Кто прав отцы или дети тургенев. Спор между «отцами» и «детьми

Г. Т. Егораева ОГЭ. Русский язык. Задание 15.

(1) В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. (2) К этому дню Неля выучила новую музыкальную пьесу – бравурную и торжественную, подобную маршам, какими встречают победителей сражений. (3) А Колька появился на пороге с облупившимся на солнце носом и со старым, тоже облупившимся чемоданчиком.

(4) Неля кинулась к своему круглому вертящемуся стулу без спинки, откинула блестящую крышку пианино – и грянул марш. (5) Но она не сумела доиграть до конца. . . – (6) Где моя Черная Спинка? – вскрикнул Колька, заглушая пианино. (7) Черной Спинкой он называл раненую чайку, которую нашел прошлым летом на озере, возле лагеря, и всю зиму лечил.

– (8) Она. . . была на кухне, – ответил отец и двинулся навстречу Кольке с распростертыми объятиями. – (9) Здравствуй!. . (10) Колька увернулся от его рук, бросил свой чемоданчик на тахту и выскочил из комнаты. (11) Все трое – отец, Елена Станиславовна и Неля, – переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.

(12) В кухне на окне стояла пустая клетка. . . (13) Эту клетку Колька построил давно с маминой помощью, и она бы, наверно, вполне подошла даже для ширококрылого горного орла, а не только для скромной чайки. (14) Внутри клетки в горшочке с землей рос куст, чтобы птица, если бы она не была речной чайкой, могла присесть на него и вспомнить свой родной лес. (15) Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: их, видно, давно уже никто не поливал.

(16) Дверца клетки, которую вполне можно было бы назвать дверью, была открыта. (17) В пустой банке из-под консервов валялось несколько желтых зерен. . . – (18) Вы давали ей рыбу? – тихо спросил Колька. – (19) Нет. . . у нас не было времени возиться с рыбой, – ответил отец. – (20) А вот зерна. . . (21) Колька боялся задать главный вопрос, оттягивая его…

– (22) Но ведь тут, на кухне, темно и жарко. . . и пахнет газом. (23) Зачем же вы ее сюда? . . – (24) Ты знаешь, Николай (отец в серьезные минуты всегда называл его так – Николаем), ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она занималась с утра до вечера, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала. (25) Ну, в общем, мешала ей. . .

– (26) Черная Спинка, значит, тебе очень мешала? – все так же тихо, избегая еще главного вопроса, спросил Колька у Нели. – (27) Да, мешала! – звонко, дребезжащим от надвигавшегося плача голосом ответила девочка. – (28) Недаром тебя в школе называют Писклей! (29) Ещё бы… (30) Ведь я твоя сестра! – (31) А ты мне не сестра… – выпалил Колька.

32) До сих пор Елена Станиславовна молчала. (33) В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колькиной просьбе и должна была внимательно следить за больной птицей. (34) Она даже готова была вслух признать свою вину. (35) Но последняя фраза мигом изменила все её намерения. – (36) Как ты можешь так, Коля? (37) Неля видит в тебе своего брата, она так готовилась к твоему приезду… (38) И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься.

– (39) Где же она сейчас? – тихо спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его любимой птицы. (40) Елена Станиславовна опустила голову. – (41) Она сдохла, – набравшись мужества, ответил отец. (42) Колька качнулся. . . (43) Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привез из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о ее смерти вот так прямо и грубо.

– (44) Она умерла. . . а не сдохла. (45) Умерла из-за вас! – крикнул Колька, сам еле сдерживая слезы. (46) Он схватил свою огромную клетку и, неловко волоча ее впереди себя, спотыкаясь, побежал во двор. . . – (47) Ничего не понимаю, – медленно произнесла Елена Станиславовна. – (48) Мы его так встретили. . . (49) Неля марш приготовила. (50) Подумаешь, птицы!. . (По А. Алексину)

Анатолий Георгиевич Алексин – русский прозаик, драматург. Автор повестей «Саша и Шура» , «Необычные похождения Севы Котлова» , «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле» , в которых изображаются столкновения детей и подростков с миром взрослых.

2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему день возвращения Кольки из пионерского лагеря автор называет «памятным» ? » 1) В этот день родные люди устроили мальчику торжественный приём, праздник. 2) В этот день Кольке подарили красивую клетку для птицы. 3) В этот день Неля впервые назвала Кольку братом. 4) В этот день Колька узнал, что его любимая чайка умерла.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему день возвращения Кольки из пионерского лагеря автор называет «памятным» ? » 1) В этот день родные люди устроили мальчику торжественный приём, праздник. 2) В этот день Кольке подарили красивую клетку для птицы. 3) В этот день Неля впервые назвала Кольку братом. 4) В этот день Колька узнал, что его любимая чайка умерла.

3 Укажите средство речевой выразительности, которое используется в предложении: «Она сдохла» , – набравшись мужества, ответил отец» . 1) эпитет 2) просторечное слово 3) олицетворение 4) фразеологизм

4 Из предложений 26 -30 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от рядом стоящего согласного. – (26) Черная Спинка, значит, тебе очень мешала? – все так же тихо, избегая еще главного вопроса, спросил Колька у Нели. – (27) Да, мешала! – звонко, дребезжащим от надвигавшегося плача голосом ответила девочка. – (28) Недаром тебя в школе называют Писклей! (29) Ещё бы… (30) Ведь я твоя сестра!

5 Из предложений 44 -47 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется формой 1 лица ед. ч. глагола настоящего или простого будущего времени. – (44) Она умерла. . . а не сдохла. (45) Умерла из-за вас! – крикнул Колька, сам еле сдерживая слезы. (46) Он схватил свою огромную клетку и, неловко волоча ее впереди себя, спотыкаясь, побежал во двор. . . – (47) Ничего не понимаю, – медленно произнесла Елена Станиславовна.

6 Замените разговорное слово возиться в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. – (19) Нет. . . у нас не было времени возиться с рыбой, – ответил отец.

6 Замените разговорное слово возиться в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. – (19) Нет. . . у нас не было времени возиться с рыбой, – ответил отец. заниматься

7 Замените словосочетание с маминой помощью (предложение 13), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7 Замените словосочетание с маминой помощью (предложение 13), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. с помощью мамы

8 Выпишите грамматическую основу предложения 5. – (8) Она. . . была на кухне, – ответил отец и двинулся навстречу Кольке с распростертыми объятиями.

8 Выпишите грамматическую основу предложения 5. – (8) Она. . . была на кухне, – ответил отец и двинулся навстречу Кольке с распростертыми объятиями. она не сумела доиграть

9 Среди предложений 4 -7 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения. (4) Неля кинулась к своему круглому вертящемуся стулу без спинки, откинула блестящую крышку пианино – и грянул марш. (5) Но она не сумела доиграть до конца. . . – (6) Где моя Черная Спинка? – вскрикнул Колька, заглушая пианино. (7) Черной Спинкой он называл раненую чайку, которую нашел прошлым летом на озере, возле лагеря, и всю зиму лечил.

10 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Но ведь тут, 1 на кухне, 2 темно и жарко… и пахнет газом. Ну, 3 в общем, 4 мешала ей. Подумаешь, 5 птицы!

11 Укажите количество грамматических основ в предложении 10. (10) Колька увернулся от его рук, бросил свой чемоданчик на тахту и выскочил из комнаты.

12 В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Эту клетку Колька построил очень давно с маминой помощью, 1 и она бы, 2 наверно, 3 вполне подошла даже для ширококрылого горного орла, 4 а не только для скромной чайки…

13 Среди предложений 33 -37 найдите сложноподчиненное предложение c однородным подчинением. Напишите номер этого предложения. (33) В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колькиной просьбе и должна была внимательно следить за больной птицей. (34) Она даже готова была вслух признать свою вину. (35) Но последняя фраза мигом изменила все её намерения. – (36) Как ты можешь так, Коля? (37) Неля видит в тебе своего брата, она так готовилась к твоему приезду…

14 Среди предложений 13 -17 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер. (13) Эту клетку Колька построил давно с маминой помощью, и она бы, наверно, вполне подошла даже для ширококрылого горного орла, а не только для скромной чайки. (14) Внутри клетки в горшочке с землей рос куст, чтобы птица, если бы она не была речной чайкой, могла присесть на него и вспомнить свой родной лес. (15) Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: их, видно, давно уже никто не поливал. (16) Дверца клетки, которую вполне можно было бы назвать дверью, была открыта. (17) В пустой банке из-под консервов валялось несколько желтых зерен. . .

15.

Как Вы понимаете значение слова БЕЗДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бездушие» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов….

1 вариант Бездушие, на мой взгляд, — это отсутствие доброты, сочувствия, понимания, сострадания. Это плохое качество, потому что его последствия могут быть непоправимыми. Кроме того. Часто от них страдает не сам бездушный человек, а окружающие его люди, в то время как виновнику чужой боли остается недоумевать, что же стало причиной этих страданий. Именно так и случилось в рассказе А. Алексина. Коля узнал страшную новость: от недосмотра и бездушия умерла когда-то спасенная им чайка Черная Спинка. Бессердечной и невнимательной оказалась мачеха Коли, и она даже готова была признать это (пред. 34). Бездушие проявил и отец мальчика, прямо и грубо сообщив о смерти птицы (предл. 40). Это известие стало ударом для Коли, что он даже «качнулся» (предл. 43)… К сожалению, в жизни мы тоже часто сталкиваемся с бездушием …

2 вариант В моем понимании бездушие – это бессердечие, безжалостность, душевная холодность. Это неспособность предугадать последствия своего черствого отношения к чувствам и переживаниям другого человека. Сложно представить, какую боль испытал герой прочитанного мной рассказа, когда узнал, что близкие ему люди из-за собственной халатности допустили гибель любимой им птицы…

3 вариант Я думаю, бездушие – это одно из самых ужасных качеств человека. Бездушный не знает, что такое сочувствие, ему неведомы сопереживание, желание утешить кого-либо, он порой не может осознавать сути своих поступков. С историей бездушия мы знакомимся в рассказе А. Алексина о гибели чайки по имени Черная Спинка. С душевной черствостью и бездействием сталкивается Коля, когда отец и мачеха сообщают ему о том, что не соблюдали всех его советов по содержанию птицы (предл. 19, 24)…

4 вариант Бездушие – синоним слова «жестокость» . Данное явление очень страшно, потому что способно лишить человека веры в доброту и сострадание. Именно это и произошло с Колей, героем текста А. Алексина. Мальчик, вернувшись домой из лагеря и увидев пустую птичью клетку, испытал сильную душевную боль, потому что люди, которым он доверил спасенную чайку, оказались бездушными. Как ненужную вещь, они убрали живое существо подальше с глаз (предл. 22 -24). Коля не хочет верить в смерть птицы, его доброе сердце не вмещает такую степень бездушия ….

5 вариант Бездушие – это отсутствие доброты, жалости к тем, кто нуждается в защите, помощи. Не зря оно образовалось из двух слов: «без» , «душа» . Бездушные глухи к чужой боли. Особенно страшно, если такие люди есть в семье, как в рассказе А. Алексина. Так, возвратившись из лагеря, Коля, с нетерпением ждавший встречи со спасенной им чайкой, вдруг узнал, что дорогое ему существо было оставлено домашними погибать (предл. 19, 22, 25). Родные люди бездушно восприняли смерть чайки.

6 вариант Бездушие – это отсутствие сочувствия к чужой беде, боли. Бездушный человек думает только о своих интересах, не видя и не чувствуя страданий других людей. Например, в рассказе А. Алексина поражает то. , с каким равнодушием все члены семьи, которым был доверен уход за птицей, отнеслись к ее содержанию… Думаю, что человек без души – это уже не человек.

Пособие содержит 14 вариантов типовых тестовых заданий Основного государственного экзамена. Назначение пособия - отработка практических навыков учащихся при подготовке к экзамену в 9 классе по русскому языку. В сборнике даны ответы на все варианты тестов.
Автор заданий - специалист в области разработки методических материалов для подготовки к выполнению контрольных измерительных материалов ОГЭ. Пособие предназначено учителям и методистам, учащимся 9 классов для подготовки к Основному государственному экзамену.
Приказом № 699 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях.

Примеры.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения - не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Для того чтобы легче было идти по жизни, нужно представить себя путешественниками. Мы пришли в этот мир, чтобы удивляться его красоте, беречь эту красоту, наслаждаясь этим удивительным путешествием под названием жизнь. Конечно, будут радости и разочарования, встречи и ожидания, надежды и сомнения, успехи и неудачи - это всё естественно и необходимо для движения вперёд.
Естественно, что в путешествии встречаются разные люди. Каждый попутчик чему-то учит, что-то меняет в жизни встреченного, хотя бы незначительно. Так приобретается опыт, знания, умение распознавать злое и доброе, отвратительное и прекрасное. Нужно бережно пополнять этим опытом багаж, с которым путешествуешь по жизни. Тогда будет легко двигаться вперёд, потому что возникнет осознание того, что впереди ещё очень много интересного, увлекательного, важного, что в мире больше хороших людей, чем плохих.

Вся наша жизнь - это дорога. Необходимо просто настроиться на позитив, то есть сознательно выбрать для себя любовь к миру и радость как основу жизни и успеха, и с этим бодро шагать по жизни, пополняя свой багаж знаний новыми открытиями.
(160 слов) (По С. Боженковой).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ОГЭ, Русский язык, 14 вариантов, Типовые тестовые задания, Егораева Г.Т., 2018 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ОГЭ, Русский язык, Задания 15.1, 15.2, 15.3, 600 экзаменационных сочинений на отлично, Егораева Г.Т., 2019
  • ОГЭ 2019, Экзаменационный тренажёр, Русский язык, 20 экзаменационных вариантов, Егораева Г.Т.
  • ОГЭ 2019, Тематический тренажёр, Русский язык, Задания части 1 и 3, Сжатое изложение, Сочинение на лингвистическую тему, Сочинение-рассуждение, Егораева Г.Т.

Название: ГИА. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания.

Пособие содержит 10 вариантов типовых тестовых заданий Государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) 2009 года.
Назначение пособия - отработка практических навыков учащихся по подготовке к экзамену (в новой форме) в 9 классе по русскому языку в 2009 году.
В сборнике даны ответы на все варианты тестов.
Сборник предназначен для учащихся 9 классов основной школы, учителей и методистов, использующих тесты для подготовки к Государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) 2009 года.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей.
Ч а с т ь 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается вами 2 раза.

Ч а с т ь 2 выполняется на основе прочитанного текста.
Она состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1-А7) и 14 заданий с кратким ответом (В1-В14).
К каждому заданию с выбором ответа (А1-А7) даны 4 вариапта ответа, из которых только один правильный. Обведите номер правильного ответа кружком. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестом, а затем обведите номер правильного ответа.
Ответы к заданиям В1-В14 вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания словами или цифрами, разделяя их при необходимости запятыми. В случае записи неверного ответа зачеркните его В запишите рядом новый.
Ч а с т ь 3 выполняется на основе того же текста, который вы читали, работая над заданиями второй части.
Приступая к третьей части работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развернутый аргументированный ответ.
Это задание выполняется на отдельном подписанном листе.
Через 70 минут после начала экзамена разрешено пользоваться орфографическими словарями.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ а зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Какое из высказываний, приведенных ниже, наиболее полно содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчика можно назвать мужественным человеком»?
1) Он живет в детдоме, вДали от родных, но помнит о них.
2) Он стал сиротой, ему некуда вернуться из детдома, но он не переживает.
3) Он сохранил фотографии родных и смог Выжить в детдоме.
4) Он смог в одиночку пережить горе утраты близких и сделал все, чтобы сестренка не утратила связь с окружающими людьми и веру в них.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ГИА. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания. Егораева Г.Т. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Направления в споре Павел Петрович, Николай Петрович Кирсановы Евгений Васильевич Базаров
О роли аристократии «Я уважаю аристократов <…> Они не уступают иоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и поэтому они сами исполняют свои обязанности»; «…Аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». «Дрянь, аристократишко»; «…Вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public»; «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».
О нигилизме «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить.» «Сперва нужно место расчистить»; «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем,»
О русском крестьянстве «Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры…» «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения»; «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? мне соглашаться с ним?»; «Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете.»
Об отношении к искусству и природе Умение ценить красоту природы и искусства – непременное условие для развития личности. «Вы, стало быть, искусства не признаете?» Отвергает самоценность искусства, по отношению к природе выдвигает принцип полезности природе.

Восприятие критикой образа Базарова

Две точки зрения

Система персонажей романа

Два лагеря

Двойники Базарова

Ситников Кукшина
Называет себя «старинным знакомым» Базарова и его учеником. Приверженность новым идеям носит у Ситникова показной характер: он одет в славянофильскую венгерку, на его визитных карточках, помимо французского, имеется и русский текст, выполненный славянской вязью. Ситников повторяет мысли Базарова, вульгаризируя и искажая их. В эпилоге Ситников «толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает «дело» Базарова. <…> Отец им помыкает по-прежнему, а жена считает его дурачком... и литератором» Причисляет себя к «эмансипированным дамам». Ее «волнуют» «женский вопрос», физиология, эмбриология, химия, воспитание и т. д. Развязна, вульгарна, глупа. В эпилоге: «Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. Она по-прежнему якшается с студентами, особенно с молодыми русскими физиками и химиками, <…> которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии удивляют тех же самых профессоров своим совершенным бездействием и абсолютною ленью»
Двойники являются пародиями на Базарова, раскрывают слабые стороны его максималистского мировоззрения
Для Ситникова и Кукшиной модные идеи лишь способ выделиться. Составляют контраст Базарову, для которого нигилизм - осознанно выбранная позиция

Женские образы

Анна Сергеевна Одинцова Молодая красивая женщина, богатая вдова. Отцом Одинцовой был известный карточный шулер. Она получила прекрасное воспитание в Петербурге, воспитывает младшую сестру, Катю, которую искренне любит, но прячет свои чувства. Одинцова умна, рассудительна, уверена в себе. От нее веет спокойствием, аристократизмом. Больше всего она ценит покой, стабильность и комфорт. Базаров вызывает в ней интерес, дает пищу ее пытливому уму, однако чувства к нему не выводят ее из привычного равновесия. Она неспособна на сильную страсть
Фенечка Молодая женщина «неблагородного происхождения», которую любит Николай Петрович. Фенечка добра, бескорыстна, простодушна, честна, открыта, она искренне и глубоко любит Николая Петровича и сына Митю. Главное в ее жизни - семья, поэтому преследования Базарова и подозрения Николая Петровича оскорбляют ее
Катя Локтева Младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Чуткая натура - любит природу, музыку, но одновременно проявляет твердость характера. Катя не понимает Базарова, даже боится его, ей намного ближе Аркадий. Она говорит Аркадию о Базарове: «Он хищный, а мы с вами ручные». Катя - воплощение идеала семейной жизни,к которому втайне стремился Аркадий, благодаряей Аркадий возвращается в лагерь отцов

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Тест

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России.

Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем... Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии "равнодушной" природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...

(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

В1.

В2. Приведенный отрывок представляет собой описание природы. Как называется такое описание в художественном произведении?

В3. Приведенный отрывок взят из финальной части произведения, в которой рассказывается о судьбах героев после завершения основного сюжета. Как по-другому называется такой финал художественного

произведения?

В4. Слово «равнодушная» (природа) взято в приведенном отрывке в кавычки. Это цитата: здесь Тургенев обращается к стихотворению поэта, который много раз упоминается и цитируется на страницах «Отцов и детей». Запишите фамилию этого поэта.

В5. Установите соответствие между тремя персонажами произведения и их высказываниями о главном герое отрывка - Базарове. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

В6. Установите соответствие между тремя репликами Базарова и словами, которые в них пропущены (они даны в именительном падеже). К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

В7. Как называется прием синтаксически сходного расположения элементов речи в соседних предложениях или частях предложений (например, Железная ограда ее окружает; две молодые елки

посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле или Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? )?

С1. Что, по-вашему, дает возможность для сближения приведенного отрывка со стихотворением в прозе?

С2. В каких еще произведениях литературы мы встречаемся с философскими размышлениями о жизни и смерти и как они перекликаются с приведенным отрывком (или с произведением И.С.Тургенева в целом)?

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Тест

Прошло шесть месяцев. Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, шапками дыма над трубами, клубами пара из мгновенно раскрытых дверей, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. Январский день уже приближался к концу; вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря. В окнах марьинского дома зажигались

огни; Прокофьич, в черном фраке и белых перчатках, с особенною торжественностию накрывал стол на семь приборов. Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой; а в самый тот день Николай Петрович давал прощальный обед своему брату, который отправлялся по делам в Москву. Анна Сергеевна уехала туда же тотчас после свадьбы, щедро наделив молодых.

Ровно в три часа все собрались к столу. Митю поместили тут же; у него уже появилась нянюшка в глазетовом кокошнике. Павел Петрович восседал между Катей и Фенечкой; "мужья" пристроились возле своих жен. Знакомцы наши изменились в последнее время: все как будто похорошели и возмужали; один Павел Петрович похудел, что, впрочем, придавало еще больше изящества и грансеньйорства его выразительным чертам... Да и Фенечка стала другая. В свежем шелковом платье, с широкою бархатною наколкой на волосах, с золотою цепочкой на шее, она сидела почтительно-неподвижно, почтительно к самой себе, ко всему, что ее окружало, и так улыбалась, как будто хотела сказать: "Вы меня извините, я не виновата". И не она одна -- другие все улыбались и тоже как будто извинялись; всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо. Каждый прислуживал другому с забавною предупредительностию, точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию. Катя была спокойнее всех: она доверчиво посматривала вокруг себя, и можно было заметить, что Николай Петрович

успел уже полюбить ее без памяти. Перед концом обеда он встал и, взяв бокал в руки, обратился к Павлу Петровичу.

– Ты нас покидаешь... ты нас покидаешь, милый брат, – начал он, – конечно, ненадолго; но все же я не могу не выразить тебе, что я... что мы... сколь я... сколь мы... Вот в том-то и беда, что мы не умеем говорить спичи! Аркадий, скажи ты.

– Нет, папаша, я не приготовлялся.

– А я хорошо приготовился! Просто, брат, позволь тебя обнять, пожелать тебе всего хорошего, и вернись к нам поскорее!

Павел Петрович облобызался со всеми, не исключая, разумеется, Мити; у Фенечки он, сверх того, поцеловал руку, которую та еще не умела подавать как следует, и, выпивая вторично налитый бокал, промолвил с глубоким вздохом: "Будьте счастливы, друзья мои! Farewell!" {Прощайте! (англ.).} Этот английский хвостик прошел незамеченным, но все были тронуты.

– В память ____________, – шепнула Катя на ухо своему мужу и чокнулась с ним. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В1. К какому жанру принадлежит произведение, из которого взят отрывок?

В2. В главе, из которой взят отрывок, рассказывается о судьбах героев после завершения основного сюжета. Как называется такая итоговая, заключительная часть художественного произведения, его финал?

В3. Запишите фамилию героя (в именительном падеже), которую нужно вставить вместо пропуска.

В4. Выпишите из текста слово, которым, наряду со словом «тост», обозначают короткую застольную речь приветственного характера.

В5. Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в отрывке, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

В6. Установите соответствие между тремя персонажами и репликами, которые они произносят в произведении. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

В7. Как называется описание природы в художественном произведении (с такого описания начинается приведенный отрывок)?

С1. Почему, с вашей точки зрения, Аркадий не решается предложить тост за своего друга вслух?

С2. В каких еще произведениях литературы мы встречаем сцены, в которых семья собирается за столом, и как они перекликаются с приведенным отрывком (или с произведением И.С.Тургенева в целом)?

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

«История одного города»

(446 слов) Проблема конфликта между представителями разных поколений всегда была актуальна. Борьба отцов и детей, идейные споры и непримиримость взглядов – то, что всегда волновало умы писателей и философов. С одной стороны, это недопонимание кажется вполне естественным, ведь время идёт, всё меняется, поэтому и мировоззренческие взгляды не могут отставать от темпа жизни. С другой стороны, всё циклично, на смену настоящему приходит хорошо забытое прошлое, поэтому молодёжь не может отказываться от ценного опыта предков. Я думаю, молодежь нуждается в продуктивном диалоге с родителями, как и представители старшего поколения. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим примеры из литературы.

Вспомним знаменитый роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Само название готовит читателей к конфликту времён. Молодой нигилист Базаров по своим взглядам абсолютно противоположен дворянину Павлу Петровичу Кирсанову. На протяжении всего произведения мы видим их бесконечный спор обо всём на свете. Для Евгения опыт предков - мусор, от которого нужно «место расчистить». Однако Павла Петровича такая категоричная позиция возмущает, ведь молодое поколение должно созидать, а не разрушать. Сложный конфликт новых и уже отживших взглядов толкает героев на крайние меры. В романе дуэль стал неким символом вечного столкновения «отцов и детей», которое очень редко находит мирное решение. Однако финал книги доказывает, что молодые и зрелые люди нуждаются именно в диалоге. Счастья удостоились лишь те герои, которые смогли наладить общение, несмотря на идеологические споры. Это Аркадий и его отец — люди, которые нашли взаимопонимание. А вот непримиримый Евгений умер, так и не познав счастья. Его родители обречены были навещать могилу сына, который при жизни не нашел времени для диалога с ними.

В литературе можно найти массу произведений, в которых подобный конфликт «разрешается» гибелью одной из противоборствующих сторон. Всем известная пьеса А.Н. Островского «Гроза» — яркий пример трагического исхода извечного спора. Главная героиня Катерина, попав под полное подчинение Кабанихи, не может вынести такой жизни. Ведь их взгляды и устои абсолютно противоположны. Влияние старшего поколения оказалось настолько гибельным, что молодежь просто исчезла из дома: Варвара сбежала, Тихон восстал против матери, а Катерина бросилась в воду. Однако тем самым спор «отцов и детей» не разрешается, а лишь повисает в воздухе. Героям пьесы не хватило желания наладить взаимопонимание между собой, поэтому их жизни были разрушены противостоянием. Если бы Кабаниха, ее невестка, дочь и сын хотя бы раз сели стол переговоров, то трагедии удалось бы избежать. Они разграничили бы семьи, перестали упрекать друг друга и замалчивать обиды. Именно этого им не хватило для мирного сосуществования. Поэтому каждый из нас должен выбирать диалог, а не спор с родителями, ведь все люди нуждаются в поиске компромиссного решения.

Противоположные взгляды родителей и детей на жизнь - это важная и актуальная для всех времён проблема, которая нуждается в разрешении. Конструктивный диалог, построенный на взаимопонимании и уважении - единственно верное решение, к которому должны прийти оба поколения во избежание серьёзных негативных последствий.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!




Top