Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись. Особенности первобытной культуры

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссией по трудовым спорам и судом.

Комиссия по трудовым спорам по своей юридической природе представляет собой орган, формируемый на паритетных началах. В соответствии со ст. 384 ТК РФ комиссии образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании работников организации. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.

Комиссии по трудовым спорам рассматривают индивидуальные , возникающие в организации, за исключением споров, по которым Трудовым кодексом и иными федеральными законами установлен иной порядок их рассмотрения.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Статья 387 ТК РФ предусматривает порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам. Комиссия обязана рассмотреть спор в течение десяти календарных дней со дня подачи заявления. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. Рассмотрение спора происходит в присутствии заявителя и представителей работодателя. По заявлению работника спор может быть рассмотрен в его отсутствие. Для объективного и всестороннего рассмотрения дела на заседание комиссии могут быть вызваны свидетели, приглашены специалисты, затребованы необходимые документы и расчеты. Решение принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Решение комиссии должно быть оформлено в письменном виде. Как правило, решение имеет мотивировочную и резолютивную части (ч. 2 ст. 388 ТК РФ).

Заверенные копии решения комиссии вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения. Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит немедленному исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок комиссия по трудовым спорам выдает работнику удостоверение. Удостоверение является исполнительным документом, на основании которого судебный пристав-исполнитель приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

Удостоверение не выдается работнику, если он или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

В соответствии с действующим законодательством индивидуальные трудовые споры рассматривают районные (городские) суды. В рамках общего порядка разрешения трудовых споров районный (городской) суд выступает по отношению к комиссии по трудовым спорам в качестве второй инстанции в случаях обращения к нему с заявлением:

  • работника, заявление которого не было рассмотрено в 10-дневный срок в комиссии по трудовым спорам;
  • работника, работодателя или соответствующего профессионального союза, защищающего интересы работника, являющегося членом этого профсоюза, когда они несогласны с решением комиссии по трудовым спорам;
  • прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам и иным нормативным правовым актам.

Суд не наделен действующим законодательством правом пересмотра решений комиссий по трудовым спорам по собственной инициативе, например в порядке надзора. В то же время законодательство относит к компетенции суда непосредственное разрешение ряда трудовых споров в качестве первой инстанции. Так, непосредственно в судах рассматриваются трудовые споры по заявлениям:

  • работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы;
  • работодателя о возмещении работником материального ущерба, причиненного имуществу работодателя.

Кроме того, непосредственно в судах рассматриваются также споры:

  • об отказе в приеме на работу. Например, по заявлению лиц, приглашенных в порядке перевода от другого работодателя по заявлению иных лиц, с которыми работодатель в соответствии с законодательством был обязан заключить трудовой договор (скажем, с лицом, направляемым службой занятости для трудоустройства в счет квоты);
  • по заявлению лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц;
  • по заявлению лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 17.03.2004 г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что лицо, считающее, что его права нарушены, может по собственному усмотрению выбрать способ разрешения индивидуального трудового спора. Он вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые непосредственно рассматриваются судом), а в случае несогласия с ее решением — в суд в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд.

Рассмотрение трудовых споров в суде в целом подчиняется общим требованиям гражданского судопроизводства. Процедура рассмотрения трудовых споров в суде регулируется трудовым и гражданским процессуальным законодательством.

За разрешением индивидуального трудового спора работник имеет право обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. В случае пропуска по уважительным причинам установленных сроков (например, в случае болезни, переезда в другую местность) они могут быть восстановлены судом. Днем увольнения считается последний день работы. Однако срок для обжалования увольнения начинает свое течение в соответствии с ч. 2 ст. 14 ТК РФ на следующий после вручения работнику приказа об увольнении день.

Согласно ст. 28 ГПК РФ иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации, если иск связан с работой в филиале или представительстве организации, иск может быть подан по месту нахождения филиала или представительства.

Судья вправе отказать в приеме заявления в случаях: наличия вступившего в законную силу решения суда по тому же вопросу, неподведомственности спора вообще суду или по территориальному признаку.

При рассмотрении спора в суде сторонами являются работник и работодатель. Представители прокуратуры и профессионального союза могут выступать как участники процесса. Но если даже заявление подано профсоюзом или прокурором в защиту прав работника, они не становятся стороной спора, и работник, в защиту которого они выступили, должен подтвердить требования. Работодатель (физическое лицо либо организация) в основном выступает в качестве ответчика, и лишь в случае предъявления иска к работнику о возмещении причиненного им материального ущерба работодателю он выступает в качестве истца.

В соответствии со ст. 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от уплаты пошлин и судебных расходов. К издержкам применительно к трудовым спорам могут быть отнесены суммы, подлежащие выплате свидетелям и экспертам; расходы, связанные с производством осмотра на месте; расходы, связанные с исполнением решения суда.

На основании всестороннего изучения всех материалов, показаний сторон и других участников процесса судом выносится решение. В решении формулируется вывод суда об удовлетворении иска или об отказе в иске. При удовлетворении исковых требований суд четко формулирует, какие действия следует произвести ответчику во исполнение решения.

Если истец отказался от иска в процессе судебного разбирательства или спор завершился мировым соглашением, суд выносит не решение, а определение, в котором фиксируется отказ от иска или утверждается мировое соглашение.

Решение районного (городского) суда может быть обжаловано сторонами спора в вышестоящий суд в течение десяти дней. Жалоба подастся через суд, вынесший решение.

Индивидуальный трудовой спор, рассмотренный в суде, прекращается исполнением судебного решения. Исполнение судебного решения — это реальное осуществление содержащихся в нем предписаний. Решения судов по трудовым спорам подлежат исполнению по вступлении их в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения. Статья 396 ТК РФ предусматривает, что решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника подлежит немедленному исполнению. В случае несогласия с решением суда работодатель имеет право обжаловать решение суда, однако это не влияет на исполнение решения о восстановлении на работе. Не позднее чем на следующий рабочий день после вынесения решения суда о восстановлении на работе работодатель должен издать приказ о восстановлении, а работник должен приступить к исполнению своих обязанностей. При задержке работодателем исполнения такого решения (например, неиздание приказа работодателем о восстановлении работника на работе) орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.

Непосредственное исполнение решений судебных органов по трудовым спорам возлагается на судебных приставов-исполнителей.

Индивидуальные трудовые споры и порядок их рассмотрения

Согласно ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником (либо лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, либо лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор) по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В настоящее время индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам (далее - КТС) и судами общей юрисдикции. В соответствии со ст. 383 ТК РФ порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК РФ и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется также ГПК РФ. Кроме того, федеральным законом могут устанавливаться особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников.

КТС могут образовываться в любых организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также у работодателя - индивидуального предпринимателя.

КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя.

Представители работников избираются в КТС общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждении на общем собрании (конференции) работников. Членами КТС могут быть избраны любые работники независимо от членства в профсоюзе, занимаемой должности, выполняемой работы.

Представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации или работодателем - индивидуальным предпринимателем.

КТС могут создаваться не только в организациях, но и в их структурных подразделениях (например, в филиалах, представительствах, цехах). Комиссии по трудовым спорам структурных подразделений могут рассматривать трудовые споры только в пределах полномочий этих подразделений.

Руководит работой КТС и ведет ее заседания председатель, который избирается членами комиссии. Организационно-техническое обеспечение работы комиссии возлагается на работодателя, который должен предоставить помещение, выделить оргтехнику, бумагу и т.д.

КТС рассматривает большинство индивидуальных трудовых споров (например, споры о применении дисциплинарных взысканий, об оплате труда, об изменении существующих условий труда, споры в сфере рабочего времени и времени отдыха, льгот и компенсаций и т.д.), кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции судов или для разрешения которых предусмотрен специальный порядок. Однако, прежде чем обратиться в комиссию, работник должен самостоятельно или с участием своего представителя (например, профсоюзного органа, адвоката, законного представителя) попытаться урегулировать разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Но если переговоры ни к чему не привели (например, работодатель от них уклоняется или отказывает удовлетворить требования работника), то работник вправе обратиться с заявлением в КТС.

Формой обращения в КТС является заявление, в котором работник указывает суть его требований, обосновывая их представленными доказательствами, а также указывает дату, когда он узнал о нарушении своего права. Эта дата имеет большое юридическое значение. Согласно ч. 1 ст. 386 ТК работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Следовательно, трудовое законодательство устанавливает сокращенный срок давности для обращения в КТС. Однако, при пропуске срока по уважительной причине (например, в случае болезни работника или его близких родственников, длительной командировки, проведения долгих переговоров с работодателем об урегулировании разногласий и др.) работник не лишается права обратиться за разрешением спора в КТС. В этом случае он должен подать в комиссию заявление о восстановлении срока, указав в нем причину его пропуска. Если КТС посчитает причину пропуска срока уважительной, то срок восстанавливается и дело рассматривается в общем порядке. В случае, когда комиссия признает пропуск срока неуважительным, она отказывает работнику в удовлетворении заявленных им требований. Решение КТС в таком случае может быть обжаловано в суд.

Заявление составляется в произвольной форме и может быть передано работником лично либо отправлено по почте, факсом, электронной почтой. В соответствии с ч. 1 ст. 387 ТК РФ заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации. На практике заявления регистрируются в специальном журнале, который ведет секретарь комиссии, а на самом заявлении ставится отметка о его принятии, скрепленная печатью КТС.

Приняв заявление, комиссия должна рассмотреть его в десятидневный срок. Индивидуальный трудовой спор рассматривается в присутствии работника или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя не допускается, кроме случаев, когда об этом письменно просит сам работник. В случае неявки работника или его представителя на заседание комиссии рассмотрение спора откладывается. При вторичной неявке без уважительных причин комиссия имеет право снять заявление с рассмотрения. Закон не предусматривает перечня уважительных причин неявки, поэтому комиссия вправе по своему мнению относить причины неявки к уважительным или нет. Снятие заявления с рассмотрения не лишает работника права подать заявление о рассмотрении спора повторно в пределах трехмесячного срока давности.

Работодатель или его представитель имеют право участвовать в заседании, однако их неявка не препятствует рассмотрению заявления.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

КТС вправе приглашать на заседание свидетелей и требовать от работодателя предоставления в установленный ею срок необходимых документов (приказов, ведомостей, рапортов и др.).

Ход рассмотрения индивидуального трудового спора КТС фиксируется в протоколе, который ведется секретарем, подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью.

Рассмотрев все представленные материалы, выслушав доводы сторон, показания свидетелей, КТС тайным голосованием принимает решение. Причем решение принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Это означает, что каждый член комиссии не зависит от той стороны трудовых правоотношений, из состава которой он был избран (назначен) в комиссию.

Решение комиссии подписывается председателем, а копии решения, скрепленные печатью комиссии и подписью председателя, в трехдневный срок выдаются работнику и работодателю.

Решение КТС может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения. Причем в случае пропуска данного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом при наличии ходатайства об этом от заинтересованного лица.

Не обжалованное в десятидневный срок решение КТС вступает в законную силу. После чего оно должно быть исполнено работодателем добровольно в течение трех дней. Если работодатель в установленный срок не исполняет решение комиссии, то она выдает работнику по его просьбе удостоверение, являющееся исполнительным документом, для принудительного исполнения. Несмотря на то, что ТК РФ не предусматривает, что должно содержаться в удостоверении КТС, по сложившейся практике в нем указываются: наименование работодателя, где создана комиссия; фамилия, имя, отчество работника; дата принятия решения и содержание его резолютивной части; дата выдачи удостоверения. Удостоверение подписывается председателем КТС и заверяется печатью.

Получив удостоверение, работник вправе не позднее трех месяцев предъявить его для исполнения судебному приставу, который, руководствуясь положениями Федерального закона "Об исполнительном производстве", приводит решение в исполнение в принудительном порядке. В случае пропуска срока для предъявления удостоверения КТС к исполнению по уважительным причинам работник может обратиться в комиссию с заявлением о восстановлении данного срока.

Индивидуальные трудовые споры подлежат рассмотрению в суде в случаях, предусмотренных ТК, а именно:

1) если в десятидневный срок со дня получения копии решения КТС оно обжалуется в суд. С заявлением в суд могут обращаться работники, работодатели либо профессиональные союзы, защищающие интересы работника по его просьбе, если они не согласны с решением КТС, а также прокурор, если работник по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд;

2) если КТС не рассмотрела в установленный срок (10 дней) заявление работника и не разрешила индивидуальный трудовой спор;

3) если КТС не создана у работодателя или прекратила свое действие;

4) если работник решил обратиться в суд, минуя КТС; такое право предусмотрено ч. 1 ст. 391 ТК РФ;

5) если законом рассмотрение трудовых споров отнесено к исключительной компетенции суда.

Действующий ТК РФ (ст. 391) предусматривает, что непосредственно в судах рассматриваются следующие трудовые споры:

о восстановлении работника на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях работодателя при обработке и защите персональных данных;

о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами;

об отказе в приеме на работу;

все споры лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций.

Кроме того, в судах рассматриваются споры:

лиц, считающих, что они подверглись дискриминации (ст. 3 ТК);

о возмещении работнику морального вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием работодателя (ст. 394 ТК);

по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, непризнания работодателем несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составления соответствующего акта, несогласия пострадавшего с содержанием этого акта (ст. 231 ТК).

Средством возбуждения гражданского судопроизводства является иск, который предъявляется в суд в форме искового заявления. Исковое заявление, направленное на разрешение индивидуальных трудовых споров, должно содержать сведения, предусмотренные ГПК РФ.

Исковое заявление подписывается заявителем и предъявляется в суд лично или по почте.

Помимо выполнения требований, предъявляемым гражданским процессуальным законодательством к форме и содержанию искового заявления, к родовой и территориальной подсудности трудовых споров, немаловажное значение имеет соблюдение сроков обращения в суд.

Так, решение КТС может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения работнику и работодателю копии решения.

Работник вправе обратиться в суд, за разрешением спора об увольнении в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи ему трудовой книжки.

По всем остальным искам работника о защите его трудовых прав установлен трехмесячный срок, который начинает течь со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. Днем обнаружения ущерба считается день, когда руководителю организации (работодателю - физическому лицу) стало известно о наличии ущерба, причиненного работником. Днем обнаружения ущерба, выявленного в результате инвентаризации материальных ценностей, проведения ревизии или аудиторской проверки, следует считать день подписания соответствующего акта или заключения.

Сроки обращения в суд, пропущенные по уважительной причине, могут быть восстановлены судом по заявлению заинтересованного лица.

При подаче заявления с пропущенным сроком исковой давности судья должен принять его, но если в ходе судебного заседания будет заявлено о пропуске срока, то суд отказывает в удовлетворении иска (ст. 199 ГК РФ).

Рассмотрение искового заявления осуществляется судом по правилам искового производства.

ТК РФ предусматривает положения, касающиеся вынесения решений по спорам об увольнении, переводе на другую работу и удовлетворения денежных требований работника (ст. 394, 395 ТК РФ).

В случае признания увольнения работника или перевода его на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе судом. Кроме того, суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. По заявлению работника суд может ограничиться вынесением решения о взыскании в его пользу указанных выше сумм.

По заявлению работника суд может принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.

В случае признания формулировки причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд обязан изменить ее и указать в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с законной формулировкой. Если неправильная формулировка причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению работника на другую работу, то суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями.

При признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере без ограничения срока. К числу денежных требований работника можно отнести требования: об оплате времени вынужденного прогула, оплате разницы в заработке при незаконном переводе, выплате компенсации за неиспользованный отпуск, оплате отпуска, выплате выходного пособия и сохранении среднего заработка на период трудоустройства, выплате заработной платы и ее индексации, выплате возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью работника, и др.

Незаконно уволенный или переведенный работник должен быть допущен к исполнению трудовых обязанностей по прежней работе на следующий день после вынесения решения о восстановлении его на работе или в прежней должности. Данное решение подлежит немедленному исполнению, не дожидаясь его вступления в законную силу (ч. 4 ст. 211 ГПК РФ). При задержке работодателем исполнения такого решения суд выносит определение о выплате работнику за все время задержки среднего заработка или разницы в заработке.

Решение суда может быть отменено в апелляционном (решения мировых судей), кассационном (решения федеральных судов), надзорном порядке или по вновь открывшимся обстоятельствам. Однако в отличие от норм ГПК РФ, предусматривающих поворот исполнения решения по гражданским делам во всех случаях отмены или изменения решения, по трудовым делам такой поворот возможен только в исключительных случаях. Обратное взыскание с работника сумм, выплаченных ему в соответствии с решением суда, возможно только при отмене решения в порядке надзора и если отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подложных документах (ст. 397 ТК).

Помимо искового порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах, гражданское процессуальное законодательство предусматривает особый упрошенный порядок рассмотрения требований работника о взыскании начисленной, но не выплаченной ему заработной платы, так называемое приказное производство (см. гл. 11 ГПК РФ). В соответствии с ч. 7 ст. 122 ГПК РФ по требованию о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы мировым судьей выносится судебный приказ на основании соответствующего заявления об этом. При отсутствии со стороны должника возражений относительно его исполнения судебный приказ выдается взыскателю для предъявления его к исполнению. Судебный приказ является не только постановлением судьи, но и имеет силу исполнительного документа. Взыскание по нему производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Несоблюдение трудового законодательства и в связи с этим нарушение трудовых прав граждан требуют защиты трудовых прав и свобод прежде всего работников.

Нормативную основу разрешения трудовых споров составляют рассмотренные базовые положения Конституции РФ, ТК РФ и иных федеральных законов.

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 46) получил развитие один из основных принципов трудового права по обеспечению права каждого на защиту государством его прав и свобод, в том числе судебную защиту (абз. 15 ст. 2 ТК РФ), который нашел свое проявление в нормах гл. 60 и 61 ТК РФ.

В ст. 21 ТК РФ к основным трудовым правам работников отнесены также право на защиту своих трудовых прав и свобод всеми не запрещенными законом способами и право на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку в установленном законом порядке.

Необходимо помнить, что при рассмотрении и разрешении трудовых споров возникают правоотношения , непосредственно связанные с трудовыми. Они являются процессуальными при рассмотрении индивидуальных трудовых споров в КТС и процедурно-процессуальными при разрешении коллективных трудовых споров в органах, создаваемых для разрешения данного спора.

Трудовые споры разграничиваются (подразделяются) на индивидуальные трудовые споры и коллективные трудовые споры. Эта классификация проводится исходя из следующих критериев: по сторонам спора, его предмету, характеру спора и в зависимости от того, из каких правоотношений они возникают. В соответствии с этими критериями сторонами индивидуального трудового спора всегда выступают отдельный работник и работодатель. Предметом такого спора является требование работника о восстановлении или признании трудовых прав, которые, по его мнению, должны ему принадлежать на основании трудового законодательства, иных нормативных правовых актов , содержащих нормы трудового права , локальных нормативных актов или вытекающих из коллективного договора или соглашений либо из условий трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда); например, невыплата заработной платы , снятие дисциплинарного взыскания или восстановление на работе в связи с неправомерным увольнением работника и т.п.

Индивидуальные трудовые споры - споры искового характера.

В коллективных трудовых спорах участвуют, с одной стороны, коллектив работников или их представители, а с другой - работодатель (работодатели), его (их) представители.

Указанные споры возникают по поводу установления и изменения коллективных условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локального нормативного акта и т.п.

Коллективные трудовые споры являются неисковыми спорами. Коллективные трудовые споры возникают из правоотношений, непосредственно связанных с трудовыми правоотношениями.

В зависимости от вида трудового спора и его характера определяется способ (порядок) его разрешения. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 4 ст. 37) этот порядок устанавливается в законе федерального уровня, а именно в гл. 60 ТК РФ предусмотрен порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров, а в гл. 61 ТК РФ - коллективных.

Следует различать причины трудовых споров и знать, что причины коллективных трудовых споров связаны с коллективными интересами работников по установлению и изменению условий труда, включая заработную плату, а также заключению, изменению или выполнению коллективных договоров, соглашений.

Причинами индивидуальных трудовых споров чаще всего являются нарушения работодателем (руководителем) трудовых прав работника, которые могут быть результатом невысокого уровня правосознания либо недостаточности правовых знаний или проявления пренебрежительного отношения к соблюдению трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, коллективного договора, соглашений, условий трудового договора работника. Причинами индивидуального трудового спора может быть и недостаточность правовых знаний работника или его добросовестное заблуждение, хотя может быть и иная ситуация, когда недобросовестный работник знает, что он не прав, но стремится любым путем оспорить правомерные действия работодателя.

Понятие индивидуального трудового спора определено в ст. 381 ТК РФ, из которой следует, что указанный спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Таким образом, одной стороной индивидуального трудового спора является работодатель, а другой - работник. В этой статье также говорится, что индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с работодателем ("бывший работник"), или лицом, желающим заключить трудовой договор и поступить на работу, но которому в этом отказано работодателем.

В данной законодательной формулировке также отражено, что индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником, и это определяет необходимость предварительно урегулировать возникшие разногласия во избежание возникновения индивидуального трудового спора.

На необходимость урегулирования возникших разногласий указано и в ч. 2 ст. 385 ТК РФ, в которой установлено, что "если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем", то индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам (КТС) при обращении работника в КТС.

Комиссия по трудовым спорам является одним из органов по разрешению индивидуальных трудовых споров. Порядок рассмотрения этих споров в КТС установлен ТК РФ (ст. 382 - 389), а в судах - лишь частично регулируется ТК РФ (ст. 391 - 396) и в основном гражданским процессуальным законодательством РФ.

В общем порядке в КТС рассматривается большинство индивидуальных трудовых споров, вытекающих из трудового правоотношения. Так, КТС рассматривает споры об оплате труда, применении норм выработки и установленных расценок, возврате незаконно удержанных сумм из заработной платы работника и другие споры работника с работодателем. Таким образом, индивидуальные трудовые споры между субъектами трудовых правоотношений , если для них не предусмотрен другой порядок, рассматриваются КТС.

Иной порядок установлен законом для определенных трудовых споров, рассматриваемых непосредственно судом, т.е. без рассмотрения КТС согласно ч. 2 ст. 391 ТК РФ.

Таким образом, работник может обратиться в КТС для рассмотрения индивидуального трудового спора, за исключением тех споров, которые должны рассматриваться непосредственно в суде или для которых федеральным законом установлен другой порядок их рассмотрения. Вместе с тем работник вправе обратиться в суд, минуя КТС.

Правовое положение КТС определено тем, что указанная комиссия является постоянно действующим самостоятельным юрисдикционным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, ее решения не нуждаются в чьем-либо утверждении. Суд не имеет ни надзорных, ни контрольных полномочий по отношению к КТС и не вправе пересматривать, изменять или отменять ее решения, которые при рассмотрении спора в суде оцениваются как одно из доказательств по делу.

Инициатором создания КТС может выступать работодатель - юридическое лицо (организация) и работодатель - физическое лицо , являющееся индивидуальным предпринимателем . Работодатель и представительный орган работников при получении письменного предложения о создании КТС обязаны в 10-дневный срок направить своих представителей в КТС.

Комиссия по трудовым спорам образуется из равного числа представителей от работодателя и работников, на паритетной основе (например, пять представителей от работников и, соответственно, пять представителей от работодателя).

Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации, если работодатель - индивидуальный предприниматель, он сам назначает представителей в КТС.

Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

Общее собрание работников вправе решить вопрос о создании КТС в структурных подразделениях организации, которые могут рассматривать индивидуальные трудовые споры этих структурных подразделений и в пределах их полномочий, определяемых полномочиями их руководителей.

Комиссия по трудовым спорам самостоятельно избирает из своего состава председателя, его заместителя и секретаря комиссии и должна иметь свою печать. Трудовым кодексом РФ на работодателя возложена обязанность организационно-технического обеспечения деятельности КТС (ст. 384).

Членам КТС предоставляется свободное от работы время для участия в работе комиссии, а также сохраняется средний заработок (ч. 2 ст. 171 ТК РФ).

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС является достаточно эффективным, к его явным преимуществам относится то, что рассмотрение спора происходит в коллективе работников, где обычно знают участников трудового спора и обстоятельства его возникновения. У конкретного работодателя легче установить фактические обстоятельства дела, собрать необходимые документы, иные доказательства и др.

Для обращения в КТС установлен трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Если срок пропущен работником по уважительным причинам, КТС может его восстановить и разрешить спор по существу. К уважительным причинам относят, например, болезнь работника, служебную командировку и др.

Индивидуальные трудовые споры и порядок их рассмотрения

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров включает обязательную регистрацию в КТС заявления, поступившего от работника, после чего КТС обязана рассмотреть трудовой спор в 10-дневный срок со дня подачи заявления. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению. При неявке работника или его представителя на заседание комиссии рассмотрение его заявления откладывается. В случае вторичной неявки без уважительных причин КТС может вынести решение о снятии заявления работника с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление повторно. При этом сроки рассмотрения спора в КТС исчисляются с момента подачи второго заявления, но с учетом трехмесячного срока, установленного для обращения в КТС.

Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины избранных в ее состав членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. В протоколе заседаний КТС отражаются ход рассмотрения спора и все возникающие вопросы, как, например, ходатайства сторон, их аргументация, выступления свидетелей , экспертов, оценка письменных доказательств и других данных по рассматриваемому спору. Протокол подписывается председателем КТС, а в его отсутствие - его заместителем и заверяется печатью КТС (ст. 387 ТК РФ).

Комиссия по трудовым спорам принимает решение большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Решение принимается тайным голосованием. В решении указываются данные работодателя и данные работника, обратившегося в КТС, даты обращения в КТС и рассмотрения спора; перечисляются члены комиссии, присутствующие на заседании. Само решение должно быть мотивированным, основанным на материалах дела и принятым в соответствии с законом , иным нормативным правовым актом . Копия решения КТС подписывается председателем или его заместителем и заверяется печатью. Заверенные копии решения КТС вручаются работнику и работодателю в трехдневный срок со дня принятия решения (ст. 388 ТК РФ).

Принятое КТС решение может быть обжаловано в суд заинтересованным работником или работодателем в течение 10-дневного срока со дня вручения им копий решения.

Индивидуальный трудовой спор может быть перенесен в суд, если КТС в установленный 10-дневный срок со дня поступления заявления не рассмотрела спор. В этом случае заинтересованный работник обращается для его рассмотрения непосредственно в суд (ст. 390 ТК РФ).

Решения КТС по индивидуальным трудовым спорам подлежат исполнению работодателем в трехдневный срок по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование, кроме решений о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, которые подлежат немедленному исполнению (ст. 396 ТК РФ).

В случае неисполнения решения КТС в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратились в предусмотренный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения КТС. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам КТС может восстановить этот срок.

Удостоверение, выданное КТС, при неисполнении решения комиссии предъявляется работником судебному приставу не позднее трехмесячного срока со дня получения этого удостоверения. Судебный пристав приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке. Если работником пропущен установленный трехмесячный срок по уважительным причинам, то КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде регулируется гражданским процессуальным законодательством РФ и ТК РФ (ст. 390 - 397). При этом рассмотрение указанных споров имеет некоторые процессуальные особенности. Прежде всего, это особенности, связанные с подведомственностью и подсудностью этих споров.

Подведомственность индивидуальных трудовых споров суду установлена законом в соответствии с действующей системой органов по рассмотрению данных споров. Суд может выступать инстанцией, разрешающей индивидуальный трудовой спор, который уже был рассмотрен в КТС. В этом случае в суд может обратиться работник или работодатель, когда они не согласны с решением КТС, либо профессиональный союз , защищающий интересы работника. В суд обращается с заявлением и прокурор , если решение КТС не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права .

В других случаях, предусмотренных законом, работник обращается непосредственно в суд. В ТК РФ указаны такие случаи исключительной подведомственности судам индивидуальных трудовых споров.

Непосредственно в судах согласно ч. 2 ст. 391 ТК РФ рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

  • работника о восстановлении на работе независимо от оснований увольнения, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о плате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы; о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
  • работодателя о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах рассматриваются и другие индивидуальные трудовые споры:

  • об отказе в приеме на работу;
  • о дискриминации;
  • лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц , не являющихся индивидуальными предпринимателями , и работников религиозных организаций.

Работник также обращается в суд по возникшим индивидуальным спорам, подведомственным КТС, если комиссия не образована.

Гражданским процессуальным законодательством РФ определена подведомственность судам индивидуальных трудовых споров. Дела по спорам, возникающим из трудовых правоотношений , подведомственны судам общей юрисдикции согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ и ст. 382, 391 ТК РФ.

Порядок урегулирования коллективных трудовых споров основывается на положениях Рекомендации МОТ N 92 "О добровольном примирении и арбитраже" (1951 г.).

В нашей стране первым специализированным нормативным актом , регулирующим эти вопросы, стал Закон СССР от 9 октября 1989 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)". В России появился аналогичный Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", который в настоящее время утратил силу, однако его нормы практически полностью инкорпорированы в гл. 61 ТК РФ.

В ст. 398 ТК РФ закреплено понятие коллективного трудового спора. Коллективный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров , соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Из данного определения можно выделить ряд признаков, присущих именно коллективным трудовым спорам:

  1. во-первых, это субъектный состав. Для возникновения коллективного трудового спора требования должны предъявляться именно коллективом работников. Состав коллектива зависит от уровня спора. Коллективный трудовой спор может иметь место на локальном, территориальном, отраслевом, межотраслевом, региональном и федеральном уровне;
  2. во-вторых, отличие заключается в предмете спора. Разногласия между работодателем и коллективом работников могут возникнуть по одному из следующих поводов: установление и изменение условий труда; заключение, изменение и выполнение коллективных договоров, соглашений; отказ работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. То есть спор не может быть связан с нарушением законодательства.

Правильная классификация имеет важное значение, поскольку ТК РФ предусмотрен различный порядок разрешения индивидуального и коллективного трудового спора.

Разрешение коллективного трудового спора может осуществляться исключительно по инициативе работников или их представителей, которые определяются по правилам, установленным ст. 29 - 31 ТК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 399 ТК РФ требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников, утверждаются двумя способами.

1. На соответствующем собрании (конференции) работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю представительным органом работников, уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствуют не менее 2/3 избранных делегатов. Законодательство не дает определения того, что такое собрание и конференция работников. Однако, исходя из практики, собрание работников организуется в том случае, когда работников соответствующей организации или структурного подразделения можно собрать в одном месте для личного участия в собрании. Конференции собираются в больших организациях либо при наличии спора на уровне социально-партнерских соглашений. При этом все представляемые работники участвуют в выборе делегатов конференции.

2. Представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых требований при невозможности проведения собрания (конференции) работников, на котором происходит утверждение их требований.

Часть 1 ст. 402 ТК РФ устанавливает сроки создания примирительной комиссии: в случае возникновения коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства - в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения спора на иных уровнях социального партнерства - до трех рабочих дней.

Стоит отметить, что указанные сроки унифицированы и являются идентичными для каждого последующего этапа (для приглашения посредника и для создания трудового арбитража).

Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представительного органа работников. На иных уровнях данное решение оформляется соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) органов соответствующих представителей работодателей и органов соответствующих представителей работников.

Работодатель в силу преимуществ его экономического положения обязан обеспечить необходимые условия для работы примирительной комиссии (т.е. выделить для заседания соответственно оборудованное помещение, средства связи и оргтехнику и т.д.) и не препятствовать ее работе.

Предусмотрены различные сроки для рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией в зависимости от уровня социального партнерства: спор на локальном уровне должен быть рассмотрен в срок до трех рабочих дней, на иных уровнях - в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании.

Итогом заседания примирительной комиссии должно стать принятие решения, которое является обязательным для сторон. Если в решении учтены все разногласия сторон, коллективный трудовой спор оканчивается. Однако если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий. При этом стороны обязаны продолжить примирительные процедуры, определяя в рамках дальнейших переговоров возможность рассмотрения спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

В соответствии со ст. 405 ТК РФ членам примирительной комиссии во время участия в разрешении коллективного трудового спора предоставляется ряд гарантий: они освобождаются от основной работы и за ними сохраняется средняя заработная плата . Следует обратить внимание на срок предоставления указанных гарантий: не более трех месяцев в течение одного года. Конкретные работники могут неоднократно привлекаться к рассмотрению коллективных трудовых споров в составе примирительных комиссий либо в качестве посредников или трудовых арбитров. При этом общая продолжительность их участия в разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году, за исключением тех лиц, для которых участие в примирительных процедурах входит в их должностные обязанности.

Кроме того, участвующим в разрешении коллективного трудового спора представителям работников и их объединений обеспечиваются дополнительные меры защиты в виде запрета на применение к ним дисциплинарных взысканий, а также перевода на другую работу или увольнения по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Общие правила рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника предусмотрены в ст. 403 ТК РФ. Порядок рассмотрения конкретного спора с участием посредника определяется соглашением сторон.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. Данная стадия является добровольной. При согласии сторон коллективного трудового спора о его рассмотрении с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны обязаны в срок не позднее двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. Посредник может быть найден сторонами самостоятельно, либо они могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, который в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных посредников ежегодно составляет списки лиц, предлагаемых сторонам в качестве посредников.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

Следует иметь в виду, что в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 15 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов РФ или отдельных ее территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней.

В ст. 20.26 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения.

Кроме того, ст. 417 ТК РФ предусмотрена ответственность работников за незаконные забастовки.

Так, работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий рабочий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины .

Представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Если забастовка проводится с соблюдением требований, установленных ТК РФ, то для работников в связи с проведением забастовки установлен ряд гарантий.

В ст. 414 ТК РФ указывается, что участие в таких забастовках не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины, следовательно, не может являться основанием для расторжения трудового договора . Исключение из данного правила предусмотрено ч. 6 ст. 413 ТК РФ, где определено, что в случае признания судом забастовки незаконной работники обязаны приступить к работе на следующий день после вручения копии решения суда органу, возглавляющему забастовку.

За бастующими работниками сохраняется место работы и должность. Эта норма фактически запрещает наем работников для замены бастующих на постоянной основе.

Во время осуществления забастовки работодатель имеет право не выплачивать бастующим работникам заработную плату (кроме работников, осуществляющих выполнение минимальных работ (услуг)).

Участие в забастовке является добровольным, и никто не может быть принужден к участию в ней.

Это означает, помимо прочего, что работник, не желающий участвовать в забастовке, имеет право на продолжение работы и получение заработной платы. В том случае, если такой работник фактически лишен возможности работать вследствие забастовки других работников, его простой оплачивается на основании ч. 6 ст. 414 ТК РФ в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада), как предусмотрено ч. 2 ст. 157 ТК РФ.

В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут - увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке (ст. 415 ТК РФ). Если локаут все-таки имел место, то работники могут обратиться с иском в суд о восстановлении на работе. Кроме того, за действия работодателя, указанные в ст. 415 ТК РФ, предусмотрена административная ответственность на основании ст. 5.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 4 до 5 тыс. руб.

Какой срок исковой давности по трудовым спорам? Что содержит в себе понятие «трудовые споры» и какой порядок их разрешения? Какие бывают виды трудовых споров и как долго они рассматриваются?

Вашему начальнику закон не писан? Он не платит сверхурочные и без причины лишает премии? Вы не знаете, как добиться справедливости, но готовы бороться за свои права? Тогда эта статья для вас.

С вами консультант по правовым вопросам - Валерий Чемакин. В новой публикации я расскажу об основных положениях трудового законодательства. Вы узнаете, как возникают трудовые споры и чем они заканчиваются.

В конце статьи вас ждёт обзор нескольких компаний, юристы которых помогут в разрешении конфликтов на работе.

1. Что такое трудовые споры?

Все мы в течение жизни вступаем в трудовые взаимоотношения. Кто-то в роли начальников, кто-то в роли подчиненных. Чтобы уметь защищать себя, знать трудовое право нужно и тем, и другим. Ведь в процессе ежедневной трудовой деятельности часто возникает непонимание между подчиненными и начальством. Это непонимание выливается в конфликты, которые обязательно нужно решать законными методами.

Порядок рассмотрения трудовых споров четко прописан в трудовом кодексе (ТК РФ). Непонимание между руководством и подчиненными возникает по различным причинам, но чаще всего они связаны с нарушениями ТК или уверенностью в том, что такие нарушения имели место.

В подавляющем большинстве случаев инициаторами разбирательства выступают работники, недовольные действиями или бездействием руководителей.

Основной орган, занимающийся урегулированием конфликтов - это . О ней на нашем сайте есть отдельная статья. Если она не сможет решить проблему, то у любой из сторон конфликта есть право обратиться в суд. Однако стоит помнить, что сроки исковой давности по делам такой категории составляют 3 месяца с момента обнаружения нарушения, 1 месяц со дня увольнения, 1 год по финансовым вопросам.

2. По каким признакам можно классифицировать трудовые споры - ТОП-5 основных видов

Трудовая деятельность человека настолько многогранна, что создать единую классификацию трудовых споров невозможно.

Поэтому принято выделять не менее 5 видов критериев, по которым эта классификация происходит.

Вид 1. По спорящим объектам

В процессе трудовых взаимоотношений часто возникает непонимание между отдельным работником и работодателем. Причины таких ситуаций разнообразны - от недовольства зарплатой до нежелания начальства компенсировать переработку.

Так вот, если оспариванию подлежат права отдельных работников, то это . Подробнее о них читайте в специальной статье на нашем сайте. Скажу только, что рассматриваются они судами и специальными комиссиями по трудовым спорам, где половина членов от работодателя, а вторая половина от работников.

Бывает и другая ситуация, при которой работодателю вменяется нарушение прав всего коллектива или его части. Такие конфликты затрагивают всех работников предприятия и называются . О них тоже есть отдельная статья на нашем портале.

Вид 2. По способу разрешения споров

Способ урегулирования трудовых споров бывает исковой и неисковой. В первом случае разбирательство проводится по фактам нарушения конкретных норм права, нормативных актов и других действующих положений. К исковым относятся практически все индивидуальные споры.

Если предметом разбирательств служит введение новых норм и правил или изменений в действующих документов, то такие споры называют неисковыми. Главным образом, к ним относятся трудовые споры коллективного типа, которые имеют особый порядок урегулирования.

Вид 3. По предмету спора

Причины и условия возникновения трудового спора делятся на две большие группы.

А именно:

  • споры о защите нематериальных прав любой из сторон конфликта;
  • споры о назначении различных выплат и компенсации вредных последствий.

В процессе нематериальных трудовых споров работник оспаривает права на дополнительный отпуск, изменение условий труда, справедливость при объявлении взыскания и так далее.

Вид 4. По характеру спора

Практически всегда в ходе споров затрагиваются вопросы исполнения трудового договора или различных соглашений. Их принято называть правоприменительными трудовыми спорами. Если конфликт возник на почве появления новых условий труда или после изменения уже существующих, то это уже другой характер спора.

Вид 5. По правоотношениям

Правоотношения в сфере труда принято делить на непосредственно трудовые и косвенно относящиеся к ним. Субъектом споров выступают как трудовые отношения, так и связанные с ними.

К первым относятся: невыплата зарплаты, нарушение трудового договора, необоснованное увольнение или удержание трудовой книжки. Трудовые споры второго типа возникают не при выполнении должностных обязанностей, а при решении иных производственных вопросов.

Перечислим некоторые ситуации:

  • работодатель заставляет работать в авральном режиме или не позволяет уходить, пока не сделана работа;
  • не берут на работу без объяснения причин;
  • работникам не дают принимать участие в управлении организацией;
  • нарушаются требования к переподготовке кадров;
  • нарушаются правила наложения материальной ответственности за причиненный организации ущерб;
  • не исполняются социальные гарантии.

Иметь общее представление по всем этим теоретическим вопросам нужно, чтобы правильно защищать свои права. Как это делать - читайте в следующем разделе.

3. Порядок разрешения трудовых споров - 6 основных этапов

От вида трудового спора зависит, кто его будет рассматривать. Все индивидуальные конфликты, согласно Конституции, в компетенции судебных органов.

Однако вначале работнику следует обращаться в комиссию по трудовым спорам (КТС) или в вышестоящий орган, если таковой обладает полномочиями отменять решение нижестоящего. Так можно дойти вплоть до министерства. Еще один официальный орган - это , о деятельности которой у нас есть отдельный материал.

Принципы рассмотрения коллективных трудовых споров несколько отличаются. Для инициации такого спора необходимо провести общее собрание, по результатам которого направить письменную претензию работодателю.

Если в течение 3 дней ответ не получен или он не удовлетворил коллектив, то считается, что спор начался. После этого создаётся специальная примирительная комиссия, в составе которой есть представители работодателя и коллектива в равной пропорции. Эта структура и проводит примирительные процедуры.

А теперь общий алгоритм разрешения трудовых конфликтов.

Этап 1. Оценка спорной ситуации в соответствии с трудовым договором

На этом этапе определитесь, какой вид трудового спора у вас возник, так как от этого зависит выбор органа по его рассмотрению.

Какие дела рассматривает суд:

  • о восстановлении уволенного сотрудника на рабочем месте;
  • об изменении официальной причины увольнения;
  • об оплате за непреднамеренные прогулы;
  • о возмещении материального вреда, нанесенного работником;
  • о необоснованном отказе в приеме на работу;
  • о дискриминации.

По некоторым из этих оснований дополнительно обращаются еще и в трудовую инспекцию, так как ее решения обязательны для работодателей.

В других случаях лучше начать решение вопроса в административном порядке, то есть обратиться в КТС. К тому же, вам надо оценить, какую из норм трудового законодательства, по вашему мнению, нарушил работодатель. Это нужно для обоснованного предъявления ему претензий.

Этап 2. Попытка урегулирования разногласия путем переговоров и консультаций

Если вы установили, что ваши права действительно нарушены, попытайтесь урегулировать разногласия путем переговоров с руководством. Обоснуйте свою позицию, опираясь на закон. Если ваш руководитель поймет, что вы в этом хорошо ориентируетесь, то скорее всего пойдет на уступки.

Если вы не уверены в своих силах, то наймите . Как это сделать, читайте в нашей отдельной статье. Чаще всего такие специалисты добиваются положительного решения вопроса без обращения в судебные органы уже после первого разговора с вашим начальником.

Этап 3. Направление заявления о сути разногласий в компетентный юрисдикционный орган

Если нельзя добиться справедливости мирным путем, готовьте заявление в тот юрисдикционный орган, который более всего уместен в вашей ситуации. При этом неважно, куда вы обратитесь, в суд или КТС.

В любом случае в заявлении подробно отразите суть разногласий, ссылаясь на нормы трудового права. Заявление нужно отдать с фиксацией даты его приема, так как КТС обязана рассмотреть претензию в 10-дневный срок.

Этап 4. Рассмотрение спора по существу и вынесение решения

Как же решаются трудовые споры в КТС?

Во-первых, без работника комиссия не имеет право проводить заседание. Исключение - его письменное согласие. Во-вторых, руководитель обязан предоставить все документы, которые комиссия потребует. В-третьих, на заседании должны находиться 50% представителей обеих сторон.

Этап 5. Обжалование принятого решения

Вступление в силу решения КТС - 10 дней. Если его результаты вас не удовлетворили, обращайтесь в вышестоящий орган или сразу в суд. Еще можно написать заявление в трудовую инспекцию, например при трудовом споре об увольнении. При обжаловании трудового спора в суде не забудьте заплатить госпошлину и написать исковое заявление.

Этап 6. Исполнение принятого решения

Если за 10 дней принятое КТС решение никто не обжаловал, работодатель обязан его исполнить за 3 следующих дня. В противном случае на него будут наложены штрафные санкции и возбуждено исполнительное производство.

Как видите, процесс защиты своих прав требует определенной подготовки, по этому я рекомендую перед его инициацией проконсультироваться у профессионалов или вообще поручить им эту функцию.

4. Профессиональная помощь в разрешении трудовых споров - обзор ТОП-3 юридических компаний

Консультации по трудовым спорам дают юридические компании или частные юристы. Клиентам доступны удалённые услуги в режиме онлайн.

Я предлагаю обзор 3 компаний, которые, по моему мнению, лучше всего подходят для этой роли.

1) Правовед

Эта Российская интернет компания оказывает юридические онлайн услуги. В том числе активно используется консультирование. Оно дается как в устной, так и в письменной форме. С порталом Правовед сотрудничают независимые юристы со всей России. Воспользоваться их услугами можно везде, где есть доступ к интернету. Получить консультацию от сотрудников Правоведа несложно. Достаточно уметь обращаться с компьютером.

Алгоритм получения консультации:

  1. Заходим на сайт Правоведа.
  2. Находим форму обратной связи.
  3. Представляемся и пишем адрес своей электронной почты.
  4. Задаем свой вопрос или излагаем проблему.
  5. Оплачиваем услугу.
  6. Дожидаемся ответа.
  7. Используем полученные рекомендации на практике.

Доступны и бесплатные консультации, но они имеют общий характер. Юристы компании помогут вам даже составить исковое заявление или обращение в КТС. Для этого нужно договориться о такой услуге через портал .

2) Центр юридической помощи

В этой компании работают юристы со стажем от 9 лет, окончившие престижные московские вузы. На сайте тоже можно получить бесплатную консультацию по любым юридическим вопросам. Форма обратной связи находится прямо на главной странице.

Примечательно, что более половины всех дел специалисты решают в досудебном порядке, что значительно снижает расходы и ускоряет весь процесс. Уже сам факт прихода адвоката из такой компании к вашему руководителю сократит сроки разрешения трудового спора до минимума.

3) Закон и порядок

Юристы этой компании решают трудовые споры, по которым не пришли к консенсусу в организации. Сотрудники специализируются именно на трудовом законодательстве, поэтому имеют очень полезные наработки.

Что помогут вам решить юристы фирмы «Закон и порядок»:

Стоимость услуг в этой компании не превышает 15 тыс. рублей, первая консультация бесплатная.

5. Как избежать трудовых споров - 5 полезных советов работодателю

Практика по трудовым спорам показывает, что от них страдает не только работник, но и работодатель. Часто он сам провоцирует их возникновение из-за плохого знания законодательства. Это влечет за собой убытки для организации, так как решения суда нужно исполнять. Ничего хорошего не сулит и обоснованная .

Чтобы избежать подобных недоразумений, работодателям нужно прислушаться к некоторым полезным советам, которые дают юристы по трудовым спорам.

Совет 1. Оплачивайте переработку так, как того требует законодательство

Любой сверхурочный труд должен быть оплачен в полуторном, а с 3 часа - в двойном размере. Не игнорируйте это положение закона. Если нет возможности платить, прописывайте в трудовом договоре пункт о ненормированном рабочем дне. В этом случае работнику предоставляются дополнительные дни к отпуску.

Совет 2. Соблюдайте порядок привлечения сотрудника к сверхурочной работе

Учтите, если вы не давали письменного поручения работнику, то вся его переработка - это его инициатива, за которую платить не нужно. Но если он докажет обратное, раскошелиться придется. Поэтому, если вам периодически требуется привлекать сотрудников к работе сверх установленного времени, издавайте письменный приказ и оплачивайте работу, как положено. Либо воспользуйтесь советом 1.

Пример

Анна Васильева работала в одном из госучреждений рядовым специалистом. Работы было очень много, а сотрудников мало. Все сделать в рабочее время удавалось не всегда. Начальница никого не отпускала с работы, пока все не будет выполнено. Никто никаких переработок не платил, хотя сотрудники задерживались до 9-10 вечера.

Анна обратилась в суд, но ей было отказано, так как никаких письменных распоряжений она представить не смогла. После этого все сотрудники потребовали или оформлять переработку документально, или прописать в трудовых договорах ненормированный рабочий день. Начальница склонилась ко второму варианту.

Совет 3. Не принимайте на сокращенные должности новых работников

Если вы уволили кого-то по сокращению штатов, то сокращенные должности не должны появиться вновь. Ведь тогда увольнение будет незаконным. Это значит, что нельзя принимать других работников на те же самые должности, с которых вы только что уволили других. При обжаловании вашего решения в суд или комитет по труду, трудовой спор будет решен в пользу сотрудника.

Совет 4. Своевременно уведомляйте сотрудников об изменениях условий труда

Если вы собираетесь в своей компании изменить условия трудовой деятельности работников, они должны узнать об этом заблаговременно. Уведомление оформляется письменно и подтверждается печатью организации.

Разрешение трудовых споров представляет собой важнейший способ защиты трудовых прав, так как обращение работников в органы по разрешению трудовых споров и принятие этими органами соответствующих решений представляет собой наиболее эффективный и демократический способ защиты прав и интересов работников.

Право работников на рассмотрение индивидуальных и коллективных споров предусмотрено ст. 37 Конституции РФ.

Трудовой спор – это конфликтная ситуация, которая возникает в связи с трудовой деятельностью; это разрешаемые в определенных процессуальных и процедурных формах разногласия по поводу установления или изменения условий труда, применения законов о труде, коллективных и индивидуальных трудовых договоров.

Причины трудовых споров достаточно разнообразны, они могут возникать как реакция на поведение и работника, и работодателя. Интересы этих лиц могут быть разнонаправленными, что и создает основание для споров.

Трудовые споры могут разделяться на виды по разным основаниям. Наиболее востребованным является деление по субъектам спора на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальный спор – это неурегулированное разногласие между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о котором заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Коллективный трудовой спор – неурегулированное разногласие между работниками (их представителями) и работодателем (его представителем) по поводу установления, изменения и исполнения коллективных договоров или соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организациях.

Органами, уполномоченными решать индивидуальные споры, являются: комиссия по трудовым спорам (КТС), районные (городские) суды, мировые судьи.

Любой конфликт, возникший между работником и работодателем по поводу применения норм, содержащихся в источниках трудового права различных уровней, может быть урегулирован путем переговоров. Если данный путь не дал эффекта, спор приобретает юридический характер.

Статья 384 ТК РФ

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.

Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.

Разрешение споров в КТС – это досудебный порядок. Комиссии подведомственны любые трудовые споры, кроме тех, рассмотрение которых отнесено к ведению судов общей юрисдикции.

КТС может быть сформирована в каждой организации из числа работников и представителей работодателя. Она формируется на заседании общего собрания (конференции). Руководитель организации направляет в КТС представителей работодателя. Законодатель только в самом общем виде определил порядок деятельности комиссии, более детальные правила устанавливаются локальными актами организаций.

Работник вправе обратиться в КТС в течение трех месяцев с момента, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При наличии уважительных причин срок обращения может быть восстановлен. Рассмотрение спора осуществляется только в присутствии заявителя. Для принятия решения необходимо присутствие на заседании не менее половины членов комиссии с обеих сторон. Решение принимается тайным голосованием простым большинством от числа принявших участие в голосовании. Решение должно быть мотивированным и давать четкое указание на удовлетворение требований заявителя или на отказ в удовлетворении. Решение комиссии может быть обжаловано в суд в десятидневный срок. Если решение не обжаловано, то оно вступает в силу.

Суд может рассматривать любые трудовые споры. Установлен перечень дел, которые суд вправе рассматривать без предварительного обращения в КТС. В частности к ним относятся споры о восстановлении на работе, об отказе в приеме на работу, об изменении даты и формулировки причины увольнения и др. Как правило, иск по трудовому спору предъявляется в суд по месту нахождения организации или ее имущества. Интересы работника в судебном разбирательстве может представлять профсоюзный орган. При обращении в суд за разрешением трудового спора работник освобождается от уплаты государственной пошлины и других судебных расходов.

Предметом коллективного спора могут стать: установление, изменение условий труда, в том числе заработной платы; заключение, изменение или исполнение коллективных договоров, соглашений; и отказ работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников в организации при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организациях.

Особенностью коллективных споров является наличие именно группового интереса работников. Эти споры не могут рассматриваться судом или КТС. Единственным способом разрешения данных споров являются переговоры. Порядок рассмотрения коллективного спора включает в себя несколько стадий: 1) рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией; 2) рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника; 3) рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. Для содействия сторонам в достижении соглашения создан специализированный орган – Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.




Top