Когда написан роман отцы и дети. «История создания и анализ романа "Отцы и дети" Тургенева И.С

Класс: 10 класс

Предмет: русский язык

Тема урока: И.С. Тургенев – создатель русского романа.

История создания романа "Отцы и дети"

Цели: выявить особенности жанра романа и причины его развития в середине XIX века, проследить развитие жанра романа в творчестве Тургенева; познакомиться с историей создания романа «Отцы и дети».

Ход урока

  1. Лекция учителя

Роман написан в 1861 году. Время действия – 1855-1861 гг. – период, сложный для России. Роман посвящен памяти русского разночинца В.Г. Белинского и был создан в период отмены крепостного права. Россия переживала основательную ломку социальных, политических, духовных и нравственных отношений, это были годы бурных споров о будущем России.

Роман был начат в 1860 году на о.Уайте Франции и закончен в России в 1862 году (ж. «Русский вестник»). Как только роман вышел в свет, о нем все заговорили. Спор в основном шел по образу Базарова.

Проблема отцовства – одна из важнейших, это проблема единства развития всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо – но переосмысление на основе уважения к принципам предков.

Действия в «Отцах и детях» начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года.

Композиция в романе кольцевая: Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино – Никольское – дом родителей. Создается великолепный эффект: к тем же людям в схожие ситуации во второй половине романа приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира.

  1. Комментированное чтение

Открываем первую страницу романа, читаем: «Посвящается памяти В.Г. Белинского».

Как вы думаете, почему автор посвятил свой роман В.Г. Белинскому? (Белинский был для Тургенева не только авторитетным критиком, отличавшимся резкостью, верностью, глубиной суждений, но и весьма характерным представителем демократического общества 40-х гг. Тургенев очень ценил Белинского).

Задание.

I глава. Зачитайте начало главы. Уже в первых строчках романа точно указывается год, месяц, число, когда начинается действие. Почему? Назовите основные моменты 1-3 гл.

(В первой главе знакомимся с Н.П. Кирсановым, который вместе со своим слугой приехал на постоялый двор встречать сына. Обращаем внимание на то, что Петр, слуга «новейшего» типа, приказания Н.П. Кирсанова выполняет снисходительно, к руке молодого барина не подходит, а издали кланяется. Во второй главе знакомимся с новым героем. Третья глава. Намечаются взаимоотношения Базарова с Павлом Петровичем.

Домашнее задание

Подготовить реферат «История создания романа «Отцы и дети»

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема: Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя (10 класс).

Цели: дать понятие о “нигилизме ”; сравнить понятие “нигилизм” и взгляды Базарова; развивать умение анализировать изучаемое.

Ход урока

  1. Слово учителя
  1. Базаров – нигилист

Николай Петрович даёт определение слову нигилист - “…который ничего не признаёт”. Для Павла Петровича нигилист - это, прежде всего, тот, кто “не склоняется” ни перед каким опытом. Однако люди, отказывающиеся от прошлого, по его мнению, обречены “существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве”. Аркадия, невольного возмутителя спокойствия, больше занимает не смысл того, о чем он говорит, а собственно бунтарский характер произносимых им слов.

Сравним, определения, данные в словарях.

Учитель открывает доску:

Нигилизм - это..

  • (от лат, nihil - “ничто”) отрицание общеприняты: идеалов, моральных норм, культуры, форм об жизни. (Большой энциклопедический словарь)
  • “безобразное и безнравственное учение, отвергаю го нельзя ощупать”. (Толковый словарь В.Даля)
  • “голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм”. (Толковый словарь русского языка)

Запись первого определения нигилизма, сравнение определений и высказываний в тексте.

  1. Прав ли был автор, причисляя Базарова к нигилистам?
  2. Идентичны ли его убеждения с нигилистическими?
  1. Характеристика Базарова.

Внешность

Происхождение

Воспитание

Образование

Взгляды

Отношения с окружающими

Речь, лексика

Примерное заполнение

Внешность

Лицо выражает самоуверенность и ум, длинные волосы, красная рука, одет в балахон с кистями

Происхождение

Разночинец, отец – полковой лекарь

Воспитание

Домашнее, родители давали полную свободу. “Человек должен сам себя воспитывать”

Образование

Университет, естественные науки, будущий доктор

Взгляды

Нигилист (всё отрицает). “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, “Рафаэль гроша медного не стоит”, “Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта”

Отношения с окружающими

Общается с крестьянами как с равными. С аристократами вступает в спор

Речь, лексика

Резкость в суждениях, нет иностранной речи

Мы встречаемся первый раз с Базаровым во второй главе.

Первая встреча с Николаем Петровичем и Павлом Петровичем.

1. Чтение эпизодов (с. 62, 64, 70).

Работа над следующими вопросами:

  1. Что особенно автор выделил в портрете Базарова?
  2. Что дает портрет для понимания характера этого человека?
  3. Как представляется Базаров? Почему?
  4. Чем занимается Базаров?
  5. Как встретили Базарова Николай Петрович и Павел Петрович?
  1. Идеологический конфликт
  1. Спор об аристократии. Павел Петрович в аристократах видит основную общественную силу, когда-то она Англии дала свободу. Базаров - от аристократов нет никому никакой пользы, их основное занятие - ничегонеделание
  2. Спор о принципах нигилистов. Базаров – “…в теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем”. Строить на разрушенном листе он не считает своим делом.Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение “всего” в обществе.
  3. С пор о русском народе. По мнению Павла Петровича, русский народ - патриархальный, ценит предания, не может жить без религии. Базаров видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Он видит необразованность, суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.
  4. Расхождение во взглядах на искусство и природу. Базаров же отрицает и старое, и новое искусство: “Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его”. Его интересовала только наука, так как он видел в науке силу. “Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта”. В природе видит только источник и поле человеческой деятельности. “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.

Противником в этом споре становится Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.

Работа над следующими вопросами:

  1. Каковы ваши первые впечатления об Одинцовой?
  2. Как отнеслись к ней Базаров и Аркадий?
  3. Кто же такая Одинцова?
  4. Любовь к Одинцовой.

С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего. Она - “герцогиня”, он - “лекарь”; она - холодная и безмятежная, он, как покажет история любви к этой женщине, - неравнодушный и страстный. В нём происходит что-то не базаровское: “что-то другое..., чего он никак не допускал”. Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве. Обновленного Базарова мы встречаем в сцене с родителями.

Работа над следующими вопросами:

  1. Как относятся к Евгению его отец и мать и как их чувства переданы автором?
  2. Как же Евгений Базаров относится к своим родителям?
  1. Отношение к родителям.

Тургенев показывает, с какой большой любовью родители Базарова относятся к сыну. Мать ласково называет его “Енюшкой”; “…от волнения она пошатнулась…”; “…старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего…”. Базаров любит своих родителей, прямо говорит Аркадию: “Люблю, Аркадий!”

  1. Смерть Базарова

Базаров умирает от случайного пореза пальца. Перед смертью к нему приехала Одинцова, привезла доктора, но помочь больному уже было невозможно.

Работа над следующими вопросами:

  1. Какое чувство вызывает эта сцена? Почему же умер Базаров?
  2. Остаётся ли он нигилистом?
  1. Итог урока

Базаров, отрицающий внешний романтизм, по своей духовной сути романтическая личность. Смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда - сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить. Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственно возможную, роковую, трагическую - базаровскую судьбу.

Домашнее задание

Подготовиться к анализу образов главных героев.

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: «Отцы» и «дети» в романе

Цели: рассмотреть оба аспекта проблемы «отцов» и «детей» и определить, какой из двух для Тургенева важнее; научиться анализу произведения; развивать монологическую речь у учащихся.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Беседа по теме урока

Проанализируйте II и IV главы и определите, какую роль играет мотив рук в раскрытии темы «отцов» и «детей». (У Базарова «обнаженная красная рука», которую он не сразу подал Николаю Петровичу; у Павла Петровича «красивая рука с длинными розовыми ногтями», которую он не только не подал Базарову, но спрятал обратно в карман. Петр «в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича». Прокофьич «подошел к ручке к Аркадию». Таким образом, рука - показатель противостояния Павла Петровича и Базарова, а конфликт «отцов» и «детей» существует даже в среде слуг.)
- Докажите, что этот конфликт достигает своей вершины в X главе. Проследите, как развивается спор героев. В чем они правы и в чем не правы? (Они спорят о значении дворянства, о нигилизме, о русском народе, об искусстве, о власти.) Итоги спора о «принсипах»:

Нашли ли герои истину? Хотели ли они ее найти или просто выясняли отношения? Старались ли они понять друг друга? (Позиции Базарова и Кирсанова - крайности. Им не хватило: одному - чувства почтения «сына», другому - любви и понимания «отца». Они не искали истину, а просто выясняли отношения. Они не сумели отнестись друг к другу как отцы и дети. Начиная с ХIII главы автор снимает внешнее противостояние, антитеза переходит внутрь. Но все чаще герои оказываются в похожих ситуациях: невоплощенная любовь, история с Фенечкой.)
- Проследите по тексту II, III, VI, VII, IX, X, XXV, XXVI, XXVIII глав, как меняется отношение Аркадия к нигилизму. Найдите авторское отношение к нигилизму Базарова (гл. XI). О чем говорят слова Писарева: «Аркадий... хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он - сам по себе, а идеи - сами по себе, болтаются как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего ребенка»? (Увлечение Аркадия нигилизмом - это дань моде, времени.

Он подражает Базарову, что вызывает иронию автора.)
- Анализируя лексику XII и XIII глав, покажите авторское отношение к героям, которые считают себя учениками Базарова. Почему они изображены карикатурно? Какова их композиционная роль в романе? (Кукшина и Ситников нужны как фон, на котором раскрывается образ Базарова. Карикатурность, неестественность мнимых нигилистов оттеняют силу и мощь Базарова.)
- Охарактеризуйте взаимоотношения Базарова с родителями. Какова идейно-композиционная роль образов стариков Базаровых для понимания характера главного героя? (У Базарова нет близости с родителями, хотя он их любит и жалеет. Герой сознательно отказывается от семейных традиций, преемственности поколений, отрицает авторитеты, считает, что сам себя воспитал. Это герой времени, без прошлого и, как ни печально, без будущего.)
- Охарактеризуйте взаимоотношения в семье Кирсановых. Какова композиционная роль образов Кирсановых для понимания личности Базарова? (Павел Петрович уважает традиции, но отказывается от изменений в жизни. Это герой без будущего, у него все в прошлом. Он, как и Базаров, самолюбив, не поддается влиянию, одинок. Оба героя нежизненны. Тургенев не случайно связал в заглавии «отцов» и «детей» соединительным союзом. Должно быть так: и отцы, и дети. Жизненными остаются Аркадий и Николай Петрович, потому что один стремится забрать все лучшее от «отцов», а другой постоянно держит в памяти прошлое и пытается понять будущее. Эти герои создают семьи, т. е. продолжают род, имеют будущее.)


II. Итог урока.

  1. Слово учителя.

В раскрытии социального аспекта конфликта романа Базаров остается один, один и Павел Петрович, так как Николай Петрович в спор почти не вступает. Если говорить об общечеловеческом, семейном значении заглавия, то в системе образов обнаруживается противостояние семьи Кирсановых и семьи Базаровых. Первая продолжает жить, а вторая постепенно уходит. Дети - это будущее, но только в том случае, если они усваивают традиции прошлого. Для Тургенева важнее семейные отношения, построенные по законам понимания, уважения. Только в семье передаются традиции из поколения в поколение. Человек, лишенный этого, не способен понять других. Базаров и Павел Петрович одиноки, а Аркадий и Николай Петрович близки друг другу, у них семьи, их жизнь продолжается.

Домашнее задание

Выписать цитаты, объясняющие отношение главных героев к любви.

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: Любовь в романе «Отцы и дети»

Цели: рассмотреть четыре любовных сюжета, четыре взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают выписанные цитаты из текста романа.

  1. Работа по теме урока
  1. Групповая работа с карточками.

Группа 1. Павел Петрович и княгиня Р.
1. Работая над лексикой VII главы, покажите, как изменился Павел Петрович после смерти княгини Р.
2. Найдите ключевые слова, характеризующие княгиню Р. Подтвердите неопределенность и загадочность героини. Как образ княгини Р. раскрывает характер Павла Петровича? Как любовь Павла Петровича к княгине Р. помогает понять образ Базарова?
3. Используя текст XXIV главы, объясните, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой.
Вывод. Эта любовь - любовь-наваждение, которая «сломала» жизнь Павла Петровича, после смерти княгини он уже не мог жить по-прежнему. Эта любовь не принесла людям ничего, кроме муки.
Группа 2. Николай Петрович и Фенечка.
1. Расскажите историю Фенечки, выделите основные черты этой героини. Какова композиционная роль этого образа?
2. Сравните переживания Николая Петровича (конец VIII главы) с переживаниями Павла Петровича.
3. Сопоставьте любовь братьев. Что общего и в чем разница в их чувствах? Какую роль играют любовные истории братьев в понимании образа Базарова?
Вывод. Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки - это прежде всего семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.
Группы 3 и 4. Базаров и Одинцова.
1. Используя текст VII, XIV и XVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.
2. Наблюдая за лексикой XIV, XV, XVI глав, проследите, как незаметно меняется Базаров, как постепенно исчезает цинизм, появляется смущение. Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки.
3. Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова. Почему не могла «состояться» любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст XVI и XVIII глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?
4. Сравните две сцены объяснения Базарова - поздним вечером и днем (главы XVII, XVIII). Почему объяснение произошло днем, когда уже не было того очарования ночи, которое «вливается в душу и заставляет ее трепетать»? Охарактеризуйте поведение Базарова после объяснения. «Растоптала» ли любовь Базарова?
5. Чем сходны и чем различаются любовные ситуации Базарова и Павла Петровича?
6. Какова идейно-композиционная роль образа Фенечки для понимания характеров Базарова и Павла Петровича?
Вывод. Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова на первый взгляд похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но любовь не «растоптала» Базарова, после объяснения он с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейтлин считают, что любовь «низводит» Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.
Группа 5. Аркадий и Катя.
1. Проследите по тексту, как относится Аркадий к Анне Сергеевне Одинцовой (глава XIV). Зачем в романе показана влюбленность Аркадия в Анну Сергеевну?
2. Докажите текстом, что Аркадий меняется («возвращается» к себе истинному) под влиянием Кати (главы XXV, XXVI).
3. Какова идейно-композиционная роль образа Кати?
Вывод. Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви отец и сын похожи.

  1. Итог урока.
  1. Слово учителя

Четыре любовные истории помогают глубже увидеть характер героев и отношение к ним автора. К тому же они тоже раскрывают проблему «отцов» и «детей», сближая Аркадия с отцом, а Базарова с Павлом Петровичем. Автор показывает сурового нигилиста Базарова человеком, умеющим любить. Здесь борются герой (тип) и человек. И побеждает человек, перешагивая через ограниченный нигилизм, так как нигилизм - это порождение разума, а любить можно только сердцем.

Домашнее задание

Ответить на вопросы

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: Смерть Базарова.

"Умереть так, как умер Базаров, -
все равно, что сделать великий подвиг" .

Писарев.

Цели: проверить и закрепить знания; подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя; развивать устный речь.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания
  2. Вступительная беседа

Последние страницы романа, посвященные смерти главного героя - самые важные. По словам Д. И. Писарева: "Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова... Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное".

Тургенев вспоминает: "Я однажды прогуливался и думал о смерти. Вслед за тем передо мной возникла картина умирающего человека. Это был Базаров. Сцена произвела на меня сильное впечатление, и затем начали развиваться остальные действующие лица и само действие".

  1. Анализ сцены смерти

Приступая к анализу образа Базарова в финальной сцене, следует разобраться в трех вопросах:

  1. Почему Тургенев так заканчивает жизнь Базарова? ("фигура... обреченная на погибель"). Здесь уместно вспомнить взгляды Тургенева на природу и взаимоотношения человека и природы, а также его отношение к революции, к революционному разрушению и насилию.
  2. Как писатель показывает героя в момент смерти? "Когда я писал заключительные строки "Отцов и детей", я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись", - писал автор. В последних сценах Тургенев любит Базарова и показывает его достойным восхищения.
  3. Как Тургенев приводит своего героя к смерти?

Обратимся к последним станицам романа. Какое чувство вызывают последние станицы романа?

Как вы думаете, что имел в виду Писарев, написав: «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг?

(В это момент проявились сила воли и мужество Базарова. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения).

Почему же все-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?

(Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя).

Какова причина смерти и ее символический смысл? Как ведет себя Базаров? Почему скрывает от родителей свое состояние? Как относится к смерти и как борется с болезнью?

Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему при этом, оставшись верным своим убеждениям, просит позвать Одинцову? Почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не говорил, т. е. изменяет своим принципам? (Перед лицом смерти исчезло все внешнее, наносное и осталось самое главное: цельная, убежденная натура, способная к прекрасному чувству, к поэтическому восприятию мира .)

  1. Итог урока

В чем символический смысл смерти Базарова? Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова?

Домашнее задание

  1. Ответить на вопрос: Почему роман заканчивается смертью главного героя?

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: Подготовка к домашнему сочинению. Выбор темы

Цель: предложить учащимся несколько тем для написания сочинения и помочь в ыборе и составлении плана.

Ход урока

  1. Выбор темы сочинения
  1. Отцы и дети в изображении И.С. Тургенева (По роману «Отцы и дети»).
  2. Система взглядов «новых» людей в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
  3. Столкновение Базарова с собственной теорией.
  4. «Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова).
  5. Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?

Примерные темы:

  1. Обсуждение темы «Отцы и дети в изображении И.С. Тургенева».

1.Составление примерного плана:

1. Время создания романа «Отцы и дети»

2. Столкновение представителей отцов и детей.

3. Устарела ли проблема отцов и детей сегодня?

  1. Обсуждение темы «Система взглядов «новых» людей в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
  1. Составление примерного плана:
  1. Основная проблематика романа.
  2. Тема «нового» человека – одна из главных в творчестве И.С. Тургенева.
  3. В чем автор видит суть взглядов «новых» людей.
  4. Причина несостоятельности взглядов героя.
  1. Обсуждение темы «Столкновение Базарова с собственной теорией».
  1. Составление плана:
  1. Конфликт отцов и детей как основа романа.
  2. Образ Базарова в романе «Отцы и дети».
  3. В чем суть столкновения Базарова с самим собой.
  4. Восприятие романа критикой.

Домашнее задание

Написать сочинение по выбранной теме


Иван Сергеевич Тургенев был дворянином, чьё состояние не вызывало сожаления. Он имел стабильный, постоянный доход и писательской деятельностью занимался для собственной реализации.

Долгое время автор ограничивался написанием рассказов и небольших повестей. Он словно копил силы и жизненный опыт для своих романов, которые принесли ему всемирную славу. Даже свой первый роман «Рудин», писатель поначалу определил как повесть. Позже у автора стало всё складываться с романами, и он один за другим, за десять лет написал шесть произведений.

История создания романа «Отцы и дети»

Свои романы Тургенев стал публиковать начиная с 1856 года, и все его произведения стали неотъемлемой и важной частью русской литературы.

Тургеневский роман «Отцы и дети» стал четверым романом в литературной деятельности писателя. Годы его создания 1860-1861 год, когда писатель стал чувствовать себя увереннее. По праву этот роман считается вершиной его творчества, где прекрасно видны все писательские манеры. И на сегодняшний день этот роман является самым известным произведением Ивана Тургенева, а популярность его растёт до сих пор, так как в сюжете подняты очень важные проблемы, которые актуальны и в наши дни.

Автор многое пытался донести до читателя. Он прекрасно изображал, как складываются отношения между людьми, относящимся к разным социальным слоям. Старался отражать современную действительность, и затрагивал те темы, которые интересуют людей до сих пор. Но тут же сам Иван Сергеевич не раз подчеркивал, что ему очень важно показать в книге свое писательское мастерство, а не просто завоевать известность и популярность на обсуждении насущных проблем.

Ярким примером этого является его роман «Отцы и дети», который уже в 1862 году вышел в свет. В это время политическая обстановка в стране была напряженной. Наконец-то было отменено крепостное право, Россия и Европа стали сближаться. Отсюда и разные философские течения, которые стали возникать в России.

Однако основное действие романа относится еще к тому времени, пока в России не произошли реформы. Примерно действия тургеневского романа можно отнести к 1859 году. Именно Иван Тургенев впервые вводит такое понятие, как «нигилизм», который становится новым направлением в общественной жизни страны и получает популярность.

Главный герой тургеневского романа – Евгений Базаров. Он как раз и является нигилистом. Молодые люди того времени приняли его как пример для подражания, выделяя в нем такие нравственные качества, как

бескомпромиссность, отсутствие какого – либо уважения или преклонения перед тем, что говорят пожилые или авторитетны люди.

Тургеневский герой ставит свои взгляды превыше всего. Всё, что может быть полезным или прекрасным, но не совпадает с его мировоззрением, всё, отступает на второй план. Это было необычно для литературы того времени, поэтому и явление, изображенное автором, нашло такой живой отклик среди читателей.

Сюжет тургеневского произведения «Отцы и дети»


Действие происходит в 1859 году. Два друга – нигилиста приезжают в имение Кирсановых, которое находится в Марьино. Аркадий познакомился со своим новым другом Евгением Базаровым в институте, где обучался на лекаря. Этого приезда с нетерпением ждал Николай Петрович, который сильно скучал по сыну. Но к сожалению, отношения Евгения со старшим Кирсановыми не ладятся, и Евгений решает покинуть их гостеприимный дом и переехал в небольшой город губернии.

С ним уезжает Аркадий. Вместе они прекрасно проводят время в обществе молодежи и красивых девушек. Но однажды на балу они знакомятся с Одинцовой, оба влюбляются в нее и едут в ее имение, приняв приглашение. Некоторое время они живут в Никольском, но объяснения Евгения не получает взаимности, поэтому он уезжает. На этот раз он отправляется к своим родителям, с ним едет и Аркадий. Но любовь старых Базаровых скоро начинает раздражать Евгения, поэтому они опять возвращаются в Марьино в семейство Кирсановых. Базаров, который пытается найти выход любви, которую он питает к Анне Сергеевне, целует Фенечку. Это видит Павел Петрович и вызывает его на дуэль. Всё это привело к скандалу, и друзья расстаются.

Но Аркадий, который уже давно гостит в Никольском и увлечен Катенькой, однажды встречает там и Базарова. После объяснения Аркадия и его признание в любви в Катеньке, Базаров возвращается к своим родителям. Он решает забыть Одинцову, поэтому начинает действовать решительно и помогает отцу лечить больных тифом. Однажды он заразился, когда вскрывал умершего крестьянина от тифа. Он старался изобрести препарат, который бы мог всех излечить. Долго болеет, а потом умирает. Перед самой смертью он просит приехать Одинцову и та исполняет его просьбу. Аркадий женится на сестре Одинцовой, а Николай Кирсанов наконец-то решается узаконить отношения с Фенечкой. Его старший брат навсегда покидает страну и поселяется за границей.

Герои тургеневского романа «Отцы и дети»


В романе Тургенева «Отцы и дети» большое количество героев. Среди них есть главные герои, которые влияют на весь сюжет романа. Есть эпизодические, которые внося колорит, и позволяют автору выразить свои мысли ещё ярче и доступнее.

К главным героям произведения «Отцы и дети» можно отнести следующих лиц:

★ Базаров.
★ Братья Кирсановы: Николай Петрович и Павел Петрович.
★ Аркадий Кирсанов.


Базаров – студент, нигилист. Он в будущем собирается стать врачом. Евгений Васильевич практически не имеет друзей. Но вот он знакомится с семейством Кирсановых. Так, он сначала знакомится с Аркадием, который легко поддается влиянию, поэтому он и старается ему навязать свои взгляды нигилиста. Он не понимает и совсем не желает принимать людей старшего поколения, не считается с мнением своих родителей. Базаров - разночинец, то есть человек оторвавшийся от своей ранее привычной среды. Но влюбляясь в Одинцову вдруг меняет свои взгляды, а вскоре выясняется, что в душе его живет настоящий романтик. После его смерти над телом его совершают религиозный обряд, как простому и обычному человеку.

Николай Петрович – один из главных героев тургеневского романа. Кирсанов – помещик и отец Аркадия. Он придерживается консервативных взглядов, поэтому и не принимает нигилизм Базарова. Его жена давно умерла, но есть другая любовь в его жизни – к Фенечке, крестьянке. В конце романа он, несмотря на все условности общества, женится на ней. Он романтичен, любит музыку и хорошо относится к поэзии. Старший брат его, Павел Петрович, по характеру сильно отличен. Павел Петрович некогда был офицером, но теперь находится в отставке. Он аристократичен, самоуверен, горд. Он любит рассуждать об искусстве и науке. Когда-то он был влюблен, но любовь закончилась трагедией. Отношение к другим героям у него разное: он любит своего племянника и брата. К Фенечке тоже относится хорошо, потому что она напоминает ту женщину, княгиню, в которую он некогда был влюблен. А вот Базарова он открыто ненавидит и за его взгляды, и за поведение, даже вызывает того на дуэль. В этой битве Павел Петрович получил легкое ранение.

Аркаша Кирсанов – это друг Базарова и сын меньшего брата Кирсановых. Он тоже в будущем станет врачом, а пока только является студентом. Нигилист Базаров оказывает на него огромное влияние и на какое-то время он придерживается его взглядов и идей, но, попав в родительский дом, отказывается от них.

Есть в тургеневском романе и другие действующие лица, которые невозможно отнести к эпизодическим, но и главную роль для раскрытия сюжета они не имеют:

⇒ Базаров, отец нигилиста Евгения. Василий Иванович когда-то был хирургом в армии, а в настоящее время находится в отставке. Он образован и умен, но небогат. Любит сына, но взглядов его не разделяет, придерживаясь все-таки консервативных идей.

⇒ Арина Власьевна – это набожная женщина мать Базарова. У нее есть небольшое имение, которым управляет муж и человек 10-15 крепостных. Суеверная и мнительная, она сильно переживает из-за сына.

⇒ Одинцова. Предпочитает Анна Сергеевна спокойную и размеренную жизнь. Когда она слушает признание в любви от Базарова, то отказывает ему, хотя он все-таки был ей симпатичен. Она богата, и это богатство унаследовала от своего мужа.

⇒ Катенька Локтева – тихая и практически незаметная девушка, находящаяся всегда в тени своей сестры Одинцовой. В нее влюблен Аркадий, который не сразу смог разобраться в своих чувствах, из-за увлечения Одинцовой Анной. Катенька выйдет замуж за Аркадия.



Эпизодических лиц в тургеневском романе много:

Виктор Ситников – приверженец нигилизма.
Кукшина - нигилистка, но придерживается Евдоксия этих идей лишь только для своего блага.
Фенечка. Она родила своему хозяину ребенка, а затем стала его женой. Из-за нее дерется старший из Кирсановых и Базаров.
Дуня, служанка Фенечки.
Петр, слуга в доме Кирсановых.
Княгиня Нелли Р, в которую некогда был влюблен старший Кирсанов.
Колязин – городской чиновник.
Локтев – отец двух молодых и прекрасных героинь тургеневского романа.
Авдотья Степановна – тетка молодых героинь, княжна, но злая и очень вредная старуха.
Тимофеевич, приказчик.

Критические отзывы и оценки


Тургеневское произведение было воспринято по-разному. Например, читатели не одобрили главного героя тургеневского романа, который переступал через многие ценности. Но молодежь, наоборот, всячески старались его поддержать, считая, что главный герой произведения – это яркое отражение того мира, в котором они живут.

Также разделились и мнения цензоров. Необычный и бурный спор разгорелся на страницах журналов «Современник» и известного «Русского слова». В это время в городе на Неве случились беспорядки, когда неизвестные агрессивно настроенные молодые люди устроили погром. В результате беспорядков погибли люди. Многие посчитали, что виноват в этом и Иван Тургенев, который написал роман «Отцы и дети», ведь только его новое явление, как нигилизм могло привести к такому результату. Некоторые даже считали, что тургеневский роман нельзя назвать художественным произведением.

Но были и те, кто защищал писателя и его роман, считая, что эти беспорядки состоялись бы и без тургеневского произведения.

В одном критики сошлись - роман написан очень достойно, с точки зрения художественного литературного языка. Именно поэтому роман, написанный Иваном Сергеевичем Тургеневым полтора века назад для своих современников, остаётся актуальным в наши дни.

Важнейшая черта удивительного таланта И.С. Тургенева – острое чувство своего времени, которое является лучшим испытанием для художника. Созданные им образы продолжают жить, но уже в ином мире, имя которому – благодарная память потомков, научившихся у писателя любви, мечте и мудрости.

Столкновение двух политических сил, дворян-либералов и революционеров-разночинцев, нашло художественное воплощение в новом произведении, которое создается в сложный период общественного противостояния.

Замысел «Отцов и детей» – результат общения с коллективом журнала «Современник», где писатель долгое время работал. Писатель тяжело переживал уход из журнала, ведь с ним была связана память о Белинском. Статьи Добролюбова, с которым постоянно спорил Иван Сергеевич и порой не соглашался, послужили реальной основой для изображения идеологических разногласий. Радикально настроенный молодой человек был не на стороне постепенных реформ, как автор «Отцов и детей», а свято верил в путь революционного преображения России. Редактор журнала, Николай Некрасов, поддержал эту точку зрения, поэтому из редакции ушли классики художественной литературы — Толстой и Тургенев.

Первые наброски к будущему роману были сделаны в конце июля 1860 года на английском острове Уайт. Образ Базарова был определен автором, как характер человека самоуверенного, работящего, нигилиста, не признающего компромиссов и авторитетов. Работая над романом, Тургенев невольно проникается симпатией к своему персонажу. В этом ему помогает дневник главного героя, который ведет сам писатель.

В мае 1861 года писатель возвращается из Парижа в своё имение Спасское и делает последнюю запись в рукописях. В феврале 1862 года роман публикуется в «Русском вестнике».

Основные проблемы

Прочитав роман, понимаешь истинную его ценность, созданную «гением меры» (Д. Мережковский). Что Тургенев любил? В чём сомневался? О чём мечтал?

  1. Центральными в книге является нравственная проблема взаимоотношений поколений. «Отцы» или «дети»? Судьба каждого связана с поиском ответа на вопрос: в чём смысл жизни? Для новых людей он заключается в труде, но старая гвардия видит его в рассуждении и созерцании, ведь на них работают толпы крестьян. В этой принципиальной позиции и находится место непримиримому конфликту: отцы и дети живут по-разному. В этом расхождении мы усматриваем проблему недопонимания противоположностей. Антагонисты не могут и не хотят принимать друг друга, особенно этот тупик прослеживается во взаимоотношениях Павла Кирсанова и Евгения Базарова.
  2. Так же остро стоит проблема нравственного выбора: на чьей стороне правда? Тургенев полагал, что нельзя отрицать прошлое, ведь только благодаря ему строится будущее. В образе Базарова он выразил необходимость сохранения преемственности поколений. Герой несчастен, потому что одинок и понят, ведь сам ни к кому не стремился и не хотел понять. Однако изменения, нравится это людям прошлого или нет, все равно придут, и к ним надо быть готовым. Об этом говорит иронический образ Павла Кирсанова, который потерял чувство реальности, надевая в деревне парадные фраки. Писатель призывает чутко реагировать на перемены и пытаться понять их, а не огульно охаивать, как дядя Аркадия. Таким образом, решение проблемы – в толерантном отношении разных людей друг другу и попытке познания противоположной жизненной концепции. В этом смысле победила позиция Николая Кирсанова, который терпимо относился к новым веяниям и никогда не спешил их судить. Его сын тоже нашел компромиссное решение.
  3. Однако автор дал понять, что за трагедией Базарова стоит высокое предназначение. Именно такие отчаянные и самоуверенные первооткрыватели прокладывают миру дорогу вперед, поэтому проблема признания этой миссии в обществе тоже занимает важное место. Евгений кается на смертном одре, что чувствует себя ненужным, это осознание и губит его, а ведь он мог стать великим ученым или искусным врачом. Но жестокие нравы консервативного мира вытесняют его, так как чувствуют в нем угрозу.
  4. Проблемы «новых» людей, разночинной интеллигенции, непростых взаимоотношений в обществе, с родителями, в семье тоже очевидны. Разночинцы не обладают доходными имениями и положением в обществе, поэтому вынуждены трудиться и ожесточаются, видя социальную несправедливость: они ради куска хлеба упорно работают, а дворяне, глупые и бездарные, ничего не делают и занимают все верхние этажи общественной иерархии, куда лифт просто не доходит. Отсюда и революционные настроения, и нравственный кризис целого поколения.
  5. Проблемы вечных человеческих ценностей: любви, дружбы, искусства, отношения к природе. Тургенев умел раскрывать в любви глубины человеческого характера, проверять истинную сущность человека любовью. Но не все проходят эту проверку, пример тому Базаров, который ломается под натиском чувства.

Все интересы и замыслы писателя всецело были сосредоточены на важнейших задачах времени, шли навстречу самым жгучим проблемам повседневности.

Характеристика героев романа

Евгений Васильевич Базаров – выходец из народа. Сын полкового лекаря. Дед со стороны отца «землю пахал». Евгений сам пробивает себе дорогу в жизни, получает хорошее образование. Поэтому герой небрежен в одежде и манерах, его никто не воспитывал. Базаров — представитель нового революционно-демократического поколения, задача которого — разрушить старый уклад жизни, бороться против тех, кто тормозит общественное развитие. Человек сложный, сомневающийся, но гордый и непреклонный. Как исправить общество, Евгений Васильевич представляет весьма неопределённо. Отрицает старый мир, принимает только то, что подтверждено практикой.

  • Писатель отобразил в Базарове тип молодого человека, верящего исключительно в научную деятельность и отрицающего религию. Герой испытывает глубокий интерес к естественным наукам. С детства родители привили ему любовь к труду.
  • Осуждает народ за неграмотность и невежество, но гордится своим происхождением. Взгляды и убеждения Базарова не находят единомышленников. Ситников, болтун и фразёр, и «эмансипированная» Кукшина – никчёмные «последователи».
  • В Евгении Васильевиче мечется неведомая ему душа. Что делать с ней физиологу и анатому? Её же не видно под микроскопом. Но душа болит, хотя её – научный факт – нет!
  • Тургенев большую часть романа исследует «искушения» своего героя. Он терзает его любовью стариков — родителей – как же быть с ними? А любовь к Одинцовой? Принципы никак не совмещаются с жизнью, с живыми движениями людей. Что же остаётся Базарову? Только умереть. Смерть – его последнее испытание. Он принимает её героически, не утешает себя заклинаниями материалиста, а зовёт возлюбленную.
  • Дух побеждает взбесившийся разум, преодолевает заблуждения схем и постулатов нового учения.
  • Павел Петрович Кирсанов — носитель дворянской культуры. Базарову претят «накрахмаленные воротнички», «длинные ногти» Павла Петровича. Но аристократические манеры героя являются внутренней слабостью, тайным сознанием своей неполноценности.

    • Кирсанов считает, что уважать себя – значит следить за своей внешностью и никогда не терять своего достоинства, даже в деревне. Свой распорядок дня он составляет на английский манер.
    • Павел Петрович вышел в отставку, предавшись любовным переживаниям. Это его решение стало «отставкой» от жизни. Любовь не приносит человеку радости, если он живёт только её интересами и капризами.
    • Герой руководствуется принципами, принятыми «на веру», отвечающими его положению барина — крепостника. Чтит русский народ за патриархальность и за повиновение.
    • В отношении к женщине проявляются сила и страстность чувства, но он их не понимает.
    • Павел Петрович равнодушен к природе. Отрицание её красоты говорит о его духовной ограниченности.
    • Этот человек глубоко несчастен.

    Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия и родной брат Павла Петровича. Сделать военную карьеру не удалось, но он не отчаялся и поступил в университет. После смерти жены посвятил себя сыну и благоустройству поместья.

    • Характерные черты персонажа — незлобивость, покорность. Интеллигентность героя вызывает симпатию и уважение. Николай Петрович — романтик в душе, любит музыку, декламирует стихи.
    • Он противник нигилизма, любые назревающие разногласия пытается сгладить. Живёт в согласии со своим сердцем и совестью.

    Аркадий Николаевич Кирсанов – человек несамостоятельный, лишен своих жизненных принципов. Он полностью подчиняется другу. Примкнул к Базарову только по молодому задору, так как не имел своих взглядов, поэтому в финале между ними произошёл разрыв.

    • Впоследствии стал рачительным хозяином и обзавёлся семьёй.
    • «Славный малый», но «мякенький, либеральный барич», — говорит о нём Базаров.
    • Все Кирсановы «больше дети событий, чем отцы собственных поступков».

    Одинцова Анна Сергеевна — «родственный» личности Базарова «элемент». На основании чего можно сделать такой вывод? Твёрдость взгляда на жизнь, «гордое одиночество, ум – делают ее «близкой» главному герою романа. Она, как и Евгений, принесла в жертву личное счастье, поэтому сердце ее холодно и боязливо относится к чувствам. Она сама попрала их, выйдя замуж по расчету.

    Конфликт «отцов» и «детей»

    Конфликт – «столкновение», «серьёзное разногласие», «спор». Говорить о том, что эти понятия имеют только «негативный оттенок» — значит совершенно не понимать процессов развития общества. «Истина рождается в споре» — эту аксиому можно считать «ключиком», приоткрывающим завесу над проблемами, поставленными Тургеневым в романе.

    Споры – основной композиционный приём, позволяющий читателю определить свою точку зрения и занять определённую позицию во взглядах на то или иное общественное явление, область развития, природу, искусство, нравственные понятия. Используя «приём споров» между «молодостью» и «старостью», автор утверждает мысль, что жизнь не стоит на месте, она многогранна и многолика.

    Конфликт между «отцами» и «детьми» никогда не разрешится, его можно обозначить как «константу». Однако именно конфликт поколений является двигателем развития всего земного. На страницах романа ведётся жгучая полемика, вызванная борьбой революционно-демократических сил с либеральным дворянством.

    Главные темы

    Тургенев сумел насытить роман прогрессивной мыслью: протест против насилия, ненависть к узаконенному рабству, боль за страдание народа, желание основать его счастье.

    Главные темы в романе «Отцы и дети» :

  1. Идейные противоречия интеллигенции в период подготовки реформы об отмене крепостного права;
  2. «Отцы» и «дети»: взаимоотношения поколений и тема семьи;
  3. «Новый» тип человека на переломе двух эпох;
  4. Безмерная любовь к родине, родителям, женщине;
  5. Человек и природа. Окружающий мир: мастерская или храм?

В чём смысл книги?

Произведение Тургенева звучит тревожным набатом над всей Россией, призывающим сограждан к объединению, здравомыслию, плодотворной деятельности во благо Родины.

Книга объясняет нам не только прошлое, но и день сегодняшний, напоминает о вечных ценностях. Название романа означает не старшее и младшее поколения, не семейные отношения, а людей новых и старых взглядов. «Отцы и дети» ценны не столько как иллюстрация к истории, в произведении затронуто много нравственных проблем.

Основой существования рода людского является семья, где у каждого – свои обязанности: старшие («отцы») опекают младших («детей»), передают им накопленный предками опыт, традиции, воспитывают в них нравственные чувства; младшие – чтят взрослых, перенимают у них всё важное и лучшее, что необходимо для формирования человека новой формации. Однако их задача – это еще и создание принципиальных новшеств, невозможное без некоторого отрицания прошлых заблуждений. Гармония миропорядка состоит в том, чтобы эти «связи» не рвались, но не в том, чтобы все оставалось по старинке.

Книга имеет большое воспитательное значение. Прочитать её в пору формирования своего характера — значит задуматься над важными жизненными проблемами. «Отцы и дети» учат серьёзному отношению к миру, активной позиции, патриотизму. Учат смолоду вырабатывать твёрдые принципы, занимаясь самовоспитанием, но при этом чтить память предков, даже если она не всегда оказывается правой.

Критика о романе

  • После опубликования «Отцов и детей» разгорелась ожесточённая полемика. М.А Антонович в журнале «Современник» истолковал роман как «беспощадную» и «разрушительную критику молодого поколения».
  • Д. Писарев в «Русском слове» высоко оценил произведение и созданный мастером образ нигилиста. Критик подчеркнул трагизм характера и отметил твердость человека, не отступающего перед испытаниями. Он соглашается с другими авторами критических статей в том, что «новые» люди могут вызывать негодование, но отказать им в «искренности» невозможно. Появление Базарова в русской литературе — это новый шаг в освещении социально — общественной жизни страны.

Во всём ли можно согласиться с критиком? Возможно, нет. Павла Петровича он называет «Печориным маленьких размеров». Но спор двух персонажей даёт повод в этом усомниться. Писарев утверждает, что Тургенев ни одному из своих героев не сочувствует. Писатель же считает Базарова «любимым детищем».

Что такое «нигилизм»?

Впервые слово «нигилист» звучит в романе из уст Аркадия и сразу притягивает к себе внимание. Однако понятие «нигилист» никоим образом с Кирсановым младшим не связано.

Слово «нигилист» было взято Тургеневым из рецензии Н. Добролюбова на книгу казанского философа, консервативно настроенного профессора В. Берви. Однако Добролюбов истолковал его в положительном смысле и закрепил за молодым поколением. В широкий обиход слово ввёл Иван Сергеевич, что стало синонимом слова «революционер».

«Нигилистом» в романе является Базаров, не признающий авторитетов и все отрицающий. Писатель не принимал крайностей нигилизма, окарикатурив Кукшину и Ситникова, но симпатизировал главному герою.

Евгений Васильевич Базаров и поныне учит нас своей судьбой. Любой человек имеет неповторимый духовный образ, будь он нигилист или простой обыватель. Уважение и почтение к другому человеку складывается из почтения к тому, что в нём есть то же тайное мерцание живой души, что и в тебе.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Быстро - работа над ним заняла у писателя примерно два года. Это было уже четвертое большое произведение Ивана Сергеевича. Как шла работа над романом и какие этапы создания прошло это произведение, нам известно подробно, так как об этом сохранились не только сведения современников, но и записи самого Тургенева.

Творческая история романа

В августе 1860 года Иван Сергеевич Тургенев находился в Англии. Он прекрасно проводил время на острове Уайт. Когда он принимал морские ванны в Вентноре, по воспоминаниям самого писателя, неожиданно ему в голову пришла мысль - написать «большую повесть». После этого автор стал понемногу работать над своим новым произведением.

В одном из своих писем Тургенев пишет о том, что прототипом главного героя-нигилиста стал его попутчик в вагоне. Как вспоминал сам Тургенев, из-за больших снежных заносов их поезд не мог ехать дальше, поэтому у Ивана Сергеевича было время как можно лучше познакомиться с молодым доктором из провинции. Известно, что этот попутчик умер незадолго до написания Тургеневым романа.

Уже осенью этого же года Иван Тургенев, находясь в Париже, составляет свой «план» повести, по которому и начинает писать. Кстати, план нового произведения был проработан Иваном Сергеевичем до малейших подробностей. Сам автор романа «Отцы и дети» рассказывал всем, что замысел ему очень нравится, и он желает закончить это произведение уже к весне.

Зимой автор начинает писать свою «большую повесть», и к весне половина романа уже была готова. Но тут происходит что-то странное - Тургенев больше не может плодотворно трудиться над своим произведением. В письмах он сообщает друзьям, что на него негативно влияет постоянное пребывание в Париже.

Только вернувшись в Россию, находясь в своем имении, летом 1861 года писатель наконец-то заканчивает свою работу над романом. Но на этом Иван Сергеевич не остановился. Вернувшись в Париж, он читает свою рукопись друзьям и знакомым, а затем дополняет ее и вносит некоторые правки. После этого он отсылает черновой вариант романа своему другу Павлу Анненкову. Тот, прочитав роман, отослал ее назад уже вместе со своими дополнениями и замечаниями. После этого Тургенев опять делает некоторые исправления и правки в тексте романа. Эта работа шла в течение трех-четырех месяцев.

Первая публикация романа состоялась весной 1862 года в журнале «Русский вестник». А вот отдельной книгой это тургеневское произведение вышло лишь только осенью 1862 года.

Этапы создания:

Смысл, сюжет и проблематика произведения

В своем романе Иван Тургенев решил показать борьбу двух политических направлений. Весь сюжет произведения построен таким образом, что представили разных поколений и мировоззрений противостоят друг другу. К таким ярким представителям можно отнести следующих действующих лиц:

  1. Базаров Евгений.

По замыслу писателя в сюжете затрагиваются многие вопросы, которые были актуальны в XIX веке и до сих пор волнуют общественность:

  1. Отношение к труду;
  2. Преобразования в деревнях;
  3. Отношение к науке и искусству;
  4. Положение простого народа.

Но основная проблема, затронутая писателем, отражена уже в самом названии романа - взаимоотношения детей и отцов. Базаров не желает понимать принципы и интересы старшего поколения, считая их уже устаревшими. По мнению главного героя, основная цель в жизни - работать так, чтобы производить нечто материальное. Поэтому Евгений безразличен и к искусству, и к наукам, считая их бесполезными.

Со всем по-другому рассуждает Павел Петрович. Он считает, что есть вещи, которые будут всегда и которые ничем на свете заменить нельзя. Для него важны традиции и привычки, а тех изменений, которые происходят в обществе, он совсем не замечает. Поэтому между Евгением Васильевичем и Павлом Петровичем постоянно возникают споры, которые как раз и помогают раскрыть и понять идейный замысел тургеневского романа.

Несмотря на то что они по своему мировоззрению противники , эти герои имеют много общего:

  1. Самолюбие;
  2. Оказывают большое влияние на окружающих, но сами не подвержены чужому влиянию;
  3. Не умеют и не могут спокойно вести споры;
  4. Имеют сильный характер.

И, несмотря на все это сходство, Базаров и Кирсанов совершенно разные люди . И эта разница проявляется во многом:

  1. В происхождении;
  2. Воспитании;
  3. Образе мышления;
  4. Портретной характеристике;
  5. Образе жизни.

Базаров - нигилист. Он умеет разговаривать с крестьянами так, что они считают его своим человеком, а не барином. Кирсанов же оторван от народа. Павел Петрович бесцельно проводит свой каждый день, а Евгений желает постоянно трудиться.

Евгений Базаров - сильная личность, поэтому автор преднамеренно пытается провести его еще через одно испытание - смерть. Герой трагичен, но, даже умирая, он ведет себя как по-настоящему сильная личность. В последние минуты своей жизни Евгений думает не о себе, а о родителях.

План для пересказа

При изучении в школе романа «Отцы и дети» часто требуется не только проанализировать произведение, но и составить план для пересказа. Это поможет быстро сориентироваться в сюжете произведения и правильно его воспроизвести.

План для подробного или краткого пересказа:

  1. Приезд домой Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова;
  2. История жизни братьев Кирсановых;
  3. Знакомство с Одинцовой;
  4. Посещение родительского дома;
  5. Поединок;
  6. Болезнь и смерть Базарова.

Действие романа переносит читателя в майские дни 1859 года. Николай Петрович Кирсанов, которому уже исполнилось 43 года, с радостью ожидал своего сына домой. Аркадий, сын помещика Кирсанова, уже окончил университет и теперь ехал вместе со своим другом Евгением Базаровым к отцу, чтобы погостить у него.

Николай Петрович был сыном генерала, и когда-то в молодости перед ним открывалась прекрасная военная карьера. Но однажды он сломал ногу и с тех пор остался хроменьким. Поэтому о военной службе он должен был забыть. Женившись рано на дочери мелкого чиновника, он вел размеренную жизнь помещика и был счастлив. Но неожиданно супруга Николая Петровича умерла, после чего он посвятил свою жизнь воспитанию сына, в котором души не чаял.

И вот появляется Аркадий вместе со своим новым другом. Евгений - начинающий доктор, высокий и молодой. Он некрасив и самоуверен . Разговор сразу не клеится, ведь Аркадий замечает рядом с отцом молодую девушку с ребеночком. Фенечка смущает его. А дома уже ждет их Павел Петрович, дядя Аркадия. Сразу же между ним и Базаровым возникает антипатия.

Уже на следующий день Павел Петрович не выдерживает и вступает в спор с Евгением. Базаров доказывает свои убеждения о том, что химия важнее искусства. Но Кирсанову такой нигилизм Базарова кажется дерзким.

Аркадий старается как-то сгладить этот конфликт и рассказывает кратко историю жизни Павла Кирсанова. Он был прекрасным офицером. Но однажды он встретил княгиню, в которую страстно влюбился. Но когда роман неожиданно закончился, на этом окончилась и его военная карьера.

Споры старшего Кирсанова и Базарова возникали, как только они встречались. Однажды Евгений и Аркадий отправились в город, где встретили знакомого Базарова. Ситников знакомит их с дамой Кукшиной. В этот же день Аркадий познакомил друга и со вдовой Одинцовой. Кукшина была нигилисткой. Но Базаров тут же влюбился в богатую молодую Одинцову.

Вдова приглашает молодых людей погостить в ее доме. На какое-то время Аркадию кажется, что он тоже влюблен в Анну Сергеевну. Но, познакомившись с Катенькой, он проводит много времени в ее компании. После объяснения с Одинцовой и отказом, Евгений решает уехать к родителям. Его отец жил недалеко и был уездным лекарем. Несмотря на радость родителей, ему скоро становится скучно, и он покидает их дом, поехав опять к Кирсановым.

Скучая, он начинает приставать к Фенечке . Павел Петрович, увидев этот поступок Евгения, вызывает его на поединок. На дуэли Базаров слегка ранит Кирсанова и сам же оказывает ему первую помощь. Катя и Аркадий сходятся так близко, что младший Кирсанов совсем забывает о своем друге. Базарову Анна Сергеевна взаимностью не отвечает. И Евгению остается вернуться в родительский дом.

Вернувшись, Базаров старается много работать. Но однажды, проводя эксперименты на трупе больного, он ранит палец и заражается тифом. Через несколько дней он сообщает отцу о том, что скоро умрет. Уже перед самой смертью он просит Одинцову приехать к нему, чтобы попрощаться.

Через шесть месяцев Аркадий и его отец женятся. Павел Петрович уезжает в Дрезден, а на могилу Базарова приходят лишь его родители, оплакивая своего сына.

"Отцы и дети" - один из самых известных и популярных романов Тургенева. Он вообще сравнительно поздно начал публиковать свои романы - только с 1856 года. К тому времени ему уже было немало лет. За спиной был опыт "Записок охотника" и популярность как автора очерков.

Четвертый роман и его актуальные темы

Иван Сергеевич всего написал шесть романов. Четвертым по счету был "Отцы и дети", год создания которого пришелся на 1861-й. Это произведение является квинтэссенцией романной манеры Тургенева. Он всегда стремится изобразить события личной жизни, отношения между людьми на фоне каких-либо социальных явлений.

Писатель всегда подчеркивал, что он чистый художник и для него важнее эстетическое совершенство книги, а не ее политическая или общественная актуальность. Однако в каждом произведении Ивана Сергеевича видно, что он всегда попадает в самую сердцевину актуальных общественных дискуссий того или иного времени. О том же свидетельствует и роман "Отцы и дети".

Это произведение выходит в свет в 1862 году, в период сближения России и Европы, когда была осуществлена великая реформа - отменено крепостное право. Стали появляться совершенно иные философские течения и общественные взгляды.

История создания. "Отцы и дети", или Возникновение нового понятия

Важно подчеркнуть, что Иван Сергеевич в романе изображает события дореформенной поры 1859 года. И именно он не только открывает, но и называет в своем произведении то общественное явление, которое еще не осознавалось как важное и актуальное.

Ключевой фразой является сравнение человеческой жизни с миром равнодушной природы. И, тем не менее, она не безучастна. Просто настолько всесильна, что помогает людям преодолеть суетность мира и постичь жизнь вечную и бесконечную.

Истинный смысл произведения Ивана Сергеевича

Противоречие между отцами и детьми, которое заявлено на первых страницах романа, дальше не обостряется и не углубляется. Наоборот, крайности все больше приближаются друг к другу. В итоге читатель понимает, что в каждой семье отношения родителей к своим детям достаточно теплые, а те в ответ отвечают им взаимностью. И, несмотря на все предшествующие критические и негативные дискуссии, которые несет в себе история создания, "Отцы и дети" по мере развития сюжета демонстрируют, что противоречия между взглядами старшего поколения и молодого все больше сглаживаются. А под конец романа практически сводятся на нет.

Перемены в сознании главного персонажа

А особенно сложную эволюцию переживает сам главный герой - Базаров. И идет она не по принуждению, а в результате внутренних движений души и разума. Он отрицает все основные ценности дворянского общества: природу, искусство, семью, любовь. И Иван Сергеевич прекрасно понимает, что его герой, в принципе, совершенно бесперспективный и не сможет долго жить в этом отрицании.

И как только на главного персонажа обрушивается любовь, его стройная система взглядов рушится. Ему незачем жить. Поэтому вряд ли смерть его в этом произведении можно считать случайной.

Смысл романа Ивана Сергеевича можно было бы очень кратко описать цитатой Пушкина: "Блажен, кто смолоду был молод..." Дело в том, что противоречия между молодой энергичностью, активностью и покорностью к жизни, которые присущи более зрелым периодам человека, - это мнимые конфликты.

Как природа поглощает и перерабатывает в себе социальные явления, так меняются взгляды молодежи в произведении "Отцы и дети". Герои романа, их характеры постепенно перерождаются и сближаются с мнениями и суждениями отцов. В этом и состоит выдающееся достижение Тургенева.

О нигилисте, человеке, который презирает искусство, Иван Сергеевич смог рассказать средствами этого самого мастерства. Об очень острых социальных событиях автор поведал не на языке реплики участника событий, а на художественном. Именно поэтому роман "Отцы и дети" до сих пор волнует чувства многих читателей.




Top