Кто написал рассказ обломов. История создания романа «Обломов

Иван Александрович Гончаров

(1812–1891)

Роман «Обломов» (1858)
История создания


Замысел произведения относится к 1848 г. После публикации первого романа Гончарова «Обыкновенная история» В. Г. Белинский отметил неубедительность его финала: «Автор имел бы право скорее заставить своего героя заглохнуть в деревенской дичи, апатии и лени, нежели заставить его выгодно служить в Петербурге и выгодно жениться». Гончаров задумывает роман с «подсказанным» развитием сюжета.

В марте 1849 г. в «Литературном сборнике с иллюстрациями» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа» была напечатана глава «Сон Обломова».

В 1850 г. написана первая часть «Обломова», в течение двух лет работает над продолжением романа, но работа идет очень медленно.

В октябре 1852 г. работа прерывается: Гончаров отправляется в кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» в должности секретаря при адмирале Е. В. Путятине.

В июне 1857 г. в Мариенбаде Гончаровым написаны «в течение семи недель почти все три последние части «Обломова», кроме трех или четырех глав». По словам самого писателя, к этому времени роман полностью «сложился

в голове, и оставалось только перенести его на бумагу».

К осени 1858 г. работа над рукописью романа завершается.

Готовя произведение к публикации, писатель совершает огромную работу по совершенствованию текста. Полностью роман «Обломов» был опубликован в 1859 г. в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки».


Сюжет и композиция


В первой части показан один день из жизни Обломова, действие происходит в его кабинете. Глава I содержит описание внешности героя, его привычек, образа жизни, отношений со слугой Захаром

Во II–IV главах к Обломову один за другим приходят знакомые - Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев. Каждый из гостей представляет собой альтернативу образу жизни Обломова, но деятельность их оценивается

V–VI главы содержат биографические экскурсы - рассказ о неудачной попытке героя начать карьеру чиновника и рассказ об учебе героя в Москве

Главы VII и X посвящены слуге Обломова Захару

Важное место в структуре романа занимает глава IX первой части - «Сон Обломова». Герою снится родное поместье Обломовка, «благословенный уголок земли». «Сон Обломова» сам писатель назвал «увертюрой ко всему роману». Просыпается Обломов от смеха своего друга Андрея Штольца,

приездом которого в XI главе заканчивается первая часть



В главах I–II второй части ретроспективно показаны детство и отрочество Андрея Штольца

В IV главе герои спорят о смысле жизни. Каждый из них отстаивает свои жизненные принципы, свои идеалы: Обломов мечтает о семейной идиллии в барской усадьбе, для Штольца же смысл жизни в труде. Этой главой заканчивается экспозиция и начинается основное действие романа

Деятельный Штольц поражен ленью и апатией Обломова, он старается вернуть его к активной жизни, «теперь или никогда! » Обломов начинает выезжать, читает, пишет, собирается за границу. Лето Обломов проводит на даче, расположенной по соседству с дачей Ильинских, с которыми его знакомит Штольц. Дочь Ильинских Ольга производит на Обломова сильное впечатление, Ольга в свою очередь хочет его «спасти», «поднять» и «переделать». Обломов влюбляется в нее, Ольга отвечает ему взаимностью. Обломов просит руки Ольги и получает согласие

В третьей части Обломов занят приготовлениями к свадьбе. Под влиянием Ольги Илья Ильич становится деятельным человеком, меняет свой образ жизни: переезжает на другую квартиру, посылает поверенного в деревню, чтобы привести в порядок имение

С наступлением осени энергия Обломова идет на спад: его беспокоят толки о предстоящей свадьбе, отсутствие благоприятных вестей из деревни. В Петербурге Обломов реже видится с Ольгой (для него плохая погода и разведенные мосты - непреодолимое препятствие). Любовь с наступлением

осени остывает. Под предлогом болезни Обломов не видится с Ольгой, и тогда она, обеспокоенная, сама приезжает к нему на квартиру. Приезд Ольги пугает Обломова - вместо радости он тревожится о слухах, которые может

вызвать приезд девушки. Параллельно с угасанием любви к Ольге в Обломове рождается чувство к хозяйке квартиры Агафье Пшеницыной, хозяйственной и скромной вдове, которая окружает Обломова заботой. Неприятные свадьбу «года на два», пока дела его «придут в порядок и появятся необходимые средства ». Ольга, понимая, что все ее усилия «возродить» Обломова напрасны, расторгает помолвку. От душевного потрясения Обломов заболевает «нервною горячкою» известия из деревни заставляют Илью Ильича отложить


В четвертой части показана дальнейшая судьба героев. Обломов нашел свой идеал семейной жизни в браке с Пшеницыной, у него рождается сын, которого он называет в честь друга Андреем. Герой полностью возвращается

к прежнему образу жизни, «обломовщина» («атрофия воли, тяга к покою, инертность, иждивенчество») поглотила его. Умирает Илья Ильич от апоплексического удара. Ольга Ильинская выходит замуж за Штольца. После смерти Обломова Штольцы берут на себя заботы об образовании и воспитании его сына. Захар, верный слуга Обломова, после смерти хозяина оказывается на паперти


Структурообразующее начало всех романов Гончарова

(«Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»)

Сопоставление и противопоставление двух типов героев:


Два сюжетных узла романа

«Сон Обломова»

Обломовка


Обломовка - благословенный, тихий и счастливый край. «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни

сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их»


Обломовка изолирована от мира - она расположена далеко и от столичных, и от губернских городов, для ее жителей «ближайшая пристань Волги все равно, что Колхида или Геркулесовы Столпы». Любое проникновение внешней жизни вызывает страх, отторгается: письмо, пришедшее в Обломовку, четыре дня не открывается, мужик в канаве принимается за «странного змея или оборотня»

Интересы семьи Обломовых сосредоточены на домашних заботах и еде. После обеда вся деревня погружается в сон: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны

и лады»


Родители Обломова проводят время в праздности: отец «день-деньской только и знает, что ходит из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду». При

этом за хозяйством никто не следит, управляющий ворует Обломова-ребенка балуют, не отпускают ни на шаг, подавляют живость и резвость из опасений за его здоровье. Илья растет «лелеемый, как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая ». В Обломове воспитали лень, барство, презрение к труду и крепостным


Тематика и проблематика


Основная тема - «обломовщина»

«Обломовщина» - социальное явление в среде русского дворянства, синтез распада патриархально-крепостнического уклада жизни дореформенной России.

Суть «обломовщины» - инертность, апатия, косность: «воплощение сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни».

«Обломовщина» - противоречивое явление, оно допускает различные трактовки, имеет разнообразные проявления


Воссоздание

типов и характеров

русской действительности


Тип крепостного слуги (Захар), тип предпринимателя

(Штольц), тип светского франта (Волков), тип преуспевающего чиновника (Судьбинский), тип модного литератора (Пенкин).

Яркие женские характеры (Ольга Ильинская, Агафья Пшеницына)


Проблема

героя времени



Одна из главных проблем в романе, реализована в противопоставлении Обломова (тип «лишнего человека») и Штольца (тип «деятеля»)

Проблема

национального

характера


Разрабатывается в образах практически всех героев романа (Ольга и Агафья Матвеевна, Захар и Анисья). Наиболее остро заявлена в противопоставлении Обломова, имеющего русские корни, и Штольца,

немца по происхождению. Поэтому черты характера Обломова приобретают общенациональное значение



Нравственно-

философские

проблемы


Проблемы действия и бездействия, смысла жизни, любви, счастья имеют универсальный характер, выводят идейное содержание романа за национальные рамки

Жанр романа

Главные герои

Илья Ильич Обломов


Значение имени

Фамилия героя семантически связана с глаголами «ломиться», «обламываться» и ассоциируется со словом «обломок». Обломов сломлен жизнью, все попытки воскресить его оканчиваются крахом. Возможна также связь со словом «облый» - «округлый», «округловатый» (это значение зафиксировано в словаре В. И. Даля). Имя героя - Илья Ильич - замыкается на себе, способ существования предков Обломова находит в нем конечное завершение

Источники образа

Образ Ильи Обломова соотносится с образом богатыря Ильи Муромца, героя киевского цикла русских былин, который до тридцати трех лет не мог двигаться. Но, в отличие от фольклорного героя, получившего исцеление

от старцев и совершившего впоследствии множество подвигов, воскрешение Обломова оказывается невозможным. Литературные источники образа - гоголевские герои (Подколесин, Тентетников, Манилов,

старосветские помещики) и герои более ранних произведений самого Гончарова (Егор Адуев, Александр Адуев). Реальным прототипом образа Обломова считают

самого И. А. Гончарова



Портрет

Внешность героя производит двойственное впечатление: «приятная наружность» , однако с «отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах

лица» ; грация и мягкость движений, однако тело его казалось «слишком изнеженным для мужчины» . Мягкость «была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души». Внешность

героя носит отпечаток его образа жизни - Обломов, по выражению Штольца, «наспал свои недуги»: «обрюзг не по летам», у него «сонный взгляд», на него нападает нервический Страх



При описании внешности и образа жизни героя используется детали: удобный широкий халат и диван, на котором герой проводит большую часть времени (символы лени). Комната Обломова поражает запущенностью: «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало

забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки»


Происхождение, биография

Обломов - дворянин 32–33-х лет, имеет чин коллежского секретаря. К началу действия романа он «безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге» , куда он приехал из Обломовки - родового имения, расположенного в глухой провинции, «чуть не в Азии». По приезде в Петербург Обломов «был полон разных стремлений, все на чего-то надеялся, ждал много и от судьбы, и от самого себя»

В детстве Обломов учился кое-как, в учебе видел «наказание, ниспосланное небом за наши грехи ». Имея способности, не обладал волей, поэтому быстро бросал начатую работу. Служба также не удалась, так как Обломов не видел в ней смысла и робел перед начальством. После допущенной оплошности (Обломов по ошибке отправил нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск) он подал в отставку. Не испытал Обломов

и настоящей любви, так как «к сближению с женщинами ведут большие хлопоты»



В итоге жизнь Обломова свелась «к еде, сну, лежанию на диване и ссорам со слугой Захаром». Все свободное время Обломов обдумывает разнообразные планы по устройству имения, которым не суждено реализоваться.

Таков герой в начале романа



Неоднозначность

образа


Обломов от природы наблюдателен, он способен к глубокому проникновению в суть вещей. Его бездейственность является по сути протестом против бессмысленной деятельности людей его круга. Обломов критикует погоню за чинами, лицемерие, суету, лживость, зависть, лежащие в основе такой деятельности.

В споре со Штольцем Обломов говорит: «Я только не вижу нормальной жизни в этом. Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала

природа целью человеку...» , однако идеал семейной жизни, который Обломов рисует в противопоставление «ненормальной жизни», оказывается все той же обломовщиной

Андрей Иванович Штольц


Портрет

Портрет Штольца контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе

нет, есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные»


Происхождение,

воспитание



Отец Штольца - немец, в юности приехавший в Россию из Саксонии. Это педантичный, суровый, грубоватый человек, привыкший сам пробивать себе дорогу в жизни.

Отец воспитывал сына в строгости, стараясь развить в нем самостоятельность, исполнительность. Мать Штольца - русская, это поэтическая, сентиментальная натура: «Она бросалась стричь Андрюше ногти, завивать кудри, шить изящные воротнички и манишки;

заказывала в городе курточки; учила его прислушиваться к задумчивым звукам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни, шептала о блестящем призвании то воина, то писателя, мечтала с ним о высокой роли, какая выпадает иным на долю...» От матери Андрей наследует язык и веру


По замыслу Гончарова, в образе Штольца должны сочетаться лучшие качества его родителей: трезвость, расчетливость, деловитость, знание людей с одной стороны и душевная тонкость, эстетическая восприимчивость, поэтичность - с другой

Деятельность

Штольц - антипод Обломова. Он всего в жизни привык добиваться сам. Для Штольца труд, к которому Обломов чувствует отвращение,- «образ, содержание, стихия и цель жизни». «Он служил, вышел в отставку, занялся

своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу. Он беспрестанно в движении: понадобится

обществу послать в Бельгию или Англию агента - посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу - выбирают его. он ездит и в свет и читает: когда он успевает- Бог весть»


Неудачность

образа


Наименее живой образ в романе: в нем чувствуется

«сконструированность и функциональность». Сам Гончаров был недоволен образом Штольца, считал, что он «слаб, бледен», «из него слишком голо выглядывает

идея». Резко отзывался об образе Штольца и А. П. Чехов: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собой довольная. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен»

Женские образы

Два идеала женской любви в романе


Ольга Сергеевна

Ильинская


Агафья Матвеевна

Пшеницына


В портрете Ольги подчеркивается

гармоничность ее натуры, душевная глубина и артистичность: «если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». «Кто ни

встречал ее, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно,

артистически созданным существом».

У Ольги «губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли», «над бровью

лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль».

«То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем

взгляде темных, серо-голубых глаз»


Во внешности Пшеницыной отсутствует аристократическая

утонченность, в ней подчеркивается бесхитростность, простота и здоровье. «Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение

лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил».

«Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней

юбке, чтоб увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая

ее скромности»


Ольга - поэтическая натура, она музыкальна, любит природу. Исполнение арии из оперы Беллини «Норма» пробуждает чувства Обломова, становится символом их возвышенной любви

Пшеницына всецело поглощена заботами о хозяйстве. Она сразу вызывает у Обломова интерес и симпатию - его привлекают

круглые белые локти Пшеницыной



Ольга одарена пытливым умом - она расспрашивает Штольца и Обломова о различных явлениях, просит порекомендовать книги.

уверена, что сможет изменить Обломова. Ольга сильнее Обломова, который не проходит испытание ее любовью, но она оказывается и глубже Штольца: в браке с ним она испытывает неудовлетворенность и жажду настоящей деятельности


Пшеницына умственно неразвита, ее интересы ограничены домашним хозяйством. Она скромна, неразговорчива. «На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь

положительной, известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием». «Усмешка у ней была больше принятая форма, которою

прикрывалось незнание, что в том или другом случае надо сказать или сделать»


Любовь Ольги требовательна,

героиня убеждена, что она должна заставить Обломова жить по-другому, привить ему любовь к труду, к работе над собой. Она

требует от Обломова соответствия

своему идеалу мужчины и когда понимает, что изменить Обломова ей не удастся, бросает его



Пшеницына любит Обломова, не требуя ничего взамен. «Она как будто вдруг перешла в другую веру и

стала исповедовать ее, не рассуждая, что это за вера, какие догматы в ней, а слепо повинуясь ее законам». Она «полюбила Обломова

просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку»


Для обеих героинь любовь к Обломову означает пробуждение и расцвет личности, однако характер этой любви и ее итоги различны

В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире,________________ Обломов. Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: "Добряк должен быть, простота!" Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.

Цвет лица у ______________не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.

Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани.

Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок,

гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется

самомалейшему движению тела.

8А.И. Гончаров «Обломов»


Роман И.А. Гончарова «Обломов» стал своеобразным призывом к современникам о необходимости перемены косного образа суждения. Это произведение является второй частью трилогии, в которую помимо него вошли такие романы, как «Обыкновенная история» и «Обрыв».

История создания романа «Обломов» поможет читателю разгадать замысел великого писателя и проследить этапы написания произведения.

«Сон Обломова»

Первый замысел романа «Обломов» появился у Гончарова в 1847 году. Он приступает к работе и надеется очень быстро закончить свое новое произведение. Гончаров обещает Н.А. Некрасову, редактору литературного журнала «Современник», предоставить ему рукопись для печати уже к 1848 году. Работа над романом идет тяжело и медленно. В 1849 году Гончаров публикует отрывок из него под названием «Сон Обломова». В нем раскрываются размышления автора о сути «обломовщины» и роли этого явления в социальной жизни России. Критика восприняла отрывок довольно благожелательно.

Редактор «Современника» был в восторге, но из-за того, что роман не был завершен к обещанному сроку, отношения Гончарова и Некрасова слегка разладились. По этой причине Иван Александрович обращается в журнал «Отечественные записки», обещая предоставить рукопись к 1850 году.

Поездка в Симбирск

В 1849 году Гончаров отправляется в родной город, Симбирск. Он пытается работать над романом, но успевает закончить лишь первую часть. Симбирск был уютным небольшим поселением, в котором был еще жив уклад патриархальной России. Здесь Гончаров встречает множество случаев, так называемого, обломовского сна. Помещики живут размеренной неторопливой жизнью, не испытывая тяги к прогрессу, вся их жизнь строится на труде крепостных.

Перерыв в работе

После поездки в Симбирск Гончаров сделал перерыв в работе над романом «Обломов». Написание произведения было отложено почти на семь лет. За это время писатель принял участие в кругосветном путешествии в должности секретаря-помощника Е.В. Путятина. Итогом этого путешествия стал сборник очерков «Фрегат “Паллада”». В 1857 году Гончаров отправился на лечение в Мариенбад. Там он возобновил отложенную работу по созданию романа «Обломов». Произведение, которое он никак не мог закончить в течение почти десятка лет, было завершено за месяц. За время длительного творческого перерыва Гончаров сумел до мельчайших деталей обдумать свою историю и мысленно завершить роман.

Иван Андреевич признавался, что огромное влияние на его роман оказал критик Виссарион Григорьевич Белинский. В своей статье, посвященной первой части трилогии романов Гончарова «Обыкновенной истории», Белинский говорил о том, что для дворянина, подверженного чрезмерному влиянию романтики, может использоваться совершенно иной финал, нежели в этом романе. Гончаров прислушивался к мнению критика и при создании «Обломова» воспользовался его некоторыми ключевыми замечаниями.
В 1859 году «Обломов» вышел в печать на страницах «Отечественных записок».

Прототипы героев

Обломов. Известно, что во многом образ главного героя был списан Гончаровым с самого себя. Сибаритство и неторопливая вдумчивость были его отличительными чертами. По этой причине его близкие друзья прозвали его «Принц де Лень». Многое сходится в судьбе и характерах Гончарова и его героя Обломова. Оба принадлежат к старинной семье с патриархальными устоями, неторопливы и мечтательны, но при этом обладают острым умом.

Ольга Ильинская. Прототипами возлюбленной Обломова, Ольги Ильинской, исследователи творчества Гончарова считают сразу двух женщин. Это Елизавета Толстая, к которой писатель питал самые нежные чувства, считая ее идеалом женственности и ума, и Екатерина Майкова, его близкая знакомая, которая поражала Гончарова своей целеустремленностью и активной жизненной позицией.

Агафья Пшеницына. Прообразом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, «идеальной» обломовской женщины, с которой главный герой нашел спокойствие и уют, стала родная мать И.А. Гончарова, Авдотья Матвеевна. После смерти отца семейства заботы о воспитании мальчика взял на себя крестный отец Ивана Андреевича, а Авдотья Матвеевна погрузилась в хозяйственные дела дома, обеспечивая сытую и уютную жизнь сыну и его воспитателю.

Андрей Штольц. Собирательный образ, противопоставляющийся в романе русскому национальному характеру Обломова. Штольц становится для главного героя своеобразным катализатором, который пробуждает в нем пытливость, живость и интерес к жизни. Но длится этот эффект недолго, стоит Штольцу оставить его одного, как возвращается налет сонливости и лени.

Вывод

Роман «Обломов» был закончен И.А. Гончаровым в 1858 году, незадолго до отмены крепостного права. Он показал кризис патриархальной России, предоставив читателю самостоятельно решать, какой путь является идеальным для русского человека: сонное и мирное существование или стремление вперед, в мир преобразований и прогресса.

Любой человек с претензией на грамотность знаком с именами Льва Толстого, Ивана Тургенева, Федора Достоевского и наверняка может привести в пример названия некоторых самых известных произведений этих авторов. Но кто написал "Обломова"? Кто был этот писатель? И почему герой его приобрел такую символическую популярность?

Детские и юношеские годы будущего писателя

Иван Алексеевич Гончаров (тот, кто написал "Обломова") родился в Симбирске, ныне он известен как Ульяновск, в 1812 году. Был сыном богатого купца. Но папа Ивана Алексеевича умер спустя семь лет после появления на свет мальчика, молодой Иван воспитывался крестным отцом, Николаем Трегубовым, либерально настроенным аристократом. Он открыл для Гончарова более широкие культурные горизонты и утонченный образ жизни.Учился Иван Гончаров изначально в коммерческом училище с 1822 года, продолжалось обучение на протяжении восьми лет. Как затем вспоминал писатель, это были самые несчастные годы в его жизни. Иван терпеть не мог низкое качество образования и методы суровой дисциплины. Единственным его утешением на тот момент было самообразование.

Получение высшего образования и дебютные издания

А затем в Московском университете, в атмосфере интеллектуальной свободы и оживленных дискуссий, дух Гончарова процветал. Иван Алексеевич во время обучения знакомится с некоторыми ведущими умами своей эпохи, но не вступает ни в один из студенческих кружков, которые были полны веры в идеалы философии немецкого романтизма.

Гончаров остался равнодушным к идеям политических и социальных перемен, которые набирали популярность в то время. Основным его занятием становится чтение и перевод. В 1832 году были опубликованы две главы из произведения Эжена Сю, которые перевел Иван Алексеевич. Это стало его дебютным изданием.

Окончание учебы и начало взрослой жизни

После окончания обучения в 1834 году Гончаров служил на протяжении почти тридцати лет в качестве правительственного чиновника. Сначала он вернулся домой, чтобы войти в канцелярию Симбирского губернатора, а год спустя переехал в Петербург и начал работать переводчиком в Министерстве финансов.

В отличие от литературных соперников, таких как Тургенев или Толстой, Иван Гончаров был вынужден зарабатывать себе на жизнь, а не только надеяться на писательскую деятельность. Иван Алексеевич, конечно, стал членом литературного кружка, основанного в доме Майковых, даже писал стихи. Но вскоре вообще перестал баловаться поэзией. Многие из стихотворений Гончарова были включены в роман "Обыкновенная история" как сочинения Адуева. Верный признак того, что автор перестал принимать их всерьез.

Писательская карьера того, кто написал "Обломова". Фото автора произведения

Первая проза Гончарова начала появляться в "Подснежнике". Это сатирическая повесть "Лихая болесть", в которой он высмеивал романтический сентиментализм. Затем появилась светская драма с оттенком комедии, а наиболее значительным произведением того времени было эссе под названием "Иван Саввич Поджабрин". Так начиналась литературная карьера того, кто написал "Обломова".

Несмотря на то что писать Иван Алексеевич начал давно, первым его серьезным произведением становится "Обыкновенная история". Рассказывает она о столкновении между распадающейся русской знатью и новыми торговыми классами. Наиболее влиятельный критик того времени Виссарион Белинский характеризовал роман как нападение на устаревший романтизм.

Наиболее популярное произведение, или Второй роман Ивана Алексеевича

А в каком году написан "Обломов"? Иван Алексеевич Гончаров начал свой второй роман в конце 1840-х годов, но процесс был медленным по многим причинам. В одна тысяча восемьсот пятьдесят пятом он принял должность цензора, совершил путешествия в Англию, Африку и Японию в качестве секретаря адмирала Путятина.

Только лишь в 1849 году был опубликован короткий рассказ или очерк под названием "Мечта Обломова. Эпизод из неоконченного романа", который впоследствии был включен в качестве "Сна Обломова" в готовое произведение Ивана Алексеевича.

А сам роман "Обломов" впервые появился в журнале "Отечественные записки" в 1859 году. Он посвящен кризису среднего возраста главного героя. Отличительной чертой Ильи Ильича является ленивое отношение к жизни. Автор изобразил своего персонажа с сочувствием, хотя тот и был олицетворением знати.

Основные вопросы в произведении Ивана Алексеевича

Что в первую очередь интересует простого читателя? Это, прежде всего, то, о чем произведение, а не только то, кто написал. "Обломов" – это такой роман, в котором описывается судьба помещика Ильи Ильича, и на основе этого сюжета автор в своем творчестве рассматривает многие важные вопросы, с которыми сталкивается российское общество в девятнадцатом столетии. Это бесполезность многих землевладельцев и дворян в обществе, сложные отношения между членами различных классов общества, такие как Обломов и его слуга Захар.

Главный персонаж - молодой и щедрый дворянин, но кажется, что он вообще не в состоянии принимать важные решения или начинать какие-то значительные действия. На протяжении всего произведения он редко покидает свою комнату или постель. Более того, на протяжении первых приблизительно пятидесяти страниц Илье Ильичу очень лихо удается совсем не покидать ее.

Значение известного произведения

Иван Алексеевич Гончаров (тот, кто написал роман "Обломов") наверняка не предполагал, что его произведение станет настолько популярно, что наложит значительный отпечаток на русскую культуру. Более того, работа Гончарова добавит новые слова в русскую лексику. Имя главного героя станет часто использоваться для описания того, кто проявляет черты ленивой и апатичной личности, аналогичной персонажу романа.

Произведение вызвало единодушное признание не только у читателей, но и у критиков. Были такие, кто написал: Обломов – это последняя личность в ряду "лишних людей" после Онегина, Печорина и Рудина в распадающейся крепостнической России. Николай Добролюбов отметил, что в романе переведены на передний план и подвергнуты тщательному анализу очень важные проблемы той эпохи. Особый вид лени, приводящий к саморазрушению личности.

Последние годы жизни известного писателя и критика

Вот такие глобальные проблемы смог затронуть в своем произведении тот, кто написал "Обломова". Тем не менее Иван Алексеевич не был плодотворным писателем. Он опубликовал только три своих романа. Спустя десять лет после публикации романа "Обломов" выходит еще одно произведение под названием "Обрыв", которое тоже имеет значительный успех у читателей.

Гончаров планирует и четвертый роман, но мечты не материализовались. Вместо этого он становится критиком и делает многочисленные театральные и литературные обзоры. К концу своей жизни Иван Алексеевич написал необычные мемуары, в которых обвинил своих литературных соперников в плагиате его работ. Умер он в Петербурге 24 сентября 1891 года от пневмонии.

Так прошла жизнь замечательного писателя и критика Ивана Алексеевича Гончарова - того, кто написал роман "Обломов". Фото его известно теперь каждому школьнику. А произведения не только популярны, но и любимы среди широкого круга читателей.

В 1838 г. Гончаров написал юмористическую повесть под названием «Лихая болесть», в которой шла речь о странной эпидемии, зародившейся в Западной Европе и попавшей в Петербург: пустые мечты, воздушные замки, «хандра». Эта «лихая болесть» - прообраз «обломовщины».

Полностью роман «Обломов» был впервые опубликован в 1859 году в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки». Начало работы над романом относится к более раннему периоду. В 1849 году была опубликована одна из центральных глав «Обломова» - «Сон Обломова», которую сам автор назвал «увертюрой всего романа». Автор задается вопросом: что же такое «обломовщина» - «золотой век» или гибель, застой? В «Сне...» преобладают мотивы статичности и неподвижности, застоя, но при этом чувствуется и симпатия автора, добродушный юмор, а не только сатирическое отрицание.

Как позднее утверждал Гончаров, в 1849 году готов был план романа «Обломов» и закончен черновой вариант первой его части. «Вскоре, - писал Гончаров, - после напечатания в 1847 году в “Современнике” “Обыкновенной истории” - у меня уже в уме был готов план Обломова». Летом 1849 года, когда был готов «Сон Обломова», Гончаров совершил поездку на родину, в Симбирск, быт которого сохранял отпечаток патриархальной старины. В этом небольшом городке писатель увидел немало примеров того «сна», которым спали обитатели вымышленной им Обломовки.

Работа над романом была прервана в связи с кругосветным путешествием Гончарова на фрегате «Паллада». Лишь летом 1857 года, после выхода из печати путевых очерков «Фрегат “Паллада”», Гончаров продолжил работу над «Обломовым». Летом 1857 года он уехал на курорт Мариенбад, где в течение нескольких недель закончил три части романа. В августе того же года Гончаров начал работать и над последней, четвертой, частью романа, заключительные главы которой были написаны в 1858 году. «Неестественным покажется, - писал Гончаров одному из своих друзей, - как это в месяц человек кончил то, чего не мог закончить в года? На это отвечу, что если б не было годов, не написалось бы в месяц ничего. В том и дело, что роман выносился весь до мельчайших сцен и подробностей и оставалось только записывать его». Об этом же вспоминал Гончаров в статье «Необыкновенная история»: «В голове у меня был уже обработан весь роман окончательно - и я переносил его на бумагу, как будто под диктовку…» Однако, готовя роман к печати, Гончаров в 1858 году заново переписал "Обломова", дополнив его новыми сценами, и произвел некоторые сокращения. Завершив работу над романом, Гончаров сказал: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастаю».

Гончаров признавался, что на замысле "Обломова" сказалось влияние идей Белинского. Важнейшим обстоятельством, повлиявшим на замысел произведения, считается выступление Белинского по поводу первого романа Гончарова - «Обыкновенная история». В своей статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» Белинский подробно проанализировал образ дворянского романтика, «лишнего человека», претендующего на почетное место в жизни, и подчеркнул бездеятельность такого романтика во всех сферах жизни, его лень и апатию. Требуя беспощадного разоблачения подобного героя, Белинский указывал и на возможность иного, чем в «Обыкновенной истории», завершения романа. При создании образа Обломова Гончаров воспользовался целым рядом характерных черт, намеченных Белинским в разборе «Обыкновенной истории».

В образе Обломова присутствуют также автобиографические черты. По собственному признанию Гончарова, он и сам был сибаритом, любил безмятежный покой, рождающий творчество. В путевом дневнике «Фрегат “Паллада”» Гончаров признавался, что во время путешествия большую часть времени проводил в каюте, лежа на диване, не говоря уже о том, с каким трудом вообще решился на кругосветное плаванье. В дружеском кругу Майковых, относившихся к писателю с большой любовью, Гончарову присвоили многозначное прозвище - «принц де Лень».

Появление романа «Обломов» совпало со временем острейшего кризиса крепостничества. Образ апатичного, неспособного к деятельности помещика, выросшего и воспитанного в патриархальной обстановке барской усадьбы, где господа жили безмятежно благодаря труду крепостных, был очень актуален для современников. Н.А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» (1859) дал высокую оценку роману и этому явлению. В лице Ильи Ильича Обломова показано, как среда и воспитание уродуют прекрасную натуру человека, порождая лень, апатию, безволие.

Путь Обломова - типичный путь провинциальных российских дворян 1840-х гг., приезжавших в столицу и оказывавшихся вне круга общественной жизни. Служба в департаменте с непременным ожиданием повышения, из года в год однообразие жалоб, прошений, завязывания отношений со столоначальниками - это оказалось не по силам Обломову. Продвижению по служебной лестнице, он предпочел бесцветное лежание на диване, лишенное надежд и стремлений. Одна из причин «лихой болести», по мнению автора, несовершенство общества. Эта мысль автора передается и герою: «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится». Эта фраза Обломова заставляет вспомнить известные образы «лишних людей» в русской литературе (Онегина, Печорина, Базарова и т.д.).

Гончаров писал о своем герое: «У меня был один артистический идеал: это - изображение честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие». В Обломове дремлет та мечтательность, что рвалась наружу в Александре Адуеве, герое «Обыкновенной истории». В душе Обломов тоже лирик, человек, умеющий глубоко чувствовать, - его восприятие музыки, погружение в пленительные звуки арии «Casta diva» свидетельствуют о том, что не одна только «голубиная кротость», но и страсти ему доступны. Каждая встреча с другом детства Андреем Штольцем, полной противоположностью Обломова, выводит последнего из сонного состояния, но ненадолго: решимость что-то предпринять, как-то обустроить свою жизнь овладевает им на короткое время, пока Штольц рядом с ним. Однако у Штольца не хватает времени поставить Обломова на иной путь. Но в любом обществе, во все времена находятся люди, подобные Тарантьеву, готовые всегда прийти на помощь в корыстных целях. Они и определяют русло, по которому протекает жизнь Ильи Ильича.

Опубликованный в 1859 году, роман был встречен как важнейшее общественное событие. Газета «Правда» в статье, посвященной 125-летней годовщине со дня рождения Гончарова, писала: «"Обломов" появился в эпоху общественного возбуждения, за несколько лет до крестьянской реформы, и был воспринят как призыв к борьбе против косности и застоя». Сразу же после выхода в свет роман стал предметом обсуждения в критике и среди писателей.

Часто упоминаемый, как писатель-загадка, Иван Александрович Гончаров, экстравагантный и недосягаемый для многих современников, шёл к своему зениту в течение почти что двенадцати лет. «Обломов» печатался по частям, комкался, дописывался и менялся «медленно и тяжело», как писал автор, чья творческая рука, однако, подходила к созданию романа ответственно и щепетильно. Роман был опубликован в 1859 году в петербургском журнале «Отечественные записки» и был встречен явным интересом со стороны, как литературных кругов, так и обывательских.

История написания романа параллельно гарцевала с тарантасом событий того времени, а именно с Мрачным семилетием 1848-1855 годов, когда молчала не только русская литература, но и всё русское общество. Это была эпоха усиления цензуры, которая стала реакцией властей на активность либерально настроенной интеллигенции. По всей Европе прошла волна демократических переворотов, поэтому политики в России решили обезопасить режим репрессивными мерами в адрес печати. Новостей не поступало, и писатели столкнулись с проблемой едкой и беспомощной – писать было не о чем. То, о чем, может и хотелось, безжалостно вырывали цензоры. Именно данная ситуация является следствием того гипноза и той летаргии, которыми окутано, словно излюбленным Обломовским шлафроком, всё произведение. Лучшие люди страны в такой удушающей атмосфере чувствовали себя ненужными, а поощряемые сверху ценности – мелкими и недостойными дворянина.

«Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало», — кратко комментировал Гончаров историю романа после последних штрихов над своим творением. Слова эти являются честным признанием и подтверждением автобиографичности величайшего сборника вечных вопросов и ответов на них.

Композиция

Композиция романа круговая. Четыре части, четыре времени года, четыре состояния Обломова, четыре этапа жизни каждого из нас. Действие в книге представляет собой круговорот: сон переходит в пробуждение, пробуждение – в сон.

  • Экспозиция. В первой части романа действия почти и нет, разве что только в голове у Обломова. Илья Ильич лежит, он принимает визитёров, он кричит на Захара, а Захар кричит на него. Здесь появляются персонажи разноколиритные, но в основе своей все одинаковые… Как Волков, например, которому герой сочувствует и радуется за себя, что не раздробляется он и не рассыпается на десять мест в один день, не мыкается, а сохраняет своё человеческое достоинство в своих покоях. Следующего «с холоду», Судьбинского, Илья Ильич также чистосердечно жалеет и выводит, что несчастный друг его увяз в службе, и что теперь многое в нем в век не пошевелится… Был и журналист Пенкин, и бесцветный Алексеев, и грузнобровый Тарантьев, и всех он одинаково жалел, всем сочувствовал, со всеми парировал, декламировал идеи и мыслил… Немаловажной частью является глава «Сон Обломова», в которой обнажается корень «обломовщины». Композиция равна идее: Гончаров описывает и показывает те причины, из-за которых и сформировались лень, апатия, инфантильность, а в конце и мёртвая душа. Именно первая часть — экспозиция романа, так как здесь читателю представлены все условия, в которых личность героя формировалась.
  • Завязка. Первая часть также является точкой отсчёта последующей деградации личности Ильи Ильича, ибо даже скачки страсти к Ольге и преданной любви к Штольцу во второй части романа не делают героя лучше, как личность, а только постепенно выжимают Обломова из Обломова. Здесь происходит знакомство героя с Ильинской, которое в третьей части перерастает в кульминацию.
  • Кульминация. Третья часть, в первую очередь, судьбоносна и значима для самого главного героя, так как здесь все его мечты вдруг становятся реальными: он совершает подвиги, он делает предложение руки и сердца Ольге, он решается на любовь без страха, решается на риск, на поединок с самим собой… Только такие, как Обломов, не носят кобуры, не фехтуют, не покрываются потом во время сражения, такие дремлют и только представляют, как это героически красиво. Обломову не все под силу – он не может выполнить просьбу Ольги и отправиться в свою деревню, так как деревня эта – фикция. Герой расстается с женщиной своей мечты, выбирая сохранение собственного жизненного уклада, а не стремление к лучшему и вечную борьбу с собой. Параллельно безнадежно ухудшаются его финансовые дела, и он вынужден покинуть уютную квартиру и предпочесть бюджетный вариант.
  • Развязка. Четвертая заключительная часть, «выборгская обломовщина», складывается из брака с Агафьей Пшеницыной и последующей смерти главного героя. Возможно и такое, что именно брак поспособствовал отупению и скорой кончине Обломова, ведь, как сам он выражался: «Есть же этакие ослы, что женятся!».

Можно подытожить, что сам по себе сюжет предельно прост, несмотря на то, что растянут на шестьсот страниц. Ленивый добрый мужчина средних лет (Обломов) обманывается друзьями-стервятниками (кстати, стервятники они — каждый в своей области), но на помощь приходит добрый любящий друг (Штольц), который спасает его, но уводит предмет его любви (Ольгу), а следовательно и основную подпитку его богатой духовной жизни.

Особенности композиции заключаются в параллельно идущих сюжетных линиях на разных уровнях восприятия.

  • Основная сюжетная линия здесь только одна и она любовная, романтическая… Взаимоотношения Ольги Ильинской и её главного кавалера показаны ново, смело, страстно, психологически подробно. Именно поэтому роман претендует на звание романа любовного, являясь неким образчиком и мануалом по строительству отношений между мужчиной и женщиной.
  • Второстепенная же сюжетная линия основывается на принципе противопоставления двух судеб: Обломова и Штольца, и пересечения этих самых судеб в точке любви к одной пассии. Но в данном случае, Ольга не является переломным персонажем, нет, взгляд падает только на крепкую мужскую дружбу, на похлопывание по спине, на широкие улыбки и на обоюдную зависть (хочется жить так, как живёт другой).

О чём роман?

Роман этот, прежде всего, о пороке общественного значения. Нередко читатель может заметить сходство Обломова не только с его создателем, но и с большинством людей, живущих и когда-либо живших. Кто из читателей по мере сближения с Обломовым не узнавал себя, лежащим на диване и размышляющим о смысле жизни, о тщетности бытия, о любовной силе, о счастье? Кто из читателей не дробил себе сердце вопросом: «Быть или не быть?»?

Свойство писателя, в конечном итоге, таково, что, пытаясь обнажить очередной человеческий изъян, он в процессе в него влюбляется и подаёт читателю изъян с таким аппетитным ароматом, что читателю нетерпеливо хочется полакомиться. Ведь Обломов ленив, неопрятен, инфантилен, но публика его любит потому только, что герой имеет душу и душу эту перед нами не стыдится раскрыть. «Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью» — вот, один из самых важных постулатов произведения, закладывающих суть романа «Обломов».

Сам диван и Обломов, лежащий на нем, удерживают мир в равновесии. Его философия, неразборчивость, смятение, метания заправляют рычагом движения и осью земного шара. В романе в таком случае происходит не только оправдание бездействия, но и осквернение действия. Суета сует Тарантьева или Судьбинского не приносит толку, Штольц успешно делает карьеру, но какую – неизвестно… Гончаров осмеливается слегка высмеять труд, то бишь, труд на службе, к которой он относился ненавистно, что, следовательно, неудивительно было заметить и в характере главного героя. «Но как огорчился он, когда увидел, что надобно быть, по крайней мере, землетрясению, чтоб не прийти здоровому чиновнику на службу, а землетрясений, как на грех, в Петербурге не бывает; наводнение, конечно, могло бы тоже служить преградой, но и то редко бывает.» — писатель передаёт всю бессмысленность государственной деятельности, о которой Обломов думу думал да и махнул рукой в итоге, ссылаясь на Hypertrophia cordis cum dilatatione ejus ventriculi sinistri. Так о чем же повествует «Обломов»? Это роман о том, что если ты лежишь на диване, ты, возможно, более прав, чем те, кто ежедневно куда-то ходит или где-то сидит. Обломовщина — это диагноз человечеству, где любая деятельность может привести либо к потере собственной души, либо к бестолковому крошению времени.

Главные герои и их характеристика

Следует заметить, что для романа характерны фамилии говорящие. Например, их носят все второстепенные персонажи. Тарантьев происходит от слова «тарантул», журналист Пенкин – от слова «пенка», что намекает на поверхность и дешевизну его занятия. С их же помощью автор дополняет описание героев: фамилия Штольца с немецкого переводится как «гордый», Ольга — Ильинская потому, что принадлежит Илье, а Пшеницына – намек на злачность ее мещанского образа жизни. Однако все это, на самом деле, не характеризует героев полноценно, это делает сам Гончаров, описывая действия и думы каждого из них, раскрывая там потенциал или отсутствие оного.

  1. Обломов – главный герой, что неудивительно, но герой не единственный. Именно через призму жизни Ильи Ильича видна жизнь иная, только вот, что интересно, Обломовская читателям кажется более занимательной и оригинальной, несмотря на то, что он не обладает характеристиками лидера и даже несимпатичен. Обломов, ленивый и грузный мужчина средних лет, может с уверенностью стать лицом пропаганды меланхолии, депрессии и хандры, но человек этот настолько нелицемерен и чист душой, что мрачный и спёртый флёр его почти незаметен. Он добр, тонок в любовных вопросах, искренен с людьми. Он задаётся вопросом: «Когда же жить?» — и не живёт, а только мечтает и ждёт подходящего момента для утопичной жизни, какая приходит в его сны и дрёмы. Он также задается великим гамлетовским вопросом: «Быть или не быть», — когда решается подняться с дивана или признаться Ольге в своих чувствах. Он так же, как Дон-Кихот Сервантеса, желает совершить подвиг, но не совершает, и поэтому винит за это своего Санчо Пансу – Захара. Обломов наивен, как ребёнок, и до того мил читателю, что возникает непреодолимое чувство защитить Илью Ильича и поскорее отправить его уже в идеальную деревню, где он сможет, держа за талию свою жену, прогуливаться с ней и заглядывать к повару в процессе готовки. мы подробно разобрали в сочинении на эту тему.
  2. Противоположность Обломова – Штольц. Человек, от которого и ведётся повествование и рассказ об «обломовщине». Он немец по отцу и русский по матери, следовательно, человек унаследовавший достоинства от обеих культур. Андрей Иванович с детства читал как Гердера, так и Крылова, прекрасно разбирался в «труженическом добывании денег, пошлом порядке и скучной правильности жизни». Для Штольца философичность Обломова равна древности и прошедшей моде на мысль. Он путешествует, работает, строит, взахлёб читает и завидует свободной душе друга, потому что сам он на свободную душу претендовать не смеет, а, может, просто боится. мы подробно разобрали в сочинении на эту тему.
  3. Переломный момент в жизни Обломова можно наречь одним именем – Ольга Ильинская. Она интересна, она особенна, она умна, она воспитана, она изумительно поёт и она влюбляется в Обломова. К сожалению, любовь её похожа на список определённых заданий, а сам возлюбленный для неё – не что иное, как проект. Узнав от Штольца особенности мышления своего будущего суженного, девушка загорается желанием сделать из Обломова «человека» и поводком своим считает безграничную и трепетную любовь его к ней. Отчасти, Ольга жестока, самолюбива и зависима от общественного мнения, но сказать, будто любовь её ненастоящая, значит плюнуть на все перипетии в отношениях полов, нет, скорее, её любовь особенная, но подлинная. тоже стала темой для нашего сочинения.
  4. Агафья Пшеницына – женщина 30 лет, хозяйка дома, куда переехал Обломов. Героиня – хозяйственная, простая и добрая особа, которая нашла в Илье Ильиче любовь всей своей жизни, но не стремилась его менять. Ее характеризуют молчаливость, спокойствие, некая ограниченность кругозора. Агафья не задумывается о чем-то высоком, выходящем за рамки повседневности, зато она заботлива, трудолюбива и способна на самопожертвование ради возлюбленного. Подробнее разобраны в эссе.

Тема

Как говорит Дмитрий Быков:

Герои Гончарова не стреляются на дуэли, как Онегин, Печорин или Базаров, не участвуют, как князь Болконский в исторических сражениях и написании российских законов, не совершают как в романах Достоевского преступлений и переступания через заповедь «Не убий». Все, что они делают, укладываются в рамки быта, но это лишь одна грань

Действительно, одна грань русского быта не может объять целого романа: роман делится и на социальные отношения, и на дружеские отношения, и на любовные… Именно последняя тема является главной и высоко оценивается критиками.

  1. Тема любви воплощается во взаимоотношениях Обломова с двумя женщинами: Ольгой и Агафьей. Так Гончаров изображает несколько разновидностей одного и того же чувства. Эмоции Ильинской пропитаны самолюбованием: в них она видит себя, а уж потом своего избранника, хоть и любит его всем сердцем. Однако она дорожит своим детищем, своим проектом, то есть несуществующим Обломовым. Отношения Ильи с Агафьей другие: женщина полностью поддержала его стремление к покою и лености, боготворила его и жила заботой о нем и об их сыне Андрюше. Жилец подарил ей новую жизнь, семью, долгожданное счастье. Ее любовь – обожание до слепоты, ведь потакание капризам мужа привело его же к ранней смерти. Подробнее главная тема произведения описана в сочинении « ».
  2. Тема дружбы . Штольц и Обломов хоть и пережили влюбленность в одну и ту же женщину, не развязали конфликт и не предали дружбу. Они всегда дополняли друг друга, общались о самом важном и сокровенном в жизни обоих. Эти взаимоотношения укоренились в их сердцах еще с детства. Мальчики были разными, но отлично ладили между собой. Андрей находил успокоение и добросердечие в гостях у товарища, а Илья с радостью принимал его помощь в житейских делах. Подробнее об этом вы можете прочитать в эссе «Дружба Обломова и Штольца».
  3. Поиск смысла жизни . Все герои ищут свой путь, отыскивая ответ на извечный вопрос о предназначении человека. Илья находил его в размышлении и нахождении духовной гармонии, в мечтах и самом процессе существования. Штольц обретал себя в вечном движении вперед. Подробно раскрыта в эссе.

Проблемы

Основная проблематика «Обломова» состоит в отсутствии мотивации двигаться. Все общество того времени очень хочет, но не может проснуться и выйти из того ужасного удручающего состояния. Многие люди стали и становятся обломовскими жертвами до сих пор. Сущий ад — проживать жизнь мертвецом и не видеть никакой цели. Именно данную человеческую боль хотел показать Гончаров, прибегая за помощью к концепции конфликтности: здесь есть и конфликт между человеком и обществом, и между мужчиной и женщиной, и между дружбой и любовью, и между одиночеством и праздной жизнью в обществе, и между трудом и гедонизмом, и между ходьбой и лежанием и прочим, и прочим.

  • Проблема любви . Это чувство может изменить человека к лучшему, это превращение – не самоцель. Для героини Гончарова это было не очевидно, и она вложила всю силу своей любви в перевоспитание Ильи Ильича, не видя, как оно мучительно для него. Переделывая возлюбленного, Ольга не замечала, что выжимает из него не только плохие черты характера, но и хорошие. В страхе потерять себя Обломов не смог сберечь любимую девушку. Перед ним встала проблема нравственного выбора: либо остаться собой, но в одиночестве, либо играть всю жизнь другого человека, но ради блага супруги. Он выбрал свою индивидуальность, и в этом решении можно видеть эгоизм или честность – каждому свое.
  • Проблема дружбы. Штольц и Обломов выдержали испытание одной любовью на двоих, но не смогли урвать ни минуты из семейной жизни для сохранения товарищества. Время (а не ссора) разлучило их, рутина дней разорвала бывшие крепкими дружеские узы. От разлуки они оба проиграли: Илья Ильич окончательно себя запустил, а его друг погряз в мелочных заботах и хлопотах.
  • Проблема воспитания. Илья Ильич стал жертвой сонной атмосферы в Обломовке, где за него все делали слуги. Живость мальчика притупили бесконечные застолья и дремы, тупое оцепенение глуши наложило отпечаток на его пристрастия. становится понятнее в эпизоде «Сон Обломова», который мы проанализировали в отдельной статье.

Идея

Задача Гончарова состоит в том, чтобы показать и рассказать, что такое «обломовщина», раскрывая створки её и указывая как на положительные, так и на отрицательные её стороны и дать возможность читателю выбрать и решить, что для него первостепенно – обломовщина или реальная жизнь со всей своей несправедливостью, материальностью и деятельностью. Главная мысль в романе «Обломов» — описание глобального явления современной жизни, ставшего частью русского менталитета. Теперь фамилия Ильи Ильича стала нарицательной и обозначает не столько качество, сколько целый портрет человека, о котором идет речь.

Поскольку никто не принуждал дворян работать, и все за них делали крепостные, на Руси расцвела феноменальная лень, охватившая высшее сословие. Опора страны гнила от безделья, никак не способствуя ее развитию. Это явление не могло не вызывать опасения у творческой интеллигенции, поэтому в образе Ильи Ильича мы видим не только богатый внутренний мир, но и губительное для России бездействие. Однако смысл царствия лености в романе «Обломов» имеет политический подтекст. Недаром мы упомянули, что книга написана в период ужесточения цензуры. В ней есть скрытая, но, тем не менее, основная мысль о том, что в этой повальной праздности виноват авторитарный режим правления. В нем личность не находит себе применения, натыкаясь лишь на ограничения и страх наказания. Вокруг царит абсурд подобострастия, люди не служат, а прислуживаются, поэтому уважающий себя герой игнорирует порочную систему и в знак немого протеста не играет в чиновника, который все равно ничего не решает и не может изменить. Страна под жандармским сапогом обречена на регресс, как на уровне государственной машины, так и на уровне духовности и нравственности.

Чем закончился роман?

Жизнь героя оборвалась от ожирения сердца. Он потерял Ольгу, он потерял себя, он потерял даже свой талант – способность мыслить. Проживание с Пшеницыной не пошло ему на пользу: он погряз в кулебяке, в пироге с требухой, который поглотил и засосал бедного Илью Ильича. Его душу съел жир. Его душу съел отремонтированный Пшеницыной халат, диван, с которого он стремительно сползал в бездну внутренностей, в бездну требухи. Таков финал романа «Обломов» — мрачный, бескомпромиссный приговор обломовщине.

Чему учит?

Роман наглый. Обломов удерживает внимание читателя и помещает это самое внимание на целую часть романа в пыльную комнату, где главный герой не встаёт с постели и все кричит: «Захар, Захар!». Ну разве не вздор?! А читатель не уходит…и даже может лечь рядом, и даже укутаться в «восточный халат, без малейшего намёка на Европу», и даже не решать ничего по поводу «двух несчастий», а всё о них размышлять…Психоделический роман Гончарова очень любит убаюкивать читателя и подталкивает его парировать на тонкой грани между реальностью и сном.

Обломов — это не просто персонаж, это стиль жизни, это культура, это любой современник, это каждый третий житель России, каждый третий житель всего мира.

Гончаров писал роман о всеобщей мирской лени жить, чтобы самому преодолеть её и помочь людям справиться с данной болезнью, но получилось так, что он эту лень оправдал потому только, что с любовью описывал каждый шаг, каждую весомую идею носителя этой лени. Неудивительно, ведь «хрустальная душа» Обломова все ещё живёт в воспоминаниях его друга Штольца, его возлюбленной Ольги, его жены Пшеницыной и, наконец, в заплаканных глазах Захара, который продолжает ходить на могилку своего барина. Таким образом, вывод Гончарова – найти золотую середину между «хрустальным миром» и миром реальным, находя себе призвание в творчестве, любви, развитии.

Критика

Читатели 21 века редко роман читают, а если и читают, то не до конца. Некоторым любителям русской классики несложно согласиться с тем, что роман отчасти скучен, но скучен намеренно, нагнетающе. Однако это не пугает рецензентов, и многие критики с удовольствием разбирали и до сих пор разбирают роман по психологическим косточкам.

Одним из популярных примеров является работа Николая Александровича Добролюбова. В своей статье «Что такое обломовщина?» критик дал прекрасную характеристику каждому из героев. Причины лени и неспособности обустроить жизнь Обломова рецензент видит в воспитании и в первоначальных условиях, где личность была сформирована, или, скорее, не была.

Он пишет, что Обломов – «не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего–то ищущий в своей жизни, о чем–то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства».

Виссарион Григорьевич Белинский видел истоки апатии во влиянии целого общества, так как считал, что человек изначально – чистый холст, созданный природой, поэтому некое развитие или деградация той или иной персоны находятся на весах, принадлежащих непосредственно социуму.

Дмитрий Иванович Писарев, допустим, смотрел на слово «обломовщина», как на вечный и необходимый орган для организма литературы. «Обломовщина» по нему – порок русской жизни.

Сонная, рутинная обстановка деревенской, захолустной жизни дополнила то, чего не успели сделать труды родителей и нянек. На тепличное растение, не ознакомившееся в детстве не только с волнениями действительной жизни, но даже с детскими огорчениями и радостями, пахнуло струёй свежего, живого воздуха. Илья Ильич стал учиться и развился настолько, что понял, в чем состоит жизнь, в чем состоят обязанности человека. Он понял это умом, но не мог сочувствовать воспринятым идеям о долге, о труде и деятельности. Роковой вопрос: к чему жить и трудиться? – вопрос, возникающий обыкновенно после многочисленных разочарований и обманутых надежд, прямо, сам собою, без всякого приготовления, во всей своей ясности представился уму Ильи Ильича — писал критик в своей известной статье.

Детальнее всех «обломовщину» и его главного представителя оглядел Александр Васильевич Дружинин. Критик выделил 2 основные стороны романа – внешнюю и внутреннюю. Одна заключается в быте и практике ежедневной рутины, другая же занимает площадь сердца и головы любого человека, которая не перестаёт собирать толпы губительных мыслей и чувств о рациональности существующей действительности. Если верить критику, то Обломов омертвел потому, что предпочёл омертветь, а не жить в вечной непонятной суете, предательстве, корысти, денежном заточении и абсолютном равнодушии к красоте. Однако, Дружинин не считал «обломовщину» показателем затухания или гниения, он видел в ней искренность и совесть, и считал, что в этой положительной оценке «обломовщины» заслуга самого Гончарова.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!




Top