Кто сочинил произведение. Кто написал пьесы У

Что мы делаем в случае, когда «два» - это мало, а «три» - много? Мы используем дробные числительные. Как правильно это сделать, вы узнаете на данном уроке.

1. Значение дробных числительных и их сочетаемость с именами существительными

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа и дробные количества (две третьих, 0,7 и пр.). Эти числительные сочетаются как с названиями предметов, поддающихся счету, так и с вещественными и собирательными существительными. Две третьих стола. Одна десятая молодежи. Две пятых золота.

Однако числительные данного разряда не могут сочетаться с одушевленными существительными. Исключение составляет слово полтораста (= полторы сотни = 150). Мы не можем сказать, например, полторы собаки и можем сказать полтораста собак .

Из полу́тораста собак южнорусских овчарок было всего пять.

Слово полтораста хоть и является дробным, поскольку полтораста - это полторы сотни, но называет целое количество, т. к. полторы сотни - это 150. Именно поэтому полтораста является единственным дробным числительным, которое сочетается с одушевлёнными существительными.

2. Структура дробных числительных

По своей структуре все дробные количественные числительные являются составными, т. е. состоят из 2-х и более слов. Три десятых, семь восьмых, три четвёртых. При этом первая часть дробных числительных представлена целым количественным числительным, а вторая часть - порядковым числительным.

Исключение составляют числительные полтора/полторы и полтораста , поскольку они состоят из одного слова, в отличие от остальных дробных числительных. При этом полтора - простое, полтораста - сложное.

3. Морфологические признаки

Все дробные количественные числительные изменяются по падежам.

Числительное полтора изменяется по родам и имеет формы м. и ср. р. и форму ж. р: полтора и полторы . Полтора месяца, полтора яблока, полторы недели.

Как вы помните из предыдущего урока, числительные один и два тоже имеют категорию рода (один - одна - одно, два - две ). Попадая в состав дробного числительного, эти слова сохраняют родовую характеристику, но используются только в форме ж. р.: одна десятая, две десятых, одна восьмая, две восьмых и т. д.

4. Склонение дробных количественных числительных

С точки зрения структуры в группе дробных количественных числительных представлено 2 подгруппы:

§ простые (несоставные) числительные (полтора, полтораста )

§ составные числительные (все остальные, напр. 2/5).

Числительные первой подгруппы полтора/полторы и полтораста имеют 2 формы: И. п. и В. п. (полтора/полторы и полтораста ) и форму для остальных падежей (полу ́тора, полу ́тораста ).

Таблица 1. Склонение числительных полтора, полторы, полтораста

В числительных второй подгруппы - в составных дробных числительных - склоняются обе части: первая часть склоняется как соответствующее целое числительное, вторая - как порядковое числительное во мн. или ед. ч. (одна седьмая, три седьмых и т. д.).

Таблица 2. Склонение составных дробных числительных

5. Синтаксические характеристики

Существительные, употребляющиеся с дробными количественными числительными, стоят в форме Р. п. ед. или мн. ч. Форма числа существительного зависит от смысла.

Сравните: Одна вторая груши и одна вторая груш , две третьих стакана и две третьих стаканов . Т. е. ед. ч. = часть одного предмета, мн. ч. = часть общего количества предметов.

В предложении дробные количественные числительные составляют один член предложения с существительным, при котором они стоят.

Мы не виделись полтора года .

Мировой океан занимает три четвертых планеты .

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. О правописании дробных числительных ().
  2. О дробных числительных ().

Домашнее задание

Задание №1

Перепишите текст, заменив цифровые обозначения словами. Определите падеж числительных.

Карат

Карат - единица веса драгоценных камней.

Когда-то при взвешивании драгоценностей употреблялись зерна, почки или бобы. Карат - это вес боба. Он равен 0,2 грамма.

Большинство алмазов имеет небольшой вес. Камни в 1-2 карата считаются уже большими. Алмазу больше 20 каратов присваивают имя, как человеку. Такие камни известны во всем мире.

Самый большой алмаз - «Куллинан», найденный в начале XX века в Южной Африке. Весил он 3106 каратов. Никто в мире его не мог купить. Его пришлось расколоть на части. Получилось 105 разных по весу бриллиантов. Самые крупные из них: «Звезда Африки» - весит 530,2 карата, «Куллинан II» - 317,4 карата. Они украшают теперь корону и скипетр королей Англии (По С. Кордюковой).

Задание №2

Просклоняйте числительные пять шестых, две восьмых

Имя числительное делится на множество разновидностей. Основной группой можно считать количественные - а их, в свою очередь, можно условно разделить на целые, дробные и собирательные.

Рассмотрим, какие именно слова включает в себя количественная группа, в каких случаях речь идет о целых или дробях - и какие числительные объединяет собирательная разновидность.

Целые и дробные числительные

Уловить суть количественной группы очень просто. Как следует из названия, она объединяет в себе слова, сообщающие о количестве объектов или людей. Например, «пять», «двадцать», «триста», «миллион».

Внутри единой группы слова разделяются на два разряда.

  • Целые. Если речь идет о некоем целом числе - «двадцать», «триста», «четыреста двадцать три» - значит, и относится слово именно к этой группе.
  • Дробные. Как ясно из названия, слово должно описывать некое дробное число, состоящее из числителя и знаменателя. Например, дробными будут - «одна целая семь десятых», «три четвертых», «пять восьмых». Отличительная особенность - то, что дробные числительные невозможно записать одним словом, они всегда представляют из себя целое словосочетание. Единственным исключением будет «полтора».

Как правильно их склонять? Это тема для отдельной большой статьи, однако мы попробуем охватить суть.

  • Обычные количественные числительные, обозначающие некое целое число, склоняются по родам и падежам как в единственном числе, так и и во множественном. Например, если взять числительное «один», то склоняться оно будет так: «одного» - «одному» - «один» или «одного» - «одним» - «об одном». Или, соответственно, во множественном числе - «один» - «одних» - «одним» - «одни» или «одних» - «одними» - «об одних». В женском роде меняются окончания, средний род «одно» существует лишь в именительном и винительном падежах.
  • Другое дело - если числительное дробное. В этом случае его часть, отвечающая за числитель, склоняется по правилам для количественных числительных, а вот знаменатель рассматривается только во множественном числе и по правилам склонения для порядковых числительных.

Собирательные числительные

Осталось кратко отметить еще одну группу - числительные собирательные. К ним относятся слова «трое», «пятеро», «семеро» и так далее. Всего таких числительных существует одиннадцать, они употребляются вместе с существительными и характеризуют некое количество похожих существ или предметов - например, «пятеро учеников».

Страсть к музыке нередко перерастает в творчество: мы никогда не узнаем, сколько в мире было (и есть) композиторов-любителей и композиторов-неудачников, зато можем вспомнить тех, кто сочинял музыку, но прославился благодаря литературе и философии.

Жан-Жак Руссо (1712—1778)

Философ-просветитель и предтеча Великой французской революции был не чужд музыкального сочинительства. Его перу принадлежит несколько музыкальных произведений, среди которых наиболее известна опера «Деревенский колдун», ее премьера состоялась в 1752 году. Н.М. Карамзин посетил постановку, будучи в Париже, а свои впечатления описал в «Письмах русского путешественника»: «С живейшим удовольствием слушал я музыку сей прекрасной оперы. Парижские дамы были правы, говоря, что автору ее надлежало быть весьма чувствительну!.. Я воображал его, как он, в бороде и в непричесанном парике, сидел в ложе Фонтенеблоского театра во время первого представления оперы своей, укрываясь от взоров восхищенной публики».

Эрнст Теодор Амадей (Вильгельм) Гофман (1776—1822)

О том, что Гофман страстно увлекался музыкой, можно догадаться уже по имени. Из любви к великому Моцарту писатель сменил в 1805 году имя «Вильгельм» на «Амадей».

Романтической культуре нравилось демонизировать музыку, но Гофман, пожалуй, как никто другой приложил руку к созданию этого мифа. Стоит вспомнить его новеллы «Дон Жуан» или «Кавалер Глюк» (самая первая новелла писателя, впервые опубликованная во «Всеобщей музыкальной газете»).

Как композитор Гофман был весьма плодовит: каталог его произведений насчитывает 85 единиц: среди них оперы, балеты, камерная музыка. Самым популярным сочинением стала опера «Ундина» (1816), которая была отмечена положительным отзывом композитора Карла Вебера.

Владимир Федорович Одоевский (1804—1869)

Выдающийся русский писатель-романтик был одним из основоположников русского музыкознания, неустанным пропагандистом Моцарта и Бетховена, исследователем народной и церковной музыки, а также литературным последователем Гофмана. Под впечатлением от его «Кавалера Глюка» Одоевский написал «Труды кавалера Джамбаттисты Пиранези» (1831). Годом раньше вышла его новелла «Последний квартет Бетховена», посвященная памяти великого композитора.

Помимо прочего, Одоевский интересовался устройством органов. В конце 1840-х специально для писателя был выполнен кабинетный орган «Себастианон» (догадайтесь, в честь кого он назван; орган, увы, не дожил до наших дней). На этом Одоевский не прекратил свои эксперименты. Князь сочинял музыку, сохранилось несколько его произведений.

Фридрих Ницше (1844—1900)

К музыке Ницше приобщился раньше, чем к философии, сочинять он пробовал еще в детстве. Пик его композиторской деятельности пришелся на середину 1860-х, в это время философ сочинил ряд фортепианных пьес, вокальные произведения на стихи преимущественно немецких поэтов. Музыка была страстью Ницше. Как известно, он находился под большим влиянием Вагнера, они познакомились в 1868-м году и стали близкими друзьями на несколько лет, однако вскоре их отношения расстроились. Вскоре после разрыва Вагнер раскритиковал музыкальное сочинение Ницше «Отзвуки новогодней ночи» (1872), а Ницше свел счеты с бывшим другом позже - в книге «Казус Вагнер» (1888).

Рабиндранат Тагор (1861—1941)

Классик индийской литературы и лауреат Нобелевской премии сочинил около 2230 песен. Как композитор Тагор испытал влияние классической индийской музыки (хиндустани). Он часто использовал традиционный тип мелодической композиции - называемый рага. Основу большинства песен Тагора составляли фрагменты его литературных произведений.

Георгий Иванович Гурджиев (1866—1949)

Мистик, философ, писатель, основатель «Четвертого пути» и «Института гармонического человека», Гурджиев крайне серьезно относился к музыке, хотя нотной грамоты не знал. Ему помогал Томас де Гартман (он же Фома Александрович Гартман), который был его учеником и соратником, начиная с 1916 года. Свои сочинения они называли музыкой для «движений» и «священных плясок». В 1929 году союз Гурджиева и Гартмана распался.

Музыка была для Гурджиева сакральным явлением, которое оказывает благотворное влияние на человека и может вводить его в состояние, подобное трансу. Британский математик Джон Беннет в книге «Свидетель. История исканий» так вспоминал о гурджиевских занятиях: «Пока новые ученики тренировались на сцене, несколько русских собирались вокруг рояля, где сидел Томас де Хартманн, вскинув, как птица, свою гордую голову. Гурджиев начинал выстукивать ритм на крышке рояля. Когда он становился ясен для всех, Гурджиев мурлыкал мелодию или наигрывал ее на рояле одной рукой и затем уходил. Хартманн развивал тему, и, если Гурджиеву не нравилось, он громко кричал, а Хартманн яростно кричал в ответ. Начинались неистовые споры... Внезапно Гурджиев издавал властный вопль, после которого наступала мертвая тишина...и Хартманн начинал вновь играть ту же тему...».

Теодор Адорно (1903—1969)

На протяжении многих лет Адорно интересовался атональными экспериментами Арнольда Шенберга. Они познакомились в 1924 году во Франкфурте, где Адорно начал брать уроки игры на фортепиано. В 1925 году философ, обосновавшись в Вене, изучал композицию под руководством Альбана Берга. Композитор как-то заметил своему ученику, что рано или поздно ему придется сделать выбор между Кантом и Бетховеном. Главной сферой деятельности Адорно, безусловно, оставалась философия, но и музыка была для него очень важна: недаром Адорно называли атональным философом. Его волновало то, как социальное и историческое проявляется в музыке. Адорно разработал модель гегельянско-маркситской критики музыки, опиравшуюся на способность искусства ставить вопросы и, хотя бы косвенно, указывать на возможные способы их решения. Его принято считать одним из основателей социологии музыки.

Пол Боулз (1910—1999)

Самый известный роман Боулза - «Под покровом небес» (1947) - был экранизирован Бернардо Бертолуччи в 1990 году. Классик американской литературы с детства проявлял интерес к музыке: он слушал пластинки с академической музыкой, которые собирал его отец, хотя ему самому больше нравился джаз. Родители купили ему фортепиано, и юный Боулз начал изучать теорию музыки и пение. В 15 лет он посетил балет «Жар-птица» Стравинского в Карнеги-холл, и это оставило в его душе глубокий след, в чем он сам признавался в своей автобиографии. Позже Боулз изучал композицию, а в возрасте 20 лет написал первое музыкальное произведение: сонату для гобоя и кларнета. Параллельно Боулз занимался литературой. В 1931 году он впервые отправился в Танжер, куда впоследствии переехал навсегда в 1947-м. В 1959 году Боулз вместе с исследовательской группой отправился в экспедицию, целью которой была запись традиционной музыки этнических групп, проживающих в Марокко. Как композитор Боулз оставил обширное и разнообразное наследие.

Энтони Берджесс (1917—1993)

В Англии Берджесс ценим как композитор не меньше писателя. На его счету порядка 40 музыкальных сочинений: среди них одноактная опера Dr Faustus (1940), опера Trotsky in New York (1980), балетная сюита для оркестра Mr W.S. (1979) и многое другое. Музыка играет важную роль и в некоторых литературных произведениях Берджесса. Например, в знаменитом романе-антиутопии «Заводной апельсин» (1962) Бетховен вдохновляет главного героя на насилие и дарит ему ощущение уникальности, сверхчеловечности: «Слушая Бетховена, я чувствовал себя наравне с самим Господом Богом, который вправе карать и миловать этих никчемных людишек». С помощью музыки Берджесс отвечает на вопрос, могут ли сосуществовать возвышенное и насилие, и если да, то что получится из этого союза.

Борис Виан (1920—1959)

Французский писатель Борис Виан родился в музыкальной семье. Его мать Ивонна Вольдемар-Равене превосходно играла на фортепиано и арфе, а одного из своих сыновей она назвала в честь Бориса Годунова - это была ее любимая опера. Страстная любительница классической музыки, она часто устраивала для своих детей домашние концерты, но младшее поколение всему на свете предпочитало джаз. Лелио, Борис, Нинон и Ален организовали домашний джаз-оркестр. В 17 лет Борис стал членом музыкального клуба Hot-Club de France, его почетным президентом был сам Луи Армстронг. Из четверых детей этой семьи трое стали профессиональными музыкантами. Борис связал свою жизнь с литературой, но музыкой продолжал заниматься всю жизнь: играл в оркестре, выступал как музыкальный журналист и сочинял песни.




Top