Король риска — Эжен Франсуа Видок. Для всех и обо всем

В России этот человек стал известен в 1830-х годах благодаря эпиграммам Пушкина, посвященным «Видоку Фиглярину», в которых образ заграничного героя был перемешан с портретом недруга поэта — Фаддея Булгарина. Сходство между ними было очевидно: и тот, и другой имели практику строчить доносы на свое окружение. А вот на своей родине, во Франции, Эжен Франсуа Видок был известен гораздо шире. И немудрено — будучи приговоренным к смертной казни за множество преступлений, он создал первое в мире сыскное агентство, разработал многие методы уголовного расследования и основал жанр детективной литературы, став одновременно ее творцом и героем. Нечасто такое соединяется!

Ему довелось родиться в Аррасе рядом с домом, где за 17 лет до этого начал жизнь другой великий француз с сомнительной репутацией — Максимильен Робеспьер. Они так и не познакомились — будущий вождь революции учился в Париже , когда 23 июля 1775 года жена булочника Николя Жозефа Видока Генриетта произвела на свет пятого ребенка. В ту ночь над городом бушевала гроза, что, по приметам, обещало новорожденному бурную жизнь. Так и получилось — с первых лет шустрый Эжен стал грозой окрестной ребятни. Родители, чинные буржуа, не знали, что с ним делать: не помогали ни ласка, ни наказания. Уже тогда проявились главные черты характера Видока : полное бесстрашие, бешеное честолюбие и неимоверная хитрость в достижении своих целей.

Отец пытался воспитать его трудом, с десяти лет заставляя разносить заказчикам свежие булки. Не раз и не два Эжен возвращался домой без денег, уверяя, что их отняли хулиганы. Родители не знали, что в соседних кварталах даже парни постарше обходили их драчливое чадо стороной. Вскоре деньги потребовались парню на посещение таверны, где всегда можно было найти вино и доступных девиц, а заодно сыграть в карты с местными шулерами, которые охотно принимали в компанию юных простачков. Проигравшегося Эжена «поставили на счетчик», и он был вынужден для уплаты долга стащить из дома столовое серебро. Выведенный из терпения отец сдал его в тюрьму для малолетних преступников, но через две недели простил и вернул домой. Урок пошел не впрок: юноша продолжал прежнюю жизнь. В шестнадцать лет он подсмотрел, куда родители прячут деньги, и в их отсутствие похитил семейные накопления, собираясь бежать с ними в Америку — страну больших возможностей для смелых и предприимчивых.

Видоку не повезло — в порту Остенде его заманили в притон, напоили и обобрали до последнего су. Вернуться домой он не мог, поэтому устроился в бродячий цирк. Сначала он был мальчиком на побегушках, потом из него попытались сделать «людоеда южных морей», заставляя глотать сырое мясо и камни. Такая «диета» оказалась Эжену не по вкусу, и он со скандалом покинул труппу, променяв ее на театр марионеток. Там он работал до нового скандала: кукольник обнаружил, что юный подмастерье завел шашни с его женой. После этого Видок все-таки вернулся в Аррас, и родители скрепя сердце простили сына. Но мир в семье продолжался недолго: блудный сын отказывался работать, пил, волочился за заезжими актрисами. Поэтому булочник и его жена облегченно вздохнули, когда в один прекрасный день Эжен объявил им, что уходит в армию.

Солдат вне политики

На дворе стоял март 1791 года. Европейские монархи двинулись походом на революционную Францию . Видок не рвался защищать республику, поскольку всегда был равнодушен к политике, но счел войну удобным шансом отличиться и завоевать достойное место в обществе. Военные действия шли вяло, и Бурбонский полк, к которому был приписан юноша, оставался на постое в Аррасе. А Эжен тем временем продолжал привычную жизнь — кутил в кабаках и раз пятнадцать дрался на дуэли, убив несколько человек. Осенью его часть отправили на фронт и разбили в пух и прах в одном из сражений. После этого Видок переходил из одного полка в другой и храбро сражался в те дни, когда не сидел под арестом за разнообразные проступки. Трижды его хотели расстрелять, но бог войны хранил лихого солдата. В сентябре 1792 года он отличился в сражении при Вальми и был назначен капралом. Через полгода вместе с генералом-изменником Дюмурье перешел на сторону австрийцев. А потом, обиженный невниманием к своей персоне, вернулся на французскую сторону — и опять уцелел, хотя перебежчикам полагалась смертная казнь.

Вдоволь хлебнув фронтовой романтики, Видок прибыл в Аррас. Ему всего 18, а приключений столько, сколько другому хватило бы на целую жизнь. В родном городе свирепствовал якобинский террор, каждый день на гильотину волокли новых жертв, включая хозяина попугая, который кричал «Да здравствует король!» Но Эжена это ничуть не волновало: он погрузился в прежнюю веселую жизнь с попойками, дуэлями и любовными похождениями. Одна из соблазненных им девиц, Мари-Анна Шевалье, заявила, что беременна, и привлекла кавалера к суду. Видоку пришлось жениться, но разве была такая сила, которая могла приковать его к семейному очагу? Узнав, что юная супруга симулировала беременность, чтобы заполучить пригожего кавалера, он решил отомстить ей и сбежал в армию, прихватив по своему обычаю семейные сбережения. С Мари они увиделись только в 1805 году на бракоразводном процессе.

На сей раз он не собирался отправляться на фронт, а под фамилией Руссо обосновался в захваченном французами Брюсселе . Там бравый кавалер промышлял шулерством, а потом вступил в знаменитую «Бродячую армию» — сообщество уголовников, одетых для отвода глаз в военную форму. Изображая из себя героя войны, Видок вскружил голову немолодой бельгийской баронессе и похитил у нее 15 тысяч золотых дукатов. С этими деньгами он в марте 1796 года приехал в Париж, куда после суровых лет якобинского правления вернулось разгульное веселье. С радостью окунувшись в эту атмосферу, Эжен за два месяца растратил все деньги и ушел бродяжничать с цыганами. Оказавшись в Лилле, он сошелся с красоткой по имени Франсина, которую отчаянно ревновал. Дошло до того, что однажды он жестоко избил кого-то из ее любовников и на три месяца попал в тюрьму. Но с помощью все той же Франсины бежал, умудрившись при этом запереть всех охранников в своей камере. Ударившись в бега, Эжен сменил много имен и занятий, притворяясь то циркачом, то священником, то — верх нахальства! — офицером полиции. В итоге его все же поймали и осудили на восемь лет каторги за кражи и подделку документов. Казалось, что после этого пути на волю закрыты. Но отчаянный и бесстрашный «офицер полиции» умудрялся много раз бежать с бесчисленными приключениями, правда, его ловили и снова водворяли в камеру. В результате он повидал множество тюрем, досконально узнал тамошние порядки и завоевал немалый авторитет в уголовном мире. За дерзкие побеги его прозвали «Королем риска» — что может быть громче? — говорили, что он может проходить сквозь стены, не горит в огне и не тонет в воде. И похоже, это было правдой.

Великие сыщики
До Видока сыскной службы фактически не существовало, хотя было немало попыток ее создать (одну из них предпринял в Англии знаменитый писатель Генри Филдинг). Практически сразу за французской «Сюртэ» такие службы появились и в других странах. В Лондоне в 1842 году был создан отдел расследований при Скотленд-Ярде, где работали 12 человек. Его штат не увеличивался многие годы, поэтому на помощь государству пришли частные сыщики наподобие выдуманного Шерлока Холмса — в 1895 году их в Англии было более 600. В Америке сын шотландского ткача Алан Пинкертон (1819—1884) в 1850 году открыл в Чикаго детективное агентство. Его 11 сотрудников не только раскрыли сотни преступлений, но и занимались охраной президента Линкольна и боролись со шпионажем южан в годы войны Севера и Юга. До сих пор 250 филиалов агентства Пинкертона работают в 22 странах мира. «Русским Видоком» называли Ивана Дмитриевича Путилина (1830—1893), ставшего в 1867 году первым начальником сыскной полиции Петербурга. Ему удалось раскрыть громкие дела «банды душителей» и «парголовских чертей», найти убийцу австрийского атташе князя фон Аренсберга, поймать «короля воров» Домбровского… Подобно Видоку, Путилин описал свои подвиги в увлекательных мемуарах. Он и подобные ему детективы работали по старинке, полагаясь на свою смекалку и опыт. Но были и те, кто применял в расследованиях новейшие достижения науки. Французский антрополог Альфонс Бертильон (1853—1914) изобрел «антропометрию» — опознание преступника по его физическим параметрам. Так ему удалось в 1890 году поймать неуловимого террориста-убийцу Равашоля. Однако в Англии, отчасти в пику французам, предпочли метод опознания по отпечаткам пальцев, изобретенный Фрэнсисом Гальтоном (1822—1911). Дактилоскопия оказалась более удобной и заняла место антропометрии, навсегда отправив последнюю в музей истории сыскного дела — туда же, где нашли свое место многие достижения Видока.

Будни тайного агента

После очередного бегства он укрылся у контрабандистов в Бретани, откуда, будучи вновь арестованным, был отправлен в мрачную парижскую тюрьму Бисетр, а из нее — в Тулонский острог. Полгода Эжен провел за вязкой канатов… Но сумел сбежать и из острога и даже пробраться тайными тропами в Аррас. По дороге он то ли купил, то ли украл одежду и документы у обосновавшегося во Франции немца и довольно долго жил в родном городе, выдавая себя за иностранца. Его отец уже умер, братья и сестры разъехались, и Эжен помогал матери, торгуя в лавке, пока полиция не напала на его след.

Видок снова пустился в бега, а тем временем его как закоренелого преступника заочно приговорили к смертной казни. Хорошо, что к власти пришел Наполеон, начавший массово набирать добровольцев в армию. Вербовщики не задавали лишних вопросов, и Эжену — как обычно, под чужим именем — удалось записаться во флот. Оттуда он быстро перебрался на корабль известного пирата Жана Барта и вместе с ним брал на абордаж английские суда. Потом вернулся на берег, получив чин капрала артиллерии и вступив в Булони в тайное общество «Олимпийцы», организованное по масонскому образцу. Это и сгубило его карьеру — затесавшийся в их ряды агент выдал Общество, и власти раскрыли его, уволив всех «олимпийцев» с военной службы. Произошедшее впервые внушило Видоку мысль самому сделаться тайным агентом. Он, с его умом и опытом, обставил бы конкурентов, переловил бы всех преступников!

Четвертый десяток лет он встретил в Париже, с мизерной пенсией и свалившейся ему на шею семьей первой жены. То, что Видок согласился кормить эту ораву, говорит о том, что Король риска был не лишен сочувствия и даже гуманизма. Но, чтобы добывать деньги, ему пришлось заняться старым «ремеслом» — скупкой краденого, что опять привело его в Бисетр. Там он и перешел Рубикон, отделявший преступника от слуги закона. Он написал письмо начальнику Первого отделения парижской полиции господину Анри, обещая сообщать ему информацию. Анри потребовал доказательств и получил сведения о готовящемся ограблении ювелира. Грабители были схвачены с поличным, и полиция убедилась в серьезности намерений Видока. Несколько месяцев он переходил из камеры в камеру, без помех собирая материал об уголовном мире столицы. У воров и мошенников не было тайн от Короля, чем он умело пользовался.

Видок покинул Бисетр с полным списком особо опасных парижских преступников. Осенью 1811 года по его проекту при полицейском управлении была создана организация «Сюртэ» («Безопасность») — первый в мире уголовный розыск. Ее возглавлял Анри, а Видок стал шефом сыскной бригады, которую сам набрал из проверенных кадров, в основном бывших уголовников. Под его началом работали 12 человек, которые вместе со своим неутомимым шефом достигли в короткий срок неслыханных успехов. Если верить цифрам, то за год он задержал 15 убийц, 120 домушников, 73 карманника, 38 скупщиков краденого, 227 бродяг. За тот же срок им было раскрыто 811 преступлений и предотвращено около сотни. Видок прекрасно знал своих «подопечных», без всякой картотеки храня в памяти тысячи лиц и имен преступников. Хотя бывшие коллеги приговорили его к смерти, он без страха появлялся в самых глухих трущобах благодаря искусству изменения внешности. Приходя в злачные места, он втирался в доверие к их посетителям, и ему верили — ведь он виртуозно владел воровским жаргоном, известным только посвященным. Много раз создатель сыскного агентства напрашивался на участие в преступлениях и даже сам организовывал их, чтобы потом выдать товарищей полиции. Всего за 18 лет по его наводке было арестовано 17 тысяч человек, из которых больше 400 отправили на гильотину.

Видок в искусстве
Удивительная судьба Видока, отраженная в его мемуарах, не могла не впечатлить французских писателей, многие из которых были лично знакомы со знаменитым сыщиком. Уже в 1843 году Эжен Сю написал свой роман «Парижские тайны», многие сюжеты которого взяты у Видока. Однако сам детектив не появился на его страницах, чем был недоволен, и ответил на роман Сю своими «Подлинными тайнами Парижа». Следующую попытку сделал другой знакомец Видока — Оноре де Бальзак, создавший в нескольких романах, начиная с «Отца Горио» (1835), образ беглого каторжника Вотрена. От него сыщик тоже был не в восторге: писатель изобразил Вотрена негодяем и циником, считающим, что «честностью нельзя достигнуть ничего». В то же время один из героев говорил о нем с восхищением: «Бог и Сатана объединились и вместе создали этот стальной характер». Уже после смерти Видока вышла эпопея Виктора Гюго «Отверженные» (1862), где Видок «раздвоился» на двух персонажей — благородного каторжника Жана Вальжана и подлого полицейского инспектора Жавера. Второй из них весь роман преследует первого, но в итоге, сраженный его моральным превосходством, кончает с собой. Начиная с 1866 года Эжен Видок стал героем детективных романов Эмиля Габорио под именем сыщика Лекока, бывшего преступника, ставшего на службу закону. Еще один «клон» героя — «вор-джентльмен» Арсен Люпен, созданный фантазией Мориса Леблана. А виртуозная способность сыщика к изменению облика отразилась в образе зловещего Фантомаса из романов Марселя Аллена и Пьера Сувестра. Все перечисленные персонажи не раз становились героями кино. А в 2001 году французский режиссер Питоф поставил фильм «Видок», где на сцену выходит сам великий сыщик в исполнении Жерара Депардье. Правда, этот причудливый триллер, переполненный компьютерной графикой, как мы видим, весьма далек от подлинной истории Эжена Видока.

Королевское помилование

Как водится, завистники из числа полицейских невзлюбили Видока. Они уверяли, что он выдает только мелкую сошку, а преступных «генералов» освобождает за взятки. Говорили, что его подчиненные сами занимаются воровством — тогда он одел свою бригаду в белые перчатки, в которых карманник работать не может (сотрудники французской «Сюртэ» до сих пор носят их в знак чистоты мундира). Видок со своими людьми навещал не только воровские «малины», но и дворцы аристократов. В Лувре им был задержан граф де Руссильон, набивший карманы ворованными драгоценностями. Бывший каторжник стал знаменит, и сам король Людовик XVIII, пришедший к власти после падения Наполеона, помиловал его, торжественно отменив давний приговор. Посетители модных салонов с замиранием сердца слушали его рассказы о нравах парижского «дна», а начинающие писатели украдкой записывали их, не без оснований надеясь превратить такие сюжеты в романы и пьесы.

Заработав немалые средства, Видок в 1820 году женился на молодой вдове Жанне-Виктуар Герен, но она оказалась больна туберкулезом и через четыре года скончалась, так и не родив Эжену желанного наследника. В 1830 году он женился в третий раз — на своей кузине Флериде-Альбертине Манье, которая была моложе его на 18 лет. Вместе с ней ему предстояло преодолеть новые трудности, которые приуготовила судьба. А их было немало — политическая жизнь Франции по-прежнему бурлила, и усидеть на своем посту было нелегко. В 1827 году префектом полиции был назначен Делаво, сразу невзлюбивший Видока. На его бригаду обрушились бесконечные проверки и придирки, Короля обвиняли в том, что его подчиненные ведут себя аморально, например не посещают церковь. Расчет Делаво оправдался — взбешенный этой чушью, Видок подал в отставку.

Пенсии ему не назначили, и вскоре привыкшему жить на широкую ногу сыщику понадобились деньги. Улучив момент, издатель Тенон предложил ему написать мемуары и выплатил щедрый задаток — 34 тысячи франков. Уже через несколько месяцев вышел первый из четырех томов «Записок Видока», имевших шумный успех. Можно сказать, что эта книга, только во Франции изданная тиражом 30 тысяч, стала одним из первых международных бестселлеров — в ближайшие годы ее перевели на восемь языков, включая русский. У Видока, отродясь ничего не писавшего, обнаружились живой образный язык и едкий юмор, наряду с недюжинным умением выстраивать логику сюжета, а уж описанных им приключений хватило бы на множество современных детективов. Впоследствии из-под его пера вышел еще добрый десяток книг. Среди них было и документальное исследование «Воры», и бесценный для исследователей «Словарь воровского арго», и роман «Настоящие тайны Парижа», написанный в пику нашумевшим «Парижским тайнам» Эжена Сю. Им создан и трактат «Несколько слов от автора», где писатель-агент предлагал свои методы борьбы с преступностью, включая «перевоспитание трудом» и гуманизацию условий содержания заключенных.

Чтобы доказать свою правоту, Видок открыл в парижском пригороде Сен-Манде бумажную фабрику, где работали бывшие зэки. Но в 1832 году этот полезный для общества труд пришлось прервать. В Париже вспыхнуло республиканское восстание, и Видока вновь призвали в шефы «Сюртэ» для борьбы с повстанцами. Он быстро создал «летучие отряды», проникавшие в тыл бунтовщикам по тайным ходам, известным только ему. Восстание было подавлено, и бывший каторжник удостоился личной благодарности короля Луи Филиппа, назвавшего его «спасителем трона». Но его враги не успокоились — уже в сентябре Видока отдали под суд, обвинив в том, что он спровоцировал воровскую шайку на совершение преступления. Сыщик был в недоумении — он всегда пользовался этим методом, за что же его судят? Так или иначе, вор должен сидеть в тюрьме, и почему бы не ускорить его отправку туда? В этот раз Видок ушел от правосудия, но скоро его все равно отправили в отставку.

Почему Видок — не маршал

В 1833 году неутомимый Эжен Франсуа открыл собственное Бюро расследований — первое во Франции, да, пожалуй, и во всей Европе, частное детективное агентство. Оно занималось не только поиском преступников, но и, так сказать, консалтингом: здесь за плату в 20 франков коммерсанты могли навести справки о своих деловых партнерах, чтобы выяснить степень их честности. За год число клиентов Видока дошло до 4 000, в деловых кругах стало хорошим тоном при совершении сделки предъявлять справку из Бюро. Но недруги из полиции не успокаивались, выдвигая против Короля — теперь уже сыщиков — одно обвинение за другим. Сначала они устроили в его конторе обыск, конфисковав несколько тысяч дел. Видок не опустил рук — со своей феноменальной памятью он хранил самые важные факты в голове. Потом его снова попытались отдать под суд, но тут власть в очередной раз сменилась — монархия на республику, потом на троне оказался император Наполеон III. Со всей этой чехардой полиция забыла про конкурента.

Клиентура Видока год от года росла, у Бюро появились отделения в провинции. Теперь помимо уголовной и экономической преступности оно занималось доказательством супружеских измен — у Эжена Франсуа и в этом вопросе был немалый опыт. Он трудился до самой смерти, которая настигла его 11 мая 1857 года, незадолго до 82-летия. Наследников у Короля риска не было, и немалое состояние, на которое тщетно претендовали двое или трое внебрачных сыновей, досталось его детищу — сыскному агентству. Перед смертью Видок с сожалением сказал: «Я мог бы стать маршалом, если бы не любил так женщин и дуэли».

Примечательно, что первое издание мемуаров Эжена Видока появилось в Петербурге в 1828 году, где его купил и прочитал Пушкин. Вскоре он сочинил эпиграмму на Фаддея Булгарина — писателя, по совместительству работавшего осведомителем Третьего отделения:

«Не то беда, что ты поляк: // Костюшка лях, Мицкевич лях!
Пожалуй, будь себе татарин, // И тут не вижу я стыда;
Будь жид — и это не беда; // Беда, что ты Видок Фиглярин».

Появился отклик и в прозе. В альманахе «Денница» Пушкин напечатал заметку «О записках Видока», где косвенно указал на того же Булгарина: «Человек, живущий ежедневными донесениями... отъявленный плут, столь же бесстыдный, как и гнусный». В принципе, к Фаддею Венедиктовичу, строчившему доносы на друзей юности, это относилось куда больше, чем к Видоку, — тот все же боролся с настоящими преступниками, хотя и действовал порой теми же методами, что они.

Французский преступник, детектив и писатель Эжен-Франсуа Видок оказал самое существенное влияние на появление детективного жанра и стал прообразом многих литературных героев.

Эжен Франсуа Видок (Eugène-François Vidocq ) родился в ночь с 23 на 24 июля 1775 года в Аррасе (Франция). Его отец был пекарем и очень практичным человеком, а потому быстро пристроил сына к работе, поручив ему доставку хлеба покупателям из города. Эжен был третьим ребенком в семье пекаря Николя Жозефа Франсуа Видока. Всего у Видока было четыре брата и две сестры. О детстве будущей знаменитости известно мало, разве что сохранилось прозвище Шпага , поскольку он много времени проводил на занятиях фехтованием. Но Видок рос неуправляемым ребенком, быстро начал воровать у родителей. Поначалу ворованные деньги спускал на обычные для молодежи того времени утехи, но позднее стал копить, рассчитывая собрать сумму необходимую для поездки в Новый Свет. По иронии судьбы, ворованные деньги ему счастья не принесли, его ограбили по дороге в порт и он после ряда злоключений был вынужден вернуться в родной дом. Когда деньги Видок поначалу боялся вернуться домой и был вынужден подрабатывать жонглером в бродячем цирке. Он также изображал людоеда из Карибского моря и есть на виду у зрителей сырое мясо. Не выдержав регулярных побоев, сбежал и присоединился к группе кукловодов, но и оттуда был изгнан поскольку заигрывал с женой хозяина. Подрабатывая уличным продавцом добрался до родного Арраса, попросил прощения у родителей и был принят с распростертыми объятиями, но от греха подальше отправили его в армию.

Служба прошла удачно, Видок участвовал в боях при Вальми и Жаммапесе и вернулся в родной город живой и невредимый. Здесь он в 1794 году женился на Мари-Энн-Луиз Шевалье, однако вскоре бросил, поскольку узнал о ее романе с другим мужчиной. Неудача на личном фронте стала причиной поездки в Бельгию, где Видок устроился офицером в действующую армию. Там он прослыл забиякой с вспыльчивым характером и грозным дуэлянтом. За шесть месяцев он дрался 15 раз, и при этом убил 2 человек. После очередной ссоры с сослуживцем был посажен в тюрьму.

С этого момента начинается период, состоящий из ряда заключений и побегов. Видок словно не находит себе места в мирной жизни. В 1796 году он был приговорен к восьми годам принудительных работ за подделку документа об освобождении чернорабочих. В 1798 году его перевели в Брест, откуда он удачно сбежал, а уже в следующем году был пойман и снова заключен в тюрьму. В следующем году был переведен в Тулон, после чего следовал ряд побегов и заключений. Видок приобрел репутацию удачливого беглеца среди криминальных элементов Парижа и вошел в их круг. Единственной точной датой в этого периода стал развод с первой женой в 1805 году.

Многочисленные преступления в виде подделок документов, побегов и краж привели к тому, что он был приговорен к смертной казни, но поскольку ему удалось в очередной раз бежать, был казнен его друг, чему Видок стал свидетелем. Эта казнь оказала на него сильнейшее влияние, и ловкий преступник решает сменить образ жизни.

В 1809 году Видок решил перейти на легальное положение и предложил свои услуги полиции. В своем письме на имя начальника Сюрте, он подробно рассуждал о небывалом распространенности преступности в Париже и намекал, что знает одного человека, который хорошо знаком с криминальным миром, поскольку сам был в прошлом преступником. Так Видок намекал на собственную пользу для уголовных расследований. Но руководство полиции полагало, что это всего лишь новая изощренная уловка очередного мошенника, и Видока определили для начала в качестве тайного агента Сюртэ.

Чтобы его сотрудничество не вызывало подозрений, в 1810 году, с одобрения нового префекта полиции Парижа, с которым позднее Видок подружился, ему был устроен очередной побег из тюрьмы. А в 1811 году Видок был наделен полицейскими полномочиями и назначен руководителем отдела детективов в Сюртэ. К 1817 году в отделе Видока работало 17 агентов, и под его руководством было произведено 772 ареста, что было абсолютным рекордом для тех лет. В 1824 году его отдел насчитывал 31 агента, в том числе 5 женщин.

В 1820 году Видок женился на Жанне-Виктуар Герин (Jeanne-Victoire Guerin ), которая умерла в 1824 году, после чего он женился на своей кузине Флюрайд Маньез (Fleuride Maniez ).

К 1827 году Видок столь популярной фигурой в Париже, что у него появилось немало завистников, который интригами вынудили его уйти в отставку. Видок купил фабрику по производству бумаги, и чтобы уменьшить стоимость расходов использовал в работе бывших осужденных. Бизнес был столь успешным, что Видок обратился к написанию мемуаров. Полные невероятных приключений и небывалых для того времени подробностей книги Видока разошлись огромными тиражами.

В момент политической нестабильности в 1831 году Видок вернулся в полицию и даже по слухам сыграл важную роль в сохранении трона для Луи-Филиппа. Но новый префект парижской полиции был одним из тайных завистников бывшего преступника, а потому открытой конфронтацией вынудил Видока уйти в очередной раз в отставку.

Видок был очень общительным человеком и с легкостью заводил дружеские отношения с выдающимися деятелями французской культуры и литературы. В 1832 году он познакомился с Оноре де Бальзаком, который был восхищен преступником-полицейским и описал Видока в Человеческой комедии . Также Видок был знаком с Виктором Гюго и целым рядом поэтов того времени. Он и сам писал криминальные романы, которые стали образцами, на которые позднее ориентировались многие создатели первых детективов.

Творчество Видока

Эжен-Франсуа Видок был первым официальным детективом западного мира. После того как он вел жизнь бродяги, актера, солдата, разбойника, карточного игрока и арестанта, в 1809 году он был назначен полицейским осведомителем. Спустя два года он из агента стал начальником детективного отдела в Сюртэ. Феноменальный успех его расследований был ярко описан в его мемуарах, а Видок стал легендой не только во Франции, но и в Англии и Германии. Его книги были напечатана даже в США и России.

Мемуары Видока сыграли важнейшую роль в появлении детективного жанра. Именно эти мемуары вдохновили Эдгара Аллана По на создание первых детективных рассказов. Но По считал Видока блестящим отгадывателем , Именно отталкивая от интуитивного раскрытия дел, американский писатель создал логику Дюпена. Герой Эдгара По - маска самого писателя, и полная противоположность Видока. Если французский детектив - это буржуа, мещанин и бюрократ, Огюст Дюпен - аристократ, поэт с математическим складом ума.

Успехи Видока в расследовании основаны не на логическом методе, или стройных рассуждениях. В их основе лежит хорошее знание криминального мира. Видок - мастер маскировки и переодевания, а поэтому массу информации он получает от ничего не подозревающих людей. В своих мемуарах французский детектив описывает методы, который больше подходят для преступников, чем для полицейских. Но талант и мастерство Видока были настолько сильными, что отразилось не только в рассказах Эдгара По, но также были запечатлены в романах Оноре де Бальзака, Виктора Гюго, Эжена Сю, Чарльза Диккенса, Уилки Коллинза, Эмиля Габорио, Мориса Леблана, Г. К. Честертона и Лесли Чартериса. Видок стал прототипом множества популярных героев-преступников - Арсена Люпена, Раффлса и Святого.

Избранная библиография

Записки Видока, начальника Парижской тайной полиции (Mémoires de Vidocq, chef de la police de Sûreté, jusqu’en , 1828)
Воры (Les voleurs , 1836)
Размышления о тюрьмах, каторгах и смертной казни (Considerations sommaires sur les prisons, les bagnes et la peine de mort , 1844)
Настоящие тайны Парижа (Les vrais mysteres de Paris , 1844)
Кочегары севера (Les сhauffeurs du nord , 1845)

Кем был этот француз грозой, или все-таки королем бандитов!!

Известный французский сыщик. Служил в армии. Был осужден за дезертирство и измену; за воровство был приговорен к шести годам галер, бежал. Поступил сыщиком в полицию и дослужился до начальника полицейского отряда. Выйдя в отставку, написал "Мемуары" (1826). В 1836 году организовал частное детективное бюро, которое было закрыто властями. В 1844 году опубликовал "Истинные тайны Парижа".

Эжен Франсуа Видок 1775-1857

Эжен Франсуа Видок - человек, чью деятельность невозможно оценить однозначно.

Более 17 тысяч пойманных преступников, основание уголовной полиции во Франции,открытие первого в мире детективного агенства,создание персональных карточек для каждого задержанного - вот неполный список всех его совершений. Человек незаурядного ума, не лишенный тяги к приключениям и опасностям - как он совершил столько всего в те времена? Ответ кроется в его детстве и юношестве, именно они помогли ему стать человеком - легендой еще в жизни.

Родился будущий бич преступников в семье пекаря из Арраса, в 1775 году. До 35 лет жизнь Видока представляла собой цепь сумбурных приключений. По словам Эжена, отец надеялся, что непутевый отпрыск со временем образумится и займет его место в булочной. Но нет! В неуемной фантазии сына вихрем кружили одни приключения. Украв из кассы отца две тысячи франков, Видок сбежал из родительского дома, намереваясь отправиться в Америку. Но в ближайшем порту подростка ограбили мошенники. Оставшись без гроша в кармане, он прибился к труппе бродячих артистов. На подмостках балагана в полной мере проявился его талант к перевоплощениям. Видок виртуозно менял внешность, голос, манеры, что ему очень пригодилось в будущем.

Шел 1791 год. Франция воевала со всей Европой. Пресытившись балаганом, Видок добровольцем вступил в армию. В 16 лет его произвели в капралы гренадеров. Высокий, статный, широкоплечий, прекрасно владеющий оружием, Видок быстро делал карьеру в республиканской армии, но его подвел неуживчивый, самолюбивый, взрывной и задиристый характер. За полгода он подрался на дуэлях с пятнадцатью противниками, двоих из которых убил. После ссоры с унтер-офицером ему пришлось дезертировать: дуэли со старшими по званию были запрещены, и Видоку грозило суровое наказание. Он переметнулся к австрийцам и пруссакам, потом под чужой фамилией снова вернулся к своим. В перерывах между службой в самых различных войсках Видок успел побывать контрабандистом и корсаром, участвовал в морских сражениях. Шлейф скандалов, афер и мошенничеств тянулся за ним, как дым от костра.

Но рано или поздно такой жизни приходит конец и Видок не стал исключением.До попадания в тюрьму Эжен побывал актером и солдатом, матросом и кукольником, наконец стал
арестантом (за то, что избил офицера, соблазнившего одну из его подружек), совершившим
несколько дерзких побегов. Но даже в тюрьме будущий шеф полиции не унывал. Видока прозвали "Королем риска",он стал легендой и авторитетом всего уголовного мира Франции.Находчивый и неутомимый арестант рыл подкопы, перепиливал решетки, прыгал с головокружительной высоты тюремной башни в протекающую под ней ледяную бурлящую реку, притворялся больным и исчезал из тюремного лазарета в платье ухаживавшей за ним монахини.Ему даже удавалось бежать из тюрьмы то в украденной форме жандарма. Но всякий раз его ловили, и в конце концов Видок был приговорен к каторжным работам и закован в цепи. В тюрьмах Видок годами жил бок о бок с опаснейшими преступниками тех дней. Среди прочих - с членами знаменитого французского клана Корню. Члены этого клана убийц, приучая своих детей к будущим преступлениям, давали им для игр головы мертвецов.
учая своих детей к будущим преступлениям, давали им для игр головы мертвецов.

В 1799 г. Видок в третий раз бежал из тюрьмы, на этот раз удачно. Десять лет он прожил в

Париже, торгуя одеждой. Но все эти годы бывшие сокамерники угрожали Видоку, что выдадут

Его властям. Эжен прекрасно понимал,что его не оставят в покое. Но что делать? Платить дань и всю жизнь жить в страхе,что его выдадут? Или убить шантажистов? Но Видок выбрал нестандартный и решительный путь: отправился в префектуру полиции Парижа и предложил использовать для борьбы с преступностью приобретенный им за долгие годы заключения богатый опыт и знание уголовного мира. Взамен он просил избавить его от угрозы ареста за прежние дела.
Семь десятилетий спустя некоторые представители Сюртэ уже испытывали известную
неловкость, когда речь заходила о Видоке и о рождении Сюртэ. Уж слишком не вязалась
биография последнего до 1810 г. со сложившимися за 70 лет представлениями о
происхождении и жизненном пути не просто полицейского, а шефа уголовной полиции. К
этому времени всеми была забыта тяжелейшая ситуация, заставившая тогда Анри - шефа
Первого отделения, и барона Паскьо, исполнявшего обязанности префекта полиции Парижа,
принять беспрецедентное решение: поручить Видоку возглавить борьбу с преступностью в
Париже.

Для того чтобы скрыть от уголовного мира истинную роль Видока, его
сначала подвергли аресту, а затем, устроив очередной успешный побег из заключения,
выпустили на свободу.
Вблизи префектуры полиции, в мрачном здании на маленькой улочке Святой Анны, и
обосновался Видок. В выборе сотрудников он руководствовался принципом: «Побороть
преступление сможет только преступник». Вначале у Видока работало всего 4, потом 12 и
затем уже 20 бывших заключенных; он выплачивал им жалованье из секретного фонда и
держал в строжайшей дисциплине.
За один только год Видок с двенадцатью сотрудниками сумел арестовать 812 убийц(!!!),
воров, взломщиков, грабителей и мошенников, ликвидировал притоны, в которые до него не
рискнул сунуться ни один мировой судья или инспектор.На протяжении 20 лет организация Видока (которая вскоре стала называться «Сюртэ»)
разрасталась и крепла, став тем ядром, из которого развилась впоследствии вся французская
криминальная полиция.
Тысячеликие перевоплощения, тайные проникновения в притоны, инсценированные
аресты, «подсадка» сотрудников Сюртэ в тюремные камеры, организация затем их «побегов», даже инсценировки смерти сотрудников после выполнения ими заданий - все это обеспечивало Видоку непрерывный поток необходимой информации.

Доскональное знание преступного мира, его членов, их привычек и методов
преступлений, терпение, интуиция, умение вжиться в образ наблюдаемого, потребность быть в курсе каждого дола, дабы никогда не потерять «чутья на преступника», цепкая зрительная
память и, наконец, архив, в котором были собраны сведения о внешности и методах «работы»
всех известных ему преступников, составляли прочную основу успешной деятельности Видока.
Даже когда для Видока стало невозможным скрывать далее свою роль шефа Сюртэ, он все
равно продолжал систематически появляться в тюрьмах, хотя бы для того, чтобы запоминать
лица уголовников.Уголовный мир объявил Видоку войну, но он легко избегал расставленных ловушек. Несколько покушений на него окончились ничем. Шеф «Сюрте» упреждал удары: владея информацией, он всегда опережал противников на шаг.

Когда уже весь преступный мир Франции прекрасно знал, что Видок является шефом «Сюрте», он стал систематически посещать тюрьмы, где осматривал заключенных, запоминая их лица и внешность. Таким образом он вырабатывал фотографическую память. В своей работе сыщика Видок широко использовал талант актера. Он искусно перевоплощался в угольщика и водовоза, старьевщика и ремесленника, появлялся в кабачках и ночлежках, притонах и трущобах, где отсиживались после «дела» преступники всех мастей. Под видом скрывающегося от правосудия уголовника Видок легко входил к ним в доверие. Хладнокровный и наблюдательный, прекрасный физиономист, Видок методично собирал информацию в стане врага и, точно все просчитав, арестовывал бывших «коллег» на «горяченьком», с поличным. За 18 лет службы в «Сюрте» Видок передал в руки правосудия 17 тысяч преступников, больше, чем все полицейские в стране вместе взятые.

Но все таки, в 1833 Видоку пришлось выйти в отставку, так как новый префект полиции Анри Жиске не захотел мириться с тем фактом, что весь штат уголовной полиции Парижа состоит из бывших заключенных. Деятельный Видок тут же открыл частную детективную контору (пожалуй, первую в мире) «Бюро расследований в интересах торговли», в задачи которого входила защита предпринимателей от аферистов. Клиентами Видока стали не только коммерсанты, промышленники и банкиры, но и аристократы, министры, принцы королевской крови. Филиалы частного агентства создавались по всей Франции. Ежегодно бывший каторжник зарабатывал до 6 миллионов франков! Эжен стал преуспевающим дельцом и писателем, не раз подсказывал сюжеты для романов великому Бальзаку, так что остаток своих дней он прожил весьма интересно.Умер Видок в 1857 году в возрасте восьмидесяти двух лет. До своей последней минуты он жил, не зная страха, рискуя и надеясь. Говорят, в предсмертном бреду он шептал, что мог бы стать Клебером или Мюратом, добиться маршальского жезла, но слишком любил женщин и дуэли.

Сюртэ пережила четыре политических переворота во Франции: от Наполеона - к
Бурбонам, от Бурбонов - к июльской монархии Луи Филиппа Орлеанского, от июльской
монархии - к империи Наполеона III, от Наполеона III - к Третьей республике.
Из мрачной штаб-квартиры Видока на улице Святой Анны Сюртэ переехала сначала в не
менее мрачное помещение на Кэ-д"0рлож и наконец разместилась в здании префектуры на
Кэ-д"0рфевр. Теперь здесь работало несколько сотен инспекторов, а не двадцать сотрудников,как во времена Видока. Подчиненные Видока с уголовным прошлым уступили место более или менее почтенным обывателям. Но ни Аллар и Канле, ни Клод и Масэ, по сути дела, никогда не отказывались от методов работы, которые ввел в практику Видок; более того, число бывших преступников, которых они привлекали в качестве оплачиваемых сотрудников и филеров, постоянно росло.
Преступники высланные из Парижа, но все же незаконно возвратившихся в него уголовников при повторном аресте ставили перед выбором: либо работать на Сюртэ, либо снова угодить за тюремную решетку. Сюртэ по-прежнему не пренебрегала и внедрением своих агентов (их
называли «баранами») в тюремные камеры, чтобы те входили в доверие к своим соседям и
хитростью добывали у них нужную информацию. Сами инспекторы регулярно посещали
тюрьмы и приказывали водить вокруг себя в тюремном дворе заключенных для того, чтобы, как некогда Видок, тренировать «фотографическую память» на лица, запечатлевая их в своей
такой «парад» оставался самым распространенным методом опознания ранее судимых преступников, а иногда помогал найти среди заключенных тех, кто разыскивался за совершение других преступлений.

Архив Видока превратился в гигантское бюрократическое сооружение. Горы бумаг в
беспорядке валялись в мрачных и пыльных, освещенных газовыми рожками помещениях
префектуры. Здесь на каждого изобличенного преступника была заведена карточка. В нее
заносились: фамилия, вид совершенного преступления, судимости, описание внешности; в
сумме таких карточек было собрано около пяти миллионов. И количество их все возрастало,
поскольку к тому времени проверке стали подвергаться все гостиницы и заезжие дворы и даже учитывались все приезжающие иностранцы. К тому же, с тех пор как в 40-х годах в одной из брюссельских тюрем стали фотографировать преступников, число их портретов, накопленное парижской префектурой, составило 80 тыс. штук. Однако, как бы ни восторгались иностранцы быстрому разоблачению в Париже преступников, бежавших туда из своей страны, и какие бы ни рождались легенды о парижской полиции, Сюрте ждала своего нового таланта, который бы влил новое дыхание в методики расследования французской уголовной полиции.

Так же снят фильм режиссёра Жана-Кристофа КомАра (творческий псевдоним «Пито́ф»), выпущенный в 2001 году, в котором знаменитый французский сыщик Видок (историческая личность) борется с колдуном по прозвищу Алхимик, крадущим чужие души.

Эжен Франсуа Видо́к (23 июля 1775 — 11 мая 1857) — французский преступник, ставший впоследствии первым главой Главного управления национальной безопасности, а потом и одним из первых современных частных детективов и «отцом» уголовного розыска в его современном виде.

Большая часть информации о Видоке почерпнута из автобиографии. Согласно ей, Видок родился 23 июля 1775 года во французском городе Аррасе. Его отцом был пекарь.
В возрасте 14 лет он, видимо случайно, убил своего учителя по фехтованию и решил сбежать из города. Первоначально он намеревался отправиться в Америку, но потратил все деньги на актрису, даму лёгкого поведения. В конце концов через год он вынужден был вступить в Бурбонский полк.

Он был далеко не идеальным солдатом: позже он вспоминал, что участвовал в 15 дуэлях, убил двух противников и подвергался множеству дисциплинарных взысканий. В ходе войны Франсуа вынудили перейти на сторону австрийцев, но, не пожелав сражаться против своих, он перед битвой притворился больным.

В ходе Французской революции Видок, по его собственному заявлению, спас двух дворянок от гильотины, но впоследствии сам был арестован. Его спас отец, обратившись за помощью к семье Шевалье. Франсуа влюбился в их дочь Луизу и женился на ней, когда она притворилась беременной. Узнав о её любовнике-офицере, Видок уехал в Брюссель по фальшивым документам, где ухаживал за баронессой старше его по возрасту и был членом банды налётчиков.

Переехав в Париж, он потратил все деньги на женщин лёгкого поведения и переехал в пограничный город Лилль, где начались его отношения с некой Франсиной. Однажды застав её с любовником, Видок избил его, за что был посажен на три месяца в Башню Святого Петра. Там он встретил крестьянина Себастьяна Бутателя, осуждённого на шесть лет за кражу хлеба и тяжело переживавшего разлуку со своей большой семьёй. Впоследствии Себастьян был освобождён по поддельному прошению, составленному его сокамерниками Гербо и Груаром. Видок отрицал свою причастность к этому (по его словам, Гербо и Груар лишь пользовались его камерой, не посвящая его в суть дела); сокамерники же утверждали, что именно Франсуа был зачинщиком. Видока и Гербо осудили на 8 лет исправительных работ, но Франсуа с помощью раскаявшейся Франсины сбежал из Брестской тюрьмы, переодевшись полицейским инспектором.

В 1798 году он переехал в Нидерланды, где помогал каперу Фромантену грабить английские суда. В Остенде был вновь арестован и отправлен в тулонскую тюрьму под строгой охраной, откуда сбежал благодаря помощи другого заключённого.

Перепробовав множество профессий, Видок не раз попадал в тюрьму, бежал и снова оказывался за решёткой, за что был прозван «королём риска» и «оборотнем». В 1799 году Видок бежал из тюрьмы в очередной раз и 10 лет жил в Париже.
Шантажируемый бывшими соседями по тюремной камере, он сделал решительный шаг: отправился в полицейскую префектуру Парижа и предложил свои услуги. В 1811 году он сформировал особую бригаду из бывших уголовников по принципу: «Только преступник может побороть преступление». Во многом по этой причине о его конторе ходили плохие слухи, что не мешало ему пользоваться расположением начальства. Бригада получила название «Сюрте» («Безопасность»).

До Видока сыскной службы фактически не существовало, хотя было немало попыток ее создать (одну из них предпринял в Англии знаменитый писатель Генри Филдинг). Практически сразу за французской «Сюртэ» такие службы появились и в других странах.
Под руководством Видока работали 12 человек, которые вместе со своим неутомимым шефом достигли в короткий срок неслыханных успехов. Если верить цифрам, то за год он задержал 15 убийц, 120 домушников, 73 карманника, 38 скупщиков краденого, 227 бродяг. За тот же срок им было раскрыто 811 преступлений и предотвращено около сотни. Видок прекрасно знал своих «подопечных», без всякой картотеки храня в памяти тысячи лиц и имен преступников. Хотя бывшие коллеги приговорили его к смерти, он без страха появлялся в самых глухих трущобах благодаря искусству изменения внешности. Приходя в злачные места, он втирался в доверие к их посетителям, и ему верили — ведь он виртуозно владел воровским жаргоном, известным только посвященным. Много раз создатель сыскного агентства напрашивался на участие в преступлениях и даже сам организовывал их, чтобы потом выдать товарищей полиции. Всего за 18 лет по его наводке было арестовано 17 тысяч человек, из которых больше 400 отправили на гильотину.

Эжен Франсуа Видок пробыл во главе «Сюрте» свыше 20 лет. Однако в 1827 был вынужден уйти в отставку. Вновь был призван возглавить «Сюрте» во время революционных выступлений 1832 года, после подавления которых опять отставлен.
Видок считается одним из первых профессиональных частных детективов. Вершиной его карьеры стала должность руководителя канцелярии министра иностранных дел и фактического главы правительства А.Ламартина во время Революции 1848 года. Однако с приходом к власти императора Наполеона III отошел от дел.

Как водится, завистники из числа полицейских невзлюбили Видока. Они уверяли, что он выдает только мелкую сошку, а преступных «генералов» освобождает за взятки. Говорили, что его подчиненные сами занимаются воровством — тогда он одел свою бригаду в белые перчатки, в которых карманник работать не может (сотрудники французской «Сюртэ» до сих пор носят их в знак чистоты мундира).

Бывший преступник стал знаменит, и сам король Людовик XVIII, пришедший к власти после падения Наполеона, помиловал его, торжественно отменив давний смертный приговор.
Вместе с этим Видоку предстояло преодолеть новые трудности, которые приуготовила судьба. А их было немало — политическая жизнь Франции по-прежнему бурлила, и усидеть на своем посту было нелегко. В 1827 году префектом полиции был назначен Делаво, сразу невзлюбивший Видока. На его бригаду обрушились бесконечные проверки и придирки, Короля обвиняли в том, что его подчиненные ведут себя аморально, например не посещают церковь. Расчет Делаво оправдался — взбешенный этой чушью, Видок подал в отставку.

Пенсии ему не назначили, и вскоре привыкшему жить на широкую ногу сыщику понадобились деньги. Улучив момент, издатель Тенон предложил ему написать мемуары и выплатил щедрый задаток — 34 тысячи франков. Уже через несколько месяцев вышел первый из четырех томов «Записок Видока», имевших шумный успех. Можно сказать, что эта книга, только во Франции изданная тиражом 30 тысяч, стала одним из первых международных бестселлеров — в ближайшие годы ее перевели на восемь языков, включая русский.
Впоследствии из-под его пера вышел еще добрый десяток книг. Среди них было и документальное исследование «Воры», и бесценный для исследователей «Словарь воровского арго», и роман «Настоящие тайны Парижа», написанный в пику нашумевшим «Парижским тайнам» Эжена Сю. Им создан и трактат «Несколько слов от автора», где писатель-агент предлагал свои методы борьбы с преступностью, включая «перевоспитание трудом» и гуманизацию условий содержания заключенных.Чтобы доказать свою правоту, Видок открыл в парижском пригороде Сен-Манде бумажную фабрику, где работали бывшие зэки.

Но в 1832 году этот полезный для общества труд пришлось прервать. В Париже вспыхнуло республиканское восстание, и Видока вновь призвали в шефы «Сюртэ» для борьбы с повстанцами. Он быстро создал «летучие отряды», проникавшие в тыл бунтовщикам по тайным ходам, известным только ему. Восстание было подавлено, и бывший каторжник удостоился личной благодарности короля Луи Филиппа, назвавшего его «спасителем трона». Но его враги не успокоились — уже в сентябре Видока отдали под суд, обвинив в том, что он спровоцировал воровскую шайку на совершение преступления. Сыщик был в недоумении — он всегда пользовался этим методом, за что же его судят? Так или иначе, вор должен сидеть в тюрьме, и почему бы не ускорить его отправку туда? В этот раз Видок ушел от правосудия, но скоро его все равно отправили в отставку.

В 1833 году неутомимый Эжен Франсуа открыл собственное Бюро расследований — первое во Франции, да, пожалуй, и во всей Европе, частное детективное агентство. Оно занималось не только поиском преступников, но и, так сказать, консалтингом: здесь за плату в 20 франков коммерсанты могли навести справки о своих деловых партнерах, чтобы выяснить степень их честности. За год число клиентов Видока дошло до 4 000, в деловых кругах стало хорошим тоном при совершении сделки предъявлять справку из Бюро. Но недруги из полиции не успокаивались, выдвигая против Видока — теперь уже сыщика — одно обвинение за другим.

Сначала они устроили в его конторе обыск, конфисковав несколько тысяч дел. Видок не опустил рук — со своей феноменальной памятью он хранил самые важные факты в голове. Потом его снова попытались отдать под суд, но тут власть в очередной раз сменилась — монархия на республику, потом на троне оказался император Наполеон III. Со всей этой чехардой полиция забыла про конкурента.
Клиентура Видока год от года росла, у Бюро появились отделения в провинции. Теперь помимо уголовной и экономической преступности оно занималось доказательством супружеских измен — у Эжена Франсуа и в этом вопросе был немалый опыт. Он трудился до самой смерти, которая настигла его 11 мая 1857 года, незадолго до 82-летия. Наследников у "Короля риска" не было, и немалое состояние, на которое тщетно претендовали двое или трое внебрачных сыновей, досталось его детищу — сыскному агентству.

Перед смертью Видок с сожалением сказал: «Я мог бы стать маршалом, если бы не любил так женщин и дуэли».

Удивительная судьба Видока, отраженная в его мемуарах, не могла не впечатлить французских писателей, многие из которых были лично знакомы со знаменитым сыщиком, Видок послужил прототипом таких персонажей как:
- Жан Вальжан и инспектор Жавер в «Отверженных» Виктора Гюго;
- Вотрен в «Человеческой комедии» Оноре де Бальзака;
- Огюст Дюпен в «Убийстве на улице Морг» Эдгара Аллана По и т.д.

Есть также фильм режиссёра Жана-Кристофа Кома́ра «Видо́к» (фр. Vidocq) , выпущенный в 2001 году, в котором знаменитый французский сыщик борется с колдуном по прозвищу Алхимик. Действие фантастического фильма происходит на фоне исторических событий — Июльской революции.

Имя Эжена Франсуа Видока известно далеко не каждому в России. Максимум, что вспомнят некоторые люди – фильм «Видок». На этом, пожалуй, все знания об этом человеке и закончатся. Однако во Франции это имя произносят с особенным благоговением, ведь Эжен Франсуа Видок – это звезда криминального мира, а французские криминалисты делят историю детективного дела на «период до Видока» и «период после Видока».
Эжен Франсуа Видок – не только «отец» криминалистики. Именно его мемуары, написанные «литературным негром» с его слов, положили начало детективным романам, как литературному жанру. Сама фигура Видока весьма неоднозначна. В прошлом преступник, вечно ускользающий от полиции и убегающий от смертной казни, Видок раскрыл столько преступлений и переловил столько уголовников, сколько не снилось даже обитателям знаменитого Скотланд Ярда. Вокруг самого известного детектива и главы Главного управления национальной безопасности ходило столько слухов и легенд, что пойди разгадай, что есть правда, а что есть вымысел. Сам Видок говорил, что любит приврать и хвастануть, поэтому и мемуарам его порой сложно доверять. А если учесть, что авторству этого человека порой приписывают огромное количество книг, то можно совсем запутаться.

Однако исследователи авторитетно заявляют, что большинство из приписываемых авторству Видока книг – всего лишь подделки, принадлежащие перу фанатов знаменитого детектива. Единственный труд, который был написан со слов известного детектива – «Записки Видока, начальника Парижской тайной полиции» . Сам Эжен Франсуа Видок писать не то чтобы не умел, не мог: слишком он был не усидчив и, как следствие, не приспособлен для этого дела. Вот почему он нанял себе в помощники другого человека, который и записал все похождения самого знаменитого авантюриста того времени.

Сегодня мы постараемся рассмотреть факты о личности Видока, дошедшие до нас, с точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана и попробовать понять глубже личность этого легендарного человека.

Итак, 23 июня 1775 года в местечке под названием Аррас, расположенном близ Лилля, на свет появился младенец, названный родителями Эжен Франсуа. Рассказывали, что повитуха предсказала ребенку будет бурная жизнь. Однако позже сам Видок, скептически относящийся к подобным вещам, скажет: «Как бы то ни было, надо думать, что не для меня, собственно, разбушевалась природа, и хотя чудесное весьма привлекательно, но я далёк от предположения, чтобы там, свыше, сколько-нибудь заботились о моём появлении на свет» .

Еще ребенком Эжен Франсуа Видок наводил ужас на всех соседских ребятишек. Он был очень драчлив и постоянно одаривал тумаками других детей, если его что-то не устраивало. Всегда лез на рожон, никого не боялся. Эта черта характера сослужит ему не лучшую службу в будущем: ведь именно из-за вспыльчивости и постоянных дуэлей Видок не раз попадёт в неприятности и будет преследуем властями.

Уже в столь раннем возрасте с мальчишкой невозможно было справиться ! Был полностью неуправляемым – родители хватались за голову: не помогали ни наказания, ни ласка. Эжен привык все делать по-своему. Одновременно с этим ребенок постоянно ввязывался в авантюры, не раз воровал, убегал из дома и хитростью добивался желаемого. «Уже тогда проявились главные черты характера Видока: полное бесстрашие, бешеное честолюбие и неимоверная хитрость в достижении своих целей» . Бесстрашие, честолюбие, неуправляемость, склонность к вечным побегам – все это говорит о наличии уретрального вектора. Тяга к воровству и наживе, хитрость, любовь к авантюрам – черты кожного характера.

Видок без сомнений был и зрительным, благодаря своему неподражаемому актерскому таланту, он обдурил не один десяток полицейских и преступников.

Эжен превосходно фехтовал, несмотря на свое могучее телосложение, был очень ловким и подвижным ребенком.

Напрасно отец пытался привить своему чаду ценности анального вектора и стремился приучить Видока помогать родителям, дабы в будущем тот смог продолжить дело папы – хозяина пекарни. Мальчишка постоянно крал деньги и врал, что их отняли хулиганы. Родители не знали, что даже ребята постарше со страхом и благоговением в глазах смотрят на Видока. Полученные деньги Эжен спускал в кабаках на спиртное и девиц. Однажды карточные шулеры «нагрели» мальчишку и поставили на счетчик, из-за чего ему пришлось своровать из дома все столовое серебро. После этой выходки анальный отец вышел из себя и отправил сорванца на десять дней в тюрьму. Может, так поумнеет!

Тяга к воровству – архетипичная черта кожного вектора, основная функция которого «добыть любой ценой». В детстве ребята с кожным вектором, особенно в состоянии стресса, могут воровать и врать направо и налево. Многие родители предпочитают в таком случае «лечить» ребенка поркой, надеясь выбить всю дурь из нерадивого чада, но делают только хуже: свойства битого кожника перестают развиваться, и он так и застревает в архетипичном состоянии. Получается: чем больше лупишь ребенка с кожным вектором, тем больший стресс ему создаешь, ворует он только больше.

Неизвестно, били ли Видока его родители, но справиться с ним они точно не могли. Тут и простым ограничением не отделаешься, если есть уретральный вектор, который не терпит никаких ограничений. Заточение в тюрьме на 10 дней для уретральника – все равно что красная тряпка для быка. Очень скоро после этого события Видок крадет деньги у родителей и сбегает.

Побег – типичный сценарий для ребенка с уретральным вектором, которого постоянно ограничивают и у которого зажимают природные свойства. Если ему не дадут реализовать свои черты вождя, то он просто бежит туда, где сможет реализоваться – на улицу. Очень часто такие дети становятся во главе уличной преступной шайки – организовывают свою «стаю», в которой могут проявить свои черты вождя.

Нашего Видока ждала немного другая судьба. Он планировал отправиться в Америку – страну свободы и огромных возможностей. Но случилась беда. Пока он спал, его обчистили до последнего гроша и, несчастный, остался на мели. Что дальше делать – он не знал и примкнул к бродячему цирку. Ловкий юноша очень понравился циркачам, и те использовали его природные свойства себе во благо: Видок успешно выполнял роль «скакуна», проделывая невероятные трюки на сцене. Но очень скоро такая «роль» перестала устраивать мальчишку: от чрезмерных нагрузок болело тело. Тогда ему было предложено поселиться в клетке в качестве людоеда: носить отрепье, есть на глазах у зрителей сырого петуха и иногда закусывать камнями. Такого унижения он просто не смог стерпеть и сразу же отказался.

Когда хозяин цирка за отказ дал мальчишке пощечину, Видок схватил дубину и, если бы не члены цирковой труппы, которые еле оттащили обезумевшего от ярости парня от перепуганного директора, то забил бы до смерти несчастного. Неконтролируемый гнев – типичная реакция человека с уретральным вектором на попытку нарушить ранжирование. Как смел этот директор предложить ему, вождю, сидеть в клетке и есть камни да еще и пощечину дал? Уретральник в гневе – явление очень опасное. Такой легко может убить.

Итак, парнишку вышвырнули из цирка. На выручку ему пришел хозяин театра марионеток, пригласивший сообразительного Видока себе в помощники. И все было бы отлично, если бы шестнадцатилетняя красавица – жена директора театра – не влюбилась бы в Эжена и тот не ответил бы ей взаимностью. Как итог – очередная драка и скандал, после которого мальчишка оказывается снова на улице. Что делать? Куда идти? Видок, скрепя сердце, возвращается в родной Аррас и просит прощения у родителей.

Нашедшие в себе силы простить «блудного сына» отец и мать зря надеялись, что за время скитаний их отпрыск поумнел и остепенился. Вместо того, чтобы работать, Видок лишь прозябает в кабаках да водит шашни с заезжими актрисами и модистками. Кстати, актрисы, модистки – обладательницы кожно-зрительной связки — мечта любого мужчины, а в особенности уретрального. Ведь кожно-зрительная самка – это самка вождя. Это его муза, вдохновительница, единственная слабость неуправляемого уретральника, ради которой вождь готов горы развернуть и всю стаю завести в ловушку. С одной замужней актрисой он даже решился бежать, переодевшись девушкой. Но очень скоро вернулся назад и заявил родителям, что отправляется за подвигами в армию (в то время соседи решили напасть на революционную Францию).

Армия

Людям с уретральным вектором в армии очень сложно, т.к. армия – это, прежде всего, дисциплина и следование четким правилам. Видок же постоянно пропускал переклички, купцы – отцы влюбленных в юношу девушек – нанимали за него караул, а сам он постоянно ввязывался в скандалы и устраивал дуэли с другими солдатами. «Таким образом, я находился в самом блестящем положении и почти не чувствовал дисциплины,» — скажет Видок и добавит: «Многие находили удовольствие в том, чтобы наталкивать меня на ссоры, так что в полгода я успел убить двух человек и раз пятнадцать дрался на дуэлях» .

Большое удовольствие Видоку доставляли сражения, в которых он бился, не ведая страха. За несоблюдение дисциплины юношу не раз сажали в тюрьму. В первый свой арест Видок пожалел своего сослуживца, ожидавшего наказания за кражу. Со своим приятелем юноша организовал побег для несчастного, а когда тот хотел было уже спасовать, столкнул его в ров. Спасенный, конечно, остался хромым, но смог избежать наказания и вернуться к семье.

После очередного ареста за дуэль Видок со своим секундантом вынуждены были бежать, хитро замаскировавшись. Далее юноша переходит границу и продолжает службу уже на стороне австрийцев, обучая солдат фехтованию. Но и тут вечная склонность нашего героя ввязываться в перепалку с высшими чинами, играет с ним злую шутку. Видока приговаривают к прилюдным двадцати ударами плетью, после чего он сбегает, не выдержав такого наказания.

Несмотря на то, что перебежчикам, по правилам полагается смертная казнь, Видоку удается избежать такой участи. В 18 лет он вновь возвращается в Аррас, где вовсю бушуют якобинцы, а на гильотину отправляется каждый второй. Вокруг нашего уретральника бушуют страсти. То в него влюбляется женщина в два раза старше его и чуть было не подставляет юношу, обвинив его в соучастии в ограблении, то юная Мари симулирует беременность и вынуждает Видока жениться. Но уретрального вождя семейный очаг не способен удержать на месте. Узнав о том, что его обманули, юноша сбегает, прихватив с собой нажитое.

Дальнейшая жизнь Видока – ряд историй из жизни традиционного трикстера, когда герой попадает в переделки то из-за любвеобильности, то из-за гневливости, то из-за желания наживы. Каждый раз его отправляют за решетку и каждый раз ему удается удрать, оставив полицейских с носом. В эти времена Видок вовсю проявляет свои актерские способности зрительного вектора и непросчитываемость уретрального, оболванивая стражей закона, переодевшись то бродягой, то священником, то инспектором полиции, то еще кем-либо.

«…ни один актёр не мог сравниться с ним в искусстве гримироваться и разыграть какую угодно роль; для него было игрушкой мгновенно изменить возраст, физиономию, манеры, язык и произношение. Даже при дневном свете, переодетый, он бесстрашно подвергался опытному глазу жандармов, полицейских коммиссаров, тюремных сторожей и даже прежних соучастников, людей, с которыми жил и от которых ничего не имел тайного. Несмотря на свой высокий рост и дородность, он умел переодеваться даже женщиной. Кроме того, этот странный человек при железном темпераменте имел в своём распоряжении весьма терпеливы желудок, который позволял ему переносить продолжительный голод и предаваться всевозможным излишествам; он мог после обильного обеда с притворной жадностью истреблять самые крепкие напитки и самые непереваримые кушанья».

Все приключения, конечно, оказываются так или иначе связаны с дамами сердца, которые следуют за ним всюду, где бы ни оказался юноша. Так Видок, предпринимая очередную попытку бегства, прихватывает с собой и красавицу-кокотку, которую доводит до своего родного города и, дав приют, убегает вновь навстречу приключениям. А из-за кожно-зрительной красавицы Франсины, которая постоянно проводила вечера с другими мужчинами, наш уретральный вождь вновь впадает в неистовство и избивает любовника до полусмерти, за что в очередной раз попадает в тюрьму.

Бродяжничество с цыганами, разгульные нападения с пиратом Жаном Бартом, участие в тайном обществе, бесконечные авантюры… Неутомимого сорвиголову ловят и отправляют на каторгу, откуда он постоянно сбегает. Полиция уже и не знает, что делать с Видоком: каждый раз, когда его ловят, он умудряется всех обдурить и ускользнуть из-под самого носа. В конце концов, он получает заслуженное прозвище — «Король риска» , считается самым опасным преступником и оказывается заочно приговорен к смертной казни. Видока пытаются поймать всей Францией! Он непрерывно находится в бегах, выдавая себя за совершенно других людей.

Новая жизнь

Риск – любимое слово для обладателей уретрального и кожного векторов. Первые просто не чувствуют опасности и привыкли идти напролом, а вторые обожают чувство адреналина в крови. Если уретральник не получает должного развития, он постоянно испытывает тягу к неоправданному риску. Таких мальчишек бессознательно тянет гулять по крышам, гонять на мотоциклах и соваться везде, где их ждет опасность. Нереализованный в стае Видок лишь чудом выживает во всех передрягах.

Однако Видок жаждет другой жизни. Ему всегда хотелось быть честным малым и делать что-то на благо общества. Он все чаще задумывается о том, что мог бы быть, к примеру, тайным агентом… Когда нашему герою исполняется сорок лет, он живет уже в Париже и вынужден обеспечивать семью первой жены. Несмотря на все передряги, Видок не отказывается от свалившихся ему на шею спиногрызов, а помогает им, чем может. Но т.к. наш герой не привык жить в рамках закона, то снова попадает в тюрьму, где пишет письмо начальнику Первого отделения парижской полиции. В письме Видок говорит о своем желании служить правосудию и объявляет о своих намерениях стать тайным агентом. Чтобы доказать свою преданность, Король риска сообщает о готовящемся ограблении ювелирного магазина. Грабителей ловят, а Видок становится спецагентом.
Т.к. Короля риска боготворили все люди из мира преступности, он очень легко выманивал нужные сведения. И никто никогда не мог подумать, что их сдал Видок! Сам он идеально знал воровской жаргон и тюремные обычаи, поэтому не мог вызвать подозрений у преступников.

Вместе с тем самым начальником Первого отделения парижской полиции – господином Анри – Видок придумывает «Сюртэ» («Безопасность») – первую в мире организацию, занимающуюся уголовным розыском. Во главе организации встает кожный Анри, а Видок возглавляет особую сыскную бригаду, в которую входит 12 человек – все бывшие уголовники. Эжен Франсуа считал, что с преступностью могут бороться только преступники, т.к. только люди из уголовного мира знают все особенности воров, шулеров, грабителей и пр. Сыскная бригада за кратчайшие сроки раскрывает огромное количество преступлений. Буквально за год за решеткой оказывается более тысячи человек! «Если верить цифрам, то за год он задержал 15 убийц, 120 домушников, 73 карманника, 38 скупщиков краденого, 227 бродяг. За тот же срок им было раскрыто 811 преступлений и предотвращено около сотни» .




Top