Булычёв (настоящее имя И́горь Все́володович Може́йко) - советский писатель-фантаст, учёный-востоковед, фалерист, сценарист и учёный-историк, известный также произведениями других жанров (приключенческой, биографической, научно-популярной и научно-художественной литературы), один из ведущих и самых плодовитых авторов советской НФ 1960-2000-х гг. Лауреат Государственной премии СССР (1982). Псевдоним скомпонован из имени жены Киры и девичьей фамилии матери писателя, Марии Михайловны Булычёвой.

Родился 18 октября 1934 года в Москве.
В 1957 году окончил Московский педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза с дипломом востоковеда, работал в Бирме переводчиком на строительстве. В 1959, вернувшись из Бирмы, поступил в аспирантуру Института востоковедения. Тогда же начал писать для журнала «Вокруг света» научно-популярные очерки, в связи с чем много ездил по стране.
С середины 1960-х - научный сотрудник Института востоковедения АН; автор многих монографий, научно-популярных и научно-художественных книг; доктор исторических наук. Печататься начал с 1960 г.
В 1965 г. Булычев защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI-XIII века)» и стал работать востоковедом по специальности «История Бирмы». В научном мире он известен трудами по истории Юго-Восточной Азии. В 1981 году защитил докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме».

Первые НФ публикации - рассказ-мистификация «Долг гостеприимства» (1965; напечатан как переводной, автором указан «бирманский прозаик Маун Сейн Джи») и подборка рассказов - «Девочка, с которой ничего не случится» (1965). Рассказы о приключениях на Земле и в космосе девочки 21 века Алисы Селезнёвой, с которой дебютировал в научной фантастике Булычев, принесли автору значительный успех и популярность среди читателей-подростков; повести об Алисе, впервые изданные в различных антологиях (и неоднократно переиздававшиеся), составили сборник - «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперед» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Девочка из будущего» (1984), «Непоседа» (1985), «Пленники астероида» (1988), «Новые приключения Алисы» (1990); ряд произведений экранизирован (чаще всего - по сценарию самого Булычёва) в виде художественных фильмов, полнометражных мультфильмов и телесериалов.
Начатая свежо и талантливо - Булычёв умело заполнил долго пустовавшую лакуну остросюжетной, интеллигентной и в то же время нравственно-«педагогической» науной фантастики для детей и подростков, - серия с течением времени откровенно выдохлась, продолжая пополняться новыми повестями по инерции; а кардинальные изменения в общественной жизни страны на перепаде 1980-90-х гг. превратили образ «пионерки» коммунистического близкого будущего в анахронизм. Тем не менее, успешная - на протяжении четверти века - издательская и кинематографическая судьба цикла подтвердила уникальное коммерческое чутьё Булычева, ближе всех в советской НФ (исключая - по иным причинам - А. и Б. Стругацких) подошедшего к статусу автора-«бестселлериста».

Дар юмориста (в большей степени, чем сатирика) Булычёв впечатляюще продемонстрировал ранними рассказами о жителях провинциального города Великий Гусляр, частично объединёнными в сборник «Чудеса в Гусляре» (1972); выписанный с юмором и симпатией, город стал прекрасным полигоном, на котором можно было наблюдать столкновение узнаваемого советского быта 1960-80-х гг. с самыми невероятными фантастическими событиями, часто поданными как умная пародия на штампы научно-фантастической литературы, - от «рутинных» высадок инопланетян до реализации сказочных ситуаций: продажи в местном магазине золотых рыбок, исполняющих желания - в рассказе «Поступили в продажу золотые рыбки» (1972); обнаруженного в окрестностях Великого Гусляра эликсира бессмертия - в повести «Марсианское зелье» (1971); последняя экранизирована.
Однако, как и в случае с сериалом об Алисе, более поздние рассказы - а впоследствии и объёмные повести - о жителях Великого Гусляра не принесли нового качества, была утеряна пародийная лёгкость, а на фоне политического «застоя» 1970-80-х гг. мягкий и вполне «безопасный» юмор Булычёва иногда начинал раздражать своей благостностью; несколько «осмелел» писатель только в конце 1980-х - повесть «Перпендикулярный мир» (1989) и другие «постперестроечные гуслярские» истории. Поздние произведения цикла составили сборники - «Великий Гусляр» (1987), «Глубокоуважаемый микроб, или Гусляр в космосе» (1989), «Марсианское зелье. Самая полная летопись Великого Гусляра» (1990).

Разностороннее НФ творчество Булычёва не сводится к указанным сериалам. Успех писателю принесли уже ранние рассказы и повести, которые объединил программно названный (в полемике с авторами утопий - от Г. Уэллса до С. Снегова) сборник «Люди как люди» (1975), определивший «экологическую нишу» Булычёва в отечественной НФ: камерные истории о простых людях, попавших в невероятные обстоятельства, точность психологического рисунка, бытовые детали, создающие неповторимое правдоподобие самых экзотических миров, юмор, ёмкий лаконичный язык интеллигентной «городской прозы»; другие произведения короткой формы составили сборники - «Летнее утро» (1979), «Перевал» (1983), «Похищение чародея» (1989), «Коралловый замок» (1990).
В ряде рассказов жизнь людей решительно меняется под воздействием фантастических изобретений и открытий: аппарата для чтения мыслей в «Короне профессора Козарина» (1973), искусственного зрения - в рассказе «Глаз» (1978); в повести «Умение кидать мяч» (1973) абсолютно неспортивный герой, неожиданно обретший способность с исключительной точностью бросать предметы, пытается стать баскетболистом; экранизирована.

Ряд более традиционных «космических» повестей и рассказов Булычёва объединён одним героем - космическим медиком Павлышем, прототипом которого стал корабельный врач сухогруза «Сегежа» Слава Павлыш. (На «Сегеже» писатель путешествовал как корреспондент журнала «Вокруг света» в 1967 г. Цикл включает в себя один из лучших ранних рассказов Булычёва - «Снегурочка» (1973), а также повести - «Великий Дух и беглецы» (1972) и «Закон для дракона» (1975). К циклу примыкает редкий в творчестве Булычёва роман «Последняя война» (1970) - одно из немногих в советской литературе произведений, описывающих последствия ядерной войны, правда, на другой планете, куда, с целью возродить жизнь на атомном пепелище, прибыла земная экспедиция.
Из других произведений, связанных с освоением космоса, выделяются: психологическая новелла «О некрасивом биоформе» (1974), герой которой претерпевает полную биологическую трансформацию организма для того, чтобы выжить и работать на суровой планете; рассказы «Мир странный, но добрый» (1967; др. «Так начинаются наводнения») и «Хоккей Толи Гусева» (1972), в которых действие развертывается на планетах с необычными физическими, климатическими и экологическими явлениями. Повесть «Перевал» (1980), ставшая первой частью романа «Посёлок» (1988), - увлекательная «робинзонада» потомков потерпевших кораблекрушение на другой планете, вынужденных сосуществовать с местной природой и поддерживать рудименты земной цивилизации; по мотивам повести создан полнометражный мультфильм. Также экранизирована остросюжетная повесть «Подземелье ведьм» (1987), соединяющая элементы «космической оперы» и «героической фэнтези» и посвященная приключениям агента Земли на неблагополучной планете; с нею сюжетно связан роман «Агент КФ» (1984, 1986).

В середине 1980-х гг. за Булычёвым закрепилась репутация добротного мастера коммерческих научно-фантастических сериалов (об Алисе, о Великом Гусляре), не обостряющего отношения с издателями и идеологическими инстанциями обращением к «политике», но и не снижающего наработанного литературного уровня.

В девяностые годы прошлого века писатель попытался этот уровень поднять, значительно расширить тематику своих произведений, и эти попытки представляются заслуживающими внимания читателей и критиков. В повести «Смерть этажом ниже» (1989) рассказывается о катастрофе секретного химического завода в сибирском городе и о попытках местных властей скрыть информацию о тысячах жертв; сборник Булычёва - «Апология» (1990) - включает различные по уровню и тематике рассказы, напр., «Встреча под Ровно» (1990) - история тайной встречи Гитлера со Сталиным, причём оба диктатора оказываются на поверку инопланетянами, жестокими «воспитателями» земной цивилизации.

Фантастические элементы содержатся также в ряде историко-приключенческих книг Булычева: повести «Меч генерала Бандулы» (1968) и романе «На днях землетрясение в Лигоне» (1980). Перу Булычева принадлежат также многочисленные переводы английской и американской научной фантастики и ряд сценариев фильмов в этом же жанре и в жанре «современной сказки» - «Через тернии - к звёздам» (в соавторстве с Р. Викторовым); опубликован в двух частях: «Дочь космоса» (1980) и «Ангелы космоса» (1981); «Комета» (в соавторстве с Р. Викторовым), «Слезы капали» (в соавторстве с А. Володиным и Г. Данелия; поставлен в 1982 г.), «Поляна сказок» (поставлен в 1988 г.) и другие.

Под псевдонимом Ю. Михайловский Булычёв сделал перевод повести Хайнлайна «Если это будет продолжаться...», а как Александр Ге был сделан перевод рассказа Саймака «Денежное дерево» для журнала «Искатель».

Начиная с 1989 г. К. Булычёв пишет большой роман «Река Хронос», который перерастает в цикл «Хронос», состоящий уже из нескольких романов.

На рубеже веков Булычёв продолжает писать как произведения с уже известными героями (циклы Алиса, Гусляр, Театр теней), так и другие произведения (в т. ч. циклы ИнтерГпол, Веревкин). В этот период талант писателя раскрывается в полной мере, он пишет детективы (цикл Лидия Берестова), стихи, пьесы, разноплановые повести и рассказы.

По произведениям Кира Булычёва сняты художественные и мультипликационные фильмы, изданы комиксы, выпущены диафильмы. Его произведения переведены на многие языки мира и народов бывшего СССР.

18 октября 1934 года родился известный советский писатель-фантаст, драматург и сценарист Кир Булычёв (настоящее имя Игорь Всеволодович Можейко). История семьи писателя могла стать сюжетом для увлекательной книги.

Отец писателя, Всеволод Николаевич Можейко, был из белорусско-литовских шляхтичей Можейко. После Октябрьской революции, когда ему едва исполнилось15 лет, он ушёл из дома и скрыв своё дворянское происхождение устроился учеником на завод. В 1922 году, в возрасте 17 лет, приехал в Петроград, где работал слесарем и учился на рабфаке. После поступил на юридический факультет университета, параллельно работая в профсоюзе. Инспектируя однажды карандашную фабрику Хаммера, он познакомился там с работницей Марией Михайловной Булычёвой, с которой вступил в брак в 1925 году. В дальнейшем отец Игоря Всеволодовича занимал видные посты в советском государстве.

Мать тоже была из интеллигентной семьи и до революции обучалась в Смольном институте благородных девиц. Ее отец, полковник Михаил Булычёв, был преподавателем фехтования Первого Кадетского корпуса.

После революции бывшая институтка стала сиротой. В 1921 году, когда ей было 16 лет, умерла приемная мать Марии Михайловны. Девочка зарабатывала на жизнь выступая спарринг-партнером на кортах во времена НЭПа, была работницей на фабрике Хаммера, работала шофером, закончила автодорожный институт. А затем поступила в Академию им. Ворошилова, после окончания которой в 1933 году получила звание военного инженера 3-го ранга и была распределена на должность коменданта Шлиссельбургской крепости, в которой в тогда размещался склад боеприпасов. Но после рождения сына Мария Михайловна ушла с военной службы.

Перед Отечественной войной родители будущего писателя развелись и мать повторно вышла замуж за крупного учёного в области фотографической технологии, доктора химических наук Якова Исааковича Бокиника, который был родом из Одессы. В новой семье родилась младшая сестра будущего фантаста Наталья. Но спокойную жизнь новой семьи прервала война. Отчим Игоря Всеволодовича пошел на фронт и погиб в Курляндии за 2 дня до Победы, 7 мая 1945 года. А мать писателя во время войны занимала должность начальника авиадесантной школы в г. Чистополь.

Жена, писателя, Кира Алексеевна Сошинская, архитектор по образованию. Она тоже писала фантастические произведения, а еще неплохо рисовала и была иллюстратором книг своего мужа. В 1960 году у пары родилась дочь Алиса, названая родителями в честь героини сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». А затем имя дочери, Кир Булычев «подарил» и героине своих произведений – Алисе Селезневой.

Моим именем папа назвал свою героиню, вспоминала позже Алиса Всеволодовна. - Оно запоминающееся, так как встречается нечасто. А Селезнева - девичья фамилия моей бабушки. Отец любил «заимствовать» для своих героев имена у родственников и друзей.

Начав писать фантастику Игорь Всеволодович придумал себе псевдоним, поскольку опасался, что руководство Института востоковедения (где он в то время работал) может уволить его за это «несерьезное» занятие. Большинство своих книг писатель подписывал псевдонимом «Кирилл Булычёв», который был образован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Через некоторое время имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращённо - «Кир.». А затем была «сокращена» и точка, так и получился известный сейчас «Кир Булычёв». Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычёв. Ссвое настоящее имя писатель скрывал до 1982 года.

Все раскрылось, когда мне вручили за мои фантастические труды Государственную премию, и об этом сообщалось в «Правде», - рассказывал в интервью Игорь Всеволодович о том, как было раскрыто его «инкогнито». - Тут парторги засуетились, забегали - в институте ЧП: как так, научный сотрудник и такой несерьезной писаниной занимается. Пошли к директору, а тогда нашим руководителем был Примаков, нынешний премьер-министр. Он спрашивает у завотделом: «Он план выполняет?» «Выполняет...» «Ну и пусть дальше работает!»

В 1962 году окончил аспирантуру Института востоковедения АН СССР.

С 1963 года работал в Институте востоковедения АН СССР.

В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по теме "Паганское государство (XI-XIII века)". В 1981 году защитил докторскую диссертацию по теме "Буддийская сангха и государство в Бирме".

В научном мире известен трудами по истории Юго-Восточной Азии.

Первые научно-фантастические публикации писателя — рассказ-мистификация "Долг гостеприимства" (1965; напечатан как переводной, автором указан "бирманский прозаик Маун Сейн Джи") и подборка рассказов "Девочка, с которой ничего не случится" (1965). Рассказы о приключениях на Земле и в космосе девочки XXI века Алисы Селезнёвой, с которыми дебютировал в научной фантастике Булычев, положили начало долгой серии, принёсшей автору значительный успех и популярность среди читателей-подростков. Повести об Алисе, впервые изданные в различных антологиях (и неоднократно переиздававшиеся), составили сборники "Девочка с Земли" (1974), "Сто лет тому вперед" (1978), "Миллион приключений" (1982), "Девочка из будущего" (1984), "Непоседа" (1985), "Пленники астероида" (1988), "Новые приключения Алисы" (1990).

Для Кира Булычева характерна тяга к созданию циклов произведений , объединенных героями, сюжетной основой, общей идеей и стилистикой. Еще один цикл произведений писателя — это городок Великий Гусляр. Он имеет свой географический прототип — Великий Устюг. Булычев придумал около 70 рассказов и повестей о Великом Гусляре и его жителях, которые частично были объединены в сборник "Чудеса в Гусляре" (1972).

К циклу об Алисе органично примыкает цикл романов о комическом докторе Павлыше, прототипом которого стал корабельный врач сухогруза "Сегежа" Владислав Павлыш. Цикл включает в себя один из лучших ранних рассказов Булычёва "Снегурочка" (1973), повести "Великий Дух и беглецы" (1972), "Закон для дракона" (1975) и роман "Последняя война" (1970) — одно из немногих в советской литературе произведений, описывающих последствия ядерной войны, правда, на другой планете.

Произведения короткой формы составили сборники "Люди как люди" (1975), "Летнее утро" (1979), "Перевал" (1983), "Похищение чародея" (1989), "Коралловый замок" (1990).

Фантастические элементы содержатся также в ряде историко-приключенческих книг Булычева — повести "Меч генерала Бандулы" (1968) и романе "На днях землетрясение в Лигоне" (1980).

В 1990-е годы писатель попытался значительно расширить тематику своих произведений. Сборник Булычёва "Апология" (1990) включает различные по уровню и тематике рассказы. Он писал детективы (мини-цикл "Лидия Берестова"), стихи, пьесы.

Начиная с 1989 года Булычев работал над большим романом "Река Хронос", первые части которого были опубликованы в 1993-1994 годах. Роман перерос в цикл "Хронос", состоящий из нескольких романов.

Булычев активно выступал и с литературно-критическими публикациями — эссе, послесловиями, публицистическими статьями, посвященными истории и проблематике фантастической литературы или творчеству отдельных писателей. В ряду критических работ выделяется историко-критическое эссе "Падчерица эпохи" (1989), представляющее собой наброски к книге, рассказывающей о драматичной судьбе советской научной фантастики в период ее становления (1917-1940 годы); также эссе о жизни и творчестве выдающегося американского писателя Роберта Хайнлайна, ряд послесловий к сборникам зарубежных писателей.

Переводил на русский язык фантастические произведения английских и американских писателей.

Все сказки и фантастика Игоря Можейко написаны под псевдонимами Кир (Кирилл) Булычев и некоторыми другими (Николай Ложкин, Лев Христофорович Минц, Юрий Митин), под своей фамилией он писал только научно-популярные произведения и выступал как научный сотрудник. В 1982 году псевдоним был раскрыт в связи с тем, что писатель получил Государственную премию за сценарий к фильмам "Тайна третьей планеты" и "Через тернии к звездам".

Экранизировано более 20 произведений Булычева, в частности по повести "Сто лет тому вперёд" (1977) снят пятисерийный фильм "Гостья из будущего" — один из самых популярных в СССР детских фильмов середины 1980-х годов.

Кир Булычев был лауреатом премии фантастики "Аэлита-97", в 2004 году посмертно стал лауреатом шестой международной премии в области фантастической литературы имени Аркадия и Бориса Стругацких ("АБС-премия") в номинации "Критика и публицистика" за серию очерков "Падчерица эпохи".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Булычёв Кир (18 октября 1934 - 5 сентября 2003), настоящее имя Игорь Всеволодович Можейко - один из известнейших советских писателей-фантастов, учёный-востоковед и фалерист, сценарист. Лауреат Государственной премии СССР (1982).

Игорь Всеволодович Можейко родился 18 октября 1934 года в Москве. После окончания школы поступил в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза, который окончил в 1957 году. Два года работал в Бирме переводчиком и корреспондентом АПН, в 1959 году вернулся в Москву и поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР.

Бастилия - сколько тюрем было построено из ее кирпичей!

Булычёв Кир

Писал историко-географические очерки для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня». В 1962 году окончил аспирантуру, с 1963 года работал в Институте востоковедения, специализируясь на истории Бирмы. В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI-XIII века)», в 1981 году - докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме». В научном сообществе известен трудами по истории Юго-Восточной Азии.

Первый рассказ - «Маунг Джо будет жить» - опубликован в 1961 году. Фантастику начал писать в 1965 году, первое фантастическое произведение - рассказ «Долг гостеприимства», был опубликован как «перевод рассказа бирманского писателя Маун Сейн Джи».

Остальные фантастические произведения публиковались под псевдонимом «Кирилл Булычёв» - псевдоним был скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Впоследствии имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращённо - «Кир.», а потом сократили и точку, так и получился известный сейчас «Кир Булычёв». Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычёв. Своё настоящее имя писатель сохранял в тайне до 1982 года, поскольку полагал, что руководство Института Востоковедения не посчитает фантастику серьёзным занятием, и боялся, что после раскрытия псевдонима будет уволен.

Меня воспитала жизнь, а жизнь - жестокая штука.

Булычёв Кир

Издано несколько десятков книг, общее количество опубликованных произведений - сотни. Помимо написания своих произведений, занимался переводом на русский фантастических произведений американских писателей.

Сценарист. Экранизировано более двадцати произведений. В 1982 году стал лауреатом Государственной премии СССР за сценарии к художественному фильму «Через тернии к звёздам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты». После вручения Государственной премии и был раскрыт псевдоним, ожидаемое увольнение не состоялось.

Лауреат премии фантастики «Аэлита-97».

Я не выношу разговоров о летающих тарелочках, экстрасенсах, белых, черных, зеленых и голубых колдунах и провидцах, о новой хронологии, о доброте товарища Ленина и о предсказаниях Нострадамуса. Что касается моей сексуальной ориентации, то я издавна принадлежу к странному сексуальному меньшинству: я - лесбиянец. Люблю женщин.

Булычёв Кир

Умер 5 сентября 2003 года в возрасте 68 лет после тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронен в Москве на Миусском кладбище.

В 2004 году Кир Булычёв посмертно стал лауреатом шестой международной премии в области фантастической литературы имени Аркадия и Бориса Стругацких («АБС-премия») в номинации «Критика и публицистика», за серию очерков «Падчерица эпохи».

Кир Булычёв - фото

Кир Булычёв - цитаты

… различие между завоевателями заключается лишь в продолжительности их успехов.

Олег всегда испытывал к бумаге особенное чувство. Бумага, даже чистый листок, была колдовским образом связана со знанием. Она и была создана, чтобы выразить знание. Бумага была как бы проявлением божества.




Top