Лев толстой для плодотворной работы. Любимые напитки писателей

Сегодня в Ясной Поляне стартует театральный фестиваль «Толстой Weekend» - свои постановки по мотивам произведений Льва Толстого покажут как российские, так и зарубежные театры. Однако мало кто знает, что писатель, помимо прочего, был ещё приверженцем здорового образа жизни. Главные ЗОЖ-правила Льва Николаевича - ниже.

В сознании многих Лев Толстой - мудрый старец, аскет, посвятивший свою жизнь литературе и благим поступкам: обучению крестьянских детей, помощи неимущим. А знали ли вы, что этот интеллектуал был одним из главных трендсеттеров своего времени, популяризатором спорта, любителем модных экспериментов и первооткрывателем всего самого нового и актуального? Великий русский писатель, при жизни ставший классиком и живой легендой, находился в центре внимания современников не только благодаря своим литературным трудам, но и активному и осознанному образу жизни. Мы разобрали принципы здорового образа жизни Льва Николаевича и можем с уверенностью сказать: даже полтора века спустя стоит многому у него поучиться.

Л.Н. Толстой, 1900-е годы // фотография из фондов музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» ©

Распорядок дня и тайм-менеджмент

Залог здоровья и долголетия - правильный распорядок дня, а он требует самодисциплины и силы воли. Толстой выделял три вида воли: телесную, чувственную и разумную. Главным видом воли писатель называл последний, но считал необходимым развивать все три одновременно. Из его дневниковых записей следует, что зачатки телесной воли есть у каждого, поэтому при должном стремлении развить её не составит труда.

В первую очередь Толстой советует составлять список дел на день, в котором нужно обязательно отводить время на физическую активность, а также на умственные занятия - чтение книг, изучение чего-то нового. Необходимо чётко следовать плану. Ещё одно правило - контроль сна: важно найти оптимальное для себя время и не нарушать режим. В обязательную утреннюю программу писателя, независимо от настроения или погоды, входила зарядка и долгая прогулка - пешком или верхом. Днём Лев Николаевич непременно работал несколько часов у себя в кабинете в полном уединении. Перед обедом, который начинался около пяти часов дня, были прогулки и занятия спортом. Вечером все домашние и гости читали книги, играли в шахматы и устраивали камерные концерты.

Чёткое планирование времени, следование распорядку дня, смена видов деятельности тренируют силу воли и развивают ум, а утренняя гимнастика даёт заряд бодрости на весь день и повышает продуктивность. Очень важно не только составлять планы на день, но и анализировать их выполнение, как это делал Толстой. Таким образом можно начать планировать своё время не только на неделю, но и на более длительные промежутки, постепенно достигать целей, которые раньше казались недостижимыми.

Гимнастика

В своих дневниках Толстой часто отмечал, что для развития телесной воли нужно «регулярно делать движения» . Писатель каждый день находил время для зарядки и физических упражнений, предпочитая заниматься на свежем воздухе - недалеко от дома стояла «садовая гимнастика» с кольцами и турником. С лёгкостью писатель выполнял упражнение, получившее в семье название «Иван Михайлович». Для этого нужно было повиснуть на руках на перекладине, просунуть между ними ноги и, приподнявшись, сесть на перекладину. Лев Николаевич любил и упражнения с гантелями, не без гордости вспоминал о том, как в молодости мог креститься двухпудовыми гирями.

Во многом благодаря занятиям гимнастикой писатель оставался в прекрасной форме до самой старости. Он приучал к этому занятию своих детей: по утрам они все вместе делали зарядку, часто практиковали шведскую гимнастику. Перед домом Толстой установил «гигантские шаги» - своеобразную детскую карусель, но чтобы на ней покататься, нужно было прикладывать определённые физические усилия.

Возьмите за правило, как и Лев Толстой, заниматься гимнастикой каждый день. Регулярные занятия хотя бы по 15 минут в день способствуют всестороннему физическому развитию, совершенствуют координацию движений, тренируют выносливость, улучшают работу нервной системы, ускоряют кровоток, активизируют обменные процессы и формируют осанку. И помните: крепость тела рождает бодрость духа.

Теннис

Игры объединяли всех членов семьи: в них участвовали и взрослые, и дети - начинали обычно после обеда, а заканчивали затемно. Писатель увлёкся теннисом во второй половине 1890-х годов. Он играл увлечённо, с азартом и поразительной ловкостью.

Описав в романе «Анна Каренина» эпизод с игрой в лаун-теннис, Лев Николаевич предопределил моду на этот вид спорта. Писателю удалось представить на страницах романа диковинную в то время игру со знанием опытного теннисиста: «Стали играть в lawn-tennis. Игроки, разделившись на две партии, расстановились на тщательно выровненном и убитом крокетграунде, по обе стороны натянутой сетки с золочёными столбиками < …> Свияжский и Вронский оба играли очень хорошо и серьёзно. Они зорко следили за кидаемым к ним мячом, не торопясь и не мешкая, ловко подбегали к нему, выжидали прыжок и, метко и верно поддавая мяч ракеткой, перекидывали за сетку» .

Игровые виды спорта - это идеальный способ зарядиться энергией, отдохнуть и потренироваться. Учёные доказали, что во время спортивных игр стимулируется выработка гормона счастья, снижается риск развития гипертонии и множества других расстройств, спровоцированных стрессом. Всё это приводит к балансу энергии в организме. В своём дневнике Толстой оставил запись о том, что наслаждается игрой, как ребёнок. Советуем последовать примеру писателя: выбирайте командную игру по душе и занимайтесь спортом отдыхая.

Игра в лаун-теннис. Ясная Поляна // фотография из фондов музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» ©

Вегетарианство

В 55 лет Лев Толстой стал вегетарианцем. Во многом это было связано с периодом духовного кризиса писателя, ознаменованного поисками смысла человеческой жизни. Одним из поводов отказа от мяса стало посещение Толстым скотобойни. Вегетарианство для Льва Николаевича - это логичное продолжение его философского учения о безнравственной природе любого насилия.

Писатель был не строгим вегетарианцем: позволял себе яйца и молочные продукты. При этом его рацион был очень прост: он мог выпить за день до трёх бутылок кефира и съесть до пяти яиц, также он любил овсянку, рисовое пюре и дутый пирог. Толстой активно пропагандировал принципы вегетарианства в России: способствовал развитию журнала «Вегетарианство», поддерживал открытие вегетарианских трактиров и гостиниц, был почётным членом многочисленных вегетарианских сообществ. Во многом благодаря влиянию Толстого от мяса отказались Николай Ге, Илья Репин и Николай Лесков.

При этом Лев Николаевич верил, что важнейшую роль для духовного роста играет отказ не только от мяса, но и от огромного количества ненужных вещей, прихотей и вредных привычек, к которым в первую очередь относятся праздность и обжорство. Поэтому если вы не готовы отказаться от мяса, то начните с правильного питания, осознанного отношения к еде и окружающей природе в целом. «Отгоняй от себя всё то, что мешает тебе видеть свою связь со всем живым» , - писал Толстой.

Байкинг

Толстой по-настоящему удивил своих современников и членов семьи, когда в 67 лет начал ездить на велосипеде. На заре развития этого спорта в России Московское общество велосипедистов преподнесло писателю в качестве подарка велосипед английской фирмы Rover. Лев Николаевич быстро его освоил и вскоре свободно ездил не только по улицам Москвы, но и совершал длительные поездки из Тулы в Ясную Поляну. Толстой стал лицом новой спортивной моды: любители велосипедного спорта с восторгом принимали увлечение классика - это подтверждает статья в журнале «Циклист», посвящённая Толстому и его детям-велосипедистам.

Так как в XIX веке многие считали езду на велосипеде вредной, занятия Толстого не одобряли некоторые его знакомые и даже жена Софья Андреевна. Но в XXI веке уже доказано, что тренировки на велосипеде укрепляют мышцы, улучшают дыхательные процессы и положительно влияют на обмен веществ. Писатель видел в этом спорте пользу не только для развития тела, но и для ума. Он считал, что езда на велосипеде позволяет отдохнуть от мыслей. Так как нужно следить за неровностями дороги и препятствиями на пути, мозг полностью сконцентрирован на одном процессе и ни на что не отвлекается. Концентрация - один из способов развития «воли разума» . Когда будете ехать на велосипеде, постарайтесь тоже ощутить это состояние полной сосредоточенности.

Прогулка в седле - великолепный инструмент эмоциональной разрядки и борьбы со стрессом. Учёные доказали, что спокойная прогулка верхом равноценна спортивной ходьбе, а езда галопом - пробежке. При этом нагрузка на позвоночник и суставы существенно ниже, благодаря чему конный спорт стал одним из наиболее подходящих видов терапии после травм. Верховая езда укрепляет осанку, при регулярных тренировках формируется привычка держать спину ровно, улучшается обмен веществ. Прогулки верхом эффективны при ортопедических заболеваниях и нарушении координации движений.

Всю свою жизнь Толстой оставался активным человеком. Для него занятия спортом были не просто способом оставаться в форме, но и одной из важнейших составляющих ежедневной работы над собой. На своём примере Лев Николаевич доказал, насколько важно следовать простым правилам здорового образа жизни, уметь по-детски радоваться, проводить каждый день с пользой и становиться лучше.

Чертков В.Г. На прогулке. 1909 г. // фотография из фондов музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» ©

Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол.

Лев Толстой

Можно сколько угодно потешаться над простым фактом, но слова Ленина о Льве Толстом прочно прописались в нашем сознании. В любом разговоре о самом масштабном русском писателе со стопроцентной вероятностью всплывут чеканные ленинские определения: «Какая глыба! Какой матёрый человечище!»

Напор и магия слов таковы, что качества писателя переносятся на человека по имени Лев Николаевич. Богатырь! И здоровье его, надо полагать, тоже богатырское.

Отчасти это подтверждается. Действительно, «порода» Толстых была крепкой. Те, кто не окончил свои дни на войне или на плахе, жили долго и плодотворно. Собственно, сам Лев Николаевич умер, как известно, не в больнице, а в дороге. И было ему 82 года – возраст даже по нынешним меркам почтенный, а по тем – и подавно.

Хрестоматийными стали и достижения Толстого на ниве пропаганды здорового образа жизни. Не пил, не курил, в середине жизни перестал употреблять кофе, в старости – мясо. Разработал комплекс гимнастических упражнений, кстати, весьма продвинутый и вполне пригодный для современности. Иными словами, образец для подражания.

Страдания на пустом месте

Но за скобками остаётся главное – как именно Толстой ко всему этому пришёл. Обычно говорят о том, что упомянутые успехи – плод длительных духовных поисков и раздумий.

В принципе верно. Нужно только внести одно уточнение: Лев Николаевич думал не столько о высокой духовности, сколько о самых низменных материях вроде элементарного выживания. Потому что здоровье его было, мягко говоря, не на высоте.

Вот выписка из справки, данной армейским госпиталем и фиксирующей состояние здоровья подпоручика артиллерии Льва Толстого:

«Телосложения среднего, сухощав. Несколько раз был болен воспалением лёгких с ревматическим страданием в руках и ногах. Установлено также сильное биение сердца, сопровождаемое одышкою, кашлем, беспокойством, тоскою, обмороками и сухим треском, маскирующим дыхание.

С верх сего, вследствие отверделости печени, оставшейся после крымской лихорадки, аппетит его слабый, пищеварение неправильное с упорными запорами, сопровождаемыми приливами крови к голове и кружением в оной. При сырой погоде появляются летучие ревматические боли в конечностях».

Заметим – это официальный документ, заведомо отбрасывающий измышления и тревоги самого пациента. Мало ли что он там себе нафантазирует?

А фантазии Льву Николаевичу было не занимать. Богатое писательское воображение любую скромную болячку раскручивало до немыслимых масштабов. Скажем, такое обычное явление, как ячмень на глазу. В народе ему вообще не придают значения – на него полагается наплевать. В буквальном смысле – подобраться к недужному и неожиданно плюнуть ему в глаз. Считается, что после этого всё пройдёт.

Толстому, который бравировал своей «близостью к народу», этот способ не годился категорически. Вот что он заносит себе в дневник:

«Вырос на глазу ячмень исполинского размера. Мучает меня так, что совершенно лишился всех чувств. Не могу есть и спать. Плохо вижу, плохо слышу, плохо нюхаю и даже очень поглупел».

Написано с таким мастерством, что поневоле проникаешься сочувствием к больному. Но вот как реагировали на эту хворь окружающие, например декабрист Михаил Пущин:

«Мы все очень довольны его страданиями, страданиями потешными и забавными: для своего пустяшного ячменя он три раза посылал за доктором ».

В произведении английского писателя Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» главный герой начинает читать медицинский словарь и по мере чтения обнаруживает у себя все упомянутые там болезни, кроме родильной горячки.

Такое впечатление, что англичанин был коротко знаком с русским классиком: отношения между Толстым и медициной строились точно по такому же шаблону.

32 зуба и 33 несчастья

Вот далеко не полный список того, чем «страдал» Лев Николаевич, не достигший, к слову, ещё и 30 лет.

Кровавый понос с резью, сыпь непонятного происхождения, крапивная лихорадка, изжога, сердечные приливы, боль в пояснице, горле и печени одновременно, кашель сухой и мокрый, мигрень с рвотой, боли и опухоль в паху, насморк, ревматизм, желудочные расстройства, варикозное расширение вен, чесотка и геморрой.

И это ещё цветочки. Потому что помимо «всякой мелочи» он вполне серьёзно подозревал у себя туберкулёз, эпилепсию, сифилис, язву желудка и, наконец, рак головного мозга.

Разумеется, по каждому поводу вызывались доктора. Разумеется, все они, не найдя ничего из вышеперечисленного, были объявлены шарлатанами: «Невежды, страшные болтуны, ничего не смыслят в своём деле, пользы от них никакой, сплошное враньё ».

Самое забавное в том, что одно вполне настоящее недомогание у него действительно было. Кариес и пародонтоз, прогрессирующие с ужасающей скоростью. Первые записи вроде «Увеличился флюс, опять простудил зубы, которые не дают спать, целый день болели зубы » появляются, когда ему было 22 года. И в ближайшие 11 лет это становится лейтмотивом писательского дневника.

Как раз эта – реальная, осязаемая, мучительная – проблема по какой-то загадочной причине не удостаивалась внимания. Врачебная помощь дантистов отвергалась Толстым наотрез. А зубы болели и выпадали до тех самых пор, когда в 1861 г. писатель посетил Лондон.

Там он провёл полтора месяца, и проблема решилась сама собой. Толстой пишет об этом так: «Зубы поломались ». В действительности это значило, что из полагающихся 32 зубов у него в строю осталось всего 4.

Не нужно быть врачом, чтобы понять – жить с такой катастрофой во рту весьма затруднительно. Все близкие советуют Толстому вставить «фальшивые» зубы. Тщетно. Свои 4 оставшихся пенька Лев Николаевич гордо проносит до конца жизни.

Как ни странно, но именно этому феномену можно найти хоть сколько-нибудь рациональное объяснение. Примерно в те же годы похожие проблемы одолевали другого литератора мировой величины – Ханса Кристиана Андерсена.

У того с зубами было, пожалуй, похлеще, чем у Толстого. Тот же кариес, пародонтоз и дикие постоянные боли. Но плюс к тому уверенность в том, что именно эта боль даёт вдохновение и обеспечивает его плодовитость как автора. Уверенность была настолько сильной, что, когда выпал последний зуб, Андерсен действительно утратил возможность писать.

«Случай Андерсена» растиражировали все европейские газеты, и Лев Николаевич был прекрасно осведомлён о такой печальной коллизии. Повторить путь знаменитого сказочника ему не хотелось. И потому вставные, «фальшивые» зубы отвергались – они же могут принести только «фальшивое» вдохновение.

Рождение шедевра

Удивительно, но это помогло. Правда, довольно странным образом.

Как раз в начале 1860‑х гг. Лев Николаевич работал над главным произведением своей жизни – романом-эпопеей «Война и мир». Произведение в очередной раз забуксовало. Зубная боль, которая была до того просто фоном, внезапно обострилась. До такой степени, что Толстой чуть ли не впервые серьёзно прислушался к советам докторов. А именно – внял постулату, что 99 болезней из 100 происходят от переедания и прочих излишеств.

Сберегая оставшиеся зубы, он отказался от мяса, стал питаться протёртыми супчиками, кашами и киселями: «Воздержание в пище теперь полное. Ужинаю очень умеренно. На завтрак – овсяная каша ». Но и этого показалось мало: «Стал пропускать ужин. Вернулся к строгой диете. Каждый день обтираюсь мокрым полотенцем» .

Недели через две роман сдвинулся с мёртвой точки. А своё общее состояние писатель впервые за много лет охарактеризовал так: «Избыток и сила мысли. Свеж, весел, голова ясна, работаю по 5 и 6 часов в день. Случайность это или нет?»

Вопрос, отдающий литературным кокетством. Толстой явно решил для себя, что всё это не случайность. Именно в период работы над «Войной и миром» он последовательно бросает пить, курить и употреблять кофе. А кроме того, обращает внимание на «гигиену» – так тогда называли и устройство образа жизни, и организацию труда.

Вот слова его жены, Софьи Андреевны Толстой:

«О физическом своём здоровье Лев Николаевич очень заботился, упражняясь гимнастикой, поднимая гири, соблюдая пищеварение и стараясь быть как можно более на воздухе. А главное, страшно дорожил своим сном и достаточным количеством часов сна ».

Последнее особенно ценно. Неизвестно, кто запустил в обиход совершеннейшую нелепицу – дескать, Толстой спал по 4 часа в сутки и этого ему вполне хватало. Старший сын писателя, Сергей Львович, говорит о распорядке дня отца другое:

«Спать он ложился около часу ночи, вставал ближе к девяти утра». Получается, на сон у Толстого уходило 7–8 часов – ровно столько, сколько советуют современные сомнологи.

Толстого справедливо считают уникальным писателем. Но и человеком он был уникальным. Путь, который он проделал от мнительности и стоматологических суеверий до рационального и здорового образа жизни, впечатляет не меньше, чем его литература.

Введение


Толстой Лев Николаевич, граф (1828-1910) - писатель, мыслитель, педагог.

В первый период педагогической деятельности (1859-1862), названный Толстым временем «трехлетнего страстного увлечения педагогическим делом», он жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии. В 1862 году Толстой издавал педагогический журнал «Ясная Поляна», в котором печатал свои педагогические статьи и рассказы для детей.

Второй период педагогической деятельности Толстого (1870-1876) связан с созданием «Азбуки» (кн. 1-4, 1872) - комплекса учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителя, направленных на развитие «нравственных чувств, воображения, поэтического чутья» учащихся. При переработке «Азбуки» были изданы как самостоятельные пособия «Арифметика» (1874), «Новая Азбука» и «Русские книги для чтения» (1875).

Третий период педагогических исканий Толстого (конец 1880-х гг. - 1910) был связан с разработкой религиозно нравственного учения, которое Толстой считал главным делом своей жизни. Оно было изложено им в работах философского, психологического и публицистического характера («Исповедь», «О жизни», «Что же нам делать» и др.), в педагогических сочинениях («О воспитании», «О науке»), в изданиях для широких слоев населения («Путь жизни», «Мысли мудрых людей»), в книгах для детей.

Тема «Педагогические концепции Л.Н. Толстого» выбрана не случайно. В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски Л.Н. Толстого привлекают актуальностью проблем обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации системы народного образования. В раздумьях о новой школе и новой педагогической науке Л.Н. Толстого мы находим идеи и разработки, которые, словно отражают проблемы сегодняшних дней и предлагают нам свежий, оригинальный взгляд на вопросы современной педагогики. Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества, спасти будущих «Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых» - все это заставляло Льва Николаевича задуматься о пути реформирования образовательной системы и искать новые подходы, методы. Большое количество педагогических взглядов Л.Н. Толстого актуальны и на данном этапе развития российской педагогики. В современной педагогике на первое место выходят проблемы гуманизма, свободы, культуры, творчества. Л.Н. Толстой разработал целостную оригинальную концепцию учебно-воспитательного процесса, в которой уделил большое внимание этим проблемам. Вот почему исследование педагогической деятельности великого русского мыслителя и писателя носит не только исторический характер, но может оказать помощь в разработке современной теории образования. Актуальность нашего исследования заключается в попытке установления диалога между различными идеологическими подходами к педагогической системе Л.Н. Толстого. В связи с этим проведенный нами анализ оценок педагогического творчества Толстого основывался на работах ведущих специалистов в этой области, придерживавшихся зачастую прямо противоположных идеологических установок: К. Вентцель, Н.А. Константинов, С. Шацкий и др. , , Эти труды несут на себе печать своего времени, но в этом и заключается актуальность их исследования. Не менее актуальной для современного образования является толстовская концепция народной школы. В нынешних условиях, когда происходит резкая дифференциация общества не только по уровням доходов, но и по качеству образования, опыт организации Яснополянской школы оказывается крайне востребованным. За последние годы появился целый ряд работ, посвященных различным аспектам педагогического творчества Л.Н. Толстого. Это работы Н.В. Кудрявой, А.А. Шаталова и др. , , В них анализируются отдельные вопросы педагогической системы Л.Н. Толстого. Практически в любом направлении современной мировой педагогики можно обнаружить переоткрытие решений тех проблем, которые дал уже Л.Н. Толстой. Это касается концепции свободного воспитания, народного образования, непрерывности педагогического процесса, связи обучения с практическими интересами учащихся, гуманизации и гуманитаризации образования и многих других. Педагогические взгляды Толстого всегда порождали многочисленные споры. Это свидетельствует, с одной стороны, о противоречивости, неоднозначности и многогранности его концепции, с другой - об актуальности ее осмысления на переломных этапах истории. Л.Н. Толстой является одним из основателей антропологической педагогики в России. Поэтому изучение его педагогической системы актуально и с исторической точки зрения, позволяющей реконструировать многие недостаточно изученные этапы в истории отечественной педагогики, и с практической, поскольку антропологические взгляды Толстого оказываются созвучными современной тенденции в мировой педагогике. В педагогическом наследии Л.Н. Толстого сформулированы идеалы гуманистического образования. Литература, религия, искусство служили для Толстого, в первую очередь, средством гуманистического воспитания человека. На основе вышеизложенного можно сформулировать следующую проблему: изменение оценки педагогического творчества Л.Н. Толстого в отечественной педагогике в зависимости от меняющихся социальных условий и сущность ее противоречивости; причины повышенного интереса к педагогике Л.Н. Толстого в настоящее время.

Литература, посвященная педагогической деятельности Л.Н. Толстого представлена следующими работами. О.С. Газман «Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века» рассматривает понятие воспитания и различные подходы к нему. В работе Н.К. Гончарова «Историко - педагогические очерки» содержатся идеи о свободном воспитании, о саморазвитии ребенка, о качествах заложенных им от рождения. Особое внимание уделяется работам Т.В. Романовой «Принципы Толстовской педагогики в преддверии нового века», в которой подробно описываются принципы педагогической концепции Л.Н. Толстого. В книге Мир «Азбуки Льва Толстого» А.В. Шадской, В.Б. Ремизова, Н.А. Трофимова и др. рассказывается о педагогической системе Толстого, для создания которой была основана Яснополянская школа. Прямыми источниками по изучению педагогических концепций являются непосредственно «Сборники статей» и «Полное собрание сочинений» в 90 т. Л.Н. Толстого. ,

Цель данной работы - описать педагогические концепции Л.Н. Толстого

Объект исследования - педагогические концепции Л.Н. Толстого

Предмет исследования - идеи педагогических концепций Л.Н. Толстого.

Задачи данной работы:

.Раскрыть сущность понятия воспитание;

.Охарактеризовать педагогические концепции II половины XIX века;

.Рассмотреть воззрения Л.Н. Толстого на сущность воспитания;

.Раскрыть основные положения проекта Яснополянской школы.

Методы исследования. При изучении материала мы использовали следующие методы: аналитический метод, связанный с детальным изучением отдельных сторон педагогического творчества Л.Н. Толстого и его оценки в трудах отечественных педагогов; синтетический метод, предполагающий обобщение аналитической информации; ретроспективный метод, основанный на единстве исторического и логического подходов к педагогике Л.Н. Толстого. Нами использовались также сравнительный метод, методы индукции и дедукции, метод классификации.


1. Проблемы воспитания и образования в педагогике II половины XIX века


.1 Понятие воспитание. Подходы к трактовке воспитания

яснополянский толстой педагог воспитание

Важнейшее место в педагогике II половины XIX века занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л.Н. Толстого, который считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества. «…Во всех веках и у всех людей, - писал Толстой, - ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты. Человек родится совершенным - есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, останется твердым и истинным». Исходя из этого, Толстой полагал, что воспитывать ребенка бессмысленно, так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые должны только давать детям материал для того, чтобы они могли сами развиваться «гармонически и всесторонне». По мнению Толстого, свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию Нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения. Он идеализировал природу детей, указывал, что «детский возраст есть первообраз гармонии». Идея свободного воспитания была глубоко противоречивой, антинаучной. В действительности воспитание - организованный, целенаправленный процесс, имеющий определенные задачи, содержание и осуществляющийся с помощью различные средств и методов воспитательного воздействия на детей. Воспитание - в самом общем виде - заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения должны усвоить то, что уже накоплено обществом, т.е. усвоить знания на достигнутом уровне их развития, овладеть определенными трудовыми умениями, усвоить нормы и опыт поведения в обществе и выработать определенную систему взглядов на жизнь. В процессе воспитания должны формироваться также и такие качества, которые необходимы для решения новых задач, не стоявших перед старшим поколением. А для этого должны быть выработаны умения приобретать необходимые знания, приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и труда, заниматься творческой деятельностью Л.Н. Толстой в статье «Воспитание и образование» писал: «Воспитание, французское education, английское education, немецкое Erziehung - понятия, существующие в Европе…Немецкое определение, самое общее, будет следующее: воспитание есть образование наилучших людей, сообразно с выработанным известною эпохой идеалом человеческого совершенства.

В педагогике можно встретить понятие «воспитание», употребляемое в нескольких значениях: в широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений, охватывающее весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся; в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств, эстетических представлений и вкусов и т.п. Таким образом, можно сказать, что воспитание - это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества. Существуют две противоположных трактовки воспитания.

Согласно первой из них, воспитание есть воздействие государства и его образовательных институтов на развитие личности, осуществляемое в интересах государства или общества (при приоритете государственных интересов, обобщаемых в виде общеобязательной идеологии, принимаемой обществом). В этом случае воспитание превращается в своего рода манипулирование психикой учащегося, навязывание ему тех или иных ценностей и направлений развития сверху. В то же время учащийся лишен персональной социальной, этической и пр. ответственности за принимаемые им решения, его мировоззрение, поведение и поступки оцениваются лишь по степени их соответствия навязанному обществом (вернее, государством при молчаливом согласии общества) эталону.

Вторая трактовка воспитания связана с распространенной в демократических обществах идеей свободы ребенка, его права на самостоятельное принятие решений, касающихся его отношений к миру, обществу, своей дальнейшей судьбе и своему дальнейшему развитию. Вслед за О.С. Газманом можно в этом смысле говорить о педагогике свободы», противопоставленной «педагогике необходимости». Педагогика необходимости не только диктует конечный результат воспитания («формирование советского человека» или «человека развитого социалистического общества», «коммунистическое воспитание» и пр.), но и определяет его институциональную структуру («трудовое воспитание», «патриотическое воспитание», осуществляемые специальными мероприятиями по специальной программе) и даже его методы.

Напротив, педагогика свободы исходит из идеи сотрудничества взрослых и детей с целью обеспечить оптимальные условия для самостоятельного выбора и самостоятельного развития учащегося, его жизненного (личностного) самоопределения. Отсюда введенное Газманом понятие «психологической поддержки» как совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей решения проблем, помощи ему в сохранении человеческого достоинства и достижении позитивных результатов в образовании, саморазвитии, общении, образе жизни, вообще в самореализации. Воспитание и есть управляемая система процессов взаимодействия общества и личности, обеспечивающая, с одной стороны, саморазвитие и самореализацию этой личности, с другой, соответствие этого саморазвития ценностям и интересам общества. Везде влияние жизни отстранено от забот педагога, везде школа обстроена кругом китайскою стеной книжной мудрости, сквозь которую пропускается жизненное образовательное влияние только настолько, насколько это нравится воспитателям. Влияние жизни не признается. Так смотрит наука педагогика, потому что признает за собой право знать, что нужно для образования наилучшего человека, и считает возможным устранить от воспитанника всякое вне воспитательное влияние; так поступает и практика воспитания.


.2 Педагогические концепции II половины XIX века


Л.Н. Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами, Лев Николаевич предлагал учителям смело становиться на путь экспериментирования, что должно было содействовать развитию педагогики как науки. «Не философскими откровениями в наше время может подвинуться наука Педагогика, но терпеливыми и упорными повсеместными опытами…»

Единственным критерием педагогики Толстой объявлял свободу, единственным методом - опыт. Толстой ставил перед собой задачу выстроить новую педагогическую систему. Для создания новой педагогики Толстым была использована Яснополянская школа - своеобразная педагогическая лаборатория, экспериментальная школа, но великий педагог хотел, чтобы каждая школа стала «опытом над молодым поколением, дающим постоянно новые выводы». Толстой создал оригинальную систему дидактических взглядов, обогатившую науку новым подходом к решению основных проблем образования и воспитания. Сообщение учащимся широкого круга знаний и развитие творческих сил ребенка, его инициативы и самостоятельности - такова основная задача Толстовской школы. Цель воспитания, по Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей. Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой обосновывал и всю педагогическую концепцию. Толстой по-новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. Толстой-педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр своей педагогической концепции личность ребенка, он выстраивает вокруг нее систему принципов:

·принцип сознательности и активности обучения;

·принцип связи обучения с жизнью;

·принцип доступности обучения;

·принцип прочности усвоения знаний;

·принцип природосообразности.

Большое место он отводит принципу сознательности и активности. Обучение, как справедливо утверждал Толстой, - многосторонний процесс, а не только воздействие лишь на интеллект ребенка. Это - процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков. Еще раз подчеркнем, что в процессе обучения Толстой придавал большое значение развитию самостоятельности и творческого мышления у учащихся. Он писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать… В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов» Важным Л.Н. Толстой считал развивать:

·творчество детей (творческую активность);

·усваивать знания сознательно;

·использовать принцип наглядности.

Книга же для детей должна выполнять следующие требования:

) высокая художественность;

) сжатость и простота;

) богатые и разнообразные содержания;

) истории о русской жизни;

) рассказы на нравственные темы.

Особое место в дидактических взглядах Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Анализируя педагогическую систему немецких школ, которая была оторвана от жизни, от народа, Лев Николаевич справедливо подмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление меж предметных связей и повышение учебной мотивации. В школьные учебники Толстой считал необходимым включить материал из жизни родной страны, истории народа, его быта, о русской природе, все то, что близко и доступно детям. С помощью рассказов, басен и сказок он знакомил детей с жизнью людей и животных, явлениями природы. Это вызывало большой интерес учащихся к знаниям, необычайно оживляло учебный процесс. Из данного принципа естественным образом вытекает принцип доступности обучения, то есть сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. В качестве основ успешного обучения Толстой назвал соблюдение двух основных дидактических требований:

«1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно

) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях

Лучшим приемом для достижения доступности обучения Толстой считал накопление учащимися возможно большего количества конкретных сведений и фактов, в отличие от традиционного сообщения обобщенных и отвлеченно-абстрактных истин. По Толстому, педагогу необходимо исходить от конкретного, жизненного опыта детей, от частных фактов и явлений вести детей к обобщениям. Толстой рекомендовал учителям обращать внимание учеников на полное понимание совершаемых ими действий, использовать элемент проблемности в обучении, подводить учащихся к самостоятельному выведению правил, заключений. Вот как он формулирует данное положение в своем педагогическом труде «Общие замечания для учителя»: «Давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания, но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии.» .Л.Н. Толстой внес неоценимый вклад в разработку принципа прочности в обучении, наметил некоторые черты своеобразной системы, а также условий, средств и приемов, направленных на достижение в процессе обучения высокой степени прочности знаний, умений и навыков. Прочность усвоения для Толстого естественным образом связана, взаимно переплетена с сознательной умственной деятельностью учеников, то есть с принципом сознания и активности. Толстой не считал зазубренные, выученные наизусть слова, фразы признаком прочности знаний или даже наличием каких-либо знаний. Механическое заучивание как способ усвоения знаний получило у Толстого отрицательную оценку. Особенно резкой критике подверглась господствовавшая в те годы схоластическая система повторения, поурочного контроля знаний и экзаменов, основанных на зазубривании. Важной предпосылкой прочного усвоения знаний Лев Николаевич считал такой фактор, как наличие у школьника четкого понимания смысла, самой идеи знания и каждого из его слагаемых, осознание учеником жизненной значимости изучаемого материала. Таким образом, в педагогической концепции Толстого существует тесная взаимосвязь основополагающих принципов. Понимание целей знаний оживляет ум ученика, мобилизует его волю и силы на преодоление трудностей учения и достижение его высших результатов. Без соблюдения этого условия учитель не имеет права требовать от учеников закрепления в памяти того или иного знания или навыка. «Ни один человек и ребенок не был бы в силах учиться, - писал Толстой, - нежели бы будущность его учения представлялась ему только искусством писать или считать… Для того, чтобы ученик мог отдаться весь учителю, нужно открыть ему одну сторону того покрова, который скрывал от него всю прелесть того мира мысли, знания поэзии, в которой должно ввести его ученье. Только находясь под постоянным обаянием этого впереди блещущего света, ученик в состоянии так работать над собой, как того мы от него требуем» Исходной психолого-педагогической позицией Л.Н. Толстого в подходе к выше рассмотренной проблеме прочности усвоения знаний, умений и навыков была опора на природное стремление ребенка к знанию. Принцип природосообразности, присущий всей педагогической концепции Толстого, и здесь оказался ведущим. «Желание учиться в детях так сильно, - отмечал он -, что для удовлетворения этого желания они подчиняются многим трудным условиям и простят много недостатков» . Природное стремление ребенка к знанию, к открытию нового для себя является драгоцейнейшим естественно-педагогическим условием, которое учителю необходимо всячески оберегать от разрушения и потерь. «Образование есть потребность всякого человека, - писал Толстой в статье «Сельский учитель», - поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовлетворение, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся» .Преобладающей формой занятий был не урок в обычном смысле, а свободная беседа с учениками: в ходе ее дети обучались чтению, письму, арифметике, закону божью, усваивали грамматические правила, доступные для их возраста сведения по истории, географии, природоведению. Их обучали также рисованию, пению. Содержание обучения изменялось в соответствии с развитием детей, возможностями школы и учителей, желанием родителей.


2. Вклад Л.Н. Толстого в педагогическую мысль


.1 Воззрение Л.Н. Толстого на сущность воспитания


Выдающийся педагог Лев Николаевич Толстой, всю свою жизнь посвятивший изучению феномена человека, одну из своих главных задач видел в раскрытии вопросов становления человека как нравственного существа. Позиция Л.Н. Толстого по вопросам определения сущности нравственного воспитания, влияния личности учителя на его успешность, являясь во многом созвучной гуманистическому пафосу отечественной педагогической мысли второй половины XIX - начала XX вв., содержит в себе ряд существенных отличительных черт. Для Л.Н. Толстого воспитание есть «воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем». Воздействовать же на сердце тех, кого воспитываешь, утверждает он, «можно только гипнотизацией, заразительностью примера». «Ребенок увидит, - пишет мыслитель, - что я раздражаюсь и оскорбляю людей, что я заставляю других делать то, что сам могу сделать, что я потворствую своей жадности, похотям, что я избегаю труда для других и ищу только удовольствия, что я горжусь и тщеславлюсь своим положением, говорю про других злое, говорю за глаза не то, что говорю в глаза, притворяюсь, что верю тому, во что не верю, и тысячи и тысячи таких поступков или поступков обратных: кротости, смирения, трудолюбия, самопожертвования, воздержания, правдивости, и заражается тем или другим во сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями». «И потому, - делает вывод Л.Н. Толстой, - все или 0,999 воспитания сводится к примеру» .Учатся и воспитываются дети, считает Толстой, только благодаря заразительности примера, в состоянии, которое он называет «первой степенью гипноза». Все, чему обучают детей, пишет он, «от молитв и басен до танцев и музыки, - все это сознательное внушение; все то, чему независимо от нашего желания подражают дети, в особенности в нашей жизни, в наших поступках, есть бессознательное внушение. Сознательное внушение - это обучение, образование, бессознательное - это пример, воспитание в тесном смысле, или… просвещение» .Внушаемость детей отдает их в полную власть взрослых. И поэтому, считает Л.Н. Толстой, «нельзя быть достаточно внимательным» к тому, что и как внушается им. Мыслитель констатирует, что на разработку основ сознательного внушения - обучения в обществе направляются практически все силы, бессознательное же внушение - воспитание, «вследствие того, что наша жизнь дурна», находится в пренебрежении. «В воспитании всегда, везде, - пишет Л.Н. Толстой, - у всех была и есть одна ошибка: хотят воспитывать разумом, одним разумом, как будто у ребенка только и есть один разум. И воспитывают один разум, а все остальное, то есть все главное, идет, как оно хочет. Обдумают систему воспитания разумом опять, и по ней хотят вести все, не соображая того, что воспитатели сами люди и беспрестанно отступают от разума. В школах учителя сидят на кафедрах и не могут ошибаться. Воспитатели тоже становятся перед воспитанниками на кафедру и стараются быть непогрешимыми» .Толстой настаивает на том, что воспитание, бессознательное внушение, «есть самое важное» . Для того же, утверждает он, чтобы воспитание было нравственным, необходимо воспитателю самому жить нравственной жизнью. Только в этом случае, настаивает отечественный педагог, личный пример учителя становится мощным воспитательным фактором. «Чтобы воспитывать хорошо, - пишет Л.Н. Толстой, - надо жить хорошо перед теми, которых воспитываешь» . Главной же чертой «хорошей жизни» человека, согласно воззрениям русского философа, является его стремление к совершенствованию в любви. «Вот это самое если есть в воспитателях и если этим заразятся дети, то воспитание будет не дурное» . «Воспитание представляется сложным и трудным делом, - говорит Л.Н. Толстой, - только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? Потому что не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включалось бы в воспитание себя. Как одевать, как кормить, как класть спать, как учить детей? Точно так же, как себя. Если отец, мать одеваются, едят, спят умеренно и работают и учатся, то и дети будут то же делать» .Он считает, что для достижения положительных успехов в деле нравственного просвещения учащихся воспитателю следует придерживаться двух основных правил: «самому не только жить хорошо, но работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей». Л.Н. Толстой подчеркивает, что «лучше, чтобы дети знали про слабые стороны» своих воспитателей, чем то, чтобы они чувствовали, что у них есть скрытая и показная жизнь. Отечественный мыслитель был против старой педагогической догмы, согласно которой воспитание возможно только на положительных примерах, а отрицательное в жизни и людях лишь развращает и нравственно уродует людей. По его мнению, практика наглядно демонстрирует, что нравственно воспитывает не только положительное, но и отрицательное. Рассуждая в своем дневнике на эту тему, Л.Н. Толстой 23 июня 1903 года записывает: «Я очень дурной по свойствам человек, очень туп к добру, и потому мне необходимы большие усилия, чтобы не быть совсем мерзавцем… Юрий Самарин как-то очень хорошо сказал, что он - прекрасный учитель математики, потому что очень туп к математике. Я - совершенно то же в математике, но главное, то же в деле добра - очень туп, и потому не совсем дурной, - нет, смело скажу: хороший учитель» Русский педагог не видел в этом никакого парадокса нравственного воспитания. Хорошим учителем нравственности, считал он, может быть и дурной человек, но только при одном условии: он должен делать усилия добра. Кроме того, безобразное и нравственно уродливое вызывает как в ребенке, так и во взрослом чувство отвращения, ведь в них Богом вложено нравственное чувство, в них пульсируют силы добра. В целом же, по твердому убеждению опередившего свое время гениального педагога, основная миссия учителя в свободной школе должна состоять в воспитании духовности, человечности в человеке.

Толстой был тонким психологом, исключительным знатоком детской души. Об этом свидетельствуют его литературные произведения, вся его педагогическая деятельность. Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой, непрерывно искал и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией. Такой лабораторией, экспериментальной школой была в 1861-1862 годах Яснополянская школа.


.2 Проект Яснополянской школы Л.Н. Толстого


Яснополянская школа была открыта Толстым в 1859 году. В основу ее работы легло мнение Л.Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой критиковал буржуазную цивилизацию. Толстой подверг острой критике и современную ему школу, в которой учат тому, что не нужно народу, а требуется тем, кто притесняет и угнетает народные массы. В своих первых статьях по вопросам воспитания Л.Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразная педагогическая лаборатория по созданию нового содержания и методов воспитания детей, отвечающих прогрессивным педагогическим принципам. Она должна была основываться на уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности, всех его способностей. Школа размещалась в конце 50-х - начале 60-х годов во флигеле, где в наши дни находится литературный музей. Дети приходили утром, не к определенному часу, а когда освободятся от дел по дому и хозяйству и когда их отпустят родители. Расписания занятий и распределения часов на уроки со звонками на перерыв, такого, к которому мы привыкли в современных школах, в яснополянской школе не было. Каждый занимался тем, чем ему хотелось: кто географией или историей, кто тренировался в письме или рисовал, некоторые читали, а если устал, то прикорнуть можно было где-нибудь в уголке или под столом. Одним словом, дети себя чувствовали совсем свободно и часто проводили в школе весь день, до позднего вечера. Отношения с учителем - Львом Николаевичем Толстым - складывались взаимного учителю, как бы говоря: «я-те задам» или «пиши, мол, пиши, а я напишу лучше», вызывая тем самым уже известного писателя и в то же врем своего любимого учителя на соревнование. А учитель верил в ученика, и не без некоторой робости принимал его вызов. Толстой борется за иную, новую в своем основании школу, построенную на праве свободы человека, полной свободы, даже если ему, этому человеку, 10-12 лет. Школа в Ясной Поляне «развивалась свободно, - рассказывает Лев Николаевич, - из начал, вносимых в нее учителем и учениками. Несмотря на все преимущество влияния учителя, ученик всегда имел право не ходить в школу и даже, ходя в школу, не слушать учителя. Учитель имел право не пускать к себе ученика и имел возможность действовать всей силой своего влияния на большинство учеников, на общество, всегда составляющееся из учеников… При нормальном, ненасильственном развитии школы, чем более образовываются ученики, тем они становятся способнее к порядку, тем сильнее ими самими чувствуется потребность порядка, и тем сильнее на них влияние учителя». Того же он требовал и от учеников: активного мышления, сомнения и проверки истинности того, что считается общепринятым. Больше всего он ценил в детях их самобытность, любознательность, ненасытное стремление к знаниям. Этими же чертами должен обладать и учитель. Самое страшное в учителе - рутина, умственная лень, движение в своей работе по проторенной дорожке. Толстой считал, что «так как дело преподавания есть искусство, то оконченность и совершенство недостижимы, - а развитие и совершенствование бесконечны». «Всякий учитель должен знать, что каждая изобретенная метода есть только ступень, на которую должно становиться для того, чтобы идти дальше…» Как всегда, стремясь к предельной лаконичности и точности выражения мысли, он отливает ее в парадоксальную формулу: «Лучшая метода есть отсутствие всякой методы»; и тут же добавляет: «Но знание и употребление всех метод и изобретение новых по мере встречающихся трудностей». И это не было сказано «для красного словца», - Толстого в этом никогда нельзя заподозрить, - он действительно не сомневался в том, что нужно

«знать и употреблять все методы», используемые в педагогической практике, и он действительно знал их. Он не только прочитал огромную методическую литературу своего времени, но и специально ездил дважды за границу (в 1858 и 1860 годах) - в Германию, Францию, Англию, чтобы познакомиться с системой образования в этих странах. Он встречался там с наиболее известными педагогами и теоретиками школьного дела, посещал считавшиеся образцовыми школы, проверял свои взгляды на просвещение народа и систему народного (в прямом смысле этого слова) образования в беседах с выдающимися философами, такими, как Прудон, Герцен, слушал лекцию о воспитании Чарлза Диккенса в Лондоне.

Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого высоко оценивалась теми, кто посещал ее и наблюдал за занятиями учеников. Этими результатами школа была обязана обаятельному таланту преподавания и внутреннему жизненному огню Льва Николаевича, который непобедимо захватывал и поднимал с собой в высоту и ширь самый вялый ум, самое невпечатлительное сердце. В связи с вышеприведенными словами, можно с уверенностью сказать, что процесс обучения по педагогической концепции Л.Н. Толстого был эффективным и может быть применен и в наши дни.

Заключение


В результате проведенного исследования, нами были сделаны следующие выводы:

Педагогическая концепция Льва Николаевича Толстого возникла в ответ на историческую необходимость (отмена крепостничества, потребность народа в образовании, несостоятельность принятой системы обучения), она сформировалась в ходе его путешествий по европейским школам, его рассуждений и размышлений, в ходе самой его жизни. Однако же, мы можем быть уверены, что даже тогда она не смогла бы быть им развита и реализована с такой полнотой, если бы не сила его личности, его характера, его нравственных убеждений. Таким образом, Л.Н. Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами, Лев Николаевич предлагал учителям смело становиться на путь экспериментирования, что должно было содействовать развитию педагогики как науки. Особое внимание в вопросах дидактики Толстой уделял активизации учебного процесса. На основе экспериментов в Яснополянской школе, изучения работы школ в России и за рубежом Толстой убедился, что традиционно используемый набор методов и приемов обучения часто неадекватен возрастным и психическим особенностям детей, в связи, с чем активность детей падает, возникает непонимание и боязнь, скованность и равнодушие по отношению к учителю и учебному материалу.

Лев Николаевич ратовал за свободу в образовании, нравственность в воспитании, непрерывное развитие не только самого учащегося, но и учащего, поскольку, по его мнению, самую большую роль в воспитании играет личность воспитывающего, его личный пример, образ жизни. Его педагогическая деятельность в Ясной Поляне полностью подтверждала выработанные им принципы: он учил детей свободно, с удовольствием, как для них, так и для себя самого, пребывал в непрерывном развитии и как учитель, и как личность. Путь к новой модели воспитания лежит через переосмысление сущности педагогической профессии, ее целей, задач, содержания, методов; через реалистическое понимание функции и роли учителя - воспитателя. Философские идеи о безграничности развития личностного потенциала, о ноосфере, этногенезе, стремительно вошедшие в общественный контекст, значительно расширяют и углубляют понимание природы ребенка и взрослого, открывая новые подходы в работе школы, в воспитательной деятельности учителя, смысл которой все яснее видится как созидание человека. Труд и культура, вся жизнедеятельность современного человека с каждым годом все больше зависят от уровня его духовности, нравственной позиции. Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель: «Выучить, запомнить!». Чем в большей мере на первое место выдвигается эта задача, чем больше она захватывает внутренние силы ученика, тем дальше отходит на задний план задача нравственного воспитания. Вред зубрежки огромен - она невольно уничтожает основные идеи учебного предмета. Уповать только на формальное заучивание готовых формул, на простое увеличение идейного или нравственного содержания в изучаемых предметах и тем самым надеяться, что мы решим все задачи по формированию всесторонне развитой личности, было бы слишком большим упрощением. Подобное воспитание воздействует лишь на логическую, абстрактную систему мышления, не затрагивая область чувства и эмоций человека. Л.Н. Толстой по-новому взглянул на мир ребенка. Раскрепощенность видения Толстого создавало условие для свободы творчества и защищало его от схематизма и однозначности. Лев Николаевич показал, что взгляд взрослых на ребенка должен быть подлинно гуманистическим, то есть содержать в своей основе любовь как способ мировосприятия и мироотношения. Это наше большое счастье, счастье всего человечества, что Толстой обратился к вопросам педагогики. Задача школы, семьи, общества - развивать в человеке гуманистические задатки и потребность жить согласно идеям сохранения и продолжения жизни. Школа должна стать школой реального бытия человека и в то же время работать на перспективу духовного обновления. Именно такая возможность кроется в самом содержании учения Льва Николаевича Толстого.

Согласно концепции Л.Н. Толстого, ребенок, сохраняя свободу выбора, делает осознанный шаг в сторону величия разума и чувства, постепенно созидает свой Путь жизни. Осмысленный выбор своего жизненного пути - это ли не основная задача школы?! Дело не в профориентации, не в перекачке информации от одного к другому, а в формировании такого статуса личности, когда духовно сильная личность готова к испытаниям, может отстоять достоинство, сделать сознательный нравственный выбор. Сегодня школа, отражая противоречивость общественного развития, должна идти несколько впереди общественного развития. Только тогда она будет формировать личность, созидающую жизнь и творчески работающую на будущее. Л.Н. Толстой ведет нас путями педагогических исканий, учит видеть истинное счастье в раскрытии индивидуальности каждого ученика. Теперь, столько лет спустя после смерти великого педагога, мы многое можем по-новому понять, оценить; Л.Н. Толстой предстает перед судом времени в величии своего гуманизма и мудрости. И поэтому его имя как великого педагога-гуманиста бессмертно.


Список источников и литературы


1.Толстой Л.Н. Сборник статей. Пособие для учителей. М. Толстой Л.Н. Полн. Собр. Соч.: В 90 т. (Юбилейное изд.) - М., 1928-1951

2.Толстой Л.Н. Сборник статей. Пособие для учителей. М. Толстой Л.Н. Полн. Собр. Соч.: В 90 т. (Юбилейное изд.) - М., 1928-1951 // Собр.соч.: В 90 т. - М., 1928-1951.Т.8

.Толстой Л.Н. Мысли о воспитании // Собр. соч.: В 24 т. - М., 1913. Т.14.

.Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М., Учпедгиз, 1953.

.Апостолов Н.Н. Живой Толстой: Жизнь Л.Н. Толстого в воспоминаниях и переписке. - М., 2001

.«Педагогика». Под редакцией Ю.К. Бабанского. «Просвещение», Москва, 1983

.Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания // Вестник воспитания. 1896. №2

.Воспоминания Яснополянских крестьян о Л.Н. Толстом. - Тула, 1960

.Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Выпуск 6. М., 2006

.Гончаров Н.К. Историко - педагогические очерки/ Н.К. Гончаров - М.: «Академия педагогических наук», 2003

.Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф., «История педагогики» «Просвещение», Москва, 1982 г.

.Кудрявая Н.В. Лев Толстой о гуманизации наук // Педагогика. - 2004. - №3.

.Кудрявая Н.В. Педагогические искания Л.Н. Толстого // Сов. Педагогика. - 2001. - №9.

.Пузин Н.П. Ясная Поляна.: Дом - музей Л.Н. Толстого.-М., 1986

.Романова Т.В. Принципы Толстовской педагогики в преддверии нового века // Русская словесность. - 2005 - №1.

.Смирнов Н.А. Лев Толстой - редактор журнала «Ясная поляна». - Тула, 1972

.Шадская А.В., Ремизов В.Б., Трофимова Н.А., Ежов И.В. Мир «Азбуки Льва Толстого»: Книга для учителя. / Под науч. ред. канд. филологических наук В.Б. Ремизова. - Тула, 2005.

.Шаталов А.А.Л.Н. Толстой о национальных особенностях начального образования в России // Начальная школа. - 2006 - №5.

.Шацкий С. «Толстой - педагог». Пед. соч. т. 3. 1964 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

19 ноября, 2013

В 1906 году Лев Николаевич Толстой отказался от рассмотрения его кандидатуры на Нобелевскую премию. Писатель объяснил это своим отношением к деньгам, но общественность восприняла отказ как очередное своенравие графа. Ниже - еще несколько “причуд” Льва Толстого…

Одна из самых красочных сцен Анны Карениной — описание сенокоса, во время которого Константин Левин (которого Лев Николаевич, как известно, во многом писал с себя) работает в поле наравне с мужиками. Но физический труд Толстой прославлял не только посредством своих героев, но и через собственный пример. Работа в поле бок о бок с крестьянами не была для него экстравагантным барским увлечением, он искренне любил и уважал тяжелый физический труд.

Кроме того, Толстой с удовольствием и, что важно, с умением шил сапоги, которые потом дарил родственникам, косил траву и пахал землю, удивляя наблюдавших за ним поместных крестьян и огорчая свою жену.

Да не с кем-нибудь, а с Иваном Тургеневым. Стоит сказать, что Толстой в юности и даже в зрелом возрасте был очень далек от привычного нам сегодня образа мудрого и спокойного старца, призывающего к смирению и бесконфликтности. В молодости граф был категоричен в суждениях, прямолинеен, а подчас даже груб. Пример тому — его конфликт с Тургеневым.

Поговаривают, что одной из причин разлада была «любовная интрига», завязавшаяся между Тургеневым и графиней Марией Николаевной, любимой сестрой Толстого. Но окончательная размолвка между ними случилась, когда оба писателя гостили в доме Афанасия Фета. Если судить по мемуарам последнего, причиной перебранки стал рассказ Тургенева о гувернантке его дочери, которая в воспитательных целях заставляла ее чинить рваную одежду нищих.

Толстому такая манера показалось чересчур показной, о чем он с прямолинейностью и жаром сообщил собеседнику. Словесная перебранка едва не привела к драке — Тургенев пообещал Толстому «дать в рожу», а тот в, свою очередь, вызвал его на дуэль. К счастью, стреляться они не стали — Тургенев принес извинения, Толстой их принял, но в их отношениях наступил продолжительный разлад. Лишь семнадцать лет спустя Тургенев приехал в Ясную Поляну к просветлевшему и уже не такому вспыльчивому Толстому.

В 1882 году в Москве прошла перепись населения. Интересно, что в ней на добровольных началах принял участие Лев Николаевич Толстой. Граф хотел узнать нищету в Москве, посмотреть, как живут здесь люди, чтобы хоть как-то помочь бедным горожанам деньгами и делом. Выбрал он для своих целей один из самых сложных и неблагополучных столичных участков — у Смоленского рынка по Проточному переулку, в котором располагались ночлежки и прибежища нищеты.

И.Е. Репин. Лев Толстой в комнате под сводами. 1891

Кроме социального анализа Толстой преследовал и благотворительные цели, он хотел собрать денег, помочь с работой беднякам, устроить их детей в школы, а стариков в приюты. Толстой лично обходил ночлежки и заполнял переписные карточки, и кроме того поднимал проблемы неустройства бедняков в прессе и городской думе. Итогом стали его статьи «Так что же нам делать?» и «О переписи в Москве» с призывами о помощи и поддержки малоимущим.

С годами Толстым все сильнее завладевали духовные искания, и он все меньше уделяет внимание быту, практически во всем стремясь к аскетизму и «опрощению». Граф занимается тяжелым крестьянским трудом, спит на голом полу и ходит босиком до самых холодов, подчеркивая тем самым свою близость к народу. Именно таким — на босу ногу, в подпоясанной крестьянской рубахе, простых штанах, — его запечатлел на своей картине Илья Репин.

И.Е. Репин. Л.Н.Толстой босой. 1901 год

Таким же он его описывал и в письме к своей дочери: «Как бы ни унижал себя этот гигант, какими бы бренными лохмотьями не прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виден Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп».

Лев Николаевич Толстой играет в русскую народную игру городки, Ясная Поляна, 1909 год.

Лев Николаевич сохранял физическую бодрость и крепость духа до самых последних дней. Причина тому — страстная любовь графа к спорту и всевозможным физическим упражнениям, которые по его мнению, были обязательны, в особенности для тех, кто занимается умственным трудом.

Любимой дисциплиной Толстого была ходьба, известно что уже в достаточно солидном возрасте шестидесяти лет он совершил три пеших перехода из Москвы в Ясную поляну. Кроме того, граф увлекался конькобежным спором, осваивал велосипед, верховую езду, плавание, каждое утро начинал с гимнастики.

Писатель Лев Толстой учится кататься на вело в бывшем здании Манежа (журнал «Циклист» за 1895 год).

Толстой яро увлекался педагогикой и даже обустроил в своем имении в Ясной поляне школу для крестьянских детей. Интересно, что там практиковался во многом экспериментальный подход к обучению — Толстой ставил во главу угла не дисциплину, а наоборот поддерживал теорию свободного воспитания, — дети на его уроках сидели как хотели, определенной программы не было, но занятия при этом были очень плодотворными. Толстой не только лично занимался с учениками, но также выпускал детские книги, в том числе собственную «Азбуку».

Конфликт Толстого и православной церкви стал одной из самых странных и печальных страниц в биографии писателя. Последние два десятилетия жизни Толстого ознаменовались его окончательным разочарованием в церковной вере и неприятием православных догматов. Писатель ставил под сомнение авторитет официальной церкви и критически высказывался по отношению к духовенству, настаивая на более широком понимании религии. Таким образом, его разрыв с церковью был предрешен — в ответ на публичную критику Толстого и серию публикаций посвященных теме религии, Синод в 1901 году отлучил его от церкви.

Уже в преклонном возрасте 82-x лет писатель решил уйти странствовать, покинув свое имение, оставив жену и детей. В прощальном письме к своей графине Софье, Толстой пишет: «Я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни».

В сопровождении своего личного врача Душана Маковицкого граф покидает Ясную Поляну и отправляется в скитания без определенной цели. Заехав в Оптику Пустынь и Козельск, он решает отправится на юг к своей племяннице, откуда планирует двинуться дальше на Кавказ. Но последние путешествие оборвалось, едва начавшись: в дороге Толстой простудился и подхватил воспаление легких — 7 ноября Лев Николаевич скончался в доме начальника железнодорожной станции «Астапово».

Дмитрий Назаров

Тульские дети, приехавшие к Толстому в гости в 1907 году, запомнили эту поездку не только потому, что они побывали в гостях у великого писателя, но и потому, что их там поили чаем.

Л. Н. Толстой в Ясной Поляне с детьми из Тулы. 1907 г.

Открытка (художник – Е. М. Бём).

Воспитанницы Смольного института благородных девиц в столовой.

Н. П. Богданов-Бельский. Именины учительницы. 1910 г.

К. В. Лемох Утро в швейцарской. 1874 г.

26 июня 1907 года (по старому стилю) в гости к Л. Н. Толстому приехали весьма многочисленные гости: целых 800 человек детей вместе с учителями. Целый день провели они с писателем, а перед отъездом их напоили чаем. Это важная деталь, хотя кто-то, может, и скажет: «Подумаешь, великое дело – чай!». Но на самом деле чай для тех гостей, которые приехали в тот день к Толстому, был довольно изысканным угощением. Сейчас нам, конечно, трудно себе представить, что в начале XX века для кого-то чай мог быть роскошью. Однако именно так оно и было.

Бесплатную поездку для детей рабочих Тулы в Ясную Поляну организовал Арий Давыдович Ротницкий – общественный деятель и педагог, один из первых организаторов и популяризаторов детского дошкольного воспитания в Тульской губернии. Его отцу-промышленнику очень хотелось, чтобы его сын стал инженером горного дела. Но его тянуло к детям рабочих и крестьян. Вот так сам он писал об этом: «Я хотел работать среди детей окраины, хотел сделать радостным детство этих пасынков державы Российской, вырвать их из темноты и духовной изоляции». В 1907 году он становится членом правления Тульского отдела охранения народного здравия.

В своих воспоминаниях Ротницкий писал о поездке в Ясную Поляну: «Всех объединяла идея поездки к Толстому с нашими питомцами и учениками. Написали Льву Николаевичу письмо, спрашивали, может ли принять детей. Он ответил согласием. Мы о поездке не распространялись, так как было известно, что по указанию властей духовенству и учителям запрещено с Толстым встречаться».

Гости к великому писателю наведывались часто, но, чтобы их приехало 800 человек, такого раньше не было! Целый день дети в Ясной Поляне провели на воздухе: купались, водили хоровод, играли, занимались физическими упражнениями под руководством великого писателя. Толстые встретили детей гостеприимно и радушно. Около дома поставили столы, скамейки, принесли самовары. Пили чай. По словам Софьи Андреевны «выпито было шестьдесят ведер чая». Конфеты, пряники, фрукты, орехи к чаепитию детям привез сосед Л. Н. Толстого, купец Е. П. Гоголев. За столом много шутили, смеялись, а потом всех сфотографировала Софья Андреевна.

Конечно же, дети и их учителя до конца жизни не забыли поездку и то, как их угощал чаем сам граф Толстой – и не только из-за Толстого, но и из-за самого чая. Для детей из деревни, отданных на обучение ремеслу портным, лавочникам, парикмахерам, булочникам, чай в то время был роскошью – тем большей, чем тяжелей был ежедневный труд. С 5-6 часов утра целый день они были на посылках, времени и на учебу не оставалось совсем, а ложились ученики позже всех. Им приходилось еще и по дому работать: наносить воды, наколоть дров, сбегать в лавку, да еще и смотреть за хозяйскими детьми.

Об их жизни мы знаем по рассказам писателей. В. А. Гиляровский в рассказе «Олсуфьевская крепость» писал: «холостые <мастеровые> с мальчиками-учениками ночевали в мастерских, спали на верстаках и на полу, без всяких постелей: подушка – полено в головах или свои штаны, если еще не пропиты. К шести часам кипел ведерный самоварище, заблаговременно поставленный учениками, которые должны были встать раньше всех и уснуть после всех. У всякого своя кружка, а то просто какая-нибудь банка. Чай хозяйский, а хлеб и сахар свой, и то не у всех. В некоторых мастерских мальчикам чай полагался только два раза в год – на Рождество и на Пасху, по кружке:

– Чтоб не баловались!»

Для мальчишек, которые не могли купить хлеб и сахар, хозяйский бесплатный чай был не только средством для утоления жажды, но и едой, недаром ведь говорили «откушать чаю», и приглашали на чай: «Пожалуйте кушать чай!». А чай в таких случаях, как свидетельствует тот же Гиляровский, это был всего лишь кипяток с заваренным для колера цикорием. Но и такого чая могло не быть. В рассказе Чехова отданный в ученье сапожнику Ванька Жуков писал своему деду Константину Макарычу: «А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают». А еще были и выволочки, и битье за малейшие нарушения.

Словом, для простых детей чай тогда был больше чем чай, и многие из них, вероятно, попробовав чая у Льва Толстого, могли бы повторить слова с дореволюционной открытки художницы Е. М. Бем: «Выпьем чайку – позабудем тоску!» Да и мы теперь, зная, чем был для них чай, иначе смотрим на картину Н. П. Богданова-Бельского, который изобразил детей и их учительницу за одним столом, и на картину К. В. Лемоха «Утро в швейцарской, на которой мы видим девчушку, забежавшую, видимо, в гости на чай.

Трудно было и тем, кто, обучаясь, питался за казенный счет. Приведем для примера строки из мемуаров воспитанницы Смольного института благородных девиц: «Трудно представить, до чего малопитательна была наша пища. В завтрак нам давали маленький, тоненький ломтик черного хлеба, чуть‑чуть смазанный маслом и посыпанный зеленым сыром, – этот крошечный бутерброд составлял первое кушанье. Иногда вместо зеленого сыра на хлебе лежал тонкий, как почтовый листик, кусок мяса, а на второе мы получали крошечную порцию молочной каши или макарон. Вот и весь завтрак». Порции еды были маленькими, утром и вечером полагалась еще одна кружка чаю и половина французской булки. Крошечные порции и плохое качество пищи объяснялись довольно просто: в Смольном, как и во всех казенных заведениях, процветало воровство. Известна фраза Николая I, приехавшего в институт с неожиданной проверкой: «Моих солдат кормят лучше…»

В городских условиях бедным людям, не имеющим средств для существования, бесплатно попить чаю и перекусить можно было в «народных столовых». Первую такую столовую открыли в Санкт-Петербурге в 1892 году. Меню в «народных столовых» было крайне однообразным, но к приготовлению пищи предъявлялись довольно высокие требования. В 1908 году таких столовых в городе было уже девять, кроме них открыли еще одну детскую столовую и одну студенческую. Открытие народных столовых стало распространенной формой благотворительности.

Особую категорию представляли столовые для бедных студентов. В них не подавали напитков, но за небольшую плату здесь можно было купить сытный обед. Налогов они не платили, и даже получали дотацию. В них было чисто и аккуратно, часто их содержала сама хозяйка и ее семья. Много таких столовых располагалось около учебных заведений: у Технологического института, у университета. По воспоминаниям Ф. Ф. Раскольникова, студента Санкт-Петербургского политехникума (ныне Санкт-Петербургского политехнического университета), в студенческой столовой в 1912 году за 4 копейки можно было купить тарелку кислых щей, за 8 копеек макароны, политые жидким салом. «Проглотив обед, я подсчитал деньги и увидел, что могу выпить чай: стакан чаю с лимоном стоил три копейки, а без лимона – две копейки. В соседней комнате на прилавке кипел медно-красный самовар, и девушка в белом халате и белом платочке приветливо протянула мне стакан жидкого желтоватого чая». Интересно отметить, что в то время в заведениях общественного питания хлеб был бесплатным, он грудами лежал кусками в глубоких тарелках. Взяв за деньги только чай, можно было есть хлеба сколько угодно и этим утолить голод.

У себя дома студенты вместо чая часто заваривали цикорий, круглая палочка которого четверть фунта весом стоила 3 копейки, и ее хватало на четверых дней на десять.

Княгиня М. К. Тенишева – общественный деятель, художник, педагог, меценат и коллекционер – основала в Петербурге художественную студию, которая располагалась в таком месте, где поблизости не было ни столовой, ни кондитерской, и чтобы не ходить далеко, многие студийцы голодали до вечера. На выручку им пришла сама Тенишева. «Я придумала, чтобы устранить это неудобство, устроить в особой комнате, рядом с мастерской, что-то вроде чайной, – вспоминала княгиня. – В двенадцать часов подавался огромный самовар с большим количеством булок. Вначале мои художники стеснялись пользоваться даровым чаем, отказывались под разными предлогами, некоторые даже удирали до двенадцати часов, но потом понемногу привыкли к этому обычаю, тем более что я приходила вначале сама с ними пить чай во время перемены, приглашая составить мне компанию».

Тенишева была не единственной, кто подкармливал своих студентов – например, известный художник С. И. Грибков, из чьей мастерской вышли многие замечательные художники, устраивал по праздникам для своих учеников вечеринки, где водка и пиво не допускались, а только чай, пряники, орехи и танцы под гитару и гармонь.




Top