Кто такой бриан де буагильбер. Характеристика героев по произведению вальтера скотта “айвенго”

Вклад сэра Вальтера Скотта в дело создания исторического романа переоценить невозможно. Его произведениями лет сто пятьдесят зачитывалось не одно поколение читателей. «Айвенго» — одна из наиболее интересных вещей, написанных этим автором.

Историческая обстановка романа

Норманны завоевали около 150 лет назад исконные земли саксов всего в одном сражении. Действие романа происходит в XII веке на фоне борьбы двух братьев за трон. Это законный король Ричард I и его брат Джон, который, по сути, хочет узурпировать власть в королевстве. Династия Плантагенетов вполне утвердилась на острове и вытеснила ее коренных жителей на худшие земли. Саксонская знать мечтает вернуть себе прежнее положение. И страна оказывается в трех противоборствующих лагерях. Такова расстановка сил в начале романа, где главным должен быть образ Айвенго, созданный воображением писателя. Завязка романа начинается с возвращения Айвенго на родину, где он не знает, что его ждет.

Характеристика образа Айвенго

Уилфред Айвенго лишен наследства своим отцом Седриком, но глубоко влюблен в его подопечную Ровену, которой Седрик готовит более высокую участь, чем брак с его сыном. Айвенго — саксонский рыцарь, который верен Ричарду I, королю Англии, представителю пришедшей из Франции династии Плантагенетов. От своего сюзерена он получил желание следовать куртуазным законам чести. Доблесть, смелость, верность для него не пустой звук. Такова характеристика образа Айвенго в целом.

Участвуя в Ричарда, он завоевал большую славу как истинный защитник веры и христианства. Там он покрывает себя славой, но и вызывает к себе ненависть рыцаря Буагильбера, которого он победил на турнире в Палестине. Это одна из сторон, которой охарактеризован образ Айвенго. Он — идеальное воплощение рыцарского кодекса чести и героизма. Для него примером служит Ричард Львиное Сердце. Отважный рыцарь долгое время провел, сражаясь за Святую Землю. Он не юнец, но истинный который не будет действовать сгоряча, — таким предстает образ Айвенго перед читателем. Во время двухдневного турнира в Ашби он получил тяжелое ранение, но, собрав всю силу и выдержку, довел турнир до победы. А затем Айвенго, не выздоровев до конца, отправится защищать честь еврейской девушки Ревекки. Это еще одна грань, которая входит в образ Айвенго. К своему королю, доблесть и мужество которого безупречны, рыцарь относится с большой долей критики из-за его любовных приключений. Сам же главный герой романа однолюб, и никаким соблазнам он не подвержен. Образ Айвенго в романе Вальтера Скотта написан достаточно однообразно. Этот персонаж положительный, и его достаточно трудно нарисовать ярко.

Бриан де Буагильбер

Это рыцарь Ордена Тамплиеров. Рыцари-тамплиеры являются представителями мощной международной военной религиозной организации, которая якобы посвятила себя завоеванию Святой Земли. Но на самом деле они часто вмешиваются в европейскую политику. Бриан де Буагильбер — грозный боец, который перенес много испытаний, опасностей и бурных страстей. Он суров и выглядит зловеще. Мораль он не признает. Он потакает своим страстям и соблазнам. Так, зная, что состоятельный еврей Исаак собирается поехать в Шеффилд, рыцарь не гнушается простым нападением на него с целью ограбления. Жадность, похотливое отношение к женщинам, далекое от возвышенных куртуазных представлений того времени, характеризуют этот персонаж.

Он не стесняется похитить дочь старого Исаака, Ребекку, и добиваться у своей пленницы любви. Однако с течением романа его образ претерпевает романтические изменения благодаря его любви к Ревекке. Он, поняв, что девушка не ответит на его чувства, потерял интерес к жизни и погиб в поединке с Айвенго, но сделал свою гибель сознательной. Таков образ рыцаря ордена храма в романе Вальтера Скотта «Айвенго». Он противоположен главному герою, но очень интересен и ярок.

Леди Ровена

Трудно анализировать образ белокурой леди Ровены, потому что в романе он дан намеком и без развития. Мы многое узнаем о ее окружении, а о ней самой можем судить только косвенно. Из текста мы узнаем, что она справедливая и красивая. Еще сообщается, что девушка — это существо «мягкое, доброе, нежное», хотя благодаря своему воспитанию она весьма гордая и серьезная.

Леди Ровена служит только пешкой в руках мужчин, которые пытаются ею манипулировать. Так, Морис де Браси сразу захотел жениться на ней, когда узнал, какое у нее приданое. Седрик желает связать ее браком с Ательстаном, чтобы они могли родить новое сильное королевское саксонское поколение. И никому нет дела до чувств самой леди Ровены. Она мужчинами не воспринимается как человек с собственными желаниями. Даже Айвенго относится к ней как к предмету. Когда он возвращается на родину, то не спешит обрадовать леди Ровену своим появлением, а держит и от нее все в глубокой тайне. Выигрывая турнир, Айвенго называет Ровену королевой любви и красоты, хотя она, возможно, предпочла бы простую теплую встречу.

Даже когда в конце романа Айвенго наконец добивается у Седрика согласия на свадьбу, то оказывается, что читатель даже не видел, как Айвенго ухаживал за своей невестой. Можно только предположить, что некогда ухаживания были, и у Ровены возникло чувство любви к Айвенго. Этот молодой мужчина — средневековый романтичный рыцарь, и ему нужна прекрасная дама для выражения куртуазной любви и борьбы за нее. Это и делает Ровену чем-то вроде пешки для самого писателя, чтобы поддерживать любовную интригу, поэтому мало привлекает к ней интерес, любовь и сочувствие читательской аудитории. Положительный образ писателю не удался. Он слишком схематичен.

Ревекка

Не совсем справедливо сравнивать Ревекку и Ровену, потому что в романе они играют разные роли. Если о любви Ровены и Айвенго читатель знает как о свершившемся факте и не видит в ней никакой интриги, то отношения Ревекки к Айвенго даны в развитии. Любовь прекрасной черноволосой еврейки не находит отклика в душе главного героя. Ревекка — человек гордый, смелый, мужественный и свободный, так как она не принадлежит к высшей знати. Она — лицо презираемое в силу своей национальности. Но красавица-еврейка почти всегда уверена в себе.

И всякий раз, когда она находится под угрозой насилия, то ведет споры с храмовником. Ревекка имеет возможность выбирать свою судьбу — умереть с достоинством на суде Тамплиеров или поехать в Испанию и посвятить себя работе в больнице. В финальной сцене она дарит Ровене ларец с драгоценностями и отвергает предложение перейти в христианство и остаться в Англии.

Такими вырисовываются главные женские образы в романе Вальтера Скотта «Айвенго».

Заключение

Этим романом сразу после его написания зачитывались самые известные писатели всех стран, не говоря уж о массовом читателе. Затем он перешел в разряд детской литературы. Но современного ребенка роман вряд ли заинтересует. Эта красочно описанная эпоха раннего Средневековья может вызвать интерес у взрослого вдумчивого человека, знающего историю и склонного к анализу.

Бриан де Буагильбер член ордена тамплиеров, или храмовников, противник рыцаря Айвенго и короля Ричарда I. Бриана покинула его возлюбленная, после чего он и стал храмовников, чтобы иметь возможность мстить.

Орден обеспечивал ему безнаказанность и давал власть над людьми. Но вот, не знающий ни в чем отказа, Бриан влюбляется в прекрасную еврейку Ревекку, однако она решительно противится его домогательствам. Сначала исключительно чувственные чувства перерастают в непреодолимое пристрастие, Буагильбер признает превосходство Ревекки над ним, уважает ее гордость и чувство собственного достоинства. Бриан готов принести в жертву все, что у него есть: положение в ордене, свое славное имя и свою веру. Он предлагает ей уехать с ним из страны, обещая сделать ее там королевой. Но прекрасная и гордая язычница, верная своим идеалам чести и заветам предков, отвергает его.

И вот трибунал храмовников приговаривает ее к сожжению на костре. Бриан подсказывает Ревекке требовать от трибунала «Божьего суда» — поединка рыцарей, результат которого и решит судьбу приговора. Однако суд назначает Бриана защитником интересов ордена в этом поединке. Долг перед орденом и страсть к Ревекке борются в душе Бриана. Борьба достигает такого накала, что сердце рыцаря не выдерживает, и он умирает, лишь начав поединок. Как победитель, Айвенго распоряжается по-христиански похоронить Бриана, а его замок переходит во владение короля.

Автор кается, автор писал по фильму 1982 года, в котором Буагильбер/Ребекка является для него главным (если не единственным) приятным пейрингом. Зато очень сильно любимым.
А потому - возможно, OOC. И точно AU относительно обоих канонов (и фильма, и книги) - Бриан не спрашивал разрешения на спасение лишний раз. И исторические ляпы, тысячи их. Простите, дорогой заказчик, автор не смог удержаться, увидев пейринг.

551 слово.

Бриан де Буагильбер, рыцарь-храмовник, командор знаменитого ордена, не мог и помыслить, что настанет день, когда христианство станет для него препятствием, а не источником сил. Нести неверным Слово Божие на острие копья в Святой Земле было куда проще - никто не ждал настоящих преобразований, никто не беспокоился об обращении сарацинов в истинную веру. Буагильбер не был проповедником, не походил ни на миссионера, ни на апостола - и ещё недавно этот достойный представитель своего круга заявил бы, что его устроит и более скромный талант политического оратора.
Но привычки к громким речам недостаточно, чтобы убедить человека изменить не фигуру на престоле, а свет в собственной душе, чтобы переломить принципы из прошлого и заставить иначе взглянуть на бытие.
Когда Бриан читает ей отрывки из Нового Завета, Ребекка сидит прямая и бесстрастная, почти как на злосчастном "суде"; разве что изредка улыбается, слушая особо трогательные места - но лишь глупец мог бы принять это за победу. Только священное для иудеев Пятикнижие живо отзывается в её сердце, и прелестное лицо мгновенно меняется; Ребекка преображается настолько, что ради её вдохновенного блаженства Буагильбер забывает о своей цели и вновь и вновь ступает на зыбкую ветхозаветную почву.
Он читает Ребекке об Адаме и Еве, о потерянном рае, оставшемся великими грёзами в их памяти, об ошибках, лишивших их счастья, о каре за упорство и недоверие.
Он увёз её, он спас её от верной гибели, пусть Ребекка и не просила об этом - прекрасная гордячка предпочла бы костёр, но Буагильбер не пожелал дать ей право оступиться. На далёких берегах острова туманов Бриану мечталось, что континент станет для гостей из Англии новым домом, в котором они обретут покой и радость; а теперь не осталось даже мечты, рай потерян - но, быть может, не навеки?
Хождение по грани тянется мучительно долго, и Буагильбер не знает, что с этим делать. Средства и умения знатного потомка норманнов позволяют не прозябать, а жить в роскоши - но Ребекка отказывается разделять его путь. Она признаёт заботу - и только; в ней есть милосердие и сострадание, но нет огня, способного сжечь предрассудки. Остаётся лишь удивляться, что иудейка до сих пор не сбежала к своим соплеменникам, во множестве рассеянным по европейским городам; Ребекка не боится и не чуждается общества рыцаря, более не навязывающего ей ничего дурного для всякой молодой особы, и это внушает надежду. Если бы преданность отжившим учениям можно было так же легко изгладить из памяти, как дурную сцену в замке Фрон де Бёфа; Ребекка простила всё, вполне простила - Бриан видит это всякий раз, когда возвращается к своей то ли пленнице, то ли Прекрасной Даме. Она почти нежна с ним в те редкие минуты, когда терпение оставляет Буагильбера, и он судорожно сжимает её руки, вздрагивает, сдерживая злые слёзы. Ребекка более не отталкивает его - но и он научился уважению. Бриану страшно даже вспоминать те непристойности, которые он когда-то полагал подходящими для дочери еврейского народа.
Теперь Буагильберу остаётся только повторять просьбу переменить веру, надеясь, что упорство и преданность принесут свои плоды. Кем бы ни была Ребекка до этого - не всё ли равно? Единственное, что нужно Церкви - признание истинности христианского учения. Единственное, что нужно для того, чтобы предложить союз, достойный их обоих, признаваемый людьми и небесами.
Буагильбер молится Пресвятой Деве о даровании прозрения неверному творению Божьему, о возвращении заблудших в потерянный ими рай, и сердце ноет, когда Бриан слышит, как Ребекка, смиренно склонив голову, вновь шепчет молитвы своего народа.


Заснятым BBC аж в 1997 году. Долго, долго Снорри ходила вокруг полки с оным фильмом, не решаясь тратить кровные на непонятную кинопродукцию, однако любовь к Средневековью и гишторическим киноопусам все-таки задавила жабу, чему я нынче радуюсь.

С основной сюжетной линией, как полагаю, знакомы многие: доблестный рыцарь Айвенго, отправившийся в Палестину с Ричардом Львиное Сердце, был оклеветан тамплиером Брианом де Буагильбером, в результате чего вынужден скрывать свое настоящее имя. Вдобавок к этим радостям, его отец, лорд Седрик, сердит на сына из-за его любви к воспитаннице Ровенне, которую старый сакс предназначает в жены наследнику Альфреда Великого Ательстану, мягко говоря, не блещущего ни умом, ни прочими талантами. В Англии тем временем царит полный хаос: в отсутствие короля его брат-регент творит беззаконие, вместе с прочими норманнскими захватчиками угнетая трудовой саксонский народ. Айвенго появляется на одном из турниров, где уделывает всех противников, однако вражеские силы наносят ему коварный удар, в результате чего сэр Уилфрид на некоторое время выбывает из строя. Его лечит Ревекка, дочь еврея Исаака из Йорка, в которую он влюбляется, причем взаимно (что нисколько не способствует их счастью, ибо национальные и религиозные различия никуда не испарились). Тем временем на английском побережье высаживается Ричард и, никем не узнанный, сходится с лесной бригадой Робина из Локсли. Прознав о пленении Ровенны, Ательстана и Седрика, а также Айвенго, Ревекки и Исаака злобными норманнами Фрондебефом, де Браси и Буагильбером, они кидаются к ним на помощь. С одной стороны, коварные вороги хотят женить де Браси на Ровенне, обеспечив ему тем самым политический вес (ибо златокудрая дева отнюдь не крестьянского происхождения), а с другой - Буагильбер мстит Айвенго за поражение на турнире и за то, что он есть ходячее напоминание ему, храмовнику, о предательстве короля. Люди Робина Гуда штурмуют замок Фрондебефа, освобождают пленников, после чего Айвенго мирится с отцом, воссоединяется с Ровенной, а Ательстан, у которого вдруг зашевелились мозги, отказывается от помолвки. Однако Буагильбер, влюбившийся в Ревекку, увозит ее в командорство, куда прибывает Великий Магистр Ордена. Наслышанный о подобном непотребстве - женщина, да еще и еврейка, в мужском (что немаловажно) монастыре! - грозный тамплиер обвиняет ее в колдовстве. Дело доходит до божьего суда, на котором защищать честь Ревекки вызывается Айвенго. Он убивает Буагильбера, после чего король открывает всем свое имя и начинает творить справедливость. Ревекка с Исааком уезжают в Испанию, а Ровенна с Айвенго заживают счастливой жизнью.

Ревекка и склоняющий ее к сожительству Буагильбер

Фрондебеф и де Браси; Робин Гуд и его команда

Седрик и Ательстан


" Спутником духовной особы был человек высокого роста, старше сорока лет, худощавый, сильный и мускулистый. Его атлетическая фигура вследствие постоянных упражнений, казалось, состояла из одних костей, мускуле» и сухожилий; видно было, что он перенёс множество тяжёлых испытаний и готов перенести ещё столько же. На нём была красная шапка с меховой опушкой из тех, что французы зовут mortier за сходство её формы со ступкой, перевёрнутой вверх дном. На лице его ясно выражалось желание вызвать в каждом встречном чувство боязливого почтения и страха. Очень выразительное, нервное лицо его с крупными и резкими чертами, загоревшее под лучами тропического солнца до негритянской черноты, в спокойные минуты казалось как бы задремавшим после взрыва бурных страстей, но надувшиеся жилы на лбу и подёргивание верхней губы показывали, что буря каждую минуту может снова разразиться. Во взгляде его смелых, тёмных, проницательных глаз можно было прочесть целую историю об испытанных и преодолённых опасностях. У него был такой вид, точно ему хотелось вызвать сопротивление своим желаниям — только для того, чтобы смести противника с дороги, проявив свою волю и мужество. Глубокий шрам над бровями придавал ещё большую суровость его лицу и зловещее выражение одному глазу, который был слегка задет тем же ударом и немного косил.

Этот всадник, так же как и его спутник, был одет в длинный монашеский плащ, но красный цвет этого плаща показывал, что всадник не принадлежит ни к одному из четырех главных монашеских орденов. На правом плече был нашит белый суконный крест особой формы. Под плащом виднелась несовместимая с монашеским саном кольчуга с рукавами и перчатками из мелких металлических колец; она была сделана чрезвычайно искусно и так же плотно и упруго прилегала к телу, как наши фуфайки, связанные из мягкой шерсти. Насколько позволяли видеть складки плаща, его бёдра защищала такая же кольчуга; колени были покрыты тонкими стальными пластинками, а икры — металлическими кольчужными чулками. За поясом был заткнут большой обоюдоострый кинжал — единственное бывшее при нём оружие.

Ехал он верхом на крепкой дорожной лошади, очевидно для того, чтобы поберечь силы своего благородного боевого коня, которого один из оруженосцев вёл позади. На коне было полное боевое вооружение; с одной стороны седла висел короткий бердыш с богатой дамасской насечкой, с другой — украшенный перьями шлем хозяина, его колпак из кольчуги и длинный обоюдоострый меч. Другой оруженосец вёз, подняв вверх, копьё своего хозяина; на острие копья развевался небольшой флаг с изображением такого же креста, какой был нашит на плаще. Тот же оруженосец держал небольшой треугольный щит, широкий вверху, чтобы прикрывать всю грудь, а книзу заострённый. Щит был в чехле из красного сукна, а поэтому нельзя было увидеть начертанный на нём девиз."

В воскресенье пришла печальная новость - скончался прославленный советский и российский актер театра и кино Борис Химичев. Светлая память и спасибо за роли, среди которых я выделю одну - рыцаря Ордена Храма Бриана де Буагильбера. Да, Буагильбера играли и другие смипатичные мне актеры, в частности, Сэм Нилл и Киаран Хайндс, но лучшим исполнителем роли храмовника навсегда останется именно Химичев! Светлая память, Борис Петрович! Спасибо за роли, а особенно за Буагильбера!




Top