Краткая биография гуро. Возлюбив боль поругания

Театральный калейдоскоп протянул мост между прошлым и будущим МТМ

Я знаю танец будет, я знаю – театру цвесть,

Когда артисты Кати в Уфе родимой есть!

Атмосфера вечера

В рамках проекта «Ретроспектива к юбилею МТМ имени меня» 28.01.2016 прошёл творческий вечер смешных спектаклей Мастерской театральных миниатюр (МТМ), сыгранных за 10 лет этим театром.

При посещении вечера я собирался совместить приятное с полезным, личное с общественным. Визит в МТМ я планировал с 26.10.2016 в качестве куратора и пригласил студентов- юристов своих подшефных групп: Юбд-11 (20 человек) и Юбд-21 (15 человек). Из них накануне подтвердили своё намерение придти в театр 6 студентов. Я прибыл на мероприятие на автобусе ПАЗ маршрута №262 за 10 минут до начала. Впопыхах забыл дома фотоаппарат и блокнот, что значительно затруднило написание этого отзыва. Дмитрий Осипов (Юбд-21) ожидал меня на крыльце 3-го корпуса УГАТУ, а Гарифуллина Эльмира и Мазитова Алина (обе из Юбд-11) уже внутри на лестничной площадке третьего этажа. Также хотели посетить, но не смогли студенты Юбд-11 Ибрагимова Эльза – заболела, Акбирова Альбина – уехала к родителям в Кушнаренково, Зверс Елизавета, Мингазова Эллина – опоздала. Передумала ехать на спектакль в последний момент и моя сестра Анна.

Входные двери в Третий корпус УГАТУ очень «гостеприимны» – доводчик тугой, как пружина рессоры паровоза. Наверное, это тест-проверка – слабые люди в УГАТУ не попадут. Контроль на вахте вновь формальный, бабушки лишь ограничились дежурным вопросом: куда идёте? И ответом: «в театр». А в октябре, в связи слухами о готовящихся в Казани массовых терактах, у каждого реально смотрели паспорт. У гардероба перед вахтой в этот раз не было представителя МТМ. Это нарушение традиции.

При входе в зрительный зал девушка-волонтёр обилечивала входящих талончиками благотворительно сбора, минимум на этот вечер был установлен в размере 100 рублей. Талончики были без указания даты, названия мероприятия, и даже места. Поэтому важно было сразу занять понравившееся место и не покидать его до начала спектакля. Режиссер МТМ Екатерина Темнова – знаменитая Катя Славовна, на правах хозяйки всем желающим предлагала согреться горячим чаем. На отдельном столе стояли пластиковые стаканчики, электрочайник, блюдце с нарезанным дольками лимоном и лоток с печеньем и конфетами. Перед началом представления в зале было чаепитие. В качестве рекламы, на соседних столах были разложены программки от спектаклей из репертуара МТМ. Их можно было брать бесплатно.



Публика в зале была представлена в основном людьми среднего возраста мужского пола, студентов было мало. Это можно объяснить тем, что мероприятие пришлось на период студенческих каникул, морозной погоды и эпидемии свиного гриппа в Уфе. Зал был наполнен на 1/3 из 263 кресел, то есть по сравнению с октябрьским спектаклем (29.09.15 «Мой Бредбери») и ноябрьским спектаклем (26.11.2015 «Чисто-просто») заметно меньше. Из известных людей в зале был журналист журнала «Бельские просторы» Анатолий Львович Чечуха со своей супругой Еленой Ильной, давней поклоннице, а ранее и актрисой МТМ. Зрительский контингент усилил вектор ностальгии в мероприятии.

Организатор до последнего момента сохраняла в секрете, что именно будет показано на сцене в этот вечер. На странице в социальной сети «ВК» 17 января был проведён опрос: «Какие смешные спектакли вы видели в МТМ?». Откликнувшиеся указали:

Не названные гостями страницы, но проанонсированные затем модератором, были: «Все мыши любят сыр» Дюла Урбан и «Интернет-лапша». Неопределённость с тем, что именно покажут на сцене МТМ 28 января, стала причиной, по которой я не проводил усиленную агитацию среди знакомых придти в этот вечер на спектакль. Не совсем удобно звать на «не известно что будет».

Особенностью режиссуры МТМ, что там почти все спектакли имеют элементы комедии. Даже в трагедиях Пушкина «Моцарт и Сальери» и «Скупой рыцарь» можно от души посмеяться. Так что провести чёткую грань между «смешными» и «несмешными» спектаклями не легко.

Я истосковался по своему любимому театру за два месяца с 26.11.2015, так как различные обстоятельства помешали мне посетить его в декабре и январе. Поэтому любой спектакль в исполнении МТМ доставил бы удовольствие, но мне больше всего хотелось увидеть «Ковбойскую историю». Во-первых, этот спектакль давно не играли в Уфе (почти 5 лет с 24 февраля 2011); во-вторых, он действительно самый смешной, на мой вкус, из репертуара МТМ; в-третьих, в этом спектакле красивые костюмы; в-четвёртых, простой, но интересный сюжет будет понятен широкому кругу студентов.

Мои студенты сразу прошли в первые ряды зала и там сели, а я разделся и сложил верхнюю одежду в углу последнего ряда. Несмотря на холод на улице в зале было очень тепло. Я предложил студентами попить чай, но они отказались. Тогда я угостил их шоколадом, они радостно приняли и зашуршали фантиками. Убедившись, что все кто хотел в сборе, я отключил свой сотовый телефон, чтобы отгородиться от внешнего мира и насладиться происходящим на сцене. Студенты перевели свои телефоны на беззвучный режим. Для разнообразия студенты сели в левую (если смотреть от сцены) часть зала. Сразу у центрального прохода сел Дмитрий, затем два кресла оставили под куртки, потом сели Алина и Эльмира. Я сел на ряд впереди, два кресла от прохода оставив свободными. Своим я посоветовал: «Садитесь ближе к центру, сегодня не будут кидать бутылки. А Аделя Курамшина не пришла, потому, что испугалась, что снова будут кидать бутылки в зрительный зал?». Её подруги согласились, это всех позабавило.

В центральном проходе организаторы установили штатив для съёмки, поэтому есть надежда, что у кого-то осталась видеозапись или хотя бы профессиональные снимки этого замечательного вечера.

Исполнители

На сцене были задействованы: «ветераны»: Иннокентий Шульга, Марат Рашитович Сарваров, Павел Панов, Иван Цекало, Регина Ирековна Утяшева, Ульяна Ренатовна Утяшева, Кристина Шульга. «Молодые ветераны»: Ильдар Шакиров, Сергей Кондратьев. «Новая смена»: Элина Габидуллина, Лиля Мухаметшина; «помощники»: Камиль Кабиров, Вероника Муслюкова, Мария Дубинская.

В зале из артистов-ветеранов была замечена только Дина Курбангалеева. В отличие от октябрьского творческого вечера заметно было отсутствие в зале «ветеранов» и «легенд» МТМ, таких как: Галя, Салават, Иван Митякин, Айгуль Султанова, Мария Гаджиева, Владимир Борцов.

Выступление режиссёра

Согласно традиции МТМ, вечер начался вступительным словом режиссёра Екатерины Темновой. Она огласила общую программу вечера: сначала покажут отрывки из спектаклей, а потом сыграют полностью «Сказки о Лене и Серёже». Спросила зрителей: нужен ли перерыв? Мол, чай не пиво – назад быстро не попросится. А если бы здесь поили пивом, то зрителей было бы больше. Большинство зрителей выкрикнули, что перерыва между попурри и спектаклем не нужно. Катя Славовна поведала, что не любит ставить комедии, так как в комедии основная нагрузка приходится на мастерство актёра, а от режиссера мало что зависит. Этой фразой она напрашивалась на комплемент.

Рассказала, как артисты МТМ выступали театральной бригадой перед матросами драги-землечерпалки «Краснодар», которая углубляла фарватер по руслу реки. Они играли спектакль «Ковбойская история» перед одним зрителем. Другого зрителя с таким чувством юмора за свою жизнь режиссёр не видела. Речник начинал смеяться, падал со стула, просил прерваться, что бы он мог отдышаться.

Екатерина Мациевич, сейчас живущая в Брюсселе – столице Европы, просила поставить «Сказки о Лене и Серёже». Этот спектакль стал лидером по количеству наград, полученных МТМ на различных конкурсах. Так, на премию, полученную за диплом в Казани, режиссёр купила куртку.

Режиссёр попросила открыть занавес заранее. После того, как его открыли, на заднике обнаружился большой белый экран, на который проецировали изображение с цифрового проектора. Она попросила принести бутылки. Один из артистов из-за занавеса выложил на сцену четыре пустые пластиковые бутылки: одну полностью прозрачную и три коричневых. Мои студентки испугались и возмущённо зашептали, что «вы обещал, что в этот раз кидать бутылки в зал не будут». Я их успокоил, сказав, что в этот раз бутылки будут пустыми, а значит, лёгкими, и кидать будут в сетку, а не в людей. Катя Славовна достала из кармана 100 рублей как стимул, чтобы зрители азартно ловили бутылки, а не уворачивались от них. Купюру вложили в театральную программку спектакля МТМ, свернули в трубочку и протолкнули в горлышко коричневой бутылки. В остальные бутылки засунули программки без денег. Сказала: «Тот кто, поймает счастливую бутылку, оправдает входной билет. Жаль, что не все бутылки коричневые, теперь белую ловить не захотят».

Катя Славовна попросила пересесть зрителей ближе к центру, что им было лучше видно то что происходит на сцене, а не сбоку за кулисами. Я пересел к центральному проходу, что не укрылось от зоркого взгляда Хозяйки вечера. Она заметила: Женя, это не тебя касается а девушек на седьмом ряду.

Отрывки из спектаклей – театральный калейдоскоп

Собственно рецензия, представленная ниже, будет отличаться от классических театральных рецензий. Так как с одной стороны за вечер показали не один спектакль, а несколько. Также ключевым моментом анализа будет названый организаторами вектор – ретроспектива: ностальгические воспоминания о молодости «ветеранов» и тех, кто сейчас далече. Не названный, но угадываемый по намёкам, вектор – это прощание с проектом репертуарного театра. У Кати Славовны в планах реализация других творческих проектов, а не восстановление комедийных спектаклей прошлых лет. После завершения вечера в моих ощущениях остался печальный привкус «олимпийского мишки».

0)«Сказки о королях»

Видео с ирландским танцем из «Сказки о королях» . Девушки танцуют и постепенно, сбиваясь с ритма, выбывают из шеренги. Дольше всех в строю остаётся девушка, похожая на Галину Чепурнову. Сюжет для узкого круга «своих». Спектакль играли только первые два сезона. Это было 8 лет назад. Само произведение тоже не известно публике. Отрывок репетиции очень короткий, комментарий режиссёра загадочный. Напоминаем шутку в пародийной озвучке Гоблином фильма «Властелин колец»: всех, кто что-нибудь знал об этом, давно замочили.

1) «Интернет-лапша » –

Спектакль «Интернет-лапша» состоящий из 20 новелл, был в этот раз представлен следующими эпизодами:

а) Вначале исполнили танец, вероятно, концовку новеллы «Смерть в чате» – движение зомби. Но в этот раз сам сюжет не был раскрыт, поэтому даже искушённому зрителю смысл этого эпизода остался загадкой.

б) Затем на экране показали видео-презентацию «Ретроспектива события 2010 года», в том году была премьера спектакля «Интернет-лапша», созданный Катей Славовной на основе пожеланий зрителей из новелл соцсетей. Но уфимские события отсутствуют, жаль.

Время на моих часах 20.10 Моя студентка Алина шепчет сзади: «Элина едет. Что ей передать?» Я ей ответил: «Пусть ждёт у дверей антракта». Алина: «Но ведь режиссер сказала, что перерыва не будет?» Я успокоил: «Надо надеяться, вдруг всё-таки будет. Раньше всегда перерывались». Но антракт не объявили, пробравшуюся Эллину выставили за дверь, соблюдая правило «опоздавших не пускать».

в) Новелла «Маяк и авианосец» – «баян» интернет сетей. Роли исполняли: американцы – Иннокентий Шульга и Тимур Сарваров, испанцы – Ильдар Шакиров и Павел Панов. Сыграно слабо, скомкано: вырезанные промежуточные эпизоды не дают развиваться по нарастанию. Теряется напряжение. Возможно, режиссёру изначально попалась плохая версия текста. В принципе, из этой новеллы можно сделать конфетку. В предыдущий раз 11.04.2013 в роли адмирала США я видел Владимира Борцова. Он выходил в морской фуражке. Та игра была достоверней и более массовая: 10 человек, а не 4 как сейчас. Количество людей подчёркивало неравенство сторон, а в этот раз было поровну.

г) «Письма детей к богу» с подбрасыванием пластиковых пакетов (пакеты олицетворяют души?): Господи, подари мне волшебную палочку (Регина), Как ты различаешь мужские и женские души? (Паша), свечки в церкви – это твой бизнес? (Кристина), Теперь я знаю, что такое любовь, любовь – это голая женщина (Тимур) и др. Без чёткого анонсирования темы или названия новеллы, кто не смотрел спектакль целиком, почти ничего не понятно. Актёры играли как бы по инерции.

д) «История Рунета с 1989 по 1912 год» – «зеркало цивилизации». Интернет и технологии развиваются быстро, поэтому на премьере выглядело хорошо, а сейчас режут глаз два момента: 1) требуется продолжить фактологический ряд до 2016 года и 2) поднять уровень дизайна презентации от «младшего школьного возраста» хотя бы до «выпускника 11 класса». Музыкальный фон имперского марша Джорджа Лукаса в момент раскрутки премьеры очередного эпизода «Звёздных войн» в нынешнем виде необоснованно претенциозно.

В этот раз не показали новеллы «Вся жизнь в 100 слов: Колыбель. Пеленки. Плач», «Что они на самом деле хотели сказать», «Письма из хосписа».

2) «Ковбойская история » –

От одного из самых длинных спектаклей МТМ в этот раз оставили 5 эпизодов.

а) диалог Лошади и ковбоя: Лошадь пугает Тома, что у него дома случится беда и нужно торопиться. Вначале ковбой пугается, но потом вспоминает, что его зовут не Том, а Ронни, что дома у него никогда не было и успокаивается. Радует, что Регина за эти годы сумела остаться всё такой же резвой «лошадкой». Поскольку «Ковбойская история» была первым спектаклем, увиденным мной в МТМ, и главную роль в нём исполняла Регина, то она в кругу моих знакомых так и осталась со сценическим псевдонимом «Лошадка». А за спиной Иннокентия Шульги незримо угадывается Иван Митякин, которые играл Ронни в сезоне 2008-2009 годов.

б) танец 4 пар под незнакомую английскую песню (в оригинальной версии этой песни не было). Танцуют с душой, но стиль музыки не очень вписывается в пародийный вестерн. Это не кантри и не фолк.

в) мечта ковбоя Ронни въехать на белом коне вызывает обиду его лошадки. Она начинает ревновать его к мифической блондинке. Ронни пытается загладить свою невольную оговорку: хочешь, свожу к парикмахеру? Ты меня простишь, если я покажу тебе золото?

г) Ронни и лошадка обсуждают сокровище дяди Сэма (дочь дяди Сэма), в которую Ронни влюбился с первого выстрела. В памяти всплывает образ Екатерины Даниловой. Лошадка обнаруживает на земле следы лошадей банды страшных Пью Виски, Пол Банки, Билл Глаза ведущие в сторону ранчо дяди Сэма. После этого я ожидал появления на сцене Ивана Цекало с кольтом в роли хитрого атамана бандитов умеющего даже читать брошюры с расписанием поездов. В памяти всплыли также образы предшественников артистов-атаманов: Романа Суркова, Салавата Гибадуллин, Ришата Хасанова. Но этого не произошло – режиссёр-Шахерезада уже перешла к другой странице театрального калейдоскопа.

д) танец-кантри шести пар в костюмах. Артисты делают фирменную деталь танца: юноши образуют круг спиной в центр, сцепив руки, а девушки сидят между ними на крепких мужских руках и размахивают широко раздвинутыми ногами. Танцевальное искусство соперничает с акробатикой.

Роли: Ронни – Иннокентий Шульга, Лошадь – Регина Утяшева; все остальные артисты заняты в массовке. Особо можно отметить неистовство «неофитки» Элины Габидуллиной. Мои студентки отметили, что это более достойный кандидат на роль Волковой в спектакле «Чисто-просто», чем Ульяна Утяшева.

Рад, что в костюмерной в неприкосновенности сохранили не только клетчатые юбки и панталоны, но даже зелёные, порванные в бахрому, пластиковые мешки, изображавшие кактусы. Какая же бездонная костюмерная в УГАТУ?!

3) «Март »

а) воспоминание о пикнике у озера; б) танец Миши.

Роли: мать – Регина Утяшева, дочь Маша – Кристина Шульга, муж Миша – Сергей Кондратьев, гостья – Ульяна Утяшева.

Упавшая на лестницу палка колбасы. Регина переигрывает с постоянным «да, д-да, да». Спектакль из трагикомедии уходит в жанр абсурда. Естественна и органично играет только Кристина.

Мне удалось посмотреть полную и более раннюю версию постановки с несколько иным актёрским составом: мать – Галина Чепурнова (Гала), Миша – Салават. Именно такой вариант выложен в фотографиях на сайте МТМ: http://mtm-menya.info/files/index.html. И принципиально другой вектор в РДТ «Март» сыграли как мистический ужастик.

Сам сюжет пьесы «Март» не однозначен, допускает различные трактовки, чего хотел сказать автор, поэтому требует отдельной рецензии.

4. «Моццикони »

Спектакль «Моццикони» был представлен двумя монологами главного героя, танцами и игрой со зрителями в «бутылочку». На экране показывали документальный сюжет, когда МТМ-мовцы двинулись «в народ» в костюмах из спектакля «Моццикони» держа в руках на картонках философские лозунги. А у прохожих на улицах Уфы спрашивали, что они думают об этом. Этот спектакль является примером жанра социально-политической сатиры. С самого начала постановки спектакля меня удивляло как в период «затягивания гаек» разрешили этот творческий эксперимент.

На сцене роли исполняли: Моццикони – бессменный и незаменимый Тимур Сарваров, четыре девушки-цветка с зонтиками: Кристина Шульга, Регина Утяшева; четыре юноши с волейбольной сеткой.

а) танец в халатах. Очень удачный плавный переход от «Марта», там тоже герои сидели в халатах. Думаю, не многие зрители поняли, что начался следующий спектакль.

б) монолог чесать живот. Пробовал напиться – только разболелась голова, курил сигарету за сигаретой, но заядлым курильщиком так и не стал. Живот – пристанище воображения, а не голова. Надо в школах учить правильно чесать живот.

в) где середина у чётных чисел? Дам миллион тому, кто ответит;

Песня «Счастье – есть» «Отчего я вою волком на луну? Мало витаминов, я иду ко дну.»

г) кидание бутылок в зал. Тимур-Моццикони кидал по навесной траектории в зал пластиковые бутылки, о которых я упомянул в начале рецензии. Все бутылки сначала попадали на волейбольную сетку, которую носили над зрительным залом, а потом сваливались в протянутые руки зрителей. Моим студенткам удалось поймать одну из бутылок, они азартно отвинтили крышку, вынули программу спектакля. Но денег в ней не было. Они по детски расстроились, что фокусник их обманул. Кому досталась «счастливая» бутылка я не смог разглядеть.

5. «Все мыши любят сыр »

Спектакль по пьесе Дюла Урбан «Все мыши любят сыр» известен уфимской публике по постановкам в государственных театрах. Его жанр скорее относится к детскому спектаклю, чем к комедии. На сцене показали один отрывок из трёх сцен:

а) диалог серого мышонка Шомо с белой мышкой Фружи;

б) белая мышка поёт песню на английском языке. В тех пяти спектаклях, что мне удалось посмотреть этого элемента не было;

в) появляется Лиди, мама Шомы, застаёт их вместе и устраивает разнос.

Роли: серый мышонок Шомо – Ильдар Шакиров, белая мышка – Элина Габидуллина, серая мама Лиди – Лиля Мухаметшина.

Приятно поразила Элина Габидуллина. Такое сочетание экспрессии (проявилось в «Ковбойской истории»), пластики (Интернет-лапша), вокала (ария на английском). Если так пойдёт и дальше, то она сможет стать звездой вровень даже с Региной и Галей.

6. «Сказки о Лене и Серёже »

Ведущие: Ульяна и Тимур

1) «Король»: Серёжа – Паша, Лена – Кристина; Король – Иннокентий;

2) «Лена потерялась»: Серёжа – «толстый», Лена – Регина;

3) «Купание и крокодил»: Серёжа – Иннокентий, Лена – Регина, Крокодил - Паша;

4) «Разбойники»: Серёжа – Паша, Лена – Регина; Разбойники – Иван, Ильдар, Тимур. Разбойники в этот раз были какие-то вялые.

5) «Солдат»: Серёжа – Иннокентий, Лена – Кристина. Иннокентию не удалось переиграть Салавата.

6) «Случай с Тюленем»: Серёжа – Иннокентий, Лена – Регина, Тюлень – Кристина, Лариска – «Лиля Мухаметшина»;

Пока Кристине не удалось переиграть Машу Гаджиеву.

7) «Смерть»: Серёжа – Тимур, Лена – «Элина Габидуллина», Смерть – Паша.

8) «Ведьма»: Серёжа – Тимур Сарваров, Лена – Ульяна, Вася – Ильдар, Ведьма – Иван, Кнопочка – Кристина, отец-алкоголик – Паша, мачеха – Кристина, сестрёнка – Регина, близнецы Иннокентий,.

Иван ещё раз доказал, что он мастер перевоплощения, и разноплановый актёр. Но это не первый эксперимент режиссёра по введению на роль ведьмы юноши. Довольно интересно играл ведьму Ришат Хасанов 4.04.2013.

Сегодняшний вечер продемонстрировал, как полезно когда жизненные обстоятельства «выдёргивают» из труппы незаменимых ветеранов. Отсутствие по уважительной причине на сцене великой Гали Чепурновой позволило сотворить столько новых творческих находок. Феномен «незаменимого токаря дяди Пети». С нетерпением жду 25 февраля, чтобы узнать: будут вводить замены на роли Моцарта и Сальери в Пушкинском «Моцарте и Сальери» или в связи с отсутствием Гали и Айгуль, эту новеллу снимут.

9) «Синяк-то быстро прошёл, а нога …» – не показали.

Музыкальным сопровождением традиционно осталась песня Ю. Шевчука «Летели облака»:

Летели облака,

Летели далеко.

Как мамина рука,

Как папино трико,

Как рыбы-корабли,

Как мысли дурака,

Над стёклами земли…

Появилась новая концовка, которую можно назвать «Прощальное танго»: «Лучше быть одноногим, чем быть одиноким» (музыка и песня из советского мультфильма «Остров сокровищ»). Превосходная находка режиссёра! Очень органично подходит к «Лене и Серёже» как финальная композиция или вариант выхода на «бис». Предыдущую, «Летели облака», с финала я бы убрал.

Успех «Сказок о Лене и Серёже» в репертуаре МТМ объясняется прежде всего тем, что он 100% подходит под само название театра и его вектор: Мастерская театральных миниатюр.

Отклики студентов

Эльмире Гарифуллиной всё очень понравилось. Особенно впечатлила стержневая история Лены и Серёжи от детского сада до смерти. Понравилась тем, что там есть жизнь, смех и грусть. Самая интересная актёрская находка – Иван Цекало в роли ведьмы.

Дмитрий Осипов: Актёрская игра на довольно высоком уровне. Несмотря на «голый» энтузиазм, они способны передать чувства и переживания героев, что сделать могут далеко не каждые. Итог: 10 крокодилов из 10. В первой части было много сумбура, не всё запомнилось. Интернет-лапша не очень (сама идея хороша, но шутки не зашли). «Ковбойская история» весьма неплоха. Есть запомнившиеся актёры (главгерой из "Моццикони") и главгероиня из "Чисто-просто", остальные не особо запомнились. На музыкальный ряд внимания не обратил, значит всё нормально. На мой взгляд, все и всё на своих местах, так что я бы ничего не трогал.

Вывод

Поскольку с марта 2009 года я являюсь постоянным зрителем МТМ, то происходящее на сцене мной воспринималось через два феномена «мост» и «призраки». Перед глазами накладывались две картины: того, что сейчас происходило на сцене, и предыдущих исполнителей этих ролей: «от артистов былых времён, не осталось порой имён».

Для хорошего сюжета желательна закольцовка: с чего начали, тем и закончили. В МТМ я попал по фразе Александра Юрьевича Залесова «Театр жив!». И теперь после просмотра ретроспективы я могу подтвердить: Театр жив! Особенно МТМ! У него есть будущее! Основанием этой надежды является «мост» между не желающими уходить «ветеранами» и «новой сменой»: Элина Габидуллина, Лиля Мухаметшина, а также пополнение, ярко заявившее себя в спектакле «Чисто-просто».

(1877-05-30 ) Место рождения: Стиль: Работы на Викискладе

Еле́на (Элеоно́ра) Ге́нриховна Гуро́ , в браке Матюшина (18 мая , Санкт-Петербург - 23 апреля [6 мая ] , Уусикиркко , Выборгская губерния , Великое княжество Финляндское) - русская поэтесса, прозаик и художница.

Биография

Отец Гуро был высокопоставленным военным, секретарём штаба Петербургского ВО и войск гвардии при в. кн. Владимире Александровиче , генерал-лейтенантом; дед по матери - педагог и детский литератор М. Б. Чистяков; сестра Елены, Екатерина Низен, участвовала в публикациях футуристов. Получила художественное образование, занималась живописью в мастерской Я. Ф. Ционглинского, где познакомилась с будущим мужем, музыкантом и художником-авангардистом М. В. Матюшиным, одним из ключевых деятелей русского футуризма. В 1906-1907 брала уроки живописи у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского .

В 1909 издала первую книгу рассказов, стихов и пьес «Шарманка»; тираж при жизни Гуро остался нераспроданным, и оставшиеся экземпляры поступили повторно в продажу после её смерти. К книге сочувственно отнеслись Вячеслав Иванов , Лев Шестов , Алексей Ремизов и Александр Блок , с которым Гуро была знакома лично (Гуро иллюстрировала его стихи в альманахе «Прибой») и который проявлял к её творчеству и личности постоянный интерес.

Дом Матюшина

В 1908-1910 Гуро и Матюшин входят в складывающийся круг русских кубофутуристов -«будетлян » (Давид Бурлюк , Василий Каменский , Велимир Хлебников), они встречаются в доме Матюшиных на Песочной улице в Петербурге (ныне Музей петербургского авангарда на улице Профессора Попова, Петроградская сторона), там основывается издательство «Журавль», в выходит первый сборник кубофутуристов «Садок судей», где участвует и Гуро. В 1910-1913 она активно выступает и как художник, на выставках левого «Союза молодёжи » и т. п.

В 1912 Елена Гуро выпускает второй сборник «Осенний сон» (положительная рецензия Вяч. Иванова), включающий одноименную пьесу, ряд фрагментов и иллюстрации автора. Наиболее известная её книга, состоящая в основном из стихотворений, но включающая дневниковые фрагменты - «Небесные верблюжата» (1914) - вышла посмертно. Творчество Гуро вызывало сочувственный отклик самых разных критиков, в том числе отрицательно настроенных к футуризму (так, Владислав Ходасевич противопоставлял её остальным футуристам).

Елена Гуро умерла на своей финляндской даче от лейкемии , похоронена там же; могила её не сохранилась. Её памяти футуристы посвятили сборник «Трое» (1913; в книгу вошли стихи Хлебникова и Алексея Кручёных , а также посмертные публикации самой Гуро). Среди молодых петроградских поэтов в 1910-е поддерживался культ Гуро, существовало посвященное ей издательство «Дом на Песочной» (продолжавшее «Журавль»).

Творчество

Для творчества Гуро характерен синкретизм живописи, поэзии и прозы, импрессионистическое восприятие жизни, поэтика лаконического лирического фрагмента (влияние Ремизова, «симфоний» Андрея Белого , «стихотворений в прозе » Бодлера и связанной с ним традиции), свободный стих , эксперименты с заумью («Финляндия»). Излюбленные тематики: материнство (в ряде стихотворений отражена тоска по умершему сыну «Вильгельму Нотенбергу» , которого на самом деле не было), распространяющееся на весь мир, пантеистическое ощущение природы, проклятие городу, в некоторых стихотворениях социальные мотивы.

Автопортрет Елены Гуро. 1909

Интерес к Гуро пробудился благодаря работе Владимира Маркова «Русский футуризм» (1968); в 1988 в Стокгольме издан её сборник «Selected prose and poetry», в 1995 году там же - неизданные произведения из архивов, а в 1996 в Беркли, Калифорния - «Сочинения». В России изданы два сборника избранного с одинаковым названием «Небесные верблюжата»: в Ростове-на-Дону в 1993 и в Петербурге в издательстве «Лимбус Пресс» в 2002, кроме того, в Петербурге вышли сборники «Из записных книжек» (1997) и «Жил на свете рыцарь бедный» (1999). Творчеству Гуро посвящено большое количество исследований в России и за рубежом.

Библиография

  • Гуро Е. Шарманка. - СПб.: Сириус, 1909, илл. автора.
  • Гуро Е. Осенний сон. - СПб.: Сириус, 1912, илл. автора и М. Матюшина.
  • Гуро Е. Небесные верблюжата. - СПб.: Журавль, 1914, илл. автора.
  • Гуро Е. Небесные верблюжата. Бедный рыцарь. Стихи и проза. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского гос. ун-та, 1993. - 286 с.
  • Гуро Е. Небесные верблюжата. Избранное. - СПб.: Лимбус Пресс, 2002. - 244 с., ил.

Елена (Элеонора) Генриховна Гуро, (1877-1913) как и многие , была профессиональной художницей. Дочь генерала, она в 1890 г. поступила в школу Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге и работала под началом известных художников-«мирискуссников» Л. Бакста и М. Добужинского. Гуро увлекалась также неоимпрессионизмом и была членом импрессионистской группы Н. Кульбина. Возможно, что это повлияло на литературную манеру Гуро, которую можно обозначить как лирический футуризм или «импрессионизм» (В. Ф. Марков).

Дебютировала Гуро в 1905 г. рассказом «Ранняя весна» в «Сборнике молодых писателей», а ее первая книга, «Шарманка», была выпущена в 1909 г. Многие критики того времени отметили принципиальную чуждость Елены Гуро шумной и эксцентричной компании кубофутуристов. Так, Корней Чуковский писал: «Ее тема: светлая боль, радость увядания, умирания и нежность до восторженной муки. <...> Ясно, здесь г. Крученых ни при чем. <...> Гуро вся - осанна, молитва, - где же ей шиши и пощечины?»

Большинство иллюстраций к «Шарманке» было, в духе эстетики футуризма, выполнено самой Гуро. Однако книгу пронизывают символистские мотивы - в этом сказалось увлечение Елены Гуро поэзией .

Вторая книга Гуро, «Осенний сон», вышла в 1912 г. , высоко ценивший поэзию Гуро, писал о книге: «Тех, кому очень больно жить в наши дни, она, может быть, утешит. Если их внутреннему взгляду удастся уловить на этих почти разрозненных страничках легкую светлую тень...»

Скончалась от лейкимии в Финляндии в 1913 г. Сборник «Небесные верблюжата» (1914), вышедший посмертно, стал ее итоговой и наиболее совершенной книгой.

Еле́на (Элеоно́ра) Ге́нриховна Гуро́ , в браке Матюшина (18 мая 1877, Санкт-Петербург - 23 апреля 1913, Уусикиркко, Выборгская губерния) - русская поэтесса, прозаик и художница.

Биография

Отец Гуро был высокопоставленным военным, секретарём штаба Петербургского ВО и войск гвардии при в. кн. Владимире Александровиче, генерал-лейтенантом; дед по матери - педагог и детский литератор М. Б. Чистяков; сестра Елены, Екатерина Низен, участвовала в публикациях футуристов. Получила художественное образование, занималась живописью в мастерской Я. Ф. Ционглинского, где познакомилась с будущим мужем, музыкантом и художником-авангардистом М. В. Матюшиным, одним из ключевых деятелей русского футуризма. В 1906-1907 брала уроки живописи у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского.

Автопортрет

В 1909 издала первую книгу рассказов, стихов и пьес «Шарманка»; тираж при жизни Гуро остался нераспроданным, и оставшиеся экземпляры поступили повторно в продажу после её смерти. К книге сочувственно отнеслись Вячеслав Иванов, Лев Шестов, Алексей Ремизов и Александр Блок, с которым Гуро была знакома лично (Гуро иллюстрировала его стихи в альманахе «Прибой») и который проявлял к её творчеству и личности постоянный интерес.

В 1908-1910 Гуро и Матюшин входят в складывающийся круг русских кубофутуристов-«будетлян» (Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников), они встречаются в доме Матюшиных на Песочной улице в Петербурге (ныне Музей петербургского авангарда на улице Профессора Попова, Петроградская сторона), там основывается издательство «Журавль», в 1910 выходит первый сборник кубофутуристов «Садок судей», где участвует и Гуро. В 1910-1913 она активно выступает и как художник, на выставках левого «Союза молодёжи» и т. п.

В 1912 Елена Гуро выпускает второй сборник «Осенний сон» (положительная рецензия Вяч. Иванова), включающий одноименную пьесу, ряд фрагментов и иллюстрации автора. Наиболее известная её книга, состоящая в основном из стихотворений, но включающая дневниковые фрагменты - «Небесные верблюжата» (1914) - вышла посмертно. Творчество Гуро вызывало сочувственный отклик самых разных критиков, в том числе отрицательно настроенных к футуризму (так, Владислав Ходасевич противопоставлял её остальным футуристам).

Елена Гуро умерла на своей финляндской даче от лейкемии, похоронена там же; могила её не сохранилась. Её памяти футуристы посвятили сборник «Трое» (1913; в книгу вошли стихи Хлебникова и Алексея Кручёных, а также посмертные публикации самой Гуро). Среди молодых петроградских поэтов в 1910-е поддерживался культ Гуро, существовало посвященное ей издательство «Дом на Песочной» (продолжавшее «Журавль»).

Творчество

Для творчества Гуро характерен синкретизм живописи, поэзии и прозы, импрессионистическое восприятие жизни, поэтика лаконического лирического фрагмента (влияние Ремизова, «симфоний» Андрея Белого, «стихотворений в прозе» Бодлера и связанной с ним традиции), свободный стих, эксперименты с заумью («Финляндия»). Излюбленные тематики: материнство (в ряде стихотворений отражена тоска по умершему сыну «Вильгельму Нотенбергу», которого на самом деле не было), распространяющееся на весь мир, пантеистическое ощущение природы, проклятие городу, в некоторых стихотворениях социальные мотивы.

Поэзия Гуро связана с Финляндией, в которой она подолгу жила. Одноименное заумное стихотворение построено на фонетической стилизации финской речи. Стихотворение Гуро «Финская мелодия» была посвящено «несравненному сыну его родины», известному финскому певцу того времени Паси Яяскеляйнену. Вторая же часть стихотворения, «Не плачь, мать родная», по-видимому, была навеяна одноимённым стихотворением финского поэта Яакко Ютейни.

Интерес к Гуро пробудился благодаря работе Владимира Маркова «Русский футуризм» (1968); в 1988 в Стокгольме издан её сборник «Selected prose and poetry», в 1995 году там же - неизданные произведения из архивов, а в 1996 в Беркли, Калифорния - «Сочинения». В России изданы два сборника избранного с одинаковым названием «Небесные верблюжата»: в Ростове-на-Дону в 1993 и в Петербурге в издательстве «Лимбус Пресс» в 2002, кроме того, в Петербурге вышли сборники «Из записных книжек» (1997) и «Жил на свете рыцарь бедный» (1999). Творчеству Гуро посвящено большое количество исследований в России и за рубежом.

Е лена Г енриховна Г уро


(1877 - 1913)

А тёплыми словами потому касаюсь жизни, что как же иначе касаться раненого? Мне кажется, всем существам так холодно, так холодно…

Елена Гуро (из книги "Небесные верблюжата", 1914 г.)

Х удожник, поэт, прозаик, драматург Елена Генриховна Гуро родилась в Санкт-Петербурге 30 (по старому стилю 18) мая 1877 года в семье военного. Детство провела в родительском имении Починок (у станции Новоселье Псковской губернии); там же в восьмилетнем возрасте начала рисовать, а чуть позже - писать стихи и вести дневник.
Училась в Рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художников в Петербурге (1890-1893); в студии Я. Ф. Ционглинского (1903-1905), где познакомилась со своим будущим мужем, музыкантом, живописцем, впоследствии теоретиком искусства, М. В. Матюшиным; в частной школе Е. Н. Званцевой (1906-1907) под руководством М. В. Добужинского и Л. С. Бакста.
В 1905 г. состоялся дебют Гуро как художника (иллюстрации к "Бабушкиным сказкам" Жорж Санд); к этому же году относится и первое выступление в печати (рассказ "Ранняя весна" в "Сборнике молодых писателей").
В 1909 г. Гуро и Матюшин на свои средства основали в Петербурге издательство "Журавль". С конца того же года на их квартире стал собираться кружок молодых художников, оформившийся в общество "Союз молодёжи" (П. Филонов, М. Ларионов, К. Малевич, О. Розанова, В. Татлин и др.), одну из основных новаторских группировок русского авангарда; в 1913 г. в этот союз полностью влилось творческое объединение поэтов-кубофутуристов "Гилея" (В. Хлебников, В. Каменский, А. Кручёных, братья Н. и Д. Бурлюки, В. Маяковский, Б. Лившиц, Е. Гуро). С этого времени начинается сотрудничество Гуро с футуристами. Она принимает участие в выставках "Импрессионисты" (СПб., 1909), "Треугольник" (СПб., 1910), "Союз молодёжи" (СПб., 1913 и 1914 - посмертная); литературных сборниках "Садок Судей-1" (1910), "Садок Судей-2" (1913), в сборнике "Союза молодёжи" (выпуск третий, март 1913); работает как иллюстратор и график.
Первая книга Гуро "Шарманка", оформленная автором и включавшая поэзию, прозу и пьесу "Нищий арлекин", вышла в 1909 г. и обратила на себя внимание поэтов-символистов А. Блока и Вяч. Иванова.
Следующая книга, "Осенний сон" (1912), была посвящена памяти мифического литературного сына Елены Гуро - В. Нотенберга; Гуро выступила в ней под псевдонимом романтической поэтессы Элеоноры фон Нотенберг. Стихи, прозаические миниатюры, пьеса сопровождались иллюстрациями автора и нотами симфонической сюиты М. Матюшина.
Незадолго до смерти Гуро начала работу над книгой "Бедный рыцарь", которая так и не была издана.
Умерла 6 мая (23 апреля) 1913 г. в Петербурге. Похоронена в Уусикиркко (Финляндия, ныне пос. Поляны Выборгского р-на, близ станции Каннельярви).
После смерти Гуро вышел сборник "Трое" (1913), изданный В. Хлебниковым и А. Кручёных и посвящённый её памяти.
В 1914 г. была выпущена самая значительная книга Гуро "Небесные верблюжата"; в 1919 г. в Петербурге прошла её персональная выставка, устроенная Матюшиным.

"Она чувствует себя матерью всех вещей, всех живых существ: и куклы, и Дон-Кихота, и кота.
Все её дети изранены, и она тянет к ним свою смелую душу"
(Вадим Шершеневич. Поэтессы.1914 г.).

"Душа её была слишком нежна, чтобы ломать, слишком велика и благостна, чтобы враждовать даже с прошлым, и так прозрачна, что с лёгкостью проходила через самые уплотнённые явления мира, самые грубые наросты установленного со своей тихой свечечкой большого грядущего света… Вся она, как личность, как художник, как писатель, со своими особыми потусторонними путями и в жизни и в искусстве - необычайное, почти непонятное в условиях современности, явление. Вся она, может быть, знак.
Знак, что приблизилось время"
(из предисловия М. Матюшина к сборнику "Трое"; СПб., 1913 г.).




Top