«Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно» (по ранним романтическим произведениям М. Горького)

Когда человек любит подвиги,
он всегда умеет их сделать и найдет,
где это можно. В жизни всегда есть место подвигам. М. Горький
Романтические произведения А. М. Горького увидели свет в 90-е годы XIX века. Это было время равнодушия к идеалам и смелым устремлениям. Те исторические пути, которыми шли народники, вызвали разочарование среди интеллигенции. Лозунг 90-х годов: "Наше время - не время великих задач". Низвергается герой, прославляется средний человек. Жизнь утрачивает свой высокий смысл.
Горький явился выразителем в литературе нового этапа освободительного движения. Серость буржуазной действительности привела его не к отрицанию подвига, а к необходимости поисков героического в романтической, вымышленной среде. Романтическое бунтарство молодого Горького было формой отрицания мещанства. Но его стремление в иную жизнь рядилось в романтические одеяния лишь до того момента, пока живые впечатления реальной действительности не указали художнику на конкретно-исторический, а не сказочно-романтический выход..
В письме к Чехову Горький приветствовал новый век: "Я недавно видел пьесу "Сирано де Бержерак" и пришел от нее в восторг: “Дорогу свободным гасконцам! Мы южного неба сыны, Мы все под полуденным солнцем, И с солнцем в крови рождены!"
Это восхищение людьми "с солнцем в крови" проявилось у Горького уже в самом его первом рассказе "Макар Чудра". Крепко любили друг друга удалой цыган Лойко Зобар и сказочная Рада. Но волю они любили еще больше. И во имя нее они не пожалели своих жизней. Горький прекло-няется"перед сильной, могучей страстью "естественного" человека, который рожден вольными степями, свободен и удален от мира мелких помыслов, расчета, корысти. Цыганский табор - это община, где действуют свои суровые "законы, но они, по мнению автора, не унижают, а прославляют человека, его непреклонную волю. Такой выбор героев определяется ненавистью писателя к классу мещан, - рабов копейки, живущим мелкими страстями.
В "Песне о Соколе" спор между Соколом (героем) и Ужом (мещанином) приводит читателя к мысли о том, что подвиг необходим, даже если окружающие не способны его оценить. Горький прославляет "безумство" тех, кто жертвует собой, не надеясь на уважение и понимание. Эта мысль особенно важна была в эпоху, когда люди утратили потребность в героическом. Писатель глубоко верит в то, что нет напрасных жертв во имя светлого будущего. Его революционный оптимизм с особой силой выразился в "Песне о Буревестнике", которая явилась прямым призывом к революции, "буре".
Художественный стиль ранних романтических произведений Горького весьма своеобразен: он насыщен символикой, гиперболами, противо подавлениями. Большую роль играет пейзаж: море, степь, горы. Речь героев взволнованная, патетическая, лишенная обыденных выражений. Сказочность стиля молодого Горького шла от стремления внести "в бедную жизнь такие вымыслы", которые пробудили бы в людях желание необыкновенной, сво-~ бодной, героической жизни.
Однако, Горький начинает сознавать важность конкретных социальных и бытовых характеристик героев. И он наделяет их реальными чертами "людей дна", также как романтики XIX века наделяли своих героев отличительными чертами "рыцарей" или "благородных дикарей".
Горький создает свой собственный мир. В нем часто можно наблюдать некоторые особенности современной ему России. Тем не менее художественная реальность писателя живет по собственным внутренним законам. И законы эти отличаются от законов, существовавших для реалистов XIX века.
В этом мире природа тесно связана с душевным состоянием героев, что соответствует канонам романтизма. Море в рассказе "Челкаш", лес в легенде о Данко, степь в рассказе "Дед Архип и Ленька" меняются по ходу развития сюжета. Если в начале произведения природа спокойна и обычна, то во время основного конфликта она "отражает" душевное напряжение героев. Так начинается гроза или буря. Кроме того, природа имеет двойственный характер. Она либо помогает людям, создавая естественный фон вольной жизни, как в начале рассказа "Старуха Изергиль", либо противостоит им. В этом противостоянии участвует, скорее, не столько сама природа, сколько ее "ложное подобие", созданное людьми.
Воплощением этого "ложного подобия" является портовый город, который "дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию", или "живой" лес, возникший из-за страха людей перед природой. В обоих случаях созданная людьми реальность "поработила и обезличила их", поэтому она должна исчезнуть в тот момент, когда людям удается победить свой страх. Напротив, подлинная природа всегда жива. Она воплощает неизменные и вечные законы жизни, поэтому большинство рассказов заканчивается пейзажами, символизирующими "вечность", неподвластную мелким страстям красоту и гармонию природы.
Главный герой обычно связан с природой. Вокруг него строится все повествование. Так, Челкаш чувствует себя свободным только в море, умирающий Ларра смотрит в небо. Такая связь позволяет выделить главного героя, что соответствует традиции романтизма. Этот герой - изгой в обществе, он всегда одинок. Отнюдь не являясь "вторым Я" автора, он, тем не менее, воплощает определенные идеи, близкие Горькому.
У главного героя, как правило, есть антагонист. Между ними и возникает конфликт, на основе которого разворачивается сюжет. Таким образом, основной конфликт не только межличностный, но и идейный. "Свободные" герои противостоят героям, зависящим либо от денег, либо от "традиций", либо от "незнания". Свобода для всех резко отличается от свободы для себя. Первую воплощает Данко, вторую - Ларра. Только свобода для всех может принести счастье людям, научить их "видеть жизнь", как говорит старуха Изергиль. Её судьба противопоставлена мещанскому идеалу "спокойной жизни".
И мечта Гаврилы "о доме", и "забота" деда Архипа о Леньке, и "мудрость" Ужа - это "мещанский идеал" для Горького. Традиционное в романтизме противостояние "личности" и "толпы" усложняется у Горького. Персонажи оцениваются еще и с точки зрения этики, поэтому полу чается парадоксальный результат: человек толпы походит на демона", стремящегося к "воле для себя" (в том отношении, что и тот, и другой могут совершить преступление). И здесь они противостоят Данко, жертвующему собой ради других и потому являющемуся подлинной "личностью".
Горький видел, что всякие этические оценки относительны. Сам он, например, выступал против христианского милосердия и этики в рассказе "Дело с застежками". Горький считал, что человек не только скопление грехов и пороков, но и существо, способное изменять себя и мир. Из-за этого всякая этика должна быть "активной", то есть должна оценивать человека с точки зрения его способности "жить, а не примиряться".
Завязкой сюжета часто оказывается проблема, на которую две разные системы взглядов дают разные ответы. Это украденный платок в рассказе "Дед Архип и Ленька", проблема "цены денег" в "Челкаше" или "свободы" в "Старухе Изергиль". Затем конфликт развивается и наступает развязка, причем герой может гибнуть, но его идеи побеждают. Побеждают не в реальной жизни, а в читательской оценке происходящего. Сокол не смог доказать "свою правду" Ужу, для которого счастье полета раскрывается в падении. Но именно Сокол предстает перед читателями в качестве положитель-hofo героя.
Противостояние двух мировоззрений проявляется и во внешнем облике персонажей, и в их восприятии действительности. "Красивые люди" всегда сравниваются с птицами, они "способны летать", в отличие от "рожденных ползать". Внешностью и речью они резко отличаются от окружающих людей. Мир "красивые люди" видят по-своему, для них не существует в нем ничего страшного и непонятного. Для Челкаша "огненно-голубой меч", увиденный Гаврилой, является простым "фонарем электрическим".
Таким образом, художественное своеобразие ранних произведений Горького связано с мировоззрением его героев. Сюжет строится на основе противостояния двух комплексов идей. Герои, несущие эти идеи, даже погибая, остаются победителями. С самого начала произведения они композиционно выделены и противопоставлены остальным персонажам в силу того, что стремятся “жить, а не примиряться”. Из-за того, что они противостоят мещанскому идеалу, положительные герои часто воплощаются в таких характерных образах, как "босяки". Это проявляется и в речи, и в стремлении к "вольной природе", и в конфликте с существующим обществом. Такая социальная обособленность позволяет говорить об их сходстве с романтическими героями XIX века. В то же время Горький наделяет своих героев отличительными чертами именно "людей дна", что можно воспринимать как стремление к реалистическому описанию жизни России начала XX века.
Романтические произведения Горького особенно любит молодежь, потому что в молодости человек более всего одержим стремлением переделать, перестроить жизнь. Идеальные, светлые, благородные герои и через сто лет привлекают читателя своей непохожестью на окружающих нас людей. "Безумство храбрых - вот мудрость жизни!" Да, существующая жизнь с ее укладом преподносится как некая истина, но она не вечна. Борьба за изменение жизни, вечное движение вперед - вот в чем заключается подлинная истина!

Тема: - Ранний романтизм Горького

В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов "Очерков и рассказов" нового писателя - М. Горького. "Большой и оригинальный талант", - таково было общее суждение о новом писателе и его книгах.Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе.

Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких рассказах, как "Челкаш", "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", в революционных песнях. Герои этих рассказов - люди "с солнцем в крови", сильные, гордые, красивые. Эти герои - мечта Горького. Такой герой должен был "усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее".

Центральным образом романтических произведений Горького раннего периода является образ героя, готового на подвиг во имя блага народа. Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ "Старуха Изергиль", написанный в 1895 году. В образ Данко Горький вложил гуманистическое представление о человеке, который все силы отдает служению народу. Данко - "молодой красавец", смелый и решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко приносит себя в жертву. Он любит людей. И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести их из мрака. "Что сделаю я для людей!?" - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками разорвал себе грудь, и вырвал из нее свое сердце, и высоко поднял его над головой. Освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца, Данко смело повел их вперед. И тьма была побеждена. "Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер". Умирает Данко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя живет как образ героя-освободителя. "В жизни всегда есть место подвигу", - говорит старуха Изергиль. Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую "Песню о Соколе", написанную в 1895 году. Сокол - олицетворение борца за народное счастье: "О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам моей груди и... захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!.." Соколу присущи презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспевает "безумство храбрых". "Безумство, храбрость - вот мудрость жизни! О, смелый Сокол, в бою с врагами истек ты кровью. Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!" В 1901 году Горький написал "Песню о Буревестнике", в которой с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции. Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: "Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем, то кричит пророк победы: "Пусть сильнее грянет буря!" Буревестник - воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: "Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем". Журнал "Жизнь", в котором была напечатана эта песня, был закрыт.

Современник Горького А. Богданович писал: "От большинства очерков г. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и отверженности".

Старая цыганка Изергиль рассказывает об одном из своих многочисленных возлюбленных, которых она знала в молодости, о поляке - "достойном пане с изрубленным лицом", воевавшем против турок на стороне греков:

Что ему греки, если он поляк? А вот что: он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, который не находят их для себя, те просто лентяи и трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно...

Вчера лёг спать очень поздно. Вставать было страшно неохота, но голод - не тётка: очень уж хотелось есть. Встать на ноги помогла светлая мысль по поводу радужной перспективы, от которой даже слюни затекли в мозжечок: "В холодильнике лежат четыре котлеты с гарниром из варёной лобии. Сейчас съем с вьетнамским перечным соусом и запью смертельно крепким кофе!" Вскочил на ноги, пружинистым шагом отправился на кухню, даже не забежав в туалет по дороге, и обнаружил, что в холодильнике всего одна котлета.

В расстроенных чувствах разогрел еду в микроволновой печи, сел за стол, чтобы насладиться тем, что Бог послал, а точнее, тем, что Бог не украл, и увидел призывной взгляд своих дочек-жучек, которые, расположившись с двух сторон, не мигая глазами, уставились носом в мою котлету. Тут я и вспомнил о достойном пане с изрубленным лицом. Разделил котлету на три равные части: в жизни всегда есть место подвигу, и для этого вовсе не нужно записываться добровольцем на войну!

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Романтизм как новый стиль русской литературы появился в начале XIX века. Его чертами стали патетика, напряженная взволнованность речи героев, яркость образов и предельная гиперболизация качеств героев, необычность событий.

Романтики восприняли от своего времени идею свободы личности, выдвинутую революцией, одновременно осознавая беззащитность человека в обществе, где побеждают денежные интересы.

Именно поэтому для мироощущения многих романтиков характерны смятение и растерянность перед окружающим миром, трагизм личности. Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность, скорее, он пытается высказать свое отношение к ней. Создать свой, вымышленный образ мира, чтобы через этот вымысел, этот контраст донести до читателя свой идеал, свое неприятие отрицаемого им мира. Герои романтизма беспокойны, страстны и неукротимы.

Практически все герои ранних произведений Горького являются воплощением смелости, решительности, самоотверженности, веры в возвышенный идеал.

В «Старухе Изергиль» Горький развивает тему смысла жизни. Рассказ состоит из трех частей, каждая из которых может служить основой отдельного произведения. Автор строит рассказ по принципу контраста. Он противопоставляет двух гepoев - Лappy и Данко. Люди обрекают Лappy, эгоистичного и высокомерного, на вечное одиночество. Величайшее благо жизнь - становится вечной мукой. Смысл этой легенды в том, что человек не может жить для самого себя, вдали от общества, - он погибает морально, умирает от страданий. Это автор подчеркивает следующим предложением: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира». И так как глаза - зеркало души, то это определяет все душевное состояние героя.

Противоположность Ларры - образ Данко, смелого, гордого, красивого и сильного. Все, чем он обладает, Данко отдает людям. Его жизнь становится подвигом, потому что он следует высокой цели - спасти людей; он горд, но горд не за себя, а за человека в целом. Он жертвует собой. Ho Горький показывает, что и эта жизнь максималистична.

В центре произведения Горький расположил рассказ о самой Изергиль. Сначала можно подумать, что образ старухи соединяет в себе черты и Ларры, и Данко, что ее личность является равновесием между двумя крайностями. Ho при лучшем рассмотрении Изергиль становится ближе скорее к Лappe, а не к Данко. Она жила только для себя, и, хотя она и говорит, что человек свободен, сама хочет свободы лишь для себя.

Вот почему, описывая ее портрет, автор акцентирует свое внимание на ее испепеленности, опустошенности: «...сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами па нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. Нa месте щек были черные ямы... кожа па лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами». Также М. Горький подчеркивает скрипучесть ее голоса, который «звучал так, как будто это роптали все забытые века, воплотившись в ее груди тенями воспоминаний». Все это говорит о том, что судьба наказала Изергиль за неправильно прожитую жизнь.

В рассказе «Макар Чудра» повествование идет от имени юноши. Здесь автор показывает нам два типа отношения к жизни. Сам Чудра считает, что смысл жизни - в славной доле бродяги, а рассказчик убежден, что смысл жизни в том, чтобы «учиться и учить».

Макар Чудра рассказывает удивительную легенду о Радде и Лойко. Оба - красивые и сильные личности, оба властные и гордые. Они любят друг друга, но не могут быть вместе. Герои рассказа не хотят идти на компромисс, они не желают подчиняться никому, даже любимому человеку. И в выборе между подчинением и смертью Лойко отдает предпочтение последней. Герои погибают, а легенда продолжает жить в устах людей.

Действительно, «в жизни... всегда есть место подвигам», и каждый решает для себя сам, совершать их или нет. Однако жить - значит, чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать, а всякая другая жизнь - смерть. Горьковские герои-максималисты открывают нам свою истину: жить - значит, жечь себя огнем борьбы, искания и тревоги.

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Эти слова взяты из произведения Максима Горького «Старуха Изергиль». Героиня рассказа, старая цыганка, говорит: «…он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи и трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно...»

Подвиги обычно совершаются на войне или в критических ситуациях, в ситуациях «между смертью и жизнью». Учитывая ту реальность, в которой живет каждый верующий, учитывая факт «духовного джихада», который протекает в душе каждого внимательного мусульманина, эти слова как раз соответствуют его положению. Ведь подвиг – это не только жертва чем-то материальным, физическим, подвиг – это в первую очередь преодоление внутренних барьеров, это выход за рамки ленивого и хитрого нафса, это победа над наущениями шайтана.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, верующий тащит своего шайтана за хохол так же, как любой из вас тащит своего верблюда в пути» . Тащить свой нафс или своего шайтана по пути веры, истины, искренности – это не дело одного дня, а каждодневная усердная работа, длящаяся в течение многих лет. Духовный подвижник Байазид сказал: Двенадцать лет я был кузнецом своего нафса. Пять лет я был зеркалом своего сердца, а еще год я вглядывался в это зеркало и видел отражение пояса вокруг моей талии. Так прошло двенадцать лет, пока, наконец, я не обрел свободу. После этого я стал еще глубже всматриваться в свое внутреннее бытие и опять увидел пояс. Пять лет я размышлял, как избавиться от него. Когда мне было открыто и это, я посмотрел на людей и, увидев, что они мертвы, повторил Аллах1у акбар четыре раза»

Победа над нафсом – это не результат одного подвига, подобно, например, тому чтобы воин пожертвовал собой ради победы своего войска. Победа над нафсом – это тысячи подвигов, это тысячи жертв, которые верующий приносит каждый день, и в большинстве случаев о них не знает никто кроме Всевышнего и Его ангелов, записывающих деяния. Подвиг – это не всегда большая жертва Иногда большего усилия и большей искренности требуют именно те мелкие дела, которым мы обычно не придаем значения. Я думаю, что подвиг определяется на масштабом действия, а мотивом его совершения…

Волшебное слово

Есть такое слово, благодаря которому малое дело становится большим и отсутствие которого делает даже большое дело не очень важным. Это слово - во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Скажи «БисмиЛлях1иРрохьманиРрохьийм», когда что-то совершаешь, и сатана станет меньше, чем муха».

Также в другом хадисе сказано: «Если человек произнесет, будучи верующим, «БисмиЛлях1», то вместе с ним восхваляют Аллаха горы, но он (человек) не слышит их».

Самое великое дело – это дело, совершенное искренне ради Аллаха. И когда человек начинает дело со словами «во имя Аллаха», он напоминает себе о высокой цели, которую он преследует – довольство Аллаха, Его снисхождение и милость. Можно совершать тысячи подвигов ради славы, ради богатства, ради любви других, но ничто из этого не сравнится по величию с тем скромным делом, которое совершено ради Всевышнего Аллаха. Это и есть «волшебное слово», делающее даже маленькое дело значимым, и отсутствие которого превращает даже подвиг в пустышку.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Первая фраза, которую написало перо на скрижали, это слова «Бисмилляхи ррахмани ррахим», и когда вы пишете, то начинайте писать с этих слов, ибо эта фраза ключ к каждой ниспосланной книге (от Аллаха, как Коран, Забур, Таврат, Инжиль). Когда ангел Джабраиль пришёл с этой фразой в откровении, то три раза повторил её и сказал: «Это для тебя и твоей общины, повелевай им (людям общины), чтобы не оставляли басмалу при начинании каждого дела, ибо я (Джабраиль) и другие ангелы не перестаём произносить эту фразу с тех пор, как была она ниспослана Адаму»

Маленькие добрые дела

Мы часто недооцениваем значимость мелких добрых дел и считаем, что можем добиться милости Аллаха только великим делами. Однако Всевышний Аллах не является невнимательным. В Коране Всевышний говорит: «В тот день люди толпами выйдут (из могил), дабы обрести (воздаяние) за свои дела. Кто бы ни совершил добро – (хотя бы) на вес пылинки, он обретет (воздаяние за) него. Кто бы ни совершил зла – (хотя бы) на вес пылинки, он обретет (возмездие) за него»

В тот день люди поймут истинную ценность своих дел, и каждое доброе дело, укладываемое на чашу весов, будет для них дороже целого мира. Потому что любое из этих дел может стать «решающим», определяющим его судьбу в вечности.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не пренебрегай ничем из одобряемого, хотя бы тем, чтобы встретить своего брата с радушным лицом» Сподвижник Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Я ни о чем не сожалел так, как о дне, в который уже село солнце, и он забрал что-то из моей жизни, но не добавил ничего к моим благим делам»

Каждый новый день – это тысяча возможностей для подвига – для дел, совершенных во имя Аллаха, с благодарностью Ему и соисканием Его милости и довольства. Для этого не нужны какие-то особенные условия или критические ситуации, когда человек проявляет себя как герой. Каждый верующий может быть героем. Например, когда он борется со своим нафсом и укрепляет свою веру и любовь к Аллаху. Верующий находит место подвигу и каждый день и в каждую минуту.




Top