Кто написал песню "батька-атаман". Нехороший, Солидный и Лева

Прямоугольный треугольник - треугольник, один угол которого прямой (равен 90 0). Следовательно, два других угла в сумме дают 90 0 .

Стороны прямоугольного треугольника

Сторона, которая располагается напротив угла в девяносто градусов, называется гипотенузой. Две другие стороны именуются катетами. Гипотенуза всегда длиннее, чем катеты, но короче их суммы.

Прямоугольный треугольник. Свойства треугольника

Если катет находится напротив угла в тридцать градусов, то его длина соответствует половине длины гипотенузы. Отсюда вытекает, что угол, противоположный катету, длина которого соответствует половине гипотенузы, равен тридцати градусам. Катет равняется среднему пропорциональному гипотенузы и проекции, которую дает катет на гипотенузу.

Теорема Пифагора

Любой прямоугольный треугольник подчиняется теореме Пифагора. Эта теорема гласит, что сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы. Если принять, что катеты равны а и в, а гипотенуза - с, то запишем: а 2 +в 2 =с 2 . Теорема Пифагора применяется для решения всех геометрических задач, в которых фигурируют прямоугольные треугольники. Также она поможет начертить прямой угол при отсутствии необходимых инструментов.

Высота и медиана

Прямоугольный треугольник характеризуется тем, что две его высоты совмещаются с катетами. Чтобы найти третью сторону, нужно найти сумму проекций катетов на гипотенузу и разделить на два. Если из вершины прямого угла провести медиану, то она окажется радиусом окружности, которую описали вокруг треугольника. Центром этой окружности будет середина гипотенузы.

Прямоугольный треугольник. Площадь и ее вычисление

Площадь прямоугольных треугольников вычисляется по любой формуле нахождения площади треугольника. Помимо этого, можно использовать еще одну формулу: S=а*в/2, которая гласит, что для нахождения площади нужно произведение длин катетов разделить на два.

Косинус, синус и тангенс прямоугольного треугольника

Косинусом острого угла именуют отношение катета, прилегающего к углу, к гипотенузе. Он всегда меньше, чем единица. Синус - это отношение катета, который лежит напротив угла, к гипотенузе. Тангенс - отношение катета, лежащего против угла, к катету, прилегающему к этому углу. Котангенсом называют отношение катета, прилегающего к углу, к катету, находящемуся напротив угла. Косинус, синус, тангенс и котангенс не являются зависимыми от размеров треугольника. На их значение влияет только градусная мера угла.

Решение треугольника

Чтобы вычислить значение катета, противолежащего углу, нужно умножить длину гипотенузы на синус этого угла или размер второго катета на тангенс угла. Для нахождения катета, прилежащего к углу, необходимо посчитать произведение гипотенузы на косинус угла.

Равнобедренный прямоугольный треугольник

Если треугольник имеет прямой угол и равные катеты, то его называют равнобедренным прямоугольным треугольником. Острые углы такого треугольника тоже равны - по 45 0 . Медиана, биссектриса и высота, проведенные из прямого угла равнобедренного прямоугольного треугольника, совпадают.

Сторона a может быть идентифицирована как прилежащая к углу В и противолежащая углу A , а сторона b - как прилежащая к углу A и противолежащая углу В .

Типы прямоугольных треугольников

  • Если длины всех трёх сторон прямоугольного треугольника являются целыми числами, то треугольник называется пифагоровым треугольником , а длины его сторон образуют так называемую пифагорову тройку .

Свойства

Высота

Высота прямоугольного треугольника.

Тригонометрические соотношения

Пусть h и s (h >s ) сторонами двух квадратов, вписанных в прямоугольный треугольник с гипотенузой c . Тогда:

Периметр прямоугольного треугольника равен сумме радиусов вписанной и трёх описанных окружностей.

Примечания

Ссылки

  • Weisstein, Eric W. Right Triangle (англ.) на сайте Wolfram MathWorld .
  • Wentworth G.A. A Text-Book of Geometry . - Ginn & Co., 1895.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Прямоугольный треугольник" в других словарях:

    прямоугольный треугольник - — Тематики нефтегазовая промышленность EN right triangle … Справочник технического переводчика

    И (прост.) трёхугольник, треугольника, муж. 1. Геометрическая фигура, ограниченная тремя взаимно пересекающимися прямыми, образующими три внутренних угла (мат.). Тупоугольный треугольник. Остроугольный треугольник. Прямоугольный треугольник.… … Толковый словарь Ушакова

    ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ, прямоугольная, прямоугольное (геом.). Имеющий прямой угол (или прямые углы). Прямоугольный треугольник. Прямоугольные фигуры. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    У этого термина существуют и другие значения, см. Треугольник (значения). Треугольник (в евклидовом пространстве) это геометрическая фигура, образованная тремя отрезками, которые соединяют три не лежащие на одной прямой точки. Три точки,… … Википедия

    треугольник - ▲ многоугольник имеющий, три, угол треугольник простейший многоугольник; задается 3 точками, не лежащими на одной прямой. треугольный. остроугольник. остроугольный. прямоугольный треугольник: катет. гипотенуза. равнобедренный треугольник. ▼… … Идеографический словарь русского языка

    ТРЕУГОЛЬНИК, а, муж. 1. Геометрическая фигура многоугольник с тремя углами, а также всякий предмет, устройство такой формы. Прямоугольный т. Деревянный т. (для черчения). Солдатский т. (солдатское письмо без конверта, свёрнутое уголком; разг.). 2 … Толковый словарь Ожегова

    Треугольник (многоугольник) - Треугольники: 1 остроугольный, прямоугольный и тупоугольный; 2 правильный (равносторонний) и равнобедренный; 3 биссектрисы; 4 медианы и центр тяжести; 5 высоты; 6 ортоцентр; 7 средняя линия. ТРЕУГОЛЬНИК, многоугольник с 3 сторонами. Иногда под… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Энциклопедический словарь

    треугольник - а; м. 1) а) Геометрическая фигура, ограниченная тремя пересекающимися прямыми, образующими три внутренних угла. Прямоугольный, равнобедренный треуго/льник. Вычислить площадь треугольника. б) отт. чего или с опр. Фигура или предмет такой формы.… … Словарь многих выражений

    А; м. 1. Геометрическая фигура, ограниченная тремя пересекающимися прямыми, образующими три внутренних угла. Прямоугольный, равнобедренный т. Вычислить площадь треугольника. // чего или с опр. Фигура или предмет такой формы. Т. крыши. Т.… … Энциклопедический словарь


Средний уровень

Прямоугольный треугольник. Полный иллюстрированный гид (2019)

ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК. НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ.

В задачах прямой угол вовсе не обязательно - левый нижний, так что тебе нужно научиться узнавать прямоугольный треугольник и в таком виде,

и в таком,

и в таком

Что же хорошего есть в прямоугольном треугольнике? Ну..., во-первых, есть специальные красивые названия для его сторон.

Внимание на рисунок!

Запомни и не путай: катетов - два, а гипотенуза - всего одна (единственная, неповторимая и самая длинная)!

Ну вот, названия обсудили, теперь самое важное: Теорема Пифагора.

Теорема Пифагора.

Эта теорема - ключик к решению многих задачек с участием прямоугольного треугольника. Её доказал Пифагор в совершенно незапамятные времена, и с тех пор она принесла много пользы знающим её. А самое хорошее в ней то, что она - простая.

Итак, Теорема Пифагора:

Помнишь шутку: «Пифагоровы штаны на все стороны равны!»?

Давай нарисуем эти самые пифагоровы штаны и посмотрим на них.

Правда, похоже на какие - то шорты? Ну и на какие стороны и где она равны? Почему и откуда возникла шутка? А шутка эта связана как раз с теоремой Пифагора, точнее с тем, как сам Пифагор формулировал свою теорему. А формулировал он её так:

«Сумма площадей квадратов , построенных на катетах, равна площади квадрата , построенного на гипотенузе».

Правда, немножко по-другому звучит? И вот, когда Пифагор нарисовал утверждение своей теоремы, как раз и получилась такая картинка.


На этой картинке сумма площадей маленьких квадратов равна площади большого квадрата. А чтобы дети лучше запоминали, что сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы, кто-то остроумный и выдумал эту шутку про Пифагоровы штаны.

Почему же мы сейчас формулируем теорему Пифагора

А Пифагор мучился и рассуждал про площади?

Понимаешь, в древние времена не было… алгебры! Не было никаких обозначений и так далее. Не было надписей. Представляешь, как бедным древним ученикам было ужасно запоминать всё словами??! А мы можем радоваться, что у нас есть простая формулировка теоремы Пифагора. Давай её ещё раз повторим, чтобы лучше запомнить:

Теперь уже должно быть легко:

Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Ну вот, самую главную теорему о прямоугольном треугольнике обсудили. Если тебе интересно, как она доказывается, читай следующие уровни теории, а сейчас пойдём дальше… в тёмный лес… тригонометрии! К ужасным словам синус, косинус, тангенс и котангенс.

Синус, косинус, тангенс, котангенс в прямоугольном треугольнике.

На самом деле все совсем не так страшно. Конечно, «настоящее» определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса нужно смотреть в статье . Но очень не хочется, правда? Можем обрадовать: для решения задач про прямоугольный треугольник можно просто заполнить следующие простые вещи:

А почему же всё только про угол? Где же угол? Для того, чтобы в этом разобраться, нужно знать, как утверждения 1 - 4 записываются словами. Смотри, понимай и запоминай!

1.
Вообще-то звучит это так:

А что же угол? Есть ли катет, который находится напротив угла, то есть противолежащий (для угла) катет? Конечно, есть! Это катет!

А как же угол? Посмотри внимательно. Какой катет прилегает к углу? Конечно же, катет. Значит, для угла катет - прилежащий, и

А теперь, внимание! Посмотри, что у нас получилось:

Видишь, как здорово:

Теперь перейдём к тангенсу и котангенсу.

Как это теперь записать словами? Катет каким является по отношению к углу? Противолежащим, конечно - он «лежит» напротив угла. А катет? Прилегает к углу. Значит, что у нас получилось?

Видишь, числитель и знаменатель поменялись местами?

И теперь снова углы и совершили обмен:

Резюме

Давай вкратце запишем всё, что мы узнали.

Теорема Пифагора:

Главная теорема о прямоугольном треугольнике - теорема Пифагора.

Теорема Пифагора

Кстати, хорошо ли ты помнишь, что такое катеты и гипотенуза? Если не очень, то смотри на рисунок - освежай знания

Вполне возможно, что ты уже много раз использовал теорему Пифагора, а вот задумывался ли ты, почему же верна такая теорема. Как бы её доказать? А давай поступим, как древние греки. Нарисуем квадрат со стороной.

Видишь, как хитро мы поделили его стороны на отрезки длин и!

А теперь соединим отмеченные точки

Тут мы, правда ещё кое что отметили, но ты сам посмотри на рисунок и подумай, почему так.

Чему же равна площадь большего квадрата?

Правильно, .

А площадь меньшего?

Конечно, .

Осталась суммарная площадь четырех уголков. Представь, что мы взяли их по два и прислонили друг к другу гипотенузами.

Что получилось? Два прямоугольника. Значит, площадь «обрезков» равна.

Давай теперь соберем всё вместе.

Преобразуем:

Вот и побывали мы Пифагором - доказали его теорему древним способом.

Прямоугольный треугольник и тригонометрия

Для прямоугольного треугольника выполняются следующие соотношения:

Синус острого угла равен отношению противолежащего катета к гипотенузе

Косинус острого угла равен отношению прилежащего катета к гипотенузе.

Тангенс острого угла равен отношению противолежащего катета к прилежащему катету.

Котангенс острого угла равен отношению прилежащего катета к противолежащему катету.

И ещё раз всё это в виде таблички:

Это очень удобно!

Признаки равенства прямоугольных треугольников

I. По двум катетам

II. По катету и гипотенузе

III. По гипотенузе и острому углу

IV. По катету и острому углу

a)

b)

Внимание! Здесь очень важно, чтобы катеты были «соответствующие». Например, если будет так:

То ТРЕУГОЛЬНИКИ НЕ РАВНЫ , несмотря на то, что имеют по одному одинаковому острому углу.

Нужно, чтобы в обоих треугольниках катет был прилежащим, или в обоих - противолежащим .

Ты заметил, чем отличаются признаки равенства прямоугольных треугольников от обычных признаков равенства треугольников?

Загляни в тему « и обрати внимание на то, что для равенства «рядовых» треугольников нужно равенство трех их элементов: две стороны и угол между ними, два угла и сторона между ними или три стороны.

А вот для равенства прямоугольных треугольников достаточно всего двух соответственных элементов. Здорово, правда?

Примерно такая же ситуация и с признаками подобия прямоугольных треугольников.

Признаки подобия прямоугольных треугольников

I. По острому углу

II. По двум катетам

III. По катету и гипотенузе

Медиана в прямоугольном треугольнике

Почему это так?

Рассмотрим вместо прямоугольного треугольника целый прямоугольник.

Проведём диагональ и рассмотрим точку - точку пересечения диагоналей. Что известно про диагонали прямоугольника?

И что из этого следует?

Вот и получилось, что

  1. - медиана:

Запомни этот факт! Очень помогает!

А что ещё более удивительно, так это то, что верно и обратное утверждение.

Что же хорошего можно получить из того, что медиана, проведенная к гипотенузе, равна половине гипотенузы? А давай посмотрим на картинку

Посмотри внимательно. У нас есть: , то есть расстояния от точки до всех трёх вершин треугольника оказались равны. Но в треугольнике есть всего одна точка, расстояния от которой о всех трёх вершин треугольника равны, и это - ЦЕНТР ОПИСАННОЙ ОКРУЖНОСТИ. Значит, что получилось?

Вот давай мы начнём с этого «кроме того...».

Посмотрим на и.

Но у подобных треугольников все углы равны!

То же самое можно сказать и про и

А теперь нарисуем это вместе:

Какую же пользу можно извлечь из этого «тройственного» подобия.

Ну, например - две формулы для высоты прямоугольного треугольника.

Запишем отношения соответствующих сторон:

Для нахождения высоты решаем пропорцию и получаем первую формулу "Высота в прямоугольном треугольнике" :

Итак, применим подобие: .

Что теперь получится?

Опять решаем пропорцию и получаем вторую формулу :

Обе эти формулы нужно очень хорошо помнить и применять ту, которую удобнее.

Запишем их ещё раз

Теорема Пифагора:

В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов: .

Признаки равенства прямоугольных треугольников:

  • по двум катетам:
  • по катету и гипотенузе: или
  • по катету и прилежащему острому углу: или
  • по катету и противолежащему острому углу: или
  • по гипотенузе и остром углу: или.

Признаки подобия прямоугольных треугольников:

  • одному острому углу: или
  • из пропорциональности двух катетов:
  • из пропорциональности катета и гипотенузы: или.

Синус, косинус, тангенс, котангенс в прямоугольном треугольнике

  • Синусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к гипотенузе:
  • Косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение прилежащего катета к гипотенузе:
  • Тангенсом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к прилежащему:
  • Котангенсом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение прилежащего катета к противолежащему: .

Высота прямоугольного треугольника: или.

В прямоугольном треугольнике медиана , проведённая из вершины прямого угла, равна половине гипотенузы: .

Площадь прямоугольного треугольника:

  • через катеты:
  • через катет и острый угол: .

Ну вот, тема закончена. Если ты читаешь эти строки, значит ты очень крут.

Потому что только 5% людей способны освоить что-то самостоятельно. И если ты дочитал до конца, значит ты попал в эти 5%!

Теперь самое главное.

Ты разобрался с теорией по этой теме. И, повторюсь, это… это просто супер! Ты уже лучше, чем абсолютное большинство твоих сверстников.

Проблема в том, что этого может не хватить…

Для чего?

Для успешной сдачи ЕГЭ, для поступления в институт на бюджет и, САМОЕ ГЛАВНОЕ, для жизни.

Я не буду тебя ни в чем убеждать, просто скажу одну вещь…

Люди, получившие хорошее образование, зарабатывают намного больше, чем те, кто его не получил. Это статистика.

Но и это - не главное.

Главное то, что они БОЛЕЕ СЧАСТЛИВЫ (есть такие исследования). Возможно потому, что перед ними открывается гораздо больше возможностей и жизнь становится ярче? Не знаю...

Но, думай сам...

Что нужно, чтобы быть наверняка лучше других на ЕГЭ и быть в конечном итоге… более счастливым?

НАБИТЬ РУКУ, РЕШАЯ ЗАДАЧИ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ.

На экзамене у тебя не будут спрашивать теорию.

Тебе нужно будет решать задачи на время .

И, если ты не решал их (МНОГО!), ты обязательно где-нибудь глупо ошибешься или просто не успеешь.

Это как в спорте - нужно много раз повторить, чтобы выиграть наверняка.

Найди где хочешь сборник, обязательно с решениями, подробным разбором и решай, решай, решай!

Можно воспользоваться нашими задачами (не обязательно) и мы их, конечно, рекомендуем.

Для того, чтобы набить руку с помощью наших задач нужно помочь продлить жизнь учебнику YouClever, который ты сейчас читаешь.

Как? Есть два варианта:

  1. Открой доступ ко всем скрытым задачам в этой статье - 299 руб.
  2. Открой доступ ко всем скрытым задачам во всех 99-ти статьях учебника - 499 руб.

Да, у нас в учебнике 99 таких статей и доступ для всех задач и всех скрытых текстов в них можно открыть сразу.

Доступ ко всем скрытым задачам предоставляется на ВСЕ время существования сайта.

И в заключение...

Если наши задачи тебе не нравятся, найди другие. Только не останавливайся на теории.

“Понял” и “Умею решать” - это совершенно разные навыки. Тебе нужны оба.

Найди задачи и решай!

Когда-то я очень удивился, что у, вполне себе, народной песни «Гоп-стоп» есть конкретный сочинитель — Александр Розенбаум . Естественно, как и со многими «раскрученными» вещами, не все здесь согласны. Например, авторство оспаривает некий Алексей Яцковский , утверждая, что он её попросту «подарил». Понятно, чем популярнее произведение, тем больше желающих заявить: «Это я придумал!» Чаще всего не из-за корысти, а из тщеславной страсти сохраниться таким образом «в веках». Пусть даже с «герастратовой славой».

Сам по себе статус «народной песни» чрезвычайно почётен — большего признания, на мой взгляд, не существует. Однако совершенно не логичен. Ну, не могут миллионы людей все скопом придумывать строчки и мотивы. Подхватить, дописать, поправить — другое дело, но всегда должен быть «первоисточник», откуда черпается последующее вдохновение. Докопаться до него сложно, иногда за давностью лет и «густотой» событий, кажется, невозможно, но это совсем не значит, что его не существовало в принципе.

Давайте попробуем вспомнить некоторых из тех, кому по праву принадлежит звание «народный»…

«В лесу родилась ёлочка»

Слова — Раиса Адамовна Кудашева (1878−1964). Работала учителем, в советскую эпоху — библиотекарем. В декабре 1903 года в журнале «Малютка» появилось её стихотворение, подписанное псевдонимом. Кудашева долго не знала, каким популярным стало это произведение, и лишь в 1921 году случайно услышала в поезде, как маленькая девочка поёт «Ёлочку».

Музыка — Леонид Карлович Бекман (1872−1939). Биолог, агроном, музыкант-любитель. Мотив «Ёлочки» родился у него 30 октября 1905 года, когда он читал своей двухлетней дочери Верочке журнал «Малютка». Вдохновение пришло после строк о «трусишке-зайчике» и «сердитом волке».

«Калинка-малинка»

Слова и музыка — Иван Петрович Ларионов (1830−1889). Литератор и композитор. «Калинка-Малинка» была написана им в 1860 году в Саратове для любительского спектакля. Позже он безвозмездно передал её в репертуар «Славянского хора» и произведение стало известно далеко за пределами Саратовской губернии. Окончательный «блеск» и мировое признание «Калинке» принесла обработка профессора Александрова для созданного им Краснознамённого ансамбля песни и пляски.

«Степь, да степь кругом»

Слова — Иван Захарович Суриков (1841−1880). Из крестьян, поэт-самоучка. Ставшие знаменитыми строки написаны им в 1865 году под названием «Степь Моздокская». По мере исполнения песни некоторые места оригинального текста были изменены или подзабыты. Например, это:

Замолчал ямщик,

Слеза катится…

А в степи глухой

Вьюга плачется.

Музыка — Сергей Садовский (подробные сведения отсутствуют).

«Чёрный ворон»

Слова — Николай Верёвкин , унтер-офицер Невского пехотного полка. Жил во времена императора Николая I . Сейчас почти забыт, хотя в ту эпоху написал не одно произведение, которые с удовольствием распевали в армии и даже печатали в различных сборниках. Так, «Чёрный ворон» был опубликован в 1837 году с названием «Под зелёною ракитою», где раненый русский солдат отгонял от себя смерть:

Ты не вейся, чёрный ворон,

Над моею головой!

Ты добычи не дождёшься,

Я солдат ещё живой!

«Живёт моя отрада»

Слова — Сергей Фёдорович Рыскин (1859−1895). Поэт, журналист. Стихотворение «Удалец», ставшее основой знаменитой песни, было написано им в 1882 году, а опубликовано лишь через 6 лет в книге «Первый шаг». По одной из версий, таким образом, автор рассказал о реальной истории — нашумевшем, судебном процессе похищения дочери дворянина Надежды Локтевой купеческим сыном Николаем Шагановым .

Живет моя зазноба в высоком терему;

В высокий этот терем нет ходу никому;

Но я нежданным гостем — настанет только ночь —

К желанной во светлицу пожаловать не прочь!..

Без шапки-невидимки пройду я в гости к ней!..

Была бы только ночка сегодня потемней!..

Позже произведение литературно обработал поэт Сергей Клычков (1889−1937), отчего его называют соавтором песни.

Музыка — Михаил Дмитриевич Шишкин , цыганский гитарист и композитор (начало ХХ века).

«По диким степям Забайкалья»

В дискографии исполнителей 20 века у этой песни указывается конкретный автор — Иван Кузьмич Кондратьев (1849−1904). Историк, поэт — как бы сейчас сказали — «песенник», исследователь Москвы, переводчик. Сочинитель многих романсов, ушедших в фольклор, вроде «Эти очи — темны ночи», «Очаровательные глазки» и т. д.

«Эх, мороз, мороз»

Солистка Воронежского хора Мария Павловна Морозова-Уварова (1924 года рождения) утверждает, что песня была написана ею в декабре 1954 года для дуэта с мужем Александром Уваровым . Через два года вышла соответствующая грампластинка.

Мария Павловна сочинила три куплета, у неё всё заканчивалось «женой», которая «ждет, печалится». Сейчас именно юридически подтвердить её авторство сложно, так как оставшихся в живых свидетелей не осталось. Тем не менее, косвенный факт в её пользу — «Мороз, мороз» не встречается ни в одном из сборников «народных песен».

«Из-за острова на стрежень»

Слова — Дмитрий Николаевич Садовников (1847−1883). Поэт, этнограф. Песня прославилась во многом благодаря исполнению Фёдором Шаляпиным .

«Варяг»

Слова — тут всё не просто. Изначально стихотворение Der «Warjag» написал австрийский поэт Рудольф Грейнц в 1904 году под впечатлением соответственно российского подвига крейсера «Варяг». Текст был опубликован в журнале «Югенд», откуда его перевела поэтесса Евгения Михайловна Студенская (1874−1906). Вот её перевод и стал канонической песней.

Музыка — Алексей Сергеевич Турищев (1888−1962). Военный музыкант, дирижер и педагог. Именно он, тогда воспитанник 12-го Астраханского гренадёрского полка, победил в конкурсе на лучшую песню-марш для торжественного приёма, устраиваемого императором Николаем II в честь офицеров и матросов крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».

Конечно здесь лишь ничтожная часть из «народного наследия», в основном по причинам, указанным во вступлении. Если вы что знаете — подсказывайте.

Список ста лучших песен русского рока в двадцатом веке, который составили слушатели «Нашего радио», возглавляет знаменитая «Группа крови» Виктора Цоя. Само собой, не все согласны с тем, что она является величайшей композицией даже в дискографии «Кино», не говоря уже обо всем отечественном роке. Но кто будет спорить с тем, что это достойная песня, о которой обязательно стоит поговорить.

«Группу крови» Виктор Цой написал практически без участия остальных музыкантов из «Кино». Он стал автором текста, сочинил партии почти всех инструментов и только потом показал ее коллегам.

Всеволод Гаккель вспоминал, как однажды предложил Цою словосочетание «группа крови» в качестве возможного названия для какой-нибудь группы, и высказал предположение, что именно после того разговора Виктор решил использовать эту фразу в песне. Насколько версия бывшего участника «Аквариума» соответствует истине, сказать сложно.

Еще тяжелее рассуждать об основной идее песни «Группа крови», так как Цой ничего не рассказывал о том, какой смысл он вложил в свое творение. Фанаты, конечно, высказали массу версий, но все они основаны лишь на домыслах и ничем не подкреплены. Чаще всего говорят, что «Группа крови» посвящена вооруженному конфликту в Афганистане, но есть и более экзотические варианты (как фильм «Звездные войны» в качестве источника вдохновения).

Официальная история песни «Группа крови» началась третьего июня 1987 года, когда «Кино» представила ее в рамках пятого фестиваля, который проводил ленинградский рок-клуб. Говорят, присутствовавшая на концерте публика не распознала в «Группе крови» будущий хит и приняла ее без особого энтузиазма. Но после того как она прозвучала в фильме «Игла» Рашида Нугманова, в котором главную роль сыграл Виктор Цой, она превратилась в одну из самых популярных песен «Кино».

«Группа крови» стала заглавным треком шестого альбома группы. Позже она была включена в несколько сборников лучших композиций «Кино».

Поразительно, какие только абсурдные слухи не распускались о знаменитой композиции «Я хочу быть с тобой» рок-группы Nautilus Pompilius. В излишне богатой фантазии поклонников «Наутилусов» рождались невероятные домыслы об истории создания песни и том, что означают ее слова.

В большинстве нелепых легенд говорилось, что Бутусов поет о событиях, которые произошли с ним лично. Одни фанаты твердили о девушке, которая долго писала Вячеславу в армию (хотя он не служил вообще), а затем покончила с собой, не дождавшись от него ответа. Эту чушь даже печатали в весьма солидных газетах.

Другие не менее уверенно заявляли, что речь идет о его жене, погибшей во время пожара. (Интернет существовал не всегда – проверить информацию было не так-то просто.)

Однако в реальности история песни гораздо прозаичнее. Автор текста Илья Кормильцев однажды сказал, что сочинил стихи, которые стали припевом, за пятнадцать минут, пока ждал на улице девушку.

Строчку «в комнате с белым потолком, с правом на надежду» Бутусов взял из другого стихотворения Кормильцева. Этим ограничилось его участие в написании слов песни, хотя на обложке альбома «Князь Тишины» он значится их соавтором.

Когда он впервые спел «Я хочу быть с тобой» друзьям, те категорически ее не приняли. Впоследствии многие поклонники группы также на все лады критиковали песню, считая ее слишком попсовой, хотя тех, кто считает ее одной из красивейших отечественных рок-баллад, намного больше.

Сам Бутусов последнее время говорит, что раньше исполнял эту композицию «страдальческим голосом», но сейчас «воспринимает ее гораздо глубже». По его словам, «в ней человек приходит к осознанию того, что любовь незыблема».

Вокалист и лидер рок-группы «Крематорий» Армен Григорян часто рассказывал о том, что почти все его ранние песни посвящены реальным людям или же основаны на событиях, в которых он принимал непосредственное участие. В этом отношении особый интерес представляет композиция «Безобразная Эльза» из альбома «Кома», записанного в 1988 году

Прообразом героини песни стала женщина по имени Эльза, завсегдатай московского пивного бара «Яма», где нередко бывал Григорян. Известна она была тем, что охотно бегала в соседний магазин за водкой. Само собой, за вознаграждение в виде стакана горячительного напитка.

Несмотря на столь неправедный образ жизни, Эльза была очень честной и никогда не «кидала» посетителей бара. Армен Григорян вспоминал, как выпивал в «Яме» с криминальным авторитетом по кличке Кардинал. Тот отправил Эльзу за добавкой уже после закрытия магазина, но ее это не остановило. Когда уже все думали, что она пропала вместе с деньгами, «парламентерша» появилась с банкой медицинского спирта.

Надо сказать, Григорян всегда достаточно уважительно отзывался об этой колоритной личности и подчеркивал, что определение «безобразная» относится не к ней. Это образ из совсем другой истории, которая случилась с ним в конце семидесятых – начале восьмидесятых годов.

Армен с приятелями был в гостях у подруги. Неожиданно в гости на минутку заглянул писатель Венедикт Ерофеев. Далее развитие сюжетной линии того вечера пошло по легко предсказуемому сценарию. Все присутствующие напились, а хозяйка квартиры имела неосторожность заснуть.

Когда закуска на столе закончилась, Ерофеев обратил внимание на обитателей аквариума и без промедления отправил их на сковородку. Как утверждал Григорян, «рыбки были японские, дорогие, но вкусные». В общем, когда их подруга проснулась, она была вне себя от ярости и выгнала всех гостей.

Последним воспоминанием Армена о том вечере стала хозяйка в домашнем халате, которая, обняв аквариум, в исступлении царапала по его стенкам длинными, плохо накрашенными ногтями. Ее он и увековечил в строчке «как зверушка, когтями скребешь по стеклу».

Так появилась на свет одна из известнейших песен рок-группы «Крематорий». И кто после этого скажет, что от алкоголя ничего хорошего не бывает?

«Безобразная Эльза» включена в список «100 лучших песен русского рока», который составила радиостанция «Наше радио».

А вот в качестве клипа я поставлю очень оригинальную версию сделанную из х/ф "Вий"

Песня «Ночная птица» Константина Никольского вошла сначала в репертуар группы «Воскресение», а позже - в репертуар автора, начавшего сольную карьеру. Она была написана как посвящение барабанщику Юрию Фокину, с которым Никольский играл в группе Стаса Намина. Константин сочинил ее после того, как Юрий иммигрировал в Соединенные Штаты. Вот почему первым названием было «Прощание с другом».

Позже Никольский вспоминал:
Песня «Ночная птица» появилась по большой тоске. Была такая группа «Цветы», потом она стала называться группой Стаса Намина. Это был мой первый профессиональный коллектив. До того были все игрушки, а здесь надо было играть серьезно. Стас Намин пригласил меня гитаристом в первый состав «Цветов». Было по два-четыре концерта в день. Филармония поняла, что с нас можно качать деньги насосом, и зарядила по полной. И вот первый состав распался. И у меня с распадом состава была душевная травма и крушение всех моих надежд. И на этой почве у меня появилось сразу три невеселых песни – «Я сам из тех, кто спрятался», «Когда поймешь умом, что ты один на свете» и «Ночная птица».

В 1979 году композицию, вместе с пятью другими песнями Никольского, записала только что образовавшаяся группой «Воскресение» для дебютного альбома «Воскресенье» (также известного под названиями «79» и «Кто виноват?»). Спел «Ночную птицу» Андрей Сапунов. Константин был категорически недоволен результатом и не хотел, чтобы запись была выпущена, но она попала в руки пиратов и прославила группу.

Начав сольную карьеру, Константин Никольский включил песню в свой второй сольный альбом «Один взгляд назад» (1996).

Появление в репертуаре рок-группы реального народного хита может обернуться для нее серьезными проблемами. Иногда публике настолько нравится песня, что она не обращает внимания на остальное творчество коллектива. В истории современной музыки подобных примеров более чем достаточно.

Участники известной российской группы «ДДТ» почувствовали, что с ними может произойти нечто подобное, в начале девяностых, когда они исполнили композицию «Что такое осень» (или просто «Осень»).

Юрий Шевчук сочинил ее в сентябре 1991 года. Он жил тогда в питерской коммуналке недалеко от Александро-Невской лавры. Однажды, находясь в грустном настроении, он прогуливался по Никольскому кладбищу и легко, «как выдохнул», написал текст, вложив в него личные переживания, философские нотки и (куда же Шевчук без этого) размышления о будущем Родины.

Коллеги по группе восприняли «Что такое осень» отнюдь не восторженно, а Андрей Муратов вообще заявил, что это попсовая вещь, которую он играть не собирается. Однако Шевчук не собирался отказываться от своего творения, и Андрей Васильев с Никитой Зайцевым его поддержали. Чуть позже к работе присоединились остальные члены «ДДТ», и через пару дней трек был готов.

О последовавшей безумной популярности песни говорить излишне. «Что такое осень» полюбили даже домохозяйки предпенсионного возраста, до того не знавшие о существовании Юрия Шевчука и «ДДТ». На концертах группы публика начинала требовать «Осень» с самого начала выступления, а затем просила несколько раз ее повторить.

Закончилось это тем, что коллектив прекратил исполнять песню и снова начал включать ее в программу лишь после того, как страсти поутихли. Шевчук объяснил принятое решение словами: «Мы не хотим быть рабами своего творчества».

Песня включена в альбом «Актриса весна» (1992). В списке 100 лучших песен двадцатого века по версии слушателей «Нашего радио» «Что такое осень» занимает второе место, пропустив вперед лишь «Группу крови» Виктора Цоя и «Кино».

В 1972 году советская фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI-XVII веков». Первая композиция на ней была озаглавлена «Сюита для лютни: канцона и танец», а в качестве автора был назван Франческо Канова да Милано, известный итальянский композитор и виртуоз-лютнист XVI века. Однако авторство этого композитора было сомнительным: среди опубликованных до выхода пластинки произведений Франческо данной композиции не обнаружено, как и в полном собрании сочинений да Милано, изданном позже.
В 2005 году появилась интернет-публикация Зеева (Владимира) Гейзеля с обширным исследованием вопроса авторства данного произведения - как музыки, так и текста, - в котором достаточно убедительно показано, что автором музыки является Владимир Вавилов (1925-1973), советский гитарист и лютнист, прибегший по определённым причинам к мистификации. Пластинка Вавилова получила значительную известность в Советском Союзе и выдерживала несколько переизданий. Первая часть сочинения «Канцона и танец» легла в дальнейшем в основу знаменитой песни.

В ноябре 1972 года поэт Анри Волохонский сочинил на мелодию с пластинки Вавилова стихотворение «Над небом голубым…», озаглавленное в его сборнике произведений как «Рай».

Первым исполнителем песни стал Алексей Хвостенко, многолетний друг и соавтор Анри Волохонского. Песня стала известной в бардовской среде, её включали в свой репертуар многие исполнители. В 1975 году песня использовалась в спектакле «Сид» ленинградского театра-студии «Радуга», где её и услышал Борис Гребенщиков. Он впервые исполнил песню в марте 1984 года на концерте в Харьковском государственном университете, при этом извинившись за то, что даже не знает, кто написал это произведение.
Песня была записана группой «Аквариум» в январе 1986 года в Ленинградском Доме Радио. Под именем «Город» она вошла в альбом «Аквариума» «Десять стрел», исполнялась на множестве концертов и стала «визитной карточкой» Гребенщикова.
В варианте Гребенщикова имеется несколько отличий от оригинального текста, главное из которых, по большому счету - замена в первой строчке «Над небом голубым…» на «Под небом голубым…».
Всесоюзную популярность песня обрела после того, как прозвучала в исполнении «Аквариума» в фильме Сергея Соловьёва «Асса».

По словам Кинчева, он считал красный и черный своими цветами еще до того, как пришел в «Алису». С его подачи эта гамма стала фирменной для всего коллектива. А визитной карточкой (почти гимном) группы по сей день является написанная Константином песня «Красное на черном», которую «Алиса» на протяжении многих лет играет на всех концертах.

Славная история композиции «Красное на черном» началась в 1986 году. Вспоминая о том, как он ее сочинял, Кинчев рассказал:
«Красное на черном» - как-то написалась она очень легко и сразу, то есть не мучила меня. Навеяна тема, как ни странно, песней «Kiss» с альбома «Dynasty», самый раскрученный хит - «I Was Made For Loving You». Да, вот это как-то крутилось в голове, и получилось, и превратилось в «Красное на чёрном» каким-то образом…
«Другая история», Антон Чернин

Кинчев подробно не объяснял смысл песни «Красное на черном». Более того, он неоднократно говорил, что всегда нужно предоставлять слушателю возможность самому поразмыслить над содержанием текста и решить, что хотел сказать автор.

«Красное на черном» вошла в альбом «Блок ада», выпущенный в 1987 году. Позже она была включена в «Шабаш» и несколько концертных альбомов «Алисы».

Удачная песня запросто может начать жить своей жизнью, неподвластной воле автора. Она обрастает легендами, трактуется на все лады, а порой становится гимном какой-нибудь группы единомышленников или целого поколения. Интересно, что создатель, даже если он не рад происходящему, ничего уже изменить не может, сколько бы ни пытался объяснить, какой смысл он вкладывал в слова или при каких обстоятельствах написал композицию.

Такой стала история песни «Перемен» («Хочу перемен!») рок-группы «Кино». Виктор Цой сочинил ее в начале 1985 года и впервые исполнил на четвертом фестивале Ленинградского рок-клуба.

Там ее услышал режиссер Сергей Соловьев, которому нужен был музыкант для выступления в заключительной сцене фильма «Асса». Он отправился за сцену, пригласил Цоя сыграть в картине и попросил его не исполнять «Перемен» до премьеры. Виктор без колебаний согласился, и группа «Кино» действительно не играла ее до выхода фильма на экран.

Далее грянула перестройка, в стране произошли крутые изменения, все резко осмелели и ринулись критиковать власть. А фраза «Мы ждём перемен» из песни, которую весь Советский Союз услышал в «Ассе», приобрела особый смысл, что стало неожиданностью для Цоя.
Он всегда подчеркивал, что не считает эту композицию «песней протеста», а себя – борцом за перемены. Ее присутствие в «Ассе» для него тоже было непонятно, и это подтверждает, что Виктор вкладывал в текст совсем не тот смысл, который народ стремится в нем найти.

«Перемен» вошла в альбом «Последний герой», выпущенный в 1989 году. Журнал “Time Out” включил ее в список «100 песен, изменивших нашу жизнь», а в рейтинге ста лучших песен русского рока в двадцатом веке, который составили слушатели «Нашего радио», она занимает 28-ое место.

Изначально, мне кажется, песенка была о несчастной любви, о чём-то таком… Я сделал так, чтобы не в лоб, а намёком говорилось о том, что ты, товарищ, не жалуйся, не ной, а вставай и делай что-нибудь. Вот с таким пафосом с тех пор и исполняю.

Стараниями Дмитрия Линника, бывшего вокалиста трио «Зодиак», который работал на Moscow & World Service Radio, несколько песен «Воскресения» попали в эфир этой радиостанции. У группы тотчас появилось множество поклонников, а наибольшей популярностью пользовалась песня «Кто виноват?».

С тех пор «Кто виноват?» является одной из наиболее известных песен «Воскресения». Она вошла в список ста лучших песен русского рока в двадцатом веке, который составило «Наше радио».

Проследить истории создания песен группы «Пикник» весьма непросто. Порой создается впечатление, что Эдмунд Шклярский сам не всегда способен объяснить, как они рождаются на свет. По его признанию, «их сочинительство проживают какую-то незаметную жизнь». Приблизительно так была создана одна из визитных карточек «Пикника» - песня «Иегроглиф».

Однажды, еще в юном возрасте, Шклярский прочитал в польском журнале “Przekrój” рассказ «Человек, которого звали Прикоснись Пирожного С Кремом» какого-то испанского писателя (какого именно, Эдмунд не запомнил, и нам это выяснить тоже не удалось). В результате возникших ассоциаций появилась строчка «Мое имя – стершийся иероглиф».

Длительное время она существовала сама по себе, но позже, как вспоминает лидер «Пикника», фраза «стала обрастать другими словами, каким-то настроением». Кроме того, текст песни «Иероглиф» сочинялся под впечатлением, которое на Эдмунда Шклярского, произвели творения Лао-цзы.
История песни «Никто не услышит», которую многие все же предпочитают называть «Ой-йо», началась отчасти благодаря увлечению Владимира рыбалкой. Летом 1989 года они с отцом отправились на озеро Балхаш, где в течение двух недель жили в палатке, удили рыбу и просто отдыхали от суеты и навалившихся проблем. Там и родилось то самое «ой-йо», которое Владимир превратил в песню «Никто не услышит».

Как известно, «Никто не услышит» очень полюбилась слушателям. Группа неизменно исполняет на всех концертах. Владимир Шахрин объяснил популярность песни следующими словами:
…эта вещь имеет какую-то волшебную способность обрастать новым смыслом. Каждый раз, когда мы ее исполняем, в междометие «ой-йо» вкладывается уже другая ситуация - то, что произошло с тобой вчера или неделю назад. Думаю, поэтому и люди ее любят петь и играть: это такой фантом!

Слушатели радиостанции «Наше радио» включили «Никто не услышит» в список 100 лучших песен русского рока в двадцатом веке.




Top